Успенский собор киево печерской лавры короткое сообщение. Успенский собор в киево-печерской лавре

Примечательно, что за восемьсот лет работы Успенского собора здесь сложился уникальный некрополь, ведь здесь насчитывается более трехсот захоронений. При этом некоторые надгробия можно сравнить со значительной художественной ценностью. К примеру, это ампирное надгробие 1805 года Румянцева-Задунайского, которое создали скульптор Мартосов и архитектор Тома де Томоном. В 1926 году монастырь был закрыт, и храм стал музеем, куда приходили увидеть интересные коллекции. К сожалению, Успенский собор был заминирован перед уходом из Киева советских войск. Этот древний памятник почти полностью был уничтожен сильнейшим взрывом 1941 года. Ответственность за такое преступление лежит на немецких оккупантах и советских подпольщиках. Сравните историю с .

Сегодня Успенский собор является уникальным памятником архитектуры, а также Православной Церковью, которая чтится больше остальных. С тех пор, как храм был освещен, здесь проводятся торжественные богослужения во время крупных религиозных праздников. Обновленный Успенский собор дополняет ансамбль Соборной площади. Поэтому туристов, прибывающих в Киев, притягивает к себе это великолепное сооружение. Здесь размещены

Направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: "Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам: возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее... Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить... Моим именем хочу назвать ее, - и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила - Она наместной да будет".

Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время - "небеси подобною". Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией.

Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера - пояс Спасителя. Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве "небеси подобной" церкви.

По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В году начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к году было закончено.

Церковь отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня - икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи , свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых - греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Архитектура

Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.

На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII -XVI веках. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью - часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, - часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу - часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр (Могила) для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII века боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII века вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок.

До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды , сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.

Долгое время считалось, что древние части церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

Во время археологических раскопок престола в г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций , и годов. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть "краеугольного камня", заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

Внутреннее убранство

О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».

Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.

Ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой. Павел Алеппский , видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому . Под ним - образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви - образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.

В XVIII веке мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника - Агнец, Пеликан, - все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в г. академик Ф. Солнцев. В году собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это - работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова. До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской . Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании пострадали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в закрытой раке в Ближних пещерах.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

Использованные материалы

  • Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры // Официальный сайт лавры

Собор в честь Успения Божией Матери был возведен византийскими зодчими на территории Киево-Печерской лавры в 1073-1078 годах. По своему плану это крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм. Конструктивно и технически постройка была упрощена по сравнению с более ранними соборными церквами Киева и Чернигова. В этом памятнике возобладало стремление к созданию простых объемов и лаконизму в интерьере. Правда, еще сохраняется нартекс, но на хоры уже ведет не винтовая лестница в специально пристроенной башне, а прямая лестница в толще западной стены. Храм завершался закомарами, основания которых располагались на одной высоте и венчались одной массивной главой.

Изменилась и техника строительства: вместо кладки со скрытым рядом стали использовать равнослойную с выходом всех рядов плинфы на наружную поверхность стены. Именно эта постройка стала образцом для домонгольского храмового зодчества, оказав огромное влияние на принципы и приемы каменного строительства Древней Руси.

С храмом связано множество монастырских преданий о чудесах, которыми было освящено ее создание. Повесть о строительстве церкви была составлена в 1220-х годов монахом монастыря, впоследствии епископом владимирским и суздальским Симоном. Его сочинение послужило основой знаменитого «Киево-Печерского патерика». Согласно сведениям Симона, монастырский собор в честь Успения Богородицы был заложена в 6581 (1073) году, в княжение Святослава, сына Ярослава Мудрого, который дал на строительство тысячу золотых гривен и сам начал копать ров для фундамента церкви. В основание были положены святые мощи, принесенные мастерами-греками.

