Пройдет ли невроз после родов. Невроз после беременности

1 2 358 0

Современный человек в силу разных обстоятельств часто страдает от различных психических нарушений. По статистике, приблизительно 35% европейцев имеют подобные расстройства. Это может быть не просто распространенная депрессия, но и более редкая патология – акалькулия (утрата личностью способности считать). Проблема и вправду невероятно серьезна, но решаема.

О том, что такое акалькулия и как от нее избавиться, подробнее поговорим в данной статье.

Почему акалькулию путают с дискалькулией

Акалькулию и дисакалькулию путать не стоит, хоть это и очень схожие нейропсихические заболевания. Их основное отличие в причинах появления расстройств.

Первый синдром является приобретенным как последствие других травм головного мозга, а второй – врожденный.

К тому же, акалькулия может быть частичной, а дискалькулия – это полное отсутствие способностей к изучению даже самой простой арифметики, потому что человек не имеет функции оценки количества объектов. Проявление дискалькулии наблюдается у 5% первоклассников. С помощью специальных методик от него успешно можно избавиться.

Причины возникновения синдрома

Причиной может стать поражение разных частей коры головного мозга: черепно-мозговая травма, неврологические патологии, инфекции, интоксикации, новообразования.

Из-за этого сбиваются когнитивные процессы. Очень редко синдром передается по наследству или появляется впоследствии влияния негативного социального окружения.

Разновидности болезни

В зависимости от проявления различают множество видов акалькулии.

Вербальная

Характеризуется трудностями обозначения математический терминов, понятий и операций словесным способом. Вполне возможно, что пациент при этом прекрасно владеет арифметикой, но озвучить это не может.

Апраксическая

Личность не в состоянии самостоятельно определить число предметов, которые находятся рядом.

Дислектиксическая

Проявляется в том, что больной терпит поражения в попытках прочесть какой-то арифметический знак или символ. Считается, что данный вид расстройства способен передаваться на генетическом уровне.

Графическая

В этом случае название говорит само за себя, графическая акалькулия лишает личность возможности отображать математические операции в письменном виде. Такой человек не сможет даже начертить элементарную геометрическую фигуру.

Операционная

Во время операционного типа расстройства для пациента будет практически невозможным произвести арифметические действия: прибавлять, вычитать, делить и множить. Возможно, это проявится частично. К примеру, человек прекрасно справляется с вычитанием чисел, но никак не может их умножить.

Первичная

Ученые считают, что заболевания первичной акалькулии не имеет связи с нарушениями других психических функций. Она появляется из-за повреждения левого полушария разных зон коры головного мозга: лобной или теменной.

Лобная

Нарушение функционирования лобных долей мозга приводит к потере сознательной деятельности человека. Таким образом, личность не может производить точных математических операций.

Теменная

Возникает как потеря пространственного мышления. Соответственно, пациент не может осознать понятие «чисел» и все, что с ними связанно.

Вторичная

Это часть нейропсихического синдрома, уже существующего в личности. Она появляется в результате отсутствия способностей к целенаправленным умственным функциям. Вторичная акалькулия имеет несколько подвидов.

Оптическая

Разновидность, которая появляется из-за проблем с рецепторами зрения. Больной буквально не может отличить одну цифру от другой.

Сенсорная

Как следствие проблем с височными участками коры головного мозга развивается сенсорная акалькулия. По ее причине пациент теряет возможность устного счета.

Акустико-мнемоническая

Если поражены префронтальные зоны мозга, то может начаться акустико-мнемоническая разновидность расстройства. Она выражена в том, что личность не может воспринимать любые арифметические термины или команды на слух.

Симптомы акалькулии

  • Проблемы с распознаванием чисел, которые имеют внешнюю схожесть или цифру «0»;
  • неспособность самостоятельно производить арифметические подсчеты;
  • нарушения в понимании, что такое число и его разряд;
  • затруднения в восприятии математической информации на слух/визуально;
  • невозможность воспроизведения цифр/операций вербально.

