Военно историческая реконструкция в музеях. Военно-историческая реконструкция великих битв

Друзья, давайте поговорим на тему военных рекоснсрукций. Один мой приятель, давно занимается этим увлечением. Различные мероприятиях ко дню победы, военные фестивали, съемки в фильмах и передачах - список с их участием весьма обширный. Подобное увлечение весьма увлекательное и познавательное занятие. По моей просьбе, он скинул мне интересную статью, которая приоткрывает занавес и позволяет изнутри взглянуть на данное увлечение. Товарищ представляет бойца Вермахта, в связи с чем, большинство фотографий будет с вражеской стороны))
*все фото взяты из личного альбома.

Группы военно-исторической реконструкции - это объединения любителей военной истории, поставивших своей целью исторически достоверное воссоздание подразделений армий минувших эпох, изучаемых членами объединения. При этом воссоздаются не только предметы обмундирования, снаряжения и макетов вооружения, но также строевые приемы, воинская иерархия, традиции, способы лагерного размещения, марши, эпизоды сражений...

Подобная реконструкция служит, с одной стороны, практическому изучению и наглядной демонстрации сцен из жизни армий прошлого, с другой, представляет возможность для членов групп прочувствовать с определенной степенью достоверности жизнь воинов той или иной эпохи. Реализация целей реконструкции через вышеуказанные методы невозможна без соблюдения определенных правил, вне которых исключается достижение положительного эффекта как для самих членов групп исторической реконструкции, так и для зрителей воссоздаваемых сцен. Структура, дисциплина, чинопроизводство. Группой военно-исторической реконструкции считается объединение, насчитывающее в своих рядах не менее 5 человек, обмундированных и экипированных на одну эпоху.Группы военно-исторической реконструкции не могут реализовать цели движения без поддержания строгой дисциплины. Прежде всего именно дисциплина отличает избравших военно-историческую реконструкцию от так называемых "отдыхающих на фоне исторических памятников" граждан. В связи с этим необходимо безусловное подчинение всех членов групп реконструкции своим начальникам, а частных командиров - командующему.

Естественным образом из вопроса дисциплины вытекает вопрос чинопроизводства. Право носить офицерские погоны может быть признано лишь за теми, кто сумел организовать, возглавить и в течение продолжительного времени руководить деятельностью объединения в 25 - 30 человек. В группах исторической реконструкции следует иметь соотношение младшего офицерского состава к рядовым не более чем 1 к 10; в старшие офицеры следует производить людей только в особых случаях. Правила ношения формы. Военный мундир, носимый всеми членами групп военно-исторической реконструкции, в точности должен соответствовать тому, который носился в реконструируемой армии в соответствующую эпоху. Исключается смешение элементов исторической униформы с современным военным и гражданским костюмом, как дискредитирующее по своей сути движение реконструкции. Также исключается ношение каких-либо знаков и значков, не имеющих отношения к реконструируемой униформе. Равным образом запрещается ношение боевых орденов и наград, кроме исключительных случаев, когда награда фактически является принадлежностью униформы.

Реконструкция боевых действий. Реконструкция боя является сложным элементом в деятельности военно-исторических групп. В ходе реконструкции боя, как формы театрального действия, недопустимы какие-либо попытки нанесения физического, материального и морального ущерба "противнику". Абсолютно неприемлемы намеренное повреждение обмундирования и снаряжения, захват знамен и штандартов (если это не было оговорено обеими сторонами). Подобные "трофеи" говорят не о доблести их захвативших, а скорее наоборот. Ведь, то, что является подвигом в настоящей войне, в реконструкции, когда перед тобой коллеги по увлечению, превращается в элементарное хамство. Из понятия реконструкции боя как некой формы театрального действия естественным образом вытекает и отношение к появлению на поле боя посторонних лиц. Категорически запрещается фото и телесъемка самими участниками военно-исторического действия. Присутствие на поле боя фотокорреспондентов и телеоператоров возможно только с разрешения организаторов мероприятия и в том количестве, которое будет сочтено возможным для каждого конкретного случая. Всем прочим представителем средств массовой информации разрешается производить съемку только с мест, специально отведенных для прессы. Наконец, любительская съемка без ограничений возможна лишь со зрительских мест.

