Символ святой троицы. Амулеты и символы для талисманов

Символ триединства — изображение трех идентичных или подобных элементов, расположенных на равнозначном расстоянии друг от друга и образующих либо треугольную фигуру, либо круг. Как правило, эти знаки содержат глубокий духовный смысл, и нередко им приписывают чудесные мистические свойства. Они означают и единение трех качеств, явлений, состояний, ипостасей в целостную сущность. Статья представляет описание и фото символа триединства, составляющего треугольник.

Древнее происхождение

Некоторые знаки появились задолго до нашей эры, и точно определить их первоначальное значение теперь практически невозможно. триединства стало изображение треугольника, которое можно наблюдать в виде вырезов на кости и рисунков на первой керамике каменного века. Со временем появлялись круги, точки, спирали, другие фигуры, составлявшие окружность или треугольник. Не всегда подобные рисунки имели какое-либо значение, чаще всего они были просто орнаментом. Порой такие изображения отмечали места культов и погребений.

С развитием богатой мифологии и организованной религии древних египтян, шумеров, греков, кельтов, иранских и других народов некоторые знаки стали священными. Они символизировали триады богов или ипостаси одного божества, трех его качеств и проявлений, обозначали мир высший, человеческий, подземный, процесс от рождения до смерти, а также другие представления о мироздании.

В период формирования античной философии, астрономии, геометрии знаки триад обрели дополнительное значение. Целое, состоящее из трех частей, означало человеческие качества, состояния, действия, природные явления, стихии, небесные объекты, временные соотношения, виды искусства, математические функции, другие понятия. Появились визуальные варианты пересекающихся элементов треугольных форм и сочетания их с другими геометрическими фигурами.

Средневековье

Ранние христиане образ Бога графически обозначали треугольником, изображения которого можно видеть в римских катакомбах и погребальных плитах. После Первого Вселенского собора (325 г.), на котором была утверждена формула вероисповедания, церковь адаптировала некоторые из древних знаков в качестве христианской символики. До десятого века не принято было изображение трех ипостасей (ликов) единого Бога, а именно Отца, Сына, Святого Духа в человеческих образах. Потому такие фигуры, как трикветр, стилизованный трилистник, трискелион, простой и образованный из различных элементов треугольник, а также иные знаки стали знаменовать Святую Троицу. Какой-нибудь древний символ триединства превращался в декоративный элемент храмовой архитектуры и богато иллюстрированной библии. Подобные знаки появлялись на фресках и в религиозной живописи, в качестве украшений и защитных амулетов на рыцарских щитах, оружии, доспехах, а также на родовых гербах.

Оккультизм XIX века

В середине позапрошлого столетия интерес к philosophia occulta получил широкое распространение по всей Европе и многим областям Северной Америки, став довольно модным явлением в средних и высших кругах общества. С развитием наук и технологий появились разработки, подводящие идеи эзотеризма под научную основу. Было написано множество теоретических трудов, издано немало книг и журналов по различным направлениям оккультизма. Поскольку в эзотерической традиции одним из главных принципов считается подчинение всех сущностей закону триединства, символ триады в «тайных учениях» наделен особой, мистической значимостью. В оккультных изданиях XIX века подобные изображения трактуются с точки зрения их глубокого смысла в эзотерике, а также сакральной роли западных и восточных религиозных систем.

Треугольник

Издавна фигура соотносилась с огнем, горой, камнем, вершиной, отражала связь мира земного и горнего. Перевернутая вершиной вниз фигура олицетворяла древнейшую Великую Богиню, подательницу небесных вод. В зависимости от положения вершины, изображение означает женское или мужское начало, а две совмещенные фигуры символизируют созидание и творческую силу. Перевернутый треугольник уподоблялся чаше и Святому Граалю, вершиной вверх — сердцу.

Как первейший символ триединства фигура чаще всего отражала небо, землю и между ними человека либо сущность божественную, человеческую, животную. Треугольник также обозначал мир мертвых, живых и высших сфер.

  1. У древних египтян вертикальная сторона треугольника отождествлялась с мужчиной (начало), горизонтальная — с женщиной (середина, хранилище), гипотенуза — с потомством (завершение). В мире богов эти основы продолжения рода представляла триада Озириса, Изиды и Гора. Египтяне считали природой всего сущего и совершенством число три, содержащееся в треугольнике, священное соотношение сторон и гипотенузы которого соответствовало соотношению 3:4:5.
  2. В античных Афинах правильный треугольник был посвящен богине знания и мудрости Афине, а также символизировал космос, созидание, абсолют и считался божественным творением. Тетрактис Пифагора, содержащий десять точек и девять равносторонних треугольников, отождествлялся с Великим Единосущным, содержащим в себе все остальное.
  3. В христианстве фигура символизирует Троицу и в качестве треугольного нимба является атрибутом Бога-Отца. Так называемый щит Святой Троицы в виде перевернутого треугольника нередко является частью витражей готических соборов. В период Возрождения треугольник с божественным всевидящим Оком изображался как знак высшего проведения, а позже стал частью масонской символики. Глаз Бога, изображенный в треугольнике, также является символом Иеговы в иудаизме и присутствует в культовом изобразительном искусстве Древнего Египта.

Существуют иные фигуры, образующие три равные стороны. Период и места их происхождения отличаются, но в христианстве триединства для этих знаков остается аналогичным — они все отождествляют Святую Троицу.

Христианские варианты треугольника

В религиозной символике Средневековья появлялось много разновидностей подобных фигур:

  1. Треугольник в сочетании с крестом символизировал смерть на кресте Иисуса за грехи человеческие, воскресение его Богом-Отцом, покаяние христиан и снисхождение Святого Духа.
  2. Три рыбы, составляющие треугольник, означали: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Также они знаменовали Троицу.
  3. Треугольник, содержащий греческие буквы Omicron, Omega и Nu. Эти буквы означают собой слова εγω ειμι ο ων, сказанные Богом Моисею из горящего куста (Исход 3:14), которые переводятся как «Я есть Сущий». Дословно фраза была взята из Септуагинты, древнегреческого перевода
  4. Три фигурки бегущих кроликов создают два треугольника, внутренний и внешний. Символ часто присутствовал как рельефный элемент архитектуры и деревянных деталей. Знак также знаменует Триединого Бога. Такое изображение встречается в настенной живописи древнего Египта и, возможно, тогда символизировало мужчину, женщину, потомство.

