Основы социоинтеграции. Соционика: как правильно общаться с любым человеком - Психология эффективной жизни - онлайн-журнал Основы соционики

«СО ЦИОНИКА — наука о шестнадцатитипной природе людей и о закономерностях отношений между ними»
(Аушра Аугустинавичюте, основательница соционики.)

Соционика изучает законы, по которым человеческая психика воспринимает и перерабатывает информацию об окружающем мире, классифицирует людей по и описывает между ними, см.

Области применения соционики: прогнозирование поведения, определение качеств и способностей людей, выбор профессии, прогнозирование и построение отношений, самопознание и саморазвитие.

Как появилась соционика?

Соционика была создана литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте (1928—2005) в конце 1970-х — начале 1980-х гг., первоначальной основой для ее исследований послужила типология К.Г. Юнга, изложенная им в работе «Психологические типы» и теория информационного метаболизма А. Кемпинского.

А. Аугустинавичюте исследовала процессы восприятия и переработки человеком информации об окружающем мире, построила и создала .

Теоретическая и практическая база разработана в период 1995—2005 гг. и полностью основывается на изначальных идеях и открытиях К. Г. Юнга, А. Аугустинавичюте и других социоников, по сути являясь их дальнейшим развитием и продолжением.

Что изучает соционика?

Соционика открыла наличие у человека 16 типов психики — психотипов. Каждый человек от рождения обладает одним определенным типом психики, который остаётся неизменным на протяжении всей жизни. В основе классификации психотипов лежит тот факт, что информация, получаемая человеком об окружающем материальном мире дифференцирована и разные ее аспекты воспринимаются нашей психикой с разной степенью осознанности. Каждый тип психики об одних аспектах окружающей действительности получает информацию в наиболее полном и хорошо осознаваемом виде, а о других в гораздо менее осознанном и сжатом.

Определения аспектов в соционике основываются на четырех фундаментальных физических понятиях: Энергии, Материи, Пространстве и Времени. Модель человеческой психики, применяемая в соционике, отражает качество восприятия аспектов и характер взаимодействия с ними каждого из 16 психотипов.

Условно, структуру информационного потока, воспринимаемого психикой человека с точки зрения соционики, можно изобразить так:


Главным отличием соционики от является то, что она не просто наблюдает со стороны и описывает поведение людей, а изучает структурные различия в восприятии ими информации об окружающем мире и характер самой этой информации. Такой подход позволяет соционике гораздо глубже взглянуть на причины лежащие в основе поступков и качеств человека, увидеть его потенциальные возможности и склонности, пусть даже не проявленные в данный момент времени.

Можно сказать, что соционика — это наука о том, какой человек есть и кем он является по своей внутренней природе, в то время как другие типологии рассматривают и описывают лишь его поступки и поведение.

Что дает применение соционики?

Знание и понимание своего типа позволит вам совершенно по иному взглянуть на природу многих своих качеств и стремлений, лучше узнать себя и свои способности, свои сильные и слабые стороны, которые будут наилучшим образом сочетаться с вашими способностями и характером. Соционика открывает человеку возможность научиться быть самими собой в самой полной мере, часто люди испытывают огромное облегчение лишь от одного осознания и принятия того, какими они являются на самом деле.

Научившись определять психотипы окружающих, можно понять чем продиктованы те или иные поступки человека, чем обусловлены различия в поведении людей, их способностях, интересах, привычках. Знание соционики позволит вам легко определять свою совместимость с другими людьми, понять каким образом будут складываться ваши дальнейшие отношения, какие качества партнера следует использовать, а какие необходимо поберечь.

Применяйте соционику как эффективный инструмент прогнозирования поведения людей и построения отношений!

По материалам Духовского Т.А.

Популярность: 0

Прокофьева Татьяна Николаевна,
доктор философии в области соционики

Обзорная лекция, прочитанная на научно-практическом семинаре в Звездном городке в 2007 г.

«Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательность и сами быть доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим», – так писала основатель соционики – литовский ученый, педагог и экономист Аушра Аугустинавичюте.

Соционика возникла в 70-х годах ХХ века на стыке трех наук: психологии, социологии и информатики.

  • Психология – наука о психике человека. Основанием для создания соционики послужило учение З. Фрейда о структуре человеческой психики и теория психологических типов К.Г. Юнга.
  • Социология – наука о человеческом обществе. Для соционики важно изучение взаимоотношений людей в обществе, а также изучение самой структуры человеческого общества.
  • Информатика – наука об обмене, обработке и передаче информации. Соционика изучает не всю психику в целом, а функционирование психики человека в режиме обработки информации. Для этого в соционике используют математическое моделирование процессов обработки и передачи информации психикой человека.

Соционика – наука о типах информационного метаболизма и о возникающих между ними интертипных отношениях.

Предмет соционики – изучение процессов обмена информацией человека с окружающим и внутренним миром, а также между людьми как типами информационного метаболизма.

Метод соционики – диагностика структуры человеческой психики и анализ процессов информационного метаболизма по соционическим моделям.

Соционика возникла как закономерное продолжение учений основоположника психоанализа З. Фрейда и швейцарского психиатра К.Г. Юнга. Если описать коротко основания соционики, то это прозвучит так: Фрейд ввел в науку идею о том, что человеческая психика имеет структуру . Эту структуру он описал следующим образом: сознание (ego), предсознание (super-ego) и подсознание (id). Юнг же, опираясь на свой опыт работы с пациентами, увидел, что такие структуры по-разному наполнены у разных людей. Юнг классифицировал устойчивые, возможно, врожденные различия в поведении, способностях людей, склонностях к заболеваниям, особенности внешности. Изучая все эти особенности, Юнг сконструировал не одну, как у Фрейда, а восемь моделей психики и описал, базируясь на них, восемь психологических типов.

К. Г. Юнг построил типологию, базируясь на двух установках:

экстраверсия - интроверсия

и на четырех функциях

мышление, чувство, интуиция, ощущение

Юнг рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертном, так и в интровертном вариантах. Он определил, в соответствии с этими уже восемью функциями, 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы».

Первыми были описаны установки человеческой психики: экстраверсия и интроверсия.

«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» (К.Г. Юнг).

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение».

Юнг отмечал, что в мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип».

Различия экстравертов и интровертов


Экстраверсия

Интроверсия

Ориентация

На мир вне себя

На внутренний мир

Контактность

Обращают внимание на себя и на других

Ждут, чтобы на них обратили внимание

Поведение

Определяется внешней ситуацией

Определяется своими установками

Речь

Легче устная

Легче письменная

Динамика

Легче меняют место, находят новых друзей

Хранят прежние отношения, компанию

Не следует отождествлять понятия экстраверсиии интроверсии со степенью общительности или замкнутости человека. Как видно из определений и объяснений самого Юнга, в этих понятиях общительность и замкнутость – далеко не главное. Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный). Есть экстравертные типы, предпочитающие наблюдать объекты со стороны. И наоборот, интроверт может быть очень общительным, создавая тем самым себе внутренний комфорт.

Следующими Юнг описал четыре психологические функции. Он писал: «Меня чуть ли не с упреком спрашивали, почему я говорю ровно о четырех функциях, не больше и не меньше. То, что их ровно четыре, получилось, прежде всего, чисто эмпирически. Но то, что благодаря им достигнута определенная степень цельности, можно продемонстрировать следующим соображением. Ощущение устанавливает, что происходит фактически. Мышление позволяет нам узнать, что это означает. Чувство – какова его ценность. И, наконец, интуиция указывает на возможные «откуда» и «куда», заключенные в том, что в данный момент имеется. Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических координат» .

Опыт работы с пациентами дал Юнгу основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей).

По определению К. Г. Юнга:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях .

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях : хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание , достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов .

У каждого человека присутствуют все четыре психологические функции. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей.

«Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии».

Если же у человека мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является, поэтому признаком примитивного состояния духа».

Различия логиков и этиков


Логика (мышление)

Этика (чувство)

Ход мышления аналитический, беспристрастный оценочный, причастный
Стиль рассудочность, доказательство эмоциональность, убеждение

Деятельность, ведущая к успеху

организация процессов, структур, разработка схем и технологий

работа с людьми, образами, эмоциями, человеческими отношениями

Оценивают людей в работе

по квалификации, по результату по участию, по старанию

Ориентация на

дело, справедливость, законы людей, гуманность, ценности

Различия интуитов и сенсориков


Интуиция

Сенсорика (ошушение)

Характер восприятия

глобальный

локальный

Легче ориентируется

во времени

в пространстве

Характер мышления

абстрактный

теоретический

конкретный

практический

Жизненная позиция

поживем – увидим

здесь и теперь

Эффективность

в необычном, непонятном

в том, что проверено и надежно

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

«Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом , соответствующее ему».

Юнг понимал разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума , на разуме не основанное.

Так, например, вкус – личное дело каждого человека. Вкус не ориентируется на социальные нормы. Так же и интуитивные прозрения. Эти категории не являются ни разумными (по Юнгу), ни противоразумными. Они не основаны на разуме, находятся вне его.

