ДОТы Киевского укрепрайона (южный участок). Киевский укрепленный район Киевский укрепрайон 1928 1941 из во волынь

После Первой Мировой Войны во многих странах началось сооружение фортификационных линий обороны. СССР начал строительство "Линии Сталина", состоявшей из десятков укрепрайонов. Наибольшим из них был Киевский, построенный в 1928-1937 гг. Он включал около 300 железобетонных пулеметных и артиллерийских ДОТов.

На данный момент в более-менее нормальном состоянии находится возле 85 ДОТов. Все они размещены вокруг Киева и добраться до них можно даже на городских маршрутках. Около многих дотов есть таблички с номерами, но большинство исследователей использует другую нумерацию. Наиболее полная карта ДОТов была составлена в 2004 году, используйте ее.


Наш маршрут. Красные линии - на маршрутках, зеленые - пешком. Точки на карте можно посмотреть .


Исследованием и реконструкцией ДОТов занимается киевский историко-патриотический клуб "Поиск " (их страничка на Facebook). Это неправительственная организация, которая производит все восстановительные и ремонтные работы за свой счет и руками небезразличных людей. В момент нашей прогулки мы встретили ребят, которые занимались восстановлением ДОТа №152 (Wikimapia). На базе ДОТа планируется открыть музей.


Такой музей уже был открыт в ДОТе №180 (Wikimapia). Ранее в нем был погреб местного жителя.


На этом информационном плакате описан один из самых больших ДОТов - №205 (Wikimapia). Общая длина галерей - 358 метров. В данный момент ДОТ полузатоплен и проводится его расчистка. В ДОТе также планируется музей, и когда это произойдет, то этот объект станет обязательным для посещения.


Найти доты довольно сложно, никаких указателей на них нет. Наилучшим вариантом будет поиск координат в Google по номеру дота. На карте внизу обозначен ДОТ №211, который также довольно большой, интересный и построен по индивидуальному проекту (Wikimapia). Выходить надо на остановке Вита Почтовая, возле моста через трассу и поворота на Круглик. Обратная остановка - с другой стороны дороги. ДОТ справа от трассы, метрах в 100. Вы найдете его по табличке "ДОТ №100", которая неверна, и по монументу из артиллерийских снарядов.


Есть три входа в ДОТ, первый - в виде дыры в земле. Мы не полезли в нее и, обойдя холм, нашли два других входа, один из которых довольно хорошо расчищен.


Для посещения вам обязательно понадобятся хороший фонарик и желательно не слишком нарядная одежда. Хотя мы были аккуратны и нисколько не испачкались.


С другой стороны трассы возле дороги на Круглик расположен ДОТ №179 (Wikimapia). Он обычный снаружи, но зато отлично сохранившийся и двухэтажный.


Возле Одесской трассы расположен еще один ДОТ - №210 (Wikimapia). Он обычный, хотя и взорван, и к нему можно подойти по красивой березовой аллее. Выходить возле красного памятного знака возле дороги (попросите водителя остановить около "Кургана" ДОТа №210).


Большинство ДОТов "стандартные". Нам же были наиболее интересны необычные сооружения. Такие, как единственный сохранившийся цельнометаллический ДОТ №131 (Wikimapia). Он расположен в селе Кременище, доехать можно на маршрутке на Круглик от метро Лыбедская и потом пройти пешком, либо проехать на маршрутке до Кременища. Само сооружение находится за черным металлическим забором. Сейчас ДОТ расчищен, хотя иногда бывает немного затоплен, будьте внимательны. Вход внизу, наверх в дот можно подняться по железной лестнице.


В селе Круглик недалеко от ныне восстанавливаемого ДОТа №152 в лесу расположен ДОТ №151 (Wikimapia). Дорога к ДОТу идет через небольшую свалку. В ДОТе интересный длинный вход-туннель и массивные двери в основную комнату.


Один из самых живописных ДОТов расположен посреди пруда возле села Ходосовка. Это ДОТ №127 (Wikimapia). Доехать можно от метро Выдубичи на маршрутке №738 (№735) "Выдубичи - Ходосовка/Подгорцы". Попросите водителя высадить около пляжа и ДОТа на озере.


От Круглика до Ходосовки мы прошли пешком, найдя по дороге еще несколько ДОТов и остатки недостроенной узкоколейки 1914-15 гг. (Wikimapia)

Как добраться: Чтобы посмотреть основные ДОТы южного участка, необходимо ехать по Одесской трассе. От железнодорожного вокзала это маршрутка №726 на Калиновку. От метро Лыбедская - маршрутка в сторону Виты-Почтовой (например, №801) или до Круглика, только чтобы шла через Виту-Почтовую.

Пешеходный маршрут на день (на карте в начале статьи) - едем на маршрутке до ДОТа №210 (хотя можно его и пропустить), далее также на маршрутке до 211, идем пешком до 180, возвращаемся к трассе и по мосту переходим дорогу, далее идем в сторону Круглика, смотрим 179. Тут можно сесть на маршрутку до Круглика или Кременища или пойти пешком (5 км), посмотрев по дороге 154. В Круглике смотрим 152, 151. Идем в сторону Кременища до 131. Далее необходимо идти в сторону Ходосовки через лес и смотреть 128, 129 и 127. Если вы не знаете, как идти, лучше вернуться на маршрутке в Киев из Кременища. А к 127 приехать на машрутке от метро Выдубичи, как описано выше.

Фото: ДОТ№127 расположился в самом живописном месте (РБК-Украина)

Сегодня "городских сталкеров" и просто любителей истории Киева привлекают железобетонные "памятники" Второй мировой войны – ДОТы Киевского укрепрайона

Еще в 1928 году в СССР началось сооружение фортификационной линии обороны – так называемая "Линия Сталина". Специальные укрепительные районы пролегали от Карельского перешейка до берегов Черного моря. При этом наибольшим считался именно Киевский укрепрайон (КиУР), растянувшийся почти на 85 км с севера на юг и охвативший Киев полукольцом вдоль правого берега Днепра. Глубина оборонительной полосы достигала 5 км.

Киевский укрперайон был создан в 1928-1937 гг. Внутри этой оборонительной линии вырыли около 30 км противотанковых рвов, построили 750 дотов, заложили 15 км минных полей. Также было построено 217 ДОТов (долговременные огневые точки).

Именно южный укрперайон с июля по 19 сентября 1941 года (дата, когда немцы вошли в Киев ) служил основой обороны украинской столицы. Однако ДОТы и минные поля так и не смогли удержать наступление оккупантов, которые обошли линию обороны и ударили с тыла.

ДОТы Киевского укрепрайона: Как добраться и отыскать

Фото: На маршруте можно увидеть указатели (РБК-Украина)

Конечно, большая часть огневых точек разрушена и представляет собой груды бетона и ржавого металла. И все же чуть больше 80 ДОТов находятся в более-менее нормальном состоянии.

При этом расположены они вокруг Киева и добраться до них труда не составит.

Кроме того, в свободном доступе можно найти карты Киевского укрепрайона. Правда, очень часто исследователи пользуются разной нумерацией ДОТов.

Силами добровольцев некоторые ДОТы отреставрировали и сделали из них мини-музеи. К примеру, реконструкцией огневых точек за свой счет занимается киевский историко-патриотический клуб "Поиск". Однако оставшиеся сооружения линии обороны Киева не украшают собой путеводители. Да и многие киевляне не знают о их существовании.

Бывалые "ходоки" по интересным местам Киева советуют пользоваться картой, составленной в 2004 году все той же командой "Пошук" - она считается наиболее детальной.

Фото: Карта Киевского укрепрайона с указанными на ней ДОТами (poshyk.com.ua). Чтобы увеличить, кликните по картинке

Также следует отметить, что некоторые ДОТы отыскать будет сложно – возле них нет никаких указателей. Поэтому исследователи советуют воспользоваться картой с координатами каждой отдельной огневой точки. Так, есть достаточно подробная карта с координатами, просмотреть которую можно (ДОТы отмечены как Pillbox).

Один из наиболее популярных маршрутов (на его пути можно рассмотреть много хорошо сохранившихся ДОТов) – от села Вита-Почтовая до Ходосовки.

Открывает познавательную прогулку пулеметный ДОТ №181 (координаты), построенный в 1929-1930 годах. Он имеет статус мемориала. Однако сильно разрушен и, если честно, не впечатляет. Поэтому лучше здесь не останавливаться, а ехать сразу в Виту-Почтовую к ДОТу №180 (координаты).

Сегодня в бывшей огневой точке №180 расположен музей. А когда-то один из местных жителей обустроил здесь погреб.

