Бирманская кампания — сражения в джунглях. Военные преступления в Мьянме: Армия ведёт карательные операции против этнических меньшинств

Прочитав в блоге bmpd о строительстве новы кораблей для ВМФ Мьянмы силами этой страны был удивлен. Оказывается в последние годы Мьянма - нищая в общем-то страна осуществляет довольно серьезные закупки вооружений. Про корабли:

Фрегат в достройке

И ракетный катер:

Еще раз, это строит сама Мьянма.

Фото главных сил ВМФ:

Ну и идет модернизация приобретенных когда-то в Китае кораблей:

Но флот - это не все. Парк ВВС представлен как устаревшими машинами типа F-7 и A-5:

Чуть более современными G-4 из бывшей Югославии:

Так и МиГ-29:

Причем последние совсем не старые, контракт (по разным данным от 14 до 20 машин) был заключен в декабре 2009-го, поставки начались, ЕМНИП, в 2011-м. Более старые 12 машин были приобретены в 2001-м, но тоже не древние.

Транспортники - например довольно серьезные Y-8

Есть и вертолеты, например Ми-35П:

И польские Sokol

Бронетехника может гордиться китайскими VT1A

немного украинских БТР-3У

И модернизированные Украиной же МТ-ЛБМШ

Большинство материалов взято из блога bmpd, если кого-то не указал - сделаю по первой же просьбе.

А вообще я удивлен. Страна, в которой большая часть населения живет в самодельных хижинах, тратит весьма не плохие деньги на армию. Разумеется я указал не всю технику вооруженных сил Мьянмы. Старался только ту, что была куплена в 90-х и 2000-х. Более устаревших образцов, конечно, тоже хватает.

Жаль не хватает времени на серьезную аналитику, ничего особо не нашел по ПВО. По производству оружия на территории страны - тоже, но вроде стрелковку, минометы, боеприпасы различных типов изготавливают.

Напомню, что по ИРЧП - индексу развития человеческого потенциала - Мьянма находится на 138-м месте в мире. Пару фото, просто население, уровень виден невооруженным глазом.

