Медитация осознания смерти. Практическая медитация против страха смерти Имитирующие смерть медитативные практики

Подготовка
Сядьте удобно и расслабьте тело (вы также можете выполнять эту медитацию лежа – однако при этом удостоверьтесь, что не заснете!). Расслабьте ум, отпустив или отодвинув любые другие мысли – мысли о прошлом, будущем, людях, делах и так далее. Примите решение удерживать внимание на медитации и возвращать его к объекту каждый раз, когда оно отвлекается.

Мотивация
Зародите благую, альтруистическую мотивацию для выполнения медитации, например: «Я выполняю эту медитацию, чтобы лучше познать реальность смерти, чтобы подготовить себя к смерти, выполняя как можно больше духовных практик при жизни. Таким образом я смогу принести больше пользы другим – я смогу помочь им преодолеть страх смерти, прожить жизнь более мудро и умереть в большем покое».

Медитация
Процесс умирания подразумевает постепенную утрату физических, чувственных и умственных функций по мере того, как деятельность нервной системы прекращается от окраин к глубинам.

Представьте, что умираете естественной смертью и переживаете следующие восемь стадий, по мере того как компоненты ваших ума и тела постепенно растворяются. На каждом этапе возникают как внешние, так и внутренние знаки. Пытайтесь представлять эти переживания как можно яснее.

На первых четырех этапах процесса смерти ум все еще находится на грубом уровне. Грубый уровень ума включает наши мысли и чувственное восприятие. По мере прохождения первых четырех этапов эти факторы постепенно ослабевают.

1. Элемент земли растворяется; появляется видение миража
Элемент земли – это качество твердости в нашем теле. Когда он растворяется, ваше тело теряет силу, становится тоньше и слабее, и вы чувствуете упадок сил. Вам может показаться, что вы падаете или проваливаетесь сквозь землю, стать трудно сидеть прямо или держать что-либо. Цвет вашего тела блекнет, а щеки становятся впалыми. Кроме того, зрение становится неясным; вам трудно открывать и закрывать глаза. Таковы внешние знаки первого этапа процесса смерти. Внутренний знак – это видение мерцающего серебристо-синего миража.

2. Элемент воды растворяется; появляется видение дыма
Элемент воды охватывает все жидкости в теле, а также качество сцепления – то, что соединяет отдельные части воедино. Когда этот элемент растворяется, вы начинаете ощущать сухость в глазах, во рту и в горле. Становится трудно двигать языком. Ослабевают приятные и неприятные ощущения в теле. Ослабевает слух; исчезает звон в ушах. Ваш ум может затуманиться, ощутить расстройство или стать нервозным. Вы переживаете внутреннее видение дымки с вихрящимися клубами дыма.

3. Распадается элемент огня; появляется видение искр
Элемент огня – это жар в нашем теле. На этом этапе ваши рот и нос полностью высыхают. Тепло тело начинает угасать, обычно по направлению от ног и рук к сердцу. Вы больше не способны есть, пить или переваривать что-либо. Ваш ум то обретает ясность, то замутняется. Вы больше неспособны вспомнить имена людей, даже родственников и друзей; возможно, вы их даже не узнаете. Ваше чувство обоняния ослабевает, а дыхание становится затрудненным: вдохи становятся очень слабыми, а выдохи становятся сильнее и дольше. Вы переживаете внутреннее видение, подобное искрам или светлячкам, танцующим в пространстве.

4. Элемент воздуха растворяется; появляется видение угасающего пламени
На этом этапе вы больше не можете пошевелить конечностями; ваше тело становится бездвижным. Ваш ум впадает в замешательство, переставая осознавать окружающий мир. Все расплывается. Угасает ощущение контакта с окружающим миром. Исчезают чувства вкуса и осязания. У вас могут возникать видения – пугающие (как результат совершенных при жизни неблагих действий) или прекрасные, радостные (как результат благих действий)… Дыхание становится все более и более затрудненным, а затем полностью прекращается. Ваши последние мысли угасают, и возникает внутреннее видение неяркого красно-синего света или последнего трепыхания пламени свечи, которая вот-вот угаснет.

