Водопровод совместно с тепловой сетью. Надземная прокладка трубопроводов
§ 2. Способы подземной, наземной и надземной прокладок и их технико-экономические показатели
Устройство санитарно-технических коммуникаций в районах распространения вечной мерзлоты может вызвать протаивание грунта от выделения тепла трубопроводами. Вследствие этого может нарушиться устойчивость как самих трубопроводов, так и зданий. Способы прокладки санитарно-технических коммуникаций должны быть увязаны с методами строительства зданий и сооружений и зависят от свойств грунтов основания и других факторов, важнейшим из которых является расположение трассы сетей по отношению к застраиваемой территории и ее архитектурно-планировочному решению.
Существуют следующие виды прокладок санитарно-технических коммуникаций: подземная, наземная и надземная. Эти виды прокладок в свою очередь могут быть одиночными и совмещенными.
Наземная и надземная прокладки благодаря отсутствию контакта труб с землей и ограниченному тепловыделению в грунты основания в наименьшей степени нарушают естественный термический режим вечномерзлых грунтов. Такие прокладки загромождают территорию населенных мест, затрудняют устройство проездов, организацию снегозащиты и снего уборки.
Подземную прокладку целесообразно осуществлять в пределах границ застройки населенного пункта в целях достижения максимального благоустройства территории. Водопроводные и канализационные сети можно прокладывать непосредственно в грунте, а теплосети и паропроводы - в специальных каналах. При наличии таких каналов целесообразно в них же прокладывать водопровод, канализацию и электрокабели.
Подземная прокладка теплосетей обходится очень дорого и требует специальных мер по сохранению термического режима вечномерзлых грунтов в основании сетей. Так, например, стоимость 1 пог. м канала для теплофикации в условиях Норильска в среднем составляет 300 руб. Стоимость двухъярусного канала для совмещенной прокладки теплосети, водопровода, канализации и электрокабелей в тех же условиях в среднем составляет около 450 руб. за 1 пог. м. Поэтому подземная прокладка теплосетей целесообразна только при компактной застройке многоэтажными (4-5 этажей) зданиями и совместно с другими коммуникациями.
Если застройка осуществляется двух- и трехэтажными зданиями с разрывами, то подземная прокладка теплосетей оказывается обычно экономически нецелесообразной. В таких случаях наиболее часто применяют надземную прокладку по фасадам и чердакам зданий, а между зданиями -по эстакадам, оградам и заборам. При этом водопровод и канализация могут укладываться в земле бесканально. Если грунты основания труб просадочные, то для обеспечения их устойчивости нужно произвести замену грунтов на непросадочные на глубину, определяемую теплотехническим расчетом.
Для небольших поселков при возможности трассировки сети внутри кварталов без пересечения улиц или с минимальным числом пересечений наиболее экономична наземная прокладка теплосетей в кольцевой изоляции или в отепленных коробах совместно с водопроводом. Канализация при этом должна прокладываться в земле бесканально.
В просадочных при оттаивании грунтах, особенно в переходящих при оттаивании в текуче-пластичное или текучее состояние, при подземной прокладке трубопроводов необходимо устройство искусственного основания. Стоимость такого основания находится в прямой зависимости от глубины протаивания грунта под трубами.
При укладке трубопроводов в непросадочных и не теряющих при оттаивании несущей способности грунтах решающим условием является предохранение их от замерзания за счет сокращения теплопотерь. В этом случае глубину заложения увеличивают до 1,5-2,0 м ; большая глубина нежелательна, так как затрудняется обнаружение мест аварии трубопроводов и их ремонт как в летний, так и особенно в зимний период.
С целью сокращения теплопотерь и размеров таликов под трубами применяют подземную прокладку водопровода и канализации в теплоизоляции: в коробах из дерева или железобетона с засыпкой опилками или минеральной ватой, в кольцевой- из пенобетона, минеральной ваты, войлока, пропитанного смолой. Все эти виды теплоизоляции не достигают цели при увлажнении изоляционного материала. Местные неисправности гидроизоляции (следовательно, и теплоизоляции) приводят к протаиванию основания и неравномерным осадкам трубопроводов, наиболее нежелательным. Восстановление тепло- и гидроизоляции при ремонтах является сложным и трудоемким процессом. Применение коробов создает дополнительные затруднения по обнаружению и ликвидации утечек. Всякая утечка влечет за собой и нарушение теплоизоляции. Стоимость теплоизоляции обычно превышает стоимость искусственного основания водопровода и канализации. Поэтому широкое применение теплоизоляции для водопроводных и канализационных трубопроводов при прокладке их в грунте нецелесообразно.
Рассмотрим некоторые конструкции оснований трубопроводов, проложенных в грунте.
Грунтовое основание (рис. IV-1). Льдонасыщенные местные грунты в основании тепловыделяющего трубопровода на расчетную глубину протаивания заменяются непросадочными грунтами с малым коэффициентом фильтрации. Песчаные, гравелисто-песчаные грунты в ряде случаев уплотняются предварительным протаиванием. Для замены применяются легкие супеси и мелкозернистые пылеватые пески в талом состоянии; при этом желательна примесь гальки, гравия, щебня до 40.....-45% или местный обезвоженный и уплотненный грунт. Под трубу на искусственное грунтовое основание укладывается гидроизолирующий слой глинобетона или глины толщиной 25-30 см .
Ширина искусственного основания принимается равной ширине траншеи, а высота определяется расчетом.
При отсутствии утечки радиус протаивания от тепловыделений водопроводных или канализационных трубопроводов в среднем не превышает обычно 1,2 м . Если учесть повышенную интенсивность протаивания грунтов, которыми заменяются льдонасыщенные грунты, то глубина замены не превысит 1,5 м . Надо полагать, что во многих случаях грунтовое основание будет экономически выгодным и технически целесообразным.
Лежневое основание применяется с целью уменьшения неравномерности просадок при оттаивании просадочных грунтов и выполняется в виде продольных лежней в два бревна. Для предупреждения перекашивания лежней при просадках, вследствие чего разрушается трубопровод, необходимо их надежное крепление.
Плавающее основание применяется в льдонасыщенных грунтах и представляет собой сплошной настил из пластин, уложенных поперек траншеи; этот тип основания вполне надежен, но широко не может быть рекомендован вследствие высокой стоимости и расхода большого количества лесоматериалов.
>
Рис. IV-2. Трубопровод на свайном основании. 1 - трубопровод; 2 - бревно (брус) ∅30 см
на шпонках (стыки вразбежку); 3 - свай ∅30 см
через 3 м
с заглублением на 3 м
ниже деятельного слоя; 4 - прокладки через 10 см
; 5 - засыпка местным грунтом
Свайное основание (рис. IV-2) применяется в сильно-просадочных грунтах. Забивка свай в вечномерзлый грунт требует трудоемких и дорогих работ по пропариванию грунта или бурению скважин. Сваи приходится располагать часто, потому что в трубах, несущих большую нагрузку от грунта, возникают значительные изгибающие моменты на опорах. Такие основания-характеризуются высокой стоимостью.
Подземные эстакады (рис. IV-3) ввиду высокой стоимости применяются в исключительных случаях, например, для канализации при просадочных грунтах, оттаивающих на большую- глубину, при прохождении трассы вблизи здания с большими тепловыделениями, построенного по I или IV методам и расположенного выше по рельефу.
Вопрос о применении того или иного типа оснований решается путем сравнения технико-экономических показателей.
Для устранения возможности интенсивного движения потока надмерзлотных вод вдоль подземных трубопроводов применяются глинобетонные перемычки поперек траншей. Перемычки врезаются в мерзлое основание и стенки траншей на 0,6-1,0 м . Расстояние между перемычками назначается в зависимости от продольного уклона с таким расчетом, чтобы напор у перемычки не превышал 0,4-0,5 м ; обычно это расстояние колеблется в пределах от 50 до 200 м .
В галечникрвых, гравийных и других хорошо фильтрующих грунтах устройство перемычек не целесообразно, так как поток надмерзлотных вод легко обходит их.
Прокладка в земляных валиках
>
Рис. IV-4. Прокладка труб в земляных валиках. 1 - трубопровод; 2 - слой глинобетона толщиной 20 см
; 3 - местный грунт; 4 - песчано-гравийный слой; 5 - местный обезвоженный и уплотненный грунт
Данный способ прокладки (рис. IV-4) применяется при достаточно благоприятных мерзлотно-грунтовых условиях, при отсутствии на месте теплоизоляционных материалов, причем трасса трубопроводов должна проходить по незастроенной территории. Этот тип прокладки обладает рядом преимуществ:
- не требуется производить трудоемкие земляные работы по рытью траншей;
- утечки из труб легче обнаружить и устранить;
- исключается фильтрация надмерзлотных вод вдоль труб;
- наличие талика вокруг труб допускает более длительные перерывы движения воды по ним, чем при наземной и надземной прокладках;
- отпадает необходимость в тепло- и гидроизоляции труб.
