Голова профессора доуэля сюжетные линии. Смотреть что такое "Голова профессора Доуэля" в других словарях

М, ЗАО, Центрполиграф, 2000 г.

Основная идея самого известного научно-фантастического произведения А. Беляева "Голова профессора Доуэля" - бессмертие человеческой мысли, хотя сам роман, написанный в 1937 году, посвящен проблеме оживления органов, отделенных от человеческого тела, - одной из самых животрепещущих тем в медицине. Одним из первых автор романа поднимает проблему ответственности за свои открытия.
Все главы аудио книги Александра Беляева "Голова профессора Доуэля" снабжены комментариями и кратким содержанием. Можно слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации любую главу романа советского фантаста А. Р. Беляева "Голова профессора Доуэля". В сборник также вошли роман "Продавец воздуха" и научно - фантастические рассказы: "Сезам, откройся!!!", "Ни жизнь, ни смерть", "Мертвая голова".

Аудио роман Александра Романовича Беляева "Голова профессора Доуэля". Первая встреча. Глава, в которой описывается кабинет Керна. Мари Лоран пришла наниматься на работу к профессору Керну. Комната, в которой происходило собеседование была мрачная. Пытаясь найти позитив, Мари подумала: "Но заниматься здесь хорошо: ничто не отвлекает внимания....

Аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля". Тайна запретного крана. "Мари Лоран нелегко давалась жизнь. Ей было семнадцать лет, когда умер ее отец... приходилось учиться и поддерживать семью (больную мать)... Получив звание врача, тщетно пыталась найти место... Предложение профессора Керна явилось для нее выходом из положения......

Аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля". Голова заговорила. "С тех пор как Лоран открыла тайну запретного крана, прошло около недели. За это время между Лоран и головой установились еще более дружеские отношения. В те часы, когда профессор Керн уходил в университет или клинику, Лоран открывала кран, направляя в горло головы...

Аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля" Смерть или убийство? "...Перед этим последним опытом, в успехе которого я не сомневался, я передал Керну рукопись со всей проделанной мной научной работой для подготовки к печати. Одновременно мы работали над другой научной проблемой, которая также была близка к разрешению. В это время со...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Жертвы большого города. Керн предлагает Лоран удвоить вознаграждение и "...Надо сделать кое-какие приготовления. Голову профессора Доуэля мы поместим в комнату за лабораторией... Временно... А сюда завтра привезут два свеженьких трупа, и мы изготовим из них пару...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Новые обитатели лаборатории. "Наутро на прозекторском столе лаборатории профессора Керна действительно лежали два свежих трупа. Две новые головы, предназначенные для публичной демонстрации, не должны были знать о существовании головы профессора Доуэля. И потому она...

Научно-фантастический аудио роман Александра Романовича Беляева "Голова профессора Доуэля", Головы развлекаются. "Головам Тома и Брике еще труднее было привыкнуть к своему существованию, чем голове Доуэля. Его мозг занимался сейчас теми же научными работами, которые интересовали его и раньше. Тома и Брике были люди простые, и без тела жить им не...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Небо и земля. "Доводы Тома не убеждали Брике. Несмотря на свой безалаберный образ жизни, она была истой католичкой. Ведя довольно бурную жизнь, она не имела времени не только думать о загробном существовании, но даже и ходить в церковь. Однако привитая в детстве...

Аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Порок и добродетель. Лоран пришла к профессору Керну, чтобы узнать о его планах в отношении голов Тома и Брике, а также выяснить намеревается ли Керн дать новое тело Доуэлю? Хитрый, коварный Керн обыграл простодушную Лоран в этом словесном поединке. Лоран призналась о своих разговорах с...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Мертвая Диана. "...Успех опыта во многом зависел от того, чтобы найти возможно свежий труп, и поэтому Керн бросил все дела и почти переселился в морг, поджидая счастливого случая... Крушение поезда у самого вокзала. Масса трупов... Профессор Керн приступил к...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Сбежавший экспонат". "Наконец в жизни Брике настал великий день. С нее были сняты последние бинты, и профессор Керн разрешил ей встать... - А теперь разрешите мне уйти... выписаться из больницы... я не девочка и не невольница и могу распоряжаться собой!.. я люблю...

Научно-фантастический роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Допетая песня. "После того как Брике при помощи своего нового ловкого, гибкого и сильного тела перебралась через ограду и вышла на улицу, она подозвала такси... Она подошла к знакомому кабаре "Ша-нуар", где выступала в ту роковую ночь, когда шальная пуля прекратила на...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Женщина-загадка. Уехавшую на Ривьеру Брике, с телом погибшей итальянской актрисы Анжелики Гай, случайно встретил в игорном доме в Монте-Карло художник Ларе, близко знавший Анжелику Гай... В главе даются характерные образы завсегдатаев игорного дома: "...Вот...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Весёлая прогулка. "Через несколько дней Ларе был уже знаком с Брике, ее подругой и Жаном. Он предложил им совершить прогулку на яхте..." Ларе быстро выведал у Брике её тайну. "...Ларе как бы нечаянно коснулся руками ее шеи, отвернув при этом край колье. Он увидел...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", В Париж. "...Ларе уже в продолжение нескольких дней учил Брике играть в теннис. Она оказалась очень способной ученицей. Но Ларе знал тайну этой способности... она обладала тренированным телом Анжелики, которая была прекрасной теннисисткой... По пути в Париж нога у...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Жертва Керна. "В то время как Ларе был всецело поглощен заботами о Брике, Артур Доуэль собирал сведения о доме Керна. Время от времени друзья совещались с Брике, которая сообщила им все, что знала о доме и людях, населявших его. Артур Доуэль решил действовать очень...

