Как сделать перерасчет горячей воды. Расчет горячего водоснабжения: контроль качества и перерасчеты

Горячим водоснабжением принято называть подачу воды с повышенной температурой по централизованному трубопроводу и внутренним инженерным сооружениям в частные и многоквартирные дома (в том числе в нежилые помещения и помещения совместного владения). Данная статья посвящена расчету горячего водоснабжения.

В этой статье вы узнаете:

  • Как происходит расчет горячего водоснабжения.
  • По какой формуле производится расчет норматива горячего водоснабжения.
  • Как произвести перерасчет горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
  • Зачем контролировать качество горячей воды.

Расчет системы горячего водоснабжения

Расчет системы горячего водоснабжения базируется на вычислении тепла на этот вид водоснабжения. Дело в том, что средняя температура холодной воды составляет 10 °С, однако на выходе этот показатель значительно ниже, что создает дискомфорт при пользовании водой для потребителя со смесителя (60 °С). Исходя из этого при вычислениях температуру рекомендуется увеличить до 50°С.

Алгоритм для расчета среднего расхода тепла на отбор горячей воды выглядит так:

qm = m* t* c *∆t, кВт*ч,

где m – расход воды, л/ч; t – время работы, ч; ∆t – разница температуры; c – удельная теплоемкость, кВт x ч/(л x°С).

  • Горячее водоснабжение многоквартирного дома: нюансы контроля качества и отказа от оплаты

Расчет норматива горячего водоснабжения

Норма водоснабжения (куб. м в месяц на 1 человека) определяется таким образом:

N = Сумма (Q x n) x (4,5 + 0,07 + L) x 10, где

Q – расходование воды 1 водоразборным механизмом на 1 операцию; n – количество операций пользования 1 водоразборным устройством за i – 7 дней; L – число этажей в многоквартирном доме или жилом доме.

Нормы расходования и средняя температура воды на одну операцию

Показатель горячего водоснабжения (куб. м в месяц на 1 человека) рассчитывается следующим образом:

Расчет платы за горячее водоснабжение: 2 варианта

Расчет №1 – расчет в жилом помещении установлен счетчик потребления горячей воды.

Если в квартире установлен индивидуальный прибор учета на горячее водоснабжение расчет размера платы за ГВС будет производиться по формуле № 1 , как произведение количества горячей воды, потребленной в квартире по показаниям индивидуального прибора учета и тарифа на горячее водоснабжение, установленного для региона и поставщика услуг:

Формула № 1

P i = V i п x Т кр

V i п – объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячего водоснабжения, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета;

Т кр – тариф (цена) на горячее водоснабжение, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример расчета ГВС

Исходя из показаний счетчика, в январе 2017г. было израсходовано 4 м3 горячей воды.

Стоимость 1 м3 горячей воды в данном регионе с учетом услуг посредника равна 90 руб. 00 коп.

Владея такими данными, можно произвести расчет горячего водоснабжения для конкретно этого случая:

4 х 90,00 = 360,00 руб.

Расчет №2 – в жилом помещении не установлен счетчик потребления горячей воды.

Для таких случаев используется формула №4, которая учитывает данные о нормах расходования горячей воды в регионе, числе живущих в квартире людей и стоимость горячего водоснабжения, с учетом региона и поставщика.

Формула № 4

P i = n i x N j x T кр

  • число постоянно и/или временно проживающих в квартире граждан;
  • норма, установленная на горячее водоснабжение для региона;
  • тариф, установленный на горячее водоснабжение для региона и поставщика услуг.

Пример расчета ГВС

Если взять за основу, что в помещении проживает три человека, норма потребления горячей воды в данном регионе равна 3,5 м 3 /чел, а тариф на горячее водоснабжение составляет 90 руб. 00 коп. за 1 м 3 , то вычислить размер оплаты за пользование горячей водой на данной жилплощади можно так:

3 х 3,5 х 90,00 = 945,00 рублей.

Расчет горячего водоснабжения на общедомовые нужды

06 мая 2011г. Правительство РФ подписало Постановление №354 о новом порядке вычисления размера оплаты за коммунальные услуги. Согласно этому документу, жильцы квартир должны оплачивать не только горячую воду, потребляемую ими у себя дома, но и горячее водоснабжение, которое служит общедомовым нуждам. Эти изменения вызвали недовольство граждан и, в первую очередь, потому, что неясно было о каких излишках воды идет речь и на что в таких значительных объемах она тратится.

Ниже произведен расчет оплаты горячего водоснабжения для общедомовых целей.

  • Расчет №1 – расчет ГВС дома, на котором не установлен счетчик потребления горячей воды.

Вычисление суммы для оплаты израсходованной горячей воды на общедомовые цели происходит по формулам №№ 10, 15, которые позволяют определить объем потребленной горячей воды и размер требуемой оплаты соответственно.

Формула № 10

P i одн = V i одн x T кр

  • V i од – количество горячей воды, которая была израсходована на общедомовые цели в многоквартирном доме и приходится на жилое или нежилое помещение за расчетный период;
  • T кр – стоимость горячего водоснабжения согласно законам РФ.

Формула № 15

V i одн.5 = N одн x S ои x (S i / S об)

  • N одн – норма расходования горячей воды, поданной за расчетный период и израсходованной на общедомовые цели в многоквартирном доме;
  • S i – совокупная площадь жилого и нежилого помещений в многоквартирном доме;
  • S об – совокупная площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
  • S ои – совокупная площадь общедомовых помещений в многоквартирном доме.

