Гербы средневековых рыцарей и их описание. Архивные данные


Правила составления гербов Основа герба – щит:. треугольный – варяжский, норманнский;. овальный – итальянский;. квадратный с округлостью внизу – испанский;. четырёхугольный с заострением внизу – французский;. фигурный – немецкий. При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и серебро), меха (горностаевый и беличий).


Символика цветов на гербах:. красный – «мужество», «страсть»;. голубой – «величие, красота, ясность»;. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;. пурпурный – «власть»;. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».


Символика изображений на щитах:. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;.журавль – бдительность и осторожность;.лилия – расцвет и успех;. единорог – непобедимость;. гриф – неустрашимость и свирепость;. кошка – независимость;. волк – злость, жадность;. кабан – бесстрашие;. петух – воинственность;. павлин – хвастовство;. розы – чистота, святость;. ключи – открытость.


Рыцари отправляющиеся на Восток, включали в свой герб изображения маленьких перелетных птиц, показывая этим, что и они сами, подобно птицам, странствуют и не имеют дома. Если же птицы были показаны на гербе без клюва или лапок, это означало, что рыцарь получил в битвах тяжелые раны. На участие в крестовых походах указывали и кресты самых замысловатых форм, и раковины, которые составляли непременную принадлежность одежды пилигримов.

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане - ворон;
  • саксы - льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Слышал ли ты о геральдике – науке, изучающей гербы? Сегодня мы расскажем тебе кое-что об этой науке, о происхождении гербов и их истории.

"ЖИВАЯ КРЕПОСТЬ"

Помнишь, как описывал рыцаря Марк Твен в веселой и остроумной книге "Янки при дворе короля Артура":
"Весь он с головы до пят был покрыт старой железной бронёй, голова его находилась внутри шлема, похожего на железный бочонок с прорезями; он держал щит, меч и длинное копье; лошадь его тоже была в броне, на лбу у неё торчал стальной рог, и пышная красная с зеленым шелковая попона свисала, как одеяло, до самой земли".
В таких доспехах рыцарь был похож на живую крепость или даже на современный танк. Всю жизнь проводившие в походах и сражениях, рыцари старались спрятаться в своих латах от врагов, а сделали себя неузнаваемыми и для друзей!

ПАСПОРТ РЫЦАРЯ

В XI–XII веках тысячи рыцарей из разных стран объединились для крестовых походов, чтобы под предлогом спасения гроба господня захватить новые земли на Востоке. Тысячи "живых крепостей" двинулись в путь, и их невозможно было бы отличить друг от друга... если бы не ярко раскрашенные гербы у них на щитах.
Рыцарский герб, изображённый на щите, был единственным знаком отличия. Он служил рыцарю паспортом, рассказывал о его происхождении, родовитости, о заслугах и подвигах. При встрече рыцарям достаточно было увидеть гербы друг друга, чтобы узнать, друг это или враг.
Такой герб передавался по наследству, и потомкам были известны подвиги и проступки предков.

КЛЮЧ КОДА

И раньше, в древние времена, у городов, государств, знатных людей были отличительные знаки. Чаще всего это были фигурки животных – на монетах, медалях, печатях. Но такие знаки и символы ещё не были гербами. Настоящие гербы появились именно у рыцарей, когда возник и особый язык гербов – язык геральдики. Каждый, кто знал этот язык, мог прочитать любой герб и по фигурам, изображенным на нём, получить полную характеристику рыцаря.
Геральдический язык – это особый, точный и краткий шифр вроде стенографии или азбуки Морзе. Здесь всё, начиная от цвета поля и кончая нарисованными на нём фигурами, имеет определенный смысл.
Голубой цвет означал величие, красоту, ясность; красный – мужество; зеленый – изобилие, свободу и надежду; чёрный – скромность, образованность, печаль; золото – богатство, силу, верность; серебро – чистоту и скромность.
Изображения животных тоже рассказывали об определенных качествах рыцаря: кошка означала независимость; волк – злость, жадность; лев – храбрость, силу, великодушие; кабан – бесстрашие; петух – воинственность; павлин – хвастовство.
И форма щита говорила о многом. У труса срезали правый угол щита, тому, кто избил пленного, укорачивали щит снизу.

