Из приказа о задачах ввс красной армиив связи с большой аварийностью. Воздушные разведчики 47 школа воздушных стрелков радистов г кутаиси

В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.

Вопросами комплектования школы занимались: начальник школы - майор Куропятников, комиссар школы ст. политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. С 1937 по 1939 год школа находилась в подчинении Авиационной базы ВВС Киевского Особого военного округа. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».

С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 68 и переменного состава - 500 человек.

С февраля 1942 года школа стала именоваться «Школой воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии». Кроме ВСР предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.

С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль - ВСР в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище. Особая ответственность за подготовку авиационных специалистов легла на часть в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в части подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов. 698 - воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радио-, телеграфиста. За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945 года школа стала именоваться «Военной авиационной школой воздушных стрелков-радистов ВВС». В это время здесь был создан политический отдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2. С 1946 года проведение летной практики курсантов было организовано непосредственно в школе.

С ноября 1948 года школе присвоено условное наименование «Войсковая часть 30185».

С января 1949 года в учебно-летной части школы вместо классов введены циклы: ВСП, СБВ, радиосвязи, РТО и СЭД. В авиаэскадрилье увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10. Всего увеличено на 22 самолета. Расширена ТЭЧ авиаэскадрилий и увеличено количество курсантов до 830 человек.

С июня 1952 года школа состояла из: учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиаэскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2 и одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15; отдела учебно-летной подготовки; трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов; батальона аэродромно-технического обеспечения.

С марта 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов. С августа 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.

В октябре 1956 года образован 662-й учебный авиационный полк (войсковая часть 15435) со своим штабом, партполитаппаратом и службами в составе 4 учебных авиаэскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.

В этом же году образован батальон аэродромно-технического обеспечения (войсковая часть 15481) со своим штабом, партполитаппаратом и службами тыла.

В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил» с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов для транспортной авиации и командиров огневых установок -старших воздушных радистов для дальней авиации возложена на Военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.

Самоотверженный труд офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по подготовке младших авиационных специалистов, как во время войны, так и в послевоенное время, был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.

С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-

штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей.

В сентябре 1978 года сформирован дивизион связи и РТО.

Личный состав школы (в основном, в/ч 15435 - полк) принимал участие в афганской войне. Награждены: орденом Красной Звезды - майор А. В. Макеев, капитан А. Б. Кульков, капитан В. А. Евсюков, майор А. П. Спиридонов; орденом «За службу Родине в ВС» III степени - капитан Ю. М. Шаповалов, майор П. Е. Косарев, капитан А. А. Ельницкий; медалью «За боевые заслуги» - капитан С. М. Юрченко, ст. прапорщик В. И. Зиля и многие другие. Погиб экипаж майора В.В. Косоловича. В память воинам, не вернувшимся с афганской войны, построен первый в Сибири мемориал.

В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра входят части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.

В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАВТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава ДА (Рязань).

Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.

Командование школы;

с 1935 по 1937 гг. - майор Куропятников;

с 1937 по 1940 гг. - воентехник I ранга Томилин;

с 1941 по 1946 гг. - капитан Иван Васильевич Сергеев;

с 1946 по 1954 гг. - генерал-майор авиации Павел Егорович Багаев;

с 1954 по 1960 гг. - гвардии полковник Николай Андреевич Тортор;

с 1960 по 1966 гг. - полковник Иван Алексеевич Воробьев, дважды Герой Советского Союза;

с 1966 по 1974 гг. - полковник Михаил Георгиевич Рокицкий;

с 1974 по 1976 гг. - подполковник, затем полковник Владимир Петрович Стрельцов;

с 1976 по 1979 гг. - майор, затем подполковник Валентин Алексеевич Челышев;

с 1979 по 1985 гг. - полковник Анатолий Петрович Слезка;

с 1985 по 1990 гг. - полковник Владимир Алексеевич Рогулин;

с 1990 по настоящее время - полковник Богдан Степанович Мартынишин.

Бомбардировщик Дб-3Ф и его экипаж. Именно на таком летели герои репортажа в начале войны.

Рано утром командир бомбардировщика дальнего действия капитан Рудевич получил приказание приготовить машину к полету, но без обычного груза бомб.

Тотчас же вокруг самолета началась напряженная работа. Маленький, коренастый стрелок радист Балалыкин деловито проверял оружие. Несмотря на свою молодость, он участвовал уже во второй войне,- впервые свои пулемёты старшина Балалыкин испробовал на финских самолётах.

Почему же не подвешивают бомбы?- удивленно спросил он.

На это почему-то нет приказания,-ответил Рудевич.

Пришел штурман капитан Дарелло. Оп занялся изучением погоды. Все обещало благоприятные условия для полета: облачность была хорошая, можно сколько угодно летать над вражеской территорией.

Я - подполковник Иванов. В мое распоряжение поступает ваш экипаж, -сказал он и, отведя людей в сторонку, изложил им задачу: самолёт должен летать над полем сражения как можно дольше, чтобы сверху получить общее представление о действиях на фронте наших войск и

о положении в тылу врага.