Трикветр

Считается, что этот красивый сбалансированный символ появился изначально в кельтской культуре и обозначал три положения солнца на небе: восход, зенит, закат. Нынешнее название фигуры происходит от двух латинских слов, tri и quetrus, что означает «треугольный». У символа есть еще одно название — тройной кельтский узел. Знак был весьма распространен среди северного европейского населения, и его часто можно увидеть на кельтских крестах. У этих народов символ был связан с богом Мананнаном, у скандинавов — с Тором.

Позднее десятого века знак в качестве орнаментального элемента стал появляться в культуре балтийских славян — варягов. От них изображение попало на земли Руси, где трикветр встречался крайне редко и, скорее всего, оставался просто красивым узором. Если говорить о значении символа триединства у славян, то на Руси подобные изображения практически не использовались. Распространенные формы в русском древнеславянском орнаменте и сакральной символике — это крест, квадрат, круг (Коловрат). Символ Божественного Триединства появился после крещения Руси.

В средневековой Европе трикветр стал Троицы, а также популярным элементом архитектуры и художественного декора. В созданной ирландскими монахами великолепно иллюстрированной Келлской книге начала девятого века мотив триквера повторяется многократно. Фигура бывает одинарной, двойной, может сочетаться с внешним и внутренним кругом и треугольником.

Знамя Мира

У символа из трех кругов или точек очень широкая область интерпретаций, во многом аналогичная с равносторонним треугольником. Самым известным вариантом знака стало Знамя Мира, дизайн которого был разработан русским художником, философом и писателем Рерихом Николаем Константиновичем для международного Пакта защиты культурного наследия в 1935 году. Описание и цель применения символа в официальном договоре приводится таким образом:

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

(Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)).

О том, насколько знак распространен в религиозной культуре разных народов и что вдохновило художника на идейное и визуальное содержание Знамени Мира, сам Рерих говорит в своих письмах и записях, изданных в двухтомном собрании «Листы дневника»:

Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева "Святая Живоначальная Троица" Свято-Троицкой Сергиевской лавры. Именно этот символ — символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева».

«В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру.

Трифол

Название фигуры означает трилистник и происходит от латинского trifolium. Этот символ триединства Господа возник приблизительно в десятом веке. Он достиг своей популярности в XIII и когда часто использовался в архитектуре и витражах. Это графическая форма, состоящая из контура трех пересекающихся колец. Термин часто применяется к другим трехкратным символам. Любопытно, что логотип известного концерна Adidas также содержит стилизованный трилистник.

Валкнут

Три взаимосвязанных треугольника получили название от древнескандинавских слов valr (убитые воины) и knut (узел). Знак присутствует на множестве археологических объектов древних германских народов. Составное существительное valknut появилось в современную эпоху, и неизвестно, как символ назывался во время его исторического изображения.

Ученые, давая описание символа триединства валкнута, затрудняются в точной его трактовке. Некоторые связывают знак с богом Одином. Авторитетный специалист по германскому и кельтскому язычеству академик Хильда Эллис Дэвидсон считала, что фигура означала Одина в окружении его атрибутов, двух волков или воронов. Эти животные, как и валкнут, часто изображались на кремационных урнах, найденных на англосаксонских кладбищах Восточной Англии. Так как символ присутствует рядом с изображением Одина на погребальных плитах и подношениях, то большинство специалистов считает, что знак соотносится с религиозными практиками, связанными со смертью.

Изображение применяется в современной народной культуре неоязычества. Как и другие древние символы, в наше время знак валкнут обретает новые интерпретации. Его используют различные политические и коммерческие группы, иногда изображение встречается в современной народной культуре. Поскольку знак происходит из традиций германского язычества, его как символ своего наследия используют некоторые «белые» националистические группы. Несмотря на это, валкнут не был классифицирован немецким правительством как нежелательное изображение.

Вопреки расхожему мнению, символ Троицы – это не какой-то конкретный символ, а целая группа христианских и околохристианских образов, многие из которых присутствуют и в других культурах. Как таковое богословское понятие Троица (в контексте – символ Святой Троицы) впервые появляется в работах Феофила Антиохского, раннехристианского апологета, который жил во II веке нашей эры. У Феофила Святая Троица – символ троичности, а точнее – «триединства» Бога-творца. При этом представления о том, что есть символ Троицы, у христиан и католиков существенно отличаются.

Канонический догмат основывается на Никео-Цареградском Символе веры, который был утвержден на Втором Вселенском Соборе (381 год). В данном случае символы Троицы, значение которых индивидуально, включают в себя три «божественные ипостаси» (три воплощения бога-творца): Бог Отец (не рождается, не исходит ни от кого), Бог Сын (рождается от Бога Отца) и Бог Святой Дух (исходит от Бога Отца). Здесь каждая категория уникальна и обладает собственным набором свойств, формируя символ Троицы. Бог Отец – первопричина, «творец, как он есть»; Бог Сын – следствие, воплощенное творение (Иисус Христос – центральный образ у правоверных); Бог Святой Дух – непостижимое божественное присутствие в каждой частице мироздания. Это и есть символы Троицы, значение которых для всего христианского мира трудно переоценить. Но еще труднее дать более четкое определение каждому из этих элементов, ведь споры относительно их толкования ведутся до сих пор, не только меж богословов, но также в среде теологов.

Разумеется, выше дано максимально сжатое определение, которое на самом деле не в полной мере раскрывает суть искомых понятий. Но опять же – символ Троицы с различных метафизических точек зрения можно рассматривать бесконечно (что, собственно, и происходит на протяжении почти двух тысяч лет в христианском мире), ведь четкого канона по их определению не существует. В тоже время, христианский символ Троицы, значение которого, с одной стороны, определено не четко, а с другой – вполне очевидно, имеет явные, как сейчас принято говорить, языческие корни. Ведь у ибримов, у иудеев, покинувших с Хор-Осирисом (истинное имя Моисея) Египет, у евреев, сорок лет странствовавших по Аравийскому полуострову, никакой Святой Троицы, извините за выражение, не было и в помине. Образ появляется в раннем средневековье, под явным влиянием северных культур. В частности, многие исследователи полагают, что трилистник – символ Троицы. Святой, точнее – священный символ Ирландии, трехлистный клевер, легенду о котором связывают с миссионером Патриком, якобы явился прообразом самой идеи о троичности Творца.