Российско-мьянманским отношениям - более полутора столетий. Ключевое значение в этих связях всегда имело взаимодействие в военной сфере. К примеру, когда россияне Пашуто и Хлудов в 1876 году после путешествия в эти края вернулись домой, они доставили письмо тамошнего правителя с предложением дружбы и просьбой о подготовке специалистов в России. В числе тех, кто высказал одобрение такого сотрудничества, был не кто иной, как военный министр Дмитрий Милютин.Сегодня военно-техническое сотрудничество остается наиболее «продвинутым» сегментом в отношениях двух стран. В 2016 году между оборонными ведомствами было заключено соглашение. Военные обмениваются делегациями, решают вопросы противодействия террористическим угрозам, в Мьянму поставляется российская боевая техника, упрощен порядок захода военных кораблей. Стимул конструктивному диалогу придал и недавний (в январе этого года) визит в эту страну министра обороны РФ Сергея Шойгу.В новом выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда» журналист Алексей Егоров расскажет о некоторых аспектах нашего взаимодействия с мьянманскими военными. Зрители программы узнают о том, что представляют собой вооруженные силы этой страны, каким успехами гордятся и какая экзотика присуща армии Мьянмы - страны такой далекой от России, но такой близкой по духу и ратной истории.Наука побеждать: мьянманский вариант В Военной академии Мьянмы выпускники получают сразу три диплома: по компьютерным технологиям, по гуманитарным дисциплинам (история, иностранные языки) и по специализации, которую выбирают сами слушатели. Наверное, не случайно конкурс сюда - один из самых высоких в стране. Как подчеркивает ректор академии Таун Хтай Шве, военное образование - это и дисциплина, и физподготовка, и знакомство с техникой, и, конечно же, воспитание. «Наш курсант проходит весь путь - от рядового до офицера, - говорит ректор. - На первом курсе он постигает азы военной службы, на втором его учат быть командиром отделения. На третьем он переходит на уровень старшего сержанта взвода. И на последнем, четвертом курсе уже командует взводом».Примечательно, что едва ли не половина педагогического состава этого вуза владеет русским языком. Дело в том, что многие офицеры мьянманской армии в свое время проходили обучение в военных учебных заведениях СССР и России. Кстати, русский учат и в этой академии. Ее выпускники могут потом отправиться получать образование в нашу страну. Но только самые лучшие из них: так здесь заведено. В Мьянме российское образование ценится выше западноевропейского. «Россия - наш друг, единственная страна, которая понимает нас, помогает всегда, - говорит преподаватель академии капитан Йен Пайн Хэйн. - Мы как семья, как братья».Значительное внимание уделяется в период обучения строевой, физической выучке. Курсанты учатся мастерски выполнять приемы с оружием, по несколько раз в неделю занимаются со специальными снарядами - битами, которые позволяют развивать мышцы рук. Культивируется и собственный вид рукопашного боя - мьянма тай. Этому боевому искусству не одна сотня лет, оно появилось еще в древности, во времена императоров. В академии такие занятия помогают овладевать мастерством защиты и нападения без оружия. Кстати, все спортивные занятия здесь проходят на улице, благо погодные условия позволяют: в этой стране почти всегда лето. В мьянманской армии - культ здорового тела: поддерживать его в значительной степени позволяет запрет на службу для людей с избыточным весом. Особые требования - для спецназа. К слову, он регулярно привлекается для выполнения особых задач, учится десантироваться с вертолета в джунгли, способен выдерживать любые прихоти погоды.Российская военная техника в армии Мьянмы в особом почете. Причем давно. Неприхотлива, проста в эксплуатации, пригодна к обслуживанию в полевых условиях. К примеру, в составе Военно-воздушных сил страны прочно обосновались наши боевые машины МиГ-29 и Як-130. Машины КБ Яковлева настолько хорошо приспособлены к использованию в жарком климате, что даже имеют систему встроенного охлаждения при торможении: воздух подается на тормозные устройства, чем снижается риск перегрева при взлете-посадке. Моэ Хтэт, заместитель начальника инженерно-авиационной службы одной из эскадрилий ВВС Мьянмы, называет Як-130 очень простым в плане обслуживания по сравнению с самолетами других марок. Высокого мнения здесь и о МиГ-29. Кстати, Россия не только предложила Мьянме сами боевые машины, но и построила здесь сервисный центр, куда регулярно делегируются для работы наши специалисты.