ЧТОБЫ НЕ ЗАПУТАТЬСЯ

Сначала гербы были очень простыми: звезда, крест, фигура животного. Каждый выбирал себе ту фигуру, которая ему больше нравилась или выражала его цель в жизни. Но со временем гербов становилось всё больше. Появились новые, а каждое поколение украшало гербы предков знаками своих побед и подвигов. Прочитать такой сложный герб мог уже не каждый, и при дворах королей и знатных феодалов появились герольды – люди, специально обучавшиеся искусству толкования гербов.
Накануне турниров рыцари, съехавшиеся со всей округи, выставляли свои щиты. Герольды по гербам изучали историю каждого рыцаря и решали, достоин ли он принять участие в сражении.

ВОТ ОНИ КАКИЕ

Герб Австрии

А теперь давай посмотрим некоторые гербы и послушаем, что рассказывает о них наука геральдика.
Вот рыцарские гербы, жалованные во времена крестовых походов.
Легенда говорит, что, когда кончился один из боёв, белые одежды храброго австрийского герцога были залиты кровью его врагов и только под поясом оставались белыми. Герцогу был дан новый герб – в красном поле белый пояс; эти цвета до сих пор сохранились в государственном гербе и флаге Австрии.


Слева направо: герб Арагона, герб Христофора Колумба, герб немецкого города Бремена

Красно-золотой герб Арагона тоже родился на поле брани (рисунок выше): французский король Карл Лысый в знак восхищения мужеством раненого Готфрида Арагонского обмакнул пальцы в кровь рыцаря и по золотому полю его щита провел четыре красных полосы.


Слева направо: герб рода Дугласов (Шотландия), герб рода Медичи, один из английских гербов XVI века

За смелость и верность долгу в XIV веке был пожалован герб старейшему шотландскому роду Дугласов: "червлёное (красное) сердце, увенчанное королевской короной", и девиз "Исполнить или умереть".

Герб Жана д"Авена

По приказу Людовика XI был изменён герб рыцаря Жана д"Авена, оскорбившего мать. В наказание гордый лев, украшавший его герб, остался без языка и когтей!

Герб короля Хильдеберта

На гербе французского короля Хильдеберта изображена рысь за решеткой – в память о том, что Хильдеберту удалось взять в плен другого могущественного короля.

Герб Айвенго

Один из гербов вы узнаете, если вспомните роман Вальтера Скотта "Айвенго": "Рисунок на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем, под ним была надпись: "Лишённый наследства".

Герб Шекспира

В средние века гербы были не только у рыцарей. Вот герб Вильяма Шекспира. Ниже герб сапожника.

Герб средневекового сапожника

По предмету, нарисованному на гербе, можно легко понять, чем занимается его владелец. Знатный итальянский род Медичи получил свое имя от слова "медик", "аптекарь". Поэтому в его гербе (рисунок выше) пять красных пилюль на золотом фоне. Справа внизу – герб города Берна ("бер" по-немецки значит "медведь").

Герб города Берна

Отошли в прошлое крестовые походы, но гербы продолжали существовать. Вот ярко расцвеченный герб Христофора Колумба (рисунок выше). Он получил его вместе с титулом вице-короля новых земель в 1492 году, после открытия Америки. Почитайте старинное описание этого герба:
"В первом красном поле четверо-частного щита – замок (эмблема Кастилии), во втором серебряном поле – лев (эмблема Леона), в третьем зелёном поле, изображавшем море, – пять серебряных островов, и в четвертом голубом поле – пять золотых якорей". Щит увенчивался шлемом, украшенным земным шаром с крестом. Девиз гласил: "Для королевства Кастилии и Леона Колумб открыл Новый Свет".


