Всего за время блокады. Блокада ленинграда краткая информация

По общепринятым сведениям блокада Ленинграда фашистскими войсками происходила в период с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Однако стоит отметить, что в понятии начало блокады речь идет о полном замыкание Ленинграда гитлеровцами по суше, хотя блокирование отдельных направлений началось раньше. В свою очередь, окончание блокады приурочивают не к прорыву осадного кольца, а к полному уничтожению группировки фашистских войск под городом.

Однако, во многих аспектах Ленинград испытал блокадное воздействие еще до этой даты. Так 2 июля начались налеты вражеской авиации на железные дороги, соединяющие Ленинград со страной, что затрудняло доставку продовольствия в город. 27 августа было прервано железнодорожное сообщение, был осуществлен последний подвоз продовольствия в Ленинград через железную дорогу. На тот момент в городе оставалось муки(включая зерно) на 17 дней, крупы - на 29, рыбы - на 16, мяса - на 25, масла животного - на 28 дней. 30 августа 1941 года Ленинград оказался отрезан от всех своих гидроэлектростанций. 1 сентября закрыли все коммерческие магазины, нормы продуктов по карточкам были снижены, причем уже не впервый раз.

Дата окончания блокады Ленинграда - 27 января 1944 года.

12 января 1943 года советские войска начали военную операцию под названием «Искра» в ходе которой за 7 дней углубились в оборону противника на 15 километров и освободили коридор в 8-10 километров, где вскоре была построена железная дорога Шлисельбург-Поляны, по которой с 6 февраля Ленинград вновь получил железнодорожную связь с остальной страной. Однако из-за узости коридор находился под обстрелом врага, а железная дорога не могла функционировать в полную силу.

В ходе наступательной операции, начатой 14 января 1944 года, к 27 января произошло полное освобождение Ленинграда от блокады фашистских войск. Враг был отброшен от города по всему фронту на 65-100 километров.

Надо отметить, что последние части стран оси покинули ленинградскую область не ранее 10 августа 1944, однако к 27 января (В книге Дэвид Гланца - «Блокада Ленинграда. 1941-1944» фигурирует дата 30 января) они уже не представляли угрозу вторжения в Ленинград.


Первым тяжёлым испытанием, которое выпало на долю мужественных ленинградцев, были регулярные артобстрелы (первые из них датируются 4-м сентября 1941 года) и удары с воздуха (хотя впервые вражеские самолёты пытались проникнуть в городскую черту ещё в ночь 23 июня, но прорваться туда им удалось лишь 6 сентября). Однако германская авиация сбрасывала снаряды не хаотично, а по чётко выверенной схеме: в их задачу входило уничтожение как можно большего количества мирных граждан, а также стратегически важных объектов.

Во второй половине дня 8 сентября в небе над городом появились 30 неприятельских бомбардировщиков. Посыпались фугасные и зажигательные бомбы. Пожар охватил всю юго-восточную часть Ленинграда. Огонь стал пожирать деревянные хранилища Бадаевских продовольственных складов. Горели мука, сахар и другие виды продовольствия. Потребовалось почти 5 часов, чтобы усмирить пожарище. «Голод навис над многомиллионным населением ─ нет Бадаевских продовольственных складов». «На Бадаевских складах 8 сентября пожар уничтожил три тысячи тонн муки и две с половиной тонн сахара. Это то, что потребляется населением всего за три дня. Основная же часть запасов была рассредоточена по другим базам..., в семь раз больше, чем сгорело на Бадаевских». Но отброшенные взрывом продукты не были доступны населению, т.к. вокруг складов установили оцепление.

Всего за время блокады на город было сброшено свыше 100 тыс. зажигательных и 5 тыс. фугасных авиабомб, около 150 тыс. снарядов. Только за осенние месяцы 1941 года воздушная тревога объявлялась 251 раз. Средняя продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года составила 9 часов.

Не теряя надежды взять Ленинград штурмом, 9 сентября немцы двинулись в новое наступление. Главный удар наносился из района западнее Красногвардейска. Но командование Ленинградского фронта перебросило в наиболее угрожающие участки часть войск с Карельского перешейка, пополнило резервные части отрядами народного ополчения. Данные меры позволили фронту на южном и юго-западном подступах к городу стабилизироваться.

Было ясно, что план фашистов по захвату Ленинграда потерпел фиаско. Не добившись ранее поставленных целей, верхушка вермахта пришла к выводу, что только длительная осада города и непрекращающиеся авианалёты могут привести к его овладению. В одном из документов оперативного отдела генерального штаба Третьего Рейха «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941 года говорилось:

«б) Сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией.

в) Когда террор и голод сделают в городе своё дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей.

г) Остатки «гарнизона крепости» (так противник именовал гражданское население Ленинграда ─ прим. авт.) останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».

Таковы были планы супостата. Но советское командование не могло мириться с такими обстоятельствами. 10-м сентября 1941 года датируется первая попытка деблокады Ленинграда. Началась Синявинская операция войск 54-й отдельной армии и Ленинградского фронта с целью восстановления сухопутной связи города со страной. Советские войска испытывали недостаток сил и не смогли выполнить оставленную задачу. 26 сентября операция закончилась.

Тем временем ситуация в самом городе становилась всё тяжелее и тяжелее. В осаждённом Ленинграде оставалось 2, 544 млн. человек, в их числе ─ около 400 тыс. детей. Не смотря на то, что с середины сентября начал действовать «воздушный мост», а на несколько дней раньше к Ленинградскому берегу стали причаливать небольшие озёрные суда с мукой, запасы провианта сокращались с катастрофической скоростью.

18 июля 1941 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление ввести в Москве, Ленинграде и их пригородах, а также в отдельных населённых пунктах Московской и Ленинградской областей карточки на важнейшие продовольственные продукты (хлеб, мясо, жиры, сахар и т.п.) и на промтовары первой необходимости (к концу лета по карточкам такие товары выдавались уже по всей стране). Они устанавливали следующие нормы на хлеб:

Рабочим и инженерно-техническим работникам угольной, нефтяной, металлургической отраслей промышленности полагалось от 800 до 1200 гр. хлеба в день.

Остальной массе рабочих и инженерно-технических работников (например, отраслей лёгкой промышленности) выдавалось по 500 гр. хлеба.

Служащие различных отраслей народного хозяйства получали по 400-450 гр. хлеба в день.

Иждивенцам и детям же приходилось довольствоваться 300-400 гр. хлеба в сутки.

Однако к 12 сентября в отрезанном от Большой земли Ленинграде оставалось: хлебного зерна и муки ─ на 35суток, крупы и макарон ─ на 30, мяса и мясопродуктов ─ на 33, жиров ─ на 45, сахара и кондитерских изделий ─ на 60 суток.1В этот день в Ленинграде произошло первое сокращение установленных по всему Союзу дневных норм хлеба: 500 гр. для рабочих, 300 гр. для служащих и детей, 250 гр. для иждивенцев.

Но враг не успокаивался. Вот какая запись от 18 сентября 1941 года значилась в дневнике начальника генштаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковника Ф. Гальдера: «Кольцо вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как хотелось бы... У противника сосредоточены крупные людские и материальные силы и средства. Положение здесь будет напряжённым, пока в качестве союзника не даст себя почувствовать голод». Герр Гальдер, к великому сожалению для жителей Ленинграда, думал абсолютно верно: голод действительно ощущался всё больше и больше с каждым днём.

С 1 октября горожане стали получать по 400 гр. (рабочие) и по 300 гр. (все остальные). Съестное, доставлявшееся по водному пути через Ладогу (за всю осеннюю навигацию ─ с 12 сентября до 15 ноября ─ было завезено 60 тонн провианта и эвакуировано 39 тыс. человек), не покрывало и трети потребностей городского населения.

