Древесина как природный материал. Древесина - природный конструкционный материал

Первым основным преимуществом древесины по сравнению с другими конструкционными материалами является постоянное возобновление ее запасов. Это характерно для нашей Родины, значительная часть которой покрыта лесами. Советский Союз обладает необозримой зеленой фабрикой, на территории которой ежедневно, ежечасно благодатные силы природы создают чудесный материал, необходимый в различных отраслях народного хозяйства. При создании других конструкционных материалов (стали, бетона, пластмассы и др.) расходуется большое количество исходного сырья, запасы которого не возобновляются, а постоянно иссякают. Кроме того, при создании большинства конструкционных материалов требуются большие затраты энергии, дефицит которой ощущается уже сейчас во многих странах. В процессе создания древесины используется энергия солнца, запасы которой колоссальны.

Вторым преимуществом древесины является малая плотность и относительно высокие удельная прочность и жесткость. В соответствующей таблице описываются эти показатели для древесины и основных конструкционных материалов.

В этой таблице даны максимальные (числитель) и минимальные (знаменатель) пределы прочности и модули упругости сосны (хвойные породы), ясеня (лиственные кольцесосудистые) и березы (лиственные рассеяннососудистые) при влажности 12%. Из приведенных данных видно, что максимальная удельная прочность древесины всех пород примерно равна удельной прочности лучших сортов стали и в 4 раза превосходит удельную прочность стали. Максимальная удельная жесткость древесины всех пород примерно равна удельной жесткости
стали и существенно превосходит удельную жесткость дюралюминия и стеклопластов.

Третьим преимуществом древесины по сравнению с другими конструкционными материалами является более легкая обрабатываемость.

Решающую роль при выборе древесины для изготовления многих изделий, конструкций играют также ее малая тепло- и электропроводность, высокая звукоизоляционность, биологическая совместимость, высокие акустические свойства, эстетичность, химическая стойкость и т. д.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что и деревянных домах, оборудованных предметами из натуральной древесины, человек чувствует себя гораздо лучше, чем в каменных и железобетонных с внутренними интерьерами из пластмасс. Замена железобетонных и каменных зданий деревянными в сельском хозяйстве способствует повышению продуктивности животноводства. Исследования акустических свойств материалов показали, что древесина является лучшим и пока незаменимым для изготовления дек музыкальных инструментов. Наличие агрессивных сред в цехах химических производств диктует необходимость замены металлических и железобетонных конструкций деревянными как более устойчивыми в отношении химических воздействий.

Однако пороки, существенно снижающие качество изделий, из древесины, малые прочность и жесткость и направлениях, перпендикулярных к волокнам, существенное снижение механических характеристик при увеличении влажности, ползучесть даже при нормальной температуре порождают в ряде случаев недоверие к древесине как конструкционному материалу. Это недоверие является большей частью следствием относительно малой изученности прочности и жесткости изделий из древесины. Тщательные теоретические и экспериментальные исследования этих вопросов необходимы для выработки рекомендаций рационального использования древесины и изделиях и определения их надежности и долговечности.

Особое внимание заслуживает использование древесины в сочетании с другими конструкционными материалами. В этом случае можно использовать положительные свойства древесины и компенсировать ее недостатки. Применение различных материалов (древесины, металла, пластмасс, железобетона) в комплексе обеспечивает наиболее эффективное использование свойств, присущих каждому из них. Таким образом, роль древесины как конструкционного материала должна постоянно возрастать.

Древесина, ксилема (от греч. xýlon - дерево), сложная ткань древесных и травянистых растений, проводящая воду и растворённые в ней минеральные соли; часть проводящего пучка, образующаяся из прокамбия (первичная Д.) или камбия (вторичная Д.). Она составляет основную массу ствола, корней и ветвей древесных растений. Прочность Физические свойства древесины оказывают влияние на статику, особенно для балок перекрытий и прогонов. Эти требования определены для строительства домов из древесины. Стоимость Для немецкого рынка, в общем, можно заметить следующее: самой дорогой является древесина кедра… Внешний вид: Текстурный рисунок и окраска древесины с одной стороны является вопросом индивидуального вкуса, и очень часто – вопросом сортировки. Особенно красивым рисунком отличаются кедровые породы, дугласова пихта, лиственница, и сосна. Зато пихта и ель подкупают своей равномерной светлой окраской. Устойчивость Наиболее защищёнными породами древесины в основном являются так называемые ядровые породы, т.к. их ядро обладает природной пропиткой. Благодаря этому они хорошо защищены от гниения и повреждения насекомыми. Работа древесины Сжатие древесины и усадка в результате этого сжатия, а также образование трещин происходит из-за сморщивания клеток древесной ткани при сушке. Не все породы древесины ведут себя в этом процессе одинаково. Этот феномен зависит также и от того, какая древесина используется – чистая сердцевина, или сердцевина с шплинтом.

49.Древесина. Микро- и макростр-ие древ-ны. Классиф-я пород.Древ-ые породы подраз-тся на 2 основ.группы: 1)хвойные(использ при изгот-ии несущих строит.констр-ий,шпал,стволов,свай,фанеры,мало отлич-ся по толщине в верх. и нижн.срубах,лучшее кач-во древ-ны)2)листв-ые.Встроит-ве исп-ют реже,чем хвойные.Имеющ. тверд.древ-ну,прим-ся для изгот-ия деталей несущ. строит.конст-ий,паркета,фанеры,дверей,окон,плинтусов, и т.д. Растущ.дерево состоит из корнев.системы,ствола и кроны.Ствол–осн.часть дерева,испол-ая в кач-ве строит.материала.Макростр-ой наз-ют строение ствола дерева,видимое невоор-ым глазом или ч/з лупу микростр-рой–видимое под микроскопом.Стро-ие древ-ны изучают по попереч., радиальн и тангенц. разрезам.Попереч.разрез древ-ны произ-ся по плос-ти,перпенд-ой оси ствола;радиал-ый–по радиусу ствола и тангенц-ый–вдоль ствола дерева на некот. расст-ии от центра.В попереч.и радиал. разрезах видны:кора,заболонь,камбий,ядро и сердц-на. Кора защ-ет дерево от мех.повр-ий, от вред.влияний среды и состоит из наруж.слоя– корки,пробковой ткани и внутрен.слоя–луба.Луб проводит питат.вещ-ва от кроны в ствол и корни.Под лубян.слоем у растущ.дерева распол-ся тонкий кольц.слой живых клеток–камбий. Древ-на ствола в попер. разрезе состоит из ряда годичными колец,распол-ся вокруг сердц-ны. Часть более молод.древ-ны ствола ближе к коре,в кот еще изм-ся жив.клетки,обесп-ие перем-ие питат.вещ-тв от корней к кроне, наз-ют заболонью.Эта часть древ-ны имеет больш.влаж-ть,относ-но легко загнивает,малопрочна,обл-ет больш.усушкой склон-ью к короблению.Породы, у кот ядро отлич-ся от заболони бол.темной окраской и меньш.влаж-ью,наз-ют ядровыми (сосна,листв-ца).Породы, у кот центр.часть ствола отлич-ся от заболони только меньш.влаж-ью, наз-ют спелодрев-ми (ель,пихта,бук,осина).Древес.породы,у кот нельзя заметить значител.различия м/у централ. и наруж.частями древ-ны ствола,носят назв-ие заболонные породы (береза,клен,ольха и др.). В древ-не всех пород распол-ся сердц-ые лучи, кот служат для переем-ия влаги и питат.вещ-в в попер-ом напр-ии и создания запаса этих вещ-в на зимн.время.Древ-на легко раскал-ся по сердц-ым лучам, по ним же она растреск-ся при высых-ии.

