Изображение исаакиевского собора. Исаакиевский собор (35 фото)

Оригинал взят у trof_av в Исаакиевский собор, внутреннее убранство (2 часть), Санкт-Петербург

Фото кликабельны, с привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

Стоимость посещения Исаакиевского собора - 250 руб (с собой нужен паспорт), детям - 50 р.
Посещение колоннады оплачивается отдельно.
В Исаакиевском соборе проводятся экскурсии (включено в стоимость билета), примерно каждые 15-20 мин группу собирает гид и водит по собору. Экскурсия обзорная, поэтому откровений ждать от неё не следует, но там подробно рассказывают о материалах (камнях), примененных при строительстве собора и разное другое интересное. Продолжительность экскурсии не помню, но ориентировочно пол часа или чуть более. В любом случае, лучше послушать экскурсовода, чем болтаться по собору.

Двери в Исаакиевском соборе

Схема Исаакиевского собора

Воскресение Христа. 1841—1843, витраж главного алтаря Исаакиевского собора
В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж — изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России.

Святой Петр, мозаика, мозаичная мастерская Академии художеств, с оригинала П.В.Басина, начало 20 века

Пол Исаакиевского собора


Горельефы на внутренних дверях





Богоматерь в окружении святых, Брюллов, Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова


Панорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратами

Панорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратами и главный купол

Главный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и Царские врата с колоннами из бадахшанского лазурита

Главный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и царские врата с колоннами из бадахшанского лазурита

Колонны из зеленого малахита

Колонны из зеленого малахита

Колонны из зеленого малахита

Колонна из зеленого малахита. На фото видны малахитовые пластины.
Облицовка колонн велась методом "русской мозаики", применявшимся из-за хрупкости этого камня при изготовлении крупных изделий из малахита. Камень распиливали на тонкие, толщиной несколько миллиметров, пластинки. Затем согласно рисунку камня их вырезали и подгоняли так, чтобы составить красивый рисунок, и чтобы швы между отдельными пластинками были незаметны. Набор наклеивали на форму из металла или камня с помощью горячей мастики из воска и канифоли, неровности зашлифовывали и полировали.

Колонна из бадахшанского лазурита у Царских врат
Обрамляющие царские врата колонны облицованы темно-синим с золотистыми искрами бадахшанским лазуритом. Эти работы, а также мелкие декоративные детали из лазурита выполняли мастера Петергофской гранильной фабрики. Бадахшанский лазурит по качеству считается лучшим в мире. Афганский лазурит не только очень красив, его окраска необыкновенно прочна, он не теряет свой цвет даже при нагревании свыше 1000 градусов Цельсия. В старину этот камень живописцы использовали для изготовления ультрамарина - краски, которая не тускнела от времени. В таких масштабах, как в Исаакиевском соборе, лазурит не применялся более нигде. Высота лазуритовых колонн - около 5 м, диаметр - 0,5 м.

Ворота в предел Святого Александра Невского с колоннами из зеленого малахита

Облицовка стен Исаакиевского собора


Видение пророком Иезекиилем сухих костей, Федор Бруни


Сейчас разное говорят о достоинствах Монферрана как архитектора, но уж что-что, а рисовал он отменно.

В бытность свою архитектором Исаакиевского собора Огюст де Монферран скрупулёзно фиксировал на бумаге все ключевые моменты строительства. В 1845-м году, не дожидаясь окончания отделочных работ, он издал в Париже роскошный альбом с 49-ю литографиями, запечатлевшими уникальную стройку своего времени:

По условиям договора Монферран был обязан использовать при строительстве нынешнего (четвёртого) Исаакиевского собора часть конструкций предыдущего (третьего) Исаакиевского собора работы Ринальди.
Вид разборки и сохраненных частей предыдущей Исаакиевской церкви:

Первые пять лет занимались фундаментом. Вдобавок к имеющимся 13 тысячам свай третьего Исаакиевского собора забили ещё 12 тысяч. Расстояние между сваями составило 25-30 см. Промежутки между ними заполнили древесным углем и утрамбовали до твёрдости камня. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты.

