Консультация для педагогов развитие игровой деятельности. Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-развивающей среды, чтобы период адаптации к детскому саду прошел наиболее безболезненно. Ведь вновь поступившие дети еще не имеют опыта общения со своими сверстниками, не умеют играть «вместе», делиться игрушками.

Детей надо учить играть. А, как известно, игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.

В процессе работы неизбежно возникнут проблемы:

Дети играют сами по себе;

Не хотят и не умеют делиться игрушками;

Не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку;

У детей нет взаимопонимания между собой в игре.

Причиной этого служит то, что в домашней обстановке ребенок находится в изоляции от сверстников. Он привык, что все игрушки принадлежат ему одному, ему все позволено, никто дома у него ничего не отнимает. А, придя в детский сад, где много детей, которые тоже хотят играть той же игрушкой, что и у него, начинаются конфликты со сверстниками, капризы, нежелание идти в детский сад.

Для безболезненного перехода от домашней обстановки к детскому саду, для организации спокойной, дружеской атмосферы детского коллектива надо помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни, а так же развивать у детей самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.

В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.

Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

Все игры призваны помочь детям:

Они вызывают радость от общения;

Учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;

Побуждают действовать самостоятельно;

Замечают и поддерживают инициативные действия других детей.

В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.

А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. В такие моменты воспитателю необходимо вмешаться в игру ненавязчиво, побуждать действовать по определенному сюжету, играть вместе с ребенком с его игрушкой, воспроизводя ряд действий.

Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.

Дидактическая игра, как средство обучения детей дошкольного возраста

Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм . Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Здесь познавательные задачи связаны с игровыми, а значит это вид деятельности можно назвать игрой - занятием .

В играх - занятиях воспитатель продумывает содержание игры, методические приемы их проведения, сообщает доступные возрасту детей знания, формирует необходимые умения. Усвоение материала происходит незаметно для детей, не требуя приложения больших усилий.

Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.

Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.

Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки - вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.

В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.

Общий принцип деятельности, заложенный в дидактических играх, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню Кремля, цветущее дерево из элементов мозаики).

В обучающей игре ребенок действует определенным образом, в ней всегда присутствует элемент скрытого принуждения. Поэтому важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора. Тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.

Игры-занятия с дидактическим материалом проводятся с детьми индивидуально или подгруппами. Обучение строится на основе диалога: «Какого цвета шарик? А этот шарик, какой? Синий, да?». Желательно привлекать внимание малышей внесением в группу какой-нибудь новой интересной игрушки. Дети сразу соберутся вокруг воспитателя, задавая вопросы: «А что это? А зачем? А что мы будем делать?». Будут просить показать, как с этой игрушкой играть, захотят самостоятельно разобраться с ней.

Ольга Горбунова
Консультации для педагогов «Развитие игровой деятельности дошкольника»

Общая характеристика игровой деятельности .

Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастит. В самом младшем возрасте ребенок преимущественно играет. Его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы элементарного самообслуживания.

Важнейшим событием в процессе развития ребенка является возникновение самостоятельной игровой деятельности . Ребенок 2,6мес. -3лет начинает играть сам, уже не вовлекая в игру взрослого. И первой такой игрой является предметно – режиссёрская игра.

Режиссёрская игра детей раннего возраста очень похожа на предметно-манипуляторную деятельность , однако это не просто манипуляции с предметом, а самая настоящая игра. Ребенок наделяет предметы игровым смыслом .

Почти одновременно с предметно-режиссёрской игрой или несколько позже возникает и др. вид игры – образно-ролевая. В ней ребенок принимает на себя роль-он становится персонажем-образом. Игра состоит в том, что ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту.

В следующем виде игры, которая возникает у детей в начале дошкольного возраста , - сюжетно-ролевой игре – главными становятся человеческие роли и отношения, которые разыгрываются в ходе этих игр.

