Все термины русского языка. Школьная энциклопедия

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, КОТОРЫЕ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ТЕМ,

КТО ПИШЕТ СОЧИНЕНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕГЭ.

Для того, чтобы достойно сдать ЕГЭ 2015 по русскому языку , необходима усиленная подготовка по предмету в течение всего года. Ведь кроме тестового задания в экзаменационной работе есть ещё и сочинение. Само по себе сочинение не всегда легко писать, а тут ещё необходимо связать его с текстом и привести свои аргументы! Да и слова -то какие мудрые – «аргументы»!

Для того, чтобы хоть немного облегчить эту сложную задачу, на этой страничке мы собрали для вас те термины, которые необходимы для выпускника при написании ЕГЭ 2015 по русскому языку , а в частности, раздела С.

изображаемому.

Аргумент – довод, основание, суждение, которые приводятсяв доказательство высказанной мысли.

Аргументировать – приводить нужныедоказательства, аргументы.

Исходный текст – текст, которыйпредложендля анализа.

Комментарий проблемы – толкование, объяснениеосновного вопроса

данноготекста.

Коммуникативный замысел –это попытка выпускника изложить свою точку

зрения нату информацию, которая содержитсяв данномтексте (коммуникативная

компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах

общения).

Мнение – собственное суждение выпускникапо предложенной проблеме;взгляд на тему,точка зрения.

Проблема исходного текста –этоосновной вопрос, которыйпоставлен в тексте,

требующий изучения, разрешения. Обратите внимание на то,что проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика –это совокупность вопросов (проблем),которые поставлены автором в

Фоновый материал – это материал, который выпускникиспользуетдля

доказательствасвоего собственного мнения (литературные, научные, исторические

и др. факты,цитаты; события из собственной жизни и т.д.).

Фактологическая точность - этоотсутствие фактических ошибок в дополнительном (фоновом) материале.

Формально заявленное мнение – это бездоказательное мнение («Я согласен илия не

Формулировка проблем исходного текста – это определение основных вопросов, которые были поставлены автором в тексте

Этика – это учение о нравственности, о правилах поведения человека.

Корректность – это вежливость,учтивость, тактичность.

Этически корректно сформулировать свое мнение –этоделикатно, тактично,

соблюдая все нравственные нормы и принципы, изложить свою личнуюточку зрения по определённой проблеме, которая поставлена автором текста (согласиться или не согласиться).

Этически некорректно сформулировать мнение – это выразить его неделикатно, в грубой форме.

Речевые клише

Как и любое другое сочинение, экзаменационное сочинение по русскому языку ЕГЭ 2015 пишется по определенному плану:

1.Введение (вступление)

2.Постановка проблемы прочитанного текста

5.Ваша позиция

6.1- ый аргумент (литературный)

7.2 –ой аргумент (любой другой)

8.Вывод (заключение)

Для вступления:

Всем известно, что …
Об этом теме написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов
Действительно, эта тема интересует каждого из нас…

О необходимости... знает каждый.
(Риторические вопросы).
Это те вопросы, которые всегда волновали человечество.
О … размышляет в своей статье …
(Риторические вопросы). Эти вопросы на первый взгляд покажутся простыми.
.Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … .
Почему так бывает? Ответы на эти интересующие нас вопросы можно найти в статье…
Начать с цитаты, в которой заключается главная мысль данного текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья …
. О… много говорили и писали.
Важность и актуальность этой темы трудно переоценить: не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса)
. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
(Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
Приём «Цитата». «…,» - писал известный …

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста

  • В предложенном для анализа тексте …
  • В данном тексте …волнует проблема...
  • Данный текст посвящён …
  • В тексте представлена точка зрения …
  • В предложенномтексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (или останавливается на следующих проблемах...)

Для комментирования проблемы:

  • Вопрос о …
  • Проблема,поднятая {указываем автора}, особенно актуальна…
  • Рассуждая над проблемой...,
  • {указываем автора} обращается...
  • Позиция автора заключается в том, что...
  • Авторская точка зрения заключается в следующем: …
  • По мнению автора, …
  • С позиции автора, …;
  • С точки зрения автора, …
  • Позиция автора такова:...
  • Автор считает, что...
  • Автор стремится донести до…

Для выражения своего мнения:

  • Я разделяю (или не разделяю) точку зрения…
  • Я придерживаюсь (или не придерживаюсь) того же мнения на этупроблему …, что и автор.
  • Я согласна (или не согласна) с автором в том, что …
  • Трудно (или нельзя) не согласиться с автором..
  • Мне близка позиция автора

Для аргументации собственной позиции:

  • Как часто мне приходится сталкиваться с...
  • Разве не стали обычными такие явления нашей жизни, как...?
  • Кто из нас не наблюдал …
  • Кто из насне сталкивался..
  • Кто из нас незамечал (за собой);
  • Кто из нас неоказывался свидетелем того, как...
  • К сожалению, зачастую в наши дни
  • К сожалению, среди нас;
  • К сожалению, вокруг нас..

