Здание венского сецессиона ольбриха и бетховенский фриз климта. Сецессион. Новые художественные поски и творческие изыскания ▲




Сецессион (от нем. Sezession , от лат. secessio - отход, отделение, обособление) - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму.


Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского «модерна». Ядром «Венского Сецесииона» был журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum»), ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.


Представителем «Венского Сецессиона» в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы, теоретик и педагог - Отто Вагнер / Otto Wagner. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. Среди них: Ян Котера, Йозеф Хоффманн, Макс Фабиани, Йоже Плечник, Павел Янак. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil): квадратиш, практиш, гут.





Проект отеля «Вена». Вена I, Коловратринг (1910 г., арх. Отто Вагнер),


Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных Анри Ван де Вельде и Виктором Орта в Брюсселе и Хансом Ульрихом Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства «модерна», мало похожий на стилистику франко-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Томаса Чиппендейла, Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона. В 1901 г. - выставка шотландского художника Чарльза Рене Макинтоша и продукции возглавляемой им «школы Глазго».


Влияние вагнеровской школы сказалось на формировании стиля петербургского и московского «модерна», оно заметно во многих работах Иллариона Иванова-Шица и Федора Шехтеля в Москве.


В 1898-1899 гг. Йозеф Мария Ольбрих / Joseph Maria Olbrich выстраивает в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона. Эта смелая для своего времени постройка поразила венцев своим необычным видом.








Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченных лавровых листьев и 700 ягодами.





Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным «вагнеровским» орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов».










Фронтон здания украшает позолоченная надпись "Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit" («Каждому времени - своё искусство, каждому искусству - своя свобода»). В 1908 году её убрали с фасада здания, но при последующей реконструкции она была восстановлена. Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующими живопись, архитектуру и пластику (Malerei, Architektur, Plastik).





Здание павильона серьёзно пострадало во время бомбардировок Вены в 1945 году.





(фото с сайта www.secession.at)


А в 1984-1985 гг. была проведена реставрация здания под руководством Адольфа Кришанитца, результатом которой стало возвращение зданию первоначального облика. Ныне в здании «Сецессиона» размещаются выставочные залы.


Здесь же хранится знаменитый «Бетховенский фриз» Густава Климта. Сейчас рядом со зданием ведётся строительство подземных подсобных и выставочных помещений.


Сам павильон расположен вблизи рынка Нашмаркт / Naschmarkt, который находится над перекрытой долиной речки Вена.





В 1898-1899 гг. вдоль русла реки была проложена линия городской железной пассажирской дороги, архитектором которой был уже известный нам Отто Вагнер. Он предполагал превратить долину реки Вена в стильный ансамбль. На первой фотографии - проект застройки Нашмаркта, разработанный архитектором Отто Вагнером в 1890-х гг. (справа виднеется фрагмент павильона «Сецессион»), на второй - попытка сделать фотографию с того же ракурса.






Следует отметить, что привычного слова "улица" в адресах домов в этой части Вены нет: левая набережная называется Linke Wienzeile / Линке Винцайле, правая - Rechte Wienzeile / Рехте Винцайле.


В качестве "образца" застройки Вагнер спроектировал и построил на Линке Винцайле два своих очень известных дома.








Самый известный - "Майоликовый дом" / "Majolikahaus" (Linke Wienzeile, 40) - выстроен в 1899 году.



Фасад здания отделан глазурованной керамической плиткой (выполнена фирмой Винербергер (Wienerberger AG)). Такая поверхность легко очищается от грязи и обладает высокими эстетическими свойствами - Отто Вагнер придавал огромное значение гигиене, как важной составляющей современного быта.






Декор выполнен по эскизам Алоиза Людвига.
















Фасад соседнего углового дома-ровесника (Linke Wienzeile, 38) строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементов, выполненных по рисункам Коломана Мозера.






















Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица / Othmar Schimkowitz.













К этому времени Вагнер уже имел немалый опыт строительства многоквартирных домов, причём в большинстве случаев Вагнер был одновременно и архитектором, и владельцем зданий.