Ещё одной существенной проблемой стала острая нехватка энергоносителей. В довоенное время ленинградские заводы и фабрики работали на привозном топливе, но осада нарушила все поставки, а имеющиеся припасы таяли на глазах. Над городом нависла угроза топливного голода. Для того чтобы создававшийся энергетический кризис не стал катастрофой, 8 октября Ленинградский исполком депутатов трудящихся принял решение о заготовке дров в районах севернее Ленинграда. Туда были отправлены отряды лесозаготовителей, которые состояли в основном из женщин. В середине октября отряды начали свою работу, но с самого начала стало ясно, что план лесозаготовок выполнен не будет. Свою немалую лепту в разрешение топливного вопроса внесла и ленинградская молодёжь (на лесозаготовках принимало участие около 2 тыс. комсомольцев, преимущественно девушек). Но и их трудов было мало для полного или почти полного обеспечения предприятий энергией. С наступлением холодов заводы останавливались один за другим.

Облегчить жизнь Ленинграда могло только снятие осады, для чего 20 октября стартовала Синявинская операция войск 54-й и 55-й армий и Невской оперативной группы Ленинградского фронта. Она совпала с наступлением немецко-фашистских войск на Тихвин, потому 28 октября деблокаду пришлось отложить по причине обострившейся обстановки на тихвинском направлении.

У немецкого командования интерес к Тихвину возник после неудач с захватом Ленинграда с юга. Именно это местечко было прорехой в кольце окружения вокруг Ленинграда. И в результате тяжёлых боёв 8 ноября фашисты сумели-таки занять этот городок. А это значило одно: Ленинград лишился последней железной дороги, по которой по Ладожскому озеру шли грузы в город. Но река Свирь осталась недосягаемой для неприятеля. Более того: в результате Тихвинской наступательной операции в середине ноября немцы были отброшены за реку Волхов. Освобождение Тихвина осуществилось только спустя месяц после его захвата ─ 9 декабря.

8 ноября 1941 года Гитлер самонадеянно изрекал: «Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвётся через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью». Кому-то тогда могло показаться, что так оно и будет. 13 ноября зафиксировано очередное снижение норм выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам выдали по 300 гр., остальному населению ─ по 150 гр. Но когда навигация по Ладоге уже почти прекратилась, и в город фактически не доставлялся провиант, даже этот скудный паёк пришлось урезать. Самые низкие нормы отпуска хлеба за весь период блокады были установлены на следующих отметках: рабочим выдавалось по 250 гр., служащим, детям и иждивенцам ─ по 125 гр.; войскам первой линии и боевых кораблей ─ по 300 гр. хлеба и 100 гр. сухарей, остальным воинским частям ─ по 150 гр. хлеба и 75 гр. сухарей. При этом стоит помнить, что все подобные изделия выпекались не из первосортной или даже второсортной пшеничной муки. Блокадный хлеб того времени имел следующий состав:

мука ржаная ─ 40 %,

целлюлоза ─ 25%,

шроты ─ 20 %,

мука ячневая ─ 5%,

солод ─ 10 %,

жмых (при наличии заменял целлюлозу),

отруби (при наличии заменяли шроты).

В блокадном городе хлеб был, безусловно, высшей ценностью. За буханку хлеба, кулёк крупы или банку тушёнки люди были готовы отдавать даже семейные драгоценности. У разных людей были разные способы разделения ломтика хлеба, который выдавался каждое утро: кто-то разрезал на тонкие пластинки, кто-то ─ на крохотные кубики, но все сходились в одном: самое вкусное и сытное ─ это корка. Но о какой сытности может идти речь, когда каждый из ленинградцев худел на глазах?

В таких условиях приходилось вспоминать древние инстинкты охотников и добытчиков пропитания. Тысячи изголодавшихся людей потянулись в предместья города, на поля. Порой под градом вражеских снарядов измождённые женщины и дети разгребали снег руками, копали закостенелую от мороза землю, чтобы найти хоть несколько оставшихся в почве картофелин, корневища или листья капусты. Уполномоченный Государственного Комитета Обороны по продовольственному снабжению Ленинграда Дмитрий Васильевич Павлов в своём сочинении «Ленинград в блокаде» писал: «Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин;, из столярного клея варили суп, студень». Да, горожане отлавливали всё, что бегало, летало или ползало. Птицы, кошки, собаки, крысы ─ во всей этой живности люди видели, прежде всего, еду, поэтому во время блокады их популяция в пределах Ленинграда и близлежащих окрестностей была почти полностью уничтожена. Бывали и случаи каннибализма, когда крали и съедали младенцев, отрезали наиболее мясистые (главным образом, ягодицы и бёдра) части тела у покойников. Но рост смертности всё равно был ужасающ: к концу ноября от истощения умерло около 11 тыс. человек. Люди падали прямо на улицах, идя на работу или возвращаясь с неё. На улицах можно было наблюдать огромное количество трупов.

К тотальному голоду прибавлялись и страшные холода, наступившие в конце ноября. Столбик термометра нередко опускался до отметки в −40˚ по Цельсию и почти не поднимался выше −30˚. Водопровод замёрз, вышли из строя канализационная и отопительная системы. Уже полностью отсутствовало топливо, остановились все электростанции, замер городской транспорт. Нетопленные комнаты в квартирах, равно как и холодные помещения в учреждениях (стёкла окон зданий выбивались из-за бомбёжек), изнутри покрывались изморозью.

Ленинградцы начали устанавливать в своих квартирах железные печки-времянки, выводя трубы из окон. В них сжигалось всё, что вообще могло гореть: стулья, столы, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные полы, книги и прочее. Понятно, что таких «энергоресурсов» не хватало на продолжительный период. По вечерам изголодавшиеся люди сидели в темноте и холоде. Окна латали при помощи фанеры или картона, поэтому студёный ночной воздух почти беспрепятственно проникал в дома. Чтобы согреться, люди надевали на себя всё, что имели, но и это не спасало: целые семьи погибали в собственных квартирах.

Всему миру известна маленькая записная книжка, ставшая дневником, который вела 11-летняя Таня Савичева. Маленькая школьница, которую покидали силы, не ленясь, записывала: «Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 года. Бабушка умерла 25 янв. в 3 час. дня 1942 г. Леня умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Лёша ─ 10 мая в 4 час. дня 1942 г. Мама ─ 13 мая в 7 час. 30 мин. утра 1942 г. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

К началу зимы Ленинград стал «городом льда», как писал американский журналист Гаррисон Солсбери. Улицы и площади занесло снегом, поэтому нижние этажи домов еле видны. «Смолк перезвон трамваев. Застыли вмёрзшие в лёд коробки троллейбусов. Прохожих на улицах мало. А те, кого увидишь, идут медленно, часто останавливаются, набираясь сил. И стрелки на уличных часах закоченели на разных поясах времени».

Ленинградцы уже настолько обессилили, что у них не было ни физических возможностей, ни желания спускаться в бомбоубежище. Тем временем воздушные атаки фашистов становились всё интенсивнее и интенсивнее. Некоторые из них продолжались по нескольку часов, нанося огромный урон городу и истребляя его жителей.

С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. снарядов и мин, более 3 тыс. полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. Командующий Западным фронтом генерал Г. К. Жуков 28 ноября прислал А. А. Жданову телеграмму со словами: «Спасибо ленинградцам за помощь москвичам в борьбе с кровожадными гитлеровцами».

Но для совершения трудовых подвигов необходима подпитка, вернее, питание. В декабре Военный совет Ленинградского фронта, городской и областной комитеты партии принимали экстренные меры по спасению населения. По заданию горкома несколько сотен человек тщательно обследовали все места, где до войны хранились продукты питания. На пивоваренных заводах вскрывали полы и собирали оставшийся солод (всего удалось скопить 110 тонн солода). На мельницах со стен и потолков соскребали мучную пыль, вытряхивали каждый мешок, где когда-то лежала мука или сахар. Остатки съестного находили на складах, в овощехранилищах и железнодорожных вагонах. Всего таких остатков было собрано около 18 тыс. тонн, что, безусловно, было немалым подспорьем в те тяжёлые дни.

Из хвои было налажено производство витамина С, который действенно защищает от цинги. А учёные Лесотехнической академии под руководством профессора В. И. Шаркова в короткий срок разработали технологию промышленного получения белковых дрожжей из целлюлозы. 1-я кондитерская фабрика начала ежедневный выпуск до 20 тыс. блюд из таких дрожжей.