За музеем ухаживает Ветеран вооруженных сил Токарь Анатолий Александрович, который проживает в Вите-Почтовой, и с 10:00 до 19:00 может провести небольшую экскурсию по огневой точке. Номер телефона Анатолия указан на двери ДОТа.

Фото: ДОТ №180 – сегодня здесь обустроили музей (РБК-Украина)

Фото: Вход в 180-й ДОТ (РБК-Украина)

Фото: Внутри музея – небольшая экспозиция боеприпасов и орудий (wikimapia.org ©Igor Chernoknizhniy)

Толщина стен железобетонных ДОТов достигала 150 сантиметров. Наиболее распространенными были одноэтажные трехамбразурные ДОТы типа "М" (малые), предназначенные для ведения фронтального огня. Из-за небольшого размера такого ДОТа гарнизон (составлял 5-16 человек во главе с лейтенантом) мог находится в нем только во время боя: здесь не было жилого помещения, да и больших запасов боеприпасов тоже.

Еще один тип ДОТов – тип "Б" (большие). Здесь уже могло разместить несколько боевых казематов, а на нижнем подземном этаже размещались склады оружия, провизии.

Для ведения бокового огня строились 1-2 пулеметные ДОТы, по своей конструкции – капониры и полукапониры.

В большинстве ДОТов была своя автономная система водоснабжения (артезианские скважины). Гарнизоны в таких боевых точках должны были удерживать свой рубеж в течение 7-10 дней. Ожидалось, что за это время к бойцам успеет подойти резерв, усилить оборону и начать наступление.

ДОТ №211 – "Здесь в 1941 году стояли на смерть воины-артиллеристы младшего лейтенанта А.М. Федорака"

Фото: Один из входов ДОТа №211 (РБК-Украина)

Фото: "Командир артиллерийского взвода 737-го стрелкового полка 206-й дивизии младший лейтенант Ануфрий Михайлович Федорак, выставив свои орудия на прямую наводку, в упор расстреливал наступавших фашистов. Когда расчет одного из орудий выбыл из строя, командир взвода сам стал к орудию и вел огонь, пока не был сражен осколком вражеской мины" - отрывок из книги "Так начиналась война", И. Баграмян (РБК-Украина)

Находится в пешей доступности от 180-го ДОТа.

Здесь следует отметить, что на некоторых картах 211-й ДОТ (координаты) отмечают под номером 179 или 100. Хотя в действительности 179-й расположен по другую сторону от трассы. Почему возникла такая путаница? Скорее всего, причина банальна – некоторые исследователи перепутали левую сторону с правой.

211-й построен по индивидуальному проекту в 1930 году. Кстати, по индивидуальным проектам было построено четыре ДОТа типа "Мина", которые представляли собой группу дотов, соединенных между собой подземными галереями.

Фото: С нумерацией возникла настоящая путаница. 211-й и 179-й ДОТы часто путают, но они расположены по разные стороны от трассы Киев-Одесса (РБК-Украина)

Фото: И уж точно это не ДОТ под №100 (РБК-Украина)

Фото: "Главный" вход в ДОТ №211 (РБК-Украина)

ДОТ №211 имеет три входа и многие "любители приключений", вооружившись фонариками, могут спокойно лазить по этим проходам.

Один из входов находится в метрах ста от моста через трассу и поворота на село Круглик. Ориентир – скульптура из артиллерийских снарядов.

Фото: Монумент из снарядов – один из ориентиров 211 ДОТа (РБК-Украина)

ДОТ имеет разветвленную систему тоннелей и лазов протяженностью 227 м, глубиной залегания - 7 м.

Огневая точка была рассчитана на 11 человек гарнизона ДВС и 35 человек личного состава наблюдательного пункта. В 1941 году во время наступления немецких войск на Киев ДОТ удерживал этот рубеж 73 дня.

Фото: Спускаясь в тоннели ДОТа, обязательно возьмите с собой фонарик (РБК-Украина)

Фото: Тоннели ДОТа №211 (РБК-Украина)

Фото: Указатели в ДОТе №211 (РБК-Украина)

Фото: Силами любителей истории ДОТ расчистили и сделали безопаснее (РБК-Украина)

Многим ДОТам был присущ ряд существенных недостатков . Так, амбразуры ДОТов имели достаточно примитивное устройство и не могли защитить гарнизоны при обстреле из автоматического оружия или огнеметов. Толщина бронезаслонок оказалась недостаточной, чтобы выдержать попадание 37-мм бронебойного снаряда. Заслонки бронеколпаков имели слабое крепление. Толщина выступления направляющей составляла всего 30 мм, поэтому при прямом попадании бронезаслонками выбивало вместе с направляющей.

Фото: Один из обзорных пунктов 211-го ДОТа (РБК-Украина)

Кроме того, большинство ДОТов были лишены возможности кругового обстрела, в связи с чем поддержать контратаку при захвате противником участки обороны было сложно, последний мог обойти ДОТ с фланга.

Эффективность огня на близких дистанциях значительно падала из-за отсутствия надлежащего осмотра. Как результат, саперы противника практически без проблем могли вплотную подойти к огневой точке.

К сожалению, многие ДОТы стали братскими могилами, а не надежными местами защиты.

Фото: А вот над входом в ДОТ указан №179 (РБК-Украина)

Посмотрев 211 ДОТ, переходим мост и идем в сторону Круглика. В пешей доступности (буквально 10 минут) находится 179-й ДОТ (координаты).

И вновь неточности нумерации. На табличке рядом указано, что это ДОТ №178. При этом на многих картах Киевского укрепрайона видим, что 178 дот полностью разрушен, а вот 179 – цел.

Фото: На табличке указано, что ДОТ – двухэтажный типа "Б". Толщина стен – 150 см, покрытия – 110 см. Выдерживал прямое попадание снаряда калибром 203 мм. Основное вооружение – 4 пулемета "Максим" калибра 7,62 мм. Гарнизон – 15-18 бойцов.

Фото: Такая вот советская символика украшает каждый ДОТ (РБК-Украина)

Фото: Сегодня ДОТ затоплен (РБК-Украина)

Фото: ДОТ №179/178 (РБК-Украина)

Фото: Спуститься в ДОТ может каждый (РБК-Украина)

Просмотрев эти ДОТы, возвращайтесь к трассе и садитесь на маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Если у вас есть свободное время и сильное желание прогуляться, можно отправиться в путь пешком и посмотреть по дороге еще несколько ДОТов. Однако следует предупредить, что особо интересных огневых точек на этом отрезке пути не будет – многие из них разбомблены, поросли бурьяном или превратились в несанкционированные мусорные свалки.

Фото: ДОТ №176 полностью разрушен, координаты (РБК-Украина)

Фото: Опоры недостроенного моста (РБК-Украина)


Фото: Вид с него открывается потрясающий (РБК-Украина)

Здесь должны были пересекаться две железные дороги. Одна, шедшая вдоль КиУРа, другая – от урочища Серяков от тоннеля "сталинского метро" у южного Пирогова. В 1939 году КиУР "законсервировали". А остатки виадука остались, под ним должна была проходить ветка железной дороги "сталинского метро" в южном направлении.

Единственный сохранившийся цельнометаллический ДОТ №131

Многие ДОТы представляют собой стандартные железобетонные сооружения. Правда, система галерей повсюду разная.

Наиболее интересный ДОТ находится именно в селе Кременище под №131 (координаты). Считается единственным сохранившимся цельнометаллическим ДОТом. Он хорошо сохранился и сегодня расчищен.

Фото: Разрыв снаряда в ДОТе (РБК-Украина)

Фото: Заслонка внутри ДОТа (РБК-Украина)

Фото: По глубоким бороздам в металле можно только догадаться, насколько активно отстреливались бойцы (РБК-Украина)

Фото: Следы от пули на ДОТе №131 (РБК-Украина)

Рядом с ДОТом установлен мемориальный знак, где указано, что все 11 бойцов, защищавшие здесь границы Киева в 1941 году, погибли.

Добраться до Кременища можно двумя путями: от метро "Лыбедская" до Круглика и пройти пешком, или отправиться прямиком на маршрутке до Кременища.

ДОТ №127 – самая живописная огневая точка

"Маршрут ДОТов" Вита-Почтовая – Ходосовка завершается наиболее живописной огневой точкой №127 (координаты).

Двухэтажный ДОТ типа "Б" расположен прям посреди пруда и он также более-менее неплохо сохранился. Был построен в 1930-1931 гг.

Кстати, недалеко от пруда в Ходосовке расположены еще два ДОТа типа "М"- №128 (координаты) и №129 (координаты).

