Средства зрительной, звуковой связи и сигнализации, используемые на судах. Пиротехнические средства сигнализации Факел-свеча применяемая на железнодорожном транспорте

Пиротехнические средства используются для привлечения внимания; подача любого из приведенных ниже сигналов означает, что судно или человек терпит бедствие и нуждается в немедленной помощи.

Парашютная ракета дает яркий огонь красного цвета, наблюдаемый как ночью, так и днем. При запуске в вертикальном направлении ракета взлетает на высоту не менее 300 м, и в ясную погоду ее огонь виден на расстоянии до 20-30 миль. Ракета спускается на своем парашюте со скоростью не более 5 м/с, а продолжительность горения пиротехнического состава составляет 40 с.

Фальшфейер представляет собой пиротехнический патрон, дающий яркий огонь красного цвета. В ясную погоду огонь виден на расстоянии около 6 миль. Во время горения фальшфейер удерживается в руке. Не следует при этом смотреть на огонь, так как это может привести к тяжелой травме зрения.

Продолжительность горения фальшфейера составляет 60 с. Фальшфейер продолжает гореть после погружения его в воду на глубину 10 см в течение 10 с.

Дымовая шашка используется для подачи сигнала в дневное время. Она создает облако густого дыма оранжевого цвета. Дымообразование продолжается в течение не менее 3 мин и не прерывается при погружении шашки в воду на 10 с на глубину 10 см.

Корпус шашки быстро нагревается до высокой температуры, поэтому, чтобы не обжечь руки, шашку нужно бросить в воду, как только дымообразователь начнет действие. Бросать шашку надо по ветру относительно спасательного средства, чтобы ветер относил дым в сторону и не было опасности задохнуться дымом.

Все пиротехнические средства требуют максимальной осторожности при использовании. Каждое такое средство снабжается инструкцией, содержащей указания о порядке действий при подаче соответствующего сигнала и мерах предосторожности. Инструкция нанесена на корпус (гильзу) сигнального средства. Порядок действия иллюстрируется пиктограммами, что позволяет использовать это средство человеку, не владеющему языком, на котором составлена инструкция. Ни в коем случае нельзя задействовать пиротехническое средство против ветра.

Сигнальное зеркало (гелиограф) позволяет в дневное время при ясной погоде привлечь внимание на расстоянии до 20 миль. Чтобы "зайчик" попал на соответствующую цель (судно, самолет, береговой пост), можно воспользоваться прицелом - пластинкой или щитком с отверстием. Для этого нужно держать щиток на вытянутой руке и наблюдать объект через отверстие в щитке. Гелиограф поднести к глазу и смотреть через отверстие в зеркале на отверстие в щитке и на цель; изменяя положение зеркала, добиваться, чтобы "зайчик" попал на отверстие в щитке, а, следовательно, и на цель.

Для подачи светового сигнала бедствия используется электрический фонарь. Сигнал представляет собой буквы СОС по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки.

Сигналом бедствия является поднятый на мачте (шесте, весле и т. п.) квадратный флаг и поднятый над ним или под ним шар или что-либо похожее на шар.

Сигналом бедствия является также медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук.

Радиотелефонным сигналом бедствия является произносимое вслух слово "Mayday" ("Мэдэ").

Для радиосвязи коллективных спасательных средств между собой и с оставленным судном, а также с другими судами, находящимися в пределах видимости, и для подачи радиотелефонного сигнала бедствия используется носимая ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция. На судне должно иметься 2-3 станции, находящихся в месте несения ходовой вахты. Если станции используются в повседневной работе, то вместе с ними должны храниться запасные батарейки; если же повседневное использование станций не допускается, то станции должны храниться в опечатанном виде. При оставлении судна радиостанции переносят в спасательные шлюпки и плоты.

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция имеет водонепроницаемое исполнение. Телефон двусторонней связи должен обеспечивать работу на 16 канале УКВ и, как минимум, еще на одном дополнительном канале. Батарейное питание рассчитано на работу в течение 8 ч при соотношении 1:1:8 времени на передачу, прием и дежурное прослушивание. Работа радиостанции может осуществляться при пониженной мощности (0,25 Вт), обеспечивающей связь на борту судна, и полной мощности (2-5 Вт), используемой для связи спасательных средств с судном и друг с другом. Включение, выбор каналов и режимов осуществляется кнопочным управлением.

Расстояние, на котором может осуществляться связь в УКВ диапазоне, зависит от мощности передающей радиостанции и высоты антенны передатчика и приемника. Так, при достаточной мощности передатчика, высоте его антенны 1,5 м и высоте антенны приемника 12 м, это расстояние составляет около 9-10 миль.

К пиро­техническим средствам сигнализации относятся ракеты, дымовые шашки, фальшфейеры, самовоспламеняющиеся буйки и электрические самовоспламеняющиеся буйки, а также различного рода взрывные патроны, имитирующие пушечный выстрел на судне. Применение на морских судах пиро­технических средств для подачи сигналов должно отвечать требованиям Международной Конвенции SOLAS – 74 и Правилам Регистра.