Допустимо участие детей полка в подготовительных мероприятиях, маневрах и походной жизни, ибо это приобщает их к истории. Однако малолетним детям, не достигшим 14 лет, категорически запрещается участие в боевых действиях. Подростки, от 14 лет до 18 лет, могут участвовать в реконструкции боевых эпизодов лишь при письменном согласии родителей и под полную ответственность руководителей соответствующих групп.
Военный элемент военно-исторической реконструкции должен выражаться в беспрекословном подчинении всех командиров старшему начальству во всех действиях. При их проведении необходимы не только дисциплина и порядок, но и строгое соблюдение мер безопасности в обращении с макетами оружия. Нужен строжайший контроль за правильным использованием пиротехнических средств. Не допускается применение пиротехнических средств в непосредственной близости от людей и лошадей. Недопустима стрельба с короткого расстояния. Должны быть исключены удары острием макетов холодного оружия. Руководители групп несут персональную ответственность за соблюдение мер безопасности членами их объединений.
Категорически исключается участие в боевых эпизодах лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, за это также несут ответственность командиры означенных групп.
Немаловажным элементом деятельности групп военно-исторической реконструкции, который связан именно в их воинской составляющей, является лагерное расположение, которое сопутствует проведению многих мероприятий.


Здесь очень четко проявляется отличие групп военно-исторической реконструкции от обычных коллективов, занимающихся деятельностью, связанной с театрализацией. В последнем случае актеры или иные лица, выполняющие схожие с ними функции, выступают лишь на сценическом пространстве во время представлений. Напротив, члены военно-исторических формирований выполняют свои роли и вне этого пространства, оставаясь солдатами и офицерами на протяжении всего мероприятия. Именно поэтому в лагере групп военно-исторической реконструкции должен поддерживаться строгий воинский порядок и обязательно наряжаться караул, по возможности в соответствии с уставом реконструируемой армии. Данный караул должен нести охрану лагеря, где порой хранятся немалые материальные ценности, так и поддерживать порядок в самом лагере.
Игровой элемент военно-исторической реконструкции подразумевает собой организацию боевых действий таким образом, чтобы у ее участников оставалась возможность проявить инициативу в рамках заданной схемы боя. Для этого его сценарий должен быть максимально прост, и состоять по возможности из ряда отдельных четко читаемых актов, с ясно очерченными начальными и конечными условиями. В таком случае при соблюдении общей идеи хода боя и при его достаточно динамичной картине внутри каждого акта солдаты и частные командиры получат возможность проявить инициативу и почувствовать себя в определенной степени участниками не просто постановки, но и увлекательной игры.

Исторические события, как правило,давно прошли. Но благодаря энтузиастам, которые участвуют в реконструкциях этих событий, ощутить сопричастность к этим событиям может каждый.

Актёры воссоздают события венгерской революции 1849 года. Битва у города Isaszeg. Венгрия. На снимке: венгерский гусар-гонвед.

Сражение мальтийцев и наполеоновской армии под Валлеттой. На снимке: солдат мальтийской гвардии стреляет из мушкета.

Мужчина в костюме воина-самурая, во время реконструкции битвы Каванакадзима, которая произошла в середине 16 века, в Fuefuki префектуры Яманаси северо-востоку от Токио, Япония.

Та же реконструкция.

Актёр стреляет из огнестрельного оружия в реконструкции битвы Каванакадзима.

Реконструкция римских игр в Ниме на юге Франции. В этом городе, во времена Рима существовал амфитеатр, на котором происходили гладиаторские бои и сражения людей с дикими животными.

Группа людей в костюмах древних римлян празднует праздник рождения Рима.

Средневековый рыцарский турнир, воссоздают актёры в дворце Eltham 16 июня 2013 года в Eltham, Англия.

Реконструкция событий, перехода армии Вашингтона через реку Делавэр, покрытую ледяными полями, чтобы совершить нападение на лагерь англичан в ночь с 25 на 26 декабря 1776 года.

Гоминьдановский самолёт взрывается во время реконструкции обороны Яньань в северо-западной провинции Шэньси в Китае, где проходила вооружённая борьба между войсками Мао и войскам Гоминьдана. Китай.

Реконструкция Китайско-Японской войны, в рамках которой, японский солдат издевается над китайским крестьянином. В провинции Шаньси, Китай.

События венгерской революции 1849 года. Битва у города Isaszeg. Венгрия.

