Султан ахмед хан дважды герой советского союза. Амет-Хан Султан – летчик, национальный герой крымскотатарского народа Украины

Биография Амет-Хан Султана хорошо известна всем историкам, изучающим героев войны против фашистских захватчиков. Это был выдающийся отечественный ас. За годы противостояния фашистским захватчикам дважды ему присуждалось звание Героя Советского Союза.

Детство и юность

В биографии Амет-Хан Султана много ярких страниц. Он появился на свет в 1920 году в небольшом городке Алупке в Крыму. В то время это была территория Таврической губернии.

Семья Амет-Хан Султана принадлежала к разным национальностям. Его отец был выходцем из Дагестана. Он относился к одному из коренных народов Северного Кавказа - лакцам. Мать Амет-Хана была крымской татаркой. Сегодня летчика считают национальным героем и в Дагестане, и в Крыму.

При этом в самом паспорте у него была указана национальность "татарин". Ребенка назвали в честь деда. В 1937 году герой нашей статьи получил начальное образование, окончив семь классов, после этого отправился в железнодорожное училище, расположенное в Симферополе, параллельно начал посещать занятия в аэроклубе, он его окончил в 1938 году.

Первое важное событие в биографии Амет-Хан Султана - поступление в летное училище. При оформлении документов возник курьез, его записали по обычаю крымских татар, то есть сначала его собственное имя, а только потом имя отца. Из-за этого возникла путаница: изначально, именно отца многие считали Героем Советского Союза. Потом досадную оплошность удалось исправить.

Служба в армии

В 1939 году Султан поступил на службу в подразделения РККА. На следующий год он окончил авиационную школу имени Мясникова, получив звание младшего лейтенанта, его распределили в авиационный полк, располагавшийся в Одесском военном округе. Сам полк дислоцировался непосредственно под Кишиневом.

В самом начале своей летной биографии Амет-Хан Султан осваивал самолеты И-15 и И-153. Когда началась война, он находился на территории современной Молдавии.

На фронтах войны

Первые в карьере боевые вылеты герой нашей статьи совершил уже 22 июня. Младший лейтенант на истребителе И-153 отправился на разведку, а затем штурмовку наступающей армии. Осенью он воевал преимущественно в небе над Ростовом-на-Дону, а зимой 1942 года начал переучиваться на британские одноместные истребител "Харрикейны".

В марте 1942 года авиационный полк Султана перевели в Ярославль, где он вошел в состав местных войск противовоздушной обороны. Тут состоялась его первая военная победа.

31 мая военный летчик-ас Султан истратил на "Харрикейне" весь боевой запас. Тогда он пошел в атаку на фашистский истребитель "Юнкерс-88". Нанес ему удар снизу левой плоскостью. В результате удара самолет Султана застрял в загоревшемся вражеском истребителе, но летчик сумел вовремя выбраться из кабины и катапультироваться. Через короткое время летчика вызвали в Ярославль, в местный комитет по обороне. Там оценили подвиг Амет-Хана Султана, наградив почетной грамотой и именными часами. Церемония состоялась на Советской площади при огромном стечении народа, рядом на всеобщее обозрение был выставлен разбившийся "Юнкерс".

Чуть позже за этот подвиг, совершенный в воздушном пространстве над Ярославлем, летчик-герой Амет-Хан Султан получил орден Ленина. Это одна из боевых наград высшего достоинства. Несколько лет назад в центре города состоялось торжественное открытие памятника, посвященного этой выдающейся воздушной победе советского аса.

Интересно, что сам Султан был убежден, что совершил ошибку пилотирования при атаке немецкого бомбардировщика. Он переживал, что потерял самолет, в то время как многие летчики разрушали вражеские машины, приземляясь сверху на противника, нанося непоправимые повреждения при помощи шасси. Он утверждал, что это была ошибка, если бы он посадил свой самолет сверху на "Юнкерс", то, вероятно, сумел бы приземлиться на целой машине.

Участие в Сталинградской битве

Летом Амет-Хана передислоцировали под Воронеж. Сначала он летал на самолете "Як-1", а затем пересел на Як-7Б, на котором принял участие в Сталинградской битве. К тому времени летчик уже успел себя зарекомендовать признанным асом, его включили в состав девятого авиационного полка истребителей, который к тому времени уже получил право официальной называться гвардейским. Это была своеобразная элита советских летчиков, которую специально создавали, чтобы противодействовать немецким асам.

Помимо Султана, в состав дивизии вошли лучшие летчики своего времени - Владимир Лавриненков, Иван Степаненко, Алексея Рязанов, которые в будущем стали дважды Героями Советского Союза, а также Борис Еремин и Иван Борисов, которые в будущем получили это звание по одному разу.

В ходе Сталинградской битвы самолет Амет-Хана был сбит, ему пришлось во второй раз в жизни спасаться при помощи парашюта.

Командир эскадрильи

В октябре 1942 года Амет-Хан получает должность командира третьей эскадрильи в девятом истребительном гвардейском авиационном полку. В его составе он сражается до самого конца войны. У Султана была особая тактика атаки противника с высоты. Командование настолько это ценило, что герою нашей статьи даже разрешили изобразить на самолете фигуру орла.

