Запасной командный пункт стран варшавского договора. Центральный командный пункт пво россии

В Центральный командный пункт войск ПВО я ехал как помощник председателя думского комитета по обороне Льва Рохлина. То ли по социальной работе, то ли по связям с прессой. По-другому туда легально не проникнешь.


Рохлина позвал в гости командующий ПВО, генерал армии Виктор Прудников, - познакомиться. Рохлин - человек в Думе влиятельный, знакомство с ним не помешает.

Секретные холмы

Дорога к военному городку была на удивление извилистой. Я было спросил у часового на воротах военного городка: отчего, мол, не сделали прямую дорогу? Солдат снисходительно усмехнулся. Мне, несведущему, рассказали, что эту дорогу специально пролагали извилисто, даже холмы насыпали, чтобы путь к сердцу управления ПВО страны оставался неразличим для вражеских спутников-шпионов. Как подтвердили потом офицеры-пэвэошники, лет 15 назад (ЦКП был построен еще в 1961 году) из космоса точное местоположение подобных объектов определяли по прямым линиям дорог. А извилистая дорога из космоса была не видна. Сегодня уровень оборудования американских спутников-шпионов позволяет определить даже количество звездочек на погонах выходящего из здания ЦКП офицера. А часовой поговорил со мной и документов после этого просить не стал.


Мне показалось, что представления о безопасности на ЦКП сохранились на уровне 60-х годов, когда для стратегически важного объекта существовали только одна угроза - внешняя и только один возможный противник - американские спутники и баллистические ракеты. От новой реальности, в которой внутри страны существуют боевики и диверсанты, сердце противовоздушной обороны явно не защищено.
Поселок Безменково, рядом с которым расположен ЦКП ПВО, минутах в десяти езды от МКАД по Горьковскому шоссе. Можно добраться и на электричке - до платформы Черное, а там рейсовым автобусом. На подъезде к ЦКП нет ни шлагбаумов, ни патрулей, ни камер скрытого наблюдения. Перед самим ЦКП установлено несколько охраняемых сонными часовыми шлагбаумов. Праздношатающегося обывателя или интересующегося журналиста, конечно, не пропустят, а вот считать, что объект защищен от профессиональных террористов, нельзя.

ЦКП ПВО ведет наблюдение за всеми объектами, приближающимися к границам РФ, а также за стационарными ядерными установками потенциального противника - с помощью спутников-шпионов. В случае начала ядерной атаки ракета обнаруживается через две минуты после запуска, о чем немедленно сообщается по каналам специальной связи президенту, премьер-министру, министру обороны и начальнику Генерального штаба. С ЦКП ПВО также осуществляется управление войсками ПВО РФ и стран СНГ. Здесь же контролируются системы раннего оповещения о ядерном ударе и запуска ответных ракет. По сути, это и есть главный элемент российского ядерного зонтика.

Секретное подземелье
Одна лестница, коридор, вторая, потом вниз, снова направо, опять вниз… Мы добрались до огромной двери, похожей на дверцу сейфа, с ручкой-колесом наподобие штурвала.

Приставленный часовой не без усилия открыл переборку. Гул генераторов усиливался. Дальше коридор стал похож на внутренность гигантского компьютера - провода, датчики, измерительные приборы. Я попытался спросить об их назначении у одного из полковников - он возмутился: «Совесть имейте! Вам здесь не положено, а вы еще чего-то хотите». В этот момент мы подошли к лифту. Совершенно обыкновенному, какие обычно бывают в высотках.
«Ну, поехали , - сказал генерал Синицын, обращаясь к солдату в лифте, - на вторую включай «. По пути Синицын рассказал, что шахт, ведущих к объекту, всего две - грузовая с одним лифтом и пассажирская с двумя. Пассажирские лифты четырехскоростные, максимальная скорость - 8 м/сек.
Мне не показалось, что мы ехали долго - наверное, секунд 20-25, не засекал. Ну, и приехали.