Собственные доходные дома Вагнера, построенные им в 1880 - 1883 г.г. на Stadiongasse (Stadiongasse 6-8, 10), имеют геометрически-чёткие, функциональные фасады.





Недалеко от них находится ещё одна работа Вагнера, тоже его собственный доходный дом, возведённый в 1887-м году (Universitätstrasse, 12 / Garnisongasse, 1). Дом занимает важный с градостроительной точки зрения участок между тремя улицами и имеет сразу три фасада.









Лопатки на фасаде украшены необарочным орнаментом. Из-за этого декора венцы прозвали здание "дом в подтяжках".






Этот жилой дом считался престижным - в нём на каждом этаже всего по две квартиры площадью около 300 квадратных метров каждая.




В 1889/91 г.г. рядом с дворцово-парковым ансамблем Бельведер Вагнер на собственном участке земли возвёл ансамбль из трёх домов (Rennweg, 1a, 3, 5).



В этой группе домов ощущается сильное влияние эклектики. Средний дом архитектор строил для себя и своей семьи: в нижнем этаже размещалась его мастерская, во втором этаже - парадные комнаты, а выше - спальни и комнаты детей.





Видимо, из-за близости к дворцам 18-го века в декоре своего собственного жилого дома Вагнер решил использовать элементы барокко.

















По обеим сторонам собственного дома архитектора стоят два доходных дома.





Правый дом, под номером 5, сохранился полностью.








А вот левый дом изменён до неузнаваемости.





Последние собственные доходные дома Отто Вагнера построены в 1909 - 1911 г.г. (Neustiftgasse, 40 / Döblergasse, 2, 4).











Эти здания, предвестники новой функционалистичной архитектуры, стали концентрацией выпестованной Вагнером теории строительства многоквартирных жилых домов.








Нижние этажи дома 40 по Neustiftgasse выделены геометрическим орнаментом из штукатурки и пластин чёрного стекла.














В этом же доме Вагнер воплотил и основной принцип своей теории, заключающийся в том, что декор здания должен быть функциональным. На гладкой поверхности угла дома архитектор выложил мелкими чёрными стеклянными пластинами адрес.






Соседний дом 4 по Döblergasse декорирован простым орнаментом из синих глазурованных плиток.












В этом доме находится последняя квартира Вагнера, в которой большой мастер европейской архитектуры и скончался в 1918-м году.





Сейчас в бывшей квартире Отто Вагнера хранится его архив.



В середине 1890-х г.г. Вагнер занимается крупными градостроительными проектами. Всего за шесть лет, с 1894 по 1901, под его руководством были проложены четыре линии городской железной дороги, три из них функционируют и сейчас.








В ходе строительства было проложено 80 километров путей, возведено 15 мостов и виадуков, сооружено 40 станций и наземных вестибюлей.






Подробно об этой работе Вагнера можно прочитать в главе .


Одновременно с работой над железной дорогой Вагнер занимается строительством шлюзов в Венском районе Нуссдорф / Nussdorf (Am Brigittenauer Sporn, 7).





Комплекс включает в себя непосредственно шлюзы с металлическим мостом наверху и небольшое административное здание.








Мост со шлюзами задуман как "водные ворота" города.








Вся конструкция и весь декор моста выполнены полностью из металла.












На пилонах 6-метровой высоты установлены львы.










На одном из пилонов - написанный по-латыни девиз императора Франца Иосифа "Viribus unitis" ("Объединёнными усилиями").





В этой работе Вагнера, пожалуй, как ни в какой другой, чувствуется начало процесса изменения стиля зодчего, переход от исторических мотивов к сецессиону.








В 1895-м году Вагнер опубликовал свой труд "Современная архитектура", который стал программным манифестом рационализма в архитектуре. В этой работе, отрицая романтические традиции, зодчий призывает к сохранению классических принципов симметрии и ясности. Вагнер считает, что художественная форма должна вытекать из конструкции.


Своё понимание новой архитектуры Отто Вагнер воплотил в здании Почтовой сберегательной кассы / Postsparkasse (Georg-Coch-Platz, 2). До конца 19-го столетия весь большой квартал вдоль Ринга занимали военные казармы. После их сноса разбили небольшую площадь, которую Вагнер и замкнул своим зданием (строительство велось в 1903 - 1906 и в 1910 - 1912 г.г.).





