Первичные условия музыкального развития детей. Методическая разработка "предпосылки и условия музыкального развития у учащихся"

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия для музыкального развития ребенка

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть. В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально - образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Используемый репертуар.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно про-чувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье.

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителе и, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться, наиболее полно использовать его возможности.


В современном педагогической и психологической литературе категория “условие” рассматривается как видовая по отношению к родовым понятием “среда”, “обстоятельство”, “обстановка”, что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы.

Педагогическое условие – это целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлена совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу .

По мнению исследователей (И.Г. Афанасьева , А.В. Битуева , Н.А. Кирилова , А.В. Кирьякова и др.), развитие музыкальной культуры, восприятие современной музыки, ценностные ориентации и отношения включают в себя три элемента: эмоциональный когнитивный и поведенческий. Именно эти элементы определили содержание первого условия гипотезы нашего исследования. Рассмотрим сущность данных аспектов с точки зрения интересующей нас проблемы – развитие музыкальной культуры в процессе восприятия современной музыки.

Первым предполагаемым условием является обеспечение поэтапного подхода (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) в изучении произведений современного музыкального искусства в процессе слушания, с учетом возрастных возможностей музыкального восприятия подростков.

Эмоциональный аспект является организующим, направляющим ядром ценностного процесса, ему принадлежит решающая роль в формировании музыкальной культуры личности. Развитие музыкальной культуры происходит в первую очередь на основе личностно-окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами современного музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности. Интерес к музыке у подростка возникает прежде всего, через эмоцию. В результате восприятия современного музыкального произведения у неподготовленного слушателя проявляются не осознанные эмоциональные реакции, то есть эмоциональный компонент в структуре интереса вытесняет волевой. Н.Н. Гришанович указывает на важность познавательного интереса к современной музыке, формирующего отношения человека к искусству. По мнению автора, познавательный интерес к музыке выражается в умении “понять, прочувствовать, осознать музыкальное произведение”. Познавательный интерес к современной музыке глубоко эмоционален. Нельзя пробудить в подростке интерес к музыке, если она не прочувствована. Е.В. Боякова , характеризуя сущность и педагогические условия развития интереса к музыке у подростков, выявила его особенности.

Автор в своей работе указывает на интерес как предпосылку формирования основ музыкальной культуры подростков и называет его формируемым личностным качеством, “содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке” Если подросток, слушая современное музыкальное произведение, сопереживает, а также удовлетворяет свою потребность в познании музыки, то это произведение приобретает для него ценностное значение и развивает культурные качества. Эмоциональный аспект обусловлен прошлым опытом подростка. Переживание и наличие образности музыки при восприятии зависит от того, насколько полученные ранее музыкально-эстетические жизненные ситуации актуализируются в момент восприятия современного музыкального произведения. При отборе и выстраивании музыкального репертуара предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости подростков; на современную музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания современной музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой подросткам современной музыки, накопление музыкального опыта и включения в него музыки различных направлений.

Сущность развития эмоционально-культурного отношения, характеризуется тем, что:

1) чувства становятся все более сознательными и мотивированными;

2) происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением новых видов деятельности;

3) меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни;

4) возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности.

Когнитивный аспект включает: актуализацию накопленных музыкально теоретических знаний при восприятии современной музыки; наличие интереса к музыке; осознанное понимание, бережное отношение к музыкальному искусству; подключение при восприятии произведений бессознательных образов; актуализацию опыта жизненно-бытовых ситуаций при восприятии современного музыкального искусства. В когнитивный компонент входят все виды музыкальной деятельности, в частности и восприятие. П.М. Якобсон, исследуя проблему восприятия, выделил три стадии, наиболее характерных для формирования музыкальной культуры подростков. Первая стадия музыкального восприятия отличается нерасчлененностью: слушатель, получает лишь общее представление о музыкальном образе. Не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет подростка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Образ, возникающий у подростков на первой стадии музыкального восприятия, может быть неодинаковым по своей глубине. Задача учителя на этом этапе восприятия – помочь подростку найти свое отношение к современному музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, приветствовать пусть даже не схожие варианты “слышания” новой музыки. Вторая стадия музыкального восприятия

Связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках. При этом происходит углубление в содержание современного произведения, своеобразное “рассматривание”, “ощупывание” его слухом и мыслью, выделение в нем наиболее ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности. Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному. На второй стадии восприятия учитель музыки предлагает подросткам вести поиск ответа на вопрос, связанный с пониманием того, как, с помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения. Третья стадия музыкального восприятия – это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при прослушивании, и осмысленное ее восприятие, связанное с проведенным анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становиться возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением слушателя к современному произведению, его личностной оценкой. .