Старинные гербы русских городов, слева направо и сверху вниз: герб Тулы, герб Саратова, герб Смоленска, герб Уфы, герб Нижнего Новгорода, герб Курска.

Здесь ты видишь гербы русских городов XII–XIII веков. Ниже ты найдешь и личный, жалованный за заслуги русский герб. История у него особая. В 1741 году в России произошёл дворцовый переворот.

Лейб-кампанский солдатский герб

Дворцовые гренадёры возвели на престол дочь Петра I Елизавету. В знак благодарности она приказала всех солдат этой роты сделать дворянами и дать им гербы. В правой части каждого герба изображались стропила на чёрном поле с тремя горящими гранатами и тремя серебряными звездами.

Вначале у знатных людей, живущих в Западной Европе, не было гербов. Отправляясь в военных поход, они рисовали на щитах какое-нибудь изображение, чтобы отличить своих от чужих. Но вскоре стало принято отражать на щитах количество выигранных битв и побеждённых врагов. То есть изображения постепенно приобрели символический характер, и их уже не меняли. Постепенно такие изображения и трансформировались в рыцарские гербы. Произошло это в конце XI века. А в XII веке эта символика надёжно заняли своё место среди других значимых символов.

Взглянув только один раз на рисунок, изображённый на щите, любой человек мог составить представление о его владельце. При этом стали строго следить за тем, чтобы случайно не оказалось 2-х абсолютно одинаковых рисунков. А для этого разработали специальные правила. Они жёстко регламентировали, что означает то или иное изображение, и кому оно может принадлежать.

Рыцарские гербы на щитах

Все эти веяния начали распространяться из Франции. Поэтому знаки и эмблемы называли на французском языке. Не заставила себя ждать и специальная наука, которую назвали геральдикой . Претворяли её в жизнь герольды. Это были специалисты высокого класса. Они в совершенстве знали все правила, традиции и выступали распорядителями на рыцарских турнирах.

Иногда они брали на себя обязанности и третейских судей. Происходило это в тех случаях, когда между рыцарями возникали споры из-за какого-то знака или символа. Герольд вмешивался в спор и решал его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Но при этом он должен был обладать недюжинными знаниями, чтобы грамотно и убедительно доказать спорщикам правильность своего решения.

Первое время на щиты наносили очень простые символы. Те, кто участвовал в крестовых походах, рисовали большие белые кресты. Если человек проявлял чрезмерную смелость на полях сражений, то он, при общем одобрении, рисовал льва. А вот власть и могущество олицетворял орёл.

Как видно, подобных символов мало, а иметь их хотели многие. Поэтому стали придумывать кресты самой разной формы. То же самое касается львов. Их изображали в разных позах. Лев бегущий, стоящий на задних лапах, лежащий, рычащий и даже спящий. На щитах также рисовали цветы, какие-то растения, бытовые предметы.

Рыцарские гербы передавались по наследству от отца к сыну, а в более редких случаях жаловались королём или крупных феодалом . В унаследованное от родителя изображение сын мог добавить какой-то свой знак. Поэтому со временем рисунок становился всё более сложным, а герольды при этом следили, чтобы изменения не были самовольными, а соответствовали правилам геральдики.

В основе любого герба находился щит. Это было "поле", которое делилось на части. Самой почётной была правая часть. Именно на ней изображались самые главные знаки. Левая была менее почётной. На ней могли изобразить те же самые знаки, но в более узком, а иногда и более мелком виде.

Цвета использовались обычные - 7 цветов радуги. При этом старались чередовать светлые тона с тёмными. Такая контрастность способствовала более хорошему зрительному восприятию. Со щитов символы постепенно перекочевали на одежду. Затем их стали рисовать на конских попонах, сёдлах, знамёнах и вымпелах. Вассалы наносили на одежду герб своего господина.

К концу XII века все рыцари обзавелись своей символикой . Она были и у королей, и у мелкого дворянства. Затем мода коснулась служителей церкви, купцов, ремесленников и крестьян. То есть каждая семья, независимо от происхождения, могла придумать себе символику, согласовать её с герольдом и пользоваться на правах собственности.

