Удвоенные согласные на букву з. В суффиксах прилагательных

Наступила неожиданно, побежали серебряные ручейки по расхлябанным дорожкам. Вернулись крылатые странники из далёких краёв, эти пернатые труженики без устали вьют гнёзда".

Весенняя картина, переданная данным текстом, заставляет нас вспомнить правила написания удвоенных согласных.

Двойные согласные в заимствованных словах

Если написание удвоенных согласных в слове никак нельзя проверить, то они называются двойными. Эти слова подлежат запоминанию. Как требует это правило, слова с удвоенными согласными, приведённые ниже, мы запоминаем.

1. Некоторые Алла, Анна, Васса, Инесса, Элла, Римма, Кирилл, Савва.

2. терраса, тонна, эффект, теннис, репрессия, программа, колонна, корреспондент, ассамблея, аллея, балл и т. д.

3. Некоторые исконно русские словах: Россия, жжёт, жужжит, дрожжи, ссора.

4. Во всех словах, являющихся однокоренными с вышеприведёнными.

Различия слов с разным количеством согласных

Когда в одних словах один согласный, а в других удвоенные согласные, правила такие:

1. Если различается по количеству согласных, то это, скорее всего, разные слова, имеющие разное лексическое значение:

  • тонна - мера веса, тона - падежная форма слова тон - оттенок звука или цвета;
  • касса - устройство для хранения денег, касание - соединение в какой-либо точке;
  • балл - единица оценивания, бал - вечер отдыха с танцами.

Примеры предложений:

  • На корабль уже погрузили тонну угля.
  • Никогда Игорь не слышал ещё такого чистого тона.
  • Сегодня касса не работает.
  • Касание было слабым.
  • На экзамене я получил высокий балл.
  • Наталья была приглашена на бал.

2. Бывают случаи, когда количество одинаковых букв не влияет на лексическое значение слов: Алла - Алка, кристалл - кристальный, искусство - искусный, корреспондент - юнкор, колонна - колонка, финн - финский, тонна - пятитонка.

Удвоенных согласных нет

Если взять, например, слово «алюминий», то в нём одна буква "л". Запомните такие слова, в которых отсутствуют Примеры слов:

  • апартаменты;
  • балюстрада;
  • галерея;
  • гуманист, гуманистический;
  • децибел;
  • дилер, дилерский;
  • дилетант, дилетантский;
  • драма, драматический, драматичный;
  • имитация, имитировать;
  • коридор, коридорный;
  • лилипут;
  • продюсер, продюсерский.

с удвоенными согласными

Обычно слова переносятся по слогам: ма-ши-на. удвоенных согласных таковы:

  • Часть слова с одной согласной остаётся на одной строке, а часть слова со второй согласной переносится на другую: колон-на, тон-на, Ал-ла, Рос-сия.
  • Перенос слов с удвоенными согласными осуществлять по возможности в месте, где нет удвоенного согласного: искусст-во, терра-са, коррес-пондент.

К сожалению, даже взрослые иногда ошибаются, ну или не знают, как правильно переносить такие слова. Чтобы конфуза не случилось с вами, давайте обсудим, в каких случаях перенос слов с удвоенными согласными недопустим. Примеры:

  • алл-ея;
  • те-рраса;
  • искусс-тво.

Кроме того, правила переноса удвоенных согласных запрещают переносить слова с одним гласным звуком: класс, балл, жжёт.

На стыке морфем

Когда конец приставки и начало корня, конец корня и начало суффикса или суффикс - одна и та же буква, появляются удвоенные согласные. Правила диктуют такое написание:

  • бессменный;
  • бесстрашный;
  • беззаветный;
  • беззубый;
  • беззаконный;
  • раззадорить;
  • раззява;
  • рассказ;
  • рассвирепеть;
  • рассусоливать;
  • рассекать;
  • иссушить;
  • иззябнуть;
  • преддверие;
  • поддать;
  • поддеть;
  • оттаять;
  • отток;
  • оббить;
  • вводить,
  • вверх;
  • вверенный;
  • искусство;
  • русский;
  • матросский;
  • новочеркасский;
  • картинный;
  • старинный;
  • истинный;
  • картонный;
  • подстаканник;
  • подоконник;
  • сторонник;
  • странник;
  • избранник;
  • карманник;
  • малинник;
  • осинник.

Удвоенные согласные появляются при сложении сокращённых основ:

  • главврач;
  • роддом.

В суффиксах прилагательных

В русском языке одна из самых сложных орфограмм - одна и две буквы Н в суффиксах, которые встречается в словах разных частей речи. Рассмотрим правописание -н- и -нн- в прилагательных. А поможет нам в этом таблица.

Из этого правила существует несколько исключений: ветреный (безветренный), стеклянный, оловянный, деревянный.

Особо стоит упоминать слова, которые образуются без суффикса:

  • свиной;
  • бараний;
  • юный;
  • багряный;
  • синий;
  • зелёный.

В суффиксах причастий

Чтобы правильно применять правило, слова с удвоенными согласными-причастиями нужно отличать от прилагательных. Они образуются от глаголов:

  • исходить - исхоженный;
  • выкрасить - выкрашенный;
  • написать - написанный;
  • изгнать - изгнанный;
  • желать - желанный;
  • купить - купленный;
  • искоренить - искоренённый;
  • избрать - избранный;
  • раскалить - раскалённый;
  • поджарить - поджаренный;
  • разбудить - разбуженный;
  • разграничить - разграниченный;
  • распечатать - распечатанный;
  • начертить - начерченный;
  • опросить - опрошенный;
  • схватить - схваченный.