«Значит, в разведку», - разочарованно подумал Балалыкин и, как бы угадывая его мысли, подполковник предупредил:

При встречах с противником в воздухе боя не принимать. Все сделать для того, чтобы как можно больше видеть, что делается на земле.

Когда подполковник подробно проинструктировал экипаж, людям стало ясно, что полёт их - более ответственный, чем обычный боевой. И лица у всех стали строже, суровей, когда подполковник отверг предложение лететь с одним стрелком радистом. Вызвали младшего сержанта Башука.

Подполковник скептически оглядел молодого стрелка радиста - было видно, что Башук летит на выполнение боевого задания впервые.

Второй стрелок нам нужен для того, чтобы охранять машину с хвоста. Имейте в виду, что наш самолет одиночный, мы летим без сопровождения истребителей.

Выполним задачу, товарищ подполковник, - вдруг сказал Башук, и вышло это у него так искренне, горячо, что подполковник подумал: «Нет, паренек с огоньком».

В 7 часов утра самолет капитана Рудевича поднялся с аэродрома. Подполковник Иванов сидел в штурманской кабине, рядом с капитаном Дарелло. Он видел штурмана впервые, но уже за тот короткий срок, пока Дарелло наносил на карту маршрут, Иванов проникся невольным доверием к этому неказистому на вид человеку. Он делал все обстоятельно, вдумчиво, с глубоким знанием дела.

Работа же штурману предстояла большая: самолёт должен был хорошо маскироваться, лететь зачастую в облаках - слепым полётом, скрываясь от преследования вражеских истребителей, снова снижаться, чтобы разведывать поле боя.

Уже в первый час полета самолет попал под обстрел фашистской крупнокалиберной зенитки. Под самолётом поплыли чёрные дымки разрывов. Батарея, положив низкую очередь, стала бить выше, но Рудевич быстро поднялся еще выше и ушел из зоны обстрела. Штурман вёл самолет бережно, искусно ускользая от вражеских выстрелов.

Но вот появилась шестёрка «Мессершмиттов », по звену - справа и слева. Они начали преследовать наш самолёт. Капитан Рудевич, твердо выполняя приказ «не вступать в бой», нырнул в облака, и «Мессершмитты» остались с носом.

Советский разведчик уже несколько часов был в воздухе над фронтом. Грандиозная картина сражения открылась сверху. Подполковник Иванов видел огромные глубокие воронки, - следы наших авиабомб, перевернутые, исковерканные танки врага, трупы фашистов, густо покрывавшие поле, пылавшие леса и мосты у разбитых переправ противника. Чувство восхищения прекрасной работой наших лётчиков, громивших врага, испытывал подполковник, усердно записывая наблюдения.

На четвёртом часу полёта машина попала в грозовую тучу. Кругом непроглядные облака, дождь - ливень. Усилия капитана Рудевича заставить самолет набрать высоту не увенчались успехом - самолёт прижимало к земле, под ним уже мелькали вершины деревьев. Нужно садиться... Но внизу - враг. Садиться нельзя...

Приложите все усилия, чтобы набрать высоту, - приказал подполковник капитану Дарелло.

Началась напряженная борьба за каждый метр высоты. Моторы слабели, самолет не слушался рулей, но капитан Рудевич обладал

крепкой волей, и машина, сопротивляясь, медленно пошла вверх. Кое-как набрав высоту в 200 метров, слепым полётом пришли на свой аэродром, пролетев над фронтом и тылом врага около тысячи километров в течение четырёх часов.

На другой день погода «испортилась»: облака исчезли, небо было чистое. В одиночку лететь было опасно, поэтому самолет капитана Рудевича поднялся в воздух в сопровождении истребителей. Пролетая над позициями врага, истребители увидели на земле два звена «Мессершмнттов». Наши ястребки камнем ринулись вниз и с бреющего полета зажгли два вражеских истребителя. Остальные стали подниматься. Завязался воздушный бой.

Подполковник Иванов увидел двух фашистских истребителей, которые шли в атаку на наш самолёт с двух сторон. Это были маленькие, белые, с обрубленными крыльями машины, напоминающие белую моль. Летевший слева с близкой дистанции обстрелял наш самолёт из пушки. Осколки впились в ногу подполковника Иванова, но он не почувствовал боли, - все внимание его было поглощено картиной воздушного боя.

Наш тяжёлый бомбардировщик мужественно отбивался от наседавших на него вражеских истребителей. Силы были неравные, все преимущества на стороне врага. Наши сопровождающие ястребки были отвлечены в сторону другими фашистскими самолётами.

Бомбардировщик вступил в единоборство.

Стрелок-радист Балалыкин издалека следил за белой фашистской молью, летевшей в атаку на самолёт слева. И когда враг выпустил очередь из своей пушки, Балалыкин с той же дистанции в упор расстрелял врага. «Белая моль» вспыхнула и горящим факелом стала падать на землю. Всё это произошло так быстро, что вражеский лётчик не успел выпрыгнуть с парашютом.

