Рабочая партия курдов. Рабочая партия курдистана

В Турции проблема создания независимого Курдистана, пожалуй, стоит наиболее остро. Мощнейшая Рабочая Партия Курдистана (РПК) является одной из многочисленных политических организаций среди населения Курдистана. Её лидером с момента создания долгие годы оставался А. Оджалан, - курдский военный и политический деятель. РПК была основана 27 ноября 1978 года в деревне Фис уезда Лидже (Северный Курдистан).

Под руководством А. Оджалана в июле 1981 года состоялось первая конференция РПК. В ней приняли участие 80 членов партии и руководителей курдского движения. В августе 1982 года под руководством А. Оджалана состоялся второй съезд РПК. В отчетном докладе Центральный Комитет РПК подверг серьезной критике деятельность отдельных членов партии, определив задачи на перспективу, призвал курдских патриотов в случае если турецкое правительство не признает права курдов мирным путем, приготовиться к вооруженному выступлению. Отказ турецких властей признать законные права курдского народа и жестокое преследование за политические взгляды вынудили руководство РПК - в августе 1984 года встать на путь вооруженной борьбы. В марте 1985 года был создан Фронт Национального Освобождения Курдистана (ФНОК), целью которой было проведение политической и дипломатической работы за пределами Курдистана.

На третьем съезде, состоявшемся в октябре 1986 года, было принято решение о создании Армии освобождения народов Курдистана (АОНК)

По инициативе А. Оджалана в мае 1990 года прошла Вторая Конференция РПК, которая определила политические, военные и экономические задачи партии на последующие годы.

В декабре 1990 года под руководством А. Оджалана состоялся четвертый съезд РПК, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с определением тактики и стратегии партии. Важное место в развитии национально-освободительного движения Курдистана было отведено в политическом докладе А. Оджалана на пятом съезде РПК, состоявшемся в июне 1995 года. В докладе А. Оджалан уделил внимание таким важным вопросам, как политико-идеологические проблемы РПК, состояние национального самосознания народа в условиях «специальной войны», организованной властями Турецкой Республики. С октября 1998 года на лидера РПК начались гонения, которые закончились в феврале 1999 года его арестом в Кении. Необходимо отметить, что еще до ареста А. Оджалана усилилась борьба за лидерство внутри РПК. По оценкам турецких специальных служб в РПК к лидерству претендовали более 10 членов партии. Среди них: М. Карайылан, Д. Байык, О. Оджалан, Н. Таш, М. Карасу Независимая газета. М. март 1999г., с. 5-6.

Одновременно с преследованием лидера курдских повстанцев А. Оджалана его соратники подготовили и созвали очередной VI съезд Партии Рабочих Курдистана. Основной задачей съезда было недопущение раскола партии, а главным источником междуусобиц могла стать борьба за власть в партии. В качестве решения было принято вновь избрать на пост председателя РПК А. Оджалана. На время же его отсутствия РПК должна управляться коллективным органом, состоящим из десяти наиболее опытных и видных членов партии. Таким образом, управляющим партией стал Совет Президиума РПК. Также на съезде была пересмотрена кадровая политика партии и принята конкретная программа, определяющая основные направления деятельности партии и первоочередные задачи в сложившейся ситуации. Съезд РПК призвал весь курдский народ сплотиться вокруг партии, усилить акции протеста в Турции, а также активизировать дипломатическую и политическую работу с тем, чтобы убедить международное сообщество оказать давление на Анкару, заставить её прекратить политику геноцида курдского населения и признать его политические и национальные права. Необходимо отметить, что в это время проходил судебный процесс над А. Оджаланом. После встречи А. Оджалана со своими адвокатами все разногласия в партии были устранены и Совет Президиума РПК заявил, что отказывается от ведения боевых действий и готов вывести бойцов Армии Освобождения народов Курдистана (АОНК) из территории Турции. Отныне борьба за национальные права курдов в Турецкой республике будут вестись мирными средствами, и курдский народ удовлетворится национальной автономией в рамках территориальной целостности Турции.

В январе 2000 года был созван и работал VII чрезвычайный съезд Партии Рабочих Курдистана, в ходе которого был проведен подробный анализ современной внутренней и внешней обстановки, перемен и преобразований, происходящих вокруг курдского национально - освободительного движения в мире и в самой Турецкой республике. В соответствии с этим, основной формой борьбы на VII съезде партии было принято политическое и мирное разрешение курдского вопроса в стране. Во время работы съезда было принято решение реорганизовать Армию Освобождения народов Курдистана (АОНК) в Народные силы самообороны Курдистана (НССК), реорганизовать политическую структуру организации, т. е. Фронта национального освобождения Курдистана (ФНОК) и создать вместо него Народно - Демократический союз (НДС) с целью продолжения политической работы в мире в новых условиях для партии и курдского народа.

В целом, РПК встала на путь более демократического решения Курдского вопроса. Весной 2000 года руководство РПК, анализируя происходящие события вокруг Курдистана, приняло решение создать при Рабочей Партии Курдистана законодательный орган для легализации политических вопросов, осуществляемых представителями курдского национально - освободительного движения. Таким образом, в апреле 2000 года, по одобрению А. Оджалана из острова Имрали, был учрежден Народный Конгресс Курдистана (НКК), избираемый курдами Турции, Ирака, Ирана, Сирии и курдской диаспоры из Европы для законотворчества. Учредители новой организации избрали А. Оджалана почетным председателем НКК, председателем стал З. Айдар, председателем исполнительного совета НКК - М. Карайылан, председатель комитета по вопросам политики НКК - Д. Байык.

Ситуация вокруг РПК коренным образом изменилась после 11 сентября 2001 года, в связи с нападением террористов на военные и гражданские объекты в США. Партия Рабочих Курдистана оказалась в списке террористических организаций. С учётом сложившихся обстоятельств РПК временно прекратил свою деятельность и создал новую организацию: Конгресс свободы и демократии Курдистана (КСДК - КАДЕК) Дружба. М., июнь 2002. №17. 56 стр.. Председателем был выбран, в очередной раз, А. Оджалан. Политическое крыло КСДК Народно - Демократический союз Курдистана в странах Европы призвал всех курдских патриотов и друзей курдского национально-освободительного движения выступить в защиту новой организации Конгресса свободы демократии Курдистана (КСДК). С тем, чтобы решить курдский национальный вопрос в Турции при участии КСДК мирными средствами, так как КСДК являлся единственной организацией, способной реализовать мирный план А. Оджалана. Мировое сообщество не признало КСДК и через полтора года в ноябре 2003 года КСДК было переименовано в Конгресс народов Курдистана (Конгра - гел). В программных документах новой политической организации указывается, что она отказывается от вооруженной борьбы и будет отстаивать права курдского населения страны строго политическими и правовыми методами. Вертяев К.В Вопрос демократизации и курдский вопрос в Турции в начале XXI в. М., 2006.

30 мая 2004 года КНК - Конгра - гел, оценивая обстановку, пришла к выводу, что предпринимаемые мирные шаги ни к чему не привели, и возобновила военные действия. Кроме того, Совет Президиума КНК - Конгра - гел по указанию А. Оджалана приступил к подготовительному этапу созыва восстановительного IX съезда РПК. В начале апреля 2005 года в горах Южного (Иракского) Курдистана прошел восстановительный IX съезд РПК, на котором признались ошибки прошлого, в том числе и решения XIII съезда РПК (2002 г.). После возобновления своей деятельности в 2005 году в рядах Партии Рабочих Курдистана произошли серьёзные изменения. В 2006 году её ряды покинул Осман Оджалан, брат Абдуллы Оджалана. Власть же в партии, по крайней мере в период отсутствия А. Оджалана, окончательно перешла в руки одного из старейших членов партии М. Карайылан.