В «Киево-Печерском патерике» рассказывается, как четырем царьградским «мастерам церковным» в Константинополе, во Влахернском соборе, явилась Богоматерь и повелела им отправиться в далекий Киев к Антонию и Феодосию для строительства храма в честь нее. «Приду же и сама видети церкве и в ней хощу жити». И дала им Царица Небесная многие мощи святых мучеников, чтобы положить их в основание новой церкви, а также святую икону, которая должна была стать «наместной». При выходе из собора каменных дел мастерам была явлена на небе церковь, которую им предстояло строить. А варяг Шимон, по велению Божией Матери, принес в Печерский монастырь венец и золотой пояс Иисуса Христа, ставший мерой «широты и долготы и высоты тоя пречистыа церкви».

Чудесные знамения сопровождали и закладку храма. Когда константинопольские зодчие прибыли в монастырь, они попросили Антония указать место, где нужно возводить собор. Он ответил: «Три дня будем молиться, и Господь обозначит нам». В первую же ночь Он явился Антонию, который попросил у Него: «Господи, если я обрел благодать перед тобой, пусть будет по всей земле роса, а место, которое тебе угодно осветить, пусть будет сухо». На утро по этому указанию свыше и нашли место для закладки. На другую ночь Антоний с молитвой попросил у Господа, чтобы по всей земле было сухо, а на святом месте выпала роса. И это чудо свершилось. На третий день разметили золотым поясом Христовым основание будущего монастырского собора. «И въздвигъ руце на небо Антоний, рече великым гласомь: „Послушай мене, Господи, днесь, послушай мене огнемъ, да разумеють вси, яко ты еси хотяй сему“. И абие спаде огонь съ небесе и пожьже вся древа и терние, и росу полиза, долину створи, яко же ръвомъ подобно. Сущии же съ святыми от страха падоша яко мертвии. И оттуду начатокъ тоя божественыа церкве» (Киево-Печерский патерик / Подг. текста, пер. и ком. Л.Д. Дмитриева // ПЛДР. XII век. - М., 1980. С. 422.). По «Повести временных лет» мы знаем, что церковь действительно была заложена в 1073 году, но не при преподобном Антонии, который почил 7 мая 1073 года, а при Феодосии: «В се же лето основа бысть церквы Печерьская игуменом Феодосьем Святославу Кыеве седящю» (Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Изд. Второе. - СПб.: Наука, 1996. С. 422.).Строительство продолжалось долгие 16 лет: церковь «Печерская святыя Богородица манастыря Феодосьева» была освящена в лето 6597 (1089).

По письменным источникам можно сделать заключение об одной исключительной особенности Успенского собора: общие размеры храма были заданы заранее и строители были вынуждены выполнить сложную работу по расчету размеров купола. Его диаметр пришлось увеличить для сохранения пропорций всего сооружения. Во время строительства собора большое внимание уделялось тому, что храм должен был служить потребностям монастыря. Внутреннее пространство храма специально приспособлено для монастырского чина литургии. С 1082 до 1089 года греческие мастера расписывали храм фресками и украшали мозаиками. Вместе с ними, по церковной легенде, работали древнерусские иконники - знаменитые Алипий и Григорий, о которых сохранились рассказы в «Киево-Печерском патерике», но упоминания об их участии в оформлении Успенского собора Патерик не содержит.

Главный храм Печерского монастыря - первый в Киевской Руси каменный собор во имя Успения Богородицы. Монастырь и его церковь со временем приобретают огромный авторитет и становятся излюбленным местом паломничества. Не случайно еще у современников строительства храм получил именование «Великой Успенской церкви».

Возможно, именно в Печерской обители сформировалось представление об Успенском храме как святом месте, оберегаемом небесными силами, в первую очередь самой Богоматерью. Со временем идея Божественного заступничества и покровительства монастырю или граду, где стоит Успенский собор, становится крайне распространенной. В древнерусский период кафедральные храмы почти всех новообразованных епархий посвящались Успению Пречистой Девы. Примером тому Успенские соборы во Владимире Волынском, Владимире-на-Клязме, Ростове, Москве, Смоленске и другие.

Печерский собор служил усыпальницей киевских князей, литовской и украинской шляхты, а также церковных деятелей. Существовало широко распространенное поверие, что это место освобождает умерших от мирских грехов и предоставляет душам покой. Здесь похоронены сестра Владимира Мономаха Евпраксия Всеволодовна, митрополит Петр Могила и многие другие.