Поскольку художественные эмоции – это “думающие эмоции”, постольку необходим синтез когнитивного (познавательного) и эмоционального начала (Л.С. Выготский) . Содержанием когнитивного компонента являются знания, полученные в процессе познания современного музыкального искусства и их оценка.

Когнитивный компонент включает в себя не только знания о законах музыкального искусства, но и знания нравственно-эстетического характера. Непосредственно эти знания, полученные в ходе изучения современного музыкального произведения, ориентируют подростка в окружающем мире, объясняют его место в нем. Знания и оценка современного музыкального произведения как феномен духовной и музыкальной культуры позволяют определить его место среди остальных смыслов и установить его “ценностный статус”.

Поведенческий компонент определяется теми поведенческими реакциями, которые присутствуют у подростка во время восприятия современного музыкального произведения. Эти реакции могут носить неосознаваемый характер. Механизм их возникновения следующий: бессознательные образы, до этого хранившиеся в памяти, вступают в резонанс с воспринимаемой музыкой, усиливается и тем самым становятся доступными для сознания. Поведенческий аспект определяется практически- действенными проявлениями культурной позиции по отношению к воспринимаемой музыке (умение отстаивать личную позицию в процессе оценивания музыкальных явлений, желание участвовать в музыкальной деятельности), умение слушать и слышать музыку и тем, насколько подросток проявляет уважение к искусству композитора и исполнителя.

Содержание поведенческого компонента включает в себя осознание и принятие личностного смысла современного музыкального произведения, его взаимосвязи с окружающей объективной действительностью и другими людьми. Таким образом, данная взаимосвязь реализуется средствами активной сознательной деятельности в процессе общения и познания современного музыкального произведения, а также в духовно-практической деятельности личности, то есть культурные аспекты музыкального искусства становятся предметом активной деятельности, приобретая для нее смысл. Музыкальное сознание относится к важнейшему компоненту развития музыкальной культуры личности подростка. Оно представляет “форму отражения музыкальной действительности, совокупность социально-психологических процессов, с помощью которых происходит постижение современных музыкальных произведений и своих собственных впечатлений о них”.

О.П. Радынова выделяет следующие элементы сознания музыкального произведения:

1) потребность в музыке – отправная точка формирования ценностного отношения подростка к музыке; возникает в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже в ранние годы у подростка формируется устойчивый интерес к музыке;

2) музыкальный вкус – способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности.

3) оценка музыки – сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживанием, установкам, вкусу, рассуждениям. .

Б.М. Теплов называл восприятие музыки активным процессом, “уменьем”, которому надо учиться, и указывал, что оно содержит двигательные моменты, эмоции, работу воображения, “мысленное действование”. В результате развития способности адекватно воспринимать музыкально произведение, подросток через осмысление этого произведения способен использовать его в дальнейшем познании.

Рассмотрим следующее педагогическое условие развития музыкальной культуры подростков, которое связано с организацией музыкально-образовательной среды. Как условие развития среда выступает важнейшим средством педагогического процесса. Анализируя понятие “среда” мы выявили следующие его трактовки. Среда – окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью условий .

Среда – окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, т.е. те из окружающих условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование и продолжение рода .

Среда – социально-экономические, исторически сложившиеся условия жизни общества. Среда в педагогическом плане – микросреда – это мир взаимосвязанных предметов, явлений людей, которые постоянно окружают подростка и обуславливают его развитие . Руководящим принципом учителя должен быть “принцип очеловечивания среды вокруг подростка”, когда пребывание в такой среде повлияет на развитие личности в целом, не совершенствуя ее отдельных черт и качеств. Механизм действия среды на подростка В.Г. Максимов определяет через ее актуализацию, персонификацию, персонализацию. Актуализация понимается как значимость, понимание воспитательного потенциала среды, что необходимо использовать в работе педагога. Персонификация показывает среду как специально созданную для человека, в ней подросток ощущает, понимает, что все это создано человеком, его талантом, чувствами, мыслями и для человека, в котором и в дальнейшем будут побуждаться эти же чувства и мысли. Персонализация предполагает деятельность по созданию каждым собственной среды, в школе эта деятельность будет носить характер коллективного творчества. Персонификация среды изначально ориентирует человека на нерегламентируемость деятельности, когда можно предложить в рамках учебной деятельности свободное культурное творчество в тех пределах, которые определены творческой индивидуальностью при активизации всех сущностных сил личности. В связи с этой важной проблемой является создание музыкально-образовательной среды не только на уроках музыки, но и во внеклассной и внеурочной деятельности подростка. Внеклассные занятия дополняют уроки музыки и имеют цель, направленную на самореализацию творческих способностей подростков посредством включения их в разные виды внеклассной музыкальной деятельности. Специфика содержания внеклассного занятия характеризуется следующими факторами:

1) преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам подростка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

Во внеурочной деятельности можно выделить следующие направления: “музыкальное просвещение”, “опыт творческой деятельности”, “школьные традиции и праздники”.