Очередной X съезд РПК работал с 21 по 30 августа 2008 года в Кондильских горах Южного (Иракского) Курдистана. На Х Съезде Рабочей партии Курдистана утверждены понятия «активная» и «пассивная» самооборона, подразумевающие ведение вынужденных атак, в случае нападения со стороны агрессора, в отношении которого объявлено перемирие. Съезд вновь избрал А. Оджалана почетным председателем РПК, призвал сплотить вокруг него и вести борьбу за освобождение Курдистана мирным демократическим путем.

, Социализм 21 века

К:Политические партии, основанные в 1978 году

История

Рабочая партия Курдистана первоначально образована 27 ноября 1978 года как левая социалистическая партия. После военного переворота в Турции () почти всё руководство партии было арестовано, однако Абдулле Оджалану (основателю Рабочей партии Курдистана) и ряду однопартийцев удалось найти убежище в Сирии . на данный момент численность РПК в Турции исчисляется в сотнях тысяч.

С середины 1980-х годов РПК имела уже многотысячную партизанскую армию (получившую наименование Армия освобождения народов Курдистана - (Artêşa Rizgariya gelên Kurdistan - ARGK)), и разветвлённые политические структуры, объединённые во Фронт национального освобождения Курдистана (Eniya Rizgariya Netewên Kurdistan - ERNK ). В 1999 году Армия освобождения народов Курдистана преобразована в Народные силы самообороны (НСС), которые состоят из профессиональных партизан (боевиков гериллы), с обустроенными базами в труднодоступных высокогорных областях Курдистана . Политические структуры РПК контролируют курдское общество как в самой Турции , так и в европейской диаспоре. РПК располагает крупным бюджетом, который пускает в оборот через подконтрольных партии бизнесменов. Основными боевыми целями являются правительственные силы безопасности Турции.

Для борьбы против РПК турецкое правительство не только использует военную силу. Считается, что турецкая разведка стоит за созданием альтернативной группировки - «Курдская Хизболла » - которая совершала убийства и похищения активистов РПК .

Второе перемирие

Было объявлено 15 декабря 1995 года в ответ на письмо турецкого премьер-министра Тансу Чиллер, отправленное лидеру РПК Абдулле Оджалану. Однако 16 января 1996 года, после того, как близ городка Гючлюконак на юго-востоке Турции турецкими военными был обстрелян гражданский микроавтобус с 11 пассажирами и ответственность была возложена на РПК, перемирие было прекращено. Покушение на жизнь лидера РПК Абдуллы Оджалана 6 мая 1995 года, организованное турецким руководством во главе с Тансу Чиллер, Доганом Гюрешем и Мехметом Агаром окончательно поставило крест на переговорах.

Третье перемирие

Люксембургский Суд первой инстанции отметил, что решения, принятые правительствами стран ЕС в 2002 и 2004, на основании которых в чёрный список ЕС были включены обе организации и заморожены их активы, были незаконными в соответствии с законодательством ЕС .

См. также

Напишите отзыв о статье "Рабочая партия Курдистана"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рабочая партия Курдистана

– Ах, да, – с неестественной улыбкой сказал Пьер. – Очень вам благодарен… Вы откуда изволите проезжать? – Лицо проезжающего было не ласково, даже холодно и строго, но несмотря на то, и речь и лицо нового знакомца неотразимо привлекательно действовали на Пьера.
– Но если по каким либо причинам вам неприятен разговор со мною, – сказал старик, – то вы так и скажите, государь мой. – И он вдруг улыбнулся неожиданно, отечески нежной улыбкой.
– Ах нет, совсем нет, напротив, я очень рад познакомиться с вами, – сказал Пьер, и, взглянув еще раз на руки нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидал на нем Адамову голову, знак масонства.
– Позвольте мне спросить, – сказал он. – Вы масон?
– Да, я принадлежу к братству свободных каменьщиков, сказал проезжий, все глубже и глубже вглядываясь в глаза Пьеру. – И от себя и от их имени протягиваю вам братскую руку.
– Я боюсь, – сказал Пьер, улыбаясь и колеблясь между доверием, внушаемым ему личностью масона, и привычкой насмешки над верованиями масонов, – я боюсь, что я очень далек от пониманья, как это сказать, я боюсь, что мой образ мыслей насчет всего мироздания так противоположен вашему, что мы не поймем друг друга.
– Мне известен ваш образ мыслей, – сказал масон, – и тот ваш образ мыслей, о котором вы говорите, и который вам кажется произведением вашего мысленного труда, есть образ мыслей большинства людей, есть однообразный плод гордости, лени и невежества. Извините меня, государь мой, ежели бы я не знал его, я бы не заговорил с вами. Ваш образ мыслей есть печальное заблуждение.
– Точно так же, как я могу предполагать, что и вы находитесь в заблуждении, – сказал Пьер, слабо улыбаясь.
– Я никогда не посмею сказать, что я знаю истину, – сказал масон, всё более и более поражая Пьера своею определенностью и твердостью речи. – Никто один не может достигнуть до истины; только камень за камнем, с участием всех, миллионами поколений, от праотца Адама и до нашего времени, воздвигается тот храм, который должен быть достойным жилищем Великого Бога, – сказал масон и закрыл глаза.
– Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду.
Масон внимательно посмотрел на Пьера и улыбнулся, как улыбнулся бы богач, державший в руках миллионы, бедняку, который бы сказал ему, что нет у него, у бедняка, пяти рублей, могущих сделать его счастие.
– Да, вы не знаете Его, государь мой, – сказал масон. – Вы не можете знать Его. Вы не знаете Его, оттого вы и несчастны.
– Да, да, я несчастен, подтвердил Пьер; – но что ж мне делать?
– Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны. Вы не знаете Его, а Он здесь, Он во мне. Он в моих словах, Он в тебе, и даже в тех кощунствующих речах, которые ты произнес сейчас! – строгим дрожащим голосом сказал масон.
Он помолчал и вздохнул, видимо стараясь успокоиться.
– Ежели бы Его не было, – сказал он тихо, – мы бы с вами не говорили о Нем, государь мой. О чем, о ком мы говорили? Кого ты отрицал? – вдруг сказал он с восторженной строгостью и властью в голосе. – Кто Его выдумал, ежели Его нет? Почему явилось в тебе предположение, что есть такое непонятное существо? Почему ты и весь мир предположили существование такого непостижимого существа, существа всемогущего, вечного и бесконечного во всех своих свойствах?… – Он остановился и долго молчал.
Пьер не мог и не хотел прерывать этого молчания.
– Он есть, но понять Его трудно, – заговорил опять масон, глядя не на лицо Пьера, а перед собою, своими старческими руками, которые от внутреннего волнения не могли оставаться спокойными, перебирая листы книги. – Ежели бы это был человек, в существовании которого ты бы сомневался, я бы привел к тебе этого человека, взял бы его за руку и показал тебе. Но как я, ничтожный смертный, покажу всё всемогущество, всю вечность, всю благость Его тому, кто слеп, или тому, кто закрывает глаза, чтобы не видать, не понимать Его, и не увидать, и не понять всю свою мерзость и порочность? – Он помолчал. – Кто ты? Что ты? Ты мечтаешь о себе, что ты мудрец, потому что ты мог произнести эти кощунственные слова, – сказал он с мрачной и презрительной усмешкой, – а ты глупее и безумнее малого ребенка, который бы, играя частями искусно сделанных часов, осмелился бы говорить, что, потому что он не понимает назначения этих часов, он и не верит в мастера, который их сделал. Познать Его трудно… Мы веками, от праотца Адама и до наших дней, работаем для этого познания и на бесконечность далеки от достижения нашей цели; но в непонимании Его мы видим только нашу слабость и Его величие… – Пьер, с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек. Верил ли он тем разумным доводам, которые были в речи масона, или верил, как верят дети интонациям, убежденности и сердечности, которые были в речи масона, дрожанию голоса, которое иногда почти прерывало масона, или этим блестящим, старческим глазам, состарившимся на том же убеждении, или тому спокойствию, твердости и знанию своего назначения, которые светились из всего существа масона, и которые особенно сильно поражали его в сравнении с своей опущенностью и безнадежностью; – но он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни.
– Он не постигается умом, а постигается жизнью, – сказал масон.
– Я не понимаю, – сказал Пьер, со страхом чувствуя поднимающееся в себе сомнение. Он боялся неясности и слабости доводов своего собеседника, он боялся не верить ему. – Я не понимаю, – сказал он, – каким образом ум человеческий не может постигнуть того знания, о котором вы говорите.
Масон улыбнулся своей кроткой, отеческой улыбкой.
– Высшая мудрость и истина есть как бы чистейшая влага, которую мы хотим воспринять в себя, – сказал он. – Могу ли я в нечистый сосуд воспринять эту чистую влагу и судить о чистоте ее? Только внутренним очищением самого себя я могу до известной чистоты довести воспринимаемую влагу.
– Да, да, это так! – радостно сказал Пьер.
– Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках физики, истории, химии и т. д., на которые распадается знание умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку – науку всего, науку объясняющую всё мироздание и занимаемое в нем место человека. Для того чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться. И для достижения этих целей в душе нашей вложен свет Божий, называемый совестью.
– Да, да, – подтверждал Пьер.
– Погляди духовными глазами на своего внутреннего человека и спроси у самого себя, доволен ли ты собой. Чего ты достиг, руководясь одним умом? Что ты такое? Вы молоды, вы богаты, вы умны, образованы, государь мой. Что вы сделали из всех этих благ, данных вам? Довольны ли вы собой и своей жизнью?
– Нет, я ненавижу свою жизнь, – сморщась проговорил Пьер.
– Ты ненавидишь, так измени ее, очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость. Посмотрите на свою жизнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, всё получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет. Вы пользовались их трудами, чтоб вести распутную жизнь. Вот что вы сделали. Избрали ли вы место служения, где бы вы приносили пользу своему ближнему? Нет. Вы в праздности проводили свою жизнь. Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины, а ввергли ее в пучину лжи и несчастья. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не знаете Бога, и что вы ненавидите свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой! – После этих слов, масон, как бы устав от продолжительного разговора, опять облокотился на спинку дивана и закрыл глаза. Пьер смотрел на это строгое, неподвижное, старческое, почти мертвое лицо, и беззвучно шевелил губами. Он хотел сказать: да, мерзкая, праздная, развратная жизнь, – и не смел прерывать молчание.
Масон хрипло, старчески прокашлялся и кликнул слугу.
– Что лошади? – спросил он, не глядя на Пьера.
– Привели сдаточных, – отвечал слуга. – Отдыхать не будете?
– Нет, вели закладывать.

