Личный состав батарей катюш шараев и г. Место захоронения капитана флерова и его воинов

Знаменитую песню о девушке Катюше, выходящей на берег крутой, написанную в 1939 году поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, в годы Великой Отечественной войны стали прочно ассоциировать с одним из новейших образцов оружия — боевой машиной реактивной артиллерии БМ-13.

До сих пор идут споры, по какой причине БМ-13 получила в армии прозвище «Катюша». Одни связывают это с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна, другие говорят о том, что звук, издаваемый снарядами, был похож на протяжное звучание песни. По третьей версии, первое применение БМ-13 с крутой горы, что кому-то тоже напомнило содержание шлягера.

К середине войны в песне «Катюша» даже появился новый куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поёт:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придаёт!

«Эрэсы» изначально создавались для авиации

Установка БМ-13 стала одним из новейших видов вооружения, появление которых в Красной Армии стало крайне неприятным сюрпризом для гитлеровского командования.

Работы над созданием снарядов на бездымном порохе велись в СССР еще с 1920-х годов. Первые образцы реактивных снарядов — «эрэсов» — были созданы в 1933 году и предназначались для вооружения самолетов.

О том, что подобные снаряды могут быть эффективны также и при использовании в наземных войсках и на флоте, задумались позже. Работы над созданием многозарядной реактивной установке на базе грузовой машины начались в 1938 году.

В августе того же года инженеры Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) во главе с Иваном Гваем представили первый проект многозарядной установки на базе автомашины ЗИС-5. Полигонные испытания показали, что проект «сырой», имеющий очень много недостатков.

В апреле 1939 был создана новая модель МУ-2 (механизированная установка, 2-й образец). Эту установка, заряжавшаяся 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами, позднее названными М-13, военных в целом устроила.

В декабре 1939 года Артиллерийское управление Красной Армии утвердило программу продолжение работ по «Боевой машине-13» (БМ-13) и созданию опытной партии машин для всесторонних полигонных испытаний.

Первая батарея

Времени катастрофически не хватало — в Европе уже бушевала Вторая Мировая война, и не было никаких сомнений в том, что она не обойдет Советский Союз.

Окончательное решение о начале серийного производства БМ-13 было утверждено Иосифом Сталиным за день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года.

Первые серийные БМ-13, созданные на базе автомобиля ЗИС-6, сошли с конвейера завода №723 Наркомата минометного вооружения в Воронеже.

Командование Красной Армии приняло решение — из первых БМ-13 сформировать экспериментальную батарею, вооружить ее снарядами, производство которых тоже находилось в стадии запуска, и отправить на фронт, проведя испытания в по-настоящему боевых условиях.

28 июня 1941 года командующий войсками Московского военного округа подписал приказ о формировании экспериментальной батареи полевой реактивной артиллерии Красной Армии.

В батарею были включены 7 БМ-13, собранные к этому моменту, одна 152-миллиметровая гаубица, предназначавшаяся для пристрелки целей, а также грузовики для перевозки снарядов. Командный состав формировался из слушателей Артиллерийской академии Красной Армии.

Командиром батареи стал 36-летний капитан Иван Флёров , герой советско-финской войны, отличившийся при прорыве «линии Маннергейма».

Иван Андреевич Флеров, капитан, командир первой батареи реактивной артиллерии «катюш». Фото: РИА Новости

Премьера под Оршей

3 июля 1941 года батарея капитана Флерова, личный состав которой составлял 198 человек, с соблюдением мер секретности выдвинулась из Москвы по Можайскому шоссе. Целью был район белорусской Орши, где батарея должна была поступить в распоряжение Западного фронта.

О появлении на фронте новых образцов вооружения не знали ни немцы, ни советские солдаты. Поэтому первое боевое применение БМ-13 вызвало шок по обе стороны фронта.

Около 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флёров отдал команду нанести удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. 112 реактивных снарядов, выпущенные установками в течение нескольких секунд, произвели сильнейшие разрушения, уничтожив скопление немецкой техники. Над районом поднялось огненное зарево. Через полтора часа после первого залпа батарея Флерова нанесла удар по переправе на реке Оршица, сорвав дальнейшее продвижением гитлеровцев на этом направлении.

