Кампанелла и его город солнца. Томмазо кампанелла - город солнца

Выдающийся философ эпохи Возрождения Томмазо Кампанелла (1568-1639), получив отличное для своего времени образование, и изучив труды античных и средневековых философов, еще юношей стал активно интересоваться политикой: выступал в политических и богословских диспутах, активно критиковал власть и установившиеся порядки.

Активные выступления против деспотизма власти приводят в итоге к обвинениям Т. Кампанеллы в заговоре и высылке философа из Калабрии в Рим. Так начинается долгий период скитаний Томмазо, в который и произошло его становление как мыслителя. В странствиях философ находит подтверждение своим идеям о притеснении и деспотизме, видит страдания людей. Новый жизненный опыт подталкивает его к тому, чтобы возглавить заговор, раскрыв который, власть приговорила Т. Кампанеллу к пожизненному сроку. В общей сложности в тюрьме философ провел 30 лет своей жизни. Там он и написал главный свой труд - утопию «Город Солнца». Книгу тайно переправили во Францию ученики Т. Кампанеллы и там издали ее.

Философ выносит на всеобщее рассмотрение проблему соотношения интересов личности и общества. Интерес Т. Кампанеллы к этому вопросу стал логическим продолжением его выступлений против существовавших в обществе его времени порядков. Таким образом «Город Солнца» стал социальной программой мыслителя. В этой работе он представил идеальное, по его мнению, социальное устройство государства, где люди живут в гармонии с окружающим миром и друг с другом .

Идеальное государство - это государство всеобщего счастья и благоденствия. В нем Т. Кампанелла исключает принцип превосходства одних людей над другими. Управление в идеальном государстве производится согласно разуму, благодаря чему в жизни его граждан попросту не существует принуждения и насилия, смут и раздоров.

Управление государством находится в руках аристократии, в состав которой входят специалисты и ученые. Первым среди руководителей является Метафизик. Он широко эрудирован и осуществляет общее управление городом Солнца на основании разума. В помощниках у Метафизика находятся Мощь (вопросы безопасности), Мудрость (развитие наук) и Любовь (вопросы деторождения и воспитания). У каждого из помощников есть свои помощники, являющиеся более узкими специалистами (например, Политик, Математик, Логик, Стратег и т.д.). Метафизик, Мощь, Мудрость и Любовь правят до появления кого-либо, кто превзойдет их. В этом случае они сами сложат свои полномочия. Остальные руководители государства переизбираются на Большом Совете, который собирается два раза в месяц.

Законов в государстве Т. Кампанеллы мало и они предельно просты. Все их можно прочесть на мраморной доске, расположенной на входе в главный храм идеального города. Общий смысл каждого из законов: не делай другому того, чего не хочешь самому себе.

Философ считал эгоизм крайне деструктивным явлением, потому стремился искоренить его в своем идеальном государстве за счет отмены института частной собственности. Избавив людей от частной собственности, общество, по мнению философа, одержит верх над себялюбием, вызванным стремлением к накоплению материальных благ. Так людям станет нечего делить, что избавит общество от неравенства и конфликтов.

Помимо частной собственности в городе Солнца как институт упразднена также и семья. Дети воспитываются всеми вместе. С 7 лет они и обучаются и работают в поле. В процессе воспитания выясняются их способности и склонности.

Люди в городе Солнца живут в гармонии с природой. Все в городе является общим. Граждане трудятся приумножения городского богатства. В свою очередь, государство дает гражданам все необходимое для их существования. Поэтому труд здесь вовсе не необходимость, а почётная обязанность гражданина.

Труд в идеальном государстве Т. Кампанеллы строго организован. Потому он эффективен и производителен. Продолжительность рабочего дня в городе Солнца составляет всего 4 часа. Главный принцип его организации - разделение и умственного, и физического труда. Работа граждан, при этом, облегчается благодаря широкому применению многочисленных приборов и приспособлений. Наука здесь вообще во главе угла.

Во внерабочее время жители идеального государства посвящают гармоничному развитию духа и тела, совершенствуют свои умственные и телесные способности. По мнению Т. Кампанеллы такой образ жизни позволяет людям жить в среднем до 100 лет.

