Значение цветка анютины глазки для человека. Анютины глазки - символ любовного треугольника

Откуда взялось русское название этого цветка - достоверно не известно. Правда, некоторые красивые сорта его действительно несколько походят как бы на глаз, но это большею частью уже крупные, усовершенствованные культурой сорта, тогда как интересующее нас растение - тот простой, скромный цветочек, который растет на пашнях, а иногда и около домов, на огородной земле в деревне.

В Германии его называют мачехой (Stiefmutterchen), объясняя это название следующим образом.

Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка - ее родных дочерей, а два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, причем злой мачехе дал шпорцы, а ее дочерям - ненавистные им усики.

По мнению других, анютины глазки изображают лицо, что и действительно, если хотите, верно, сердитой мачехи.

В самом деле, есть цветки, рожицы которых выглядят как-то зло, так что, пожалуй, можно принять их, согласно сказке, за лицо какой-то злой женщины.

Третьи же, видя в них также лицо, не видят в его выражении ничего злого, а просто только любопытство и рассказывают, что оно принадлежит одной женщине, которая, будто, была превращена в этот цветок за то, что из любопытства заглядывала туда, куда ей было запрещено.

Как бы в подтверждение этого рассказывается еще такая легенда об их появлении на земле.

Однажды, говорит легенда, Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, куда не мог проникнуть ни один глаз человеческий, и купалась долгое время.

Но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее...

Тогда, прийдя в неописуемый гнев, она взывает к Зевсу и умоляет наказать дерзновенных.

Зевс внемлет ее мольбе и хочет покарать их смертью, но потом смягчается и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.

Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.

Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову.

Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы - он также не узнавал ее.




Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.

"О, я несчастный! - воскликнул он, обнимая ее за шею. - Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, - в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!"

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила как приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.

У римлян об анютиных глазках мы никаких сведений не встречаем, но в средние века они начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.

По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах - идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока - Бога Отца.

Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: "memento mori" (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов.

С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в наше время в Польше, где его зовут "братки" и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Как говорят, такой цветок молодая девушка дает там на память только своему жениху.

Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.

Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.

Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: "Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый".

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensee - мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано - неизвестно. Известно только, что впервые оно появилось в Брабанте. Есть предположение, что оно персидского происхождения, так как будто нигде на свете этот цветок не пользовался такой любовью, как в Персии, где для него существует даже гораздо более ласкательных имен, чем для обожаемой там всеми розы.


Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка этого цветка походит несколько на череп - место помещения мозга и мысли.

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге, и рассылаются по адресу тех лиц, которым предназначаются.

В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.

Теперь, прикрываясь анонимом как маской, даже девушки решаются открыть свое сердце, свои помышления тому, кого любили до сих пор только втайне, а молодые люди ждут этого дня, чтобы предложить руку и сердце своим избранницам.

Иногда посылается просто засушенный цветок с именем. Этого уже достаточно - все понятно.

Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensee, его называют в Англии еще "Hearts ease" - "сердечным успокоением", "сердечной радостью", так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.

Французское название этого цветка дало также повод Людовику XV при возведении в дворянское достоинство столь прославленного в его время экономиста и врача Кене поместить ему в герб три pensee с надписью: "глубокому мыслителю".

Однако все, что мы до сих пор говорили, касается не тех бархатистых чудных Анютиных глазок, которые мы встречаем в наших садах, а скромных желтеньких и лиловых диких их предков.

Первая попытка сделать их садовыми цветами относится ко времени знаменитого сотоварища Меланхтона - Камерария, жившего в начале XVI столетия. В это время стал разводить их из семян в своих садах принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Он первый дал полное описание этого цветка. В XVII же веке стал заниматься им Вандергрен, садовник принца Оранского, и вывел пять сортов.

Но первым существенным своим усовершенствованием цветок этот обязан леди Мери Бенет, дочери графа Танкервилля, в Вальтоне, в Англии, которая, сделав его своим любимцем, засадила им весь сад и всю террасу своего замка. Вследствие этого ее садовник Рихард, желая доставить ей удовольствие, начал собирать семена наиболее крупных и красивых экземпляров и высевать их, а насекомые, перелетая с одного цветка на другой и опыляя их, способствовали образованию новых разновидностей. Таким образом получились вскоре те чудные сорта, которые обратили на себя всеобщее внимание и сделали анютины глазки одним из самых любимых цветов.