Музыкальное просвещение – это очень широкое поле деятельности, способствующее развитию музыкального кругозора, когда тематика современных музыкальных произведений (содержание искусства в целом) становится основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Самое главное в данном направлении деятельности то, что само музыкальное общение становится ядром выхода на самые масштабные понятия освоения подростками мира – мироощущения, миропонимания, мировоззрение. Основные формы просветительской работы: детские ассамблеи искусств: клубы по интересам; музыкально-литературные гостиные. Музыкальные гостиные в последнее время становятся все более актуальным способом организации музыкально-образовательной среды для подростков. Кроме музыкальной программы, гостиная с целью более глубокого, чувственного восприятия музыкального произведения включает обмен впечатлениями.

Школьные традиции и праздники могут быть направлены на развитие музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки. Формами данного направления могут быть: посвящения в музыканты; школьная неделя современной музыки; фестиваль современного музыкального искусства и др.

Так же организационными формами создания музыкально – образовательной среды могут быть посещение концертных залов, музеев современной музыкальной культуры, просмотр видеофильмов и т.д.

Таким образом, музыкально-образовательная среда – это воспитательно-образовательное пространство музыкальной культуры, эмоционально-нравственное воздействие которой является стимулом к формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Музыкальная деятельность в музыкально-образовательной среде способствует развитию музыкальной культуры как важнейшего условия вхождения в систему ценностей музыкального искусства.

Мы предполагаем, что именно организация музыкальной деятельности есть одно из необходимых условий развития музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки. Организация музыкальной деятельности подростков подразумевает различные формы общения ребенка с современной музыкой. Музыкальная деятельность включает в себя три составляющие: слушание музыки, музыкально-исполнительская деятельность и музыкально-творческая деятельность. Слушание и восприятие музыки мы подробно рассмотрели при раскрытии когнитивного аспекта развития музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки. В сферу исполнительской деятельности подростков входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценировка (разыгрывание) песен и др. Свое отношение к современным музыкальным произведениям ребята выражают в рисунках, составляют художественные коллажи, создают музыкальные коллекции из понравившейся музыки в домашнюю фонотеку. Помимо этого, подростки проявляют творческое начало в размышлениях о музыке и импровизации.

Среди видов деятельности подростков пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на развитие музыкальной культуры и позволяющих более качественно воспринимать современную музыку.

Импровизация – эта самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая ведет к раскрепощению личности. Импровизация – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения . Существуют различные виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.

Все виды музыкальной деятельности направлены на включение подростка в активное взаимодействие с современным музыкальным искусством, что позволяет ему самому окунуться в процесс музыкального творчества и прочувствовать, воспринять, осознать современное музыкальное произведение. Игра на современных музыкальных инструментах будь то, электрогитара, бас-гитара, синтезатор и т.д., помогает подростку постичь смысловые основы музыкального искусства, которые выводят его на новый уровень постижения музыкальной культуры и музыкального произведения, в частности.

Таким образом, рассмотренные нами педагогические условия организации музыкально-образовательного процесса будут способствовать более эффективному развитию музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки.

Выводы по первой главе

1. Развитие музыкальной культуры основывается на том, что музыка влияет на эстетическое, нравственное, культурное формирование подростка. Ценность музыки осознается не в самой музыке, а в цели воспитания посредством музыки, то есть музыка используется в воспитании достойного гражданина общества. Отдельные самоценные стороны музыки при это признаются важными, но основной является связь в социуме: человек – музыка – общество. Ценность музыки определяется исходя из целей культурной социальной, общественной, политической установок воспитания. Педагоги прежде всего ставят музыкально-дидактические цели на уроке такие, как овладение музыкальной грамотой, обучение пению, игре на музыкальных инструментах и другие.