Особенности акалькулии у детей

У детей, чаще всего, наблюдается именно первичная разновидность акалькулии. Это случается в возрасте от 5 до 11 лет.

Ребенок не воспринимает любую арифметическую информацию, которую ему пытаются донести в школе. Он не понимает, как можно вообще проводить какие-то операции с непонятными знаками, называя их числами.

Нейропсихические нарушения могут привести к тому, что малыш не сможет различать «лево» и «право».

Обычно данное заболевание лечится до 12 лет.

Диагностика синдрома

Если подозреваете о появлении акалькулии, необходимо срочно обратиться к психологу, дефектологу или невропатологу. Врач проведет осмотр, в случае выявления клинической симптоматики, будет назначено дополнительное обследование. Это тесты на счет, речь, письмо. Если результаты будут очень низкими, то диагноз подтвердится.

Методика лечения

Методики зависит от стадии акалькулии, ее разновидности и, конечно же, возраста пациента.

У взрослых

Коррекция синдрома у половозрелого человека может включать занятия со специалистом и разные компьютерные программы. Врач постепенно приведет больного к осознанию понятия «числа». После этого его будут учить математическим операциям: от простейших до более сложных. Регулярные занятия приведут к хорошему результату. При слуховых проблемах восприятия чисел в специальной методике потребности нет.

У детей

Часто использую визуализацию. Восстановление функции счета проводят с помощью разных картинок, рисунков, арифметических палочек. Главное, чтобы малыш был заинтересован и воспринимал это как игру.

Какие осложнения может спровоцировать синдром

Проявление синдрома акалькулии существенно тормозит развитие личности. Она становиться плохо обучаемой, ведь хуже воспринимает материал. Специалист с таким синдромом быстро теряет свою квалификацию. К тому же, имея подобное заболевание, многие чувствуют себя неполноценными. Отсюда появляются психические расстройства.

Акалькулия относится к заболеваниям, возникшим в результате поражения тех или иных участков коры головного мозга. Особенностью заболевания является нарушение способности к вычислительным действиям, отсутствие понимания разрядного строения чисел, арифметических операций.

Больные часто путают визуально близкие числа, например, 416 и 614, испытывают трудности при счёте. В зависимости от вида, заболевание может выступать как единичным симптомом, так и входить в структуру нейропсихологических синдромов. Зачастую болезнь развивается по причине черепно-мозговых травм.

Нейропсихологические аспекты синдрома

Впервые о заболевании упомянул психиатр Ф. Хеншен в 1919 году. Благодаря своим исследованиям о нарушении анализа и синтеза вычислительных операций учёный выделил два основных вида акалькулии:

  • первичная;
  • вторичная.

Первичная форма синдрома наблюдается при поражении теменной, затылочной и височных участков коры. Особенностью такого вида заболевания является нарушение анализа и синтеза пространственных представлений. Больному становится довольно сложно различать числа и проводить вычислительные манипуляции с ними. Интересным является тот факт, что нарушение счётных операций зачастую сочетается с отсутствием понимания отличий между «лево» и «право», «вверх» и «вниз», «сзади» и «спереди».

Наиболее существенные нарушения при первичной форме синдрома наблюдаются у детей. Формирование отделов мозга, отвечающих за понятие пространства, может не наступить к моменту поступления ребёнка в школу. В таких случаях на первом году обучения могут возникать трудности в понимании чисел и арифметических операций.

Основные симптомы первичной формы заболевания:

  • отсутствие понимания разницы между числами, например, больному кажутся одинаковыми числа 245 и 254;
  • невозможность различать разрядные строения чисел;
  • нарушение понятия пространственных координат;
  • сложности с арифметическими операциями;
  • отсутствие понятия чисел;
  • нарушение понятия «больше» — «меньше».

