Церковь троицы живоначальной на арбате. Храм преображения господня на песках Церковь живоначальной троицы на арбате

«В нашем храме Святого пророка Илии в городе Улан-Удэ помимо других Святых мощей, покоятся мощи Святого праведного Семиона Верхотурского Сибирского чудотворца. Но иконы Святого в храме нет. Было принят... о решение заказать икону. У нас почти все иконы рукописные, но писались они местными иконописцами. И что бы получить опыт, решили заказать икону на родине Святого. Нашли несколько мастерских по интернету, помолившись отправили заявки, с решением, кто первым откликнется с тем мы и будем сотрудничать.

Так Господь нас познакомил с мастерской "Перед иконой". Подробный экскурс в мир иконописи, проведенный вами, нам показал, что мы попали куда надо.

Придавшись воле Божьей и таланту ваших мастеров мы с радостью сделали заказ. Не имея опыта заказов подобных икон нам поначалу показалось, что икона пишется долго, но видя фото отчет мастера, мы понимали, что хорошее дело быстро не делается. Помолившись, чтобы Святой Семион, открылся нам в этом образе, мы смиренно ждали... И иконописец Наталья, познакомила нас с ним. Такого образа Святого Семиона мы ещё не видели. Перед нами предстал смиренный, глубокий образ праведного Святого.

Работу мастера иконописца Натальи по достоинству оценил настоятель нашего храма, отец Георгий.

В воскресную службу будет отслужен молебен Святому Семиону перед новой иконой.

Молимся за вас и ваше предприятие, чтобы милостивый Господь, ниспослал вам помощь в вашем благом деле.

Вячеслав
г. Улан-Удэ »

Вячеслав ,
Улан-Удэ

«Икону заказывал для своего крестника на день рождение 1 годик.

Листал предложения в интернете. Смотрел работы. Понравилась лаконичность во всём. Тексты простые и грамотные.

Ручную работу не сравнишь... с плоской фото, наклеенной на картон и покрашенной лаком. У меня один крестник и я очень хотел выразить признательность и уважение его родителям прежде всего. Работаю много, поэтому могу позволить себе делать качественные и дорогие подарки с глубоким смыслом и подтекстом. Ребёнок вырастет и поймёт. А пока оценивает мама и папа. Очень давно их знаю, глубоко уважаю.

Когда подарил были эмоции... Слов не было...
Да разве выразишь словами красоту или любовь.

Я сам в свою очередь хочу сказать спасибо. Глубоко тронуло отношение.
Спасибо ещё раз.

Михаил
г.Звенигород »

Михаил ,
Звенигород

«В храм мон-ря нужна была рукописная икона Иосифа Обручника.

Нам понравилась техника письма. Икона получилась тёплая и образ замечательный. Желаем творческих успехов. Помоги Бог!

С уважением сёстры ... Алексеевского мон-ря.
г. Москва
»

Алексеевский женский монастырь ,
Москва

«Добрый день. Икону искали в храм на аналой икону Царской Семьи.
Это инициатива простого народа. Многие из народа обращаются за помощью к Семье. Теперь есть икона.

Не хотели заказывать печатную ико... ну, только рукописную! В интернете нашли несколько вариантов иконописных мастерских и иконописцев-частников. Духовник нашего фонда благословил обратиться в вашу мастерскую. Эта икона не подарок, а соединение усилий прихожан. Икону освятили и она в храме, как будто сто лет и была там. Икона живая. Сильная. Спасибо.

Икона написана очень грамотно, вдохновенно. Большое спасибо мастеру. Желаю вашей мастерской продолжать ваш нужный труд и совершенствовать мастерство, ибо путь совершенства бесконечен. Огромное спасибо!

Татьяна
г. Устюжна »

Татьяна ,
г. Устюжна

Эта улица – одна из главных достопримечательностей Москвы. Считается, что она одна из немногих сохранила свой исторический облик. Но мало кто знает, сколько храмов здесь уничтожили.

На месте церкви – «Ленинка»

Свой путь мы начнем почти от стен московского Кремля. На пересечении Моховой улицы и Воздвиженки (которая когда-то считалась частью Арбата), там, где ныне возвышается комплекс зданий Российской государственной библиотеки, стояла удивительной красоты шатровая церковь, освященная в честь великомученицы Ирины. Это был домовый храм боярина Стрешнева, известный с 1629 года. После наполеоновского нашествия его упразднили, а в здании устроили квартиры, сдававшиеся внаем. Позднее все усадебные постройки передали в ведение Министерства иностранных дел, и после научной реставрации старинного храма в нем возобновились богослужения. Вскоре после прихода большевиков к власти церковь вновь закрыли, а в начале 1930-х снесли в связи с началом строительства библиотеки.