Основными недостатками данного способа является чрезмерное загромождение территории и сложность устройства переездов. Кроме того, при этом создаются условия для большей снегозаносимости территории.
Подземная прокладка трубопроводов в каналах
Прокладка трубопроводов в подземных каналах - сравнительно дорогой вид сооружения сетей; тем не менее в ряде случаев канальная прокладка является целесообразной, если учитывать не только единовременные капиталовложения, но и эксплуатационные расходы. Целесообразность совмещенной прокладки коммуникаций в подземных каналах по сравнению с одиночной подземной должна подтверждаться стоимостью строительства, отнесенной на 1 м 2 жилой площади, и надежностью в эксплуатации инженерных сетей. Совмещенная прокладка обычно оправдывается в неблагоприятных климатических и мерзлотно-грунтовых условиях.
Каналы могут быть проходными (полупроходными) и непроходными, одноярусными и двухъярусными. В двухъярусных каналах, нижний ярус которых проходной, верхний ярус может быть как полупроходным, так и непроходным. Конструкция канала с полупроходным верхним ярусом громоздка и отличается высокой стоимостью. Одноярусная конструкция каналов наиболее экономична и удобна в эксплуатации.
В случае устройства в населенном месте разнотипных каналов (что должно быть обосновано) следует, исходя из условий индустриализации строительства, добиваться минимального количества типоразмеров элементов.
Непроходные высотой до 0,9 м каналы (рис. IV-5) могут применяться на коротких участках (домовые выпуски и вводы, пересечения с дорогами и т. п.) при обеспечении условий устойчивости и требований эксплуатации. Непроходные каналы следует устраивать с минимальным заглублением в грунт (не более 0,5-0,7 м от перекрытия до поверхности земли). Они обязательно должны иметь съемное перекрытие для очистки каналов, осмотра и ремонта трубопроводов. Продольный уклон непроходных каналов для обеспечения отвода воды по дну должен быть не менее 0,007.
Проходные каналы высотой не менее 1,8 м (рис. IV-6) должны иметь габариты, обеспечивающие свободный проход по ним для осмотра и ремонта труб, арматуры и электрокабелей.
>
Рис. IV-7. Железобетонный двухъярусный проходной канал. 1 - канализация; 2 - теплосеть: 3 - водопровод; 4 - полочки для электрокабелей и кабелей связи; 5 - песок, δ = 10 см
; 6 - глинобетон, δ = 20 см
; 7 - замененный грунт (толщина по расчету)
При значительных заглублениях каналов и больших тепловыделениях коммуникаций талики, образующиеся под каналами, могут достигать значительных размеров. В подобных случаях для уменьшения проникновения тепла в основание на основе технико-экономического сравнения с другими вариантами выявляется целесообразность устройства двухъярусных каналов (рис. IV-7). В нижнем проходном ярусе такого канала размещается канализационный трубопровод и электрокабели, в верхнем - непроходном или полупроходном - прокладываются трубы теплосети и водопровода.
При совмещенной прокладке канализации и водопровода водопроводные задвижки должны размещаться в специальных камерах или секциях, изолированных от канализационного трубопровода.
С целью предупреждения разрушений как самих каналов, так и близко расположенных зданий и сооружений от протаива-ния грунтов в основании необходимо:
- теплоизолировать трубопроводы, максимально уменьшая их тепловыделения;
- вентилировать каналы зимой для удаления тепла с тем, чтобы оттаявшие за лето грунты в их основании (полностью промораживались;
- устраивать гидроизоляцию по дну канала, не допуская проникновения воды в грунты основания. Оснований под каналами должны устраиваться из непросадочных или малопросадочных грунтов.
Кроме замены просадочных грунтов, возможно применение предварительного протаивания и уплотнения грунтов основания. Каналы должны устраиваться из железобетона, армоцемента или другого эффективного материала. Устройство каналов из дерева или бетона может быть допущено при особом обосновании, так как бетонные каналы дороги и не отвечают требованиям прочности при неравномерных осадках основания, а деревянные подвержены гниению, требуют больших работ по гидроизоляции, заиливаются мельчайшими частицами грунта; при наличии канализации в них создаются антисанитарные условия для водопровода.
Вентиляция каналов устраивается естественной и искусственной (принудительной). Естественная осуществляется путем устройства вентиляционных отверстий по верху канала на расстоянии 20-25 м в зависимости от габаритов канала и коммуникаций, в нем проложенных (рис. IV-8). Эффективность естественной вентиляции может быть повышена за счет устройства вытяжных шахт в зданиях, расположенных неподалеку от канала; при этом расстояние между отверстиями на канале для притока воздуха может быть увеличено до 100-150 м .
Отвод из канала аварийных или сбросных вод следует осуществлять из его концевой части, используя продольный уклон, или из промежуточных водосборников (гидроизолированных приямков) путем откачки воды насосами.
Теплопроводы и паропроводы, размещаемые в каналах, следует возможно больше удалять от дна канала; они должны быть в кольцевой теплоизоляции (например, из пенобетона с асбесто-цементной штукатуркой и гидроизоляцией). Большие перспективы имеет применение в этих целях пластмасс, обладающих повышенными тепло- и гидроизоляционными свойствами (пенопласт, полиэтилен и др.).
Технико-экономическая целесообразность прокладки канализационных сетей в каналах совместно с сетями различного назначения по сравнению с одиночной подземной прокладкой выявляется на основе сравнения стоимости строительства и эксплуатации, отнесенной к 1 м 2 жилой площади, а также оценки устойчивости сетей, их долговечности и теплового влияния на близко расположенные здания и сооружения.
Наземная прокладка трубопроводов
К наземному типу прокладки относятся обычно трубопроводы, уложенные на невысоких опорах. При этом между трубой и поверхностью земли должно быть продуваемое пространство не менее 30 см , которое необходимо для уменьшения тепловыделения в грунты основания и предотвращения снегозаносов.
Наземную прокладку трубопроводов следует применять за пределами застройки населенных мест (как наиболее дешевую), на пониженных и заболоченных участках трассы, в местах с сильно льдонасыщенными грунтами вечномерзлой толщи.
На застраиваемой территории наземная прокладка допускается при малом числе пересечений трубопровода с проездами и тротуарами. Трубопроводы тепло- и гидроизолируются. Применение сгораемых материалов как для изготовления коробов, так и теплоизолирующих засыпок паропроводов и теплосетей при температуре теплоносителя 90 °С и выше не рекомен дуется пожарными нормами. Шлаковую засыпку также не следует широко применять ввиду возможного разрушения металлических труб коррозией при увлажнении шлака.
Деревянные короба, находясь в условиях переменной влажности, деформируются, засыпка выдувается, высыпается и легко увлажняется. Гидроизоляция коробов рулонными материалами не достигает цели, так как рулонные покрытия легко повреждаются. Поэтому более надежны короба из железобетона, однако стоимость их с засыпкой выше, чем стоимость кольцевой тепло- и гидроизоляции труб.
В случае совмещенной прокладки, главным образом в целях удобства эксплуатации, теплоизоляция выполняется самостоятельно для трубопроводов различного назначения.
Основанием под наземные трубопроводы может быть насыпной песчано-гравелистый или любой другой непросадочный или малопросадочный грунт, укладываемый без нарушения естественного мохо-растительного покрова при производстве работ. При просадочных грунтах естественного основания необходима их замена непросадочными на глубину, определяемую расчетом.
По искусственному грунтовому основанию под трубопроводами устраиваются специальные опоры.
Лежневые опоры из поперечных лежней имеют незначительную высоту, вследствие чего при просадках опор теплоизоляция труб ложится на грунт, легко увлажняется и портится. Устройство общих опор для нескольких трубопроводов не рекомендуется, так как при неравномерной нагрузке лежни дают неравномерную осадку.
Городковые опоры (рис. IV-9) являются более совершенным типом деревянных опор; они позволяют легко выправлять профиль трубопроводов в случае небольших просадок основания подклиниванием элементов городков.
Железобетонные промежуточные опоры скользящего и каткового типа (рис. IV-10) экономичнее и долговечнее деревянных. Недостатком их является сложность выправления трубопроводов при осадке насыпей; для выравнивания основания трубопровод приходится приподнимать, а опоры снимать.