Стрелок-радист Башук следил за врагом. Он заметил вражеский истребитель, заходивший с хвоста. Вот когда пригодился Башук, этот необстрелянный парень! Фашист подлетел на близкое расстояние, раздался сильный треск пушечной стрельбы, но в тот же миг Башук поймал его на мушку, и вторая «белая моль» окуталась пламенем.

Остальные враги, летевшие в атаку на наш самолёт, видя печальную участь двух своих лётчиков, отвернули в сторону, не приняв боя.

Кровь лила из пробитой ноги подполковника Иванова. Он кое-как забинтовал ногу полотенцем, которое случайно оказалось в полевой сумке, но кровь продолжала сочиться.

Я сейчас вас получше устрою, - заботливо сказал штурман Дарелло.

Он подтянул раненую ногу подполковника к потолку, чтобы уменьшить потерю крови. Так и летел подполковник Иванов, задрав одну ногу к потолку штурманской кабины. Было не очень удобно, но подполковник, забыв ранение, растроганно думал о штурмане капитане Дарелло.

На своем аэродроме приземлились с сильно поврежденным шасси. Сели благополучно. Из самолёта выскочил старшина Балалыкин. Осколками у него были изранены лицо, левый бок и бедро. Но ничего не чувствуя, он крикнул в радостном возбуждении:

Вот это всыпали! Вот так бы всегда бить эту сволочь!

Лицо Башука тоже было в крови, но и он счастливо улыбался, помогая товарищам вынести из машины раненого подполковника.

И от меня не ушёл! Видели, как я его угостил?! Видели?!

Да, видели, дорогой товарищ Башук! Вся страна видела ваш подвиг. Теперь в вашем экипаже нет не обстрелянных - только герои!

От редакции: судьба экипажа

Июль-август 1941 года. Лётчики 2-го авиаполка дальней разведки Главного командования Красной Армии (будущий 47-й Гв. АПДР). Возможно, что здесь изображён кто-то из наших героев.

Командир

Гвардии майор Анатолий Сергеевич Рудевич, командир эскадрильи 2-го авиаполка дальней разведки, а затем лётчик 8-го гвардейского авиаполка дальнего действия, погиб в авиакатастрофе 24 марта 1943 года.

Штурман

Майор Родион Иванович Дарело прошёл всю войну. В 1941 году летал бомбить Берлин в экипаже знаменитого лётчика Михаила Васильевича Водопьянова. До 1943 года - штурман эскадрильи 746-го авиаполка дальнего действия, затем - начальник штаба 105-го вспомогательного авиаполка. Вышел в отставку в звании подполковника.

Родион Иванович Дарело награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды и многочисленными медалями.

Родион Иванович Дарело

Стрелки-радисты

Воздушный стрелок-радист 47-го гвардейского авиаполка дальних разведчиков Главного командования Красной Армии гвардии старшина Марк Моисеевич Мошук погиб в воздушном бою 14 марта 1943 года. После боевого вылета на фоторазведку обороны немцев под Старой Руссой разведчик Ту-2 был атакован шестью истребителями Fw-190 и был сбит.

За мужество и профессионализм, проявленные в боевых вылетах, Марк Моисеевич Мошук награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

В 2015 году место падения этого Ту-2 было обнаружено поисковиками новгородской экспедиции «Долина» (). В результате поисковых работ были найдены останки трёх членов экипажа. Они были переданы командованию 47-го авиполка и были похоронены в месте его постоянной дислокации - городе Починок Смоленской области.

1942 год. Лётный состав группы капитана Столярова. Именно в его экипаже воевал М. М. Машук и скорее всего он есть на фотографии. А возможно и Егор Балалыкин.

Гвардии лейтенант Егор Семёнович Балалыкин прошёл путь от простого стрелка до начальника связи авиаэскадрильи 47-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ордена Суворова отдельного разведывательного авиаполка Главного командования. Во время боевых вылетов сбил 2 немецких самолёта. Командованием отмечался как высококлассный специалист своего дела.

За отвагу и мужество Егор Семёнович Балалыкин награждён двумя орденами Красного Знамени (один - за Финскую войну), орденом Отечественной войны II степени и медалью «За оборону Москвы».

Разведчик Пе-2Р 2-го АПДР ГК РККА (будущий 47-й Гвардейский АПДР). Лето-осень 1942-го года.

Разведчик МиГ-25РБ 47-го ГРАП. Наши дни.

Использованы материалы сайтов podvignaroda.ru, obd-memorial.ru, ptah57.livejournal.com и журнала «Авиация и космонавтика» (2008 год, №11).