50. Пороки древесины. Сортность. Древесина - это материал, получаемый из срубленного и очищенного от коры и ветвей ствола дерева. Деревья разных пород в основном делятся на лиственные и хвойные. ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ. Различают следующие пороки древесины: сучки и трещины, пороки структуры, грибковое поражение и задыхание, поражение насекомыми, плесенью, изменение формы, вросшая кора. Поверхность также оценивается по определенным признакам.Ветви являются жизненно необходимыми для дерева. Сучки представляют собой части ветвей, заключенные в древесине ствола и обросшие новыми годичными кольцами. В пиломатериалах в зависимости от своего размера, количества, расположения и структуры. Классификация сучков в пиломатериале они уменьшают прочность древесины и ее устойчивость против грибов. СОРТНОСТЬ ДРЕВИСИНЫ. Сортность отличается по количеству и качеству сучков. То есть каждому сорту соответствует определенное коли­чество и качество сучков (сросшиеся, частично сросшие­ся и несросщиеся). На пиленой древе­сине разобраться, где какой сорт сложно. На стро­ганной это сделать гораздо легче - там сучки видны гораз­до лучше. Но опре­делить сортность древесины может "на погляд" только специалист.Усло­вия, в которых растет и развивает­ся дерево, влияют не только на текс­туру его древеси­ны, но и приводят к различным от­клонениям от стро­ения и развития ствола. Это, в свою очередь, может вы­звать наличие раз­личных пороков, накладывающих ограничения на об­ласть применения древесины. Сортность- разд-ие тов-ов по кач-ву на опред группы.В зав-ти от кач-ва древ-ну делят на 4 сорта. К 1-ой и 2-ой катег-ии отн-ся бревна,у кот отсут-ют пороки в виде гнили и червоточины,гнилых сучков,по др.видам повр-ий имеются огран-ия.В строит-ве прим-ют древесину 2, 3 сорта.Обрезки ствола дерева–кряжи исп-ют в произ-тве фанеры.Хранят кругл.лесом-лы в штабелях,осущ-ив сорт-ку по породам.

51. Древесина - это материал, получаемый из срубленного и очищенного от коры и ветвей ствола дерева. Деревья разных пород в основном делятся на лиственные и хвойные. Свойства древесины определяются породой дерева, ее строением и тем, к какой части ствола она относится. В каждый год жизни дерева образуется одногодичное кольцо. Весной клетки дерева менее плотны и прочны (ранняя древесина), чем летом и осенью (поздняя древесина); кроме того, первые более светлого цвета. В центральной части ствола расположена сердцевина из рыхлой ткани, окруженная кольцами. Ядро находится в середине и отличается наибольшей плотностью, стойкостью против загнивания, а также более темным цветом, чем внешняя часть - заболонь, которая менее ценна, чем ядро. Однако не все деревья имеют такую внутреннюю структуру. Породу определяют по след признакам 1)сердцев.повтор-ия 2) цвет 3)блеск 4)текстура, или рис-ок 5)плот-ть и твер-ть 6)по макростр-ре древ-ны:налич.ядра,сердц.лучей,смолян.ходов(у хвой.по ширина пород),хар-ер перехода ядро-заболонь,окр-ка ран.и позд.древ-ны видим-ть годич.слоев,распол-ие сосудов.Внеш.вид древ-ны обуслов-ся ее цветом и блеском,кот зависят от породы,района произр-ия, возраста и др особ-ей.Цвет,блеск и текстура опред-ют декорат.цен-ть древ-ны.ПО цвету можно опред-ть сост-ие и доброкач-ть древ-ны.Цвет зависит от содер-ия в древ-не красящих,дубильных и смолистых вещ-тв и прод-ов их окисл-ия,имеющ-ся в полостях и стенках клеток.Блеск такж явл приз-ом декор-ти древ-ны.Блеск древ-ны зависит от плот-ти и степени обработки.При загнивании древ-на теряет блеск. Ран.древ-на - светл.,рыхл.,менее плотн.,формир-ся в вегет-ый период и вып-ет провод-ую ф-ию. Позд.древ-на - темн., плот-ая, формир-ся в конце вегет.периода и вып-ет механ.ф-цию. Сердц.лучи - узк.полоски паренхимн.ткани,напр-ые от серд-ны к коре, служат для провед-я питат.вещ-в в гориз-ом напр-ии. Сосуды - хар-ный для листв.пород слой жив.клеток,обесп-ют пит-ие клеток в вертик.напр-ии.

52. Круглые лесоматериалы, классификация, признаки определения породы, маркировка.

Круглый лесоматериал - материалы из древесины, получаемые из спиленных деревьев путём очистки их от ветвей, окорки древесины и распиловки поперёк на части требуемой длины.Классификация:

Древесный хлыст – очищенный от сучьев ствол поваленного дерева без отделенных от него прикорневой части и вершины.(Сортимент – лесоматериал установленного назначения.)Долготье – отрезок хлыста, имеющий длину, кратную длине получаемого сортимента с припуском на разделку.Кряж – круглый сортимент для выработки специальных видов лесопродукции. К специальным видам относятся: авиационные, резонансные пиломатериалы, лыжные заготовки и т.д.Чурак – короткомерный круглый сортимент, длина которого соответствует размерам, необходимым для обработки на деревообрабатывающих станках.Подтоварник – тонкомерные строительные бревна для вспомогательных и временных построек толщиной 6-13 см для хвойных и 8-11 для лиственных пород.Пиловочник – бревно для выработки пиломатериалов общего назначения(для мебели, строительства).Балансы – круглые или колотые сортименты для производства целлюлозы и древесной массы. К основным признакам, характеризующим макроструктуру древесины, относятся: наличие ядра, сердцевинных лучей, смоляных ходов, ширина заболони, характер перехода ядро-заболонь, окраска ранней и поздней древесины, видимость годичных слоев, расположение сосудов. Дополнительными признаки являются цвет, блеск, текстура, плотность, твердость древесины. Кора характеризуется толщиной, цветом, отличительными признаками. (- определение пород).