Рыцарские гербы не оставили равнодушными и женщин. Многие знатны дамы наносили на одежду символы сразу и мужа, и отца. Это подчёркивало их статус и благородное происхождение. Обычно справа находились символы мужа, а слева располагались символы родителя.

Одежду, расшитую фамильными гербами, одевали только по особым торжественным случаям. Это рыцарские турниры, королевский приём, какое-то важное семейное событие. Те рыцари, которые состояли в свите более знатных сеньоров, надевали плащи под цвет гербового поля этих особ.

Таким образом, геральдика имела очень важное значение в светской жизни. Это были определённые правила, нарушать которые не допускалось. Сама гербовая символика характеризовала не конкретного человека, а всю его родословную. Поэтому совершать постыдные поступки было недопустимо. Так как в этом случае падало пятно позора на весь род - на всех предков и будущих потомков .

Задачи

1. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, расширять кругозор.

2. Способствовать сплочению детского коллектива, закреплять умение работать в парах.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: на доске - толкования некоторых символов; иллюстрации гербов.

Ход классного часа

Учитель. Дорогие ребята, через некоторое время у нас состоится рыцарский турнир. Доспехами рыцарям будут служить вежливость, смекалка, ловкость и доброжелательность. Каждый рыцарь должен иметь герб, который расскажет не только о том, кто его хозяин, но и о том, чем славились его предки, какими качествами он обладает и т. д. Сегодня вы должны создать свой герб. Рыцари совершали свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы ее прославить и добиться ее расположения. Я предлагаю вам выбрать свою даму сердца, которая поможет создать герб.

(Мальчики выбирают себе помощниц. Для выбора пары можно провести конкурс «Разбитое сердце». Из бумаги вырезать сердца и разрезать их зигзагообразно на половинки. В одну коробку положить половинки для мальчиков, а в другую - половинки для девочек. Пока звучит музыка, нужно найти свою половинку.)

Изучением гербов занимается специальная наука - геральдика. В геральдике имеются свои правила, терминология, символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить его экспертизу. С некоторыми правилами я вас познакомлю. Итак, слушайте внимательно, от этого зависит ваш успех на турнире.

Герб часто включает в себя слово или короткое предложение, известные как девиз. Часто девиз передавался по наследству.

Девиз, вероятно, происходит от боевого клича средневековых командиров, использовавшегося для сплочения их войск и внушения им чувства гордости и храбрости. Таковы, например, девизы великих ирландских семей Батлер и Фицджеральд, которые, соответственно, объединяли своих воинов криками «Butler а boo» и «Сrom а bоо». «А boo» на ирландском (гаэльском) языке обозначает крик победы, а так как замок Сrom был основным имением Фицджеральдов, его название появилось в боевом кличе.

Существует много красочных историй, которые явно были придуманы для того, чтобы придать обыкновенной геральдической фигуре благородное звучание. Послушайте некоторые из них.

Например, герб шотландской семьи Каннингхэм украшен вилами. Говорят, это было сделано в память об одном из членов семьи, который, спасаясь бегством от врагов, выдал себя за работника фермы и скирдовал солому вместе с другими крестьянами. Загипнотизированный близостью противника, он почти себя выдал, но его товарищ прошептал ему в ухо те самые слова («Скирдуй! Скирдуй!»), которые теперь стали девизом всей семьи.

Любопытный случай послужил поводом к созданию другого де" виза - «Прицеливайся и стреляй решительно», который до сих пор жив в древней семье Жиффард из Чиллингтона (графство Стаффордшир), соседствуя с двумя клейнодами (воинскими знаменами), на которых изображены голова пантеры и лучник с колчаном, полным стрел, и натянутым луком. Они служат напоминанием о событиях, произошедших в имении Жиффарда, когда сэр Джон Жиффард учил своего маленького сына стрельбе из лука. Пантера, подарок хозяину дома, сбежала и собиралась напасть на жену сэра Джона и ее грудного ребенка. Тот приказал старшему сыну прицелиться и немедленно выстрелить в нее из лука. Юноша попытался это сделать, но с очевидной дрожью, поэтому сэр Джон прошептал ему слова, которые впоследствии и стали девизом семьи. Юноша прицелился, решительно выстрелил и, согласно легенде, поразил пантеру одним выстрелом.

