Диктанты на сочетания чк, чн, нч. Закрепление знаний на практике
Основные цели:
- Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
- Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
- Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.
Демонстрационный материал:
- Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
- Слайд 1. Одуванчик.
- Слайд 2. Хищники.
- Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
- Слайд 4. Каменщик.
- Слайд 5. Сварщик.
- Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
- Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
- Слайд 7 со словами:
мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.
- Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Чистописание
Чч чччЧасы чашка туча чулки
– Какая буква чаще других встречались в
чистописании? (Буква ч
.)
– Какое правило мы должны помнить при написании
слов с этой буквой? (ч
а
, чу
)
– Подчеркните эти сочетания в словах.
3. Выявление места и причины затруднения
Орфографическая зарядка (с.13 №5)
№5. .
– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.
Самостоятельная работа детей. Проверка
(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)
– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)
– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)
– А как они пишутся? (Ответы детей. )
– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:
1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-
2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните
его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса,
тигр? (Хищные
) щн
Слайд 2
3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3
4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4
5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик
) рщ
Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.
– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.
– Произнесите шипящие звуки в этих словах.
– Произнесите звук [ч"]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)
– Есть ли у [ч"] парный согласный по твёрдости?
– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)
– Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?
– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч"] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)
– Прочитаем правило в учебнике.
– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь )
– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .
Физкультминутка
Упражнения на внимание
“Винт”, “Мяч и насос”
5. Реализация построенного проекта
1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.
– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)
– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)
– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)
– Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Игра:
Кто больше запомнит слов.
Слайд 7
Работа в парах.
– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.
Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.
– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.
– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– А теперь напишем выборочный диктант.
– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.
Слайд 3 (синичка)
– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.
(Один ученик работает у доски .)
Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.
– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?
– Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)
– У кого возникли трудности? С чем это связано?
У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.
8. Включение в систему знаний и повторение
– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- , хотя правильное произношение этих слов с -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.
Дети произносят вместе с учителем.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!
– Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )
– Удалось вам достичь поставленной цели?
– Вы довольны своей работой на уроке?
– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.
10. Домашнее задание
– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.
Ход урока
Начинаем мы урок.
Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
II. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2
Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.
Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;
Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)
Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)
б) Игра «Волшебник мягкий знак»
- С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание
для проверки СЛАЙД 3
в) Диктант. (создание проблемной ситуации)
- Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II - в середине слова.
Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.
Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)
А в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)
Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4
III . Сообщение темы урока
- Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4
На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал...то кон…чик
Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )
Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )
Во втором столбике? (мягким знаком )
Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )
Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )
Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )
Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )
IV. Работа по учебнику (2-я часть )
Прочитайте, чему будем учиться.
Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)
V. Работа по теме урока
У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.
На св о ей улочке и курочка хр а бра.
Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)
Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )
Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )
Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )
Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )
Мачта - высокий столб на судне для парусов.
Отвечаем на вопросы после упражнения.
Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )
а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;
б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;
в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;
г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.
Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )
Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )
Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )
Физ-ка «буква – Л»
Для развития речи учащихся
● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )
● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )
● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем )
VI. Знакомство с правилом
Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.
У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6
Выполните задание к упражнению
Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.
Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);
Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;
Кончик - уменьшительное к слову конец;
Блинчик – название сладкого блюда
Стаканчик – маленький стакан.
Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.
VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
- Работа в парах по карточкам
Карточка 1
СИНИЧ Ь КА
Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.
Карточка 2
Прчитайте текст и исправьте ошибки
ПОМОЩ Ь НИКИ.
Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы - крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.
VIII. Рефлексия Слайд № 8
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )
Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
IХ. Итог СЛАЙД № 9
Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….
Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака
Дерево знаний
Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;
желтая -, если хорошо усвоили материал;
зеленая - если уверены в своих знаниях
У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;
Спасибо за урок!
Используемая литература
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.
В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.
В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.
В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.
Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.
ЗАДАНИЯ
1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.
Ден..., печ...ка, ноч….ной, кон...ки, овощ... ной, слон..
2. В слова вставь нужное буквосочетание : Сини.....и, пти.......а, червя.....ки.
3. Узнай слово: колю.....а., Жу...…а, щё......а
4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.
На воде играют солне.. .ные зайчики.
Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.
5. Из больших предметов получить маленькие.
Строка -
Кошка -
Дева -
6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать
Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик
7. Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(краски и кисточк а )
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. (удочк а )
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки.
(спичк и )
На ветках плотные комочки,
В них не дремлют клейкие листочки.
(почк и)
Отгадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточк а )
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг.
(Понч ик )
1. Прочитайте. Когда так говорят?
- Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
- Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?
Плохой друг в деле не помощник.
На своей улочке и курочка храбра.
2.
Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.
- Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
- Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
- с чк ,
- с чн ,
- с чт ,
- с щн .
3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?
Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.
- Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
- Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы . Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик. |
4. Прочитайте.
- Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
- Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .
Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.
И. Токмакова
5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.
- Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
- Яблочко, корочка, пончик, тапочки.
6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.
Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.
- Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Подберите к выделенным словам однокоренные.
та ре́лка
7. Прочитайте. Назовите сказки.
- Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
- Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
- Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
- Объясните написание слов с пропущенными буквами.
- Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .
8. Произнесите слова.
скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что
- Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
- Устно составьте предложение с любым словом.
9. Прочитайте. Озаглавьте текст.
У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.
Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек — прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала — прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристели.
Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.
(Н. Сладков)
- Почему в тексте выделены три части?
- Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.
- Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.
В небе — вечер, в небе — тучки
,
В зимнем сумраке бульвар
.
Наша девочка
устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки
Синий шар.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: дочк а, речк а, мощн ый.
Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: малыши , карандаши , мыши . Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Запиши слово правильно. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши три однокоренных слова. Например: яго да, ягод ка, яго дный.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)
Напиши проверочное слово, затем проверяемое. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: сад - са ды, моло дость, мо лоденький – мо ло дой.
Удвоеные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши три однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Например: групп а, груп –па, групп овой, подгрупп а.
Правописание предлога со словами (пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Например: к_ берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.
Правописание приставки со словами.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: За ехал, у ехал, по ехал.
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с той же приставкой. Например: По летели, по смотрели, по тянули.
Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой, подчеркни их.
Например: И лья, П етров, М урка, В олга, М осква.
Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой. Например: Ель , тень , конь ки.
Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Вью га, листья , соловьи .
Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Съе зд, объё м, подъе зд.
Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: морозы - мороз , ягода – ягод ка, проси ть – прось ба.
Непроизносимые согласные.
Запиши слово правильно. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Делай так: звезда , звёздо чка – звёзд ный.
Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой. Делай так: водо воз, само лёт, везде ход.
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ, врач. Ночь (ж.р.), мощь , тишь , молодёжь .
Не с глаголом. (орфограмма пробел)
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не _ пришёл, не_ выучил, не _ знал.
Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши 2 примера.
Делай так: на опушке (на маме , 1 скл.), на полянке (на маме , 1 скл.).
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Подбери и запиши 2 примера. Делай так: к лесу (какому ? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).