Рабочая партия Курдистана - политическое движение, основанное курдами. По сути, это повстанческая организация, которая борется за обретение курдами политических прав и свобод в Турции. Также ее целью является создание в Турции курдской автономии. Организация действует не только мирными методами. В ее составе есть военное крыло - Народные силы обороны.

История партии

Рабочая партия Курдистана в разное время имела различные названия. Она называлась Демократическим народным союзом, а также Конгрессом свободы и демократии Курдистана. Свое нынешнее наименование движение вернуло в 2005 году. Вообще же партия появилась в 1978 году. Изначально она себя позиционировала как левое социалистическое движение. В 1980 году в Турции произошел военный переворот, после которого большинство руководителей движения были арестованы. Лишь немногочисленной части членов РПК удалось сбежать. Правда, среди них оказался лидер движения Абдулле Оджалану.

К середине 80-х годов Рабочая партия Курдистана имела уже большую и разветвленную партизанскую армию, которая насчитывала несколько тысяч человек. Также имелись свои политические структуры, объединенные во Фронт национального освобождения Курдистана.

В 1999 году армия была преобразована в Народные силы самообороны, которые существуют до сих пор. В их состав входят профессиональные партизаны, которые базируются в высокогорных труднодоступных частях Курдистана. Деятельность Рабочей партии Курдистана направлена на контроль курдского общества, проживающего как непосредственно в Турции, так и в европейских странах. У РПК весьма большой бюджет. Партия его использует через подконтрольных крупных бизнесменов. Основными целями являются правоохранительные турецкие органы.

Борьба против РПК

Рабочая партия Курдистана - один из самых главных противников турецкого правительства на сегодняшний день. Против них используется военная сила. Есть мнение, что турецкие разведчики стоят за организацией альтернативной РПК-группировки, которая называется "Курдская Хизболла". Ее члены регулярно совершают похищения и убийства активистов РПК. Рабочая партия Курдистана пытается им оказывать сопротивление.

До 1998 года поддержку курдам оказывали сирийцы. Однако затем они лишились этой помощи, и лидеру РПК пришлось искать убежища в другой стране. В том же 1998 году вопрос предоставления политического убежища Оджалану всерьез рассматривался в России. С этой инициативой к президенту даже обратились депутаты Государственной думы. Однако Ельцин оставил обращение парламентариев без рассмотрения. Только через год Оджалан наконец получил политическое убежище в Италии, но к тому времени он уже находился в турецкой тюрьме, ожидая смертной казни. В 1999 году Рабочая партия Курдистана, фото лидера которой к тому времени все чаще появлялись в мировой прессе, объявила о перемирии. За 30 лет противостояния с Турцией курды объявляли перемирие пять раз в одностороннем порядке.

Первое перемирие

Деятельность Рабочей партии Курдистана Турции очень мешала, она тормозила планомерное развитие страны. Поэтому турецкие власти неоднократно тайно обращались с просьбой заключить перемирие. В 1993 году лидер РПК Джаляля Талабани на пресс-конференции официально сообщил о перемирии в одностороннем порядке. Договориться между собой смогли Оджалан и турецкий лидер Тургут Озал. Первоначально было объявлено перемирие до 15 апреля. После этого мирное время продлили еще на один месяц. Правда, уже через два дня Озал умер от инфаркта.

Операции против курдских партизан сразу же возобновились. Особенно массовыми они были в восточных и юго-восточных районах. РПК была вынуждена объявить о прекращении перемирия. По другим сведениям, активисты курдской партии сами сорвали перемирие, захватив автобус с турецкими рекрутами. Три десятка безоружных солдат были убиты на месте.

Второе перемирие

Во второй раз Рабочая партия Курдистана, численность которой насчитывает несколько тысяч боевиков, объявила о перемирии в декабре 1995 года. Это стало реакцией на обращение турецкого премьер-министра Тансу Чиллер к Аджалану. И на этот раз режим без огня продержался только месяц. В середине января 1996-го на юго-востоке Турции был обстрелян автобус с гражданскими лицами. Всего в нем находилось 11 человек. Турецкие власти возложили ответственность за стрельбу на РПК, курды обвиняли во всем турецких военных. В мае того же года было организовано неудачное покушение на одного из лидеров турецких курдов Оджалана. Это поставило окончательный крест на мирных переговорах.

Третье перемирие

Следующие попытки найти общий язык между курдами и турецкими властями были сделаны в 1998 году. Новый премьер-министр республики Неджметтин Эрбакан сам обратился с просьбой объявить перемирие. На этот раз стороны сложили оружие на полгода. Спокойствие сохранилось даже после ультиматума о введении турецких войск в Сирию, из-за которого Оджалан покинул страну. Конец перемирию положил арест курдского лидера в середине февраля 1999 года.

Четвертое перемирие

Летом 1999 года Рабочая партия Курдистана официально объявила, что выводит свои войска с турецкой территории. Партизаны переместились в Ирак. С 1 сентября было установлено очередное, уже четвертое по счету перемирие. Оно стало самым продолжительным в истории противостояния турков и курдов. Спокойная и мирная обстановка сохранялась на протяжении почти пяти лет.

Правда, турецкое руководство со временем начало открыто игнорировать курдскую проблему. По этой причине летом 2004 года курдские лидеры приняли решение о возобновлении боевых действий.

