Повелевает у кого сила а т. Всем молодым писателям посвящается

Деян.3:1-8 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

Как многие из вас оказываясь в подобной ситуации, поступали именно так, как поступили Апостолы? Чаще всего мы проходим мимо таких людей или ограничиваемся подаянием. И это не плохо. Но лучше будет, если вы не дадите им, ни копейки. Вы слышите? Лучше будет, если вы не дадите им ни копейки, но дадите им исцеление? Как хромой встанет на ноги и прославит Бога, если кто-то не подойдет и не помолится за него? Эта власть дана только христианам – тебе и мне. Бог не разрешает это делать целителям, экстрасенсам и знахарям. Они делают это не законно, и Бог наказывает их за то, что они делают это. Но христианам выдана «небесная лицензия» исцелять, освобождать и разрушать дела дьявола именем Иисуса.

Почему хромой при дверях храма был исцелен?

Деян.4:9-10 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея , Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав .

Петр и Иоанн не планировали исцелить этого больного, они просто шли в храм для молитвы. Хромой также не ожидал от них исцеления, он просил подаяния. Он вообще не знал их, потому и просил денег. Если бы он знал, что они могут исцелить, хромой попросил бы их об исцелении. Петр же приказал этому хромому встать и ходить во имя Иисуса Христа. Тот встал и пошел. Как сам Петр сказал после этого - немощный исцелен именем Иисуса Христа. Петр просто применил власть имени Иисуса и чудо произошло.

Почему мы не применяем власть имени Иисуса подобным образом?

С душевной точки зрения – это обыкновенная лень. С духовной точки зрения - это страх, незнание и неверие. Если все это соединить вместе, то мы получим образ современного христианина: ленивый, боящийся, не знающий не верящий.

Почему же мы боимся? Потому что мы не хотим рисковать своим авторитетом, если произойдет неудача. « Что обо мне скажут люди… ». Иона убегал от Бога, потому что знал, что обстоятельства могут измениться, и жители Ниневии могут объявить его лжепророком.

Ион.4:3 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис , ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.

Почему мы живем в непонимании? Потому что слушаем мнение других, а писаний не знаем. Очень часто писание говорит одно, а люди дают свои комментарии писания. Неясность в том, что делать и как делать блокирует нашу веру. Непонимание писаний и силы Божьей держит нас в заблуждении.

Матф.22:29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией .

Откуда берется неверие? Неверие рождается из-за плохого опыта. Некоторые видели неудачу других в этой сфере или сами пережили неудачный опыт, и их вера превратилась в неверие.

Мар.9:24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию .

Семь ключей к служению в силе и власти имени Иисуса

1. Верьте во власть Его имени . Верьте в то, что имя Иисуса обладает абсолютной властью не зависимо от того принимает это кто-то или нет.

Фил.2:9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ...

Что Бог положил под ноги Иисуса? Bce! Это включает сатану, бесов, злых духов, грех, болезни, нищету, немощи. Мы - Тело Христа на земле, а это значит, что это все было положено и под наши ноги тоже. Нельзя отделить имя человека от его личности. Имя Иисуса приводит в состояние готовности все воинство небесное! Небо обязано подчиняться авторитету и защищать репутацию этого имени! Христианину дана власть действовать от этого имени во всех ситуациях.

2. Верьте в свою власть . Мы не должны сомневаться, что мы можем пользоваться этой властью. Иисус лично дал нам право пользоваться Его властью, Его именем, чтобы врачевать болезни и изгонять бесов.

Мар.16:17-18 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Наша власть над дьяволом не зависит от того, как долго мы молимся или постимся, но нам нужно знать, кто мы во Христе. Мы должны смелее применять Имя Иисуса, потому что оно действует намного сильнее, чем мы даже догадываемся об этом.

Пример . На служение пришел Мусульманин и он никогда прежде не был в Христианской церкви. Когда был призыв пастора, приносить для помазания платки и пояса, он не думал не о каких друзьях или родственниках, кто были больны; однако, не желая пропускать благословение, он вытащил свой носовой платок тоже. После служения он пошел домой к себе в деревню. Спустя некоторое время одна пара из его деревни пришла к нему, говоря, что их 9 летняя дочь умерла. Он пошел вместе с ними туда, где тело было вымыто и подготовлено к похоронам, и утешал присутствующих на похоронах. Потом он вспомнил про носовой платок, и возвратился домой, чтобы взять его. Когда он положил этот носовой платок на девочку, и сказал ей исцелиться от имени Иисуса, как он вспомнил учили в церкви, она возвратилась к жизни! Старейшины деревни собрались и решили, что даже при том, что вся деревня была Мусульманской сотни лет, они теперь обратятся в Христианство.

3. Верьте в Божье слово . Чем больше люди дают разных советов относительно исцеления, тем больше будет в нашей голове путаницы относительно истины об исцелении. Сделайте слово Божье стандартом для вашей жизни и сфокусируйте свою веру только на том, что сказано в Слове. Очень часто люди у кого нет исцелений, начинают учить других, почему исцеления не происходят сегодня. Вместо этого нужно пойти к людям у кого есть исцеления, и спросить, почему исцеления происходят сегодня.

Пример . Когда-то Джона Доуи спросили: «Ваше мнение о слове Божьем». Мне все равно, что вы думаете о покаянии. Я говорю, «Бог повелевает всем людям всюду, покаяться ». Мне все равно, что вы думаете о докторах. Слово Божье говорит, «Я - Бог целитель твой ». Мне все равно, что вы думаете о том, изменился ли Бог или нет. Библия говорит, «Я - Бог, и Я не изменяюсь». Один из даров - дар исцеления, и ваше мнение не берется в расчет.

4. Применяйте Его имя . Многие христиане привыкают к страданиям и расценивают их как неотъемлемую часть своей жизни. Но не все страдания приходят от Бога. Страдания, которые пришли от Бога будут кратковременны, но с демоническими страданиями нам не нужно смиряться, но нужно противостоять им и разрушать их.

1Пет.5:10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем , да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.

Если вы заболели, используйте имя Иисуса раньше, чем вы пойдете в аптеку или к врачу. Против всякого рода зла используйте авторитет и власть имени Иисуса и не спешите соглашаться с симптомами болезни и диагнозами врачей.

Пример . Секретарь одного евангелиста заболела, и тот приехал навестить ее. У двери его встретила жена одного из служителей. Она сказала: «Вы опоздали. Она умерла». Когда он зашел в дом, то увидел священника, выходившего из ее комнаты. Он сказал: «Она давно уже не дышит». Евангелист подошел к кровати, на которой лежала молодая женщина, и, глядя на нее, вспомнил, как всемогущий Бог три года тому назад чудесным образом спас ее от смерти, восстановив все ее женские органы, удаленные во время операции. Он вспомнил, как она вышла замуж, забеременела и родила ребенка. От этих мыслей его сердце возгорелось! Он поднял женщину с подушки и воззвал к Господу. Он просил Господа послать молнии с небес, чтобы они испепелили власть смерти и освободили ее. Он приказал ее духу вернуться в тело. И он вернулся через 23 минуты после того, как она перестала дышать!

