Какая благодетель самая главная в православии. Сюжетная тема в искусстве

какие бывают Грехи и добродетели

данный материал взят из книги Чиркова А.А. «неизлечимых болезней нет, есть не осознанные не исправленные труды»

Смертные грехи:

;

,

Заметки к исповеди

Разъяснение:

едва

1. ЧРЕВООБЪЯДЕНИЕ (исправляется ВОЗДЕРЖАНИЕМ )

2. ЛЮБОДЕЯНИЕ (исправляется ЦЕЛОМУДРИЕМ )

  1. СРЕБРОЛЮБИЕ (с этой страстью борются НЕСТЯЖАНИЕМ )
  1. ГНЕВ КРОТОСТЬЮ )

5. ПЕЧАЛЬ блаженный плач )

6. УНЫНИЕ (противостоит ТРЕЗВЕНИЕ )

7. ТЩЕСЛАВИЕ (борются СМИРЕНИЕМ )

  1. ГОРДОСТЬ (противостоит ЛЮБОВЬ )

1. ВОЗДЕРЖАНИЕ

2. ЦЕЛОМУДРИЕ

3. НЕСТЯЖАНИЕ

4. КРОТОСТЬ

5. БЛАЖЕННЫЙ ПЛАЧ

6. ТРЕЗВЕНИЕ

7. СМИРЕНИЕ

8. ЛЮБОВЬ

в Спасо-Прилуцком монастыре,

Грехи против Бога:

Разговоры в храме.

Грехи против ближнего

Грехи против самого себя

1) Плотоугодие.

2) Любодеяние.

3) Любостяжание.

4) Гнев

5) Печаль.

6) Уныние

7) Тщеславие

8) Гордость.

Подглядывание, подслушивание, чтение чужих писем.

Малодушная боязливость. Беспричинные страхования.

Предчувствие чего-то ужасного.

Главный грех- нежелание знать истинное устройство мира и законы установленные Богом, по которым происходят все процессы во Вселенной. Остальные грехи порождение этого великого греха.

Пс.1 1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь ! 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. 4 Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром.5Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. 6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Смертные грехи:

1 Гордыня, гордость; 2 Зависть; 3 Гнев; 4 Леность, лень, праздность, уныние, обида. 5 Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. 6 Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство (обжорство, кулинария, смешивание еды, добавление искусственных приправ, с целью получения особенного вкуса(шоколад, конфеты, торты, пирожное, кетчупы, майонез), запихивание в себя без порядочно любую пищу, соблюдение сатанинских диет(не поста от Бога), вкушение особенных, продуктов, особое отношение к еде, к её вкусу, к вкушению пищи); 7 Сладострастие, блуд, похоть, распутство

и исходящие из них другие грехи выдаются за достоинства. Происходит, производят, сделана подмена понятий добра и зла. Люди введённые в обман — думают, что делают добро, а на самом деле делают зло, заблуждаясь и не понимая, что делают.

Предлагаю ознакомится с трудами св. Игнатия (Брянчанинова) о понимании греха и противоположности им, добродетелях. Необходимо учесть, что он жил с 27.10.1857 по 5.08.1861г , т. е. в период правления Православного Царя, Божьего помазанника, поэтому грехи против власти, начальства, в его трактовке — значит против Бога, который эту власть установил. И никак нельзя сравнивать нынешнюю власть бывших коммунистов, власть жидомассонов с той властью, которую защищают святые Руси.

Заметки к исповеди

«этот небольшой труд был написан жившим в I пол. XIX в. святым Игнатием Брянчаниновым, известным монахом-богословом (впоследствии — епископом Кавказским и Черноморским).. Этот документ — не справочник, а самоотчет св. Игнатия. Цель его написания, с его же слов, гораздо проще: не упрекнуть читателя в недостаточной дотошности, а попросить его помолиться за автора, снедаемого страстями всех видов и мастей. Я советую читать его, думая прежде всего о том, в чем, оказывается, при жизни каялся перед Богом монах, признанный впоследствии первым светочем праведности».

Разъяснение:

Праведник — это не тот, кто не грешит, а тот, кто стремится не грешить.