При поражении теменной области наблюдаются сложности с анализом отличий между числами. Больным довольно трудно оценивать числа, в составе которых есть цифра «ноль», например, 2050 они понимают как 250. Также возникают сложности с понятием, какое число больше, а какое меньше, так 300 может быть меньше 500. Первичная форма заболевания приводит к нарушению объективной разрядной оценке чисел. Больной воспринимает число в виде предмета, например, 10 домов, 50 копеек и т.д. При таком заболевании страдает понимание всех вычислительных операций, лишь в редких случаях возможным остаётся сложение чисел. Самой сложной задачей для больных является выполнить операцию вычитания, в особенности, если числа отличаются друг от друга через десяток. Иногда первичная форма акалькулии протекает в сочетании с нарушением речи.

При поражении лобной области головного мозга больным удаётся производить элементарные арифметические вычисления, они понимают принцип разрядов чисел. Однако определённые сложности вызывают манипуляции с более сложными числами и действиями.

Вторичная форма заболевания протекает на фоне уже существующих нейропсихологических синдромов. Данная форма акалькулии связана с поражениями следующих отделов головного мозга:

  • затылочный;
  • височный;
  • префронтальный.

При поражении затылочной области наблюдается нарушение визуального восприятия чисел, как правило, вторичная форма заболевания протекает на фоне алексии, оптической агнозии. Больной не может визуально отличить сходные по написанию числа, при этом разрядное понятие чисел зачастую сохранно. Довольно часто данный синдром протекает в комплексе с амнезией на названия чисел.

Если поражена височная область коры головного мозга у больного наблюдается дефект слухового восприятия чисел. В основном встречается при акустико-мнестических и . Поражение префронтальных участков свидетельствует о нарушении понимания арифметических операций. Данный синдром, как правило, наблюдается при поражении доминирующего полушария головного мозга. Для леворуких лиц преобладающим является правое полушарие, для праворуких – левое.

Восстановление понятий числа и счёта у больных акалькулией

Терапия синдрома должна быть направлена в первую очередь на устранение основного заболевания (травма, опухоль). Восстановление вычислительных способностей проводится в зависимости от формы синдрома. Лечением заболевания занимаются психиатры, нейропсихологии, дефектологи, клинические психологи.

Главной целью терапии первичной формы синдрома является возобновление понятия числа и его разрядного строения. Рассмотрим основные методы обучения и восстановления больных:

  • визуальный метод;
  • метод действий с числами;
  • метод понимания разрядов чисел.

В тяжёлых формах заболевания используются специальные методы обучения, основанные на визуальной памяти. Так, к примеру, перед пациентом выкладываются в ряд карточки с числами и изображением соответствующих по количеству предметов. Детям для большей эффективности такой метод можно проводить в игровой форме. Так, например, на карточке изображена цифра 2, а под ней находятся два мяча, предпочтительно все предметы должны быть яркими и разнообразными по цветовой гамме, так как цвет играет большую роль в восприятии и запоминании.

Метод действий с числами основывается на том, что больному необходимо разбить любое число на все возможные вариации. Данное упражнение проводят с помощью палочек: пациенту называют число и предлагают разложить его на цифры, все манипуляции записываются в дневник. Так, больному предлагают разбить число 5 на все возможные вариации с помощью палочек: 1 п. + + 4 п. = 5; 2п. + 3п. = 5п. и т.д. Если со временем пациент начинает делать успехи, вместо палочек используется вербальное комментирование арифметических операций. Иными словами, все счётные операции проговариваются вслух, далее шепотом и так пациента приводят к тому, что он пробует считать в уме.

Часто сложности с анализом разрядов чисел протекают в комплексе с нарушением их названия. С пациентами проговариваются все числа до 100, тем самым дефектолог объясняет разницу между десятками и единицами. Также используются специальные упражнения, в которых пациент должен написать под словами наименования чисел, так под словом «двести сорок пять» необходимо поставить «245» и т.д.