В городе действует культ Солнца. Это и есть религия его жителей. Душа человека, по их мнению, бессмертна.

Работа Т. Кампанеллы не была первой в своем роде (известны более ранние социально-утопические труды Платона и Т. Мора), но она оказала существенное влияние на развитие философской мысли в эпоху Возрождения, а также в эпоху Нового времени. Дальнейшее развитие социально-утопической мысли во многом обусловлено успехом "Города Солнца" Т. Кампанеллы.

При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами.

Томас Мор

Предисловие

Эти два сочинения, «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, просятся под одну книжную обложку. Хотя сочинение Кампанеллы было написано почти столетие спустя после сочинения Мора («Утопия» написана в 1516 г., а «Город Солнца» в итальянской версии – в 1602 г., в латинской – в 1614 г.), но оба они принадлежат одной культурной эпохе – эпохе Возрождения. Эпоха пронизала эти сочинения единым духом гуманизма и социальности (см.: Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: Наука. 1978. С. 43–63).

Особенно важно подчеркнуть следующий момент. Своеобразие эпохи Возрождения состоит в том, что она мыслит себя возрождением античной культуры, прежде всего – философии. Если говорить конкретно об авторах «Утопии» и «Города Солнца», то они осознают себя продолжателями философского дела Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.) – дела создания проекта идеального общества и государства. Нельзя не согласиться, что выступивший позже Кампанелла находится, несмотря на фигуру умолчания по этому поводу, в зависимости от Мора, но и при всем том видит совершенное общество все-таки иначе, чем Мор (см.: Панченко Д.В. Кампанелла и «Утопия» Томаса Мора // История социалистических учений. Сб. ст. М.: Наука. С. 241–251), Существенней, однако, то, что объединяет образы «наилучшего государства» (выражение Мора) в сочинениях Мора и Кампанеллы не просто зависимость взглядов второго от взглядов первого из них, но гораздо большее, а именно то, что перекрывает различия, делает их различиями внутри единства. Речь идет о единстве, проистекающем из принадлежности образов совершенного государства у Мора и Кампанеллы к общему типу с тем идеальным государством, образ которого представил Платон в своем диалоге-трактате «Государство». Этот общий для Мора и Кампанеллы как продолжателей дела Платона тип представлений об идеальном обществе и государстве суть коммунистическая утопия.

При этом Т. Мор и Т. Кампанелла, стремясь быть более последовательными коммунистами, чем Платон, действие принципа общественной собственности, призванной заменить частную собственность, распространяют из высших социальных слоев, в качестве каковых у Платона выступают правители (философы) и стражи (воины), на все общество. Тем самым вместе с всецелым проведением принципа общественной собственности в «наилучшем государстве» они предполагают и всеобщность действия в нем принципа социального равенства.

Надо сказать, что объединяет «Утопию» и «Город Солнца» еще то, что значительность идей каждого из этих произведений оплачена высокой ценой: трагической судьбой их творцов. Т. Мор был казнен за верность своим убеждениям, разошедшимся с интересами королевской власти (Мор, будучи авторитетным политиком, опасным для короля, не отказался от мнения о предпочтительности сохранения в Англии католицизма в противоположность принятию англиканства, так как с католицизмом он связывал возможность более благоприятной для страны и народа социальной политики). Кампанелла за подготовку восстания против испанского владычества в Калабрии, с которым он связывал перспективу не только национального освобождения, но и установления социального строя в духе строя «Города Солнца», почти тридцать лет подряд, а в общей сложности около тридцати трех лет, провел в тюремных застенках испанских властей, страдая от жестоких пыток и ужасных условий заключения. Одновременно с испанцами Кампанеллу преследовала папская инквизиция, расценившая его творчество как ересь и приговорившая его к пожизненному заточению. Только чудом, благодаря случайному стечению обстоятельств, Кампанелла избежал казни и вышел на волю в конце жизни. В «Городе Солнца» он говорит, имея в виду самого себя, о Философе, способном доказывать верность своим взглядам, а значит, и верность их самих, даже путем испытания пыткой. Солярии, т. е. граждане Города Солнца, – пишет Кампанелла, – «неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят, что если в течение сорокачасовой жесточайшей пытки, какою мучили одного почитаемого ими философа враги, невозможно было добиться от него на допросе ни единого словечка признания в том, чего от него добивались, потому что он решил в душе молчать, то, следовательно, и звезды, которые воздействуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против нашего решения» (Кампанелла Т. Город Солнца. М.Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1947. С. 114). Впрочем, и в этом отношении – в отношении высокой, до готовности к пожертвованию жизнью, меры верности коммунистической идее и убежденности в ее истинности, Мор и Кампанелла наследовали Платону, который тоже буквально рисковал жизнью, пытаясь убедить тирана Дионисия, а затем – и Дионисия младшего в необходимости осуществить на Сицилии учение об идеальном государстве.