Аудио роман Беляева "Голова профессора Доуэля", Лечебница Равино. "...это совершенно особая лечебница. Много преступлений и тайн хранит она за своими стенами. Наследники помещают туда своих богатых родственников, которые слишком долго зажились... Опекуны несовершеннолетних отправляют туда же своих опекаемых перед наступлением их совершеннолетия,...

Аудио роман "Голова профессора Доуэля", Сумасшедшие. "Небольшая комната с окном в сад. Серые стены. Серая кровать, застланная светло-серым пушистым одеялом. Белый столик и два белых стула. Лоран сидит у окна и рассеянно смотрит в сад... Как это произошло?.. Керн вызвал ее в кабинет... - Вы обещали молчать обо всем, что увидите и услышите в этом...

Аудио роман А. Беляева "Глова профессора Доуэля", Трудный случай в практике. "...Профессор Керн еще не дал доктору Равино определенных директив относительно Лоран: отправить ее преждевременно в могилу или свести с ума... Лоран в волнении ожидала того момента, когда ее судьба окончательно будет решена. Смерть или сумасшествие - другого пути здесь...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Новенький. "Постепенно Мари Лоран дошла до такого расстройства нервов, что впервые в своей жизни стала помышлять о самоубийстве... она начала обдумывать способ покончить с собой и так углубилась в эти мысли, что не заметила сумасшедшего, который подошел близко к...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Побег. "- Скорей, - шептал Артур Доуэль. - Сиделка в западном коридоре. Идем... Их шаги заглушались стонами и криками больных, страдающих бессонницей. Бесконечный коридор кончился. Вот, наконец, и выход из дома... - Но собаки... - Я все время кормил их остатками от...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Между жизнью и смертью. "...Несмотря на голод и жажду, Доуэль, долгое время проведший без сна, незаметно для себя уснул. Он спал безмятежно и крепко, не подозревая, что этим самым доставит Равино новую неприятность. Ни яркий свет лампы, ни музыкальные эксперименты...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Опять без тела. "Профессор Керн был так обрадован неожиданным возвращением Брике, что даже забыл побранить ее... Керн начал осторожно снимать с Брике пальто, в то же время наблюдая за ней опытным глазом. Лицо ее необычайно помолодело и посвежело. От морщинок не...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Тома умирает второй раз. "Голова Тома хирела с каждым днем. Тома не был приспособлен для жизни одного сознания. Чтобы чувствовать себя хорошо, ему необходимо было работать, двигаться, поднимать тяжести, утомлять свое могучее тело, потом много есть и крепко спать......

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Заговорщики. "Домик Ларе служил штаб-квартирой "заговорщиков": Артура Доуэля, Ларе, Шауба и Лоран... Ларе отправился к мадам Лоран и привез ее в свой домик... Мать и дочь поместились в двух комнатах третьего этажа... Мадам Лоран и ее дочь по очереди дежурили у...

Научно-фантастический аудио роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", Испорченный триумф. "В день научной демонстрации Керн особенно тщательно осмотрел голову Брике. - Сегодня в восемь вечера вас повезут в многолюдное собрание. Там вам придется говорить. Отвечайте кратко... Громадный белый зал был залит ярким светом. В партере...

Научно-фантастический аудио роман Александра Романовича Беляева "Голова профессора Доуэля", Последнее свидание. "Утром, на другой день после злополучного выступления Керна в научном обществе, Артур Доуэль явился к начальнику полиции, назвал себя и заявил, что он просит произвести обыск в квартире Керна... Следователь, Лоран, Артур Доуэль, Керн,...

«Голова́ профе́ссора До́уэля» - научно-фантастический роман русского советского писателя-фантаста Александра Беляева , одно из наиболее известных произведений писателя. Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году. Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт ». Беляев, который в периоды обострения заболевания бывал совершенно обездвижен, называл его историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1923-1928 годах Александр Беляев жил в Москве и работал юрисконсультом в Наркомпочтеле . В московский период своего творчества он написал рассказ (позже роман) «Голова профессора Доуэля», романы «Остров погибших кораблей », «Последний человек из Атлантиды », «Человек-амфибия », «Борьба в эфире» и серию рассказов.

    Произведение «Голова профессора Доуэля» было впервые опубликовано в 1925 году (1 (рассказ): «Рабочая газета» (М.), 1925, 16-21, 24-26 июня; «Всемирный следопыт», 1925, № 3-4. 2 (роман). газ. «Смена» (Л.), 1937, 1-6, 8-9, 11, 14-18, 24, 28 февр., 1, 3-6, 9-11 марта; «Вокруг света», 1937, № 6-10; отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1938)

    Сюжет

    Франция. Париж. Профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.

    Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций - оживляет другие головы погибших людей, а также дает одной из них новое тело. Бывшая певица в баре Брике, получившая новое тело погибшей в железнодорожной катастрофе артистки Анжелики, сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь. На Ривьере , в компании своих друзей - Жана и его жены Марты - она сталкивается с художником Арманом Ларе, который неожиданно узнаёт тело своей пропавшей подруги Анжелики с головой другой женщины. Более того, Арман и его друг Артур Доуэль поражены, когда узнают от Брике, что в клинике Керна она видела живую голову отца Артура.