Для становления сюжетно-ролевой игры имеет большое значение широко распространенная игра детей с куклами. Ведь с куклой играть проще. Чем со сверстниками, она не обижается и не бросает играть, если ей неинтересно, не говорит, что так делать нельзя. В этом смысле кукла – идеальный партнер по совместной игре.

В ролевой игре с куклой ребенок должен научиться «видеть» партнера. Что делает девочка, носящая на руках свою куклу? Она осваивает поведение и чувства будущей матери. Стержнем её переживаний и действий является забота о ребенке - кукле. Родители, наблюдая за игрой дочки с куклой , в нужных случаях могут подсказать ей, что надо делать с куклой – ребенком : перепеленать, уметь одеть и тд.

Научившись видеть в кукле живого ребенка дошкольник , овладевает главным условием совместной сюжетно-ролевой игры, где несколько детей разыгрывают сложные ситуации, которые они наблюдают в окружающей жизни (покупка и продажа товара, посещение врача и оказание помощи больным и тд.)

Следующий и самый сложный вид игры – игры по правилам. К ним относятся настольно-печатных, подвижных, спортивно-соревновательных и др. игр. Овладение этими играми предполагает усвоение правил. Деятельность детей в это время приближается к новой деятельности - учебной .

Игра имеет важное значение в жизни человека-она является подготовкой к труду. Поэтому родители, руководя детской игрой . Применяя различные методы на разных ее стадиях, оказывая помощь ребенку в трудных случаях, должны предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности.

Игровая деятельность не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми. Разновидностью сюжетно-ролевой игры является строительные игры и игры – драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводят с помощью ролей и игровых действий .

Строительные игры помогают ребенку понять мир, сооружений и механизмов, созданных руками человека. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?» , которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий.

В структуру подвижных игр входят игровые действия , правила и материал. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

Подготовила воспитатель: Сорокина С. В.

МБДОУ ОВ ДС «Ёлочка» г. Тарко-Сале

«Организация игровой деятельности дошкольника дома».

Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду.

Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательной возможности игры. А они огромны:

  • Игры развивают познавательные способности личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение, тренирует наблюдательность, ум, развивать творческие способности детей, формируют эмоционально-чувственную сферу личности детей;
  • Способствуют познанию ребенком самого себя. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

«С детьми играть – ум, разум, душу развивать!».

В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду, семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речах, мимике, жестах, трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же сюжет (например, кормление куклы, одевание и раздевание..), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых (мам пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер).

Все это происходит в том случае, если игры дошкольников находятся под присмотром взрослого, если она построена на содержательном общении взрослых (родителей) с ребенком.

Важным педагогическим условием, способствующим развитию игры ребенка, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи. Иногда коробка из под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал, превратить в кровать для куклы или в коляску для прогулки, плита для кухни. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки.

Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их большое количество. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида.

Покупая игрушку, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость, главное при покупке игрушки - их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать покупку, спросите ребенка, для каких игр понадобится новая игрушка.

Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но даже при наличии отдельной комнаты детям не выделяют игровой уголок. Игрушки обычно сложены в ящики, коробки, а если игрушка не находится в поле зрения ребенка, то она не провоцирует его на игру, малыш не может начать игру, создать игровую ситуацию. Держать игрушки надо открытыми.

Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только в определенном месте. Ребенок стремится играть там, где находятся взрослые члены семьи. Он нуждается в постоянной помощи, поддержке взрослых, их поощрении. Местом для игры он может выбрать кухню, комнату бабушки и другие помещения.

Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обобщает игровой и нравственный опыт, помогает детям осваивать игрушки, формируется у них умение играть.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт истощается, игрушка становится не интересной. Подскажите ребенку новые игровые действия с ней, поиграйте с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой. Не торопитесь выбрасывать сломанные игрушки, почините их вместе с ребенком и этот ремонт обыграйте. Сделайте своими руками игрушки.

Используйте в играх русский народный фольклор, считалки, скороговорки, загадки, пословицы. Это сокровища народной мудрости.