Первый опыт показал — БМ-13 могут быть чрезвычайно эффективным оружием, которое не только наносит материальный урон врагу, но и подавляет его психику. Правда, и советским солдатам поначалу пришлось привыкать к характерному завыванию снарядов. В июле 1941 года особо впечатлительные воины боялись этих звуков не меньше, чем немецких бомбардировок.

В конце июля — начале августа 1941 года на Западном фронте начали действовать еще четыре батареи «катюш».

Охота за секретом

Немецкое командование, получив доклад с фронта о применении нового оружия русскими, отдало приказ во чтобы то ни стало захватить образец этой техники. На батарею капитана Флёрова началась охота.

Флёров прекрасно знал об этом, и сразу после нанесения удара по позициям немцев менял место расположения. Так вырабатывалась тактика применения реактивных минометов.

Первая опытная батарея БМ-13 успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. Иван Флёров отправил в Москву подробный отчет о применении установок, в котором указывал на достоинства и недостатки нового оружия.

В начале октября 1941 года во время отражения нового гитлеровского наступления батарея Флёрова за три дня израсходовала почти весь запас боеприпасов. Гитлеровцы провели стремительную операцию по окружению советских войск под Вязьмой. Первая батарея «катюш» также оказалась во вражеском «кольце».

Командир батареи делал все возможное, чтобы вывести людей и технику из окружения. Те машины, на которых заканчивалось горючее, взрывались.

Из вяземского «котла» удалось выбраться 46 бойцам батареи капитана Флёрова. Остальные, включая командира, долгое время числились пропавшими без вести. Разведка докладывала — никаких признаков того, что немцам удалось захватить установки, нет.

Реактивный снаряд от установки БМ-13 батареи капитана Ивана Флерова, найденный поисковиками группы «Экипаж» у деревни Корнюшково. Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин

Последний подвиг капитана Флёрова

Лишь гораздо позднее, когда в руках советского командование оказались архивы одного из армейских штабов вермахта, стало точно известно, что случилось с батареей.

В ночь с 6 на 7 октября 1941 года в районе деревни Богатырь Смоленской области колонна «катюш» нарвалась на засаду немцев. Личный состав батареи принял бой. За то время, что бойцам удавалось сдерживать натиск немцев, их товарищам удалось подорвать все установки БМ-13.

Сам командир батареи, будучи тяжело раненым, взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

Памятная доска на доме в Балашихе. Фото: Commons.wikimedia.org / IGW

В 1960-х годах командующий Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии Константин Казаков подписал представление на посмертное присвоение капитану Флерову звания Героя Советского Союза. Однако 14 ноября 1963 года указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

В 1995 году поисковики в районе деревни Богатырь обнаружили останки советских солдат. Среди них опознаны останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленном в память о подвиге первой батареи «катюш».

21 июня 1995 года указом президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

5 марта 1998 года приказом министра обороны РФ Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

В основу статьи положены воспоминания, которые автор записал от воинов-флёровцев в 60-е годы ХХ века.

Иван Андреевич Флеров родился в апреле 1905 года в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области в семье служащего. Окончив земскую школу, работать начал при Советской власти, был учеником слесаря на Боринском заводе. В 1926 году окончил школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) в г. Липецке. Как лучший ученик был оставлен работать мастером производственного обучения и преподавателем математики. В 1927-1928 годах проходил срочную службу в Красной Армии в артиллерийской части.

В 1933 году был призван на краткосрочные курсы офицеров запаса, после их окончания был оставлен в армии. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг., командовал гаубичной батареей. Отличился в боях при прорыве линии Маннергейма. Показал себя храбрым, знающим свое дело офицером, способным сплотить личный состав и действовать в сложной обстановке. Его батарея оказалась в окружении у озера Саунаярви. Кончились снаряды, продукты питания. Около двух недель батарея защищалась только стрелковым оружием. Каждому бойцу была поставлена задача на прорыв. Но вскоре война закончилась, необходимость в прорыве отпала сама собой.

О случившемся и о действиях в окружении случайно узнала его жена Валентина, когда нашла в его гимнастерке записи и письмо на случай гибели при прорыве из окружения.

В 1940 году капитан И.А. Флеров был награжден орденом Красной звезды и направлен на учебу в артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Проживал с семьей в городе Балашихе Московской области.