Образец вычислений

Норма потребления горячей воды на общедомовые цели в регионе равна 0,3 м 3 на 1м 2 . Совокупная площадь помещений, находящихся в общедомовом ведении, – 400 м 2 . Совокупная площадь всех жилых помещений данного многоквартирного дома равна 4 000 м 2 . Общая площадь одной квартиры – 45 м 2 . В данном регионе установлен оплата горячей воды в размере 90 руб. 00 коп. за 1 м 3 . Используя эти данные, получаем следующие вычисления:

0,3 х 400 х 45 / 4000 = 1,35 кубических метров 1,35 х 90 = 121,50 рублей

  • Расчет №2 – расчет ГВС дома, на котором установлен счетчик потребления горячей воды

Для расчета оплаты расхода ГВС применяются формулы №№ 10, 12, которые позволяют определить объем горячей воды и размер оплаты соответственно.

Формула № 12

Образец вычислений

Количество горячей воды, которое было израсходовано согласно общедомовому счетчику, равно 2 000 м 3 . Количество горячей воды, израсходованное во всех жилых помещениях по показаниям индивидуальных счетчиков, равно 1 200 м 3 . Количество горячего водоснабжения, израсходованного в тех квартирах, где нет индивидуальных счетчиков, равно 500 м 3 . Общая площадь квартир дома равняется 4 000 м 2 . Площадь одной квартиры равна 45 м 2 .

Стоимость 1м 3 горячей воды в рассматриваемом регионе с учетом интересов поставщика услуг равна 90 руб. 00 коп.

Исходя из выше указанных данных, расчет оплаты горячего водоснабжения на общедомовые цели выглядит следующим образом:

(2 000 - 1 200 - 500) х 45 / 4000 = 3,375 кубических метра 3,375 х 90,00 = 303,75 рублей

Резюмируя представленные примеры вычислений, следует сказать, что в случае отсутствия коллективного счетчика объем горячей воды для общедомовых потребностей будет определяться площадью помещений, находящихся в общедомовом владении, и тарифом на горячее водоснабжение.

Важно знать, что в случае обнаружения лишних кубометров горячей воды, общедомовой счетчик позволит разобраться в причинах этого явления. Если же такого счетчика нет, то найти причину возникновения излишков и повлиять на размер оплаты общедомового потребления горячей воды возможности не представляется.

  • Проверка счетчиков воды: периодичность и законодательное регулирование

Расчет нагрузки горячего водоснабжения

Расчет нагрузки горячего водоснабжения требуется производить, когда имеют место:

  • сокращение расчетных тепловых нагрузок;
  • уменьшение издержек на отопление;
  • согласование изменений состава теплопотребляющих установок (изменение числа отопительных приборов или разборка вентиляционной системы). Такое случается, если в помещении меняют тип вентиляции либо устанавливают тепловую завесу;
  • необходимость в подтверждении того, что новая тепловая нагрузка и расходование теплоэнергии подходят расчетным нормам;
  • планирование собственной системы отопления;
  • планирование индивидуального узла теплоподачи;
  • при необходимости корректного распределения тепловой нагрузки между субабонентами;
  • подсоединение к общей теплотрассе новых объектов (одиночных и/или комплексных сооружений);
  • подписание нового договора с поставщиком теплоэнергии;
  • необходимость конкретизировать тепловые нагрузки в нежилых помещениях для отдельных учреждений;
  • погашение организациями стоимости услуг расчетным способом (в случаях, когда невозможно установить счетчик);
  • безосновательное повышение расходования теплоэнергии фирмой-поставщиком или управляющей компанией.

Что касается прав потребителей в области расчета тепловой энергии на ГВС, то они зафиксированы:

  • во всех типовых договорах, заключенных относительно поставок теплоэнергоресурсов;
  • в приказе Министерства Регионального Развития Российской Федерации от 28 декабря 2009г. № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок».

Согласно этому документу, повторному рассмотрению договорных показателей должно предшествовать создание техотчета, в котором будет отражен расчет тепловых нагрузок, а также будут приведены аргументы необходимости скорректировать или сократить тепловую нагрузку на конкретный объект.

Помимо этого, приказ Министерства Регионального Развития РФ от 28.12.2009г. №610 разрешает внести коррективы в расчет тепла на горячее водоснабжение, отопление и вентиляцию в следующих случаях:

  • при проведении капремонта;
  • при восстановлении внутренних инженерных конструкций, направленных на уменьшение растрат энергоресурсов;
  • при усилении теплоизоляции конкретного объекта;
  • при проведении иных процедур, направленных на сохранение энергоресурсов.

Перед началом осуществления пересмотра тепловых нагрузок для находящихся в работе зданий и подсоединения к общей системе новых объектов требуется:

  • собрать всю имеющуюся информацию об объекте;
  • осуществить аудиторскую проверку энергосистемы объекта;
  • осуществить расчет тепловых нагрузок на горячее водоснабжение, отопление и вентиляцию на основании результатов проверки;
  • написать техотчет;
  • обсудить отчет с компанией-поставщиком теплоэнергоресурсов;
  • внести коррективы в имеющийся или подписать новый договор с компанией-поставщиком энергоресурсов.

Гидравлический расчет горячего водоснабжения

Главной целью гидравлического расчета горячего водоснабжения стоит назвать вычисление размеров (в частности, диаметра) труб, через которые осуществляется подача воды, и издержек от напора. Отправной величиной для осуществления таких вычислений принято считать секундный расход, принимающий во внимание значение остаточной циркуляции:

qh, сir = qh (1 + kсir), л/с,

в данном случае kсir - индекс остаточной циркуляции.

Чтобы вычислить этот параметр, требуется разделить секундный расход на циркуляционный внутри системы горячего водоснабжения. Формула будет выглядеть следующим образом:

kсir = f(qh/qсir).

В этой ситуации условия таковы, что kсir ≠ 0 лишь в самых первых частях трубопровода при том, что qh/qсir больше двух. Во всех остальных случаях kсir будет равен 0. Важным моментом является то, что гидравлический расчет составляется перед вычислением циркуляции. Этот факт подразумевает, что специалист вынужден выдвинуть гипотезу о параметрах соотношения qh/qсir (для жилых зданий обычно qh/qсir больше 2,0) и аргументировать ее.