Все пиро­технические средства, запускаемые в воздух, должны начинать гаснуть при падении на высоте 50 м от воды.

Сигнализация пиро­техническими средствами производится как в темное, так и в светлое время суток в виде подачи зрительных и звуковых сигналов. Для осуществления такой сигнализации, в особенности для подачи сигналов бедствия, часто применяются ракеты. Их запускают в воздух обычно с рук или со специального устройства на высоту до 300-400 м, именуемую «потолком взлета ракеты». По способу сигнализации ракеты имеют свои отличительные характеристики.

Ракета, называемая ракетой сигнала бедствия, выбрасывает в воздух 6-8 ярких звезд красного цвета – по одной через короткие промежутки времени. При взлете она оставляет огненный след. Выбрасывание ракетой звезд происходит около потолка ее взлета.

Парашютная ракета сигнала бедствия - красного цвета, имеет специальное устройство, раскрывающее парашют, благодаря которому она горит в воздухе продолжительное время (около 40 с) пламенем ярко-красного цвета и также выбрасывает звезды того же цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжитель­ность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая (или комбинированная ракета) сочетает в себе звуковой и световой сигналы. При разрыве она производит звук, имитирующий пушечный выстрел, и затем тут же выбрасывает сигнальный огонь красного цвета. Подаваемый сигнал бедствия можно услышать с расстояния не менее 5 миль.

Ракета однозвездная - красного цвета, высота взле­та не менее 8м, продолжительность горения не менее 6 с, применяют при спасательных операциях.



Фальшфейер состоит из гильзы, наполненной пиротехническим составом, и рукоятки. Во время зажигания фальшфейер держат за эту рукоятку. Фальшфейеры, дающие при сжигании ярко красный цвет, служат для подачи сигнала бедствия. Время горения – 60 с. Фальшфейеры, дающие белый цвет, горят в течении 20 с и служат для привлечения вни­мания. Красный горит 60 с и является сигналом бедст­вия. Фальшфейеры с огнем синего цвета применяются для вызова лоцмана; этот сигнал подается только по мере надобности.

Шашка дымовая обладает способностью плавать на воде, входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок и плотов. При сгорании она образует густой дым оранжевого цвета (видимый на расстоянии 3 миль), стойкость которого равна примерно около 5 минут.

Буйки светящиеся и светодымящиеся крепят к спаса­тельным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин., или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструк­ция буйков обеспечивает их надежную работу при сбра­сывании с высоты 25 м и более.

Международные сигналы бедствия на море

Рис. 4. Международные сигналы бедствия на море.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

Использовать пиротехнические средства могут толь­ко члены экипажа, прошедшие специальный инструк­таж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;

При запуске ракет не должно быть поблизости людей;

Запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;

Пиротехнические средства, которые при вводе в дей­ствие не сработали, должны быть немедленно затопле­ны (выброшены за борт);

Запрещается разбирать ракеты и производить за­пуск звуковых ракет из рук;

Не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;

Линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны хра­ниться в специальных водонепроницаемых ме­таллических ящиках, установленных на откры­том мостике, а для спасательных шлюпок в специальных контейнерах. Ракетницы хранят­ся у капитана. Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вбли­зи хранения пиротехнических средств и при их применении, категорически запрещаются.

Транспортные суда неограниченного района плавания в дополнение к пиротехническим средствам спасательных шлюпок и плотов должны быть, по требованию Регистра и SOL AS 74 , снабжены:

Ракетой парашютной судовой -12 шт.;

Ракетой (гранатой) звуковой - 12 шт.;

Фальшфейером красным - 12 шт.

Одноразовую зеленую ракету -12 шт.;

Однозвездную красную ракету - 12 шт.;

Фальшфейер белого цвета - 12 шт.

Таблица 3. Основные характеристики пиротехнических средств

Морской сайт Россия нет 14 ноября 2016 Создано: 14 ноября 2016 Обновлено: 14 ноября 2016 Просмотров: 11890

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

К средствам внешней связи судна относятся:

радиосвязь;

звуковые;

зрительные;

аварийное радиооборудование;

пиротехнические.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами.
К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи,машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы,предусмотренные МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь,для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон, колокол, туманный горн и гонг.

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки.

При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор, который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные. К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни.

Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести,фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

На судах морского флота используется Международный свод сигналов (МСС-65), комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих и ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах и хранятся в рубке в специальных ящика-сотах.

, который был принят ИМКО в 1965 г. и введен в действие с 1.04. 1969 г., предназначен для связи различными способами и средствами, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении международного свода учитывалось, что при отсутствии языковых трудностей применение систем морской радиосвязи обеспечивает более простую и эффективную связь.