27 декабря ленинградский горком принял постановление об организации стационаров. Городской и районные стационары действовали во всех крупных предприятиях и предполагали постельный режим для наиболее ослабевших трудящихся. Относительно рациональное питание и тёплое помещение помогало выживать десяткам тысяч людей.

Примерно в то же время в Ленинграде стали возникать так называемые бытовые отряды, в составе которых были молодые комсомольцы, в большинстве своём девушки. Пионерами такой чрезвычайно важной деятельности была молодежь Приморского района, чьему примеру последовали другие. В памятке, которую выдавали членам отрядов, можно было прочитать: «Тебе... поручается забота о повседневных бытовых нуждах тех, кто наиболее тяжело переносит лишения, связанные с вражеской блокадой. Забота о детях, женщинах и стариках ─ твой гражданский долг...». Сами мучаясь от голода, бойцы бытового фронта приносили немощным ленинградцам воду с Невы, дрова или еду, растапливали печи, убирали квартиры, стирали бельё и т.д. Немало жизней было спасено в результате их благородного труда.

При упоминании о тех неимоверных трудностях, с которыми столкнулись жители города на Неве, невозможно не сказать о том, что люди отдавали себя не только у станков в цехах. В бомбоубежищах зачитывались научные работы, защищались диссертации. Ни на один день не закрывалась Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Теперь я знаю: только работа сохранила мне жизнь,» ─ произнёс как-то профессор, который был знакомым Татьяны Тэсс, автора очерка о блокадном Ленинграде под названием «Дорогой мой город». Он рассказывал, «как почти каждый вечер он отправлялся из дома в научную библиотеку за книгами».

С каждым днём шаги этого профессора становились медленнее и медленнее. Он постоянно боролся со слабостью и жуткими погодными условиями, в пути его нередко застигали врасплох воздушные тревоги. Бывали даже такие моменты, когда он подумывал, что не дойдёт до дверей библиотеки, но каждый раз взбирался по знакомым ступеням и входил в свой мир. Он видел библиотекарш, которых он знал «добрый десяток лет». Он знал также, что и они из последних сил терпят все блокадные трудности, что и им непросто добираться до своей библиотеки. Но они, собравшись с духом, день за днём вставали и шли на любимую работу, которая так же, как и тому профессору, сохраняла им жизнь.

Считается, что в блокадном городе в первую зиму не работала ни одна школа, но это не так: одна из ленинградских школ проработала весь учебный 1941-42 год. Её директором была Серафима Ивановна Куликевич, до войны отдавшая этой школе тридцать лет.

Каждый учебный день учителя неизменно приходили на работу. В учительской стоял самовар с кипячёной водой и диван, на котором можно было перевести дух после тяжёлой дороги, ведь в отсутствии общественного транспорта голодным людям приходилось преодолевать нешуточные расстояния (один из педагогов от дома до школы проходил тридцать две (!) трамвайные остановки). Не было сил даже для того, чтобы нести портфель в руках: он висел на верёвочке, привязанной к шее. Когда звенел звонок, учителя шли в классы, где сидели такие же обессилевшие и истощённые дети, в домах которых неизменно случались непоправимые беды ─ смерть отца или матери. «Но дети вставали утром и шли в школу. Их держал на свете не тот скудный хлебный паёк, который они получали. Им сохраняла жизнь сила души».

В той школе учились только четыре старших класса, в одном из который осталась всего одна девочка ─ девятиклассница Вета Бандорина. Но учителя всё равно приходили к ней и готовили к мирной жизни.

Однако никак нельзя представить себе историю ленинградской блокадной эпопеи без знаменитейшей «Дороги жизни» ─ автомобильной магистрали, проложенной по льду Ладожского озера.

Ещё в октябре начали проводить работы по изучению озера. В ноябре же исследования Ладоги развернулось в полную силу. Разведывательные самолёты делали аэрофотоснимки местности, активно разрабатывался план строительства дороги. Как только вода разменяла свое жидкое агрегатное состояние на твёрдое, этот район почти ежедневно обследовался специальными разведывательными группами совместно с ладожскими рыбаками. Они осматривали южную часть Шлиссельбургской губы, изучая ледовый режим озера, толщину льда у берегов, характер и места спусков на озеро и многое другое.

Ранним утром 17 ноября 1941 года с невысокого берега Ладоги у деревни Коккорево на ещё неокрепший лёд спустился небольшой отряд бойцов, который возглавил воентехник 2-го ранга Л. Н. Соколов, командир роты 88-го отдельного мостостроительного батальона. Перед первопроходцами ставилась задача разведать и проложить маршрут ледовой трассы. Вместе с отрядом по Ладоге шли два проводника из местных старожилов. Отважный отряд, обвязавшись верёвками, успешно миновал острова Зеленцы, достиг села Кобона, и тем же путём вернулся обратно.

19 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта подписал приказ об организации перевозок по Ладожскому озеру, о прокладке ледовой дороги, её охране и обороне. Пять дней спустя утвердили план всей трассы. От Ленинграда она проходила к Осиновцу и Коккорево, затем спускалась ко льду озера и пролегала по нему в районе Шлиссельбургской губы до села Кобона (с ответвлением на Лаврово) на восточном берегу Ладоги. Далее через болотисто-лесистые места можно было достигнуть двух станций Северной железной дороги ─ Заборье и Подборовье.

Вначале военно-автомобильная дорога по льду озера (ВАД–101) и военно-автомобильная дорога от станции Заборье до села Кобона (ВАД–102) существовали как бы по отдельности, но позже были объединены в одну. Её начальником был уполномоченный Военного совета Ленинградского фронта генерал-майор А. М. Шилов, а военным комиссаром ─ заместитель начальника политуправления фронта бригадный комиссар И. В. Шишкин.

Лёд на Ладоге ещё непрочен, а первый санный обоз уже в пути. 20 ноября в город были завезены первые 63 тонны муки.

Голодный город не ждал, потому приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы доставить наибольшую массу продовольствия. Например, там, где ледовое покрытие было угрожающе тонким, его наращивали при помощи досок и хворостяных матов. Но и такой лёд иногда мог «подвести». На многих участках трассы он был способен выдержать лишь наполовину нагруженный автомобиль. А перегонять машины с небольшим грузом было невыгодно. Но и здесь выход был найден, притом весьма своеобразный: половина груза укладывалась на сани, которые прицеплялся к машинам.

Все усилия были ненапрасны: 23 ноября первая колонна автомашин доставила в Ленинград 70 тонн муки. С этого дня началась полная героизма и отваги работа шофёров, дорожников-эксплуатационников, регулировщиков, врачей ─ работа на всемирно известной «Дороге жизни», работа, о которой лучше всего мог сказать только непосредственный участник тех событий. Таковым был старший лейтенант Леонид Резников, напечатавший во «Фронтовом дорожнике» (газета о ладожской военной автотрассе, начавшая издаваться с января 1942 года, редактор ─ журналист Б. Борисов) стихи о том, что выпадало на долю водителя полуторки в то суровое время:

«Мы спать забывали, мы есть забывали ─

И с грузами мчались по льду.

И в варежке стыла рука на штурвале,

Смыкались глаза на ходу.

Преградой пред нами снаряды свистели,

Но путь был ─ в родной Ленинград.

Вставали навстречу пурга и метели,

Но воля не знала преград!»

Действительно, снаряды были серьёзным препятствием на пути смелых шофёров. Уже упоминавшийся выше генерал-полковник вермахта Ф. Гальдер в декабре 1941 года писал в своём военном дневнике: «Передвижение транспорта противника по льду Ладожского озера не прекращается... Наша авиация начала налёты...» Этой «нашей авиации» противостояли советские 37- и 85-миллиметровые зенитные орудия, множество зенитных пулемётов. С 20 ноября 1941 года по 1 апреля 1942 года советские истребители для патрулирования пространства над озером вылетали около 6,5 тыс. раз, провели 143 воздушных боя и сбили 20 самолетов с чёрно-белым крестом на корпусе.