Переучившись летать на "Аэрокобре", Султан принял участие в освобождении Ростова-на-Дону, вел смертельно опасные воздушные сражения на Кубани, освобождал Мелитополь, Таганрог, Крым. В самом начале 1944 года в дуэте с Иваном Борисовым он вынудил сесть фашистский связной самолет марки "Шторх". Султану хватило всего несколько минут на знакомство с машиной, которую он видел впервые, чтобы отправиться в свой первый самостоятельный полет на "Шторхе".

Депортация татар из Крыма

В 1944 году Султан получил отпуск, отправившись в который, стал свидетелем одного из самых трагических событий в жизни народа своей матери. Приехав в Алупку, он застал депортацию крымских татар, которая состоялась в мае 1944 года. Младшего брата героя нашей статьи арестовали сотрудники НКВД, он был осужден военным трибуналом, так как входил во вспомогательную немецкую охранную полицию "Шума", был участником военных преступлений в концлагере "Красный".

Командир отряда крымских партизан по имени Николай Дементьев передавал еще одну историю про семью Султана. Именно ему предстояло эвакуировать родных летчика. Но семья отказалась уезжать из Крыма, а после этого партизанский отряд угодил в засаду немцев.

Драматическая встреча Амет-Хана со своей семьей описана в книге Буты Бутаева, составленной на основе записи бесед с самим Султаном. Именно эта литературная версия стала основой для утверждений о том, что воздушный ас смог освободить родителей от депортации. Официальных подтверждений этому не существует, никаких документов нет. В действительности при депортации крымских татар определенную роль играло то, что женщина была замужем за мужчиной другой национальности, как это было в семье Султана. Такие семьи депортации не подлежали. За свои действия ответил только младший брат героя нашей статьи по имени Имран.

Окончание войны

Вернувшись из отпуска, Султан пересел на современный для того времени истребитель "Ла-7". На нем он принимал участие в сражениях в Восточной Пруссии и при бомбардировках Берлина.

Свое последнее воздушное сражение он провел 29 апреля. Амет-Хан сбил немецкий "Фокке-Вульф 190" прямо над берлинским аэродромом "Темпльхоф".

Всего за время войны летчик-ас совершил 603 боевых вылета. 70 из них при этом были направлены на штурмовку техники и живой силы противника. Участвовал в 150 сражениях в воздухе, уничтожив 30 фашистских самолетов, еще 19 ему удалось сбить в составе группы.

В 1943 году он получил звание Героя Советского Союза. На тот момент он имел звание капитана. Еще одну медаль ("Золотая Звезда") он получил уже после подписания капитуляции Германии, будучи уже майором гвардии, он служил помощником командира в том же полку.

Карьера после войны

После войны Султан, как и все летчики-асы, отправился на учебу в академию в Монино. Занятия давались ему трудно, свою роль сыграло отсутствие образования. В итоге он обратился к командованию с просьбой отчислить его из академии, так как он все равно не успевает за учебной программой. Рапорт был удовлетворен, в апреле Султана уволили в запас.

Но жизнь без неба он уже не представлял, всеми силами пытался вернуться к этой профессии. Это ему никак не удавалось, поэтому герой нашей статьи впал в депрессию, начал злоупотреблять алкоголем. Только помощь и поддержка боевых друзей помогли ему выкарабкаться, в начале 1947 года его приняли в Летно-исследовательский институт в Жуковском на должность летчика-испытателя.

За короткое время Султан стал одним из лучших испытателей. Уже в 1952 году получил специальность первого класса. В 1949 году именно Султан вместе с Игорем Шелестом осуществил первую в Союзе автоматическую дозаправку самолета в воздухе. С 1951 года он начал испытывать авиационные противокорабельные ракеты "Комета". Во время испытаний самолет-снаряд не смог сразу запуститься, однако Амет-Хан не стал катапультироваться. Он успешно запустил двигатель, находясь уже у самой земли, и спас опытную машину. За успешное проведение этих испытаний ему присвоили Сталинскую премию 2 степени.

Воздушный инцидент

Большое количество полетов герой нашей статьи выполнил, чтобы отработать катапультирование из самолетов различного типа. В 1958 году во время очередного такого полета на самолете "Миг-15" взорвался пороховой патрон в катапульте. Из-за этого пробило топливный бак, обе кабины залило горючим, появилась реальная угроза пожара.

Летчик-испытатель Головин не успел покинуть самолет из-за повреждения катапультного кресла. В критической ситуации Султан решил сажать самолет, он выполнил маневр безупречно и спас жизнь товарища.

Общественная деятельность

Султан всегда переживал за народ своей матери. В 1956 году он в числе бывших советских и партийных сотрудников Крымской АССР подписал обращение, в котором шла речь о реабилитации крымских татар. Оно было направлено в ЦК КПУ. Но тогда ни к каким результатам это не привело.

В 1961 году Амет-Хан получил звание заслуженного летчика-испытателя. Всего за время работы в институте он освоил более сотни различных летательных аппаратов, провел в воздухе более четырех тысяч часов. Все это время жил в Жуковском.

В 1971 году погиб при выполнении очередного испытательного полета на "Ту-16", который использовался для испытания новейшего реактивного двигателя. Ему было 50 лет.