Праведник- это тот кто прилагает все силы, что бы не грешить, если же согрешил (по обману лукавого или под давлением не преодолимых сил, из-за страсти), то сокрушается о грехах, кается обливаясь слезами, постится, исповедуется, причащается (т.е. по Божьей милости, искупляется от грехов, как следствие от наказания).

1 Петра 4 18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ С ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ОТРАСЛЯМИ.

Все страсти возникают из-за отсутсвия внутренней гормонии, из-за отсутствия удовлетворённости, из-за неимения внутри себя Царства Божьего

1. ЧРЕВООБЪЯДЕНИЕ (исправляется ВОЗДЕРЖАНИЕМ )

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ея живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. ЛЮБОДЕЯНИЕ (исправляется ЦЕЛОМУДРИЕМ )

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

  1. СРЕБРОЛЮБИЕ (с этой страстью борются НЕСТЯЖАНИЕМ )

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

  1. ГНЕВ (Страсть противостоит и исправляется КРОТОСТЬЮ )

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранныя, жестокия и колкия слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. ПЕЧАЛЬ (борются, противопоставляя ей блаженный плач )

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. УНЫНИЕ (противостоит ТРЕЗВЕНИЕ )

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. ТЩЕСЛАВИЕ (борются СМИРЕНИЕМ )

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

Пр 14 30Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

  1. ГОРДОСТЬ (противостоит ЛЮБОВЬ )

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение (от автора православным от Бога) властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

О ДОБРОДЕТЕЛЯХ, ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ВОСЬМИ ГЛАВНЫМ ГРЕХОВНЫМ СТРАСТЯМ.

1. ВОЗДЕРЖАНИЕ Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя.

2. ЦЕЛОМУДРИЕ Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, неколеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

3. НЕСТЯЖАНИЕ Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Доследование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. КРОТОСТЬ Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Доследование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианския. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. БЛАЖЕННЫЙ ПЛАЧ Ощущение падения, общаго всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от них легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

6. ТРЕЗВЕНИЕ Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многаго сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. СМИРЕНИЕ Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства евангельскаго. Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

8. ЛЮБОВЬ Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении (Св. Исаак Сирский. Слово 44). Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечнаго языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроении человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшаго о себе мнения… Конец бесконечен!

в Спасо-Прилуцком монастыре, рядом с церковной лавкой висит — «Памятка Исповеднику» где предоставлен расширенный (но далеко не полный) список грехов.

Грехи против Бога:

Отрицание суща (атеизм). Сомнения в существовании загробной жизни. Сомнение в существовании ада, вечных мук.

Неверие в Бога как в Промыслителя, Попечителя о нашей жизни

Неверие в Бога, как в Вездеприсутствующего, Всевидящего.

Сомнение или неверие каким-либо другим истинам Православной веры. Нежелание иметь истинного познания о Православной вере.

Непосещение храма в воскресенье и праздничные дни.

Разговоры в храме.

Длительное неучастие в таинствах Исповеди и Святаго Причащения. Поспешность в молитве.

Вытеснение Бога из ума и сердца различными пристрастиями и житейскими, суетными попечениями.

Святотатство (пренебрежительное отношение, глумление над храмом, крестом, иконой и другими священными предметами).

Игра в карты(от себя добавлю любые азартные игры, в том числе игровые автоматы, рулетка, компьютерные игры и т.п)

Кощунство (осмеивание каких-либо религиозных истин).

Упоминание имени Божия, святых угодников Божиих в суетном разговоре.

Упоминание без нужды нечистой силы; чертыхание.

Суеверие (вера приметам, снам; вера в сглаз, порчу; боязнь перед колдунами).

Исповедание ложных религий (неправославных).

Обращение за помощью к служителям сатаны (колдуны, ворожеи, экстрасенсы, гипнотизеры, биоэнергетики, кодировщики и т.п.).(от себя добавлю-современные врачи за деньги продают здоровье, но никому здоровье не прибавилось, но если заплатишь-обещают)

Участие в пионерских, комсомольских, партийных и других организациях, отрицающих бытие Божие.

Участие в демонстрациях. Празднование Нового Года (приходится на Рождественский пост).

Посещение мавзолея, возложение цветов памятникам вождям революции.

Неумеренное разговение в Рождество, Пасху (пьянки, гулянья, хождение по гостям).