5. Приказывайте с властью . Когда во время служения мы изгоняем демонов, мы не возлагаем рук на человека и не молимся Богу о том, чтобы Он изгнал бесов. Вместо этого МЫ ПОВЕЛЕВАЕМ им именем Иисуса оставить человека. Если Иисусу приходилось ПОВЕЛЕВАТЬ бесам уйти, нам тем более нужно делать это.

Лук.4:36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Речь не в громкости слов и не в криках, а во власти, заложенной в наших словах. В одном случае ты произносишь только еврейское имя, которых много на земле, в другом случае, ты говоришь от имени самого Господа Иисуса. Духовный мир чувствует, с властью мы молимся или нет. Соответственно и результат.

Пример . Смит Виглсворт пришел в дом, где была мертвая женщина. Он сказал: выйдете из комнаты. Они вышли. Он подошел к этой женщине, которая лежала в одежде мертвого человека. Он взял ее, поднял, приставил к стене и закричал всем голосом: Вернись!!! Женщина стала трястись. Она сказала: Где это я? Ты здесь. На мне эта одежда ужасная. Ты была мертва, я тебя воскресил. Приготовь мне кофе, я пить хочу. Дети и муж были счастливы, мама дома. Она сварила кофе и сказала: Я была мертва. Я была счастлива, я была с Иисусом. Я ходила по улицам, там было так красиво. Иисус ходил со мной, он показал мне все прекрасные вещи на небесах. И внезапно мы слышали по всем небесам: Вернись!!! Иисус сказал: Извини, но тебе нужно вернуться. Это Смит зовет.

Не слушайте мнения людей и не смотрите на обстоятельства, но опирайтесь на авторитет слова Божьего и действуйте со смелостью, дерзновением и властью.

6. Не останавливайтесь . Если что-то у тебя не получилось, ты не проиграл. Если кто-то не исцелился, это еще не конец войны. Возможно, ты просто промахнулся. Продолжай стрелять, пока не попадешь в цель. Бес посмеялся над тобой и не ушел, но это не конец. Заставь его замолчать и дай ему хорошей «трепки». Если у вас, что-то и не получилось, это не означает, что власть имени Иисуса уменьшилась. Его власть не зависит от твоих побед или поражений. Ты не можешь брать на себя ответственность за тех, кто не исцелился и не освободился. Перестань заботиться о своем авторитете, когда дело касается не твоей силы и не твоей власти, а Его имени.

7. Не произносите имя Господа напрасно . Враг постоянно обесценивает имя Господа в этом мире и люди произносят его, где попало: в быту, на работе, во время ругательств и т.п. Интересно, что люди не используют имена Будды, Кришны или Мухаммеда, но именно Бога, Господа и Иисуса. Это стратегия дьявола обесчестить святое имя, потому что оно имеет власть и силу. В имени Господа заключена огромная сила, к которой следует относиться с благоговением. Небеса приходят в движение, когда призывается имя Господа Иисуса.

Пример . Однажды один пастор вместе со своим маленьким сыном проезжал перекресток двух дорог. Не зная о том, что дверца с той стороны, где сидел малыш, плохо закрыта, он сделал резкий поворот. Так случилось, что ребенок не был пристегнут ремнем безопасности. Дверь открылась, мальчик выкатился на середину перекрестка. И последнее, что увидел мой друг, были колеса машины, которые на огромной скорости мчались по направлению к его сыну. Он успел лишь крикнуть «ИИСУС!» Остановив машину, он подбежал к ребенку, и тот чудесным образом оказался совершенно невредимым. Но мужчина, который остановил автомобиль в полуметре от малыша, находился в явной истерике. Мой друг подошел к нему и попытался успокоить водителя. - Не расстраивайтесь! - сказал он ему. - С моим сыном все в порядке. Не следует беспокоиться, благодарите Бога за то, что вам удалось остановиться! - Вы ничего не понимаете! - ответил водитель. - Я и не прикасался к тормозам!

Присмотритесь к своей жизни и к тому, что вы говорите. Попросите Святого Духа указать Вам моменты, когда вы произносите имя Господа напрасно. Есть границы, которые указал сам Господь относительно применения Его имени.

  • Изгонять бесов Его именем (Мар.16:17-18)
  • Исцелять во имя Его (Деян.14:10)
  • Просить во имя Его (Иоан.14:13)
  • Веровать в имя Его (Иоан.1:12)
  • Возвещать имя Его перед народами (Деян.9:15)
  • Крестить во имя Его (Матф.28:19)
  • Благодарить во имя Его (Еф.5:20)
  • Прославлять имя Его (2Фесс.1:12)
  • В собрании все делать во имя Его (Кол.3:17)

Господь говорит в Исайи (52:4-6), что язычники бесславят Его имя каждый день. Но мы, Его народ, знаем это имя и понимаем, что оно означает. Не произносите имени Иисуса напрасно, чтобы оно затем не обесценилось в ваших устах.

Заключение

Тысяча солдат в современном вооружении и защите не смогут победить даже одного самого маленького демона. Но один уверовавший христианин может изгнать тысячу демонов, просто применяя имя Господа Иисуса.

Лук.10:19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью , и ничто не повредит вам.


Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твёрдостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог .
Конфуций

Когда складывается ощущение, что весь мир вокруг рушится, когда кажется, что хуже ситуации быть не может, более опытные люди советуют не сдаваться, сохранять присутствие духа, контролировать свои эмоции и не бросаться словами.
Так что же такое — «сила духа»? Умение сохранять самообладание в самых сложных ситуациях? Или это синоним воли, которую может проявить человек? А может это то же самое, что и твёрдость характера, которую немало ценят в современном мире. Как бы там ни было, но эта тема была популярна всегда и не теряет своей актуальности и сегодня. Хотя, наверное, именно в наше время человеку так нужно держаться смело и уверенно, не смотря на всевозможные финансовые кризисы, неприятные происшествия, негативный человеческий фактор… Тем более, что вся эта обстановка, ко всему прочему, нагнетается средствами массовой информации.
Раньше место СМИ занимало устное творчество. Поэтому ценные данные можно найти во многих крылатых выражениях и поговорках, в которых неоднократно упоминается сие загадочное явление. Во все времена и века по достоинству ценилось это человеческое качество. Так что же включает в себя понятие «сила духа»?

Французский писатель Люк де Клапье Вовенарг писал: «Ум – око души, но не сила ее; сила души – в сердце.». И Николай Бердяев не обошёл стороной вопрос. В «Дух и сила» мыслитель призывал применять слово «сила» не только к физическим, но и к духовным возможностям человека.

