Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Основные цели:

  • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
  • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
  2. Слайд 1. Одуванчик.
  3. Слайд 2. Хищники.
  4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
  5. Слайд 4. Каменщик.
  6. Слайд 5. Сварщик.
  7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  9. Слайд 7 со словами:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

  1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Чистописание

Чч ччч

Часы чашка туча чулки

– Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
– Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
– Подчеркните эти сочетания в словах.

3. Выявление места и причины затруднения

Орфографическая зарядка (с.13 №5)

№5. .

– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

Самостоятельная работа детей. Проверка

(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

– А как они пишутся? (Ответы детей. )

– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.

– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

– Произнесите шипящие звуки в этих словах.

– Произнесите звук [ч"]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

– Есть ли у [ч"] парный согласный по твёрдости?

– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

– Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч"] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

– Прочитаем правило в учебнике.

– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь )

– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

Физкультминутка

Упражнения на внимание

“Винт”, “Мяч и насос”

5. Реализация построенного проекта

1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

– Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра:
Кто больше запомнит слов.

Слайд 7

Работа в парах.

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд 3 (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

(Один ученик работает у доски .)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.

– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

– Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

– У кого возникли трудности? С чем это связано?

У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

8. Включение в систему знаний и повторение

– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- , хотя правильное произношение этих слов с -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!

– Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

– Удалось вам достичь поставленной цели?

– Вы довольны своей работой на уроке?

– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

10. Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

I. Тучка, девочка, белочка, дочка, ласточка, обманщик, внучка, сорочка, Жучка, цветочки, ночной, точный, облачный, солнечный, лимончик, вечный, прочный, гонщик, мощный, кончик.

II. Птенчик, тушканчик, горчичник, скворечник, отличник, привычка, водичка, почка, косточка, стаканчик, сердечный, облачный, молочный, гаечный, мучной, обычный, ночной, погонщик, беспомощный.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. На столе ярко горела свечка. 2. Птенчик выпал из гнезда. 3. Шлю тебе сердечный привет. 4. Раньше люди пользовались солнечными часами. 5. Малыши построили песочный замок. 6. Птички клевали сочные ягоды. 7. На пироге румяная корочка. 8. В конце предложения надо поставить точку. 9. Хорошая привычка - закаляться холодной водой. 10. Дети принесли цветы к Вечному огню.

1. Отец ремонтирует машину гаечным ключом, 2. Скучно сидеть без дела. 3. Дождевая вода стекает в бочку. 4. Внучка за Жучку, Жучка за внучку. 5. Ночные бабочки летят на свет. 6. Я пришёл в школу точно по звонку. 7. Бабушка пьёт сердечные капли. 8. Ласточки свили гнездо под крышей. 9. По стене прыгает солнечный зайчик. 10. У отца срочная работа.

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова. Рядом написать образованные от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Птенец, кошка, собака, ночь, булка, носки, коза, туча, вода, звезда, белка, лиса.

2. Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Выписать слова с сочетаниями чн, чк.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

(И. Крылов)

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

(С. Есенин)

Милые синички

Ростом невелички,

Так что жить не тужить

Могут в рукавичке.

(А. Прокофьев)

Я за свечку, свечка - в печку…

(К. Чуковский)

Но у мамы есть привычка

Говорить всегда не то.

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

(А. Варто)

Жёлтые комочки,

Бегают за квочкой.

Лёгкие, как вата,

Это кто? (Цыплята)

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрная собачка весь дом стережёт. (Замок)

На красной перекладинке белые курочки сидят. (Зубы)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в ручейке,

А широкий - в море. (Речка)

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червячкам я враг, а деревьям - друг. (Дятел)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть олова с сочетаниями нч, чн, чк.

Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят полакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки.

СЕСТРИЧКА

У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоко на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается.

ЧЕМ ЛЮДИ ПИШУТ

Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями.

УЛИЧНЫЙ МУЗЫКАНТ

На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и грустную мелодию. Ночной город слушал колыбельную.

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Словарная работа Слайд № 3

Язык, языковед, языкастый.

Прочитайте группу слов .

Как вы понимаете слова, объясните?

Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

Языковед- Учёный, специалист по языковедению;

Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?

Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? ( язычок )

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике ? ( мягким знаком )

Во втором столбике? ( мягким знаком )

- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )

Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

IV. Работа по учебнику ( 2-я часть )

с. 3 - прочитайте, чему будем учиться.

У.с. 4 - Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1

Пл. о .хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? (проверяемая гласная)

Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками ( помощник, улочка, курочка )

Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули?

( Буквосочетания ЩН, ЧК )

с.4 упр.2 - Что обозначает условный значок на полях? ( Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? ( мачта )

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

- Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)

а) с ЧК, удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

б) с ЧН, песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

г) с ЩН, помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? ( мягко )

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность?

( звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

Как называются такие опасные места в словах русского языка? ( орфограммами )

Физкульминутка «Черепаха» слайд № 5

Для развития речи учащихся

Шла по полю черепаха ( идём пальчиками )

И дрожала вся от страха ( руки в кулачок, кулачки дрожат )

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! ( отрицание - указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

У.с. 5 - Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

Выполните задание к упражнению

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение самостоятельно.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(краски и кисто чк а)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. ( удо чк а )

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

( спи чк и )

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

( по чк и)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

( ласто чк а )

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(По нч ик )

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

Дерево знаний

Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

встаём, если хорошо усвоили материал;

поднимаем руки, если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

Упражнение 1, с. 3

1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Здесь хорошее местечк о,
Протекает мимо речк а.

Принесли мы для бычк а
Полведёрка молочк а.

Дождик вылился из тучк и,
Вымыл ёжику колючк и.

Подарила мама дочк е
Разноцветные платочк и.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чк.

Упражнение 2, с. 3

2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

[р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó

Упражнение 3, с. 4

3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

синица - синичк а крыльцо - крылечк о
облако - облачк о кольцо - колечк о
задача - задачк а место - местечк о
вода - водичк а сестра - сестричк а
конец - конч ик птенец - птенч ик
диван - диванч ик стакан - стаканч ик

  • Подчеркните буквосочетания чк, нч.

Упражнение 4, с. 4

4. Прочитайте.

1. Улетела ласточ ка за тридевять земель . 2. На солнечн ой поляночк е мотыль ки и бабочк и лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочк е над речк ой построена дачк а. На дачк е живёт неболь шая собачк а.

  • Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 5, с. 5

5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Цветочная клумба украшала наш сад.

Упражнение 6, с. 5

6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Белка и грибы

На по ляне у пе нёчка
Белка набра ла гри бочков.
Скрылось солнце за го рой,
Время двигаться до мой.
Но до мой да лековато,
А гри бы тя желоваты...

А. Захаров

  • Придумайте и запишите заголовок к тексту.
  • Устно составьте продолжение текста.

Съела белка половину -
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
"Я грибы домой несу!"

Упражнение 7, с. 6

7. Прочитайте.

Синичк а - воробью сестричк а.
Конч ил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чт ут.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: дочк а, речк а, мощн ый.

Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: малыши , карандаши , мыши . Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши три однокоренных слова. Например: яго да, ягод ка, яго дный.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Напиши проверочное слово, затем проверяемое. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: сад - са ды, моло дость, мо лоденький – мо ло дой.

Удвоеные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши три однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Например: групп а, груп –па, групп овой, подгрупп а.

Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_ берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: За ехал, у ехал, по ехал.

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с той же приставкой. Например: По летели, по смотрели, по тянули.

Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой, подчеркни их.

Например: И лья, П етров, М урка, В олга, М осква.

Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой. Например: Ель , тень , конь ки.

Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Вью га, листья , соловьи .

Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Съе зд, объё м, подъе зд.

Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: морозы - мороз , ягода – ягод ка, проси ть – прось ба.



Непроизносимые согласные.

Запиши слово правильно. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Делай так: звезда , звёздо чка – звёзд ный.

Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой. Делай так: водо воз, само лёт, везде ход.

Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ, врач. Ночь (ж.р.), мощь , тишь , молодёжь .

Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не _ пришёл, не_ выучил, не _ знал.

Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши 2 примера.

Делай так: на опушке (на маме , 1 скл.), на полянке (на маме , 1 скл.).

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Подбери и запиши 2 примера. Делай так: к лесу (какому ? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).



Loading...Loading...