Уклонение от службы в Вооруженных силах.. (от себя добавлю вооружённых силах, государстве у власти, начальство, руководство, которых, живут и действуют по законам Божьим, если заставляют действовать против закона Божьего, то подчиняться не нужно, и лучше избегать такого служения)

Грехи против ближнего

Халатное выполнение своих обязанностей на работе и дома.

Не почитание родителей, отказ помогать им.

Непочтительное отношение к гос. властям, начальникам, блюстителям общественного порядка, военнослужащим, старшим по возрасту (от себя добавлю властям и всем перечисленным живущим и действующим по законам Божьим).

Не воспитание детей в Православной вере.

Оскорбить, разгневать ближнего, причинить ему досаду, недовольство. Нанесение побоев. Убийство. Аборт.

Худо говорить о ближнем. Проклинать ближнего, желать ему смерти, несчастий. Разглашение чужих слабостей, скверных поступков. Клевета.

Соблазнение ближнего на грех (от себя добавлю- на греховные помыслы, мысли, действия, например расплачиваться водкой, обнажать свое тело на пляже, носить короткую, нескромную одежду, сдавать комнату, помещение под блуд, азартные игры, для продажи сигарет, алкоголя, мяса, угощать сладостями, вызывающими болезнь и т.п.)

Грехи против самого себя

1) Плотоугодие. Непрестанное объядение. Привычка угождать себе вкусною пищею. Несоблюдение постов.

Изнеженная жизнь (отсутствие труда телесного, привычка к многоспанию, привязанность к комфорту и т.п.)

2) Любодеяние. Блудные помыслы, мечтания. Соуслаждение этим помыслам. Чтение книг на эту тему, просмотр телепередач, фотографий. Танцы. Незаконные связи до брака. Измена супружеской верности. Сожительство в браке, не освященном Таинством Венчания. Невоздержанность супругов в период поста, накануне воскресных, праздничных дней.

Блуд противоестественный (рукоблудие, или онанизм, совокупление однополое, скотоложство).

3) Любостяжание. Пристрастие к деньгам, имуществу.

Страстное желание обогатиться. Скупость, жадность. Бесцельное коллекционирование. Воровство. Грабёж.

Пристрастие к некоторым вещам (любимая чашка, ваза, и т.п.)

Немилосердие к нищим, нуждающимся.

Мшелоимство (приобретение предметов роскоши).

Изнурение себя дополнительной работой с целью заработать побольше денег. Обман с целью наживы.

4) Гнев Вспыльчивость. Возмущение сердца яростью.

Спор, переходящий в скандал, возмущающий сердце гневом.

Бранные, жестокие, колкие слова.

Толкание в гневе. Побои. Убийство.

Памятозлобие (питать злобу за нанесенную обиду).

Ненависть. Вражда. Жестокое отношение к животным (от себя добавлю: убийство лишних, ненужных новорожденных щенят, котят и др, охота на животных) Поломка вещей в гневе.

Проклинать человека в гневе, желать ему смерти, несчастий.

5) Печаль. Огорчение души, утрата хорошего настроения по различным поводам (мало поел, или невкусно, потерял вещь, деньги; нет возможности отдохнуть; не уважают, ругают и т.п.)

Неблагодарность Богу за всё случающееся. Нетерпеливость в любом деле. Несамоукорение (не считать себя виновным, когда постигают неудачи, несчастья, скорби).

Ропот (сетовать на свою худую судьбу, обвинять ближних в своих неудачах; считать все неприятности незаслуженными).

Проклинать себя, желать себе смерти, несчастий. Малодушие.

6) Уныние

Удрученное состояние души, бессилие, апатия. Леность ко всякому доброму делу, особенно к молитве. Невнимание, рассеянность в молитве. Небрежность. Неблагоговейное отношение к святыням. Излишнее успокоение сном. Празднословие, шутки, кощуны, сплетни. Праздномыслие (пустые фантазии, воспоминания, мысленные диалоги). Частые,ненужные прогулки, посещения друзей. Праздное препровождение времени (турпоездки, рестораны, дискотеки, концерты, азартные игры, спортивные состязания и т.п.). Отчаяние (отсутствие надежды на Бога в постигших несчастиях). Курение, пьянство, наркомания, игромания и подобное. Потеря смысла жизни. Мысли о самоубийстве. (от себя добавлю — обида)

7) Тщеславие

Искание славы человеческой (уважения, похвалы, почестей, известности). Хвастовство Враньё для хвастовства.