Наглядно-образный характер занятий проводится от 2 до 3 раз, далее больные постепенно переходят на голосовое озвучивание вычислительных операций. Как правило, лёгкие стадии акалькулии у взрослых пациентов легче поддаются коррекции, нежели у детей.

Восстановление счёта и числового понятия при вторичных формах синдрома зависит от локации поражения головного мозга.

При затылочных поражениях вторичной формы заболевания коррекция должна быть направлена на визуальные особенности чисел, правильное написание. Среди основных методов используется: предметный счёт, манипулирование с числами и задачами, упражнение с двигательным образом числа и т.д. Довольно эффективным является метод озвучивания чисел, при которых пациент должен представить в уме число, данное упражнение опирается на сохранное слуховое восприятие, воображение и зрительную память.

При поражении височных отделов происходит снижение слухового восприятия чисел, что является не столь существенным нарушением и зачастую не требует специализированного терапевтического восстановления.

Больные с префронтальными поражениями на первых этапах обучаются простому пониманию чисел, постепенно переходя к арифметическим упражнениям, где цифры выступают в роли предметов. Далее дефектолог переводит пациента к арифметическим примерам с последовательными действиями.

Манипулирование предметами наравне с числами позволяет пациенту анализировать арифметические операции не только с помощью привычной предметной характеристики, но и с объективно-разрядным пониманием числа. Так, с помощью интериоризации, то есть перехода с внешних действий на внутреннюю программу сознания, пациент от первичной предметной оценки переходит к пространственной, разрядной характеристике. Постепенное обучение способствует эффективному восстановлению понимания числа и манипуляций с ним.

1. Определение акалькулии.

2. Формы акалькулии.

3. Этиология и механизмы акалькулии при афазии.

4.Симптоматика акалькулии при афазии.

Определение акалькулии.

Акалькулия (от греч. А – отрицат. Частица + лат. Calculatio – счет, вычисление) – нарушение счета и счетных операций. А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга.

Формы акалькулии.

Первичная акалькулия характеризирует патологию в понимании разрядного строения чисел, трудности с самими счетными операциями, больной не различает арифметических знаков и т.д.

Вторичная акалькулия является частью структуры нейропсихологического синдрома, иными словами она может развиваться при наличии других расстройств высших психических функций (афазия, амнезия, агнозия) или в случае общего нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности.

· Если поражению подверглись височные отделы коры больших полушарий, наблюдается расстройство устного счета;

· если поражаются затылочные отделы, не распознаются близкие по написанию цифры;

· а когда поражаются префронтальные отделы, наблюдается расстройство целенаправленной деятельности, планирования счетных операций и контроль над их выполнением.

Среди неспецифических форм акалькулии отмечают четыре формы: сенсорная, акустико-мнестическая, оптическая и условно-лобная, при которых счет нарушается, но не первично, а из-за вторичных механизмов нарушения.

Так как нас интересует акалькулия при афазии, рассмотрим сенсорную и акустико-мнестическую формы акалькулии.

Они идут в синдроме нарушения акустического восприятия и речи. Поэтому сенсорную условно можно назвать «слуховой акалькулией», при которой нарушаются только устная форма счета и счет на слух, а «амнестическая акалькулия» - связана с нарушением слухо-речевой памяти и объема слухового восприятия.

Этиология и механизмы акалькулии при афазии.

Поражение (или недоразвитие у детей) верхней височной извилины (22 поле Wernicke), как известно, ведет к сенсорной афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха. Казалось бы, речь и фонематический слух не имеют прямого отношения к счету. И, тем не менее, поражение этого участка мозга также ведет к своеобразной акалькулии. Нарушения счета в этом случае идут в синдроме акустической агнозии вместе и на фоне нарушения фонематического слуха. Узнавание и называние цифры и числа становится затруднительным для больных с сенсорной акалькулией, а нередко и невозможным.