Никаких отзвуков истории, никакой "дворцовой" архитектуры - исключительно выпестованный Вагнером "стиль практической полезности".












При этом строение совсем не выглядит унылым! Фасады архитектор облицевал мраморными плитами, которые крепятся к стенам при помощи железных болтов с видимыми алюминиевыми "шляпками". Этот приём создаёт иллюзию "чешуйчатой" поверхности.














Венчает здание высокий аттик с венками.





По бокам аттика установлены две крупные, высотой 4,3 метра, алюминиевые скульптуры работы Отмара Шимковица / Othmar Schimkowitz.











Кульминацией творческого кредо Вагнера стал находящийся внутри здания кассовый зал, каждый архитектурный элемент которого обусловлен функциональной необходимостью. Сейчас в здании открыт небольшой музей Отто Вагнера.


Вагнер был не только гениальным творцом, он оказался ещё и хорошим учителем, воспитавшим целую плеяду талантливых зодчих. Прошедшие вагнеровскую школу ученики воплотили в своём творчестве многие принципы учения своего гуру.


В 1903/05 г.г. вагнеровский ученик Йозеф (Йоже) Плечник / Josef Plečnik возвёл в центре Вены элегантнейший дом "Zacherlhaus" (Brandstätte 6 / Wildpretmarkt, 2-4 / Bauernmarkt, 5).



Заказчик строительства - владелец известной фабрики по производству дуста Цахерл, по имени которого и назван дом. Плечнику достался очень неудобный участок между тремя улицами: длинный, узкий, с одним закруглённым углом. План участка и определил форму здания.





Цоколь дома представляет собой ритмичный ряд колонн.



Наружные стены верхних этажей облицованы серо-коричневым полированным гранитом. Для облицовки здания Плечник использовал необычный по тем временам способ: каменные плиты без применения строительного раствора вставлены в металлические профили, которые создают чёткий графический рисунок фасадов.





Выступающий карниз держат майоликовые атланты (автор - Франц Мецнер / Franz Metzner).








На одном из фасадов установлена крупная фигура Михаила-архангела, выполненная из листовой меди Фердинандом Андри / Ferdinand Andri.



Ещё дальше в развитии теории своего учителя пошёл Макс Фабиани / Max Fabiani. В 1899 - 1901 г.г. для мебельной фирмы "Portois & Fix" он построил жилой дом с магазином, полностью соответствующий стилю практической полезности (Ungargasse, 59-61).



Раньше позади дома находились и корпуса самой фабрики.


Весь фасад здания покрыт плиткой, причём не с богатым цветочным рисунком как в вагнеровском "Майоликовом доме", а зелёной плиткой разных оттенков, из которой выложен строго геометрический орнамент.





Гладкие поверхности здания дополняет скупой металлический декор.










К сожалению, сейчас мы видим дом не совсем в оригинальном виде, часть авторского декора утрачена. Например, фасад на уровне нижних этажей, в которых находился магазин, был облицован гранитом, исчезла и часть фонарей.


Дом, построенный Фабиани для фирмы "Portois & Fix", по тем временам был чересчур авангардным, архитектор слишком опередил время, и последователей у Фабиани в тогдашней Вене не нашлось. Правда, в других своих работах и сам архитектор не был столь радикален.


В 1900-м году на пафосной торговой улице вблизи от императорского дворца для издательства "Артария" Макс Фабиани построил дом с жилыми квартирами и магазином - "Артария-Хаус" / "Artaria-Haus" (Kohlmarkt, 9).



Жилая и магазинная зоны здания поделены ничем не прикрытой металлической поперечной балкой.





Два нижних этажа имеют крупное остекление, расчленённое четырьмя пилястрами из красного мрамора. на двух крайних пилястрах - барельефы (автор - Alfonso Canciani).




Стены жилых этажей облицованы белым каррарским мрамором.





Эркерообразные окна с тёмными рамами образуют чёткий ритмический рисунок фасада.