Фото: ДОТ №129, построен в 1931-1933 гг. (РБК-Украина)

ДОТы Киевского укрепрайона: как добраться

Конечно же, каждый может самостоятельно проложить свой маршрут изучения ДОТов Киевского укрперайона. Советуем воспользоваться вот этими исследованиями .

Добраться к основным огневым точкам южного участка труда не составит. До Виты-Почтовой можно доехать от метро "Лыбедская" или "Дружбы Народов" (к примеру, маршрутка №801). У трассы "словить" маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Также можно начать исследовать ДОТы от Ходосовки. Сюда едут маршрутки от метро "Выдубычи".

Построенный в 30-е годы Киевский укрепленный район (КИУР) в начале Великой Отечественной войны был восстанов­лен и частично оборудован заново. Он состоял из трех полос, имел подготовленную систему пехотного, артиллерийского и противотанкового огня.

Передний край первой полосы проходил по восточному бере­гу р. Ирпень, от населенного пункта Борки до Белогородки, да­лее - севернее Боярки, Виты-Почтовой, Кременища, Мрыги. Глубина полосы достигала 6-10 км. На протяжении 85 км было 750 долговременных оборонительных сооружений, 40 км противо­танковых рвов, 100 тысяч противотанковых и противопехотных мин, около 30 км проволочных заграждений. Все дороги перекры­вались металлическими ежами. Берега рек и оврагов эскарпирова­лись. На лесных участках создавались минированные завалы.

Вторая полоса, имевшая также большое количество дзотов, проходила по линии Вышгород, Пуща-Водица, Святошино, Жуляны, Пирогово, Чапаевка. Третья полоса непосредственно примыкала к окраинам города.

Первая полоса делилась на два сектора. Оборона северного сектора (от Борок до Белогородки) обеспечивалась силами 3-й воздушнодесантной бригады, 4-го полка НКВД, 161-го и 193-го отдельных пулеметных батальонов, 2-го стрелково-пулеметного |втальона, 2-го Киевского артиллерийского училища и 377-го гаубичного артиллерийского полка. В резерве коменданта сектора комбрига Д. В. Аверина находились также окружные интендантские курсы. Южный сектор (от Белогородки до Мрыги) обороняли 600-й и 640-й полки 147-й стрелковой дивизии, 28-й отдельный пулеметный батальон, 1-е Киевское артиллерийское училище, 344-й гаубичный артиллерийский полк, 45, 538 и 555-й истребительно-противотанковые артиллерийские дивизионы. Комендантом сектора был назначен майор С. П. Лучников. В его резерве находился 1-й стрелково-пулеметный батальон.

Оборона второй полосы от Беличей до Никольской Борщаговки возлагалась на 206-ю стрелковую дивизию, а на участке от станции Пост-Волынский до Корчеватого - на 2-ю воздушно-десантную бригаду. Третья полоса войсками не занималась.

В резерве коменданта Киевского укрепленного района нолков-ика Ф. С. Сысоева (возглавлял УР с 9 по 19 июля) находились 132-й танковый полк и 20-й пограпотряд.

На позициях КИУРа в это время насчитывалось около 40 тысяч бойцов, 29 танков, 288 артиллерийских орудий, 148 минометов.

6 июля создается штаб обороны города. В его состав вошли представители Юго-Западного фронта - полковник А. Ф. Чернышев (начальник штаба) и майор М. Д. Чукарев (начальник инженерной службы), а также секретарь обкома КП(б)У М. П. Мишин, председатель облисполкома Т. Я. Костюк, секретари горкома партии Т. В. Шамрило и К. Ф. Москалец, председатель горисполкома И. С. Шевцов. Штаб разработал план борьбы с противником в случае прорыва укрепленного района. Город разбивался на три сектора. В каждом из них создавался свой штаб оброны.

Правый сектор включал северо-западную часть города от Днепра до Житомирского шоссе. В распоряжение штаба сектора поступали подразделения Киевского танко-технического училища, два истребительных батальона (700 человек) и два отряда народ­ного ополчения (4600 человек), сформированные из коммунистов и комсомольцев Подольского района. Начальником был назначен подполковник А. В. Шевелев из Киевского танко-технического училища, комиссаром - первый секретарь Подольского райкома партии И. И. Миронов.

Центральный сектор охватывал западную часть города от Житомирского шассе до станции Пост-Волынский. Штаб сектора имел пять истребительных батальонов и 9 отрядов народного ополчения общей численностью 13 тысяч человек. Начальник сектора - командир 4-го полка НКВД полковник М. А. Косарев, комиссар - первый секретарь Октябрьского райкома партии А. И. Давыдов.

Юго-Западная часть Киева от станции Пост-Волынский до Днепра составляла левый сектор. Штаб сектора располагал истребительными батальонами и отрядами народного ополчения общей численностью около 12 тысяч человек. Во главе сектора стояли начальник 1-го Киевского артиллерийского училища полковник С. С. Волкенштейн и первый секретарь Московского райкома партии Ф. П. Остапенко.

На начальников и комиссаров возлагалась ответственность за строительство и дальнейшее совершенствование оборонительных сооружений, организацию системы огня и заграждений, боевую подготовку, морально-политическое состояние и дисциплину лич­ного состава. Большое внимание штаб обороны города уделял охране двух железнодорожных, трех автогужевых, четырех пон­тонных мостов и 30 паромных переправ. Для защиты их привле­кался Днепровский отряд кораблей Пинской военной флотилии. С воздуха войска укрепрайона и город прикрывали 3-я зенитная и 36-я авиационная дивизии ПВО, а также истребительная авиа­ция фронта.

Благодаря огромной организаторской работе ЦК КП(б)У, руководства фронта, округа и городской партийной организации Киевский укрепленный район к 9 июля был приведен в боевую готовность.

5-й Коростеньский укрепрайон (КоУР)

Коростеньский укрепрайон (КоУР), иначе назывался 5-й УР или УР №5. Решение о строительстве Коростеньского укрепрайона было принято в 1931 году. Предполагалось начать работы в апреле 1931 года, а основные бетонные работы закончить к ноябрю. Однако, директива Штаба РККА № 053171 относительно строительства нескольких УРов, в том числе и Коростеньского состоялась лишь 16 апреля 1931 г. И лишь 21 мая 1931 года окружная комиссия по обороному строительству рекогносцировала район размещения будущего КоУР.
Земляные работы начались лишь со второй половины июня, а бетонные только в начале августа. Работы велись до 1934 г., когда была построена основная масса долговременных сооружений. Отдельные же сооружения строились и в период до 1936 г. включительно.
Следует заметить, что в рамках строительства КоУР проводились гидротехнические работы, которые должны были обеспечить затопление местности между позициями и линией госграницы. Именно здесь начинаются знаменитые Припятские (Рокитненские) болота, которые протянулись на восток почти на 600 километров и с севера на юг на 200, и которые делают эту местность непригодной для ведения боевых действий.

Коростеньский укрепрайон имел протяженность 182 километра (по данным Р.С.Иринархова 130 км.), на которых располагались по советским данным 433 пулеметных ДОТа и 5 артиллерийских. По немецким данным 1942 года 8 орудийных казематов (плюс 10 недостроенных), 206 пулеметных казематов и 12 командных пунктов.
На современной карте синией линией показана госграница по состоянию 1921-1939г. Фиолетовым цветом выделена зона расположения сооруженний Коростеньского УРа. Она шла по рубежу Рудня- Белокоровичи- Осовка - Белка-Зарубинка - ст. Фонтанка.
В 1938-29 годах перед линией сооружений был построен дополнительный узел обороны перед и в Емильчино. Удаление укрепрайона от границы от 1 километра на северном фланге до 96 километров на южном. Между северным флангом Коростеньского УРа и южным флангом Мозырского УРа в Белоруссии остался неприкрытым промежуток в 60-70 километров, через который с северо-запада на юго-восток в направлении Милашевичи - Овруч открывал путь к Киеву. Кроме того, противник, наступая в этом направлении сразу же выходил в тыл Коростеньского укрепрайона.
Правда, следует заметить, что местность между Лельчицами и Олевском значительно менее благоприятна для наступления нежели от Сарн к Олевску и далее к Коростеню и Киеву. Или от Ровно к Новоград-Волынскому и далее к Киеву.

От автора. Явно чувствуется, что у страны не хватало средств, чтобы связать укрепрайоны в единую линии, лучше, эшелонированию в 2-3 эшелона. Пожэтому и прикрывали только наиболее вероятные направления.