    В это время Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора Доуэля и знает про совершённые им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу доктора Равино. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, которых Равино при помощи изуверских методов превращает в настоящих сумасшедших.

    Артур Доуэль и его друзья отправляются в Париж, где с помощью другого художника, Шауба, устраивают вооружённый налёт на лечебницу и спасают Мари оттуда. В это время Керн, форсируя события, организует публичный показ своих работ по оживлению. Мари с друзьями приходит на показ и выступает с разоблачением. Несмотря на испорченный триумф, Керну все же удаётся вывернуться. Обыск в клинике Керна, организованный полицией, ничего не дает. Пытаясь найти отца, Артур Доуэль требует в полиции повторного обыска. В результате в обезображенной голове, в которой никто не мог узнать Доуэля, Мари Лоран находит умирающего профессора. Тот умирает на глазах сына, но успевает помочь окончательному разоблачению Керна. Не желая оказаться на скамье подсудимых, тот кончает жизнь самоубийством.

    Персонажи

    Люди

    • Керн - профессор, хирург-злодей
    • Мари Лоран - врач, ассистентка Керна
    • Джон - слуга-негр
    • Анжелика Гай - погибшая певица, тело которой было использовано Керном
    • Рыжая Марта - подруга Брике
    • Жан - муж Марты
    • Мадам Лоран - мать Мари
    • Арман Ларе - художник
    • Артур Доуэль - сын профессора Доуэля
    • Шауб - художник из Австралии, приятель Ларе
    • Равино - врач-преступник, владелец психиатрической больницы

    Головы

    • Доуэль - профессор, учёный-хирург
    • Тома Буш - погибший рабочий-строитель, голова которого была оживлена Керном
    • Брике - погибшая певица из бара, голова которой была оживлена Керном

    Критика

    В 1939 году с рецензией на роман «Голова профессора Доуэля» на страницах журнала «Детская литература» выступил критик и прозаик Я. С. Рыкачёв. Назвав роман цельным и увлекательным повествованием и отметив культуру письма и несомненную одарённость автора , Рыкачёв тем не менее подверг жёсткой критике работу Беляева, посчитав её неудачей писателя и определив книгу как «досадный анахронизм» . Критик высказал мнение, что роман отличает не только отсутствие какой-либо социальной идеи, но слабость с точки зрения научной мысли, выражающаяся в неспособности автора ни сообщить существенные научные сведения, ни ознакомить читателя с реальными перспективами науки. В своей рецензии Рыкачёв сделал предположение, что Беляев отталкивался от опытов доктора Брюхоненко , сумевшего сохранить жизнедеятельность головы собаки, отделённой от тела .

    На страницах того же журнала Беляев ответил, что роман был написан ещё до опытов С. С. Брюхоненко . Беляев заметил, что роман является отчасти автобиографическим - его идея пришла в голову писателю, когда у него парализовало ноги и он был 3 года прикован к постели, фактически ощущая себя «головой без тела» . К моменту написания книги идея, где голова (мозг) живёт без тела, поддерживаемая наукообразным способом, не являлась принципиально новой для литературы - фельетон Эдварда Пейджа Митчелла «Человек без тела» (1877), рассказ Густава Майринка «Экспонат», роман Мориса Ренара «Доктор Лерн» («Новый зверь») (1908), роман Гастона Леру «Кровавая кукла» (1923), новелла немецкого писателя Карла Грунерта «Голова мистера Стейла» (Mr. Vivacius Style ) - затрагивали эту проблематику. Сам Беляев назвал вдохновителем своей книги Шарля Броун-Секара .

    Относительно социальной темы, Беляев выразил уверенность, что создать занимательный и острый сюжет в книге на тему классовой борьбы куда проще, чем в произведении, описывающем будущее бесклассовое общество. Писатель подчеркнул, что показать такое общество и его научные, технические, культурные, бытовые перспективы не менее важно, чем классовую борьбу .

    В то время как советский критик Рыкачёв дал роману низкую оценку, заявив, что роман носит «явственный след влияния западной развлекательно-фантастической литературы», английский фантаст Герберт Уэллс во время встречи с Беляевым в 1934 году в Ленинграде высказал противоположное мнение : «Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал ваши чудесные романы „Голова профессора Доуэля“ и „Человек-амфибия“. О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху».

    Экранизации

    Примечания

    Литература

    • Б. В. Ляпунов . Александр Беляев. - Критико-биографический очерк. - М. : «Советский писатель », 1967. - 27 с.
    • Я. С. Рыкачёв. «Голова профессора Доуэля» А. Беляева // «Детская литература» : журнал. - 1939. - № 1 . - С. 50-53 .
    • А. Р. Беляев . О моих работах // «Детская литература» : журнал. - 1939. - № 5 . - С. 23-25 .

    Ссылки

    • Александр Беляев. Голова профессора Доуэля (текст романа на сайте Lib.Ru).
    • Светлана Беляева «Звезда мерцает за окном…» (Александр Романович Беляев Романы. Повести. Рассказы /Библиотека всемирной литературы. М., Эксмо, 2008.)
    • Иллюстрации Александра Довгаля к изданию романа «Голова профессора Доуэля» 1957 года.

    Дорогие ребята!