22 июня 1941 года вместо сдачи первого экзамена в академии И.А. Флеров написал начальнику академии генерал-майору Л.А. Говорову рапорт с просьбой отправить на фронт. Через шесть дней его неожиданно пригласили в Кремль. Разговор был короткий. Флерову была поставлена задача: «Товарищ Флеров, Родина доверяет вам мощное секретное оружие, которого не имеет ни одна армия в мире. Если оно попадет в руки врага, то не вашей жизни, ни жизни ваших близких родственников не хватит, чтобы искупить эту вину». Там же его познакомили с комиссаром будущего подразделения.

К Флерову подошел человек в штатском, поздоровался, назвал себя. «А сейчас поедете на вокзал и из прибывающих эшелонов будете формировать свою батарею». Были подобраны водители, артиллеристы, связисты, все, что нужно для мобильного, самостоятельного подразделения. Через пару дней Флеров, комиссар и 10 человек, которые были назначены на должности командиров машин (огневых взводов), прибыли на окраину Москвы знакомиться с новой техникой.

В ангаре стояли машины (зачехленные), похожие на понтоны. Когда сняли чехол с одной, увидели решетчатую конструкцию на базе трехосного грузовика ЗиС. Послышался шепот: «Но мы же артиллеристы…» Подошли инженеры Дмитрий Шитов и Алексей Попов. «Ничего записывать нельзя, слушайте. Это БМ-13/16 132-миллиметровая реактивная установка на 16 ракет, пуск которых осуществляется за 7-8 секунд, вес ракеты 40 кг, боевой заряд 1,5 кг, скорость полета около 320 м/с, дальность стрельбы от 300 метров до пяти километров. Траектория полета ракеты близка к траектории полета 122-миллиметровой гаубицы».

В ночь на 3 июля 1941 года из Подмосковья назад, на Смоленск, вышла колонна из 44 автомашин, которую замыкала на прицепе единственная 120-миллиметровая гаубица. В составе колонны: семь БМ-13/16, ракеты на десять залпов, сто зарядов к гаубице. Все необходимые службы для автономных действий, личный состав - 160 бойцов и командиров, небольшой отряд НКВД для охраны колонны на маршруте и беспрепятственного движения к линии фронта.

В дневное время колонну загоняли в лес, ставили охранение и инженеры проводили занятия по изучению материальной части, тренировались в овладении техникой, подготовкой боевых позиций. Вечером двигались дальше. Прибыли под Оршу. Соблюдая строгую секретность, ни командующий армией, ни командующий фронтом не были уведомлены о прибытии батареи.

Вот как вспоминали после войны выжившие батарейцы первый залп (до этого никто, даже Флеров не видел и не слышал стрельбы из БМ-13/16). Приводим воспоминания, записанные автором в 60-е годы прошлого века:

«14 июля 1941 года, 15 часов. Знойное безоблачное небо. От обилия ярких красок режет глаза. Наших войск не видно (нашей артиллерии не было, а солдаты укрылись в индивидуальных окопах на одного человека). В бинокль хорошо виден забитый железнодорожный узел станции Орша. Через несколько лет станет известно, что в тот день на станцию прибыла новая 17-я танковая дивизия, которую немецкое командование намеревалось ввести в прорыв восточнее Орши, поэтому войска не разгружались. Послеобеденный сон. Между эшелонами лениво шагают часовые.

…Проверены расчеты, условным кодом по радио переданы команды. Семь темно-зеленых грузовиков выехали из леса в лощину на огневые позиции, подготовленные ночью.

Рядом с командирами взводов инженеры Попов и Шитов. Все готово. Солдаты бегут от машин в отрытые окопы. 15 часов 15 минут. Капитан Флеров, находящийся на наблюдательном пункте, берет радиомикрофон, радист на батарее повторяет команду: «По фашистским захватчикам батареей залп!». Слышен скрежет и ни с чем не сравнимый рев. На месте стоянки машин клубы дыма и пыли. В небо взметнулись 112 ярких молний, оставляя приглушенный рокот, и снова тишина. В секунды машины зачехлены и срываются с места. Группа фашистских бомбардировщиков разворачивается, проходит над машинами и начинает бомбить место, откуда только что произведен залп. Когда раздался необычный грохот, уставшие от отступлений и зноя красноармейцы с тревогой выглянули из окопов, пытаясь понять, что же произошло. А скрывшиеся из глаз молнии продолжали полет в сторону врага. Через несколько мгновений огненная лавина обрушилась на железнодорожный узел. Земля затряслась. Запрыгала. Взрывались вагоны с боеприпасами и цистерны с бензином. Все перемешалось. В море огня было видно, как взрывы отрывали рельсы от пропитанных бензином шпал. Земля горела. Вагоны превращались в бесформенные груды металла. В Москву ушла шифровка: «14.7.41 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».