Фабиани поставил своё здание немного глубже соседних, и сильно выступающий козырёк "подравнивает" строение под "красную линию" и как бы уравновешивает небольшую площадку перед домом.








Улица Kohlmarkt выходит к императорскому дворцу на площадь Michaelerplatz. Здесь находится одно из самых значимых сооружений Вены начала 20-го века - дом Лооса (Michaelerplatz, 3).




Это здание для фирмы "Goldman & Salatsch" в 1909/11 г.г. построил архитектор Адольф Лоос / Adolf Loos, ярый борец с архитектурными рюшечками и оборочками. Лоос не разделял позиции "сецессионистов" и неоднократно вступал в полемику с ними. В своём творчестве Лоос, ставивший во главу угла экономичность, простоту изготовления, гигиеничность, уже вплотную подошёл к той грани, которая отделяет архитектуру модерна от функционализма. В доме на Михаелерплатц архитектор в очень откровенной форме соединил приёмы классической архитектуры и рационализм.


Всё здание Лоос чётко разрезал по горизонтали, отделив нижние два этажа, предназначенные для магазина, от верхних жилых этажей. Нижние этажи облицованы очень красивым зелёным мрамором.














Портал оформлен четырьмя монолитными мраморными колоннами, пропорции которых соответствуют всем классическим канонам.






При этом верхние этажи представляют собой ровные, гладко оштукатуренные, лишённые даже намёка на какой-либо декор поверхности с прямоугольниками окон без наличников.


Строительство дома на Михаелерплатц закончилось большим скандалом: жители города были в недоумении, Его Императорское и Королевское Величество Франц Иосиф гневался, критики не стеснялись в выражениях. Из-за отсутствия оконных наличников здание прозвали "дом без бровей". В качестве компромиссного решения под некоторыми окнами прикрепили бронзовые цветочные ящики.








В общем-то, возмущённых обывателей начала 20-го века можно понять. Во-первых, не привыкли они к такому, а во-вторых, Михаелерплатц не самое подходящее место для экспериментов. Vis-á-vis лоосовского дома является возведённый всего двадцатью годами раньше пышный корпус императорского дворца.





Соседи "скандального" дома похожи на торт с кремовыми розами.





В этом окружении провокационное творение Адольфа Лооса и сейчас, по прошествии ста лет, выглядит инопланетянином.


В том же 1912-м году буквально в двух шагах от своего "скандального" дома Адольф Лоос оформил вход и витрины университетского книжного магазина "Manz" (Kohlmarkt, 16).





Строгий портал из чёрного мрамора, оттенённого позолоченными буквами и матовым стеклом, имитирует ворота. Сам дом, в котором находится книжный магазин, представляет собой типичный образец здания конца 19-го века.





Если строго подходить к трактовке понятия "венский сецессион", то большинство сооружений Вены рубежа 19/20 веков к этому региональному направлению стиля "модерн" отнести нельзя. Во всём многообразии построек того времени прослеживаются самые разнообразные тенденции: эклектика, влияние немецкого югендштиля, черты франко-бельгийского ар-нуво. Поэтому основную часть венской архитектуры эпохи модерна мы вынесли за рамки этой главы в отдельную

Венский сецессион (нем. Wiener Secession/Sezession ) - объединение венских художников в эпоху Fin de siècle (ар нуво) . Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.

Венский сецессион основан 3 апреля 1897 года Густавом Климтом , Коломаном Мозером , Йозефом Хофманом , Йозефом Марией Ольбрихом , Максом Курцвайлем , Эрнстом Штёром , Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на историзм . Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы.

В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера , на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле (Wienzeile ) недалеко от площади Карлсплац (Karlsplatz ) и рынка Нашмаркт (Naschmarkt ) был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют «Сецессионом» . Здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла были спроектированы Мозером. Здание на площади Карлплац стало постоянным местом проведения выставок группы. Над главным входом есть надпись со словами художественного критика Людвига Хевеши: «Эпохе - свое искусство, искусству - своя свобода», которые выражали настроение высших слоев общества Вены конца века, к тому времени четвертому по величине европейскому городу.

Первая выставка Венского сецессиона состоялась в 1898 году .