Сознание чувств и грубые мысли на этом этапе уже исчезли, и в ходе последующих четырех этапов процесса смерти ум достигает все более тонких уровней.

5. Белое видение
На этом этапе у вас возникает видение очень ясного, пустого неба, подобного осеннему небу, полному яркого белого света полной луны.

6. Красное видение
Это внутреннее видение, подобное ясному, пустому небу, полному красноватого света медно-красного заката солнца.

7. Черное видение
Это видение полной темноты, очень темного и пустого пространства. Оно завершается мгновенной и полной потерей сознания.

8. Видение ясного света
Теперь ум достиг самого тонкого своего уровня – ясного света смерти. Возникающее видение подобно осеннему небу на заре, совершенно чистому, пустому и полному ясного бесцветного света.

Удерживайте сосредоточение ума на этом переживании так долго, как можете, не позволяя уму отвлекаться ни на что иное. Если он отвлекается, возвращайте его к переживанию ясного света. Помните, что это самый чистый, тонкий уровень вашего ума….

Когда ясный свет смерти исчезает, сознание вновь проходит через стадии растворения в обратном порядке: черное видение, затем красное видение и так далее. Как только начинается этот процесс, человек оказывается в промежуточном состоянии (тиб. бардо), в тонком теле, которое способно в поисках нового рождения мгновенно путешествовать в любую точку, о которой человек думает, проходить сквозь стены и так далее. Форма тела в бардо – та, которую человек примет в следующем перерождении.

Жизнь в промежуточном состоянии может длиться от нескольких мгновений до семи дней в зависимости от того, удается ли найти подходящее место рождения. Не сумев найти его в течении семи дней, существо проходит через «малую смерть», кратко переживая восемь этапов смерти сначала в прямом, а затем в обратном порядке, получая новое рождение в промежуточном состоянии. В общей сложности это пребывание в промежуточном состоянии может продолжаться до семи перерождений, или сорок девять дней, в ходе которых ищется новое место перерождения.

Посвящение
Посвятите заслуги от медитации тому, чтобы суметь развить мудрость, сострадание и другие качества и реализации, которые позволят вам освободить себя от цикла смерти и перерождения, чтобы вы смогли помочь другим существам также достичь освобождения и подлинных, постоянных покоя и счастья.

Нами руководит наш ум. Ум гипнотичен, и мы следуем за его повелениями. Он убеждает нас, что смерти нет, что смерть – это то, что происходит с другими. И в этом состоит наше величайшее несчастье. Наш ум – противник смерти, и мы, противясь этому таинству, утрачиваем его. Медитация на смерть может быть представлена разными техниками, например, весьма популярна техника медитации «Вхождение в Смерть». Вся сущность человека, весь его организм, части тела, голова, туловище, ноги, руки при медитации на смерть – все подчинено одному: стремлению примирить человека с великим таинством жизни, приблизить его к осознанию смерти как новому рождению.

Сильная медитация на смерть – проникнетесь состоянием смерти

Как же не может быть смерти, если она всегда рядом с вами? Всякий раз, когда вы вдыхаете, – это жизнь. Всякий раз, когда выдыхаете, – это смерть. Чем же еще является медитация на смерть, как не способом очистить свой разум, затуманенный , многие из которых ложны или нежизнеспособны. Вы освободите свой ум от всего лишнего для того, чтобы он мог вместить значение и истинный смысл жизни и смерти.

Медитация от страха смерти учит не противиться смерти, но принять ее с благодарностью, ибо, противясь смерти, вы утрачиваете и саму жизнь. В этом мире все тесно переплетено одно с другим, и жизнь невозможно отделить от смерти, как нельзя разделить путь и цель, ибо всякий путь завершается целью. В духовных практиках все имеет значение. Здесь нет главного и второстепенного, важно все – и чистота сознания, и положение пальцев. Научиться складывать пальцы при медитации в целительные комбинации несложно. Изучите основные духовные мудры, практикуйте, медитируйте, развивайтесь и созидайте духовно.