Вычисление размеров затрат напора в водоразборных стояках, объединенных кольцующей перемычкой в секционные узлы, производится на основании расчетных расходов воды с индексом 0,7. За расчетный расход на кольцевых участках принято брать в качестве самого нижнего порога наибольший секундный расход для одного из устройств, который подлежит обслуживанию.

Что касается скорости движения воды в трубопроводе горячего водоснабжения, то она не должна превышать трех метров в секунду. Но при этом доказано, что скорость воды, превышающая полтора метра в секунду, является причиной возникновения шумов.

Для того чтобы рассчитать диаметр стояка при несовпадении сопротивления, за основу принято брать расчетный расход и напор у самого основания стояка. Если показатели сопротивления идентичны, за единую величину принимается диаметр крайнего стояка.

Для осуществления грамотного гидравлического расчета какой бы то ни было направленности требуется иметь представления об основных законах гидродинамики (среди прочего – уравнение Дарси-Вейсбаха). Но нужно быть готовым, что каждая область будет налагать свою специфику на осуществление гидравлического расчета (например, расчет в области горячего водоснабжения весьма типичен, что избавляет от необходимости вычислять затраты напора по отдельности).

Существует алгоритм для расчета потерь напора на участках системы горячего водоснабжения:

Н = i×l(1 + kl), мм,

где i - удельные линейные потери напора, мм/м; l - протяженность участка; kl - индекс, учитывающий потери напора в локальных сопротивлениях.

Показатели i берутся из соответствующих справочников.

Не стоит забывать, что возможны случаи, когда для осуществления горячего водоснабжения нагревают жесткую воду из трубопровода. Такая ситуация чревата появлением наростов внутри труб (т.н. соли жесткости). В этой ситуации для вычисления показателя i применяется номограмма.

  • Располагаемый и требуемый напоры в системах ГВС в режиме водоразбора

Напор, гарантированный на вводе и применяемый при необходимости для подачи воды для целей горячего водоснабжения, называется располагаемым. Другой вид напора – требуемый, характеризуется тем, что служит для прохождения сопротивлений гидравлики при подаче воды к максимально удаленному (дистанционно и по высоте) устройству.

Если взять в качестве примера закрытую систему горячего водоснабжения, то располагаемым напором будет напор холодного водопровода в месте соединения с горячим трубопроводом. А для вычисления требуемого напора применяется следующая формула:

Нтреб = Нпод + Нсч + Нвн + Нг + Нсв,

где Нпод – потери напора в подающих трубопроводах в режиме водоразбора; Нсч – потери напора в счетчике воды (водомере); Нвп – потери напора в водонагревателе; Нг – разность геодезических показателей максимально высоко расположенного прибора и места соединения системы горячего водоснабжения с холодным водопроводом; Нсв – свободный напор на устройстве ("на излив").

Для открытой системы подачи теплоресурсов, предполагающей разбор прямо из теплотрассы, располагаемым будет напор в обратном водопроводе теплотрассы в узле подсоединения системы горячего водоснабжения. Расчет требуемого напора (в условиях отсутствия водонагревателя) будет производиться таким образом:

Нтреб = Нпод + Нсч + Нг + Нсв,

где Нг определяется от конкретного места подсоединения к теплотрассе. В системах горячего водоснабжения, работающих по принципу самотека под воздействием толщи воды в аккумулирующих сосудах, за располагаемый напор берется непосредственно геодезическая разница между показателями уровня воды в таком сосуде и максимально высоко находящегося устройства. Расчет требуемого напора для этой ситуации выглядит так:

Нтреб = Нпод + Нсв

  • Технологии водоподготовки и схемы их применения в сфере ЖКХ

Перерасчет и расчет горячего водоснабжения

Статьей 542 Гражданского Кодекса РФ установлено, что качество предоставляемых энергоресурсов должно отвечать критериям, зафиксированным законом РФ, а также пунктам договора об осуществлении поставок энергоресурсов. Статья 538 Гражданского Кодекса РФ предписывает применять выше указанные правила к отношениям, возникающим при осуществлении поставок энергоресурсов, так как другой порядок действий законом не предусматривается.

Температуру горячей воды в узлах водоразбора регламентирует пункт 2.4 СанПиНа 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009г. № 20. Согласно этому документу t на выходе не должна выходить за пределы 60 - 75 °C. Предписания СанПина должны неукоснительно соблюдаться теми юрлицами, которые по роду занятий связаны с осуществлением и налаживанием работы магистрали горячего водоснабжения.

Подпункт «В» пункта 17 Правил заключения договоров по поставке энергоресурсов говорит о значимости в этой области такого показателя, как качество предоставляемых ресурсов, которое должно обеспечивать поддержание общедомового имущества на должном уровне. Коммунальные услуги должны оказываться гражданам в полном соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и условиями подсоединения многоквартирных домов и объединяющих их общих сетей инженерно-технического обеспечения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 20 Правил заключения договоров по поставке энергоресурсов).

Согласно п.5 прил.1 к Правилам предоставления коммунальных услуг качество коммунальных услуг в области горячего водоснабжения должно соответствовать следующим критериям: гарантировать соблюдение температурного режима в узле водоразбора согласно закону РФ о техническом урегулировании и положениям СанПина.

К обязанностям ремонтно-строительной организации, которая отвечает за подачу воды, относится обеспечение ее качества и нужной температуры (в промежутке от 60 до 75 °C), хотя закон РФ не дает строгих предписаний по этому вопросу. Компания-поставщик ответственна за то, чтобы теплоноситель дошел до граждан в надлежащем качестве. Если температурный показатель воды окажется меньше нижней границы, установленной нормативами (Постановление АС ЗСО от 12.10.2015 № Ф04-24751/2015 по делу № А45-19993/2014), граждане имеют право обратиться с исковым заявлением в суд, который обяжет ответчика (компанию-поставщика энергоресурсов) исправить допущенные нарушения.