В России игры называют забавами, они всегда помогают народу облегчить жизнь, перестать горевать, успокоиться. Народные игры, хороводы, песни являются фундаментом гармоничного развития интеллекта, основой здоровья ребенка. Такие простые движения, как потягивание, хлопки, похлопывание по всему телу, притопывание – массажируют биологически активные точки юного тела. Притопывание также способствует профилактике и лечению плоскостопия, массажирует внутренние органы. Кроме того, народные игры имеют физиологически обоснованный ритм, с таким же ритмом бьется сердце.

Вспомните старинные игры и забавы: такие как «Гляделки», «Замри», «Зеркало»,и т.д. Поиграйте с детьми в эти игры, и Вы увидите, как рады будут дети, как у Вас исчезнет плохое настроение. Играя в эти игры, Вы и Ваши дети получают огромный физиологический и психологический заряд энергии.

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:

«Игры на кухне»

«Съедобное-несъедобное».

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Взрослый называет разные предметы (н-р картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.) ребенок в свою очередь должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

Отгадываем «Вкусные» загадки.

В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился.

Ответ: Сахар

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам всем.

Ответ: Бублик

Дедушка смеется,

на нем шубонька трясется.

Ответ: Кисель

Холодок в пакете

Едят и взрослые и дети

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок!

Ответ: Мороженое

В воде родится, а воды боится.

Ответ: Соль

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ: Огурцы

«Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

«Угадай»

Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: Совместно с ребенком выберите тему игру (н-р: «Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, н-р, морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т.д.

«Обзывалки»

Цель: развитие речи, памяти, внимания, чувства юмора.

Правила игры: Совместно с ребенком выбираете тему игры, н-р, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко!, А ты – ананас! А ты – банан! И т.п.)

Задания на развитие мелкой моторики:

1. рассортировать белую и красную фасоль;

2. выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;

3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;

Начиная с раннего детства необходимо развивать у ребёнка мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики связано с речью малыша и его мышлением. Некоторым мамам кажется, что нужно придумывать сложные упражнения, проговаривать сложные тексты во время проведения пальчиковых игр. Все гораздо проще. Предлагаю Вашему вниманию несложные игры, на развитие мелкой моторики, которые можно проводить с ребёнком ежедневно:«Пирамидка», «Шнуровка».

  • Игры с прищепками: снимать с верёвки и т.д.
  • Отщипывайте кусочки пластилина («зёрна для петушка»),катайте шарики, сминайте пластилин пальчиками;
  • Катайте ладошками шишки, массажные мячики (игра «ёжик»);
  • Игра «Дождик»: указательным пальцем одной руки постукиваем по ладони другой руки;
  • Нанизывайте на шнурок бусинки, пуговицы, кольца пирамиды;
  • Застегивайте пуговицы, молнии, кнопки;

Позволяйте дома играть ребенку с водой в ванной, эти игры расслабляют и успокаивают агрессивных детей, развивают ум.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Общие интересы сближают семью, создают в ней дружественную атмосферу. Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вашему малышу преодолеть трудности, которые возникли.

Памятка для родителей по организации игровой деятельности детей дома.

  1. Приучать детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте.
  1. Поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценкой, баллами, призами и т.д.
  1. Вводить в игру предметы – заместители (нитки, катушки, спичечные коробки и др.).
  1. Учить детей играть с новыми игрушками, самим включаться в игру.
  1. Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, шашки, мозаики и др.).
  1. Убирать периодически игрушки и выставлять их. Использовать бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка, приготовление обеда и др.)