С местным колоритом и экзотикой Конечно, многое в этой стране и в ее армии, скажем так, не совсем привычно для нашего восприятия. Например, в вооруженных силах Мьянмы узаконена выдача алкоголя. Правда, мера эта вынужденная - напитками с градусом здесь борются с малярией. Средство так и называется - «Армейский ром»: бутылки объемом 0,65 миллилитра и крепостью 43 градуса доставляются в каждую воинскую часть. Военнослужащие имеют право на 50 граммов, которые им наливают по три раза в день. Ром, как говорят в командовании мьянманской армии, также помогает преодолевать холод, когда военные операции проводятся в горах, где температура может опускаться до нуля. Для не привыкших к холодам жителей этой южной страны такие условия сродни экстремальным.Выпускают в Мьянме и пиво для военных. Поставки напитка в воинские части позволяют пополнять бюджет страны, дают возможность трудоустроиться бывшим военным. Ну и, безусловно, в здешней военной среде всегда учитывается религиозный аспект. Хотя формально Мьянма считается страной многоконфессиональной, большинство населения здесь (89%) - буддисты. Летчики перед полетами обращаются к Будде, берут с собой в небо амулеты. Также повсюду здесь и пагоды. Одну из них - 98-метровую позолоченную пагоду Шведагон, расположенную в Янгоне, - сами местные жители считают древнейшей в мире. Один из углов здесь называют Углом Побед: тут молился основатель независимой Мьянмы, лидер освободительного движения и национальный герой страны генерал Аун Сан. В эту пагоду и сейчас приходят молиться военачальники, правда, в отдельные часы, чтобы не было посторонних глаз и ушей. Сюда приходят перед важной боевой задачей, перед выступлением в парламенте, накануне принятия знаковых решений.
А еще мьянманские военные очень серьезно относятся к духам (ударение, естественно, на первый слог). Даже первые лица государства считают для себя важным учитывать этот фактор. Вообще, как говорят иностранцы, прожившие в Мьянме не один год, особенность страны в том, что здесь наряду с верой в знания присутствует вера в явления. Например, в нумерологию. В свое время здесь в ходу были купюры в 45 и 90 кьят (местная валюта). Оказывается, генерал У Не Вин, который правил страной с 1962 по 1988 год, очень уважал цифру 9. Ему даже предсказали жизнь длиной не менее 90 лет. Удивительно, но так и получилось: генерал скончался в возрасте 91 года.Армия победителей Для многих военнослужащих мьянманской армии едва ли не самой большой наградой за их ратный труд считается право участвовать в параде. Это торжественное событие проводится в марте в столице Мьянмы Нейпьидо и связано с созданием вооруженных сил республики. Кстати, в нынешнем году право освещать парад было впервые предоставлено иностранным журналистам, которыми оказались... как раз сотрудники телеканала «Звезда», съемочной группы программы «Военная приемка»! Стоит отметить, что история парадов ведется здесь с марта 1945 года, когда в стране развернулось восстание против японцев, состоявших тогда в союзе с Гитлером. Так что в той войне у нас был общий враг, и это как нельзя лучше роднит нас, россиян, и мьянманцев. Вообще, Мьянма - одна из немногих стран Юго-Восточной Азии, которая никогда не пасовала перед Западом, не прогибалась под санкциями. За это ее тоже стоит уважать.Военный парад - одно из самых волнительных и важных событий в жизни армии, в жизни страны. Что говорить, если во время прохода парадных коробок к месту торжественного марша женщинам разрешено забираться в строй и надевать военнослужащим ожерелье из цветов жасмина: этот цветок считается здесь символом победы. Так что к месту церемонии некоторые солдаты выходят в несколько неуставном виде, но гнева командиров это не вызывает...
Россия намерена и дальше поддерживать военное и военно-техническое сотрудничество с Мьянмой. Подтверждением тому стал недавний визит сюда министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу - второй за время его пребывания на посту главы российского военного ведомства (первый состоялся в 2013 году). На переговорах с главнокомандующим вооруженными силами Мьянмы старшим генералом Мин Аунг Хлайном отмечалась положительная динамика взаимодействия в военной области. Сегодня, как подчеркивают в Минобороны России, обе страны реализуют масштабный план двустороннего военного сотрудничества, согласно которому вооруженные силы республики оснащаются российскими системами вооружения, поддерживается боеготовность армии.В составе национальных ВВС успешно эксплуатируются российские истребители МиГ-29, десятки вертолетов Ми-24 и Ми-17. Система ПВО страны представлена российскими средствами радиолокации и зенитными ракетными комплексами. Кроме того, в российских военных вузах готовят военные кадры для армии Мьянмы, а на уровне военного руководства двух стран поддерживаются регулярные контакты.