К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские импрессионисты . Особую известность получила 14 выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена Людвигу ван Бетховену . Выставка была организована Йозефом Хофманом. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера , которую окружали «Бетховенский фриз » Климта.

С 1898 года в целях более широкого распространения своих идей группа издавала свой собственный журнал Ver Sacrum (лат. весна священная ). Хотя ранние работы Сецессиона оставались главным образом в рамках стиля ар нуво (модерн ), после Восьмой Венской выставки 1900 года, целиком посвященной декоративному искусству, творчество группы становится более прямолинейным. На этой выставке были представлены инсталляции Чарльза Рении Мактинтоша, Чарльза Роберта Эшби, Анри Ван дер Велде. Построенный Йозефом Гофманом санаторий (1904-1906 гг.) с его безжалостной геометрией, которая была повторена в специально разработанном для этого проекта черно-белом кубическом кресле Коломана Мозера, являл пример сецессионного стиля начала ХХ века и приближал приход геометрической абстракции модернизма.

В 1903 году Хофман и Мозер основали Венские мастерские (Wiener Werkstätte ) - производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла.

14 июня 1905 года из-за разногласий во взглядах на искусство Густав Климт покинул Венский сецессион вместе с некоторыми другими художниками (например, Карлом Моллем ).

С 1919-го по 1920 год председателем группы был Франц Месснер. Хотя со Сецессионом часто связывают представление об ар нуво , его поздняя деятельность находилась под влиянием раннего функционализма .

Сецессион воздействовал на искусство стран, входивших до ноября 1918 в состав Австро-Венгрии, в частности, Хорватии , Чехии , Польши , западного региона Украины , особенно Львова .

Йозеф Мария Ольбрих (22 декабря 1867 - 8 августа 1908 ) - австрийский архитектор, мастер модерна , автор выставочного здания Венского сецессиона в Вене . C 1900 г. жил и работал в Германии , в Дармштадте .

Родился в многодетной семье предпринимателя-кондитера в Троппау . Отец архитектора владел кирпичным заводом, и Йозеф познакомился со строительными технологиями ещё в детстве. В 1882, не закончив средней школы, ушёл работать чертёжником, в 1886-1890 завершил среднее образование в Вене, затем обучался в в Вене у Карла фон Хазенауэра . C 1893 г. - помощник Отто Вагнера на проектировании Венской городской железной дороги (англ. ), фактически исполнявший рабочие чертежи станций.В 1896 г. в среде венских художников произошёл раскол. Возглавляемая Густавом Климтом группа художников и архитекторов, недовольная действиями венского Дома Искусств, откололась и учредила собственную организацию - Венский сецессион. В 1897 г. Ольбрих выстроил на Карлсплац памятник модерна - выставочный зал Сецессиона с куполом-шаром из золотых ветвей.

Станция Карлсплатц

Выставочный зал Венского сецессиона

Свадебная башня в Дармштадте

В 1900 г., по инициативе герцога Дармштадтского Эрнста-Людвига, покровителя искусств и организатора колонии художников на горе Матильды в Дармштадте, Ольбрих переехал в Германию. Получив гессенское гражданство и профессорский титул, он фактически возглавил колонию, выполнив большую часть проектов и лично возглавив строительство, а в 1903 женился на немке Клер Мораве. В самой колонии и в окрестностях Дармштадта им построены всего два десятка зданий; часть из них погибла во время второй мировой войны .

В 1908 г. Ольбрих выстроил исторический универмаг Тица в Дюссельдорфе и третью очередь посёлка художников в Дармштадтской колонии; в том же году, в возрасте 40 лет, он умер от лейкемии .

О́тто Колома́н Ва́гнер (13 июля 1841 - 11 апреля 1918 ) - австрийский архитектор, мастер стиля модерн , лидер его австрийской ветви - сецессиона .

Grabenhof, 1874-1877 -- типичная венская эклектика

Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня - район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн ). Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать сумела дать ему достойное образование. В 1857-1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме , затем в Академии изобразительных искусств . В 1862 Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора Генриха Фёрстера (сына Людвига Фёрстера , строителя Рингштрассе ). В 1864 Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу - руководство постройкой главного павильона в Штадтпарке (de:Kursalon Hübner ). В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики . На рубеже 1870-х - 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890.