Действительно, вполне вероятно, что ранние христианские миссионеры сию мысль восприняли от скандинавов (викингов) и кельтов. Но трилистник (символ Троицы Святой имеет все же несколько иное значение, чем данный знак) вряд ли может фигурировать в искомом процессе, скорее речь идет о Трискеле или Трикветре, которые на территории раннесредневековой Европы были гораздо более популярны. Оба символа как раз и заключают в себе мысль о троичности бытия (так или иначе), что в смысловом плане сближает их с символом Троицы. Здесь же можно вспомнить индуистскую традицию (из которой христиане тоже много чего «переняли»), а если конкретнее – образ Тримурти (Брахма, Вишну и Шива). Чем не символ Троицы? Значение ведь схоже, пусть и нельзя говорить о полной идентичности. Пожалуй, только Шива может вызывать здесь сомнения, но ведь в индуизме у этой ипостаси творца есть не только всем известные функции Разрушителя.

Таким образом, символ Троицы, значение которого базируется на идее о тройственности мироздания, вероятно, заимствована христианами. Тройственный принцип, лежащий в основе процесса творения, троичность самого человека (Тело, Душа и Дух), триединство творца (или творческих сил в целом) – все это образы слишком древние и всеобъемлющие, чтобы было целесообразно приписывать их столь молодой религии, как христианство (будь то католицизм или православие). Христианский символ Троицы, значение которого (по словам христианских же полемистов) каждый, в конечном итоге, раскрывает для себя сам, не имеет конкретного изображения. Треугольник в круге, видоизмененный Трикветр, о котором уже упоминалось выше, схематичное пересечение трех стилизованных рыб, - все эти символы не имеют никакого исторического отношения к образу христианской Троицы.

И это очень важный момент, потому что сегодня в Интернете можно найти ни один десяток всевозможных «оберегов» и «амулетов», которые называют именно так – символ Троицы (или символ Святой Троицы). Чтобы опровергнуть подобную чушь, достатчоно спросить о любом из таких символов настоятеля какого-нибудь храма. Если с ором и криком не обвинит в кощунстве и ереси, то обязательно объяснит, что вы не правы. А если «всечет кадилом», то будет прав «на все сто», потому что если человек настолько глуп, то он явно заслужил подобного обращения. Ведь канонические тексты (в частности Ветхий и Новый Завет) не включают в себя описания изображения символа Троицы. А такие понятия как «оберег» или «талисман» в христианстве клеймятся нещадно. С другой стороны, в мире, где 99,99% «истинно верующих» христиан никогда не открывали Библию, подобные инсинуации закономерны.

Для наших читателей: христианский символ троицы с подробным описанием из различных источников.

Символ Троицы

Троица -это единство, слияние в разнообразии одного в трех и трех в одном. Два элемента посредством среднего объединяются в совершенный и единый порядок. Сегодня символ и понятие Троицы ассоциируют прежде всего с представлением о божественном триединстве христианских учений.

Весьма важно не смешивать троицу с трехликостью, где три фигуры друг от друга отдельны, независимы. Формировались эти понятия в церкви не одномоментно - в борьбе, в спорах с всевозможными еретическими учениями. Три ипостаси Бога имеют символы: Отец - рука, Сын - ягненок, Дух Святой - голубь. У троицы три качества - Надежда, Любовь, Вера, ей посвящены зеленый, красный, желтый цвета. Символ Троицы как единого бога порой изображают в виде трикветра, вплетенного в круг. Изображение Бога и Троицы считается нежелательным, поэтому применяли символы: трон, голубь и книга как сила, интеллект, любовь.

Треугольник в круге - один из старых символов троицы

Один из самых старых символов -

равносторонний треугольник , вписанный в круг означает не только триединство, но и на вечность Божию. Три пересеченных круга, где каждый совершенен и закончен, но образованный окружностями центр образуют общую часть, этакий малый щит составляют второй наидревнейший символ.

Иногда для начертания символа использовались переплетенные три рыбы . Одна из них - это Христос, а две оставшиеся - зодиакальный знак рыб.

Христианский символ Троицы (спорно)

Конечно данный символизм троицы является спорным, но отражает значимость изображения рыбы для первых

христиан . Очень популярен в средневековье был Герб Троицы, который отражает принцип одновременного индивидуализма и единства всех элементов.

Изредка триединство обозначают тремя зайцами, три уха коих формируют треугольник. Существует еще множество символики: три орла либо льва, состыкованные три треугольника, глаз в треугольнике, три солнца либо три звезды, трилистник, арки внутри круга, крест из трех листиков.

В тоже время троица и похожие представление свойственны и другим культурам. В древнем Египте это Отец, Мать, Сын в виде Озириса, Изиды, Гора, в Греции и Риме - Зевс, Аид, Посейдон; Нептун, Плутон, Юпитер в виде Неба, Океана, Подземного Мира. В каббале - женское и мужское начала с объединяющим их разумом. В Индуизме - Тримурти, так же АУМ, неуничтожимое Слово, триединый Брахман.

Что означает?

1. Символ - крест?

Здравствуйте!

Помогите пожалуйста, хочу купить себе такой кулон. Говорят это древний Христианский символ Троицы, это правда и можно ли носить вместе с нательным крестом?

Нажмите, чтобы раскрыть…

Вот, что написано о показанном вами символе на одном из сайтов по магии:

Магический символ святой троицы

Христианский символ триединства.Используется для изгнания злых духов и привлечение добрых сил на свою сторону.Кроме, как кощунством и святотатством это никак не назовешь.

Спасибо Батюша! К Кресту нет, но ведь же в Храмах продаются разного рода браслеты, ремни, брелки с молитвами или иконами, какова тогда их функция?

Нажмите, чтобы раскрыть…

Браслеты не религиозный товар и давно уже не продаются в Церковных Лавках.

Молитва и крест освящают вещи, на которых они изображены, однако без личной молитвы человека, обращенной к Богу, они остаются только вещами. Так же и икона. Ее функции раскрываются только в молитве перед нею. Хотя свою миссионерско-проповедническую роль они все же выполняют в любых случаях. А именно, напоминают нам о Боге и молитве.

ТРОИЦА - как символ, отличается от

тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех. Это символ единства в разнообразии. «Средний, действующий как посредник, связывает двух других в единый совершенный порядок» (

Троица символизируется желтым, красным и зеленым цветами; тремя качествами - Любовью, Верой и Надеждой.

Другие символы Троицы: трон, книга и

(сила, интеллект, любовь); три переплетенные рыбы или три рыбы с одной головой; три орла или льва; три солнца; треугольник с глазом внутри или тремя звездами; три состыкованных треугольника; три наложенных друг на друга круга или арки внутри круга;

трилистник

или крест из трех листьев.