7-й Новоград-Волынский укрепрайон (Н-ВоУР)

Новоград- Волынский укрепрайон (Н-ВоУР), иначе называвшийся 7-й УР или УР №7. Решение о строительстве Новоград-Волынского УР было принято на год позже (1932), нежели Коростеньского и Летичевского, поскольку на одновременное строительство всех трех одновременно не хватало средств. Необходимость же в Н-ВоУР диктовалась тем, что между Коростеньским и Летичевским УРами оставался неприкрытый промежуток свыше 140 километров. Строительство в основном, было закончено в 1937-38 годах.
Общая протяженность укрепрайона составляла 120 километров. По советским данным в нем насчитывались 182 пулеметных ДОТа и 17 артиллерийских. По данным Иринархова имелось 216 оборонительных сооружений. По немецким подсчетам 1942 года - 16 орудийных казематов (плюс 2 недостроенных), 53 противотанковых каземата плюс 7 недостроенных), 138 пулеметных казематов (плюс 2 недостроенных), 5 командных пунктов (плюс три недостроенных).
Все сооружения располагались в одну линию и только возле города Новоград-Волынский и Новомиропольск в две линии.

Линия укреплений проходила по рубежу Варваровка- Вершница- Чижовка,- Елизабет- Натальевка- Новоград-Волынский- Суслы- Новомирпольск- Коростки.
В основном передний край проходил по восточному берегу реки Случ.

От автора. Новоград-Волынский укрепрайон проходил на удалении от 24-80 километров от границы. Однако, закладывать в промежутке между линей госграницы и рубежом Новоград-Волынского УРа тайные партизанские базы, на которые в случае войны могли бы базироваться партизанские отряды, как это предлагают Старинов и Боярский, просто негде. Обратите внимание, что лесные масивы занимают не более 20% площади между укрепрайоном и госграницей.И вдобавок пересекаются множеством дорог.

1-й Киевский укрепрайон (КиУР)

Киевский укрепленный район (КиУР), иначе называвшийся 1-й УР или УР №1. В отличие от всех остальных укрепрайонов, располагавшихся вблизи линии границы, он предназначался для непосредственной защиты столицы Украины. Этим и предопределяется его столь значительное удаление от госграницы 210 километров. Решение о строительстве Киевского УР было принято в 1928 году. Комендантом КиУРа был представлен 14 ноября 1928 г. откорректированный проект строительства укрепрайона № 2сс, который и был в основном утвержден Народным Комиссаром по Военным и Морским Делам.
в 1929 г. в КиУРе планировалось построить 51 долговременное сооружение, к возведению которых и приступили весной 1929 года. Однако уже 5 сентября 1929 г. комендантом укрепрайона был представлен начальнику штаба РККА дополнительный проект № 131сс по строительству УРа. В этом документе предусматривалось возвести в течение 5 лет 239 боевых сооружений. Директивой № Э/0036 начальника штаба УВО от 13.09.1929 г. этот проект был утвержден, и по нему в дальнейшем велось строительство сооружений КиУРа с учетом внесенных в 1931 и 1932 гг. наркомом обороны и начальником штаба РККА изменений.
Строительство было в основном выполнено в 1934 году, но работы продолжались и в 1936.
Общая протяженность Киевского УР была 85 километров (По Р.С.Иринархову - 55 км.). В основном сооружения распологались западнее Киева по восточному берегу реки Ирпень Боркин- Белгородка, севернее Бояркя, Вита Почтовая, Кременица, Мрыги.

Можно сказать, что Киевский УР был как бы вторым эшелоном, поскольку впереди него границу прикрывали Коростеньский, Новоград-Волынский и Летичевский УРы. Однако, расположение их было таково, что противник сравнительно легко, обходя Новоград-Волынский УР с юга Через Шепетовку, либо Летичевский с севера через Староконстантинов, выходил в тылы обеих укрепрайонов, после чего от Житомира получал возможность обходить Киев и с юга и с севера. Этот недостаток был устранен, да и то частично созданием в 1938г. двух УР (Шепетовским и Староконстантиновским).

По советским данным КиУР имел 190 пулеметных ДОТов и 3 артиллерийских ДОТа. По немецким данным 1942 года 3 орудийных каземата, 21 противотанковых каземат, 184 пулеметных каземата и 12 командных пунктов.

В отношении Киевского УР очень интересен доклад заместителя наркома НКВД Украины Б.З.Кобулова в ЦК КП(б) Украины, датированный 11 января 1939 года, по которому можно отчетливо видеть действительные боевые возможности УРа еще в то время, когда вопрос сворачивания укрепрайонов по старой границе даже не стоял. Явно видно, что военные полагали строительство УРов делом бессмысленным и относились к этому делу формально. КиУР не был готов к выполнению боевых задач ни в 1939, ни тем более, в 1941. И даже если бы в сентябре 1939 граница не сместилась бы на запад, Киевский УР в 41 сыграл бы едва ли более серьезную роль, чем сыграл.

От автора. Кстати, заметим, что Киевский УР строился и был закончен строительством в те времена, когда округом командовал, в частности командарм 1-го ранга И.Э. Якир (ноябрь 1925 - май 1937), в отношении которого демократические историки дружно утверждают, что если бы он, как и некоторые другие высшие военачальники не были репрессированы, то Красная Армия встретила бы врага во всеоружии, в полной боеспособности и легко бы отразила агрессора. Однако, когда читаешь этот доклад, свидетельствующий о полном безразличии к состоянию укрепрайона и сопоставляешь его с повышенным вниманием командующего Украинским (Киевским) военным округом к развитию партизанства (подготовка диверсантов, закладка тайных складов с оружием и т.п.), то возникает стойкое ощущение двойственности или даже двуличности этого человека. Закрадывается крамольная мысль, что расстрелян он был не совсем зря. Во всяком случае, он очень даже виновен в удручающем состоянии КиУР. Большая часть недостатков КиУРа являлась органической, заложенных уже в момент проектирования и строительства. Едва ли, командующие, пришедшие ему на смену, привели КиУР в состояние полного развала. Большинство недостатков УР, сделавших его совершенно небоеспособным, образовались как раз в период командования округом именно тов. Якиром.
Как то сильно не вяжутся с фактами утверждения знаменитого советского энтузиаста партизанства И.Г. Старинова о том, что Якир стремился создать некий тандем из линии укрепрайонов и действующих перед линией в тылу противника партизан. Да, диверсионной подготовке он уделял большое внимание, но в сочетании с полным безразличием к укрепрайонам

Итак, доклад Б.З.Кобулова:

Киевский укрепрайон расположен радиусом до 100 км вокруг Киева, левый и правый фланги прилегают к Днепру. Укрепленный" район должен предоставлять хорошо оборудованную зону и должен служить долговременной оборонительной позицией с задачей защиты подступа к Киеву. Кроме этого, должен прикрывать части, находящиеся в Киеве, которые могли бы маневрировать и наносить удары противнику.

Исходя из задач, поставленных перед Киевским укрепленным районом, он должен бы быть уже приведен в полную боевую готовность. В действительности же Киевский укрепленный район на сегодня представляет только лишь скелет предмостной позиции , состоящей в основном из пулеметных сооружений сопротивляемости ружейной пули и орудийного снаряда до 8 дюймов, и совершенно не обеспечен положенным специальным оборудованием (связью, хнмзащитой, водоснабжением, отоплением, освещением и т. д.).

Из 257 сооружений, имеющихся в районе, только 5 готовы к боевому действию. Левый и правый фланги укрепленного района не защищены и имеют свободный проход для противника (левый -4 км, правый -7 км).

В центре зоны укрепленного района (в Белгородском узле) образован мешок (разрыв в 7 м). через который открыт свободный проход противнику н глубь укрепленного района к Киеву.
Передний край долговременной полосы удален от центра Киева лишь на 15 км, что даст возможность обстрела противником Киева, не вторгаясь в укрепрайон.

Из 257 сооружений укрепленного района у 175 отсутствует нужный горизонт обстрела из-за рельефа местности (бугры, горы, крупный лес и кустарник).

Планировочные работы по укрепленному району, несмотря на указания правительственной комиссии, обследовавшей УР в 1937 г., оттягиваются выполнением на военное время, тогда как эти работы необходимо проводить немедленно. Только по одному 3-му участку необходимо для планировочных работ снять 15 (КК) кубометров земли, для чего потребуется не менее 4 меся цен работы. Аналогичное положение и по другим трем участкам.

В целом по укрепленному району для расширения сектора обстрела существующим сооружениям необходимо снять до 300000 кубометров земли и вырубить до 500 га леса и кустарника. На протяжении нескольких лет маскировка огневых сооружений не обновлялась и не ремонтировалась, вследствие чего на 75% сооружений она пришла в негодность и требует замены.