Пятое перемирие

В сентябре 2006 года перемирие было объявлено в пятый раз. Это решение стало реакцией воюющих сторон на многочисленные просьбы представителей турецкой и курдской интеллигенции. Также за прекращение огня выступали США и лидеры стран Европейского Союза. На состоявшемся десятом съезде Рабочей партии Курдистана были официально утверждены понятия о пассивной и активной самообороне. Это подразумевало ведение исключительно вынужденных атак в случае непосредственного нападения со стороны агрессора. Во всех остальных случаях рекомендовалось соблюдать условия перемирия.

После пяти перемирий пришло время для объявления моратория на ведение боевых действий. К такому выводу пришли лидеры Рабочей партии Курдистана в 2009 году. Впервые мораторий был введен 1 июня, затем неоднократно продлевался, пока не был продлен на неопределенный срок.

Признание экстремистской организацией

Первой страной, которая признала Рабочую партию Курдистана экстремистской организацией, стала Германия. Это произошло еще в 1993 году, тогда же деятельность партии была запрещена на территории этой страны. Такое решение приняло немецкое Министерство внутренних дел. В 1997 году террористической организацией РПК была признана в США, а через четыре года - в Великобритании, а чуть позже - в Канаде и Австралии. По данным служб безопасности различных стран, деятельность курдской партии также запрещена в Молдове, Нидерландах, Франции, Австрии, Азербайджане, Казахстане, Ираке, Новой Зеландии, на Филиппинах и, конечно, в Турции.

В 2002 году Европейский Союз включил РПК в список террористических организаций. Это автоматически означало запрет ее деятельности во всех странах, входящих в Евросоюз. Причем вне зависимости от того, как к движению относится национальное законодательство.

Через 6 лет Европейский суд принял весьма неожиданное решение, признав включение РПК в список террористических организаций незаконным. Удивительно, но повод для этого был формальный. При рассмотрении дела были допущены процедурные ошибки. Например, представителям курдской партии не предоставили возможности выступить в свою защиту. При этом судьи тут же уточнили, что их решение не призывает исключать КПР из списка террористических организаций. Данное судебное решение носило исключительно формальный характер. К моменту опубликования все ошибки и неточности уже удалось устранить.

Таким образом, Рабочая партия Курдистана так и осталась в перечне запрещенных. Числится она в этом списке и до сих пор. Этой точки зрения придерживаются и многие отечественные публицисты. Михаил Николаевский пишет против Рабочей партии Курдистана. Он считает, что с ней заигрывают американцы, а курдов-езидов прямо обвиняет в участии в боях в составе запрещенного в России "Исламского государства".

Рабочая партия сегодня

Свою деятельность и сегодня продолжает Рабочая партия Курдистана. Март 2017 года ознаменован для нее неоднозначным отношением со стороны международного сообщества. По мнению ряда экспертов, сегодня в рядах КПР служат сотни специальных агентов турецкой службы национальной разведки.

Очевидно, что сейчас на первый план выходит курдский политик Кемаль Буркай, до этого проживший многие годы в изгнании. Он прямо обвиняет руководство РПК в обострении отношений с Турцией при решении курдского вопроса. Он настаивает на том, что в 70-е годы курдское общество пыталось решить проблемы демократическим путем, а когда РПК перешло к активным боевым действиям, все надежды на мирное урегулирование вопроса рухнули. Поэтому в данный момент курдское общество находится в растерянности, они не знают, чего ждать от Рабочей партии Курдистана.

Неплохой обзорный материал по идеологии Курдской Рабочей Партии на основе выжимок из трудов Ождалана.

Насколько Рабочая Партия Курдистана далека от марксизма?

Вербовщики РПК предлагают четыре краткие статьи Абдуллы Оджалана всем сочувствующим и сторонникам в качестве программных, для знакомства со своей идеологией. Данные статьи переведены только на английский язык. Предлагаем вашему вниманию справку с кратким содержанием данных работ, составленную в соответствии со структурой статей, чтобы можно было сделать выводы о классовом характере идеологии РПК и её научности.

Статья первая. Война и мир в Курдистане: перспективы политического решения курдского вопроса

1. Вступление

Ближний Восток — сложный и конфликтный регион, в котором курдский вопрос является самым важным, важнее арабо-израильского, поскольку поселение курдов охватывает нынешние территории арабов (иракцы и сирийцы), персов и турок.

2. Этимология слова Курды и Курдистан

Курды — один из древнейших народов, проживавших на пересечении торговых путей (в частности «Шелкового пути»), сыгравший важную роль в развитии человечества. Этимологию Оджалан относит к шумерской эпохе.

3. Курдская территория и курдский язык

Территория Курдистана составляет 450 000 квадратных километров и издревле была окружена поселениями персов, азербайджанцев, арабов и анатолийских турок. Эта территория является одним из самых богатых лесными и водными ресурсами районов Ближнего Востока и славится своими плодородными землями. Курдский язык ведёт историю с Неолитической революции и принадлежит к индо-европейской семье языков.

4. Краткий обзор древней курдской истории

Впервые упоминания курдов в качестве этнической группы встречаются в связи с Хурритами (3-2 тыс. лет до н. э.). В 216 - 652 гг. н. э. в Курдистане сформировался феодализм. Курдская династия Айюбиды (1175 - 1250 г. н. э.) превратилась в один из самых мощных династий на Ближнем Востоке. Правящий класс курдов пользовался большой автономией в Османской империи. В XIX в. произошло несколько крупных курдских восстаний в связи с притеснениями турками.

5. Борьба за ресурсы, война и государственный террор в Курдистане

Курдистан постоянно подвергался нападениям со стороны внешних держав. Террористические режимы Ассирийской и Скифской империй между XIII и X вв. до н.э. и кампания завоевания Александра Великого являются наиболее известными примерами. Арабское завоевание сопровождалось исламизацией Курдистана. В XIII-XIV вв. монголы вторглись в Курдистан. До XIX в. между османами и курдскими княжествами царил относительный мир, основанный на общей вере — суннитском исламе.

6. Европейский колониализм и курдская дилемма

Европейский колониализм в XX в. привнес новую форму угнетения курдского народа. Суть европейской политики сводилась к принципу «разделяй и властвуй», к политике стравливания народов Ближнего Востока. На протяжении первой половины XX в. курды были лишь пешками в игре иностранных интересов.

7. Идеологическая основа колониального угнетения и политики власти в Курдистане

Развитие капитализма и становления национальных государств в Турции, Ираке, Иране и Сирии привело к отрицанию существования курдского народа. Для многих курдов открытая приверженность своему происхождению и культуре привела к исключению из всех экономических и социальных отношений. Для арабских стран курдский вопрос не существовал, проблемы решались путем принудительной исламизации. Ислам был объявлен единственной «нацией». И эта нация была арабской.

Всюду проводилась принудительная ассимиляция курдов.

Инструментами ассимиляции были: ислам, запрет языка и культуры, буржуазный национализм.

Буржуазный национализм является самой важной идеологией национальных государств (государств-наций). Оджалан сравнивает национализм по функциям угнетения с религией.

Курдская идентичность и курдское сопротивление, процесс идентификации курдов как нации произошёл сравнительно поздно — во второй половине XX века. Только левое студенческое движение 1970-х г. (то есть это сам Оджалан — от скромности не умрёт) смогло внести существенный вклад в осознание того, что существует курдская идентичность.

8. Рабочая партия Курдистана (РПК)

В апреле 1973 года группа из шести человек собралась, чтобы сформировать независимую курдскую политическую организацию. Интересно, что в официальной брошюре РПК имеется ссылка и объяснение того, что РПК была марксисткой организацией, а в этой статье Оджалана — нет. Просто независимая курдская политическая партия… Главная цель была якобы не социалистическая революция, а обретение национальной независимости. Отдельные пункты из первой программы РПК, чтобы было представление о том, как дело обстояло на самом деле:

«Установление рабоче-крестьянского правительства как первый шаг к созданию демократической народной диктатуры». «Создание независимой экономики страны. Для этой цели будут проведены следующие мероприятия: 1. Управление экономикой посредством центрального планирования. 2. Приоритетное развитие обобществленной тяжелой промышленности. 3. Использование природных ресурсов, перевод транспортной системы, торговли, банков и СМИ в общественную собственность. 4. Проведение земельной реформы и вовлечение крестьян в коллективные хозяйства при помощи и поддержке государства. 5. Приветствие частных инициатив, полезных для развития общества, также как и их поддержка и выделяемые на них государственные дотации». «Применение пролетарского интернационализма по отношению к соседним народам и к межнациональным вопросам».