53. Пиломатериалы, строительные детали и изделия из древесины. Их производство и применение. Пиломатериалы получают при продольной и последующей поперечной распиловке бревен. По форме и размерам поперечного сечения пиломатериалы делятся на брусья, бруски, доски, пластины, четвертины, горбыль и т.д.Брусья – пиломатериалы толщиной и шириной 100 мм и более. В зависимости от количества сторон, обработанных пилением или фрезеровкой, бывают 2х, 3х, 4х кантные Доски – пиломатериалы, толщина которых не более 100 мм, а ширина больше толщины более чем в 2 раза Бруски – пиломатериалы, толщиной меньше 100 мм, а шириной меньше двойной толщины Обапол – пиломатериалы, полученные из боковой части бревна и имеющие одну пропиленную, а другую не пропиленную или частично пропиленную поверхности ДВП – древесно-волокнистая плита(отходы деревообработки) ДСтП – древесно-стружечная плита Фанера – путем склеивая листов лущеного шпона(Пиломатериалы. Ствол можно распилить на брусья, бруски, доски, обаполы, пластины и четвертины. Пиломатериалы с опиленными кромками называются обрезными, с неопиленными - необрезными. Брусья изготовляются толщиной более 100 мм и до 400х400 мм. У них могут быть опилены две, три либо четыре стороны; в этих случаях они называются соответственно двух-, трех- и четырехкантными. Бруски имеют толщину 50-100 мм, а ширину - не более двойной толщины. Они могут быть чисто обрезными или иметь оставшуюся нетронутой боковую поверхность бревна - так называемый обзол. Малоформатный брусок называется рейкой.Доски бывают обрезные, необрезные и односторонне обрезные толщиной 16-100 мм, шириной до 275 мм и длиной до 6,5 м. Широкую часть доски называют пластью, узкую - кромкой, концевую грань - торцом. Пласть, «смотрящая» на периферию бревна, называется наружной (или правой), а на ядро бревна - внутренней (левой).Обаполы - это отходы, остающиеся от распиловки бревен. Они имеют вид части цилиндра, отсеченного плоскостью, параллельной оси цилиндра.Древесные материалы (ДМ) . Это конструкционные, изоляционные и поделочные материалы, производимые на основе древесины. Технология - горячее прессование древесных опилок, стружек, волокон, которые смешиваются со связующим веществом, либо склеивание листов лущеного шпона - тонких листов древесины, получаемых лущением коротких бревен на специальных стенках. Фанера . Этот вид ДМ склеивают из листов лущеного шпона, причем в смежных слоях волокна древесины расположены перпендикулярно друг к другу. В производстве фанеры используют древесину сосны, ели, лиственницы, березы, бука, клена, граба. Виды фанеры, используемой для различных целей, можно разбить на несколько групп - в зависимости от области применения. Древесно-волокнистые плиты - это древесный материал, представляющий собой спрессованную в плиты волокнистую массу из измельченной и расщепленной древесины. ДВП с отделанной лицевой стороной называется оргалитом. Древесно-волокнистые плиты широко применяются для звуко- и теплоизоляции, изготовления мебели, тары; кроме того, эти плиты используются в качестве декоративного и поделочного материала.Древесно-стружечные плиты (ДСП) - это ДМ, представляющий собой спрессованные в плиты древесные стружки со связующим веществом, чаще всего синтетическими смолами.. Изготовляют ДСП однослойные и многослойные (как правило, в 3-5 слоев). ДСП выпускают необлицованные и облицованные шпоном, бумагой, синтетической пленкой. Несомненным достоинством ДСП является то, что они хорошо обрабатываются, красятся, склеиваются, что находит применение в производстве мебели, строительных работах, а также в качестве декоративного и поделочного материала. Недостатком ДСП можно назвать низкую влагостойкость.

54. Фанера - это материал, полученный путем склеивания не менее трех листов лущеного шпона с взаимно перпендикулярным направлением волокон в смежных слоях.При конструировании фанеры соблюдают следующие правила: Лист фанеры должен быть симметричен относительно среднего слоя.Число слоев шпона в фанере обычно нечетное (3, 5, 7, 9 и т.д.), хотя выпускается и 4-слойная фанера, Фанера пред-ет собой листов.мат-ал,склеенный из трех и более слоев шпона.Обычно фанеру скле-ют из листов шпона,распол-ых так,чтоб волокна смеж.листов были взаимно перпен-ны. Строительство и стройматериалы /Строительная фанера применяется для возведения:хозяйственных и сельскохозяйственных построек.оградительных сооружений и заборов. Лист фанеры используют при изготовлении:мостиков обслуживания и погрузочных площадок.основы под кровельные материалы.строительных лесов.настилов под полы, под паркет.перегородок.опалубок.дверей.Интерьер и внешнее оформление зданий С ее помощью оформляют:лекционные аудитории, концертные залы.фасады зданий.Фанера применяется при изготовлении:звукоизолирующих и стеновых панелей.ворот.изгородей.подоконников.дверей.Производство мебели: кухонной мебели.мебели для сада и дачи.мебели для ванных комнат.Мебельная фанера является сырьем для производства: стеллажей..шкафчиков и полок.корпусов мягкой мебели.столов.боковых и задних стенок шкафов.фасадов мебели.Судостроение Сортовая фанера применяется:в отделке интерьера яхт и судов при изготовлении бортов, палуб, сидений на лодках, катамаранах и пассажирских теплоходахТранспортное машиностроение фанера используется при изготовлении:кузова и пола грузовых автомобилей, трейлеров, торговых прицеповпленками.Декорат.фанеру прим-ют для внутр.отделки стен,перегородок и т.п.

55.Химический состав древесины. Влияние составных компонентов на свойства целлюлозы. . ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ: Древесина в сухом состоянии состоит в основном из следующих веществ, которые по их количеству в древесине можно расположить в таком порядке: целлюлоза, лигнин, гемицеллюлозы, экстрактивные и золообразующие минеральные вещества. Древесина является материалом биологического происхождения и большая часть вещества древесины состоит из высокомолекулярных соединений. В абсолютно сухом состоянии древесина на 99 % состоит из органических соединений. На долю неорганической части древесины в среднем приходится 1 %. Элементарный химический состав органической части древесины всех пород практически одинаков. Абсолютно сухая древесина содержит в среднем (49 – 50) % углерода, (43 – 44)% кислорода, около 6 % водорода и (0,1 – 0,3) % азота. Эти химические элементы образуют сложные химические соединения: целлюлозу, лигнин, гемицеллюлозы и экстрактивные вещества. Содержание органических веществ в древесине зависит от породы, возраста и других факторов. У хвойных пород больше целлюлозы, у лиственных - пентозанов. В ранней зоне годичных слоев целлюлозы меньше, чем в поздней. Целлюлозы, лигнина и экстрактивных веществ в ядре больше, чем в заболони. С возрастом содержание экстрактивных веществ увеличивается.ВЛИЯНИЕ: Целлюлоза - главная составная часть клеточных стенок. Она обеспечивает механическую прочность и эластичность тканей. Представляет собой линейный полимер, полисахарид с -степень полимеризации.Целлюлоза - линейный гомогликан, построенный из остатков глюкозы, связанных в положении β(1→4), является самым распространенным органическим соединением. Под гидротермолизом растительной ткани понимают процесс взаимодействия полисахаридов древесины с водой с образованием простых сахаров при повышенной температуре (обычно в присутствии кислых катализаторов