Пункт 5 прил.1 к Правилам предоставления коммунальных услуг позволяет допустить отклонения от установленных законом температурных показателей. Так, отклонение от принятой температуры в ночное время с 00 ч. 00 мин. до 05 ч. 00 мин. может составлять 5°C; днем с 05 ч. 00 мин. до 00 ч. 00 мин. - 3 °C. Несмотря на существование таких оговорок, подобное положение не считается нормой. Решение ВС РФ от 31 мая 2013г. № АКПИ13-394 гласит, что подобные отклонения являются показателями предоставления услуг ненадлежащего качества.

Для того, чтобы в узлах водоразбора температура горячей воды равнялась 60 °C, на вводе в дом она должна быть на порядок выше. Однако, как уже было сказано, нет законодательных предписаний относительно именно этого показателя, поэтому в случае обращения в суд речь может идти только о том, что ремонтно-строительная компания должна обеспечить температуру воды на вводе в дом не меньше 60°C.

Когда управляющий МКД может подать на перерасчет стоимости горячей воды

Пункт 2 статьи 542 Гражданского Кодекса РФ предоставляет гражданам право отказаться от оплаты энергоресурсов неподобающего качества. Но и компании-поставщику разрешается потребовать от граждан в этом случае компенсацию энергопотерь.

Также существуют законодательные предписания, касающиеся изменения порядка оплаты потребленных энергоресурсов, если они были не соответствующего качества или подавались с перебоями, превышающими допустимый срок (подпункт «д» пункта 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Регламентируют порядок перерасчета оплаты Правила предоставления коммунальных услуг.

Действующее законодательство РФ признает безоговорочное преимущество системы контроля потребляемых ресурсов посредством установления счетчиков на пограничной территории между зоной ответственности компании-поставщика и собственностью граждан. Если на дом установлен счетчик и не было нареканий к его работе, то показатели этого прибора могут считаться доказательством поставки недостаточно качественной воды. Ремонтно-строительная организация должна предоставить опровергающие эту информацию доказательства, в противном случае должен быть произведен перерасчет оплаты израсходованных ресурсов (постановления АС УО от 11 января 2017г. № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015).

Подтверждает это положение и подпункт «В» пункта 111 Правил предоставления коммунальных услуг, который определяет дату и время начала предоставления некачественных услуг в соответствии с датой и временем, зафиксированными предназначенными для этого приборами (например, ОПУ, ИПУ и пр.). Более того, наличие счетчика и его показаний избавляет от процедуры подтверждения факта предоставления услуг несоответствующего качества согласно предписаниям раздела Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16 января 2017г. № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016).

В тех случаях, когда соответствующих измерительных приборов на здание не установлено, для подтверждения факта оказания некачественных услуг потребуется собрать ряд документов, а также следовать порядку действий, зафиксированному в разделе Х Правил предоставления коммунальных услуг:

  • зафиксировать сигнал гражданина в аварийно-диспетчерскую службу (пункты 105, 106, подпункт «б» пункта 111);
  • договориться с гражданином о сроках проверки предоставленной информации о нарушении, уведомить ремонтно-строительную организацию о том, что будет осуществлена проверка предоставляемой ею услуги в том случае, если поставщик не знает причин нарушения (п. 108);
  • осуществить проверку по сигналу потребителя, все данные полученные в ее ходе должны быть письменно зафиксированы по определенной форме (п. 109). Проверка предназначена для подтверждения нарушения в вопросе качества оказываемой услуги (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении) и выяснения его причин (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон, и тогда должно соблюдаться.

  • Тарифное регулирование водоснабжения: о негативных тенденциях

Как производится перерасчет горячего водоснабжения

Подпункт «Д» пункта 22 Правил заключения договоров о поставках ресурсов говорит, что перерасчет стоимости некачественно предоставленной услуги происходит в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Это подтверждается Решением ВС РФ № АКПИ13-394, гласящем, что, если нет дополнительных документов, которые фиксируют порядок проведения перерасчета, представитель граждан, проживающих в многоквартирном доме, может претендовать на снижение платы за оказание услуг с нарушением их качества согласно требованиям СанПина. Причем перерасчет должен производиться таким же образом, что и перерасчет для непосредственных потребителей (постановления АС ЦО от 29 февраля 2016г. № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Пункт 101 Правил предоставления коммунальных услуг предписывает снижать плату за ГВС за расчетный период на совокупный размер оплаты за весь период предоставления некачественных услуг в оговоренных в документах случаях (см. прил. 1 и 2 Правил предоставления коммунальных услуг).

Определить суммарную стоимость услуг с нарушением качества можно, умножив стоимость услуги за весь расчетный период (прил. 2 Правил предоставления коммунальных услуг) на отношение длительности оказания некачественной услуги внутри этого периода к общей длительности оказания коммунальной услуги за расчетный период.

Для расчетов оплаты коммунальных услуг за ГВС используются следующие величины:

Рi – величина оплаты за оказанную коммунальную услугу за расчетный период (согласно прил. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг);

Δ – совокупная величина оплаты за все дни оказания некачественной услуги (или сумма, на которую должно быть произведено уменьшение оплаты за расчетный период);

t – длительность оказания некачественной услуги внутри одного расчетного периода.

Продолжительность расчетного периода определяется всей длительностью оказания поставки энергоресурсов в соответствии с принципами о постоянстве и безостановочности этого процесса. Исходя из описанных ранее правил осуществления расчета оплаты (абзац 2 пункта 101 Правил предоставления коммунальных услуг), можно составить следующую формулу (приняв, что месяц состоит из 31 дня):

Δ = Рi х t / 31 дн.