ЦКП войск ПВО РФ — фортификационное сооружение особо крупных размеров, основная часть которого находится на глубине 122,5 метра. Построено в 1961 году управлением «Спецметрострой». ЦКП состоит из 5 блоков, 3 из которых обеспечивают в случае необходимости автономное существование центра в течение 250 суток. Под землей блоки расположены в виде прямоугольника, размеры которого - 800 на 760 метров. Полезная площадь объекта - около 250 тысяч квадратных метров. По данным главной военной инспекции, без учета затрат на инфраструктуру (население военного городка, расположенного у ЦКП, - около 20 тысяч человек) годовое содержание ЦКП ПВО обходится в 0,8-1,0 трлн рублей. Обслуживают центр в мирное время около четырехсот человек, в военное - 1100.


Warning : Division by zero in /var/www/gradremstroy/data/www/сайт/wp-content/plugins/nextgen-gallery/products/photocrati_nextgen/modules/nextgen_basic_singlepic/templates/nextgen_basic_singlepic.php on line 13

Внизу видно, что «Спецметрострой » не был стеснен в средствах. Тоннели, диаметром гораздо большим, чем в метро (высота потолка иногда доходит до 4 метров), расположены сеткой. И все тот же непрерывный гул.
До сердца «объекта» - командного пункта, где ведется непрерывное дежурство и где находятся важнейшие системы управления ПВО страны, мы шли не менее десяти минут. Сначала по «магистральному коридору», потом несколько лестниц вниз, очень узкий и низенький коридор. Очередная сейфовая дверь, и мне показалось, что я попал в фантастический фильм: в темноте светилось бесчисленное количество лампочек, экраны на стене показывали какие-то цифры, все менялось в цвете, мигало, щелкало.
Рохлина, почетного гостя, пригласили в кресло командующего. По левую руку - тумблерки прямой связи с округами и отдельными соединениями ПВО, по правую - телефоны. «Президент «, «Премьер-министр «, «Министр обороны «… всевозможная спецсвязь. Кроме городской. Кресла же у пульта управления - из обычного пассажирского самолета. Замасленные и с порванными чехлами.

Секретная служба
Пока Рохлину показывали, как работает система оповещения о ядерном ударе, я присел на пол за креслом командующего. На меня гневно посмотрело лицо в спецовке цвета хаки с генеральскими погонами. Я достал фотоаппарат. Скандал был неминуем, но я вовремя спросил Рохлина: «А можно вас на память сфотографировать? » Вмешался Синицын: «Здесь нельзя ни в коем случае, в коридоре сфотографируемся «.


80% личного состава ЦКП ПВО составляют офицеры, причем большинство их не ниже майора. В главный зал ЦКП солдат не допускают вовсе - там даже полы моют офицеры.
Обратно, вверх, на лифте поехали с максимальной скоростью. Меньше 20 секунд - и мы наверху.
«Сколько вы здесь пробыли ?» - спросил я у одного полковника из свиты дежурного по ЦКП генерала. «Вы имеете в виду всего, за службу? Дежурим сутки через двое, я здесь 12 лет - считайте сами».
Когда мы вышли на улицу, было темно. Генерал Синицын продолжал расхваливать секретный объект и даже ответил на мой вопрос о других подобных сооружениях: «Среди военных подземных сооружений мы самые большие. И в самом лучшем состоянии. Хотя, конечно, не единственные в своем роде. Ну, вы же знаете, сколько существует вневедомственных подземок! » На этом откровенность генерала Синицына закончилась.
И наша инспекция тоже. Кажется, все работает. Кажется, управление ядерным зонтиком не утрачено. И есть по крайней мере в Вооруженных Силах России одна часть, которая получает вовремя заработную плату и выполняет поставленную перед ней боевую задачу. Если, конечно, вся эта мигающая мишура под землей - не муляж.

Подземный бетонированный бункер ЗКП (Запасной командный пункт) ПВО Московского округа, известен также как «Малахитовая шкатулка». Построен в конце 1980-ых годов, к середине 90-ых начал функционировать, к 2000 полностью заброшен и разграблен.