Для заключения:

  • «Прочитав этот текст…»:
  • Прочитав этот текст, становится понятно, что … .
  • Автор хочет, чтобы … .
  • И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
  • (Использование цитаты) «…,» - писал … .
  • В этих словах выражена мысль о … .
  • Автор текстасчитает, что … .
  • Автор стремился убедить нас …
  • Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
  • Прочитав этот текст, ты понимаешь, как … .

Дорогой выпускник! Удачи тебе на ЕГЭ 2015 по русскому языку !

ЛЕКСИКА - совокупность слов, входящих в состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий лексику.

лексическая СЕМАНТИКА - смысловое значение слова, оборота речи и т.п. СЕМАСИОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий значения слов и выраже- нийи изменения этих значений.

ЭТИМОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий происхождение слов. ОНОМАСТИКА - раздел языкознания, изучающий собственные имена, т.е. име­на людей (АНТРОПОНИМЫ), географические названия (ТОПОНИМЫ) и т.п. ФРАЗЕОЛОГИЯ - I) раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты; 2) совокупность устойчивых оборотов данного языка.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРАЩЕНИЯ - ЛЄКСИЧССКИ НСДЄЛИМЬ(Є обороты, обоб- щенно-целостное значение которых не определяется значением составляю­щих его компонентов.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНСТВА - ЛЄКСИЧЄСКИ НЄДЄЛИМЬїЄ обороты, общее значение которых потенциально эквивалентно словам и может быть частич­но мотивировано семантикой составляющих компонентов.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ - такие устойчивые обороты, в которых имеются слова как со свободным, так и со связанным значением. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ - такие фразеологические обороты, «ко­торые являются не только семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями» (И.М. Шанский).

ЛЕКСИКОГ РАФИЯ - раздел языкознания, занижающийся практикой и теорией составления словарей.

ЛЕКСИЧЕСКАЙ СИСТЕМА - внутренне организованная совокупность ЯЗЫКО­ВЫХ элементов, закономерно связанных между собой относительно устойчи­выми отношениями и постоянно взаимодействующих.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМАТИКА - ОТНОШЄНИЯ выбора, обусловливающие чередование, взаимозамену языковых единиц.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИНТАГМАТИКА - отношения сочетаемости лексических еди­ниц в речи.

словарь - книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке, с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. СЛОВНИК - список, перечень всех слов словаря.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ - место, которое занимает в словаре каждое слово с тол­кованием, пометами, грамматическими сведениями и иллюстративным ма­териалом.

ТИПЫ СЛОВАРЕЙ:

нормативные ненормативные

СЛОВО - номинативная единица, имеющая (если она не безударна) в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико­грамматической отнесенностью и непроницаемостью.

ФОРМЫ СЛОВА - грамматические формы (падежные, числовые и т.п.), которые относятся как зависимые к одной исходной (напр., им.п. ед.ч. существит.). варианты СЛОВА - его семантические, орфоэпические и иные разновидно­сти с аналогичным морфемным составом (напр., тысяча - тыща, зал - зала). ЗНАЧЕНИЕ (ЛОВА - соотнесенность слова через определенное понятие с объ­ектом действительности.

ПОНЯТИЕ - мысль, объединяющая в сознании человека объекты действи­тельности по их существенным, важнейшим признакам.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - абстрактное значение, отвлеченное от лекси­ческого содержания слова и присущее целому классу слов как частей речи. ДЕНОТАЦИЯ - предметно-логическая часть лексического значения. КОННОТАЦИЯ - различные эмоционально-экспрессивно-оцсночные созначе- ния, наслаивающиеся на основное предметно-логическое содержание. МОТИВИРОВАННОЕ ЗНАЧЕНИЕ - обусловленное МОрфеМНЫМ СОСТаВОМ СЛОВЭ или другим значением (значениями) того же слова.

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - главное, первичное, основное, исходное; прямое значение непосредственно связывает слово с тем или иным объектом.