Все мы рано или поздно возвращаемся к истокам, к своему детству, переосмысливаем прошлое. Так случилось и со мной.
Не так давно мой старый друг показал мне по скайпу наши юношеские фотографии из Канска, где мы с ним жили долгое время. С этого момента я заболел Канском и, прежде всего, военным городком №1, где прошли мои детство и юность.
Собирая информацию о 22-й ВАШ ВСР, которая базировалась в городке с 1947 года, я увидел много противоречий и нестыковок. Захотелось всё увязать и представить реальную картину, а может быть, просто вспомнить прошлое - детство, юность. Поэтому повествование будет в какой-то степени субъективным.
Это воспоминания о родителях, о друзьях, о жизни того времени, о давно ушедших детстве и юности.
Одним словом ностальгия.
1 февраля 2014 года.

Введение

В начале первой мировой войны в Русской армии катастрофически не хватало младшего офицерского состава. С осени 1914 по осень 1916 годов в России в экстренном порядке создавались школы прапорщиков. Обычно прапорщики назначались командирами взводов и на соответствующие им должности. За время войны была открыта 41 школа прапорщиков. К концу 1917-го года основу офицерского корпуса русской армии составляли выпускники школ прапорщиков.
Одна из таких школ в 1916 году была создана в военном городке г. Канска, строительство которого началось ещё в 90-х годах девятнадцатого века.

Примечание: В 1649 году в русской армии, по указу царя Алексея Михайловича, прапорщиками стали называть знаменосцев (от старославянского прапор – знамя)
В 1712 году Пётр I ввёл воинское звание прапорщика как первый чин офицерского состава в пехоте и кавалерии.

Что было с городком после революции, официальных данных нет.
Судя по надписям, сохранившимся на стенах складских и хозяйственных помещений, в городке в 20-30 годы ХХ века располагались различные воинские подразделения.
В 1934 году в военном городке размещалась 118-я школа младших авиационных специалистов (ШМАС), которая в 1940 г. реорганизована в военно-авиационную школу (ВАШ) стрелков-бомбардиров (расформирована в августе 1942 года).
В 1940 году в военном городке, кроме 118-й ШМАС, дислоцировалось Канское военно-пехотное училище, которое сформировано в 1940 году в соответствии с директивой Наркома обороны СССР №103014 от 31 декабря 1939 года.
Формирование училища в период с 31 января 1939 г. по 7 февраля 1940 г. было возложено на командира
102-й стрелковой дивизии полковника Куталёва.
Формирование проводилось за счет личного состава 102-й и 57-й стрелковых дивизий, ранее принимавших участие в боях на Халхин-голе. На второй курс был переведен батальон курсантов Омского военного училища имени М.В. Фрунзе.
Численность курсантов на 1 января 1941 года составляла 1618 человек.
В 1940-41 годах училище возглавлял полковник Смирнов М. Н.
5 января 1941 года в соответствии с приказом НКО от 19 октября 1940 г. училище передислоцировано в Кемерово и переименовано в Кемеровское военно-пехотное училище.
В 1942 году в военный городок передислоцирована Дальневосточная школа военных переводчиков (ШВП).
23 сентября 1943 года в военный городок передислоцировано Омское военно-пехотное училище, созданное 16 июля 1941 года.
7 января 1944 года Канскому военно-пехотному училищу было вручено Революционное красное знамя.
С окончанием войны и уменьшением потребности вооружённых сил в офицерских кадрах, 22 июля 1946 года училище расформировано.

1.1 История 22-й школы младших авиационных специалистов

В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа, в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.
Организационными вопросами создания школы занимались начальник школы майор Куропятников, комиссар школы старший политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. К марту 1936 года школа была окончательно укомплектована.
С 1937 по 1940 годы начальником школы был воентехник I ранга Томилин.

Старший техник-лейтенант Сергеев Иван Васильевич служил в школе преподавателем

Белая Церковь 1939 г.

В ноябре 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».
С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 53 и переменного состава - 500 человек.
В 1941 году, в связи с началом войны с Германией, школа была передислоцирована в г. Уральск.

С 1941 года по февраль 1946 года начальником школы был капитан, в дальнейшем майор
Сергеев Иван Васильевич

Несколько показательных фотографий из жизни школы 1935-1946 г.г.

На учениях комсостава авиакорпуса.

Работа радиостанции с самолетами на старте. Белая Церковь 1935 г.

Принятие присяги. Уральск 1943 г.

Старший техник-лейтенант Мерзляков с курсантами. Изучение материальной части. Уральск 1943 г.

Построение личного состава. Рапорт. Уральск 1943 г.

Капитан Сергеев И.В. с водителем у служебного «Виллиса». Уральск 1944 г.

Физподготовка. На переднем плане к-н Сергеев И.В. Третий слева во втором ряду - лейтенант Борсук Иван Иванович, будущий начальник цикла ВСП Уральск 1945 г.

Капитан Сергеев И.В. (в центре) с сослуживцами. Давлеканово 1945 г.

Начальник школы капитан Сергеев И.В. Давлеканово. 1946 г.

В последующие годы майор Иван Васильевич Сергеев служил командиром БАТО (батальон аэродромно-технического обеспечения) авиационных дивизий в Киржаче и Монино.