Память о герое

Память о герое хранится во многих городах России и бывшего СССР. В Махачкале на проспекте Амет-Хана Султана установлен его бюст из бронзы. Аналогичный можно увидеть и в Алупке. Памятник летчику-асу установлен в дагестанском селе Вачи.

Есть в Алупке музей Амет-Хана Султана. Он был открыт в 1993 году. В нем работает постоянная экспозиция, посвященная его биографии. Хранится много воспоминаний героев войны, архивные документы, среди экспонатов макеты воздушных судов времен Великой Отечественной войны, в частности "Ла-5", на котором он воевал. Этот самолет был подарен музею после завершения съемок картины "Хайтарма". "Ла-5" - гордость музея.

Остался след и в кинематографе. Фильм про Амет-Хана Султана режиссера Ахтема Сейтаблаева вышел в 2013 году. Он посвящен судьбе летчика.

Бронзовый бюст на родине
Надгробный памятник
Памятник в Махачкалинском аэропорту
Мемориальная доска в Алупке
Аннотационная доска в Жуковском
Бюст в Феодосии
Памятник в Ярославле
Аннотационная доска в Симферополе
Мемориальная доска в Симферополе
Бюст в Киеве
Бюст в Киеве (фрагмент)
Бюст в Махачкале


Амет-хан Султан – командир авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии капитан;
помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии майор.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

За время войны совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника) на истребителях И-153, «Харрикейн», Як-7Б, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, в 150 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

После войны до февраля 1946 года продолжал службу в ВВС помощником 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (в Белорусском военном округе; город Кобрин Брестской области, Беларусь). Летал на Ла-7.

С февраля 1946 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино). С апреля 1946 года майор Амет-хан Султан – в запасе.

С февраля 1947 года работал лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях первой в мире крыльевой системы заправки топливом в полёте, испытаниях пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета», испытаниях первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1, испытаниях новых систем катапультирования и опытных двигателей на летающих лабораториях.

Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961). Награждён 3 орденами Ленина (23.10.1942; 14.02.1943; 24.08.1943), 4 орденами Красного Знамени (31.07.1942; 13.10.1943; 20.04.1945; 03.02.1953), орденами Александра Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Красной Звезды (05.11.1941), «Знак Почёта» (31.07.1961), медалями.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1953, за испытания самолёта-снаряда КС-1).

Почётный крымчанин (2000, посмертно) и Почётный гражданин Алупки (Крым; 2010, посмертно). 28 июля 1975 года Амет-хан Султан был навечно зачислен в списки 9-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО (город Андижан, Узбекистан; расформирован в октябре 1992 года).

Бронзовый бюст Амет-хана Султана установлен в Алупке. Бюсты также установлены в городах Махачкала и Каспийск (Дагестан), Феодосия (Крым) и Киев (Украина), посёлке Цовкра-1 (Дагестан), памятник – в Ярославле. В деревне Дымокурцы Ярославского района Ярославской области на месте приземления Героя после тарана установлен памятный знак. Мемориальные доски установлены в Алупке на доме, в котором он жил, и на школе, в которой он учился, а также в Симферополе на здании вокзала, где он работал, в Мелитополе (Запорожская область, Украина) на доме, где он останавливался, в посёлке Багерово (Крым), где он проводил испытания, и в Жуковском на улице, носящей его имя. В Алупке создан Музей Амет-хана Султана.

Его именем названы площадь и улица в Симферополе, проспект в Махачкале, улицы в городах Казань (Татарстан), Алупка, Евпатория, Красноперекопск, Судак и Феодосия (Крым), Жуковский (Московская область), Избербаш, Каспийск и Хасавюрт (Дагестан), многих других населённых пунктах.

Имя Амет-хана Султана носят малая планета №6278 «Аметхан» (открыта 10 октября 1971 года), аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане.

Примечания:
1) В ряде документов указана иная дата рождения – 25 октября 1920 года. Однако в автобиографиях сам Герой указывал дату рождения – 20 октября 1920 года;
2) Награждён за выполнение 359 боевых вылетов и участие в 79 воздушных боях, в которых сбил лично 11 и в составе группы 19 самолётов противника (на 28 апреля 1943 года);
3) Награждён за выполнение 602 боевых вылетов и участие в 150 воздушных боях, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника (на 20 апреля 1945 года).

Воинские звания:
младший лейтенант (05.03.1940)
лейтенант (25.03.1942)
старший лейтенант (28.09.1942)
капитан (19.02.1943)
майор (25.03.1944)
подполковник запаса (22.07.1957)

В 1947-1949 годах, совместно с и , Амет-Хан Султан провёл испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П.В.Цыбина. Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (с углом 45°) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлёт планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлёта, а посадка – на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость, равная М=0,87 (М – число Маха). В этих полётах на околозвуковых скоростях был получен обширный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению. В полётах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу.

22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлёта не отделилась тележка. Возникла критическая ситуация: лётчик не мог произвести посадку на тележку, так как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлётно-посадочной полосы. Однако Амет-Хан Султан, проявив мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.