Здесь венчался Салтыков-Щедрин

Пройдем чуть далее по Воздвиженке в сторону Арбатской площади и остановимся у подземного переход рядом с Военторгом. Обратите внимание на небольшой пустырь среди исторической застройки – когда-то здесь находился вход в один из старейших монастырей столицы – Крестовоздвиженский, который и дал название этой части улицы. По преданию, его основал князь Ховрин на своем дворе в XV–XVI веках. Главный Крестовоздвиженский храм известен со времен Ивана Грозного (тогда он еще был деревянным). При Петре I обитель украсил новый каменный собор в стиле барокко. После нашествия французов разграбленный монастырь более не возродился, а его главный храм стал приходским. В этих святых стенах М.Е. Салтыков-Щедрин венчался с Елизаветой Болдиной. В 1934 году величественный храм был разрушен богоборческой властью. До 1979 года еще сохранялись монастырские ворота, однако вскоре и они были утрачены из-за строительства подземного перехода.

Где молился Иван Грозный

Выйдя на Арбатскую площадь, подойдите к небольшому памятному знакучасовне. Его установили в 1995 году в память о разрушенной Борисоглебской церкви, которая стояла ранее в том месте, где ныне находится подземный переход рядом с кинотеатром «Художественный». Первый каменный храм здесь появился в 1527 году. Иван Грозный очень любил эту церковь и часто молился в ней. Когда здание пришло в ветхость, на его месте по проекту архитектора Карла Бланка возвели новый храм с приделами Казанской иконы Божией Матери и Воскресения Словущего. Он достоял до 1930 года…

В 1997 году правительство Москвы решило восстановить церковь, но не на историческом месте и по иному проекту. 6 августа того же года торжественное освящение часовни совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Изначально Арбатской улицей называли нынешнюю Воздвиженку, но потом Арбатом стали именовать часть Смоленской дороги между Смоленскими и Арбатскими воротами.

У Арбатских ворот

Совсем близко от предыдущего храма, на месте наземного вестибюля станции метро «Арбатская» Филевской линии до 1934 года стояла Тихоновская церковь, что у Арбатских ворот. Первый храм тут появился в 1689 году. Он имел два придела – Тихона Амафунтского и Николая Чудотворца. В середине следующего столетия храм расширили и в новой его части устроили придел в честь Воскресения Словущего. Во время наполеоновского нашествия храм разграбили. Однако уже в следующем году Тихоновскую церковь освятили вновь, и она обрела трехъярусную колокольню (ее точная копия сохранилась у храма Николая Чудотворца на Щепном дворе, что в Первом Смоленском переулке).

Пешеходы твои –
люди невеликие,
каблуками стучат –
по делам спешат.

Никола Явленный

Осмотрев Арбатскую площадь, мы направляемся на старый Арбат и между домами 14 и 16 вновь видим прерывание исторической застройки улицы. Дело в том, что вплоть до 1931 года здесь находилась одна из красивейших церквей Москвы – храм Николы Явленного, что на Арбате. Основание его приписывают самому Борису Годунову. Он был воздвигнут в 1593 году и стал первым каменным храмом на Арбате. Называли его «Новою Прощей» или «Явленным». Рядом находилась Покровская церковь, на месте которой позже появилась часовня, впоследствии ставшая приделом Никольской церкви (при очередной реконструкции). Еще через некоторое время храм обрел придел Ахтырской иконы Божией Матери. Эту икону приходу пожертвовала императрица Елизавета. В XIX веке в церкви была устроена новая трапезная, а затем освятили придел святителя Митрофания Воронежского. После сноса на месте храма планировали построить поликлинику Наркомата обороны, однако святое место и по сей день пустует. Относительно недавно священника Никольского храма Василия Соколова причислили к лику святых, память его совершается 13 мая.

В Плотницкой слободе

Далее наш путь лежит к пятиэтажному серому зданию под номером 45. На его месте плоть до 1932 года находился еще один Никольский храм. Первая деревянная церковь тут появилась в 1625 году, когда в этом уголке столицы располагалась Плотницкая царская слобода. Позднее был выстроен каменный одноглавый храм. Среди прихожан были семьи Пушкиных и Хомяковых. В годы Октябрьской революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьев, дед нынешнего ректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Владимира Воробьева.

Ты течешь, как река.
Странное название!
И прозрачен асфальт,
как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты – мое призвание.
Ты – и радость моя,
и моя беда.

Трагически сложилась судьба и этого храма при Советской власти. В 1929 году его закрыли, а позже снесли, чтобы на его месте возвести жилой дом – многим москвичам это здание знакомо по магазину «Диета».