Именно идущая от Платона через Мора и Кампанеллу литературная и философская традиция коммунистической утопии ближе, чем какие-либо иного рода представления о совершенном и желательном устройстве общества, подводит к философски и научно обоснованному К. Марксом и Ф. Энгельсом проекту будущего общества. Ближе, потому что марксистский проект, как и проекты названных утопистов, является тоже коммунистическим проектом. В той форме, какую коммунистическому проекту будущего общества придали классики марксизма, это уже не утопия, не «место, которого нет», а практически воплощаемый и воплощающийся, вопреки всем преградам, тип общества.

Сейчас, когда после поражения реального социализма в СССР и восточно-европейских странах процесс становления коммунистической формации переживает кризис, когда нащупываются новые пути и обновленные формы воплощения коммунистического идеала в реальность, интерес к утопиям Мора и Кампанеллы будет обостряться, Если еще совсем недавно они вызывали едва ли не исключительно академический интерес, рассматривались только в качестве примеров истории утопической мысли, то сейчас они будут интересны многим читателям и за пределами академической сферы, поскольку стимулируют попытки поиска ответов на злободневные вопросы о дальнейших судьбах реального социализма/ коммунизма и в нашей стране, и в мире.

Думается, что нет непроходимой границы между утопией и наукой. По-настоящему значительные произведения утопической мысли, к которым, безусловно, относятся «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы, сохраняют свою актуальность в плане значения для научной социальной футурологии. Особенно в такой переломный момент истории, как нынешний, они способны и удовлетворять интерес широкого читателя, и, вместе с тем, питать научную мысль о перспективах социального развития. Осмысление содержания утопий, соотнесение их с нынешней реальностью дают импульсы, с одной стороны, для подтверждения истинности определенных положений научно-философской теории становления общества социальной справедливости, а, с другой стороны, истинность иных положений теории ставят под вопрос.

С этой точки зрения мы бы обратили внимание на центральную идею коммунистических утопий Мора и Кампанеллы – идею о необходимости замены частной собственности общественной, а также еще на две остро звучащие в современной действительности темы: тему судьбы религии (шире – веры) и тему гендерных (социально-половых) отношений в будущем обществе.

Через несколько лет после «Города Солнца» Кампанелла написал другое сочинение – «О наилучшем государстве», где разбирает некоторые возражения против социальных идей своей первой книги. Там, в частности, общность имущества оправдывается примером апостольской общины, а общность жен (весьма осторожно) – ссылками на различных отцов церкви . Особенно интересно то место, где утверждается, что возможность такого государства подтверждена опытом:

«И это показали, к тому же, монахи, а теперь – анабаптисты , живущие общиной; если бы они имели истинные догматы веры, они бы еще более преуспели в этом. О, если бы они не были еретиками и вершили правосудие, как мы им проповедуем: тогда они служили бы образцом этой истины».

Между тем, в XVI веке анабаптисты выступили одной из самых жестоких и безжалостных религиозных сект. К ним принадлежал Томас Мюнцер , кровавый вождь радикального крыла Крестьянской войны в Германии . Чуть позже анабаптисты же установили неслыханно террористическую Мюнстерскую коммуну .

При написании статьи использованы материалы

УТОПИЯ ТОМАСА КАМПАНЕЛЛЫ "ГОРОД СОЛНЦА"

Данилова Е. , 212 гр. (2005-2006 гг.)