2. Мы понимаем, что в повседневной жизни подростков окружает музыка, которая подчас не является эталоном музыкального качества. Мы не можем не понимать того, что ориентация только на классическую музыку не решит задачу формирования музыкальной культуры подростка, поэтому необходимо отстроить мостики взаимопонимания с подростками через принятие той музыки, которая окружает их и которую они считают “настоящей”, подвести школьников к пониманию того, что есть высокохудожественное в искусстве и какой должен быть эталон художественного в средствах музыкальной выразительности.

3.Развитие музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки может быть основано на реализации условий, основанных на поэтапном подходе, в который входят эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Для более успешного развития музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки должна быть организована музыкально-образовательная среда, эмоциональное воздействие которой является стимулом к развитию музыкальной культуры подростков в процессе восприятия современной музыки.

Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации учебного и воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях. Физиолог А.А. Маркосян, например, разработал подробную возрастную классификацию, включающую одиннадцать возрастных периодов. По мнению исследователя именно они создают лишь предпосылку для тех или иных изменений психической организации ребёнка; эти изменения находятся под влиянием социальных факторов, выявить которые уже нельзя с помощью одной только психофизиологии.

Таким образом, возраст - понятие не только физиологическое, но и социальное. Это толкование содержится и в самом наименовании некоторых возрастных периодов: «дошкольный», «школьный» и др. С каждым возрастом в обществе связываются определенные функции, за возрастными группами закрепляется тот или иной статус. Социально-психологический смысл возрастного деления нельзя упускать из виду, когда речь идет о возрастных особенностях, проявляющихся в сфере контакта человека с искусством. Поэтому, говоря о наилучшем возрасте для развития музыкальности, мы имеем в виду многие условия.

Надо назвать еще одну существенную закономерность - психические функции развиваются неравномерно. Эта мысль высказана Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович. Так, Л. С. Выготский отмечает: «...развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте». Развивая эту мысль, Л. И. Божович указывает, что границы возраста могут сдвигаться в зависимости от деятельности ребенка и конкретных условий, в которых он находится.

Структура может стать практическим, руководством, если ее использовать с учетом музыкального развития детей различных возрастов и их индивидуальности.

Но для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей. Знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста дает возможность педагогу находить более эффективные способы управления психическими процессами ребенка, в том числе и его музыкальным развитием.

Понятия «возраст» и «возрастная стадия развития» трактуются по-разному. Одни рассматривают возрастную стадию только как естественный биологический процесс. Отсюда вывод о неизменности этих стадий. Другие вообще отвергают понятие «возраст» и считают, что на любом этапе развития ребенка можно научить чему угодно. Отсюда полное игнорирование учета возрастных возможностей.

Ранние и яркие успехи детей в исполнительской музыкальной деятельности каждый раз позволяют думать, что мы имеем дело с явлением редкостным, исключительным. Но есть основания предполагать, что способность к восприятию музыкального произведения также не всегда находится в прямой зависимости от возраста.

Мнение о том, что между музыкальными способностями и возрастом нет прямой причиной связи, имеет две стороны: негативную и позитивную. Негативная его сторона заключается в том, что отрицается правомерность развития музыкальных способностей по мере взросления человека. Иными словами, ребенок может расти, а его способности к музыкальной деятельности не прогрессировать (может даже напротив -- регрессировать), если не обеспечивать оптимальные возможности для ее развития. Позитивная -- заключается в том, что уже в раннем возрасте у ребенка может быть развита музыкальная восприимчивость.

Идея существования наилучшего возрастного периода для развития музыкальных способностей перекликается с положением Л. С. Выготского о ведущих видах деятельности для детей различных возрастов. Но в области музыкального восприятия такой период еще предстоит найти. Говоря «наилучший», мы имеем в виду не столько то, что он единственный (например, возраст до трех лет является единственным, когда человек может научиться речи), сколько то, что, упустив этот возраст, мы создаем дополнительные трудности в деле музыкального развития.

Следует подчеркнуть, что хотя возраст в огромной мере характеризует становление индивида, но его нервно-психическое созревание определяется в основном всем его жизненным опытом. Человек на любом этапе своего развития обладает совершенно неповторимым, единичным свойством. В этом смысле индивидуальные свойства как бы перекрывают его возрастные особенности, что делает возрастные границы восприятия крайне неустойчивыми, динамичными, переменчивыми и вместе с тем очень дифференцированными, подверженными внешним воздействиям.

Что же кладется в основу при установлении границ возрастных стадий развития детей?

