Сочинение по повести Горького "Детство". Анализ героев

Раздумья о судьбах России. Творческие поиски, в результате которых появился роман “Мать”, ощутимо сказались на дальнейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности. Началось осмысление реальных истоков, которые породили “разрушенный мир”. В феврале 1912 г. Горький писал о России: “Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос – какова она? – а вопрос – почему она такова? “
На такой почве были созданы на редкость

колоритные “окуровские” повести (1909-1911), цикл рассказов “По Руси” (1912-1917), автобиографическая проза (“Детство”, 1913; “В людях”, 1914). Здесь нет следа мажорно озвученных картин, победных настроений. Всюду царствует мудрый и трезвый взгляд. Ощутимо желание писателя “заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова” (“По Руси”). “Путешествие” по таинственным, “подводным” течениям жизни теснейшими узами связывает эти сочинения Горького с современной ему литературой.
НОвые черты автобиографической прозы. Алеше Пешкову, герою автобиографического цикла,

необходимо понять несовершенный мир “изнутри”. Мальчик поставлен перед вопросами отнюдь не “розового” содержания. Сочетание детски обостренного восприятия с серьезностью жизненных запросов дает интересный эффект. Художник пытливыми глазами мальчика как бы заново открывает его окружение, мир в целом.
Постепенно, с потерями и обидами, Алеша начинает понимать правду и ложь, красоту и уродство. А выросший Пешков, вспоминающий о далеких годах, ведет счет прежним своим достижениям и ошибкам. Двусоставная структура повествования – освещение жизни с двух возрастных точек зрения – позволяет писателю углубить впечатления подростка и понимание взрослым сложных связей прошлого и настоящего.
В пестрой, контрастной реальности обнаруживаются несовместимые между собой начала. Автобиографическая проза Горького обычно рассматривалась как соединение самостоятельных групп персонажей: выразителей “свинцовых мерзостей” или духовной красоты. На деле подобного разделения нет. Раскрыто переплетение противоположных начал в одной душе. Потому трудно понять человека Алеше. Внутреннее его недоумение передано многогранно, в том числе языком образов-символов. Герой уподобляет себя то чердаку, где набросаны старые вещи, то улью, куда “разные серые люди” сносили “мед своих знаний”.
В мещанском поведении матери чертежника, в подлостях полового на пароходе ощущается их душевное опустошение. И это вызывает болезненные переживания, но будит мысль мальчика. От ожесточившихся людей Алеша нередко слышит разумные суждения – деда Каширина, дяди Якова, Жихарева… А при последней встрече с дядей Яковом просто поражен его пониманием человеческих несчастий. В озлобленных натурах подавлены достойные стремления.
С другой стороны, теплые человеческие сердца не избегают обидной слабости. Именно это печальное явление наблюдает Алеша в поведении бабушки, матери, Цыганка, повара Смурого, плотника Осипа, кочегара Якова. Мудрая доброта и сила духа Акулины Ивановны легко уживаются со страхом перед “чужими” (умницей-химиком “Хорошее дело”), книгами (“врут они, книжки-то”). Незатихающей грустью овеяны воспоминания о бабушке, пронесшей темную, суровую долю сквозь долгие годы. Так выстрадан безрадостный вывод: “Шаткость людей слишком резко бросается в глаза”.
Странная двойственность окружающих рождает острое желание Пешкова услышать “благовест новой жизни”. Впервые он зазвучал для Алеши, особенно для повзрослевшего Максимыча, в опыте прошлого. Фольклор (“Детство”), книга (“В людях”) стали самостоятельными героями этих произведений. Светом пронизаны сцены знакомства Пешкова с книголюбом Смурым, открытия русской классики под влиянием “Королевы Марго”, чтения лермонтовского “Демона”. Литература сделала Алешу “неуязвимым для многого” и пробудила интерес к думающей интеллигенции (отчиму Максимову). Но Пешков так и не нашел реальной силы, которая может пробудить жизнь – “красивую, бодрую, честную”.
Автобиографическая проза Горького – богатый разлив глубочайших авторских наблюдений, сокровенных душевных признаний. Повествование доносит образную народную речь. Именно в ней находит писатель зерна “хорошего, человечьего”, что значительно просветляет общую картину.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. 1) История создания повести М. Горького “Детство”. В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии “Детство”, в которой изобразил веху в становлении личности...
  2. Жанр произведения – автобиографическая повесть, героями которой являются окружающие мальчика Алешу Пешкова люди, члены семьи деда Каширина и мастера, работающие в его красильне. Завязкой повести...
  3. Детство – первая пора в жизни каждого человека. “Все мы родом из детства”, – утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба...
  4. Наиболее яркие впечатления каширской жизни описаны Горьким в его повести “Детство”. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания, и одно из самых ярких...
  5. В произведении “Детство” раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький. У него рано умер отец, причем не своей смертью. Многое...
  6. Алеша Пешков – главный герой повести “Детство” Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у...

Детство – первая пора в жизни каждого человека. «Все мы родом из детства», - утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба во многом зависит от того, как он прожил свое детство.