Неподвижные (анкерные) опоры (рис. IV-11) выполняются из дерева, бетона и железобетона. При деревянных опорах трубы закрепляются к опорным брусьям болтами или штырями.
Рамные неподвижные опоры требуют выполнения больших объемов работ по разработке и выемке грунтов из котлованов. Поэтому они могут быть рекомендованы в тех случаях, когда применение свайных опор нецелесообразно (деятельный слой большой мощности, высокотемпературные мерзлые грунты, характеризующиеся малой величиной сил смерзания, валунные щебенистые грунты и пр.).
Массивные бетонные опоры устраиваются под трубопроводы больших диаметров и при строительстве трубопроводов в 2 очереди. Для крепежных металлических частей в бетонном массиве оставляются гнезда, которые на время до постройки трубопровода второй очереди должны заполняться бетоном самых низких марок. В противном случае в них скапливается вода, которая при замерзании может разорвать бетонный массив. Во избежание оттаивания грунтов основания вследствие экзотермии при твердении бетона, а также от теплопритока через тело опоры на дно котлована укладывается песчаная подушка толщиной 20-30 см .
В целом наземная прокладка в условиях Крайнего Севера является наиболее экономичным видом прокладки санитарно-технических коммуникаций (исключая канализацию).
Надземная прокладка трубопроводов
Надземная прокладка трубопроводов осуществляется на эстакадах, на свайных опорах, возвышающихся над рельефом местности (рис. IV-12), по стенам зданий, чердакам и оградам. Надземный тип прокладки трубопроводов применяется при переходах через дороги, лощины, овраги и ручьи, на заводских территориях, в местах с сильно льдонасыщенными грунтами вечно-мерзлой толщи.
Аналогично наземной прокладке трубы укладываются в кольцевой теплоизоляции или в утепленных коробах.
Эстакады могут выполняться из дерева, железобетона и металла. Металлические эстакады применяются в огнеопасных местах. Производство железобетонных эстакад сложно, а их стоимость высока. Поэтому основное применение получили свайные и рамные деревянные эстакады.
Преимущества надземной прокладки:
- трубы и короба не являются причиной снегоотложений и не мешают уборке снега;
- успешно решается вопрос пересечений с проездами и проходами;
- трубы и их изоляция не подвергаются механическим повреждениям со стороны транспорта и пешеходов;
- трубопроводы не подвержены снежным заносам, легко доступны для осмотра и ремонта.
Недостатки надземной прокладки:
- высокая по сравнению с наземной прокладкой стоимость;
- неудобство установки арматуры, особенно пожарных гидрантов;
- более значительные, чем при наземной прокладке, теплопотери вследствие больших скоростей ветра и отсутствия снегоотложений на трубах;
- трубы, уложенные по фасадам зданий, эстакадам и оградам, портят внешний вид населенного места;
- при укладке труб по стенам зданий нарушается принцип первоочередности строительства санитарно-технических коммуникаций.
Технико-экономические показатели по некоторым видам прокладок приведены в приложениях 1 и 2.
Надземная прокладка трубопроводов
Надземная прокладка трубопроводов через внутризаводские автомобильные дороги и железнодорожные подъездные пути ведётся с соблюдением следующих основных требований. Пересечение дорог сетями трубопроводов принимают под углом 90° к оси дороги, а в случаях невозможности выполнения этого требования допускается уменьшать угол пересечения до 45°С.
Тепловые сети прокладываются наземным или подземным (крайне редко) способами. При надземной прокладке трубопроводы укладываются на эстакадах или на отдельно стоящих опорах. При подземном способе трубопроводы прокладываются в непроходных каналах.
Простые подвесные опоры применяют при надземной прокладке трубопроводов на эстакадах с растяжками на участках самокомпенсации или при установке П-образных компенсаторов. Максимальные пролёты между подвесными опорами дополнительно проверяют расчётом по наибольшей допускаемой нагрузке на опору.
В производственных зданиях и сооружениях следует предусматривать надземную прокладку трубопроводов (по стенам, колоннам и другим строительным конструкциям), а при невозможности такого размещения допускается предусматривать прокладку трубопроводов в подпольных каналах. надземный прокладка трубопровод
При надземной прокладке трубопроводов во избежание замерзания транспортируемой среды при отрицательных температурах наружного воздуха должна обеспечиваться непрерывная подача пара и конденсата (особенно для трубопроводов небольшого диаметра) или предусматриваться попутный обогрев конденсатопроводов.
Паропроводы отработавшего и вторичного пара и конденсатопроводы по возможности укладываются совместно с существующимипаропроводами свежего пара, водоводами и технологическими трубопроводами. При высоком уровне грунтовых вод следует преимущественно применять надземную прокладку трубопроводов пара и конденсата.
Надземная прокладка трубопроводов осуществлялась преимущественно на эстакадах и высоких опорах. На некоторых отечественных заводах применялась также пониженная прокладка (2--2,5 м от планировочных отметок земли).
Надземную прокладку трубопроводов как правило, следует предусматривать на эстакадах или отдельно стоящих опорах.
Надземная прокладка трубопроводов для транспортирования нагретых продуктов должна предусматриваться на отдельно стоящих опорах и эстакадах высотой, исключающей тепловое воздействие трубопроводов на вечномерзлые грунты оснований.
При надземной прокладке трубопроводов в зависимости от их характеристик и условий эксплуатации применяют следующие типы опор неподвижные и подвижные (скользящие, катковые и подвесные). Подвижные опоры дают возможность трубопроводу перемещаться при температурных деформациях.
Надземная прокладка трубопроводов по стойкам удобна в эксплуатации, так как при том трубопроводы доступны для ремонта и наблюдения однако этот способ дорогой, а потому широкого применения не получил.
Для турбулентного режима (диаметр трубопровода 200-- 300 мм, г 80°С) Беш рекомендует принимать следующие значения к в вт/м град сухая почва, песок -- 5,8 влажная сырая почва -- 5,8 + 11,6 почва, содержащая грунтовые воды, плывуны, -- 17,4 87,0. Для надземной прокладки трубопроводов при неподвижном воздухе =12--14 вт/м град, а при дожде и ветре А=14--23 вт/м град.
Примечание Массу снега и льда следует учитывать в расчётах только при надземной прокладке трубопроводов вне помещений.
При надземной прокладке трубопроводов через проезжие дороги и улицы высота расположения трубопроводов (в свету) от уровня земли до наружной поверхности изоляции должна быть не менее 4,5 м, кроме прокладки через железнодорожное полотно, когда расстояние от головки рельса до наружной поверхности изоляции должно быть не менее 6 м (для нормальной колеи). Когда расстояние от нижней точки изоляции трубопровода до уровня земли меньше 2 м, то для прохода людей обязательно устраивают переходные лестницы. При монтаже трубопроводов на эстакаде края последней должны отстоять от сгораемых зданий и помещений взрывоопасного производства не менее чем на 5 м от склада хранения аммиака -- 10 м от оси железнодорожного пути -- 3 ж и от проездных и пешеходных дорог.
Зарубежная практика эксплуатации химических и нефтеперерабатывающих заводов также подтверждает целесообразность надземной прокладки трубопроводов.
Каждый из трёх видов надземной прокладки трубопроводов (высокая, пониженная и низкая) имеет свои технико-экономические показатели, служащие критерием для выбора в конкретных условиях оптимального вида прокладки, в том числе и комбинированной высокой с низкой, пониженной с низкой и т. д.
При надземной прокладке трубопровода в целях сохранения температуры рассола не ниже 2--3 °С в зависимости от местных климатических условий трубопровод следует теплоизолировать или также обогревать. При надземной прокладке рассолопровода в южных районах теплоизоляция его не предусматривается.
Надземная прокладка трубопроводов осуществляется на эстакадах, свайных опорах, по стенам зданий и при переходах через дороги и овраги, на заводских территориях. Трубы укладывают в кольцевой теплоизоляции или в утепленных коробах. Наземная прокладка трубопровода выполняется на подсыпке с обваловкой. При наземной прокладке предусматривают тепло- и гидроизоляцию трубопроводов.
Недостатком надземной прокладки трубопроводов является необходимость отвода полосы орошаемой или пахотной земли шириной не менее 4 м для постоянного пользования.
В местах пересечения эстакад, на которых проложены трубопроводы с горючими газами, железнодорожных и внутризаводских путей на трубопроводах не должны устанавливаться задвижки, водосборники, сальниковые компенсаторы, фланцевые соединения и другие монтажные узлы, в которых в процессе эксплуатации могут возникнуть неплотности. В этих случаях трубопроводы монтируют только на сварке. Не допускается подземная или надземная прокладка трубопроводов с горючими газамисовместно с телефонными, силовыми и осветительными кабелями.