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - вторичное, производное, непрямое; слова в пере­носном значений называют объект не прямо, а через возникающие в созна­нии носителей языка те или иные сравнения, ассоциации.

ТИНЫ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА ПО СООТНЕСЕННОСТИ С ПОНЯТИЕМ: номинативное, указательное, релятивное, коммуникативное.

ЯЗЫКОВАЯ метафора - перенос названия с одного объекта на другой на ос­нове их сходства.

метонимия - перенос названия с одного объекта на другой на основании их смежности.

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии: перенос названия с целого на часть или с общего на частное, или наоборот.

свободные значения - значения слов с относительно широкой сочетаемостью.

несвободные (СВЯЗАННЫЕ) значения - значения слов, лексическая соче­таемость которых ограничена не только предметно-логическими отноше­ниями, но и собственно языковыми.

фразеологически связанное значение - значение, реализующееся в соче­таниях данного слова с ограниченным кругом слов.

СИНТАКИСЧЕСКИ ОБУСЛОВЕННОЕ значение - реализующееся при выпол­нении словом определенной синтаксической функции.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ (ПОЛИСЕМИЯ) - наличие у слова нескольких значений. ОМОНИМЫ - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не связанные по значению.

ВИДЫ ОМОНИМОВ: полные лексические омонимы - слова одной и той же части речи, у которых совпадает вся система форм; неполные (частичные) лексические омонимы - у которых совпадают не все грамматические формы. ЯВЛЕНИЯ. СХОДНЫЕ с ОМОНИМИЕЙ - омоформы - слова, совпадающие по звучанию и написанию в отдельных грамматических формах; омофоны - слова, совпадающие в звучании, но различные на письме; омографы - слова, совпадающие но написанию, но различные по звучанию; паронимы - близ­кие, но нс совпадающие по звучанию слова с разным значением.

лексические синонимы - разнозвучащие слова одной части речи, обо­значающие одно понятие, но различающиеся оттенками в значении и/или употреблении.

виды синонимов: семантические (идеографические) - различающиеся от­тенками значения при характеристике объекта; стилистические употребляющиеся в разных сферах, имеющие различную стилистическую окраску; семантико-стилистические - имеющие отличия и в значении, и в употреблении; абсолютные синонимы (дублеты) - слова с полностью совпа­дающими значениями, не различающиеся по употреблению.

СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД - группа слов, объединенных синонимическими отношениями.

доминанта синонимического РЯДА - наиболее употребительное и сти­листически нейтральное слово.

ЭВФЕМИЗМЫ (как разновидность синонимов) - слова или выражения, служа­щие в определенных условиях для замены таких обозначений, которые пред­ставляются говорящему нежелательными.

АНТОНИМЫ - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения.

СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ АНТОНИМОВ: разнокорневые И однокорневые. ЭНЛНТИОСЕМИЯ (частичная антонимия) - развитие у слова противоположно­го значения.

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ - ЯВЛЯЮЩИЄСЯ таковыми только в условиях данного контекста, т е. факт речи, а не языка. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ (МЕЖСТИЛЕВАЯ) ЛЕКСИКЧ - слова, одина­ково свободно употребляющиеся во всех функциональных стилях, не имею­щие стилистической окраски.

стилистически окрашенная (маркированная) лексика - слова, харак­терные для того или иного функционального стиля, связанные с той или иной ситуацией общения или отличные от нейтральных по степени экспрессивности. КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - стилистически ограниченные и закрепленные в своем употреблении слова, которые встречаются преимущественно в письменной речи.

ТЕРМИНЫ - слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства и т.и., создаваемые искусственно, одно­значные.

ГРУППЫ КНИЖНОЙ ЛЕКСИКИ: научная, общественно-политическая (публици­стическая), официально-деловая, поэтическая.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА: слова, имеющие несколько сниженную (по сравне­нию с нейтральной) стилистическую окраску, употребляющиеся в разговорном стиле, характеризующемся непринужденным, неподготовленным общением. ГРУППЫ РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКИ: разговорно-литературная, разговорно­бытовая, разговорно-профессиональная.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, обладающие яркой сниженной стилисти­ческой окраской, всегда экспрессивные.

вульг аризмы - грубые слова, употребляющиеся для отрицательной харак­теристики, недопустимые в литературном языке.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОМЕТЫ - специальные обозначения в словарях норма­тивного типа, указывающие на стилистическую принадлежность, сферу ис­пользования слова, па степень его экспрессивности.