    Сегодня мы будем говорить о научно-фантастическом романе Александра Беляева "Голова профессора Доуэля".

    Вспомните, произведение «Голова профессора Доуэля» впервые опубликовано в виде рассказа в московской «Рабочей газете» летом 1925 года.

    «Голова профессора Доуэля» – первое научно-фантастическое произведение А.Р. Беляева. Сюжет рассказа тот же, что и романа, но значительно проще. Мисс Адамс (в романе – мадемуазель Лоран) попадает в лабораторию профессора Керна, большого учёного, который, однако, не остановился перед преступлением: оживив голову своего учителя, профессора Доуэля, он теперь заставляет эту голову работать на себя. Мисс Адамс, проникнув в тайну Керна, сразу же пытается разоблачить его, но безуспешно. Из почти безвыходного положения её спасает сын Доуэля. Вместе им удаётся довести разоблачение до конца. Керн терпит поражение.

    Рассказ был интересен своими научно-фантастическими идеями, но не литературным мастерством автора. Поэтому через двенадцать лет Беляев переработал его в роман. Роман впервые появился на страницах ленинградской газеты «Смена», а затем – в журнале «Вокруг света». Отдельным изданием роман был выпущен в 1938 году.

    Посмотрим на название текста.

    • О ком пойдет речь?

    Рассмотрите картинку, спрогнозируйте содержание.

    Научные исследования .

    Прочитайте две первые строчки на странице 110 в учебнике.

    • Какие имена вам встретились?

    Мари Лоран, профессор Керн.

    Речь в произведении пойдёт явно о науке.

    • Как Вы думаете, занимался ли наукой профессор Доуэль?
    • Занимался ли наукой профессор Керн?
    • Какая роль по-вашему отводится Мари Лоран?
    • Вы видели когда-нибудь изображение Правосудия?

    • Почему именно женщина?

    Доуэль занимается наукой, Керн занимается наукой.

    • Что, как вы думаете, делает Мари?

    Она судья по воле случая. Она оценивает того и другого, их деятельность, с точки зрения самого важного чувства.

    • Как вы думаете, что сильнее, логика или чувство?
    • Какое из чувств можно назвать и самым сильным и самым созидающим?

    Конечно же, любовь.

    • Сформулируйте тему урока. Если два профессора по-разному занимаются наукой, а Мари Лоран их оценивает, какова может быть тема урока?

    Цена научного открытия.

    Из первых глав романа известно, что Мари Лоран получила диплом врача, но нигде не могла найти работу. Она должна была содержать себя и старую мать, и заработок был ей необходим. Предложение профессора Керна работать у него было в какой-то сте пени спасением для Мари. Мари соглашалась работать с Керном только в том случае, если в его делах нет преступления. Кроме того, её характер, прямой и честный, проявился и во фразе: «Я бы предпочла смерть такому воскресению», сказанной после того, как Мари впервые увидела голову профессора Доуэля. Все лучшие черты Мари – прямота, честность, независимость суждений – впоследствии развились под влиянием профессора Доуэля.

    Прочитайте главы романа в учебнике на странице 110 (II часть).

    • Как изменилась жизнь головы профессора Доуэля с появлением в лаборатории Мари Лоран?
    • Что особенно поразило Мари в истории профессора Доуэля и в нем самом?
    • Как развивается характер Мари Лоран под влиянием профессора Доуэля?

    Жизнь головы профессора Доуэля меняется с приходом Мари: Доуэль видит перед собой умную, красивую, сочувствующую ему девушку и один облик Мари вносит в его душу некоторое успокоение. Затем он понимает, что Мари всерьёз заинтересовалась трагедией, которую он пережил, что она приняла его историю близко к сердцу. Мари пошла ради него на риск: ослушалась Керна и открыла кран. Доуэль получил возможность говорить. Мари даже хочет открыто выступить против Керна. Словом, у Доуэля появился союзник и друг. Мари поразило прежде всего то, что Керн пользуется трудами своего учителя, присваивает себе его изобретения. А когда она узнаёт о причине смерти Доуэля, её возмущение не знает границ. Доуэль – великий учёный, мыслитель, он достойно и мужественно переносит своё несчастье, но как он смеет быть таким покорным, терпеливым, как смеет работать на «вора и убийцу»! Мари осуждает его смирение, не понимая пока, что наука для Доуэля важнее всего на свете.

    Характер Мари развивается под влиянием профессора Доуэля и его истории. Девушка становится серьёзней, начинает острее воспринимать чужую боль, глубже задумывается над тем, каковы должны быть пути развития науки, всегда ли цель оправдывает средства. Она и раньше считала, что преступление недопустимо, но теперь, когда она видит жертву такового, её неприятие преступления переходит в гневный протест. Она готова активно вмешаться в ход окружающей её жизни и восстановить справедливость.

    Мари видит, что Доуэль может быть сильным, мужественным, принципиальным человеком, его не могут сломить пытки, но он не в силах устоять против интереса к науке, не в силах видеть неверно поставленный опыт. Наука, работа – для него самое главное в жизни. Ради них Доуэль готов забыть обо всем. Этому и учит Доуэль свою молодую помощницу. Она же делится с ним любовью, доказывая, что ради близкого человека можно пожертвовать свободой и даже жизнью. В Мари есть главное – внутреннее ощущение справедливости и любовь, которые помогают ей выжить в самых критических ситуацих.