Среди прихожан – Пушкин и Андрей Белый

Череду арбатских святынь замыкал храм Живоначальной Троицы, который стоял на углу Арбата и Денежного переулка. Церковь возвели мастера монетного двора и стрельцы, жившие в этой части улицы. В 1650 году первый деревянный храм сменил каменный, возведенный стараниями стрельцов полковника Леонтьева. Уже в первой половине следующего столетия по проекту И.Ф. Мичурина построили новое здание, которое в свою очередь пережило еще не одну реконструкцию. Среди его прихожан были семья Александра Пушкина, Андрей Белый и Сергей Рахманинов.

От любови твоей
вовсе не излечишься,
сорок тысяч других
мостовых любя.

Троицкая церковь разделила судьбу других арбатских храмов и была снесена в 1931 году. На ее месте вырос дом Общества пролетарского туризма и экскурсий, который впоследствии встроили в северное крыло высотного здания МИДа.

Даниил Силенко

История

В надписи, сохранявшейся на западной стене церкви было указано, что каменный храм был построен стрельцами «при Леонтии Азарьеве - заложена 17 мая 1649 г., окончена 1 октября 1650 г.». Приделов было два: один - Св. Николая ; другой - Прокопия и Иоанна Устюжских; 3 октября 1706 года был выдан антиминс в новый придел Тихвинской Богоматери в южной абсиде .

Название церкви со временем менялось: в конце XVII в. она звалась что в Стрелецкой слободе в Леонтьеве приказе Азарьева ; в XVIII в. за Арбатскими воротами или за/у Смоленских ворот , а 1720-х годах ее еще называли Старая , хотя ей к тому времени было всего 70 лет, что для каменных церквей совсем немного.

В 1739 году был заложен новый одноглавый храм в стиле барокко с трапезной и колокольней. Освящение состоялось 23 августа 1741 года; Тихвинский придел был освящён в 1742 году; тёплая трапезная с Никольским престолом - в январе 1750 года; устюжский придел, отстроенный на средства статского советника М. А. Хвостова, - в октябре 1754 года (после 1812 года не возобновлялся). Авторство проекта здания приписывается архитектору Ивану Мичурину .

Церковь уцелела во время пожара 1752 г., уничтожившего дома причта и прихожан. Пожар 1812 г. церковь не пощадил. Прихожане, дабы уберечь иконостас от разграбления, набили здание домашней мебелью, но именно эта мебель и была подожжена. Здание устояло, но выгорело изнутри. Какое-то время церковь служила конюшней для неприятельской конницы. Во время пожара 1812 г. полностью сгорели не только дома прихожан и притча, но и каменные здания, находящиеся при церкви: Народное арбатское училище и богадельня. Основное здание восстановили довольно быстро – уже к 1813 г. Однако потребовалось еще полвека дабы привести храм в благоустроенное состояние.

Сергей Соловьёв:

Церковный двор, или, как называли его обитатели, «монастырь», был целым поселком. Дом батюшки с мезонином был окружен тенистым садом, куда никто не ходил, кроме семьи священника… Ближе к воротам находился чистый домик старшего дьячка Митрильича… Кругом храма был большой сад, и в глубине его жили два самые бедные члена причта… Там же в саду был бедный дом трапезника

Андрей Белый:

1 - 3 - алтари главного храма и приделов; 4 - арка между главным и придельным храмами; 6 - трапезная церковь; 7 - колокольня, 8 - навес, 9 - печь духовая для всего храма; 11, 12 - часовни; 13, 14 - каменные церковные лавки о 13 растворов , о 7 растворах ; 15 - каменная палатка на погосте; 16 - богадельня на 8 женщин; 17 - деревянный амбар; 18 - Св. ворота в Денежный пер.; 19 - церковный двор; 20 - 24 - усадьбы причта (священника, диакона, дьячка, пономаря, просвирни).

Лавки были основой благополучия церкви: доход от сдачи их внаем распределяется между причтом и церковью. До 1812 г. они были деревянными и сгорели во время пожара. Каменные на их месте воздвигли не сразу.

В ноябре 1824 г. священно-церковно-служители и староста Троицкой, на Арбате, церкви обратились в Духовную Консисторию с прошением «о дозволении им отдать тринадцать лавок, состоящих на церковной погостной земле, прежним наемщикам на четыре года за 3.300 рублей ежегодной платы, с тем, чтобы половинную часть дохода с оных лавок предоставить в пользу священно-церковно-служителей.

В конце 1832 г. – братья Михаил и Иван Семеновичи Комаровы по смерти родителей пожертвовали 5000 р. ассигнациями на постройку двух каменных лавок из наемной суммы – на вечные времена за поминовение души родителей их Семена и Ксении и их сродников, доход от которых должен идти – половина в церковь половина причту.