ИСКОННО РУСТ КАЯ лексика - слова, возникшие в языке собственно рус­ской нации и унаследованные русским пародом от предшествующих эпох. ГРУППЫ ИСКОННО РУвосточнославянская, с обе івенно русская.

иноязычная лексика - слова других языков, употребляемые в русском языке в качестве регулярных лексических единиц.

ЖЗОТИЗМЫ - угюіребляющиеся в русском языке иноязычные слова, назы­вающие явления жизни (быта, культуры) других народов.

ВАРВАРИЗМЫ - иноязычные вкрапления, употребляющиеся в русском тексте, но не вошедшие в русский язык.

ИІП’ЕРНАЦИОНАЛИЗМЫ - слова, функционирующие в различных (в том чис­ле и неродственных) языках с совпадением внешних особенностей и содер­жания, выражающие главным образом понятия международного характера (науки, политики, культуры, искусства).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАЛЬКИ - заимствования путем буквального перевода соот­ветствующей иноязычной языковой единицы.

ПОЛУКАЛЬКИ - такие заимствования, когда переводится только часть слова (например, антитело).

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - слова, заимствованные из старославянского языка - древнейшего литературного языка, созданного для нужд богослужения. общеупотребительная ЛЕКСИКА - слова, использование которых ничем не ограничено, общепонятные для всех носителей языка.

лексика ограниченного употребления - слова, использование которых ограничено территориально, социально или профессионально. диалектизмы - слова говора (диалекта), распространение которых ограни­чено той или иной территорией.

ЖАРГОНИЗМЫ - слова и выражения, находящиеся за пределами литератур­ной нормы, принадлежащие какому-либо жаргону - социальной разновидно­сти речи.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова и обороты, свойственные людям одной про­фессии, рода занятий, являющиеся полуофициальными названиями профес­сиональных понятий.

виды ДИАЛЕКТИЗМОВ: собственно лексические, семантические, этнографиче­ские, словообразовательные, морфологические, фонетические, синтаксические. АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, наиболее частотные в данный период развития языка, повседневно употребляющиеся в общении.

ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, сравнительно редко употребляемые в языке и обычно не используемые людьми в их повседневной жизни (устаревшие и новые слова).

ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие или выходящие из употребления в результа­те исчезновения из жизни обозначаемых ими понятий.

АРХАИЗМЫ - слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вы­тесняемые в современном языке синонимами.

НОВЫЕ ИСТОРИЗМЫ - общественно-политические термины, возникшие в русском языке в советское время и уже ставшие неактуальными.

ВИДЫ АРХАИЗМОВ: собственно лексические, лексико-семантические, лесико- фонетические, лексико-словообразовательные.

10. Понятие лексики, слово.

ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

11. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

  • научные термины (бинт, гастрит),
  • имена собственные (Петров Николай),
  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, ломимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.

Прямое и переносное значение слова.

Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение "княжение, столица", а сейчас оно имеет значение "предмет мебели".

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -"твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания", а переносное значение - "тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь".

12. ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - "шарообразная летучая дымчатая масса" (клуб дыма) и клуб - "культурно-просветительское учреждение" (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

13. СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

14. АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению.

Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

15. Разряды слов по происхождению.

Все слова в русском языке делятся на:

  • исконно русские, к которым относятся индоевро-пеизмы (дуб, волк, мать, сын), общеславянская пек-сика (береза, корова, друг), восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня), собственно русская лексика (каменщик, листовка);
  • заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста - старославянизмы, борщ - украинское заимствование, вензель - польское заимствование) и неславянских языков (скандинавские - якорь, крюк, Олег; тюркские - шалаш, сундук; латинские - аудитория, администрация; греческие - вишня, фонарь, история; немецкие - бутерброд, галстук; французские - батальон, буфет и т.д.)

16. Устаревшие слова и неологизмы.

Словарный состав русского языка постоянно меняется: некоторые слова, которые раньше употреблялись очень часто, сейчас почти не слышны, другие же, наоборот, употребляются веб чаще и чаще. Такие процессы в языке связаны с изменением жизни общества, которое он обслуживает: с появлением нового понятия появляется новое слово; если общество больше не обращается к определенному понятию, то оно не обращается и к слову, которое это понятие обозначает.

Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком.

Неологизмы - это новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными наименованиями. Состав неологизмов постоянно меняется, некоторые из них приживаются в языке, некоторые - нет. Например, в середине XX века слово «спутник» было неологизмом.