Это было в 1819 году, а в 30-е годы XIX столетия, то есть лет через пятнадцать, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), a частью с алтайской и получили таким образом массу (Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400) разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.


За последнее время особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые - Маргариты и винно-красные - Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильнопахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку - это запаха.

В Америке же, в городе Портленде штата Орегон, садоводы стараются увеличить размер цветка и выводят уже, как говорят, цветы в 4-5 дюймов в диаметре.

Но этот размер садоводам кажется еще недостаточным: они хотят придать им величину подсолнуха.

Такому исполинскому росту, по-видимому, способствует во многом и климат, и самая почва Орегона, где вообще эти цветы растут так успешно, как нигде.

Почти все крупные цветы - красного колера, тогда как желтые и белые никогда не достигают большой величины.

На предполагавшейся некоторое время тому назад выставке садоводства в Портленде местные садоводы думали на одной клумбе выставить 25.000 таких исполинских глазков: удалось ли им это - не знаю.

В заключение расскажем один забавный случай, происшедший в 1815 году в небольшом провинциальном городке Франции, поводом к которому послужил наш скромный цветочек.

Священник этого городка, и в то же время школьный учитель, вздумал однажды задать ученикам своим сочинение на тему "Viola tricolor" (трехцветная фиалка), так зовут на научном языке анютины глазки, и в пояснение прибавил в виде эпиграфа строку из латинского стихотворения средневекового французского поэта: "Flosque lovis varius foliis tricoloris et ipse par violae" ("Разновидность цветка Юпитера с трехцветными лепестками и сам равный фиалке").

В Англии эти милые цветы являются настоящим символом Дня Святого Валентина - их дарят друг другу влюбленные и вкладывают в поздравительные письма. Особо застенчивые просто посылают в конверте засушенный цветок с именем - этого вполне достаточно, чтобы их чувства были поняты адресатом, а автор послания почувствовал некоторое успокоение. Наверное, поэтому так долго живет старое английское название этого растения - « Heart’ s Ease», что означает «сердечное успокоение», «сердечная простота», «сердечная легкость».

Эта традиция восходит к тем временам, когда еще не существовало современных анютиных глазок - крупных, махровых, гофрированных, с глазками и без, а выращивался только их дикий предок, (Viola tricolor) - маленькое и незаметнее растение лугов и полей, засорявшее зерновые пашни и огородные земли.

Центром распространения фиалки трехцветной является Европа. Этот вид распространен на всей ее территории, от Скандинавии до Корсики, в западной части Азии, в Сибири и на Кавказе. Благодаря английским поселенцам, натурализовалась в Америке - в частности, в большом количестве встречается в окрестностях Вашингтона.

На сегодняшний день известно порядка 500 видов виол, фиалка трехцветная - лишь один из них. Цветки фиалки трехцветной состоят из пяти лепестков - нижнего, белого, с хорошо заметными фиолетовыми прожилками, двух боковых, желтых, и двух верхних, насыщенно-фиолетового цвета. Такое строение цветка явилось источником множества имен, родившихся у разных народов, но близких по своей сути: Goldfather and Goldmother (Крестные и кумовья), Hens-and-roosters (Куры и петухи), Bird’s eye (Птичий глаз), Tree-faces-under-a-hood (Три-лица-под-капюшоном). Это только некоторые наименования, всего их известно около двухсот. Ничто красноречивее не скажет о всеобщем внимании и любви к этому растению.

В языческой Руси многие двухцветные растения повелось называть Иван-да-Марья. Наряду с фиалкой трехцветной, этим именем наделен марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum), имеющий ярко окрашенные фиолетовые и желтые прицветные листочки, и еще несколько растений. Истоки названия «анютины глазки» точно не известны, но время донесло до наших дней старославянскую легенду о деревенской девушке Анюте с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами, которая умерла в тоске по коварному обольстителю. На месте ее погребения выросли анютины глазки, в лепестках которых отразились все ее чувства: в белом - надежда, в желтых - удивление, в фиолетовых - печаль.