То есть, грубо говоря, в 80-х РПК предлагала НЭП. А сегодня Оджалан об этом «забыл»…

27 ноября 1978 г. в небольшом селе близ Диярбакыра была создана РПК. Двадцать два ведущих члена национального курдского движения приняли участие в первом съезде и учреждении партии. РПК сосредоточила свою работу на сельских районах Курдистана. РПК преследовали турецкие власти. Активисты часто уходили в горы, скрываясь от турецких властей. 12 сентября 1980 г. турецкие военные свергли гражданское правительство и захватили власть. Многие из оставшихся в Турции активистов РПК были заключены в тюрьму военной хунтой. После короткого этапа реорганизации большинство членов вернулись в Курдистан и взялись за вооруженное сопротивление против фашистской хунты. Нападения на военные объекты в Эрухе и Семдили 15 августа 1984 года стали официальным началом вооруженной борьбы.

Кровопролитная война между курдами и турецким правительством принесла свои плоды в 90-е годы — турки заявили о возможности признания курдского народа. В 1993 г. РПК объявила о прекращении огня и начале диалога. Однако из-за сторонников продолжения конфликта с обеих сторон, конфликт снова обострился. В 1998 г. РКП снова объявила о прекращении огня, но турецкие власти настаивали на военном решении курдского вопроса. Затем в 1998 г. турецкие спецслужбы похитили Оджалана, который по настоящее время содержится в турецкой тюрьме. Это событие совпадает с предложением нового подхода РПК к борьбе.

9. Новые стратегические, философские и политические подходы курдского освободительного движения

Суть в том, что Оджалан считает, что современные буржуазные государства — национальные государства и угнетают нетитульные нации. К ним он относит, конечно, Турцию. РПК же предлагает реализовать своё право на национальное самоопределение не созданием курдского государства-нации, а созданием системы демократической самоорганизации в Курдистане на основе конфедерации, в которой все смогут автономно самоорганизоваться: и религиозные общины и национальные меньшинства и все, все, все. Суть в том, чтобы ограничить суверенитет Турции на территории Курдистана, не получая, собственно, независимость. Это что-то вроде автономии, которую курды автономией называть не хотят. Оджалан называет это «полу-государство курдской автономии» (semi-state Kurdish autonomy). В общем, компромиссное решение. И уже в этой демократической конфедерации у них будет свобода, справедливость и равенство. Короче, идеализация демократии и полное забвение классового подхода и изоляция политики от экономики.

По мнению Оджалана решить курдский вопрос насильственным путем невозможно. Предложения Оджалана сводятся к включению в конституцию Турции положения: «Конституция Турецкой Республики признает существование и выражение всех ее культур демократическим путем» и на этой основе он требует свободу языка, культуры, реабилитацию бойцов РПК и включение курдов в избирательный процесс Турции.

Статья вторая. Демократическая нация.

Вступление

Оджалан является критиком и капитализма и социализма. Труды Оджалана построены на анализе всей истории человечества и предлагают альтернативную капитализму модель развития и образ жизни. Труды Оджалана не ограничиваются представлениями о курдской нации, а являются универсальными для всех народов и людей.

1. Введение

РПК вооружённым способом доказала право на существование курдов и стала вождём освободительного движения. В 90-е годы произошли изменения в идеологии РПК, связанные с разрушением СССР. Они состоят в следующем. Основой гегемонии капитализма Оджалан считает т. н. государство-нацию (или «национальное государство», если по-русски). СССР разрушился, так как пытался строить антикапиталистическое общество по лекалам национального государства. Главный порок социализма Оджалан видит в централизации. На опыте курдского движения он доказывает, что социализм возможно построить только путём «демократического государства». Самым слабым звеном современного империализма является Курдистан, в котором Оджаланом основана Ассоциация обществ Курдистана (Union of Democratic Communities in Kurdistan).

2. Капиталистическая современность и нация

Есть разные определения и понятия нации, но главная проблема современности вытекает из связи власти и государства с нацией. Оджалан определяет демократическую нацию как общество, сформированное свободной волей свободных людей и общин.

Современная нация в силу закономерностей капитализма стремится обрести национальное государство. Но это государство не решает социальные проблемы, как это предполагают все апологеты капитализма, а только умножает их. Государство-нация руководит эксплуатацией и подавлением нации. Капиталистическая современность заменила традиционную религию и построила обожествленное национальное государство. Феномен светского государства, по мнению Оджалана, — это не что иное как обожествление самого государства. Поэтому идеологическая гегемония капитализма, суть которого — в достижении максимальной прибыли, состоит в сакрализации таких понятий, как родина, нация и рынок. Средствами преклонения называет в том числе исполнение гимна перед спортивными состязаниями и тому подобное.

3. Демократическая современность

Альтернативой капитализму является демократическая нация. Под этим понимается: экономика, свободная от монополизма, гармония с окружающей средой, то есть технологии, дружественные природе и человечеству. Оджалан утверждает, что демократическое движение, воплощением которого является демократическая нация, было в том или ином виде всегда, а он лишь формулирует формы, которые способны вытеснить государство-нацию — демократический конфедерализм.

4. Демократическое решение

Национальное государство было призвано решить проблемы наций и их конфликтов, но это оказалось невозможным. Социализм СССР не только не стал альтернативой, но ещё больше запутал вопрос. Право наций на самоопределение также только увеличивает враждебность и напряжённость. Проблемы любой нации, в том числе курдской, можно решить в рамках демократического процесса, который Оджалан сводит по сути к автономии и отсутствию властного и культурного централизма. РПК является воплощением этого процесса и требует признать право курдов на самоуправление и демократию. Конституцию Оджалан считает компромиссом между народным, демократическим движением и буржуазной властью.

Сталинское определение нации Оджалан отвергает, считает, что оно описательное и стало причиной распада СССР.

5. Модель демократической нации

Определение демократической нации, которая не связана жесткими политическими границами и единым языком, культурой, религией и истолкованием истории, означает плюрализм и совокупность общин, а также свободных и равных граждан, существующих вместе и в солидарности. По Оджалану демократическая нация — противоположность нации со своим национальным государством. Далее Оджалан клеймит государство-нацию за беды капитализма (эксплуатацию, угнетение, национализм, войны, экологические проблемы и т.д.) и воспевает демократическую нацию как социалистическую альтернативу.

Государства ЕС перешли от государств-наций к правовым нациям. И если в демократической нации главное — автономное управление, а в государстве-нации — верховенство власти, то в правовой нации — закон. По Оджалану в США, Японии и Германии — экономические нации, то есть в них главное — это экономика. Примером социалистической нации он называет кубинцев, впрочем оговариваясь, что это то же самое государство-нация, только при государственном капитализме.

5.1 Становление курдской нации

Курды стали нацией благодаря курдскому мышлению и курдской культуре, включая язык. Отличительной чертой курдской нации является то, что люди разделяют мышление справедливого, свободного и равноправного мира, основанного на разнообразии. Основой курдской идентичности является свобода выражения мнений и социальное устройство в виде демократической автономии.

5.2 Демократическая автономия

Демократическая автономия может быть достигнута двумя способами: путём компромисса с государствами-нациями и путём борьбы за государственный суверенитет. Оджалан приводит в пример ЕС как путь компромисса.

5.3 РПК и становление демократической нации

РПК в становлении демократической курдской нации ставит следующие цели.