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-,двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

1. Правила пользования при всех видах связи.

2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.

3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.

4. Медицинский раздел.

5. Алфавитные указатели слов-определителей.

6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спасательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Каждый сигнал Международного свода имеет завершенное смысловое значение. С целью расширения значения основного сигнала с некоторыми из них используются цифровые дополнения.

Общие правила

1. Одновременно следует поднимать только один флажный сигнал.

2. Каждый сигнал или группу сигналов следует оставлять поднятыми до появления ответа принимающей станции.

3. Когда на одном и том же фале поднимается более одной группы сигналов, то каждую из них следует отделять от другой разделительным фалом.

Позывной вызываемой станции следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале. Если позывной не поднят, то это означает, что сигнал адресуется ко всем станциям, расположенным в пределах видимости сигналов.

Все станции, которым адресуются сигналы или которые указываются в сигналах, как только они их увидят, должны поднять ответный вымпел до половины, а сразу же после разбора сигнала - до места; ответный вымпел следует приспустить до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднять до места после разбора следующего сигнала.

Окончание обмена сигналами

После спуска последнего флажного сигнала передающая станция должна поднять ответный вымпел, указывающий на то, что этот сигнал последний. Принимающей станции следует на это отвечать так же, как и на все другие сигналы.

Действия, когда сигнал не понят

Если принимающая станция не может различить сигнал, передаваемый для нее, то она должна держать ответный вымпел поднятым до половины. Если сигнал различим, но смысл его не понятен, то принимающая станция может поднять следующие сигналы:

Заменяющие вымпелы используются тогда, когда в сигнале необходимо использовать один и тот же флаг (или цифровой вымпел) несколько раз, а имеется только один комплект флагов.

Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг того вида флагов (разделение по виду делается на буквенные и цифровые),который предшествует заменяющему. Второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий − третий сверху сигнальный флаг того вида флагов, который предшествует заменяющему.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Ответный вымпел, когда он используется в качестве знака десятичной дроби,не следует принимать во внимание при определении, какой заменяющий нужно использовать.

Двухбуквенные сигналы составляют общий раздел свода и служат для переговоров, связанных с безопасностью мореплавания. Например, требуется запросить "Какая ваша осадка кормой?». Слово "осадка" в данном случае будет словом-определителем. На букву "о" находим слово "осадка". На странице, указанной рядом с этим словом, находим, что данному тексту соответствует сигнал NT. Этот сигнал соответствует запросу "Какая ваша осадка?". Ниже этого сигнала следуют сигналы NT с цифровыми дополнениями от 1 до 9. Из этих сигналов выбираем NT9, который и соответствует необходимому запросу.

Для удобства разбора сигналы в Международном своде расположены в алфавитном порядке, и первые буквы их обозначены на боковых клапанах. Например, для разбора сигнала CZ необходимо открыть книгу на клапане буквы "С", затем найти вторую букву "Z" и прочитать значение сигнала "Вы должны стать бортом под ветер для приема шлюпки или плота ".

Трехбуквенные сигналы служат для передачи медицинских сообщений. В качестве цифровых дополнений к сигналам используются таблицы дополнений медицинского раздела, в которых двузначными цифрами кодируются части тела (таблица M l), список общих болезней (таблицы М 2.1, М 2.2), список медикаментов (таблица М З).

Названия судов или географических мест в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам. Если необходимо, то предварительно может быть поднят сигнал YZ (Следующие слова передаются открытым текстом).

Особые виды сигналопроизводства

Особые виды сигналопроизводства

Государственный флаг Российской Федерации

Поднятый на судне в установленном порядке Государственный флаг РФ указывает на принадлежность судна Российской Федерации.
Государственный флаг РФ поднимается только на судах, имеющих свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ в соответствии с Кодексом торгового мореплавания. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.

Государственный флаг РФ поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.
Государственный флаг РФ на ходу и на стоянках поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца. За полярным кругом зимой Государственный флаг РФ ежедневно должен подниматься в 8 часов и находиться в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время - с 8 до 20 часов.
Государственный флаг РФ поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.

Подъем и спуск Государственного флага РФ и других флагов производится по приказанию вахтенного помощника капитана.

Флаги иностранных государств. Флаги указывают на принадлежность судна соответствующему государству.

На российских судах во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании под проводкой лоцмана внутренними водными путями, каналами и подходными фарватерами, одновременно с Государственным флагом РФ, поднятым на кормовом флагштоке, на носовой (сигнальной) мачте должен подниматься флаг страны порта.

В дни общероссийских и местных праздников во время стоянки в портах суда России расцвечиваются флагами Международного свода сигналов, которые разносятся от форштевня через топы мачт к гакаборту.

При расцвечивании флагами сочетание их цветов должно производиться в перемежающемся порядке.