Медитация на смерть как единственный безусловный факт

Если вы боитесь завершения земной жизни, вы не сможете выполнить технику медитации на смерть. Страх и неконтролируемый ужас преградят вам путь к осознанию. Вы не позволите медитации случиться, не сумеете войти в нее. Но, помните о том, что совершенно неважно, боитесь вы смерти или нет, смерть есть единственный безусловный факт. В жизни все неопределенно, вариативно, изменчиво, и только смерть является безусловным фактом. Все остальное случайно. Вы сами – переменчивы и непостоянны, и все, что было, есть или будет в вашей жизни, неустойчиво – может случиться, а может и не случиться. И только одна лишь смерть не случайна. Это – данность. Это – неоспоримый факт.

Но взгляните на человеческий ум. Мы – каждый из нас – постоянно отрицаем смерть, говорим о ней так, будто она - случайность. Когда кто-то умирает, мы говорим, что его смерть была неожиданной, преждевременной, или несправедливой. Мы говорим, что это случайность. Но смерть не есть случайность. Смерть абсолютно определенна. Вы осознаете это в медитации на смерть , если позволите ей произойти. Вы должны умереть. Более того, вы уже умерли. Это произошло с вами в тот самый момент, когда вы родились, ибо с рождением смерть стала неизбежностью.

Да, один элемент неизбежности уже случился. Рождение. И теперь неминуемо должна произойти вторая, заключительная часть неизбежности. Родившись на этот свет, человек вступает в царство смерти, и теперь ничто этого не изменит, ибо изменить ничего нельзя. Смерть состоится не как эпизод, она не станет финальным аккордом в конце жизни. Она уже происходит, поскольку смерть – это длительный и необратимый процесс. Медитация на смерть поможет вам принять этот факт.

Каждый момент жизни: рождение ребенка, или раскрытие свежего листочка весной, солнце освещает новый день, вдох пробуждает к жизни тело, начинается новое путешествие. Как и жизнь, смерть проявляется в самых различных формах, она освобождает пространство для рождения новой жизни.

Миллионы людей умирают каждый день, некоторые умирают осознанно с открытым сердцем, проникая в чудо рождения жизни. Но многие умирают с болью и замешательством, сожалея о неполноценно прожитой жизни, боясь смерти, которую они не могут принять.

Смерть - единственный неминуемый факт в жизни, все остальное лишь вероятность. Смерть одно из величайших табу в современном мире. Это одна из причин, почему люди чувствуют неудовлетворенность и страх перед лицом смерти. Ум не может осмыслить смерть, поэтому старается избежать встречи с ее реальностью, думая, что это лишь выдумка в кино и в новостях по телевидению. Обыкновенно, также как и смерть, мы начинаем принимать жизнь лишь при каких-то обстоятельствах, из-за этого мы продолжаем упускать невероятное чудо быть осознанным и живым.

Из-за отрицания жизни и смерти опыт смерти может стать невыносимым: когда приходит время смерти тела, смерть находит нас неподвижно замкнутыми в структуре «тело-ум». Обычно мы накапливаем незавершенные ситуации с людьми и с самим собой и продолжаем откладывать возможность полноценно жить, используя время скорее, чтобы накапливать материальные ценности и растить наше эго. Когда мы осознаем, что, умирая, ничего из этого не сможем взять с собой, это может быть слишком поздно. Много боли и страха приходит из чувства незавершенности и чувства непрожитой жизни.

Первое, что мы совершаем, когда рождаемся, - мы делаем вдох. А когда умираем, последнее наше действие - это выдох. То же явление происходит каждый день, когда мы ложимся спать и просыпаемся. Каждый день мы просыпаемся, мы окружены красками, звуками и ощущениями - рождается жизнь. А когда мы идем спать, мы окунаемся в неизвестное, бесформенное - случается смерть.

