Бог яма в буддизме. Боги индийской мифологии

Яма - буддийское божество, распорядитель ада и определяющий судьбу умерших.

Яма в буддизме

Яма в китайской и японской мифологии

В китайской мифологии Бог Смерти называется, Яньло-ван ( 閻羅 - Yanluo ), он является правителем . Имя Яньло - ни что иное как сокращение транслитерации с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). В японском имя Яньло произностися «Эмма» или Эмма-о (閻魔大王 Enma Dai-Ō , «Великий Царь Яма»).

Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.

Таким образом души мёртвых получают, в зависимости от своих деяний, перерождения от небес (см. ) до ада (см. , а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.

Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.

Яньло-ван изображается в традиционной шапочке суди. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, истользуемых в даосских храмах (см. ).

Яма в

Литература

  • Nanamoli, Bhikkhu & Bodhi,Bhikkhu (2001). The Middle Length Discourses of the Buddha: A Translation of the Majjhima Nikaya . Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-072-X.
  • Nyanaponika Thera & Bodhi, Bhikkhu (1999). Numerical Discourses of the Buddha: An Anthology of Suttas from the Anguttara Nikaya . Walnut Creek, CA: AltaMira Press. ISBN 0-7425-0405-0.

Яма

Яма — в индийской мифологии бог смерти, правитель царства мёртвых и судья над людьми. Он считается одним из 4-х или 8-и мирохранителей (lokapaias), наряду с великими богами , и . Он страж южной строны света.

Сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп; его сестра-близнец и спутница, а также воплощение его творческой энергии — Ями, ставшая рекой Ямуной, были первыми живыми существами, покинувшими этот мир и отправившимися в царство смерти, указав путь туда всем живущим.

По древнейшим понятиям индусов, в царстве Ямы умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями. На дальнейшей ступени развития религиозной мысли Яма является уже мрачным, свирепым карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы, в этом ему помогает пара огромных псов с четырьмя глазами и огромными ноздрями. Охраняя владения бога смерти, они блуждают среди живых, хватают тех, чей срок пришёл, и волокут на суд к хозяину.Его писец-привратник Читрагупта (Chitragupta) зачитывает вслух свой журнал Агра-Сандхани (Agra-Sandhani), в котором зафиксированы все земные деяния и помыслы человека. После того, как запись прочитана, Яма взвешивает добрые и злые поступки, и душа умершего человека либо возносится на Небеса (Сварга (Swarga), либо опускается в адскую обитель (Нарака (Naraka) или возвращалась в страну живых, где ей предстояло возрождение.

Считается, что через четыре часа сорок минут после того, как душа покинет тело, она предстает перед Ямой, и до этого времени тело покойного нельзя кремировать.

Согласно одному из мифов, дочь царя мадров Савитри просила Яму вернуть ей мужа Сатьявану. Бог был тронут и предложил Савитри исполнение любого желания, если она больше не будет просить о возрождении Сатьяваны. Савитри пожелала родить сыновей от мужа, и Яма вернул ей Сатьявану. В буддийской мифологии Яма — владыка ада, бывший правитель города Вайшали. Восемь полководцев и 80 000 воинов сопровождали царя в загробный мир, где три раза в день ему в глотку вливали расплавленную медь. Наказание длилось до тех пор, пока Яма не искупил все свои грехи. Став повелителем ада, Яма насылал на людей болезни и старость.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 1 июля 2014; проверки требуют.

Внешний защитник учения (Ямараджа). Центр. р-н Тибета, сер. 17в. Ямараджа изображён со своей спутницей беловолосой Чамунди, у неё тоже три глаза и корона из пяти черепов, как у Ямараджи. В руках у неё трезубец, у Ямараджи в руках булава из костей с черепом и лассо. Вверху изображение Цонкапы, вокруг него маленькие изображения Ямараджи с разными символами в руках. Ямараджа стоит на зелёном быке, который совокупляется с поверженным белым телом невежества. Справа от быка чёрный Внутренний защитник учения с лицом демона, слева - красный быкоголовый Тайный защитник учения. В нижнем правом углу на мулах Кали Дэви и Шри Дэви.