Тем временем в каменоломне Пютерлакс под Выборгом клиньями и кувалдами вырубали гранитные монолиты для колонн:

В Петербург колонны транспортировались водным путём. Выгрузка с судна на Сенатскую площадь:

Обработка колонн производилась под руководством Самсона Суханова (того самого, который изготовил ). Сарай для окончательной "доводки" колонн:

Решено было сначала ставить колонны, а уже затем возводить стены собора. Колонны поднимали с помощью лесов конструкции Бетанкура.
Установка первой колонны северного портика в присутствии И.В. Императора и Императрицы в марте 1828-го года (справа видна уцелевшая алтарная часть третьего Исаакиевского собора):

По преданию под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.
Каждую колонну массой 115 тонн обшивали войлоком, обвязывали канатами, по деревянным каткам вкатывали в один из пролетов лесов и закрепляли концы канатов через систему блоков на 16-и воротах (кабестанах). По команде 128 человек начали вращать кабестаны. Установка одной колонны занимала 40-45 минут.

Подъём очередной колонны

После возведения кирпичных стен с каменными прослойками пришла пора облицовки мрамором. 1836 год - сооружение мраморных карнизов северного фронтона:

Конец 1837 года. Подъём 64-тонных колонн на верхнюю колоннаду (на высоту 43 метра):

Взгляд с крыши:

Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары.
Установка колонн колоколен, стоящих по углам здания:

По предложению Монферрана купол Исаакия был сделан не кирпичным, а полностью металлическим из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической:

Впервые подобная конструкция купола была использована в собора Святого Павла в Лондоне.

В пространство между фермами этих частей заложили около 100 000 керамических пустотелых цилиндров - для утепления здания и улучшения акустики храма.
Внутри купола:

Вид Исаакиевского собора в лесах:

И в почти завершённом виде:

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба - его строили четыре раза…

Преподобный Исаакий Далматский - не очень известный на Руси святой. Но именно ему посвящен самый большой храм Петербурга — Исаакиевский собор. Это могло бы показаться странным, если не знать, что основатель города Петр I родился в день памяти этого святого.

Вот почему Исаакий Далматский пользовался в Петербурге особым почитанием. Четыре храма в честь этого святого сменяли один другого. В их истории, как в капле воды, отразилась история Петербурга.

Жизни первая и вторая


Первый храм в честь Исаакия Далматского возник в нашем городе в 1710 году. Находился он рядом с Адмиралтейской верфью, на Адмиралтейском лугу. В первые годы после своего основания Петербург строился на скорую руку, и Исаакиевская церковь не стала исключением.

Она даже не была зданием специальной постройки. Просто к бывшему чертежному амбару пристроили колокольню со шпилем, да небольшую главку над алтарной частью, и церковь была готова.

Церковь эта простояла не так уж долго, но успела войти в историю. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось публичное венчание Петра I и Екатерины, будущей императрицы Екатерины I.

Церковь Исаакия Далматского. 1710 год. Литография с рисунка О. Монферрана.

Маленький деревянный храм не соответствовал величию столицы, и в 1717 году в присутствии Петра была заложена новая, теперь уже каменная Исаакиевская церковь. Располагалась она примерно на том месте, где сейчас стоит Медный всадник.

Проект ее разработал архитектор Георг Иоганн Маттарнови. Через несколько месяцев после закладки храма он умер, и церковь строили сразу несколько архитекторов: Н.Ф.Гербель, М.Г.Земцов, Г.Киавери, Д.Трезини. В 1727 году в присутствии Екатерины I церковь была освящена.

К сожалению, сохранилось очень мало изображений, по которым мы могли бы представить себе внешний вид этого здания. Судя по документам, оно представляло в плане равноконечный греческий крест. К однокупольному храму примыкала 40 метровая трехъярусная колокольня, которую украшали куранты.

Петр I специально заказал в Европе двое башенных часов — для колоколен Петропавловского собора и Исаакиевской церкви. Да и сам силуэт храма в панораме города напоминал Петропавловский собор.