15 июня 1949 года лётчиками-испытателями И.И.Шелестом и Амет-ханом Султаном на самолётах Ту-2 была выполнена первая в мире автоматическая дозаправка в полёте методом «с крыла на крыло». 19 июля 1949 года был осуществлён перелив горючего с Ту-2 (лётчик И.И.Шелест) на истребитель Як-15 (лётчик Амет-хан Султан). В марте 1952 года крыльевая система заправки была принята на вооружение и применялась на бомбардировщиках Ту-4 и Ту-16. 10 декабря 1949 года Я.И.Верников и Амет-хан Султан выполнили первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950 годах провели его заводские испытания.

В 1951-1952 годах Амет-ханом Султаном совместно с С.Н.Анохиным, и были проведены полные испытания пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета». Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3.000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель, управляемый с самолёта-носителя. Лишь в 200-150 метрах от цели лётчик-испытатель переходил на ручное управление, уводя аналог от цели, после чего сажал его на грунтовую полосу. В ходе испытаний по этой теме Амет-хан Султан выполнил первый полёт на самолёте-аналоге с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной из отцепок двигатель самолёта-снаряда не запустился. Положение было катастрофическим: аналог камнем летел к земле, высота таяла с каждой секундой. С земли поступила команда катапультироваться. Но Амет-хан Султан, проявив недюжинную выдержку, всё же запустил двигатель и посадил самолёт-снаряд. Испытания прошли успешно и система «Комета» была принята на вооружение. Встал вопрос о награждении лётчиков-испытателей. Главный конструктор КБ-1 , опираясь на поддержку П.Н.Куксенко и С.Л.Берии, ходатайствовал о награждении Амет-хана Султана третьей медалью «Золотая Звезда». Однако испытатель был награждён орденом Красного Знамени и удостоен Сталинской премии второй степени. Его коллеги С.Н.Анохин и В.Г.Павлов стали Героями Советского Союза, а Ф.И.Бурцев был награждён орденом Красного Знамени (все они также получили Сталинскую премию второй степени). В 1957-1958 годах Амет-хан Султан совместно с В.Г.Павловым и В.П.Трофимовым провёл аналогичную работу на самолёте-имитаторе СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолёту Ту-95К.

В 1953 году Амет-ханом Султаном были проведены полёты для исследования устойчивости управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях полёта. Эти полёты выполнялись на самолёте СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.

Множество полётов были выполнены Амет-ханом Султаном для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний нового катапультного кресла на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, в кабину хлынуло горючее, возникла угроза пожара. Парашютист-испытатель В.И.Головин не смог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. А лётчик не мог управлять самолётом: весь передний обзор был закрыт наполовину вышедшим из передней кабины катапультным креслом. Амет-хан Султан сумел приземлить самолёт на аэродром, жизнь товарища была спасена. 7 апреля 1959 года Амет-хан Султан поднял в небо, а затем в 1959-1960 годах совместно с Р.Ф.Захаровым провёл испытания первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1.

За свою лётную биографию Амет-хан Султан освоил 96 типов самолётов и планеров, налетал 4.237 часов. Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. В ходе полёта приходилось выпускать закрылки для более устойчивого положения самолёта на малых скоростях. После одного из таких режимов закрылки не были убраны и оторвались при последующем разгоне самолёта. Самолёт совершил резкий переворот через крыло и из-за возникшей перегрузки разломился в воздухе. Все члены экипажа (командир экипажа Амет-хан Султан, второй лётчик Е.Н.Венедиктов, штурман В.А.Михайловский, бортрадист А.В.Воробьёв и ведущий инженер Р.Г.Ленский) погибли.

Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей

Бенджамин Франклин

Однажды обнаружил в Интернете фотографию дважды Героя Советского Союза Ахмет-хан Султана с нарисованной на его лице... свастикой. И сказал себе, что я должен обязательно написать об этом человеке.

Ахмет-хан Султан (Султан Амет-хан) (20(25).10.1920 - 01.02.1971).

Знаменитый лётчик-истребитель Великой Отечественной вой-ны, в возрасте 25 лет дважды Герой Советского Союза (24.08.1943 г., 29.07.1945 г.). Выполнил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил 30 самолетов лично и 19 в составе группы.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской пре-мии за испытания пилотируемой крылатой ракеты (1953).

Награждён тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени.

А что сам считал Ахмет-хан Султан, имея ввиду своё происхождение?

«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Ахмет-хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка... Дагестанцы счи-тают его своим героем, а татары — своим.

— Чей же ты? — спросил я его однажды.

— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Ахмет-хан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?», — вспоминал аварский поэт и обще-ственный деятель Расул Гамзатов."


Вновь пришли на помощь боевые друзья. Они ра-зыскали Ахмет-хана Султана и помогли ему встре-титься с Т.Т. Хрюкиным. После войны он исполнял обязанности заместителя Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. В феврале 1947 года Ахмет-хан Султан стал лётчиком-испытателем Лётно-исследова-тельского института в подмосковном Жуковском.

Словно второе дыхание у него открылось. За короткий срок Амет-хан Султан оказался среди лучших испыта-телей летательных аппаратов различных типов стра-ны и это признавали профессионалы высокого класса.