Со стилистической тоски зрения все слова русского языка делятся на две большие группы:

  • стилистически нейтральные или общеупотребительные (могут использоваться во всех стилях речи без ограничения);
  • стилистически окрашенные (они принадлежат к одному из стилей речи: книжным: научному, официально-деловому, публицистическому - или разговорному; их употребление «не в своем стиле» нарушает правильность, чистоту речи; нужно быть крайне осторожным в их употреблении); например, слово «помеха» принадлежит к разговорному стилю, а слово «изгнать» - к книжным.

8. В русском языке в зависимости от характера функционирования выделяют:

Общеупотребительную лексику (используется без каких-либо ограничений),
- лексику ограниченной сферы употребления.

17. Лексика ограниченной сферы употребления:

  • диалектизмы - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы могут быть
  1. лексическими (известны только на территории распространения данного диалекта): кушак, цибуля,
  2. морфологическими (характеризуются особым словоизменением): у мене,
  3. фонетическими (характеризуются особым произношением): [цай] - чай, [хверма] - ферма и т.д.
  • профессионализмы - это слова, которые иепопьзуются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки (например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)),
  • жаргонизмы - это слова, который испопьзуются узким кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий или положения в обществе; например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон,
  • арготизмы - это то же, что и жаргонизмы, но они употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов; как правило, это речь социально замкнутых групп, например, воровское арго.
  • Подробности Категория: «Великий, могучий и правдивый русский язык» Опубликовано 08.02.2016 18:39 Просмотров: 3928

    Лексика – это словарный состав любого языка, в том числе и русского. Единицей лексики является слово.

    Слово служит для обозначения и/или наименования предметов и признаков (отношений, действий, качеств, количеств). Значение слова – отражение в слове представления говорящих о явлении действительности (этим явлением может быть предмет, качество, действие, процесс и др.) или об отношении между предметами или явлениями действительности.
    Различают лексические и грамматические значения слов. Лексическое значение слова индивидуально, свойственно конкретному слову, оно заключено в основе слова. Грамматическое значение слова заключено в аффиксах (приставке, суффиксе).
    Узнать значение слова можно в толковом словаре.

    Толковые словари

    Толковые словари служат для толкования, объяснения значения слов. Первым толковым словарём русского языка был «Словарь Академии Российской» (1789-1794). В нём было более 43 тыс. слов.
    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля вышел в 1863-1866 гг., он включал уже около 200 тыс. слов.
    Сейчас существует множество толковых словарей, в том числе и для школьников.

    Количестве слов в языке постоянно увеличивается. «Русский язык не так единообразен и нормирован, как, например, язык французский. Благодаря тем ручьям живой устной речи, которые несутся в литературный язык, уровень его беспрерывно меняется, его словарный состав разнообразится. Эти богатства живой речи придают реалистическую красочность стилю писателей» (В.В. Виноградов).

    Активный и пассивный словарный запас

    В активный состав лексики входят слова, повседневно употребляющиеся в общении, значение этих слов известно всем, говорящим на этом языке. Для русского языка это слова земля, белый, много и т.д. К активному словарю относятся и профессиональные слова, обозначающие актуальные понятия: атом, наркоз, экология и др.
    Пассивный словарь составляют редко употребляющиеся слова. Их значения не всем и не всегда ясны. Чаще всего к таким словам относятся архаизмы, историзмы, неологизмы.

    Лексика русского языка разделяется на две большие неравные группы: исконную и заимствованную.

    Исконно русская лексика

    Исконно русская лексика – это слова, восходящие к праиндоевропейской, праславянской и древнерусской эпохам и унаследованные русским языком, а также созданные в русском языке по его собственным моделям.

    Праиндоевропейская лексика

    Слова, относящиеся к праиндоевропейской эпохе, имеют соответствия и в других индоевропейских языках. Это слова, обозначающие термины родства: сын, брат, мать, сестра ; названия животных: волк, олень, гусь ; явления природы: вода, луна, снег, камень ; части тела: око, ухо ; некоторые действия: брать, дать, видеть ; числа: два, три и др.

    Праславянская лексика

    Праславянская лексика многочисленнее, чем праиндоевропейская. Слова праславянской лексики имеют соответствия в славянских языках и отсутствуют в других индоевропейских: сердце, дитя, весна, дождь, трава, змея, труд, добрый, вчера и др.
    Праиндоевропейская и праславянская лексики составляют в словарном составе русского языка около 2000 слов, но именно они наиболее употребительны.

    Древнерусская лексика

    Это пласт лексики, общий для русского, украинского и белорусского языков и отсутствующий в других славянских языках: дядя, самовар, жаворонок, сорок, девяносто и др.