Подчиняй свой дух. Управляй своим настроением.
В трудных обстоятельствах сохраняй рассудок.
Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа.
Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает
.
Гораций

По поводу отдельных составляющих словосочетания вопросов ни у кого не возникает. Что такое сила знает каждый, её мы применяем ежедневно для самых прозаичных бытовых надобностей. Да и «душа» не дефицитное слово современного лексикона. Сложнее совместить физическое понятие с нематериальным. Возможно, не так уж неправы представители различных конфессий, утверждающие, что для достижения желаемого, в первую очередь, нужно верить, то есть именно душевной силой влиять на свою уверенность в будущем.
Мыслители и философы, учёные и психологи на протяжении тысячелетий убеждали своих современников не терять головы, держать под контролем эмоции, в противном случае можно упустить большие возможности, потерять отличный шанс, а то и просто навредить самому себе. Хладнокровие, спокойствие, невозмутимость, умение заставить не только окружающих поверить в ваши таланты, но и самому увидеть в себе мощную силу, способную привести к успеху – вот список характеристик «силы духа».
Говорят, что даже безнадёжно больные люди выбираются из своих хворей благодаря убеждению в собственной правоте и несогласию с происходящим, внутреннему стрежню, который позволяет не терять присутствия духа, порой это называют «сохранением собственного лица», «нежеланием смириться с судьбой». Прав был Цицерон, когда сказал: «Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа.». А ведь жил он ещё до нашей эры.

Господство над своими страстями – свойство высшего величия духа. Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний. Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем победа над их своеволием .
Бальтасар Грасиан

Это было уже много позже Цицерона. Грасиан жил в средние века, когда царствовали страсти в любовных делах, интриги в политике, а умение владеть собой весьма ценилось в мире, где ничего не стоило избавиться от ненадёжного человека. А посему испанец призывал к сдержанности не только в трудных ситуациях, но и в счастье, и в радости, дабы поражать окружающих твёрдостью своего характера.
Но как часто бывает, мало кто прислушивается к голосу разума, когда эмоции и чувства охватывают всё человеческое естество. Посему современники Грасиана, проигнорировав не только его самого и его предшественников, точно так же не внемли призывам Канта, который уверенность в победе выводил из умения сдерживать эмоции наряду с благожелательностью к собеседникам.
И даже прошедшие с тех пор века не сильно изменили людей. Они всё так же ценят силу духа, уважая за эти качества те единицы свои современников, которые могут похвастаться и твёрдостью характера, и силой воли, и умением держать себя в руках, и хладнокровием одновременно, что позволяет справляться с самыми непонятными и трудными ситуациями.
На помощь приходят современные технологии, благодаря которым порой удаётся справиться со стрессом и решить сложную проблему. Но и в интернете невозможно найти ответ на все вопросы. Сегодня во всемирной паутине появляются сообщества, которые посвящены всё ещё волнующей умы человечества теме «сила духа», вот только к единому мнению участники конференций пока не пришли, каждый усматривает в этом понятии что-то своё, личное и непонятное никому другому.
Но порой стоит обратиться к мудрым мыслям людей, живших очень давно, возможно, не так уж они были и неправы, когда говорили:

Как тёплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснётся .
Леонардо да Винчи

Сегодня на тему «Сила Духа» рассуждают замечательная актериса Анна Терехова и знаменитый психолог Нифонт Долгополов

Анна Терехова — российская театральная и киноактриса, лауреат приза зрительских симпатий за фильм Рудольфа Фрунтова «Все то, о чем мы так долго мечтали». Снималась в таких фильмах, как «Русский регтайм», «Тайны дворцовых переворотов» и многих других » :
Дух – это, прежде всего, душа человека, укрепить которую можно только верой, и делать это нужно всю жизнь, потому что только сила духа поможет нам любить друг друга, выносить страдания и терпеть то, что сейчас происходит с людьми во всём мире. А происходит, я считаю, что-то страшное — люди отдаляются друг от друга, от общения и любви. И лишь силой духа мы можем предотвратить катастрофу, чтобы удержаться душами друг за друга. Люди живут сегодняшним днём, истощая природные запасы, заменяя живое общение компьютерным. Важно научить детей и книги читать, а не только увлекаться прогрессом.
Во всех ситуациях может потребоваться сила духа. Самый простой путь – спасовать и поддаться эмоциям. Я стараюсь радоваться каждому дню. Если я буду зацикливаться на проблемах, потом придётся выкарабкиваться из стресса, при этом пострадают близкие люди, которые этого не заслуживают. Я спасаюсь молитвой. Если почитать откровения старцев, их терпение не идёт ни в какое сравнение с силой духа живущих сегодня. А они ещё и людей спасали.

Нифонт Долгополов — директор , тренер международного класса, вице-президент Российской ассоциации психодрамы. Разрабатывает специализацию в психотерапии — футуропрактику (работу с будущим ):
Есть слова и словосочетания, относящиеся к человеку, которые Психология как сфера Теории и Практики любит присваивать себе… К этим словам относятся, в частности, Воля, Сила Духа… В отличие от других понятий – Память, Внимание и др., эти слова несут особую эмоциональную окраску: как человеческие качества Воля, Сила Духа вызывают специальное уважение и восхищение. Но как с ними быть практическому психологу, психотерапевту? Как помогать клиентам, которые жалуются на слабую волю, не говоря уж о силе духа..? И можно ли?

Приступая к этой непростой задаче, сначала надо немного разобраться с содержанием этих странных человеческих свойств, например, рассмотрев пару мифов, которые обычно связывают с этими качествами.

Миф первый . Сильной воле, силе духа можно научить словесно. Многие книги для саморазвития в лидерстве, в бизнесе грешат убеждением, что если рассказать, например, притчу про двух лягушек, одна из которых сдалась, попав в крынку со сливками, и утонула, а другая, долго дергая лапами, взбила масло, и спаслась…то это заразит читателей силой духа.К сожалению, история эта в каком-то смысле несет обратный посыл. Ведь трудно без навязчивого антропоморфизма заподозрить лягушек в такой психологической реальности как сила воли. Поэтому, если доверять биохимическим исследованиям, то следует признать, что существуют лягушки, говоря по-простому, с биохимией, которая дает их организму в экстремальной ситуации гораздо больше энергии (в том числе для махания лапами, а есть лягушки с низким запасом энергии для выживания. Поэтому смысл этой истории про лягушек очень пессимистичен: Нет генетических ресурсов — не рыпайся…. И поскольку биохимия присуща не только лягушкам, поэтому это размышление относится и к людям: энергетических лидеров и не надо агитировать махать лапами, а энергетических лузеров историями не подбодрить…