Эпоха модерна

В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма - к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта , Чарлз Ренни Макинтош , Л. Н. Кекушев - поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион , тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.

Венский Штадтбан, станция Gumpendorfertstrasse

С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вены на юге и до Шенбрунна на западе) 1892-1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт ). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект - архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене . В 1900-1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплатц - скромная постройка в духе 1960-х годов.

Особенности архитектуры Вагнера этого периода - стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров ), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма - белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь - тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра - была моментально растиражирована архитекторами модерна.

Церковь св. Леопольда Am Steinhof, 1904-1907

Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904-1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904-1907 - церковь Am Steinhof . В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги , Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет - госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906-1910-е).В 1863 по настоянию матери Отто женился в первый раз, и имел от этого брака двух дочерей. Одновременно с этим браком, он много лет сожительствовал с Софией Паупи (1840-1912), которая родила ему также двоих детей; Вагнер официально усыновил их в 1882, после развода. В 1884 он женился второй раз, в этом браке родились трое детей. Вторая жена, Луиза Штифль, была на 18 лет моложе Вагнера, и умерла рано, в 1915 году.

Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann ) - австрийский архитектор, график и мастер прикладного искусств, ученик Отто Вагнера, один из основателей венского сецессиона - предвозвестника функционализма.

Йозеф Хоффман родился в 1870 г. в Пирнитце, Моравия. Закончив Государственное художественно-промышленное училище в Брно, Хоффман продолжил изучение архитектуры в венской Академии художеств у Карла фон Хазенауэ-ра (1833-1894) и Отто Вагнера. В 1892 – 1895 гг. – продолжает обучение в Академии визуальных искусств в Вене и в Мюнхене. В 1895 году он вместе с Йозефом Марией Ольбрихом и Коломаном Мозером основал «Зибенер-клуб» (“Клуб семерых”), а два года спустя принял участие в основании венского Сецессиона, из которого вышел в 1905 году вместе с группой Климта. C 1896 по 1899 гг. работает штатным сотрудником архитектурной студии Отто Вагнера.

В 1900 г. Йозеф Хоффман проектирует зал Венского сецессиона на Международной ярмарке в Париже; 1902 г. – путешествует в Англию вместе с Коломаном Мозером; знакомится с Чарльзом Ренни Макинтошем.

В 1903 г. Йозеф Хоффман основывает Венскую мастерскую совместно с Мозером, Фритцем Верндорфером и Карлом Отто Чешка (1878-1960) и руководил ими до 1931 года, - он получил заказ на реконструкцию санатория «Вестенд» в Пуркерсдорфе (1903-1904) и на строительство особняка Стокле в Брюсселе (1905-1911). 1908 г. – один из создателей Австрийского рабочей лиги (Oesterreichischer Werkbund). В 1912 году Хоффман основал австрийский Веркбунд, а с 1920 года стал главой венской группы немецкого Веркбунда. В 1925 г. – проектирует австрийский павильон на Выставке декоративных искусств (Exposition des Arts Decoratifs) в Париже; 1932 г. – создает террасные дома для Международной лиги рабочих жилых комплексов (International Werkbund housing estate). В 1899-1937 годах преподавал в венском Художественно-промышленном училище.

Умер в 1956 г. в Вене, Австрия.

Wiener Secession/Sezession ) - объединение венских художников в эпоху Fin de siècle (ар-нуво) . Благодаря ему венский вариант югендштиля также называют Венским сецессионом.

История

В том же 1898 г. Ольбрихом, учеником Отто Вагнера , на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле (Wienzeile ) недалеко от площади Карлсплац (Karlsplatz ) и рынка Нашмаркт (Naschmarkt ) был возведён выставочный павильон, который венцы также сокращённо называют «Сецессионом» .