По поводу ситуации в Мьянме. Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий

В международных конфликтах самое сложное обычно то, что люди не пытаются в них разобраться, а пытаются солидаризироваться с той или иной стороной по каким-то простым механизмам. Правительство Мьянмы поддерживает Россия? Ату их, с детства за рохинджа! Рохинджа - мусульмане? Ату их, и фото зверств у них поддельные! Ситуация похожа на Донбасс? Или на Сирию? Или на палестинцев в Ливане? Сейчас проведём аналогии, и, исходя из них, скажем, с кем мы…

Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий. Чай не на футболе.

В чём проблема?

Строго говоря, в истории. Нынешняя Мьянма, ранее Бирма - это древняя страна, но относительно молодое - в этих границах - государство. С XVIII по XX века она была британской колонией, и колониальные границы стали государственными. При этом в стране проживает более сотни разных национальностей. Грубо говоря, Мьянму нельзя считать национальным государством в европейском понимании этого слова. Это конгломерат очень различных сообществ и территорий, объединённых политически, но не культурно. Так получилось.

Но для понимания всего конфликта нам вся Мьянма не нужна. Нам достаточно штата Ракхайн . Это такая узенькая полоска побережья Бенгальского залива на самом западе государства, упирающаяся в Бангладеш. У него немножечко особенная стать: исторически он был отдельным государством, причём довольно сильным - контролировал и соседние бенгальские территории. Но ослабел и был присоединён к Бирме в XVIII веке. Впрочем, в том же веке вся Бирма была подчинена англичанами.

Как это бывает с пограничными территориями, население штата смешанно. Две основные этнорелигиозные группы - аракайн и рохинджа. Аракайн - это субэтнос бирманцев, исповедующий буддизм Тхеравады. Рохинджа - субэтнос бенгальцев, исповедующий суннитский ислам. По мнению аракайнцев, рохинджа здесь пришлые, припёрлись из своей Бенгалии (сейчас Бангладеш) и расселись тут при британском владычестве, чтобы британцам было проще местное население угнетать. По мнению независимых историков, это отчасти правда, но не так чтобы прям на 100% - впервые рохинджа были замечены там ещё до британцев, лет так четыреста тому, так что было время укорениться.

Рохинджа в Мьянме не любят, причём довольно давно. Тут мы вновь на минутку отходим от штата Ракайн и смотрим на страну в целом. После освобождения от британцев в 1948-м и последовавшей за ним гражданской войны там начали строить социализм, и так в этом преуспели, что к концу 1980-х страна стала совсем нищей. После чего в 1988 году произошёл военный переворот… но не произошло своего Пиночета. К власти пришла военная хунта высокой степени отмороженности: в диктатуру - смогла, в просвещённую - уже не получилось. Зато хоть страну переименовали из Бирмы в Мьянму. На рубеже 2010-х годов, впрочем, после ряда протестов прошла демократизация и были выбраны новые лидеры. Лидеры - потому что формально президент страны Тхин Джо (он мужчина), а реально рулит всем лидер его партии «Национальная лига за демократию», лауреат Нобелевской премии мира, министр иностранных дел и «государственный советник» (фактически спецдолжность «под человека») Аун Сан Су Джи (она женщина). Так получилось, потому что у Аун Сан Су Джи супруг и дети - иностранные граждане, а Конституция Мьянмы запрещает при таком условии избираться в президенты. Там вообще длинная красивая история, но если ещё и её пересказывать, статью придётся в трёх томах издавать.

Какое отношение вся эта история имеет к рохинджа?

Сейчас объясним.

Рохинджа, которых в Ракхайне около миллиона, дискриминированы примерно с того момента, как Бирма обрела независимость. Отчасти потому, что никто не любит нацменьшинства. Отчасти потому, что сами виноваты. Во-первых, потому что в них исторически видели пособников британских оккупантов. Во-вторых, потому что во время Второй мировой бирманцы сражались на стороне Японии, а рохинджа - на стороне союзников. Как бы и спасибо им за это, но в процессе они активно резали местное аракайнское население Ракхайна, что уже не в их пользу. В итоге по завершению войны союзники победили, но Британия дала Бирме независимость - и рохинджа остались один на один с теми, кого недавно били. Причём хотя сразу после войны аракайны думали отделяться от основной Бирмы, их соблазнили остаться обещанием помочь в разборках с рохинджа силами основной армии страны. И время от времени помогали. В общем, хреново быть рохинджа в Бирме/Мьянме.