Еще в IV веке до н.э. греки стали использовать это скромное растение в лекарственных целях. Для заготовки лекарственного сырья варили сиропы, которыми лечили многие болезни. Фиалки были непременным компонентом любовного снадобья, с чем иногда связывают появление названия «heart’s ease» много веков спустя. Их выращивали в садах, добавляли в салаты и сладости, применяли в косметических средствах.

Согласно легенде, однажды несколько смертных увидели купающуюся Афродиту. Разгневанная богиня обратилась за заступничеством к Зевсу, который не наказал их смертью, а превратил в фиалки. Так древние объяснили сходство цветка с любопытным человеческим лицом.

Другая античная легенда рассказывает о том, как Юпитер (Зевс) полюбил дочь земного царя Инаха - Ио, славившуюся своей красотой и неприступностью. Она не устояла перед могучим громовержцем, но навлекла на себя ревность его супруги, Юноны (Геры). Чтобы спасти возлюбленную, Юпитер спрятал ее под обликом белоснежной коровы, но этим сделал безутешной. Пытаясь смягчить страдания несчастной, Юпитер приказал земле вырастить для нее изысканный корм - нежную фиалку, которая позднее получила название цветка Юпитера и стала символом девичьей стыдливости.

В средние века фиалки приобрели религиозный смысл. Христиане видели в трех нижних лепестках цветка всевидящее око Бога Отца или три лика Святой Троицы. Во многих старинных европейских гербариях им дано название Herba Trinitis (Трава Троицы), Trinity Violet (Фиалка Троицы), Trinitaria. На Руси ее уважительно звали «Троицин Свет».

В христианском искусстве она символизировала смирение, святой Бернард Клервосский (1090-1153), советник французских королей, сыгравший выдающуюся роль в становлении католического монашеского ордена цистерианцев, называл Деву Марию «фиалкой смирения». В XVII веке из этого ордена выделился орден траппистов, который придавал фиалке трехцветной устрашающую символику - цветка, напоминающего о бренности жизни. Их сажали на кладбищах в память об усопших. В северных провинциях до сих пор белые анютины глазки никогда не дарят и не используют в букетах. Но в то же время цветок служил символом верности, его дарили возлюбленным и помещали в изображения анютиных глазок, как в рамку, свои портреты. А иногда даже украшали ими гербы - король Людовик XV пожаловал герб в виде трех цветков анютиных глазок своему придворному врачу, доктору хирургии Франсуа Кене, больше известному в качестве основателя экономической школы.

До сих пор во Франции в обиходе старинное название анютиных глазок - pensees , от слова penser (думать). К ночи и в сырую погоду анютины глазки наклоняют свои цветки, защищая лицевую сторону цветка от капель дождя и росы, словно в глубокой задумчивости. Во французский язык это слово пришло от латинского pensare (размышлять, задумчивый). В Англии pensee преобразовалось в pancy , сохранив тот же смысл.

Во Франции и Германии в цветке видели лицо злой мачехи или просто наказанной за любопытство женщины. А кто-то представлял мачеху в нижнем широком и значительном лепестке, в двух других по бокам - ее родных дочерей, а в верхних лепестках - двух падчериц.

На анютиных глазках гадали, по числу фиолетовых жилок на лепестках цветка предсказывали будущее любовных отношений: четыре жилки означали надежду, семь - вечную любовь, восемь - непостоянство, девять - расставание, одиннадцать - раннюю смерть за любовь.

Во многих странах Европы их наделяли мистической силой приворотного зелья. Считали, что можно завладеть сердцем избранника, если во время сна брызнуть на него несколько капель сока цветков и встать перед ним в момент пробуждения. Та, которую он увидит первой, и станет его возлюбленной. В Йоркшире с тех времен сохранилось название анютиных глазок «Love in Idleness» («Любовь в праздности»), которое они получили за приписываемую им силу любовных чар. Этот сюжет Уильям Шекспир использовал в пьесе «Сон в летнюю ночь». А пьесе «Гамлет» Офелия говорит Лаэрту: «…а это анютины глазки, для ясности мысли».