56. Харак-ка бумаги и картона.Способы произ-ва и отделки.Производство бумаги . Каждый вид бумаги вырабат. из бумажной массы определенной композиции. Если бумага сложной композиции, то размолотая масса постоянной концентрации смешивается в определ. пропорции с другими волокнами (целлюлоза, древесная масса, бумажный брак).При выработке большинства бумаг в волокнистую массу вводят химикаты – наполняющие, клеящие и окрашивающие вещества. Наполнители (каолин, диоксид титана,карбонат кальция) используется для увеличения непрозрачности,улучшения способности к приему печати или экономии целлюлозы.Клеи – это вещества, присутствие которых в писчей бумаге отталкивает влагу. Наиболее распр-нным способом изготовл. бумаги явл. метод Фурдринье. Из бассейна масса направ-ся на бумагоделательную машину.Перед поступлением на машину ее разбавляют оборотной водой,очищают от посторонних примесей.Бумажная масса,подготовленная для отлива,поступает непрерывным потоком на движ-юся бесконечную сетку бумагоделат.машины, на которой формируется и отливается бумажное полотно.Одноврем. на сетке производится обезвож-ие бумажной массы, а затем образовав. бумажного полотна.Лента конвейера представляет собой сетку с ячейками, ширина этой ленты может достигать 9 метров.Конвейер движется со скоростью до 1000 м в минуту.От скорости зависит толщина и вес бумаги. По мере продвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в ней воды вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя рулонную ленту. Прежде чем она сойдет с конвейера, выйдет больше воды – за счет всасывания влаги снизу. Теперь на волокнах бумаги можно поставить водяной знак. Отделка бумаги (поверхности). Для придания бумаге или картону опред-ого вида, существует множество методов отделки. Например, высококач-ая бумага покрывается тончайшим слоем измельч-ого белого красителя, которым могут быть или каолин, или «матовая белизна» - смесь окиси алюминия и сульфата кальция. Краситель держится на бумаге благодаря особому клеящему веществу – это или молочный белок казеин, или поливинилацетат, более известный как ПВА. Картон как и бумага, подвергается проклейке канифольным и животным клеем, крахмалом, казеином, жидким стеклом. Некоторые виды картона, к которым не предъявляются высокие требования по белизне и качеству поверхности, проклеиваются веществами темного цвета – битумом, каучуком. Водостойкие картоны, такие как обувной, прокладочный, водонепроницаемый, пропитывают в массе каучуковыми, битумными и другими эмульсиями. Некоторые виды картона выпускают мелованными.ургонов, троллейбусов, автобусов, вагонов бшивки дверей и салонно


57.Понятие о полимерах. Процесс получения полимеров. Свойства полимеров. Полимеры являются высокомолекулярными соединениями, молекулы которых, называемые макромолекулами, состоят из большого числа одинаковых группировок, связанных между со­бой химическими связями.Вместе с тем довольно часто к полимерам относят также высокомолекулярные соединения, цепи которых состоят из раз­личных нерегулярно повторяющихся групп. К ним принадлежат биополимеры, сополимеры, блоксополимеры и другие подобные соединения. По хим составу все полимеры подразделяются на:органич-е(содерж углерод,азот,водород-это смолы и каучуки), элементоорганич(содержат в основной цепи органич-х радикалов неорганич-е атомы-кремний,алюминий),неорганич(асбест).1.Высокомолекулярные соединения характеризуются большой молекулярной массой своих молекул (макромолекул), составляю­щей от 10 3 до 10 7 .2.Макромолекулы высокомолекулярных соединений харак­теризуются анизотропией своих размеров: их длина составляет от 4000 до 8000 А, а "толщина" - всего 3,5-7,5 А (А = 10" 8 см = = Ю- 10 м).3.Макромолекулы состоят из многократно повторяющихся участков (элементарных звеньев).4.Для высокомолекулярных веществ характерна большая гиб­кость макромолекул, связанная с возможностью внутреннего вра­щения атомов и атомных групп, входящих в состав макромолекул, а также отдельных участков цепи (так называемых сегментов) во­круг химических связей. В результате реализации этой возможно­сти макромолекулы могут менять свою конформацию, т. е. форму расположения в пространстве.5.Важнейшей особенностью высокомолекулярных соединений является их способность к проявлению больших деформаций.6.В высокомолекулярных соединениях ярко проявляются так называемые релаксационные процессы характеризующие изме­нение состояния высокомолекулярных соединений во времени, связанные с установлением в таких материалах статистического равновесия.7.Для высокомолекулярных соединений характерным является полидисперсность, свидетельствующая о том, что высокомолеку­лярные соединения состоят из макромолекул разной длины, Иными словами, любое высокомолекулярное соединение представляет собой смесь макромолекул различной длины, которая определяется степенью полимеризации, т. е. числом мономерных звеньев, из которых она состоит. 8.Высокомолекулярные соединения не способны перегоняться или переходить в газообразное состояние без разложения (т. е. с со­хранением своей химической структуры и молекулярной массы). Для высокомолекулярных соединений температура кипения выше температуры разложения (Г кип > 7 разл).9.Ряд полимеров (линейные и разветвленные) могут образовы­вать растворы высокой вязкости. При этом растворение полимеров проходит через стадию их набухания.РЕАКЦИИ: - Полимеризация – это процесс соединения, укрупнения молекул исходных веществ без выделения побочных продуктов. (гомополимеры, сополимеры).- Поликонденсация – это процесс соединения, укрепления молекул исходных веществ с выделением побочных продуктов.

МКОУ Новоеловская основная общеобразовательная школа

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

Проект урока технологии

Тема: «Древесина – природный конструкционный материал»

Учебник: В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс

Технология: ЛОО

Учитель: Тякотев Дмитрий Александрович

с. Новоеловка

Методическое обоснование урока

Использование занимательных заданий в учебном процессе – один из важнейших приемов развития у учащихся положительной мотивации и познавательного интереса к труду взрослых, миру профессий, одно из условий подготовки молодежи к осознанному выбору профиля своей будущей деятельности в одной из сфер общественного труда.

В 5-6 классах я стараюсь включать в образовательный процесс больше игровых и занимательных заданий для формирования устойчивого мотива к деятельности. И в тоже время они являются промежуточным звеном между начальными и старшими классами

Достижение эффективности и качества образовательного процесса, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов :

    упорядоченный обмен информацией (коммуникация ) между всеми участниками образовательного процесса;

    обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация );

    мотивация всех участников образовательного процесса;

    мониторинг образовательного процесса;

    рефлексия педагога и обучающихся;

    анализ деятельности участников и оценка результатов.

Тема урока «Древесина – природный конструкционный материал». Данный урок является 3-4 уроком в разделе «Технология обработки древесины».

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам

Развивающие:

Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Воспитательные:

Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.

Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Структура урока (90 минут)

    Мотивационный 5 мин

    Целеполагание 3 мин

    Планирование деятельности 2 мин

    Реализация плана деятельности 75 мин

    Подведение итогов урока 5 мин

Инструменты и оборудование:

    Учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс;

    Карточки с заданиями (каждому ребенку);

    Карточки для практической работы (каждому ребенку);

    Тесты (каждому ребенку);

    Кроссворд (каждому ребенку);

    Комплекты образцов древесины различных пород (2 шт).

Методы обучения:

словесные, наглядные, практические, репродуктивные

Формы работы:

самостоятельная, индивидуальная, групповая

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические пояснения и примечания

    Мотивационный

Приветствие учеников.

Проверка явки учащихся.

Вступление.

Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое значение для хозяйства страны.

Вырастить лес – непростое дело. Сначала сеют семена, потом высаживают крохотные саженцы, ухаживают за ними. Дерево растет среднем 90-120 лет, прежде чем его можно срубить и получить древесину для изготовления изделий.

Знаете ли вы, что

Береза среднего размера имеет 35...40 тысяч листьев общей площадью 100...150 квадратных метров

Cосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. - самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов.