Русский писатель Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) тоже считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», а происходит это, так как он помнит свои страдания, а еще потому, что «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю и ценить и отзываться добром на ласку и любовь.

Именно поэтому в 1913 году Максим Горький начал работу над своей знаменитой трилогией, первая часть которой, как и у Льва Толстого , получила название «Детство». Это автобиографическая повесть, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему самому пришлось вырасти. Рано потеряв своих отца и мать, уже в 11 лет он оказался «в людях», то есть стал работать у чужих людей, чтобы заработать себе на пропитание. Это тяжелое испытание, не случайно посвятил он свое произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века.

Когда после смерти отца Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) вместе с матерью и бабушкой оказался в Нижнем Новгороде, в родительском доме своей материи, «странная жизнь», которую он начал здесь, стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».

Мальчик впервые столкнулся с таким понятием, как вражда между родными: он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Несмотря на то, что Алексей часто сталкивается с несправедливостью, рос он добрым и чутким, ведь его первые девять лет жизни прошли в атмосфере любви, когда он жил в Астрахани с родителями. Теперь в доме деда ему приходится несладко: он вынужден ходить в школу, учить молитвы, смысла которых не понимает, разбирать по складам Псалтырь. Но есть в доме люди, к которым тянется Алексей. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчит большое будущее.

Однако не суждено сбыться пророчествам: Цыганок погиб, раздавленный тяжестью дубового креста, который дядя Яков поклялся отнести на своих плечах и поставить на могилу жены, вечно им битой и раньше времени отправленной на тот свет. Вся тяжесть креста легла на плечи Цыганка, а когда тот споткнулся, дядья «вовремя сбросили крест», и так погиб подкидыш, который, по словам дедушки, «поперек горла братьям встал», вот они его и уморили.

Череда несчастий в доме Кашириных продолжается: в пожаре сгорает мастерская, у тетки Натальи от испуга начинаются преждевременные роды, и она умирает, а вместе с ней младенец. Дед продает дом, выделив соответствующую часть наследства сыновьям – Михаилу и Якову.

В новом доме множество постояльцев – тоже способ заработать. Сами Каширины вынуждены ютиться в подвале и на чердаке. Много интересного и забавного было в доме для мальчика, но порой его душила неотразимая тоска, он весь как будто наливался чем-то тяжким и подолгу жил, «потеряв зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый». Такие ощущения трудно назвать детскими.

В подобной обстановке для любого ребенка важна поддержка взрослых. Мать Алексея, Варвара, в свое время вышла замуж «самокруткой», без благословения отца, так была рада вырваться из удушающей атмосферы семьи, про которую сам дед сказал бабушке: «Народила зверья». Бабушка же, говоря о своей непростой судьбе, рассказала, что у нее восемнадцать детей «было рожено», да вот полюбил господь: все брал да брал ребятишек ее в ангелы. Выжившие же особым счастьем не отличались: Михаил и Яков постоянно грызлись из-за наследства, Варвара, оставшись вдовой, пыталась вновь наладить личную жизнь, оставив сына на попечении бабушки и деда. Но и второй брак не сложился: муж, много ее моложе, стал ходить на сторону, а мать мальчика, родив еще двух сыновей, превратилась из высокой статной женщины в высохшую старуху, немую, глядящую куда-то мимо, и вскоре умерла от чахотки.

Поэтому особая роль в становлении мировоззрения юного Алеши Пешкова была отведена бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова». Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом», будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

С дедушкой отношения складывались иначе: Алеше казалось, что тот недолюбливал его и следил за ним своими зоркими и умными глазами. После того как Алеша был жестоко наказан дедом и тяжело заболел, дедушка пришел к нему, сел на кровать и рассказал о своей трудной молодости - ему пришлось быть бурлаком. Тяжелые испытания озлобили деда Каширина, сделали подозрительным, вспыльчивым. Он, маленький, сухонький, даже почти в 80 лет все еще поколачивал бабушку, которая была его крупнее и сильнее.

Много потерь было в жизни Алеши, но общение с хорошими людьми помогало выстоять ему в борьбе за существование. Так один человек со странным прозвищем Хорошее Дело предложил мальчику учиться писать, чтобы потом записывать все, что говорила бабушка. Возможно, этот эпизод был взят из жизни самого автора, что и послужило толчком к будущему ремеслу писателя. В любом случае, именно жанр автобиографической повести и рассказ от лица главного героя позволили Максиму Горькому передать всю трагичность жизни маленького человека, вступающего в жизнь и уже в какой-то мере ею отвергнутого.

Мы прочитали повесть Максима Горького «Детство», она рассказывает о трудных испытаниях Алёши. У него умер отец, и мальчику с мамой пришлось поселиться в доме семьи Кашириных. Семья была большая, но Алёша чувствовал себя чужим в ней. В доме по-настоящему родным и близким ему человеком была бабушка. От неё Алексей получает ценные жизненные уроки. Она сыграла в его жизни очень важную роль.

Акулина Ивановна была обычной русской женщиной. Внешне бабушка была «…сутула, почти горбата, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…». «Несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце». Акулина Ивановна «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Этим внутренним светом она привлекала и притягивала Алёшу.