В 1240 году храм был поврежден монголо-татарскими ордами, в 1482 году - крымскими татарами, а в 1718 году здание сильно пострадало при огромнейшем монастырском пожаре. После восстановления собор значительно увеличился в размерах и потерял первоначальные формы. Его внутреннее и внешнее декоративное оформление было выполнено в стиле украинского барокко. Работы проводили известные украинские строители и живописцы: Степан Ковнир, Иосиф Белинский, Алимпий Галик.

В 1941 году Успенский собор был взорван занимавшими Киев немецкими войсками. К 2000 году здание отстроили заново в барочных формах XVIII столетия.

Успенский собор – главный храм Киево-Печерской Лавры, одна из прославленных святынь Православной Церкви. Выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI-XVIII вв., почти полностью уничтоженный взрывом 3 ноября 1941г. Здание воссоздано в 1998-2000 гг.

Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря заложена в 1073 г. игуменом Феодосием и князем Святославом Ярославовичем, который "своими руками начал ров копать" и пожертвовал на сооружение 100 гривен золота. Чин основания храма отслужил юрьевский епископ Михаил, поскольку митрополит Георгий тогда был "в Греках". По сказаниям "Киево-Печерского патерика", мерной единицей при сооружении храма послужил золотой пояс, подаренный варягом Шимоном. Ширина церкви была определена в 20 поясов (24,2 м), а длина - в 30 (35,6 м). Место для храма, по молитве св.Антония, обозначилось вначале росой, а затем "палом терниев".

Непосредственной заказчицей собора считали саму Богородицу. По легенде, это она прислала из Константинополя четырех мастеров-зодчих, дав им золото для затрат на строительство, мощи мучеников, которые были положены в фундаменты храма, и чудотворную икону, ставшую наместной. Св.Феодосий успел только заложить фундаменты сооружения. 3 мая 1074 г. он скончался. Церковь была построена при игумене Стефане в 1075-77 гг., строительные работы закончены 11 июля.

Успенский собор. Фото начала ХХ века

Мозаики и фрески созданы бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084-88 гг. К сожалению, они не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец. При игумене Иоанне в 1088-89 гг. возле северно-западного угла собора построена придельная церковь св.Иоанна Предтечи с крестильней (помещением для освящения воды на Богоявление) в нижнем этаже. Храм был торжественно освящен 14 августа 1089 г., накануне праздника Успения Богородицы, митрополитом Иоанном и епископами Лукой белгородским, Исайей ростовским, Иоанном черниговским и Антонием юрьевским.

"Богосозданная" Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Успенский собор был большим крестово-купольным храмом с нартексом, тремя апсидами и П-образными хорами. Его венчал единственный купол диаметром 8,6 м (на 1 м больше, чем центральный купол Софии Киевской) на 12-оконном барабане. Пол был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда (темплон), киворий (сень над престолом) и косяки порталов сделаны мраморными. В боковых стенах устроены открытые аркосолии для саркофагов. 14 августа 1091 г. в собор торжественно перенесены мощи основателя - преподобного Феодосия.

Во время нападения половцев хана Боняка в 1096 г. собор получил первые повреждения, после чего сделан ремонт здания. В 1109 г. возле южных дверей храма сооружена "боженька" для захоронения Евпраксии Всеволодовны. Археологами также обнаружены остатки западного притвора и нескольких часовен, пристроенных в ХII в. Следующий ремонт относят ко времени архимандрита Василия (1182-94). Вследствие землетрясения 1230 г. церковь "на четыре части расступилась". Во время восстановления полностью переложены стены и своды южного нефа, барабан и свод купола. Во время монгольского нашествия 1240 г. собор вновь пострадал - были разрушены свод купола и конха алтаря. Однако авторы XVII в. чересчур преувеличивали размеры разрушений. Ясно, что храм был быстро восстановлен, поскольку во второй половине ХIII в. он действовал.