Правописание удвоенных согласных. Правило для причастий с одной буквой Н

В кратких причастиях

Все задания выполнены.

В причастиях несовершенного вида без зависимых слов и приставок

Скамейка крашеная.

Правописание удвоенных согласных с двумя буквами Н

Есть приставки

Расставленные столы.

Есть зависимые слова

Скамейка, крашенная вчера.

Слова для запоминания: невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный, нечитанный.

В суффиксах наречий

В словах-наречиях пишется столько же Н , сколько в производящем слове. Это самое простое правило. Слова с удвоенными согласными с этой орфограммой существуют в русском языке наряду с теми, которые пишутся с одной буквой:

  • искренний - искренне;
  • нечаянный - нечаянно;
  • прекрасный - прекрасно;
  • интересный - интересно.

Тест

Теперь, когда изучена тема "Удвоенные согласные", правила знакомы и понятны, можно проверить, насколько высок уровень усвоения учебного материала.

А. Балл. Б. Группа. В. Класс. Г. Аллея. Д. Галлерея.

А. Нужно оставить обе буквы на строке.

В. Обе буквы нужно перенести на следующую строку.

А. Обязательно нужно проверить.

Б. Нет, нужно запомнить.

А. Суббота. Б. Телеграмма. В. Рассказ. Г. Хоккей.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его _____________________

  • бры…жущая жидкость;
  • задребе…ало железо;
  • прое…жать через мост;
  • надоедливая и…жога;
  • ра…жать капкан;
  • ра..жалобить маму;
  • вы…женная земля;
  • вые…жанная лошадь;
  • ви…жащий ребёнок.

буковая а(л/лл)ея, телевизио(н/нн)ая анте(н/нн)а, дра(м/мм)атическая ко(л/лл)изия, дружный ко(л/лл)ектив, интересная пье(с/сс)а, захваче(н/нн)ая те(р/рр)итория, (с/сс)ориться с друзьями, старые дро(ж/жж)и, проявляют гу(м/мм)анизм, криста(л/лл)ьная честность, подать а(п/пп)е(л/лл)яцию, сплав а(л/лл)юминия, изобретательское иску(с/сс)тво, а(к/кк)уратно разложить, инте(л/лл)игентно поговорить, сходить на опере(т/тт)у, ма(с/сс)онская ложа, увлекаюсь бе(л/лл)етристикой, а(п/пп)етитный пирожок, художестве(н/нн)ая га(л/лл)ерея.

Задания в формате ГИА

  • Снег уже по..таял.
  • Берега по…тапливаются весной.
  • Солнце бе…жалостно съедает снежные наносы.
  • Лучи бе…жалостно жгут пожелтевшие поля.
  • Ручьи и..сохли.
  • Путники брели по дороге по…держивая друг друга.
  • Все ра..селись вокруг костра.
  • Одно удовольствие идти с наполне…ым ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворё…о трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинстве…ых свойствах.
  • Его загорелое лицо было изборожде…о глубокими морщинами.
  • Хозяин говорил необыкнове…о нежно, разговаривая с голубями.
  • Подходим мы к дому и видим, что калитка распахнута: хлопает от ветра, а щеколода оторва…а.
  • На следующий день калитка была покраше…а, петли у неё смаза…ы.
  • В сквере у самого входа деревя…ая скамейка стоит.
  • Возле скамейки были новые столбы вкопа..ы.
  • Волны лениво наползали на песок и медле…о отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опуще…ым хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медле…о жевала хлеб.
  • Собака была огромная, с большой головой и льви…ыми лапами.
  • На нём были выцветшие, невероятно широкие холсти...ые штаны.
  • Афиши были расклее...ы по всему городу.
  • Все уехали, и только холё...ые лица лакеев мелькали в коридорах.
  • В центре комнаты стоял стол, покрытый тка...ой золотом скатертью.

3. Выберите предложения, в которых верно указаны цифры, на месте которых пропущены НН.

  • На столе расставле(1)о множество ваз с цветами и наброса(2)а куча веток, так что блюда стоят, как будто в таинстве(3)ой чаще. (3)
  • В конце девятнадцатого века был изобретён термометр переме(1)ого наполнения. За таким мудрё(2)ым названием скрывался приборчик, предназначе(3)ый для измерения температуры в небольшом интервале. (1, 3)
  • В жаркий день я сидел у деревя(1)ого причала и ел мороже(2)ое с толчё(3)ыми орешками. (1)
  • На столе разложе(1)ы персики, приготовле(2)ые для компота, ещё не чище..ые. (2)
  • Застеклё(1)ые двери были расшата(2)ы, и постоя(3)ый их звон сливался со звоном люстры. (1, 3)
  • В конце дли(1)ого коридора была отгороже(2)а каморка, служившая гости(3)ицей. (1)

Ответы

1. Какое слово написано неправильно?

Д. Галерея.

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

В. Рассказ.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его: выжженная.

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

Буковая аллея, телевизионная антенна, драматическая коллизия, художественная галерея, дружный коллектив, интересная пьеса, захваченная территория, ссориться с друзьями, старые дрожжи, проявляют гуманизм, кристальная честность, подать апелляцию, сплав алюминия, изобретательское искусство, аккуратно разложить, интеллигентно поговорить, сходить на оперетту, массонская ложа, увлекаюсь беллетристикой, аппетитный пирожок.