С 1949 года занимался вопросами дозаправки само-летов в воздухе (система долго использовалась в Дальней авиации). В начале 50-х годов XX века ему доверено испытывать... крылатую ракету класса «воз-дух-корабль». Изделие (ЛЛ-1, ЛЛ-2, летающие лабо-ратории ОКБ П.В. Цыбина) подвешивалось под бомбардировщик Ту-4 и с высоты около 3000 метров сбрасывалось. В режиме свободного падения автоматика запускала двигатель, а лётчик, взяв управление на себя, сажал ракету. «... Угол планирования, как у кирпича; посадочная ско-рость, как у метеорита; запас топлива на посадке — на одну заправку карманной зажигал-ки», — характеризовал полёт на подобной крылатой ракете один из лётчиков-испытателей. Этих людей даже профессионалы называли «смертниками».

Крылатая ракета была принята на вооружение. И снова Ахмет-хану Султану напомнили о его месте по гра-фе «национальность». Он представлен к третьей звезде Героя Советского Союза, но... удостоен ордена Красного Знамени и Сталинской премии 2-й степени.

Погиб с экипажем 01.02.1971 года, выполняя испытательный полёт на ле-тающей лаборатории Ту-1бЛЛ.

Вот как обстоятельства катастрофы отображены в документах.

«01.02.y1 — Ту-1бЛЛ — Ахмет-хан Султан —Жуковский. Выполнялся ис-пытательный полёт на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Катастрофа произошла при посадке на большой скорости из- за отказа закрылок. Дважды Герой Советского Союза Ахмет-хан Султан похоронен в Москве, на Новодевичьем.

Дополнение от Валерия Новикова (junitreid(собака)mail.ru): После взлёта не были убраны за-крылки. Ту-16 с точки зрения динамики с выпущенными и с убранными закрылками очень раз-ный самолёт. Возникли расходящиеся колебания из-за разгона с закрылками — червячную передачу нашли в выпущенном положении. На обрывке осциллограммы были ясно видны коле-бания перегрузки... Кабина с лётчиками, практически, отломилась. Сам самолёт глубоко ушёл в болото, а кабину нашёл лесник с кордона в четырёх километрах от самолёта.

Проведённое моделирование полностью совпало с данными объективного контроля. Вместе с Ахмет-ханом погибли: Ленский Радий Георгиевич — ведущий инженер по испытаниям авиа-двигателей; Михайловский Вильям Александрович — штурман-испытатель; Венедиктов Евгений Николаевич — лётчик-испытатель; Воробьёв Алексей Васильевич — бортрадист-ис-пытатель. В экипаже должен был быть ещё помощник ведущего инженера Вячеслав Мокроусов, но он задерживался, и командир принял решение лететь без него»."

Вспомнилось, невольно...

И если разобьётся слово «нужно», друзья исполнят непосильный труд: те Звездочки на бархатных подушках по улицам застывшим пронесут.

Но не венков заплаканную зелень, а вижу я, как, спрыгнув с корабля, они идут, отталкивая землю, — поэтому и вертится Земля! («Четыре человека выпивали...». Феликс Чуев, 1962 год)

Навечно зачислен в списки одной из воинских частей. Аэропорт Махачкалы (Дагестан) назван именем отважного лётчика, установлен его бюст (2007). В «... церемонии открытия приняли участие бывший главнокомандующий ВВС генерал армии Пётр Дейнекин, космонавты, Герои Советского Союза Алексей Леонов и Муса Манаров, другие именитые авиаторы страны. В честь открытия в небе над Махачкалой выступила пилотажная группа «Русские витязи...». Символично, но это первый именной аэропорт в России.

Именем Ахмет-хан Султана названы улицы в Жуковском, Волгограде, Махачкале, школы в столице Дагестана (№ 27) и в Каспийске (№ 8) и даже горная вершина недалеко от аула его отца (аул Цовкра). Открыто ряд экспозиций, проводятся шахматные турниры его имени. Открыт па-мятник в Ярославле. В Алупке сооружён бюст, открыт музей Ахмет-хана Султана. Международные соревнования по парашютной акробатике на Кубок дважды Героя Советского Союза Ахмет-хана Султана проходят каждый год в Дагестане. Аэроклуб Симферополя (Заводское) носит имя отваж-ного лётчика. В центре столицы Крыма его именем названа площадь (район Центрального рын-ка). Планируется установка на нём памятника Ахмет-хану Султану (проект архитекторов Ибрагима и Заремы Нагаевых и Айдера Бекирова).

"Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, со-единённым с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом вели-чайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки". (Лихачёв Дмитрий Сергеевич, академик РАН, филолог, искусствовед).

Качинская Краснознамённая авиационная школа имени А.Ф. Мясникова, 1939 год. Где-то здесь стоит Ахмет-хан Султан


Жуковский: городской журнал, №5,2009. Городской алфавит: ул. Ахмет-хан Султана.

Статья из альманаха «Морской архив», №1 (5), 2013
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…
Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чём не повинных…
Но не о подлецах пойдёт сегодня речь, а о Герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, героем Советского Союза.
Сын крымской татарки и лакца из Дагестана - национальный герой и на Кавказе, и в Крыму. Местные улицы носят его имя, в музеях хранятся личные вещи.