Так начался славный боевой путь советской реактивной артиллерии и охоты фашистов за батареей, которой командовал капитан И.А. Флеров.

15 июля 1941 года батарейная разведка доложила, что через реку Оршица немцы наводят понтонную переправу, а к переправе по большаку идут колоннами с песнями немецкие подразделения численностью не менее пехотного полка. Машины вышли на линию огня и по переправе к приблизившейся колонне был произведен залп. Колонна и переправа были полностью уничтожены. Несколько уцелевших фашистов с переправы бежали на наш берег сдаваться.

Этим же вечером во время привала зашел разговор о том, что в каждом роде войск есть техника, которую называют ласковыми именами «Чайка», «Курносый»… «А как мы назовем нашу “Машу”»? Кто-то предложил «Катюшей». - «Почему?..» - «"Катюша" вышла на берег, спела песню и нет фашистского полка. А как эти мокрые с переправы бежали с поднятыми руками объясняться ей в любви…»

Однажды капитан Флеров находился на батальонном наблюдательном пункте, когда неожиданно враг пошел в атаку силами, в несколько раз превышающими наш обескровленный в предыдущих боях батальон. Немцы стали окружать командный и наблюдательный пункт батальона. Чтобы не быть окруженными и плененными, Флеров вызвал огонь на себя. Наблюдательный пункт был разбит. Флерова нашли в полуразваленном блиндаже без сознания с сильной контузией.

Ежедневно батарея наносила удары по врагу, участвуя и в контрнаступлении под Вязьмой. Гаубица использовалась для уничтожения отдельных, малоразмерных целей. Если целеуказание давал Флеров, то цель поражалась с первого раза.

За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флерова нанесла фашистам огромный урон. Охоту за батареей гитлеровцы начали после первого залпа и не прекращали ни на один час. Применяя военную хитрость, искусство маневра и маскировки, батарея наносила мощные удары и уходила от врага.

7 октября 1941 года батарея попала в окружение и угодила в засаду в деревне Богатырь. Ночь, тихо, собаки не лают, ставни закрыты, свет не горит, стали выходить из машин. И вдруг с обеих сторон кинжальный ружейно-пулеметный огонь. Поняв, что выхода нет, дали последний залп, чтобы ни одна ракета не досталась врагу. Будучи раненым в горло и не имея возможности взорвать машину дистанционно, И.А. Флеров бросился к головной машине и взорвал ее из кабины (каждая машина имела 40 кг динамита для самоликвидации).

Личный состав, верный своему воинскому долгу и воодушевленный примером своего командира, уничтожил остальные. Из состава батареи после войны в живых осталось менее пятидесяти человек. Кому-то удалось перейти линию фронта, кто-то оказался в партизанах, кто-то пережил плен. Появились другие батареи (кстати, в конце июля на этот участок фронта поступила батарея из девяти БМ-13/16 «катюш»), дивизионы, полки, дивизии реактивной артиллерии, но все это было потом».

Слава о подвиге капитана Ивана Андреевича Флерова и его первой реактивной батарее переживет века, как слава о подвиге батареи полковника Раевского, героя войны 1812 года.

Валентин Агеев

← Вернуться к списку

Игорь
24.10.2015 22:52

И все бы здорово и воевали неплохо. Но вот взорвать установки толком не смогли. Три из них немцы захватили почти целыми.
Хотя,то ничего бы не изменило.
Первые две "катюши" были захвачены на Украине месяцем раньше.
--
И еще -14.07.41 немцев в Орше еще не было.