Большинство из них не имеют гражданства страны - упомянутая выше военная хунта тупо не давала им паспортов, исключив их из закона о гражданстве 1983 года. То есть не могут голосовать, учиться и получать государственные медицинские услуги. Это не чёрная легенда, а правда. И это давно и плотно волнует ООН, считающую рохинджа крупнейшим непаспортизированным сообществом на планете. Официально в Мьянме вообще считается, что это какие-то бродяги из Бангладеша, и нации такой не существует.

Почему пошло обострение?

Обострения там случаются довольно регулярно, последнее было в 2012 году. Просто в этот раз оно сильнее взбудоражило мусульман по всему миру и лучше попало на страницы международной прессы. Потому что рохинджа стали лучше коммуницировать.

Как это бывает в подобных случаях, у рохинджа есть собственные вооружённые отряды, эдакие рохинджийские повстанческие армии. Наиболее активная ныне называется Араканская армия спасения рохинджа. В августе она сначала напала на пограничные посты армии Мьянмы, а потом выпустила видеообращение: мол, наш народ 60 лет угнетают, пришла пора положить этому конец, реализуем своё право на вооружённое восстание, идите все в…

Разумеется, армия Мьянмы начала операции против них. И да, в этих операциях начало активно страдать местное население - был запущен ещё один виток гражданского конфликта со всеми его «милыми» особенностями. Но ключевая разница - в том, что это уже делается на виду. Мьянма - вообще не очень «вшитая в мир» страна, но в этот раз внимание оказалось к ней приковано. По ряду объективных и субъективных причин, о которых ниже.

Правда и неправда

Разве бывает так, что буддисты бьют мусульман? - спросит читатель. Обычно же мы привыкли, что это мусульмане кого-то бьют, а буддисты - они мирные…

Бывает, особенно в районе Индийского субконтинента. Помимо Мьянмы, например, на Шри-Ланке. Тут дело не в религиях. Религия лишь выступает стержнем, вокруг которого формируется нация, а когда та уже сформировалась, она уже живёт по своим законам. Автор этих строк не устаёт повторять: если бы идеология хиппи-непротивленцев захватила бы мир, через пятьдесят лет Вооружённые силы Коммуны всеобщей любви выжигали бы напалмом войска Тусовки цветочков и ягодок в боях за территории и ресурсы, попутно объявляя их пацифизм еретической школой. Потому что таковы законы взаимодействий человеческих сообществ.

Таки да, в Мьянме буддисты бьют мусульман. А мусульмане - буддистов, но у буддистов получается явно лучше.

Но всё же определённую роль религия в этом конфликте сыграла. За мусульман в этот раз решило заступиться всё мусульманское сообщество - от Эрдогана и до Кадырова. Во-первых, потому, что мусульмане действительно чувствительны к таким штукам, а во-вторых, потому, что какой же лидер не любит мобилизовать сторонников против далёкого врага за семью морями? Естественно, войска они в Мьянму не отправят (слишком длинный «рычаг» для проекции силы), а Мьянма не отправит войска к ним. Но они активно включились в дипломатический процесс, а заодно и в информационную войну - пошли уже фейки с попыткой выдать старые и просто левые фото за зверства армии Мьянмы.

Тут следует отдельно заметить: то, что армия Мьянмы не особо заботится о мирном населении в зоне конфликта, фиксируют и международные организации. Да и со стороны вполне себе официальных представителей страны вроде главкома вооружённых сил Мин Аунг Хлайна звучит такая риторика в духе «пора исправить исторические ошибки», что не оставляет вариантов для сомнений: бьют и не сильно этого стесняются. Это правда. Но часть фотоматериала с доказательствами зверств военных поддельна - это тоже правда.

Тем временем мирные рохинджа пытаются сбежать от конфликта в соседний Бангладеш - что, в общем-то, вполне совпадает с планами мьянмских военных. Но там страна и так бедная и перенаселённая, так что новоприбывшим предлагается под освоение необитаемый остров Тенгар-Чар. Одна проблемка: во время приливов его затапливает. Вот спасибо! С другой стороны, от конфликта бегут и аракайны, но в меньших масштабах и в более определённом направлении.