К значительным заслугам художественной группы относят её выставочную политику, благодаря которой венской публике стали известны французские импрессионисты . Особую известность получила 14 выставка Сецессиона 1902 г., которая была посвящена Людвигу ван Бетховену . Выставка была организована Йозефом Хофманом. В центре размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера , которую окружали «Бетховенский фриз » Климта.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Венский Сецессион" в других словарях:

    Выставочный зал Венского сецессиона Дом сецессиона … Википедия

    - (нем. Sezession, от лат. secessio отход, отделение), название ряда европейских (главным образом австрийских и немецких) художественных обществ конце XIX начале XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших как оппозиция… … Художественная энциклопедия

    - (нем. Secession, Sezession, от лат. secessio отделение, обособление) в искусстве обозначает разрыв группы художников с художественным направлением, считающимся ими несовременным. Фактически речь идёт об разрыве с художественным рынком … Википедия

    - (нем. Sezession, от лат. secessio уход), название объединений художников в Мюнхене (1892), Вене (1897), Берлине (1899), отвергавших академические доктрины и выступивших провозвестниками стиля модерн. * * * СЕЦЕССИОН СЕЦЕССИОН (нем. Sezession, от … Энциклопедический словарь

    - (нем. Sezession, от лат. secessio отход, отделение, обособление) название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально… … Большая советская энциклопедия

Когда будете гулять в районе Карлсплац, ваш взгляд привлечет необычное здание Сецессиона в стиле модерн, эдакий куб с золотым шаром наверху. Это галерея, где проводятся выставки современного искусства. Главный экспонат – Бетховенский фриз.

Архитектура в стиле венского модерна

Венский сецессион – это галерея, где проводятся выставки современного искусства. Современная художественная программа выставок гармонирует со зданием Сецессиона, архитектура которого функциональна, эстетически элегантна, актуальна и символизирует перемены.

В 1898 году Ольбрих разработал проект галереи, ставшей архитектурным манифестом идей нового объединения художников, цель которого была посвятить себя модернизму. Задуманный как «храм искусства» раннего модернизма, Сецессион является одним из самых значительных произведений искусства венского стиля модерн (Jugendstil).

Купол Сецессиона изготовлен из 3000 позолоченных железных лавровых листков. На боковых фасадах галереи – изображения сов, а над входом – три головы Горгоны и девиз «Времени - его искусство, искусству - его свободу». Совы и Горгона – это символы богини Афины Паллады, олицетворяющие победу, мудрость и ремёсла. Следуя девизу, расположенному на фасаде, Сецессион организует выставки, носящие интернациональный характер и отражающие современные формы художественного выражения.

Архитектурная здания предоставляет различные возможности его использования. Художники рассматривают эти возможности как трудную, но увлекательную задачу, что приводит к рождению новых художественных идей и возникновению проектов, разработанных специально для галереи Сецессион.

Главное помещение галереи White Cube имеет стеклянную крышу и белые стены. Это вдохновляет на реализацию различных художественных идей. В кабинете графики на втором этаже и галерее на нижнем этаже, состоящей из трех залов, так же организуются выставки.

В галерее проходят эстетические, художественные, культурные и общественно-критические дискуссии. Сецессион является важнейшим форумом для молодых, открытых для экспериментов, художников. В то же время, галерея включает в себя и работы выдающихся, уже утвердившихся в мире искусства мастеров.

Объединение художников Венского сецессиона является старейшей в мире независимой галереей, выставки которой посвящены исключительно современному искусству. В год проходит 10-15 выставок. Программа составляется членами правления объединения художников по демократическому принципу и на основе художественных критериев. Финансирование выставок осуществляется на одну треть из государственного бюджета Австрии, одна треть поступает из средств частных спонсоров, а еще одну треть составляют кассовые сборы галереи.

Объединение Сецессион

Объединение Сецессион было основано в 1897 году и другими художниками, отделившимися от консервативного Дома художников в Вене. Климт стал первым президентом объединения, среди основателей которого были художники Коло Мозер и Карл Молль, архитекторы Йозеф Хофман и Йозеф Мария Ольбрих.

Важную роль в сецессионистском движении играл издаваемый объединением журнал по вопросам искусства – Ver Sacrum («Весна священная»). Его название золотыми буквами начертано на фасаде галереи.