Задания в формате ГИА

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

  • Ручьи иссохли.
  • Путники брели по дороге, поддерживая друг друга.
  • Все расселись вокруг костра.

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

  • Одно удовольствие идти с наполненным ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворённо трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинственных свойствах.
  • Хозяин говорил необыкновенно нежно, разговаривая с голубями.
  • В сквере у самого входа деревянная скамейка стоит.
  • Волны лениво наползали на песок и медленно отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опущенным хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медленно жевала хлеб.

На третье задание ответы даны в самом тексте, в скобках.

3 ноября 2016

Удвоенный согласный в корне слова встречается в иностранных заимствованиях и словах исконно русского происхождения. Правила и примеры представлены в статье.

Двойное «ж»

Удвоенный согласный в корне слова пишется в таких словах, как жжение, дрожжи, жужжать, можжевельник . Но не следует путать подобные случаи с сочетанием звуков «ж» и «з». Пример:

  1. Каждый вечер навстречу ему выбегала огромная немецкая овчарка и принималась неестественно и заунывно визжать .
  2. Приезжать к нему становилось все сложнее, потому как водитель единственного автобуса в этом городе игнорировал расписание, вывешенное на остановке.
  3. Во дворе его дома темно, только огонек, который едва брезжит из окна флигеля, освещает дорогу.
  4. Преподаватель зашел в аудиторию и первым делом вывесил над доской схему мозжечка .

Двойное «с»

Удвоенные согласные «сс» пишутся в таких словах, как касса, ассорти, пассажир, кассета, класс, компромисс . Написание этих лексических единиц нужно запомнить. Этот удвоенный согласный в корне слова пишется в иностранных заимствованиях. За исключением лексемы ссора и слов, которые являются однокоренными с ней. Примеры:

  1. К старости ее характер испортился до такой степени, что она умудрилась рассориться со всеми родственниками.
  2. Поссорившиеся в тот день соседки больше не тратили сил на скандалы, но почти три года сохраняли полное молчание, словно между ними была объявлена холодная война.

Удвоенное «с» пишется также в таких словах, как поэтесса, стюардесса .

Видео по теме

Сложносокращенные слова

Удвоенные согласные буквы пишутся в словах, образованных из двух частей. Но только в том случае, если первая заканчивается на тот же согласный, с которого начинается вторая. Примеры: роддом, главврач.

Если в сложносокращенном слове первая часть образована от лексической единицы, в которой присутствует удвоенный согласный, пишется лишь один. Примеры:

  1. В ветхом сарае, который находился за домом, хранилось больше ста грампластинок , выпущенных лет сто назад, пара колченогих стульев и прочая ненужная рухлядь.
  2. В кабинет зашли трое, один из которых представился групоргом. Должности других звучали так же загадочно.
  3. Писатель был в прошлом конармейцем , и за то, насколько честно он изобразил классовую борьбу, свидетелем которой он стал, в 1938 году его расстреляли, назвав изменником родины.

Имена

С удвоенными согласными пишутся полные формы некоторых имен. Уменьшительные формы - с одной согласной. Примеры:

  1. Младшая дочь - Алка - была ребенком непоседливым и чрезмерно любопытным.
  2. Кирилка рос быстро и все чаще задавал родителям неудобные вопросы.
  3. Анка была женщиной простой, по-крестьянски доброй.

В вышеприведенных примерах присутствуют имена с удвоенными согласными: Алла, Кирилл, Анна . Написание полной и уменьшительной форм различно.

Прилагательные

В словах, которые образованы от существительных, удвоенный согласный в корне слова сохраняется и пишется непосредственно перед суффиксом. Примеры:

  1. Родители привыкли к пятибалльной системе и долго не могли разобраться в том, хвалить или наказывать сына за то, что в его дневнике, рядом с подписью учителя, стояли цифры «6», «7» и «8».
  2. Все эти племена объединились в так называемый гуннский союз.
  3. Дискутировать он не любил и при возможности пытался принять компромиссное решение.

То же самое можно сказать и об уменьшительной форме существительного. Примеры:

  1. Кладбище, на котором покоятся деятели советской и русской культуры, иностранцы покинули. Осталась лишь группка степенных, но любознательных японцев.
  2. Спектакль ему не нравился, а потому он во время первого действия устало смотрел в программку и думал о своем.
  3. Телеграммку - а именно так можно назвать послание столь легкомысленного содержания - принес к вечеру усталый и, как всегда, раздраженный почтальон.

На стыке корня и приставки

Существительные, в которых приставка заканчивается на ту же букву, на которую начинается корень, также пишутся с удвоенными согласными. Примеры:

  1. На его воззвания уже давно никто не обращал внимания, а потому ему пришлось сойти с трибуны.
  2. Подделывать подпись отца он научился еще в третьем классе.
  3. Педагогические воззрения этого воспитателя ничего общего не имели с теориями Макаренко и Сорока-Росинского.

Заимствования

Написания слов иностранного происхождения с удвоенными согласными следует запомнить. Примеры:

  1. Викентий Тимофеевич занимал должность коллежского асессора .
  2. Кислородные баллоны запретили использовать как дома, так и в офисах.
  3. На перроне он встретил ее мужа и испугался вдруг, что путешествие, которое так долго планировалось, сорвется.
  4. Дощатая терраса была покрыта тонким слоем раннего чистого снега.
  5. Идиллия , царившая в их доме почти пять лет, как оказалось, была мнимой.