Миф второй . Сила духа свойственна СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ. Если уж мы начали говорить про выживание, то и продолжим эту тему… И довольно быстро выясним, исследуя истории выживателей, что многие из них не являлись образцовыми суперменами, а были довольно слабыми и трусливыми… «Я старался выжить, потому что очень боялся смерти…», «Я просто не мог из-за страха заставить себя остановиться и отдохнуть, поэтому все полз и полз…». Как говорится, без комментариев. Оказывается, сила духа, которая приписывалась большинству действительно героическим выживателям, по их же самоотчетам, во многих случаях питалась банальным страхом смерти, и имела мало отношения к ПРОИЗВОЛЬНОСТИ или СИЛЕ ЛИЧНОСТИ…

Отталкиваясь от этих простых размышлений, и освободившись от груза мифов, мешающих нашей реальной психотерапевтической практике развития, приходим к следующим выводам:

Не надо принуждать энергетически слабых лягушек притворяться быть сильными лидерами! (Впрочем не надо давать и энергетическим лидерам лениться и притворяться слабыми…). Первая предпосылка реального развития силы духа — быть тем, кем на самом деле являешься — и тем самым обеспечивать себе максимальную САМОПОДДЕРЖКУ, максимальную энергию для различного рода ДЕЙСТВИЙ.

Не надо размышлять о высоких материях, о разного рода героизме, силе духа… Нужно не увиливать от ответственности ДЕЛАТЬ ВЫБОР в простых ситуациях. Например, решить, встаете ли вы сразу, когда проснулись, или даете себе несколько минут полежать в постели. При этом не имеет значения, ЧТО ВЫ РЕШИТЕ! Главное – не уклоняться от выбора, просто продолжая по инерции лежать в кровати…

И тогда в результате ежедневной тренировки в относительно безопасных житейских ситуациях в формуле САМОПОДДЕРЖКА + ВЫБОР можно будет рассчитывать, что и более сложные профессиональные или личные катаклизмы Вам будет легче преодолевать. Разумеется, при поддержке психотерапевта, вероятность Вашего развития в этом отношении сильно возрастает. А уж называть ли этот процесс «Тренингом Силы Духа» — это вопрос личных предпочтений.

С тех пор, как существуют мир и время, все народы на земле веровали, что есть мир духовный, что есть духи невидимые. Но многие народы обманывались в том, что приписывали злым духам большую силу, чем добрым и со временем злых духов провозгласили богами, воздвигали им храмы, приносили жертвы и молитвы и во всем полагались на них. Со временем многие народы полностью отошли от веры в добрых духов, оставшись только с верою в злых духов, или жестоких богов, как они их называли; так что этот мир был похож на ристалище людей и злых духов. Злые духи все более и более мучили людей и ослепляли их, чтобы люди полностью стерли из своей памяти представление о Едином благом Боге и о данной Богом великой силе добрых духов.

И в наши дни все народы на земле веруют в духов. И сия вера народов по сути правильная. Отрицающие духовный мир отрицают его потому, что смотрят только своими телесными очами - и не видят его. Но духовный мир не был бы духовным, если бы его можно было увидеть телесными очами. Всякий человек, ум у которого не ослеплен, а сердце не окаменено грехом, может всем своим существом почувствовать, каждый день и каждый час, что люди не одни в этом мире, исключительно в обществе бессловесной природы, камней, трав, животных и других составляющих природы, ее стихий и явлений, но что душа наша непрестанно соприкасается с миром невидимым, с некими невидимыми существами. Не правы, однако, те народы и люди, кои уничижают добрых духов, а злых называют богами и покланяются им.

Когда на землю пришел Господь наш Иисус Христос, почти все народы верили в силу зла и слабость добра. И действительно, злые силы возобладали в мире, так что даже Сам Христос называл их предводителя князем мира сего. А старейшины иудейские приписывали демонам и их силе даже и все Божественные дела Христовы.

Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы сломить и искоренить малодушную веру людей в зло и посеять в их душах веру в добро, во всемогущество добра, в непобедимость и вечность добра. Древнее и всеобщее верование в духов Христос не уничтожил, но подтвердил. Он лишь открыл духовный мир таким, каков он есть, а не каким представлялся людям по наветам диавольским. Единый благий, премудрый и всемогущий Бог является властителем миров духовного и физического, видимого и невидимого. Добрые духи суть ангелы, и трудно исчислить их множество. Добрые духи, или ангелы несравнимо сильнее злых духов. Злые духи на самом деле и не имеют сил учинить что-либо, чего бы не попустил им Всевышний Бог. Но и число злых духов весьма велико. В одном одержимом человеке в Гадаре, которого Господь исцелил, находился целый легион, то есть несколько тысяч злых духов. Сии злые духи обманывали в те времена людей и целые народы, как и сегодня обманывают многих грешников, нашептывая о своем всемогуществе, о том, что они - единственные боги и нет другого бога, кроме них, а добрых духов якобы и вообще не существует. Но стоило появиться где-нибудь Господу нашему Иисусу Христу, как они в ужасе бежали от него. Они узнавали в Нем Вседержителя и Судию, Который может их изобличить, изгнать из этого мира и ввергнуть в адскую бездну. Они распоясались в мире по Божию попущению; они налетели на человеческий род, словно мухи на падаль, и вели себя так, будто этот мир на веки вечные обеспечен им в качестве гнезда и трапезы. И вдруг появился пред ними Носитель добра, Господь наш Иисус Христос, и они от страха затрепетали и завопили: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас ! Никто так не боится мук, как мучащий других. Злые духи мучили человечество несколько тысяч лет и в муках человеческих находили удовольствие. Но при виде Христа, своего величайшего мучителя, они затрепетали и были готовы, выйдя из людей, войти хотя бы в свиней или в любую другую тварь, лишь бы не быть совсем изгнанными из мира сего. Но Христос не помышлял о том, чтобы совсем изгнать их из мира. Мир сей есть мир смешанных сил. Мир сей есть поле битвы, на котором люди должны сознательно и добровольно выбрать: или пойти за Христом Победителем, или за нечистыми и побежденными демонами. Христос пришел как Человеколюбец, дабы явить превосходство силы добра над силой зла и утвердить в людях веру в добро - и только в добро.

И сегодняшнее Евангельское чтение описывает один из бесчисленных примеров того, как человеколюбивый Господь еще раз показал, что добро сильнее зла, и как Он постарался утвердить веру людей в добро, во всемогущество добра, в победу добра.

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду . Это событие описывают еще два евангелиста: Марк (гл.9) и Лука (гл.9). Они добавляют некоторые подробности о болезни отрока. Он один сын у отца и одержим духом немым . Когда сей злой дух схватывает его, то повергает на землю, и отрок вскрикивает, испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет . Злой дух целится своими стрелами сразу в трех направлениях: в человека, во все творение Божие и в Самого Бога. Чем новолуние виновато в болезни человеческой? Если оно вызывает беснование и немоту у одного человека, почему тогда не вызывает их у всех людей? Зло не в луне, но в злом лукавом духе, прячущемся и обманывающем человека: он обвиняет луну, дабы человек не обвинил его. Он также хочет этим достичь и того, чтобы человек решил, будто все творение Божие - зло, будто зло человеку приносит природа, а не злые духи, отпавшие от Бога. Потому он и нападает на свои жертвы в новолуния, чтобы люди подумали: «Вот, источник этого зла - луна!»; а поскольку луна сотворена Богом, следовательно: «Источник этого зла - Бог!» Так обманывают людей сии звери, кои хитрее и свирепее всех зверей.

