Что означает лампада. Лампада – это символ веры

Лампада (греч. «светильник» ) — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1-4).

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…».

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Для лампадки используют лампадное масло (изначально — оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.

Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет . Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света , чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу , Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения - всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца . Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль , покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши - горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

В христианской вере очень много предметов несут большую смысловую нагрузку. Не исключение и лампада. Это символ неугасимой веры человека в Бога. Кроме того, светильник, горящий в доме перед иконами, означает, что ангел-хранитель оберегает этот дом и находится на месте. Живой огонь настолько плотно вошел в жизнь верующих, что трудно представить себе церковь без мерцающего пламени свечей и лампад.

История

Первые лампады - это в первую очередь светильники. Само слово греческого происхождения. Буквальный перевод - «светильник, горящий перед святыми». Изначально их действительно использовали для освещения в темных пещерах первые христиане. Там они правили свои богослужения, прячась от возможных преследователей.

Постепенно лампады стали важнейшей деталью убранства храма и атрибутом некоторых церковных обрядов. В помещении практически любой церкви в дневное время достаточно светло, но невозможно найти здание без горящих свечей или лампад. Это вызывает в душах верующих людей определенный настрой на общение с Всевышним. Неважно, с какой целью посещается храм: помолиться за здравие или упокой души, покаяться или поблагодарить Бога. Входящий сюда обязательно зажжет свечу, символ веры в Бога.

Значение

В церквях нет случайных вещей, любой предмет несет свою смысловую нагрузку. Огонек свечи в бронзовом подсвечнике или лампадке является своеобразным символом молитвы. В домашнем обиходе горящий светильник рассматривается как присутствие в доме Божьего Закона.

Лампада, расположенная непосредственно перед образами икон, не что иное, как выражение искренней благодарности святым за их жертву. Они отдали свои жизни ради спасения и прощения грехов других людей.

На кладбище нередко можно встретить горящие огонечки. Обычно их зажигают на первый, третий, девятый и сороковой день после похорон. Это своеобразная просьба о милости и прощении грехов усопшего перед Богом. Многие приносят лампадки, когда навещают своих близких в этом месте скорби.

Устройство

По сути, лампада - это усовершенствованная свеча. Один из вариантов представляет собой емкость с парафином, обычно стеклянный (хрустальный) стаканчик, на подставке. Многоразовое использование обеспечивает простая замена горючего материала. Это характерно для настольных изделий. Подставка металлическая с каемкой и фигурными ножками, нередко украшенная веры. Стаканчики сменные, разных цветов:

  • красные - для пасхального времени;
  • зеленые - для ежедневного использования;
  • синие, фиолетовые или бесцветные - для Великого Поста.

Снабжаются фитилями. Они могут быть разной конструкции:

  • Тонкая пластинка с маленьким отверстием посередине для фитилька. Она помещается на поверхность масла, один конец фитиля находится над пластиной (по длине не более одной-двух спичечных головок), второй опущен в масло.
  • Греческая конструкция представляет собой поплавок из пробки, в который насквозь воткнут твердый фитиль.

Принцип работы одинаков. Конструкция обеспечивает максимально комфортные условия для продолжительного поддержания пламени. В лампадах для крестного хода используют широкие короткие свечи. Они вставляются в сосуд продолговатой формы, сверху закрывающийся жестяной крышкой с отверстиями. Такая форма позволяет гореть пламени долго и ровно.

Виды

Изделия можно разделить на несколько видов. Это зависит от размера, места использования и расположения:

  • подвесные или церковные лампады используются исключительно в храмах или церквях;
  • настенные;
  • настольные;
  • гасимые;
  • неугасимые - ставятся перед иконами, мощами святых, какой-либо особо почитаемой святыней, в них обязательно поддерживают непрерывное горение;
  • для крестного хода;
  • для домашнего обихода.

Размер зависит от объема масла, который можно залить в светильник. Большими считаются с объемом от 100 до 500 миллилитров. Такие обычно освещают иконы в храмах или церквях. В домашних условиях отлично себя зарекомендовали небольшие, объемом 30-50 мл.

Лампада подвесная не используется в быту, это больше ритуальный предмет, играющий важную роль в православной вере. Ее используют на крещении, погребении, венчании, крестном ходе. Изготавливают из латуни, меди, мельхиора, серебра.