Смерть присутствует в каждом мгновении жизни: в падении листьев, когда мы расстаемся с любимым человеком, переезжаем на новое место, меняем работу, когда умирает близкий человек, когда мы позволяем старым идеям и взглядам покинуть нас.

Моменты смерти - это возможность разбудить наши эмоции: когда боль, гнев, страх, обида смогут проявиться, и мы сможем их пережить. Когда мы не боремся с нашими эмоциями и встречаем проявления жизни с осознанностью, когда мы позволяем энергии высвободиться из ума с помощью тела и наблюдаем себя ясно и отстраненно, огромное количество жизненной энергии становится доступным. Эту энергию можно направить на любовь, сочувствие и созидание. Мы начинаем понимать, что те моменты «смерти» - на самом деле процесс обновления энергии. Это моменты трансформации, и это возможность идти глубже в познание жизни.

Когда мы начинаем встречать смерть лицом к лицу и осознаем ее неизбежность, то начинаем глубоко исследовать жизнь. Мы начинаем воспринимать жизнь, как драгоценную возможность, и начинаем осознавать неповторимость и уникальность каждого мгновения.

Семинар «Умри прежде, чем умрешь» - это практики суфизма и тибетского буддизма, мистических традиций, в которых жизнь рассматривается, как возможность приготовиться к смерти, а смерть - как возможность тотально прожить жизнь. В этом тренинге мы создаем пространство любви и принятия. Такое пространство - основа глубокого путешествия внутрь себя и возможность осознать наши отношения к жизни и смерти, чтобы заново взглянуть на жизнь, с благодарностью принять и отпустить прошлое, позволить нашей энергии течь в настоящем.

Это суфийская традиция, в которой любовь и принятие - ориентиры на пути. Этот семинар - стимул идти глубже в тайну жизни человеческого существа; побуждение быть ближе к телу, уму и эмоциям. Суфии - любовники жизни, так что они не выбирают, какое проявление жизни праздновать; что бы ни дарила жизнь, это уже повод для празднования. Суфий проживает каждое мгновение как последнее, тогда каждое мгновение становится уникальным, неповторимым и совершенным. Переживание каждого мгновения становится великой тайной и великим приключением. Мы позволяем переживаемому в данный момент прийти и позволяем ему уйти. Мы познаем всё, что преподносит жизнь.

Мы используем суфийскую технику - «Зикр» (что означает «память»), которая совмещает в себе дыхание, звуки и движение; она воздействует на тело и ум, пробуждая нашу жизненную энергию. Упражнения этой техники повторяются и носят веселый и экстатический характер. В то же время они глубоко проникают в тело и ум, разогревают и наполняют энергией всю систему, раскрепощают тело для релаксации и выносят на поверхность из бессознательного всё, что нуждается в проявлении. Как только тело пробудилось и зарядилось энергией, мы начинаем использовать техники разных традиций, Ошо-медитации и глубокое расслабление для практики осознанности и отпускания.

Когда происходит расслабление напряжения, высвобождается много энергии, и мы возвращаем эту энергию нашему центру через пение, поэзию, игру и кружение - суфийский танец. Празднуем красоту и тайну жизни и смерти.

Как часто нам хотелось повернуть время вспять и получить еще один шанс? Но время безжалостно движется вперед, и повторный шанс так призра­чен и мал. Как часто мы сожалели о сказанных или непроизнесенных словах, о незаконченном деле, о нерешенных проблемах, которые мы откла­дываем на потом? Буддисты полагают, что здесь и лежит источник нашей будущей кармы. Здесь зак­ладываются семена, ждущие своего часа, чтобы принести плоды. Верим ли мы в то, что незавер­шенное дело может ввергнуть нас в круговорот перерождений, или нет, мы все еще можем ощу­щать груз незавершенного дела в нас самих.