Посмотрите на герб семьи Манрике де Лара. Девиз этой семьи гласит, что семья не посещает королей - короли приезжают к ним сами.

Как вы думаете, какой смысл заключен в этих словах? (Дети отвечают.)

Этот девиз подтверждает дворянское происхождение данной семьи. Хозяин очень гордится этим.

Девиз выражал самое важное в характере обладателя герба. Что вы можете сказать о сеньорах, имевших следующие девизы: «Иду своей дорогой», «Другим не стану», «Меня не забудешь», «Я не король и не князь, я барон де Куси»? (Дети отвечают.)

Самый простой метод создания гербов, которые отличаются друг от друга, - линией разделить поверхность щита на две части, при этом сделать одну часть металлической, т. е. золотой или серебряной, другую часть заполнить эмалью. Дальнейшие вариации могут быть связаны с делением щита большим количеством линий.

Посмотрите на доску. Здесь представлены некоторые варианты деления поверхности щита. При создании своего герба вы можете использовать любой вариант (приложение 1).

Также вы можете воспользоваться таблицей-гербом. Форма таблицы может быть разнообразной, по желанию автора. При ее заполнении используйте любой цвет, символ, различные способы написания текста и т. д. (приложение 2).

Неотъемлемой частью герба является изображение какого-либо предмета, животного, фантастического существа и т. д.

Любой объект, каким бы простым или невероятным он ни был, может быть на щите - например, этот герб усеян кофейными зернами.

Как вы думаете, чем занимались его владельцы? (Дети отвечают.)

Настало время приступить к работе. По окончании работы гербы будут представлены на суд жюри. Победившие в этом этапе удостоятся чести участвовать в рыцарском турнире.

Приложение 1

Варианты деления поверхности щита

Приложение 2

Варианты таблицы-герба

(Учащимся предлагается ответить на вопросы, которые заносятся в таблицу-герб.)

Дополнительный материал

Классному мероприятию «Рыцарский турнир» предшествуют длительная подготовка, знакомство детей с историческими фактами и книгами о рыцарях.

Кодекс рыцарской чести

Европейские рыцари XII-XIV веков выработали своеобразные нормы поведения, правила чести, которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. Этим правилам подчинялись не только стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы. Графы, герцоги, короли тоже считали себя рыцарями, а значит, готовы были соблюдать кодекс Рыцарской чести. Создав особые правила поведения, сеньоры как бы стремились отгородиться от простолюдинов, подчеркнуть свое отличие от «мужланов».

Рыцарь должен соблюдать верность сеньору, а тот обязан всячески защищать своего вассала и щедро его одаривать. Рыцарь - защитник обиженных и слабых, борец за христианскую веру. Он не может позволить себе коварство, хитрость в бою с противником. Да и уклониться от честного поединка - позор. Даже поверженный противник, если он тоже рыцарь, заслуживает всяческого уважения. Без ущерба для своего достоинства рыцарь не мог встретиться в поединке с тем, кто много ниже его по общественному положению. Обнажить рыцарский меч против черни считалось позором. Скупость - качество, не достойное рыцаря. На самом деле, конечно, далеко не все рыцари и отнюдь не всегда следовали правилам столь «благородного» поведения. Тем не менее возвышенного рыцарского идеала старались придерживаться, по крайней мере внешне, особенно при дворе.