Дети включаются в урок.

Слушают внимательно.

Доброжелательный тон, учителя, приветствие и вступление к уроку, использование вступления располагает к общению, и создает благоприятную атмосферу, создает положительный мотивационный аспект.

    Целеполагание

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепостные сооружения, орудия труда и многое другое. И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины. Назовите их.

Итак, тема урока: «Древесина – природный конструкционный материал», Записать на доске.

Мебель, музыкальные инструменты, игрушки и т.д.

Записывают тему урока в тетрадь

Формулируют с помощью учителя цели на урок.

На данном этапе учащиеся при помощи учителя учатся ставить перед собой цели на урок.

    Планирование деятельности

А сейчас давайте составим план действий на урок.

    Повторение изученного на прошлом занятии

    Изучение нового материала

    Практическая работа

План урока записать на доске.

    Повторим домашнее задание

    Изучим новый материал

    Выполним практическую работу

Наличие плана работы, приводит к организованности, дисциплинирован- ности и контролированию деятельности.

    Реализация плана деятельности

4.1 Актуализация знаний

      Изучение нового материала

4.3 Закрепление

Практическая работа

Повторим домашнее задание , перед вами задания 2 уровней сложности:

Задание № 1 (Приложение 1) более сложное нужно разгадать кроссворд, разгадав его вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии.

Задание № 2 (Приложение 2) вам необходимо обозначить элементы верстака.

После выполнения организуется взаимопроверка, оптимальным являться будет обмен между разными карточками.

После проверки карточки сдаются учителю.

Беседа с детьми

Существуют деревья имеющие листву, их называют?

И деревья имеющие хвою, их называют?

Назовите древесные породы которые относятся к лиственным?

Из каких частей состоит дерево?

Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части

А сейчас давайте назовем «положительные качества древесины» и

«отрицательные качества древесины»

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола (рис. 8) покрыта корой (7). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).

Что по ним можно узнать?

Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева, камбий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. "Камбий" - от латинского "обмен" (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 9). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон.

Ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на изделия.

Физкультминутка

А сейчас закрепим знания, для этого вам нужно решить тест (Приложение 3).

Ребята, изучите описание пород деревьев в учебнике.

Раздаю комплекты образцов древесины различных пород, 1 комплект на группу. Внимательно рассмотрите образцы и определите породы древесины записывая признаки в карточку (Приложение 4).

Если остается время

то можно предложить ученикам интересные сведения о различных породах деревьев (Приложение 5).

Ребята выполняют

Лиственными

береза, осина, дуб, ольха, липа и др.

сосна, ель, кедр, пихта и др.

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои

Записывают в тетрадь

Легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.

Горючесть, коробление при высушивании, подвержена гниению.

Учащиеся слушают и рассматривают

рис. 8 Строение древесины. (в учебнике)

Можно определить возраст дерева.

Записывают в тетрадь основные разрезы ствола:

    Торцовый

    Радиальный

    Тангенциальный

Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь

Работают с учебником

Выполняют практическую работу

Слушают с интересом

Дифференцирован-ный подход наиболее оптимален, т.к. учащиеся самостоятельно определяют степень трудности задания, это снижает напряжение как нервное так и психическое, ребята чувствуют себя более комфортно. Воспитательные задачи на уроке решаются с помощью проведения взаимо- и самопроверки, которые воспитывают у детей такие качества как ответственность, взаимопомощь, аккуратность.

В ходе беседы с учениками рассматриваются новые сведения. При этом удерживается постоянная связь с уже имеющимися сведениями учеников, связь с практикой, бытом. Ученики рассуждают, основываясь не только на знаниях, но и на умениях, фактах, взятых из жизни их семьи, близких и знакомых

4.4 Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

    §2 вопросы к параграфу,

    «Мост» (Приложение 6)

    Написать сообщение о породе древесины (по выбору сосна, ель, береза, кедр, лиственница, осина, пихта).

Записывают д/з в дневник

5.Подведение итогов урока

5.1 Итог урока

5.2 Рефлексия

Ребята, какие знания вы сегодня получили?

Достигли ли мы целей урока? Проверим.

Как называется природный конструкционный материал, получаемый из стволов деревьев при распиливании их на части?

Назовите виды деревьев?

Ребята посмотрите пожалуйста на доску, там нарисована гора, оцените, пожалуйста себя сегодня на уроке от подножия к вершине:

Вершина горы

Урок понравился, весь материал мне понятен

Подножие горы

Урок не понравился и я ничего не понял

Высказываются по очереди

Древесина

Лиственные, хвойные

Оценивают свою работу, рисуют человечка в каком-либо месте горы

Учатся анализировать обобщать и делать выводы.

Ученики имеют возможность показать свое отношение к изученному и уроку в целом. Учитель же делает соответствующие выводы. При подготовке к следующему уроку учитывает данные результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание № 1

Вопросы:

1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)

2.Как называется наш учебник? (Технология)

3.Основание верстака - это (подверстачье)

4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

7.Деревянные брусочки, предназначенные для упора заготовок (Клинья)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопрос № 1. На какие группы можно разделить все породы деревьев

1. Листопадные и вечнозеленые

2. Лиственные и хвойные

3. Высокие и низкие

4. Вечнозеленые, травянистые и кустарники

5. Травянистые и кустарники

Вопрос № 2. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?

1. Сосна, ель, каштан, можжевельник

2. Дуб, осина, береза, тополь

3. Кедр, ель, сосна, лиственница

4. Смородина, крыжовник, ананас

Вопрос № 3. В каком из справочников наиболее вероятно найти информацию по строению древесины и породам деревьев?

1. Справочник молодого слесаря

2. Справочник молодого животновода

3. Справочник молодого столяра

4. Справочник по деталям машин и механизмов

5. Справочник по математике

Вопрос № 4. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?

1. Туя, сосна, липа, акация

2. Вяз, банан, кедр, ольха

3. Можжевельник, лиственница, кедр, пихта

4. Тополь, ольха, осина, каштан

Вопрос № 5. Древесина какого дерева является наиболее ценной для мебельного производства?

2. Красное дерево

Вопрос № 6. В чем заключаются наиболее характерные признаки хвойных пород?

Смолистый запах и "полосатая" текстура.

"Полосатая" текстура и муаровый блеск.

Блеск и капиллярная структура.

Недлинные коричневые штрихи по всей поверхности древесины и смолистый запах.

Вопрос № 7 . К какой группе пород принадлежит изображенный на фотографии фрагмент дерева?

Лиственная порода.

Хвойная порода.

Вопрос № 8. Почему в столярном деле наиболее часто используют именно хвойную древесину?

Потому, что она имеет красивую текстуру и приятный смолистый запах, что привлекает к ней внимание многих людей.

Потому, что хвойная древесина легко поддается обработке и к тому же пропитана смолистыми веществами, а следовательно, меньше подвержена гниению по сравнению с лиственными породами.

Потому, что она имеет высокую прочность и плотность, а следовательно, может выдерживать высокие механические нагрузки.

Вопрос № 9. На каких фотографиях изображены текстуры хвойных пород?

На фото 1, 2, 4

На фото 1, 3, 4

На фото 2, 3, 4

На фото 1, 2, 3

Вопрос № 10 . Какая из хвойных пород является наиболее стойкой к гниению?