Для расцвечивания не должны употребляться:

государственные и военно-морские флаги Российской Федерации;

кормовые флаги вспомогательных и гидрографических судов;

флаги должностных лиц;

иностранные национальные и военные флаги и флаги иностранных должностных лиц;

флаг Красного Креста и Красного Полумесяца.

Подъем и спуск флагов расцвечивания производятся одновременно с подъемом и спуском Государственного флага.

Флаги должностных лиц. Высшие должностные лица Российской Федерации имеют свои флаги (вымпелы).

Флаги должностных лиц поднимаются на судах, где эти лица имеют официальное местопребывание.

Поднимают и спускают флаги (вымпелы) с разрешения лиц, которым они присвоены в момент вступления этого должностного лица на борт судна.

Позывные судна. Каждому судну присваивается свой позывной в виде букв или цифр. По позывному можно однозначно идентифицировать государственную принадлежность, вид, название судна и его основные характеристики.

Этот сайт посвящен кораблям, пароходам, маломерным судам, гидроциклам и другому водному транспорту.

Раздел «Галерея » мы постоянно пополняем новыми фотографиями судов различного водоизмещения.

На страницах сайт также размещена информация об устройстве и назначении маломерных судов. Надеемся, сайт будет полезен судоводителям.

Счетчики

Пиротехнические средства сигнализации

Пиротехнические средства широко применяют для подачи сигналов бедствия в море.

Парашютная ракета сигнала бедствия — красного цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжительность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая, подает сигнал бедствия с дальностью слышимости не менее 5 миль.

Ракета одиозвездная — красного цвета, высота взлета не менее 8 м, продолжительность горения не менее 6 с; применяют при спасательных операциях.

Фальшфейер представляет собой картонную или пластмассовую гильзу, заполненную пиротехническим составом; вводится в действие зажигательным устройством; во время горения его держат в руках. Белый фальшфейер горит 20 с и служит для привлечения внимания, красный горит 60 с и является сигналом бедствия.

Шашка дымовая входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок. После приведения в действие ее выбрасывают за борт, где она в течение 3 мин создает дымовое облако оранжевого цвета, видимое на расстоянии 3 миль.

Буйки светящиеся и светодьшящиеся крепят к спасательным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструкция буйков обеспечивает их надежную работу при сбрасывании с высоты 25 м и более.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

  • использовать пиротехнические средства могут только члены экипажа, прошедшие специальный инструктаж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;
  • при запуске ракет не должно быть поблизости людей;
  • запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;
  • пиротехнические средства, которые при вводе в действие не сработали, должны быть немедленно затоплены (выброшены за борт);
  • запрещается разбирать ракеты и производить запуск звуковых ракет из рук;
  • не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;
  • линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны храниться в специальных водонепроницаемых металлических ящиках, установленных на открытом мостике, а для спасательных шлюпок — в специальных контейнерах; ракетницы хранятся у капитана.

Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вблизи хранения пиротехнических средств и при их применении категорически запрещаются.

Дальность обнаружения одиночной фигуры человека, равно как и небольшой группы людей, при наблюдении в дневное время с самолета, пролетающего на высоте 200 м, составляет: летом - 1 - 1,5 км, зимой - 1,6 - 1,8 км. Для увеличения действенности визуального поиска потерпевшим необходимо использовать дополнительные технические средства, к которым в первую очередь относится различной мощности и назначения сигнальная светодымозвуковая пиротехника (парашютные ракеты, ракетницы, патроны-мортирки, ПСНД, фальшфейера, дымовые шашки и т.п.).

Мало найдется аварийных наборов, в комплект которых не входили бы одна или несколько сигнальных ракет. Существует множество типов сигнальных, осветительных и других ракет (одно- и многозвездочных, красных, белых, зеленых и т.д.), предназначенных для аварийной и прочей сигнализации, освещения, других узкоспециальных целей.

! Сигналом бедствия принято считать одну или несколько ярко-красных или малиновых звездочек, выпускаемых поодиночке через короткие промежутки времени с помощью пистолета-ракетницы, или долгий красный свет планирующей парашютной ракеты (рис. 10).

Как сигнал бедствия могут быть истолкованы огни любых других ракет, выпускаемые сериями по три штуки, с небольшими интервалами между выстрелами.

Малая сигнальная ракета имеет диаметр 32 мм, длину 230 мм, массу 190 г. Высота подъема звездочки 150 м, время горения - 6 - 12с.

Парашютная ракета бедствия (РПСП-40, ПРБ-40, РБ-40Ш) диаметром 44 мм, длиной 212 мм, массой 390 г отличается более интенсивным и долгим свечением сигнальной звездочки и большей высотой ее подъема (вплоть до 300 м). Цвет звездочки - только красный. Продолжительность светового сигнала может составлять 30 с и более. Мощность сияния достигает 40 тыс. свечей. При благоприятных погодных условиях световой сигнал большой парашютной ракеты может быть замечен за 25 - 30 км от места подачи ночью и за несколько километров - днем (рис. 11).