Акулина Ивановна не только делала всё по дому, но и плела красивые кружева. Этому она научилась ещё в детстве, чтобы помогать матери зарабатывать на жизнь. К деньгам и богатству бабушка равнодушна, для жизни ей нужно только самое необходимое. Эту жизненную философию она передала внуку.

Акулина Ивановна опекала и окружала всех своей заботой, старалась всем угодить, помочь, была чуткая к чужой боли и обиде. Бабушка продолжала хорошие отношения со старым мастером Григорием, который ослеп и жил податями. Она разговаривала с ним, жалела, помогала. Даже в самые тяжёлые и трудные моменты жизни бабушка оставалась щедрой и человеколюбивой. Её бескорыстная любовь к миру и людям передалась и Лёше.

Акулина Ивановна отнюдь не беспомощна. Когда случается пожар, она не впадает в панику. Бабушка строгим, крепким голосом командует всеми. Здесь проявляется её решительность, героизм и уверенность в себе. Чтобы спасти всех, пожилая женщина едва не сгорела в пожаре. Проявляя смелость и храбрость, она выносит из горящего дома бутыль купоросного масла. Проявив мужество, бросается «под ноги взвившегося коня». Алёша был очень испуган поведением бабушки и поражён её героизмом. Горький подтверждает слова классика про настоящую русскую женщину «И в горящую избу войдёт, и коня наскоку остановит».

Очень большое влияние на Алёшу оказали сказки. «Сказки она рассказывала тихо, таинственно… Говорит, точно поёт». Бабушка была прекрасным рассказчиком. «Слушать её невыразимо приятно», поэтому все вновь и вновь повторяли: «А ну, бабушка, расскажи ещё чего!» А Хорошее Дело вовсе растрогался и расплакался от её сказки. Только тонко знающий и понимающий русскую душу человек, мог так искусно рассказывать.

Акулина Ивановна оказала огромнейшее влияние на формирование характера Алёши, на его взгляды и жизненные позиции, на отношение к людям. Она была ему другом и наставником. Несмотря на «свинцовые мерзости дикой русской жизни», бабушка сохранила душевную щедрость и научила внука быть стойким, жизнерадостным, миролюбивым и, конечно же, добрым. Горький выражает свою благодарность бабушке в этих строках: «Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Вповестях автобиографической трилогии «Детство», «В людях» (1913-1916) и «Мои университеты» (1925) М.Горький изображает героя, способного к духовному саморазвитию. Процесс формирования человека был новым в литературе. В известных произведениях о детских годах С.Аксакова, Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого основное внимание уделялось изображению внутреннего мира ре­бенка. Исследователи горьковского творчества считают, что социальная природа героя трилогии, общность судьбы с народом отличают это произведение от других образцов автобиографического жанра.

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрас­ный период жизни. Это не только история души ребенка, но и русская жизнь в определенную эпоху. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому. Сам писатель много видел и испытал в детстве. Он писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

И есть другая, более положительная причина, побуж­дающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество пре­красных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12-й главе, они являются ведущей нитью повести. Не в хронологическом порядке, последовательно и спокой­но движется повествование: картины, нарисованные писа­телем, возникают как результат наиболее сильных впечат­лений, оставшихся в сознании ребенка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопо­ставлении со светлым и радостным, что производит наибо­лее сильное впечатление на ребенка.

Так, на смену тяжелому впечатлению от картин траги­ческой смерти отца приходит ощущение счастья от близос­ти с необыкновенным человеком - бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечат­лений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние на Алешу оказали те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человечес­кой».

Особенность «Детства» состоит в том, что повествова­ние ведется от лица рассказчика. Такой характер изложе­ния не является новым, но сложность заключается в том, что изображаемое в повести видится и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, расценивающего все с позиций большо­го жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рас­сказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально-психологический анализ, позволяет сделать вывод о том, что Горький пытался вызвать отвращение к «мерзостям жизни» и привить любовь к душевно щедрому, стойкому и талантливому русскому народу.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема реферата:

«Особенности стиля повести А.М.Горького «Детство»

Выполнила:

Савельева Екатерина

Ученица 7Акласса.

Руководитель:

Бубнова ОльгаИвановна .

Нижний Новгород

2013

Содержание

1. Вступление. Цель реферата 4 стр.

2. Особенности жанра повести Горького «Детство 5 стр.

3. Своеобразие горьковского портрета 7 стр.

4. Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) 12 стр.

5. Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького 13 стр.

«Детство»

6. Употребление лексики, передающей особенности детской психологии 15 стр.

героя

7. Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев 16 стр.

8. Заключение 18 стр.

9. Примечание 19 стр.

10.Использованная литература 20 стр.

11.Приложение 21 стр.

I . Вступление. Цель реферата.

У каждого писателя имеется свой способ осуществления творческого замысла, своих художественных идей, манера, отличающая его от других.

Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом произведении писателя воплощается неповторимое «я» художника.

Л. Н. Толстой сказал однажды, что читатель, обращаясь к произведению, говорит: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?».

Жизненный опят писателя, его талантливость делают каждое произведение особенным.«Стиль-это человек»,-гласит французская пословица.