Различия рационалов и иррационалов


Рациональность

Иррациональность

Планирование

Предпочитает возможность спланировать свою работу и работать по плану

Лучше приспосабливается к меняющимся ситуациям, корректирует план по ситуации

Принятие решений

Стремится заранее принять решение по каждому этапу. Оберегает принятое решение

Формирует промежуточные решения, корректирует их в процессе выполнения

Последовательность действий

Делает последовательно одну работу за другой, ритмично, стабильно

Любит делать несколько дел сразу, параллельно, в меняющемся ритме

Жизненная позиция

Старается обеспечить стабильность, предсказуемое будущее

Лучше адаптируется в меняющемся мире, использует новые возможности

Совокупность этих четырех пар признаков составляет базис Юнга , на котором строится соционическая теория.

Юнг писал: «Почему я устанавливаю именно эти деления в качестве основных, для этого я не могу вполне указать априорного основания, а могу лишь подчеркнуть, что такое понимание выработалось у меня в течение многолетнего опыта».

Выделив для каждого психологического типа одну, самую сильную и ярко выраженную функцию, Юнг назвал ее доминирующей и дал название типу в соответствии с этой функцией. Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу (табл. 1).

Психологические типы К.Г. Юнга

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа»,– писал Юнг.

Тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для человека. Но это вовсе не означает, что тип накладывает какие-либо ограничения на деятельность человека. Каждый из нас волен сам выбирать, заниматься ли ему той деятельностью, в которой ему проще достичь существенных результатов, либо по каким-то соображениям выбрать деятельность более сложную для себя.

Как родилась соционика

Аушра Аугустинавичюте соединила теорию психологических типов Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского.

Метаболизм означает: обмен, обработка, переработка.

Классик польской психиатрии А. Кемпинский уподобил процесс обмена информации психикой человека обмену веществ в организме. Он ввел такой образ: «Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации».

Такое сравнение стало возможным только в середине 20-го века: информация стала объектом научного интереса благодаря Винеру, создавшему в 40-х годах науку кибернетику. Тогда появилась возможность говорить и о функционировании психики человека в режиме обработки информации. Стало ясно, что структура психики, изучавшаяся Юнгом, – информационная. Юнг, опередив свое время, попал, по выражению А. Аугустинавичюте, в сферу «неопознанных объектов», наблюдая действие системы обработки информации. Ее описание, а не описание всей человеческой психики во всех нюансах составляет суть соционической типологии.

Таким образом, базируясь на теориях Юнга и Кемпинского, Аушра Аугустинавичюте показала, что психологические типы есть ни что иное, как различные способы информационного обмена. Поэтому в соционике личности типы называются типами информационного метаболизма .

Типы информационного метаболизма

Соционика изучает не всю личность, а лишь ее информационную структуру – предпочтительный тип или способ информационного обмена. Воспитание, образование, уровень культуры, жизненный опыт, характер – то, что в человеке индивидуально, неповторимо – базовая соционика не рассматривает, этим занимается индивидуальная психология.

Тип информационного метаболизма – это некое идеальное представление, которое напоминает понятие идеальной жидкости в физике. Идеальной жидкости, естественно, нет нигде в природе, это только модель. Но без такой весьма упрощенной модели невозможно перейти к изучению реальной жидкости с примесями, вязкостью и прочими сложными свойствами. Так и для надежного изучения психики человека соционика предлагает поставить процесс исследования на информационную основу, опереться на модель. И уже базируясь на модели, переходить к особенностям психики живого, реального человека. Это позволит подойти к анализу личности, опираясь на четкие критерии.

Еще один важный момент. Тип личности не следует рассматривать, как «что-то застывшее», не дающее «расти над собой». Соционический тип – это информационная структура личности, она не мешает человеку развиваться, осваивать новые виды деятельности. Когда мы самосовершенствуемся, нам нет необходимости менять свой «информационный скелет», свою структуру. Для сравнения: занимаясь шейпингом для улучшения фигуры, мы не станем подпиливать ребра и ломать кости. Также как мы появились на свет мужчинами или женщинами, левшами или правшами, природа наградила нас и определенной структурой психики со своими сильными и слабыми сторонами, которые в своей взаимосвязи формируют для человечества уже не единый идеал психологической нормы, а различные варианты нормы, в соответствии с количеством соционических типов личности.

В этой связи очень важно знать свой тип, принимая решение о выборе профессии. Какова вероятность добиться успеха в интересующей области? Легко или трудно будет освоить необходимые знания и умения? Доставит ли это радость и удовлетворение? Каких затрат времени и нервной энергии потребует? Умение с уверенностью ориентироваться в этих и подобных вопросах помогает «крепче стоять на ногах» в жизни.

Диагностика типов

Определив предпочтения человека по каждой из четырех пар признаков, мы можем установить его психологический тип.

Здесь необходимо предостеречь от кажущейся легкости в определении типа. Это обусловлено объемностью решаемых задач, необходимостью выделить структуру психики из фона набранных или наработанных с детства привычек, стереотипов, проблем и т.п., помноженных на текущее эмоциональное состояние человека. Обычно профессиональная диагностика занимает от 40 минут до 1,5 часов напряженной работы и включает многократные проверки по дополнительным признакам (признакам Рейнина, малым группам), по модели, по интертипным отношениям.

Соционические функции

Вслед за Юнгом Аушра Аугустинавичюте представила функции в экстравертном и в интровертном вариантах и разделила на классы: рациональные и иррациональные. Опираясь на опыт наблюдений, она пришла к уточненным названиям для каждой функции.

Юнг описал психоло-гические функции:

мышление

чувство

интуиция

ощущение

В соционике они получили названия:

логика

этика

интуиция

сенсорика


Экстр.

Интр.

Экстр.

Интр.

Экстр.

Интр.

Экстр.

Интр.

Обозначения функций

Соционические типы

Название типа формируется либо, исходя из названий двух наиболее сильных функций и установки, либо графическим изображением двух функций. Во втором случае установка задается цветом первой функции (черным – экстравертная, белым – интровертная) Рациональность или иррациональность типа обозначают порядком расположения функций. Названия рациональных типов начинаются с рациональной функции (логика или этика), а названия иррациональных – с иррациональной (интуиция или сенсорика).

Деление по базису Юнга

Название типа

Обозначение типа

Экстраверты

Рациональные

Логико-интуитивный экстраверт

Сенсорики

Логико-сенсорный экстраверт

Этико-интуитивный экстраверт

Сенсорики

Этико-сенсорный экстраверт

Иррациональ ные

Интуитивно-логический экстраверт

Интуитивно-этический экстраверт

Сенсорики

Сенсорно-логический экстраверт

Сенсорно-этический экстраверт

Интроверты

Рациональные

Логико-интуитивный интроверт

Сенсорики

Логико-сенсорный интроверт

Этико-интуитивный интроверт

Сенсорики

Этико-сенсорный интроверт

Иррациональ ные

Интуитивно-логический интроверт

Интуитивно-этический интроверт

Сенсорики

Сенсорно-логический интроверт

Сенсорно-этический интроверт

Соционические функции и аспекты. Семантика

Аушра Аугустинавичюте пришла к выводу, что в процессе общения информация передается и обрабатывается с помощью функций. Поскольку информация передается, в том числе и в словах, изучение отнесения значения слов (семантики) к тому или иному аспекту в соционике имеет большое значение.

Функция

Название и обозначение

Аспект информации

Рациональные

Экстравертная

Логика действий

Явная динамика объектов: информация о действиях, движениях

Интровертная

Логика отношений

Явная статика отношений: информация о логических соотношениях

Экстравертная

Этика эмоций

Неявная динамика объектов: информация о возбуждении, побуждении к действию

Интровертная

Этика отношений

Неявная статика отношений: информация о притяжении - отталкивании

Иррациональные

Интуиция

Экстравертная

Интуиция возможностей

Неявная статика объектов: информация о содержании, способностях

Интровертная

Интуиция времени

Неявная динамика отношений: информация о развитии, временных соотношениях

Сенсорика

Экстравертная

Волевая сенсорика

Явная статика объектов: информация о внешнем виде, о силе

Интровертная

Сенсорика ощущений

Явная динамика отношений: информация о состоянии, самочувствии

Модель А

Модели типов Аушра Аугустинавичюте построила, полностью опираясь на описания Юнга. В конструкции модели «установлены нижеприведенные закономерности, которые расшифровать по тексту Юнга было весьма трудно и порой даже невозможно, если бы не уверенность, что за всем, что пишет Юнг, стоит четкая структура» – писала Аушра.

Создавая модель А (ее впоследствии так назвали в честь Аушры Аугустинавичюте), Аушра учла две необходимые вещи:

  • В психике каждого человека должны присутствовать все 8 функций, т.к. человек способен, так или иначе, обработать любую информацию.
  • Утверждение Юнга: структура подсознания должна отражать структуру сознания.