Нигде анютины глазки не достигли такой популярности, как в Англии. На языке цветов они означали «озабоченность», «поглощенность», «любящие мысли». Поэты викторианской эпохи посвятили им множество строк. Известнейшая из них, Элизабет Баррет-Браунинг (1806-1861), в поэме «Цветок в письме» пишет:

Анютины глазки для всех леди… (Я поняла,

Что никто, кто носит такую брошь,

Не заметит отсутствия драгоценностей в зеркале).

Но не будем забегать вперед, это относится уже к культурным анютиным глазкам.

Первым, кто стал выращивать их в своем саду из семян и подробно описал это растение, был принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Еще в начале XVI века он пытался вывести садовые разновидности. Известно, что пять сортов удалось получить в XVII веке Вандергрену, садовнику герцога Оранского.

В начале XIX века леди Мери Элизабет Беннет, дочь графа Танкервиля из Уолтона-на-Темзе, решила доставить удовольствие своему отцу, ревностному ценителю растений, и к празднику с танцами и катанием на лодках, намечавшемуся в имении, с помощью своего садовника разбила в саду клумбу в форме сердца с дикими анютиными глазками и украсила ими террасу замка. Ее садовник Уильям Ричардсон начал собирать семена самых крупных и красивых экземпляров и высевать их. Они свободно опылялись насекомыми и дали новые разновидности, возбудившие интерес садоводов и селекционеров.

Почти одновременно, в 1813 году, адмирал лорд Гамбье и его садовник Уильям Томпсон в Бекингемпшире начали отбор фиалок трехцветных с крупными и необычно окрашенными цветками и их скрещивания с другими видами - фиалкой желтой (Viola lutea) и только что описанной и привезенной в Европу фиалкой алтайской (Viola altaica). Первые результаты мало отличались от дикого типа, но в 1829 году Томпсон обнаружил цветки с выразительными пятнами-глазками на лепестках, и назвал сорт «Медора». От него родился сорт «Виктория», получивший широкое распространение по всей Европе. Так появились первые гибриды, классифицируемые сегодня как Фиалка Виттрока (Viola x wittrockiana), а Томпсон обеспечил себе место в истории садоводства как "отец анютиных глазок". Научное название анютины глазки получили несколько позже, в честь шведского профессора ботаники Вейта Бречера Виттрока (1839-1914), директора Бергенского ботанического сада, глубоко исследовавшего историю этих растений и написавшего о ней книгу.

К 1833 году Чарльз Дарвин насчитывал уже более 400 разновидностей анютиных глазок, среди них оказались и душистые, унаследовавшие тонкий аромат от фиалки желтой. Такое разнообразие свидетельствовало о замечательном прогрессе цветоводства в Англии, но садовые журналы того времени сетовали, что многие владельцы садов "по-прежнему снисходительно относились к бедным анютиным глазкам как вредным сорнякам". D 1839 году анютины глазки появились в широкой продаже, и их производство поставили на промышленную основу. Способность новых гибридов воспроизводиться семенами предопределила успех этой культуры.

Дикорастущая фиалка трехцветная лишена запаха. Знаменитый английский ботаник Джон Герард еще в 1587 году писал: «Цветки по форме и облику похожи на фиалки, и по большей части той же высоты, трех разных цветов - пурпурного, желтого и белого, по причине красоты и великолепия которых они очень приятны для глаз, для обоняния же они дают мало или ничего».

Согласно немецкой легенде, некогда они имели прекрасный аромат, и люди приезжали отовсюду, чтобы им насладиться. Но они вытаптывали всю траву на лугу и лишали корма коров. Анютины глазки стали просить Бога помочь коровам, и тогда господь отнял у них аромат, сделав взамен еще красивее.

Деликатный запах анютиных глазок наиболее выражен ранним утром и в сумерках. Самыми душистыми являются желтые и синие сорта, наиболее близкие к родительским формам. В Англии парфюмерный аромат анютиных глазок стал самым популярным. Не за это ли англичане наградили их еще одним названием - Ladie’s Delight (Дамский восторг)?