Значительную реставрацию осуществил в 1470 г. князь Симеон Олелькович. В это время стены собора были укреплены контрфорсами, появились резной из камня западный портал, готическое окно над южными дверями, новая стенопись, каменный барельефный триптих с изображениями Богородицы, преподобных Антония и Феодосия и надписью, сообщающей об окончании реставрации. После нападения Менгли-Гирея в 1482 г. проведен ремонт куполов апсид, контрфорсов, части сводов, возведена часовня князей Корецких на месте современного придела св.Стефана и часовня с захоронением 1492 г. на месте Трехсвятительского придела. Вероятно, в этих работах принимал участие известный московский строитель Василий Дмитриевич Ермолин, род которого был вписан в Поминальник собора.

Между 1522-33 гг. храм реставрирован на средства князя Константина Ивановича Острожского. В это время сооружен иконостас собора и придел св.Иоанна Богослова, где и было первоначальное захоронение князя. Полное обновление Успенского собора было осуществлено в 1555-56 гг. при архимандрите Иларионе. Тогда же появилась часовня панов Ельцов. В 1579 г. киевский воевода князь Василий-Константин Острожский установил скульптурный монумент на могиле своего отца. Следующую реставрацию осуществил архимандрит Елисей Плетенецкий перед 1618 г. Тогда построен придел Трех святителей, в котором Плетенецкий похоронен в 1624 г.

Петр Могила между 1638-42 гг. осуществил перестройку крыш и куполов, надстройку фронтонов в стиле барокко, пристройку еще двух часовен. Между 1651-55 гг. повышены стены Трехсвятительского придела, на нем сооружен южный фронтон и купол. Ремонты продолжались в 1660-70-х годах, о чем свидетельствует гравюра 1677 г. В 1687 г. один из боковых куполов поврежден молнией. Реставрации 1690-х годов известны по гравюрам 1697 и 1702 гг. В это время Трехсвятительский придел сооружен заново, все приделы повышены под общий карниз, перестроены фронтоны, купола, главный портал и другое.

Наибольший урон собору нанес пожар 22 апреля 1718 г. Присланный из Петербурга в 1720 г. архитектор Федор Васильев не поладил с монастырским начальством и вынужден был уехать. Вместо него в 1722 г. был прислан талантливый московский зодчий Иван Каландин, который и является автором проекта восстановления, начавшегося в 1723 г. Иконостас главного алтаря сооружен на средства гетмана Ивана Скоропадского и заботами гетманши в 1729 г. Резал его черниговский мастер Григорий Петров, а иконы писал Яким Глинский. Пол в 1727 г. был выложен чугунными плитами. Настенные росписи выполнили в 1730 г. художники Лаврской иконописной мастерской под руководством Иоанна Максимовича. Собор был освящен14 августа 1729 г., хотя фасадную лепку "алебастровый мастер" Юзеф Белинский закончил лишь в мае 1731 г. Отстроенный собор имел девять престолов и завершался семью куполами. Но уже в 1767-79 гг. возникла потребность в реконструкции фасадов. В это время изменена форма фронтонов, Степан Ковнир вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко заново выполнили фасадную лепку в стиле барокко. В 1772-77 гг. под руководством Захарии Голубовского обновлены настенные росписи.

Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893-99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов - князей, царей и гетманов.

Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность - как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г.

После закрытия монастыря в 1926 г. храм использовался как объект музейного показа. Перед отступлением советских войск из Киева Успенский собор, в числе других выдающихся сооружений, был заминирован. Взрыв 3 ноября 1941 г. почти полностью уничтожил древний памятник.

Успенский собор послевзрыва в ноябре 1941 года. Зима 1941-1942 гг.

Указом Президента Украины Успенский собор восстановлен в 1998-2000 гг. по проекту архитектора Олега Граужиса и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

В соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке Концепции воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры завершено в декабре 2012 года выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора - стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил.

3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви, совершил Чин освящения восстановленного главного престола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, после которого была совершена Божественная литургия.

23 июля 2013 года Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил Царские врата соборного иконостаса.

4 апреля 2015 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил освящение престола южного придела Успенского собора в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых пределов.