Одна согласная

Есть слова в русском языке, в которых нередко ошибочно пишут удвоенные согласные. Возможно, дело все в том, что эти лексические единицы, как правило, имеют иноязычное происхождение. Например: балюстрада, дилер, вернисаж, дилетант.

1. Замените словосочетание одним словом.

* Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков

бумаги, ткани.

* Прибор, техническое устройство.

* Большое желание употреблять пищу.

* Ремни, верёвки для управления лошадьми.

* Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

Слова – помощники: а……етит, во……и, а……арат, дро……и, а……ликация.

2. Прочитай слова. Запиши их по алфавиту, разделяя для переноса. Как ты понимаешь выражение «свежая пресса» ?

Аппликация, троллейбус, пресса, гиппопотам, теннис, балл, комментарий, металлы, стеллажи.

3. Прочитай и отгадай загадку.

Плещет тёплая вода

в берегах из чугуна.

Отгадай, вспомни:

Что за море в комнате? (В__ __ ___а,)

Запиши загадку и отгадку. Слово с удвоенной согласной раздели для переноса.

Групп а, грипп , апп арат, апп ликация, апп етит, Филипп .

Хокк ей, акк уратный, акк орд.

Дрожж и, вожж и, жужж ать, можж евельник.

Колл ектив, алл ея, Кирилл , Алл а, Элл а, Талл ин, милл ион, колл екция, илл юстрация, илл юминация, металл , тролл ейбус, брилл иант, Чиполл ино, милл иметр, вилл а, балл он.

Грамм атика, телеграмм а, сумм а, килограмм , грамм , Эмм а, Римм а.

Тонн а, ванн а, тенн ис, Анн а, Инн а, Нонн а, Жанн а, Сюзанн а, Генн адий, ранн ий, длинн ый, утренн ий, осенн ий, весенн ий, подоконн ик, одинн адцать, лиственн ица, колонн а, антенн а.

Масс а, касс а, шосс е, класс , пасс ажир, комисс ия, сс ора, басс ейн, расс каз, расс вет, кросс , професс ор, русс кий, класс ик, нарцисс , искусс тво, Росс ия, Новоросс ийск, Одесс а, прогресс , экспресс , компресс , асс истент, режисс ёр, компромисс , процесс .

Терр итория, перр он, терр аса, корр еспондент, корр екция, терр ор.

Субб ота.

Эфф ект, суфф икс.

Савв а.

Шарлотт а.

5. Выпиши слова в алфавитном порядке: сначала имена собственные, а затем – остальные слова. Подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных.

Перрон, Инна, класс, Алла, аллея, Кирилл, аккуратный, Анна, Филипп, хоккей.

6. Раздели для переноса.

Аллея, программа, конница, шоссе, пассажир, аппликация, жужжит, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

7. Прочитай. На какую тему эти слова? Составь и запиши 3 предложения на тему «На вокзале» . Выдели удвоенную согласную.

Суббота, класс, экскурсия, музей, вокзал, кассы, перрон, билеты, электропоезд, вагоны, пассажиры..

8. Выборочный диктант. Выпиши слова с удвоенными согласными. Подчеркни их.

На уроке русского языка учительница Алла Сергеевна диктует слова с удвоенными согласными. Ребята пишут: баллон, аттестат, коллекция, аттракцион. После урока русского языка будет урок физкультуры. Ребята будут бежать кросс по школьной аллее.

(По А. Форощук).

9. Подчеркните двойные согласные. Образуйте и запишите слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рано - …………………, …………………., ……………….. .

Утро - …………………., …………………., ……………….. .

Весна - …………………., …………………., ……………….. .

1. Наступила ранняя весна.

2. Суббота - выходной день.

3. У Анны хорошая коллекция бабочек.

4. Утром принесли телеграмму.

5. Группа ребят из нашего класса побывала в музее.

10. Списать текст, вставляя, где нужно согласные Н или НН.

Пришла вес…а. Появились подснежники и другие ра……ие весе…..ие цветы. Пройдёт лето. Наступит ра…..яя золотая осе…ь. Ласково будет ещё светить осе…..ее солнце. Но с каждым днём будет холоднее, начнутся первые утре…..ие заморозки.

Подчеркнуть удвоенные согласные.

11. Прочитай. Составь верные сочетания слов, запиши. Подчеркни удвоенные согласные.

класс срочная

орфограмма дружный

аллея сложная

программа тенистая

телеграмма знакомая.

Назови слова, в составе которых общий элемент - «грамма». Что он означает? Какие ещё слова с этим элементом ты знаешь?

12. Вставьте согласные ПП, КК, ЖЖ.

Гру……а, дро……и, хо……ей, гри……, жу……ать, а……арат, а……уратный, а……ликация, а……орд, мо……евельник, а……етит, во……и, Фили…… .

13. Вставьте согласные ЛЛ, ММ, НН.

Дли……ый, гра……атика, ва……а, а……ея, Ри……а, те……ис, Кири……, су……а, А……а, Та……ин, Ге……адий, Но……а, ми……ион, И……а, ко……екция, Жа……а, А……а, Э……а, Сюза……а, и……юстрация, оди……адцать, телегра……а, мета……, осе……ий, гри……, тро…ейбус, то……а, и……юминация, весе……ий, килогра……, утре……ий, ко……ектив, ра……ий.

14. Вставьте согласные СС, РР, ББ, ФФ, ТТ, ВВ.

Ма……а, ка……а, шо……е, Оде……а, кла……, па……ажир, Са……а, коми…….ия, ра……вет, ……ора, су……икс, ба……ейн, ра……каз, те……аса, кро……, профе……ор, те……итория, э……ект, ру……кий, кла……ик, иску……тво, су……ота, нарци……, Ро……ия, Новоро……ийск, Шарло……а, пе……он.