В середине XIX века множество сортов анютиных глазок было получено в Шотландии и Швейцарии, гибридизация осуществлялась по пути увеличения размера растений и цветков, и выведения форм без темных пятен и жилок. К концу века шотландский производитель доктор Чарльз Стюарт выполнил эту задачу, получив анютины глазки с цветками однотонной гладкой окраски, без пятен. Предположительно, он использовал для скрещивания фиалку рогатую (Viola cornuta) с Пиренеев.

Уже в 50-е годы XVIII века анютины глазки пересекли Атлантику и быстро распространились в Северной Америке, где их называли Johny Jump Up (Джонни-подпрыгни), с разными вариациями: Jack-jump-up-and-kiss-me (Джек-подпрыгни-и-поцелуй-меня), Pink-eyed-John (Розовоглазый Джон), Loving Idol (Идол любви), Call-me-to-You (Пригласи-меня-к-себе). В Америке анютины глазки стали прочным символом свобомыслия, что нашло широкое отражение в литературе того времени. В почтовых каталогах США 1888 года анютины глазки представлены как «самые популярные из всех цветов, выращиваемых из семян» . Продажи превышали 100 тысяч пакетиков в год, это очень большая цифра даже по меркам современного рынка. Америка внесла свой вклад в селекцию, в начале XX века в Портленде (Орегон) были выведены крупноцветковые сорта красных оттенков с диаметром цветков до 10-12 см.

Долгое время лидерство в селекции анютиных глазок удерживали Англия и Шотландия. К середине XX столетия инициативу подхватили Германия и Япония, где родились анютины глазки новых окрасок - розовые, оранжевые, двухцветные. В стране Солнца растение получило название Sansiki-Sumire, став символом города Осака и на время превзойдя по своей популярности гордость японской садовой культуры - хризантему. Японские селекционеры создали гетерозисные F1-гибриды, отличавшиеся быстрым ростом, ранним и продолжительным цветением, повышенной жизнеспособностью и устойчивостью к болезням. Именно такие сорта составляют большую часть современного промышленного ассортимента фиалок Витрокка.

В начале 70-х годов прошлого столетия парижские селекционеры Бугно, Сент-Брийе, Касье и Тримардье вывели сорта с огромными цветками и таких окрасок, которые ранее считались невозможными. Сорта Тримардье обладали цветками вдвое крупнее привычных, а Касье получил сорта с мраморной окраской. Они обладали повышенной выносливостью и стали вытеснять старые английские сорта. На сегодняшний день Франция и Германия являются ведущими в деле внедрения новых сортов анютиных глазок. Благодаря немецким селекционерам появились гофрированные, волнистые и орхидеецветные анютины глазки с разносимметричными цветками, гигантские сорта с необычайно ранним цветением.

За пять веков селекции и гибридизации анютины глазки приобрели самый широкий диапазон окрасок среди летников. Есть фиолетовые, красные, синие, бронзовые, розовые, черные, желтые, белые, лавандовые, апельсиновые, абрикосовые, бордовые, пурпурные. Высота увеличилась с 6 до 20-23 см, растения стали обильно цветущими. Однотонные или двухцветные, атласные или бархатистые, они смотрят на нас своими забавными личиками, посылая привет викторианской эпохи, когда первые английские садовники занялись разведением анютиных глазок, чтобы долгие века они дарили людям радость сердечного общения и дамский восторг.

Фото: Рита Бриллиантова, Максим Минин


Сим вол анютиных глаз

Бабочек, синих и жёлтых, и белых
много на клумбу цветочную село.
Сами узнаете их без подсказки
это цветочки - АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

Весна уже идет к своему концу и везде все цветет, и радует нас весенней красотой. В каждом саду, на дачном участке видим, как распускаются наши любимые цветы. И одни из них - эта маленькие миниатюрные анютины глазки. Эти красивые симпатичные цветы носят настроение, радость и красоту. А, сегодня хочу Вам показать их и у себя в дневнике и рассказать, что символизируют эти маленькие "крошки" в различных странах. Наверное, вы заметили, что каждое растение, каждый цветок носит свое значение, свое послание нам, людям. И мы с вами должны внимательно относится к ним и понимать их маленькую символику, которую они хотят нам, донести.