Сигнальные ракеты цветных огней имеют аналогичные с парашютной вид и размеры, но гораздо более широкий цветовой диапазон: одно- и двухзвездочные сигналы красного, белого, зеленого и желтого огней. Продолжительность свечения - 5 - 40 с. Существует также специальная звуковая ракета, взрывающаяся на высоте 300 м с громким, похожим на пушечный выстрел звуком (рис 12).


Комбинированная сигнальная ракета, похожая на них внешне, но чуть большая по размеру (диаметр 41 мм, длина 255 мм, вес 450 г), дает на высоте 200 м светозвуковой сигнал: пять красных огней, горящих в течение 5 с, и воющий звук, длящийся 8с.

Приведу отрывок из инструкции по использованию сигнальных парашютных ракет:

1. Взять ракету в левую руку так, чтобы пальцы плотно охватывали металлическую гильзу пусковой трубки, а ладонь не закрывала колпачка.

2. Правой рукой отвернуть колпачок, осторожно освободить вытяжной шнур с кольцом, взять кольцо в правую руку.

3. Придать ракете требуемое направление: осветительные ракеты держать под углом 50 - 60°, сигнальные - под углом 70 - 90°. В зимнее время угол отстрела осветительных ракет рекомендуется увеличить.

4. Произвести правой рукой вдоль оси ракеты резкий рывок вытяжного шнура на себя (рис. 13).

5. Если необходимость использования ракеты отпала, то шнур с кольцом уложить внутрь ракеты и навернуть колпачок.

К недостаткам ракет можно отнести их значительные размеры и вес.

Сейчас вместо парашютных ракет иногда используются небольшие патроны-мортирки, запускаемые с помощью специального механизма, размерами чуть больше авторучки и, кстати, имеющего вид авторучки. При выстреле мортирка, взрываясь на высоте 50 - 80 м, образует яркую звездочку, которая горит в небе примерно 5 с и может быть замечена на расстоянии до 7 - 10 км (рис. 14).


Еще один тип мортирок, используемых в отечественных армейских комплектах, показан на рис. 15.

В охотничьих магазинах сейчас можно найти гражданский вариант мортирок, имеющий название «Пиротехнический сигнал охотника». В комплект входит пусковое приспособление и патроны красного, желтого и зеленого огней (рис. 16).


Для приведения «авторучки» в боевой взвод необходимо; накрутить на сопло мортирку, предварительно сняв с нее предохранительный колпачок, взвести боевую пружину, отжав кнопку затвора до упора и зафиксировав ее в специальном вырезе на корпусе. Теперь для производства выстрела достаточно направить «авторучку» в небо под углом 80 - 90° и вытолкнуть кнопку затвора большим пальцем из паза.

Туристы, альпинисты и другие самодеятельные путешественники чаще всего берут с собой в поход в качестве аварийного сигнального средства патроны к ракетнице. Правда, от самой ракетницы из-за ее чрезмерной величины и веса они отказались и изготовляют из алюминиевого сплава самодельные короткоствольные ракетницы, вес которых не превышает 50 г. Чертежи таких ракетниц можно найти в специальной туристской литературе.

В охотничьих магазинах иногда продаются особые сигнальные патроны, которые могут отстреливаться из обыкновенного охотничьего ружья. Существуют также различные сигнальные пистолетные и винтовочные трассирующие патроны. Все они предназначены для подачи аварийного сигнала из боевого и охотничьего нарезного оружия.

В последнее время широкое распространение получило газовое оружие, которое, кроме общеизвестных патронов слезоточивого и шумового действия, способно отстреливать и светосигнальные заряды. Надо только позаботиться, чтобы в снаряженной обойме находилось хотя бы несколько подобных патронов. Потому что слезоточивой начинкой ведущим поиск спасателям о себе сообщить мудрено. Разве только вдосталь поплакать по поводу забытых дома в тумбочке сигнальных зарядов.

! Следует учитывать, что световая мощность подобных вспомогательных боеприпасов, высота выброса заряда и время горения сигнальной звездочки много ниже, чем парашютных осветительных ракет. Поэтому лучше иметь их больше и отстреливать только тогда, когда есть вероятность, что их заметят.

Патроны сигнальные ночного и дневного действия (ПСНД), имеющие цилиндрический корпус длиной 172 мм, диаметром 35 мм и весом 190 г (рис. 17), пользуются заслуженным признанием у путешественников. Принцип действия у них тот же, что и у ракет. Патрон приводится в действие выдергиванием запального шнура. Только необходимо помнить: расположение пускового шнура в сигнальном патроне противоположно ракете! То есть сигнал срабатывает в ту же сторону, куда дергается шнур! Если об этом забыть и выдернуть шнур не от себя, а по ракетной привычке - к себе, можно сильно опалить лицо (рис. 18)!