Существуют различные определения стиля. Но многие лингвисты сходятся в одном: главными элементами стиля являются язык (ритм, интонация, лексика, тропы),композиция, детали предметной выразительности. И, как говорилось выше, стиль тесно связан с индивидуальностью писателя, его взглядами на мир, на людей, с теми задачами, которые он перед собой ставит. (1)

По мнению ученых Л. И. Тимофеева, Г. Н. Поспелова, стиль писателя «с наибольшей очевидностью проявляется в его языке». (Там же). Гениальность писателя-творца заключена «в умении отобрать из богатейшего нашего словаря самые, точные, самые сильные и ясные слова». (2) «Только сочетания таких слов правильная- по смыслу их - расстановка этих слов между точками, -утверждал М. Горький, -может образцово оформить мысли автора, создать яркие картины, вылепить живые фигуры людей на столько убедительно,что читатель увидит изображенное автором». (3) Эти требования к языку художественного произведения могут служить основными положениями при выявлении особенностей стиля повести «Детство», в которой, как и его всей трилогии («Детство», «В людях», «Мои университеты»), «искусство слова М. Горького достигает особенной высоты». (4)

Цель реферата - на основе лингвистического анализа выявить своеобразие стиля повести М. Горького «Детство».

II . Особенности жанра повести Горького «Детство».

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» лежат факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения - автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека. В 1916 году была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней раскрывается тяжелая трудовая жизнь, а еще через несколько лет в 1922 году М. Горький, заканчивая повествование о становлении человека, опубликовал третью часть трилогии – «Мои университеты».

Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных.

Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения использовали многие писатели: И. А. Бунин («Цифры»), Л. Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), И. А. Бунин («Жизнь Арсеньева») и т. Д. Этот факт делает события более достоверными, а также помогает внутренние переживания героя.

Но своеобразие горьковского повествования в том, что изображенное в повести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизоды также помогают раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.

Писатель одновременно наделяет главного героя своими мыслями и чувствами и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Таким образом, выражая авторскую позицию, М. Горький описывает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», и с этой целью выбирает для своего повествования особый жанр - автобиографическую повесть.

III .Своеобразие горьковского портрета.

Черты стиля творчества писателя проявляются в своеобразии портрета.

Портрет - один из способов изображения героев. Выделение деталей, определение их роли позволяет сделать вывод о том, что у каждого писателя свои принципы раскрытия характера персонажа. «У М. Горького - портрет- впечатление, портрет– оценка» (5), которую дает писатель героям.

1. Портрет бабушки главного героя.

Самым дорогим человеком для главного героя была бабушка. Внешность бабушки дается в повести глазами Алеши, который видит в ее наружности и «множество морщин на темной коже щек», и «рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце»,и замечает, что «она сутула, почти горбатая, очень полная». Но, несмотря на эти черты, которые не приукрашивают героиню, портрет бабушки возвышен. Усиливает впечатление описания наружности бабушки талантливо используемая писателем антитеза, в которой сопоставляются «темное» и «светлое»: «темные...зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом», «темная кожа щек»- «лицо светлое», «вся она – темная, но светилась изнутри - через глаза- неугасимым, веселым и солнечным светом ».

Эмоциональную и ритмическую выразительность портретному описанию придает используемая писателем инверсия: « Говорила она , как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей , похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».

Здесь нельзя не отметить и выразительное сравнение слов бабушки с «цветами». В следующем предложении употребляется сравнение «зрачков» с «вишнями». Эти сравнения из мира природы далеко не случайны. Используя их, Горький как бы вводит читателя в мир наблюдений, впечатлений и представлений героя-рассказчика, глазами которого увидены действующие лица и события произведения.

Но особенно часто используются в повести сравнения людей с животными. Взятые из жизненного опыта мальчика, они передают не столько внешность героев повести «Детство», сколько их поведение и отношение к ним героев, манеру движения. Так, например, бабушка в портрете 1 главы «сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Сравнения, используемые писателем в обрисовке человека, не только отражают то, как Алеша воспринимает жизнь, но и придают яркость и образность многочисленным описаниям.

Очень выразительно следующее описание внешности бабушки: «Сидя на краю постели в одной рубахе,вся осыпанная черными волосами, огромная и лохматая, она была похожа на медведицу , которую недавно приводил на двор бородатый лесной мужик из Сергача».

Дополняет портрет бабушки сцена пляски. Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».

Описывая сам характер танца, автор использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «ее сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позволяют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.

Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.

Итак, эпизодгорьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки» и данный в восприятии героя-рассказчика, по-новому раскрывает образ Акулины Ивановны, передает ее переживания, сложный внутренний мир.

Портрет бабушки из первой главы начинается и завершается эпитетом – лейтмотивом «ласковый» («ласковые цветы» - «ласковый зверь»). Интересно и то, что свойственная ему контрастность естественно «перетекает» в проникновенные размышления автора о роли бабушки в жизни Алеши с той же самой антитезой: «темнота» - «свет»: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте , но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким к сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Связь портрета бабушки с авторскими размышлениями проявляется и в использовании определительных местоимений «весь», «самый», которые передают исчерпанность признака или действия: в описании внешности бабушки – «все лицо казалось молодым и светлым», «вся она – темная, но светилась изнутри…»; в размышлениях – «все вокруг меня…», «на всю жизнь», «самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком…». Очень яркий и точный метафорический образ, раскрывающийся в одном предложении -воспоминании роль бабушки в жизни Алеши, принадлежит не герою-рассказчику, а писателю - «художнику».