Анютины глазки или фиалка трехцветная на латинском "виола триколор". Они принадлежат к семейству фиалковых. Это двулетнее травянистое растение с одиночными цветками на длинных стеблях. Цветки трех цветов: верхние их лепестки окрашены в фиолетовый или темно-синий цвета, нижние - в белый или желтый, а центральная часть оранжево-желтая. Это ее и отличает от фиалки душистой. Существуют и другие ее названия, например: братики, брат-и-сестра, сороканедужник, полуцвет, трехцветка и другие.

У всех народов мира анютины глазки являются символом оживающей весной природы. Они были эмблемой древних Афин. Древние римляне называли их "цветком Юпитера". В XIV веке во Франции высшей наградой являлось золотое изображение фиалки. А в Германии в честь первых весенних анютиных глаз отмечался праздник "День весны". Цветы издавна считалшсь также цветком влюбленных, символом любви и верности. Поэтому в Валентинов день, 14 февраля, влюбленные посылали своим любимым фиалки - это было равнозначно признанию в любви. Во Франции и Англии эти цветы дарили при расставании на память. Считалось, что, пока анютины глазки сохраняются в шкатулках или между страницами книг, до тех пор жива любовь и преданность. Красоту фиалки трехцветной заметили давно, и многие садоводы занимались ее разведением. Первая попытка сделать этот цветок садовым была предпринята еще в 16 в. в садах принца Вильгельма Гессен-Кас- сельского. Сейчас выведено много сортов анютиных глаз или фиалки трехцветной и позтому почти в каждом саду можно увидеть чарующую красоту зтих маленьких принцесс.

Посмотрите и насладитесь красотой и получите хорошее настроение:




У вас уже есть свой сайт или еще собираетесь заниматься этим делом. Но, как всегда в новом начинании есть много вопросов, поэтому лучше всего посоветоваться и обратиться к специалистам, которые вам помогут в разработке и продвижении сайта. Для этого зайдите сюда: priceart.net. Компания "PriceArt" поможет Вам в продвижение сайта в самаре . Посетите и узнайте информацию о работе и услугах компании. Успехов вам, в прекрасном начинании.






























Древняя легенда рассказывает — жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего коварного обольстителя,который клятвенными заверениями разбудил в девушке первое чувство.Всем сердцем потянулась Анюта на дорогу,ожидая любимого,и тихо угасала от тоски.А когда погибла,на могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Белый цвет-цвет надежды,жёлтый-удивления,фиолетовый-печали.

Анютиным глазкам в древности приписывали свойство привораживать любовь: стоит только соком растения брызнуть на веки глаз спящего человека и дождаться его пробуждения - полюбит навеки.

Французы и поляки дарят анютины глазки на память при разлуке. А в Англии родилась традиция: юноше, стесняющемуся объясниться в любви, достаточно послать своей избраннице этот засушенный цветок и написать свое имя.

Для древних греков три цвета анютиных глазок были символами любовного треугольника. Согласно легенде, Зевсу приглянулась дочь аргоского царя Ио.

Однако, супруга Зевса Гера превратила девушку в корову. Лишь после долгих скитаний Ио снова обрела человеческий облик. Чтобы порадовать свою возлюбленную, громовержец вырастил для неё трёхцветные фиалки.

Анютины глазки - это русское название простого, скромного цветка, немцы называют его мачехой, объясняя это так.

Нижний, самый крупный, красиво испещренный лепесток представляет собой разодетую мачеху, два лепестка, находящихся немного выше и тоже очень красиво раскрашенные, - ее родных дочерей, а два самых верхних лепестка - беленьких, как бы полинявших, с лиловым оттенком - ее бедно одетых падчериц.


Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу. Однако Господь сжалился над бедными и обиженными девочками и повернул цветок.

В римской мифологии эти цветы связаны с образом Венеры.

Однажды Венера решила искупаться в отдаленном от всех гроте, купалась довольно долго и вдруг услышала шорох и увидела нескольких людей, которые смотрели на нее.