По сути все, сотворенное Богом, хорошо; и все творение Божие служит человеку для пользы, а не для погибели. Если и есть что-нибудь, мешающее удобству человеческого тела, то в таком случае оно служит душе человека, подбадривая и обогащая его дух. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси (Пс.88:12). Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь (Ис.66:2). А раз всё это - от Бога, стало быть, всё это не может не быть благим. Из источника может изливаться только то, что в нем есть, но не то, чего в нем нет. В Боге нет зла, так как же зло может происходить от Бога, источника самого добра, чистого добра? Многие люди по неведению всякое страдание называют злом. На самом деле страдание не есть зло, но одни страдания являются следствием зла, другие же - лекарством от зла. Безумие и беснование представляют собою следствие зла, а само зло - злой дух, действующий в безумном или бесноватом человеке.

Беды и несчастья, кои случались со многими царями израильскими, делавшими то, что было злом в очах Господа , суть следствие и действие грехов этих царей. Беды же и несчастья, что Господь попускает праведникам, являются не следствием зла, но лекарством, как для самих праведников, так и для тех из окружающих их людей, которые понимают: страдания сии посланы Богом во благо.

Итак, страдания, проистекающие из нападения злых духов на человека или из человеческих грехов, - страдания от зла.

Но страдания, которые Бог попускает людям, чтобы совершенно очистить их от греха, освободить из-под власти диавола и приблизить к Себе - не от зла и не зло, но от Бога и людям во благо. Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс.118:71). Диавол - зло, а путь к диаволу - грех. Вне диавола и греха вообще не существует никакого зла.

Таким образом, в страданиях и муках сего отрока была повинна не луна, а сам злой дух. Если бы Бог по человеколюбию Своему не сдерживал злых духов и не защищал от них людей, непосредственно Сам или чрез Своих ангелов, злые духи за кратчайшее время уничтожили бы весь род человеческий и душевно, и телесно, как саранча уничтожает посев на ниве.

Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его , - так говорит Иисусу отец болящего. Среди этих учеников отсутствовали трое: Петр, Иаков и Иоанн. Сии трое были со Господом на горе Фаворской во время Его преображения, и вместе с Ним они сошли с горы, придя на место, где их встретило много народа , собравшегося около прочих апостолов и больного. Не найдя Христа, скорбящий отец привел своего сына к ученикам Христовым, но те не смогли ему помочь. Они не смогли помочь ему, во-первых, по своему собственному маловерию, во-вторых, по маловерию самого отца, а в-третьих, по совершенному неверию присутствовавших книжников. Ибо сказано, что тут были и книжники, спорящие с учениками. А что вера отца была слабою, видно из слов, с которыми он обращается ко Христу. Он не говорит, как прокаженный - человек крепкой веры: Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Мф.8:2). И не говорит он, как начальник синагоги Иаир, призывавший Христа даровать жизнь его дочери: приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива (Мф.9:18). И тем более не говорит он, как сотник из Капернаума, слуга которого был болен: скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф.8:8). Это все - свидетельства весьма крепкой веры. Но человек с самою великою верой даже и не говорит ничего, а просто подходит ко Христу и прикасается к краю одежды Его, как это сделала кровоточивая женщина и многие другие. Не так поступает и не так говорит сей отец, но он обращается ко Христу со словами: . Если что можешь! Несчастный! Значит, он должен был совсем немного слышать о силе Христовой, раз так говорит Всемогущему. Его слабую веру еще больше ослабило бессилие апостолов, не сумевших ему помочь, а также, скорее всего, и злобная клевета книжников на Христа и его учеников. Если что можешь . Тут проглядывает только бледный луч веры, готовый вот-вот совсем угаснуть.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Этот укор Господь обращает ко всем вообще, ко всем неверным и развращенным во Израиле и ко всем, пред Ним стоящим: к отцу болящего, к ученикам, а особенно - к книжникам. О, род неверный! Иными словами: род, покоряющийся злу (то есть диаволу), крепко верящий в силу зла и рабски служащий злу; противящийся добру (то есть Богу), слабо верующий или вовсе не верующий в добро, бунтующий против добра и уклоняющийся от него! А для чего Господь добавляет и слово развращенный? Дабы показать, откуда произошло неверие: от развращенности, или, еще яснее: от греха. Неверие есть следствие, развращенность - причина. Неверие - дружба с диаволом, а грех, или развращенность - путь, которым доходят до такой дружбы. Развращенность - отпадение от Бога, а неверие - тьма, слабость и ужас, в которые впадает отпавший от Бога человек. Но взгляните, как Господь внимателен и осторожен в выражениях. Он не обличает никого лично и поименно, но говорит в целом. Он хочет не судить людей, но пробудить их. Он хочет не оскорблять и унижать отдельных людей, но привести их в сознание и помочь им восстать. Как велико значение урока сего для нашего времени, для нашего поколения, многоглаголивого и любящего оскорблять! Если бы теперешние люди только обуздали и укротили свой язык и перестали словом наносить друг другу личные оскорбления, половина всякого зла в мире исчезла бы и половина злых духов была бы изгнана из среды людей. Послушайте, как великий апостол Иаков, хорошо усвоивший уроки своего Учителя, мудро говорит: все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их (Иак.3:2-4).

Что означают слова Христовы: доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Представьте себе благородного и просвещенного человека, который вынужден жить среди дикарей. Или представьте великого царя, сошедшего с престола и поселившегося в цыганском таборе, чтобы не просто кочевать с цыганами, наблюдая их жизнь, но учить их мыслить, чувствовать и поступать по-царски, благодушно и великодушно. Разве всякий смертный царь не воскликнул бы через три дня: «Доколе буду с вами?» Разве с него не было бы довольно и трех дней дикости, глупости, нечистоты и смрада? А Господь наш Иисус Христос, Царь царей, изрек сии слова после тридцати трех лет жизни среди людей, которые были удалены от Его благородства более, чем самый дикий человек - от самого культурного и благородного и чем самые грязные бродяги - от величайших царей земных. Хотя и время Он исчислял не днями и годами, а делами и чудесами, совершенными в присутствии многих тысяч свидетелей, и учением излитым во многие тысячи человеческих душ и в них посеянным. И после всех этих дел и чудес, поучений и событий, которые могли бы наполнить собою тысячу лет и солью осолить тысячи поколений человеческих, Он вдруг видит, что Его ученики не могут исцелить лунатика и изгнать из человека одного злого духа, хотя Он и словом, и примером учил их, как изгонять легионы. И Он слышит, как маловерный грешник говорит Ему: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам .

Упрекнув таким образом всех присутствующих за маловерие, Он повелел привести к нему больного: приведите его ко Мне сюда . И запретил Иисус бесу, и бес вышел из отрока, и отрок исцелился в тот час. Так повествует евангелист Матфей. Другие два евангелиста упоминают еще о некоторых подробностях самого исцеления отрока. Это, главным образом, три детали: во-первых, Христос спрашивает отца, как давно это сделалось с его сыном; во-вторых, Он подчеркивает веру как условие исцеления; и в-третьих, когда бесноватого привели ко Христу, то, как скоро тот увидел Его, испуганный бес в тяжких муках вышел из отрока и бежал. Как давно это сделалось с ним? - спрашивает Господь отца больного отрока. Он спрашивает об этом не для Себя, но для окружающих Его. Ясно все провидя, Он знал, что болезнь отрока давняя. Отец ответил: с детства . Пусть все слышат и знают, какие ужасные мучения причиняют людям нечистые духи; и как могущественно Божие заступление, без коего злой дух давным-давно окончательно погубил бы и тело, и душу отрока; и, наконец, какую власть исцелять и наиболее тяжко страждущих от злых духов имеет Сын Божий. Сжалься над нами , - обращается ко Христу отец мальчика. Над нами , - говорит он, а не только над отроком. Ибо страдание сына является страданием и для отца, и для всего дома, и для всей родни. Если бы его сын исцелился, это сняло бы камень со многих человеческих душ. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему . По всегдашнему образу Божественного домостроительства, Господь наш Иисус Христос и здесь хочет сразу сотворить как можно больше благого. Благо - возвратить здравие отроку. Но почему бы не сделать и другое доброе дело, утвердив веру в отце отрока? И почему бы одновременно не сотворить и третье благо, показав Свою силу как можно явственнее, дабы люди в Него уверовали? И почему бы не сделать и четвертое, обличив неверие и развращенность людей, их подличанье пред злом, злыми духами и грехом? И пятое, и шестое, и седьмое, и вообще все те добрые дела, кои влечет за собою одно доброе дело? Ибо доброе дело никогда не остается в одиночестве. Но взгляните еще раз, как Господь премудро сочетает строгость и снисходительность. Резко обличая неверие, Он говорит в общем, будя веру во всех, но не унижая никого лично. Теперь же, обращаясь лично к просителю, Он разговаривает с ним не строго, а заботливо и снисходительно: если сколько-нибудь можешь веровать . Такие забота и снисходительность Христовы произвели ожидаемое действие. Отец отрока заплакал и воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию . Ничто так не растапливает лед неверия, как слезы. В час, когда человек сей заплакал пред Господом, он покаялся в своем неверии и, в присутствии Божием, вера прибыла в нем стремительно, словно речная вода в половодье. И тогда он произнес слова, оставшиеся громогласным поучением для всех поколений людских: верую, Господи! помоги моему неверию. Эти слова показывают, что человек без Божией помощи не может стяжать даже веры. Своими силами человек может стяжать только маловерие, то есть веру и в добро, и во зло, или, иначе говоря, сомнение и в добре, и во зле. Но от маловерия до истинной веры - долгий путь. И путь сей человек не может пройти, если его не поддержит десница Божия. Помоги мне, Боже, веровать в Тебя! Помоги мне не веровать в зло! Помоги мне полностью отлепиться от зла и сочетаться Тебе! Вот что означают слова: помоги моему неверию .

Когда же отрок еще шел, бес поверг его и стал бить . Сие было последнее попущение Божие бесу, да увидит народ весь кошмар и ужас того, что злой дух может сделать с человеком, и да уверится: недостаточно сил человеческих, даже сил величайших в мире врачей, чтобы спасти от этого кошмара и ужаса одну-единственную человеческую жизнь. И таким образом, видя власть бесовскую и ощущая свое полное бессилие, да познает он величие и Божественную силу Господа нашего Иисуса Христа. Евангелист Марк приводит и предшествующие тому слова, изреченные Господом злому духу: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. Я повелеваю тебе , - говорит Господь. Он есть источник силы и власти, и Ему ни у кого не нужно их заимствовать. Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16:15), - сказал Господь наш Иисус Христос в другом случае. И доныне Он подтверждает это делами. «Я от Себя говорю, Моею властью тебе повелеваю, Моею силой тебя изгоняю». Пусть познает народ, что Он - не один из пророков, совершавших свои дела с Божией помощью, но предвозвещенный пророками и ожидаемый народами Сын Божий. Следует обратить внимание и на вторую часть повеления Христова, данного бесу. И впредь не входи в него . Господь ему приказывает не только выйти, но больше не возвращаться и впредь не входить в долго мучимого отрока. Сие значит, что человек и после очищения может снова навлечь на себя нечистоту. Однажды изгнанный из человека бес может возвратиться и снова войти в человека. Это происходит, когда покаявшийся и Богом помилованный грешник вновь возвращается к своему старому греху. Тогда и бес возвращается в свой старый дом. Потому Господь и повелевает нечистому духу не просто выйти из отрока, но и впредь никогда не входить в него: во-первых, чтобы Божественный Его дар отроку был полным и совершенным; а во-вторых, чтобы мы извлекли из сего урок и после Божия помилования не возвращались к своему старому греху, как пес на свою блевотину, и не подвергались вновь душепагубной опасности, отверзая двери злому духу и приглашая его войти в нас и властвовать над нами.

После сего преславного чуда Христова все удивлялись величию Божию, как пишет евангелист Лука. О, если б только это удивление величию Божию осталось в душах людей прочным и неизгладимым! Только бы оно не лопнуло быстро, словно пузырь на воде! Но Бог не сеет напрасно. Если пропадет семя, упавшее при дороге, или на места каменистые, или в терние, не пропадет упавшее на добрую землю, но принесет плод во сто крат.