С февраля 1942 года школа стала именоваться: 22-я Краснознамённая школа воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии. Кроме воздушных стрелков радистов предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.
С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль – воздушных стрелков радистов (ВСР) в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище.
Большую работу по подготовке авиационных специалистов выполнила школа в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в школе подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов, 698 воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радиотелеграфиста.
За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.

Из жизни школы того времени

Согласно Книге приказов, начальником штаба школы был старший техник-лейтенант Титаренко.
В школе изучали азбуку Морзе, основы воздушных стрельб, материальную часть.
...Задачи на июль:

.............................................................................

3. Принимать и передавать 75-80 знаков, изучить пушку ШВАК и бомбардировочное вооружение современных самолетов.
4. Хорошо уметь распознавать и устранять задержки при стрельбе из пулеметов УБТ, ШКАС, а также ШВАК.
5. Отлично изучить типы ведения огня из подвижных установок пулеметных точек в воздушном бою…
…7. 1-е и 2-е упражнение на турнике, 1-е упражнение на брусьях

Примечание: УБТ - универсальный пулемёт Березина
ШКАС - Шпитального - Комарицкого Авиационный Скорострельный - первый советский скорострельный авиационный пулемёт
Пушка ШВАК - Шпитального-Владимирова Авиационная Крупнокалиберная - первая советская авиационная автоматическая пушка калибра 20 мм.
Учившиеся в школе в более поздние времена могут сравнить требования военного времени с современными

Приказ по 22-й школе воздушных стрелков-радистов
15 декабря 1944 г. № 365 г. Уральск
……………………………………………………………………………………...

§ 3. Во исполнение шифротелеграммы начальника штаба ВВС ЮжУрВО от 9.12.44. № 1792/ш,
нижепоименованный сержантский и рядовой состав воздушных стрелков-радистов, как окончивших школу, из списков школы и всех видов положенного довольствия исключить с 15 декабря 1944 года и направить в распоряжение командира части полковника Долгополова в г. Петровск (25 человек).

За начальника 22-й ШВСР ст. л-т Титаренко
За начштаба школы капитан Гримбовский

Примечание: капитан Гримбовский И.И. переехал вместе со школой в г. Канск и прослужил в части до демобилизации.

В мае 1945 года Гомельское военно-авиационное училище разведчиков передислоцируется из г. Давлеканово БашАССР в г. Кировоград Киевского военного округа.
Летом 1945 года в Давлеканово из Уральска перебазируется 22-я ШВСР.
Тогда же в эту школу переведён техник-лейтенант Михайлов И.Н. - мой отец. В этом городе познакомились мои родители (и не только мои), в этом городе родился автор сего повествования и другие дети городка.
С декабря 1945 года школа стала именоваться: «Военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (ВАШ ВСР)». Были созданы политотдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2.
С 1946 года проведение летной практики курсанов организовано непосредственно в школе

Курсанты на лётной практике в школе

1 ряд: преподаватели Лидер Иосиф Михайлович (4-й справа), Загребелин (5-й справа) Давлеканово 1946 г.

Оба преподавателя перебазировались в 1947 году в Канск и служили в части до демобилизации.

С февраля по июнь 1946 года начальником школы был полковник Чумак Федор Степанович.

В июне 1946 года начальником школы назначен генерал-майор авиации
Багаев Павел Егорович

Перебазировавшись из разных частей на новое место, в Давлеканово, люди служили, обживались, знакомились, развлекались.

Несколько фотографий из жизни того времени.

Такой была жизнь будущих ветеранов части в Давлеканово в 1946 году:

Так развлекались.

Вокальный дуэт с участием Сергеевой Людмилы Яковлевны (слева)
Январь 1946 года

Хор 22-й ВАШ ВСР

Хоровое пение в части, как видите, традиция «из глубины веков»

1-й ряд слева: баянист л-т Смагин Евгений Иванович, аккордеонист - тот же неизвестный лейтенант
2-й ряд слева: 4-я Александра Лидер, 5-я Эмилия Борсук; 3-й ряд слева: 2-й л-т Михайлов И.Н.
4-й ряд слева: 2-й л-т Лидер Иосиф Михайлович; 5-й ряд слева: 3-й л-т Гарибян И.А.
Давлеканово Февраль 1947 г.

Примечание: к сожалению, многие фамилии и имена участников событий, запечатлённых на этой фотографии, как и на многих других, за давностью лет восстановить не удалось, поэтому в комментариях к фотографиям на месте не выясненных фамилий будет ставиться "Х" (неопознанный на сей момент человек). Извините.

Летом 1947 года 22-я ВАШ ВСР была передислоцирована в военный городок г. Канска.
Передислокация осуществлялась железнодорожным транспортом. Эшелоном везли оборудование, приборы, прочую матчасть и документацию.
Этим же эшелоном переезжали семьи военнослужащих школы. Дорога заняла месяц. В Канск прибыли в августе 1947 года.
В это время в военном городке размещалась Дальневосточная школа военных переводчиков.

В ноябре 1948 года 22-й ВАШ ВСР присвоено условное наименование «Войсковая часть №30185».