Стремление выглядеть не хуже других, приобретение для этого модной одежды, вещей, богатой мебели, посуды, автомобиля и т.п.

Внимание к красоте своего лица, внешности, использование косметики. Внимание к другим качествам своего тела (осанка, стройность, атлетичность). Расположение к мирским наукам, стремление преуспеть в них для приобретения земных почестей.

Стыд исповедовать свои грехи, сокрытие их на Исповеди.

Склонность к спорам. Прекословие. Самооправдание:

a)после совершенного греха оправдывать себя, забывая о покаянии(не прекращая делать грех, славянское слово «покаяние» перевелось с греческого «метанойя», значит «перемена, исправление ума», «перемена исправление образа мыслей», изменение воззрения, жизни);

b)когда кто-либо обличает – пытаться оправдываться, изыскивать причины, слагать вину с себя.

Лицемерие (разыгрывание из себя благочестивого человека, делать добрые дела напоказ).

Человекоугодие, лесть, комплименты; воздавать похвалы, почести людям ради своих целей или из страха перед начальником.

Зависть (огорчение, желание зла ближнему по поводу его благополучия). Злорадство (радость, ликование по поводу неудач, бедствия ближнего). Зложелательство. Ложь. Лукавство, хитрость, бессовестность. Коварство. Склонность унижать ближнего. Склонность обращать на себя внимание (шутить, острить, оригинальничать; броско одеваться, краситься).

8) Гордость. Высокое о себе мнение, Самоценность.

Самолюбование. Считать себя необыкновенным человеком, наделенным какими-то способностями, умом, знаниям, силой, красотой и т.п. Считать себя перед Богом праведным, достойным Царствия Небесного ради собственных добродетелей.

Жажда похвал. Нетерпение обличений, вразумлений, упрёков.

Трудность просить прощения. Искание лёгких путей.

В присутствии посторонних постоянная игра как на сцене, с целью обратить на себя внимание. (от себя добавлю люди надевают на себя «маску» лицемерия, становятся не естественными, как бы хамелеонами, перед начальством: прижав хвост лобызают, готовы всё сделать, за карьерный рост, за деньги, перед подчинёнными, перед посетителями «царьки в короне», на публике показуха, демонстрация своего положения, состояния, с целью вызвать зависть и т.п. .) Высокомерие. Предпочтение себя всем. Склонность к лидерству, желание повелевать.

Стремление учить других, указывать, давать советы.

Привычка вмешиваться в разговор. Презрение ближнего.

Фамильярность (вольное обращение с окружающими).

Наглость, хамство. Дерзость. Смехотворство.

Упрямство (нежелание уступить, когда это возможно).

Неповиновение начальникам, гос. властям и др.(от себя добавлю властям живущим и действующим по законам Божьим)

Из книги Чиркова А.А. «Открытие, изменившее Мир.» Праведник- тот, кто понимает свои грехи, исправляет, избавляется от них, не хочет и...

  • Пс. 22:5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою, чаша моя преисполнена;...
  • «ВСЕХ, КТО ОБРАЩАЕТСЯ КО МНЕ ЗА ПОМОЩЬЮ, Я БУДУ ВСТРЕЧАТЬ ПРИ ИХ СМЕРТИ, КАЖДОГО.» СВ.БЛЖ.СТ.МАТРОНА Блаженная Матрона родилась в 1885 году...
  • Мишель Монтень: " Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред".

    Библейская Любовь: "А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда, Любовь;

    Но Любовь из Них БОЛЬШЕ."

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Семь добродетелей — в западном христианстве совокупность главных положительных черт человеческого характера. Семь добродетелей подразделяются на и .

    Истоки учения о кардинальных добродетелях находятся в античной философии Платона, Аристотеля, стоиков. Теологические добродетели выделены на основе Нового Завета.

    Семь добродетелей традиционно противопоставляются . В художественной форме борьба добродетелей и грехов в душе человека была описана в .