В 1834 г. была возведена первая очередь каменных лавок о 13-ти растворах справа от церковных ворот. всего потрачено более 36 тыс. р. В 1840 г. дом Арбатского народного училища (возведенный исстари ) был куплен за 2000 р. серебром. На его месте от святых ворот до Денежного переулка выстроены новые о 7-ми растворах лавки.

Настоятели

Настоятелями церкви были выдающиеся представители просвещенного московского духовенства, получившие академическое образование, занимавшие высокие должности. Трое из них после службы в Троицком храме ушли «на повышение» в главные соборы Москвы. Двое были «платониками» – стипендиатами митрополита Платона (вначале избираемых митрополитом, потом специальным комитетом «наилучших нравом, понятием и прилежанием » юношей, которым обеспечивались особые условия обучения в духовной академии). Все были благочинными (в XVIII в. - «закащиками»), то есть старшими для группы около 10 церквей, отвечающими за взаимодействие с церковным начальством:

  • 1739 - 1774: Алексей Лукич (до 1720 - после 1775), «закащик» (благочинный). Церковь (последнее здание) была возведена при нём. В 1771 г. «за старостью лет и слабостью здоровья » просил церковное начальство о принятии в дом свой к законной наследнице Прасковьи Алексеевой преподавателя Переяславской семинарии учителя Гавриила Подобедова .
  • 1774 - 1794: Гавриил Семенович Подобедов (1744 - 1799), протоиерей, благочинный, присутствующий в Консистории. Племянник митрополита Амвросия . Выпускник Троицкой семинарии, преподаватель Переяславской семинарии. Зять Алексея Лукича (муж наследницы - Прасковьи Алексеевны). В 1794 году был переведён настоятелем в Казанский собор на Красной площади.
  • 1794 - 1816: Герасим Алексеевич Попов (1765 - 1818), выпускник и преподаватель Славяно-греко-латинской академии (СГЛА), благочинный, протоиерей. В 1816 году переведён протопресвитером в Архангельский собор Кремля.
  • 1816 - 1866: Сергей Иванович Тихомиров-Платонов (1790 - 1866), выпускник и преподаватель СГЛА (после ее реформирования в 1814 г. - Московского духовного училища). Один из первых платоников. Служил в Троицком храме без малого полвека, был благочинным, протоиереем, членом Консистории, активнейшим членом Московского попечительства о бедных духовного звания, награждён множеством орденов, в том числе, орденом Св. Владимира 3-й степени. Митрополит Филарет , звавший его «многолетний и многопопечительный» , поручал ему разнообразнейшие дела. Сергей Иванович дружил с епископом Саввой (Тихомировым) , многократно упоминавшим его в своих мемуарах, как добрейшего Арбатского старца В переписке участвовала его жена Любовь Яковлевна, дочь протопресвитера Успенского собора Кремля Якова Дмитриевича Никольского (1816-1839).
  • 1866 - 1870: Ипполит Михайлович Богословский-Платонов (1821 - 1870), выпускник и преподаватель МДА. Платоник.
  • 1871 - 1899: Владимир Семёнович Марков (1841 - 1917), выпускник МДА, преподаватель Вифанской и Московской семинарий. Был женат на дочери Богословского-Платонова. В 1900 году переведён протопресвитером (настоятелем) в Успенский собор московского кремля .
  • до 1903 - после 1917: Николай Дмитриевич Липеровский (1846 - после 1915), выпускник МДА, законоучитель в Александровского Института в Москве .
  • 1919 - 1920: Анатолий Петрович Орлов (1879 - 1937), выпускник, профессор и ректор МДА.

Прихожане Троицкого храма

Последним командиром стрелецкого полка, на землях которого располагался приход, был полковник Иван Чернов. Многие из его подчиненных были «казнены смертию» в 1699 г. Однако на протяжении XVIII в. в официальных Актах земля в приходе числилась «стрелецкой» или «стрелецкой оброчной Ивановского полку Чернова».

Состав домохозяев в XVIII в. чрезвычайно пестрый: от высшей аристократии - до тяглецов и даже дворовых, купцы, чиновники, военные; дворяне, купцы, мещане, цеховые. Есть свешники, бочары, гобоисты. Довольно много денежных мастеров, в честь которых был назван переулок. В Актовых книгах XVIII в. упоминаются: Ларион Лукьянов, Борис Пестов, Василий Лифантьев, Андрей Спиридонов, Потап Алексеев, Никита Антипьев.