Начало пути будущего героя

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Его детская биография не содержала в себе ничего героического - 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.

И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.

В первый день войны Султан произвёл несколько штурмовок на своем И-153. А к октябрю 1941 года лётчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награждён орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал только в следующем году.

Таран над Ярославлем

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Зимой 1942 года в полку появилась новая техника – британский «Харрикейн IID», оснащенный 40-мм пушкой, уверенно показавшей себя в борьбе с бронетехникой. Именно на нем Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу.

В марте 1942 года 4-й авиационный полк находился в составе Ярославского ПВО. В одном ожесточенном бою с вражеской авиацией «Харрикейн» Амет-Хана быстро израсходовал боезапас, летчик пошел на таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88», ударил врага снизу своим левым крылом. При столкновении «Харрикейн» застрял в горящем «Юнкерсе». Амет-Хан выбрался из кабины своего самолета, падающего «в объятиях» неприятельской машины, и спустился на землю на парашюте.

Этот подвиг прославил воина. Спустя несколько дней его пригласили в Ярославль, где на Советской площади (на которую для всеобщего обозрения были выставлены остатки «Юнкерса») Комитет обороны города наградил героя грамотой, именными часами и присвоил звание «Почетный гражданин города Ярославля». За этот подвиг Амет-Хан 24 августа 1943 года будет награжден первой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Летом 1942 года летчик пересел на отечественную технику – под Воронежем летал на машине Як-1, а в период Сталинградской битвы – на Як-7Б. Под Сталинградом Султан был включен в состав легендарного 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служили наши легендарные летчики Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко (будущие дважды Герои Советского Союза), Иван Борисов и Борис Еремин (будущие Герои Советского Союза). В жестоких схватках в небесах Сталинграда Амет-Хан был сбит, но снова спасся на парашюте.

С октября 1942 года Султан был назначен на должность командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного полка. В этой должности он воевал до конца войны.

Воздушный спецназ

В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе». Крыло к крылу с Султаном в специальной группе "охотников" за хвалеными немецкими асами сражались такие мастера воздушного боя как В.Д. Лавриненков, А.К. Рязанов, И.Н. Степаненко, И.Г. Борисов, Б.Н. Еремин. Быть рядом с ними означало самое высокое признание профессиональных летных и боевых качеств, независимо от служебного положения и количества наград за прошлые заслуги. Дело в том, что подтверждать это высочайшее и, вместе с тем, суровое отличие необходимо было в каждом боевом вылете.

Они постоянно учились сами и учили умелого и опытного врага узнавать и признавать себя по особой хватке и четкому летному почерку, которые сами по себе нередко определяли исход боя. Ко времени ожесточенных боев в небе Воронежа и Сталинграда Амет-Хан успешно освоил и до предела использовал все потенциальные боевые возможности истребителей И-15, И-16, И-153, "Харрикейн", Як-1, Як-7б.

Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской Bell P-39 Airacobra. Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года он в паре с Героем Советского Союза И.Г. Борисовым привел на свой аэродром связной "Физелер-Шторх", дав ему свою твердую установку на посадку. После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая, кстати, имела сложную механизацию крыла.

В отношении освоения новой техники судьба явно благоволила к нему. Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего - Fw-190.

За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза оставались 603 боевых вылета. Из них 70 - на штурмовку, когда легкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем, несущимся от опасно близкой земли. Его нервы выдержали 150 воздушных боев, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 - в группе.

Герои и предатели

Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учёбу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность - крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что лётчик легко мог указать национальность отца.

Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.

При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

Но вернёмся к самому Амет-Хану...

Испытатель

22 июня 1945 года двадцатипятилетнему летчику вторично присваивается звание Героя, а в августе перед сыном лудильщика из Алупки сами собой распахиваются двери престижной академии, за которыми отчетливо просматривались контуры будущей генеральской карьеры. Но в начале 1946 года он со свойственной ему прямотой и честностью ставит на ней здоровенный крест. "Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии", - простодушно писал он в рапорте по команде.

Вернуться же к любимому делу в мирные послевоенные дни оказалось гораздо сложней. Хорошо, что рядом оставались еще достаточно влиятельные боевые друзья. Только в феврале 1947 года Амет-Хан становится рядовым летчиком-испытателем Летно-исследовательского института и начинает осваивать, по существу, новую профессию. В этом тяжелейшем и опасном труде он по-настоящему найдет себя, и поможет ему бесценный боевой опыт, отшлифованные войной летные и волевые качества.

В кратчайший срок Амет-Хан выдвигается в число лучших. В 1949 году ему присваивается 3-й класс, а затем с интервалом в один и два года - 2-й и 1-й классы летчика-испытателя. При строжайшей методике отбора испытателей согласно категориям сложности проводимых испытаний такой стремительный взлет удавался лишь самым способным и достойным. Золотые Звезды и ордена при такой постановке практически утрачивали свой немалый вес.