И эта церковь тоже играла важную роль в истории Петербурга: согласно указу Петра I именно в ней принималась присяга «чинами Адмиралтейства и офицерами Балтийского флота».


Макет второй Исаакиевской церкви хранится в Исаакиевском соборе.

Однако и она простояла очень недолго. Причин этому было две. Во первых, место для строительства было выбрано неудачно. Из-за близости к Неве почва под храмом не отличалась устойчивостью, и вскоре в стенах появились трещины.

Второй же напастью стал огонь. Церковь дважды горела, в результате пожаров сгорел деревянный купол над алтарной частью, железная кровля с перекрытием обрушилась внутрь здания, были повреждены шпиль и часы на колокольне.

Невезучее здание пытались спасти: его ремонт занял более десяти лет. Но церковь продолжала разрушаться, и в 1758 году было решено разобрать ее и построить новую.

Жизнь третья


Указ, вышедший 15 июня 1761 года, гласил: «при строении Исаакиевской церкви быть архитектору Савве Чевакинскому».

В 1762 году Чевакинский представил в Сенат проект храма и смету на его постройку. Именно Савва Иванович выбрал для Исаакия то место, на котором он стоит в наши дни. Но в 1767 году Чевакинский подал в отставку, и его сменил Антонио Ринальди, который разработал свой собственный проект.



Проект третьего Исаакиевского собора Антонио Ринальди.

Самое лучшее представление о проекте Ринальди мы можем составить по модели, хранящейся в музее Академии художеств. Основной объем храма венчается куполом, который окружают четыре ажурные башенки-звонницы.

С запада к зданию примыкает трехъярусная колокольня. По проекту Ринальди храм должен был быть целиком облицован цветным мрамором — сибирским и олонецким.

Известный искусствовед и историк архитектуры В.Я.Курбатов писал в 1913 году: «Будь закончен Исаакий Ринальди, мы имели бы несравненный образчик зодчества совершенной эпохи барокко». Но, увы, судьба этого великолепного проекта оказалось печальной.

Средств на строительство в истощенной российской казне постоянно не хватало, и храм возводился черепашьими темпами. К 1796 году, когда на престол вступил Павел I, храм довели только до карниза.

26 декабря 1796 года Павел распорядился остановить отпуск средств на строительство собора. Драгоценный мрамор, собранный для его облицовки, отправили на украшение Михайловского замка.

Казалось, собор так и не будет достроен, но в марте 1797 года Павел поручает архитектору Винченцо Бренна довершить его возведение, однако ограничившись минимально возможными средствами. Наконец, 30 мая 1802 года, в присутствии уже следующего императора, Александра I, храм был освящен.



Третий Исаакиевский собор по проекту архитектора В. Бренна на гравюре И. А. Иванова. 1816 год.

Винченцо Бренна был талантливым архитектором, но что он мог сделать в таких условиях? Волей-неволей пришлось строить собор одноглавым, а колокольню ограничить двумя ярусами. Понятно, что ни о какой мраморной облицовке речь уже не шла.

Наиболее точно ситуация со строительством собора была выражена в эпиграмме, ходившей тогда по Петербургу: «Сей памятник двух царств, обоим им приличный: основа его мраморна, а верх его кирпичный!»

Третий храм в честь святого Исаака также прослужил недолго. 9 апреля 1816 года, во время пасхального богослужения, отсыревшая штукатурка рухнула со сводов на правый клирос и «падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание». После этого храм закрыли.

Жизнь четвертая


Собор, построенный Ринальди и Бренна, вышел откровенно неудачным. И вскоре всем стало очевидно, что на таком ответственном месте требуется куда более красивый храм.

Уже в 1809 году был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Еще один такой конкурс был проведен через четыре года. Но, хотя состязались такие выдающиеся архитекторы, как Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, Ж.Ф.Тома де Томон, Л.Руска, В.П.Стасов, братья Михайловы, удовлетворительного результата конкурсы не дали. Мешало выдвинутое Александром I требование сохранить существенную часть старого храма (как минимум алтарную часть).