Отсчёт от нуля. Бесконечно холодное поле, желто-серый бурьян. Сизая-серая-черная кромка леса кругом. Летит мелкое крошево снега. Ледяной металл. Останавливаемся у среза. Прямоугольник черноты. Ждет. Манит. Мы пришли. Карабины глухо щелкают, отбивая намерзший снег. Двойная "восьмерка" прищелкнута карабином к дуге арматуры и 50-метровка улетает во тьму. Глухой стук прилетает из шахты. Дно. Предстартовая проверка - невольная аналогия со старыми отсчетами. Альпинистская система привычно обнимает, держит. Звон карабинов. Теперь не глухой - звонкий - металл впитал тепло рук, оттаял.


Протискиваюсь под край многотонной стальной плиты. Пятиэтажный колодец смотрит на меня холодным, вяло бликующим срезом ржаво-бесконечного металла. Стены покрыты инеем. Скользко. Страшновато, перерыв в опыте работы с вертикалью дает о себе знать. Аккуратно ступаю краями берцев на заиндевелые швеллеры. Всё. Край. Отталкиваюсь и улетаю во тьму. Прямоугольник света плавно проваливается вверх - и - через две секунды касание бетона нулевого уровня. Приехали. Выгибаюсь - обретаю равновесие - делаю два шага в серую муть. Перевожу дыхание. Выщелкиваю карабины, система улетает наверх. Включаю прожектор - обвожу лучом стены: надписи "ДМБ" разных лет. Серый, заиндевелый бетон. Обломки сырого железа. Мусор, насыпавшийся сверху. Тишина…


Пять бесконечных минут - мой напарник сражается с тормозным узлом UIAA. Наконец сила разума преодолевает силу трения - и вот мы вдвоем стоим на нулевом уровне. Система защелкнута за стальную трубу - дверь ждет нас. Выходим в коридор. На дозиметре "десятка". Меньше чем в городе. Слегка металлический привкус в воздухе, но затхлости практически не ощущается.


Бесконечные бетонные стены. Трубы. Кабели. Идем вперед. Лучи мечутся полукружьями, вырывая из абсолютного мрака красное-серое-черное. Ряды стальных дверей. Работаем по классическому правилу лабиринта - все левые повороты. Первая "гроздь" комнат - аппаратные шкафы, вентиляция. Впечатляет - это мы еще не знаем, что нас ждет впереди. Двери, сталь, бетон, десятки полуметрового диаметра труб, разбегающихся кругом. Через пару шлюзов - лучик света сверху - мы еще не так глубоко. Выход. Коридор. Поворот. Лестница. Такой вполне бытовой лестничный пролет.. вверх - стальная стена. Иней. Вниз… один.. два.. пять.. пролеты пропадают в рассеянном луче фонаря. Вниз - потом. Идем дальше.


Через полсотни метров - чудовищное плетение металлических полос, массивные фундаменты - черные лужи масла - туши статоров - генераторный отсек. Одно из самых впечатляющих мест, на мой взгляд. Хаос. Битое стекло.. обрывки кабеля.. просто непонятные куски металла, масло. Обочь остаются десятки мелких помещений, коротких лабиринтов, серебряных труб, ступеней на два-три метра вверх-вниз, подмостков, фальшполов, потолков. Находим отсек с баками для воды, герметические отстойники.


Квадратная галерея скоро надоедает. Десятки почти однотипных помещений. Шасси под аппаратуру. Трубы вентиляции. Обломки. За третьим изломом галереи - сюрприз - рифленый металл подмостков - 5-мм стекло - обводная галерея главного операционного зала. Смотрим во тьму на плетение арматуры. Колоссально. Эмоции переплёскивают через метровый стальной барьер. Однако под ноги смотреть не мешает - дыры, обрамленные зубьями рваных проводов, прутьев, ломаных плит. Можно спуститься по обрывкам кабелей, прутьям.. но мы решаем продолжать методичное изучение. Замыкаем кольцо коридоров нулевого уровня - солдатские туалеты, аппаратные, аварийные выходы.. еще две шахты лестниц… выходим к началу кольца. Лестница. На эмоциях пролетаем все пролеты до "минус трех". Абсолютная тьма. Тишина.