А когда ученики остались наедине со Христом, то спросили Его: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас . Таким образом, причиною бессилия является неверие. Чем больше веры, тем больше сил; чем меньше веры, тем меньше и сил. Ранее Господь дал Своим ученикам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф.10:1). И они некоторое время употребляли сию власть с пользою. Но по мере ослабления их веры - страха ли ради мирского или от гордости, умалялась и данная им сила. Адаму дана была власть над всякой тварью, но Адам утратил и потерял ее из-за своего непослушания, алчности и гордости. И апостолы из-за каких-то своих прегрешений утратили данную им силу и власть. Но эту утраченную силу может возвратить только вера, вера и еще раз вера. Потому Господь в сем случае особенно подчеркивает силу веры. Вера может горы передвигать, для веры нет ничего невозможного. Мало горчичное зерно, но оно может придать свой вкус целому сосуду пищи. («Ибо как горчичное зерно, малое по величине своей, сильно по действию; и быв посеяно на малом пространстве, много пускает отраслей; а возрастая, и птиц укрывать может; так и вера в душе весьма скоро творит дела величайшие. Итак, имей ты со своей стороны веру в него, дабы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих». Свт. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные и тайноводственные , V). Если вы будете иметь веру хотя бы с горчичное зерно, горы будут отступать пред вами и переходить с места на место. Почему же тогда Сам Господь не передвигал горы? Потому что в этом не было нужды. Он совершал только те чудеса, которые были нужны и полезны людям для их спасения. Но разве передвигать горы - большее чудо, чем делать воду вином, умножать хлебы, изгонять бесов из людей, исцелять всякую болезнь, ходить по воде, укрощать одним словом или мыслью морские бури и ветры? Безусловно, не исключено, что последователи Христовы для указанной цели и по великой вере совершали и чудо передвижения гор. Но разве есть гора более высокая, скала более тяжкая, бремя и груз более страшные для души человеческой, чем мирские попечения, мирские страхи, мирские связи и оковы? Кто смог эту гору сдвинуть и ввергнуть в море, воистину сдвинул с места самую большую и самую тяжелую гору на земле.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом . Пост и молитва суть два столпа веры, два огня живые, попаляющие злых духов. Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвою утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие. Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого - мирских страстей и похотей; молитвою низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке. Православная Церковь испокон веков подчеркивала значение поста как испытанного лекарства от всех страстей плотских и как грозного оружия на злых духов. Все, уничижающие или не признающие пост, в действительности уничижают и не признают ясное и важное правило, вписанное Господом нашим Иисусом Христом в систему человеческого спасения. Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным.

Последние слова Христовы в сегодняшнем Евангельском чтении словно и не связаны с описанным событием. После великого чуда исцеления одержимого бесом отрока, когда народ удивлялся величию Божию, внезапно Господь начинает говорить Своим ученикам о Своих страданиях. Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет . Зачем Господь после сего чуда, как и после некоторых других чудес, говорит ученикам о Своих страданиях? Чтобы потом, когда придет то, чему должно прийти, не смутилось сердце их. Он говорит им это после великих Своих дел, дабы сие предсказание, будучи прямой противоположностью Его великим делам, заслугам, славе и восхищению, с которым Его встречали и провожали, как можно лучше врезалось в память учеников. Но Он говорит это в поучение как апостолам, так и нам, чтобы мы после каких бы то ни было великих своих дел не ожидали награды от людей, но были готовы к самым тяжелым и сильным ударам и унижениям, даже и со стороны тех, которым мы больше всего принесли пользы. Впрочем, Господь предсказывает не только страдания, убийство и смерть Свою, но и воскресение. То есть в конце концов все-таки будет воскресение, победа и вечная слава. Господь в присутствии Своих учеников предсказывает нечто самое невероятное внешне: чтобы пробудить их веру в то, что свершится, чтобы научить их веровать Его словам. Имея веру с горчичное зерно и менее, каждый человек в этом мире может с готовностью встречать всякого рода страдания, уверенный, что в конце концов наступит воскресение. Всю славу мирскую и все похвалы человеческие мы должны почитать тщетою. После всех триумфов в мире мы должны быть готовы пойти на страдания. С кротостью и послушанием должны мы принимать все, посылаемое нам Отцом нашим Небесным. Никогда не следует подчеркивать свои заслуги перед людьми, перед своим городом или селом, перед народом, перед отечеством или же роптать, когда нас одолевают скорби. Ибо если мы и принесли окружающим нас людям какую-нибудь пользу, то это стало возможным благодаря Божией помощи. Точнее сказать, всякое благое дело чрез нас сотворил Бог. Потому и праведен Бог, посылающий нам и страдания после мирской славы; унижение после похвал; бедность после богатства; презрение после уважения; болезнь после здравия; одиночество и заброшенность после множества друзей. Бог знает, зачем нам это посылает. Он знает, что все это - нам во благо. Во-первых, дабы мы научились искать сокровищ вечных и непреходящих, вместо того чтобы до самой смерти обольщаться ложным и преходящим блеском века сего; а во-вторых, дабы мы не получили всю награду за все свои благие дела и труды еще в этой жизни, от людей и мира; ибо тогда в мире ином нам больше нечего будет ни ожидать, ни принимать. Словом, дабы у врат Царства Небесного мы не услышали: «Пойдите прочь, вы уже получили плату свою!» И дабы не случилось этого с нами, и дабы мы не погибли навсегда при неизбежной гибели мира сего, от коего мы принимали славу, хвалу и почести, Господь наш Иисус Христос, учит нас, чтобы мы после величайшей славы, хвалы и почестей мирских готовы были принять крест. Господу же нашему подобает вечная слава и хвала, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь .

У меня есть сосед - мальчик Аркашка. Ему восемь лет. Аркашка -
плотненький, крепкий, с серьезными карими глазами. Волос у него -
жесткая каштановая копна. Когда кто-нибудь из родителей пытается ее
расчесать, Аркашка начинает глухо рычать, как собака. Скалит зубы
(Переднего, правда, нет - выпал). Может и укусить.

Нет, Аркашка - он хороший. Типичный восьмилетний бандит. Не любит делать
уроки, умываться, не зашнуровывает кроссовки, любит животных, сладости,
садистские стишки, подраться... Все нормально, как у всех.

Но вот примерно год назад с Аркашкой кое-что произошло.

Началось все с того, что родители в начале каникул накупили Аркашке
книг: про хоббитов, про Гарри Поттера. Ну, про очкарика этого меченого
более-менее живенько написано. А вот про хоббитов с кожаными пятками...
Все эти Митрандиры-Горгоробы-Азанулбизары... Хотя - дело вкуса.

Аркашка сначала прочитал всю Дж. К. и Дж. Р. Р. Потом ему купили фильмы
по этим романам. Аркашка их посмотрел. И на некоторое время затих. Три
дня даже давал себя расчесывать и не рычал. А потом зашел как-то на
кухню к маме с папой и сказал:

Воистину так повелевают Высшие Силы.

Ибо.
- Что ибо-то? - спросил папа.
- Просто ибо, - пожал плечами Аркашка. - Ну, я пошел.

Лежа на полу в какой-то немыслимой позе квеху попой и книзу головой
(Так к мозгу кровь лучше приливает, я пробовал писать в аркашкиной позе
- класс!), шевеля, как змея, высунутым языком, похожим на кусок радуги
(От сосания фломастеров), Аркашка выводил в своей красного цвета общей
тетради:

"И злой волшебник Курамор ванзил мечь в плоть нещаснова добрава
валшебника Гулюлюна и три раза пиривирнул яго. Хахаха! Ты пагибнеш!
Кричал Курамор. **мат**!.."

