Конверсионная модель фрейда. Психосоматический симптом как результат конверсии психической энергии

13. Роль психоанализа в становлении психосоматического подхода: идей З. Фрейда, школы В. Рейха и Александера.

Конверсионная модель З. Фрейда Модель описана как истерический симптомо-комплекс: истерические параличи рук, истерические припадки, истерическая амнезия, истерическая потеря слуха или зрения.Конверсия - переход из одного состояния в другое.Благодаря конверсии неприятное представление становится безвредным, т.к. его сумма возбуждений переводится в соматическую сферу.Физический фактор - перегрузка на данный момент органа. Или ранние детские травмы. Травмы при рождении.Эта модель имеет историческую ценность.Теория специфического для болезни психодинамического конфликта Александера 1950 г. Опирался на Фрейда.Факторы возникновения и течения заболевания:
    1. Специфический конфликт предполагает пациента к определенным заболеваниям только тогда, когда имеются другие генетические, биохимические и физиологические факторы (Х-факторы).
    2. Определенная жизненная ситуация, в отношении которой человек сенсибилизирован в силу своих ключевых конфликтов реактивирует и усиливает эти конфликты (центральный бессознательный конфликт).
    3. Сильные эмоции сопровождают этот активированный конфликт и на основе гормональных и нервно-мышечных механизмов действуют таким образом, что в организме возникают патологические нарушения.
Теория жизненных событий Холмса и Райха Мы регулярно сталкиваемся со стрессовыми ситуациями, которые нам трудно преодолеть самостоятельно.Имеют значение частота и тяжесть переживаемых событий. Шкала жизненных событий. Каждое событие имеет определенное количество баллов. Подсчет событий за год:
  • от 150 до 200 - 30 % вероятность развития психосоматического заболевания;
  • от 200 до 300 - 50 %;
  • свыше 300 - 80 %.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Конверсия (в психолингвистике) (от лат. conversio - изменение, превращение) - образование нового значения слова либо при переходе его в новую парадигму словоизменения (например, «печь» - в избе, «печь» - хлеб), либо при употреблении его в контексте, отличающемся от традиционного.

Конверсия бывает причиной возникновения смысловых барьеров при общении. Механизм К. используется как один из приемов построения юмористического высказывания.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Конверсия (лат. conversio - изменение) - отщепление аффективной реакции от содержания психической травмы и направление ее по другому руслу.

По A. Jakubik , возможны три варианта Конверсии:

  1. Конверсия служит средством защиты от страха, является механизмом психологической защиты;
  2. При К. осуществляется преобразование «психической энергии» (либидо) в соматический синдром или симптом;
  3. Конверсия проявляется в символизации соматических синдромов или симптомов, отражая лежащий в их основе внутренний конфликт.

Учитывая широкий диапазон, а также метафоричность понимания Конверсия психоаналитиками, A. Jakubik предлагает вместо этого термина пользоваться понятием «истерические расстройства чувствительно-двигательной сферы», хотя можно думать, последний термин чрезмерно суживает понятие К. Син.: конверсивная реакция, истерическая конверсия, конверсивная истерия , истерический невроз конверсивного типа.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Конверсия - трансформация чего-то из одного состояния в другое. Следовательно:

  1. Резкий сдвиг от одного набора убеждений к другому, особенно в отношении религиозных убеждений.
  2. Трансформация психологической рассогласованности в физические формы (см. конверсивное расстройство).
  3. Сдвиг набора значений с одной шкалы на другую.
  4. Перестановка терминов в суждении.

предметная область термина

КОНВЕРСИЯ ИСТЕРИЧЕСКАЯ - соматическое разрешение конфликта бессознательного; процесс, в ходе коего развившемуся при патогенных условиях аффекту был закрыт нормальный выход, отчего эти "защемленные аффекты" находят ненормальное выражение (применение), либо остаются как источники постоянного возбуждения, отягощая душевную жизнь.

КОНВЕРСИЯ (CONVERSION) - процесс, в результате которого отвергнутое психическое содержание превращается в телесные феномены. Симптомы обретают разнообразные формы, включая моторные, сенсорные и висцеральные реакции: анестезии, боли, параличи, тремор, конвульсии, нарушения походки, координации, глухота, слепота , рвота, икота, нарушения акта глотания. Первые в практике Фрейда случаи истерии представляли собой конверсионные симптомы; истерия стала моделью для всей психопатологии и для построения теории неврозов. Конверсию Фрейд рассматривал как истерический феномен, направленный на разрешение конфликтов эдиповой фазы: "неприемлемая идея обезвреживается посредством трансформации связанного с ней возбуждения в нечто соматическое" (1894, с. 49).