В 1720-х гг. в приходе числилось 53 двора. Постепенно усадьбы укрупнялись: состоятельные прихожане скупали соседские дворы. В 1765 г. в приходе 33 двора, в которых проживают около 300 прихожан. Число домов немного увеличилось за полтора века в конце 1890-х их 37 (включая 5 домов причта), а вот население выросло до 500 человек, подавляющее большинство из которых жили в съемных квартирах.

По административному делению Троицкий приход принадлежал к двум частям Москвы - 4 кварталу Пречистенской части и 2 кварталу Арбатской. Его территория простиралась с Севера на Юг от Большого Толстикова до Глазовского переулка и с Востока на Запад от Смоленского бульвара до Денежного переулка плюс отростки в пару домов по Арбату и Сивцевому вражку в сторону центра.

Три месяца в начале 1831 г. в доме, где сейчас музей-квартира поэта, жил Александр Сергеевич Пушкин , успел ли он стать «прихожанином» Троицкого храма не известно, но другие обитатели «пушкинского» дома отмечены в церковных книгах . В конце 1860-х гг. здесь жили два молодых князя: князь Иван Сергеевич Трубецкой (1843 - 1874) - сын декабриста (восстановлен в княжеском достоинстве по амнистии 1857) - с женой, Верой Сергеевной урожденной Оболенской, и ее брат князь, студент Московского университета Платон Сергеевич Оболенский (1850 - 1913) точнее Оболенский-Нелединский-Мелецкий в последующем генерал-майор с женой.

Долгие годы в этом доме жила артистка императорских театров София Павловна Акимова (урожд. Ребристова) (1824-1889). Она играла в Малом театре, была первой исполнительницей во многих спектаклях по пьесам Островского. Вместе нею жила дочь, Екатерина Алексеевна (ум. 1876), также актриса и зять дворянин, музыкант (контрабасист) Михаил Александрович Энгель-Крон. После смерти родителей внуки - Александр, Николай, Сергей, Михаил Михайловичи Энгелькрон воспитывались бабушкой. Сергей и Михаил - стали выдающимися музыкантами. Братья продолжали жить в «пушкинском» доме до конца 1890-х гг.

С середины XIX в. в доме жили купцы Красильниковы: купец 2 -й гильдии Григорий Александрович, его сын Сергей, а потом и внук Фёдор. Фёдор Сергеевич Красильников (1875 - после 1915) - учился в Московском университете; был географом, редактором «Ежегодника Русского горного общества», секретарем, товарищем председателя Горного общества . Он дружил с семьей протоиерея Маркова.

Именье унаследовал его сын юстиц-коллегии президент, герольдмейстер и действительный тайный советник, сенатор Никита Михайлович Желябужский (1701 - 1772). Как показали исследования середины прошлого века , сохранившийся в глубине двора особняк («великолепный классический фасад с изящным портиком коринфского ордера и лепными деталями») был возведен при нём не позднее 40–50-х годов XVIII в.

Никите Михайловичу наследовал внук, майор Михаил Иванович Желябужский. В 1780 он пытался получить разрешение на продолжение служб в домовой церкви Нерукотворного Образа, которая дозволена была в 1757 г. его деду Никите Михайловичу. Михаилу Ивановичу в Консистории было отказано.

После Михаила Ивановича в 1794 г. участок достался княгине Анастасии Ивановне Несвижской, жене князя Ивана Васильевича Несвицкого (1740 - 1806), действительный тайный советник. При них около 1801 г. главный дом был коренным образом переработан в классическом духе (вероятно, М. Ф. Казаковым) .

В 1833 г. усадьба перешла к Прасковье Александровне Новосильцевой, урожденной княжне Лобановой-Ростовской (1795-1851), вдове действительного статского советника А. В. Новосильцева (1784-1828). После нее недолго домом владел сын Новосильцевых Василий Александрович, губернский секретарь.

С 1860 г. дом принадлежал статскому советнику, доктору медицины Фёдору Фёдоровичу Броку, сыну штаб-ротмистра Фёдора Ивановича Брока, прусского дворянина, перешедшего в 1787 г. на российскую службу. Его брат - Пётр Фёдорович (1805-1875) - министр финансов. В это время дом был одним из важнейших культурно-просветительских центров Москвы. В нём располагался лучший из частных женских пансионов Москвы. Воспитанницы пансиона исповедовались и причащались в Троицкой церкви.

Первоначально хозяйкой пансиона была жена Фёдора Фёдоровича, Вера Каспаровна, а затем жилица дома Брок, французская подданная Маргарита Дюмушель. В пансионе преподавали ее сын - Иван Феликсович (1831-1899), учивший французскому в нескольких московских гимназиях и училищах, протоиерей Богословский-Платонов, а также другой жилец Брок историк и славист Нил Александрович Попов (1833 - 1892), женатый на дочери С. М. Соловьёва Вере. Все многочисленное семейство академика проживала в ближайшей окрестности.