    Вспомните, что произошло с А.Р. Беляевым с 1916 по 1922 годы. Он лежал, закованный в гипс, был беспомощен и неподвижен. Не мог пошевелить ни рукой ни ногой. Его бросила жена, и он пропал бы, если бы не Маргарита Констатиновна - будущая жена писателя. Таким образом, ощущения профессора Доуэля – не выдумка, они во многом выстраданы. Не случайна и фигура Мари.

    Итак, мы проанализировали эпизоды текста «Голова профессора Доуэля», ответили на вопрос, какова цена научных открытий.

    Задание.

    • П о материалам урока напишите в тетради по литературе характеристику Мари.
    • Устно ответьте на вопросы 3,7, помещённые в учебнике на странице 122-123.

    В целях анализа вполне допустимо разъять единство книги, искусственно отделив, к примеру, научно-фантастическую ткань от беллетристики. Иной раз это даётся безо всякого усилия – текст услужливо распадается на составляющие его элементы. Это – дурной знак. Но в тексте Беляева составляющие его элементы не просто сложены, а слиты и в своём единстве обретают новое качество.

    Научно-фантастический – жанр – один из труднейших. Сделать тот или иной научный факт, научное положение действующим лицом книги, точнее, судьбой действующих лиц – трудность, преодоление которой дано немногим. «Голова профессора Доуэля» – цельное и увлекательное повествование, в котором все элементы слиты воедино и с трудом поддаются критическому «расщеплению». Это свидетельствует о культуре письма, о несомненной одарённости автора и вместе с тем о его больших возможностях в области советской научной фантастики.

    Я говорю о возможностях, ибо книга Беляева, написанная около десятка лет назад, и теперь переизданная, при всех своих достоинствах, ещё носит на себе явственный след влияния западной развлекательно-фантастической литературы и не может быть сочтена ни удачей писателя, ни достижением советской научной фантастики. С той поры, когда была написана эта книга, научно-фантастическая поэтика самого А. Беляева претерпела коренное изменение: об этом красноречиво свидетельствует его статья об «Арктании» Гребнева, помещённая в № 18–19 журнала «Детская литература». Расхождение между поэтикой научно-фантастического жанра, определившей написание «Головы профессора Доуэля» и политикой, декларативно изложенной в статье об «Арктании», настолько, разительно, что сегодняшние высказывания А. Беляева могут быть в значительной мере сочтены как самокритические.

    Книгу Беляева прежде всего характеризует отрыв от социального времени и пространства. При отсутствии сколько-нибудь чётких авторских указаний читателю естественно искать в тексте признаки, позволяющие установить соответственные координаты: где и когда происходит беллетрическое действо. В данном случае положение читателя крайне затруднительно: по воле автора в книге отсутствуют какие бы то ни было опорные точки, и события развёртываются в совершенно абстрактном времени и пространстве, для чего-то именуемом то Парижем, то Лондоном. Лишь потерпев полное крушение в своих поисках, читатель приходит, наконец, к выводу, что шёл не по правильному пути: ему следовало искать не социальные, а литературные координаты.

    Среда, в которой живут и действуют беляевские персонажи, не выбрана и не создана автором. Она раз и навсегда установлена традицией западной развлекательно-фантастической беллетристики, не знает вариантов и не имеет никакого отношения ни к какой действительности. Эта традиция требует – во имя фантастики! – тщательного искоренения из текста всяких реальных деталей, которые могли бы ориентировать читателя. Но не только во имя фантастики: этот род беллетристики достаточно равнодушен к социальной теме и преследует лишь одну единственную цель – развлекательство. Пользуясь театральной терминологией, можно сказать, что, по установленному канону, читателю полагается лицезреть это развлекательно-фантастическое представление даже не в декорациях, а в «сукнах», притом обязательно в чёрных, скрадывающих даже тень реальности.

    Здесь вполне уместно привести высказывание А. Беляева из упомянутой статьи – высказывание, которое несомненно определит тему дальнейших работ самого Беляева:

    «Основным сюжетным стержнем романа «Арктания» является борьба с классовым врагом. Эта тема по праву должна занимать доминирующее место в советской научной фантастике. И чем больше у нас будет романов на тему о борьбе с классовым врагом, тем лучше».

    Суждение в достаточное степени определённое.

    Вот в нескольких словах научно-фантастическая суть произведения Беляева.

    Молодой врач Мари Лоран поступает в качестве ассистента в лабораторию профессора Керна, ученика покойного профессора Доуэля, прославившегося свою и опытами по оживлению органов человеческого тела. Свою работу Керн окружает строжайшей тайной: кроме Лоран лабораторию обслуживает всего лишь один служитель-негр. Обязанности Лоран сводятся к уходу за оживлённой после смерти головой профессора Доуэля, вновь обретшей все свои функции, за исключением одной – голоса. В аппаратуре, поддерживающей жизнь головы, профессор Керн запретил своей ассистентке пользоваться одним краном, поворот которого, будто бы, мгновенно прекратит жизнь головы. Но Лоран, вопреки запрету Керна, вняв мимическим указаниям головы, решилась повернуть кран – и голова заговорила. Лоран узнаёт от головы о чудовищном преступлении Керна: это он убил Доуэля, чтобы использовать в своих целях его оживлённый мозг. Голова Доуэля руководит всей научной работой Керна, именно ей он обязан своими замечательными достижениями: вскоре после поступление Лоран в лабораторию Керну удаётся воссоздать живого человека, путём сращения оживлённого трупа женщины, погибшей при крушении поезда, с оживлённой головой другой женщины, которой в пылу ссоры любовник прострелил сердце...