Существуют большие паникадило. Они представляют собой массивную церковную люстру со множеством зажженных лампад и свечей. Их принято зажигать в праздничные дни. Паникадило находится в центре здания и выглядит очень торжественно. Часто украшается хрустальными подвесками, в которых преломляются отблески свечей. Некоторые экземпляры можно сравнить с произведением искусства.

Масло

Настоящее масло для лампад - деревянное. Так называют продукт, полученный из плодов маслин, растущих на дереве, а не из трав или семян. Елей считается самым чистым и качественным маслом высшего сорта. При горении не образует нагара, не выделяет совершенно никаких вредных веществ.

Благодаря своей чистоте и целебным свойствам, елей используется как для помазания больных, так и в обрядах крещения. На протяжении тысячелетней истории христианства именно оливковое масло считалось достойной жертвой Богу.

Зачем зажигают лампадку

Бронзовый подсвечник возле иконы вполне может стать альтернативой лампадке. Важна суть горящего пламени:

  • сам огонь является символом ежегодного чуда схождения Благодатного огня;
  • это символ веры;
  • горящий огонь перед иконой - память о святых, сынах света;
  • огонь побуждает к жертвенности;
  • свет очищает от грехов и темных помыслов.

По церковным законам зажжение лампады возможно только от церковной свечи.

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения . В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма .

Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа , использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях, что, в конечном счёте, и переняли христиане.

В широком смысле лампада («лампадка») - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников . Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа , разгоняющий тьму зла и неверия.

В узком смысле лампада - это большой переносной подсвечник (кандило), выносимый диаконом или священником во время малого и великого входов литургии , а также используемый при архиерейской службе. В православных богослужебных книгах слово «лампада» употребляется именно в этом смысле.

См. также

Напишите отзыв о статье "Лампада"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . - М .: Издательский Совет РПЦ.

Отрывок, характеризующий Лампада

– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.


В православных храмах всегда довольно темно. И эта особенность - не просто особенность церковной архитектуры. Полумрак – символ жизни человека, погруженного в грех и невежество. А свет откровения и веры в данном случае символизируют устанавливаемые в церкви лампада или свеча. Лампада является образом истинного света, открывающегося человеку в Божьем Царстве. Именно по этой причине лампады всегда возжигают перед святынями.


Самые первые лампады христиане использовали для освещения пещер, в которых, скрываясь от гонений, проводили тайные богослужения. Как и тогда, сейчас они представляют собой сосуды, наполненные особым маслом – елеем, исцеляющим душу и тело православного.

Значение православных светильников

Каждый светильник в православии имеет свое значение. Оно закреплено Церковным уставом Богослужения. Лампады, в частности, символизируют кого-либо из святых, которые светят христианам в церковном сумраке. Пред иконами, как правило, помещаются одновременно свеча и лампадка. И если свечи означают приношение, дар Господу от человечества, то масляные светильники символизируют преображение человека под влиянием Божьей благодати. Их свет и тепло означают искренность человека перед Богом, являются свидетельством чистоты его помыслов и ощущений.


Лампады используют даже днем, тогда, когда в комнате или зале церкви вполне светло. Во время праздников обязательно зажигают все светильники. Во время ночных служб, при крайне скудном освещении, лампадки могут зажигать в очень малом количестве, например, только перед читающим службу священником, перед отдельными иконами: Спасителя, Богоматери, храмовой иконой. Это делается для того, чтобы подчеркнуть определяющий момент службы, ее основное назначение.

Зачем лампады ставят перед иконой?

То, зачем перед иконой устанавливаются лампады, очень точно объяснил святитель Николай Сербский. Прежде всего, по его словам, вера – это свет, и лампадки нам напоминают о чистом свете, с помощью которого Господь наш Иисус Христос согревает и врачует человеческие души. Кроме того, они являются символами светлого нрава святых, перед ликом которых их устанавливают. Еще они напоминают людям об их греховных помыслах и поступках, зовут нас на путь истинный, призывают к исполнению заповедей, совершению добрых дел.


Лампады являются той «малой жертвой», которую человек может принести Спасителю за то, что Тот отдал за него свою жизнь. Во время молитвы эти светильники отгоняют силы зла. Свет лампадки побуждает нас к покорности и жертвенности, напоминает, что как без человеческого участия не может разгореться ее огонь, так и без Бога не разгорится наше сердце.