В 1949 году в учебно-летной части (УЛЧ) школы вместо классов введены циклы: воздушно-стрелковой подготовки (ВСП), радиосвязи (РС), радиотехнического оборудования (РТО), стрелкового и бомбардировочного вооружения (СБВ) и социально-экономических дисциплин (СЭД).
В авиаэскадрильи на 22 самолета увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10, расширена её технико-эксплуатационная часть.

Примечание: самолеты-буксировщики конусов Ил-10 предназначены для буксировки мишеней при тренировочных воздушных стрельбах.

Количество курсантов составляло 830 человек.

В июне 1952 года школа состояла из:
- отдела учебно-лётной подготовки (ОУЛП вместо УЛЧ)
- трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов
- учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиационных эскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2, одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15
- батальона аэродромно-технического обеспечения (БАТО).

В марте 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов.

В сентябре 1953 года командиром учебного авиационного полка назначен подполковник
Верёвкин Пётр Прокопьевич.

В августе 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.

В 1954 году командиром части назначен гвардии подполковник, затем полковник
Тортор Николай Андреевич

В октябре 1956 года на базе учебного авиаполка образован 662-й учебный авиационный полк (в/ч №15435) при 22-й ВАШ ВСР со своим штабом и службами в составе 4 учебных авиационных эскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.
В этом же году батальон аэродромно-технического обеспечения получил условное название войсковая часть №15481, со своим штабом, и службами тыла. Командиром части назначен майор, в дальнейшем подполковник Майбородов Александр Георгиевич.
Начальником штаба назначен капитан, в дальнейшем майор Темирбек Дмитрий Иванович.

В 1960 году командиром части назначен дважды Герой Советского Союза, гвардии полковник
Воробьев Иван Алексеевич

До 1961 года школа готовила воздушных стрелков радистов на Ил-28.
В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил», с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов (ВСР) для транспортной авиации и командиров огневых установок (КОУ) - старших воздушных стрелков-радистов для дальней авиации возложена на 22-ю военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.
С 1961 года школа становится основным поставщиком младших авиационных специалистов для Советской Армии и начинает готовить ВСР и КОУ на самолёты Ту-16 и Ту-95.
С 1962 года стали готовить воздушных стрелков-радистов для военно-транспортной авиации (Ан-12 и вертолеты). Цикл Воздушно-стрелковой подготовки разделили на 2 цикла: ВСП и БПС (боевое применение систем).
Для укомплектования цикла БПС преподавателями по новым системам вооружения, из других частей прибыли несколько офицеров-специалистов.
Начальником цикла ВСП остался майор Кузнецов Юрий Андреевич.
Начальником цикла БПС назначен майор Казанцев Василий Никифорович.
В 1979 году, с началом войны в Афганистане, в части начали готовить механиков по вооружению вертолетов Ми-8 и Ми-24.

Примечание: МиГ–15 - советский истребитель, разработанный в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации.
Ил-28 - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия. В середине 1950-х был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора. Отличался выдающейся надежностью и неприхотливостью в эксплуатации
Ту-16 - тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт, который выпускался с 1953 по 1963 годы в различных модификациях, включая ракетоносный вариант.
Ту-95 - турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, выпускавшийся с 1955 по 1992 годы. Самый быстрый винтовой самолёт.
Ан-12 - советский военно-транспортный самолёт. Выпускался с 1957 по 1973 годы.
Ми-8 – советский многоцелевой вертолёт. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации.
Ми-24 - советский транспортно-боевой вертолёт Серийный выпуск начался в 1971 году. Активно использовался в годы афганской войны

Ли-2 оставались самолетами-лабораториями, на которых курсанты проходили летную практику по радиосвязи и стрельбе. На смену Ли-2 пришли Ан-24.

С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей. Инструкторами - заместителями командиров взводов назначались сержанты второго и третьего года службы.
Строевые офицеры – командиры батальонов, рот, взводов были уволены в запас или переведены в другие воинские части.

Прощальная фотография строевых офицеров с командованием части перед увольнением

В центре сидят: командир части Воробьёв И.А., начальник политотдела Авласов Б.М.,
начальник штаба Осадчий

В 1966 году командиром части назначен полковник
Ракицкий Михаил Георгиевич

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.

В 1972 году в части начали готовить прапорщиков. В 1976 году для школы прапорщиков построили новый корпус.

В 1974 году командиром части назначен подполковник, затем полковник Стрельцов Владимир Петрович

В 1976 году командиром части назначен майор, затем подполковник Челышев Валентин Алексеевич

В сентябре 1978 года в части сформирован дивизион связи и РТО.

В 1979 году командиром части назначен полковник Слезка Анатолий Петрович

В 1985 году командиром части назначен полковник Рогулин Владимир Алексеевич

В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра вошли части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.
В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации (Рязань).
Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.

В 1990 году командиром части назначен полковник Мартынишин Богдан Степанович

В 1997 году войсковая часть №30185 расформирована.