    В изобразительном искусстве семи добродетелям посвящены фрески в и серия гравюр .

    ( Castitas ) ( Fides )
    ( Temperantia ) ( Spes )
    ( Caritas ) ( Caritas )
    ( Industria ) = мудрость( Prudentia )
    ( Patientia ) ( Fortitudo )
    ( Humanitas ) ( Justitia )
    ( Humilitas ) = воздержание( Temperantia )

    Цикл передач по книге "Закон Божий для семьи и школы"
    протоиерея Серафима Слободского. Сайт проекта:


    О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям

    1. Любовь . Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
    Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
    Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

    2. Нестяжание . Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

    3. Целомудрие . Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

    4. Смирение. Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
    Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
    Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

    5. Воздержание. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

    6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

    7. Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
    Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

    Особо тяжкие и противные Богу грехи. Грехи смертные, делающие человека повинным вечной смерти или погибели:

    1. Годость Навуходоносора, презирающая всех, требующая к себе раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему, словом, гордость до самообожания.

    2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам , соединенная большей частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку ни минуты подумать о духовном.

    3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего все отцовское имение.

    4. Зависть Каина, доводящая до любого злодеяния по отношению к ближнему.

    5. Чревоугодие или плотоугодие , не признающее никаких постов, соединенное со страстью к различным увеселениям, по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло (см.: Лк. 16, 19).

    6. Гнев непримирительный, доводящий до страшных разрушений, по примеру Ирода, который во гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

    7. Леность или совершенная беспечность о душе , нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, людей во дни Ноя.

    Вот те добродетели, которыми побеждаются смертные грехи:

    Любовь - ненависть, раздор, вражда, ярость, коварство, убийство, неблагодарность, злорадство.

    Милостыня - сребролюбие, любовь к деньгам, накопления богатства, пристрастие к красивым вещам, скупость, корыстолюбие, немилосердие, черствость к просящим и нуждающимся, вымогательство, воровство, лживость, алчность.

    Целомудрие - блуд, прелюбодеяние, растление, кровосмешение, сквернословие, чтение сладостных книг и слушание разговоров, просмотр картинок, фильмов, принятие нечистых помыслов, нехранение чувств.

    Пост - чревобесие, объядение, пьянство, нехранение и нарушение постов, тайноядение, лакомство, излишняя любовь к покаянию, к себе, самолюбие, из-за чего происходит нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели к людям.

    Смирение - гордость, призрение ближнего, высмеивание других, предпочтения себя всем, дерзость, непочитание старших и неповиновение влястям, неверие, хула, ересь, тщеславие, хвастовство, лукавство, лицемерие, самооправдание, зависть, человекоугодие, самоуверенность, лесть.

    Молитва - уныние, отчаяние, ропот, ожесточение, неблагоговение, небрежение, праздность, леность ко всякому доброму делу, нечувствие.

    Долготерпение - гнев, вспыльчивость, бранные слова, вражда, мщение, клевета, памятозлобие, осуждение, обида ближнего.

    Семь добродетелей — в западном христианстве совокупность главных положительных черт человеческого характера. Семь добродетелей подразделяются на кардинальные и теологические.

    Истоки учения о кардинальных добродетелях находятся в античной философии Платона, Аристотеля, стоиков. Теологические добродетели выделены на основе Нового Завета.

    Семь добродетелей традиционно противопоставляются семи смертным грехам. В художественной форме борьба добродетелей и грехов в душе человека была описана Пруденцием в «Психомахии».

    В изобразительном искусстве семи добродетелям посвящены фрески Джотто в капелле Скровеньи и серия гравюр Брейгеля.

    Список

    Целомудрие (лат. Castitas)

    Любовь (лат. Caritas)
    Усердие (лат. Industria)
    Терпение (лат. Patientia)
    Кротость (лат. Humanitas)
    Смирение (лат. Humilitas)

    Благоразумие (лат. Prudentia)
    Вера (лат. Fides)
    Любовь (лат. Caritas)
    Мужество (лат. Fortitudo)
    Надежда (лат. Spes)
    Справедливость (лат. Justitia)
    Умеренность (лат. Temperantia)

    → Какие добродетели Вы цените больше всего?