В греко-римской культуре: Зевс, Посейдон, Гадес; Юпитер, Нептун, Плутон; Небо, Океан, Подземный мир.

Ранний символ Троицы

В шумеро-семитской традиции: Ану, Эа, Бел; Син, Шамаш, Иштар; Ашшур, Ану, Хоа. В Троице «две трети суть Бог, одна треть есть Человек» (

Гильгамеш

В Каббале первоначальная троица включала мужское начало, женское начало и объединяющий разум.

В индуизме Троица - это Тримурти, а также триединый Брахман, АУМ, неуничтожимое Слово.

У скандинавов и тевтонов: Один, Тор, Фригг; Бодан (Вотан), Донар, Фрейя.

Среди перечисленных троиц кельтов следует упомянуть трех Бригитт (три в одном).

У буддистов Триратна: Будда, Дхарма, Сангха; Будды, Сыновья Будд и Дхармакая.

Троица ветхозаветная

Термин появился в конце II веке, позже учение о Троице было развито в III веке (

) и вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры). Догмат о Троице закреплен на 1-м (325 год) и 2-м (381 год) вселенских соборах; однако его отрицали многие секты, например

антитринитарии

Символами Троицы являются рука (символ Отца), ягненок (символ Сына) и голубь (символ Святого Духа). Кроме того, одним из древнейших символов Троицы является равносторонний треугольник. Этот символ показывает, что Отец, Сын и Святой Дух равны и составляют одну божественную сущность.

Расположение трех сплетенных между собой рыб, которое иногда можно обнаружить на церковных эмблемах, является попыткой объединить идею Христа-рыбы с двумя рыбами зодиакального знака Рыбы и создать из этого Троицу. Какой бы ни была причина выбора рыбы в качестве эмблемы, здесь не может быть сомнения в том, что рыба стала одним из самых содержательных образов христианства.

В некоторых из них символ Христа соединен с треугольником, символом Бога-Отца. В последнем знаке три круга означают

Шесть символов Троицы

триединство, каждый круг независим и совершенен сам в себе.

Популярным абстрактным изображением, которое часто вырезали на дереве или изображали на витражах в позднее средневековье, был Svutum Fidel - Герб Троицы, в котором утверждается принцип единства и вместе с тем индивидуальности каждого элемента Троицы. На нем написано: «Отец - не Сын, Сын - не Дух Святой, Дух Святой - не Отец; Отец - это Бог, Сын - это Бог, Святой Дух - это Бог».

Иногда для выражения триединства используются три

Тремя ушами формирующие треугольник.

→ Все святые / Коронование Девы Марии / Дева Мария / Тримурти

≈ лат. - Тринитас /

Образы Христа как Сына Божьего появляются не только в сценах Его земной жизни, но и на изображениях Его вечного проявления как Бога Сына: Он восседает по правую руку от Отца, Он - Судья живым и мертвым. Здесь облик Его зависит от того, какая сцена изображена.

На иконах Христос обычно выглядит моложе Своего Отца.

Единство в разнообразии;

неделимая сущность Бога, проявляющего Себя в различных формах

Теологически важное понятие, которое не следует путать с трехликостью. Отличается от триады тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех.

Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единство трех ликов троицы.

Христианство

«Средний, действующий как посредник, связывает двух других.в единый совершенный порядок» (Прокл).

Мария, Иосиф и Иисус.

Доктрина, согласно которой Бог един, однако (Мф 28:19) проявлен в трех лицах - Отеца, Сына и Святого Духа теоретически была обоснована Августином в его трактате «De Trinitate» .

Послужила примирению поклонения Богочеловеку Иисусу Христу с монотеизмом.

Как догмат веры сформулирована во времена споров с арианами (Вселенский собор в Никее в 325 г.).

В Западной Европе он привел к ереси «тритеизма» (троеверие, троебожие), представленной Росцелином Компьенским, осуждённым за неё в 1092 г.

Через догмат телесного вознесения Марии, принятый 1 ноября 1950 г. отождествляется с «четверицей» («четыреединство»). Четверица часто была предметом сакрального искусстве начиная с серю 15 в. нередко в виде коронации Божьей Матери.

Отсутствие этой темы в древнехристианском и раннесредневековом религиозном искусстве объясняется, вероятно, нежеланием натуралистично изображать первое лицо Троицы - невидимое и непознаваемое. Бог-Отец первоначально изображался в виде ока или руки, простирающейся из облака, возможно, держащей корону.

Идеографические изображения Троицы:

Трон, книга и голубь (сила, интеллект, любовь); три переплетенные рыбы три рыбы орла или льва с одной головой; три солнца; треугольник с глазом внутри «оком Божьим» или тремя звездами; три соединенных треугольника, круга или арки внутри круга; трилистник или крест из трех листьев. тау-крест с ветвями равной длины, Y-образный вильчатый крест, три грозди на виноградной лозе, весы с тремя гирями, три зайца с ушами, образующими треугольник,

изображался бородатым мужчиной, держащим в руке крест с Иисусом Христом, в то время как Дух Святой представлен в виде голубя над ним.

Символами Троицы являются рука (символ Отца), ягненок (символ Сына) и голубь (символ Святого Духа). В цветах они символизируются желтым, красным и зеленым, а в качествах - Любовью, Верой и Надеждой.

Типичная Троица, впервые появляется в произведениях французских и североитальянских мастеров XII в., Как «престол благодати» Бог-Отец предстаёт старцем патриархального облика, возможно, длиннобородого, иногда с треугольным нимбом. Он находится позади и немного выше распятого Христа и может держать в своих руках оба конца patibulum . Нередко он держит книгу с греческими альфой и омегой. Его ноги могут покоиться на небесном глобусе. Голубь парит прямо над головой Христа.

Менее распространенный тип, который существовал вместе с данным, изображает Троицу в виде трех сидящих человеческих фигур - одинаковых или различного возраста. Изображение Святого Духа как человека в 11 столетии было запрещено и его заменила фигура голубя. Иначе Троица (следуя античным прототипам) изображается в виде тела с трехликой головой или с тремя лицами которой переходят друг в друга.

На учении Символа веры основано изображение Христа сидящего по правую руку Господа. Первое и Второе лицо облачены в царские одежды, Бог-Отец со скипетром (возможно, что -таки его ноги на шаре) и Христос с крестом, голубь парит между ними или сидит на спинке общего трона. Идея господства Церкви иногда передается изображением обеих фигур в папских тиарах.