Итальянский философ Томмазо Кампанелла (до пострижения в 1582 году в монахи – Джованни Доменико) является одним из представителей раннего утопического коммунизма. Кампанелла разделял натурфилософские взгляды материалиста Телезио, выступал против аристотелевской схоластики, развивал передовые для того времени идеи сенсуализма, где ощущение представлялось единственным источником познания, и деизма (мир сотворил Бог, а дальше мир предоставлен действию собственных законов), которые, однако, сочетались у него с религиозно-мистическими взглядами, увлечением магией и астрологией.
За свое свободомыслие Кампанелла неоднократно подвергался преследованиям инквизиции. Так, в 1599 году Томмазо пытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнета. Заговор был раскрыт, и Кампанелла после жестких пыток был брошен в тюрьму, где провел в общей сложности 27 лет. Постоянная работа и самодисциплина, каждодневное напряжение творческой мысли помогли Томмазо выстоять.
Как и Томас Мор, Томмазо Кампанелла был занят умозрительным построением идеальной общественной системы. Результатом его размышлений стала утопия «Город Солнца», которую филсософ написал в заключении в 1602 году, а опубликовал впервые в 1623 году. Мы знаем, что утопия – это неосуществимое мечтание, порожденное историческими обстоятельствами, которые побуждали к деятельности и приводили к определенным результатам. Томмазо был прогрессивным мыслителем и писателем эпохи Возрождения, времени, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными движениями, вошла в стадию первоначального развития капитализма, когда техника и наука энергично пошли вперед по своему нескончаемому пути, когда мысль упрямо обгоняла действительность в поисках новых горизонтов. В жизни Италии XVII века после успехов в сфере мануфактурного производства наступило время упадка. Перемещение главных торговых путей, которое было связано с господством турок на Средиземном море и с Великими географическими открытиями, и жесткий экономический кризис послужили одной из причин того, что тысячи людей не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало от варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества. При этом в Италии того периода, экономически разобщенной и политически раздробленной, не могло сложиться революционной ситуации. В этих условиях утопизм, как мечтание о разрешении такой гибельной для страны ситуации, по существу, был неизбежен.
Стоит добавить, что не только под воздействием внешних факторов, но и в зависимости от мировоззрения автора в разных утопиях выражаются нередко противоположные общественные идеалы и устремления, фантастичность же этого жанра предполагает колоссальный спектр возможностей. Идеи утопий представляют собой органическое единство изображения и мысли, мысли не столько доказываемой, сколько показываемой, подвластной эмоционально-эстетическому восприятию и оценке философа.
«Город Солнца» был создан под воздействием «Утопии» Томаса Мора, о котором Кампанелла впервые услышал в доме богатого неаполитанца дель Туфо, поддержавшего писателя в трудные минуты. На страницах произведения Кампанелла мечтает о единстве и благоденствии человечества, об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, а всеобщий труд гарантирует изобилие. Правда, в нем существует и строгая регламентация быта, и власть жрецов, носящая буквально теократический характер. Свой коммунистический идеал Томмазо обосновывал велением разума и законами природы.
«Город Солнца» написан в форме диалога между Мореходом, вернувшимся из далекого плавания, и Гостинником. Собеседники лишены внешнего описания, но при этом из идеи города Солнца понятны взгляды героев на жизнь, их мысли, которые пытаются проникнуть в туманное будущее. Все средства изображения и изложения подчинены в утопии созданию грандиозной картины общества как единого коллектива, образа мечты справедливой жизни, основанной на труде, в чем и проявляется социальная характерность автора. Мореход рассказывает Гостиннику о своем кругосветном путешествии, во время которого он оказался в Индийском океане на чудесном острове с городом Солнца.
Этот город расположен на горе и «разделяется на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам». В каждом из поясов – удобные помещения для жилья, работы, отдыха. Предусмотрены и оборонные сооружения: валы, бастионы. Кампанелла рассказывает, что «...чтобы захватить каждый следующий (пояс), надо было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда». Вместе с тем стены города украшены чудесной и в то же время поучительной живописью, которая снабжена пояснительными надписями.
По устройству город Солнца – это теократическая республика, организованная по образцу монашеского ордена. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник, «именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы его Метафизиком». По словам Морехода, у правителя есть три так называемых соправителя: Пон (Мощь), ведающий военным делом, Син (Мудрость) – познанием, свободными искусствами, ремеслами, и Мор (Любовь) – продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием.