    Собственно русская лексика

    Слова, относящиеся к этому пласту лексики, возникли с конца XVI в. К ним относятся почти все существительные с суффиксами -щик, -чик, -ятин (а), -лк (а), -овк (а), -тельств (о), -ш (а), -ность, -емость, -тель: каменщик, зажигалка, свидетельство, выключатель ; сложносокращённые существительные: зарплата ; большинство сложных прилагательных: тёмно-зелёный, животрепещущий и др.
    Собственно русскими являются и слова, возникшие в более ранние эпохи, но затем изменившие своё значение: например, слово «красный» в праславянском и древнерусском языке имело значение «хороший, красивый», а в русском языке стало обозначать цвет.

    Заимствованная лексика

    Заимствования – один из способов развития современного языка. Язык как живое явление всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. В русском языке более 10% слов, заимствованных из других языков. Причины заимствований известны: торговые, культурные, научные связи между странами и следствие этого – языковые контакты. В большинстве случаев слова заимствуются вместе с вещью или понятием: школа (греч.), класс (лат.), портфель (фр.), ранец (нем.), чай (кит.), конфета (итал.), тундра (фин.).
    Причиной заимствований также может быть стремление заменить описательное выражение или словосочетание одним словом. Например, вместо «меткий стрелок» – снайпер (англ.); вместо «гостиница для автотуристов» – мотель (англ.) и т.д.
    Заимствования приходили в русский язык во все времена. Часть этих слов перешла из древнерусского языка, который, в свою очередь, мог получить их из праславянского языка: князь, король, карп .
    Из скандинавских языков в древнерусский пришли слова сельдь, крюк ; из финского – салака, сёмга, пихта, пурга ; из тюркских – армяк, башлык, сарай, сундук ; из греческого – кровать, тетрадь, корабль, парус, свёкла, фонарь и др.

    Заимствование слов может происходить не прямо, а через посредство других языков. Например, многие греческие заимствования проникли в древнерусский язык через старославянский, а через тюркские языки заимствованы слова других восточных языков: бисер, кинжал – из арабского, бадья, бирюза – из персидского. Многие слова западноевропейских языков могли заимствоваться через польский язык.
    Особенно бурно начал расширяться словарный состав русского языка в эпоху Петра I, в основном это были заимствования из западноевропейских языков. Из голландского языка активно заимствовались термины морского дела: боцман, гавань, шторм , а также из английского: катер, аврал .
    Позднее из английского языка стали заимствоваться спортивные термины: бокс, волейбол, чемпион, старт и др.
    Военные термины в основном заимствованы из немецкого языка: лагерь, бруствер, офицер, солдат, штык . Но были и заимствования из французского: батальон, авангард . Из немецкого языка некоторые заимствования, связанные с горным делом: шахта, штольня, штрек .
    Из французского языка заимствовались термины искусства: балет, партер, пейзаж, натюрморт, роман, эссе, фельетон и др. Французских заимствований немало и в кулинарии (десерт, пюре, рагу ), а также в названиях одежды (жакет, кашне, костюм, пальто ).
    А музыкальные термины в основном итальянского происхождения: ария, виолончель, серенада и др.

    В начале и середине XX в. заимствования были не очень многочисленны в связи с изолированностью страны и с резко отрицательным отношением ко всему иностранному. Однако и в это время слова заимствуются: кино, радио, такси, джаз, конвейер, спидометр, троллейбус и др.

    Но со второй половины 50-х годов XX в. процесс заимствования активируется, а в настоящее время он очень активен. Этому способствовал в том числе и распад Советского Союза, активизация деловых, научных, торговых, культурных связей, расцвет зарубежного туризма. Сначала в профессиональной, а затем и в иных областях появились термины, относящиеся к компьютерной технике: компьютер, дисплей, файл, интерфейс, принтер и др. Заимствуются экономические и финансовые термины: бартер, брокер, ваучер, дилер и др.; названия видов спорта: виндсёрфинг, скейтборд, армрестлинг и др. Некоторые слова настолько прочно вошли в наш язык, что уже воспринимаются как общеупотребительные: имидж, презентация, презент, номинация, спонсор, видео, шоу .
    Многие из этих слов уже полностью ассимилировались в русском языке.