О неизбежности перемен

Как неохотно мы говорим и думаем о смерти, последнем табу. Смерть остается самым большим страхом для нас. Страх не исчезает с попыткой не замечать эту реальность. Кто чувствует себя уют­но, думая о собственной смерти? Кто захочет взять предметом медитации собственную смерть? Ведь наряду с рождением смерть являет­ся еще одной непреложностью. И все же она наш величайший страх. Она несет с собой ужас неиз­вестного и зов неизбежного. Вместо того чтобы обратить свой взор на эту непреложную истину, мы выбираем возможность не замечать ее вплоть до того момента, когда смерть сама придет за нами. Пока мы не взглянем на смерть, мы не сво­бодны в поисках жизни. Все духовные традиции предлагают медитировать на смерть. Суфии гово­рят: «Умри прежде смерти». Слова Ошо тоже об этом:

«Начните медитировать на смерть. И всякий раз, когда вы почувствуете, что смерть рядом, войдите в нее через врата любви, через врата ме­дитации, через врата умирающего. И когда вам будет суждено умереть - а этот день готовится прийти, - примите это с радостью, благословен­но. И если вы можете принять смерть с радостью и благословенно, вы достигните высочайшего пика, ибо смерть есть крещендо жизни».

Легко жить в претензии на весь мир. Это часто кажется предпочтительней правды. Правда ведь в том, что человеческая жизнь ограничена, и мы наделены непостоянной формой в этом вечно меня­ющемся мире. Перемена и непостоянство страшат, поэтому мы ищем надежности и стабильности. Но когда мы думаем лишь о надежности и забываем о непостоянстве, то не замечаем основного парадокса жизни. Когда же помним об этом противоречии, нам открывается правда. Непостоянство - самое последнее, что мы хотим видеть в себе.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Размышление о смерти

Если мы стремимся к жизни, мы также долж­ны признать реальность смерти, как и все преды­дущие поколения духовных путников. Наши стра­хи и волнения не являются сугубо индивидуаль­ными, они служат подтверждением всех челове­ческих страхов и забот, пронесенных через века. Буддизм требует, чтобы мы обратились к предмету смерти. Он предлагает ступенчатую практику ме­дитации на смерть, которая знакомит нас с представлением о завершении жизни постепенно. Первый шаг связан с раз­мышлением о неизбежности смерти. Мы должны думать о том, что каждый умрет и что негде ук­рыться от смерти. Дальше мы должны размыш­лять о том, что время смерти не определено. У нас нет строго ограниченного срока жизни. Мы не зна­ем, когда придет смерть. Любые мелочи могут привести к смерти, и не существует гарантии дол­гой жизни. Наконец, мы должны пристально всмотреться в жизнь и определить, что было в ней ценного. Эти три этапа помогают нам выяснить, что же действительно является важным в нашей жизни.

Существовало много религиозных представлений о значении смерти. В них можно выделить два те­чения мысли. Первое выдвигает линейную модель, предполагающую, что физическая жизнь служит приготовлением для более возвышенной жизни, ко­торая проявляется в другом состоянии, не знающем смерти. К примеру, такой взгляд мы можем усмот­реть в христианстве. Второй подход предполагает циклическую модель становления посредством пе­рерождения (реинкарнации). Циклическая модель и линейная модель, несомненно, во многом расхо­дятся друг с другом. Идея множественности жизни внушает представление о постоянном становлении. Идея единственности физической жизни заставляет думать о становлении лишь как о завершении. Мо­дель, которую мы выбираем, формирует образ на­шей жизни, наши верования и то, как мы умира­ем. Любопытно, что обе модели, представляющиеся столь различными, в итоге проявляют одну и ту же тенденцию, выражаемую в отрицании важности жизни в этом мире.

Возможно, явится новая модель. Если мы лю­бим жизнь, давайте утверждать ее. Если мы в ка­честве своей модели берем Колесо, провозгласим, что жизнь на Колесе хороша. Зачем искать нирва­ну, если нирвана и сансара суть одно и то же. Давайте выберем ЖИЗНЬ. Если вы руководствуе­тесь моделью одной жизни, утверждайте ее цели­ком и живите ей здесь и теперь. Небеса могут по­дождать. Ведь именно определенность смерти при­дает смысл жизни, так что в наших поисках смыс­ла давайте также не забывать о реальности смерти.