2. Портрет деда Каширина и Цыганка.

Анализируя портреты горьковских героев, можно понять, что писателю не так важны конкретные внешние детали, как отношение к ним рассказчика и других персонажей.

Ещё Алёша ничего не знает о своём деде, но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила бы его к себе. Алёша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают Алёшу. Алёшу обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь. Алёша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные - молчаливые, неприветливые, равнодушные.

В 2 главе, очень интересной с точки зрения емких, точных сравнений, характеризующих и деда, и его сыновей, появляется фраза: «Уже вскоре после приезда в кухню, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочил на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь,как собаки , а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал:«По миру пущу!».

Но облик деда очень противоречив. Каширин действует, повинуясь сиюминутному чувству, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.Мальчик не всегда видит его злым и жестоким. В сцене посещения больного Алеши дед Каширин кажется сначала ему «еще более рыжим», ненавистным. Холодом веет на ребенка от деда. Сравнения «точно спрыгнув с потолка, явился», «холодной, как лед, рукою» пощупал голову, сравнение с хищной птицей (на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти ») свидетельствуют о горькой обиде ребенка: никто никогда так его не унижал, как дед, высекший внука до потери сознания.

Однако постепенно, слушая дедушку, Алеша открывает его для себя с другой стороны. Чувствительное сердце ребенка откликается на «крепкие, тяжелые слова» деда о сиротском детстве, о том, как в молодости он « своей силой супротив Волги баржи тянул». И теперь Алеша видит: сухонькийстаричок будто растет, как облако, и превращается в сказочного богатыря, который «один ведет против реки огромную серую баржу».

А умудренный жизненным опытом автор понимает, что дед преподал ему пусть и жестокий, но полезный урок: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

В последующих главахотношение Алеши к деду Каширину рассказывается и с помощью сравнения с хорьком: «А дед жестоко колотил меня за каждое посещение нахлебника, которое становилось известно ему, рыжему хорьку». А впервые характерное для героя сравнение с хорьком появляется в повести в сцене пожара: «Он зажег серную спичку, осветив синим огнем свое лицо хорька , измазанное сажей…»

Любимые Горьким сравнения людей с животными, птицами, передающие видение людей Алешей, не всегда носят отрицательный характер. Пример тому насыщенное яркими метафорами и сравнениями предложение, запечатлевшее пляску Цыганка во время «странного веселья» на кухне: «Бешено звенела гитара,дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном , размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги, гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом , освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился».

Ловок, грациозен Цыганок в движениях. Душа и талант, «яркое, здоровое и творческое» раскрывалось в его пляске. Никого не оставил равнодушным танец Цыганка, будил в присутствующих живые чувства. Горький подобрал очень точное, эмоциональное сравнение для того, чтобы показать ту внезапную перемену, которая произошла с людьми: исчезли тоска, уныние, их « порой подергивало, они вскрикивали, повизгивали, точно их обожгло».

IV . Взаимоотношение субъективного (повествование от лица Алеши) и объективного (от лица автора) в повести М. Горького «Детство».

Для повести «Детство» характерно переплетение увиденного, прочувствованного Алешей с собственно авторскими размышлениями о прошлом.

Выделить наиболее важные события детства и отделить свои авторские размышления от рассказанного Алешей писатель стремится использованием слов «помню», «памятный», «памятно», «вспоминается». С этой точки зрения примечательно самое начало 2 главы: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне , как суровая жизнь. Она вспоминается мне , как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, - слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени». Здесь слова «вспоминается мне» и «теперь, оживляя прошлое» принадлежат автору и помогают писателю отделить свои воспоминания и размышления о прошлом от увиденного и пережитого героем – рассказчиком.

Анализируя начало 2 главы, нельзя не отметить и яркое сравнение «пестрой, невыразимо странной жизни» с «суровой сказкой, рассказанной добрым, но мучительно правдивым гением». Это сравнение и развернутая метафора, уместившаяся в одном коротком предложении: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми», воплощают именно авторские воспоминания о детстве и являются ключом для понимания всех эпизодов, рассказывающих о жизни Кашириных.

Завершающие 12 главу суждения о «жирном пласте всякой скотской дряни» и о «возрождении нашем к жизни светлой, человеческой» принадлежат именно писателю, объективному и мудрому художнику, вспоминающему и размышляющему о детстве («Вспоминания эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом?»).Кроме того в повести часто встречаются слова «не помню», «непамятно», дающие читателю почувствовать, что автор положил в основу своей повести самые значительные и важные события детства («Не помню, как относился дед к этим забавам сыновей, но бабушка грозила кулаком и кричала:«Бесстыжие рожи, злыдни!»).

V . Речь как средство раскрытия характера героев повести М. Горького «Детство».