Лиственница.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Порода древесины

Признаки

Твердость

Текстура

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интересные сведения о некоторых породах деревьев

БАОБАБ. Удивляет необычная жизненная сила баобаба. В отличие от большинства деревьев, он не умирает, когда с него срывают кору - она нарастает снова. Не гибнет баобаб даже и тогда, когда повалится на землю. Если хоть один его корень сбережет контакт с почвой, дерево будет продолжать расти лежа.

Обычно баобабы не очень высоки, но согласно некоторым сообщениям, промелькнувшим недавно в прессе, в саваннах Африки обнаружен настоящий великан - высочайшее дерево на нашей планете, которое достигает 189 м высоты с диаметром ствола 43,5 м! в "Книге рекордов Гиннесса" за 1991 г. рассказывается о баобабе обхватом 54,5 м.

БЕРЕЗА ШМИДТА. Это удивительное дерево растет в южной части Приморского края (Дальний Восток). Местное название его "железная береза". Она в полтора раза крепче чугуна. Если выстрелить в ее ствол, пуля отлетит, даже не оставив следа.

КЕДР . Около 41 млн. гектаров занимают в России кедровые леса. Особенно славятся своей продуктивностью кедровники бассейна реки Ангары, верхнего и среднего течения Енисея, а также Саянских гор. Живет кедр долго. Наверное, поэтому он и не спешит расти. В 30 лет дерево достигает лишь среднего роста человека.

Собственно научное название этого дерева - сосна сибирская. Настоящие кедры растут далеко на юге - в Ливане, Северной Африке, на острове Кипр. Это мощные деревья с ценной ароматной древесиной. Они отличаются внушительными размерами и долголетием, т. к. живут в полтора-два раза больше, чем обычные сосны - 800-850 лет.

В кедровниках всегда теплее, воздух здесь, как утверждают, в два-три раза чище, чем в операционной.

КЕТЕМФ. это растение является чемпионом среди сверхсладких растений и растет в тропических лесах Западной Африки. Ученые выделили из него самое сладкое в мире вещество - тоуматин. Оно слаще сахара (трудно представить) в 100000 раз! Это вещество будет сладким даже если тоуматин растворить в концентрации 10 г на целую тонну воды!

ХАНГА. Растет на Филиппинских островах и чаще всего его называют нефтяным деревом. Дело в том, что плоды ханги содержат почти... чистую нефть. Поэтому в стране разрабатывается технология использования ее как источника топлива для двигателей внутреннего сгорания.

СЕКВОЙЯ. Высочайшие из них также достигают свыше 100 м, но при этом стволы у них значительно толще. Так, например, одно из таких деревьев имело в обхвате 46 м и 15 м в диаметре.

Секвойи принадлежат к "живым ископаемым". Они были распространены по всему Северному полушарию, в том числе и на юге Восточной Европы еще в доледниковый период. Под такими деревьями когда-то прогуливались гигантские ящеры - бронтозавры и динозавры, а на ветвях отдыхали предки современных птиц - птеродактили.

Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния (США), на западных склонах гор Сьерра-Невада. Средний возраст этих деревьев, как и эвкалиптов, 3-4 тысячи лет, а по подсчетам годичных колец на пне одной спиленной секвойи был даже обнаружен рекордный возраст - 4830 лет!

Кстати, свалить такого гиганта очень трудно. Одну секвойю пилили семиметровой пилой на протяжении 17 дней. Для перевозки ее потребовалось 30 больших железнодорожных платформ.

Известны случаи, когда на пне гигантской секвойи располагалась танцевальная площадка. На ней свободно разместились оркестр из 4-х человек, 16 танцующих пар и еще 12 зрителей.

Иногда в дуплах секвой устраивались сувенирные магазины, а в одном даже был оборудован гараж. В одном из музеев Нью-Йорка выставлена часть ствола огромной секвойи, которую спилили в Калифорнии. Она имеет 75 м в обхвате. Внутри оборудован зал, где свободно размещается 150 человек.

Самая большая секвойя называется "Основатель" (112 м высоты).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Древесина как природный

конструкционный материал

Разработал: Юсупов Райхан Махмутович

Учитель технологии,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №60»

г. Набережные Челны Республика Татарстан

«Древесина как природный конструкционный материал».

Раздел: Технология обработки древесины

Продолжительность занятия : 45 мин

Класс : пятый

Учитель: Юсупов Райхан Махмутович

Образовательное учреждение : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» г. Набережные Челны Республика Татарстан

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, демонстрация наглядных посо­бий.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.

Структура презентации:

слайда

Тема урока

Цели урока

Применение древесины

Кроссворд «Столярный верстак»

Что получают из древесины?

Строение дерева

Что такое древесина?

Что такое древесина?

Строение древесины

Виды древесных пород

Рефлексия

Гимнастика для глаз

Разнообразие деревьев

Текстура древесины

Запах древесины

Практическая работа

Проверь себя

Домашнее задание

Установка на следующий урок.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

    Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

    Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

Задачи урока:

1. Образовательные

    ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны;

    ознакомить учащихся с ее породами и строением;

    научить определять по внешнему виду образцов древесины породы.

2. Развивающие

    развивать практические навыки умения работать в группе;

    развивать умение анализировать, делать выводы.

3. Воспитательные

    воспи­тывать у учащихся чувство ответственного хозяина;

    прививать на­выки рационального использования материалов;

    способствовать развитию логического мышления и памяти;

    бережное отношение к природе.

Ход урока:

Слайд тема урока:

«Древесина как природный конструкционный материал».

1 . Организационная часть:

    Приветствие учителя

    Контроль посещаемости

    Проверка готовности учащихся к уроку

2. Постановка цели урока и мотивация, актуализация знаний учебной деятельности.

Слайд «Цели урока»

Древесина! А что это такое? (дети отвечают своими словами на поставленный вопрос).

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древно­сти. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изго­товляли дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое. И в наши дни древесина широко применяется в строительстве, для изготовления инструментов, посуды, мебели и др. Своеобразная красота обработки поверхности деревянного изделия всегда привлекает взгляд.

Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины называется столяр. Произошло это название от основного вида деятельности - изготовления столов. На предприятиях работают столяры, сборщики деталей и изделий из древесины, которые должны владеть приемами обработки древесины.

Изучая технологию обработки древесины, вы познакомитесь, с различными древесными материалами, их свойствами, узнаете о том, как изготовляются из древесины различные предметы, получите знания о способах обработки, об инструментах и станках, которые при этом применяются, о приемах работы инструментами и управления станками и т. д.

В школьных мастерских для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Рабочее место для обработки древесины оборудовано столярным верстаком . На прошлом уроке мы с вами изучили устройство столярного верстака. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит столярный верстак. Смотрим на экран и отгадываем кроссворд.

Ребята, а теперь покажите эти части на нашем рабочем верстаке.

3. Изучение нового материала

Дерево и древесина.

Слайд «строение дерева»

Какими бы разнообразными ни были деревья, все они имеют одинаковое строение. Каждое дерево состоит из трех частей: (вопрос учащимся, из каких частей состоит дерево?) кор­ней, ствола и кроны.