Яма (Ямараджа , Чойджал , Номун-хан , Эрлик ) - в буддизме бог смерти , властелин ада и верховный судья загробного царства.

В буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём - ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ [ ] , меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами.

В китайской мифологии Бог Смерти называется Яньло-ван (кит. 閻羅王 - Yanluowang ), он является правителем ада со столицей в подземном городе Юду . Имя Яньло - не что иное, как сокращение транскрипции с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). В ранней японской мифологии бога Яньло называли «Эмма » или Эмма-о (яп. 閻魔大王 эмма дай-о: , «Великий царь Яма») .

Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.

Таким образом души мёртвых получают в зависимости от своих деяний перерождения от небес (см. боги (буддизм)) до ада (см. ад (буддизм) , а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.

Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.

Яньло-ван изображается в традиционной шапочке судьи. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, используемых в даосских храмах (см. Деньги преисподней). О степени распространения образа Яньло можно судить по идеологии Тайпинов , которые отождествляли его с библейским Сатаной.

Шиндже занимает центральное положение в описании жизни после смерти в тибетской мифологии. По легенде, он «располагается в центре ада, держит в руках меч и лейчжи мелонг, „зеркало кармы“, отражающее жизнь умершего». Четыре помощника помогают ему определить дальнейшие судьбы умерших.

В более поздних редакциях легенды Шиндже был усмирён Манджушри , а вернее его гневной ипостасью Шинджешед (

Я ма - в ведийской мифологии он представляется, как бог смерти; в - хранитель мира (Локапала), отвечающий за южную сторону (страну мертвых); - владыка ада, в прошлом - возглавляющий город Вайшали.Яма - божество, правитель царства мертвых, являющийся сыном Вивасвата и братом Ману (единственный выживший после великого потопа). Его сестра и помощница, олицетворяющая творческую энергию Ямы - Ями. Принято считать, что они являлись первыми людьми, Яма же - «первый умерший». По одной из легенд: бог смерти решил познать мир, отправившись путешествовать - попал на небо. После этого события люди на земле стали смертными.

Добрый Яма, ставший впоследствии предводителем царства мертвых, превратился в черствого разрушителя, про что говорит его описание, сделанное простыми людьми. Божественное существо, имеющее зеленый окрас кожи, вооруженное булавой, которое, по пути собирающее души смертных, сопровождают две четырехглазые собаки. В ранние времена полагалось, что покинувшая тело душа переплывала реку Вайтарани, попадая в ад, где она должна была предстать перед судом в лице Ямы. Там бог «зачитывал» душе все ее наземные деяния и посредством услышанного, выносил свой вердикт (либо ад либо рай).

В буддийской мифологии: 8 полководцев и около восьмидесяти тысяч «отборных» воинов сопровождали описываемое божество в загробный мир, где трижды в день в глотку Ямы заливалась расплавленная медь. Данное наказание приводилось в исполнение до того момента, пока он не искупил грехи, нажитые на земле. После, он стал возглавлять могущественное, зловещее место - ад, насылая на смертных преждевременную старость и всячески изощренные болезни. Его сестра - Ями, возглавила ад для женщин (творческая энергия Ямы - шакти). Поздние гимны Ригведы содержат в своих текстах упоминания о боге смерти.

Широко распространен среди них тот, в котором описывается не произошедший инцест между соблазняющей сестрой Ями и отвергающим ее в гневе (нравственные соображения, воспитание), Ямой. Поздняя ведийская мифология: став царем, Яма всячески пытается найти признания среди богов, которые в результате скажут: «он стал таким же, как мы».

Эпическая мифология: воссевший на трон в мире умерших Яма, держащий в своих руках оружие- булаву и плетку. Смертный, пришедший к нему, ждет пока писец Ямы - Читрагупта зачитает все его «минусы» и «плюсы», совершенные на земле. После, божество принимает решение - отправить смертного в рай (блаженную обитель предков), в ад (число адов варьируется от трех до двадцати одного), либо же - на землю, где он - смертный, сможет вновь перевоплотиться в.. (карма).

Мантра (музыка):

Йогически- интересно:

Некоторые из ипостасей Ямы: Антака - «приносящий конец жизни», Мритью - «Смерть», Кала - «Время», Дхарма.