Маргарита Дюмушель основала «Общество вспомоществования гувернанткам, домашним учительницам и воспитательницам», адрес которого указывался в доме Брок. А Нил Попов был секретарем «Славянского благотворительного комитета» , также собиравшемуся в доме Брок.

В 1876 г. Вера Каспаровна Брок продала часть строений и земли под исправительный приют для малолетних преступников. Остался лишь ближайший к Глазовскому дом. Приют Рукавишникова - образцовое образовательное учреждение с мировой славой. При приюте была открыта Николаевская церковь в 1879 г.

Оставшаяся часть владения Броков в конце века принадлежала врачу, действительному статскому советнику Леониду Ивановичу Немчинову (1857-после 1916).

Соседями Невицких-Броков по Глазовскому переулку были небогатые купцы Тихомировы. Дмитрий Семёнович Тихомиров (1787 - ок. 1860) торговал чайной посудою. Он происходил из духовенства и приходился родственником протоирею Сергею Ивановичу Тихомирову-Платонову. Дмитрий Семёнович активно участвовал в церковной жизни, в 1820 - 1835 гг. он был старостой Троицкого храма. Его деятельность немало способствовала возвращению участка церковной земли, отсуженной от генеральши Степановой. При его содействии были возведены каменные лавки - основа благоденствия храма. Дмитрия Семёновича разорил сын Павел, который «отправившись на ярмарку с товаром, вернулся безумным и ни с чем». Интересно, что под конец жизни Дмитрий Семёнович был избран городским нотариусом. После смерти мужа Любовь Яковлевна Тихомирова-Платонова жила в этом доме. В 1898 - 1899 гг. по проекту Льва Николаевича Кекушева на этом участке в был возведен великолепный сохранившийся особняк - «первый образец московского модерна». В 1910-х гг. особняком владели супруги Сергей и Наталия Кусевицкие (музыкант и скульптор). В это время его посещала вся музыкальная элита Москвы.

На углу Глазовского и Денежного переулков чудом сохранившийся деревянный особняк с мезонином и портиком. В XVIII в двором владели служащий монастырского приказа Герасим Прокопьевич Лушнев, поручик Луцкого полка Василий Петрович Буланин, школьник Инженерной школы Михаил Семёнович Челищев (впоследствии кавалергард и полковник) и его отец Семён Лукич Челищев (жилец в Новгороцком полку, стряпчий и капитан).

В 1823 г. поручик лейб-гвардии Измайловского полка и кавалер, Александр Константинович Поливанов (1784 - 1845) купил этот пострадавший от пожара 1812 г. двор. Именно он был заказчиком дома, проект которого приписывают архитектору А. Г. Григорьеву. И, хотя дом сохранил его имя, владел он им совсем недолго. Уже в 1826 г. владелицей дома была порутчица Агафья Вилановна Кроткова (1784 - 1849). В 1839 -1842 гг. домом владела кавалерственная статс-дама княгиня Варвара Николаевна Долгорукова, урождённая Текутьева, (1796 - 1885).

После нее домом долгие годы - с середины 1840-х до 1905-х - владели купцы Пановы, занимавшиеся торговлей шерстью. Отец и сын Пановы избирались старостами Троицкого храма Андрей Трофимович в 1848 - 1854 гг., Петр Андреевич в 1874 - 1877 гг. В 1862 по смерти Андрея Трофимовича и его жены Елизаветы Петровны - семейная икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» была их детьми Петром и Николаем пожертвована в церковь Троицы.

С 1880 г. там располагалось Симоновское училище для девушек. В нём обучались десять девушек в возрасте от 14 до 18 лет.

Дом с кариатидами был построен корнетом Александром Васильевичем Толстым (1770 - 1823), приобрётшим двор после пожара 1812 г.

В 1839 - 1848 гг. домом владел князь Владимир Иванович Гагарин (1806 - 1860), служивший в архиве Министерства иностранных дел. Он продолжал жить в этом доме и при новой хозяйке штабс-капитанской вдове Марии Сергеевне Сокольниковой (1801 - 1870), владевшей домом 1849 - 1852 гг. После нее в 1852 - 1860 гг. хозяином дома был Орловский губернатор Николай Михайлович Васильчиков (1797 - 1887).

Следующие четверть века (1860 - 1885) в доме жила - семья Гамалея: подпоручик лейб-гвардии Стрелкового Императорской фамилии батальона Николай Гаврилович Гамалея (1806 - 1882), его жена София Львовна и их дети. в 1880 г. из покрова над гробом Софии Львовны Гамалея сделаны замечательные по искусству и богатству ризы парчи серебряной тканые кругами вместе с газом и крестами в коих маленькие, разного цвета просветы весьма нежные на белой шелковой подкладке. Современный нарядный вид дом принял при новых хозяевах - Грачевых.