Все части дерева используются в промышлен­ности: из ветвей получают щепу, лаки, смолу, шелк, кинопленку; из корней добывают скипидар и канифоль; стволы используют для изготовления пиломатериалов, столбов, шпал, различных деревян­ных конструкций и др.

Плотный материал, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви, называется древесиной. Больше всего древесины в стволах. Ее заготавли­вают из спиленных и очищенных от ветвей и сучьев стволов де­ревьев.

Слайд «строение древесины»

Древесина состоит из элементарных клеток, разных по раз­мерам и форме и прочно связанных между собой. Клетки могут быть заполнены смолами, камедями, водой; они образуют сосуды, сердцевинные лучи и собственно древесную массу.

Рассмотрим поперечный разрез ствола.

Снаружи ствол покрывает кора, состоящая из внешнего пробкового слоя и внутреннего лубяного на границе коры и древесины. Сразу же под корой расположен наружный заболонный слой дре­весины, часто отличающийся от остальной массы более светлым цветом. Почти всегда он имеет высокую влажность и состоит из молодых клеток.

Центральная часть ствола составляет основную массу древесины. Она более темная и называется ядром. Около геометриче­ского центра ствола расположена сердцевина диаметром не более I см, ее отличает ослабленная рыхлая древесина. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи, которые имеют различную окраску и служат для проведе­ния воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Древеси­на ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. (Что по ним можно узнать?) По их числу определяют возраст дерева.

Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенный меж­ду корой и древесиной. Только с камбия происходит образование новых клеток и ежегодный прирост дерева по толщине.

Слайд « текстура »

Породы древесины различают по характерным призна­кам (как можно определить хвойная или лиственная эта порода?) запаху, цвету, текстуре, твердости. Текстура - рисунок по­верхности древесины, образованный в результате перерезания го­дичных колец и волокон. Термин «текстура» происходит от латин­ского слова и в переводе означает «ткань, строение». Текстура за­висит от направления разреза ствола по отношению к слоям и во­локнам и от породы древесины.

Слайд «породы»

Древесные породы делят на два вида (вопрос к учащимся: на какие виды подразделяются деревья?) хвойные и лиственные. У хвой­ных пород листья игольчатой формы. Почти все хвойные являются вечно­зелеными, исключение составляет лиственница, сбрасывающая осенью иголки. У лиственных пород листья широкие, осенью они опадают. Но и здесь есть исключения: в субтропиках и тропиках почти все деревья сохраняют листву круглый год.

Хво й ные породы играют ведущую роль в деревообработке.

Именно они обладали ценными качествами в строительном деле: прямой ствол, отсутствие дупла, смолянистость. Смолянистость обеспечивает сопротивляемость гниению.

Сосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. Самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов.

Слайд « Сосна »

Сосна. Древесина сосны прямослойная, прочная, умеренно легкая, смолистая. Цвет ядра светло-коричневый с красноватым оттенком. На воздухе древесина сосны тускнеет, становится серой разных оттенков. Сосна хорошо поддается искусственной и естественной сушке, мало усыхает, не деформируется в готовых изделиях. К ее достоинствам можно также отнести легкость обработки, склеивания и облицовки. Ударные нагрузки древесина сосны переносит удовлетворительно.

Слайд « Ель »

Ель. По объемам производства и переработки древесина ели занимает второе место после сосны. Но качество древесины более низкое по таким показателям, как прочность изделий, наличие сучков. В остальном ель является полноценным заменителем сосны. К достоинствам еловой древесины относятся: отсутствие запаха, наличие в основном мелких сучков, меньшая склонность древеси­ны к синению, одинаковый Цвет заболонной и спелой древесины - близкий к белому.

Лиственные породы . Хозяйственное значение лист­венных пород снижают два фактора: меньшие запасы по сравнению с хвойными и склонность древесины к загниванию в атмо­сферных условиях. С другой стороны, разнообразие иных свойств, в том числе богатство текстуры, прочностные характеристики мно­гих лиственных пород делают их незаменимыми.

Слайд « Дуб »

Дуб. Древесина твердая, малосучковатая, отличается высокой прочностью, стойкостью к гниению, относительной прямослойно­стью. У дуба красивая текстура на всех разрезах. Широко применяется в мебельном производстве (часто в виде строгано го шпона). Хорошо поддается окраске, отделке лаками и мастиками. Детали и целые изделия часто изготовляют из дуба в фанерно-строгальном и паркетном производствах, в производстве клепки, машино­строении, строительстве. Цвет древесины светло-коричневый раз­ных оттенков. Материал тяжелый, но, тем не менее, хорошо обраба­тывается, гнется и полируется.

Слайд « Береза »

Береза. Древесина березы имеет белый цвет с красноватым оттенком, годовые слои малозаметны. Отличается плотностью и высокой прочностью, особенно при ударных нагрузках. Масса и твердость - средние. Малостойка к гниению при переменной влаж­ности. Хорошо обрабатывается, строгается, гнется и полируется. Обладает значительным сопротивлением к раскалыванию. Исполь­зуется древесина березы для производства лущеного шпона, фане­ры. Высокая плотность древесины определяет березу как ценный материал в поделочных и токарных работах, при изготовлении ме­бели. Хорошо имитирует ценные породы, легко окрашивается и полируется. Сушат березу при мягких режимах, так как часто в ре­зультате сушки пиломатериалы коробятся на участках с включени­ем ложного ядра. Перед сушкой пиломатериалы из березы реко­мендуется выдержать до воздушно-сухого состояния. Используется береза широко: ее можно увидеть в строительных конструкциях, мебели, из нее делают тару, паркет.

Слайд « Осина »

Осина. Древесина мягкая, легкая, по прочности уступает бе­резе. Также неустойчива к гниению. Древесина белая с зеленоватым оттенком, годовые слои малозаметны. Хорошо склеивается, сушится, мало коробится, легко обрабатывается. Основное применение осина нашла в производстве спичек.

Слайд « Липа »

Липа. Древесина легкая и мягкая, однородного строения, бе­лая с розоватым или красноватым оттенком. Очень хорошо режет­ся, гнется и сушится - мало растрескивается и почти не коробится. Из липы изготовляют чертежные доски, щитовую мебель, различ­ные поделки, модели в литейном деле, детали облицовки.

4. Рефлексия, гимнастика для глаз.

5. Практическая работа

Изучение образцов различных пород. Определение образцов по их характерным признакам.

Проверка проделанной работы.

6. Заключение

В заключение урока давайте проведем итоговый тест и проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Вопросы итогового теста.

1. На какие группы можно разделить все породы деревьев?

а) листопадные и вечнозеленые

б) лиственные и хвойные

в) высокие и низкие

(Верный ответ б)

2. Какое из этих деревьев относится к хвойному?

а) лиственница

б) ольха

в) липа

(Верный ответ а)

3. Древесина этого дерева белая, на воздухе меняется до красного:

а) дуб

б) сосна

в) ольха

(Верный ответ в )

4. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?

а) сосна, ель, каштан, можжевельник

б) дуб, осина, береза, тополь

в) кедр, ель, сосна, лиственница

(Верный ответ в )

5. В каком из справочников можно найти информацию по строению древесины и породам деревьев?

а) справочник молодого слесаря

б) справочник молодого животновода

в) справочник молодого столяра

(Верный ответ в )

6. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?