Советские психологи считают, что эти границы определяют отношение ребенка к окружающему миру, его интересы, потребности к определенным видам деятельности. И в соответствии с этим можно отметить следующие возрастные этапы всего дошкольного периода:

младенчество (первый год жизни);

раннее детство (от 1 года до 3 лет);

дошкольное детство (от 3 до 7 лет).

Сроки начала музыкального развития и воспитания надо искать в предпосылках возникновения определенного отношения к музыке, появления эмоциональной и слуховой отзывчивости.

В советской психологии и педагогике получены данные о ранних сроках проявления музыкальности. По данным А. А. Люблинской, у малышей на 10--12-й день жизни возникают реакции на звуки.

В начале первых месяцев жизни (первый возрастной этап - младенчеств о) музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Так, дети, спокойно сидящие в манеже, при неожиданных звуках фортепиано поворачиваются, радуются и начинают ползти по направлению к звучащему источнику.

Это подтверждает необходимость раннего музыкального воспитания, и в первую очередь развития восприятия, так как дети еще не готовы к другим видам музыкальной деятельности. В соответствии с этим и строится программа музыкального воспитания в дошкольных учреждениях, которая намечает определенные задачи музыкального развития детей, начиная с двух месяцев жизни. Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимают выразительность образа.

Следующий возрастной этап - раннее детство (1-3 года). В этот период у ребенка наиболее ярко проявляется потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Он овладевает ориентировочными действиями с окружающими предметами. У ребенка возникает стремление к музыкальной деятельности, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. Все это выступает как предпосылка к музыкальной деятельности.

При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость: радуются или спокойно слушают музыку. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание, наиболее контрастные тембры детских музыкальных инструментов. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности, что позволяет некоторым малышам точно воспроизвести несложную и короткую мелодию.

Появляются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации. И если на втором году жизни ребенок, подпевая взрослому, повторяет окончания музыкальных фраз, то к концу третьего он может сам воспроизвести мелодию небольшой попевки (с помощью воспитателя). В этот период дети часто по собственному желанию напевают, импровизируя какие-то понравившиеся им интонации. Они охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся. У ребенка заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат, и движение под музыку помогает ему выразить свое настроение.

Следующий возрастной этап - собственно дошкольное детство (3-7 лет). Ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах - игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию. Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде - от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, "не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка среднего дошкольного возраста укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. Так, после прослушивания двух маршей С. С. Прокофьева и Э. Парлова детям предложили сказать, какой из маршей им нравится и почему. Большинство детей выбрали «Марш» С. С. Прокофьева. Но их мотивировки были весьма своеобразными: «Строгая музыка», «Этот марш лучше, там смелые такие солдаты», «У музыки характер есть». О марше Э. Парлова мальчик сказал: «Мне больше понравился, мы знаем его, он мягче». В этих высказываниях проявилось стремление найти жизненные прообразы, выраженные музыкальными средствами, оценить общий его характер («строгая музыка», «у музыки характер есть», «он мягче»), видна попытка сопоставить со своим опытом («мы знаем его»). В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки - до, ре - второй октавы.

Дети 5--6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6-7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс - плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки). Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т.д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихонемного грустно (о колыбельной).

Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.

Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи). Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы-до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно, хотя мастера-педагоги, занимаясь с детьми этого возраста, добиваются хороших успехов.

Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах (индивидуально и в ансамбле). Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.), струнных (цитры), духовых (триола, Мелодия-26); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты.

Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом важно выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.)

Главное, и это подчеркнуто в программе музыкального воспитания, дети получают опыт слушания.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как] возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

В целом можно сформулировать уровень развития музыкальности, к которому должны стремиться в практике музыкального воспитания в детском саду.

Приведем примеры желательного уровня музыкального развития ребенка средней, старшей и подготовительной школе групп.

В средней группе дети должны:

эмоционально откликаться на музыку, узнавать все, знакомые произведения, отмечать любимые, узнавать мелодию, высказываться о произведениях, различать контрастный характер музыки, звуки по высоте в пределах сексты;

определять различные динамические оттенки: форте [f] -I громко, меццо-форте - умеренно громко, пиано [p] - тихое: звучание;

петь простейшие песни без сопровождения и с сопровождением;

двигаться под незнакомую музыку, передавая ее основное настроение, точно и с удовольствием выполнять плясовые движения, чисто воспринимать простой ритмический рисунок на ударных инструментах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявление предположительно имеющихся музыкальных способностей детей дошкольного возраста возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень.

Мы танцуем и поем вместе весело живем!!