    Плохо это или хорошо? На этот вопрос разные люди дадут разные ответы. Но одно ясно: в современном мире процесс языкового взаимообмена неизбежен. Другое дело, что здесь, как и в любом деле, надо знать и чувствовать меру. Ни один язык не обходится без заимствований. Можно в этом видеть источник развития языка, а можно увидеть и путь к его гибели.
    Видимо, существует некая грань, за которой обогащение оборачивается разрушением языка.
    Полезными можно считать те заимствования, у которых нет русского аналога. К примеру, лексика, связанная с компьютерной техникой. Но бывают избыточные заимствования, они уже начинают конкурировать с русскими словами и вытеснять их. Хотя чистая аналогия – весьма редкое явление. Когда, например, употребляют слово «киллер», то подразумевается не просто убийца, а убийца профессиональный.
    Но есть много заимствованных слов, которые вполне можно заменить русскими.
    Абсолютный – совершенный
    Абстрактный – отвлечённый
    Аграрный – земледельческий
    Адюльтер – прелюбодеяние
    Активный – деятельный
    Актуальный – злободневный
    Альтернатива – другая возможность
    Альтруист – доброжелатель
    Аморальный – безнравственный
    Анализ – разбор
    Аналогичный – такой же
    Аргумент – довод
    Ассортимент – разнообразие
    Бизнес – дело
    Вердикт – приговор
    Габариты – размеры
    Герметически – плотно
    Гипотетический – предположительный
    Голкипер – вратарь
    Гуманность – человечность
    Дайвер – ныряльщик
    Дайджест – обзор
    Девальвация – обесценение
    Демонстрация – показ
    Деструктивный – разрушительный
    Дискомфорт – неудобство
    Дискуссия – обсуждение, спор
    Диспозиция – расположение
    Доминировать – господствовать, преобладать
    Дуэль – поединок и т.д. Список этот можно продолжать и продолжать.
    Есть ещё один вид заимствования – интернациональная лексика.

    Интернациональная лексика

    Это слова, свойственные в одинаковом значении многим другим, в том числе неродственным языкам. Основную часть интернационализмов составляют термины науки, техники, общественно-политической жизни, экономики, литературы, искусства, спорта: ассоциация, демонстрация, коммунизм, интеллектуальный, культура, пресса, реформа, телефон, утопия, цивилизация и др.

    ЕГЭ 11 класс ТЕРМИНЫ

    Анафора – единоначатие; стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

    Анафора звуковая - повторение одних и тех же сочетаний звуков:

    Грозой снесённые мосты,
    Гроба с размытого кладбища
    (Пушкин А.С. «Медный всадник»)


    Анафора морфемная - повторение одних и тех же морфем или частей слов:

    Черноглазую девицу,
    Черногривого коня.
    (Лермонтов М. Ю. «Узник»)

    Анафора лексическая - повторение одних и тех же слов:

    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.
    (Есенин С. А. «Не напрасно дули ветры»)

    Анафора синтаксическая - повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

    Брожу ли я вдоль улиц шумных,
    Вхожу ль во многолюдный храм,
    Сижу ль меж юношей безумных,
    Я предаюсь моим мечтам.
    (Пушкин А. С. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»)

    Анафора строфическая

    З е м л я!. .
    От влаги снеговой
    Она ещё свежа.
    Она бродит сама собой
    И дышит, как дежа.

    З е м л я!. .
    Она бежит, бежит
    На тыщи верст вперед,
    Над нею жаворонок дрожит
    И про неё поет.

    З е м л я!. .
    Всё краше и видней
    Она вокруг лежит.
    И лучше счастья нет, - на ней
    До самой смерти жить.

    З е м л я!. .

    На запад, на восток,
    На север и на юг…
    Припал бы, обнял Моргунок,
    Да не хватает рук…
    (Твардовский А. Т.)

    Эпифора - стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единонокончание).

    Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу ВА Злобину, являются примером Э., имеющей даже графическое выражение:

    «Одиночество с Вами... Оно такое, что лучше и легче быть ОДНОМУ. Оно обнимает густою тоскою, и хочется быть совсем ОДНОМУ. Тоска эта - нет! - не густая - пустая. В молчаньи проще быть ОДНОМУ. Птицы-часы, как безвидная стая, не пролетают - один к ОДНОМУ. Но Ваше молчание - не беззвучно, шумы, иль тень, все к ОДНОМУ. С ними, пожалуй, не тошно, не скучно, только желанье - быть ОДНОМУ. В этом молчаньи ничто не родится, легче родить самому - ОДНОМУ. В нем только что-то праздно струится... А ночью так страшно быть ОДНОМУ. Может быть, это для Вас и обидно, Вам ведь привычно быть ОДНОМУ. И Вы не поймете... И разве не видно, легче и Вам, без меня - ОДНОМУ».