Герметическое приспособление к амбразурам, к пулеметным сооружениям, имеющим заслонки амбразур 1929 1930 гг.. а также к заслонкам артиллерийских наблюдательных пунктов не подходит. В силу этого в сооружениях на главных направлениях (Житомирском, Петровском, Чайковском, Романовском) на пунктах фактически герметического приспособления не имеется. В целом по укрепленному району не обеспечены герметизацией амбразуры у 284 пулеметов и 67 артиллерийских наблюдательных пунктов.

140 долговременных огневых сооружений оборудованы пулеметными заслонками 1930 г., которые при стрельбе закрываются автоматически и способствуют поражению бойцов из своих же пулеметов рикошетнрованными пулями.

Оптическими приборами укрепленный район обеспечен только на 2%. Из имеющегося наличия газоопределителей на один не испытывался, а по агентурным данным, они непригодны.
Перископы в укрепленном районе совершенно отсутствовали до декабря 1938 г. 25 декабря 1938 г. были доставлены в укрепленный район 150 перископов на сумму 300 000 руб. По распоряжению комбрига Швыгина эти дорогостоящие перископы сложены на дамбе возле склада, несмотря на наличие помещения, и приходят в негодность.
Биноклями укрепленный район совершенно не обеспечен (имеется в НЗ 18 штук совершенно негодных к использованию).

Подземной связью укрепленный район полностью не обеспечен. Для приведения связи в порядок требуется проложить 100 км кабеля. Заложенный кабель при первой же бомбардировке противником огневых точек выйдет из строя, так как он лежит на глубине от 80 до 120 см.

Оборудованием для химической обороны сооружения укрепленного района не обеспечены. Агрегатов для освещения огневых точек и приведения в движение гидровентиляционной системы не хватает на 184 сооружениях, а имеющиеся агрегаты не проверены в действии.

Почти во всех сооружениях отсутствует вода.

Действующего отопления в сооружениях укрепленного района нет. Установлено паровое отопление на 4 сооружениях, которое не работает.

Кроме перечисленных выше крупными недостатками укрепленного района являются:
1) Отсутствие непосредственной огневой защиты мостовых переправ через реку Ирпень, железнодорожный Ирпенский мост и шоссейные Житомирский. Демидовский, Романовский, Белгородский, Иочтово-Витянский, Круглянский и Леснические мосты.
2) Отсутствие командных пунктов (батальонных, комендантского и полевых войск усиления).
3) Отсутствие долговременных убежищ и позиций для прожекторных установок.
4) Отсутствие долговременных убежищ для полевых войск.
5) Отсутствие складов боеприпасов и продовольствия.

Прочим оборудованием - пулеметными столами, бачками для охлаждения, нарами, откидными сиденьями - сооружения обеспечены только на 70%, причем требуется полная замена имеющегося деревянного оборудовании, пришедшего в негодность.

По акту правительственной комиссии от 25 августа 1937 г., наметившей конкретные мероприятия, ни командованием Киевского укрепрайона, ни отделом инженерных войск KOBO ничего не принято. Особенно неблагополучно обстоит с состоянием гидротехнических сооружений (плотин), предназначенных для заболачивания подступов к переднему краю укрепленной полосы у сел Назаровичи, Демидова и Красного хутора. В 1931 - 1932 гг. было построено для этой цели 3 плотины. В 1933 г. во время паводка плотины были размыты (убытки 1200000 руб.). Впоследствии была восстановлена одна Демидовская плотина, которая вторично размыта в 1935 г. Для восстановления Демидовской плотины в 1937 г. было ассигновано 250 000 руб. (по заключению специалистов, требуется 2 миллиона руб.), которые израсходованы не по назначению.

Штаб КИУР с целью снятия с себя ответственности в августе 1938 г. передал плотину для ремонта Упюсдору, но не отпустил средств для ее ремонта. Ушосдор работ никаких не провел и передал обратно КИУР.

В полосе Киевского укрепленного района отделом инженерных войск KOBO выстроен командный пункт для штаба KOBO. Постройка командного пункта началась в 1932 г., но по сие время не закончена.

Водопроводные трубы, трубы для отопления водяной системы, электрокабель и кабель связи заложены на глубине 150 см и будут разрушены при первой же бомбежке. Электропроводка в пункте не закончена, и к установлению собственных силовых установок не приступлено.

Киевский укрепленный район на 5 января 1939 г. к отмобилизованию не готов, мобилизационный план полностью не отработан. Учетных данных боевых сооружений в мобплане не отражено, оперативный план также отсутствует. Во вновь составляемом мобплане не отражено снабжение боеприпасами и продуктами. Батальонные и ротные районы не определены, порядок распределения людей по району не отработан.

О небоеспособности Киевского укрепленного района и непринятии мер комендантом КИУР Особый отдел KOBO неоднократно информировал командование KOBO, но, несмотря на это, до сего времени ничего не предпринято.

3-й Летичевский укрепрайон (ЛеУР)

Летичевский укрепрайон (ЛеУР), иначе называвшийся 3-й УР или УР №3. Решение о строительстве Летичевского укрепрайона было принято в 1931 году. Предполагалось начать работы в апреле 1931 года, а основные бетонные работы закончить к ноябрю. Однако, директива Штаба РККА № 053171 относительно строительства четырех УРов (Коростеньский, Летичевский, Могилев-Ямпольский и Тираспольский), в том числе и Летичевского состоялась лишь 16 апреля 1931 г. Во второй половине мая 1931г. в округ выехала комиссия РККА по оборонному строительству во главе с С.С. Каменевым, которая посетила 19 мая участок, на котором предполагалось строительство Летичевского УР.
Земляные работы начались лишь со второй половины июня, а бетонные только в начале августа. Работы велись до 1934 г., когда была построена основная масса долговременных сооружений. Отдельные же сооружения строились и в период до 1936 г. включительно
Общая протяженность укрепрайона по разным данным составляла 122-126 километров. По советским данным было построено 340 пулеметных ДОТов и 7 артиллерийских ДОТов.Однако, С.Р.Иринархов пишет, что количество сооружений составляло 354. По данным немецких специалистов, которые ревизовали в 1942 году всю линию советских укреплений, в Летичевском УР насчитывалось 22 орудийных каземата (плюс 53 недостроеных), 336 пулеметных казематов (плюс 23 недостроеных) и 36 командных пунктов.

От автора. Трудно однозначно отдать предпочтение чьим либо данным. Советские исследователи опираются, в основном на документацию, которая в большей степени отражает плановые, а не действительные данные. И мимо них могли пройти документы, котоорые изменяли ранее установленные планы. С другой стороны, немцы, хотя исследовали то, что можно потрогать руками, однако могли какие то сооружения пропустить, проехать мимо, не заметив. Сегодня тем более невозможно произвести точный подсчет, поскольку многое могло быть уничтожено в прошедшее время.

Правый фланг укрепрайона располагался у города Хмельник и шел по восточному берегу реки Южный Буг через Новоконстантинов, Сусловцы, Летичев, Волосское (юго-юго-восточне Деражны), Галузинцы, по реке Ровец до городка Бар, Козаровка, Ялтушков, по реке Лядова до села Катюжаны.
До старой советско-польской границы около 100-120 км. От левого фланга Летичевского УРа до правого фланга Могилев-Подольского УРа (село Серебрия) ничем не прикрытый промежуток примерно в 34 километра, хотя местность здесь слабо пересеченная безлесная и имеет достаточно дорог. От правого фланга Летичевсого УРа до левого фланга Новоград-Волынского Ура неприкрытый промежуток порядка 30-40 км. километров, хотя здесь проходит шоссе от города Хмельницкий к Житомиру.

В основном, Летичевский УР прикрывал направление на Винницу.

И только три нижеописываемыех укрепрайона образуют практически непрервыную линию оборонительных сооружений. 400 километров из 1850 километров западной границы СССР. И все эти 400 километров проходят по берегу пограничной реки Днестр. Если по уверениям Старинова, партизанские базы закладывались в 30-100 километрах западнее линии укрепрайонов, то здесь они могли закладываться только на тогдашней территориии Румынии.
Заметим, что в 1941 году новая граница проходила гораздо западнее, по реке Прут, где укрепрайонов не было. Но...Вермахт в первую неделю войны не стал форсировать даже эту.менее значительную водную преграду, чем Днестр. Он решил эту проблему тактически, прорвав границу севернее, у Львова. Для советских войск возникала угроза быть отрезанными от тылов и прижатыми к границе.
Пришлось отходить самим

12-й Могилев-Подольский укрепрайон (Мо-ПоУР)

Могилев-Подольский укрепрайон (Мо-ПоУР), иначе называвшийся 12-й УР или УР №12. Нередко, в том числе и в служебных документах, его называют также Могилев-Ямпольским УР. Решение о строительстве Могилев-Подольского укрепрайона было принято в 1931 году, когда комиссия обороны приняла решение о начале строительства в Украинском военном округе (УВО) 5 новых укрепрайонов: Коростеньского, Летичевского, Могилев-Ямпольского, Рыбницкого и Тираспольского. Во второй половине мая 1931г. в округ выехала комиссия РККА по оборонному строительству во главе с С.С. Каменевым, которая посетила 18 мая участок, на котором предполагалось строительство Могилев-Подольского УР.