15. Отгадай загадки, напиши отгадки.

* Как всегда, иглист и зелен,

Схож я с ёлочкой вполне.

Но родня, на самом деле,

Кипарис и туя мне.

(М - - - - - - - - - - - .)

* На реке пожара нет,

Над рекой горит ……. .

(Р - - - - - -)

* Что за комната такая -

Очень светлая, большая,

Парты ровными рядами,

А за партами - мы сами?

16. Словарный диктант.

Анна, ванна, сумма, масса, класс, Россия, русский, Алла, аллея, группа.

Классный, ранний, осенний, весенний, утренний, медленный.

17. Запишите одним словом.

1. Помещение в школе (класс) .

2. День недели (суббота) .

3. Один из видов игры в мяч (теннис) .

4. Игра на льду на коньках (хоккей) .

5. Место, где продают билеты (касса) .

6. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея) .

7. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе) .

8. Женские имена (Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна).

18. Словарный диктант.

Осенний день, весенний ветер, утренний мороз, ранние овощи, русский язык, классный журнал, субботний вечер, одиннадцать лет.

19. Выборочные диктанты.

1. В младшей группе стихли шутки,

Потерялся аппетит.

Грипп случился у Мишутки -

Врач прививками грозит.

2. Инна медленно вставала,

Слыша ранний птичий крик.

Раз одиннадцать зевала,

Сонно глазки протирала,

После ванну принимала.

И, конечно, опоздала

На весенний утренник.

3. В субботу тенистого парка

шёл к Алле Кирилл, нёс

почтовые марки.

Коллекцию он просмотрел

аккуратно и утром

весенним понёс их обратно.

20. Зрительные диктанты.

1. Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт.

(И. Бунин)

2. Сделали серому зайке

Слишком длинные ушки.

(А. Барто)

3. В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

4. День стоял весёлый

Раннею весной.

5. По проволоке дама

Идёт, как телеграмма.

6. Очень весело в дороге

Пассажиру лет семи …

7. Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

8. В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят прямо в класс.

(С. Маршак)

21. Творческие диктанты.

I. Составить с данными словами и записать рассказ из 4-5 предложений.

Экскурсия.

Суббота, группа ребят, класс, музей, касса, кассир, билеты;

экскурсовод, интересный рассказ;

богатая коллекция.

О г о р о д.

Весенний день; рассада; длинные грядки; отличный урожай.

III. Образовать от данных слов другие слова так, чтобы в них было - НН-.

Осень – осенний, весна, старина, длина, камень, лимон, сон, окно, пустыня, конь.

22 Образуйте и запишите имена прилагательные.

Ко……екция, гра……атика, ко……ектив, тро……ейбус, ми……ион.

23 Замените словосочетание одним словом.

* Острое вирусное заболевание.

* Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

* Несколько предметов или людей, расположенных близко

друг от друга или соединённых вместе.

* Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты

* Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.

Слова – помощники: а……куратный, гри……, а……орд, жу……ать, гру……а.

24. Отгадай загадки Анатолия Арсирия. Проговори слова отгадки по слогам, запиши. Обозначь орфограмму. Раздели слова – отгадки для переноса. Составь с одним из них предложения и запиши.

1. Во мне два к , не забывайте,

таким как я, всегда бывайте:

я точный, чистый, и опрятный,

иным же словом - ……………..

2. Он на вокзале есть всегда,

к нему подходят поезда,

двойное р содержит он

и называется ……………. .

3. Проста загадка и легка:

пишусь всегда через два к ;

и мяч, и шайбу клюшкой бей,

а называюсь я - …………..

25. Прочитай названия книг. Знаешь ли ты их авторов? С какими из этих книг ты уже знаком? Спиши названия книг (они пишутся в «кавычках»), подчеркни удвоенные согласные буквы.

« Рикки - Тикки - Тави »,

« Пеппи Длинный чулок »,

« Винни - Пух и все - все-- все »,

« Приключения Чиполлино ».

Подсказка: Редьярд Киплинг, Астрид Лингрен, Алан Милн, Джанни Родари.

26. Вставьте удвоенные согласные.

Дли……ый, ро……ийское, ва……чка, ма……овое, а……ордная, хо……ейный, утре……ее, су……отник, ра……яя, а……етитный, гра……атические, сгру……иповались, для э……екта, кла……ическое, осе….ий, весе……яя, ка……овый, шо……ейная, па……ажирское, ра……каз, А….очка.

27. Спишите слова. Объясните написание одной и двух букв н.

Весна – весенний, осень – осенний, длина – длинный, рано – ранний, камень – каменный, лимон – лимонный, сон – сонный, телефон – телефонный, окно – оконный, туман – туманный, туманность.

28. Выделите корень и суффикс. Объясните написание одной и двух букв н.

У конных, пустыня, к баклажану, за длинным, вешняя, по вагонным, в каменном, с чемоданным, весну, макаронная, к чемодану, с балкона, газонный, в балагане, балконная.

29. Раскройте скобки. Объясните написание одной и или двух н.

Бето(н,нн)ое, карти(н,нн)ка, пусты(н,нн)ая, бало(н,нн)ая, ко(н,нн)ь, телефо(н,нн), ра(н,нн)его, весе(н,нн)ими, с дива(н,нн)ых, макаро(н,нн)ы, осе(н,нн)ь, ра(н,нн)о, бараба(н,нн)ая, с лимо(н,нн)ым, в каме(н,нн)ом, балко(н,нн)чик, у весе(н,нн)его.