1 — свобода личности в малой общине. Отвергая либеральное понимание свободы личности, Оджалан настаивает, что свобода личности может быть ограничена ближайшим малым коллективом. Община формирует личность, и личность реализуется только в общинах. Нравственность — это уважение и приверженность к общине и общинной жизни. Под общиной Оджалан, судя по всему, понимает и что-то вроде коммуны, местного самоуправления и общественные объединения.

2 — моральная политика. Морально-политическое общество по Оджалану — это основная фундаментальная единица цивилизации. Положить в основу политики мораль означает быть в гармонии с собственным развитием и существованием. Реализация такой политики и есть демократия. Основой демократии является самоуправления и многообразие.

3 — новый образ жизни. Демократическая нация не терпима к эксплуатации, угнетению, в том числе женщин, товарному и вещному фетишизму и тому подобному.

4 — свободное партнёрство. РПК, отвергая мужской шовинизм, провозглашает освобождение женщин как важнейший процесс на пути становления демократической нации. Оджалан предлагает строить отношения мужчины и женщины на основе товарищества и уважения.

5 — экономическая автономия. Общество не может быть свободным без контроля над средствами производства и рынком. Экономическая автономия — это не капитализм и не государственный капитализм. Она основана на экологической промышленности и коммунальной экономике — той форме, в которой демократия отражается в экономике. Промышленность, технологии, бизнес и собственность связаны принципом экологичности и демократии. Оджалан предлагает минимализацию накопления капитала. Он не отвергает рынок, разнообразие продукции, конкуренцию и производительность, но отвергает доминирование прибыли и накопления капитала. Финансы и финансовые инструменты используются только в той мере, в какой они служат производительности и функциональности. Короче говоря, он за мелкотоварную экономику и коллективную собственность, против индустрии и современных технологий.

6 — новая правовая система. Оджалан отвергает единую систему права, предлагая взамен закон, основанный на разнообразии. В сущности имеется в виду своя автономная правовая система.

7 — новая культура. Современную буржуазную культуру Оджалан клеймит как патриархальную и мужскую. Культура же демократической нации — это дружественная совокупность разнообразных культур общин. Многообразие — богатство, красота и терпимость. Общими ценностями являются только равенство и свобода.

8 — самооборона. Каждой демократической нации необходима система защиты и внутреннего контроля, которые в государствах-нациях узурпированы. Женщина должна служить в ополочении и быть таким образом свободной. Курдская автономия не исключает курдскую армию.

9 — новая дипломатия. Старая дипломатия — это довоенная деятельность государств-наций: логика прибыли, манипуляции и вражды. Новая дипломатия — это деятельность Демократического национального конгресса, суть которой состоит в достижении мира и солидарности. Вместо ООН предлагает Глобальный союз демократических наций с соответствующими целями.

6. Поиск путей к демократической нации

Строительство демократической нации — непрерывный процесс. Курды свободны от иллюзий государства-нации и не признают власть над собой. Другие народы должны последовать примеру курдов и бороться за демократическую нацию. Это и будет выходом человечества из кризиса капитализма.

Всем социалистическим партиям и движениям необходимо не бороться за государственную власть, а развивать политику демократической нации и соответствующие социальные формы. Демократию можно определить как самоуправление негосударственного общества — и это должно быть целью всех наций. Оджалан определяет свою идеологию как негосударственно-ориентированную демократическую социалистическую теорию. А демократический конфедерализм как мультиполитическую формацию множественной идентичности и мультикультурности.

Статья третья. Демократический конфедерализм

РАЗДЕЛ I. ПРЕДИСЛОВИЕ

РПК более 30 лет борется за законные права курдского народа, эта борьба приобрела международное значение. В 1970-е, при создании, РПК была вдохновлена социалистическим движением. РПК всегда рассматривала курдский вопрос не как вопрос этнический или национальный, а как проект освобождения общества и его демократизации в целом.

РАЗДЕЛ II. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (ГОСУДАРСТВО-НАЦИЯ)

А. Основы

Становление капиталистических отношений на Ближнем Востоке и зарождение и укрепление национального государства идут рука об руку. Государство-нация уничтожает старые феодальные порядки и государственные образования, вытесняет владычество европейских империй.

1. Государство-нация — это максимальная форма власти, максимальная эксплуатация, монополия на власть и идеологию. Одна из главных причин укрепления государства-нации состоит в том, что высшие слои среднего класса все теснее связаны с процессом монополизации.

2. В государстве-нации, несмотря на объявляемый светский характер, обожествляется власть и титульная нация. К культовым элементам Оджалан относит флаг, гимн, герб и тому подобное. Подвергается сакрализации единство нации и непоколебимость её территориальных границ.

3. Государству-нации присущ огромный военно-бюрократический аппарат, посредством которого оно подчиняет себе все сферы жизни общества.

4. В культурно-идеологической сфере государство-нация подавляет всякое разнообразие, насаждает ассимиляцию, доходящую до геноцида. Понятие «гражданин» является примером идеологического диктата. Гомогенное национальное общество является самым искусственным обществом, которое когда-либо существовало.

5. Государство-нация не заботится о народе и является вассалом империалистов. Все города такого государства подчинены столице и служат процессу капиталистической эксплуатации. Государство-нация — это враг народов.

Б. Идеологические основы государства-нации

1. Главное оружие — это национализм. Оджалан считает национализм квази-религиозной идеологией. Национализм подчиняет науку и искусство, таким образом опосредованно влияя на духовную жизнь общества.

2. Важный идеологический столп государства-нации — это позитивизм. Превращение науки в набор описательных методов упрощает насаждение национализма и духовное порабощение народа.

3. Ещё одной идеологической опорой государства-нации является сексизм.

4. Очередной идейной опорой государства-нации Оджалан называет религию, которая продолжает влиять на общество или отдельные его слои.

В. Курды и национальное государство

Создание отдельного государства-нации для курдов не имеет смысла.

РАЗДЕЛ III. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КОНФЕДЕРАЛИЗМ

Такое правление можно назвать демократией без государства. Это гибкая, мультикультурная, антимонополистическая и ориентированная на достижение консенсуса политическая форма. Экология и феминизм являются центральными звеньями демократического конфедерализма. В рамках такого самоуправления потребуется альтернативная экономика, которая увеличивает ресурсы общества, а не эксплуатирует их.

А. Разнообразие политического ландшафта

Противоречивый состав общества требует наличия политических групп как вертикальных, так и горизонтальных формаций. Таким образом, необходимо сбалансировать центральные, региональные и местные группы. У всех должно быть право на принятие решений.

Б. Наследие общества и накопление исторических знаний

Демократический конфедерализм опирается на исторический опыт общества и его коллективное наследие. Это не произвольная современная политическая система, а, скорее, накопленная история и опыт. Все тенденции и формы централизма Оджалан относит к негативному опыту, а всю борьбу и формы самоорганизации — к позитивному опыту человечества.

Экономические, политические, идеологические и военные монополии — это структуры, которые противоречат природе общества, просто стремясь к накоплению излишков. Правильная этика по Оджалану — это много разнообразных этик разных общин и обществ.

Г. Политическая система

В отличие от централизованного и бюрократического понимания управления и осуществления власти конфедерализм представляет собой тип политического самоуправления, где все группы общества и все культурные самобытности могут проявлять себя на местных собраниях, общих конференциях и советах. Структуры демократии должны рассматриваться не как иерархические уровни управления национальным государством, а как центральные инструменты социального самовыражения. Все решения принимаются исключительно на локальном уровне.

Д. Самооборона

Вместо милитаризации государства-нации Оджалан предлагает самооборону. Состав военного руководства должен быть выборным со стороны как политических институтов, так и конфедеративных группировок, то есть общин.

Е. Демократический конфедерализм против гегемонии

Отрицается какая бы то ни было гегемония.

Ж. Глобальная структура демократического конфедерализма

Вместо ООН и против ООН необходима своя международная организация демократических конфедераций.