Структура модели А

Модель А состоит из 8-ми ячеек, в которых расположены 8 функций. Для каждого типа своим, особенным образом.

Ментальное кольцо

творческая

Сильные

Слабые

СУПЕРЭГО

Витальное кольцо

референтная

суггестивная

СУПЕРИД

ограничительная

реализующая

Сильные

На основании большого опыта наблюдений Аушра Аугустинавичюте назвала верхние четыре функции ментальное («умственное») кольцо , т.е. сознательное, то, о чем чаще думают, говорят.

Нижние четыре функции получили название витальное («жизненное») кольцо , т.е. то, что проявляется по жизненно важным обстоятельствам, не присутствуя в сознании большую часть времени.

Важное замечание: модель А любого типа содержит все функции . Это означает, что в каждом из нас заложено все. Но что-то представлено в сильном варианте, что-то в слабом, что-то в осознанном, что-то в подсознательном. Это значит, что если необходимо, человек может проявлять качества любого типа. Но одни проявлять легко, а другие трудно. Поэтому в одних видах деятельности легче достичь успеха, они воспринимаются как область талантов . А в других придется делать над собой немалые усилия .

Отсюда видно, что соционика никого не загоняет в клетки, как часто неправильно понимают типологию. Она лишь подсказывает, рекомендует . А воспользоваться возможностью жить легче или мужественно преодолевать трудности – этот выбор каждый делает для себя сам.

Как прочитать описание психологического типа по модели А

Место функции в модели типа, как показали многочисленные исследования, не случайно. Оно показывает, насколько уверенно и осознанно обрабатывается информация по соответствующей функции.

Сильные функции ментального кольца – первая и вторая – отражают главное в сущности типа, это сильные осознанные функции личности. Они представляет собой зону уверенности. По первой и второй функциям человек выбирает жизненные цели и средства к их достижению. По ним принимаются наиболее осознанные и четкие решения, по ним же следует выбирать профессию.

Первая функция – базовая, основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией.

Вторая функция – творческая. По ней человек быстро усваивает информацию и часто генерирует ее сам. Это область осознанного, зрелого, продуктивного творчества. Часто в этой же области человек выступает в роли критика, подвергает информацию критическому переосмыслению.

Слабые функции ментального кольца – третья и четвертая. Они обычно служат для адаптации человека к общественным нормам, помогают следовать ожиданиям социума. Человек никогда не уверен в содержании этих функций, как не уверен в своем соответствии требованиям общества.

Третья функция – ролевая, адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции. Функция слабая, не может долго работать, но помогает подстроиться к ситуации, к людям, произвести первое впечатление.

Четвертая функция – болевая точка, место наименьшего сопротивления. Информацию по этой функции трудно воспринимать адекватно, работать по ней творчески, поэтому человека лучше не критиковать по вопросам, связанным с ней. Даже похвалу по болевой точке воспринимают с трудом. Это связано с минимальной пропускной способностью данного информационного канала: информация не может проходить свободно, избыточная или неопределенная информация перегружает, «застревает» в нем, заставляя его работать в режиме да/нет, плохо/хорошо без промежуточных оттенков. Здесь уместна аналогия с физической болью: больное место лучше не трогать никак – ни с целью погладить, ни с целью уколоть.

Такое место есть у каждого, его нужно знать, чтобы защитить себя и своих близких от лишних неприятностей, будь то неправильно выбранная профессиональная деятельность или завышенные требования кого-то из окружающих или неверные, не свои средства решения конфликтов. Если вдруг человек «взвился» от, по вашему мнению, нейтральной информации, обратите внимание, не задели ли вы случайно его болевую точку. Строго говоря, нейтральной информации «вообще» – нет: для кого-то она может показаться неприятной, сложной для восприятия, человек не хотел бы ее обсуждать. Если хотите строить отношения эффективно – не пренебрегайте знанием о болевой точке.

Слабые функции витального кольца – пятая и шестая. Слабые неосознанные функции податливы, управляются информацией, поступающей извне, легко поддаются суггестии, программированию. Информация по ним воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Здесь человеку требуется помощь, но и учится он по этим функциям легко и эффективно. Человек с благодарностью воспринимает информацию и помощь по этим функциям. Хотите сделать подарок человеку – делайте его по пятой и шестой функциям.

Пятая функция – суггестивная. «Входные ворота» для информации. Считается, что по ней мы получаем информацию из внешнего мира для того, чтобы в дальнейшем переработать ее в своем сознании с помощью других функций.

По пятой функции каждого человека можно «запрограммировать», но каждого на свое: один поддается волевому давлению, другой эмоциональному, третий поддается на объяснения, ему можно «заморочить голову» правилами и так далее. По суггестивной функции информация воспринимается некритично с большим интересом, производит впечатление. Отличить здесь желаемое от действительного трудно.

Шестая функция – референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако обучение по темам, связанным с ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты в виде наработанных навыков. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Как зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.

Сильные функции витального кольца – седьмая и восьмая. Содержание этих функций человек редко обдумывает, творческой работы по ним практически не бывает, а решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений. Сила этих функций и скорость их включения определяют зону подсознательной уверенности человека. Эти функции чаще всего включаются в «пожарной» ситуации, где некогда размышлять, или в обычных бытовых ситуациях, когда привычная работа не требует «включения мозгов».

Седьмая функция – ограничительная, рамочная. Это самая сильная функция у каждого человека. С ее помощью он может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств.

Восьмая функция – реализующая без слов на деле. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. Функция весьма продуктивна, работает четко и уверенно, обеспечивая как самого хозяина, так и его ближайшее окружение надежными результатами. По ней не следует стремиться к творческой работе, зато это надежная опора для человека в любых ситуациях.

Пример описания типа Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ)

1. Базовая: интуиция возможностей. ИЭЭ видят потенциальные возможности людей и отношений, перспективы реализации проектов и предприятий. Они обладают целостным видением картины взаимоотношений, легко прогнозируют их развитие. Не упускают возможности обратить на себя внимание. Разбираются в способностях людей. Хорошо чувствуют их скрытые побуждения и недостатки. Способны даже предсказывать поведение окружающих. Увлекшись какой-либо идеей, охотно ее рекламируют, становясь ее активными сторонниками. Не приемлют предрассудков.

2. Творческая: этика отношений. Общительны и эмоциональны. Способны найти подход практически к любому человеку в случае необходимости. В этом им помогает природное обаяние и дипломатичность. Говорят комплименты, стремятся сделать людям приятное. Однако быстро разочаровываются в объектах своих симпатий. Из-за желания поддерживать со всеми хорошие отношения, перегружают себя лишними контактами. В разговоре могут порой рассказать лишнее. Осуждают грубых и невоспитанных людей.

ИЭЭ подходит работа, связанная с общением: журналистика, психология, идеология, реклама, участие в выставках, привлечение клиентов, оценка возможностей проектов и персонала.

3. Ролевая: волевая сенсорика. Адаптируясь в незнакомой ситуации, ИЭЭ проявляют себя как сильные личности: они красивы и в достаточной степени решительны. Делать же ежедневные волевые усилия над собой они вряд ли будут, если их не заставят обстоятельства. Стрессоустойчивы, в экстремальных условиях мобилизуются, могут дать решительный отпор. Любят красивые вещи, стремятся оригинально одеваться.

4. Болевая точка: логика отношений. В правилах, инструкциях не связанных с человеческими отношениями ИЭЭ теряются, предпочитают, чтобы им кто-нибудь показал, как работает конкретный прибор. В понимании законов, принятии формальностей нуждаются в тактичной помощи. Не любят регламентации и строгих правил, стесняющих их независимость. Противники чинопочитания.

Им не подходит работа программиста, юриста, бухгалтера – любая, основу которой составляет выполнение формальностей и инструкций.

5. Суггестивная: сенсорика ощущений. ИЭЭ любят, чтобы о них позаботились, накормили, организовали уют и комфорт. Самим же им чтобы одеться по погоде, наладить быт, требуются усилия и сосредоточенность. Предпочитают оригинальность, а практичность они осваивают на опыте, учатся ей.

6. Референтная: логика действий. По организации рабочего места, разработке технологии нуждаются в помощи партнера. Для ИЭЭ бывает трудно решить вопрос «что делать?», но если технология освоена, она будет соблюдаться четко. Им трудно все время быть организованными и практичными. Порой им не хватает терпения и тщательности, не всегда доводят начатое до конца.

ИЭЭ любят получить в подарок удобную, красивую вещь, что-нибудь вкусное, хороший, добротный инструмент, косметику, книги по дизайну.