Еще один, менее распространенный тип (встречается в нидерландской живописи XV в.) изображает Отца, порой на троне, поддерживающим поникшее тело Христа, наподобие того, как оно изображается в теме Pieta.

Изображение Бога в трех лицах запретил в 1628 г. и обозвал еретическим папа Урбан VIII, однако оно во многих случаях сохранилось в средневековой скульптуре. Причиной такого запрещения явилось высмеивание протестантами подобных изображений как «католического Цербера».

Триратна: Будда, Дхарма, Сангха;

Будды, Сыновья Будд и Дхармакая.

Кельтика

У кельтов есть многочисленные троицы: три Бриджиты являются тремя в одном, как лунная Великая Мать и семья также является тремя в одном.

Отец, Мать, Сын;

Озирис, Изида, Гор.

Античность

Зевс, Посейдон, Гадес;

Юпитер, Нептун, Плутон;

Небо, Океан, Подземный мир.

В Каббале первоначальная троица включала мужское, женское и объединяющий разум. → Сефироты.

Тримурти, также триединый Брахман, АУМ, неуничтожимое Слово.

Северная традиция

У скандинавов и тевтонов:

Один, Тор, Фригг; Водан, Донар, Фрийя.

Ану, Эа, Бел;

Син, Шамаш, Иштар;

Ашшур, Ану, Хоа.

В троице «две трети его суть Бог, одна треть его есть Человек» (Гильгамеш).

Психология

В глубинной психологии К. Г. Юнга является символом мужского начала, который отождествляется с «четверицей» в смысле архетипа целостности и завершения (см. Квадрат).

Иллюстрации

Троица, символизируемая Солнцем, спутниками Солнца, равносторонним треугольником и трехцветной радугой. И. Босхиус, 1702 г.

Триединство тела, души и духа в символике алхимиков. «Розариум философорум», 1550 г.

Изображение на крестьянском столе. Тироль, ок. 1600 г. .

К концу II века до Р. X. в раннехристианской церкви возник острейший спор по поводу отношений Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа. Высказывают Священного писания по этому поводу оказались весьма туманными и нуждавшимися в разъяснениях. Особенную.загадку для отцов раннего христианства в символе Троицы представляли фигура Иисуса Христа как богочеловека и роль Святого Духа. Первые шесть соборов были посвящены прояснению этих вопросов.

Отцы церкви находились в незавидном положении - идея христианского триединства вобрала в себя элементы представлений о троичности из азиатской, египетской и эллинистической культур, которые сплелись в трудно распутываемый узел. Триединство в индуизме включайте Брахму как создателя, Вишну как хранителя и Шиву йак разрунпггеля. При переносе этого представления на христианство мы обнаруживаем Бога как творца, Иисуса как посредника и дьявола как разрушителя. Египетский вариант триединства: Осирис, Исида и Гор. В переводе на христианскую терминологию Осирис - бог заходящего за горизонт солнца - это Бог Отец, Мария - Исида, которая собирает разбросанные всеми ветрами члены своего брата и мужа Осириса и зачинает с ним Гора, восходящее солнце, или Иисуса Христа.

Обращенные в христианство греческие евреи, которые, в частности, руководили чрезвычайно важной для раннего христианства теологической школой в Александрии, разработали в течение V века концепцию триединства, тесно связанную с эллинистическими представлениями. Бог Отец осмыслялся как бесконечный дух, сын его, Иисус Христос, и Святой Дух стали интерпретироваться как единство обоих во всеобъемлющем принципе любви и примирения. Несомненно, здесь было заимствование из магии чисел Пифагора, у которого первые три числа понимались примерно в таком же смысле.

Помимо проблемы определения соотношения между Богом Отцом, Богом Сьшом и Святым Духом, для ранних отцов церкви особенную трудность представляло отмежевание как от иудейского монистического учения, так и от персидского дуалистического учения Заратустры. Если объявить Иисуса Христа не Богом, а только человеком, то было бы трудно принципиально разграничить христианство и иудаизм. Если же Христа объявить Богом, то, строго говоря, у было бы два бога, и притязание на монотеизм было бы неправомерным. К тому же в этом случае Бог Отец и. Бог Иисус Христос должны были бы каким-то образом противопоставляться друг другу, и христианство тем самым волей-неволей сближалось бы с дуалистической концепцией Заратустры.

Между IV и VII вв. до Р. Х., наконец была разработана концепция, согласно которой Христос был и Богом и человеком. Соответственно двум природам, божественной и человеческой, которые соединяются в богоподобной личности Христа, равным образом существуют и две воли и две энергии, божественная и человеческая, которые и действуют сообща во благо рода человеческого. Чтобы сохранить идею бога как бесконечный принцип вне земной конечности, в качестве посредника между богом и человеком был использован Иисус Христос, который содержит в себе оба аспекта.

Женский аспект, представленный в египетском триединстве богиней Исидой, в раннем христианстве большого значения не имел. Только в средние века и в связи с рыцарской поэзией Марии отводится место, которое до этого занимал ее сьш - место посредника между человеком и богом. Именем Марии начинают называть церкви, например соборы в Реймсе и Париже, ее изображают как святую Мадонну, во многих церквах появляются алтари Марии.

Святая Троица символизирует трехмерность места, времени и пространства. Это самое полное описание всеохватывающего мира в смысле христианского учения. Эти три аспекта существуют независимо друг от друга, и все же они представляют единого Бога, который проявляется в этих трех аспектах, как показывает символ триединства: Бог Отец, Бог Сьш и Бог Святой Дух. Отец - это не сын, сын - не Святой Дух и Святой Дух - не отец.

Символ Бога Отца - рука, его творческая сила, либо глаз, который все видит. Знаком Христа является крест - единство человека и Бога, барашек, то есть жертва, которую приносят во спасение человечества, и рыба. В раннехристианской церкви Христа называли Большой Рыбой, поскольку его рождение приходится на начало эпохи Рыб, согласно астрологическому разделению эпох по знакам зодиака. Знаком Святого Духа является голубь или пламя. Голубь летит, опустив голову вниз, из вечности духа в ограниченное (конечное) время земли и соединяет человека с Богом. Другими словами, это означает, что Святой Дух символизирует познание единства Бога и человека в бесконечной любви.