Культ прекрасной дамы

Со временем стали считать, что настоящему рыцарю обязательно положено быть влюбленным. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы ее прославить и добиться ее расположения. Свое сердечное отношение к даме рыцарь часто выражал в словах, называл свою даму сеньорой, считал себя либо пленником ее, либо вассалом, обязанным нести в честь возлюбленной тяжелую службу с постоянным риском для жизни. В служении прекрасной даме часто было куда меньше подлинного чувства, чем изящной придворной игры, обычая, которому полагалось следовать как «настоящему» рыцарю, так и «благородной» даме. Истинный рыцарь должен был обладать важным качеством - куртуазностью (от слова «двор»). Это светскость, умение вести себя в обществе, изысканно ухаживать за своей дамой... Заслужить упрек в некуртуазности было для рыцаря опасно - он мог лишиться всеобщего уважения.

Рыцарские турниры

Война, которая никогда не покидала умы мужчин - и не только во времена расцвета геральдики, - требовала постоянных тренировок. У лучников были стрельбища для оттачивания мастерства, а воины, владеющие другим оружием, сражались на различных турнирах. Некоторые военизированные виды спорта, вне всякого сомнения, существуют с очень давних времен. Греки и римляне повсеместно и постоянно использовали военные игры и соревнования для выявления сильнейшего и храбрейшего. То же самое происходило и в Средние века. Такой жестокий тип «игры» настолько напоминал реальные боевые условия, что зачастую заканчивался несчастными случаями и даже смертями. Если и было какое-либо различие между турниром и средневековой битвой, то оно состояло только лишь в привлечении судей, которые пытались внести некоторую видимость порядка в такое нешуточное дело. А также оружие для рыцарских турниров должно было быть облегченным по сравнению с тем, что использовалось в битвах.

Соревнования, в том числе и поединки, были излюбленными развлечениями в Средние века. Рыцари превращали их в красочные, роскошные зрелища, становившиеся настоящими празднествами. На соревнование рыцарей в силе и мастерстве - турнир - собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Турнир мог почтить своим присутствием и даже участием сам король. Разумеется, знатные дамы располагались на самых почетных зрительских местах. Победа в турнире сулила счастливцу расположение его дамы. Он был бы безмерно счастлив уже от одной ее благосклонной улыбки... Главным событием турнира был поединок пар конных рыцарей в полном вооружении. Чаще всего нужно было выбить противника из седла ударом затупленного копья. Но порой схватка становилась более разнообразной и опасной. Тяжелые железные латы, шлем с забралом и щит хорошо защищали рыцарей от серьезных травм не только на турнирах, но и в настоящем бою - потери рыцарского войска в сражениях были невелики. Но бывало, что и на турнирах происходили несчастные случаи. Так, в XVI веке французский король Генрих II погиб на турнире.

Снаряжение коня и конская сбруя

Рыцарь был конным воином, и потому его конь был ценным военным имуществом, требующим особой защиты. У животного были свой шамфрон, или специальный щиток для защиты головы, и пейтрел, или нагрудник. Конь мог быть полностью скрыт защитным снаряжением сообразно военной моде тех времен, с великолепной упряжью, на которой красовался герб владельца. Все это представляло собой вышитое тканевое одеяние, достигавшее щиколоток коня и оставлявшее открытыми только его глаза, уши и нос. Стоимость подобного облачения могла быть эквивалентна сегодняшнему миллиону рублей.

Рыцарская литература

На всех придворных празднествах желанными гостями были певць и поэты. Особенно знаменитыми поэтами были многие сеньоры из южнофранцузской области Прованс. Их обычно называли трубадурами (очень приблизительный перевод - «слагающие стихи»). Трубадуры - авторы великолепных стихов, посвященных рыцарским доблестям, но еще больше, конечно же, любви. Любовь трубадура, как правило, неразделенная. Трубадур страдает, испытывая мучения, на которые его обрекает суровая красавица. Но он верен ей до последнего вздоха. Стихи в Провансе сочиняли и знатные женщины.

Из песен провансальских трубадуров

Когда впервые вас я увидал,

То, благосклонным взглядом награжден,

Я больше ничего не пожелал,

Как вам служить - прекраснейшей из донн.

Вы, донна, мне одна желанной стали.

