Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы российской федерации. Правовые основы налоговой системы

Законодательство РФ о налогах и сборах включает Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ устанавливает:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  • основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и других нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными органами власти субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, применяется таможенное законодательство в части, не предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

В Российской Федерации действуют принципы всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. Налоги и сборы не носят дискриминационного характера. Дифференциация ставок налогов и сборов, налоговые льготы не зависят от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Особые виды пошлин, дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин могут устанавливаться в зависимости от страны происхождения товара.



Налоги и сборы не могут нарушать единое экономическое пространство РФ и прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или денежных средств, создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов РФ и местные устанавливаются, изменяются и отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет РФ руководствуется также таможенным законодательством РФ.

Законодательные акты о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Законодательные акты о сборах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс при установлении новых налогов и сборов, законодательные акты субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу 1 января года, следующего за годом их принятия.

Законодательные акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или по-иному ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и других обязанных лиц, имеют обратную силу.

Законодательные акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов и сборов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, других обязанных лиц или по-иному улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают.

Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены правила и нормы, не предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Законодательство, регулирующее взаимоотношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет, в настоящее время включает три категории нормативных актов различного статуса.

Во-первых, это группа законов, регулирующих основные положения в процессе взаимодействия налогоплательщиков и государства (в лице налоговых органов) по поводу уплаты налогов. Центральным элементом в этой группе является «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ, в котором определены основные принципы налогообложения, приведен перечень налогов, действующих на территории Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и ряд других положений. И «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

В эту же категорию нормативных актов включаются указы президента, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения, и законодательные акты, посвященные каждому из действующих на всей территории России налогов. В эту группу нормативных актов могут быть отнесены и ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются элементы распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Во-вторых, это группа законов субъектов Российской Федерации, которые регулируют режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации, и дополнительные льготы по данному налогу).

В-третьих, это группа подзаконных нормативных актов. В первую очередь эта группа включает инструкции налоговой службы и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.

Итак, налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Велика роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это - главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. Итак, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Таким образом, эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего, налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путём перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета. Эта система должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

Налоговая система РФ представляет собой большую экономико-правовую систему. Она имеет экономическую, организационную и нормативно-правовую основу.

Экономической основой этой системы являются российские и иностранные предприятия, организации, а также физические лица, ведущие экономическую деятельность без образования юридического лица. Все эти лица могут заниматься экономической деятельностью в различных сферах и отраслях экономики. В налоговом законодательстве экономическая база представлена совокупностью объектов налогообложения и совокупностью налогоплательщиков, что объективно определяет систему налогов и специальные налоговые режимы.

Организационная основа налоговой системы образуется профессиональными налоговыми и привлекаемыми к налоговой деятельности организациями, действующими в экономической сфере. Профессиональные налоговые организации анализируют и инспектируют экономическую деятельность налогоплательщиков с позиций налогообложения и выполняют совместно с привлекаемыми организациями функции, обеспечивающие реализацию налогового и таможенного законодательства.

Правовой основой налоговой системы является законодательство о налогах и сборах, а также таможенное законодательство, образующие в совокупности нормативную модель налоговой системы. Последняя включает систему налогообложения и собственно систему налогов, а также ее модификации в виде специальных налоговых режимов применительно к особенностям объекта налогообложения и особенностям налогоплательщика.

Следует обратить особое внимание на важность экономической основы налоговой системы, так как в первую очередь от состояния экономики и организации экономической деятельности зависит объем налоговых поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также во внебюджетные государственные фонды.

Действующая до вступления в силу специальной части Налогового кодекса система налогов (состав федеральных, региональных и местных налогов, основные элементы конкретных налогов) и соответствующая ей система налоговых организаций сформировались в основном в 1991-1992 гг. (Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. и законы по конкретным налогам). Эти основы налоговой системы должны быть приведены в соответствие с изменившейся экономической основой, в частности со сложившимися к настоящему времени отношениями собственности. Только сбалансированность экономической, организационной и правовой основ налоговой системы позволит обеспечить оптимальность налоговой нагрузки на экономику, увеличить налоговые поступления в бюджет и тем самым содействовать экономическому развитию страны.

Формирование правовой основы новой налоговой системы сопровождается большими трудностями. Во вступивший в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс РФ (часть первая) в том же году были внесены многочисленные и весьма существенные изменения и дополнения (Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ). По существу часть первая кодекса была коренным образом переработана.

Обсуждение проекта части второй Налогового кодекса (специальная часть) ведется с 1997 г. К принятому в первом чтении Государственной Думой проекту поступило более 4,5 тысяч поправок, в связи с чем рассмотрение проекта было начато заново.

Трудности в формировании новой налоговой системы вызваны, скорее всего, нестабильностью экономики и неопределенностью экономической политики государства. Отрицательно сказывается и недостаточная разработанность системных методов проектирования правовых систем как моделей сложных развивающихся материальных систем.

Несмотря на то, что первая часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 1999 г., ряд статей этой части вводится в действие одновременно с введением специальной части кодекса. До введения в действие специальной части могут взиматься только те налоги, которые установлены Законом РФ "Об основах Налоговой системы в Российской Федерации".