При надземной прокладке трубопроводов на эстакадах или отдельно стоящих опорах допускается совместная прокладка трубопроводов всех категорий с технологическими трубопроводами различного назначения, за исключением прокладки в галереях эстакадного типа, а также случаев, когда такая прокладка противоречит требованиям других правил безопасности.
Дефекты устраняются при снижении избыточного давления до нуля и отключении компрессора. На время проведения пневматических испытаний на прочность как внутри помещений, так и снаружи должна устанавливаться охраняемая (безопасная) зона. Минимальное расстояние зоны должно составлять не менее 25 м при надземной прокладке трубопровода и не менее 10 м при подземной. Границы зоны огораживаются.
Отклонения от проектного положения опор при надземной прокладке трубопроводов не должны превышать по смещению фундаментов относительно разбивочных осей 5 мм, по отклонению осей опор от вертикали 10 мм и по отметке верха опор +5 мм.
Надземная прокладка трубопроводов на высоких опорах представляет собой опасный вид работы, поэтому необходимо точно соблюдать все правила техники безопасности и требования проекта производства работ.
При надземной прокладке трубопроводов через проезды высота расположения трубопроводов (в свету) от уровня земли до наружной поверхности изоляции должна быть не менее 5 м, кроме случаев прокладки через железнодорожное полотно, когда расстояние (в свету) от головки рельса до наружной поверхности изоляции трубопровода должно быть не менее 6 м (для нормальной колеи).
При совместной надземной прокладке трубопроводов большого и малого диаметров с целью увеличения расстояний между опорными конструкциями (мачтами эстакады) рекомендуется а) использовать трубы большого диаметра Ву = 500 м.н и более) в качестве несущих конструкций для создания опоры или подвески к ним труб малого диаметра б) применять местное усиление жесткости труб малого и среднего диаметров приваркой ребер жесткости.
Арматуру и приборы при наземной и надземной прокладках трубопроводов размещают в камерах-колодцах, камерах-будках, камерах-тепловых центрах.
При надземной прокладке трубопроводов применяются лакокрасочные покрытия, на которых наиболее распространёнными являются следующие.
Надземную прокладку трубопроводов на низких опорах предусматривают только в тех случаях, когда на участке территории, по которой прокладывают трубопроводы, не предполагается движения транспорта, подъёмных механизмов и оборудования.
Схема надземной прокладки трубопроводов вьполняется таким образом, чтобы максимально использовать территорию завода, предназначенную для создания противопожарных разрывов между объектами.
П-образные компенсаторы обладают большой компенсационной способностью (до 700 мм) и применяются преимущественно при надземной прокладке трубопроводов независимо от их диаметра.
Надземная прокладка трубопроводов осуществляется на эстакадах, свайных опорах, по стенам зданий и применяется при переходах через дороги и овраги, на заводских территориях. Трубы укладываются в кольцевой теплоизоляции или в утеплённых коробах.
Задание на разработку-чертежей каналов и эстакад составляется на основании трассировки основных технологических магистралей и нормативных указаний по подземной и надземной прокладке трубопроводов. Как правило, во внутрицеховых каналах прокладываются водоводы и канализационные линии. Размеры поперечного сечения канала должны обеспечивать удобство монтажа и ремонта труб, размещение отдельных отводов к технологическому оборудованию, помещение первичных элементов приборов КиА (диафрагмы, водомеры и т. п.) и установку запорной арматуры.
Прокладка трубопроводов может быть подземной (в проходных каналах -- тоннелях, не проходных каналах и бескабельная -- непосредственно в грунте), наземной на опорах и надземной-- на эстакадах. Наземная и надземная прокладка трубопроводов предпочтительны, так как обеспечивается возможность визуального наблюдения за состоянием трубопроводов и облегчаются их монтаж и ремонт. Прокладка в грунте трубопроводов, особенно газовых, опасна, поскольку утечки могут распространяться на значительные расстояния от места повреждения трубопровода, а определение места утечки затруднительно и обычно.
Перед наполнением трубопроводов теплоносителем их тщательно промывают и проверяют затяжку болтов на фланцевых соединениях, исправность действия запорной арматуры, воздухоспускных кранов, дренажных устройств, набивку сальников у компенсаторов, задвижек и вентилей, наличие в необходимых местах гильз для термометров и штуцеров для манометров, доступность и незагроможденность помещений абонентских вводов. При надземной прокладке трубопроводов проверяют также состояние несущих конструкций, правильность установки подвижных опор.
Подземная или надземная прокладка трубопроводов с горючими газами совместно с телефонными, силовыми и осветительными кабелями воспрещается.
Пожарные гидранты устанавливают на магистральных участках сетей. Надземные трубопроводы целесообразно прокладывать в земляных валиках, заглублённых каналах, используя сплошную подсыпку, а также в каналах полузаглублённого типа. Надземную прокладку трубопроводов выполняют на низких опорах, мачтах, эстакадах или в проветриваемых подпольях зданий, в отапливаемых помещениях и утеплённых каналах.
Одной из основных особенностей теплопроводов является относительно высокая температура транспортируемого по ним продукта - воды или пара, в большинстве случаев превышающая 100°С, что в значительной мере предопределяет характер конструкций тепловых сетей, так как требует устройства тепловой изоляции и обеспечения свободы перемещений труб при их нагревании или охлаждении.
Наличие тепловой изоляции и требование свободного перемещения труб значительно усложняет конструкцию теплопроводов - последние укладывают в каналах, туннелях или защитных оболочках.
Периодический нагрев стенок теплопроводов до температуры 130-150°С делают непригодными противокоррозийные покрытия, обычно применяемые для защиты ненагретых стальных трубопроводов, прокладываемых в грунте. Для защиты теплопроводов от наружной коррозии необходимо применение таких строительно-изоляционных конструкций, которые препятствую проникновению к трубопроводам грунтовой влаги.
Применяемые в настоящее время конструкции теплопроводов отличаются значительным разнообразием. По способу прокладки тепловые сети делятся на подземные и надземные (воздушные).
Подземная прокладка трубопроводов тепловых сетей выполняется:
а) в непроходных и полупроходных каналах;
б) в туннелях или коллекторах совместно с другими коммуникациями;
в) в оболочках различной формы и в виде засыпных прокладок.
При подземной прокладке вдоль трассы сооружаются камеры, ниши для компенсаторов, неподвижные опоры и пр.
Надземная прокладка трубопроводов тепловых сетей выполняется:
а) на эстакадах со сплошным пролетным строением;
б) на отдельно стоящих мачтах (опорах);
в) на подвесных пролетных строениях (вантовые).
К особой группе конструкций относятся специальные сооружения: подводные, надземные и подземные переходы и ряд других.
Основными недостатками применяемых в строительстве подземных конструкций теплопроводов являются: недолговечность, большие тепловые потери, трудоемкость изготовления, значительный расход строительных материалов и высокая строительная стоимость.
Наибольшее применение получили сборные конструкции непроходных каналов с бетонными стенками. Применение непроходных каналов оправдывается в случае прокладки тепловых сетей в мокрых грунтах при условии устройства попутного дренажа . Следует ориентироваться на применение непроходных каналов, выполняемых из унифицированных сборных железобетонных деталей. Указанные железобетонные каналы могут быть применены для тепловых сетей диаметром до 600 мм. Возможно применение непроходных каналов, собираемых из вибропрокатных плит.
Непроходные каналы с подвесной теплоизоляцией, образующей вокруг труб воздушную прослойку, незаменимы на участках трассы с самокомпенсацией тепловых удлинений теплопроводов. Характерной особенностью канальной прокладки тепловых сетей в отличие от бесканальной является обеспечение перемещений теплопроводов в продольном и поперечном направлениях.
При прокладке теплопроводов под проездами с интенсивным уличным движением и усовершенствованным дорожным покрытием применяются полупроходные каналы из сборных железобетонных деталей. При прокладке большого количества теплопроводов значительных диаметров применяются проходные туннели.
Для тепломагистралей больших диаметров также имеются типовые конструкции каналов, положительно зарекомендовавшие себя как в строительстве, так и эксплуатации. Например, в Москве сооружаются тепломагистрали диаметром 700-1200 мм. Однако конструкции каналов должны совершенствоваться до получения более рациональных решений. Для прокладки теплопроводов используются сборные железобетонные каналы одноячейкового и двухъячейкового сечений. В основном эти каналы проектируются полупроходного типа для возможности осмотра их обслуживающим персоналом, а также обеспечения максимальной надежности тепломагистралей в эксплуатации.