Разгневанная, она обращается к Зевсу и умоляет его наказать тех, кто дерзнул смотреть на нее. Зевс хочет наказать их, предав смерти, но потом сменил гнев на милость и превратил их в анютины глазки, роспись которых выражает погубившее их любопытство и удивление.

С древних времён анютины глазки символизировали верность в любви.

У многих народов есть обычаи, связанные с этими цветами. Например, польские девушки дарили возлюбленному анютины глазки, если тот надолго уезжал. Это символизировало сохранение верности и любви дарившей.

Не случайно и во Франции трёхцветные фиалки называли «цветами на память». В Англии они были «сердечной усладой», их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля — в День святого Валентина.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ (лат. Viola tricolor ). «Виола» в переводе на русский язык означает «синяя». Народные названия: анютка, брат-и-сестра, полевые братчики, мотыльки, полуцвет, троецветка, и др. Символизируют верность, преданность и мудрость. А еще они - символ весны т.к. зацветают на лугах одними из первых после таяния снега.

О происхождении их названия сложено немало легенд. По старинному поверью, в цветок девочка Анюта была превращена за излишнее любопытство к чужой жизни. А в римской мифологии в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви - Венерой.

На Руси в разных вариациях бытовала легенда о том, что девушка Анюта превратилась в этот цветок из-за любви. По одному варианту она была влюблена в юношу, и он отвечал ей взаимностью. Но родители заставили его жениться на богатой девушке. В день их свадьбы Анюта не выдержала и умерла от горя и сильной любви.

По другой легенде Анюта превратилась в цветок после долгих лет ожидания жениха, который ушел на войну, но так и не вернулся обратно. Вот и стоят анютины глазки у дороги, с надеждой «всматриваясь» в даль.

Есть и еще, более печальный, вариант. В одной деревеньке жила добрая и доверчивая Анюта. На ее беду приехал в эту деревню молодой красавец, в которого она влюбилась. А он оказался обманщиком. Обещал вернуться за Анютой, но уехал да и забыл о ней. Ждала, ждала она любимого и от тоски зачахла и умерла. На ее могиле в память о крепкой любви, расцвели красивые цветы, похожие на ее синие глаза. В трехцветных лепестках отразилась вся история недолгой жизни девушки. Белый - это надежда на взаимную любовь, желтый выражает удивление поступком любимого, а фиолетовый - печаль и рухнувшие надежды на счастье. Назвали те цветы анютиными глазками.

Во всех вариантах имя одно и то же. Видно, и впрямь случилась когда-то похожая история и так потрясла людей, что память о ней сохранилась в веках в имени цветка.

Для христиан средневековья анютины глазки - это цветок Святой Троицы. Темное пятно по центру олицетворяло всевидящее око Бога Отца, а расходящиеся лучики - исходящее от него сияние. Вершины треугольника символизировали три лика Святой Троицы.

В Белоруссии и на Украине анютины глазки называют братками. О происхождении такого названия есть несколько легенд, сходных по сюжету.

Белорусская рассказывает про парня и девушку, которые полюбили друг друга, не зная, что они родные брат и сестра. Когда же влюбленные узнали об этом, то в ужасе от случившегося, но не в силах расстаться, решили умереть, не желая жить в грехе. Ушли они в дремучий лес, но и звери их не трогали, и земля не принимала. Тогда они превратились в необычные цветы, которые цвели одновременно и синим, и желтым цветом. Люди назвали те цветы «братками».

А вот легенда украинская. Жили когда-то братик Иванко и сестричка Марьянка. Семья была счастливая, дружная. Но пришла нежданная беда – пошел отец защищать родную землю от врагов, и не вернулся. А вскоре, от тоски по мужу, умерла и мать. Остались маленькие дети круглыми сиротами. Но нашлись добрые люди. Сначала взяли их к себе соседи, а потом забрали в другое село замужние сестры и стали им родителями.

Хоть и жили Иванко и Марьянка в разных семьях, но всегда были вместе: дома сестер были рядом. Со временем пришла к ним любовь. Проведали про это приемные родители и запретили им встречаться. Но где там, влюбленные и часа не могли прожить друг без друга. Придумали они, чтоб обойти запрет, тайную «азбуку» - вешать над марьянкиным окном цветной лоскуток.