Просмотры 1 258

Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете величайшее таинство. Если вы противитесь смерти, вы утрачиваете и саму жизнь, ибо они тесно переплетены друг с другом; они неотделимы. Жизнь - это рост, смерть - ее цветение. Путешествие и цель не отделены друг от друга - путешествие заканчивается целью.

Вхождение в смерть

Шива сказал: Сосредоточься на огне, восходящем в твоей форме от ступней вверх, пока тело не сгорит дотла, но не ты.

Будда очень любил эту технику медитации; он посвящал в нее своих учеников

.
Всякий раз, когда Будда кого-нибудь посвящал, он прежде всего советовал посвящаемому пойти к месту кремации и посмотреть, как сжигают мертвые тела. В течение трех месяцев он ничего не должен был делать, просто сидеть там и смотреть.

Будда говорил: «Не думай об этом. Просто смотри». А это трудно, трудно не думать, что рано или поздно твое тело тоже будет сожжено. Три месяца - долгий срок, и постоянно, днем и ночью, всякий раз, когда сжигали чье-то тело, искатель должен был медитировать. Рано или поздно он начинал видеть на погребальном костре свое собственное тело. Он видел, что сгорает сам.

Если вы очень боитесь смерти, вы не сможете выполнить эту технику, потому что страх преградит вам путь. Вы не сможете войти в нее. Или же представите все лишь на самой поверхности, ваша глубочайшая сущность не будет вовлечена, и с вами ничего не произойдет.

Запомните: боитесь вы смерти или нет, смерть - это единственный безусловный факт. В жизни нет ничего безусловного, за исключением смерти. Все неопределенно; только смерть является безусловным фактом. Все остальное случайно - оно может случиться, а может и не случиться - одна смерть не случайна. Но взгляните на человеческий ум. Мы всегда говорим о смерти так, будто она - случайность. Всякий раз, когда кто-нибудь умирает, мы говорим, что его смерть была преждевременной, мы говорим, что это как бы случайность. Но смерть не есть случайность - одна лишь смерть. Все остальное случайно. Смерть абсолютно определенна. Вы должны умереть.

Когда я говорю, что вы должны умереть, вам кажется, что это произойдет в далеком будущем, очень нескоро. Это не так - вы уже умерли. Вы умерли в тот момент, когда родились. С рождением смерть стала неизбежностью. Одна часть этой неизбежности уже случилась - рождение, теперь должна случиться вторая, заключительная часть. Поэтому вы уже мертвы, полумертвы, ибо родившись, человек вступает в царство смерти, входит в него. Теперь ничто уже этого не изменит, изменить ничего невозможно. Вы вошли в смерть. Вы полумертвы с рождения.

Запомните: смерть произойдет не в конце жизни, она уже происходит. Смерть - это процесс. Как и жизнь, она является процессом, смерть - это тоже процесс. Мы создаем двойственность, однако жизнь и смерть - это как бы две ваши ступни, две ноги. Жизнь и смерть образуют единый процесс. Вы умираете ежесекундно.

Позвольте мне объяснить это следующим образом: всякий раз, когда вы вдыхаете, - это жизнь, и всякий раз, когда выдыхаете, - это смерть.

Первое, что делает новорожденный, - он вдыхает. Ребенок не может выдохнуть. Сначала он вдыхает. Он не может выдохнуть, потому что в его легких еще нет воздуха; он должен вдохнуть. Первое действие - вдох. А последним действием умирающего старика будет выдох. Умирая, вы не можете вдохнуть - это вам известно? Когда вы умираете, вы не можете вдохнуть. Последнее действие не может быть вдохом; последнее действие - выдох. Первое действие - вдох, последнее - выдох. Вдох - это рождение, выдох - смерть. Каждую секунду вы делаете то одно, то другое - вдыхаете и выдыхаете. Вдох - это жизнь, выдох - смерть.