Отсек независимого кислородного питания. Ряды чудовищных черных баллонов. Аппараты подачи воздушной смеси. Вентили и десятки разбегающихся труб. Регенераторы воздуха.


Общая конфигурация минус третьего уровня почти такая же. Но не совсем. Через два поворота выходим к дну вертикальной шахты от "нуля". Рассеянный свет.. снег.. чудовищное сплетение труб. Несколько черных человекоподобных баллонов с надписями "сжатый воздух".



Кабельные разъемы.. дыры в стенах.. разорванная арматура. Уходим. Ломаный коридор - фальшполы сняты - идти очень тяжело. Воздух на удивление свеж, дыхание почти не сбиваем.





Аппаратные залы… несмотря на разгром - чувство мизерности себя самого от бесконечных ярдов шасси, кабельных коробов и светильников. Халф-лайф нервно курит.


Выныриваем на -2 уровень. Практически сразу выходим на главный операционный зал. Бескончная тьма. Разбитые фальшполы мерцают кусками стекла из-под ног. Упавшые вышки. Рваные трубы водяного охлаждения проекционных монторов. Кабели, трубы… провалы, щель - на -3 уровень - то ли вентиляция, то-ли сливы… Стекло хрустит под ногами. Зал сплющивается до 2 метровой высоты.. снова расширяется.. косые стёкла, похожите на рубки крейсера.. еще зал, стойки аппаратуры. … К этому моменту мы уже дважды окликаем оставшегося на вахте веревок человека. Жалуется на холод. Обещаем скоро вернуться;-) Обегаем -2 уровень почти бегом, насколько это возможно. Выходим к восточной бронедвери - вернее сказть - это целая серия дверей параллельно бетонной апаррели, под уклоной уходящей вниз. Вероятно, по этой апаррели завозили оборудование, а в дальнейшем планировали ее перекрыть.


Давно я что-то не публиковал никаких промзоновских отчётов, да и, собственно, во всякую военную и промышленную заброшку давно уже не ходил. Однако, материала за годы оны накоплено немало, так что помаленьку выкладываю. Да и, если подумать, совсем недавно это было – регулярные поиски объектов, лихорадочные сборы как только появлялась какая-то информация в общедоступных источниках, тяжёлый скрип приржавевших гермодверей, спуски в загадочную неизвестность… А как будто целая жизнь с тех пор прошла, хотя на самом деле – лишь несколько лет.

Да и к фотографии подход изменился. Сейчас фотографии – в основном из путешествий да споттинг – по сути, репортажка авиационной тематики. Стрельба сотнями кадров. В обработке самое мучительное – это хоть как-то рассортировать, определить те 60-80%, что будут выкинуты. Оставшиеся – кадрирование-уровни-кривые-готово! Ну может, немного шарпа. Всё. Конвейер. А тогда… Поиски способа передачи атмосферы, ползание со штативом по затопленным подземельям или вздыбленным бетонным плитам, максимум пара-тройка десятков кадров за весь выезд, фактуры, отражения, подбор выдержки, самодельный тросик, пляска лучей фонариков по тёмным стенам… В обработке – опять поиск атмосферы, игра с цветами, переходы, зеркальный блеск бетона, в пьяном сне не приснящиеся положения движков в фильтрах фотошопа… Криво, неумело, наугад, зато так захватывающе!

Что-то есть в этих снимках неуловимо ушедшее... Казалось бы, объектов ещё немало, езжай, снимай - но нет того настроя, нет наивной романтики новизны и азарта первопроходца, а главное - нет того ощущения бешеной специфичной энергетики, исходящей от подобного рода мест, и которая, именно в первую очередь она, влекла меня на заброшенные объекты. Ушло, утрачено, а может - разучился воспринимать. Видать, всему своё время.

Ну ладно. Предисловие закончено. Итак, недостроенный и заброшенный военный бункер. Всего аналогичных объектов в Подмосковье четыре, расположены симметрично примерно на равном удалении от города. Предположительно – это должны были быть защищённые командные пункты системы ПВО Московского округа. Представляют собой двухуровневую коробку из монолитного бетона, размещённую в котловане, который по окончании строительства должен быть засыпан, и всё сооружение выглядело бы как холмик, на 3/4 скрывшись ниже уровня земли. Все брошены в состоянии разной степени недостроенности.