Говоря о своеобразии стиля Горького, нельзя не сказать и о речи действующих лиц. М. Горький не один раз говорил, что «писатель должен смотреть на своих героев именно как на живых людей, а живыми они у него окажутся, когда он в любом их них найдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особенность речи, жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д.» Анализируя речь действующих лиц «Детства», следует обратиться к прямым характеристикам их высказываний, которые принадлежат герою-рассказчику.

Он является чутким и внимательным слушателем и точно характеризует разговорную манеру почти каждого действующего лица произведения. Отмечая огромное влияние бабушки на Алешу, необходимо обратить внимание на то, как воспринимаются мальчиком рассказы и реплики Акулины Ивановны: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, понимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно». Напевность бабушкиной речи подчеркивается и в словах, открывающих ее портрет: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей…»

Сила влияния бабушки на Алешу раскрывается и в характерном сравнении: «точно вливая в сердце мое силу», - которое заставляет вновь вспоминать слова: « …это ее бескорыстная любовь обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Метафорические образы «вливая в сердце мое силу » и «насытив крепкой силой » говорят об огромной роли бабушки в формировании характера мальчика.

В 3 главе повести бабушка вновь появляется перед читателем как замечательная рассказчица: «Теперь я снова жил с бабушкой, как на пароходе, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки или свою жизнь, тоже подобную сказке». Характер речи бабушки меняется в зависимости от того, о чем она рассказывает. Отвечая на вопрос Алеши о Цыганке, она « охотно и понятно , как всегда… объяснила» , что каждому из дядьев хочется взять Ванюшку к себе, когда у них будут свои мастерские; а коснувшись предстоящего раздела домашнего имущества, «она говорила, посмеиваясь отчужденно, как-то издали…»

Каждая глава повести дает богатый материал для речевой характеристики героев. Так, прямая речь бабушки в сцене пожара подчеркивает решительность и находчивость ее поведения. В речи бабушки преобладают короткие реплики, которые, как правило, адресованы какому-то конкретному лицу: «Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят!- строго, крепким голосом командовала бабушка…» «Отец, лошадь выведи! –хрипя, кашляя, кричала она…». «Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал,- наше все дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней,- Бог нам на помочь». Именно поэтому бабушка кажется «такой же интересной, как и пожар». В сцене пожара коня Шарапа, который «втрое больше ее», бабушка называет «мышонком». Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами очень часто встречаются в речи одной из главных героинь повести.

VI . Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя.

На первый взгляд незначительными в языке повести являются слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный», свойственные ребенку, от имени которого ведется повествование. Алеша на глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое ему нравится или не нравится («И взрослые и дети –все не понравились мне…»), и многое кажется необычным, интересным и странным (например, «странное веселье» на кухне). Этими словами завершается 1 глава: «…невидимый человек громко говорил странные слова : сандал-фуксин-купорос». Привлекает внимание и начало 5 главы: «К весне большой интересный дом на Полевой улице…» В сцене пожара « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз».

Впечатлительный Алеша как зачарованный наблюдал и за огнем. Не отрываясь, смотрел он на красные цветы пожара, которые цвели на фоне темной, тихой ночи. Золотые красные ленты, шелковый шелест бившийся в окна мастерской. Охваченная огнем мастерская была похожа на горящий золотом иконостас церкви.

Интересно было Алеше наблюдать за бабушкой. Она сама была как пожар. Металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжалась, все видя.

Эта сцена, являющаяся кульминацией повести, написана в духе романтизма. Об этом свидетельствует сочетание красного и черного цветов (цветов тревоги, страдания, трагедии – «красные цветы», «багрово светился снег», «темные облака», «в тихой ночи», «по темным доскам»), обилие ярких эпитетов («кудрявый огонь»), сравнений, метафор, («извивались золотые, красные ленты огня», «весело играл огонь, заливая красным щели стен мастерской»), наличие исключительного героя – бабушки, которая, сама обожженная, не чувствуя своей боли, прежде всего, думала о других людях.

Нельзя не сравнить данный эпизод со сценой «пожара в Кистеневке» в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Мальчишки, видя, как горит барский дом, радостно прыгали, любуясь «огненной метелью». Им тоже интересно было наблюдать за огнем. Оба писателя, и А.С. Пушкин и М. Горький, абсолютно точно передали психологию детей, которым интересно всё, которых привлекает всё яркое, необычное.

VII . Пейзаж как один из способов раскрытия внутреннего мира героев.

Одним из средств раскрытия внутреннего мира героя является пейзаж. В первой главе повести показано отношение бабушки и Алеши к природе, волжским пейзажам.

«Ты гляди, как хорошо-то!»- эти слова принадлежат бабушке; «…по берегам стоят города и села, точно пряничные издали …»-это уже восприятие Алеши: «…мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою». Этот эпизод напоминает путешествие Николеньки Иртеньева в Москву после смерти матери, которое произвело на негоотрадное впечатление: «…беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают мое внимание, а весенняя природа вселяет в душу отрадные чувства-довольства настоящим и надежды на будущее…Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно…». Сравнивая данные эпизоды, невозможно не увидеть сходство в восприятии природы Николенькой Иртеньевым и Алешей Пешковым после постигшей обоих утраты близких людей.