В праздничные дни совершается в Успенском соборе Божественная литургия, а также таинства Крещения и Венчания .

Великая Печерская Церковь, церковь, «небеси подобная» - так называют жемчужину Киево-Печерской Лавры - Успенский собор. Его история окутана легендами и историями о чудесах, он много раз разрушался, но все равно возрождался сквозь столетия, чтобы дойти до нас и покорить своей величественностью.

Успенский Собор в Киево-Печерской Лавре был построен в 1073 году одним из основателей Лавры, Антонием Печерским. Строили храм три года на деньги Святослава Ярославовича. В результате, Успенский собор стал идеалом, образцом, каноном для храмоиздательства. По его подобию создавались дома Божие в различных городах и даже странах, так как он пленял своей красотой, изысканностью, четкостью форм и линий.

Разрушения и возрождения

Как и сама Лавра, собор пережил несколько разрушений за историю своего существования. Так, в 1096 году он пострадал от навалы хана Боняка.

Позже, в 1230 году собор Успения Пресвятой Богородицы пережил землетрясение, через десять лет, в 1240 году - на город напало монголо-татарское иго. В 1470-м ремонтом храма занялся князь Семен Олелькович.

Крымские татары под началом Менгли-Гирея наведались в Киев и ограбили Успенский собор в 1482 году.

В 1718 году случился пожар. В 1729 году Успенский собор в Киеве восстанавливают и украшают заново в стиле украинского барокко. 5 августа этого года обновленный храм торжественно открывают для мирян.

Во время Великой Отечественной Войны Успенский собор был полностью разрушен. Его заминировали и взорвали, как тогда считалось, немецкие оккупанты по приказам Эрика Коха. Перед этим из собора вынесли все ценные вещи, которые нашли. А это - около двух тысяч драгоценностей: иконы и ризы, гробницы и Евангелия в драгоценных окладах, парча и ткани, царские врата и даже литой серебристый престол из алтаря.

Позже у историков будут возникать сомнения, действительно ли Успенский собор взорвали немцы. Еще одной версией станет вероятность участия здесь советских партизан. Однако точного ответа на вопрос, кто разрушил Успенский собор, нет. Остается лишь факт - «небеси подобная церковь» превратилась в руины.

Только в 1995 году Указом президента Леонида Кучмы Успенский собор взялись отстраивать и возрождать. Спешили, чтобы успеть ко Дню Независимости Украины, 24 августа 2000 года. Приурочили открытие к 950-летию Киево-Печерской Лавры. Собор открыли, освятили и отрыли для посещения.

Чудеса Успенского собора

Это место издавна привлекало как простых мирян, так и князей и царей разных эпох. Собор славился не только своими пышными формами, переливающимися на солнце золотыми куполами и просторностью, но и историями о чудесах, с ним связанных.

Как гласит одна из легенд, строили и расписывали собор греки - мастера из Константинополя. Пришли они в Киев потому, что им приснилась Богородица. Явившись им, сообщила, что хочет возвести себе храм в Киеве, велит взять золота и идти в этот город, начинать работу. Греки так и сделали.

Сам Успенский собор также неоднократно являлся простым смертным в воздухе. Каждый раз - в точных пропорциях и размерах. Так мастера смогли увидеть, что именно им предстоит построить. В других же случаях явление Успенского собора знаменовало спасение.

Еще одно чудо связано с иконой Успения Божьей Матери. Во время пожара в 1718 году в соборе огонь уничтожил все, кроме этой святыни. После этого случая икону обносили вокруг церкви, когда надвигалась опасность. Выносили ее и на большие церковные праздники - чтобы защититься от зла и невзгод.

В Успенском соборе за всю его историю было похоронено около трехсот человек украинского, русского, белорусского родов. Это жена киевского воеводы Яна Вышаты Мария, сестра князя Владимира Мономаха Евпракия, князь Глеб Всеславич и его жена Анастасия, Симеон Олелькович, Петр Могила, Памва Беринда, а также такие княжеские роды, как Сангушки, Ольшанские, Корецкие, Вишневецкие, Полубенские.



Loading...Loading...