Хотя конверсия до сих пор рассматривается исключительно в связи с истерией, Ренгелл (1959) и другие исследователи настаивали на расширении сферы ее действия, приводя клинические примеры конверсионных симптомов при самых розных психопатологических нарушениях на всех уровнях развития либидо и Я. Сущностью конверсии, пишет Ренгелп, является "сдвиг или смещение психической энергии с катексиса психических процессов к катексису соматической иннервации, в результате чего последняя выражает в искаженном виде дериваты вытесненных запретных побуждений" (с. 636). Соматические феномены имеют символический смысл , являют собой "язык тела ", выражающий в искаженной форме как запретные инстинктивные импульсы, так и защитные силы. Посредством анализа связанные с телесными симптомами мысли и фантазии удается перевести обратно в слова. Ранние случаи, на которых основывались представления об истерии и конверсии, ныне считаются намного более сложными, чем это казалось сначала. Эти случаи сверхдетерминированы, их динамические механизмы проистекают из множества точек фиксации и регрессии, включая догенитальные компоненты наряду с фаллическими и эдиповыми. Но, по наблюдениям Фрейда, для возникновения конверсии необходимы благоприятные условия, причем спектр этих условий весьма широк. Он допускал, что для разрешения конфликта с помощью конверсии, а не фобических и обсессивных симптомов, требуется определенная"способность к конверсии" или "соматическая готовность"; тем не менее конверсионные феномены часто сочетаются с фобическими и обсессивными симптомами.

Хотя представления Фрейда относительно конверсии носят экономический характер - психическая энергия перемещается или трансформируется из психической сферы в соматическую, - в той же работе он заложил фундамент для другого, в настоящее время более приемлемого объяснения. Подобно тому, как навязчивые идеи могут возникать при отделении аффекта от отвергаемой идеи и замене ее более приемлемой, точно так же в качестве компромиссного образования аффект может быть отнесен к фантазии о телесном заболевании и привести к клинической картине конверсии (Freud, 1894, с. 52). Соотношение между истерическими конверсионными симптомами и другими психосоматическими проявлениями остаются не вполне ясными.

Так, например, при неврозах оргонов функциональные нарушения, по-видимому, не имеют собственного психического значения, поскольку не являются переводом специфических фантазий и побуждений на язык тела . Это же относится к догенитапьным конверсиям (Fenichel, 1945), включающим заикание, тики и астму. Чтобы не относить к конверсии любой сдвиг из психики в сому, Ренгелл (1959) предложил ограничить случаи конверсионных расстройств рамками вышеописанных критериев; он предложил исключить случаи неизбежных, но неспецифических соматических последствий психического напряжения и неразряженного аффекта. Такое разделение, однако, нередко вызывает затруднения в клиническом отношении.

З. Фрейдом были сформулированы базовые теоретические положения психодинамической концепции психосоматических расстройств (1856-1939). Однако нужно помнить, что сама психосоматическая проблема никогда не была в центре внимания основателя метода психоанализа и его ближайших последователей.
Как первую психосоматическую модель психоанализ развил понятие конверсии. Фрейд описал её как истерический симптомокомплекс.

Классическими примерами её были, например, психогенные параличи руки, истерические припадки, истерическая дисбазия (нарушение ходьбы) или психогенная анестезия (нарушение чувствительности). Прототипом психоаналитического понятия конверсии является произвольное движение: возникающая первоначально в представлении идеаторная схема движения реализуется затем в моторном исполнении, как, например, показывание, объяснение, хватание руками или удар кулаком.
В понимании Фрейда благодаря конверсии неприятное представлен ние становится безвредным потому, что его «сумма возбуждения» переводится в соматическую сферу. Симптом связывает психическую энергию и оставляет непереносимое представление неосознанным, однако требует дополнительного внимания и вторично приводит к усилению либидинозного замещения и, таким образом, имеет характер как удовлетворения, так и наказания. Фрейд всегда отстаивал свою позицию, согласно которой необходима «соматическая готовность» – физический фактор, который имеет значение для «выбора органа» и который можно представить себе в процессе его возникновения, начиная от генетической диспозиции, в виде существующей на данный момент перегрузки органа вплоть до ранних детских следов в рамках особого телесного опыта. Хотя вследствие общественного развития такие конверсионные симптомы стали более редкими, теоретическая и терапевтическая действительность этой модели у определённых пациентов с истерическими симптомокомплексами, параличами, нарушениями чувствительности или эмоциональности неоспорима.
Истерия как психопатологический синдром вызывается, по мнению З. Фрейда, неразрешенным эмоциональным конфликтом (психической травмой), осознание которого не поощряется социальными нормами. Другими словами, вместо того чтобы быть отреагированными в спонтанном выражении, испытываемые человеком отрицательные эмоции, возникающие при травмирующем событии, подавляются. Однако вызываемое аффектом энергетическое напряжение никуда не девается и обращается в болезненный симптом. Отсюда возникает представление о конверсионном (conversion - обращение, переход из одного состояния в другое) механизме истерических расстройств, когда болезненный симптом выступает символическим выражением эмоционального конфликта. Нарушение телесной функции есть соматизированное выражение несовместимых с осознаваемым «Я» идей.