В Москве и некоторых других городах получила применение бесканальная прокладка теплопроводов с двухслойной цилиндрической оболочкой, состоящей из железобетонной трубы и теплоизоляционного слоя (минеральной ваты).
Железобетонные трубы обладают достаточной механической прочностью, высокой сопротивляемостью ударным и вибрационным нагрузкам, хорошей влагонепроницаемостью. Поэтому они надежно защищают теплопровод от воздействия влаги и нагрузок, передаваемых грунтом. Тем самым достигаются более благоприятные условия для работы теплопроводов: снижаются напряжения в стенках труб и обеспечивается долговечность тепловой изоляции.
Наружная железобетонная оболочка остается неподвижной при перемещении теплопровода в осевом направлении вследствие температурных деформаций, что отличает данную конструкцию от конструкции с армопенобетонной оболочкой, перемещающейся о грунте вместе с теплопроводом.
Аналогичная конструкция выполняется и с применением в качестве наружной оболочки асбестоцементных труб и железобетонных полуцилиндров.
Применение бесканальных конструкций может быть рекомендовано при прокладке в сухих грунтах с защитой наружной поверхности теплопроводов двумя слоями изола. Бесканальная прокладка теплопроводов с засыпной теплоизоляцией торфом, диатомовой крошкой и др. оказалась неудачной. В настоящее время ведутся экспериментальные работы по созданию материала засыпки.
Конструкции камер, применяемые при строительстве тепловых сетей, отличаются большим многообразием. Сборные камеры из железобетонных деталей разработаны для теплопроводов малых и средних диаметров. Камеры больших размеров выполняются из бетонных блоков и монолитного железобетона. Конструкции неподвижных опор в каналах выполняются из монолитного, а также сборного железобетона. В Москве, Новосибирске и других городах значительное распространение получили так называемые общие коллекторы, в которых теплопроводы прокладываются совместно с электрическими и телефонными кабелями, водопроводными и другими подземными сетями.
Проходные каналы и общие коллекторы оборудуются электрическим освещением, телефонной связью, вентиляцией, различными приборами автоматического управления и средствами водоотлива.
В вентилируемых проходных туннелях обеспечивается благоприятный температурно-влажностный режим воздушной среды, который способствует хорошей сохранности теплопроводов.
При строительстве общих коллекторов в Москве открытым способом работ хорошо зарекомендовала себя конструкция из крупных ребристых железобетонных блоков, предложенная инженерами Н. М. Давидянцом и А. А. Ляминым.
Способ совместной прокладки подземных сетей в общих коллекторах имеет целый ряд преимуществ, из которых наиболее существенными являются : повышение долговечности материальной части сетей и обеспечение наилучших условий эксплуатации. При эксплуатации тепловых сетей в коллекторах, а также при необходимости строительства новых подземных сетей не требуется вскрытия городских территорий для проведения ремонта. Размещение сетей различного назначения в коллекторах позволяет организовать их комплексное и плановое проектирование, строительство и эксплуатацию и дает возможность упорядочить всю систему размещения подземных сетей более компактно как в плане, так и в поперечном сечении городских проездов. Подземные городские коллекторы представляют собой современные инженерные сооружения.
а - раздельной;
б - совместной;
Т К -телефонная канализация;
Э - электрические кабели;
Т - теплопроводы 2d = 400 мм;
Г - газопровод d=300 мм
В - водопровод d =300 мм;
С - водосток d= 600 мм;
К - канализация d =200 мм;
Т КАБ - телефонные кабели
Внутренний вид общего коллектора
Количество трубопроводов и кабелей, размещаемых в коллекторах различных сечений
Проектирование подземных, надземных и подводных переходов теплопроводов через естественные и искусственные препятствия входит в общий комплекс проектирования тепловых сетей и только в редких случаях выполняется специализированными организациями.
Подводные переходы через реки выполняются в виде проходных туннелей и дюкеров; воздушные переходы через реки к железнодорожные пути - в виде мостовых переходов. Возможна прокладка теплопроводов и по существующим мостам и путепроводам.
При пересечении трассой тепловых сетей железных и автомобильных дорог, а также городских проездов чаще всего сооружаются подземные переходы, осуществляемые закрытым способом для обеспечения бесперебойной эксплуатации дорог.
Подземные переходы выполняются главным образом в виде туннелей, сооружаемых при помощи металлических щитов круглого сечения. Эти туннели требуют значительного заглубления, а поэтому часто попадают в зону грунтовых вод, что осложняет производство работ и требует организации водоотлива из туннеля во время эксплуатации.
Другим видом подземного перехода является прокладка стальных футляров, внутри которых размещаются теплопроводы. Футляры прокладываются путем продавливания или прокола стальных труб гидравлическими домкратами. Осуществление этого вида переходов целесообразно там, где возможно пройти выше уровня грунтовых вод, не нарушая существующих подземных коммуникаций.
Подземные переходы из стальных футляров широко применяются в строительстве тепловых сетей.
Правильный выбор того или иного вида перехода составляет основную задачу при проектировании, поскольку стоимость этих сооружений весьма высокая и значительно увеличивает общую стоимость тепловых сетей.
На промышленных предприятиях большое распространение получила надземная прокладка теплопроводов по эстакадам, выполняемым часто из прокатного металла.
Проектирование эстакад с применением сборного железобетона в настоящее время существенно облегчается в связи с выпуском типового проекта «Унифицированные сборные железобетонные отдельно стоящие опоры под технологические трубопроводы» (серия ИС-01-06).
В городских тепловых сетях надземная прокладка теплопроводов выполнялась главным образом по металлическим мачтам решетчатой конструкции. Железобетонные мачты начали изготовляться только в настоящее время. Так, например, железобетонные мачты из сборных деталей для тепловых магистралей диаметром 1200 мм нашли применение в Москве. Детали конструкций этих мачт изготовляются на заводе и собираются на трассе.
Канальная прокладка удовлетворяет большинству требований, однако стоимость ее в зависимости от диаметра выше на 10-50% бесканальной. Каналы предохраняют трубопроводы от воздействия грунтовых, атмосферных и паводковых вод. Трубопроводы в них укладывают на подвижные и неподвижные опоры, при этом обеспечивается организованное тепловое удлинение.
Технологические размеры канала принимают исходя из минимального расстояния в свету между трубами и элементами конструкции, которое в зависимости от диаметра труб 25-1400 мм соответственно принимают равным: до стенки 70-120 мм; до перекрытия 50-100 мм; до поверхности изоляции соседнего трубопровода 100-250 мм. Глубину заложения канала
принимают исходя из минимального объема земляных работ и равномерного распределения сосредоточенных нагрузок от автотранспорта на перекрытие. В большинстве случаев толщина слоя грунта над перекрытием составляет 0,8-1,2 м, но не менее 0,5 м.
При централизованном теплоснабжении для прокладки тепловых сетей применяют непроходные, полупроходные или проходные каналы. Если глубина заложения превышает 3 м, то для возможности замены труб сооружают полупроходные или проходные каналы.
Непроходные каналы применяют для прокладки трубопроводов диаметром до 700 мм независимо от числа труб. Конструкция канала зависит от влажности грунта. В сухих грунтах чаще устраивают блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобетонные одно- и многоячейковые. В слабых грунтах вначале выполняют бетонное основание, на которое устанавливают железобетонную плиту. При высоком уровне грунтовых вод для их отвода в основании канала прокладывают дренажный трубопровод. Тепловую сеть в непроходных каналах по возможности размещают вдоль газонов.
В настоящее время устраивают преимущественно каналы из сборных железобетонных лотковых элементов (независимо от диаметра прокладываемых трубопроводов) типов КЛ, КЛс, или стеновых панелей типов КС и др. Каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами. Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит, тощего бетона или песчаной подготовки.
При необходимости замены труб, вышедших из строя, или при ремонте тепловой сети в непроходных каналах приходится разрывать грунт и разбирать канал. В некоторых случаях это сопровождается вскрытием мостового или асфальтного покрытия.
Полупроходные каналы. В сложных условиях пересечения трубопроводами тепловой сети существующих подземных коммуникаций, под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Их применяют также при прокладке небольшого числа труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие проезжей части исключено, а также при прокладке трубопроводов больших диаметров (800-1400 мм). Высоту полупроходного канала принимают не менее 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобетонных элементов - плиты днища, стенового блока и плиты перекрытия.
Проходные каналы. Иначе их называют коллекторами; они сооружаются при наличии большого числа трубопроводов. Их располагают под мостовыми крупных магистралей, на территории больших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Совместно с теплопроводами в этих каналах размещают и другие подземные коммуникации: электро- и телефонные кабели, водопровод, газопровод низкого давления и т. п. Для осмотра и ремонта в коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам и оборудованию.