Одним из самых прославленных и грозных видов оружия во время Вов была реактивная артиллерия, любовно названная среди фронтовиков «Катюшей». Все прекрасно знают, что первые залпы «Катюши» сделаны под Оршей. Работая в архивах с документами, встречаясь с фронтовиками, которые обслуживали гвардейские минометы, мне удалось узнать, как сложилась военная судьба батареи капитана И. А. Флерова.

В начале войны, летом 1941 года имелось всего семь боевых установок и около трех тысяч ракет к ним. Они и составляли батарею капитана. В ночь на 3 июля она направилась на фронт, а 14 июля обрушила на фашистов море огня. За несколько минут батарея разрушила железнодорожный узел и переправу через Днепр, уничтожила сотни фашистов, громко заявив о своем рождении. Затем были залпы под Рудней, Смоленском, Ельней. В то время новое оружие нашим войскам было крайне необходимо. В их арсенале находилась только по 3-4 ствола артиллерии на километр фронта. Командующий артиллерией армии В. Э. Таранович прилагал огромные усилия, чтобы восполнить недостаток орудий и минометов их умелым применением на поле боя. С появлением «Катюш» многое изменилось. По указанию командующего была подготовлена карта поделенной на квадраты местности. Каждому квадрату присвоены условные названия: «волк», «роза», «белка» и подготовлены исходные данные для ведения огня. Достаточно было передать батарее по телефону команду: «По «волку» огонь!». И в этот квадрат летело больше сотни смертоносных ракет. Капитан Флеров всегда был в курсе дела, хорошо знал обстановку на фронте, держал батарею в постоянной готовности. Не было случая, чтобы его подчиненные не выполнили поставленной перед ними задачи. Так, после освобождения Ельни полк подполковника А. П. Францева был поставлен западнее деревни Леонидово для стрельбы прямой наводкой. Это был один из сильнейших полков. Он имел на вооружении 36 орудий большого калибра на механической тяге. Однако в результате многодневных и кровопролитных боев гитлеровцам удалось несколько потеснить наши стрелковые подразделения. На командный пункт поступило срочное донесение Францева: - Веду бой с пехотой и танками, нахожусь в окружении, снаряды на исходе. Огневая позиция отрезана от места стоянки средств тяги и простреливается врагом. Пока снаряды есть, танки не пройдут. Жду помощи и указаний. Командование приняло решение отвести полк назад, поскольку он уже находился на захваченной врагом территории в 7-8 км от своих войск. Вдруг внезапно над головами наших воинов полетели ракеты. Это капитан Флеров, установив свои машины в 3-4 км от расположения полка, открыл огонь. Земля задрожала от взрывов. Кострами запылали вражеские танки и автомашины. Фашистская пехота, которая совсем близко подобралась к огневым позициям артиллеристов, стала в панике разбегаться. Громкое «Ура!» прозвучало в лесу, когда подполковник Францев подошел к Флерову, молча обнял его и расцеловал. Артиллеристы подхватили «флеровцев» и начали качать их. Особенно досталось капитану. Мне удалось разыскать несколько солдат, сержантов и офицеров батареи. С их помощью был восстановлен боевой путь первенца нового оружия. Вот что происходило в так называемом Спас-Деменском котле. Враг рвался на восток. Геройски сражались наши войска, но силы были неравными. Мощным ударом танковых и механизированных дивизий со стороны Рославля и Духовщины немцы прорвали нашу оборону, заняли Спас-Деменск, Юхнов и 6 октября соединились в Вязьме. Наши части в районе Смоленска и Ельни оказались в окружении.