Каким должно быть

Качество имеет первостепенное значение. И не только потому, что оно некоторым образом влияет на здоровье. Возжигая его, мы открываем Богу свое сердце, которое должно быть чистым: в нем не должно быть ни злости, ни обиды, ни скверных помыслов. Так и елей не может быть некачественным, дешевым, нечистым. Священнослужители полагают, что использование некачественного масла – признак оскудения веры, попустительского отношения к благочестию, восприятия святынь исключительно как некого примитивного атрибута.

Православный энциклопедический словарь

Лампада

(греч. - светильник) - масляный светильник, зажигаемый перед иконами.

Словарь церковных терминов

Лампада

(греч. светильник) - масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

Энциклопедический словарь

Лампада

(от греч. lampas, род. п. lampados), светильник перед иконами у православных и католиков.

Православная энциклопедия

Лампада

в настоящее время представляет собой масляный светильник, возжигаемый перед иконами, в семисвечнике и на престоле.

Словарь Ефремовой

Лампада

  1. ж.
    1. Небольшой сосуд с фитилем на поплавке, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконами у православных и католиков.
    2. устар. Лампа, светильник.

Православие. Словарь-справочник

Лампада

(греч. «светильник»)

масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Пламя лампады означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу.

Архитектурный словарь

Лампада

Подвешенный перед иконой небольшой сосуд с фитилем и горючим маслом.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Словарь Ожегова

ЛАМПА ДА, ы и ЛАМПАДКА, и, ж. Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.

| прил. лампадный, ая, ое. Лампадное масло.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Лампада

Ы, ж.

1. Сосуд с фитилём, наполненный деревянным маслом, зажигаемый перед иконой

* Лучом краснеющей лампады его лицо озарено (М. Лермонтов). *

|| прил. лампадный , -ая, -ое.

* Лампадное масло. *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Лампада

ламп’ада - крошечный светильник, вешаемый перед иконами. Нужно признать, что во всех местах русской Библии это неудачный перевод. Семь чаш золотого светильника, установленного в скинии без окон, должны были ярко гореть, чтобы освещать все внутреннее пространство. В Иез.1:13 в других переводах стоит: «яркий факел», а в Дан.5:5 : «большой светильник». И действительно, в царской зале во время пира вряд ли ставилась когда-либо скромная лампада, известная нам по православным храмам.

Словарь Ушакова

Лампада

лампа да , лампады, жен. (греч. lampas).

1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами (церк. ). «Перед кивотом... Теплилась золотая лампада.» Пушкин .

2. Светильник (поэт. ). «Близок день, лампада догорает.» Пушкин . «Лампаду честного труда дыханье смерти погасило.» Фет .

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лампада

, ы , ж.

1. Небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

* Он в церкви, верно, не последний ; Стоит все время не крестясь. Лучом краснеющей лампады Его лицо озарено . // Лермонтов. Тамбовская казначейша //; [Катерина :] А то, бывало, девушка, ночью встану - а у нас уже везде лампады горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра . // Островский. Гроза // *

ЛАМПАДКА.

2. Светильник, лампа (поэт. ).

* Татьяна взором умиленным Вокруг себя на все глядит, И все ей кажется бесценным. Все душу томную живит Полумучительной отрадой: И стол с померкшею лампадой, И груда книг . // Пушкин. Евгений Онегин // *

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Лампада

На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греческой церкви примикирий, πριμμικήριος, primicerius, от κηρύς воск или cera свеча). В более обширном смысле Л. назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами - кандил (см.). Нет достаточных оснований объяснять употребление Л. и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили в темных местах - криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в первые три века существования христианства, - свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение. Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7-8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Л. и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для Л. Кроме мест богослужебных собраний, Л. в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместо столбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем, эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках. Росси думает, что Л. с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (= большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный Л. или свечами. Такие короны-Л. или Л.-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под названием κώρος. (круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже - из бронзы. Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы И. Христа, буквы ω. Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка - "доброго пастыря", окруженного овцами, или круга с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды - оленя, однажды - зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Л. глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л. см. у Мартиньи. "Dictionnaire des antiquit és chré tiennes" (П., 1889).



Loading...Loading...