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов

5.1. Система принципов налогообложения

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Принципы построения налоговой системы:

1) непосредственно закрепленные законодательством о налогах и сборах.

– принцип единства системы налогов и сборов.

– принцип трехуровневого построения налоговой системы России.

– принцип определенности системы налогов и сборов.

– принцип стабильности системы налогов и сборов.

– принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

2) не имеющие непосредственного закрепления в законодательстве о налогах и сборах.

– принцип эффективности (нейтралитета) системы налогов и сборов.

– принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов.

– принцип оптимальности построения системы налогов и сборов.

– принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков.

В ст. 3 НК РФ дан исчерпывающий перечень строго определенных принципов и направлений налоговой политики государства:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Законодательная конкретизация принципов налогообложения в форме основных начал законодательства о налогах и сборах призвана способствовать их активному применению на практике, в том числе судебными органами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

4.2.25. Суммы налогов и сборов Имеются в виду суммы, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы единого налога, уплаченной в соответствии с применением УСН. Эти платежи могут быть учтены в составе расходов при

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

20. Система налогов и сборов РФ Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.В соответствии с гл. 2 НК

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

113. Понятие налогов и сборов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

автора Гартвич Андрей Витальевич

Классификация налогов и сборов Налоги и сборы можно классифицировать по следующим основаниям: уровень территориального устройства Российской Федерации, в чью пользу уплачивается налог; укрупненный объект налогообложения; налоговый

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Уплаченные суммы налогов и сборов В составе расходов признаются уплаченные суммы налогов и сборов, за исключением налога, уплачиваемого при применении УСН.Подробнее эти налоги и сборы рассматриваются в главе «Прочие налоги и платежи в

автора Смирнов Павел Юрьевич

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

16. Система налогов и сборов. Общие понятия Система налогов и сборов – определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

28. Сроки уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору ст. 57 НК.Они определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

31. Порядок уплаты налогов и сборов Порядок уплаты налогов и сборов определен ст. 58 НК.Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства.Уплата производится в наличной или

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

54. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, недееспособными. Исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованных и ликвидированных организаций Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом,

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов 18.1. Основные положения Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный. Ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:1) налог на добавленную

Из книги Платежные системы автора Коллектив авторов

2.2. Правовые и организационные основы современной национальной платежной системы России Поступательный рост экономики Российской Федерации и повышение степени ее вовлеченности в мировую экономическую систему обуславливают высокий уровень требований, выдвигаемых к

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

51. Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ Совокупность финансово-правовых норм, определяющих порядок формирования доходов и расходов бюджета, бюджетное устройство страны, закрепляющих использование внебюджетных фондов для развития

Введение

Данная тема – «Налоговая система Российской Федерации» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Знание основ данной темы актуально как для тех, кто занимается ведением бизнеса в нашей стране, так и для тех, кто только планирует его организовать. Ведь для успешного его становления очень важно выбрать подходящую систему налогообложения еще на этапе становления бизнеса. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговой системе уделяется довольно пристальное внимание, так как государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Цель данной работы – раскрыть налоговую систему Российской Федерации, ее сущность, структуру, принципы построения, классификацию налогов, функции и роль налогообложения в экономической системе общества, виды существующих систем налогообложения, их плюсы минусы.

Для изучения этих вопросов в своей работе я рассмотрела 3 главы. Первая глава посвящена изучению принципов построения налоговой системы, ее сущности, функций и правовых основ. Вторая глава – структуре налоговой системы и видам ответственности за нарушение налогового законодательства. Третья глава раскрывает виды систем налогообложения, существующие на территории Российской Федерации.

налоговая система законодательство

Глава 1. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы.

1.1 Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

· системы налогов и сборов РФ;

· системы налоговых правоотношений;

· системы участников налоговых правоотношений;

· нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы (Приложение 1).

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

-субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

1.2 Классификация налогов. Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм их действия.Налоги классифицируются следующим образом:- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг. Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее использовать как фискальную, так и регулирующую функции налогов.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от характера использования налоги подразделяются на налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные, зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.Закон «Об основах налоговой системы» вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня:1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством);2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты);3. местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным. Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый, т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые условия для населения и организаций за счет установления пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России.К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:Косвенные налоги: · налог на добавленную стоимость (НДС);· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;· таможенная пошлина и таможенные сборы;· налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.Прямые налоги: · налог на прибыль (доход) организаций;· налог на доходы от капитала;· подоходный налог с физических лиц;· взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;· налоги на пользование недрами;· государственная пошлина;· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;· лесной налог;· водный налог;· экологический налог;· федеральные лицензионные сборы.Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранных денежных знаков, 30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подоходного налога.

Республика Башкортостан занимает третье место по поступлению налогов среди субъектов Приволжского федерального округа и обеспечивает наряду с Республикой Татарстан и Самарской областью основную долю налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. За январь-март 2010 года в РБ собрано 37,1 миллиарда рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами без учета поступлений единого социального налога в федеральный бюджет. Такие данные приводит Управление Федеральной налоговой службы по РБ.



Loading...Loading...