Тонко и глубоко любит природу Акулина Ивановна. Прекрасные картины природы-наступления ночи и раннего утра даны в восприятии этой удивительной женщины: «…она…долго рассказывает мне о чем-нибудь, прерывая речь свою неожиданными вставками: «Гляди- звезда упала! Это чья- нибудь душенька чистая истосковалась, мать- землю вспомнила! Значит,- сейчас где-то хороший человек родился». В речи используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что делает ее близкой к языку произведений устного народного творчества. В образе бабушки автор передает ее высокую одухотворенность и способность человека из народа глубоко воспринимать красоту природы, обогащающую человека: «Новая звезда взошла, глянь -ко! Экая глазастая! Ох, ты небо -небушко, риза Богова»

Пейзажи 12 главы, отличающиеся подлинной музыкальностью и ритмичностью, помогают понять их роль в становлении внутреннего мира Алеши Пешкова. Мальчик глубоко чувствуеткрасоту природы, о чем говорят употребленные здесь выразительные метафоры и сравнения: «Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, освежающее , как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце теплой, мохнатой рукой , и стирается в памяти все, что нужно забыть, вся едкая, мелкая пыль дня». Обращение к словам, передающим влияние на мальчика утреннего пейзажа: «Невидимо высоко звенит жаворонок, и все цвета, звуки росою просачиваются в грудь, вызывая спокойную радость , будя желание скорее встать, что-то делать и жить в дружбе со всем живым вокруг»,- дает возможность понять сходство художественных образов, которые рисуютпрекрасные картины ночи и утра.

Анализ этих пейзажей позволяет увидеть благотворное влияние природы на тонко чувствующего ее человека. Эти картины природы, нарисованные рукой писателя- художника («Писать надо так, чтобы читатель видел изображенное словами как доступное осязанию» (6), с особой силой заставляют воспринять контрастно звучащий вывод писателя о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни», которые являются «своеобразной кульминацией авторского присутствия в повести «Детство».(7)

VIII . Заключение.

Гениальность писателя-творца заключается в умении отобрать из богатейшего словаря языка самые точные, самые сильные и ясные слова. А. М. Горький писал: «...Слова необходимо употреблять с точностью самой строгой». Сам Горький восхищался своими предшественниками, великими писателями-классиками, которые умело пользовались богатством народного языка. Он считал, что ценность литературы в том, что наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали «великий прекрасный язык».

Язык «Детства» по своей конкретности, богатству, смене тона в описании отдельных персонажей, мудрой сдержанности в накоплении выразительных средств ставит повесть на одно из первых мест среди других произведений

А. М. Горького.

Наблюдения над стилем автобиографической повести «Детство» показывают, что «подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо». (8)

IX . Примечания.

(1) Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

(2) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(3) Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

(4) Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >

(5) М . Горький . Оязыке . ModernLib.ru>

(6) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

(7) Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

(8) О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

X . Использованная литература .

1.Анализ эпизода «Пляска бабушки». en . с oolreferat . com > Анализ_ эпизода_Пляска_бабушки.

2.А.М. Горький. Повесть «Детство». М. «Детская литература». 1983 г.

3. М.Горький. Оязыке. ModernLib.ru>books/maksim_gorkiu/o_uazike/read_1/

4. Горький. А.М. Язык его произведений. yunc . org >ГОРЬКИЙ_А._М.ЯЗЫК ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

5. ДетствовпроизведенияхГорького. student . zoomru . ru .> lit / detstvo gorkogo s 4 htmmm /.

6. Реферат «Особенности жанра повести М. Горького «Детство». roni . ru > referaty / literatyra /

7. Е.Н. Колокольцев. Стилистический анализ повести М. Горького «Детство». «Литература в школе», № 7, 2001.

8. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.2 часть. Под ред. Г.И. Беленького. – М. Мнемозина, 1999.

9. О простоте и ясности изложения в поэзии. proza . ru >2011/09/20/24

10.Тема детства в прозе Максима Горького. fpsliga . Ru > socyineniya _ po _ literatur _/

11.Теория стиля. bukinist . ru > obschie / teoriua stlya .

12. Языковые особенности повести М. Горького «Детство». antisochinenie . ru >…_ М._Горького_ «Детство».

XI .Приложение.

Таблица № 1 . « Способы создания портрета в повести М. Горького «Детство».

Бабушка Ивановна

Ивановна

Дед Каширин

Цыганок

Антитеза

темные... зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом », « темная кожа щек» - «лицо светлое », «вся она – темная , но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и солнечным светом ».

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

« белые зубы бы под черной полоской молодых усов».

Сравнение

«слова похожие на цветы», «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»,«ее темные, как вишни, зрачки».

« С рыжей, как золото , бородкой, с птичьим носом» , покраснел весь и звонко – петухом – закричал : «По миру пущу!».

«точно спрыгнув с потолка , явился», « холодной, как лед рукой », на «маленькой, жесткой руке» деда мальчик заметил « кривые, птичьи ногти »), «растет, как облако».

« реял коршуном , размахнув руки, точно крылья »,

« метался золотым стрижом » .