Коллекторы выполняются из железобетонных ребристых плит, звеньев рамной конструкции, крупных блоков и объемных элементов. Они оборудуются освещением и естественной приточно-вытяжной вентиляцией с трехкратным воздухообменом, обеспечивающим температуру воздуха не более 30°С, и устройством для удаления воды. Входы в коллекторы предусматриваются через каждые 100-300 м. Для установки компенсирующих и запорных устройств на тепловой сети должны быть выполнены специальные ниши и дополнительные лазы.
Бесканальная прокладка. Для защиты трубопроводов от механических воздействий при этом способе прокладки устраивают усиленную тепловую изоляцию - оболочку. Достоинствами бесканальной прокладки теплопроводов являются сравнительно небольшая стоимость строительно-монтажных работ, небольшой объем земляных работ и сокращение сроков строительства. К ее недостаткам относится повышенная подверженность стальных труб наружной почвенной, химической и электрохимической коррозии.
При таком виде прокладки подвижные опоры не используют; трубы с тепловой изоляцией укладывают непосредственно на песчаную подушку, отсыпанную на предварительно выровненное дно траншеи. Неподвижные опоры при бесканальной прокладке труб, так же, как и при канальной, представляют собой железобетонные щитовые стенки, установленные перпендикулярно теплопроводам. Эти опоры при небольших диаметрах теплопроводов, как правило, применяют вне камер или в камерах с большим диаметром при больших осевых усилиях. Для компенсации тепловых удлинений труб применяют гнутые или сальниковые компенсаторы, расположенные в специальных нишах или камерах. На поворотах трассы во избежание зажатия труб в грунте и для обеспечения возможного их перемещения сооружают непроходные каналы.
При бесканальной прокладке применяют засыпные, сборные и монолитные типы изоляции. Широкое распространение получила монолитная оболочка из автоклавного армированного пенобетона.
Надземная прокладка. Этот тип прокладки является наиболее удобным в эксплуатации и ремонте и характеризуется минимальными тепловыми потерями и простотой обнаружения мест аварий. Несущими конструкциями для труб являются отдельно стоящие опоры или мачты, обеспечивающие расположение труб на нужном расстоянии от земли. При низких опорах расстояние в свету (между поверхностью изоляции и землей) при ширине группы труб до 1,5 м принимается 0,35 м и не менее 0,5 м при большей ширине. Опоры выполняют обычно из железобетонных блоков, мачты и эстакады - из стали и железобетона. Расстояние между опорами или мачтами при надземной прокладке труб диаметром 25-800 мм принимают равным 2-20 м. Иногда устраивают по одной или две промежуточные подвесные опоры с помощью растяжек, чтобы сократить число мачт и снизить капитальные вложения в тепловую сеть.
Для обслуживания арматуры и другого оборудования, установленного на трубопроводах тепловой сети, устраивают специальные площадки с ограждениями и лестницами: стационарные при высоте 2,5 м и более и передвижные - при меньшей высоте. В местах установки магистральных задвижек, спускных, дренажных и воздушных устройств предусматривают утепленные ящики, а также приспособления для подъема людей и арматуры.
5.2. Дренаж тепловых сетей
При подземной прокладке теплопроводов во избежание проникновения воды к тепловой изоляции предусматривают искусственное понижение уровня грунтовых вод. Для этой цели совместно с теплопроводами прокладывают дренажные трубопроводы ниже основания канала на 200 мм. Дренажное устройство состоит из дренажной трубы и фильтрационного материала обсыпки из песка и гравия. В зависимости от условий работы применяют различные дренажные трубы: для безнапорных дренажей - раструбные керамические, бетонные и асбестоцементные, для напорных - стальные и чугунные диаметром не менее 150 мм.
На поворотах и при перепадах заложений труб устраивают смотровые колодцы по типу канализационных. На прямолинейных участках такие колодцы предусматривают не менее чем через 50 м. Если отвод дренажной воды в водоемы, овраги или в канализацию самотеком невозможен, строят насосные станции, которые размещают вблизи колодцев на глубине, зависящей от отметки дренажных труб. Насосные станции строят, как правило, из железобетонных колец диаметром 3 м. Станция имеет два отсека - машинный зал и резервуар для приема дренажной воды.
5.3. Сооружения на тепловых сетях
Теплофикационные камеры предназначены для обслуживания оборудования, установленного на тепловых сетях при подземной прокладке. Размеры камеры определяются диаметром трубопроводов тепловой сети и габаритами оборудования. В камерах устанавливают запорную арматуру, сальниковые и дренажные устройства и др. Ширину проходов принимают не менее 600 мм, а высоту - не менее 2 м.
Теплофикационные камеры - сложные и дорогостоящие подземные сооружения, поэтому их предусматривают только в местах установки запорной арматуры и сальниковых компенсаторов. Минимальное расстояние от поверхности земли до верха перекрытия камеры принимают равным 300 мм.
В настоящее время широко применяются теплофикационные камеры из сборного железобетона. В некоторых местах камеры выполняют из кирпича или монолитного железобетона.
На теплопроводах диаметром 500 мм и выше применяют задвижки с электроприводом, имеющие высокий шпиндель, поэтому над заглубленной частью камеры сооружают надземный павильон высотой около 3 м.
Опоры. Для обеспечения организованного совместного перемещения трубы и изоляции при тепловых удлинениях применяют подвижные и неподвижные опоры.
Неподвижные опоры, предназначенные для закрепления трубопроводов тепловых сетей в характерных точках, используют при всех способах прокладки. Характерными точками на трассе тепловой сети принято считать места ответвлений, места установки задвижек, сальниковых компенсаторов, грязевиков и места установки неподвижных опор. Наибольшее распространение получили щитовые опоры, которые применяют как при бесканальной прокладке, так и при прокладке трубопроводов тепловых сетей в непроходных каналах.
Расстояния между неподвижными опорами определяют обычно расчетом труб на прочность у неподвижной опоры и в зависимости от величины компенсирующей способности принятых компенсаторов.
Подвижные опоры устанавливают при канальной и бесканальной прокладке трубопроводов тепловой сети. Существуют следующие типы различных конструкций подвижных опор: скользящие, катковые и подвесные. Скользящие опоры применяют при всех способах прокладки, кроме бесканальной. Катковые используют при надземной прокладке по стенам зданий, а также в коллекторах, на кронштейнах. Подвесные опоры устанавливают при надземной прокладке. В местах возможных вертикальных перемещений трубопровода используют пружинные опоры.
Расстояние между подвижными опорами принимают исходя из прогиба трубопроводов, который зависит от диаметра и толщины стенки труб: чем меньше диаметр трубы, тем меньше расстояние между опорами. При прокладке в каналах трубопроводов диаметром 25-900 мм расстояние между подвижными опорами принимается соответственно 1,7-15 м. При надземной прокладке, где допускается несколько больший прогиб труб, расстояние между опорами для тех же диаметров труб увеличивают до 2-20 м.
Компенсаторы применяют для снятия температурных напряжений, возникающих в трубопроводах при удлинении. Они могут быть гибкими П-образными или омега-образными, шарнирными или сальниковыми (осевыми). Кроме того, используют имеющиеся на трассе повороты трубопроводов под углом 90-120°, которые работают как компенсаторы (самокомпенсация). Установка компенсаторов сопряжена с дополнительными капитальными и эксплуатационными затратами. Минимальные затраты получаются при наличии участков самокомпенсации и применении гибких компенсаторов. При разработке проектов тепловых сетей принимают минимальное число осевых компенсаторов, максимально используя естественную компенсацию теплопроводов. Выбор типа компенсатора определяется конкретными условиями прокладки трубопроводов тепловых сетей, их диаметром и параметрами теплоносителя.
Противокоррозионное покрытие трубопроводов. Для защиты теплопроводов от наружной коррозии, вызываемой электрохимическими и химическими процессами под воздействием окружающей среды, применяют противокоррозионные покрытия. Высоким качеством обладают покрытия, выполненные в заводских условиях. Тип противокоррозионного покрытия зависит от температуры теплоносителя: битумная грунтовка, несколько слоев изола по изольной мастике, оберточная бумага или шпатлевка и эпоксидная эмаль.
Тепловая изоляция. Для тепловой изоляции трубопроводов тепловых сетей используют различные материалы: минеральную вату, пенобетон, армо-пенобетон, газобетон, перлит, асбестоцемент, совелит, керамзитобетон и др. При канальной прокладке широко применяют подвесную изоляцию из минеральной ваты, при бесканальной - из автоклавного армопенобетона, асфаль-тоизола, битумоперлита и пеностекла, а иногда и засыпную изоляцию.