Батарея капитана Флерова была отрезана от наших войск. Гвардейцам пришлось везти тяжелые машины по бездорожью, по лесам и болотам. Они прошли по вражеским тылам больше 150 км (от Рославля мимо Спас-Деменска на северо-восток). Капитан сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство грузовиков, с которыми предварительно было слито горючее, взорвать. В колонне остались боевые установки и 3-4 грузовика с людьми. Неподалеку от поселка Знаменка капитан остановил колонну на опушке леса и выслал на машине разведку. Вскоре та доложила, что путь свободен. Флеров приказал разведчикам следовать впереди колонны на расстоянии не больше километра и в случае опасности немедленно подавать сигнал. Когда стемнело, машины с погашенными фарами вплотную шли одна за другой. Вокруг было тихо. На вдруг поле озарилось вспышками выстрелов. Вражеская засада намеренно пропустила машину разведчиков и всей мощью обрушилась на колонну ракетчиков. Фашисты стремились любой ценой захватить батарею, чтобы разгадать секрет нового советского оружия. Капитан Флеров и его подчиненные вступили в смертельный бой. Пока одни отбивали врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. При этом многие из них, в том числе капитан И. А. Флеров, героически погибли. Оставшиеся в живых с боем оторвались от гитлеровцев, и перешли линию фронта. После боя, немцы, осмотрев место, сняли с убитых награды, оружие, забрали документы. Хоронили их местные жители, в районе деревни Богатырь, недалеко от большака Вязьма – Юхнов. Один из участников этих событий остался жив, прошел войну, и каждый год на 9 мая приезжал на могилу своих однополчан, ухаживал за ней вместе с местными жителями. После 1984 года поездки прекратились, местные жители постарели, многие ушли из жизни. Заборчик, огораживающий могилу, сгнил и упал, после чего, место запахали вместе с дорогой, которая шла через поле на деревню. Захоронение было потеряно. С присвоением капитану Флерову звания «Герой России» перед руководством Угранского района Смоленской области возникла дилемма: «Памятник есть (памятная плита в начале деревни Богатырь), а останки не захоронены и находятся где-то среди поля». Были приглашены вяземские поисковики под руководством Гаврикова А. и Горшковой Л. (мои поисковые друзья) для поиска останков погибших воинов. Сама природа была на стороне поисковиков – осенние дожди прекратились, и установилась теплая, ясная погода. Поисковики прибыли в поселок Знаменка, разместились в местной школе. Выехали на место гибели Флерова, выслушали местных жителей, прошли дорогой, по которой на деревню Богатырь вышли «Катюши». Одна пожилая женщина не просто поведала историю происходившего здесь в 1941 году, но и принесла фотографию, на которой было запечатлено захоронение с деревянной оградкой. По фото и рассказам сузили участок поиска до минимума прямоугольника 100 на 200 метров. Вооружившись щупами, сантиметр за сантиметром обследовали каждый подозрительный провал или бугорок. Первой нащупала кости Горшкова Люба. Когда рассчитали контур ямы, оказалось, что капитан (это видно было по «шпалам» на петлицах) лежал отдельно, а 6 человек лежали с другой стороны в ряд (один из них был старший лейтенант). На петлицах погибших также хорошо просматривались артиллерийские эмблемы (две перекрещенные пушки). Церемония перезахоронения началась митингом в районном центре Угра, а затем колонна с гробами на артиллерийском лафете и почетным караулом отправилась на поселок Знаменка, где дали залп реактивные установки «Град» (современные прообразы «Катюш»). Останки были торжественно перезахоронены в д. Богатырь, у самого большака Вязьма – Юхнов. Благодаря поисковикам была восстановлена историческая справедливость и достойно завершена одна из ярких и трагических страниц Великой Отечественной войны.


«Град», «Ураган», «Смерч» и ласковое имя «Катюша». Что объединяет эти названия, известно немногим, так же как и то, что один день в июле 41-го перевернул историю оружия. Именно тогда батарея гвардии капитана Ивана Флерова нанесла свой удар по немецким войскам.