Возможно, вы этого не замечали, однако попробуйте за этим понаблюдать. Всякий раз, когда вы делаете выдох, вы становитесь более мирным. Сделайте глубокий выдох - и вы почувствуете внутри себя некоторое спокойствие. А всякий раз, когда вы делаете вдох, вы напрягаетесь, становитесь напряженным. Напряженность вдоха создает в вас напряжение. И естественный акцент всегда делается на вдохе. Если я советую вам глубоко дышать, вы обязательно начнете с вдоха.

На самом деле мы боимся выдоха. Вот почему дыхание стало таким мелким. Вы никогда не выдыхаете, вы только вдыхаете. Лишь ваше тело выдыхает, потому что тело не может существовать на одном вдохе. Ему необходимо и то, и другое: и жизнь, и смерть.

Шаг первый:

Попробуйте проделать один эксперимент. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Пусть тело вдыхает, вы же только выдыхайте. И вы почувствуете глубокое спокойствие, ибо смерть - это спокойствие, смерть - это безмолвие. Если вы станете уделять выдоху больше внимания, вы почувствуете себя неэгоистичным. При вдохе вы почувствуете себя более эгоистичным, при выдохе - менее эгоистичным. Уделяйте выдоху больше внимания. В течение целого дня, как только вспомните об этом, глубоко выдыхайте и не вдыхайте. Позвольте вдыхать телу, а сами этого не делайте.

Акцент на выдохе поможет вам в выполнении эксперимента, ибо вы готовы будете умереть. Необходима готовность к смерти, в противном случае эта техника не принесет особой пользы. А вы будете готовы к смерти только в том случае, если уже неким образом вкусили ее. Глубоко выдыхайте - и вы ощутите ее вкус. Он прекрасен.

Смерть восхитительна, ибо ничто не подобно смерти - такой безмолвной, расслабляющей, тихой, спокойной. Но мы боимся смерти. А почему? Откуда в нас страх смерти? Мы боимся смерти не из-за самой смерти - ведь она нам неизвестна. Как можно бояться того, с чем вы еще не сталкивались? Как можно бояться того, что вам неизвестно? Чтобы бояться чего-то, вы должны, по крайней мере, это знать. Так что на самом деле вы боитесь не смерти; ваш страх - нечто другое. На самом деле вы никогда не жили - вот что вызывает страх смерти.

Страх появляется из-за того, что вы еще не жили, поэтому и боитесь: «Я еще не жил, и если придет смерть, то что же тогда? Не испытав удовлетворения от жизни, совсем не пожив, я уже умру». Страх смерти появляется только у тех, кто недостаточно жив. Если вы живы, вы радушно примете смерть. В этом случае никакого страха нет. Вы познали жизнь; теперь хотели бы познать и смерть. Но мы так боимся жизни, что не познаем ее, не входим в нее глубоко. Это и порождает страх смерти.

Если вы хотите войти в эту технику медитации, вы должны осознать свой глубинный страх. Этот страх нужно отбросить, нужно освободиться от него, лишь тогда вы сможете войти в эту технику. Вот что вам поможет: уделяйте больше внимания выдоху. В течение всего дня вы будете чувствовать себя расслабленным, возникнет внутреннее безмолвие.

Шаг второй:

Вы углубите это чувство, если проделаете еще один эксперимент. Ежедневно в течение пятнадцати минут глубоко выдыхайте. Сядьте на стул или на землю и глубоко выдыхайте. Во время выдоха закрывайте глаза. Когда воздух выходит наружу, входите внутрь. Теперь позвольте телу вдохнуть; и когда воздух будет входить внутрь, открывайте глаза и идите наружу. Затем сделайте наоборот: когда воздух выходит наружу, двигайтесь внутрь; когда воздух входит внутрь, выходите наружу.

Когда вы делаете выдох, внутри вас освобождается некоторое пространство , ибо дыхание - это жизнь. Когда вы глубоко выдыхаете, вы становитесь пустым, жизнь выходит наружу. В некотором смысле вы мертвы, на мгновение вы мертвы. В этом безмолвии смерти входите внутрь. Воздух выходит наружу: закройте глаза и двигайтесь внутрь. Там есть пространство, и вы можете легко войти в него.