Неотреагированный вытесняемый эмоциональный (внутриличностный) конфликт становится энергетическим резервуаром, подпитывающим болезнь. Следовательно, для прекращения истерического расстройства необходимо осознание этого конфликта, добиться чего можно за счет актуализации личностных ресурсов самого пациента. Дальнейшее развитие этой идеи пошло по пути поиска и совершенствования метода актуализации личностных ресурсов. Поэтому психосоматические нарушения в психоанализе долгое время отождествлялись только с конверсионным психическим расстройством.

Страница 1

Впервые идею конверсии З. Фрейд изложил в работах «Психоневрозы защиты» и «Исследования истерии». Под конверсией он понимает смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные симптомы в области тела – соматические, моторные или чувственные. Благодаря такому «переносу» либидонозного заполнения из области психической в область телесного, патогенный конфликт удаляется из сознания. В соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательной фантазии.

Конверсионная модель особенно хорошо объясняет нарушения произвольной моторики (невротически обусловленные параличи и речевые нарушения). Она может быть также полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущение кома в пищеводе при истерии, определенных болевых состояний, мнимой беременности.

В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта. Это происходило в большинстве описанных Фрейдом случаев. Однако некоторые психосоматические заболевания не несут с собой облегчения душевных состояний. Можно считать, что здесь задействованы другие механизмы.

Крайне важным было обнаружение Фрейдом основы механизма диссоциации – активного процесса психологической защиты, феномена вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. Эмоция, которая не могла быть выражена, оказывалась превращенной в физический симптом, представляющий собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом возможных последствий. Симптомы, как выяснилось, позволяли не только маскировать нежелательные эмоции, но и представляли собой своеобразное налагаемое на себя индивидуумом наказание на запрещенное желание или удаление себя из устрашающей ситуации. Эти же симптомы обуславливали и получение вторичных выгод от принятия роли больного. «Соматический язык» симптомов может также использоваться как средство коммуникации, когда последняя затруднена бессознательными, сознательными или социокультурными факторами. Таким образом, органическая симптоматика рассматривается Фрейдом, не как простое нарушение физиологических функциональных связей, а как следствие переживаний поведения.

Теория Морено

Морено рассматривал психосоматический симптом как результат ролевого конфликта. Он считал, что особенности нашего реагирования на людей «формируются прошлыми переживаниями и культурными патернами общества, в котором личность живет; им могут соответствовать особые виды продуктивного поведения. Каждая роль – это слияние частных и коллективных элементов». По мнению Морено, понятие роли – это мост между психиатрией и социологией.

Для Морено роли, которые мы принимаем в жизни (и которые определяют наше поведение), принадлежат к трем измерениям: социальные роли, психосоматические роли, психодраматические роли.

Психические и психосоматические расстройства, вызываются нарушением ролевого развития и выражаются также в нарушениях ролевого развития и поведения. В тоже время ролевое развитие и ролевое поведения тесно связаны с акциональным голодом и психосоциальным развитием человека.

С точки зрения Морено болезнь возникает в результате нарушений наследственности, внешних патогенных влияний или нарушений межчеловеческой среды. Согласно Морено, здоровье представляет собой направленное бытие или прогрессию, болезнь же – застой или регрессию.

Человеческое развитие – это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже в конце эмбрионального развития. В ходе нормального развития к каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные, уже существующие теряют свое значение или же исчезают вовсе. Как следствие нарушения ролевого развития, психопаталогические синдромы проявляются различными способами: перескакивая на другие ролевые уровни, минуя промежуточные; при неизменно поступательном направлении развития; в застое развития; в регрессии, т.е. в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней.

Ролевые конфликты являются одним из основных причин психических расстройств и недугов. Поэтому они занимают в теории и практике психодрамы центральное место. Ролевой конфликт может переживаться в форме конфликта в рамках одной роли, существовать в виде конфликта между различными ролями, зафиксироваться в виде интраперсонального конфликта, возникшего внутри одного человека, или разыгрываться в виде интерперсонального ролевого конфликта между разными людьми. (Лейтц, 1994).



Loading...Loading...