МНМ

Тро ица греч. Trias - «триада» лат. Trinitas

В христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа святого -«животворящего» начала (см. рис.). Само по себе учение о том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождественными, не специфично для христианства; это устойчивый мотив самых различных религиозно-мифологических систем (ср. Тримурти - триединство Брахмы, Шивы и Вишну - в индуистской мифологии; многочисленные группировки божеств по 3 или по 9=3X3 - в египетских мифах и культах; образы 3 мойр, 3 или 9 муз, трёхликой Гекаты - в греческой мифологии; «семейные» триады Юпитер - Юнона - Минерва и Церера - Либера - Либер - в римском культе и т. п.). Однако ипостаси или лица христианской Т. - не взаимозаменимые двойники или маски единой безличной стихии, их единство не есть ни рядоположность, ни слитность, неразличенность личностей, не до конца вычленившихся из родовой бессознательности политеистического божественного коллектива; напротив, они проницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостоянию и обладают самостоянием только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта проницаемость есть чисто личное отношение любви. Различие между триадами язычества и Т. христианства - это различие между взаимопереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом (именно диалог, тихая беседа без слов до конца раскрытых друг другу в жертвенной самоотдаче собеседников - тема «Т.» Андрея Рублёва). Т. в христианстве не есть и последовательность нисходящих ступеней абсолюта, какова философская триада неоплатонизма; все три лица «равночестны». Все они участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: всё от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность). Нередки аналогии с 3 грамматическими лицами (завершение Ты и Я в Он), 3 способностями души (памятью, мыслью и любовью), тройным делением времени (прошедшее, настоящее и будущее). По православной доктрине, 3-я ипостась «исходит» от 1-й, как единственной бытийственной праосновы, по католической - от 1-й и 2-й, как реальность соединяющей их любви.

Т. долго не была предметом изображения в искусстве; теология настаивала на том, что бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; всё прочее - предосудительные фантазии. Однако явление трёх ангелов Аврааму, изображённое ещё на мозаиках 5-6 вв. (Санта-Мариа Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне), истолковывается как явление Т.; так возникает иконографический тип «Т. ветхозаветной», доведённой до совершенства художником Андреем Рублёвым.

С другой стороны, ещё в Византии изображали, сначала робко (не на фреске или на иконе, но на миниатюре) т. н. «Т. новозаветную» - Отца в виде старца, Христа как отрока на его лоне (этот тип специально называется «Отечество») или взрослого мужа, сидящего по правую руку от него, и Духа - над ними обоими в виде голубя, как он явился, согласно Евангелиям, в момент крещения Иисуса Христа. Несмотря на запрещения, эта иконография широко распространилась на русской почве в последние века допетровской культуры. Что касается католического Запада, там изображения седовласого Саваофа и Христа, которые в присутствии реющего голубем Духа участвуют в некоем торжественном акте (например, присутствуют при диспуте теологов на фреске Рафаэля в Станца делла Сеньятура в Ватикане, возлагают венец на голову девы Марии, приемлют в небеса душу того или иного святого или просто являются созерцателю религиозной картины или фрески для поклонения), делаются со времён Ренессанса всё более частыми. Ещё раньше, с 12 в., в западном искусстве развивается специальный тип изображения Т., акцентирующий сострадание Отца к мукам воплотившегося Сына: он держит перед собой, восседая на престоле, Христа на кресте, кладёт себе на колени его безжизненное тело и т. п. (нем. «Gnadenstuhl», «престол милосердия»). Столь важные моменты христианской доктрины, как «единосущие» трёх лиц и их равенство, «равночестность», оказываются при этом утраченными (очевидно, например, что Дух в виде голубя не может быть художественно равнозначным двум другим лицам Т., представленным в человеческом облике); для Рублёва, напротив, именно они служили вдохновляющей темой.