Участок, на котором ныне расположен Особняк Гутхейля в 1840 г. купил протоиерей Тихомиров-Платонов на имя своей жены, Любови Яковлевны. С тех пор помещения возведенного там дома сдавались внаем. Начиная с 1840-х г. в этом доме жили супруги Олсуфьевы, Петр Матвеевич (1807 - 1865) и Екатерина Григорьевна (1818 - 1876) с дочерью Софией.

Овдовевшая Любовь Яковлевна в 1866 г. продала дом гражданке Анне Сергеевне Грачёвой , супруге потомственного почетного гражданина Александра Александровича Грачёва. В их семье дом оставался до 1887 г.

Непродолжительное время в 1888-1889 гг. домом владел Николай Карлович Бом (1858-1905) , старший брат которого, Фёдор, прокурор Московского окружного суда, был женат на дочери Гамалеи, Елизавете Николаевне. Семейство Бом жило в съемных квартирах в Денежном переулке по крайней мере с 1875 г., Мать братьев Бом, Екатерина Александровна Бом, урожденная Темирязева (1820 - 1897), проживала в доме следующего владельца Гутхеля. Карл Александрович Гутхейль (1851-1921) - директор Московского филармонического общества, владелец музыкально-издательской фирмы владел домом в 1890 - 1904 гг. Существующий особняк был построен при нём.

Два следующих дома по нечетной стороне Денежного переулка не сохранились. Их снесли в середине XX в. Первый из них в 1840-х гг. принадлежала семье Ермоловых: жене генерал-майора Николая Алексеевича Ермолова Александре Петровне и их сыну штабс-ротмистру Н. Н. Ермолову. С 1853 г. двором владеет полковник Михаил Михайлович Александров (1803 - 1861), а после его смерти - его вдова Елена Александровна (ум. 1891). К ней после смерти мужа перебралась Екатерина Григорьевна Олсуфьева. В 1871 г. владельцем дома стал ее родственник (по-видимому, племянник мужа) капитан Дмитрий Александрович Олсуфьев (1824 - 1899).

Среди жильцов - княгиня Александра Львовна Оболенская, которая вместе с соседкой по Денежному Анной Александровной Горчаковой, живущей в доме Волконской, - активные члены Попечительства о бедных, одним из основателей которого был протоиерей Тихомиров-Платонов.

После смерти Екатерины Григорьевны Олсуфьевой в 1876 - 1877 гг. в доме жил лейтенант флота Андрей Ильич Баратынский (1813 - 1889) с семьей.

В 1879 г. жильцом дома был брат жены Николая Бома, сын кузины Тургенева, Виктор Эммануилович Крюгер. Другая жилица в 1879 г. - княжна Екатерина Александровна Ливен в том же году вышла замуж за Николая Павловича Боголепова (1846 - 1901), будущего ректора Московского университета и министра просвещения. В 1890-х гг. жильцами дома были философ

Московский храм во имя Живоначальной Троицы, на Арбате (разрушен в 1931)

Первоначально деревянная церковь стояла левее ворот Земляного города, если обратиться лицом к Москве-реке, на углу современного Денежного (тогда Проезжего) переулка и Арбата (по его нечетной стороне). Храм построили мастера монетного двора и стрельцы. Документально он известен с г.

Это был одноглавый храм с трапезной и колокольней, с приделами Прокопия и Иоанна Устюжских, Тихвинской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца . Основной объем церкви отличали сдержанные формы и скромный декор. Более живо была оформлена только колокольня.

Среди самых знаменитых прихожан храма были известны: молодожены Пушкины Александр и Натали, Андрей Белый, С.В. Рахманинов.

Андрей Белый писал в книге «Начало века»:

«Тут и Троице-Арбатская церковь, с церковным двором, даже с садиком, вытянутым дорожкою в Денежный; там - и ворота; в воротах - крылатый спаситель; колодезь и домики: в дьяконском, двадцатилетьем поздней, останавливался мой издатель, Алянский; меня приносила Афимья, кормилица, - в садик; С.М. Соловьев здесь в салазках катался позднее… В церкви все знали: кто, где проживает, как служит, какого достатка, когда дети женятся, сколько детей народят, чем внучата в годах расторгуются, когда успение примут они».

На месте разрушенного храма по проекту архитекторов И.А. Голосова и Д.Д. Булгакова в 1934 г. возвели дом Общества пролетарского туризма и экскурсий. Сейчас этот дом встроен в северное крыло высотного здания МИДа.