Тепловая изоляция состоит, как правило, из трех слоев: теплоизоляционного, покровного и отделочного. Покровный слой предназначен для защиты изоляции от механических повреждений и попадания влаги, т. е. для сохранения теплотехнических свойств. Для устройства покровного слоя используют материалы, обладающие необходимой прочностью и влагоне-проницаемостью: толь, пергамин, стеклоткань, фольгоизол, листовую сталь и дюралюминий.
В качестве покровного слоя при бесканальной прокладке теплопроводов в умеренно влажных песчаных грунтах применяют усиленную гидроизоляцию и асбестоцементную штукатурку по каркасу из проволочной сетки; при канальной прокладке - асбестоцементную штукатурку по каркасу из проволочной сетки; при надземной прокладке - асбестоцементные полуцилиндры, кожух из тонколистовой стали, оцинкованную или окрашенную алюминиевую краску.
Подвесная изоляция представляет собой цилиндрическую оболочку на поверхности трубы, изготовленную из минеральной ваты, формованных изделий (плит, скорлуп и сегментов) и автоклавного пенобетона.
Толщину слоя тепловой изоляции принимают согласно расчету. В качестве расчетной температуры теплоносителя принимают максимальную, если она не изменяется в течение рабочего периода сети (например, в паровых и конденсатных сетях и трубах горячего водоснабжения), и среднюю за год, если температура теплоносителя изменяется (например, в водяных сетях). Температуру окружающей среды в коллекторах принимают +40°С, грунта на оси труб - среднюю за год, температуру наружного воздуха при надземной прокладке - среднюю за год. В соответствии с нормами проектирования тепловых сетей предельная толщина тепловой изоляции принимается исходя из способа прокладки:
При надземной прокладке и в коллекторах при диаметре труб 25-1400
мм толщина изоляции 70-200 мм;
В каналах для паровых сетей - 70-200 мм;
Для водяных сетей - 60-120 мм.
Арматуру, фланцевые соединения и другие фасонные части тепловых сетей, так же, как и трубопроводы, покрывают слоем изоляции толщиной, равной 80% толщины изоляции трубы.
При бесканальной прокладке теплопроводов в грунтах с повышенной коррозионной активностью возникает опасность коррозии труб от блуждающих токов. Для защиты от электрокоррозии предусматривают мероприятия, исключающие проникание блуждающих токов к металлическим трубам, либо устраивают так называемый электрический дренаж или катодную защиту (станции катодной защиты).
Завод информационных технологий «ЛИТ» в г. Переславль-Залесский выпускает гибкие теплоизоляционные изделия из вспененного полиэтилена с закрытой поровой структурой «Энергофлекс». Они экологически безопасны, так как изготавливаются без применения хлорфторуглеродов (фреона). В процессе эксплуатации и при переработке материал не выделяет в окружающую среду токсичных веществ и не оказывает вредных воздействий на организм человека при непосредственном контакте. Работа с ним не требует специальных инструментов и повышенных мер безопасности.
«Энергофлекс» предназначен для теплоизоляции инженерных коммуникаций с температурой теплоносителя от минус 40 до плюс 100 °С.
Изделия «Энергофлекс» выпускаются в следующем виде:
Трубки 73 типоразмеров с внутренним диаметром от 6 до 160 мм и
толщиной стенки от 6 до 20 мм;
Рулоны шириной 1 м и толщиной 10, 13 и 20 мм.
Коэффициент теплопроводности материала при 0°С равен 0,032Вт/(м-°С).
Минераловатные теплоизоляционные изделия производятся предприятиями АО «Термостепс» (г.г. Тверь, Омск, Пермь, Самара, Салават, Ярославль), АКСИ (г. Челябинск), АО «Тизол», Назаровским ЗТИ, заводом «Комат» (г. Ростов-на-Дону), ЗАО «Минеральная вата» (г. Железнодорожный Московской обл.) и др.
Применяются также импортные материалы фирм ROCKWOLL, Рагос, Izomat и др.
Эксплуатационные свойства волокнистых теплоизоляционных материалов зависят от состава используемого различными производителями исходного сырья и технологического оборудования и изменяются в достаточно широком диапазоне.
Техническая тепловая изоляция из минеральной ваты делится на два типа: высокотемпературная и низкотемпературная. Компанией ЗАО «Минеральная вата» выпускается тепловая изоляция «ROCKWOLL» в виде стекловолокнистых минераловатных плит и матов. Более 27% от всех производимых в России волокнистых теплоизоляционных материалов приходится на долю теплоизоляции URSA, выпускаемой ОАО «Флайдерер-Чудово». Эти изделия изготавливаются из штапельного стеклянного волокна и отличаются высокими теплотехническими и акустическими характеристиками. В зависимости от марки изделия коэффициент теплопроводности
такой изоляции колеблется от 0,035 до 0,041 Вт/(м-°С), при температуре 10°С. Изделия характеризуются высокими экологическими показателями; их можно применять, если температура теплоносителя находится в пределах от минус 60 до плюс 180°С.
ЗАО «Изоляционный завод» (г. Санкт-Петербург) выпускает изолированные трубы для теплосетей. В качестве изоляции здесь применяется ар-мопенобетон, к преимуществам которого следует отнести:
Высокую предельную температуру применения (до 300°С);
Высокую прочность на сжатие (не менее 0,5 МПа);
Возможность применения при бесканальной прокладке на любой глу
бине заложения теплопроводов и во всех грунтовых условиях;
Наличие на изолируемой поверхности пассивирующей защитной
пленки, возникающей при соприкосновении пенобетона с металлом трубы;
Изоляция является негорючей, что позволяет использовать ее при всех
видах прокладки (надземно, подземно, канально или бесканально).
Коэффициент теплопроводности такой изоляции равен 0,05-0,06 Вт/(м-°С).
Одним из самых перспективных способов на сегодняшний день является применение предварительно изолированных трубопроводов бесканальной прокладки с пенополиуретановой (ППУ) изоляцией в полиэтиленовой оболочке. Применение трубопроводов типа «труба в трубе» является наиболее прогрессивным способом энергосбережения в строительстве тепловых сетей. В США и Западной Европе, особенно в северных регионах, эти конструкции применяются уже с середины 60-х г.г. В России - всего лишь с 90-х г.г.
Основные преимущества таких конструкций:
Повышение долговечности конструкций до 25-30 лет и более, т. е. в
2-3 раза;
Снижение тепловых потерь до 2-3 % по сравнению с существующими
20^40% (и более) в зависимости от региона;
Уменьшение эксплуатационных расходов в 9-10 раз;
Снижение расходов на ремонт теплотрасс не менее чем в 3 раза;
Снижение капитальных затрат при строительстве новых теплотрасс в
1,2-1,3 раза и значительное (в 2-3 раза) снижение сроков строительства;
Значительное повышение надежности теплотрасс, сооружаемых по
новой технологии;
Возможность применения системы оперативного дистанционного
контроля за увлажнением изоляции, что позволяет своевременно реагиро
вать на нарушение целостности стальной трубы или полиэтиленового гид
роизоляционного покрытия и заранее предотвращать утечки и аварии.
По инициативе Правительства Москвы, Госстроя России, РАО «ЕЭС России», ЗАО «МосФлоулайн», Корпорации «ТВЭЛ» (г. Санкт-Петербург) и ряда других организаций в 1999 г. была создана Ассоциация производителей и потребителей трубопроводов с индустриальной полимерной изоляцией.
ГЛАВА 6. КРИТЕРИИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА
Нагретая вода из ТЭЦ или районной котельной насосами подается потребителям по наружным тепловым сетям для централизованного снабжения теплом промышленных предприятий, жилых домов и зданий общественного назначения.
Трассу тепловых сетей в городах и других населенных пунктах прокладывают в отведенных для инженерных сетей технических полосах параллельно красным линиям улиц, дорог и проездов. Трасса тепловых сетей проходит между проезжей частью и полосой зеленых насаждений, Внутри микрорайонов и кварталов трасса тепловых сетей должна также проходить вне проезжей части дорог.
Для тепловых сетей в городах и других населенных пунктах предусматривается подземная прокладка: в непроходных и проходных каналах; в городских и внутри-квартальных коллекторах совместно с другими инженерными сетями и без устройства каналов (тепловые сети диаметром до 500 мм).
На территориях промышленных предприятий тепловые сети прокладывают на отдельно стоящих низких и высоких опорах или эстакадах. Допускается совместная надземная прокладка тепловых сетей с технологическими трубопроводами, независимо от параметров теплоносителя и параметров среды в технологических трубопроводах,
Наиболее часто тепловые сети прокладывают в непроходных каналах из сборного железобетона (), которые бывают одноячейковые, двухъячейковые и многоячейковые.