С. С. Аверинцев

Славяне

Один из важнейших праздников православного церковного календаря, отмечаемый в 50-й день после Пасхи (отсюда его второе название - Пятидесятница). В народной традиции Т. включается в комплекс нескольких праздничных дней. У русских он начинался с Семика, то есть четверга седьмой послепасхальной недели; следующая заметная дата этого цикла - суббота накануне Т., отмечаемая у восточных славян как одна из главных поминальных дат в году (ср. названия этого дня: «родительская суббота», «задушная» или «духовская суббота», «троицкие деды»). Вслед за троицким воскресеньем начиналась неделя, называемая у восточных славян «троицкой», «Русальной», «Проводной» и т. п., а у славян-католиков «Зелеными святками» или «Зеленой неделей». В ее составе выделялись две главные даты: Духов день и четверг, называемый в южнорусских областях и в полесской зоне «Троица умерших», «Навская Троица», «Русалчин велик-день». В народных верованиях этот период календаря воспринимался как вредоносный и опасный (ср. его полесские названия: «вредная» или «кривая» неделя); рожденным в это время людям предрекали несчастливую судьбу, а умершим - что они станут «нечистыми» духами. Судя по некоторым фольклорным текстам и поверьям, «Святая Троица» представлялась как единый женский персонаж. Приуроченный к этим дням народный обычай украшать свежей зеленью дома, хозяйственные постройки, церкви, дворы и улицы села является общим для всех славян (как православной, так и католической ориентации). Накануне дня Пятидесятницы заготавливалась «троицкая зелень»: люди привозили целые возы срубленных веток и молодых деревьев, трав и цветов. Из них плели ритуальные венки; этой зеленью устилали пол в домах и церквях; ветки втыкали в окна и двери домов, в ворота и заборы, подвешивали над колодцами; деревца закапы,-вали во дворе возле дома, под окнами, по углам дома, вдоль сельских улиц и т. п. По прошествии трех дней всю «троицкую» зелень выносили за пределы жилого пространства и уничтожали ритуальными способами: сплавляли по воде, сжигали в обрядовых кострах, забрасывали на деревья или крыши домов. Остатки засохших трав и веток сохраняли в качестве лечебного средства или оберега от нечистой силы, стихийных бедствий, вредителей-грызунов и насекомых. Особенно массовыми и повсеместными были обычаи семицко-троицкого цикла у русских, среди них выделялись широко известные ритуалы с «троицкой» березкой. В Семик девушки ходили в лес «завивать» березки: закручивали ветки в кольца, скрепляя их лентами (см. Береза). При этом совершался обряд кумле-ния, то есть девушки попарно целовались сквозь такие березовые круги и обменивались своими крестиками или другими вещами под пение особых песен («Покумимся, кума, покумимся, чтоб нам с тобой не браниться…»), после чего называли друг друга кумой. В Троицын день вновь приходили к этому месту, развязывали березовые ветки и «раскум-ливались», возвращая себе свои вещи. Важным элементом троицкого цикла являются поминальные обряды, наиболее ярко выраженные у восточных и южных славян. На Русском Севере Т. и предшествующая суббота считались главными в году поминальными датами. В церковных источниках ХУ1-ХУП вв. осуждался народный обычай, когда «в Троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом умерших с великим воплем». Суббота накануне Т. считалась одной из главных поминальных дат и у южных славян (см. Задуш-ницы). В южнорусских областях и в Полесье пятница и суббота перед Т. отмечались как дни, когда можно было поминать «нечистых» покойников. На Чернигов-щине говорили, что это главные в году поминальные «деды», когда непременно следовало помянуть всех утопленников и висельников из своего рода. С обычаями поминовения тех, кто умер насильственной или преждевременной смертью, соотносятся поверья о появлении на земле в это время душ умерших детей или девушек, не доживших до замужества, то есть мавок и русалок. Родители, пережившие смерть незамужних дочерей или малолетних детей, особенно тщательно исполняли поминальные ритуалы: оставляли на ночь на столе еду, предназначенную душам; вывешивали на ограду одежду для русалок; соблюдали запреты шить, прясть, белить стены дома и печь, работать в поле, чтобы не навредить незримо присутствующим русалкам. Чтобы помянуть своих умерших в младенчестве детей, матери относили на кладбище и раздавали односельчанам крашеные яйца и пироги. В северных р-нах Болгарии Т. и Русальная неделя почитались как «праздник русалок и самодив», поэтому женщины воздерживались от всех видов работ вне дома, чтобы русалки не наказали их неизлечимой болезнью. Этот же период считался единственным в году временем, когда можно было излечить больных «русальской» или «самодив-ской» болезнью: для этой цели по селу ходили особые ритуальные лица - мужские дружины, которые исполняли магические хороводы вокруг больного (см. Русалии). Согласно широко распространенным у восточных и южных славян поверьям, в последние дни троицкого цикла души умерших возвращаются в загробный мир, поэтому в обрядности этого периода отражаются многочисленные мотивы «прощания» с ними и «проводов», то есть выпроваживания умерших из земного пространства. Например, болгарский и македонский обычай в Духов день устилать пол в церкви листвой ореха совершался для того, чтобы попрощаться с душами и помочь умершим перейти обратно на «тот свет». У восточных славян заключительный этап троицкого цикла характеризуется многообразными формами ритуальных «проводов»: например, уничтожение троицкой зелени; «изгнание русалки», «вождение куста» (или «весны», «тополи», «утицы»); «проводы» пары ряженых «Семика и Семичихи»; «похороны кукушки» и т. п. Лит.: Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. С. 188-227. Л. Н. Виноградова < SMES

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Троица Символ Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – как Единого БогаТроица отличается от триады тем, что является единством, соединением трех в одном и одного в трех. Это символ единства в разнообразии.В христианстве это Отец, Сын и Святой Дух или Мария, Иосиф и Иисус.

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

«Троица» Андрея Рублёва Более половины тысячелетия миновало с тех пор, когда в городах и монастырях тогдашней Северо-Восточной Руси жил и работал монах-иконописец Андрей Рублёв, прославленный теперь по всему миру как один из величайших художников России.Лучшее и самое

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

Троица (христ.) - единый христианский бог, представляемый в трех ипостасях: Отец - безначальное первоначало, Сын - Логос, или абсолютный Смысл, воплотившийся в Иисусе Христе, и Дух святой - «животворящее» начало. Все они участвуют в сотворении и бытии мироздания по

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Троица Через девять дней после праздника Вознесения и через пятьдесят дней после Пасхи христиане празднуют сошествие Святого Духа. Церковное название этого праздника - Пятидесятница, народное, бытовое - Троица. Пятидесятницей назывался и древнееврейский праздник,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

The Unholy Three Нечестивая троица 1925 - США (7 частей)· Произв. MGM· Реж. ТОД БРАУНИНГ? Сцен. Уолдемар Янг по сюжету Тода Роббинза· Опер. Дэйвид Кессон· В ролях Лон Чейни (Эхо), Мей Буш (Рози), Мэтт Мур (Гектор Макдоналд), Виктор Маклаглен (Геркулес), Гарри Эрлз (Труляля), Гарри Бец (Реган),

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

1. Троица Ещё при своей жизни на земле Иисус Христос много раз говорил Своим Ученикам, что Он никогда не оставит людей. После Вознесения Христа на небо, апостолы вернулись в Иерусалим с великой радостью и собрались все в одном доме. С ними была Матерь Божия, жёны-мироносицы

Из книги автора

Троица Ок. 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва«Троица» – единственное бесспорное произведение Рублева. В Ветхом Завете повествуется о том, как старцу Аврааму и его жене Сарре явился Бог в виде трех мужей-ангелов. Авраам и Сарра приготовили для них

14.05.2018

Наверняка, вы знаете о Троице как о христианском празднике и вряд ли когда-либо задумывались о его источнике. Христианские священники говорят, что Святая Троица это божественное триединство Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. Всё это является одним из самых важных символов христианства.

Только триединство уходит своими корнями гораздо глубже и дальше. В традиции наших предков было распространено славление Великих Триглавов. А в дни современного христианского празднования Троицы раньше проходили Зелёные святки. Так старую веру постепенно из поколения в поколение вытравливали новой религией - совершая наложение новшеств, с последующим вытеснением древней сути.

Из века в век мы несём ложное представление об этом событии, забыв начисто об учениях наших предков, которые подаются нам либо в искажённом виде, либо с добавлением ложки дёгтя.

Потому предлагаем вам посмотреть на историю Троицы под другим углом.

Великие Триглавы

Святая Троица у славян представлена в виде Великого Триглава, олицетворённого Богами. Только Великий Триглав не один, их несколько.

Изначально Триединство предстаёт в виде Явь - Навь - Правь. В нём Явь представляет собой мир видимый, материальный, явленный. Мир, в котором живёт человек, а точнее его биологическое тело, и на котором сосредоточено его сознание. Это Единый живой мир, в котором абсолютно все материальные объекты живые и обладают собственной частицей Духа Всевышнего.

Навь - мир, как сейчас говорят, тонких материй, мир Духов. Именно в Навь уходят безсмертные Души людей после физической смерти биологического тела, и оттуда они являются в мир Яви с каждым новым рождением.