Первый месяц работы ледовой магистрали не принёс ожидаемых результатов: из-за сложных погодных условий, не лучшего состояния техники и воздушных налётов немцев план по перевозкам не был выполнен. До конца 1941 года в Ленинград было доставлено 16,5 тонн грузов, а фронт и город требовали по 2 тыс. тонн ежедневно.

В своём новогоднем выступлении Гитлер произнёс: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»3 Однако фюрер просчитался. Город на Неве не только подавал признаки жизни ─ он пытался жить так, как это было бы возможно в мирное время. Вот какое сообщение было опубликовано в газете «Ленинградская правда» в конце 1941 года:

«ЛЕНИНГРАДЦАМ К НОВОМУ ГОДУ.

Сегодня населению города дополнительно к ежемесячным продовольственным нормам будет выдано: по пол-литра вина ─ рабочим и служащим и по четверти литра ─ иждивенцам.

Исполком Ленсовета принял решение провести с 1 по 10 января 1942 года в школах и детских садах новогодние ёлки. Все дети будут угощаться праздничным обедом из двух блюд без вырезки талонов из продовольственных карточек».

Такие билеты, что вы можете здесь видеть, давали право окунуться в сказку тем, кому пришлось раньше времени стать взрослее, чьё счастливое детство стало невозможным из-за войны, чьи лучшие годы были омрачены голодом, холодом и бомбёжками, смертью друзей или родителей. И, тем не менее, власти города хотели, чтобы дети почувствовали, что даже в таком аду есть поводы для радости, и наступление нового 1942 года ─ один из них.

Но до наступавшего 1942 года дожили далеко не все: только в декабре 1941-го от голода и холода скончалось 52 880 человек. Общее же количество жертв блокады ─ 641 803 человека.

Вероятно, чем-то похожим на новогодний подарок было и прибавление (впервые за всё время блокады!) к тому убогому пайку, который полагался. Утром 25 декабря каждый рабочий получил по 350 граммов, а «сто двадцать пять блокадных грамм ─ с огнём и кровью пополам», как писала Ольга Фёдоровна Берггольц (которая, кстати, наряду с простыми ленинградцами переносила все тяготы вражеской осады), превратились в 200 (для остального населения). Без сомнения, этому поспособствовала и «Дорога жизни», которая с нового года стала действовать активнее прежнего. Ужё 16 января 1942 года вместо намеченных 2 тыс. тонн было доставлено 2, 506 тыс. тонн грузов. С этого дня план стал перевыполняться регулярно.

24 января 1942 года ─ и новая надбавка. Теперь по рабочей карточке выдавали по 400 гр., по карточке служащего ─ 300 гр., по карточке ребёнка или иждивенца ─ 250 гр. хлеба. А спустя ещё некоторое время ─ 11февраля ─ рабочим стали выдавать по 400 гр. хлеба, всем остальным же ─ по 300 гр. Примечательно, что целлюлозу больше не использовали в качестве одного из ингредиентов при выпечке хлеба.

С Ладожской трассой связана и ещё одна спасительная миссия ─ эвакуация, начавшаяся ещё в конце ноября 1941 года, но получившая массовый характер лишь в январе 1942-го, когда лёд стал в достаточной степени прочным. Эвакуации подлежали в первую очередь дети, больные, раненые, инвалиды, женщины с малолетними детьми, а также научные работники, студенты, рабочие эвакуируемых заводов вместе с семьями и некоторые другие категории граждан.

Но советские вооружённые силы тоже не дремали. С 7 января по 30 апреля проводилась Любанская наступательная операция войск Волховского фронта и части сил Ленинградского фронта, направленная на прорыв блокады. Поначалу движение советских войск на любанском направлении имело некоторый успех, но бои велись в лесистой и болотистой местности, для эффективности наступления были нужны немалые материальные и технические средства, а также продовольствие. Недостаток во всём вышеперечисленном вкупе с активным сопротивлением немецко-фашистских войск привело к тому, что в конце апреля Волховскому и Ленинградскому фронтам пришлось перейти к оборонительным действиям, и операция была завершена, так как задача не была выполнена.

Уже в начале апреля 1942 года из-за серьёзного потепления ладожский лёд стал подтаивать, кое-где появлялись «лужи» глубиной до 30-40 см, но закрытие озёрной автотрассы произошло только 24 апреля.

С 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года в Ленинград было привезено 361 309 тонн грузов, эвакуировано 560,304 тыс. человек. Ладожская автомагистраль позволила создать небольшой неприкосновенный запас продовольственных продуктов ─ около 67 тыс. тонн.

Тем не менее, Ладога не переставала служить людям. За летне-осеннюю навигацию в город было доставлено около 1100 тыс. тонн различных грузов, а также эвакуировано 850 тыс. человек. За всё время блокады из города было вывезено не менее полутора миллиона человек.

А что же город? «Хотя рвались ещё снаряды на улицах и гудели в небе фашистские самолёты, город наперекор врагу оживал вместе с весной». До Ленинграда дотянулись солнечные лучи и унесли морозы, так долго терзавшие всех. Голод тоже начал понемногу отступать: увеличился хлебный паёк, началась выдача жиров, крупы, сахара, мяса, но в очень ограниченном количестве. Последствия зимы были неутешительными: множество людей продолжало умирать от дистрофии. Поэтому борьба за спасение населения от этой болезни стала стратегически важной. С весны 1942 года самое широкое распространение получили пункты питания, к которым на две-три недели прикреплялись дистрофики первой и второй степеней (при третьей степени человека госпитализировали). В них больной получал блюда, в полтора-два раза калорийнее, чем полагалось по стандартному пайку. Эти столовые помогли восстановиться около 260 тыс. человек (в основном, рабочим промпредприятий).

Также действовали столовые общего типа, где питались (согласно статистике за апрель 1942 года) не менее миллиона человек, то есть большая часть города. Там сдавали свои продовольственные карточки и взамен получали трёхразовое питание и соевое молоко и кефир в придачу, а начиная с лета ─ овощи и картофель.

С наступлением весны многие отправились за город и стали вскапывать землю под огороды. Партийная организация Ленинграда поддержала этот почин и призвала каждую семью иметь свой огород. В горкоме даже был создан отдел сельского хозяйства, а в радиоэфире постоянно звучали советы по выращиванию того или иного овоща. В специально приспособленных городских теплицах выращивалась рассада. Некоторые из заводов наладили выпуск лопат, леек, граблей и прочих огородных инструментов. Индивидуальными участками были усыпаны Марсово поле, Летний сад, Исаакиевская площадь, парки, скверы и т.д. Любая клумба, любой клочок земли, хоть немного пригодный для такого фермерства, вспахивался и засеивался. Свыше 9 тыс. га земли были заняты картофелем, морковью, свёклой, редисом, луком, капустой и т.п. Практиковался и сбор съедобных дикорастущих растений. Затея с огородами была ещё одной неплохой возможностью улучшить снабжение пропитанием войска и населения города.

Ко всему прочему, Ленинград сильно загрязнился за осеннее-зимний период. Не только в моргах, но даже просто на улицах лежали незахороненные трупы, которые с приходом тёплых дней начали бы разлагаться и стали бы причиной масштабной эпидемии, чего городские власти никак не могли допустить.

25 марта 1942 года исполком Ленгорсовета в соответствии с постановлением ГКО об очистке Ленинграда принял решение о мобилизации всего трудоспособного населения на работы по уборке дворов, площадей и набережных ото льда, снега и всевозможных нечистот. С трудом поднимая рабочие инструменты, истощённые жители боролись на своей фронтовой линии ─ линии между чистотой и загрязнённостью. К средине весны были приведены в порядок не менее 12 тыс. дворов, более 3 млн. кв. км улиц и набережных теперь сверкали чистотой, вывезли около миллиона тонн мусора.