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери - первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей : «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

Нужно записывать на кассеты, диски разную музыку (хорошего качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

  • Наглядно-слуховой метод - основной. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
  • Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.
  • Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.
  • Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Важные советы родителям:

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный» , если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .

В настоящее время ученые утверждают, что музыкальные способ­ности не сводятся к умению точно воспроизводить мелодию (как считалось ранее), что отсутствие музыкального слуха и памяти - эпго скорее некий дефект, а их наличие - не особая способность, а лишь отсутствие дефекта слуха.

Так, например, китайцы, вьетнамцы и другие народы, языки ко­торых являются тональными (в отличие от русского языка, являю­щегося тембральным), что предполагает семантическую наполнен­ность интонации (т. е. изменение значения одного слова в зависимо­сти от изменения интонации его произнесения), не затрудняются в воспроизведении мелодии. Но из этого не следует, что все они му­зыкально одарены.

Таким образом, звуковысотный слух, чувство ритма и музы­кальная память являются первичным условием музыкального развития, но не определяют предрасположенность к музыкально-творческой деятельности (схема 2).

Схема 2

Комплекс музыкальных способностей, необходимых для осущест­вления всех видов музыкальной деятельности, определяется им как «музыкальность». Кроме музыкальности Б. М. Тенлов указывает и на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней):

■ богатство воображения;

■ эмоциональное погружение в музыкальное переживание;

■ обилие зрительных образов;

■ внимание;

■ волевые и другие особенности человека.

Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое понятие - му­зыкальная одаренность. К ее показателям относят:

■ блестящие музыкальные слух и память;

■ пластичный, скоординированный двигательный аппарат;

■ необычайную обучаемость;

■ работоспособность в музыкальной деятельности.

Музыкальные способности Б.М.Теплов делит на основные (без которых невозможен ни один вид музыкальной деятельности) и неосновные (необходимые для занятий конкретным видом музыкаль­ной деятельности).

Главным признаком музыкальности, вслед за Б. М. Тепловым, ученые считают способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на нее, являющуюся проявлени­ем универсального свойства человека - эмоциональной отзывчи­вости. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыка­лен.

При этом отмечается (В.П.Анисимов и др.), что эмоциональная сторона музыкальности не исчерпывается эмоциональным реагиро­ванием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности: тонкости эмоциональных переживаний, творческом во­ображении, художественном восприятии мира и др. Она также связана с интеллектуальной стороной музыкальности, отражаю­щейся в памяти, слухе, и ее логической стороной - умении анали­зировать структуру музыкального произведения, его выразительные средства и т. д.

Кроме музыкального переживания, музыкальность, по мнению ученых (Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов и др.), предполагает также тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки,


т. е. развитый музыкальный слух. Поэтому в структуре музы­кальности выделяют две взаимосвязанные стороны - эмоцио­нальную и слуховую. Взятые отдельно одна от другой, они не имеют смысла.

Выделяют несколько видов музыкального слуха. Звуковысотный (различение высоты звуков): его разновидности - мелодический (восприятие одноголосной мелодии) и гармонический (восприятие созвучий, многоголосия); тембровый (различение окраски звуков) и динамический (различение силы звука) слух (схема 3).

Схема 3

Существует также понятие абсолютный слух - способность человека различать звуки, не прибегая к сравнению их со звуком музыкального инструмента. Абсолютный слух является по­лезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музы­кой, поэтому его не включают в структуру музыкальности.

Поскольку основными носителями содержания в музыке являют­ся звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздей­ствующие на слушателя, Б. М. Теплов в качестве основных музыкаль­ных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяет те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения.

Это - музыкальный слух, в основе которого лежат две спо­собности:

ладовое чувство (восприятие мелодического движения), на­званное перцептивным, или эмоциональным, компонентом му­зыкального слуха;

способность музыкально-слухового представления, или зву­ковысотный слух, которую ученый называл репродуктивным, или слуховым, компонентом музыкального слуха.

В детском возрасте характерное проявление ладового чувства - любовь и интерес к слушанию музыки.

Третья способность в структуре музыкальности-музыкально- ритмическое чувство, т.е. способность двигательно пере­живать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность му­зыкального ритма и воспроизводить в движении временные отно­шения в музыке.

Чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоцио­нальной отзывчивости на музыку. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка на музыку, возможности координи­ровать различные движения в соответствии с ее эмоциональной окраской.

К.В.Тарасова отмечает, что чувство ритма - сложная по струк­туре способность. На основании работ по музыкальной психологии (Е. В. Назайкинский и др.) автор выделяет также следующие его компоненты.



Loading...Loading...