Прежде чем выполнять описываемую ниже технику, проделайте этот эксперимент в течение пятнадцати минут, чтобы быть готовым, - и не только готовым, но и приглашающим, восприимчивым. Страх смерти исчезает, теперь смерть выглядит как расслабление, как глубокий отдых.

Шаг третий:

Лягте наземь. Вообразите себя мертвым; вообразите, что ваше тело - это труп. Лягте наземь и сосредоточьте свое внимание на пальцах ног. С закрытыми глазами двигайтесь внутрь. Сосредоточьте свое внимание на пальцах ног и почувствуйте, как оттуда поднимается вверх огонь, все сжигая на своем пути. По мере того как огонь поднимается все выше, ваше тело постепенно исчезает. Начните с пальцев ног и двигайтесь вверх.

Почему следует начинать с пальцев ног? Так будет легче, потому что пальцы ног очень далеко от вашего «я», от вашего эго. Ваше эго находится в голове. Вы не сможете начать с головы, это очень трудно, поэтому начинайте с отдаленной точки, а пальцы ног - это точка, наиболее удаленная от эго. Начинайте огонь оттуда. Почувствуйте, что пальцы ног уже сгорели, что от них остался только пепел, а затем понемногу двигайтесь вверх, сжигая все, что огонь встретит на своем пути. Все части тела, ноги, бедра будут постепенно исчезать.

Постарайтесь увидеть, как они превращаются в пепел. Огонь поднимается вверх, и тех частей тела, по которым он прошел, больше нет; они превратились в пепел. Продолжайте двигаться вверх; в конце концов исчезнет и голова. Вы станете наблюдателем на холме. Тело останется, но мертвое, сожженное, превращенное в пепел, а вы будете наблюдателем, вы будете свидетелем. У свидетеля нет эго.

Эта техника очень полезна для достижения неэгоистичного состояния. Почему? Потому что она воздействует на очень многое. Она только кажется простой, но на самом деле далеко не проста. Ее внутренний механизм очень сложен. Первое: ваши воспоминания - это часть вашего тела. Память материальна; вот почему она может быть записана в клеточках мозга. Они материальны, они - часть тела. Ваши клеточки мозга можно прооперировать, и если некоторые клетки удалить, у вас исчезнут и определенные воспоминания.

Вот что необходимо понять и запомнить: если память существует, значит, существует и тело, и значит, вы дурачите самих себя. Если вы действительно глубоко чувствуете, что тело мертво, сожжено, что огонь полностью уничтожил его, тогда никакой памяти у вас нет. В этот момент никакого наблюдения ума нет. Все остановится - не будет ни одного движения мысли, будет просто наблюдение, видение того, что произошло.

Пройдя эго, вы сможете пребывать в этом состоянии постоянно. Однажды вы поймете, что можете отделять себя от тела, и эта техника станет методом отделения себя от тела, методом создания зазора между вами и телом, методом пребывания в течение нескольких минут вне тела. Если она вам удастся, вы сможете оставаться в теле и в то же время пребывать вне тела. Вы будете жить так же, как жили раньше, но тем же самым вы уже не будете.

На эту технику уйдет не менее трех месяцев. Продолжайте ее. За один день успеха не добиться, но если вы будете практиковать ее один час в день на протяжении трех месяцев, то однажды ваше воображение внезапно поможет вам, возникнет зазор, и вы действительно увидите свое тело, превращенное в пепел. Тогда вы сможете наблюдать.

А наблюдая, вы постигнете одно очень глубокое явление - что эго есть нечто фальшивое, не существующее. Оно существовало лишь потому, что вы отождествляли себя с телом, с мыслями, с умом. Вы - не то и не другое, не ум и не тело. Вы отличаетесь от всего, что окружает вас; вы отличаетесь от своей периферии.



Loading...Loading...