Протяженность укрепрайона 120 километров, глубина до 5 километров. По советским данным в нем имелось 240 пулеметных ДОТов и 18 артиллерийских ДОТов. По немецким данным 1942 18 артиллерийских казематов, 13 противотанковых казематов и 264 пулеметных каземата. Все они строительством были закончены к 1938 году.Особенностью было то, что практически не было предполья, так как передовым рубежом была река и ее обрывистые танконеприступные берега. В некоторых источниках утверждается, что большая часть сооружений была не бетонная а дерево-земляного характера.

УР № 12 проходил непосредственно по восточному берегу Днестра, примыкая правым флангом (с.Серебрия) к Летичевскому УРам (промежуток между ними около 34 км.), левым флангом заканчиваясь у села Грушки, взаимодействовал с Рыбницким УРом.
Сооружения располагались непосредственно на берегу, имея перед собой зеркало воды Днестра.

Основной задачей этого УР было прикрытие линии государственной границы, усиление естественных препятствий, защита района развертывания полевых армий.

Заслуживает внимания докладная записка заместителя наркома НКВД Украины Б.З.Кобулова от 16 января 1939 года, описывающая состяние укрепрайона. Кстати, он называет этот УР Могилев-Ямпольским.

Вот этот доклад.

В данное время воинские части Могилев-Ямпольского укрепрайона и Управление инженеров непосредственно подчинены в/ч 4685, находящейся в г. Тульчине в 120 км от УР.

На территории Могилев-Ямпольского укрепленного района имеется 297 огневых сооружений, из коих 279 дотов и 18 артиллерийских полукапониров.

Весь укрепленный район разбит на два сектора: 1-й сектор находится на правом фланге УР и расположен на территории Муровано-Куриловецкого, Новоушицкого, Ярышевского и частично Могилев-Подольского районов и 2-й сектор расположен на левом фланге УР на территории Ямполь-Подольского и частично Могилев-Подольского районов.

Правый фланг УР подчинен 50-му отдельному пульбату и левый фланг - 40-му отдельному пульбату.

Проверкой огневых сооружений и их материальной части УР особым отделением в/ч 4685 установлено следующее. Материальная часть огневых сооружений находится в неудовлетворительном состоянии. На территории 2-го сектора имеется 9 огневых артиллерийских полукапониров. Из них 3 сооружения - "Скала", "Партизан" и "Мюд" - не имеют фильтровентиляционного оборудования, которое, по сообщению ОИВ KOBO, поступит только в I квартале 1939 г.
В ОПК "Сталин", "Ежов" и "Димитров" фильтры установлены, но нет вентиляторов мощностью 5 тыс. куб.м. в час. Воздухозабориые приспособления до сих пор в этих сооружениях не установлены из-за отсутствия на них чертежей, не высланных инженерным отделом KOBO.

В связи с происходящим переоборудованием огневых сооружений, артиллерийских полукапониров на территории УР в казематах царят хаос и беспорядок. Оборудование не обтирается от воды, маслом не смазывается, покрывается пылью и ржавчиной и в конечном итоге от такой эксплуатации приходит в негодность.
Электропроводка во многих ОПК перепутана и совершенно не обеспечивает их электроосвещение.
Находящиеся в ОПК моторы внутреннего сгорания марки АЛ-6-12 и АЛ-12 -2, предназначенные для приведения в действие фильтровентиляционного оборудования и освещения, для минных сооружений малопригодны, так как не имеют противосыростной изоляции, что затрудняет их пуск, и они из-за отсутствия должного ухода ржавеют.

Противогазами большинство личного состава гарнизона не обеспечено, так как на складах пульбатов и в НЗ их совершенно не имеется.

Минные сооружения типа "Б" должны иметь внутри колодцы, но из 15 минных сооружений 2-го сектора колодцы имеются только в двух.

В 1-м секторе УР вырытые колодцы совершенно не работают вследствие неисправности оборудования и насосов.

Полукапонирная артиллерия в огневых сооружениях находится в неудовлетворительном состоянии. Все пушки собраны из некомлектных деталей разных пушек. Формуляров на пушки не имеется. Пушки, находящиеся в сооружениях 1932 г., только в 1937 г. подверглись полной разборке и чистке, вследствие чего вся материальная часть пушек внутри имеет следы ржавчины.

Пружины накатников пушек большей частью собраны неправильно (вместо левой поставлена головная правая пружина), что при стрельбе приводило к самоотвинчиванию головки цилиндра компрессора, и ствол пушки после нескольких выстрелов мог сойти с установки. В двух пушках вместо веретенного масла была налита олифа, забивающая отверстие маслопровода, что могло привести к взрыву цилиндра компрессора. В 14 пушках проворот дистанционного барабана прицела установлен был больше на 25 делений, в результате чего стрельба производилась бы не по цели. В ряде орудий сальники пришли в негодность и пропускают масло. Боевыми шнурами пушки обеспечены только на 40%. Во многих орудиях от перекоса рам полопались и вышли из строя коробчатые и смотровые окна, и во время химатаки газы легко могут проникнуть во внутреннюю часть огневых сооружений.

Перископы марки ПДН-2 хранятся в складах, не приспособленных для хранения оптических приборов, и выходят из строя.
Ящики с запасными частями дли орудий находятся не в сооружениях, а в отдаленных складах.

На ОПК "Правда" в одном из орудий лопнула рама замка пушки. Артиллерийские минные сооружения до сего времени не оборудованы подъемниками для подачи снарядов из казематов непосредственно к орудиям па высоту 9-10 м, и снаряды подаются примитивным способом (веревкой), что может привести к несчастным случаям.

Сооружения, находящиеся на переднем крае (на берегу р. Днестр), не имеют совершенно закрытых подступов для гарнизона, и бойцы вынуждены подходить к сооружениям по открытой местности.

В целях усиления УР Наркоматом обороны было намечено построить в 1938 г. три полукапоиира. В сентябре 1938 г. было приступлено к посадке 1-го полукапонира.
В районе м. Камосса был вырыт котлован, подвезены необходимые материалы (цемент, щебень, лес и т. д.), а затем последовало распоряжение Штаба KOBO о переносе строительства полукапонира в с. Великая Коспица, в результате средства оказались затраченными впустую и ни одно сооружение к 1 января 1939 г. не построено.

В 1939 г. по линии погранотряда в населенных пунктах по демаркации построены каменные заборы, которые в ряде мест сократили сектор обстрела дотов. В результате в селах Великая Косница и Борош Ямпольского района 4 пулеметных сооружения не имеют огневой связи с соседними дотами.

Аналогичное положение с сокращением сектора обстрела имеется в городах Могилев-Подольский и Мур-Куриловцы.

Воинские части необходимым вооружением и боеприпасами полностью не обеспечены.
40-й отдельный пулеметный батальон по состоянию на 1 января 1938 г. обеспечен в следующем виде:
станковыми пулеметами на 83%;
ручными пулеметами - на 83%;
винтовками - на 50%;
винтовочными патронами - на 68%;
арт. снарядами -на 78%;
запасными частями ко всем видам оружии - на 75%.

Аналогичное положение и в 50-м пульбате.

Укрепленный район до сего времени не укомплектован по штатам военного времени средним командным составом - приписниками.

40-й отдельный пульбат средним командным составом укомплектован только на 80%. Командный состав, приписанный из отдаленных местностей и городов (Саратова, Москвы, Ленинграда), может прибыть в УР лишь через 5-6 дней после объявления мобилизации.

По штатам мирного времени в 50-м отдельном пульбате недостает старшего начсостава--4 чел., политруков -2 чел., среднего начсостава - 55 чел.

При существующих штатах рядового состава (особенно пулеметчиков) пульбаты не могут выполнить возложенных на них задач, так как в роте но штату имеется 21 пулеметчик, а рота должна обслужить 50 сооружений. Вследствие этого бойцы вынуждены ходить в наряд через сутки, а оборудование в сооружениях из-за отсутствия должного ухода ржавеет.

Кадрами артиллеристов пульбаты совершенно не обеспечены, так, например, в 40-м отдельном пульбате из лиц среднего начсостава нет ни одного опытного и знающего артиллериста. При наличии артиллерии пульбаты по штатам совершенно не имеют артиллерийских мастеров, которые смогли бы вести технический надзор за капонирной артиллерией и своевременно устранять неисправности и поломки материальной части.