15 апреля был по-настоящему знаменателен для каждого ленинградца. Почти пять тяжелейших осенних и зимних месяцев все, кто работал, преодолевали расстояние от дома до места службы пешком. Когда в желудке ─ пустота, ноги немеют на морозе и не слушаются, а над головой свистят снаряды, то даже какие-то 3-4 километра кажутся каторгой. И вот, наконец, наступил тот день, когда каждый мог войти в трамвай и добраться хоть до противоположного конца города без всяких усилий. К концу апреля трамваи ходили уже по пяти маршрутам.

Чуть позже восстановили и такую жизненно необходимую коммунальную услугу, как водоснабжение. Зимой 1941-42 гг. только примерно в 80-85-ти домах работал водопровод. Те же, кто был не из числа счастливчиков, населявших такие дома, вынужден был всю холодную зиму брать воду из Невы. К маю 1942-го краны ванных комнат и кухонь вновь зашумели от проточной Н2О. Водоснабжение снова перестало считаться роскошью, хотя радости многих ленинградцев не было предела: «Это трудно объяснить, что испытывал блокадник, стоя у открытого крана, любуясь струёй воды... Солидные люди, словно ребятишки, брызгались и плескались над раковинами». Восстановили и канализационную сеть. Открылись бани, парикмахерские, ремонтно-бытовые мастерские.

Как и на Новый год, на Первомай 1942 года ленинградцам выдали следующие дополнительные продукты: детям ─ по две таблетки какао с молоком и по 150 гр. клюквы, взрослым ─ по 50 гр. табака, 1,5 литра пива или вина, 25 гр. чая, 100 гр. сыра, 150 гр. сухофруктов, 500 гр. солёной рыбы.

Окрепнув физически и получив моральную подпитку, оставшиеся в городе жители вернулись в цеха за станки, но топлива до сих пор не хватало, поэтому около 20 тыс. ленинградцев (почти все ─ женщины, подростки и пенсионеры) отправились на заготовку дров и торфа. Их усилиями до конца 1942 года заводы, фабрики и электростанции получили 750 тыс. куб. метров древесины и 500 тыс. тонн торфа.

Торф и дрова, добытые ленинградцами, приплюсованные к каменному углю и нефти, привозимые извне кольца блокады (в частности, посредством построенного в рекордные сроки ─ менее чем за полтора месяца ─ Ладожского трубопровода), вдохнули жизнь в промышленность города на Неве. В апреле 1942-го 50 (в мае ─ 57) предприятий выпускали военную продукцию: за апрель-май фронту было отправлено 99 орудий, 790 пулемётов, 214 тыс. снарядов, более 200 тыс. мин.

Гражданская индустрия старалась не отставать от военной, возобновив выпуск товаров широкого потребления.

Прохожие на городских улицах сбросили с себя ватные штаны и фуфайки и нарядились в пальто и костюмы, платья и цветные косынки, чулки и туфельки, а ленинградки уже «пудрят носы и красят губы».

Чрезвычайно важные события происходили в 1942 году на фронте. С 19 августа по 30 октября проходила Синявская наступательная операция войск

Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Это была четвёртая попытка прорыва блокады, как и предыдущие, не решившая поставленной цели, но сыгравшая определённо положительную роль в деле обороны Ленинграда: было сорвано очередное покушение немцев на неприкосновенность города.

Дело в том, что после героической 250-дневной обороны Севастополя советским войскам пришлось покинуть город, а затем и весь Крым. Так что на юге фашистам стало полегче, и можно было сосредоточить всё внимание германского командования на проблемах, имеющихся на севере. 23 июля 1942 года Гитлер подписал директиву № 45, в которой, выражаясь простонародно, «давал добро» на проведение операции по штурму Ленинграда в начале сентября 1942 года. Сначала она называлась «Feuerzauber» (в пер. с нем. ─ «Волшебный огонь»), затем ─ «Nordlicht» («Северное сияние»). Но у противника не только не получилось совершить значительный прорыв к городу: вермахт в ходе боевых действий потерял 60 тыс. человек убитыми, более 600 орудий и миномётов, 200 танков и столько же самолётов. Были созданы предпосылки для успешного прорыва блокады в январе 1943 года.

Зима 1942-43 годов была для города не столь мрачной и безжизненной, как предыдущая. На улицах и проспектах уже не было гор мусора и снега. Трамваи снова стали привычным явлением. Открылись школы, кино и театры. Почти повсеместно действовали водопровод и канализация. Окна квартир теперь были застеклены, а не безобразно заколочены подручными материалами. Имелся небольшой запас энергоносителей и провианта. Многие продолжали заниматься общественно полезным трудом (помимо основной работы). Примечательно, что с 22 декабря 1942 года началось вручение медали «За оборону Ленинграда» всем отличившимся.

В городе наблюдалось некоторое улучшение ситуации с провизией. Кроме того, зима 1942-43 оказалась более мягкой, нежели предыдущая, поэтому ладожская автодорога во время зимы 1942-43 действовала только 101 день: с 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года. Но водители не позволяли себе расслабляться: общий грузооборот составил более 200 тыс. тонн грузов.



Для командования Вермахта овладение городом на Неве имело не только важное военно-стратегическое значение. Кроме захвата всего побережья Финского залива и уничтожения Балтийского флота также преследовались далеко идущие пропагандистские цели. Падение колыбели Революции нанесло бы непоправимый моральный урон всему советскому народу и значительно подорвало бы боевой дух вооруженных сил. У командования Красной армии была альтернатива: отвести войска и сдать город без боя. В этом случае судьба жителей была бы еще более трагичной. Гитлер предполагал стереть город с лица земли в буквальном смысле слова.

Ленинград был окончательно окружен немецкими и финскими войсками 8 сентября 1941 года. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Кроме воинских формирований армии и флота, в осаде оказалось более трех миллионов человек - ленинградцев и беженцев из Прибалтики и соседних регионов. Ленинград во время блокады потерял более 600 тыс. гражданского населения, из них только три процента погибли от бомбежек и артиллерийских обстрелов, остальные умерли от истощения и болезней. Эвакуировано было более полутора миллионов человек.

Попытки прорыва блокады в 1942 году

Даже в самые трудные дни войны предпринимались попытки разорвать кольцо окружения. В январе 1942 года советская армия начала наступление для соединения блокированного города с ‘‘Большой землей’’ в районе деревни Любцы. Следующая попытка была предпринята в августе - октябре в направлении деревни Синявино и станции Мга. Эти операции по прорыву блокады Ленинграда не увенчались успехом. Хотя Синявинское наступление и провалилось, но этим маневром были сорваны очередные планы Вермахта по захвату города.

Стратегические предпосылки

Разгром гитлеровской группировки войск на Волге коренным образом изменил расстановку стратегических сил в пользу советской армии. В сложившихся условиях Верховное командование задумало осуществить операцию по деблокированию северной столицы. Оперативное мероприятие с привлечением сил Ленинградского, Волховского фронтов, Балтийского флота и Ладожской флотилии получило кодовое наименование ‘‘Искра’’. Поддержать наступательные действия на суше должна была Освобождение Ленинграда от блокады, хотя и частичное, стало возможным благодаря серьезным просчетам немецкого командования. Гитлеровская ставка недооценивала важность накопления резервов. После ожесточенных боев на московском направлении и юге страны из состава группы армий ""Север’’ были выведены две танковые дивизии и значительная часть пехотных формирований для частичной компенсации потерь центральной группировки. К началу 1943 года под Ленинградом у захватчиков не было крупных механизированных соединений для противостояния возможному наступлению советской армии.

Планы Ставки

Операция "Искра" была задумана осенью 1942 года. В конце ноября штаб Ленинградского фронта предложил Ставке подготовить новое наступление и осуществить прорыв неприятельского кольца в двух направлениях: Шлиссельбургском и Урицком. Верховное главнокомандование решило сосредоточиться на одном, кратчайшем, в районе Синявино-Шлиссельбурга.