    На протяжении всей жизни каждый человек должен стремиться к тому, чтобы совершенствовать себя физически, интеллектуально и духовно. Что требуется для достижения этой непростой цели? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

    А может быть все очень просто, и за нас на этот вопрос ответили давным-давно? В христианстве существует список семи смертных грехов и, в противовес ему, семь добродетелей. Что же это за список и как его понимать в современном мире прогрессивному человеку?

    1. Умеренность. Не зря я ставлю именно эту добродетель на первое место, потому что в моей жизни именно она занимает лидирующую позицию. Именно умеренность позволяет не перейти ту черту, за которой всегда будет всего "слишком". И, как я считаю, в жизни современного человека прежде всего важен баланс.

    2. Усердие. Разве можно добиться чего-то, не прилагая усердия? Состояться как профессионал, личность, реализовать задуманное и совершенствоваться, не отступая перед трудностями, можно лишь аккумулируя в себе эту добродетель.

    3. Любовь. С самого детства мы не можем без нее обойтись. Сначала мы нуждаемся в любви и заботе родителей, взрослея, мы готовы подарить свою любовь в отношениях, затем окружаем ею семейный очаг. Любовь окружает нас повсюду. Она сопутствует нам на нашем жизненном пути. Любовь к людям, животным, занятиям, предметам. Любовь повсюду. Любовь движет нами и во имя ее мы готовы идти.

    4. Терпение. Только терпеливый человек может проявить умеренность в своих желаниях и потребностях, усердие в достижении поставленных целей и познать любовь до всех ее глубин. Терпение дает нам веру в то, что даже если сейчас плохо, то все равно в наших силах сделать что-то лучше. Ведь терпение - это та человеческая сила, которая живет в каждом из нас и которая каждому из нас подвластна.

    5. Целомудрие. Понятие целомудрия каждый может расценивать для себя по-разному, особенно учитывая то, что в современном мире целомудрие в традиционном понимании давно утратило свою ценность. Я скажу о том значении, в котором я принимаю данную добродетель. Для меня это верность. Верность тому единственному партнеру, который идет со мной по жизни, которого выбрала я и который ответил мне взаимностью.

    6. Кротость. Умение прощать людям их ошибки, вспоминать с улыбкой собственные, делать правильные выводы и не зацикливаться на прошлом. Не утратить веру в людей вопреки обманам. Не утратить веру в себя и не хранить внутри себя злобу. Отпустить. В конце концов наша жизнь настолько коротка, а вокруг нас столько интересного, важного, значимого, что тратить ее на обиду, злость, месть - самое настоящее преступление по отношению к самому себе.

    7. Смирение. Смиренный человек приятен и открыт для общения, ему чужды гордыня и высокомерие. Такой человек идет по жизни с улыбкой, не заглядывая в чужие судьбы, довольствуясь своей собственной.

    Я рассказала вам о моем понимании семи существующих христианских добродетелей. На мой взгляд, каждая из них дает возможность взглянуть другими глазами вглубь себя и на окружающий нас мир. На пути к познанию они открывают прямой путь, ведущий вверх.

    В сочинении «Риторика», Аристотель дает следующее определение добродетели:

    Добродетель, как кажется, есть возможность приобретать блага и сохранять их, и, вместе с тем, возможность делать благодеяния [другим] во многих важных случаях и всем вообще во всевозможных случаях. Части добродетели составляют справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (μέρη δὲ ἀρετῆς δικαιοσύνη͵ ἀνδρεία͵ σωφροσύνη͵ μεγαλοπρέπεια͵ μεγαλοψυχία͵ ἐλευθεριότης͵ φρόνησις͵ σοφία ).

    Здесь он перечисляет уже девять частей добродетели, из которых шесть совпадают.