Первоначально деревянная церковь стояла левее ворот Земляного города, если обратиться лицом к Москве-реке, на углу современного Денежного (тогда Проезжего) переулка и Арбата (по его нечетной стороне). Храм построили мастера монетного двора и стрельцы. Документально он известен с 1642 г.

В 1649-50 годах стрельцами полковника Леонтьева полка было возведено каменное здание церкви. Но и его спустя сто лет разобрали и построили вновь в 1739-41 гг. на средства купцов — новых обитателей округи. Построили храм по проекту архитектора И.Ф. Мичурина и освятили в 1741 г. Приделы же возвели в 1742 и 1750 гг. Это был одноглавый храм с трапезной и колокольней, с приделами Прокопия и Иоанна Устюжских, Тихвинской Божией Матери, Николая Чудотворца. Основной объем церкви отличали сдержанные формы и скромный декор. Более живо была оформлена только колокольня.

В 1812 году сильно пострадала, была разграблена. Придел Прокопия и Иоанна Устюжских утрачен. Храм восстановили к 1818 г.

Церковь закрыли в 1930 году и сломали в 1931 г. На месте разрушенного храма по проекту архитекторов И.А. Голосова и Д.Д. Булгакова в 1934 г. возвели дом Общества пролетарского туризма и экскурсий. Сейчас этот дом встроен в северное крыло высотного здания МИДа.



Троицы на Арбате церковь (уничтожена).

Каменную церковь Святой Троицы на Арбате выстроили в 1649-1650 гг. «Постройкой она начата при царе Алексее Михайловиче стрельцами Леонтьева приказу Азарьева, пятидесятниками, десятниками и пятьюстами рядовых» - так сообщала надпись, сохранявшаяся на западной стене перестроенной церкви. Первоначально было три придела: Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая и святых Прокопия и Иоанна Устюжских (этот придел не восстановили после войны 1812 г.). В 1739 г., при священнике Алексее Лукьянове, церковь «за ветхостью» разобрали и стали возводить новую по плану архитектора Ивана Мичурина. Однако в рукописи М.И. Александровского указывается на отсутствие доказательств авторства Мичурина и высказывается предположение, что, скорее всего, он просто подписал проект.

Уже 23 августа 1741 г. освятили главную холодную церковь Святой Троицы, придел Тихвинской иконы Божией Матери в 1741-1742 гг., теплый Никольский придел - к 1750 г., и только в 1754 г. на средства прихожанина статского советника Михаила Алексеева Хвостова и на поминовение его родителей освятили Устюжский придел. Серединой XVIII века датируются трапезная и колокольня. Во время войны 1812 г. церковь сильно пострадала - французы устроили в ней конюшню. Восстановление началось с трапезной, и к марту 1813 г. возобновили придел Тихвинской иконы Божией Матери (по правой стороне), а к декабрю того же года - Никольский придел (по левой стороне). Холодная главная церковь в честь праздника Святой Троицы возобновили только в 1818 г. В 1831 г. церковь была приходской для молодоженов - Александра и Наталии Пушкиных, живших на Арбате.

О внешнем облике храма можно судить по небольшим сохранившимся изображениям. К основному кубическому одноглавому объему с тремя полукружиями апсид на востоке с запада была пристроена широкая, вытянутая в длину и пониженная трапезная. Замыкала осевую композицию почти квадратная в плане колокольня - острые углы были как бы усечены, срезаны, что делало плавным переход к завершению колокольни в форме сомкнутого купола. Трапезная и основной объем перекрывались на четыре ската. Близкие по силуэту завершения в виде небольшой луковичной главки на восьмигранном барабане высились над церковью, колокольней, над северными въездными воротами со стороны Арбата. Северный вход в храм представлял портик на четырех колоннах, несущих треугольный фронтон с полуциркульным полем тимпана.

Ограда территории церкви со стороны Арбата (четыре ее кованых пролета относились к середине XVIII века) отличалась, насколько можно судить по изображениям, сложным рисунком решетки. Ворота в этой ограде были перестроены в 1882 г. в связи с устройством (после убийства Александра II в 1881 г.) двух часовен - Александра Невского и Троицы - в устоях ворот. Они получили криволинейное завершение с многочисленными «выемками» и волютами, благодаря чему эффектно выделялись на фоне гладкой стены храма. Особенностью храма было наличие большой территории - погоста, которая сохранялась еще и в начале XX веке, занятая домами причта и лавками.

В 1930 г. храм закрыли и вскоре разрушили. На его месте в 1932 г. возвели по Арбату дом № 57-59 для Общества пролетарского туризма и экскурсий, о чем напоминают сохранившиеся на фризе барельефы. В 1952 г. здание перестроили и включили в комплекс высотного здания Министерства иностранных дел.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17



Loading...Loading...