    Автор научно-фантастического произведения имеет, разумеется, право опустить ряд звеньев в развитии науки, предвосхитить её близкие и даже отдалённые перспективы, но он не должен сжигать за собой «мосты»: читатель вправе требовать, чтобы автор твёрдо знал обратный путь.

    А. Беляев нередко нарушает это правило, и тогда его повествование, уже изъятое им из действия законов социальных, теряет и свои последние научные скрепы: перед нами обыкновенная развлекательная фантастика. Вот цитата, показывающая, что автор сжёг «мосты» и что обратный путь к научной реальности ему крепко заказан:

    «...но главное затруднение всё же не в этом, – говорит Керн. – Главное – как уничтожить в теле трупа продукта начавшегося гниения или места инфекционного заражения, как очистить кровеносные сосуды от свернувшейся крови, наполнить их свежей кровью и заставить заработать «мотор» организма – сердце... А спинной мозг? Малейшее прикосновение к нему вызывает сильнейшую реакцию, зачастую с самыми тяжёлыми последствиями.

    – И как же вы предполагаете преодолеть все эти трудности?

    – О, пока это мой секрет. Когда опыт удастся, я опубликую всю историю воскрешения из мёртвых».

    Но это секрет не только от Лоран – это навсегда остаётся секретом также и для читателя: автор больше к этому не возвращается. Право же, А. Беляеву, автору опытному, культурному, одарённому, не следовало прибегать к столь наивному приёму, лишь подрывающему доверие читателя. Известно, что доверием читателя злоупотреблять опасно.

    Фантастика «Головы профессора Доуэля» базируется на известных опытах с поддержанием жизни – вне организма – отдельных тканей и органов. Непосредственным толчком для А. Беляева явились, видимо, опыты доктора Брюханенко, длительный срок сохранявшего наиболее примитивные функции отделённой от тела собачьей головы. Отсюда явствует, что автору пришлось опустить немалое число звеньев в развитии науки, дабы изготовит свой поразительный пёрсонаж: двуединую мадмуазель Брике.

    Так обстоит дело с научной фантастикой в романе Беляева, написанном десяток лет назад. А вот сегодняшнее высказывание Беляева на ту же тем в упомянутой статье об «Арктании»:

    ...«Фантазия, фантастика, однако, не должна отрываться от научной почвы. Как же обстоит дело с научностью? В этом отношении в романе не всё благополучно.

    Пожалуй, самым слабым в научном отношении местом является биологическая часть, составляющая боковую линию сюжета и научного содержания. Это вопрос об оживлении замёрзших и вообще умерших людей».

    Приведя затем суждение доктора Брюханенко о том, что наука вскоре будет в состоянии «воскрешать» и замёрзших и необоснованно» умерших людей, А. Беляев прибавляет:

    «В своё время д-р С. С. Брюханенко подвергся жестокой критике учёных за это высказывание».

    Это справедливое замечание имеет уже чётко выраженный самокритический характер, – ведь оно относится к тому самому материалу, которым оперирует А. Беляев в своей книге. Но плохо то, что, окрылённый высказыванием д-ра Брюханенко, автор пошёл дальше него.

    И всё же само по себе выпадение звеньев представляло бы ещё полбеды, если бы подобный рискованный скачок послужил благой цели. А благая цель могла заключаться либо в сообщении читателю ряда существенных сведения из данной области науки и ознакомлении с её изумительными реальными перспективами; либо – в доказательстве или хотя бы в демонстрации какой-либо социальной идеи; либо, наконец, в том и в другом, как это свойственно классикам научной фантастики.

    А. Беляев не достиг первой и не стремился ко второй.

    Проделанный им скачок от научной реальности к научной фантастике столь резок, что единственным методом общения с читателем для него поневоле становится обход трудностей, уже продемонстрированный нами в первой цитате из романа. Вторая цитата уже свидетельствует о полном обнажении приёма. Вот каким лукавым способом производит Керн операцию присоединения к трупу оживлённой головы:

    «При всей своей ненависти к Керну Лоран не могла в эту минуту не восхищаться им. Он работал, как вдохновенный артист. Его ловкие чувствительные пальцы совершали чудеса.

    Операция продолжалась час пятьдесят пять минут.

    – Кончено, – наконец сказал Керн, выпрямляясь, – отныне Брике перестала быть головой без тела. Остаётся только вдунуть ей жизнь – заставить работать сердце, возбудить кровообращение. Но с этим я справлюсь один. Вы можете отдохнуть мадемуазель Лоран».

    Но «отдыхать» вместе с Лоран приходится и читателю...

    «Керн вновь вызвал её через час. Он выглядел ещё более уставшим, но лицо его выражало глубокое самоудовлетворение.

    – Попробуйте пульс, – предложил он Лоран».

    Разумеется, Лоран ощутила биение пульса, но секрета «воскрешения» ей всё же не дано было узнать, – как не дано узнать и читателю.