а) сосна, липа, акация

б) лиственница, кедр, пихта

в) тополь, ольха, осина

(Верный ответ в )

8. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Вы получите новые знания о процессе изготовления изделий из древесины.

9. Итоги урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы раньше знали?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Что не понравилось?

Отметить наиболее активных учащихся. Выставить оценки за занятие, ответить на вопросы.

Домашнее задание:

    Повторить изученный материал;

Уборка рабочих мест.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

приветствие,

проверка готовности учащихся к уроку,

доведение плана урока до учащихся

III. Изложение нового материала.

1. История создания швейных машин.

Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу. Первый известный нам проект швейной машины относится еще к концу 15 века. Его приписывают Леонардо да Винчи.

В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков. А конструкция, распространенная сейчас, сложилась в общих чертах только к 50-м годам 19 века.

В 1844-1845гг американец Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта (изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство), сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту, при этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии, и вскоре было изготовлено еще несколько таких швейных машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных.

В 1850-1851 гг. усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Мерите Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.

Помимо ручного привода машины оснащались ножным приводом, благодаря чему освобождались руки портного, Для нижней нитки использовался челнок со встроенной шпулькой по типу челнока Ханта и Хоу.

Из США швейные машины стали завозить в Европу и Азию, а с 1877 года они появились в Японии. Наибольшее распространение получила машина Исаака Зингера.

С 1870 года фирма “Зингер” открыла свой филиал и России. В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.



Первые машины создатели старались причудливо украсить рисунками и резьбой. Машина считалась красивой, если она была богато украшена, оформлена литым орнаментом и имела композиционное решение с центром в середине орнамента.

В начале 20 века вошла в моду так называемая бутылочная форма рукава бытовых швейных машин. Эта форма в сочетании с декоративным литым столом была введена фирмой “Зингер” и оказалась настолько рациональной и совершенной, что до сих пор в ряде стран сохранилась в ряде стран в простейших прямострочных машинах, украшенная декоративными орнаментами.

2. Виды приводов.

Привод это устройство, приводящее в движение механизмы шв. машины.

Виды приводов швейных машин: Ручной; Ножной; Электропривод.

3. Устройство швейной машины с электроприводом.

(Демонстрация учителем устройства швейной машины; учащимся предлагаются карточки - картинки Приложение 1, которые они приклеивают в конспектах и обозначают детали швейной машины).

1 – платформа.
2 – стойка рукава.
3 – рукав.
4 – челночный механизм.
5 – зубчатая рейка (для продвижения ткани).
6 – выключатель.
7 – рычаг обратного хода (для закрепки).
8 – селектор шва (виды фигурных строчек и длины стежка прямой строчки).
9 – маховое колесо.
10 – устройство моталки (намотка нитки на шпульку).
11 – шток (для катушки ниток).
12 – регулятор ширины фигурных стежков.
13 – регулятор положения игловодителя.
14 – нитенаправитель.
15 – регулятор натяжения верхней нити.
16 – рычаг нитепритягивателя.
17 – игловодитель.
18 – нитенаправитель на игловодителе.
19 – игла.
20 – лапка

Правила работы за швейной машиной.

Обучающимся объясняются правила организации и техники безопасности работы за швейной машиной, затем они приклеивают в конспекте “Памятки” (Приложение №2)

Памятка.

Проверь отсутствие в ткани игл и булавок.

Сесть за швейную машину ровно, пододвинув педаль.

Ничего лишнего на столе не должно быть.

Проверь регуляторы шва.

Проверь работу швейной машины на холостом ходу (покрути маховое колесо рукой).

Проверь качество строчки (подними лапку, подложи сложенный вдвое лоскут ткани, опусти иглу, лапку, сделай первые два стежка, покручивая маховое колесо рукой на себя; далее нажимай на педаль).

Если строчка не качественная, проверь заправку нитей или отрегулируй их натяжение.

Правильное положение сидящего за швейной машиной

Обучающимся объясняются правила посадки при работе за швейной машиной, затем они приклеивают в конспекте “Памятки” (Приложение №3)

Памятка.

“Как работать за швейной машиной”

Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову и корпус вперёд;

стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед вами;

расстояние между работающим и машиной должно составлять 20 – 30 см;

ноги должны опираться всей ступнёй на пол или подставку;

нельзя близко наклоняться к движущим частям машины;

необходимо следить за правильным положением рук

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Какие приводы вы теперь знаете?

Из чего состоит швейная машина?

Как правильно сидеть за машиной?

VII. Домашнее задание.

Составить кроссворд или ребус по устройству швейной машины с электроприводом.

Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы. Графическое изображение деталей из древесины Фанера и ДВП.

Цели: ознакомить учащихся с древесиной как конструкционным материалом, с видами пиломатериалов и древесных материалов; научить определять по внешнему виду образцов древесные породы; воспитывать бережное отношение к дереву и древесине.

Инструменты и оборудование: таблица «Строение древесины»; коллекция образцов древесных пород; комплект древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, ДВП, ДСП;

Ход урока

Древесина это природный конструкционный материал. Ее получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Различают следующие породы деревьев: лиственные (дуб, береза, липа, осина, бук др), и хвойные (ель, сосна, кедр)

Рассмотрим строение древесины:

Дерево состоит из корня (1),

ствола (2),

сучьев (3),

листьев или хвои (4).

Ствол дерева имеет более толстую(комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего – лубяного. Основная часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева.

Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только из камбия происходит образование новых клеток.

Породы древесины:

Сосна - хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, строительстве мебели, судов, вагонов, мостов.

Ель - хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей.

Береза - лиственная порода. Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Используется для изготовления фанеры, мебели, уды, ружейных лож, ручек инструментов, лыж.

Осина - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Склонна к загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек, бумаги.

Липа - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком. Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.

Ольха - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит сырьем для изготовления фанеры, долбленой уды, упаковочных ящиков.

Дуб - лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой. На радиальном разрезе просматриваются сердцевинные лучи в виде блестящих полосок. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.

Пиломатериалы:

Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на бревна. Бревна распиливают вдоль и получают пиломатериалы: доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, горбыль. Пиломатериалы имеют следующее элементы: пласть, ребро, торец, кромка.

Древесные материалы :

Кроме пиломатериалов, получают и используют также древесные материалы: древесностружечные и древесноволокнистые плиты, шпон, фанеру и др.

ДСП изготавливают на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой.

ДВП прессуют в виде листов из измельченной древесины.

ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.

Шпон – это тонкие слои древесны. Его получают на специальных станках

Фанера – это древесный материал, полеченный путем склеивания трех и более тонких листов шпона.

Этапы планирования работы по изготовлению изделия. Технология работы лобзиком. Правила безопасности при работе лобзиком и выжигателем.

Цели:

Обучающая: Познакомить с видами резьбы по дереву; технологией выпиливания ручным лобзиком по внешнему, внутреннему контуру; техникой безопасности при выпиливании.

Развивающая: развить художественный вкус и художественное творчество,

бережное обращение с материалом и инструментом, терпение, аккуратность, внимание, глазомер.

Профориентационная : познакомить с работой резчика по дереву.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстрационный.

Наглядные пособия: доска, плакаты, шаблоны, раздаточный материал, инструменты и приспособления для выпиливания, поделки и изделия.



Loading...Loading...