! Пусковой шнур у ПСНД расположен там же, куда смотрит сигнальное сопло!

Предел обнаружения ночного сигнала ПСНД (ярко-оранжевое или малиновое пламя) достигает в темное время суток 15 - 20 км, если наблюдать его с самолета, летящего на высоте 500 м. Дневной сигнал (малиновый дым) с той же высоты может быть замечен на расстоянии до 5 - 8 км. При наблюдении с мостика корабля предел обнаружения ночных и дневных сигналов уменьшается на 20 - 30%. Лучше всего дневной дымовой сигнал читается на фоне снега, льда, воды, а вот в песках пустыни или в густолесье его можно не заметить в трех сотнях шагов. Действие сигнального патрона кратковременно - не более 10 - 20с. Для того чтобы не перепутать в темноте стороны сигнального патрона, надо помнить, что крышка «дневного» сигнала плоская и ровная, а «ночная» имеет углубление.

Кроме того, существуют специальные фальшфейера, факел-свечи, дымовые шашки и тому подобные пиротехнические средства, которые способны гореть дольше, иногда до 10 мин и более. Обычно они используются для аварийно-поисковой сигнализации в транспортных, природоохранных и прочих ведомствах.

Фальшфейер красного огня предназначен для подачи сигнала бедствия. Длина его 225 мм, диаметр 37 мм, вес около 250 г. Время горения светового сигнала 60 с, сила света 10 тыс. свечей (рис. 19).


Патрон наземный сигнальный имеет вдвое меньшие размеры и вес и соответственно меньшую продолжительность и яркость светового сигнала. Все фальшфейера приводятся в действие выдергиванием пускового шнура.

Упомяну о факел-свече, применяемой в железнодорожном транспорте для подачи аварийного сигнала приближающемуся к месту аварии составу. Вернее, когда-то применяемой, а сейчас повсеместно вытесняемой более современными радиотехническими средствами аварийной связи. Факел-свеча - это тот же фальшфейер, для удобства имеющий две выдвижные проволочные ручки. Они позволяют удерживать руку на безопасном расстоянии от открытого пламени и способствуют полному сгоранию фальшфейера (рис. 20).

При необходимости подачи сигнала ручки, прижатые к корпусу факел-свечи двумя картонными ободками, выдвигаются во всю длину, верхний, защитный, колпачок снимается и внутренней стороной чиркается по выступающему запальному фитилю. При отсутствии или намокании колпачка факел-свечу можно зажечь с помощью боковой стенки спичечного коробка или от пламени спички или зажигалки. Факел-свеча горит в течение 10 мин (что выгодно отличает ее от других фальшфейеров) ярко-красным пульсирующим пламенем, причем наибольшей силы вспышка наблюдается в первые секунды горения.

При возможности выбора лучше предпочесть факел-свечи, не боящиеся влаги. Есть даже такие, которые способны гореть будучи полностью погруженными в воду.

Благодаря своему долгодействию фальшфейера возможно использовать для разведения костров в непогоду.

Несколько слов следует сказать о появившихся в массовой продаже и не поддающихся поименному перечислению различных китайских и им подобных фейерверков (рис. 21). Как сигнальные средства, все эти ракеты, петарды, «жуки», «бабочки», «самолеты», огни, бенгальские свечи и тому подобные хлопушки не очень надежны. В первую очередь тем, что некачественно исполнены и не предназначены для эксплуатации в сложных метеорологических условиях. Отсюда частые осечки, неполное сгорание световых зарядов, невозможность просчитать траекторию полета сигнальной звездочки.

Подобную примитивную пиротехнику крайне трудно транспортировать и использовать в реальных аварийных условиях. Но все-таки возможно, если ничего более надежного под рукой не оказалось. Лучше иметь возможность подать хоть какой-то сигнал, чем совсем никакой! Тем более в отличие от всех прочих пиротехнических средств, у праздничных салютов есть два неоспоримых достоинства - дешевизна и доступность. И как потенциальных путешественников от их приобретения ни отговаривай, они все равно могут не прислушаться к доброму совету.

При выборе подобных импровизированных сигнальных средств следует предпочесть пиротехнику, выполненную на отечественных заводах оборонного профиля (она в наибольшей степени похожа на реальные сигнальные ракеты и фальшфейера), либо пиротехнику развитых в промышленном отношении стран. Такие фейерверки более надежны и безопасны в обращении, чем собранные в полукустарных мастерских развивающихся стран. Корпуса лучше выбирать не «бумажные», а изготовленные как минимум из толстого прессованного картона с металлическими усилительными кольцами. Корпуса должны обладать максимальной твердостью и герметичностью.

! И самое главное: из всех предназначенных для фейерверков ракет, «бенгальских огней» и тому подобных праздничных пиротехнических изделий в качестве аварийно-сигнальных средств возможно использовать только те, которые имеют сигнал ОРАНЖЕВО-КРАСНЫХ расцветок! Красный цвет - общепринятый цвет бедствия! Все прочие, конечно, тоже могут привлечь внимание, помогут быть истолкованы как обычный салют.