Яма, или Ямараджа (санскр. и пали Yama, Yamarāja – Правитель Яма; тиб. gshin rje, gshin rje rgyal po, gshin rgyal – букв. "Царь мёртвых", "Владыка смерти", здесь gshin – мертвый, смерть, rje и rgyal – правитель, царь) – дхармапала, в буддизме Ваджраяны божество класса ануттарайога-тантр. В школе Гелуг Ямараджа считается одним из трёх основных богов-покровителей этой школы. Говорят, что вместе с Вайшраваной и Шестируким Махакалой Яма был особым покровителем Ламы Цонкапы. Одно из значений санскритского слова yama – сдерживающие заповеди, ограничивающие правила поведения; также оно может означать контроль, проверку. Правитель Яма – это бог, контролирующий перевоплощение существ. В традиции Сутры Ямараджа известен как правитель Небес Ямы. Согласно буддийской космологии Яма пребывает на Небесах Ямы (санскр. yamaloka, тиб. gshin rje"i "jig rten, букв. "Мир Ямы"). Среди шести Небес богов Мира Страстей его мир находится выше Небес Четырёх Сильных Правителей и Небес Тридцати Трёх Богов, но ниже других трёх Небес. Бог Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют "Царь мёртвых".

В течение жизни существа поступками тела, речи и ума накапливают карму (санскр. karma, пали kamma; тиб. kar ma, phrin las, "phrin las; букв. действие, поступок, карма). По характеру совершённых поступков выделяют три вида кармы: хорошую карму, плохую и нейтральную. Особенностью кармы является то, что она имеет свойство сохраняться до момента проявления в виде соответствующего явления. Это подобно генетической карте, но карта нашей кармы записана частицами света, санскарами (санскр. saṃskāra, тиб. "du byed – сформированный опыт, кармические отпечатки). Плохая карма – это информация о дурных поступках, хорошая карма – информация о хороших поступках. События, в которые мы вовлечены в течение жизни, являются проявлениями нашей же кармы. Так к нам возвращается то, что мы совершили в прошлом.

В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Нейтральная карма не принесёт в будущем ни хорошего, ни плохого плода. Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни.

Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада, к этим мирам относится и наш Мир Людей.

Один из эпитетов Ямы – Дхармараджа (санскр. Dharmarāja, тиб. chos rgyal, chos kyi rgyal po – "Царь Дхармы", "Царь Учения"; тиб. gshin rje chos rgyal, gshin rje chos kyi rgyal po – Яма Дхармараджа).

Исследователи не без оснований полагают, что Яма из традиции Тантры не одна и та же личность, что и Яма Дхармараджа, известный нам по сутрам. В коренной Бхайрава-тантре Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Яму, олицетворяющего смерть, символизирующего повторяющийся процесс страданий в Сансаре.

В центре тханки – Яма со своей сестрой Ями, оба божества стоят на буйволе и попирают человеческое тело (прим: часто изображают женщину, как символ страстной привязанности). Вокруг них – ореол из языков бушующего пламени. Часто вокруг также изображают спутников, свирепых помощников Ямараджи.

В иконографии Яму представляют в следующих формах: Форма, в которой он был побежден Ямантакой. Яма изображается красного цвета. Сам с головой буйвола, он стоит на буйволе с дигугом и капалой (нож и чаша из черепа). Иногда изображают, как он в боевой готовности держит лук со стрелой на тетиве. Это тайный Яма Дхармараджа. Форма, где тёмно-синий или чёрный Ямараджа с головой буйвола также изображается на буйволе, но уже с костяным жезлом и арканом (прим: жезл сделан из человеческого черепа и позвоночника, обтянутого кожей человека и шкурой слона; арканом Яма ловит и связывает души умерших). Он изображается в сопровождении своей супруги Чамунди (прим: согласно другой версии, это его сестра Ями), которая подносит к его губам капалу. Это внешний Яма Дхармараджа. Верховный судья в бардо бытия. В отличие от предыдущих форм, он стоит не на буйволе, а на распростертом человеке, у него антропоморфная внешность, в его руках дигуг и капала. Он изображается тёмно-синего цвета. Это внутренний Яма Дхармараджа (тиб. gshin rje chos rgyal nang ba).



Loading...Loading...