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Дошкольное детство - самый важный период становления личности ребёнка, когда он приобретает первые начальные знания об окружающей действительности, у него формируется своё отношение к окружающим людям, к труду, складываются навыки и привычки правильного поведения, характер. Основным видом деятельности дошкольника является игра, развивающаяся под влиянием воспитания и обучения, и зависит от приобретённых знаний, умений, навыков, от воспитания интересов. В ней развиваются физические и духовные силы ребёнка, его память, внимание, воображение, ловкость, дисциплинированность и т.д. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка. В то же время можно наблюдать следующее: у одного и того же ребёнка можно обнаружить разные уровни игрового творчества, - это зависит от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта, свойственный дошкольному возрасту.

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать, как взрослый приводит к тому, что ребёнок стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно.

Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции «понарошку».

По степени активности и самостоятельности детей игры делят на две группы: творческие игры и игры с правилами. К творческим играм относят предметные игры детей раннего возраста, сюжетно – ролевые игры, строительные, игры – драматизации. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий

Социальные отношения более выражены в ролевых играх, ведь ребенок сам в них включен. Поэтому элементарные формы ролевой игры могут появляться без руководства взрослого, на основе подражания. Отсюда вытекает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-ролевой игре - это роль, фиксирующая функцию взрослого, в дидактической - дидактическая задача, предполагающая формирование средств и способов познания.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже обладает определённым набором знаний, умений, навыков. После работ выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина в детской психологии твёрдо установлено, что ведущий тип деятельности дошкольника – игра. Можно выделить особые приёмы игры: ребенок принимает на себя роль взрослого человека и его общественно-трудовые функции; обобщенный изобразительный характер воспроизведения действий с предметами; перенос значений с одного предмета на другой и т. д. Главное значение игровой деятельности состоит в том, что благодаря игровым приёмам ребенок моделирует в ней отношения между людьми.

Становление отдельных компонентов и уровни развития игры охарактеризованы блестящим исследователем игры Д.Б. Элькониным. Он считал, что игра социальна по природе, является ведущей формой развития психических функций и направлена на отражение мира взрослых. Игре присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Д.Б.Эльконин выделил 4 этапа развития игры: на первом из них действие с предметом направленно на другого «кормление», «лечение», при этом безразлично чем и в каком порядке. Роли не называются, нет цепочки действий. На втором этапе основным содержанием является действие с предметом, но в соответствии с реальностью, есть разделение функций, логика действий определяется жизненной последовательностью, роли распределяются под руководством взрослого. На третьем этапе роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка, действия их разнообразны. Появляется специфическая ролевая речь, вычленяется правила поведения. Нарушение логики действий опротестовывается.

На высшем, четвёртом этапе, основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Роли ясно выделены и выдерживаются в течение всей игры, ролевые функции детей взаимосвязаны. Игровые действия последовательно воссоздают логику реальных событий, они разнообразны. Правила явно вычленены, в борьбе между возникшим желанием и правилом побеждает последнее. Эти этапы связаны не столько с возрастом, сколько с уровнем развития участников игры.

Каждой игре присущи свои игровые условия – дети, игрушки, предметы. Младшие дошкольники манипулируют предметами, например, если ребёнок «готовит обед» он повторяет однообразные действия тарелочками, кубиками. Если включен другой человек (кукла или ребенок), манипуляции имеют особый смысл и появляется соответствующий образ. Манипуляции теряют свой первоначальный смысл, если ребенок останется один, убрать игрушки, наталкивающие его на сюжет. С изменением игровых условий «обед» исчез из представлений ребенка, он переставляет предметы по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто».

Основной особенностью игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует от его имени. Соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Так девочка, исполняя роль мамы, кормит, купает, одевает, укладывает спать свою «дочку». По мере взросления ребенка игровые действия все больше обобщаются, приобретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Белье уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже поправилась». Освоение разнообразных игровых действий позволяет дошкольнику наиболее полно и точно реализовать роль.
В сюжете дети используют два вида
действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.

Ещё одним компонентом игры являются правила, благодаря которым развивается произвольность. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает правилу смысл, наглядно показывает дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста.

Сначала ребёнок легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением.