Правь - это высший мир, он находится над Мирами Яви и Нави и согласует их взаимодействие.

Божественное триединство

Идея триединого божества живёт с давних времён.

В индийских Ведах она носит название Тримурти и представляет собой единство безконечного процесса Творения в трёх стадиях, олицетворённых богами «Созидание (Брахма) - Сохранение (Вишну) - Разрушение (Шива)». При этом по своей сути Тримурти является последовательным описанием миропорядка установленного в Прави, то есть перекликается с мировоззрением славян. Созидание есть Творение мира и жизни из Нави в Явь. Сохранение - это взаимодействие Яви и Нави, стабильность разделения миров. Разрушение есть высвобождение божественной энергии, заключённой в объектах Яви и переход из Яви в Навь.

В Древнем Египте три пирамиды Гизы олицетворяли Троицу — Осириса, Исиду и Гора или Отца, Мать и Сына, или Отца, Сына и Дух Святой, где Отец — это Свет или Дух, Мать или Дух Святой — это Природа или Материя, а Сын - Черта, отделяющая Свет и Дух от Материи.

В буддизме Триединство также присутствует в явной форме. Дхарма - Будда - Сангха. Дхарма это божественный порядок, управляющий движением мира. То есть, по сути, Правь. Будда - человек, с сознанием, просветлённым настолько, чтобы осознать Дхарму в полной мере, через череду множественных реинкарнаций безсмертной Души. В процессе реинкарнаций Душа попеременно попадает в Навь (мир духовный) и Явь (мир материальный) и силами кармы самосовершенствуется до полного восприятия Дхармы. Сангха - община, социальное общество буддистов в материальном мире (Яви), идущая путём просветления.

На языке древнего тибетского государства Шанг-Шунг слово «три» (khri) значит «божество» или «сердце божества».

Таким образом, о божественном триединстве говорится много. Потому и неудивительно, что христианам тоже захотелось иметь свою Святую Троицу. И для этого всего лишь требовалось дописать несколько слов в свои Священные книги, поскольку христианство берёт своё начало в иудаизме, а там прямых символов триединства не существует.

И христиане дописали: в четвёртом веке, на втором Константинопольском соборе, был утверждён догмат о едином Боге в трёх лицах - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Примечательно то, что это триединство сводится исключительно к божественному, отделённому от простого человека проявлению. То есть Богу Триединство присуще, а вот человеку до него как до другой галактики на троллейбусе. То есть христианское триединство предстаёт для своих последователей в качестве недостижимого эталона, а не объективной данности.

Слово "троица" в обновлённых святых Писаниях появляется в 1215 году.

В 14 веке на Руси начали отмечать Святую Пятидесятницу. Потом этот праздник стали называть Троицын день.

Суть этого праздника состоит в сошествии Святого Духа на апостолов и учеников Иисуса Христа. Случилось это после вознесения Иисуса на десятый день, и это был пятидесятый день после его Воскресения. Евреи тогда отмечали Пятидесятницы в память Синайского откровения.

Первая икона Святой Троицы была написана Андреем Рублёвым в 15 веке.

В 1652 году, при патриархе Никоне, на Стоглавом соборе утверждены новые церковные обряды. В том числе замена двуперстия на троеперстие, как символ троицы.

Как видно, христианский праздник Троица, стал таковым только во второй половине 17 века, но под названием Пятидесятница его начали отмечать тремя столетиями раньше.

По какой-то "невероятной" случайности, пятидесятница совпала со славянскими Зелёными святками или Семиком.

Как гласит одна поговорка - Всё случайное, это результат исполнения хорошо продуманного.

Зелёные святки. Семик, Духов день. Русалии

Исследователи единодушны в своём мнении о дохристианском характере праздника Троица. У наших предков он проходил на протяжении недели и включал в себя множество разнообразных действий, нацеленных в первую очередь на почитание живой природы и обеспечение урожая.

И. П. Сахаров в «Сказаниях руского народа» пишет: «Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину известна была под именем Русальной. Малоруссы называют её зелёною, клечальною, а последние три дня зелёными святками. Около Стародуба её величают Греною, где и семицкие песни называются Гренухами. Дни семицкой недели наш народ называет особенными именами: вторник: задушными поминками, четверг: семиком, субботу: клечальным днём, семицкие ночи называются: воробьиными. Литовцы и поляки называют нашу Семицкую неделю зелёною неделею, чехи и словаки - Русальною, карпато-русы - Русалье» .

Семик можно рассматривать как преддверие Купалы, однако это единственный крупный праздник годового цикла, который «не вписывается» чётко в солнечный год. В нём при всём радостном характере действа очень чётко выражена поминальная обрядность, имеющая любопытную особенность: в этот день принято поминать всех усопших, в том числе и тех, которые умерли неправильной (с точки зрения обычая) смертью, даже самоубийц. Поминальный день семиковой недели тесно связан и с образом русалок, в котором одни склонны видеть воплощения духов природы, а другие - души предков.

Процессия с «русалкой» в Семик (Воронежская губ., Острожский уезд, с. Оськино, 1926) (Энциклопедия «Руский праздник», 2001)

В современном виде Семик представляет собой сложное переплетение не одного, а целого ряда праздников.

Обрядовый минимум Семика:

Обережные действия, направленные на обеспечение урожая (требы полям, воде, лесу, причём по обычаю - в выраженной сексуально-эротической форме);

Почитание растительности и сил природы, проводы весны и встреча лета;

Почитание предков, причём и тех душ усопших, от которых можно ожидать неприятностей и вреда (заложные покойники).

Кроме того, Зелёные святки были последним сроком, когда запрещались любые действия, которые могли бы потревожить или как-то оскорбить мать-землю: нельзя было вбивать колья, бить по земле палкой, браниться, а тем более «материться». Не случайно вслед за Семиком наступали три великих дня, когда люди чествовали три великих силы: воду, землю, лес.

В песнях во время Зелёных Святок явно звучали любовная и трудовая темы. Ведь впереди были полевые работы вплоть до следующего важного праздника - Купала, проводимого в День летнего солнцестояния.

Литература

Мифология древнего мира, -М.: Белфакс, 2002

Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.: Руское слово, 1997

В.Калашников «Боги древних славян», -М.: Белый город, 2003

Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002

С.Ермаков, Д.Гаврилов «Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря», -М.: Ганга, 2009

«Понятие триединства в мировых религиях» https://chipstone.livejournal.com/1269657.html



Loading...Loading...