Смысл символики имен позволяет раскрыть пантеизм Кампанеллы, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. В результате основные качества бытия («прималитеты») определяют характерные свойства человека: мощь обнаруживается в силе, мудрость – в способности представления и воображения, любовь – в желаниях и стремлениях. Прималитеты находятся в постоянной борьбе с небытием: с немощью, незнанием и ненавистью – как отрицательными человеческими качествами. Элементы диалектики в философии Кампанеллы служат обоснованием плодотворному насилию в общественной жизни. По мнению философа, зло необходимо не только выявить, но и подавить. Так, убить тирана в городе Солнца – почетно, изгнать вздорного и ничтожного монарха – человечно. Кампанелла считает, что «сначала все исторгается и искоренятеся, а потом уже созидается...». Таким образом, Томмазо готов повести народ на бой ради осуществления идеалов равенства.
Следует отметить, что верхушка города Солнца выбирает низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику. Правительство собирается каждые восемь дней. Недобросовестные начальники могут быть волею народа смещены, кроме четырех высших правителей, которые подают в отставку сами. Предварительно они советуются между собой и лишь тогда, когда на смену может прийти более мудрый и достойный, уходят в отставку. Необходимо подчеркнуть, что в городе Солнца, как пишет Кампанелла, «того почитают за достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Жители города Солнца недоумевают, почему «мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит много слуг для своего распутства».
По мысли философа, источником всех человеческих зол является эгоизм. Томмазо считает, что когда люди отрешатся от себялюбия, у них останется только любовь к общине, которую он считает эталоном государственного устройства. Таким образом, только поравнение членов общества буквально во всех отношениях (общие столовые, одинаковые украшения, общие дома) приведет к счастливой жизни. Писатель неоднократно повторяет, что если люди были бы «меньше привязаны к собственности», то они «дышали бы большею любовью к ближнему». Жители одновременно и богатые, и бедные. Богатые, потому что у них есть все, что им необходимо, бедные потому, что у них нет ничего своего. Общественная собственность в «солнечном» государстве базируется на труде его граждан. Критика Кампанеллой частного владения указывает путь будущей прогрессивной литературы.
В государстве Томмазо Кампанеллы установлено равенство мужчин и женщин, которые даже проходят военную подготовку на случай войны. По мнению Томмазо, труд и физические упражнения сделают людей здоровыми и красивыми. Впервые в истории человеческой мысли автор говорит о том, что труд не только потребность человека, но и дело его чести, дело, в котором конкуренция в итоге порождает изобилие. Но вместе с тем рабочий день соляриусов длится всего четыре часа. Кроме того, Кампанеллу весьма интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через тот же гороскоп.
Довольно щепетильным является вопрос брачных отношений. Кампанелла предполагал их некую государственную регламентацию, пренебрегающую личными привязанностями человека. Для философа на первом месте стоит вопрос о качестве будущего потомства. Чтобы дети были телесно и духовно совершенны, опытный врач, пользуясь данными науки, по природным качествам подбирает наилучше совместимых родителей. Автор утопии обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство, и не может даже сравниться с «любовью к общине».
Несмотря на то, что женщины города Солнца имеют те же права, что и мужчины (они могут заниматься науками, служат в армии), все равно они из-за принципа «общности жен» воспринимаются как обесчеловеченная собственность. Кампанелла рисует своего рода бессемейный коммунизм (влияние нелучшей из идей Платона).
Интересны рассуждения Томмазо о красоте женщин: в городе Солнца нет некрасивых женщин, так как «благодаря их занятиям образуется (у женщин) и здоровый цвет кожи, и тело развивается, и они делаются статными и живыми, а красота почитается у них в стройности, живости и бодрости. Поэтому они подвергли бы смертной казни ту, которая из желания быть красивой начала бы румянить лицо, или стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы казаться выше ростом, или длиннополое платье, чтобы скрыть свои дубоватые ноги». Кампанелла утверждает, что все прихоти у женщин появились в результате праздности и ленивой изнеженности.
Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает, условно говоря, на религию, так как культ Солнца и Земли, пантеистическое представление о мире как об огромном живом существе не укладывается в рамки религиозной догматики. Томмазо надеется на религию далеко не во всем, он разработал ряд правовых и моральных санкаций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против бездельников и развращенных личностей.
До конца жизни Томмазо, как и герои утопии, твердо верил в то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства, созданного его мечтой. В своем письме Фердинанду III, герцогу Тосканскому, Кампанелла писал: «Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих блгодетелей...».
Итак, «Город Солнца» - произведение политическое и научное, в котором сливаются вместе как философский, так и эстетический подход к решению проблемы идеального государства. К сожалению, утопия Кампанеллы была объявлена по давней традиции примером «грубой» латыни и, следовательно, оценивается как факт философско-политической, но отнюдь не художественной жизни, с чем можно не согласиться.