7. Ограничительная, рамочная: интуиция времени. ИЭЭ часто опаздывают, хотя по характеру они быстрые, успевают за короткое время осуществить много контактов, побывать во многих местах. Будучи в напряженной ситуации ограничивают других фразами типа: «мне некогда сейчас об этом думать!» или ускорением ритма. Часто не успевают сделать намеченное к сроку, склонны отвлекаться на другие дела

8. Реализующая, «без слов на деле»: этика эмоций. Эмоции проявляют часто, бурно, непосредственно. Людям бывает трудно не поддаться на рекламу, которую осуществляют ИЭЭ: их эмоции завораживают. Чувствуют настроения людей, могут, например, по голосу определить эмоциональное состояние человека. Обычно нуждаются в постоянном притоке новых впечатлений. В случае неудачи переживают ее бурно, но недолго. Могут быть экзальтированными, восторженными.

В экстремальных ситуациях ориентируются быстро, могут вдохновить, подбодрить или успокоить окружающих.

Выводы по модели А

  • Зная модель А, можно довольно многое сказать о человеке, об информационной структуре его личности.
  • Информационная структура – это базис, каркас личности. Кроме нее есть и общечеловеческие свойства: доброта, интеллект, уровень культуры и другие индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать наряду с соционическими данными.
  • Все сказанное не ограничивает свободы развития личности, а дает подсказки, ориентиры.
  • Зная модель А, можно более грамотно и адресно консультировать, исходя из личных особенностей, а не из стереотипов.
  • Можно более эффективно строить коммуникацию, зная тип человека, т.е. заранее предвидеть – какие темы можно затрагивать в разговоре, а каких лучше избегать, и какого эффекта ожидать, затронув ту или иную тему.

Интертипные отношения

Аушра Аугустинавичюте не ограничилась описанием психологических типов. Она сделала следующий шаг в рассмотрении процессов передачи и обработки информации. Изучая процессы информационного метаболизма, Аушра пришла к выводу о том, что информация одного и того же рода передается и воспринимается одними и теми же функциями партнеров по общению. Например, логическая информация передается одним из партнеров с помощью логики, и воспринимается другим с помощью логики же.

В процессе коммуникации информация передается между тождественными элементами .

Это одно из важнейших положений соционики. Оно позволяет проследить и проанализировать процесс передачи информации от человека к человеку, найти источники искажений и причины взаимного непонимания.

Аушра Аугустинавичюте рассмотрела взаимодействие между элементами моделей разных типов и пришла к мысли о том, что между типами людей существуют устойчивые

интертипные отношения. Они определяются не доброй или злой волей конкретных индивидуумов, а особенностями передачи и приема информации с функции на функцию в моделях типов. Именно такой подход дал возможность применить аналитические методы при изучении человеческих взаимоотношений. До этого открытия межличностные отношения пытались анализировать только с точки зрения поведения и ощущения каждой отдельной личности в этих отношениях. Соответственно, и рекомендации сводились только к тому, как должен себя вести человек в какой-либо ситуации, не учитывая способы эффективного взаимодействия с людьми различных психологических типов.

Аушра впервые обнаружила, что существует не только структура личности, но и структура взаимоотношений . Эта структура составляет их объективную суть, определяемую типами участников отношений, не зависящую от их стремлений, желаний, умений.

Аушра Аугустинавичюте пишет: «Основной причиной, почему один человек приятен, нравится, а другой – неприятен, утомляет, является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какой мимикой, жестами, интонациями эти слова сопровождает… Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замечаниями или шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раздражают». А ведь они не стремятся задеть именно нас, просто так проявляется способ обмена информацией, присущий именно их психологическому типу. И для кого-то другого он очень подходящий и приятный. Теперь стало ясно, почему на первый взгляд одна и та же ситуация общения выглядит по-разному для разных людей. Она преломляется через структуру типа, и каждый извлекает из нее свою информацию.

Интертипные отношения – это взаимоотношения, которые складываются между людьми как типами личности.

Анализ интертипных взаимодействий показывает объективную основу отношений между людьми разных психологических типов. Это информационная структура взаимоотношений. Она связана с особенностями обмена информацией и показывает тенденции развития отношений. Сказанное не означает, что в любом случае отношения сложатся обязательно так, многое зависит и от индивидуальных особенностей, но в целом тенденцию можно предсказать даже для еще не знакомых между собой людей..

Ученик Аушры Аугустинавичюте В. Ляшкявичус разработал таблицу интертипных отношений , то есть отношений между типами личностей. Эту таблицу часто и по праву сравнивают с таблицей Менделеева в химии. Так же как таблица Менделеева сделала из описательной химии науку с четкими законами и критериями, так и введение таблицы интертипных отношений внесло объективные критерии в науку о межличностных отношениях. Так же как по таблице Менделеева можно предсказать, в какие реакции будет вступать каждый элемент, так и по таблице интертипных отношений можно предсказать для каждого человека, с какими типами людей его взаимоотношения будут складываться легко, а с какими – напряженно. Подробнее об интертипных отношениях можно прочитать в книге А. Аугустинавичюте «Теория интертипных отношений». Там разобран процесс передачи информации с функции на функцию и показано, как это отражается на человеческих взаимоотношениях. Здесь приведем лишь краткую таблицу, подразделяющую интретипные отношения на группы комфортности.

Комфортные

Нейтральные

Напряженные

Тождество (Т)

Заказ (>З)

Контроль (>К)

Дуальные (Д)

Деловые (Де)

Конфликт (К)

Активация (Ак)

Суперэго (Сэ)

Зеркальные (Зе)

Погашение (Пп)


Полудуальные (Пд)

Квазитождество (Кт)


Родственные (Ро)


Гуманизм новой науки соционики состоит в том, что теперь уже есть основания утверждать: отношения между людьми могут быть объективно разными (а не только в восприятии конкретного человека). Не от каждых отношений надо требовать, чтобы они были одинаково прекрасными, не все ведь зависит от воли людей.

Директор Международного института соционики А.В. Букалов отметил: «Значение соционики – в переходе от представлений о структуре психики и моделей межчеловеческих отношений, как суммы разрозненных фактов и гипотез, к упорядоченной и строгой системе». «Там, где старая психология личности и социальная психология видели хаос человеческих отношений, соционика обнаружила четкие закономерности, выделив взаимодействие типов личности».

Применение методов соционики в психологическом консультировании

Соционические методы диагностики и решения проблем – новое слово в психотерапии. Для того чтобы диагностировать проблему, у нас есть «маркеры», которые позволяют обнаружить проблему, не заставляя человека все подробно вспоминать и рассказывать, это щадящие методы. К тому же, эти методы применимы, например, при оценке кандидатов на работу, позволяя заранее узнать с какими трудностями можно столкнуться при взаимодействии с тем или иным человеком. Такие трудности могут быть обусловлены как

  • типологическими проблемами, связанными со слабыми функциями и свойственными человеку от рождения,

так и проблемами не типологического, а общечеловеческого характера, не решенными в свое время, на определенной стадии развития личности. Соционические маркеры таких проблем:

  • при диагностике наблюдается искажение типа, наличие «маски»;
  • вызывают раздражение некоторые нейтральные и благоприятные интертипные отношения;
  • «сбой» в работе одной из сильных функций, чрезмерные трудности в работе слабых.

Эта информация позволяет локализовать проблему и дать адресные рекомендации и механизмы решения, выхода из нее.

Применение методов соционики в организационном консалтинге

Соционический анализ коллектива позволяет произвести следующие виды оценки.

  • Оценку совместимости сотрудников
    • выполняющих совместную работу;
    • размещенных в одной комнате.
  • Расчет психологического настроя коллектива и его оценку:
    • рабочая команда;
    • теплая компания;
    • воспитательный коллектив;
    • исследовательская команда.
  • Оценку коллектива в целом по параметрам:
    • интегральный тип коллектива.
    • предпочтительный вид деятельности.
    • стимулы к деятельности.
    • зоны возможных неудач, перегрузок, противопоказания.
    • стиль общения, настрой на процесс или на результат.
    • стрессоустойчивость коллектива.

Соционический подход к оценке личных качеств кандидата при приеме на работу позволяет получить следующую информацию.

  • Анализ соответствия способностей кандидата специфике работы.
  • Предпочтительная сфера деятельности для сотрудника.
  • Зоны возможных перегрузок, ограничения и противопоказания.
  • Области, в которых можно ожидать творческой активности.
  • Адаптация. Как создать условия сотруднику. Оценка стрессоустойчивости.
  • Мотивация. Стимулы к деятельности. Ценностные установки.
  • Планирование карьеры. Целеполагание. Установки на вид деятельности.
  • Стиль управления сотрудником. Стиль общения. Восприимчивость к информации.

Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ). Выдержка из отчета по диагностике кандидата при приеме на работу.