30. Вспомните все пройденные слова с удвоенными согласными ЛЛ, ММ. Раскройте скобки.

Ко(л,лл)ектив, гра(м,мм)атика, а(л,лл)оэ, а(л,лл)ея, Кири(л,лл), по(л,лл)ковник, телегра(м,мм)а, А(л,лл)а, ко(л,лл)екция, со(л,лл)онка, ки(лл,л)о(м,мм)етры, тра(мм,м)вай, Ри(м,мм)а, Ди(мм,м)а.

31. Творческая работа.

Придумай и запиши текст телеграммы (1-2 предложения), включи в него 1-2 слова с удвоенными согласными в корне.

32. Прочитай имена и фамилии знаменитых зарубежных авторов литературных сказок. Назови известные сказки, которые написали эти авторы. Спиши, подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных и фамилиях.

Братья Гримм (Вильгельм и Якоб), Шарль Перро, Сельма Оттилия Лагерлёф, Джоэль Харрис.

33. Вставьте пропущенные буквы.

Плавательный ба…..ейн, огромная те……итория, и……юстрации к сказке, ко……екция марок, дружный ко……ектив.

34. Выпиши из двустишия С. Бондаренко слова с удвоенными согласными.

1. Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

2. Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

3. Сегодня будет «кинопанорама».

Какая интересная программа!

4. Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Раздели слова с удвоенными согласными для переноса. В каких двустишиях ты услышал одинаково звучащие слова? Как ты их запишешь? Объясни.

35. Раскройте скобки.

Кла(с,сс), ве(с,сс)на, па(с,сс)ажир, ми(с,сс)ия, пля(с,сс)ка, со(с,сс)на, ба(с,сс)ейн, (с,сс)офа, ра(с,сс)каз, о(с,сс)ень, ру(с,сс)кий, профе(с,сс)ор, но(с,сс)ок, ка(с,сс)ка, ка(с,сс)а, тря(с,сс)ка, шо(с,сс)е, нарци(с,сс), Новоро(с,сс)ийск, Ро(с,сс)ия, Мо(с,сс)ква, анана(с,сс).

36. Образуйте и запишите имена прилагательные.

Дро……и, гру……а, хо……ей, а……уратность.

Замените словосочетания одним словом.

Человек, обладающий большой внутренней культурой.

Срочное сообщение передаваемое по телеграфу.

Поясняющий рисунок.

Единицы измерения массы.

Декоративное освещение парков, улиц, по случаю какого - нибудь торжества.

Слова-помощники: килогра…., гра……., то…..а, телегра……а, и……юминация, инте…..игент, и…….юстрация.

37. Творческие диктанты.

Класс, экскурсия, группа, осенние листья, коллекция, рассказ

Анна, телеграмма, касса, гостить, весенние цветы.

Придумай предложения из данных слов.

38. Обучающие диктанты.

Вчера наш класс был в парке. Красив осенний парк! Ребята собирали осенние листья. На уроке русского языка составили рассказ об осени. (23 слова)

Наш класс.

Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. В субботу группа ребят провела утренник. Об этом написали рассказ в классную газету. (24 слова)

39. Предупредительный диктант со зрительной подготовкой.

Прочитай. В каких словах есть удвоенные согласные. ? Подчеркни эти согласные. Какие ещё орфограммы ты увидел? Обозначь их. Запиши под диктовку.

1. В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы…. (К. Чуковский)

2. Вот вам телеграмма от гиппопотама! (К. Чуковский)

3. У нас четыре Аси, четыре Васи, пять Марусь и два Петровых в классе. (А. Барто)

Открой книгу, проверь себя.

40. Запиши под диктовку. Подчеркни удвоенные согласные.

Гиппопотам - могучее животное.

Масса его тела - более двух тонн.

А в одной тонне - тысяча килограммов.

И при таком весе бегемот очень быстро

плавает и хорошо ныряет!

41. Объясните написание одной и двух букв.

Поддался сестре - подался в горы, подержать молоток - поддержать друга, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею.

42. Раскрой скобки. Объясни написание одной или двух букв.

Бе(з,зз)работный, бе(з,зз)вучный, ра(с,сс)пад, (с,сс)ода, по(д,дд)ъёмный, ра(з,зз)адорить, ра(с,сс)каз, бе(з,зз)дна, (с,сс)ора, по(д,дд)арить, ра(с,сс)ольник, о(т,тт)оптать, с(т,тт)ащил, ра(з,зз)жечь, ра(с,сс)верлил, о(т,тт)аять, бе(с,сс)рочный.

43. Напишите однокоренные слова с одной буквой н

Ранний - ………, весенний - …………, осенний - ………… ,

длинный - …………., туманный - …………… .

44. Из слов «сбежали» гласные. Восстановите слова.

ПП - гр…пп…, гр…пп, ...пп…р…т, …ппл…к…ц…, ...пп…т…т, Фи…л…пп.

КК - х…кк…й, ...кк…р…тн…й, ...кк…рд.

ЖЖ – др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…в…льн…к.

ЛЛ - к…лл…кт…в, ...лл……, К…р…лл, ...лл…, Т...лл…н, м…лл……н, к…лл…кц……, ...лл…стр…ц……. .

ММ - гр…мм, т…л…гр…мм…, с…мм…, к…л…гр…мм, Р…мм… .

ВВ - С…вв… .