22 ноября командование представило план встречных действий сосредоточенных сил Ленинградского и Волховского фронтов. Операция получила одобрение, на подготовку отводилось не более месяца. Было очень важно осуществить планируемое наступление в зимнее время: весной болотистые места становились непроходимыми. Из-за начавшейся оттепели в конце декабря прорыв блокады был перенесен на десять дней. Кодовое наименование операции было предложено И. В. Сталиным. Полвека назад В. И. Ульянов, создавая орган печати большевистской партии, назвал газету "Искра" с тем умыслом, что из искры возгорится пламя революции. Сталин, таким образом, проводил аналогию, предполагая, что оперативный наступательный маневр разовьется в значительный стратегический успех. Общее руководство было поручено маршалу К. Е. Ворошилову. Для координации действий на Волховский фронт был направлен маршал Г. К. Жуков.

Подготовка наступления

В течение декабря войска усиленно подготавливались к сражению. Все подразделения были укомплектованы личным составом и техникой на сто процентов, накоплено до 5 комплектов боеприпасов на каждую единицу тяжелого вооружения. Ленинград во время блокады смог обеспечить фронт всей необходимой боевой техникой и стрелковым вооружением. А для пошива обмундирования привлекались не только профильные предприятия, но и граждане, имевшие в личном пользовании швейные машины. В тылу саперами были усилены существующие мостовые переходы и возведены новые. Для обеспечения подхода к Неве было проложено около 50 километров дорог.

Особое внимание было уделено подготовке бойцов: их нужно было научить воевать зимой в лесу и атаковать укрепленный район, оборудованный опорными пунктами и долговременными огневыми точками. В тылу каждого соединения были устроены полигоны, имитирующие условия участков предполагаемого наступления. Для прорыва инженерных были созданы специальные штурмовые группы. На были устроены проходы. Все командиры, до командующих ротами включительно, были снабжены уточненными картами и фотографическими схемами. Перегруппировка производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Активизировалась деятельность фронтовой разведки. Было точно установлено расположение оборонительных объектов противника. Для командного состава были устроены штабные игры. Завершающей фазой было проведение учений с боевыми стрельбами. Мероприятия по маскировке, распространение дезинформации, а также строжайшее соблюдение секретности дали свои плоды. Враг узнал о планируемом наступлении всего за несколько дней. Дополнительно усилить опасные направления немцы не успели.

Расстановка сил

Формирования Ленинградского фронта в составе 42-ой, 55-ой, 67-ой армий держали оборону города с внутренней юго-восточной стороны кольца на линии Урицк - Колпино, правобережные территории Невы - до Ладоги. 23-я армия вела оборонительные действия с северной стороны на Карельском перешейке. Силы военной авиации состояли из 13-ой воздушной армии. Прорыв блокады обеспечивали 222 танка и 37 бронеавтомобилей. Фронтом командовал генерал-лейтенант Л. А. Говоров. Пехотные части с воздуха поддерживала 14-я воздушная армия. На этом направлении было сосредоточено 217 танков. Командовал Волховским фронтом генерал армии К. А. Мерецков. В направлении прорыва, используя резервы и применив перегруппировку сил, удалось достичь превосходства живой силы в четыре с половиной раза, артиллерии - в семь раз, танков - в десять раз, авиации - в два раза. Плотность орудий и минометов со стороны Ленинграда составляла до 146 единиц на 1 км фронта. Также наступление поддерживалось артиллерией кораблей Балтийского флота и Ладожской флотилии (88 орудий калибром от 100 до 406 мм) и самолетами флотской авиации.

На волховском направлении плотность орудий составляла от 101 до 356 единиц на один километр. Общая численность ударной группировки с обеих сторон достигала 303 тысяч солдат и офицеров. Противник осаждал город двадцатью шестью дивизиями 18-ой армии (группа армий ""Север") и формированием из четырех финских дивизий на севере. Нашим войскам, совершая прорыв блокады, предстояло атаковать сильно укрепленный шлиссельбургско-синявинский район, который обороняли пять дивизий, располагавшие семьюстами орудиями и минометами. Группировкой Вермахта командовал генерал Г. Линдеман.

Сражение на шлиссельбургском выступе

Ночью с 11 на 12 января авиацией Волховского фронта и 13-ой воздушной армией Ленинградского фронта был нанесен массированный бомбовый удар по заранее определенным целям в намеченном участке прорыва. 12 января в половине десятого утра началась артиллерийская подготовка. Обстрел вражеских позиций продолжался два часа десять минут. За полчаса до начала атаки штурмовики совершили налеты на укрепленные оборонительные сооружения и артиллерийские батареи немцев. В 11.00 67-я армия со стороны Невы и подразделения второй ударной и восьмой армий Волховского фронта начали наступление. Атака пехоты поддерживалась артиллерийской стрельбой с образованием огненного вала глубиной в один километр. Войска Вермахта ожесточенно сопротивлялись, советская пехота продвигалась медленно и неравномерно.

За два дня боев расстояние между наступающими группировками сократилось до двух километров. Только через шесть дней наступающим формированиям советской армии удалось соединиться в районе рабочих поселков № 1 и № 5. 18 января был освобожден город Шлиссельбург (Петрокрепость) и очищена от неприятеля вся прилегающая к берегу Ладоги территория. Ширина сухопутного коридора составила на различных участках от 8 до 10 километров. В день прорыва блокады Ленинграда надежная сухопутная связь города с ’’Большой землей’’ была восстановлена. Объединенная группировка 2-ой и 67-ой армий пыталась безуспешно развить успех наступления и расширить плацдарм на юг. Немцы подтягивали резервы. С 19 января в течение десяти дней на опасные участки немецким командованием было переброшено пять дивизий и большое количество артиллерии. Наступление в районе Синявино захлебнулось. Для того чтобы удержать завоеванные рубежи, войска перешли к обороне. Началась позиционная война. Официальной датой окончания операции является 30 января.

Итоги наступления

В результате проведенного наступления советских войск части армии Вермахта были отброшены от берега Ладоги, но сам город по-прежнему оставался в прифронтовой зоне. Прорыв блокады в ходе операции ’’Искра’’ показал зрелость военной мысли высшего командного состава. Разгром группировки противника на основательно укрепленном районе согласованным совместным ударом извне и снаружи стал прецедентом в отечественном военном искусстве. Вооруженные силы получили серьезный опыт ведения наступательных действий в лесистой местности в зимних условиях. Преодоление эшелонированной оборонительной системы противника показало необходимость основательного планирования ведения артиллерийского огня, а также оперативного перемещения подразделений в ходе боя.

Потери сторон

О том, насколько кровопролитными были бои, свидетельствуют цифры потерь. 67-я и 13-я армии Ленинградского фронта потеряли убитыми и ранеными 41,2 тыс. человек, в том числе безвозвратные потери составили 12,4 тыс. человек. Волховский фронт потерял 73,9 и 21,5 тыс. человек соответственно. Были разгромлены семь дивизий противника. Потери немцев составили более 30 тыс. человек, безвозвратные - 13 тыс. человек. Кроме того, в качестве трофеев советской армии достались около четырехсот орудий и минометов, 178 пулеметов, 5000 винтовок, большое количество боеприпасов, полторы сотни автомашин. Были захвачены два новейших тяжелых танка Т-VI "Тигр".

Крупная победа

Операция ’’Искра’’ по прорыву блокады достигла желаемых результатов. В течение семнадцати дней вдоль берега Ладожского озера были проложены автомобильная дорога и железнодорожная ветка длиной тридцать три километра. 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. Было восстановлено стабильное снабжение города и воинских подразделений, увеличилась подача электроэнергии. Возобновилось водоснабжение. Значительно улучшилось положение гражданского населения, промышленных предприятий, соединений фронта и Балтийского флота. В последующие из Ленинграда было эвакуировано в тыловые районы более восьмисот тысяч гражданских лиц.

Освобождение Ленинграда от блокады в январе 1943 года стало ключевым моментом в обороне города. Советские войска на этом направлении окончательно завладели стратегической инициативой. Была ликвидирована опасность соединения немецких и финских войск. 18 января - в день прорыва блокады Ленинграда - завершился критический период изоляции города. Удачное завершение операции имело большое идеологическое значение для народа страны. Не самое масштабное сражение Второй Мировой войны привлекло внимание политической элиты за океаном. Президент США Т. Рузвельт поздравил советское руководство с военным успехом, а жителям города прислал грамоту, в которой признал величие подвига, их несгибаемую стойкость и мужество.