Начинал он с "летающих лабораторий" ЛЛ-1 и ЛЛ-2 конструкции П.В. Цыбина. Планер, оснащенный пороховым ракетным двигателем, разбегался, буксируемый самолетом, на специальной сбрасывавшейся тележке, а садился - на лыжу. После расцепки планер, пикируя, разгонялся пороховым двигателем до скорости, соответствовавшей числу М=0,87. Так добывался ценнейший экспериментальный материал по аэродинамике различных крыльев.

Как-то после взлета ЛЛ-1 не отделилась тележка. Посадка с ней могла привести к тяжелым последствиям, вплоть до гибели машины. И все же испытатель решился на посадку. После опасного приземления на лишенные тормозов колеса тележки он расчетливо и хладнокровно не оставлял попыток ее отцепить. Только в самом конце, пролетев почти всю взлетно-посадочную полосу, ему это удалось и он сел штатно, как положено на лыжу. В это время злосчастная "телега" все еще продолжала свой бешеный пробег.

В июне 1949 года он на двухмоторном Ту-2 выполнил первую в стране дозаправку топливом в воздухе методом "с крыла на крыло". Сколько сил и нервов отдали они вместе с А.П. Якимовым для отработки и доводки системы, разработанной В.С. Васяниным и И.И. Шелестом, теперь мало кто знает. Остались только скупые, лаконичные записи в летной книжке, глухо свидетельствующие о драматизме тех дней.

К концу того же года Верникову и Амет-Хану доверяют самое сложное - испытание опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика ОКБ А.И.Микояна И-320 ("Р-2"). А в 1951 году прихотливая судьба летчика-испытателя усаживает его в самолет-снаряд "КС", точнее его аналог. Самолет-снаряд после отцепки с носителя Ту-4 должен был лететь на крупную надводную цель-корабль.

В январе Султан Амет-Хан выполнил первый полет на аналоге, стартовав с земли, а спустя четыре месяце - отделившись от четырехмоторного носителя. В одном из полетов двигатель не запустился сразу после отделения, и только у самой земли испытателю удалось это сделать. Ценой невероятного нервного напряжения и благодаря знаменитой выдержке пилота, испытания успешно завершились. За проявленные мужество и героизм Амет-Хан Султан в третий раз представляется к званию Героя Советского Союза. Однако утверждения в этот раз не произошло.

Со службой Амет-Хана в ЛИИ связана одна история. Командование ВВС сочло, что оклады летчиков-испытателей слишком завышены по отношению к другими летчикам. А чтобы все выглядело «красиво», дали распоряжение летчикам написать о своём согласии на снижение зарплаты. Амет-Хан написал, как и его коллеги, о согласии, но приписал: «Вот только жена категорически против». И.В. Сталин всегда проявлял интерес к авиации и ходу испытаний новых машин. Когда он увидел приписку именитого лётчика, наложил свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для испытателей оставили прежними.

В феврале 1953 года за успешно проведенные испытания самолета-аналога "К" отважный пилот удостаивается ордена Красного Знамени и Государственной премии. В том же году он осваивает "сверхзвук", исследуя его на самолете СИ-10, созданным на базе МиГ-17. Спустя четыре года вспомнили о его полетах на аналоге самолета-снаряда. Вместе с В.Г. Павловым и В.П. Трофимовым на самолете СМ-20, имитирующем крылатую ракету К-20, он испытывает специальную аппаратуру, осуществляя опасные старты с самолета-носителя Ту-95К. Похоже, что полеты на аналогах крылатых ракет стали сопутствующей специальностью Султана.

В пятидесятые годы работа Амет-Хана связана с испытанием катапультных кресел для сверхзвуковых истребителей, осуществлявшихся парашютистами-испытателями В.И. Головиным и В.С. Кочетковым. 12 ноября 1950 года в одном из испытательных полетов на летающей лаборатории УТИ МиГ-15 произошел самопроизвольный взрыв пиропатрона катапультного кресла. Из пробитого бака топливо хлынуло в обе пилотские кабины, которые моментально преобразились в керосиновые ванны. Взрывом покорежило направляющий рельс катапультного кресла, что препятствовало покиданию поврежденного самолета парашютисту Головину. Серийный УТИ МиГ-15 не был ценным испытательным объектом, и не будь "неприятности" с направляющей катапульты можно было бы с чистой совестью покидать машину, которая вдруг стала зажигательной бомбой замедленного действия. Спасая жизнь товарища, Султан пошел на рискованную посадку и так мягко "притер" свою крылатую "зажигалку" к взлетно-посадочной полосе, что не случилось никаких искрений и возгораний.

В апреле 1959 года он впервые поднимает в воздух экспериментальный самолет НМ-1 конструкции П.В. Цыбина и успешно проводит его испытания. Осень 1961 года он встречает будучи "Заслуженным летчиком-испытателем СССР". Для испытателей это звание - высочайшая награда.

Известный аварский писатель Расул Гамзатов вспоминал:
«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать - татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары - своим.
- Чей же ты? - спросил я его однажды.
- Я герой не татарский и не лакский, - ответил Амет-Хан, - я - Герой Советского Союза.
- А чей сын?
- Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»

Смерть настигнет замечательного летчика и человека спустя 10 лет. Произошло это 1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном, серийном бомбардировщике Ту-16, переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей. В этот день Амет-Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы провести испытания ТРД. Испытуемый мотор помещался внутри фюзеляжа ТУ-16 и для запуска опускался вниз. Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения лётного задания. Это было последнее сообщение с воздушного корабля. Ту-16 рухнул в болото. Экипаж погиб. Что произошло в тот трагический момент, до сих пор неизвестно. Вероятнее всего, взорвался опытный двигатель.