В момент основания Сецессиона объединение произвело сенсацию своим оформлением выставок, которое стремилось к единению выставки и выставочного зала и представляло собой синтез всех художественных дисциплин: архитектуры, живописи, скульптуры, графики и художественного оформления.



Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление)

название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 - начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны «Мюнхенский С.», «Берлинский С.» и «Венский С.».

«Мюнхенский С.», основанный в 1892 Ф. фон Штуком и руководимый с 1899 Ф. фон Уде, объединял преимущественно представителей немецкого варианта стиля «Модерн » - югендстиля (См. Югендстиль). Одним из ведущих мастеров «Мюнхенского С.» с 1893 стал архитектор, график и дизайнер П. Беренс.

«Берлинский С.», созданный в 1899, объединял в основном художников немецкого Импрессионизм а (первый президент общества - М. Либерман). В 1906 общество распалось на «Новый Берлинский С.», руководимый Л. Коринтом, и «Свободный С.» во главе с Либерманом.

«Венский С.», возникший в 1897, сгруппировал представителей австрийского «модерна», который получил название «сецессионстиль» («стиль С.», Sezessionsstil). Ядром «Венского С.» стал журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum», основан в 1898), бывший также органом австрийского литературного Символизм а (эссе Г. фон Гофмансталя, стихи Р. М. Рильке); главой и ведущим мастером в области живописи являлся Г. Климт. Характерные черты «сецессионстиля»: для живописи - мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность (Климт); для графики - геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности (Климт, К. Мозер, И. М. Ольбрих, И. Хофман); для архитектуры - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность членений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений (О. Вагнер, Ольбрих, Хофман). Отличительной особенностью «сецессионстиля» в целом (включая и декоративно-прикладное искусство) являлось тяготение его мастеров к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жёсткость даже в самых сложных комбинациях; отсюда «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil). Деятельность «Венского С.» во многом способствовала распространению и утверждению как позитивных принципов «модерна» (в архитектуре, в книжной графике), так и его упаднических тенденций (в изобразительном искусстве - склонность к претенциозной символике, болезненной эротике, произвольное искажение форм предметного мира).

Лит.: KleinR., Die Sezession, В.,1905; Biermann G., Die Sezession, B., 1910; Weissenberger R., Die Wiener Sezession, W., 1971. См. также лит. при ст. «Модерн ».


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сецессион" в других словарях:

    - (нем. Sezession, от лат. secessio отход, отделение), название ряда европейских (главным образом австрийских и немецких) художественных обществ конце XIX начале XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших как оппозиция… … Художественная энциклопедия

    - (нем. Secession, Sezession, от лат. secessio отделение, обособление) в искусстве обозначает разрыв группы художников с художественным направлением, считающимся ими несовременным. Фактически речь идёт об разрыве с художественным рынком … Википедия

    Современная энциклопедия

    - (нем. Sezession от лат. secessio уход), название объединений художников в Мюнхене (1892), Вене (1897), Берлине (1899), отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 модерн (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Сецессион - (немецкое Sezession, от латинского secessio уход), название объединений художников в Мюнхене (1892), Вене (1897), Берлине (1899), отвергавших доктрины академизма и выступавших провозвестниками стиля модерн. Среди мастеров Сецессионов архитектор… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (нем. Sezession, от лат. secessio уход), название объединений художников в Мюнхене (1892), Вене (1897), Берлине (1899), отвергавших академические доктрины и выступивших провозвестниками стиля модерн. * * * СЕЦЕССИОН СЕЦЕССИОН (нем. Sezession, от … Энциклопедический словарь

    - (лат. secessio отделение, уход) наименование ряда немецких и австрийских художественных объединений конца 19 нач. 20 вв., противопоставлявших себя официальному академическому искусству. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. сецессион … Словарь иностранных слов русского языка

    сецессион - сецесси он, а … Русский орфографический словарь

    - (нем. Berliner Secession) художественное объединение берлинских художников и скульпторов конца XIX века, отвергавших доминировавшее в то время академическое искусство. Содержание 1 История … Википедия



Loading...Loading...