Музей прорыва блокады Ленинграда

На всем протяжении линии противостояния воздвигнуты мемориалы в память трагичных и героических событий тех лет. В 1985 году в Кировском районе области у деревни Марьино была открыта Именно в этом месте 12 января 1943 года подразделения 67-ой армии по льду форсировали Неву и прорвали вражескую оборону. Диорама ""Прорыв блокады Ленинграда"" представляет собой художественное полотно размером 40 на 8 метров. На холсте изображены события атаки на немецкие оборонительные сооружения. Перед полотном предметный план, глубиной от 4 до 8 метров, воссоздает объемные образы укрепленных позиций, ходов сообщения, военного снаряжения.

Единство композиции живописного холста и объемного проектирования создает потрясающий эффект присутствия. На самом расположен памятник ""Прорыв блокады"". Монумент представляет собой танк Т-34, установленный на постаменте. Боевая машина словно устремляется на соединение с войсками Волховского фронта. На открытой площадке перед музеем также экспонируется техника времен войны.

Окончательное снятие блокады Ленинграда. 1944 год

Полное снятие осады города произошло только через год в результате масштабной Ленинградско-Новгородской операции. Войска Волховского, Прибалтийского и Ленинградского фронтов разгромили основные силы 18-ой армии Вермахта. 27 января стало официальным днем снятия почти 900-дневной блокады. А 1943-й был зафиксирован в историографии Великой Отечественной войны как год прорыва блокады Ленинграда.

Если вы не знаете, сколько дней длилась блокада Ленинграда, тогда вы никогда не поймете той силы и мужества людей, которые страдали ради того, чтобы остальные жили в мире. Блокада Ленинграда стала одной из самых продолжительных и жестоких осад города, которые происходили за всю историю нашего мира. Она длилась ровно 871 день, и за это время люди, которые попали под осаду, пережили самое страшное в своей жизни время: голод, смерти, болезни, страдания…

Спустя много лет с того момента историки не раз задавались вопросом: а можно ли было избежать этого и не жертвовать столькими людьми? С одной стороны, погибло очень много людей, а с другой, погибло бы в несколько сотен раз больше, если бы ленинградовцы своими костями не защитили остальных, приняв на себя долг сдерживать армию Гитлера.

Начало блокады Ленинграда. Люди, которым не оставили выбора

Когда началась блокада Ленинграда? В августе 1941 года, когда немецкое войско прорвалось к Южному берегу Ладижского озера, а Финско-Корельская армия вышла к старой границе между СССР и Финляндией. Сухопутное сообщение между Ленинградом и «большой землей» было разорвано более, чем на два месяца. Этого времени было бы вполне достаточно, чтобы эвакуировать большую часть населения, или хотя бы предоставить достаточный запас продовольства, чтобы пережить осаду. В начале 1941 года в городе проживало более 2 млн человек, и ещё 200 тыс. в пригороде.

Недавно опубликованные документы показывают, что вывоз населения в безопасные районы осуществлялся очень медленно, да и сам Сталин негативно относился к идее даже частичной эвакуации больших городов. Около 43% населения на тот момент составляли дети и старики. Также на тот момент в городе проживало несколько сотен беженцев из других городов и районов, которые уже пострадали в ходе войны. Из рассекреченных документов люди узнали, что до начала блокады из Ленинграда было вывезено около 620 тыс. человек и 90 тыс. беженцев, а незадолго до того, как окончательно прервалось железнодорожное сообщение, вагоны к городу для эвакуации больше не подавались, хотя в другие дни вывозили более 23 тыс. человек.

Ресурсы для выживания

Советские власти не рассчитывали, что немецкая армия так быстро доберется до города и сможет отрезать все пути для экспорта зерна, муки, мяса, растительного масла и т.д. К началу войны муки в городе хватало всего на 52 дня, круп на 89 дней, растительного масла всего на 29 дней, а мяса на 38 дней. Так как незадолго до этого ввели нормированное распределение продовольствия по специальным карточкам, меньше чем за месяц с начала войны потребление основных продуктов снизилось в несколько раз. Итого, рабочий получал в месяц 2,2 кг мяса, 2 кг круп, 800 г жиров, 1 кг рыбы и 1,5 кг сахара и других кондитерских изделий. Служащие получали 1,5 кг различных круп, 1,2 кг мяса, 800 г рыбы, 400 г жиров и всего 1,2 кг сахара. Это было в два раза меньше довоенного потребления, и прожить с таким запасом месяц было безумно трудно. Но, тем не менее, существенно экономить до конца не получалось, так как продолжали работать коммерческие магазины и столовые, где любой продукт можно было приобрести без карточки. Через магазины и столовые реализовалось около 8-12% мяса, жиров и кондитерских изделий.

До блокады в Ленинград было доставлено 84 000 т муки, менее 7 000 т картофеля и 30 5000 т овощей. Это катастрофически мало для 3 млн. человек, да ещё и осенний завоз фактически не состоялся. К примеру, за год до блокады в город было ввезено в 35 раз больше картофеля и в 5 раз больше овощей. Нормы выдачи продовольствия жителям очень быстро сокращалось, личные закрома у людей были безумно малы, а постоянное «сосание под ложечкой» превратилось в голод.

Хроника блокады Ленинграда

  • Апрель 1941 год – начало блокады Ленинграда. Согласно плану «Ост» и «Барбаросса», Гитлер собирается полностью захватить, а потом и уничтожить город Ленинград;
  • 22 июня 1941 год – вторжение нацистских войск на территорию Советского Союза;
  • 19-23 июля 1941 года – проведена первая атака на Ленинград группой армии «Север». Была остановлена в 10-км южнее самого города;
  • 4-8 сентября 1941 года – немцы обстреливают тяжелой артиллерией жилые районы Ленинграда;
  • 8 сентября 1941 года – кольцо блокады замкнулось после захвата Ладожского озера;
  • 21 ноября – отключено электричество в городе;
  • 6 декабря 1941 года – отключено водоснабжение, прекратилась подача тепла в дома;
  • Июнь-сентябрь 1942 года – начало обстрела немецкими войсками города новыми 800-килограммовыми снарядами;
  • 23 сентября 1942 года – снова поступает электричество по «кабелю жизни» с Волховской ГЭС;
  • 18 января 1943 года – впервые блокадное кольцо было разорвано;
  • Февраль 1943 года – в строй вступила «Дорога победы» - 33 километровая ж/д линия, которая снова связала Ленинград с «большой землей». В блокадный Ленинград поступил первый поезд с «большой земли»;
  • 14 января – 1 марта 1944 года – предпринята стратегия Ленинградско-Новгородской наступательной операции;
  • 27 января 1944 года – год снятия блокады Ленинграда.

«Смертное время»

Голод во время блокады Ленинграда впервые был назван «Смертным временем» в книге историка Сергея Ярова, который во время работы над книгой «Блокадная этика» заработал немало седых волос. Люди, мучаясь от сильного голода, начинали искать любые способы, чтобы как-то выжить. Они прибегали к различным ухищрениям: ели столярный клей, кожу, жмыхи. Голодающие вылавливали домашний скот, иногда продавали его за хлеб, учились ловить голубей и других диких птиц. Когда жить хотелось больше, чем оставаться человеком, ели кошек, мышей и собак. Даже последние надежды на «черный рынок» очень быстро умерли. Все попытки проникнуть в пригород и поесть урожай с полей и огородов быстро и жестоко пресекались, в том числе огнем.

В декабре, когда квалификационный рабочий получал от 800 до 1200 рублей, рядовые служащие 600-700 рублей, а неквалифицированные работники всего 200, одна буханка хлеба, причем не лучшего качества (с конца ноября и начала декабря хлеб выпекался наполовину из примесей), стоила 400 рублей на рынке, а масло вообще 500 рублей. С 20 ноября паек ленинградцев сократился до самого мизера, который не мог обеспечить даже самые минимальные физиологические потребности (250 г хлеба, для рабочих, 125 г для служащих и безработных). Если вы поищите в Интернете «Блокада Ленинграда» смотреть онлайн, то увидев тела и лица людей, возможно, сможете понять, насколько тогда было трудно не только физически, но и морально.