К этому времени Амет-Хан налетал 4237 часов, освоил и испытал около 100 (!) типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почета" и многими медалями, но генералом так и не стал. Уроженца Алупки, почетного гражданина Ярославля и жителя подмосковного Жуковского похоронят в Москве на Новодевичьем. Позднее его именем назовут горный пик в Дагестане, улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском и Махачкале.

В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…

Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чём не повинных…

Но не о подлецах пойдёт сегодня речь, а о герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, .

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Его детская биография не содержала в себе ничего героического — 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.

И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.

Таран над Ярославлем

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне».

В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.

31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юнкерсе», но советский лётчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля Амет-Хан Султан был награждён орденом Ленина.

В 1942 году лётчик, пересевший на истребители марки «Як», отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток.

Воздушный спецназ Сталина

В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе».

В состав этого подразделения вошёл и Амет-Хан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «Яках», затем на американской «Аэрокобре», а завершал войну на истребителе Ла-7. Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов , сумели захватить самолёт противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт.

Всего за время войны Амет-Хан Султан лично сбил 30 самолётов противника и ещё 19 — в составе группы. 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.

Модель самолёта «Аэрокобра» Амет-Хана Султана. Фото: wikipedia.org / SmiertSpionem

Герои и предатели

Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учёбу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность — крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что лётчик легко мог указать национальность отца.

Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.

При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран , был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

Испытатель

Но вернёмся к самому Амет-Хану. Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подал рапорт об отчислении и увольнении со службы.

Дело было не в политике и не в «пятом пункте» — боевой лётчик с горечью признал, что для обучения в академии ему элементарно не хватает образования.

После увольнения со службы он на несколько месяцев оказался в подвешенном состоянии. Никем, кроме как лётчиком, он себя не видел, но становиться пилотом на гражданских трассах не хотел — слишком простая работа.

Помогли боевые друзья, замолвившие за него слово в высоких инстанциях — сам за себя гордый Амет-Хан просить не умел. И в феврале 1947 года он стал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.

Это было дело, наиболее подходившее для пилота, за годы войны успешно освоившего целый ряд отечественных и зарубежных самолётов.

За годы работы в ЛИИ Амет-Хан Султан стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники, с честью выходя из самых непростых ситуаций.

Друг за друга

В начале 1950-х годов в СССР шли испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда «Комета». Самолёт-снаряд запускал двигатель, затем отделялся от самолёта-носителя и производил автономный полёт. Во время одного из испытаний сброс самолёта-снаряда произошёл раньше положенного времени, и двигатель не был запущен. Новая машина оказалась в свободном падении, и командование приказало Амет-Хану Султану немедленно прыгать. Однако лётчик боролся до конца, запустил двигатель у самой земли и сумел посадить машину.

В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершил десятки, если не сотни испытательных полётов по программе разработки катапультных кресел для лётчиков и космонавтов. Его постоянным напарником был испытатель Валерий Головин , который и выполнял катапультирование.

12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта оказался пробит бак, а Головин был зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин, хлеставший так, что не видно было приборной доски. В любую секунду мог возникнуть пожар, и руководитель полётов отдал команду Амет-Хану покинуть самолёт.

Однако оставить товарища лётчик не мог. В совершенно немыслимых условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва, Амет-Хан Султан посадил самолёт, сумев спасти и Валерия Головина, и машину.

Предсказание

Испытатели — люди с железным характером. Через некоторое время Амет-Хан Султан и Валерий Головин вновь вместе поднялись в небо, продолжая испытания. Для кого Головин при катапультировании испытывал тяжёлый и неповоротливый скафандр, Амет-Хан понял уже после полёта Юрия Гагарина .

Помогал Амет-Хан Султан космонавтам и в освоении невесомости. Он был одним из пилотов «воздушной лаборатории», на которой при выполнении так называемой «горки» создавалось ощущении кратковременной невесомости. Через такие полёты проходили все отечественные космонавты.

Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Хана Султана. На торжество собрались его боевые товарищи, лётчики-испытатели, конструкторы, гости из Дагестана и Крыма, где он часто бывал и где его очень любили. Смущённый такими почестями лётчик благодарил всех за тёплые слова. А когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым, Амет-Хан ответил горской притчей: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мёртвые…»

На эти слова никто из друзей не обратил особого внимания в тот радостный вечер. Да и сам Амет-Хан Султан вряд мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб.

Память

Его именем названы улицы в разных городах СССР, в родной Алупке, в подмосковном Жуковском, где он жил, работая в ЛИИ имени Громова, аэропорт в Махачкале…

Герой живёт, пока его помнят. Мы очень часто помним не тех, кто этого достоин, забывая о тех, чьей памятью должны дорожить.

В 2010 году в городе Ярославле при поддержке местных предпринимателей и бизнесменов Дагестана был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.



Loading...Loading...