Метафора

« плыла по полу бесшумно», «ее сорвало с места, закружило вихрем», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно».

«Дед выдернул меня из тесной кучи людей», « глаза ярко разгорелись », « трубил в лицо мне».

« огнем пылал Цыганок», « горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады».

Инверсия

« Говорила она , слова укреплялись в памятимоей ».

« человека силы сказочной».

Эпитеты

« ласковые цветы» - « ласковый зверь».

сухонький старичок» , на « крепкие, тяжелые слова»,

« маленькой, жесткой руке».

« Квадратный, широкогрудый , с огромной кудрявой головой, « веселые глаза».

Гипербола

« один ведет против реки огромную серую баржу ».

Итак, портрет у Горького (портрет-впечатление, портрет-оценка) – одно из важнейших средств раскрытия характеров героев повести.

Таблица №2 «Употребление лексики, передающей особенности детской психологии героя».

«не понравился»

«И взрослые, и дети - все не понравились мне»,
«особенно же
не понравился мне дед», « мне не нравилось , что они зовут меня Кашириным»,

«нравился»

« Нравилось мне, как хорошо, весело и дружно они играют в незнакомые игры, нравились их костюмы

«странный»

«Невидимый человек громко говорил странные слова», «началась и потекла…невыразимо странная жизнь», « странные запахи носились по двор у,выжимая слезы из глаз», «кашлял странным , собачьим звуком», «Хорошее Дело чем-то обеспокоен: он странно , судорожно двигал руками».

«интересный»

«Всё было страшно интересно », « Интересно и приятно было видеть, как она отирала пыль с икон», «к весне купил большой интересный дом на Полевой улице…», «бабушка была такой же интересной , как и пожар», «рассказывала мне интересные сказки, истории, говорила про отца моего».

«неприятный»

«Двор был тоже неприятный », «Иногда он долго и молча разглядывал меня, округлив глаза, как будто впервые заметив. Это было неприятно », «Всё это тоже как сказка, любопытная, но неприятная , пугающая».

«приятно»

« было приятно отбиваться одному против многих», « Это всегда было приятно мне».

Слова «не понравился», «понравился», «странный», «интересный», «неприятный» свойственны ребенку, от имени которого ведется повествование.Алеша Пешкова глазах читателей открывает мир, его подстерегает неизвестное и непонятное на каждом шагу, и многое емунравится или не нравится …»), и многое кажется необычным, интересным и странным.

Б.А. Дехтерев. Дом Кашириных.

Б.А.Дехтерев. Бабушка Алеши.

Б.А. Дехтерев. Пляска бабушки.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.

Таблица №3 «В творческой лаборатории учащихся7 А класса. Портрет деда Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Цитаты из текста

Внешний облик

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

былинный герой, богатырь

Смотрел

Говорил

Отношение Алеши к деду

в глубине души добрый, много переживший, сильный духом человек.

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя открыть новые грани, глубже понять сложный характер Каширина, чей портрет дан по отдельным главам повести в деталях.

Каширина глазами семиклассников».

Ключевые слова

Развитие темы

Цитаты из текста

Материал, собранный семиклассниками

Внешний облик

«сухонький старичок», «в чёрном одеянии», «с птичьим носом», «весь он складный, точеный, острый»;

«дед начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем»;

«его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей»

похож на ворона, чёрный, как ворон; маленький, подтянутый, дед похож маленькую черную птицу, на ворона, чёрные полы сюртука развевались на ветру, как крылья, от него исходила угроза; точно горел злобой, ненавистью изнутри, есть что-то колдовское, от нечистой силы

ходил быстро, мелкими шагами, семенил, походка воинственная, будто постоянно готов к драке

нос острый, похожий на клюв, нос крючком

«рос предо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной».

былинный богатырь, добрый сказочник

Смотрел

«зелёные глазки», «дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами»; «мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз»

смотрел внимательно, пристально, исподлобья, угрюмо, зло, насмешливо, недружелюбно, взгляд прожигал насквозь, как огонь

глаза злые, колючие, пугающие, холодные, как льдинки, от его взгляда мурашки бежали по спине, становилось страшно, хотелось убежать, стать невидимкой, вгляд страшный, обжигающий

Говорил

«он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого»; «было странно, что маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

слова злые, обидные, ядовитые, насмешливые, ехидные, обижали, цеплялись, как репей, как колючки, больно жалили, как змеи, кричал, громко взвизгивая, отрывисто, как будто хотел клюнуть

Отношение Алёши к деду

«я хорошо видел, что дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его»; «мне казалось, что дед злой»;

«рассказывал он вплоть до вечера, и когда ушёл, ласково простясь со мной, я знал, что дедушка не злой и не страшен»

не любил, боялся и ненавидел, испытывал неприязнь и любопытство, присматривался к деду, видел в нём что-то новое, враждебное, опасное

в глубине души добрый, сильный духом человек

Лингвистические задачи, предложенные ребятам, позволили им внимательней отнестись к слову писателя и в образе героя, чей портрет разбросан по отдельным главам повести в деталях, открыть новые грани.

Б.А. Дехтерев. Дед Алеши.



Loading...Loading...