Надежда на свободу

В декабре месяце и даже после Нового Года в людях жила надежда, что скоро этот кошмар кончиться, и они смогут жить спокойно. Советское правительство также надеялось на освобождение Ленинграда, особенно после контрнаступления под Москвой и успешной операцией под Тихвином, но этого не произошло. Ситуация со снабжением города ухудшалась с каждым днем. По распоряжению городских властей 11 декабря все остатки топлива из больничных и домовых котельных перевезли в единственную работающую электростанцию. В итоге, помимо голода, к страданиям людей прибавился мучительный холод. Зима в 1941-1942 годах, как назло, достигала отметки в -35º.

Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда, столько же времени верхушка СССР искала способа освободить город или хотя бы спасти его жителей. Власти продолжали искать пути для эвакуации жителей. Кремль предложил проложить трассу по Ладожскому озеру, но это было весьма сомнительной идеей. Тем не менее, Ладожская ледяная трасса отправила первые пробные подводы с грузом 22 ноября, а 6 декабря планировалось, что ежедневно можно будет отправлять на «большую землю» около 5 000 человек. Но к сожалению, 8 декабря эвакуацию снова остановили. Ее смогли возобновить лишь через полтора месяца – 22 января. Даже предположить страшно, сколько уже умерло людей за это время.

Потеряв последнюю надежду на правительство, люди стали самостоятельно находить пути для освобождения. «Походных порядком» в самые лютые декабрьские и январские морозы они укутывали своих детей во все теплое, что было в доме, жены хватали своих изнеможенных мужей под руки и шли по заледеневшему озеру, пока их не догоняла смерть. Всего 36 118 человек смогло пройти этот путь, потеряв все, кроме собственной жизни.

Во время «Смертного времени» в городе появилась жуткая примета – «санки с пеленашками». Так называли санки, в которых были завернуты трупы в простыни (декабрь). В январе трупы уже не так тщательно убирали (не было сил таскать истощенные тела), а в феврале их просто складывали в штабеля. Сколько продолжалась блокада Ленинграда – столько и умирало людей, которые не смогли выдержать осаду.

Годы блокады Ленинграда – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было разорвано 18 января 1943 года). Если подсчитать, то мы узнаем, сколько лет длилась блокада Ленинграда – почти два с половиной года. Жертвами блокады стало около 1 млн человек. Голод и истощение настигало даже тех, кто успел эвакуироваться и уже надеялся, что самое страшное позади. Нацисты – главные виновники этой трагедии – периодично обстреливали жилые районы, чтобы подавить волю людей. Даже после окончания осады, немецкие и финские войска продолжали измываться над жителями Ленинграда в течении полугода. Прорыв блокады Ленинграда произошел, когда войска СССР стремительно наступали врагу на горло, из-за чего спустя 871 день Ленинград был наконец-то освобожден.

Мужество и непоколебимая воля ленинградовцев поражает наше сознание и по сегодняшний день, с их стойкости нужно брать пример. Вычеркнуть этот период из отечественной истории нельзя, ибо именно их жертва подарила жизни сотням и тысячам людей, которые так и не встретились с теми бедами, что приносили немецкие солдаты. Просто прочитать материалы о данной трагедии недостаточно, чтобы понять всю ценность героической отваги ленинградовцев. Вы можете посмотреть «Блокада Ленинграда», документальный фильм, или же фрагменты блокады Ленинграда, видео.

Восьмого сентября отмечается скорбный юбилей - 75 лет со дня начала Блокады Ленинграда - одного из самых страшных преступлений Второй мировой войны, совершенных нацистской Германией и ее союзниками.

Считается, что Блокада Ленинграда длилась 900 дней . Однако на самом деле блокадных дней было 872 дня - с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Как утверждают сегодня историки на основании последних данных, Блокада Ленинграда унесла жизни около полутора миллионов человек, 97% жертв погибли от голода.

Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда

  • 8 сентября 1941 года - День начала блокады;
  • 18 января 1943 года - День прорыва блокады;
  • 27 января 1944 года - День полного снятия блокады;
  • 5 июня 1946 года - День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Начало блокады

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда с остальной частью СССР. Однако фактически блокада началась двумя неделями раньше - 27 августа было прервано железнодорожное сообщение города с Большой землей, на вокзалах и в пригородах Ленинграда к этому времени скопились десятки тысяч людей, пытавшихся уйти на восток. Также в городе в это время уже находились более 300 тысяч беженцев из захваченных гитлеровцами западных областей СССР и республик Прибалтики.

Голод

Ленинград вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Продовольственные карточки были введены в городе еще 17 июля, но продукты особо не экономили, нормы были большие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было.

Однако уже к началу блокады оказалось, что в городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива, а единственной ниточкой, связывающей Ленинград с Большой землей, была знаменитая Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру и находившаяся в пределах досягаемости артиллерии и авиации противника.

Катастрофическая ситуация с продовольствием для осажденного города стала ясной 12 сентября, когда были закончены проверки продуктовых складов. Сказались не только потери из-за разбомбленных во время первых авианалетов знаменитых Бабаевских складов, где было сосредоточено значительное количество продовольствия, но и ошибки в распределении продуктов в первые два месяца войны. Первое резкое снижение норм выдачи продуктов произошло 15 сентября. После этого нормы снижались до декабря, замерев на минимальной отметке в знаменитые 125 блокадных грамм, которые полагались детям и иждивенцам.

Кроме того, с 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера действовала до середины 1944 года). Также была запрещена официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам. При этом на черном рынке, который действовал в Ленинграде всю войну и блокаду, за ценности можно было выменять продовольствие, топливо, медикаменты и т.д.

В октябре жители города уже почувствовали явную нехватку продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод. Особенно страшно было, когда до установления льда на Ладоге продовольствие в город доставлялось только по воздуху. Только с началом зимы Дорога жизни заработала в полную мощь, но доставленных по ней продуктов, естественно, не хватало. При этом все транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника.

Суровая зима 1941-42 года усугубила ужасы массового голода, что привело к огромным жертвам именно в первую блокадную зиму.

Жертвы блокады

За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до полутора миллиона человек. На Нюрнбергском процессе речь шла о 632 тысячах погибших, однако позже это число неоднократно пересматривалось, увы, в сторону увеличения. Только 3% погибших стали жертвами бомбежек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!

В первые месяцы блокады, несмотря на мизерные нормы выдачи хлеба, смерть от голода еще не стала массовым явлением, и большую часть погибших составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Именно тогда на стенах некоторых домов появились знаменитые надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Надписи делались на домах на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как гитлеровцы вели обстрел города с юга и юго-запада - из дальнобойных орудий, установленных на Пулковских высотах и в Стрельне.

Это связано с тем, что обстрел Ленинграда велся только с территорий, оккупированных немецкими войсками, финские части, замыкавшие блокаду с севера, город почти не обстреливали. В Кронштадте такие надписи наносились на юго-западных сторонах улиц, поскольку немцы вели обстрел со стороны оккупированного Петергофа.

Самая знаменитая надпись на четной «солнечной» стороне Невского проспекта была сделана летом 1943 года двумя девушками - бойцами Местной противовоздушной обороны (МПВО) Татьяной Котовой и Любовью Герасимовой.

Увы, настоящие надписи на стенах не сохранились, однако в 1960-1970-е годы часть из них была воссоздана в знак памяти о героизме ленинградцев.

В настоящее время надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» сохраняются по следующим адресам:

  • Невский проспект, дом 14;
  • Лесной проспект, дом 61;
  • 22 линия Васильевского острова, дом 7;
  • Посадская улица в Кронштадте, дом 17/14;
  • Улице Аммермана в Кронштадте, дом 25.

Все надписи сопровождаются мраморными мемориальными досками.

Подвиг Ленинграда был отмечен еще до окончания войны. Приказом верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. Вместе с Ленинградом этого звания были удостоены еще три города - Сталинград, Севастополь и Одесса.



Loading...Loading...