Актеры в масках скачут на лошадях, на фестивале «Cavalhadas», Бразилия. Этот фестиваль был впервые проведён, в 1800-х годах португальским священником и с тех пор стал ежегодной традицией. Он посвящен победе рыцарей над маврами.

Перед началом реконструкции битвы за Берлин.

Во время реконструкции знаменитой битвы Наполеона под Аустерлицем вблизи южно-моравского городка Славков, Чехия.

Актеры принимают участие в реконструкции битвы при Аустерлице, чтобы отметить свое 207-ю годовщину её проведения, недалеко от города Брно, Чешская Республика, 1 декабря 2012 года.

Праздник Прибытия в Тринидад и Тобаго.

Актёр в костюме самурая стреляет из лука на демонстрации боевых искусств в парке Сумида в Токио, Япония.

Человек в костюме солдата Австро-Венгерской армии на реконструкции посвящённой Первой мировой войне. Деревня Фундата. Румыния.

Участники отдыхают перед реконструкцией битвы при Аустерлице. Близ Брно, Чехия.

Дети принимают участие в макете военного парада в парке развлечений в Пхеньяне, Северная Корея, по случаю Международного дня защиты детей.

Реконструкция вторжения союзных войск на Мальту 3 июля 1943 года. Захват Мальты имел стратегическое значение для вторжения в Италию 3 сентября 1943 года.

Актеры принимают участие в реконструкции Крестного пути, в память о распятии Иисуса Христа, во время Страстной пятницы во время торжества Православной Церкви в Бухаресте, Румыния. 3 мая 2013 года.

Изображая сатану, заключенный Сезар Ривера Агилар участвует в реконструкции Страстей Христовых в Страстную пятницу в тюрьме Reclusorio Oriente в Мехико, Мексика.

Реконструкция распятия в Страстную пятницу в деревне Сан-Хуан, города Сан-Фернандо, к северу от Манилы, Филиппины.

Выстрел огромной пушки Армстронга в форте Ринелла, Валлетта, Мальта.

Военно-историческая реконструкция Битвы при Кербеле, во время фестиваля Ашура в шиитском районе Садр-Сити в Багдаде, Ирак, 30 ноября 2012 года. Фестиваль Ашура в память о мученической смерти имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда в битве при Кербеле, Ирак, в 680 году.

Реконструкция Войны за независимость США. На снимке: британские солдаты. Нью-Джерси, США.

Реконструкция зверств и издевательств, которые проводили в 70-х годах прошлого века «красные кхмеры». Ежегодно в Камбодже проводится «День Гнева», в рамках которого вспоминают зверства этого режима и посещают места массовых захоронений его жертв.

Люди, одетые в историческую форму императорской русской и французской армии принимают участие в инсценировке сражения 1812 года на Березине, в ознаменование 200-летия битвы, недалеко от деревни Bryli, около 115 км (71 милях) к востоку от Минска, 24 ноября 2012 года. Сражение между атакующей русской армии и отступающей армии Наполеона закончилась победой России и тяжелыми потерями для французов.

Инсценировка битвы за Берлин.

Историческая реконструкция битвы при Гастингсе, между саксонами и норманнами, Англия в 1066 года.

Актёры в костюмах норманнских солдат, в реконструкции битвы при Гастингсе.

Обязательный атрибут исторических реконструкций: переносные туалеты. Страшно представить, чем бы закончился сбор такого множества народа не будь их.

Что такое историческая реконструкция? - Это воссоздание разных явлений прошлого: костюмов, бытовых предметов, оружия, технологий, занятий, событий.
Реконструкция в России за последние годы стала социально значимым способом репрезентации прошлого. Движение прошло долгий путь, чтобы разработать направления, выйти на улицы, вписаться в городские ландшафты.
Сейчас Россия лидирует в мире по масштабам, качеству и количеству исторических фестивалей. Ежегодно их посещают сотни тысяч россиян, в них участвуют тысячи реконструкторов, которые представляют эпохи от Античности до конца XX века.
Я расскажу о двух аспектах реконструкции, которые значимы для активизации исторической памяти:
Первое - воссоздание предметов материальной культуры и технологий разных эпох. Это память о том, как и чем жили предки.
Второе - воссоздание для публики исторических событий, в основном - известных сражений. Это память о славных деяниях предков.