Тогда Александр I решил пойти другим путем. В 1816 году он обратился к одному из своих приближенных, известному инженеру генералу Августину Бетанкуру с просьбой рекомендовать ему архитектора. Как раз незадолго до этого в Петербург прибыл молодой французский зодчий Огюст Монферран.


Анри Луи Огюст Рикар де Монферран — архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.

Он был зачислен в качестве старшего чертежника в возглавляемый Бетанкуром Комитет по делам строений и гидравлических работ, и Бетанкур решил «для пробы» поручить Монферрану разработать проект реконструкции собора.

Монферран понимал, что ему выпал шанс, который бывает только раз в жизни. В спешном порядке он создал двадцать четыре проектных варианта, выполненных в миниатюре в самых различных стилях: индийском, китайском, готическом, древнеримском, древнегреческом, ренессансном…

Рисунки были переплетены в альбом и поднесены Бетанкуром императору с просьбой «один из рисунков удостоить своим выбором». Альбом произвел требуемое впечатление (к сожалению, в архивах он не сохранился), и Александр I поручил Монферрану разработать проект собора. Проект был утвержден в феврале 1818 года, а с весны уже началось и строительство.

Однако утвержденный проект был откровенно недоработан (так, например, в комплекте чертежей отсутствовал поперечный разрез) и имел серьезные недостатки. Поэтому, когда проект опубликовали в печати, архитектор Антуан Модюи подверг его резкой критике.

Используя свои чертежи и расчеты, он доказывал, что собор, спроектированный Монферраном, рухнет. Возражения Модюи сперва пытались спустить на тормозах, однако он обратился к императору напрямую, и в феврале 1822 года строительство было приостановлено (продолжалась только заготовка материалов).

В 1824 году был проведен конкурс на лучшее исправление проекта Монферрана. В конкурсе на общих основаниях принял участие и сам Монферран, доработавший собственный проект и в результате победивший.



О. Монферран. Проект Исаакиевского собора. Фасад, вариант. 1825 г.

Впрочем, и эти изменения были не последними. Позднее Монферран дорабатывал свой проект в 1835 м (изменились конструкции портиков, а круглые боковые башни превратились в квадратные колокольни) и в 1837-38 годах (изменился проект купола: кирпичные своды заменила легкая и прочная конструкция из металла).



О. Монферран. Проект Исаакиевского собора. Фасад, вариант. 1835 г.

Возведение собора растянулось почти на 40 лет, так что у наших соседей, финнов, даже появилась поговорка: «Строится так же долго, как Исаакиевский собор».

О значимости строительства говорил тот факт, что членами Комиссии по перестройке Исаакиевского собора, осуществлявшей административное руководство, были самые высокопоставленные чиновники. А на всех наиболее важных этапах возведения собора присутствовали император и члены императорской фамилии.

На гигантское сооружение не жалели средств. На одну только архитектурную модель собора (ту, что хранится в музее Академии художеств) было потрачено 80000 рублей! А сам собор (причем без учета драгоценной церковной утвари) обошелся России в гигантскую сумму 23256852 рубля 80 копеек.



Вид строящегося Исаакиевского собора в 1838 г. Литография Ф.Бенуа.

Для сравнения, на возведение Троицкого (Измайловского) собора было затрачено всего около двух миллионов рублей — меньше, чем обошелся один только фундамент Исаакия.

После церемонии освящения храма, состоявшейся 30 мая 1858 года, Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. Горячие споры вызывала принадлежность храма, ведь Церковь настаивала, чтобы собор был передан в ее ведение. Вопрос этот был передан на рассмотрение особой комиссии под руководством ректора Академии художеств.

Было решено, что Церкви будет не под силу содержать столь дорогой храм и обеспечить ему достойный уход способно только государство. Поэтому Исаакиевский собор был передан в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий (а с 1871 года — в ведение Министерства внутренних дел).

На поддержание собора в надлежащем виде не жалели средств. Причт Исаакия был больше, чем во всех остальных храмах Петербурга: протоиерей, 3 священника, ключарь, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 5 псаломщиков, 2 пономаря, просвирня, 50 певчих и шестнадцать звонарей.