Снижение оплаты за нарушение температурного режима происходит по следующему принципу: оплата уменьшается на 0,1% за каждые 3°C, отличные от нормы (приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг) и за каждый час в совокупности на протяжении всего расчетного периода в соответствии с разделом IX Правил предоставления коммунальных услуг. Если температура горячей воды опускается ниже 40 °C, то каждый час оказания услуги подобным образом в совокупности за весь расчетный период оплачивается по тарифу оплаты за пользование холодной водой.

Вычисления базируются на следующих параметрах:

  • величина оплаты соответствующей услуги за расчетный период, внутри которого зафиксированы сбои в организации горячего водоснабжения (Рi1);
  • величина, на которую производится уменьшение оплаты услуги (в %), изменяется в зависимости от колебаний температуры воды: - 0,1% за каждые 3 °C;
  • длительность оказания услуги с нарушениями качества в совокупности за весь расчетный период, выраженная в часах, (t1) и с учетом правила раздела IX уже упомянутых правил.

Взяв за основу всю обозначенную выше информацию, расчет суммы снижения платы осуществляется по следующему алгоритму:

Δ = Рi1 х % х t1

Положение пункта 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг позволяет применить именно эту формулу, несмотря на предписания пункта 101 тех же Правил.

К сожалению, в приведенных ранее определениях присутствуют шероховатости, которые вызывают многочисленные споры и даже приводят к подаче исковых заявлений. В основном недопонимание связано с двумя величинами, первая из которых (Рi1) помогает определить размер сокращения оплаты. Согласно пункту 5 прил. 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг эта оплата характеризуется как оплата за расчетный период, внутри которого были допущены температурные нарушения. Однако стоит более подробно рассмотреть понятие расчетного периода и очертить его рамки.

Пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг говорит о расчетном периоде как промежутке времени равном одному календарному месяцу. Это подтверждается вычислениями в Письме Минрегиона РФ от 04 июня 2007г. № 10611-ЮТ/07. Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Следует сказать, что определения из действующих Правил предоставления коммунальных услуг совпадают по смыслу с формулировками, уже прекратившими свое значение в виде критериев деятельности в рассматриваемой части (пункт 5 приложения 1).

Пункт 101 Правил предоставления коммунальных услуг гласит, что оплата услуг за расчетный период, равный месяцу, подлежит сокращению на совокупный размер оплаты за каждый период оказания услуг с нарушениями, равный одному дню. Таким образом, предстоит высчитать стоимость оказания некачественной услуги за 1 день.

Решение ВС РФ № АКПИ13-394 постановляет, что пункт 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг фиксирует такое изменение правил оплаты коммунальной услуги недостаточного качества, при котором нет возможности вообще не осуществлять оплаты за поставляемую воду с нарушением качества. Если взять за значение параметра Рi1 величину оплаты за месяц, то даже в случае непродолжительных и несерьезных нарушений величина сокращения оплаты очень быстро приблизится к этому показателю, и гражданина должно будет освободить от оплаты услуги по снабжению горячей водой за рассматриваемый месяц. Основываясь на этом тезисе, зачастую судьи отклоняют исковые заявления управляющих многоквартирными домами, предоставивших расчеты размера оплаты с учетом размера оплаты за месяц.

Так, Постановление АС ВВО от 14 октября 2016г. № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 говорит о том, что разработанная система оплаты за период некачественной реализации услуги подачи воды, при которой степень уменьшения размера оплаты за подачу горячей воды считается совокупно за расчетный месяц, подразумевает возможность не оплачивать израсходованный некачественный ресурс, однако, это неправильно. Если взять случай, при котором температура поданной потребителям воды была ниже нормы на 18°C непрерывно на протяжении 9-ти дней, то по такой системе расчета оплата горячей воды за месяц составит 00 руб. 00 коп. Более подробно изучив пункт 101 Правил предоставления коммунальных услуг, можно понять, что расчетным периодом оказания услуги с нарушением качества нужно считать 1 день, что подтверждается мнением многих представителей судейской коллегии (смотрите постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Однако в некоторых случаях судьи принимают другую сторону и признают правомерность расчета размера оплаты с расчетным периодом в один месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

В качестве возможного выхода управляющие многоквартирным домом могут запросить в Министерстве строительства документальное подтверждение объективному порядку расчета снижения оплаты за горячее водоснабжение несоответствующего качества, которое можно использовать в суде в качестве доказательной базы. Однако суд имеет право не принимать этот документ в качестве доказательства, обосновав свою позицию тем, что предложенные документы не имеют статус нормативных актов.

В том случае, когда за основу берется размер оплаты за один день и на доме установлен счетчик, правильнее вести расчеты, исходя из реального количества израсходованной за сутки воды, которое было зафиксировано прибором. Если счетчика нет, то вычисления проводятся посредством формулы, которая требует разделить общий объем учтенного и поставленного в дом ресурса на количество дней в месяце.

Пункт 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг предписывает снижать размер оплаты за горячую воду на 0,1% за каждые 3 °C нарушения нормы. Также здесь вводятся следующие критерии: возможно отклонение от температурных норм на 5°C ночью и на 3 °C днем. Таким образом, точная трактовка этого предписания подразумевает, что оплата израсходованной горячей воды не должна быть снижена, если ее температура в ночное время не опускалась за пределы 55 °C и ниже 57 °C днем. Однако, если температура продолжит падать относительно уже сниженных показателей, то за каждые последующие 3°C (т.е до 54 °C) оплата будет сокращаться на 0,1% каждый час (при 51°C – 0,2% и т.д.). Такой подход нашел поддержку и среди представителей арбитража (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Но Решение ВС РФ № АКПИ13-394 говорит о том, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, на деле обозначает внесение коррективов в санитарно-эпидемиологические нормы, регламентирующие уровень качества горячей воды, направленные на соблюдение противоэпидемических мероприятий. Подобная ситуация вступает в конфликт с уже упомянутыми законодательными нормами и требует признания этой нормы недействительной в данном контексте. Таким образом, мы возвращаемся к тому, что любое отклонение от прописанных норм будет приравнено к нарушениям качества оказания услуги. Обсуждаемые критерии продолжают действовать в вопросах условий и порядка изменения размера оплаты. Исходя из этого, можно сделать вывод, что процент 0,1% снижения оплаты за пользование горячей водой несоответствующего качества должен быть начислен за любое нарушение температурного режима (начиная с 57°C днем и 55°C ночью). В согласовании с документальной базой такой подход выглядит более правильны. Он также находит поддержку в судебной системе.