Воссоздание предметов прошлого

Воссоздание предметов прошлого - это базис движения. Через изучение материальной культуры активизируется память о том, чем жили предки. Человек осваивает массу первоисточников, часто начинает практиковать ремесло. Сотни людей в движении изучают археологические каталоги, гравюры, фрески, книжные иллюминации, читают летописи и мемуары, ездят в экспедиции, проникают в запасники музеев. Они ищут ответ: как сделать достоверную реконструкцию костюма или вооружения.
Параллельно они ездят по деревням за домотканым льном или ткут его сами, работают в кузнице, льют украшения, выдувают стекло. Кто-то рубит копии древнерусских изб, кто-то строит скандинавский драккар или испанский бриг и ходит по морям. Кто-то мастерит античные кифары, другие восстанавливают танки Второй мировой, или сшибаются на конях в рыцарском турнире, или учатся заряжать штуцер, как принято в армии Наполеона.

Активизируется не только национальная память. Человек осознаёт, что принадлежит к европейской культуре, несмотря на исторические конфликты. Европейские темы популярны в России не менее, чем собственные. Дело, конечно, не в недостатке патриотизма. Реконструкция вообще слабо идеологизирована, и в этом часть её притягательности.
Ориентация на первоисточники, архивы, археологию - сильная прививка от выдумок, неважно, русофобские они или патриотические. Разумеется, приверженность альтернативной истории - немыслимая вещь в движении.

Нравы реконструкторов

Человек воспитывается в процессе воссоздания артефактов и вдумывания в историю со всеми ее противоречиями. Это воспитание любознательности, работы с источниками, а также навык изготавливать вещи своими руками. Это особо актуально для поколения, с детства уткнувшегося в гаджеты. В клубах, где много молодежи, задачу редко формулируют как «патриотическое воспитание», разве только для чиновников. Однако я не знаю в движении нигилистов и русофобов, ни среди реконструкторов Руси, ни Европы, ни Наполеоновской армии, ни Вермахта. Для реконструкторов вообще характерны здоровые ценности, «впитанные» из прошлого: крепкие семьи, традиционные гендерные роли, культ товарищества.

Аудитория исторических фестивалей

Энтузиазм реконструкторов заразителен - гости фестивалей уходят заинтересованными эпохой, а бывает, и сами начинают свой путь в реконструкции.
Вообще, уровень аудитории сильно вырос. 10 лет назад посетитель фестиваля часто не отличал викинга от индейца. Сейчас это редкость, с гостями часто завязываются интересные дискуссии. Этой весной в Крыму мы ходили в поход по горам в полной выкладке римских легионеров. И где-то на глухой тропе нам встретились туристы. Первый их вопрос был: «А вы легионеры эпохи республики или принципата ?»
Просветительский успех исторических фестивалей во многом обязан тому, что гости вовлекаются в происходящее. Человек печет хлеб в глиняной печи, кует нож, лепит горшок на гончарном круге, стреляет из лука или пищали, катается на ладье, учится писать уставом, печатает гравюру, ходит строем. То есть получает комплекс впечатлений, погружается в эпоху и прихватывает на память артефакт, который сам и изготовил.

Воссоздание сражений

Переходим к другому аспекту - реконструкции сражений. Вспомним римлян, которые в амфитеатрах разыгрывали эпизоды Пунических войн . Как и сейчас, эти реконструкции служили и развлечению публики, и культивации национальной памяти. Для большинства народов военные подвиги и ключевые битвы являются системообразующими мифами. Это «мифы» в исходном значении - учителя и водители наций в мировой истории. В таком качестве их обычно поддерживает государство.

Битва при Гёттисберге

Photo by Robert London

Яркий пример культивации национального мифа через реконструкцию - битва при Гёттисберге в США. На поле боя находится военно-исторический парк, а сама битва ежегодно собирает до 10 тысяч участников, это крупнейшее событие в мировой реконструкции. Некоторые участники идут до поля боя пешим маршем по 150 миль. Вообще, реконструкция Гражданской войны, причем с сочувствием к обеим сторонам, - настоящий культ в Америке.