З. Заключение

Демократический конфедерализм можно охарактеризовать как своеобразное самоуправление в отличие от управления государством. Оджалан не исключает мирное сосуществование двух систем, пока государство-нация не вмешивается во внутренние дела. Никакая революция не принесёт свободы. В долгосрочной перспективе свобода и справедливость могут быть достигнуты только в рамках динамичного процесса демократической конфедерации.

РАЗДЕЛ IV. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КОНФЕДЕРАЛИЗМА
1. Право на самоопределение нации включает право на своё государство. Однако своё национальное государство не увеличивает свободу людей.

2. Демократический конфедерализм — это негосударственная социальная парадигма. Она не контролируется государством. В то же время, демократический конфедерализм является культурным организационным планом демократической нации. Он и есть альтернатива праву на самоопределение.

3. Демократический конфедерализм основан на широком участии народных масс. Все решения принимаются общинами, а центральные структуры, поставленные над общинами необходимы только чтобы координировать политическую волю общин.

4. Единственный выход из всех проблем на Ближнем Востоке — это демократический конфедерализм как альтернатива капитализму.

5. Демократический конфедерализм является антинационалистическим движением.

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Национальный вопрос — это ключевая проблема народов Ближнего Востока. Его можно решить с помощью демократического конфедерализма.

1. Существует более двадцати арабских государств, которые разделяют арабское сообщество и наносят ему ущерб войнами. Причина в государствах-нациях, которые сеют национализм и исламизм ради конкурентной борьбы друг с другом.

2. Тюрки и туркмены образуют еще один влиятельный народ, которые подавлен государством-нацией и эксплуатацией.

3. Курды — самый многочисленный народ в мире без собственного государства. Решение курдского вопроса по лекалам РПК станет залогом свободы всех народов и всего региона Ближнего Востока.

4. Иранский народ страдает от капитализма и государства-нации. Иранское общество многоэтническое и многоконфессиональное и имеет богатую культуру. Это разнообразие резко контрастирует с гегемонией теократии. Азербайджанцы, курды, белуджи, арабы и туркмены заинтересованы в проекте «Демократической конфедерации Ирана». Особую роль здесь сыграют женское движение и общинные традиции Ирана.

5. Армянский национальный вопрос связан с историей репрессий этого христианского народа со стороны мусульманского большинства. Конфедеративные структуры могли бы решить армяно-азербайджанский конфликт без передела границ этих государств.

6. Демократическая конфедерация могла бы решить проблемы ассирийцев, которых так же, как армян, притесняли мусульмане. Их реальным спасением может стать отрыв их менталитета от капиталистической современности и принятие демократической цивилизации путём обновления их богатой культурной традиции для воссоздания «арамейской демократической нации».

7. Проблемы Израиля показывают полный провал решения еврейского вопроса в рамках капитализма. Евреи мстят войной за столетия изгнания, погромов и геноцида. Их трансформация в демократическую нацию так же, как и для армян и арамеев, облегчит их участие в демократической конфедерации Ближнего Востока. Предлагается проект «Восточно-Эгейской демократической конфедерации».

8. Уничтожение эллинской культуры в Анатолии путём этнических чисток, устроенных турецкими и греческими государствами-нациями, — невосполнимая потеря для человечества.

9. Демократическая конфедерация способна решить также проблемы кавказских этносов, проживающих на Ближнем Востоке.

– цинк (статья про роль женщины в курдском государстве не поместилась по размеру, так что ее можно прочитать по ссылке)

PS. Обзорный материал по боевым действиям в Сирии будет вечером.

(РПК, курд. Partiya Karkerên Kurdistan - PKK) — курдская политическая организация, образована 27 ноября 1978 года. Первоначально главной целью РПК было создание независимого курдского государства на территориях с исторически сложившимися этногеографическим названием Курдистан на стыке четырех государств (Ирак, Иран, Турция и Сирия), где курды составляют от 70 до 100% населения.Создание РПК была исторической необходимостью, обусловленной самоотверженной борьбой многих поколений курдского народа за национальное освобождение и построение независимого государства. Как и другие народы, курды также хотят на исконных землях предков быть хозяевами своей судьбы в собственной стране и самим обустраивать свою жизнь, сохранить и дальше развивать свой древний язык, богатейшую культуру, народные обычаи и традиции, что является их естественным правом.


Несомненно, апогеем курдского национально-освободительного движения в XX столетии, до образования РПК, стали три ярких всплеска национальной воли курдского народа: восстание, возглавляемое Шейхом Саидом в Северном Курдистане, почти годовое существование Мехабадской республики во главе с незабвенным Кази Мухамедом и национальное движение в Южном Курдистане, возглавляемое Мустафой Барзани. Со всех четырех частей Курдистана только на Северной (турецкой части) Курдистана произошли до 28 антиосманско-турецкое малых и больших курдских восстаний. Самые мощные из них были восстания 1855-56 гг. под руководством Езданшера, 1880 года под руководством Шейха Обейдуллы, 1825 года под руководством Шейха Саида, Араратское восстание 1927-1931 гг. и 1937 года под руководством Шейха Рзы.

Но, все эти движения и восстания не могли добиться конечных целей и заранее обречены на провал, так как были локальными и не имели поддержек не только со стороны курдов других частей Курдистана, но и международных сил или государств, борющихся между собой за передел сфер влияния, за контроль над огромными природными богатствами Курдистана и поэтому крайне заинтересованных скорее в провале курдского движения, чем в ее успехе. В условиях родоплеменной и феодальной структуры общества — главной присущей характерной чертой курдских движений, — нельзя было добиться высокой организованности, не имея четких политических и идеологических ориентир.

Зарождение РПК в Турции не носил случайный характер. Именно Турцией отколота большая часть территории Курдистана и соответственно большинства из более 30 миллионов курдов проживают здесь, доля которых в составе населения Турции составляют более 25%. Турецкая Республика была светской, где религия официально отделена от государства. С первых дней идеологи кемализма вели бескомпромиссную борьбу против власти духовенства, феодальной знати, родоплеменных структур и патриархальных отношений. Урбанизация коснулась и курдов, что привело к увеличению городской прослойки в курдской среде. Постепенно стала формироваться курдская интеллигенция.

Наряду с положительными сдвигами в социальной структуре общества, турецкие идеологи кемализма пытались формировать этнически единородного турецкого общества и пытались переплавить в «турка» всех проживающих в Турции и другие народы, в том числе и курдов. В Турции, по существу, все народы и национальности страны — этнические «турки». Одна из статей турецкой конституции так и гласит: «Каждый, кто связан с турецким государством узами гражданства, — турок».

Курдский язык, естественно, был запрещен и курды должны были не только научиться турецкому языку, но и стать примерными турецкими гражданами, верными кемалистами. Курды не могли говорить на родном языке, даже в быту. Турецкое правительство, в целях ускорения процесса ассимиляции курдского населения, целенаправленно создавая искусственно поголовную безработицу, добивалось, чтобы курды оставляя родные места, переселялись в крупные города турецкой части страны в поисках средств к существованию, маргиназировались в турецкой массе.

Естественно, протестные настроения в курдской массе искала выхода, которая особенно сильна была среди курдского студенчества. К середине 60-х годов курдское движение получило новые стимулы развития. Наряду с подпольной деятельностью представители патриотически настроенной молодежи стали искать новые легальные формы борьбы за интересы широких масс курдов. Одной из таких форм стали митинги во многих районах Курдистана, которые проходили главным образом под лозунгами буржуазно-демократического характера. Их содержание говорило о том, что организаторы митингов требовали не отделения курдов от Турции, а гарантии их прав в соответствии с турецкой конституцией, устранения громадной разницы в уровне экономической развития между западными (турецкими) и восточными (курдскими) областями. В апреле 1963 г. группа курдских патриотов «осмелилась» выпускать в Стамбуле ежемесячный журнал «Данг» («Голос») на курдском и турецком языках, а также газету «Рожа наха» («Сегодня»). Как и ожидалось, оба издания вскоре были закрыты. Имущество обоих изданий было конфисковано. Но, уже никакие жестокости не могли остановить порыв курдских патриотов.