Руководствуясь этими соображениями, управляющие многоквартирными домами должны подкреплять свою позицию расчетом, который сулит большую выгоду, и строить свою линию на том, что нельзя допускать никаких отклонений от температурных норм.

Также существует нюанс, связанный с тем, возможно ли высчитывать точный размер снижения оплаты, если отклонение от нормы не совпадает с прописанным в нормативах «шагом». Существует точка зрения, рекомендующая вести вычисления снижения размера оплаты с учетом десятых долей в том случае, если температура опустится менее, чем на 3°C. Можно привести пример, когда температура воды в дневное время опустилась до 55°C. В этом случае возможно посчитать, что процент снижения оплаты стоимости услуги будет равен 0,167% (5/3 х 0,1%). Однако встает вопрос о правомерности подобных вычислений. Пункт 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не позволяет нам сказать, что это правильное решение. Мы помним, что за каждые 3°C оплата снижается на 0,1%, это позволяет вывести некую закономерность.

Именно такой способ осуществления расчета приводится в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А Постановление АС УО от 28 октября 2016г. № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 подчеркивает, что расчет УК неверно, т.к. принимает во внимание десятые доли градуса.

  • Обзор судебной практики по жалобам на качество воды, поступающей в МКД

Мнение эксперта

Зачем контролировать качество горячей воды

А.Н. Соколова,

налоговый юрист

Действительность такова, что непосредственные потребители горячего водоснабжения (рядовые граждане, школы, детские сады и прочие организации) не могут с технической точки зрения с использованием необходимого оборудования осуществлять контроль за качеством горячей воды, определять такие ее характеристики, как цвет, замутненность, количество содержащегося в воде железа и др. веществ и пр. Также, далеко не каждый может обратиться за юридической консультацией. Все это подразумевает, что производители и поставщики теплоэнергоресурсов должны подходить к своим обязанностям со всей ответственностью.

Подобная позиция проявляется и в осуществлении строгого контроля за качеством оказываемых услуг, в оперативном устранении выявленных нарушений и осуществлении правильного расчета граждан за предоставляемые услуги в данном случае. Такой результат может быть достигнут в том случае, если все стороны процесса обеспечения населения и других субъектов теплоэнергией направят свои усилия на контроль за качеством предоставляемых услуг. Важно, чтобы ответственные за предоставление энергоресурсов организации в вопросе оплаты услуг руководствовались буквой закона и не настаивали на выплатах за случаи нарушения качества. Их действия должны базироваться на следующих нормативных актах:

  • п. 2 ст. 542 ГК РФ - для организаций, занимающихся поставкой энергоресурсов;
  • Правила предоставления коммунальных услуг - для управляющих компаний.

Если не придерживаться данных норм, то очень сложно будет добиться от компаний-поставщиков должных мер по устранению возможных нарушений в процессе снабжения энергоресурсами. Нарушения правил оказания услуг в этой сфере и осуществление неправильного расчета населения за предоставляемые некачественные ресурсы не позволяет оптимизировать положение дел в этой сфере во многих населенных пунктах.

Разъяснения по порядку перерасчета платы за предоставление некачественных коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению

ГЖИ Кемеровской области разъясняет жителям порядок перерасчета платы за предоставление некачественных коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

КАКИМ НОРМАТИВАМ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ КАЧЕСТВО КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ?

Согласно правилам и нормам предоставления коммунальных услуг, они должны предоставляться потребителям в необходимых объемах и надлежащего качества. В противном случае размер платы за ту или иную коммунальную услугу подлежит уменьшению.

По отоплению температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже +20 °C (в угловых комнатах — +22 °C). При этом допустимое превышение нормативной температуры — не более чем на 4 °C, допустимое снижение нормативной температуры в дневное время не допускается, в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более чем 3 °C.

По горячей воде температура в местах водоразбора должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) допускается не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C.

НА СКОЛЬКО МОЖНО СНИЗИТЬ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Если температура подаваемой горячей воды отличается от указанной, или температура воздуха в жилом помещении не соответствует нормативам, то это считается услугой ненадлежащего качества.

Согласно закону, за каждый час и градус отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15 % (k=0,0015).

Что касается горячего водоснабжения, то за каждый час и за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,1 % (k=0,001).

А в случае, если температура горячей воды в точке разбора ниже 40 °C, то за каждый час такой её подачи оплата потребленной воды должна производиться по тарифу за холодное водоснабжение.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПЕРЕРАСЧЕТА ОПЛАТЫ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Важно понимать, что перерасчёты за некачественно оказанные коммунальные услуги, производятся только при соблюдении всех требований законодательства по порядку установления факта предоставления таких услуг. Так, в первую очередь жителям следует обратиться к поставщику коммунальных услуг – это может быть ресурсоснабжающая организация либо управляющая компания. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги можно передать письменно в форме заявления () или устно, оно должно быть зарегистрировано аварийно-диспетчерской службой организации. В течение двух часов с момента получения обращения её сотрудники обязаны провести обследование жилого помещения и произвести температурные замеры, результаты которых должны быть занесены в специальный акт установленного образца. Он составляется в нескольких экземплярах по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, один из актов передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя.

Если поставщик коммунальных услуг отказывает собственникам, оформить документ они могут самостоятельно. В таком случае акт подписывается двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома и передается в управляющую компанию.