Битва при Уксусном холме

Часто государство актуализирует подзабытые события, которые могут укрепить национальную идентичность. Например, в Австралии власти сочли, что гражданский культ АНЗАКов , участвовавших в Первой мировой, недостаточен. Рождение австралийской нации решили отодвинуть на сто лет - к малоизвестной Второй битве при Уксусном Холме, где ссыльные ирландцы отбили британскую армию. На этом холме поставили памятник и с 2004 года учредили ежегодную реконструкцию. Она собирает тысячи зрителей и привлекает внимание мировых СМИ.

Реконструкция сражений в России

В России реконструировать сражения начали в 1906 г. Первый опыт был посвящен обороне Севастополя в Крымскую войну. Тема заинтересовала и большевиков: в 1920 г. реконструировали штурм Зимнего дворца, который случился три года ранее. Потом все затихло до начала 1970-х, когда фильм Бондарчука «Война и мир» вызвал интерес к эпохе Наполеона.
В 1987 году первые клубы СССР устроили поход по местам боевой славы Двенадцатого года. Это считается началом организованного движения реконструкции в России. Неудивительно, что фестиваль «Бородинская битва» - самое известное в России историческое мероприятие. Это старейший фестиваль, он воспроизводит одну из ключевых битв в русской истории, причем на реальном поле боя, что большая редкость. Есть фестивали, посвященные Куликовской битве, Ледовому побоищу, битве при Молодях, Брусиловскому прорыву и другим крупным военным событиям.
Далее я расскажу о нескольких проектах агентства «Ратоборцы». В этих проектах акцент на русской истории, они по-своему служат активизации исторической памяти.

Времена и эпохи

Начну с серии «Времена и эпохи ». Это крупнейший в мире реконструкторский фестиваль в мегаполисе. Серия началась в 2011 г, с тех пор каждый год фестиваль проходит в парке Коломенское. Ключевая идея - ежегодная смена исторической темы. Первый фестиваль был посвящен эпохе Древней Руси, его сделали малой командой всего за два месяца. При это он собрал 1000 участников со всей России и 50 000 зрителей - по тем временам неслыханно много. Отзывы были положительные, мы поняли, что нашли свою нишу.
В 2012 году фестиваль был посвящен 400-летию завершения Смутного Времени. Центральным событием стала реконструкция Московской Битвы 1612 года.
Третий фестиваль представил европейское Средневековье. Здесь же провели первый в России международный рыцарский турнир на цельных копьях - без бутафории, популярной на Западе. Этот турнир, кстати, вырос в отдельный фестиваль - «Турнир святого Георгия».
В 2014 году темой была Первая мировая война. Здесь скажу, что столкновение с родной историей не всегда комфортно. Была неожиданно бурная реакция на реконструкцию обороны Осовца. Зрители выходили с трибун восхищенными и заплаканными, при том что раньше про этот подвиг ничего не слышали. Была и волна негатива, мол, нельзя столь убедительно показывать душераздирающие события, которые были по историческим меркам недавно. Так или иначе, равнодушных не было. «Забытая война» всплыла в памяти москвичей и пробрала до костей. Не о таком ли трагическом катарсисе говорил Аристотель?
В прошлом году мы решили напомнить Третьему Риму о его духовном пращуре - Риме первом. Для этого меньше чем за год почти с нуля развили экзотическую для России тему античности. Древний Рим вызвал бешеный интерес - фестиваль посетило 300 000 человек.
В этом году «Времена и эпохи» снова были посвящены Древней Руси. Это был крупнейший фестиваль серии. Здесь же провели конференцию, где выступали ведущие российские археологи.

Если «Времена и эпохи» - это самый крупный фестиваль в России, то Крымский военно-исторический фестиваль - самый длительный. Он проходит с 2014 года на Федюхиных высотах близ Севастополя. Задача фестиваля - напомнить о славной истории полуострова, начиная с Боспорской войны I в н. э., заканчивая освобождением Севастополя в 1944 году.
Ключевые площадки фестиваля - древнеримская крепость, средневековая фактория, поле боя Великой Отечественной.
Самая атмосферная площадка - Крымская война. На Федюхиных высотах шли бои в 1855 году. Для фестиваля здесь выстроены позиции русской армии и интервентов. Это крепостные батареи с орудиями, казармы, пороховой погреб, осадные параллели. В этом году гостям показали штурм Малахова кургана.
Всего в этом году на фестивале было 11 площадок разных эпох и армий. Они работали 9 дней. В дальнейшем надеемся открыть на Федюхиных высотах исторический парк, работающий круглый год.



Loading...Loading...