Рис. 142. Непроходные каналы КЛ: а - одноячейковые, б - двухъячейковые; 1 - лотковый элемент, 2 - песчаная подготовка, 3 - плита перекрытия, 4 - цементная шпонка, 5 - песок
Рис. 143. Прокладка тепловых сетей: а - в непроходном канале с битумоперлитовой изоляцией, б - бесканальная, Ц - циркуляционный трубопровод, Г - трубопровод горячей воды, X - трубопровод холодной воды, Т- обратный трубопровод системы отопления, Гп -ведающий трубопровод системы отопления
На , а показан один из вариантов внутри-квартальной прокладки тепловых сетей в непроходных каналах. В одном канале прокладываются трубопроводы системы отопления, в другом - трубопроводы системы горячего водоснабжения, между каналами непосредственно в грунте проходят трубопроводы холодного водопровода.
При прокладке тепловых сетей в зоне грунтовых вод наружные поверхности стен и перекрытий тепловых каналов следует покрывать битумной изоляцией, а также устраивать дренажи для понижения уровня грунтовых вод по трассе.
Тепловую изоляцию устраивают для трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки. Температура на поверхности теплоизоляционной конструкции трубопровода в технических подпольях и подвалах жилых и общественных зданий должна быть не более 45° С, а в тоннелях, коллекторах, камерах и других местах, доступных обслуживанию, не более 60° С.
В настоящее время промышленность выпускает индустриальную битумоперлитовую тепловую изоляцию теплопроводов, которую наносят на трубы методом прессования на заводе. Такую изоляцию изготовляют двух типов: для прокладки теплопроводов и водопроводных сетей бесканальным способом непосредственно в грунте и в непроходных каналах (см. ,а); для прокладки теплопроводов и водопроводных сетей в технических подпольях зданий, проходных каналах, а также внутри помещений.
Битумоперлитовая изоляция представляет собой смесь вспученного перлитового песка, нефтяного битума и пассивирующей добавки, которая надежно защищает трубопроводы от коррозии. Сверху битумоперлитовой изоляции наносят покровный слой из двух слоев стеклоткани, наклеенной на битумной мастике или латексе СКС-65.
Для сварки теплопроводов на трассе концы труб по 200 мм с каждой стороны должны быть не изолированы.
Бесканальная совмещенная прокладка трубопроводов тепловых сетей, горячего и холодного водоснабжения с битумоперлитной изоляцией ( , б) допускается во всех грунтах, кроме просадочных. При бесканальной прокладке трубопроводов в сухих грунтах с коэффициентом фильтрации Кф, равным 5 м/сут и более, дренаж не требуется. Во всех остальных случаях необходимо устраивать попутный дренаж. Бесканальную прокладку трубопроводов тепловых сетей и горячего водоснабжения используют на трассы. В местах поворотов и установки компенсаторов следует предусматривать камеры или каналы.
Глубина заложения трубопроводов с битумоперлитовой изоляцией на участках бесканальной прокладки должна быть не менее 0,8 м от спланированной поверхности земли до верха изоляции из условий прочности и защиты холодного водопровода от промерзания.
Проходной канал для большого числа труб изображен на рис. 144.
Рис. 144. Прокладка тепловых сетей в проходном канале:
1 - подающие трубопроводы, 2 - скользящая опора, 3 - стальная балка, 4 - обратный трубопровод, 5 - изоляция трубопроводов, 6-боковые стенки канала, 7 -лоток для дренажа
Такие каналы имеют большие поперечные сечения, что позволяет обслуживающему персоналу контролировать и ремонтировать трубопроводы. Проходные каналы устраивают главным образом на территориях больших промышленных предприятий и на выводах теплопроводов от мощных ТЭЦ. Стенки 6 проходных каналов делают из железобетона, бетона или кирпича; перекрытие проходных каналов, как правило,- из сборного железобетона.
В проходных каналах необходимо устраивать лоток 7 для стока воды. Уклон дна канала в сторону места отвода воды должен быть не менее 0,002. Опорные конструкции для труб, расположенных в проходных каналах, изготовляют из стальных балок 3, консольно заделанных
прямолинейных участках в стены или укрепленных на стойках. Высота проходного канала должна быть около 2000 мм, ширина канала - не менее 1800 мм.
Трубопроводы в каналах укладывают на подвижные или неподвижные опоры.
Подвижные опоры служат для передачи веса теплопроводов на несущие конструкции. Кроме того, они обеспечивают Перемещение труб, происходящее вследствие изменения их длины при изменениях температуры теплоносителя. Подвижные опоры бывают скользящие и катковые.
Рис. 145. Опоры: в - скользящая, б - катковая, в - неподвижная
Скользящее опоры ( , а) используют в тех случаях, когда основание под опоры может быть сделано достаточно прочным для восприятия больших горизонтальных нагрузок. В противном случае прибегают к Катковым опорам ( , б), создающим меньшие горизонтальные нагрузки. Поэтому при прокладке труб больших диаметров в тоннелях на каркасах или на мачтах следует ставить катковые опоры.
Неподвижные опоры ( ,в) служат для распределения удлинений трубопровода между компенсаторами и для обеспечения равномерной работы последних. В камерах подземных каналов и при надземных прокладках неподвижные опоры выполняют в виде металлических конструкций, сваренных или соединенных на болтах с трубами. Эти конструкции заделывают в фундаменты, стены и перекрытия каналов.
Для восприятия температурных удлинений и разгрузки труб от температурных напряжений на теплосети устанавливают гнутые и сальниковые компенсаторы.
Рис. 146. Гнутые компенсаторы
Гнутые компенсаторы () П- и S-образные изготовляют из труб и отводов (гнутых, крутоизогнутых и сварных) для трубопроводов диаметром от 50 до 1000 мм. Эти компенсаторы устанавливают в непроходных каналах, когда невозможен осмотр проложенных трубопроводов, а также в зданиях при бесканальной прокладке. Допустимый радиус изгиба труб при изготовлении компенсаторов составляет 3,5-4,5 наружного диаметра трубы.
Гнутые П-образные компенсаторы располагают в нишах. Размеры ниши по высоте совпадают с размерами канала, а в плане определяются размерами компенсатора и зазорами, необходимыми для свободного перемещения компенсатора при температурной деформации. Ниши, где установлены компенсаторы, перекрывают железобетонными плитами.
Рис. 147. Сальниковые компенсаторы: а - односторонний, б -двусторонний; 1 - корпус. 2 -стакан, 3- фланцы
Сальниковые компенсаторы изготовляют односторонние ( , а) и двусторонние ( , б) на давление до 1,6 МПа для труб диаметром от 100 до 1000 мм. Сальниковые компенсаторы имеют небольшие размеры, большую компенсирующую способность и оказывают незначительное сопротивление протекающей жидкости.
Сальниковые компенсаторы состоят корпуса 1 с фланцем 3 на уширенной передней части. В корпус компенсатора вставлен подвижный стакан 2 с фланцем для установки компенсатора на трубопроводе. Чтобы сальниковый компенсатор не пропускал теплоноситель между кольцами, в промежутке между корпусом и стаканом укладывают сальниковую набивку. Сальниковую набивку сжимают фланцевым вкладышем с помощью шпилек, ввинчиваемых в корпус компенсатора. Компенсаторы крепят к неподвижным опорам.
Камера для установки задвижек на тепловых сетях изображена на рис. 148.
Рис. 148. Камера для установки задвижек на тепловых сетях:
1 - ответвление подающего магистрального трубопровода, 2 - ответвление об» ратного магистрального трубопровода, 3 - камера, 4- параллельные задвижки, 5 - опоры трубопроводов, 6 - обратный магистральный трубопровод, 7 - подающий магистральный трубопровод
При подземных прокладках теплосетей для обслуживания запорной арматуры устраивают подземные камеры 3 прямоугольной формы. В камерах прокладывают ответвления 1 я 2 сети к потребителям. Горячая вода подается в здание по трубопроводу, укладываемому с правой стороны канала. Подающий 7 и обратный 6 трубопроводы устанавливают на опоры 5 и покрывают изоляцией.
Стены камер выкладывают из кирпича, блоков или панелей, перекрытия - сборные из железобетона в виде ребристых или плоских плит, дно камеры - из бетона. Вход в камеры - через чугунные люки. Для спуска в камеру под люками в стене заделывают скобы. Высота камеры должна быть не менее 1800 мм. Ширину выбирают с таким расчетом, чтобы проходы между стенами и трубами были не менее 500 мм.