В большинстве храмов России причт жил на деньги от приходских доходов и на проценты с капитала, пожертвованного на храм, но причт Исаакиевского собора состоял на казенном жаловании. Кроме Исаакия казенное жалование получал причт только трех соборов Петербурга: Морского Богоявленского (Никольского), Троицкого и Смольного, но жалование в Исаакиевском соборе было выше примерно в 3-4 раза.

А всего на содержание собора выделялось в год 68858 рублей (не считая разовых дополнительных затрат). При этом в ведении причта собора оставлялись также и все сборы («кружечные», «свечные», «кошельковые»).



Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

После Октябрьской революции из собора изъяли многочисленные ценности (было вывезено около 50 кг золота, свыше двух тонн серебра и множество драгоценных камней), но сам храм оставался действующим.

Однако обеспечивать гигантскому собору надлежащий уход без помощи государства община, естественно, была не в силах. Поэтому в 1928 году договор с церковной двадцаткой был расторгнут и храм передали Главнауке.

С 1928 по 1931 год в соборе провели ремонт, одновременно в храме открылся антирелигиозный музей, одной из главных достопримечательностей которого стал маятник Фуко, демонстрировавший вращение земли.

Собор сильно пострадал в годы блокады. Хотя прямых попаданий снарядов в храм не было, но фасады и наружные колонны испещрены следами от их осколков, а купол одной из звонниц был пробит авиабомбой.

Однако самый тяжелый урон храму нанесли не снаряды, а зима. Неотапливаемый собор промерз насквозь, на стенах выступил иней, и весной, во время его таяния, был нанесен огромный ущерб росписям.

Более всего была испорчена фреска Бруни «Адам и Ева в Раю», красочный слой которой смылся полностью. К несчастью, никаких фотографий или эскизов фрески не сохранилось, так что реставраторам пришлось просто нарисовать ее заново, подражая манере Бруни.

Первое богослужение в соборе после более чем шестидесятилетнего перерыва состоялось в 1990 году. И в наши дни Исаакий совмещает сразу две функции — храма и музея.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, официальное название которого звучит как собор преподобного Исаакия Далматского, является самым крупным православным храмом Санкт-Петербурга. У этого архитектурного сооружения есть статус музея, а располагается оно на Исаакиевской площади.

История собора

Регистрация церковной общины была проведена в 1991 году, и после этого было получено разрешение проводить в здании богослужения. Строительство храма велось с 1818 по 1858 годы, а автором проекта к зданию стал архитектор Монферран. Сам император Николай I был куратором процесса строительства. Торжественное освящение нового кафедрального собора состоялось 11 июня 1858 года, а осуществил его Митрополит Григорий Постников.

Интересно, что этот храм – четвёртый по счёту, построенный в честь Исаакия Далматского в городе Санкт-Петербурге. Площадь его внутренних помещений составляет около 4000 кв.м. Одна из самых красивых и необычных купольных сооружений не только на территории России, но и во всём мире. В этом можно убедиться, посмотрев фото и видео в статье. Размеры храма огромны, больше него лишь соборы Святого Павла (Лондон), Святого Петра (Рим), Святой Марии (Флоренция). Общий вес постройки составляет 300 тысяч тонн. Вместительность храма составляет около 12000 человек. Перед революцией 1917 года Исаакиевский собор Санкт-Петербурга обладал статусом кафедрального собора, а историко-художественным музеем он стал называться лишь в 1937 году.

Интересно, что деревянная церковь (ныне – Исаакиевский собор) была построена в 1710 году, в честь Петра I, у которого день рождения был как раз в день св. Исаакия Далматского, 30 мая. Располагалась церквушка возле Адмиралтейства, и именно здесь происходило венчание Петра I со своей женой. Немного позднее, в 1717 году, была построена каменная церковь, однако впоследствии её пришлось разобрать из-за просадки грунта.