Официальное правительство Мьянмы на словах солидаризируется с армией, что уже вызвало шквальную критику Аун Сан Су Чжи с ехидным «надо всё-таки Нобелевки мира давать только посмертно». Но тут есть нюансы. Исторически армия Мьянмы (по иронии судьбы, созданная отцом Аун Сан Су Чжи) - один из ключевых институтов страны, причём так было даже до военной хунты. Сейчас же хунта вроде как и отстранилась, но…

Положение нового правительства - шаткое. Особенно если учесть раздрай в экономике и всю специфику «лоскутной» страны»;

Правительство де-факто, да и де-юре, не имеет полного контроля над армией. Да, вот так. Такая себе Турция курильщика;

В обществе и в ряде политических и социальных сил бытует мнение, что рохинджа надо… ну вы поняли, по классику: мешок, балка, лом.

В смысле, даже если Аун Сан Су Чжи на самом деле каждый вечер плачет в подушку по поводу всего происходящего, на публике ей надо улыбаться и махать. Всё равно в её ситуации процесс-то особо не остановить.

В общем, гуманитарная катастрофа - есть, этнические чистки - похоже, тоже. Сделать пока ничего нельзя. Переселять некуда, вводить миротворцев неоткуда. Самореплицирующийся процесс взаимного отумачивания.

Напоследок рассмотрим то, как это сказывается на других странах.

Причины да последствия

Влияние на рохинджа ранее имели саудиты - и сейчас они активно высказываются в защиту единоверцев. Но как раз для них обострение конфликта сейчас очень не в тему. Ракхайн - важный элемент транзитного коридора на пути поставок энергоносителей из Саудовской Аравии и Катара в Китай. Обострение в этом регионе бьёт по этому сотрудничеству вне зависимости от того, кто там кого режет.

В свою очередь правительство Мьянмы работает над снижением зависимости от Китая, в чью зону влияния страна де-факто входит. Но вряд ли это могло стать причиной конфликта, хотя может быть одним из значимых его факторов.

Ситуацию в Мьянме используют отдельные лидеры исламского мира для увеличения своей популярности и веса - в первую очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Но это скорее попытка ловить момент.

Интересна ситуация в России. РФ давно поддерживает Мьянму - во-первых, в рамках выстраивания хороших взаимоотношений с Китаем; во-вторых, просто на уровне братства силовиков - Кужугетович с Мин Аунг Хлайном разве что в дёсны не целовался. Именно Россия и Китай блокируют в ООН все попытки приструнить правительство Мьянмы.

Но тут внезапно это стало фактором внутренней политики - Рамзан Кадыров требует от родного правительства решительно осудить Мьянму и поддержать рохинджа. Зная, что для родного правительства это стало бы прямым конфликтом с Китаем - собственно, почему . Да, автор слышал версию, что именно Кремль за этим и стоит, но, если честно, пока не очень похоже - особенно если учесть, какой эффект происходящее спровоцировало в самой России.

А оно выглядит очень любопытным, если сделать смелое допущение, что Рамзан Ахматович на самом деле клал на рохинджа и их проблемы. В таком разрезе это больше похоже на желание начать определять внешнеполитическую повестку всей России. То есть резко увеличить свой и без того немалый политический вес, а заодно и мобилизовать сторонников под это священное дело.

Бахнуло в Ракхайне - отозвалось в Москве. Интересно бывает жить в глобализованном мире.

В Мьянме есть штат Ракхайн, который населяет этническое и религиозное меньшинство – народ рохинджа, или рохинья. Его представители в основном являются приверженцами ислама, тогда как большинство населения страны исповедует буддизм. Причём даже в Ракхайне, регионе компактного проживания рохинджа, буддисты преобладают.