    Парцелляция - стилистический прием (в иной интерпретации – стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах.

    « Сейчас будем пить чай… С конфетами!» (А. Приставкин).

    «Он.. . тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (В.Шукшин).

    Гипербола - стилистическая фигура, состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли.

    «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит» .

    Литота - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение ("мужичок с ноготок").

    «Лошадь величиной с кошку» , «Жизнь человека - один миг», "талии никак не толще бутылочной шейки" (Н. В. Гоголь).

    Метафора - вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений).

    Это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме); нос человека - нос корабля (по расположению); шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету); крыло птицы - крыло самолёта (по функции); завыл пёс - завыл ветер (по характеру звучания). Это скрытое сравнение.

    «говор волн» , «бронза мускулов»

    Развёрнутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Пример:

    Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать, даже не попробовав.

    У ночи много звезд прелестных,
    Красавиц много на Москве.
    Но ярче всех подруг небесных
    Луна в воздушной синеве.
    Но та, которую не смею
    Тревожить лирою моею,
    Как величавая луна,
    Средь жен и дев блестит одна.
    С какою гордостью небесной
    Земли касается она!
    Как негой грудь ее полна!
    Как томен взор ее чудесный!..
    Но полно, полно; перестань:
    Ты заплатил безумству дань.

    Метонимия - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности. Например слова "золото, серебро, бронза" (означают вещество) могут в другой ситуации иметь другое значение: Наши спортсмены на Олимпиаде выиграли золото и бронзу. "Тарелка" как посуда и "За ужином я съел целых две тарелки супа".

    Купил Рембранта (конечно, не самого художника, а его произведение), слушал Рахманинова (слушать музыкальные произведения Рахманинова). Я осталась довольна покупкой (под покупкой имеется в виду приобретенная вещь).

      материал, из которого сделан предмет и сам предмет;

      содержимое и содержащее;

      действие и то, с помощью чего действие выполняется;

      люди находящиеся в определенном месте и само место.

    Примеры указанных видов метонимии:
    1. Не то на серебре - на золоте едал (Грибоедов);
    2. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (Крылов);
    3. Перо его местию дышит (А. К. Толстой);
    4. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин);
    5. Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов)

    Лексический повтор - это средство связи предложений в тексте.
    Повторение слов следует отличать от тавтологии, хотя и оно нередко бывает проявлением речевой избыточности.

    Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, век учись. - посл. ; За добро добром платят. - погов.). Этот стилистический прием мастерски использовал Л. Н. Толстой:

    "Она [Анна] была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести" .

    Риторическое обращение - стилистическая фигура речи, рассчитано на усиление эмоционального восприятия, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной. Р. о. адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу, наиболее часто встречается в поэзии. Пример:

    Мечты, мечты, где ваша сладость?
    Пушкин

    А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов…
    Лермонтов

    Риторический вопрос - риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

    Могу ль узреть во блеске новом
    Мечты увядшей красоту?
    Могу ль опять одеть покровом
    Знакомой жизни наготу?
    Жуковский В. А.

    Синтаксический параллелизм - это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные:

    Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

    «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что горы» (Брюсов В., Опыты, М., 1918)

    «Летал сокол по небу,
    Гулял молодец по свету».

    Олицетворение - вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами, например:
    А и горе, горе, гореваньице!
    А и лыком ГОРЕ ПОДПОЯСАЛОСЬ,

    Ирония - фигура речи, в которой истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создает ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. По определению Аристотеля, ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает».

    Прямая ирония - способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

    Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.

    Самоирония - ирония, направленная на собственную персону.

    Сократова ирония - форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта.

    Ироническое мировоззрение - состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьезно к различным общепризнанным ценностям - например, к самому себе.

    «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…»

    Индивидуально-авторский неологизм - это новые слова, которые придуманы каким-то писателем, поэтом для определенной художественной цели. Например, в романе Л. Леонова "Русский лес" есть авторский неологизм СВЕЖЕОБРУГАННЫЙ.

    Градация - (от лат. gradatio - "ступень, степень") - стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.

    Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф. М. Достоевский).

    Инверсия - (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) , изменение обычного порядка слов в предложении.

    у А. С. Пушкина: «Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя...» , или: «Под вечер, осенью ненастной, В далёких дева шла местах...» .

    «Швейцара мимо он стрелой» - Пушкин; «Или души задушены Сибирей саваном», «Смотри - растопырила ноги как» - Маяковский



    Loading...Loading...