Ваш милый смех и глаз лучистый свет

Меня забыть заставили весь свет.

И прелестью бесед обворожен,

С тех самых пор я ваш навеки стал,

И ваша воля для меня закон.

Рыцарский кроссворд

По горизонтали:

1. Его обязанность состояла в умении разбираться в гербах рыцарей. (Герольд.)

3. Соревнование рыцарей в силе и мастерстве. (Турнир.)

4. Правила чести, которым должен был следовать настоящий рыцарь. (Кодекс.)

5. Краткое изречение, важная часть герба. (Девиз.)

6. Прочная конструкция, на которой помещались гербовые фигуры- Служила защитой в бою. (Щит.)

7. Качество, не достойное рыцаря, жадность, экономия. (Скупость.)

По вертикали:

1. Наука о составлении и чтении гербов. (Геральдика.)

2. Оружие конного рыцаря на турнире. (Копье.)

4. Средства для защиты рыцарей в бою. (Доспехи.)

Герб России

Главный символ любого государства - его герб. На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, задолго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли «ездец». Он сражается со змием - олицетворением зла. В образе змия - Змея Горыныча из русских сказок - наши предки представляли орды кочевников: печенегов, половцев, своими набегами терзавших Русскую землю.

После крещения Руси ездец превратился в святого Георгия Победоносца. Характерно, что на русских иконах Георгия изображали сражающимся: змий еще не повержен окончательно. Может, он только ранен и еще поднимется?! Значит, зло может подняться и снова вступить в бой? Вот оно, образное восприятие русской истории: многовековая борьба с многочисленными врагами!

Современный герб России - двуглавый орел, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырех столетий он олицетворял нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов! Принятие этого герба связано с именем Ивана II! Васильевича (1440-1505), великого князя московского (с 1462 года).

После смерти первой жены Иван решил жениться на иноземке - наследнице византийского престола Софье (Зое) Палеолог. Правда, наследницей она была условной. Византийской империи уже не существовало: ее захватили турки.

Под влиянием жены, с детства привыкшей к блеску и роскоши греческого двора, Иван резко изменил порядки в Кремле. (Кстати, и Кремль был построен новый, стоящий и поныне.) Но дело не только и не столько в капризах жены. Женившись на византийской принцессе, Иван III считал себя наследником погибшей Византийской империи. Недаром Москву стали именовать Третьим Римом.

Правление Ивана III - важнейший этап становления русской государственности - раздробленные княжества были объединены в единое Московское государство. Иван III стал самодержцем, государем всея Руси. Новый герб, принятый Иваном III, не просто повторил очертания герба, привезенного Софьей. Изображение двуглавого орла Палеологов было плоским, безжизненным. Русский двуглавый орел как бы наполнился плотью и кровью, превратившись в могучую грозную птицу, зорко смотрящую на запад и восток. Но Иван III не расстался и со старинным гербом великого княжества Московского. Изображение исконно русского святого Георгия Победоносца было помещено на грудь орла.

За время своего долгого существования русский герб неоднократно изменялся. Первый раз это было при Михаиле Федоровиче - первом царе из династии Романовых. Над головами орла, увенчанными коронами, появилась третья корона. При сыне царя Михаила, Алексее Михайловиче, русский орел получил символы царской власти - скипетр и державу. Они

были главными атрибутами при помазании на царство каждого нового царя. Три короны первоначально считались символом Святой Троицы, а позднее - символом единства трех братских славянских народов - русского, украинского и белорусского. И в дальнейшем в начале каждого царствования менялись форма и детали герба. Так было до Александра III. В 1892 году в Своде законов Российской империи появляется точное описание герба.

Изменился и вид орла: крылья поднялись вверх, и на них появились гербы главных частей Российской империи. На правом крыле - царств Казанского, Польского, Таврического, объединенный герб древних русских княжеств - Киевского, Владимирского, Новгородского. На левом крыле - гербы царств Астраханского, Сибирского, Грузинского, Великого княжества Финляндского.



Loading...Loading...