К этому времени технический уровень военной авиации значительно вырос, у Российской армии не было необходимости в таком количестве авиационных специалистов, как в СССР.
За 61 год существования школы было подготовлено более 40000 младших авиационных специалистов для армии. Это немалый вклад в повышение обороноспособности Советского Союза и России.

1.2 Известные люди городка

С 1949 по 1952 год в Канской ШВП служил преподавателем иностранных языков (английский и японский), известный писатель-фантаст Аркадий Натанович Стругацкий.

С ноября 1966 года по сентябрь 1967 года в школе воздушных стрелков-радистов проходил службу курсант Александр Владимирович Руцкой, будущий генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, участник военных действий в Афганистане, российский государственный и политический деятель, вице президент Российской федерации с 1991 по 1993 годы. Личность не однозначная, но достаточно известная.

Скорее всего и другие выпускники школы добились больших успехов в жизни, но эти самые известные

«Я, Кулаков Николай Григорьевич, родился 22 мая 1922 года в деревне Веревкино Заокского района Тульской области, где у меня жили дед и бабка. …В Туле… поступил в железнодорожную школу ФЗУ, которую и закончил в марте 1939 г.. Кстати сказать, в этой школе ФЗУ ранее учился известный летчик-истребитель дважды ГСС Борис Сафонов.
После окончания ФЗУ я работал на Калужском электромеханическом заводе токарем в цехе №1. В Калуге было организовано обучение летчиков с отрывом от производства. Как и все я тоже мечтал и бредил совершить кокой нибудь подвиг. Я так же подал заявление в аэроклуб, но по каким-то причинам я отстал от своих товарищей. Вскоре аэроклубе были организованы курсы десантников-парашютистов и меня, как и многих других зачислили на них.
Начались занятия. Они включали в себя строевую подготовку, укладку парашюта, изучение винтовки и саму теорию. Весной 1941 г. на аэродроме Ромоданово мы стали прыгать с парашютом. Для выброски нас приехал специальный человек из Тулы. Между прочим, этого человека я видел летом 1946 г. в Новозыбкове. Он был в составе какой-то комиссии у нас в полку. Он узнал меня, и мы долго беседовали.
В начале июня, за две недели до войны, меня призвали в армию. Попал я в 34 окружную школу воздушных стрелков-радистов в Торжке Калининской обл. По мере приближения фронта школу эвакуировали в Орск. После окончания ее направили в 7 запасной авиаполк в г. Бузулук. В Бузулуке по экипажно мы прошли дневную подготовку, кое-кого отправили на фронт, а остальных оставили обучать по ночной программе. В их число попал и я.
Наш экипаж: летчик Кибальник Роман Афанасьевич, штурман Кравченко Владимир, стрелок-радист Кулаков Николай, стрелок Щемилин Николай после подготовки в 7 ЗАП был направлен на фронт. Помню нас было 12 экипажей.
Мы прибыли в Москву в академию имени Жуковского, где тогда находился штаб АДД, отсюда нас направили в Ярославль в штаб 36 авиадивизии. После беседы с ее командиром Дряниным, мы поехали в Рыбинск - Якушево к месту своей дальнейшей службы в 42 АП. Это было в сентябре 1942 г.
На вокзале нас ждал автобус, и первый кто встретил нас, был Михаил Алексеевич Диесперов. Дело было ночью, он усадил нас в автобус и привез прямо… в столовую, где нас ждали и где для нас был готов ужин. Должен сказать Михаил Алексеевич был чуткий, отзывчивый, прекрасной души человек. Вскоре он стал заместителем командира полка по политчасти.
В 42-ом АП мы опять стали усиленно тренироваться.
Помню первый боевой вылет на бомбардировку ж.д. узла Рославль, где было много эшелонов с вражескими войсками и техникой. При полете я увидел слева по борту пылающий город. На мой вопрос: что это такое? Штурман Кравченко ответил:
- Вязьма горит.
С Кибальником мы сделали 15 боевых вылетов. На 15 вылете после бомбардировки аэродрома Балбасово он погиб. При перелетев линии фронта, самолет загорелся, и мы все по его команде выбросились на парашютах. Это было, когда мы действовали с аэродрома Тупошное, место базирования 455 полка. У них была бетонированная полоса, а у нас в Якушево ее не было.
Помню, с Тупошного мне пришлось лететь на Данциг в экипаже лейтенанта Новожилова. Подскок у нас был в Мигалово. Это в 7 км от Калинина. Самолетов там село очень много, и командир дивизии вел беседу в окружении летного состава.
В ночь, когда погиб Кибальник у капитана Васильева погиб весь экипаж и нас, меня и штурмана Кравченко назначили в экипаж Васильева. С ним мы сделали более 80 боевых вылетов. Васильев ранее начал боевую деятельность и вот в мою бытность его стрелка-радиста он сделал 150 боевых вылетов. По его указанию я послал командиру полка Бабенко Андрею Дементьевичу радиограмму: «Сделал 150 боевых вылетов». При подачи этой радиограммы по указанию командира я ее не стал зашифровывать, а когда начальник связи сделал замечание, Васильев вмешался и сказал:
-Это сделано по моему указанию, пусть фрицы знают, что я их 150 раз бомбил.
Дома командира поздравил Бабенко. Андрей Дементьевич пригласил к себе в столовую, где мы покушали в непринужденной товарищеской обстановке.
Пришлось мне неоднократно летать с известными летчиками Баукиным, Уржунцевым, Бирюковым, Федоровым, Колягиным.
Помню, бомбили с Баукиным ж.д. мост в 20 км от Гомеля. В этот раз с нами за стрелка летел майор. После говорили, что он писатель или журналист. В 1944 г. с командиром полка Бирюковым бомбили Ригу-порт. Штурманом у нас был полковник Липовка. Это штурман корпуса.
Пришлось много активно поработать вокруг Ленинграда, в Заполярье. Целей было много. В Заполярье был такой случай. Вылетели бомбить Луостари. Командир Уржунцев, штурман Коновалов, радист я, стрелок Козлов. Когда садились в самолет я заметил - Уржунцев очень спешит. Взлетели, стали набирать высоту. Хочу сразу заметить, что средства ПВО немцев на севере действовали очень точно.. Подходим к Луостари, по нам открыли сильный зенитный огонь, и мы заметили, что Луостари закрывает облачность. Уржунцев принимает решение идти бомбить никелевые рудники Салмиярви. Подходим к ним, а Коновалов не может отыскать цель. Слышу - Уржунцев недовольно бурчит, а Коновалов говорит:
- Сейчас, сейчас, командир, давай выйдем к берегу и от фиорда пойдем на цель.
Так и сделали. Цель найдена, бомбы сброшены. В этот момент мы оказались в пучке 15 прожекторов очень мощных. Немцы открыли по нам такой сильный огонь, такого я никогда не видел. Самолет раскалывало, под ногами как будто кто-то колотил молотком, потом слышу прямое попадание, самолет сильно кренит и немцы… нас бросают, т.к. подошли другие наши самолеты. У нас оказался разбит правый мотор. По команде командира передаю радиограмму о выполнении задания, а затем радиограммы такого содержания: «Иду на высоте 2000 метров в ворота №2», «Подбит правый мотор» и «Зажгите прожектор». При подходе к аэродрому Ваенга -II я передал С.К. (связь кончаю) и настроился на телефонную связь со стартом. Слышу:
- Внимание, внимание! Посадку всем запрещаю! Уржунцев! Только вы садитесь!
Говорю командиру:
- Вы слышите?
- Да, да! - отвечает он, и дает команду штурману: - Коновалов, дай красную ракету!
Коновалов выполняет команду командира. С земли:
- Вижу, вижу! Спокойно, спокойно! Подтяни, хватит!
И мы сели. Нас оттащил трактор и тогда уже и все сели.
Вспоминаю, как нас с Васильевым атаковал МЕ-109 в районе Сещи, как мы уходили от двух МЕ-110 в районе Брянска. МЕ-109 раз 15 в нас попал.
В 1943 г. осенью ездил в Тулу, где в госпитале лежал наш раненный летчик Сидоров. Он тогда был сержант, и его сбили над станцией Оптуха. Сейчас он полковник, и по словам Плюща (нашего летчика) находится в Тикси.
12 октября мы: Диесперов, Уржунцев, Шуев и я с аэродрома Выдропужск сели в транспортный самолет и через час были в Москве. Зашли в академию Жуковского, где нас кормили и где нам дали место в гостинице в Чапаевском переулке. Вечером сходили в кинотеатр, смотрели фильм «Два бойца». Переночевали и с утра, позавтракав, пошли в Кремль к назначенному времени. В бюро пропусков у Спасской башни мы получили пропуска и по одному прошли в здание Президиума Верховного Совета. Собрались в фойе. Тут же оказалась и делегация 455 полка. Народ собрался разный: ученые, генералы, адмиралы, военнослужащие, учащиеся ремесленных училищ. Нас пригласили в зал, где мы сели в кресла. Через некоторое время вошел Председатель Верховного Совета М.И. Калинин. Мы все встали, приветствуя его. Поздоровавшись, он сказал:
- Садитесь, товарищи!
После короткого выступления, а говорил Михаил Иванович мало, началось вручение наград. Первыми вызвали нас. Вручив орден Красного знамени Диесперову, Михаил Иванович пожал руку каждому из нас и пожелал дальнейших успехов в разгроме немецко-фашистских захватчиков. Затем выступил Диесперов со словами благодарности и заверения, что личный состав полка не пожалеет ничего в выполнении заданий командования. После окончания вручения наград мы сфотографировались, и народ стал расходиться. Мы стояли недалеко от Калинина и вот я слышу, как он обратился к какому-то товарищу:
- Ну, а где полки-то? (дословно точно)
Диесперов, услышав это оказался рядом:
- Мы тут, Михаил Иванович!
- А где же второй полк? - мы ответить не могли. И, по-видимому, товарищи из 455 полка такого снимка лишились».



Loading...Loading...