Выходила на берег «Катюша»
21 июня 1941 года, за день до начала войны, были завершены испытания новейшего оружия - установок реактивной артиллерии БМ–13, более известных впоследствии как «Катюши», и принято решение о начале их серийного выпуска. 28 июня капитану Ивану Флерову поручено приступить к созданию первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. В ее состав вошли 170 солдат, сержантов и офицеров, 7 боевых машин БМ–13: три огневых взвода и одна головная машина, пристрелочный взвод в составе 122-миллиметровой гаубицы, взводов управления, автотранспортного и медикосанитарного, хозяйственной и финансовой частей и других спецподразделений. Офицеры на батарею прибыли в основном из Артиллерийской академии. В ночь на 3 июля батарея выехала из Москвы на Западный фронт, имея боезапас около 3000 ракет М–13.
Название «Катюша» произошло от маркировки «КАТ» («Кумулятивный артиллерийский термитный») на применявшихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой. А так как появление оружия в бое¬вых частях совпало со временем популярности песни «Катюша», прижилось это название. Более убедительной кажется другая версия. Первые БМ–13 помечались буквой «К» - знаком завода им. Коминтерна. А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М–30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ–20 - «Емелькой». Так что вполне логично было назвать БМ–13 «Катюшей».
26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ–13 на шасси ЗИС–6, которые были тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведенных испытаний объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт. Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана Ивана Флерова впервые использована против немецкой армии на железнодорожном узле города Орша 14 июля 1941 года. Первые восемь полков по 36 машин сформированы 8 августа 1941-го. Производство установок БМ–13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.
Первый залп - он важный самый
В ночь на 3 июля первая Отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии выехала из Москвы и двинулась по Минскому шоссе на запад. В колонне обычных грузовиков, крытых брезентом, выделялись зачехленные машины, напоминавшие автомобили, перевозившие понтоны. Все, кому довелось видеть ту колонну, так и считали их понтоновозами.
14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут с ревом, скрежетом, подняв с обожженной земли облако пыли, в небо пошли ракеты «Катюш». Железнодорожная станция Орша перестала существовать в тот день, а немецкое командование устроило настоящую охоту на столь напугавшее их оружие.
Залп батареи произвел ошеломляющее впечатление не только на врагов, но и на советских солдат, занимавших оборону близ Орши. Выбравшись из окопов, они подбрасывали вверх каски, размахивали пилотками от восхищения, провожая неприметные машины «понтонных» войск, на самом деле являвшиеся грозным оружием.
Последний бой капитана Флерова
В начале октября 1941 года войска вермахта начали массированное наступление на Москву, и батарея капитана Флерова оказалась отрезана от снабжения. На остатках горючего «Катюши» двигались к селу Богатырь, где и попали в немецкую засаду. В боевых установках имелись устройства для уничтожения машин. Ночью 6 октября своими руками они взорвали «Катюши». И многие, в том числе капитан Флеров, погибли при этом. Врагу достались только бесформенные обломки железа. Артиллеристы сохранили тайну своего оружия.
Не все бойцы экспериментальной батареи реактивных минометов погибли в том бою. Сорок шесть из ста семидесяти остались живы. После подрыва установок им удалось отойти в лес и укрыться. Несколько дней четырьмя разрозненными группами они шли по лесам, питались грибами и рябиной и благополучно достигли города Можайска.
Всплывали нелепые слухи о том, что будто бы Флеров преднамеренно завел батарею в засаду. И только когда удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта, где с немецкой скрупулезностью сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941 года у смоленской деревушки Богатырь, сомнения развеялись. Стало известно, что никто из участников последнего боя не попал в плен. Капитан Флеров был исключен из списков пропавших без вести.
«Сталинские органы»
Официально полки «Катюш» назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Это было страшное оружие. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7–10 секунд. Время перевода пусковой установки МУ–2 из походного в боевое положение составляло 2–3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4 до 45 градусов, угол горизонтального обстрела - 20 градусов.
Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.
Представить себе, что значит оказаться под ударом «Катюш», сложно. По словам тех, кто пережил такие обстрелы (и немцев, и советских солдат), это одно из самых страшных впечатлений за всю войну. Звук, который издавали ракеты во время полета, каждый описывает по-разному - скрежет, вой, рев. Как бы то ни было, в сочетании с последующими взрывами, во время которых на площади в несколько гектаров земля вперемешку с кусками строений, техники, людей взлетала на воздух, это давало сильнейший психологический эффект. Когда солдаты занимали вражеские позиции, то их не встречали огнем не потому, что все были убиты - просто ракетный обстрел сводил с ума выживших.
Юрий УСЫНИН, генерал-майор запаса, экс-начальник Саратовского высшего военного командного училища ракетных войск им. Лизюкова:
- «Катюша» - очень грозное оружие, несмотря на столь ласковое название. Первый удар под Оршей, нанесенный батареей гвардии капитана Ивана Флерова, посеял панику среди войск немецко-фашист¬ских захватчиков. К сожалению, эта батарея не увидела того колоссального вклада в общее дело, который она внесла, поскольку была уничтожена захватчиками по дороге из Смоленска в Москву. Но то, что она сделала - неоценимо.
«Катюша» входила в состав артиллерийских войск, которые сыграли решающую роль в сражениях на полях Великой Отечественной войны. Не зря ее называют «Богом войны». Артиллерийские войска подразделяются на ствольную, зенитную и реактивную артиллерию. В состав реактивной и входили знаменитые «Катюши». Они прошли всю войну и побывали на всех полях сражений, постепенно совершенствуясь с восьмизарядных до двадцатизарядных установок. Закончили они свой путь в Берлине.
Из боевых донесений командира первой батареи «Катюш» капитана И. А. Флерова 14 июля - 7 октября 1941 г.:
= 14.7.1941 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня.
= 7.X.1941 г. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь - 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет.
Готовимся к самовзрыву. Прощайте товарищи.
--------------
= Нам есть на кого равняться! Вечная и светлая память воинам-героям!