ТТ - Ш…рл…тт… .

45. Выборочный диктант с подготовкой. Прочитай. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Обозначь орфограммы, объясни написания, напиши только слова с удвоенной согласной.

Дре(сс,с)ировщик и ле…

«Смирный какой: (без) команды - шагу ….

Вот как его укротил я, б..днягу!»

Так дре(сс,с)ировщик (по)думал о л..ве

Ле… рассуждал, между прочим, вот так:

«Храбрый какой! Не б…ится, ч…да…

Если б он не был так ловок и смел,

Я бы его обязател…но с…ел!»

(А. Шибаев)

46. Страничка - тест. Раскрой скобки.

Кла(с,сс), весе(нн,н)яя, па(с,сс)ажир, ка(с,сс)а, осе(нн)яя, а(л,лл)ея, тро(лл,л)ейбус, до(к,кк)тор, балага(нн,н), ра(н,нн)ий, ра(н,нн)ка, ко(л,лл)екция, ра(з,зз)грузил, Ро(с,сс)ия, лет(нн,)ий, (с,сс)ора, Оде(с,сс)а,

каме(н,нн)ое, макаро(н,нн)ый.

47. Предупредительный диктант с продолжением. Зрительная подготовка. Прочитай текст. Найди слова с удвоенной согласной в корне слова. Какие ещё орфограммы ты обнаружил в тексте? Объясни написание.

В одном зоопарке маленькая горилла отказывалась от пищи. Спасти животное вызвался директор зоопарка.

Каждый день перед клеткой он с аппетитом съедал вкусный обед. Скоро обезьянка стала подражать человеку.

А директор теперь худеет.

(по материалам журнала «Клёпа»)

Запиши текст под диктовку. Обозначь все знакомые орфограммы. Придумай продолжение текста из 1-2 предложений. Включи в него слово килограмм. Проверь написанное.

48. Диктант - текст.

В субб оту ранн им утром Алл а Кирилл ова шла по узкой дорожке около акк уратного зелёного забора. За кустами можж евельника виднелась металл ическая крыша дачного дома. Скоро Алл а вышла за терр иторию посёлка Чашники и пошла по берегу речки Смородинки. На лугу росла масс а цветов. Жужж али пчёлы. Луг казался красивой апп ликацией или красочной илл юстрацией из детской книжки. У воды стояла групп а плакучих ив с длинн ыми гибкими ветками. Алл а нырнула в воду. Поднялся милл ион брызг. Хороши утренн ие купания! (72 слова)

Если ученик допустил ошибки в выделенных орфограммах, то в изучении темы «Удвоенные согласные» есть пробелы. Для их устранения необходимо продолжить выполнение упражнений на данную тему.

49. Отгадай загадки и напиши отгадки.

Ёлка иль не ёлка?

Зелена иголка,

А совсем не колка! (Л - - - - - - - - - - .)

Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни станков,

Ни автомобилей, ни коньков. (М - - - - - .)

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (А - - - - - - .)

Этот глаз - особый глаз,

Быстро взглянет он на вас -

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Ф - - - - - - - - - - .)

50. Замените слова противоположными по значению словами с удвоенной согласной.

Неряшливый, невкусный, вечерний, закат, поздний.

Слова – помощники: утре….ий, а…..уратный, ра…..ий, а…..етитный, ра…..вет.

51. Диктант - подготовка.

С л у ч а й.

На алл ее в кусты можж евельника упала старая сосна. Как её убрать акк уратно? У неё длинн ый ствол. Она весит больше тонн ы. Ранн им весенн им утром Кирилл и Генн адий взяли пилу и стали пилить дерево. На лугу жужж али первые насекомые. По шосс е проезжали редкие машины. Кирилл и Генн адий распилили дерево и убрали его с алл еи. Осталась масс а опилок. Пильщики акк уратно убрали терр иторию.

Если ученик допустил ошибки в выделенной орфограмме, ему необходимо выписать слова, в которых были допущены ошибки и подобрать к ним однокоренные.

52. Диктант - тест.

Осенняя пора.

Дни ранн ей осени в Росс ии очень красивы. Утренней порой туман стелется над сонн ой долиной. Масс а ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, алл еи, шосс е. Милл ионы листьев ещё остались на ветках. В лучах солнца осенн яя листва, как чудесная илл юминация. У опушки растёт групп а зелёных ёлочек. Юнн аты Эмм а, Жанн а, и Савв а на терр итории лесной школы акк уратно убирают листву. На площадке друзья Кирилл и Филипп играют в тенн ис. Длинн ыми зимними вечерами они будут играть в хокк ей. (74 слова)

Если ученик допустил больше четырёх ошибок на правописание удвоенной согласной, значит необходимо повторить правила и выполнение упражнений.

В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

Двойные согласные на стыке приставки и корня

Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

Примечания:

1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

Двойные согласные в иностранных словах

Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • группировать
  • дискуссия
  • диссертация
  • дифференциация
  • иллюзия
  • иллюминация
  • иллюстрация
  • классик
  • комментарий
  • концессия
  • коллектив
  • коммунизм
  • корреспондент
  • коллоквиум
  • коммюнике
  • кристалл
  • колонна, колоннада
  • компромисс
  • кристаллический, но кристальный
  • колосс
  • конгресс
  • кросс
  • комиссия
  • масса
  • металл
  • миссия
  • оккупация
  • оппозиция
  • оппонент
  • параллель
  • пессимизм
  • прогресс
  • пассивный
  • пресса
  • профессия
  • перрон
  • программа
  • режиссер
  • рессора
  • репрессия
  • симметрия
  • суррогат
  • телеграмма
  • территория
  • трасса
  • теннис
  • террор
  • труппа
  • терраса
  • тонна, но пятитонка
  • туннель и тоннель
  • хоккей
  • целлюлоид
  • целлюлоза
  • шасси
  • шоссе
  • экспрессия
  • эффект

(39 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Встречается в иностранных заимствованиях и словах исконно русского происхождения. Правила и примеры представлены в статье.