Нарушения фонематического слуха, устной экспрессивной и импрессивной речи у больных с сенсорной афазией ведут и к нарушению понимания слов, обозначающих цифры и числа, и их узнавания. Вместо звучащего числа «шесть» больные могут услышать слово «семь», вместо «шестнадцать» - «семнадцать», вместо «девять» - «десять» и т.д. Те же и другие трудности возникают и при назывании, и все это ведет к большим сложностям в счетных операциях, в их понимании и реализации. Эти дефекты не являются нарушением счета, они лишь затрудняют его, и преодолеть их можно, если перевести счет и счетные операции во внутренние операции - без участия речи, а еще лучше, если исключить и внутреннюю речь.

Акустико-мнестическая акалькулия- форма нарушения счета также неспецифическая, вторичная, и дефекты счета связаны с нарушениями речи и акустического восприятия и идут в синдроме акустико-мнестической афазии, главными механизмами (факторами) которой являются дефекты объема акустического восприятия и нарушение предметных образов-представлений. Эта форма акалькулии мало изучена и нуждается в дальнейшем осмыслении.

При разных формах афазии механизм акалькулии тесно связан с механизмом речевых расстройств. Например, нарушения номинации цифр могут быть связаны с общими амнестическими нарушениями при акустико-мнестической афазии, отчуждение на значение названного числа - с нарушением акустико-гностического звена при сенсорной афазии. Нарушение счетных операций при моторной афазии - с нарушением внутренней речи, инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией (при поражении премоторных отделов речевой зоны).

Симптоматика акалькулии при афазии.

При сенсорной акалькулии больные не понимают на слух значения цифры и числа, делают много попыток при выполнении устных арифметических операций, но все они безуспешны.

При акустико-мнестической акалькулии нередко имеют место симптомы неузнавания чисел, предъявленных при повышенном шуме или в большом количестве одновременно для последовательного их узнавания и называния, т.е. возникали симптомы вторичной агнозии и как бы амнезии на наименование цифры или числа. При этих сенсибилизированных условиях возникали перцепторные трудности, Дефекты восприятия, узнавания и называния чисел из-за дефектов образов-представлений и объема восприятия. При задании быстро написать ряд цифр или чисел больные также делали много ошибок, выполняли задание медленно и в высшей степени произвольно и осознанно, делали попытки называть то, что они написали, как бы помогая себе речью.

Если при обучении этих больных создать комфортные для них условия - уменьшить объем задания, снизить темп подачи материала и ответа, то большинство ошибок исчезало. Однако оставались ошибки в написании цифр, в которых иногда отсутствовали существенные признаки, отличающие их от других, похожих на них цифр (3-5,7-1,4-1 и т.д.). Последующее опознание и называние этих цифр было затруднено. Особые трудности возникали, когда нужно было писать много и быстро, т.е. в более автоматизированном и менее произвольном режиме. Эти дефекты укладываются в синдром нарушения перцепторных образов и образов-представлений предметов и символических фигур букв и цифр. В патологии более затронут низший, непроизвольный уровень восприятия и опознания числа. Структура счета, понятие числа, разрядное его строение в этом случае первично не нарушаются, но все процессы, связанные со счетом, затруднены.

Список используемой литературы:

А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы.

- Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление.- М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.

Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.

Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дефицит внимания, .

Причины нарушения

Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:

Разновидности и формы заболевания

Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:

Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.

Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:

  1. Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
  2. Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.

Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:

Отличие от дискалькулии

Акалькулия и являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.

Симптоматика нарушения

Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.

При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:

  • затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
  • неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
  • трудности при выполнении простых арифметических действий;
  • нарушение понимания понятия «число»;
  • отсутствие способности к сравнению числительных значений;
  • нарушено восприятие пространственных координат;
  • трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
  • затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.

Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:

  • отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
  • нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
  • проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.

Осмотр и диагностика

Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.

Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.

Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.

Лечение и коррекция

При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.

Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.

Первичное нарушение

При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.

Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.

Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.

Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.

При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.

После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.

Терапия вторичной формы

Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:

Последствия и ограничения

Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).

К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.

При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.



Loading...Loading...