    Я отнюдь не думаю, что автор в данном случае обязан был знать – и открыть читателю – секрет оживления трупов; но я считаю, что он обязан был в конкретной форме рассказать читателю о перспективах науки в данной области и в гипотетической форме проследить путь от «оживления» собачьей головы до «воскрешения» трупа; тогда читателю не пришлось бы, вероятно, довольствоваться тем скудным запасом сведений о разделе физиологии, ведающем оживлением тканей и органов, какой он получает из книги Беляева.

    Итак, первая цель оказалась недостигнутой.

    Ко второй цели – доказать или хотя бы продемонстрировать какую-либо социальную идею – автор, как сказано, и не стремился. Да и как бы мог он ставить себе подобную задачу, если в его книге нет ни одного клочка живой социальной ткани?

    Во второй половине книги автор порывает уже всякие отношения с наукой и погружается в чистую беллетристику. Наука сделала своё дело – наука может уйти. И тут у читателя возникает справедливое подозрение, что та малая доля научной истины, которая была преподана ему в первой половине книги, имела лишь подсобное значение: создать своеобразную, фантастическую ситуацию, способную потрясти его нервную систему зрелищем мадемуазель Брике, наделённой телом «аристократки» и головой «плебейки». Научная лаборатория неожиданно обернулась паноптикумом, научно–фантастический роман – развлекательной фантастикой.

    Висков Иван

    Роман А. Беляева "Голова профессора Доуэля" написан более 90 лет назад, однако он популярен и сегодня. В нем поднимаются такие вопросы, как моральная сторона медицинских экспериментов над человеком, возможности человеческого разума, а также проблема добра и зла. В работе проводится сравнительная характеристика главных героев, являющихся антагонистами.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Школа №15»

    Антагонизм героев романа А. Р. Беляева

    «Голова профессора Доуэля»

    Выполнил: Висков Иван

    Ученик 6 класса «Д»

    Научный руководитель:

    Хапилова О. А.

    Учитель русского языка и литературы

    Нижний Новгород

    2016

    Стр.

    Введение………………………………………………………………………….1

    1. Понятие «Научная фантастика»…. ………………………….………….2
    2. Герои антагонисты и протагонисты………….…………………………..3
    1. Сравнительная характеристика героев романа А. Р. Беляева «Голова профессора Доуэля»……………………………………………………...6

    Заключение………………………………………………………………………7

    Список литературы…………………………………………………………..….8

    Приложение………………………………………………………………………9

    Введение

    Когда врач совершает преступление,

    он опаснее прочих преступников.

    У него сильные нервы и опасные знания.

    А. Конан Дойль.

    Одним из основоположников жанра научной фантастики в нашей стране является Александр Романович Беляев. Самым известным произведением этого писателя является роман «Голова профессора Доуэля». Это произведение повествует нам о двух высококвалифицированных и талантливых профессорах в области анатомии и медицины – профессоре Доуэле и профессоре Керне. Они проводили важные опыты, связанные с трансплантологией, т. е. пересадкой органов человеческого тела, в частности головы человека.

    Несмотря на то, что роман был написан более 90 лет назад, данная проблема, а также ее этическая сторона актуальны и сегодня.

    Этим обусловлена актуальность темы данной работы.

    Сравним двух главных героев произведения. Что скрывал за этими личностями Беляев?

    Цель работы – составить сравнительную таблицу и сравнительные синквейны по роману А. Р. Беляева «Голова профессора Доуэля».

    Задачи:

    1. Узнать, кто такие герой-протагонист и герой-антагонист.
    2. Выявить причины ссоры профессоров.
    3. Сопоставить характеры героев романа.
    1. Понятие «Научная фантастика»

    Научная фантастика - жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики.

    Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность. Действие научной фантастики часто происходит в будущем.

    Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на некоем допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).

    В узком понимании, научная фантастика - о технологиях и научных открытиях, их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. Научная фантастика в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки.

    В более общем понимании, научная фантастика - это фантастика без сказочного и мистического, в которой фантастические события и явления имеют не сверхъестественное, а научное объяснение.

    1. Герои - антагонисты и протагонисты

    Антагонист – персонаж или несколько героев какого-либо произведения, активно противодействующие протагонисту (положительному герою), на пути к достижению его целей. Это активный отрицательный персонаж, чья деятельность вызывает неодобрение у автора .

    Протагонист – главный герой положительного характера, играющий основную роль в трагедии. Открыто противопоставляется антагонисту .

    Впервые термины протагонист и антагонист были введены поэтом Фесписом в Афинах в 534 г. до н.э. Тогда Феспис выступил со своим хором «отец аттической трагедии».

    Важным фактором противостояния являются препятствия – то, что протагонист должен преодолеть, в то время как антагонист – человек, который стремится к своей цели любой ценой.

    В классической литературе роль антагониста играет верховный злодей, а протагониста – главный герой, однако в более современных произведениях их роли зачастую меняются, создавая более запутанный сюжет и необычные ситуации.

    Фигура антагониста в разных жанрах несёт свои характерные особенности. Так, в комедии обычно именно антагонист вовлекает героя в комические ситуации; в триллере с антагонистом связываются наиболее яркие и натуралистичные сцены схваток, насилия и смерти, в какой-то степени именно изображение антагониста как олицетворения сил зла может быть основной художественной задачей жанра; в женском любовном романе антагонистка, как правило, старше и опытнее героини, она провоцирует героиню нарушать запреты и ставит перед ней «трудные задачи», способствуя женской инициации героини.

    1. Сравнительная характеристика героев романа А. Р. Беляева

    «Голова профессора Доуэля»

    Александр Романович Беляев по праву считается одним из основоположников советской научно-фантастической литературы.