  • Журналист, репортер, обозреватель, романист, поэт;
  • Сценарист/драматург;
  • Актер, клоун, артист цирка;
  • Музыкант/композитор;
  • Искусство, художник, декоратор, имиджмейкер;
  • Специалист в области связей с общественностью;
  • Реклама, агент по рекламе, специалист по работе с рекламодателями, составитель рекламных текстов, проспектов;
  • Социолог;
  • Психолог, индивидуальное и семейное психологическое консультирование;
  • Служба знакомств;
  • Работник социальной сферы;
  • Духовный наставник, священник, религиозное обучение;
  • Консультант по выбору профессий, подбор персонала;
  • Посредник в разрешении конфликтов;
  • Изобретатель;
  • Менеджер по кадровой политике, специалист по повышению квалификации кадров;
  • Специалист по подготовке конференций;
  • Консультант по вопросам помощи персоналу, координатор программ помощи сотрудникам;
  • Диджей, виджей;
  • Мультипликатор, карикатурист;
  • Исследователь (гуманитарная сфера), творческий директор;
  • Педагогика, дошкольный учитель, преподаватель гуманитарных дисциплин.

Как управлять сотрудником – ИЭЭ:

  • Лучше планировать на работу с людьми, а не на экономическое направление;
  • Ставить четкие сроки и конкретные задачи;
  • Не заставлять разрабатывать новые технологии, эффективные способы работы;
  • Четко показывать технологии и правила;
  • Предоставить удобное рабочее место, оптимальный график работы, без частых перегрузок;
  • Помогать в оформлении документации и других результатов труда;
  • По возможности предоставлять свободный график в работе.

От ИЭЭ нельзя требовать, не стоит ожидать:

  • качественного выполнения кропотливой работы;
  • систематического ведения документации;
  • высокой самоорганизованности;
  • умения эффективно руководить другими людьми и распределять обязанности;
  • безэмоционального поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности адаптации для ИЭЭ:

  • четко объяснить, в чем состоят его должностные обязанности;
  • комфорт и удобство на рабочем месте и в быту повышают его работоспособность;
  • побудить его к работе могут объяснения о выгодности дела, целесообразности выполняемых работ;
  • помочь рационально организовать работу;
  • объяснить существующие правила и технологии ведения работы;
  • создание условий для проявления сильной функции этика, учет его чувств и эмоций;
  • прислушиваться к его оценкам людей и событий по абстрактным аспектам;
  • уважать право интуита самостоятельно распоряжаться своим временем и способностями;
  • оказывать помощь в решении бытовых вопросов;
  • оказывать помощь в реализации его замыслов и идей;
  • обращать внимание на то, что нужно сегодня, здесь и сейчас;
  • лучше адаптируется в меняющемся мире, использует новые возможности;
  • при недейственности существующих методов, показывать другие методы;
  • активно знакомить с как можно большим числом членов коллектива;
  • при представлении сотрудника рассказывать об участке работы, за который данный сотрудник ответственен;
  • стимулировать уникальностью выполняемой им работы и оценкой его талантов;
  • объяснить, за какой участок работы он (экстраверт) отвечает;
  • рассказывать об особенности деятельности компании, акцентируя внимание на количестве партнеров и клиентов, на расширение сферы деятельности компании;
  • рассказать о взаимосвязях различных отделов между собой.

Список литературы

  1. К. Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.
  2. А. Аугустинавичюте. О дуальной природе человека. В кн.: А. Аугустинавичюте. Соционика: кн. 1. Введение. – М.: «АСТ», СПб.: « Terra Fantastica », 1998.
  3. А. Аугустинавичюте. Модель информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995.
  4. А. Аугустинавичюте. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм. // Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1995.
  5. Т. Н. Прокофьева. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Алмаз», 2005.
  6. А.В. Букалов. Соционика – новый подход к пониманию человека и общества. Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1996 г.
  7. В. Д. Ермак. Толковый словарь аспектов информационного потока. // Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-3, 1998.
  8. А. Аугустинавичюте. О символах. Смысловое содержание символов, используемых в соционике. // Соционика, ментология и психология личности, № 2, 1998
  9. В. В. Гуленко. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. – Новосибирск: «РИПЭЛ», 1995.
  10. И. Д. Вайсбанд. Кто я такой? Немного о соционике. // Знание – сила, №№ 1, 3-10, 1992.

Соционика - это учение об информационном метаболизме, то есть обмене информации между индивидуумом и окружающей средой. Соционика была создана в 1970-х годах Аушрой Аугустинавичюте на основе объединения идей К.Г. Юнга и А. Кемпинского. Соционику можно назвать типологией когнитивных способностей, то есть способностей к восприятию и обработке различных видов информации.

Соционический тип позволяет узнать о человеке следующее:

  • на что будет направлено внимание в первую очередь;
  • какая информация будет легче усваиваться, чему человек сможет учиться схватывая на лету, а чему - наоборот, методом набивания шишек всеми возможными способами, и все;
  • в каких областях человек может мыслить нетривиально и придумывать новое, а где - только шаблонно воспроизводить то, чему его научили;
  • как человек отреагирует на различные виды информации.
  • какую информацию он склонен считать важной и прислушиваться, а какую - пропускать мимо ушей или раздражаться на нее.

Соционический тип определяется дихотомиями Юнга. Дихотомия - это пара взаимоисключающих признаков, один из которых более выражен чем другой (то есть к восприятию связанных с ним видов информации у человека больше склонностей, чем к противоположному). Всего их четыре:

  • Логика/этика . Соционические логики видят мир как набор объектов, подчиняющихся определенным закономерностям, стараются понять и использовать эти закономерности. Этики видят мир как набор субъектов, у каждого из которых имеются свои устремления, желания, интересы, на которые этик и стараются воздействовать. Этикам обычно проще найти индивидуальный подход к человеку, тогда как логикам - свести все к некоей системе правил и законов, и действовать на их основе.
  • Интуиция/сенсорика . Интуит легко абстрагируется от информации, идущей от органов чувств и легко переключается на свои воспоминания, воображение и т.п. Сенсорик более тесно связан с этой информацией, более собран в здесь и сейчас. Как следствие, интуит лучше ориентируется во времени и прогнозирует развитие ситуации и видит нетривиальные возможности, сенсорик - лучше ориентируется в пространстве и проще осваивает работу руками.
  • Экстраверсия/интроверсия - в соционике этот признак отвечает за точность фокусировки внимания и глубину проработки информацией. У экстраверта область внимания шире, он охватывает ею больше информации, но менее тщательно ее перерабатывает. Интроверт фокусирует внимание на меньшем количестве объектов, но зато изучает их более детально и лучше воспринимает взаимосвязи между ними.
    Важно: соционическая экстраверсия/интроверсия мало связаны с общительностью и легкостью на подъем! За это отвечают в большей степени этика и иррациональность.
  • Рациональность/иррациональность . Согласно Юнгу, в психике параллельно происходят два процесса: восприятие и оценка воспринятого. У иррационалов восприятие преобладает над оценкой, поэтому они оценивают воспринимаемое синтетически, как некую целостную картину. Это дает более быстрое понимание ситуации, большую гибкость мышления и скорость реакции. У рационалов оценка преобладает над восприятием: воспринимаемую ситуацию они дробят на множество составляющих и оценивают их по-отдельности, их мышление можно назвать аналитическим, в противоположность синтетическому у иррационалов. Рационалы обычно боле медлительны, медленее переключаются, но зато их мышление более контролируемо: рационал почти всегда может воспроизвести ход своих рассуждений и действий и объяснить, почему он так поступил, тогда как у иррационала далеко не всегда это так.

Все четыре дихотомии независимы, поэтому всего существует 16 типов (два в четвертой степени). Типы обозначаются тремя буквами: для иррационалов сначала указывается пишется буква, обозначающая интуицию или сенсорику (И или С), затем - буква, обозначающая логику или этику (Л и Э, соответственно). Для рационалов - наоборот: сначала идет логика/этика, потом - интуиция или сенсорика. Третья буква указывает экстраверсию/интроверсию. То есть ИЛЭ - это интуит, логик, экстраверт. Интуиция стоит перед логикой, поэтому это иррациональный тип. А ЛИЭ, наоборот, логик, интуит, экстраверт. Здесь логика стоит перед интуицией, что указыавет на рациональность этого типа. Также у типов существуют псевдонимы, взятые в честь известных представителей типов, например, упоминавшийся уже тип же ИЛЭ называется «Дон-Кихот». Кратко установки восприятия информации у разных социотипов описаны в , а более подробные описания имеются на сайте SocType.Ru .

Между социотипами существуют интертипные отношения, которые различаются в плане благоприятности. Они основываются на том, как соционические аспекты будут распределены по модели А - основной модели психики, применяемой в соционике. В частности, для создания семьи семейных отношений хорошо подходят отношения дуальности и активации. В них сильные функции одного из партнеров прикрывают слабые другого. Для общения, дружбы и совместных путешествий также хорошо подойдут тождество (совпадение типов), зеркальные и миражные отношения.

Определить, какие отношения существуют между соционическими типами, можно с помощью таблицы интертипных отношений на сайте Intertype.Ru . Там же описано и то, на основе чего они возникают. Подробнее об основах соционики можно почитать на сайте Sociomodel.Ru .

Также типы объединяются в малые группы. Самым известными из которых являются квадры и клубы. В квадрах состоят типы, для которых представляют интерес одни и те же виды информации, и общение между которыми идет легко и непринужденно. В клубах - типы с одинаковыми сильными функциями, которые ориентированы на определенные типы деятельности (условно их делят на исследовательскую, управленческую, социальную и гуманитарную).