Власти Мьянмы считают рохинджа незаконными иммигрантами из соседнего Бангладеш (поэтому на гражданство жители Ракхайна могут не надеяться), а после резни 1942 года, когда мусульмане убили десятки тысяч буддистов, – почти что оккупантами. Современная история противостояния рохинджа и бирманских властей насчитывает уже десятки лет.

Летом 2017 года боевики рохинджа совершили ряд нападений на полицейские и пограничные посты Мьянмы. В ответ власти организовали карательную экспедицию, которая и привела к новому витку насилия в регионе.

Нашёл в казахстанском интернет-журнале "Vласть" , директора фонда им. Фридриха Эберта в Мьянме. В ней он подробно рассказывает об обстановке в стране и корнях гуманитарного кризиса. Я её немного сократил и оставил только суть.

"25-го августа произошло резкое обострение ситуации на севере бирманского штата Ракайн (Rakhine). Массы беженцев-рохинья покидают свои деревни и лагеря и пытаются пересечь границу с Бангладеш. По сегодняшним оценкам их кол-во может достигать 90.000, есть информация о десятках людей, утонувших в приграничной реке Наф.

Причиной массового исхода рохинья стала массированная карательная операция бирманской армии, по последним официальным цифрам, которые могут быть чрезвычайно занижены, в столкновениях уже погибло около 400 человек. Бирманские вооруженные силы начали зачистки на севере Ракайна после нападения вооруженных экстремистов на полицейские и приграничные посты бирманских властей.

Мьянма - бывшая британская колония на индокитайском полуострове. Большинство ее жителей – буддисты-бамар, но страна очень гетерогенная, официально правительством признаны 135 этнических группы. С момента обретения независимости в 1948 году страна завязла в череде внутренних конфликтов, многие из которых продолжаются по сей день, считается что «бирманская гражданская война» - самая продолжительная в современной мировой истории.

За последние годы правительству Мьянмы удалось подписать договоры о перемирии с 15 вооруженным этническими группами, около восьми продолжают находиться в открытой конфронтации.

Штат Ракайн - это узкая полоска земли вдоль Бенгальского залива, упирающаяся своим северным концом в Бангладеш. Ракайн, как и остальная Мьянма, далеко не гомогенна, в ней проживают не менее 15 этнических групп разных вероисповеданий, буддисты, мусульмане, христиане. Ближе к северу, к границе с мусульманским соседом Бангладеш, мусульмане составляют большинство населения.

Ракайн, как и многие другие территории страны, не относящиеся к «истинной Бирме» (Burma Proper), это зона затяжной политической и военной борьбы за самостоятельность или даже независимость. В то же время, это самый сложный из всех бирманских конфликтов, поскольку только рохинья не признаются правительством как часть многогранного и сложного народа Мьянмы.

Рохинья – мусульманский этнос, который насчитывает около миллиона человек на территории Мьянмы. Бирманцы-буддисты зачастую отказываются называть их этим именем и предпочитают использовать термин «бенгальцы», указывающий на исторические корни этой группы. Бирманские националисты утверждают, что «рохинья» - выдуманная концепция, а на самом деле речь идет о мусульманских переселенцах из британской Индии, массово перемещенных на территорию Бирмы в 19-ом веке.

Отношения между мусульманам-рохинья и буддистами-бамар исторически - очень сложные. Во время Второй Мировой войны рохинья сражались на стороне британских частей, в то время как ракайнские буддисты были на стороне японской армии. Лидер нации и основатель современной, независимой Бирмы генерал Аун Сан (кстати, отец Аун Сан Су Чжи, нынешней соправительницы Мьянмы) обещал рохинья свой статус и равные права. После войны и до военного переворота 1962 года, немало рохинья служило на высоких позициях в бирманском правительстве.