    «Голова профессора Доуэля» - по признанию самого автора - это автобиографическое произведение, поскольку Беляев страдал от паралича нижней половины тела и был совершенно обездвижен. Потому на себе ощущал, «что может испытать голова без тела ».

    Главные герои книги А. Беляева – профессор Доуэль и его ассистент Керн, проводившие эксперименты по изменению природы человека. В одной из частных парижских научных лабораторий им удалось оживить некоторые человеческие органы. В перспективе профессор Доуэль собирался провести операцию по оживлению отсечённой от тела головы человека.

    Суть эксперимента заключалась во введении в кровь пациента специально изобретённого им препарата «Доуэль-217», который делает возможным более длительное её существование. Возможность внести корректировку в существующий ход жизни – предотвратить болезни и искоренить смерть, были объектом научных исследований многих лет жизни этого учёного.

    Осуществив ряд успешных экспериментов на животных, Доуэль и Керн намеревались сообщить об открытии общественности. Доуэль передал ассистенту Керну рукопись с исследованиями для подготовки к печати. Однако Доуэль неожиданно умирает от внезапного припадка, завещав свое тело для научных экспериментов. Доуэльи не предполагал, что его голова будет оживлена первой.

    А. Р. Беляев описывает профессоров Керна и Доуэля, как двух коллег, которые вместе работают над воскрешением человеческой головы, а также тела. Но с развитием событий Керн предает Доуэля и начинает шантажировать своего коллегу, лишая его права на открытия.

    В этом эпизоде Керн поступил неблагодарно, и, следовательно, у Беляева этот герой вызывает презрение. Керн – антагонист.

    Керн жесток и коварен. Он ведет себя неблагодарно, и этот герой вызывает презрение. Доуэль показан очень добрым. Даже в тяжелейшей ситуации он остается сердечным человеком, и ассистент Керна Мари Лоран проникается к нему дружескими чувствами.

    Керн – властный, самолюбивый человек, которого не заботят чувства, мысли, состояние других людей. Сама ситуация эксперимента, который он осмелился проводить над профессором Доуэлем. Профессор Доуэль же всячески пытается улучшить произведенные ими обоими эксперименты.

    Профессор Доуэль работает на благо людей, он пытается использовать свои знания и опыт ради помощи людям. Керн в своей деятельности преследует совсем другую цель – он стремится только к личной славе, популярности. Его не смущает, что для этого он использует чужие достижения и открытия. Так, Керн переименовывает препарат «Доуэль-217», тем самым оставив Доуэля в тени. «Отныне медицина может восстановить угасшую жизнь человека. Сколько великих людей можно будет воскресить после их смерти, продлить им жизнь на благо человечества!» Важно заметить, что все перечисленные препараты в романе реально существуют.

    Получив этот препарат, голова учёного способна была и дальше продолжать заниматься наукой. Воспользовавшись этим, Керн выдвинул ему жёсткие условия дальнейшего сотрудничества. Доуэль вынужден был согласиться. К тому же Керн был самым способным из всех его ассистентов и мог закончить дело всей жизни профессора.

    Профессор Доуэль, напротив, использует исключительно свой талант и свои собственные знания. Он жертвует своей жизнью ради научной цели и ради человечества.

    Доуэль всячески пытается улучшить произведенные ими двумя эксперименты. Доуэль показан протагонистом. Он жертвует своей жизнью ради научной цели и ради человечества.

    Заключение

    Таким образом, в центре романа А. Беляева два героя – талантливые профессора в области пересадки человеческих органов – профессор Доуэль и профессор Керн.

    Несмотря на некоторое сходство центральных героев романа, профессор Доуэль является протагонистом, автор находится именно на его стороне.

    Отрицать враждебную деятельность Керна я не имею права, поскольку Беляев неодинаково относится к обоим профессорам. Керном движут иные цели, нежели Доуэлем – личная слава и обогащение. Ради достижения своих целей Керн идет на преступление. Он служит не людям, а самому себе, используя беспомощность Доуэля. Он совершенно равнодушен к чужим судьбам.

    Профессор Керн – это герой-антагонист. Он вводится в произведение не случайно. Именно благодаря ему писатель подчеркивает главную мысль своего произведения о том, что недопустимо использовать научные (а тем более медицинские) достижения ради личной славы и обогащения.

    Произведение А. Беляева «Голова профессора Доуэля» было написано более 90 лет назад, однако оно не теряет своей актуальности. Роман заставляет задуматься о безграничных возможностях человеческого разума и их применения, поднимает важные и поныне моральные и социальные проблемы, которые могут возникнуть в связи с опытами над человеческим телом.

    Список литературы

    Источники

    1. Беляев, А. Р. Голова профессора Доуэля. – М., 2003.- 209 с.
    2. http://www.filorelea.narod.ru

    Словари

    1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов.- М., 2013. – 305 с.
    2. Литература: Справочные материалы/ С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, К. Д. Вишневский.- М., 2003. Т- 220 с.
    3. Толковый словарь русского языка/ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова.– М.,2001. – 1376с.
    4. Толковый словарь Т. Ю. Ефремовой. – М., 2015. – 556 с.
    5. Словарь литературоведческих терминов. Сост. Л. Тимофеев, С. Тураев.- М., 2011. – 355 с.


Loading...Loading...