Самый простой (но не самый надежный) способ определить свой социотип - это пройти несколько соционических тестов, например, на сайте TypTest.Ru . Желательно пройти тесты несколько раз в разное время суток и разных эмоциональных состояниях.

За годы становления и развития и до настоящего времени обществом накоплен значительный объем знаний о психологии человека, его типы, особенности поведения. Эти знания, как правило, ассоциируются с наукой о психике человека - психологией. Однако теоретический раздел этой науки еще не всеобщее доступен, и является сложным для понимания широкого круга читателей. Внедрение основных теоретических положений, учитывающих индивидуально-психологические свойства человека в практику требует основательной подготовки специалистов, способных использовать достаточно сложные и громоздкие методики тестирования.

Такая ситуация является одной из причин поиска простых и одновременно надежных методов определения индивидуально-психологических особенностей человека, того, что называется типом индивидуальности.

Делаются попытки синтезировать достижения психологии и других отраслей знаний, в частности, дермотографикы, графологии, иридодиагностики и даже астрологии. Такой подход отражает общую тенденцию системного исследования человека.

В каждой из вышеизложенных областей знаний о человеке, его психологию, применяются особые методы исследований, совокупности дополняют друг друга. Рядом с ними возникла еще одна отрасль знаний - соционика, что демонстрирует совершенно новый научный подход к изучению индивидуально-психологических особенностей человека. В широком смысле соционика - это наука о устойчивые типы мышления и поведения человека, а также о человеческих общности, закономерности отношений, возникающих в процессе взаимодействия между отдельными людьми и коллективами в целом. ее выводы и рекомендации строятся на основе анализа закономерностей энерго-информационного обмена между людьми.

Соционика как наука возникла на стыке философии, психологии, социологии, ее основателем следует считать швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875-1961), а непосредственным создателем - литовскую исследовательницу Аушра Аугустинавичюте.

Принципиально новым шагом в понимании человека стало понятие отношений между типами. То есть соционика не ограничивается описанием типа человека (его индивидуально-психологическими свойствами), а устанавливает, какие отношения возникают между различными типами индивидуальности людей. Тем самым создается возможность прогнозирования отношений между отдельными людьми, по психологического климата в семье, коллективе. Понимание закономерностей взаимодействия людей помогает овладеть техникой безопасности стресса, гармонизировать отношения в семье, на работе, в кругу знакомых.

Эта инновация сочетается со сравнительной простотой овладение понятийным аппаратом соционики, с ее направленностью на повседневную жизнь. Поэтому есть все предпосылки для проникновения соционики ко многим сферам нашей жизни. Указывая на ее практическое знание, С. Кашницкий справедливо отмечает, что многие сферы человеческой деятельности: теория управления, менеджмент, педагогика, профориентация, профилактика семейных отношений, психогигиена труда, медицина, практика парламентаризма, дипломатия, политика, творчество, - выглядит совершенно иначе при взгляде на них сквозь призму соционики.

Более двадцати лет существует соционика, но до сих пор она скорее любительский, чем профессиональный статус и развивается усилиями энтузиастов. Кажется, дело в том, что наша хозяйственно-политическая система абсолютно несовместима с душевным строем обычного человека. Соционика подтверждает, что нет в природе плохих или хороших людей. Отличие их друг от друга оценивается не по критерию "хороший-плохой", а за различными способами восприятия, переработки и передачи информации. В реальной же жизни природа человека игнорировалась. Считалось, например, что постоянным, повседневным мотивом деятельности должно быть бескорыстное стремление к общечеловеческому счастью при полном забвении потребностей своей собственной природы. Поэтому реальная "психика" была засекречена и запрещена. Зато был сформирован образ "советского человека", которая якобы не имеет собственных индивидуально-психологических особенностей.

Вследствие такой ситуации существенной событием в литературной жизни страны стала публикация работ Эрика Берна и Дейла Карнеги, в которых описывается психология человека, что проявляется в обычной жизни - в гостях, в семье, на работе. Последний автор к тому же учит, как использовать приобретенные знания в повседневной практике. Проблема применения элементарных знаний по психологии стала предметом внимания украинских исследователей. Ознакомление с указанной литературой сегодня практически помогает овладевать мастерство общения, формировать некоторые психологические качества - эмоциональные, волевые, познавательные, которые в своей совокупности составляют психологическую культуру личности.

В рамках соционики разработана классификация типов, опирается в своей основе на типологию К. Г. Юнга. Последняя, в свою очередь, теоретически оформляется в ряде понятий. их освоения необходимо для понимания того, почему многообразие человеческих характеров сводится к ограниченному числу их типов. Человек - индивидуальна, неповторима, своеобразная, но определенные черты могут быть найдены во многих других людей. Совокупность психологических качеств, которые проявляются в одинаковой воображении мышления и поведении в различных ситуациях, называют типом индивидуальности или соционическому типу (сокращенно - соци-отипом).

К. Г. Юнг определил, что расхождение социотипов коренится в различных способах восприятия мира. Эти способы фиксируются в соответствующих понятиях. Фундаментальная расхождение делит людей на две большие категории, выраженная в понятиях "экстраверсия" и "интроверсия". В них содержится характеристика индивидуально-психологических различий человека, выражающиеся в преимущественной направленности личности или на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира 3.

Конкретизируем характеристику людей экстравертов и интровертов путем описания их поведения в повседневной жизни с позиции соционики.

К общим положениям относятся такие утверждения.

1. Экстравертированный постановление мышления ориентируется на объект и об "ектиени данные. Это мышление может быть как конкретным фактическим, так и идейным. Важно понимание того, что факты и идеи берутся извне, то есть "доставляются" традицией, воспитанием и ходом образования.

2. Интровертированный постановление мышления ориентируется прежде всего на субъективный фактор. Субъективный направление, таким образом, влияет на обработку фактических данных и на оперирование абстрактными понятиями. К. Г. Юнг указывал, что интроверт собирает факты как средства для доказательства, главным же для него является изложение субъективной идеи.

К. Г. Юнг для иллюстрации экстраверсии и интроверсии приводил имена Ч. Дарвина и Э. Канта. Первый из них был экстравертом, другой - интровертом. Первый стремился к объективной действительности, оперировал фактами. Другой характеризовался отрицательным отношением к объекту, - в доказательстве своей идеи выходил из субъективных оснований. При этом, хотя он и

3 Подробно с позиции психологии управления социотипы и их распределение было представлено в разделе 5 руководства. - Прим. авт.

стремился провести свою идею в мир, проявлял большую практическую неприспособленность (табл. 15.1).

Таблица 15.1

Социотип

Экстраверт

Интроверт

В беседе всегда готов отвечать на вопросы, охотно сообщает сведения о себе. Если, например, беседа проходит между врачом и пациентом, то последний, будучи экстравертом, готов безусловно выполнять все предписания первого

В беседе отличается сдержанностью. Активизируется тогда, когда появляется тема, которая соответствует его идеям

Контактен, легко идет на психологическое сближение с партнером, заводит новые знакомства. Обладает хорошей приспособленностью умеет устроиться в жизни

Имеет высокую норму одиночества, любит сосредоточенность и тишину, которая способствует размышлениям. Человек такого типа в детстве больше отдает предпочтение занятиям в одиночку, чем коллективным играм

В свободное время предпочитает проведению с людьми, постоянно ищет новых приключений. Если среди них встречаются путешественники, то это занятие служит не познавательным целям, а поискам новых впечатлений. Легче поддается чужому влиянию, часто является легковерным. Взгляды не установлением

Предпочитает проводить свободное время в кругу семьи или в кругу хороших знакомых, друзей.

Внешние события мало влияют на интроверта, - важно то, что он о них думает. У него больше выражена склонность к размышлениям, слабее - к поступкам

Однако, различия экстравертов от интровертов этим не ограничиваются. Сам К. Г. Юнг, рассуждая об экстраверсии и интроверсии, отметил, что оба способа восприятия мира имеют как преимущества, так и недостатки:

1. Экстраверты обладающие качествами "динамики", имеют возможность осваивать большие территории. Например, американцы, которые были выходцами из Европы, при освоении американского континента, в подавляющем большинстве представляли экстравертов. Этому преимуществу протистае факт, что направление мышления "на овладение миром, обстоятельствами" не связан с достижением собственного внутреннего, духовного мира. Экстраверты не склонны ставить предметом своего внимания свое психическое жизни.

2. Интроверты не так динамические как экстраверты. Однако у интровертов более развита другая способность - делать правильные выводы. В то же время, значительную опасность представляет такая особенность, что сильная страсть к собственным, личным идей может окончательно завести представителя этого социотипу в мир иллюзионного представлений.

Конечно, такая дихотомия - "преимущество-недостаток" - проявляется во многих явлениях психической жизни экстравертов и интровертов.