Два года философ провел под следствием, ему угрожала смертная казнь, но в результате пытки, которая продолжалась почти двое суток, его признали невменяемым. Чтобы вылечиться от последствий пыток, автору понадобилось полгода.

Сам Кампанелла до 34-х лет был монахом-доминиканцем. Отсидев в тюрьме, уехал во Францию, где и провел остаток жизни.

Это был известный религиозный мыслитель и философ, поэт. Он выступал за эмпирический характер науки, защищал идеи Галилея, даже когда находился в тюрьме инквизиции, отстаивал независимость науки от церкви.

О чем книга?

Пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы непросто, так как это все-таки нет художественное, а философское произведение. Его название является прямой отсылкой к произведению "Град Божий" блаженного Августина. Текст написан в "суровом" стиле.

По своей форме утопия Кампанеллы "Город Солнца" - это диалог между собеседниками, имена которых не приведены. Один из них Мореход (о нем известно только то, что он из Генуи), второго называют Главным Гостинником, по всей видимости, подразумевается гроссмейстер Ордена госпитальеров.

Если пересказывать краткое содержание "Города Солнца" Кампанеллы с самого начала, то произведение без всяких предисловий начинается просьбой Главного Гостинника о том, чтобы Мореход рассказал о своих последних приключениях.

Оказывается, что Мореход вернулся с острова в Индийском океане, где он оказался в Городе Солнца. Далее он описывает, как устроена жизнь в этом городе.

Государственное устройство

Проводя анализ "Города Солнца" Кампанеллы, можно прийти к выводу, что в своем произведении автор изложил свои представления об идеальном государстве. Скорее всего, именно такое он хотел построить после восстания в Калабрии, в котором принимал участие.

Государственное устройство в Городе Солнца напоминает теократию. Верховным правителем является священник. При этом в книге его называют Метафизиком, что не случайно. У Кампанеллы этот пост должен был достаться самому ученому жителю города. Как только находится кто-то мудрее него, он уступает свой пост.

При нем есть три соправителя, чьи имена можно перевести как Мудрость, Мощь и Любовь. Между ними поделены основные стороны жизни. Метафизик совещается с ними, но по всем принципиальным вопросам решение выносит самостоятельно.

Помогает им достаточно много должностных лиц, также существует Совет, в состав которого входят все граждане старше 20 лет.

Вспоминая сюжет "Города Солнца" Томмазо Кампанелла, краткое содержание поможет вам быстро освежить в памяти основные детали произведения. Основной социального уклада в Городе является общность всей жизни. Ее осуществление контролируется администрацией. Практически все у жителей общее, кроме жен, детей и жилища. Даже едят все жители Города вместе.

При этом производство основано на рабовладение отсутствует. Каждый гражданин обязан работать четыре часа в день. Причем имеется в виду только физический труд, так как далее указано, что все остальное время жители проводят за чтением и занимаясь наукой.

Тотальная унификация

При анализе "Города Солнца" Томмазо Кампанеллы можно обратить внимание, что многое в этом обществе унифицировано. Например, женщины и мужчины носят практически одинаковую одежду, существует предписанная форма, что носить в самом городе, а что за его пределами. Указывается даже, как часто следует ее стирать и менять.