Из четырёх объектов я посетил три, этот – первым. Он находился в наибольшей степени готовности и в наименьшей степени замусоренности. То есть мусора и граффити почти не было, что уже редкость для подобного рода мест, а внутри объект даже была уже установлена часть гермодверей (лёгких, межотсечных). Тяжёлые "противоатомные" двери, видимо, предполагалось ставить лишь на входных шлюзах. Нижний уровень был затоплен, перемещаться по нему можно было лишь в болотных сапогах.

Обследование я начал с верхнего уровня. Ниже – фото практически без слов.


В лесу из арматуры выросла подстилка мха.


Гермодверь лёгкого типа.


Коридоры.


Лучики.

Нижний уровень подтоплен, на него ведёт шаткая и ржавая технологическая лестница. Переобуваюсь, оставляю наверху ботинки и пакет с едой, лезу вниз налегке. Подумав, оставляю внизу на сухой пристпке рюкзачок, и отправляюсь обследовать бункер лишь с фотоаппартом и двумя фонарями.

Мне показалось, что переход из цвета в ч/б будет символичным.


Взгляд.


Проникающие в подземелье солнечные лучи дают необычную игру цвета.


Из-за отсутствия движения воздуха поверхность воды абсолютно спокойна, и похожа на гладкое зеркало.

Кроме собственно бункера, на территории объекта есть и вполне обычные назменые сооружения. Например, вот это здание штаба или казармы, с крыши которого открывается вид на коробку бункера и желтеющий лес вокруг.


Внутренности здания ничем не примечательны, но тоже содержат некую мрачную эстетику.

Засим, собственно, всё. Прогулка по ЗКП ПВО закончена. Что с этим объектом сейчас - не знаю, но предположить несложно: попилен черметчиками, загажен местными жителями, размалёван "прогрессивной" молодёжью, а может - рекультивирован и застроен коттеджами - судьба всех доступных брошенных объектов в Подмосковье схожа. А в недалёком 2008-м он был вот таким.

Планета канцтоваров «ВиЗа»




Планета канцтоваров «ВиЗа»



- бумажная продукция;

- сувенирная продукция;
- фотоальбомы;
- фоторамки;
- батарейки.


Планета канцтоваров «ВиЗа»



Планета канцтоваров «ВиЗа»



- Металлические.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Фотоколлаж − хороший подарок, который станет действительно памятной вещицей. У нас вы можете купить фоторамки разных видов:
- Деревянные. Классическое изделие из дерева, тонированного в разные оттенки.
- Жемчужные. Такие модели хороши для спальни или гостиной − они будут дополнять интерьер.
- Керамические. Этот материал позволяет создавать рамки для фото самой немыслимой формы, ярких цветов.
- Металлические.
- Пластиковые. Имеют привлекательный вид, устойчивы к механическим повреждениям и купить их можно недорого.
- Стеклянные. Выпуклые и вогнутые, гладкие и с гравировкой, однотонные и разноцветные − становятся настоящими произведениями искусства.


Цена: от 150 руб.

Планета канцтоваров «ВиЗа»

Наш ассортимент более 14000 наименований всевозможных товаров от ведущих отечественных и зарубежных производителей:
- канцелярские товары для офиса и школы;
- бумажная продукция;
- товары для детского творчества;
- сувенирная продукция;
- фотоальбомы;
- фоторамки;
- батарейки.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Наш ассортимент более 14000 наименований всевозможных товаров от ведущих отечественных и зарубежных производителей:
- канцелярские товары для офиса и школы;
- бумажная продукция;
- товары для детского творчества;
- сувенирная продукция;
- фотоальбомы;
- фоторамки;
- батарейки.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