Если белый, Иванко знает: «Я дома, но родители сердитые. Сегодня не приходи. Встретимся вечером у старой вербы». Если желтый, то: «Дела совсем плохи. Родителям и на глаза не показывайся! Встретимся завтра у криницы». Радостную весть сообщал голубой лоскуток: «Дома никого! Приходи, жду!»

Но вскоре родители разгадали их тайные сигналы и, посоветовавшись, рассказали им правду. Что не родные они им дети, а сами парень и девушка – родные брат и сестра и потому нельзя им любиться. Но те и думать не могли о разлуке, и, улучив момент, убежали в соседнее село и там тайно обвенчались. А чтоб никогда и никто не смог их разлучить, превратились в прекрасный цветок с разноцветными лепестками. Так их научила старая ворожея, которой они раскрыли свою тайну.

Пойдем, сестра, ярами, рассеемся цветами.

Ой, ты будешь синий цвет, а я буду желтый цвет.

Будут люди цветы рвать, будут с нас грехи снимать

поется в украинской старинной песне. Да вот только не научила ворожея, как снова им стать людьми. Навсегда остались они прекрасным цветком, который люди, в память о сильной любви, назвали братками.

И еще одна легенда на ту же тему. Напали турки на родную землю, долго бились сельчане, но силы были неравные. Захватили басурмане большой полон. Среди пленных шла на чужбину чернобровая девушка, поливала слезами свои следы. Рядом ехал на коне молодой янычар и не спускал с нее глаз, не мог налюбоваться ее красотой, при случае, бросал ей тайком еду. И она выделяла его среди дикой орды, а почему, и сама не знала, сердце как-то сжималось.

Остановились на ночлег. А еще раньше заговорил с девушкой янычар на ее родном языке. Он уговаривал ее на побег, обещал вечно любить и жениться, если им посчастливиться вернуться на Украину, и она согласилась. Когда, утомленные дорогой, басурмане, как те бараны, заснули покатом, янычар подбросил девушке турецкую одежду, и они счастливо выскользнули из табора.

Бежали изо всех сил, сбили в кровь ноги, но желание воли придавало им сил. Опасаясь погони, спрятались в густых зарослях. Усталость склонила их в сладкий сон. Обнял янычар красавицу, поцеловал. Она не возражала и стала девушка женой янычара.

Рассказали они друг другу о себе. Поведал ей янычар, что ребенком схватили его турки, вспоминал, как выглядело родное село, хата над быстрым потоком, груша высокая у калитки, кузница. Выслушала девушка его, тяжко зарыдала: «Мы совершили с тобой самый страшный грех. Ты мой старший брат. Пусть сдохнут проклятые вороги, из-за них все это. Пусть небо испепелит наши грешные души». И превратились они в прекрасные цветы, которые люди назвали братками.

Надо иметь в виду, что подобные легенды в некоторых местах рассказывают о другом цветке - Иван-да-Марье, который там тоже называют братками.

С анютиными глазками связано много поверий. Раньше считали, что они не годятся для клумб, потому что это «цветы мертвых», их и сейчас часто высаживают на могилах.

Анютиным глазкам с давних времен приписывалось свойство привораживать любовь. По одному из поверий, стоит только их соком брызнуть на веки спящего желанного и дождаться, чтобы он, проснувшись, первым увидел именно вас - вечная любовь гарантирована. Правда, выполнить эти условия не так-то и просто.

Девушка, любимый которой - моряк, должна была, когда он уйдет в долгое плавание, зарыть в клумбу с анютиными глазками морской песок и поливать их до восхода солнца. Тогда, по поверью, он в море будет все время думать о ней.

Анютины глазки замечательны не только своей красотой. Они относятся к довольно необычной группе растений, которые называют баллистами (от греческого «балло» - «бросать»). Созревшие коробочки анютиных глазок, похожие на фонарики, приподнимаются и раскрываются в виде трёх лодочек. Створки, подсыхая, выдавливают семена наружу, словно выстреливают, выбрасывая их как маленькие снаряды. Они разлетаются на расстояние, намного превышающее размеры самого цветка.



Loading...Loading...