Части УР на продолжении всего времени своего существования не имеют никакого руководства со стороны высшего командования в деле боевой подготовки (выучки личного состава крепостному делу). Специальных программ занятий воинские части не получают, а составляют их по своему усмотрению из общевойсковой программы. В связи с этим личный состав УР в должной мере не подготовлен и не имеет достаточных знаний по боевой подготовке. Наряду с этим части УР не обучаются наступательному бою. Ни один из пулеметных батальонов на протяжении всего времени занятий в масштабе батальона не проводил.

Об отмеченных недостатках по Могилев-Ямпольскому УР Особым отделом KOBO неоднократно информировался командующий войсками Киевского Особого военного округа командарм 2 ранга тов. Тимошенко, однако никаких мер не принято.

Зам. народного комиссара внутренних дел УССР Кобулов

80-й Рыбницкий укрепрайон (РыУР)

Решение Комиссии обороны о возведении Рыбницкого укрепрайона было принято в начале 1931 года тем же документом, что и Коростеньского, Летичевского, Могилев-Подольского (Могилев-Ямпольского), и Тираспольского.
Директива о начале строительства РыУра появилась 24 апреля 1931 года. 17 мая 1931 участок строительства был осмотрен Комиссией по оборонному строительству. Проект укрепрайона был утвержден 30 июня 31 начальником Штаба РККА.

Рыбницкий укрепрайон правым флангом касался села Грушка на берегу Днестра и практически смыкался правым флангом с Могилев-Подольским УРом. Далее он тянулся тянулся по берегу через Кузьмин, Каменка, Подойма, Рашково, Белочи, Рыбница, Попенки, Бугучаны, Цыбулевка, Гоян и заканчивался у у места впадения реки Ягорлык в Днестр, почти смыкаясь в Тираспольским укрепрайоном.

Протяженность -120 км (по другим данным 135 км.), глубина 3 км.
По немецким данным 1942 года в Рыбницком УРе имелось 4 орудийных каземата, 250 пулеметных и 8 командных пунктов.

По данным М.И.Свирина, который ссылается на архивные документы и приводит их перечень (легко запросить и проверить), в Рыбницком УРе на 1941 года имелось 238 ДОТов.
По данным сборника "Крепость Россия" укрепрайон имел 199 пулеметных ДОТов, 11 артиллерийских ДОТов. В них располагались 527 пулеметов и 26 орудий.

Гарнизон укрепрайона 3 пулеметных батальона. Три батальона на 120 километров... Три на 120.

От автора. Как то это не совпадает с утверждениями Резуна о том, что по численности укрепрайон был равен стрелковой бригаде, а по огневой мощи армейскому корпусу. По пулеметам, если считать в сумме ручные и станковые, Рыбницкий УР был почти равен стрелковой дивизии штата № 4/400. Правда, если учитывать только станковые и крупнокалиберные, то в дивизии их было 190, а в УРе 527.
А вот при сравнении артиллерии огневая мощь укрепрайона не идет ни в какое сравнение со стрелковой дивизией. На 26 орудий укрепрайона калибра 45-76мм дивизия имеет 96 орудий. Кроме того, в дивизии есть 32 122-мм. и 12 152 мм. гаубиц, коих ни одной нет в укрепрайоне.
Так это мы УР сравнивали с дивизией. А корпус это 3-4 дивизии, плюс артиллерийские и другие части корпусного подчинения. Снова "выдающийся историк со свежим взглядом на историю Великой Отечественно войны" элементарно лжет.

82-й Тираспольский укрепрайон (ТиУР)

Тираспольский УР, иначе 82-й УР (УР № 82) имел главнейшими направлениями дубоссарское и григориопольское, где его глубина достигала 5-8 км. Правый фланг ТиУР находился на берегу Днестра у селения Роги и далее укрепрайон шел вниз по течению Днестра по его восточному берегу через Дубосары - Григориополь - Тирасполь -Троицкое - Маяки. Т.е. левый фланг опирается на берег Днестровского лимана. Это самый левофланговый укрепрайон советской западной границы.

Его общая длина составляла 150 км по фронту и 4-6 км в глубину. Большей частью опирался в качестве естественных препятствий на болотистые долины рек Днестр и Турунчак. На этих участках боевая глубина укрепрайона составляла 1-3 км. Всего в укрепрайоне к июню 1941 г. имелось 284 сооружений, рассчитанных на сопротивляемость снаряду калибра 203 мм. - 262 пулемётных и 22 артиллерийских.
По немецким данным 1942 года УР имел 17 орудийных казематов, 1 противотанковых казематов, 259 пулеметных казематов и 22 командных пункта. все строительством закончены.

На вырезке из немецкой военной карты я позволил себе для наглядности выделить голубым территорию Румынии, а фиолетовым расположение сооружений Тираспольского УРа. На карте с немецкой скрупулезностью красными точками обозначены все сооружения, но при таком уменьшении они были бы просто не видны.

Очень четкое и наглядное описание Тираспольского урепрайона по состоянию на январь 1939 года дано в докладной записке заместителя наркома НКВД Украины Б.З.Кобулова. Технические подробности, приведенные в этом докладе никак не дают оснований утверждать, что это пасквиль, имеющий целью подвести под топор репрессий высших военачальников.

Тираспольский укрепленный район расположен на левом берегу р. Днестр и занимает фронт в 300 км.
Посадка сооружении на главнейших участках укрепленного района (Дубоссарское и Тираспольское направлении) произведена без увязки системы огня и тактического предназначения, причем полезно боевая глубина фронта не превышает 1- 3 км, за исключением районов Дубоссар и Григориополя, где глубина сооружений равна 5- 8 км.

Достаточно 203-мм снарядов или двух-трех попаданий в напольную стену 47- или 75-мм снарядов бризантного действия, как сооружение будет выведено из строя.

80% всех боевых сооружений не имеют сектора обстрела из-за существующих мертвых пространств. Значительное количество сооружений стали небоеспособны в результате вредительских действий бывших руководителей "Суклейстроя". Устройство и расположение оросительной системы проведены так, что для противника созданы пути беспрепятственного подхода и обхода огневых сооружений (насыпи, гидротехнические сооружения, виноградники и т. п.).

Вce сооружения УР, за исключением пулеметных оголовков мин, одноэтажные, с очень тесным габаритом размещения. Габариты сооружений были рассчитаны на внутреннее оборудование (сохланс, воздуховоды, фильтровентнляционная система и т. д.) образца 1932-1935 гг., которое по своему объему было значительно меньше, что давало возможность более удобно размещать людей, продовольствие и боеприпасы внутри сооружений. С введением новой системы оборудования, лучшего по боевому качеству, полезная площадь размещения людей и. главное, боеприпасов резко сократилась. Сооружения стали тесны, и пребывание в них людей без усиленной тренировки на выносливость (особенно переменного и приписного состава), без дополнительных мероприятий по оборудованию, по существу, невозможно.

На оборудование и эксплуатацию сооружении было отпущено в 1938 г. 2 млн. руб. с титульным назначением. План дооборудовании укрепленного района, утвержденный Военным советом KOBO, выполнен в следующем виде:
по размещению и оборудованию внутри ДОТ - на 65%;
по маскировке и постройке железобетонных двориков - на 60%.

Невыполнение плана дооборудования Тираспольского укрепленною района объясняется тем, что район своевременно не был обеспечен со стороны инженерных войск KOBO железом, цементом, лесом, оборудованием и т. д., и тем, что оборудование УР срывалось участником военно-фашистскою заговора Барабашевым, начальником инженеров УР (арестован).

Наряду со вскрытыми недочетами, понижающими боеспособность укрепленного района, заслуживает серьезного внимания вопрос мобготовности частей Тираспольского укрепленного района и в/с 4886.

Основными частями укрепленного района, имеющими кадры для дополнительного формирования частей, являются 64-й и 72-й пулеметные батальоны и 76-й отдельный артдивизион.

Существующие штаты пулеметных батальонов не могут обеспечить занятия всех сооружений при объявлении мобилизации. Это подтверждается следующим: пулеметный батальон имеет три линейные пульроты. Рота имеет 7 взводов, по 12 бойцов каждый, из них 9 младших командиров и 3 красноармейца.
Таким образом, пулеметная рота имеет только 21 красноармейца, которые в боевой обстановке могут занять только 6 сооружений, а 14 сооружений остаются незанятыми (рота по мобплану должна занять 20 сооружений).

Весь укрепленный район на мобпериод разбит на два эшелона; первый - это сооружения, расположенные на берегу р. Днестр, и второй - это сооружения, находящиеся в глубине.