При нашей компании работает мастерская, услугами специалистов которой вы можете воспользоваться. Среди наших клиентов и любители произведений искусства, и их создатели, и ценители красивых дополнений к интерьеру.
Мы предлагаем большой выбор багетной продукции, в качестве которой сомневаться не приходится. Чтобы стать обладателем товаров, нужно оформить заказ на сайте. Сделать это можно прямо сейчас, заполнив простую и понятную форму.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

В наших магазинах представлены различные товары, в частности солевые, щелочные, литиевые элементы питания. Последние являются самым современным решением, имеют длительный срок хранения и эксплуатации.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Фотоколлаж − хороший подарок, который станет действительно памятной вещицей. У нас вы можете купить фоторамки разных видов:
- Деревянные. Классическое изделие из дерева, тонированного в разные оттенки.
- Жемчужные. Такие модели хороши для спальни или гостиной − они будут дополнять интерьер.
- Керамические. Этот материал позволяет создавать рамки для фото самой немыслимой формы, ярких цветов.
- Металлические.
- Пластиковые. Имеют привлекательный вид, устойчивы к механическим повреждениям и купить их можно недорого.
- Стеклянные. Выпуклые и вогнутые, гладкие и с гравировкой, однотонные и разноцветные − становятся настоящими произведениями искусства.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Наш ассортимент более 14000 наименований всевозможных товаров от ведущих отечественных и зарубежных производителей:
- канцелярские товары для офиса и школы;
- бумажная продукция;
- товары для детского творчества;
- сувенирная продукция;
- фотоальбомы;
- фоторамки;
- батарейки.
График работы службы доставки:
Понедельник-пятница - с 9:00 до 18:00
Действует гибкая система скидок для постоянных покупателей.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Наш ассортимент более 14000 наименований всевозможных товаров от ведущих отечественных и зарубежных производителей:
- канцелярские товары для офиса и школы;
- бумажная продукция;
- товары для детского творчества;
- сувенирная продукция;
- фотоальбомы;
- фоторамки;
- батарейки.


Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
- Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
- Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции − широкая цветовая гамма и доступная цена. - канцелярские товары для офиса и школы;
- бумажная продукция;
- товары для детского творчества;
- сувенирная продукция;
- фотоальбомы;
- фоторамки;
- батарейки.

(Россия, Ленинградская область, Всеволожский район, Юкковское сельское поселение, деревня Сарженка)

Посещая заброшенные сооружения, каждый из нас преследует свои цели... Одни ищут легкий способ наживы, другие хотят увидеть секретный или хорошо охраняемый в прошлом объект, третьи планируют снять необычные фотографии… Отношу себя к последней категории.
Проводили отпуск в Ленинградской области. При разработке маршрутов наткнулись на расхищенный командный пункт карельского укрепрайона Сарженка. Фото в сети отображали вполне благополучный бункер, решили съездить посмотреть.

Как добраться? По шоссе [А-121]выбрались из Питера, с трассы свернули на Агалатово, а там уже стали искать бывший ЗКП «Аккорд».
Проехали через СНТ Сарженка по ул. Лесная и углубились в лес, в котором разбросаны полуразрушенные постройки в/ч. Кстати, эта дорога закольцована, проехав по Лесной, и затем поколесив по лесу по асфальтированным дорожкам мы выбрались в том же СНТ, но на ул. Деревенскую (здесь правда при выезде из леса довольно не надежный мостик через овраг).
Дорога сама приводит к бункеру. Вход в него (уже без гермодвери) и сегодня остается неприметным.

Не смотря на утраты Сарженка все же поражает масштабом подземной части, таких бункеров в свободном доступе не много!
История этого сооружения берет свое начало в 1943 году. Засекреченный командный пункт Сарженка принадлежал 6 армии ВВС ПВО. Бывшая В/Ч 53933, УС «Аккорд» (узел связи). В простонародье его называют «маслобойка». Он представлял собой часть обеспечения, где жили солдаты, заглубленный бункер и множество бетонных землянок, использовавшихся, по словам служившего там срочника, под склады боеприпасов. С воздуха объект не видно, «Аккорд» в самом деле надежно «спрятан», постройки сооружены в лесном массиве, дороги узкие, и едва видны с высоты среди разлапистых елей и густого подроста.