Пятого декабря 2011 года исполняется 70 лет со дня начала героического контрнаступления Советских войск под Москвой. По приказу Верховного Главнокомандующего И. Сталина, войска Калининского - генерал Конев, Западного - генерал Жуков и Юго-Западного - маршал Советского Союза Тимошенко фронтов перешли в решительное контрнаступление. Гитлеровские оккупационные полчища были отброшены от Москвы на несколько сотен километров. Но до этого была героическая оборона столицы нашей Родины Союза Советских Социалистических Республик. На оборону Москвы работала вся страна. Советскую Армию вооружали. Особенно страшны для немцев были реактивные миномёты "Катюша". Первую батарею этого грозного оружия возглавил слушатель академии им. Дзержинского, уроженец славного города Липецка капитан Иван Андреевич Флёров. Вот как вспоминают о том подвиге первых, можно сказать ракетчиков Союза, участников тех событий И. Костюков и И. Гаврилов. Первый залп батареи прозвучал 14 июля 1941 года. Батарее было приказано уничтожить живую силу и технику противника. Потом были удары под Оршей, Рудней, Ельней. Умело маневрируя и сохраняя себя от вражеской артиллерии, авиации, батарея с честью выполняла задачи. Своими залпами в Рыжково по скоплению фашистских войск, пытавшихся овладеть Соловьёвской переправой под Ельней, батарея Флёрова сыграла немалую роль в развитии первого контрнаступления Советских войск на Западном фронте. Оккупанты боялись и ненавидели батарею капитана Флёрова, называя её установки "адскими машинами" и "дьявольскими мясорубками". Они пытались найти способ обезвредить её. Потери от ударов "Катюш" Флёрова были столь ощутимы для фашистов, что скоро об этом было доложено Гитлеру. Немцы с самолётов стали разбрасывать листовки, с целью подкупить предателей, за поимку и сдачу им для изучения хотя бы одной установки. Было предложено 500 тысяч тех немецких марок. Но предателей не нашлось. А батарея продолжала крушить гитлеровские полчища. В районы батареи высаживали десанты. Её пытались перехватить танки, уничтожить с воздуха, применяли ствольную артиллерию и миномёты. Но все их потуги были тщетными. Батарея уничтожала фашистов. Но несколько батарей "Катюш" не могли тогда остановить наступление войск Вермахта. Осенью началась операция "Тайфун". Батарея Флёрова оказалась в глубоком тылу у немцев. Выход к фронту равнялся 250 километров по лесам и болотам. Батарея потеряла связь с нашими войсками, но продолжала движение на восток. Остался один боекомплект ракет и мало горючего. Лишнюю технику пришлось уничтожить. И однажды батарейцы капитана Флёрова всё же наткнулись на немецкую засаду. Вот как описывал те события командир одной из установок И. Гаврилов. "Гитлеровцы расстреливали нас почти в упор. А мы не могли дать прицельный залп с такого близкого расстояния. Видя безвыходность положения и возможного пленения батареи, капитан Флёров приказал взорвать установки. Приказ был выполнен. При этом геройски погиб капитан Флёров и многие его товарищи". Этот подвиг был совершён у селения Богатырь под Вязьмой. По рассказам местных жителей, на место гибели батареи Флёрова приезжали немецкие "спецы", но уехали ни с чем. Так ценой жизни, воины батареи капитана Флёрова сохранили военную тайну. Вечная Слава павшим Героям, защищавшим столицу нашей Родины Москву.



Loading...Loading...