Возрождение собора

В 1768 году Екатерина II издаёт указ, согласно которому начинается строительство очередного Исаакиевского собора. Ведут его в соответствии с проектом архитектора Ринальди между двумя площадями Санкт-Петербурга – сенатской и Исаакиевской. Сооружение этого храма было завершено лишь в 1800 году, уже после смерти Екатерины II. Следующему императору храм не нравился, и поэтому зданию не уделялось должного внимания. Оно сильно обветшало.

После войны

После завершения войны в 1812 году началась разработка проекта нового храма, в соответствии с приказом Александра I. В этой работе был использован проект, составленный архитектором Монтерраном, в соответствии с которым планировалось использовать часть конструкций из собора, построенного по проекту Ринальди. В новом здании сохранялись под купольные пилоны и алтарная часть.

А вот колокольню, западную стену прежнего собора и выступы алтаря, согласно новому проекту, нужно было убрать. При этом собор новой постройки увеличивался в длину, но при этом сохранил прежние параметры ширины. Согласно составленному плану здание теперь имело форму прямоугольника, а высота сводов храма оставалась прежней. Также с северной и южной сторон постройки в соответствии с проектом предполагалось сооружение колонных портиков. Венцом собора стал большой купол, а кроме него в каждом из углов расположилось по одному маленькому куполу. Выбор императора пал как раз на проект храма с пятью куполами, автором которого стал архитектор Монферран. Строительство этого архитектурного сооружения было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Храм стал одним из самых высоких купольных сооружений во всём мире.

Небольшая реконструкция

Исаакиевский собор в современном варианте представляет собой пятиглавое строение. Самый большой его купол сложен из трёх частей – наружной, средней и нижней. В диаметре наружная часть большого купола составляет 25 м, а внутренняя часть – 22.15 м. Интересно, что купольный барабан окаймлён 72-мя колоннами, изготовленными из гранитного монолита и имеющими вес 64-114 тонн. Именно при строительстве данного храма такие громоздкие колонны впервые за всю строительную практику были подняты на высоту 40 м. Как это все смотрится можно увидеть на видие о фото в статье. Позолота на куполах храма выполнена из червонного золота, причём на украшение всех пяти куполов ушло этого материала около 100 кг. Сами же купольные конструкции выполнены из металла, а венцом большого купола является золотой греческий крест.

вид с невы

Из чего строился

В углах здания располагаются звонницы Исаакиевского храма. Расположенные в них колокола изготовлены из сплавов меди, серебра и олова. Главный колокол, вес которого достигает 30 тонн, украшен изображениями российских правителей. Его установили в 1848 году на одной из колоколен собора, расположенной в северо-западной его части.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен с использованием различных пород минералов (всего их было около 43-х). извне стены храма облицевали серым мрамором, а цокольную часть – гранитом. Украшением колонных портиков стали фигурки 12-ти апостолов. Над кровельной частью собора и вокруг основного купола можно увидеть фигуры ангелов. Здание храма декорировано фронтонами, на которых присутствуют тематические горельефы (Воскресение Христа, Благословление императора Феодосия св. Исаакием Далматским). Колонны этого собора изготовлены из гранита, доставленного из Финского залива. Смотрите примеры на фото и видео ниже.

Что нужно знать туристу

Внутренне убранство Исаакиевского храма поражает своим великолепием. Не зря этот собор неофициально называют музеем цветного камня. полы и стены здесь декорированы плитами мрамора разных видов от итальянских, французских, русских мастеров. На стенах храма внутри можно увидеть декор из белого мрамора, и отделку-панно, скомбинированного из зелёного и жёлтого мрамора, порфира и яшмы. Если вы сомневаетесь в этом то смотрите видео и фото в статье. Прямо под церковным куполом на стальном тросе закреплён серебристый голубь – символ духа. У прихожан создаётся впечатление, что птица парит в воздухе. Внутренняя часть большого церковного купола украшена росписью с изображением Богоматери.