Детально описано, как проходят праздники, в городе регламентировано даже искусство. Под контролем государства находятся отношения между мужчинами и женщинами. Производство потомства называется государственным интересом. При этом рождение детей сравнивается с выведением скота.

Какой мужчина, с какой женщиной должен заниматься сексом, а также как часто решают начальники трудовых отрядов, врач и астролог. Сам половой акт проходит под контролем особого чиновника. Считается, что помимо продолжения рода, отношения между полами имеют важную функцию удовлетворения физиологической потребности.

Воспитание и образование

Воспитание детей в этом обществе на себя полностью берет государство. Во время обучения детей разделяют на отряды, как и взрослых во время работы.

С восьми лет они начинают изучать естественные науки, затем переходят к ремеслам. Менее способные отправляются в деревню, при этом у них есть шанс вернуться в город, если они все-таки себя проявят.

После окончания обучения гражданин считается готовым к получению должности. В какой отрасли он лучше себя проявил, решают наставники.

Система наказаний

В этом обществе, в котором упразднены семья, свобода творчества и труда, собственность, находится место нарушениям закона. Кампанелла подробно описывает систему наказаний. Преступлением считается злоба, неблагодарность, отказ в должном уважении, уныние, лень, шутовство, ложь. В наказание виновные лишаются общения с женщинами или общей трапезы.

Содомия наказывается обязанностью носить постыдную одежду, а при повторном преступлении нарушителя ждет смертная казнь. Судебная власть в городе при этом объединена с административной.

В идеальном государстве Кампанеллы отсутствуют палачи и надзиратели. Смертная казнь осуществляется народными руками, то есть виновного побивают камнями. Вообще, наказания считаются одним из элементов воспитания жителей.

Религия

В Городе исповедуется религия Солнца. В этом веровании можно выделить два аспекта. В основе государственная религия, так как управление Городом совпадает со священным служением.

Священниками из должностных лиц являются только высшие чиновники, на которых лежит обязанность очищать совесть граждан. В результате в одних и тех же руках объединяется административная, судебная и религиозная власть.

В то же время религия Солнца в изложении Кампанеллы предстает как поклонение Вселенной. Ее воспринимают как самый идеальный и рациональный механизм, который только может существовать. По сути, это соединение рационалистической науки и религии с уклоном в астрологию.

Центральное место в Городе занимает храм Солнца. Он больше напоминает не церковь, а естественнонаучный музей. На алтаре стоит глобус с изображением неба и земли, на своде главного купола - звезды.

Похороны

Примечательно, что в идеальном обществе Кампанеллы тела умерших не хоронят. Во избежание моровых болезней и эпидемий их сжигают.

При этом именно огонь сравнивается с живой и благородной стихией, которая "к солнцу исходит и к нему возвращается". Таким образом, как отмечает автор, исключается культ идолопоклонства.

В данной ситуации Кампанелла явно намекает на культ поклонения мощам святых. В его произведениях часто можно было встретить выпады против католической церкви. Однако прямо критиковать церковь он не мог, поэтому идеологические возражения подкреплял утилитарными санитарными аргументами.

Анализ

Основные идеи Кампанеллы в "Городе Солнца" изложены вполне ясно. Это его представление об идеальном мире, идеальном обществе, которое он стремился построить. При этом некоторые моменты вызывали неприятие у современников.

Например, отсутствие частной собственности он оправдывал, приводя в пример общину апостолов, а, говоря об общности жен, ссылался на различных отцов церкви. Более того, он утверждал, что возможность существования такого государства подтверждена опытным путем. В качестве примера он приводит анабаптистов. В XVII веке это была одна из самых безжалостных и жестоких религиозных сект. Выходцем из нее был предводитель крестьянской войны в Германии Томас Мюнцер.

В утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца" ощущается влияние на автора трудов Томаса Мора и Платона, при этом произведение выделяется своим астрологическим контекстом. Интересно, что среди коммунистов и социал-демократов произведение снова стало популярным в середине XIX века.



Loading...Loading...