Двойное «ж»

Удвоенный согласный в корне слова пишется в таких словах, как жжение, дрожжи, жужжать, можжевельник . Но не следует путать подобные случаи с сочетанием звуков «ж» и «з». Пример:

  1. Каждый вечер навстречу ему выбегала огромная немецкая овчарка и принималась неестественно и заунывно визжать .
  2. Приезжать к нему становилось все сложнее, потому как водитель единственного автобуса в этом городе игнорировал расписание, вывешенное на остановке.
  3. Во дворе его дома темно, только огонек, который едва брезжит из окна флигеля, освещает дорогу.
  4. Преподаватель зашел в аудиторию и первым делом вывесил над доской схему мозжечка .

Двойное «с»

Удвоенные согласные «сс» пишутся в таких словах, как касса, ассорти, пассажир, кассета, класс, компромисс . Написание этих лексических единиц нужно запомнить. Этот удвоенный согласный в корне слова пишется в иностранных заимствованиях. За исключением лексемы ссора и слов, которые являются однокоренными с ней. Примеры:

  1. К старости ее характер испортился до такой степени, что она умудрилась рассориться со всеми родственниками.
  2. Поссорившиеся в тот день соседки больше не тратили сил на скандалы, но почти три года сохраняли полное молчание, словно между ними была объявлена холодная война.

Удвоенное «с» пишется также в таких словах, как поэтесса, стюардесса .

Сложносокращенные слова

Удвоенные согласные буквы пишутся в словах, образованных из двух частей. Но только в том случае, если первая заканчивается на тот же согласный, с которого начинается вторая. Примеры: роддом, главврач.

Если в сложносокращенном слове первая часть образована от лексической единицы, в которой присутствует удвоенный согласный, пишется лишь один. Примеры:

  1. В ветхом сарае, который находился за домом, хранилось больше ста грампластинок , выпущенных лет сто назад, пара колченогих стульев и прочая ненужная рухлядь.
  2. В кабинет зашли трое, один из которых представился групоргом. Должности других звучали так же загадочно.
  3. Писатель был в прошлом конармейцем , и за то, насколько честно он изобразил классовую борьбу, свидетелем которой он стал, в 1938 году его расстреляли, назвав изменником родины.

Имена

С удвоенными согласными пишутся полные формы некоторых имен. Уменьшительные формы - с одной согласной. Примеры:

  1. Младшая дочь - Алка - была ребенком непоседливым и чрезмерно любопытным.
  2. Кирилка рос быстро и все чаще задавал родителям неудобные вопросы.
  3. Анка была женщиной простой, по-крестьянски доброй.

В вышеприведенных примерах присутствуют имена с удвоенными согласными: Алла, Кирилл, Анна . Написание полной и уменьшительной форм различно.

Прилагательные

В словах, которые образованы от существительных, удвоенный согласный в корне слова сохраняется и пишется непосредственно перед суффиксом. Примеры:

  1. Родители привыкли к пятибалльной системе и долго не могли разобраться в том, хвалить или наказывать сына за то, что в его дневнике, рядом с подписью учителя, стояли цифры «6», «7» и «8».
  2. Все эти племена объединились в так называемый гуннский союз.
  3. Дискутировать он не любил и при возможности пытался принять компромиссное решение.

То же самое можно сказать и об уменьшительной форме существительного. Примеры:

  1. Кладбище, на котором покоятся деятели советской и русской культуры, иностранцы покинули. Осталась лишь группка степенных, но любознательных японцев.
  2. Спектакль ему не нравился, а потому он во время первого действия устало смотрел в программку и думал о своем.
  3. Телеграммку - а именно так можно назвать послание столь легкомысленного содержания - принес к вечеру усталый и, как всегда, раздраженный почтальон.

На стыке корня и приставки

Существительные, в которых приставка заканчивается на ту же букву, на которую начинается корень, также пишутся с удвоенными согласными. Примеры:

  1. На его воззвания уже давно никто не обращал внимания, а потому ему пришлось сойти с трибуны.
  2. Подделывать подпись отца он научился еще в третьем классе.
  3. Педагогические воззрения этого воспитателя ничего общего не имели с теориями Макаренко и Сорока-Росинского.

Заимствования

Написания слов иностранного происхождения с удвоенными согласными следует запомнить. Примеры:

  1. Викентий Тимофеевич занимал должность коллежского асессора .
  2. Кислородные баллоны запретили использовать как дома, так и в офисах.
  3. На перроне он встретил ее мужа и испугался вдруг, что путешествие, которое так долго планировалось, сорвется.
  4. Дощатая терраса была покрыта тонким слоем раннего чистого снега.
  5. Идиллия , царившая в их доме почти пять лет, как оказалось, была мнимой.

Одна согласная

Есть слова в русском языке, в которых нередко ошибочно пишут удвоенные согласные. Возможно, дело все в том, что эти лексические единицы, как правило, имеют иноязычное происхождение. Например: балюстрада, дилер, вернисаж, дилетант.



Loading...Loading...