Вместе с актом, свидетельствующим о несоответствии температурного режима нормативным показателям, собственнику необходимо заполнить заявление с требованием о перерасчёте за некачественно оказанную коммунальную услугу (). Таким образом, эти два документа являются основанием для уменьшения размера платы за отопление.

Чтобы определить период перерасчёта, после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗВОДИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ?

Чтобы определить температуру в помещении, ее замеряют на внутренней стене каждой комнаты на расстоянии одного метра от наружной стены и полутора метров от пола.

Диапазон измерения и допустимая погрешность измерительных приборов должны соответствовать требованиям в соответствии с которыми предельное отклонение составляет 0,1 °С. В противном случае, при измерении бытовым термометром погрешность измерения такого прибора в 1-2°С может привести к ситуации, при которой «перегрев» при его наличии не выявится, соответственно последствий в виде перерасчета не наступит.

ПРИМЕР ПЕРЕРАСЧЁТА ОПЛАТЫ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОТОПЛЕНИЮ

Площадь квартиры – 54м2;
Норматив потребления — 0,017925Гкал/м2;
Стоимость 1Гкал – 703,38 руб. /м2;
Кол-во дней в месяце -30 дн. ;
Кол-во дней, когда температура превышала норму – 7дн.;

Отклонение температуры от нормы и предельно допустимых отклонений — на 3 градуса (температура в квартире 27°C при допустимых показателях в 24°C);

Снижение за каждый градус и каждый час когда произошло нарушение составляет – 0,15% (0,0015).

1. Стоимость за отопление в месяц составит: 54м2 х 0,017925 Гкал/м2 х 703,38 руб. = 680,84 руб.;
2. Начисление за период, в котором было установлено нарушение 680,84 руб/30 дн. х 7дн. = 158,86 руб.;
3. 3℃ х 0,0015 х 7 дн. х 24 час. х 158,86 руб. = 120,1 руб.;
Сумма к оплате: 680,84 руб. — 120,1 руб. = 560,74руб.

Таким образом, платеж в данной ситуации будет снижен на 18%

Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.

На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.

Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.

Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.

Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.

Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.

Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!

Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».

Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.

А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!

А что по этому поводу говорят Правила 354?

Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».

Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.

А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению - 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению - 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению - 24 часа в месяц (суммарно).

Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.

И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:

Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 - 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».

А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость - разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.

Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.

Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью ):

« 98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».

Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!

Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт ! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!

Тут же возникает вопрос - а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги ».

Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?

На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.

Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.

А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.

Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:

1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям , независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги

продолжение темы перерасчётов

Цифры в квитанции по оплате коммунальных услуг не всегда отражают реальный расход воды. Иногда управляющая компания корректирует сумму в большую сторону по итогам поверки счетчиков. Иногда причина в том, что жилец неправильно передал показания или в банальной ошибке коммунальщиков. Чтобы сделать перерасчет за воду по счетчику, надо сначала определить основания для снижения суммы.

В квартире стоит счетчик, но УК начисляет плату по норме: причины и алгоритм действий

Основной нормативный акт, регулирующий порядок предоставления и расчёта платы за коммунальные услуги, — Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в котором содержатся «Правила предоставления коммунальных услуг» (далее будем называть их Правила 354). Почему УК может начислять плату за воду по норме, а не по установленному счетчику?

  1. В пункте 59 «Правил…» упоминается, что такая ситуация может возникнуть в случае, если прибор учета воды в нужное время не пройдет поверку. Показания водосчетчиков с истекшим сроком межповерочного интервала не учитываются. В таком случае оплата за коммунальную услугу (в первые 3 месяца) начисляется по количеству среднего потребления за предыдущий период. Длительность этого периода — 6 месяцев до окончания сроков поверки.
  2. Еще одно основание — повреждение пломб на счетчике. В таком случае придется уплатить штраф 200 руб. Если будет выявлено, что повреждения — это следствие незаконного подключения и использования магнитов, то это уже уголовное преступление, и штраф может быть увеличен до 300 тыс. рублей.
  3. Другая причина — неверно переданные данные показаний в ресурсоснабжающую компанию. Это самая безобидная причина, и ситуацию легко исправить.

В чем бы ни заключалась проблема, главное помнить, что перерасчет делается строго после поверки счетчиков воды. Когда будет установлено, что счетчик исправен и срок поверки не истек, будут приниматься меры по перерасчету. В конечном итоге корректировка суммы производится в двух случаях:

  • на основании акта обследования (поверки) прибора учета или протокола;
  • по личной инициативе потребителя. В таком случае необходимо написать официальное заявление в УК.

Если плата продолжает начисляться по норме без учета счетчиков, придется следовать инструкции для второго случая. Последовательность действий при таких обстоятельствах:

  1. Убедиться, что срок для поверки приборов не истек. Для этого достаточно заглянуть в паспорт счетчика. Именно там производитель указывает межповерочный интервал. Если документы утеряны, то обратиться следует за нужной информацией в управляющую компанию. Также можно составить официальный запрос и восстановить паспорт у производителя (обычно это платная услуга и не во всех случаях она оказывается).
  2. После того, как выяснится, что поверка приборам учета воды не требуется, можно переходить к следующему шагу. Для этого необходимо вызвать специалистов из управляющей компании и оформить акт. В нем должно быть зафиксировано точное показание приборов.
  3. Зарегистрировать официальное заявление. К нему же приложить документы, полученные после осмотра счетчиков специалистами. Он же будет подтверждением того, что прибор учета не нуждается в поверке и находится в нормальном состоянии.
  4. Подать заявление в расчетный отдел управляющей компании.

Заявление должно быть рассмотрено в течение пяти рабочих дней. При положительном исходе будет осуществлен перерасчет суммы за коммунальные услуги. Та часть, которая была переплачена, перейдет в счет будущего платежа.