Внутреннее убранство

Внутри Исаакиевского собора в Питере можно увидеть много картин и мозаичных изображений, созданных известными художниками К. Брюлловым, П. Васиным, Ф. Бруни. Украшением храма являются и многочисленные скульптурные группы и статуи, созданные разными мастерами. Храмовый иконостас облицован бадахшанским лазуритом и красивым малахитом, смотрите фото и видео в новости

Что обязательно нужно посмотреть туристам

В залах собора есть три алтаря. Основной посвящён святому Исаакию Далматскому. Его иконостас украшен белым мрамором, колоннами из малахита. Прямо за иконостасом расположен цветной витраж с изображением Воскресения Христа. Алтарь слева посвящён князю Александру Невскому, а правый алтарь создан в честь Великомученицы Екатерины. Отличительной особенностью этого храма является и маятник Фуко, демонстрирующий непрерывное движение нашей планеты.

В военное время многие ценности, расположенные в Исаакиевском соборе, не были повреждены, или разграблены, поскольку хранились внизу, в подвале строения. Посещение собора верующими было разрешено в 1991 году. Сейчас в этом храме четырежды в год проходят службы.

Помощь туристам при посещении собора

Туристам интересен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге не только красивейшим внутренним убранством, но и возможностью увидеть во всей красе панораму города, поднявшись на самую высокую колоннаду собора. Этот храм принадлежит к числу шедевров мировой архитектуры и считается символом Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор располагается на Исаакиевской площади северной российской столицы. Прямо к нему можно доехать на нескольких маршрутных такси (№№ 190, 169, 306). В нынешнее время этот храм наделён статусом музея.

Цена входного билета

Его посещение – платное для туристов, и стоимость билета для одного человека составляет около 250 рублей. Ближайшая к собору станция метро – Адмиралтейская (пересечение Малой Морской улицы и переулка Кирпичного). Выйдя из метро, нужно пройти несколько метров по улице Малой Морской, свернув налево. Так вы сможете выйти на Исаакиевскую площадь и увидеть одноимённый собор. Добраться к храму можно и другими путями, от станций метро Садовая или Спасская Площадь. Из этих станций имеется выход к Сенной площади, от которой стоит пройти по переулку к речной набережной, и там повернуть налево. Пройдя 100 м, вы доберётесь до площади Исаакиевской.

Исаакиевский собор открыт для посетителей ежедневно, кроме среды. Туристы могут посещать собор даже вечером и ночью, правда, стоимость его будет несколько дороже, около 400 рублей.

Большая часть туристов, посещающих Исаакиевский собор, принимают также решение прогуляться по площади Исаакиевской, Адмиралтейской набережной, Невскому проспекту и Дворцовой набережной. Для посетителей в этом соборе предлагается два вида стандартных экскурсий. Одна из них предполагает посещение самого храма, а вторая – путешествие на колоннаду. Приобретать билеты для каждой из экскурсий нужно отдельно. Все это можно посмотреть у нас на сайте в видео ролике и фотографии.

Как проходит экскурсия

Богатство убранства внутренних помещений Исаакиевского собора не должны оставаться без внимания туристов. Экскурсии по храму проводятся для групп путешественников, и их стоимость входит в цену входного билета. В ходе такой экскурсии посетители узнают информацию об истории Исаакиевского собора, сведения о строительстве архитектурного сооружения, а также – технологиях и материалах, используемых для возведения этого храма. Большой популярностью у туристов всегда пользуются колоннады Исаакиевского собора, ведь это здание – одно из самых высоких в Санкт-Петербурге, и именно с его колоннад открываются великолепные виды на панораму города. Отсюда можно увидеть Дворцовую и Исаакиевскую площади, реку-Неву, крепость Петропавловскую.

Видео



В этом видео показан и описан Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Это видео будет полезно, если вы собрались посетить Питер как турист. Так же этот ролик будет интересно посмотреть для самообразования и внутреннего развития. Так как Исаакиевский собор является одним из самых больших и красивых соборов мира. Там действительно есть, что посмотреть. Так же не забудьте оставить свой отзыв о соборе, если вы там уже бывали. Ваше мнение будет интересно туристам, которые собрались посетить достопримечательности Санкт-Петербурга и не только. Так же вы можете присылать фото собора, сделанного своими руками. И они обязательно попадут на страницы нашего сайта.

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru

Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru

Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru

Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.



Loading...Loading...