Все перечисленные празднично-сигнальные средства перед тем, как брать с собой в лес, следует проверить в деле: отстрелять и посмотреть, как высоко поднимается световая звездочка, куда летит, как долго горит, как сильно на нее оказывает влияние непогода и сильный ветер и т.п. Если световые сигналы недостаточно ярки и быстро прогорают, то запускать ракеты лучше, подменяя качество количеством, «кустом», то есть несколько и разом или одну за другой, с короткими промежутками так, чтобы последующая успевала вспыхнуть до того, как погаснет предыдущая.

! С подобным сигнальным ширпотребом следует обращаться даже более осторожно, чем с «боевыми ракетами». Нужно внимательно изучить инструкции по применению и произвести несколько «учебных» отстрелов.

Необходимо помнить, что все парашютные ракеты, ПСНД и некоторые другие пиротехнические сигнальные средства конструктивно подготовлены к выстрелу, и поэтому обращаться с ними следует как с заряженным оружием, соблюдая особую осторожность! При осечке ракеты надо не менее 30 секунд ее продержать в положении выстрела, не направляя на людей! Все памятки и инструкции предписывают выбрасывать невыстрелившие ракеты и в самой категоричной форме запрещают ремонтировать несработавшую пиротехнику. Точно так же они остерегают от использования пиротехники с истекшим сроком годности (обычно 3 - 4 года).

Подходить к ракете, пока под ней горит огонь, - КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕДОПУСТИМО!

Вплоть до полного прогорания костра и остывания корпуса ракеты!

Дальность обнаружения пиротехнических сигналов бедствия во многом (иногда в решающей степени!) зависит от места их подачи. Даже самую мощную ракету можно умудриться запустить в таком месте и в такое время, что ее никто никогда не увидит.

В первую очередь надо учитывать время суток и погодные условия. Яркая звездочка в небе днем практически незаметна, в то время как ночью она обращает на себя внимание за много километров. Поэтому в светлое время суток лучше использовать дымовые сигналы, приберегая ракету для темноты. Точно так же может сгинуть без всякой пользы ракета, запущенная в случайно проплывающую над вашей головой тучу. Поэтому, если возможно, отложите подачу сигнала на несколько секунд, дождитесь прохода облачности или постарайтесь попасть в свободный от туч или тумана участок неба.

Для работы с фальшфейерами и дымовыми шашками следует выбирать возвышенные точки рельефа. При этом надо стараться, чтобы с подветренной стороны, куда и будет отнесен дым, располагалось открытое пространство - водоем, ледник, поляна.

!При подаче сигнала всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически недопустимо направлять ракеты и патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов!

При использовании ракет следует учитывать направление и силу ветра, который может сильно сносить парашют с горящей под ним сигнальной звездочкой. Если вы хотите, чтобы сигнал горел над вашей головой, стреляйте немного навстречу ветру.

Еще одна чисто «ракетная» ошибка заключается в недооценке силы ее отдачи. Особенно это касается больших парашютных ракет! Если недостаточно крепко удерживать гильзу ракеты, она при выстреле может, дернувшись вниз, выскользнуть из рук. В этом я однажды смог убедиться, давая световой (не аварийный) сигнал в зимней тайге. Замерзшие до состояния льда рукавицы не позволили с достаточной силой сжать пальцы, и по этой причине ракета выстрелила сразу в две стороны: звездочкой - в небо, гильзой - в землю. Только чудом пошедший не по своей траектории световой заряд не спалил мне волосы. А могло быть и хуже, гораздо хуже. Например, во время рок-концерта на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге неожиданно выпущенная в толпе ракета, попав в висок, наповал убила стоящего поблизости зрителя. Именно поэтому ракету следует брать только голой рукой, предварительно насухо вытерев ладонь и пальцы.

И еще один очень важный совет. Большинство пиротехнических средств обладает разовым действием, то есть, подав сигнал один раз, повторить его невозможно. Поэтому подавать сигнал надо с максимально близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его заметят. Например, когда вы видите спасательный самолет или судно или отчетливо слышите нарастающий шум работающих моторов.

С другой стороны, при наличии запаса одноразовых пиротехнических средств, при приближении еще невидимого спасательного самолета или вертолета ракеты лучше не экономить. Тут скаредность может сослужить плохую службу. Ведущий поиск самолет - не городской трамвай, который по нескольку раз на дню проходит один и тот же маршрут. Поисковый самолет далеко не всегда возвращается в место, которое уже облетел. Поэтому давать сигнал бедствия (еще раз повторю: если вы не испытываете нужды в пиротехнике!) лучше до того, как его можно будет обнаружить визуально. Давать в сторону звука, по возможности просчитав по его нарастанию либо затиханию направление полета. Ракета, пробив низкие облака, может быть замечена пилотами, в то время как вы этот самолет так и не увидите.