Заявление на перерасчет будет одобрено только если не истек срок поверки и не повреждены пломбы. В противоположном случае придется приводить в порядок прибор учета или же менять его.

Что делать, если вы не согласны с коммунальным счетом за воду

В соответствии с п. 42 Правил 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оcнащенном индивидуальным прибором учёта (то есть счетчиком), за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется, исходя из его показаний.

Коммунальщики насчитали больше, чем показывает водосчетчик

Если в выставленной квитанции количество использованной воды превышает показания прибора учёта, порядок действий будет следующий:

  1. Надо обратиться в коммунальную компанию и сообщить о разнице данных в квитанции и фактическими показаниями по счётчику. В некоторых случаях достаточно предоставить фотографии прибора учёта, позволяющей рассмотреть визуальные опознавательные знаки прибора (пломба, наименование, номер), а также установить его целостность.
  2. Вызвать специалистов ресурсоснабжающей компании на дом, чтобы они осмотрели прибор учёта, составили акт, который послужит основанием для дальнейших корректировок в расчётах.
  3. Поставщик коммунальной услуги должен сделать перерасчет (в соответствии с п. 61 Правил 354). В результате абоненту должны либо скорректировать размер оплаты, либо учесть сумму, образовавшуюся от переплаты за воду, при оплате следующих периодов. Сумма перерасчёта должна быть отражена в квитанции, которая поступит в адрес абонента.

Были переданы неправильные показания

В ситуации, когда абонент передает ошибочные показания по счётчику, следует поступить следующим образом:

  1. Если неверные показания были переданы один раз, следует любым из возможных способов передать либо сообщить верные данные, при этом информировать представителей коммунальнойорганизации об ошибке.
  2. Если ошибочные показания передавались на протяжении нескольких периодов, потребуется вызвать на дом представителей ресурсоснабжающей компании, чтобы они осмотрели прибор учёта и оформили акт.
  3. Коммунальщики произведут перерасчёт размера платы, исходя из снятых в ходе проверки показаний счетчика. Переплаченные денежные средства также будут учтены в счёт оплаты будущих периодов.

Некачественные услуги

Если потребителю предоставляется некачественная коммунальная услуга, потребитель также вправе требовать пересчёта платы. Например, в ситуации, когда из-за аварии в доме долго не было воды. В соответствии с государственными СанПиНами, определена продолжительность в перерыве предоставления коммунального ресурса, а также требования к постоянному составу и давлению в системе водоснабжения.

При нарушении этих показателей размер платы за воду за расчётный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от необходимости оплаты такой услуги (п.98 Правил 354).

Алгоритм действий будет следующий:

  1. Обращение с соответствующим заявлением о предоставлении некачественной услуги и требованием проведения перерасчёта.
  2. Ожидание получения уведомления от ресурсоснабжающей организации о принятых мерах, а также необходимости участия при проведении расследования причин, при наличии которых возникла ситуация предоставления некачественного ресурса.
  3. Получение результатов расследования на руки, с указанием всех произведённых действий, принятых мер, а также рекомендаций.
  4. Ожидание проведения перерасчёта.

В некоторых случаях может понадобиться повторная подача заявления о пересчёте суммы к оплате, всё зависит от документооборота конкретной коммунальной компании.

Следующая ситуация, в которой возможен перерасчёт – несоответствие горячей воды установленным нормам. В этой ситуации следует руководствоваться разделом п. 5,6,7 раздела II Приложения 1 правил 354. Порядок действий будет аналогичен вышеуказанным.

Ремонт сетей

Ситуация с ремонтом сетей неоднозначна, поскольку требовать пересчёта суммы к оплатеможно будет только в случае, если нарушены положения Приложения №1 Правил 354, а именно:

  • при авариях перерыв в подаче воды составляет более 8 часов в сумме за один месяц;
  • перерыв составляет более 4 часов подряд при подаче холодной воды и более 24 часов при отсутствии горячей воды.
  • При плановой опрессовке продолжительность отключения горячей воды – не более 14 суток за год, а потребители должны быть оповещены за 10 дней до отключения.

При нарушении сроков плата снижается на 0.15% за каждый час превышения.
Если стоят водосчетчики, плата за отсутствующее ГВС или ХВС в любом случае начисляться не будет. Поэтому и права требовать перерасчет нет: за не оказанную услугу вы в любом случае не платите.

Что делать, если отказывают в перерасчёте платы за воду

Случаи отказа в проведении перерасчёта не редкость. Очень часто коммунальные компании необоснованно игнорируют необходимость перерасчёта.

Для доказательства своей правоты требуется получить официальный отказ со стороны поставщика ресурса, содержащего в себе причины и основания. Далее, с полученной бумагой и имеющимися документами можно обратиться за защитой своих прав в следующие государственные инстанции:

  1. Государственная жилищная инспекция РФ.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Прокуратура РФ.

В обосновании своей правоты потребуется приложить все обосновывающие бумаги и произведённые расчёты. Результатом обращения будет являться расследование, инициированное госорганом, а также решение, принятое по его итогу.

Если же получить бумагу с отказом в перерасчёте не удаётся, либо коммунальщики просто игнорируют получение заявления от потребителя, в жалобе в надзорный орган можно будет указать эти сведения, а также добавить, что перерасчёт не производится немотивированно и необоснованно.

Заключительной инстанцией, куда можно обратиться за защитой своих прав, будет суд. Однако подача искового заявления туда уже должна происходить по нормам, установленным действующим ГПК РФ. Судебная практика на этот счёт довольно обширна и очень часто суды обязывают компании произвести перерасчёт.

Образцы заявлений

Сам факт того, что счетчик на воду стоит в квартире, не всегда гарантирует оплату по его данным. На это влияет ряд причин, с которыми может столкнуться потребитель. В таких обстоятельствах главное не переживать и действовать согласно представленному алгоритму. Проблему можно быстро и успешно решить.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!

Loading...Loading...