    Как известно, Аристотель определяет добродетель как нечто «среднее» (μεσοτις ) между двумя крайностями, которые обе суть низости. Одна из этих низостей всегда есть слишком многое, другая — слишком малое (υ ̔ περβο ́ λη и ε ̓ λλει ́ ψις ). Доказательство этих утверждений дается исключительно в содержательном анализе самих ценностей. Самый известный пример представляет σωφροσυ ́ νη ; она, по Аристотелю, среднее между необузданностью и бесчувственностью (α ̓ κολα ́ σια и α ̓ ναισθεσι ́ α ). Точно так же храбрость - μεσοτης между трусостью и безрассудной отвагой (δειλια и θρασυτης ), справедливость - между совершением неправоты и терпением неправоты (αδικειν и αδικεισθαι ), ελευτεριοτης (то есть свобода распоряжения деньгами и имуществом) - между мелочностью и расточительностью (ανελευτερια и ασωτι ); πραοτης - между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу (οργιλοτης и αοργησια ). Подробно эта мысль развивается в «Никомаховой этике» (EN) и «Евдемовой этике» (EE), но и здесь обнаруживается непоследовательность в классификации и перечне добродетелей. Так в EN мы имеем 13 добродетелей и сопутствующих им крайностей, а в EE их 14. Более того, некоторые из перечисленных добродетелей отличаются. Для наглядности составим еще две таблицы.

    Таблица № 2. Трехсторонняя система добродетелей и пороков

    по «Никомаховой этике» (EN, 1107a26-1108b6):

    Связанное с…/

    В отношении к…

    Недостаток

    (ἔλλειψις )

    Среднее

    ( μεσότης )

    Излишек

    ( ὑπερβολὴ )

    Чувством страха и

    уверенности

    Трусость

    (δειλός )

    Мужество

    ( ἀνδρεία )

    Дерзость

    ( θρασύς )

    Удовольствием и

    страданием

    Бесчувственность

    (хладнокровие)

    ( ἀναίσθητος )

    Целомудрие

    (воздержание)

    ( σωφροσύνη )

    Распущенность

    (потворство своим желаниям)

    ( ἀκολασία )

    К материальным

    благам

    (давать, или брать в займы, подавать, материально помогать и т.д.)

    Жадность,

    корыстолюбие,

    скряжничество

    ( ἀνελευθερία )

    Щедрость,

    бескорыстие

    ( ἐλευθεριότης )

    Расточительность,

    мотовство

    ( ἀσωτία )

    Мелочность

    ( μικροπρέπεια )

    Великолепие,

    великодушие

    ( μεγαλοπρέπεια )

    Чванство, пошлость

    безвкусица,

    грубость

    ( βαναυσία )

    Честью и бесчестием, т.е. по отношению к самому себе

    Малодушие,

    безволие

    ( μικροψυχία )

    Великодушие

    ( μεγαλοψυχία )

    Кичливость ,

    тщеславие

    ( χαυνότης )

    Нечестолюбие,

    низменность

    ( ἀφιλότιμος )

    Уравновешенное

    честолюбие

    ( ἀνώνυμος )

    Честолюбие,

    амбициозность

    ( φιλότιμος )

    Гневом

    Незлобивость,

    Вообще отсутствие гнева

    ( ἀοργησία )

    Кротость,

    Сдержанность,

    Ровность

    ( πραότητα )

    Раздражительность,

    вспыльчивость

    ( ὀργιλότης )

    Общением

    в словах

    и действиях

    правдивость

    Притворное самоуничижение,

    ирония,

    лживая скромность

    ( εἰρωνεία )

    Правдивость,

    истинность

    ( ἀλήθεια )

    Хвастовство,

    заносчивость,

    бахвальство

    ( ἀλαζονεία )

    вежливость

    Некультурность, неотесанность,

    дерзкие шутки

    ( ἀγροικία )

    Остроумная шутка,

    остроумие

    ( εὐτραπελία )

    Шутовство

    ( βωμολοχία )

    Сварливость

    ( δύσερίς )

    Дружелюбие

    ( φιλία )

    Угодливость,

    заискивание

    ( ἄρεσκος )

    Угрюмость,

    капризность

    ( δύσκολος )

    Лесть, льстивость

    ( κόλαξ )

    Чувственными

    проявлениями

    Бесстыдство

    ( ἀναίσχυντος )

    Скромность,

    чувство стыда

    ( αἰδήμων )

    Робость,

    застенчивость

    ( καταπλὴξ )

    Злорадство

    ( ἐπιχαιρεκακία )

    τοῦ φιλοτίμου φιλοτιμία . EN 1107 b .30-31.



    Loading...Loading...