К. Г. Юнг обозначил западный мир как экстравертированный, восточный - интровертированный. Дальнейшее развитие цивилизации он представлял как процесс взаимопроникновения экстравертной и интровертной культур. Эти мысли подтверждаются процессами, которые происходят в наше время. Западный мир все больше принимает с того, что произведено восточной культурой. А Восток учится у Запада деловой смекалки и рассудительности, сохраняя при этом исторически выработанную психокультуру.

Дихотомия "экстраверсия - интроверсия" конкретизируется второй парой понятий: "рациональность - иррациональность". Конкретизируя их называют потому, что они указывают на различие в средствах восприятие мира более общего порядка, к которым, как уже было отмечено, относятся экстраверсия и интроверсия. То есть, люди экстраверты и люди интроверты могут быть как рациональными, так и иррациональными. Раскроем суть этих понятий.

1. Рационалисты - это люди с аналитическим складом ума, который характеризуется дискретностью, последовательностью выделения наиболее значимых признаков восприятия информации. Прежде всего, их интересует причин-но-следственная связь между явлениями окружающего мира. По поводу другого явления они пытаются создать определенную непротиворечивую концепцию. Недостаток или несогласованность фактов вызывают чувство неудовлетворенности, которое пытаются устранить благодаря поиску дополнительной информации. Это качество внешне проявляется в разумности, рассудительности поступков. Эти люди в жизненный практике придерживаются мудрости, изложенной в пословице «семь раз отмерь - один раз отрежь". Планируя следующее событие, пытаются применить весь последний опыт. Сделав верный поступок, получают большое удовольствие; плохой поступок ухудшает эмоциональное состояние, заставляет задуматься над причинами неудач.

2. иррационалиста характеризуются синтетическим складом ума, в основе которого лежит целостное восприятие мира. Это - люди с преимущественно образным типом мышления. Иррационалиста, прежде всего, интересует логика образов, логика чувств. Абстрактные схемы их не удовлетворяют. Поэтому преподавание любого материала они пытаются окрасить сравнениями, представлениями, метафорами. Многим непонятно явлениям дают мистическое толкование. Внешний синтетический склад ума выражается в импульсивности поступков, движущим мотивом которых выступают эмоции, как реакция на обстоятельства в конкретном месте и в конкретное время. Эти поступки не являются результатом прошлого анализа, а скорее, выступают приспособлением к реальной ситуации, вызывающей некоторые чувства и эмоции. их не огорчает, если сделанные ими поступки логически не связаны с последними событиями. С точки зрения рационалистов такое средство реакции на информацию является малопередбаченим.

Конечно, разделение характеристик на рациональные и иррациональные довольно условным. Каждый может найти в себе черты, часть которых будет соотноситься с рациональностью, другая - с иррациональностью. Поэтому, решая вопрос о принадлежности к тому или иному типу, надо опираться на принцип доминантности, - то есть определить, какие качества во реакции на внешний и внутренний мир.

На рисунке 15.1 отразим схему, при первом приближении позволит определить социотип человека.

К. Г. Юнг определил, что в рамках экстравертного (рационального и иррационального) и интровентного (рационального и иррационального) способов восприятия мира осуществляется распределение всего информационного потока на отдельные составляющие. Каждая составляющая воспринимается своим способом. Швейцарский психолог выделил четыре способа:

1. Ощущение - способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о существовании некоторого объекта.

2. Интуиция - способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о скрытые возможности, которые заложены в объекте.

3. Мышление - способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о свойствах объекта.

4. Эмоции - способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о том, нравится объект или нет.

1. Мыслящий - логический.

2. Эмоциональный - этический.

3. Чувствительный - сенсорный.

4. Интуитивный - интуитивный.

Таблица 15.2

Выясним значение таких элементов человеческого познания, как логика, этика, сенсорика, интуиция.

Приведем в упрощенной форме теоретические постулаты, лежащие в основе объяснения различных социотипов. Для этого обратимся к философской категории отражения. Процессы отражения играют универсальную организационную роль в развитии материи, материальных систем. Материальные процессы характеризуются обменом информацией. Последняя, по сути, является видом отображения, в котором выражается организационное отношение. Оно устанавливается в качестве меры соорганизации объектов. Эта мера соорганизации и является информацией.

С этой точки зрения рассмотрим человека как информационную систему, наделенную сознанием, а межличностные отношения - как взаимодействие информационных систем.

Чтобы сориентироваться в окружающем мире, человек должен выделить из единого потока информации то, что необходимо для жизнеобеспечения. Таким образом, будучи материальной системой, человек будет спиворганизуватися с окружающим миром и себе подобными. Для этого ей необходимо принять и переработать информацию о:

o реалии мира;

o существования объектов и явлений объективного мира;

o их пространственное расположение;

o соотношение существования объектов и явлений;

o механизм взаимодействия материальных объектов;

o способы их освоения;

o энергетические процессы, происходящие в объективном мире;

o их соотношение.

Итак, мы определили восемь составляющих общего информационного потока.

Из перечисленных составляющих, четыре - дают информацию об объективном мире, о различных его аспектах. Элементы сознания, перерабатывающих эту информацию, называть екстраеертнимы. Это соответствует определению экстраверсии как формы восприятия мира, обусловливает направление ориентации личности на внешний мир.

Другие четыре составляющие дают информацию о соотношении объективного мира и внутреннего мира человека по всем аспектам. Элементы сознания, перерабатывающих эту информацию, называть Интровертный. Такое название соответствует определению интроверсии как формы восприятия мира, что приводит направление ориентации личности на внутренний, субъективный мир.

Таблица 15.3

Представим вышеизложенное в форме таблицы, предварительно введя условные обозначения элементов сознания (табл. 15.3):

1. экстравертные логика, сказывается Р (лат. Профитеор - объявляю своим делом), традиционное обозначение - ■. Это деловая логика, то есть информация о таком методе работы, который давал бы пользу, прибыль; системы: "полезно - бескорыстно", "выгодно - невыгодно", "экономно - неэкономно" и другие.

2. Интровертный логика, сказывается Ь (лат. Логос - слово, разум, наука), традиционное обозначение. Это объективная логика, то есть информация о составе и механизм работы чего-либо, а также всестороннее, объективное рассмотрение объекта или явления; системы: "главное - второстепенное", "целое - часть", "необходимое - лишнее" и другие.

3. экстравертные этика, сказывается Е (лат. Емовео - волную), традиционное обозначение - ИК Это этика эмоций, то есть, информация об эмоциональном состоянии человека, его настроение; системы: «веселый - грустный", "возбужден - подавленное", "тихий - беспокойный" и другие.

4. Интровертный этика, сказывается Я (лат. Реляции - отношение), традиционное обозначение - Ц Это этика отношений между людьми, то есть информация о том, кто к кому как относится; системы: "любит - не любит", "дружит - не дружит" и другие.

5. экстравертные сенсорика, сказывается - и (лат. Фацио - делаю), традиционное обозначение - o. Это волевая сенсорика. Информация о владении пространством, силу; системы: "сильный - слабый", "волевой - безвольный", "нападение - защита", и тому подобное.

6. Интровертный сенсорика, сказывается 5 и (лат. Сенсус - чувство), традиционное обозначение - о. Это сенсорика чувств, то есть информация о качестве окружающей среды, отражаются на самочувствии человека; системы: "хорошо - некрасиво", "удобно - неудобно", "приятно - неприятно" и тому подобное.

7. экстравертные интуиция соответствует / (лат. Интуеор - внимательно смотрю), традиционное обозначение - А. Это интуиция возможностей и способностей, информация о возможных перспективах, умение догадаться о чем-либо, минуя логическое доказывания; системы: "способный - неспособный", "интересный - неинтересный", "перспективный - бесперспективный".

8. Интровертный интуиция, сказывается Т (лат. Темпус - время), традиционное обозначение - Л. Это интуиция времени, информация о развитии событий в прошлом и будущем системы: "рано - поздно", "опасно - безопасно", "сейчас - тогда", и тому подобное.

Восприятие информации согласно определенных реалий мира достаточно, чтобы человек имел возможность адаптироваться к окружающей природной и социальной среды путем решения различных задач.

В К. Г. Юнга типология личности разработана в соответствии с тем, какую из реалий мира человек лучше воспринимает. Дадим краткие характеристики логического, этического, сенсорного, интуитивного типов, не акцентируя внимания на различиях экстравертной и интровертной установок личности.

Логический тип. Для представителей данного типа характерно последовательное восприятие времени: "прошлое - настоящее - будущее".

При этом прошлое, жизненный опыт, воспринимается не как личное, а отвлеченное, историческое прошлое, в котором важно то, что мало существенное, необходимое значение для того времени. Любой вопрос настоящее решается путем выяснения, откуда оно происходит, как развивается, куда и к чему приведет.

О событиях настоящего, то ярко выраженная эмоциональная реакция отсутствует. Поэтому представителей данного типа часто обвиняют в холодном, равнодушном отношении к тому, что происходит. Однако это не так. Дело в том, что интерес этого типа составляет целостный процесс, а не отдельные моменты. Логическое мышление считает, что события идут одна за другой во времени, и когда вступят завершенный характер.