Первый эшелон должен быть занят бойцами по тревоге (от одного часа до 8 часов), и второй эшелон занимается через 24 часа, причем сооружения этого эшелона занимаются исключительно бойцами приписного состава.

Такое моборгразвертывание дает возможность противнику беспрепятственно проникнуть в укрепрайон, тем более что в первый день мобдействий больше 50% сооружений будут бездействовать, так как не будут заняты бойцами. Положение с моборгразвертыванием усугубляется еще и тем. что штабы пулеметных батальонов, роты и склады с вооружением дислоцированы от границы на расстоянии прямого выстрела винтовки врага, не говоря о его пулеметах и артиллерии.

Отмобилизование 76-го отдельного артиллерийского дивизиона, развертывающегося в артполк, построено так, что он может дать, сообразуясь со штатной структурой, к исходу дня "М-1" только 3 батареи (дивизион дислоцируется в 75 км в среднем) от переднего края укрепленного района.
Характерно, что дивизион, имея на вооружении 155-мм пушки французского образца, не имеет к ним снарядов (снаряды 155-мм по распоряжению штаба KOBO отправлены в г. Кременчуг), а поэтому дивизион при мобилизации может дать только 2 батареи (76- и 107-мм).
На 181-ю отдельную роту связи укрепленного района возложено обслуживание линии воздушной сети и узловых станций важнейших направлений. С объявлением мобилизации в укрепленном районе должно дополнительно быть установлено 9 узловых коммутаторов, которыми УР не располагает, откуда они должны поступить, никто не знает , и УР может остаться без воздушной связи.

Аналогичное положение с отмобилизованием и в/с 4886.

Для ликвидации последствий вредительства необходимо:
1. Срочно принять меры к дооборудованию сооружений (обеспечить оборудованием, ликвидировать слепые доты).
2. Пересмотреть дислокацию частей укрепленного района и в/ч 4886 (учитывая, что при существующем положении первые 4 дня мобилизации границу в 300 км по фронту будут прикрывать только 41 застава, 2 стрелковых батальона и 2 пулеметных батальона, что ни в коем случае недопустимо).
3. Пересмотреть штаты пулеметных батальонов в сторону их увеличения.
4. Переработать мобпланы частей, сделав их реальными.

Зам. народного комиссара внутренних дел УССР Кобулов

От автора. Читая этот доклад, не удается отделаться от мысли, что репрессии в армии в 1937-38 годах не были следствием маниакальной подозрительности Сталина, а были довольно таки обоснованными. Иначе как вредительством (пусть не по злому умыслу, а по халатности и недоумию, что объективно разницы по последствями не имеет) столь безобразное отношение высших военачальников, сладко почивавших под прикрытием любимца Сталина Климента Ворошилова, назвать просто невозможно.

Нанесли ли эти репрессии вред Красной Армии, или же она все же частично смогла избавиться от балласта, от военачальников неспособных руководить войсками в соотвествиями с требованиями времени, этого мы уже никогда не узнаем.

Многие демократические историки очень любят приводить цифры о количестве репрессированых командармов, комкоров, комдивов, комбригов под таким соусом, как будто звание "командарм 1-го ранга" автоматически делает человека выдающимся стратегом, искуссным полководцем, или как минимум талантливым военачальником.

Однако, практически все наши высшие военачальники середины тридцатых годов суть выдвиженцы революционных событий 1917-18 годов и крайне специфичной Гражданской войны. И заняли свои высокие посты в армии по большей части не по военным знаниям и навыкам, а по политической лояльности идеям коммунизма. Смогли бы они успешно управлять боевыми действиями против лучшей армии Европы - Вермахта мы не знаем. Во всяком случае, из оставшихся в живых (Ворошилов, Тимошенко, Буденный) никто полководческими талантами в Отечественную войну так и не блеснул.

Так ведь и столь любимые демократами "невинные жертвы сталинских репрессии " маршалы Тухачевский и Блюхер, которые по их мнению, не будучи репрессированными, повели бы войну против Германии куда удачнее, чем она сложилась, не отличились полководческими талантами, когда им предоставлялась возможность.

Достаточно напомнить, что именно Тухачевский командовал нашими войсками, во время советско-польской войны 1920-21 гг., и именно его безграмотные командирские решения привели к поражению в этой войне. Молодая республика в результате потеряла Западную Украину и Западную Белоруссию.

Ну а качество командования Блюхером Дальневосточным округом отчетливо проявилось во время советско-японского военного конфликта у озера Хасан в июле-августе 1938 года. Главный Военный Совет РККА на заседании 31 авгута пришел к следующим выводам:

"1. Боевые операции у озера Хасан явились всесторонней проверкой мобилизационной и боевой готовности не только частей, которые непосредственно принимали в них участие, но и всех без исключения войск ДКФронта.

2. События этих немногих дней обнаружили огромные недочеты в состоянии ДКФронта... Обнаружено, что Дальневосточный театр к войне плохо подготовлен. В результате такого недопустимого состояния войск фронта мы в этом сравнительно небольшом столкновении понесли значительные потери 408 человек убитыми и 2807 человек ранеными..."

Уточним, что действительные потери советских войск составили 960 чел. убитыми и 3279 человек ранеными; общее соотношение потерь СССР и Японии 3:1.

А в самом деле, какие у нас основания полагать, что и Тухачевский и Блюхер руководили бы Красной Армией лучше, нежели Ворошилов и Буденный? Только потому, что первым двоим воевать в Великой Отечественной, не пришлось?
Присвоение самых высоких званий и назначение на самые высокие должности сами по себе не делают человека автоматически полководцем. Полководец вырастает из рядового солдата и проходит все ступеньки командирского становления точно также, как новорожденный ребенок становится взрослым.
Конечно, не каждый солдат становится маршалом, но каждый маршал должен начинать с рядового.
Это еще раз подтвердила Великая Отечественная война. Все наши маршалы Победы начинали свой путь простыми красноармейцами в Гражданскую или в Первую Мировую. Драгунский унтер-офицер Жуков прошел все должности, прежде чем стал маршалом. А драгунский же вахмистр Буденный, ставший в одночастье сразу командармом, хоть и получил раньше Жукова маршальские звезды, по сути дела и по умению командовать так и остался вахмистром.
И нет никаких оснований полагать выдающимся теоретиком военного искусства вчерашнего военфельдшера, вдруг ставшего командующим фронтом (Фрунзе).

Источники и литература.

1.Дж.Э.Кауфман. Фортификация Второй Мировой войны 1939-1945. Европа. ЭКСМО. Москва. 2006г.
2. Карманный атлас СССР. Главное Управление геодезии и картографии при СНК СССР. Ленинград 1939г.
3. К фон Клаузевиц. О войне. АСТ. Terra Fantastica.Москва. санкт-Петербург. 2002г.
4. Сайт "Вторая мировая война" (otvaga2004.narod.ru/publ_w2/demyansk.htm).
5. Хрестоматия. Малая война. Организация и тактика боевых подразделений. Харвест. Минск. 2003г.
6.В.И.Боярский. Партизаны и армия. История упущенных возможностей. Харвест. Минск. 2003г.
7.И.Старинов. Записки диверсанта. Альманах "Вымпел". Москва. 1997г.
8.И.Г.Старинов.Мины замедленного действия. Альманах "Вымпел". Москва. 1999г.
9.И.Старинов. Заместитель по диверсиям. ЯУЗА.ЭКСМО. Москва. 2005г.
10.И.Старинов. Супердиверсант Сталина. ЯУЗА.ЭКСМО. Москва. 2004г.
11.И.Г.Старинов. Партизанское движение в Вел. Отеч. войне. Курс лекций. Воен. академия им.М.В.Фрунзе. Москва. 1949г.
12.П.Судоплатов. Разные дни тайной войны и дипломатии 1941г. ОЛМА-ПРЕСС. Москва. 2005г.
13. Справочный атлас государств, входивших в состав СССР. ПКО"Картография". ОНИКС. Москва. 2005г.
14. Сайт "Russian arms forum" (www.russianarms.ru/forum/index.php).
15. Сайт "Лельчицы lnfo" (www.lelchitsy.info/maps/maps/dots/all.jpg)
16.Р.С.Иринархов. Киевский особый. АСТ. Харвест. Минск. Москва.2006г.
17.Карманный атлас СССР. Главное Управление геодезии и картографии при СНК СССР. Ленинград 1940г.
18.А.Филиппи. Припятская проблема. АСТ. Москва. 2002г.
19. Органы гос. безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сборник документов. Т.1, К.1. А/O Книга и бизнес. Москва.1995г.
20. М.Н. Свирин. Зачем Сталин уничтожил "Линию Сталина".



Loading...Loading...