Если необходимость в подаче сигнала отпала, запальный шнур с кольцом надо осторожно уложить в предназначенное для ракеты гнездо и завинтить защитный колпачок.

Во время движения сигнальные средства необходимо хранить в защищенном от ударов и атмосферных осадков и в то же время легкодоступном месте. А во время привалов держать подальше от огня. Многие пиротехнические средства боятся нагрева, интенсивного трения и ударов, от которых они могут выйти из строя или даже взорваться!

Кроме прямого назначения, почти все пиротехнические сигнальные средства могут с успехом использоваться для отпугивания хищных животных - белых и бурых медведей, волков, шакалов и пр.

Хоть и с натяжкой, но простейшим пиротехническим сигнальным средством можно считать аэрозольные баллончики. Любые - от лака для волос и прочих косметических до репеллентов. Струя аэрозоля, выпускаемая из баллончика, если пропустить ее через пламя спички или зажигалки, вспыхивает ярким, длиной в несколько десятков сантиметров, факелом, различимым с воздуха на несколько километров. Выпускать аэрозоль следует короткими, не более 1 - 2 с, нажатиями с 2 - 5-секундньши паузами.

При более длительном горении аэрозольной струи баллончик может взорваться в руках!

При необходимости подачи длительного сигнала баллончик следует вкопать в землю, уложить на пусковую кнопку плоский камень или оттянуть его пропущенной через днище резинкой, поставить на пути струи небольшой факел и отойти на несколько метров в сторону.

А если вспомнить детские проказы, можно из серных головок спичек, магния, церия и пр. изготовлять различные «бомбочки», хлопушки, «бенгальские огни» и т.п. самодельные, сомнительного свойства, но все-таки пиротехнические светозвуковые сигнальные средства. Их изготовление и применение сопряжены с определенным риском, поэтому конкретную рецептуру я здесь не привожу. Кто увлекался подобной «химией» раньше, я думаю, сможет использовать детские навыки уже не для развлечения, а для дела.

Морские международные сигналы бедствия (рис. 22):

· выпуск клубов дыма оранжевого цвета (1);

· пламя на судне (например, от горящей смоляной бочки) (2);

· ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени (3);

· красная парашютная ракета либо фальшфейер красного цвета (4);

· флажковый сигнал NC (НЦ) по Международному своду сигналов (5);

· сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним или под ним (6);

· медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны (7);

· пушечные выстрелы, или взрывы, производимые с промежутками около одной минуты, или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов (8);

· сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы, либо слово «мэйдэй», произносимое по радиотелефону (9).

Все эти сигналы имеют одно-единственное, известное морякам всего мира значение - «Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи».

Дымовые и цветовые сигналы бедствия.

К ним можно отнести (кроме дневного сигнала ПСНД) различные дымовые шашки и петарды, чаще всего используемые в море. Такие шашки срабатывают после выдергивания запального шнура и горят, испуская оранжевый дым, от 1 мин (ручная шашка) до 4 мин (плавучая шашка).

Используемая на отечественных флотах дымовая плавучая шашка имеет длину 253 мм, диаметр 80 мм и вес 820 г. Расчетная дальность видимости дымового сигнала, длящегося 3 мин, - одна морская миля. Шашка приводится в действие выдергиванием запального шнура (рис. 23).


Существуют и другие разновидности дымовых шашек. Вплоть до таких, с которыми одному человеку просто не справиться. Например, большая дымовая сигнальная шашка имеет длину 74 см, диаметр 21 см и вес 32 кг! Горит эта гигантская «дымовуха» 8 мин, а сигнал ее виден за 20 км (рис. 24)!


Кроме цвето-дымовых сигналов, существуют специальные красители, которые, растворяясь в воде, создают большое, цветовое, издалека заметное пятно.

К таким относится, например, уранин, предназначенный для использования в море или на обширных пресноводных водоемах. При контакте с водой уранин расплывается по поверхности, образуя огромное пятно интенсивного зелено-изумрудного цвета (если попал в холодную воду) или оранжевого цвета (если оказался в теплой воде). Краситель остается заметным около 4 - 6 ч на спокойной воде и лишь 2 - 3 ч - при волнении (рис. 25).

В какой-то степени цветовыми сигналами бедствия могут служить различные оранжевые полотнища, тенты спасательных плотов и шлюпок, одежда и палатки ярко-красных расцветок.

Чтобы рассказать о следующем типе сигнальных средств, я попрошу читателя вспомнить свое детство. Кто из вас в то счастливое время не забавлялся, пуская карманным зеркалом по стенам яркий солнечный зайчик? Вот этот «зайчик» и поставили специалисты на службу потерпевшим бедствие, создав несколько различных по конструкции сигнальных зеркал.


| |

Loading...Loading...