Такой подход к оценке внешних событий отображается и на внутренней жизни. Представители очерченного типа живут "в соответствии с принципами", а не "в зависимости от ситуации". Предпочитают преемственности и последовательности. Поэтому стараются, чтобы их поступки происходили в рамках единой концепции, а случайность была сведена к минимуму. Хаос их настораживает и волнует. Следовательно, скорость действий им не свойственна.

Программа действий подробно обсуждается. Как следствие, в своей реакции на события часто бывают инертными, в кризисных ситуациях - бездействовать. В то же время, способность справляться с такими ситуациями растет в ходе того, как кризис углубляется. Они хорошо проводят планирования во времени, оценивая каждый логический шаг, задачу, программу реализации. Конечно, при условии обучения представители других типов также смогут делать указанные действия. Однако, только представители логического типа, не уклоняясь, строго придерживаются программы.

Представители логического типа, как и другие, имеют определенные особенности в общении. Для них общение - информационный обмен, осуществляемый вербально, то есть является информационным процессом. Главной его особенностью является абстрагирование от эмоциональной оценки излагаемого. Основное внимание уделяется самому сообщению, констатации фактов. Логика изложения материала подчинена главной цели - описания предмета, выделению закономерностей его функционирования. При этом, как правило, отсутствует ориентация на реакцию слушателя с точки зрения эмоциональной оценки сообщения. Логика изложения ориентируется на собственный анализ, понимание предмета и явлений, даже если данный анализ оторван от реальности. Несогласие с материалом, подаваемого воспринимается представителями логического типа не как несогласие с их персональной субъективно-личностной позицией, а как неспособность восприятия логики предмета, или как критики их способности к логическому анализу. Для убеждения представителей этого типа, всегда нужны серьезные логические аргументы, - к которым они относятся спокойно. Если критика затрагивает их этические представления, - отношение может стать резко отрицательным.

Главным мотивом делового общения представителей логического типа является стремление к совместной интеллектуальной деятельности по конкретной проблематике. Такое стремление проявляется и в товарищеских, дружеских отношениях. В общении пытаются выбрать для себя такого партнера, который бы удовлетворял их потребность в спиврозуминня проблем. Ориентация на спиврозуминня оговаривает, что они воздерживаются от категоричности суждений, от форм повинности. При этом, как отстраняются от проявления своих чувств и отношений, и часто воспринимаются как уравновешенные личности.

Этический тип. Представители этого типа характеризуются другим восприятием времени. их время циркулирует в личном жизненном опыте - прошлое становится настоящим, а затем снова возвращается в прошлое. Это следует понимать так, что личное прошлое определяет все их реакции в настоящем. Они базируются на понимании: "Это, кажется, мне напоминает...". Наличие прошлого опыта наполняет их уверенностью; и, наоборот, в новой обстановке имеют место проявления колебания. Решений, которые могут прервать связь с прошлым или изменить жизнь, пытаются избежать.

В молодом возрасте могут прибегать к авантюре и риска, - из-за отсутствия личного опыта. С приближением к постарше становятся консервативными. Консервативность выражается в том, что они оценивают события не по их возможностями, а за тем, как они соотносятся с прошлым опытом с точки зрения их эмоциональной значимости. Для них имеют значение только те события, которые могут стать яркими впечатлениями. Предпочитают сильным переживанием, даже если они неприятны.

Представители этического типа избегают обвинений других. Могут долго извиняться по поводу всевозможных мелочей. Оценивают человека не столько за объективно присущими качествами, сколько за эмоциональным отношением к ней (симпатиями, антипатиями). Главным мотивом поступков выступает личное побуждение. Поэтому им не всегда понятно, когда человек делает что-нибудь из принципа (логический тип), соображений практической полезности (сенсорный тип), или просто из-за стремления добиться успеха в будущем (интуитивный тип).

Особенности общения представителей этического типа характеризуются стремлением изложить вопросы, интересующие собеседников. Они максимально ориентированы на человека, на его ценностные представления, интересы. Осуществляют попытки эмоционально привлечь партнеров к процессу общения; и сами нуждаются проявления с их стороны соучастия, сострадания. Для достижения такого результата стремятся к сокращению коммуникативной дистанции, когда можно позволить максимально возможную степень открытости, доверия для конкретной ситуации. Пытаются "схватить" эмоциональное отношение партнеров к изложенному материалу.

Изложение материала насыщенное многочисленными примерами, полученные из литературы и личной жизни. Часто это приводит к стрибкоподибности процесса размышлений, нарушение прямолинейности логики доказательств. Указанный недостаток компенсируется демонстрацией личной заинтересованности, эмоциональностью. Эта особенность указывает, что представители данного типа чувствительны к возражений, критических замечаний, эмоциональной непричастности.

Интуитивный тип. Представители этого типа отличаются особым восприятием времени. Интуиция, как функция познания, заключается в переработке информации о потенциальных возможностей развития объекта (человека) во времени. Для интуитивного типа настоящее - лишь "тень будущего", прошлое - вообще туманно. В своих мыслях всегда идут впереди. Для них то, что будет, реально, чем то, что есть. Поэтому они довольно нетерпеливы, вследствие чего у окружающих создается впечатление об их легкомыслия, непрактичности.

Такие люди легко меняют один вид деятельности на другой, как только у них появляется новая идея. Рутинная, монотонная работа для них не подходит. Интересуясь перспективными идеями, идут вперед. В то время, как люди размышляют над высказанных идеей - они уже увлекаются новой. По этой причине редко достигают определенных ими самими целей.

Часто ошибаются, когда их спрашивают о времени (без часов). им трудно действовать согласно плану. Если они не сосредоточены на себе, то, как правило, это люди, которые наделены значительной обаянием, привлекательностью для других людей.

Как правило, не считаются с тем, как видят будущее другие люди. В случае наличия собственного видения, - любым образом стремиться изменить мир в соответствии со своими убеждениями.

Особенности общения с представителями интуитивного типа заключаются в следующем. их можно узнать по тонким пониманием сущности другого человека, очень ярко проявляется в общении. Обычно, в разговоре они не поддерживают темы, которая их интересует. Но, если беседа приобретает нужную для них направленности, воспаляются, проявляя открытость, непосредственность и творчество. Для изложения собственных мыслей и убеждения собеседника, пытаются привлечь весь массив знаний, используют успешные сравнения, метафоры, импровизации. Часто избыток материала, используемого для доказательства, отображается на логике изложения. Соответственно, в размышлениях появляются элементы непоследовательности. Этот недостаток компенсируется захватывающим стилем изложения.

Сенсорный тип. Представители этого типа характеризуются развитой способностью к восприятию предметов в пространстве, хорошо чувствуют и оценивают размерность пространственных отношений, испытывают гармонию окружающего мира, его качественные характеристики. Другие представители этого типа тонко чувствуют состояние своего здоровья, силу своих мышц, познают границы своего влияния на других людей. Как правило, они обладают настойчивостью, значительным потенциалом волевых качеств. В критических ситуациях демонстрируют смелость, уверенность в себе, быстро и решительно реагируют на внешние воздействия.

Изложенные качества позволяют классифицировать представителей этого типа как людей практического склада. Главным мотивом деятельности считают получение полезного эффекта. Хорошо проявляют себя в сфере совместной деятельности, - там, где нужно довести начатое дело до конца. Умеют успешно отстаивать собственные жизненные позиции, материальные интересы. Благодаря этим качествам приобретают успеха в борьбе за власть, в восхождении по социальной лестнице, твердо занимают место в иерархии межличностных отношений.

Особенности общения с представителями сенсорного типа определяются их практическим направлением. Представители этого типа предпочитают вступления в процесс разговора, главным образом, для решения любой важной для них практической задачи. Передачу информации пытаются осуществить так, чтобы у партнеров не было сомнений относительно правдивости изложенного. При этом внимание на логичности, или противоречивости изложенного не акцентируют, не пытаются иллюстрировать дополнительным материалом, что объясняется. Главное для них - показать, подчеркнуть (часто в категорической форме) полезный эффект, который содержится в информации, заставить партнеров стать сторонниками их позиции.

Так, если партнером представителя сенсорного типа является представитель интуитивного типа, то последний подчиняется силе аргументации сенсорного характера. В силу этого, как правило, между интуита и сенсорики не возникают конфликты. Каждый чувствует свою силу и слабость в отношении друг к другу.

Таким образом, как видно, каждый из четырех типов имеет собственные характеристики и особенности. На практике же, обычно очень сложно найти человека, который бы полностью на 100% соответствовала одной из приведенных характеристик. Именно такое мнение, подвела А. Аугустинавичюте к необходимости разработки типологии, в основе которой лежит комбинация из 4-х элементов сознания в экстравертном и Интровертный вариантах, в приближении к удовлетворительной модели личности.



Loading...Loading...