Поэтому можно на полном основании утверждать, что РПК вышла из рядов движения студенческого протеста 1963-1971 гг. Первые подготовительные собрания для ее учреждения происходили в начале семидесятых годов. Большая часть основавших ее членов вышла из организации «Dev Genc» («Революционная молодежь»), которая возникла в результате возмущения против руководства новообразованной в середине шестидесятых годов социал-демократической TIP («Рабочей партии»).Курдский вопрос был в ряду тех тем, которые горячо обсуждались политически активными студентами. Курдское меньшинство подвергалось дискриминации во многих отношениях, его язык и образ жизни не признавались.

Поэтому Абдулла Оджалан и круг основателей РПК, рассматривая Курдистан как колонией Турции, решили образовать политическую партию, главней задачей которой была мобилизация курдских масс для достижения национальной независимости. В 1975 году состоялось первое общее собрание организации, провозгласившей создание всекурдистанской партии. Избранная на собрании Рабочая Группа (на правах Центрального Комитета) в том же году приняла решение о разработке новой Программы, отвечающей современным условиям. Через три года, 27 ноября 1978 году, после напряженнее подготовительной работы в конспиративных условиях осадного положения в Курдистане, состоялся первый съезд, который принял новую Программу и Устав, другие основополагающие партийные документы и утвердил новое название партии - Рабочая партия Курдистана (РПК), лидером ее единогласно был избран Абдулла Оджалан. Начиная с этого судьбоносного события, в жизни курдского народа произошел коренной перелом. В лице этой общенациональной политической организации он получил крепкую, непоколебимую опору, источник твердой воли и неиссякаемой энергии, лучезарный маяк, освещающий его поступательное движение к заветной цели — к своему собственному завтрашнему дню.

Именно РПК стала той политической организацией, которой удалось воссоединить всю энергию народного гнева, собрать по крупицам опыт борьбы предыдущих поколений, глубоко проанализировать пройденный нелегкий путь курдского народа, выявить причины промахов и неудач, собрав воедино все здоровые силы народа, создать армию самоотверженных борцов за правое дело и повести их за собой. Одной из распространенных форм борьбы первых ячеек РПК стали партизанские выступления, которая официальная турецкая пропаганда стремилась очернить еще в самом начале. Под прикрытием борьбы с партизанами турецкое государство еще более ужесточило репрессии в Курдистане. Волна арестов по политическим мотивам, захлестнувшая Турцию, привела к тому, что в тюрьмах оказалось втрое, а порой и вчетверо больше расчетного количества заключенных. Для решения проблемы в стране ускоренными темпами было начато строительство 53 новых тюрем (по заявлению тогдашнего министра юстиции Кязыма Акдогана).

РПК взяла все лучшее из опыта мирового революционного, национально-освободительного движения. Лозунгом партии было провозглашено создание «единого, независимого, демократического Курдистана».Уже в середине 70-х годов в Турции с населением чуть больше 50 миллионов человек действовало 638 тюрем, в которых содержались сотни тысяч заключенных. Иностранные СМИ сообщали о зверствах турецкой военщины в курдских районах. Газета «Монд», например, писала, что длительный процесс против курдских повстанцев в Турции завершился... вынесением приговора, жестокость которого стала уже обычной для турецкой военной юстиции... После учиненного турецкой военной хунтой в 1980 году военного переворота, почти всё руководство РПК было арестовано, однако Абдулле Оджалану и ряду его соратникам удалось укрыться в Сирии.Установив свою штаб-квартиру в долине Бекаа (Ливан) и получив тренировку в лагерях Организации освобождения Палестины, «апочисты» (приверженцы «Апо») в 1984 году провели первые вооруженные акции в Турции. 15 августа 1984 г. под командованием ставшим легендой национально-освободительного движения курдского народа Агита (Максум Коркмаз) 50 партизан освободили курдские города Эрук и Шамдинан. И этот день, ставшей началом нового курдского вооруженного восстания современной курдской истории под руководством возглавляемой Абдуллой Оджаланом революционной партии ПКК по праву считается днем национального пробуждения курдского народа и ежегодно 15 августа в качестве праздника отмечается как «День возрождения курдского народа».

ImageВ 1990-х годах «апочисты» имели уже многотысячную партизанскую армию (получившую наименование Армия освобождения народов Курдистана — (Artêşa Rizgariya gelên Kurdistan — ARGK), и разветвленные политические структуры, объединённые в Фронт национального освобождения Курдистана (Eniya Rizgariya Netewên Kurdistan — ERNK). Армия состоит из профессиональных партизан с хорошо обустроенными базами в труднодоступных высокогорных областях в Южной (иракской) части Курдистана (Кандил, Брадость, Хинере, Хакурк, Гаре, Зап и отдельные районы Бадинан). Кроме того, силы РПК базируются в Турции, Западной Европе, на Ближнем Востоке.В ответ правительство Турции проводило политику «выжженной земли», сравнивая в приграничном с Ираком районе курдские деревни с землей, выселяя их жителей. Согласно курдским источникам, с 1984 по 1990 годы такому принудительному переселению подверглись 2500 деревень. В течение этого времени турецкое правительство усилило свой террор в курдских районах. Массовое убийство гражданского населения во время празднования курдского Нового года 21 марта 1992 года получило широкую международную известность.

Армия стреляла в празднующую толпу, в результате более ста человек погибло, а несколько сот были ранено. Турецкие силы безопасности провели много других кровавых актов. Репрессии превзошли размеры террора восьмидесятых годов. В марте 1993 года на совместной конференции с Джелалом Талабани в сирийском Бар Элиасе Оджалан провозгласил одностороннее прекращение огня и впервые публично объявил, что РПК отказывается от требования создания независимого государства. Он сказал, что РПК готова разрешать курдский вопрос политическими средствами и начать мирные переговоры. Это предложение было поддержано различными европейскими правительствами, а также большей частью европейских социал-демократов и «зеленых». Турецкое правительство ответило провокациями, и прекращение огня продержалось только до начала июля.А с другой стороны власти стремились расколоть курдское движение, противопоставляя самих курдов. В этих целях в 1985 году турецкое правительство учредило систему так называемой «деревенской охраны». Она включала в себя отдельных курдов или целые курдские роды, подкупленные и обеспеченные оружием для борьбы против РПК. Террор, применяемый турецкой армией, описан в свидетельствах многих очевидцев и не ставится под вопрос ни одним объективным наблюдателем.

Но, несмотря на это, антитурецкое восстание набирала обороты. В начале 90-х члены РПК объявили турецким властям городскую партизанскую войну.По сообщениям РПК, в 1997 году произошло более 2000 столкновений с турецкими военными и боевиками ДПК в северном Ираке. Согласно источникам РПК, в них было убито 2759 турецких солдат и 2713 соглашателей (в том числе 597 членов деревенской охраны), около 1000 партизан погибли в сражениях. Обеспокоенность региональных и мировых держав мощью курдского движения вылилось в международный заговор против курдского лидера и вождя РПК Абдуллы Оджалана. В 1998 году РПК лишилась поддержки Сирии и Абдулла Оджалан вынужден был искать убежище за ее пределами. Соединенные Штаты, чьи спецслужбы организовали похищение Оджалана, стремятся утвердить свое превосходство на Ближнем и Дальнем Востоке. Для Америки курдское национальное движение являлось просто препятствием, мешающим достижению этой цели. Европейские правительства отказались предоставить Оджалану убежище, так как они не хотели иметь на своей территории человека, создающего такую взрывоопасную социальную проблему. Арабские правительства, которые когда-то представляли собой определенный противовес влиянию США в этом регионе, не пошевелили пальцем, чтобы защитить курдов, которых они сами подавляли у себя дома. Президент Асад под турецким давлением выслал Оджалана из Сирии. И якобы демократическая Россия не приняла его. За последние годы РПК обращалась ко всем этим правительствам и даже возлагала на них свои надежды.



Loading...Loading...