Особенно Аркашке почему-то нравилось слово **мат**!" А еще - "ваистену!"
и "дабудит так!". А еще он любил их комбинировать, например:

Да будет так, ибо!

Ибо, воистину!

Описания Аркашке не очень давались. Он их обычно, так сказать,
максимально сокращал. Например: "Лес был страшный". Или так (почти
по-чеховски): "Море было большое. В нем было много воды".

Но зато страшные вещи Аркашка смаковал. У него все время кто-нибудь
что-нибудь откусывал с криком: "Да будет так!", кто-нибудь кому-нибудь
что-нибудь вонзал и обязательно то, что вонзал, три раза "пириворачивал"
("Ибо!")
Вечером Аркашка читал свои произведения ближним. Сначала ближние (Мама с
папой) Аркашку слушали, но потом их терпение иссякало.

Господи, какой ужас! - говорила мама. - Аркаша! Да что у тебя там за
кошмары такие! Ты же ведь добрый мальчик!..
- И плодть его содрыгнулыся от боли, - продолжал бубнить ровным, низким,
зловещим голосом Аркашка, - и страшные черные птицы обклювали иго со
всех сторон...
- Не могу больше слушать это "содрыгание"! - Восклицал папа. - Опять
кого-то там "обклювали"!.. Я сейчас сам кого-нибудь обклюваю!..
- А злой волшебник Хухур достал иликрическую пилу и стал, весело хохоча,
отпиливать ему ногу и отпилил ее три раза! Воистину!.. - вдохновенно
гундосил Аркашка.
- Боже мой!.. Ногу три раза отпилили... - стонала мама.
- А потом, - продолжал Аркашка, - он вонзил в его руку лазерную палицу,
обмазанную смертным ядом, и стал ее медленно пириварачивать, чтобы тот
больнее обстрадался...
- Все! Не могу больше эти "обстрадания" терпеть! - кричал папа и убегал
в свой кабинет. А мама тоже убегала и запиралась в ванной.

Тогда Аркашка, который папу все-таки немного побаивался, а маму - нет,
читал под дверь ванной:

И тогда Чудовище схватило жертву, и, дружно хохоча, обожрало ее со
всех сторон...

В ванной на полную мощность включались краны.

Ибо я голоден, кричало Чудовище!.. - орал на манер Чудовища Аркашка
под дверь, но перекричать краны не мог...

Аркашка со всей своей новаторской рукописью долго слонялся по квартире.
Опять ложился на пол кверху попой, чтобы написать продолжение. Но ему не
писалось. Настоящему писателю нужна аудитория. А мама с папой объявили
Аркашке бойкот.

Тогда Аркашка переключился на меня. Он набирал мой номер и говорил:

Дядь Вов, слушайте: "Черные зловещие скалы торчали со всех сторон..."

- "Торчали" исправь, - автоматически говорил я, исправляя что-то свое. В
своей рукописи.
- Хорошо. "Черные зловещие скалы... были со всех сторон. За скалАми..."

За скАлами...
- "За скалами жили страшные пивцы крови..."
- Что еще за "пивцы"?
- Которые пьют...
- Нет такого слова.
- Ладно... "Они обгрызали жертву со всех сторон три раза, а потом брали
острый молоток..."
- Достаточно. Извини, Аркашка, я занят...

Скоро Аркашка потерял и меня тоже в качестве аудитории. Единственным
слушателем Аркашки остался старый пес Чапа. Помесь таксы с болонкой,
что-то вроде карликового шакала.

Чапа тихо лежал на своем коврике и дремал. Аркашка ложился рядом с ним и
громко читал Чапе в самое ухо:

И он, хохоча, откусил ему глаз...

Чапа терпел пару дней, потом начал скулить.

Злая колдунья острым ножом разрезывала плоть жертвы...
- У-у-у! - выл Чапа, как фабричный гудок, и полз под кровать.

Аркашка ложился рядом с кроватью и кричал под кровать на воющего Чапу:

Воистину прольется кровь, ибо да будет так!!!

В отчаянном вое Чапы была мольба: "Ведь я не собака Павлова!.."

На третий день Чапа начал лаять и кусаться, чего раньше за ним не
наблюдалось. Он даже слегка "вонзил в плоть" Аркашки свои старые зубы.
Не больно, но все-таки ляжку прихватил. Чапу не наказали, ибо он был
воистину не виноват.

На следующий день папа сказал Аркашке:

Свое слово Аркашка сдержал: нас он оставил в покое. Зато окружающим
досталось по полной...

В самолете Аркашка прибрал к своим рукам стюардесс. Через полчаса полета
симпатичные стюардессы, косясь на Аркашку расширеными зрачками,
шарахались от юного прозаика, как лошади от волка.

Здраствуйте, - очаровательно улыбался он даме.
- Здраствуй, малыш, - охотно сюсюкала дама. - Здравствуй, кисынька.
- Я не кисынька, я - писатель. - сурово объявлял Аркашка. - Хотите, я
почитаю вам мое литературное художественное произведение?
- Конечно! - соглашалась дама. - Почтиай, лапочка. Надо же, такой
малепуньчик, а уже писатель! Прямо Моцарт, а не ребенок!..

Малепусенький Моцарт читал:

Его жилы, хохоча, хрустнули под ударом стальной дубины, и кровь
толстым потоком затопила Долину Смерти...
- О-о-о... - стонала дама, и, траурно колыхая бюстом, откидывалась на
лежак.

Через две недели Аркашку знали все. Когда он появлялся на пляже со своей
алой, как кровь, тетрадкой, пляж пустел. Даже какой-то неизвестно как
затесавшийся в Судак немец, едва говоривший по-русски, завидев Аркашку,
махал руками и кричал:

Найн! Найн! Ихь - это не надо! Аркашка, цурюк!

Так прошло еще две недели. На обратном пути стюардессы вновь хлебнули по
полной.

И истошно выл Чапа, как вдова на похоронах, а потом лаял и кусался. Надо
было что-то предпринять.

Мы с Аркашкиными родителями держали совет на кухне. Держали почти всю
ночь. Ничего не решили. А на следующий день у Аркашки был день рождения.
И тут меня (как я думал тогда), осенило. Я быстренько пошел в книжный
магазин и купил "Вредные советы". О, наивный!

Несколько дней Аркашкины родители ликовали. Аркашка перестал писать. Они
осыпали меня благодарственными звонками. Но потом...

Я вобще-то живу этажом ниже, непосредственно под Аркашкой. Сначала
аркашкины родители перестали мне звонить. Потом надо мной начало
происходить что-то странное: то раздавались какие-то глухие удары, то
что-то зловеще скрипело и шуршало... а потом мои верхние соседи меня
затопили.

Это все Аркашкины дела. Я знаю.
А что сейчас читает Аркашка, понятия не имею. И даже боюсь
предполагать...



Loading...Loading...