Схема отросована в соответствии с фото с сайта https://supersasha.ru/posts/5388. Экспликации не было.

Возможно, если бы не близость цивилизации, посещая этот объект сегодня, мы увидели бы все в более или менее полной сохранности. Но, к сожалению, жажда обогащения и вопиющая халатность смогли превратить военный стратегический объект в абандон. На июль 2018 года состояние объекта плачевное: внутри главного бункера полный дестрой, не выдержали опоры и обвалился второй этаж, абсолютно любой металл: стойки для оборудования, кабели и гермодвери вынесены подчистую, мебель и документация разграблены. Поражают огромные километровые траншеи, оставленные охотниками за цветметом, буквально вспоровшие землю вокруг сооружений военной части.

Почему командный пункт превратили в абандон?

Сегодняшнее состояние понятно без слов... Но остается один главный вопрос, почему же Аккорд оказался заброшенным? В поиске информации об этом месте попался рассказ одного солдата, служившего в ЗКП как раз в тот момент, когда он пришел в упадок. Произошли два роковых события, которые решили судьбу Сарженки. 10 января 1997 г. на территории воинской части случился пожар в парном отделение бани. Из воспоминаний следует, что старшина очень хотел выслужиться перед начальством, и поторопился доложить о готовности бани. Огонь был потушен, но той же ночью вновь запылал в злополучной бане. Из-за сильного снегопада пожарные машины из Агалатово не смогли вовремя добраться до части, и баня выгорела полностью. Высокое начальство, любившее здесь отдыхать, тут же потеряло интерес к объекту и перестало приезжать.





Другим решающим событием стало повреждение питающего электрического кабеля в октябре/ноябре 1997 года. Цветметчики не стеснялись рубить кабель еще действующей части. До пожара в бане его оперативно восстанавливали, теперь же солдатам приходилось выживать самостоятельно без помощи извне. Поздней осенью, при температуре -20 за 2 дня полностью разморозило системы отопления и ГВС здания казармы. Электрические плиты на кухне вышли из строя, пищу не на чем стало готовить, пришлось заказывать дровяную печь. По воспоминаниям того же срочника, солдаты ходили небритые, не мытые, полуголодные и злые, пока их не перевели в другую часть.

Напоследок еще немного ностальгических воспоминаний, характеризующих повседневный быт военнослужащих на «Аккорде»: «…довелось увидеть как пик этой точки (во времена майора Колесникова), так и её спад (уже при капитане Голобокове). Участвовал в 2-х учениях, когда узел связи начинал функционировать практически в полном объёме. Залезал на мачты РРС и наслаждался осенними видами лесов. Изучал и исследовал все уровни узла связи в его рабочем состоянии. Сутками сидел в ЛАЗ ВЧ на дежурствах, урывками спал на раскладушке в землянке радио-релейной связи рядом с раскалённой от работы аппаратурой. Копался часами в куче угля в начале службы, чтобы набрать хорошие куски для ночного кочегара. Дружил с парнями из ОБАУ и завидовал их графику. Кстати, их раскидали ещё раньше нас и выгнали всю технику, а там было на что посмотреть, чего стоят одни только «Вулканы»… (с сайта https://www.nakop.ru/topic/22243-pozyvnoy-akkord/)

Видя подобный дестрой на бывших военных объектах, становится стыдно за Отечество… и как то невольно начинаешь сомневаться в мощи наших Вооруженных сил, которая сегодня так активно пропагандируется… Ну да, был в стране сложный период (лихие 90-е), наверное по современным меркам данный ЗКП устарел, но это не повод, превращать и бункер и прилегающую к нему территорию в настоящую свалку…
А между тем местные дачники активно строятся в Сарженке, и похоже их ничуть не смущает обезображенный лес и столь неприятное соседство…

Видео

Схема проезда

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

Заброшенный командный пункт 6 армии ВВС ПВО «Сарженка» 60.202757 , 30.231500 Заброшенный командный пункт 6 армии ВВС ПВО «Сарженка»



Loading...Loading...