В сюжетно – ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре нуждается в опоре, поэтому одна вещь заменяет другую (например, палочка заменяет ложку) для осуществления действия.

Наиболее общий мотив сюжетно – ролевой игры – стремление ребёнка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно – ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых].

Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Но это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.

Невозможно переоценить значение игры для растущей личности. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2-3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие. Хотя ребёнок создаёт воображаемые ситуации, чувства он переживает самые настоящие, игровые переживания искренни. Ребёнок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он переживает своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в игре связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к разным событиям жизни, видам труда взрослых; у них появляются любимые персонажи книг, которым они стараются подражать. Вследствие чего, игровые замыслы становятся более стойкими, а иногда на длительное время овладевают воображением детей, что говорит о новом, более высоком уровне развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение, а постепенное развитие, обогащение сюжета. Благодаря этому мышление и воображение ребёнка становится целенаправленным.

В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество. Для осуществления игрового замысла ребёнку необходимы игрушки и различные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с ролью. Способность видеть в предмете несуществующие качества (замена одного предмета другим) составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее относятся к предметам для игры, и тем больше сходства ищут с действительностью.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с всё возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.


Команда Татьяна
Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Игра, учение, труд - вот три

основных вида деятельности человека.

Игра готовит ребёнка

и к изучению, и к труду,

при этом сама игра всегда -

немного умение и немного труд.

Игровая деятельность детей является одной из основных деятельностей. Она способствует в развитии: как в физическом, так и духовном. В игре дети постоянно отражают разные события, которые видят в окружающем их мире. Они воспроизводят увиденное, пытаются создать своё. Играя в детском саду, ребёнок всегда находится в коллективном общении. Постоянно происходят новые изменения в жизни ребёнка. Она пополняется

разными впечатлениями, эмоциями. Это может быть и радость, и даже грусть.

Игровая деятельность всегда позволяет знакомиться с предметами,

их свойствами, качеством.

Играя в некоторые игры, дети ставят себя в положение своих взрослых (маму,

на них похожими. В роли взрослых дети отображают их деятельность.

Иногда, показывают и передают даже самые маленькие и незначительные

Важным в игре являются игрушки.

Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

С ними весело играть,

Но не надо забывать:

Игрушки - не люди,

Но всё понимают,

И очень не любят,

Когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем и потом

Всё на место уберём.

Игрушки помогают, рождают игровые действия. Даже самые, казалось бы

и не нужные предметы и вещи, дети могут приобщить в своей игре.

Чтобы разнообразнее была игра, нужно много использовать приёмов.

Нужны детям и дидактические игрушки, двигательные, образные.

Игра многообразной становится только тогда, когда дети используют

большое количество игрушек. Но, игрушки иногда надоедают детям,

становятся неинтересными. Для этого хочу предложить и посоветовать,

подскажите им новые игровые действия. Можно даже поиграть вместе

с детьми, и проследить поведение ребят в игре.

Чем больше уделяется внимание ребёнку, тем лучше взаимоотношения.

Если есть понимание и общие интересы, то всегда будет хорошая

и дружеская атмосфера.

Игра - это огромное, светлое окно,

Через которое в духовный мир ребёнка

Вливается живительный поток представлений,

Понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающий огонёк

Пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Игра это единственная из форм деятельности, которая отвечает за всё.

Она должна занимать всегда определённое место в процессе развития.

Необходимо, как можно больше отводить и уделять времени для игровой

деятельности.

Без игры нет и не может быть полноценного развития.

Игра - огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка

Вливается живой поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

Пытливости и любознательности!

В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие детей в игровой деятельности» Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Д. В. Менджерицкая. Игра представляет.

В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста в дидактических играх» Цель: раскрыть значимость использования дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. Дошкольное.

Консультация для воспитателей «Развитие артистизма у детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии» Артистизм – это не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника (не хочется.

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 Формирование фонематического.

Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой, связной речью.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: В связной речи отражается логика.



Loading...Loading...