После прихода к власти военной хунты началась фаза систематического притеснения и дискриминации. Рохинья до сих пор отказано в получение бирманского гражданства, они не могут попасть на государственную службу, для них обозначена черта оседлости и их не принимают в государственные образовательные учреждения. Даже сегодня, в самых образованных и продвинутых кругах бирманских элит бытовый расизм по отношению к рохинья – не моветон. Периодически вспыхивали этнические стычки, погромы, за которыми следовали жесткие чистки – так было, например, в 1978, 1991, 2012 годах. После 2012 в Бангладеш накопилось почти полмиллиона беженцев-рохинья. Бангладеш не в состоянии предоставить им долгосрочные перспективы и многие из них пытались бежать в Австралию, сотни погибали по пути. ООН считает рохинья самой большей в мире группой людей без гражданства.

25-го августа, ранним утром, бойцы так называемой Араканской Армии Спасения Рохинья (Arakan Rohingya Salvation Army или ARSA , ранее известной как Harakah al-Yaqin или Faith Movement) совершили координированное нападение на целый ряд приграничных и полицейских постов бирманских властей. Впервые эта группа заявила о себе в октябре прошлого года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладеш и, видимо, завладев оружием и боеприпасами, использованными на прошлой неделе.

Группировкой ARSA руководит Ата Улла, боевик родом из Карачи. Правительство Мьянмы утверждает, что он проходил подготовку в лагерях талибов в Пакистане и имеет поддержку среди влиятельных кругов Саудовской Аравии.

Главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы , Мин Аунг Хлайн, руководит операцией зачистки приграничной территории. По его собственным словам, армия «завершает недоделанную работу времен Второй Мировой». Эта формулировка предельно жестко показывает логику действий вооруженных сил и военной элиты Мьянмы. По словам этого де-факто правителя страны, армия сделает все, чтобы предотвратить повторение 1942 года, когда бригады рохинья пытались «вырвать Ракайн из тела Бирмы».

В официальном брифинге для дипломатов и иностранной прессы представители бирманских силовиков заявили, что сверхзадачей ARSA является создание «исламского государства» на территории между Бангладеш и Мьянмой. Армия готова применить «необходимые меры», чтобы предотвратить возвращение малазийских, мальдивских, индонезийских бойцов ИГИЛа из Ближнего Востока в регион и поэтому собирается полностью зачистить северный Ракайн от «террористических» элементов.

Проявление насилия экстремистами-рохинья стало идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса. По спутниковым снимкам видно, что сжигаются целые деревни, причем сжигаются систематично, поскольку сейчас сезон дождей и сложно представить себе стихийное распространения огня. Бирманские власти утверждают, что экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях.

Но на самом деле есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна. Около 12.000 жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны. И без того хрупкий мир последних лет стремительно распадается.

Итого:

Вооруженный экстремизм среди рохинья реален . Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, производить пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.

Систематичные притеснения рохинья реальны . После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма, исламского или любого иного.

Мы всё ещё знаем очень мало . В зону конфликта нет доступа международным наблюдателям или журналистам. Все что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш. Организованный властями два дня назад пресс-тур в Маунгдо, город в Ракайне, в котором все началось, никакой надёжной информации не дал.

Это очень старый и очень сложный конфликт , он уходит корнями глубоко в колониальную историю. Есть все основания опасаться, что бирманская армия воспользуется шансом спровоцировать массовый исход рохинья из Ракайна.

Трансформации Мьянмы – это самый сложный и комплексный переходный процесс современности. С ним, пожалуй, может сравниться только уровень комплексности когда-нибудь предстоящего севернокорейского транзита.

Новой Мьянме всего полтора года. Военный режим трансформируется в демократическую систему. Конфликтно-кризисная экономика трансформируется в мирную. Изоляция трансформируется в открытость, самодостаточность и дефицит сменяется потребительским капитализмом масс. Общество отходит от закрыто-казарменной мобилизации и переходит к мирной жизни. Слабое государство трансформируется в функциональную бюрократию.

Все одновременно. Все сразу. На этом фоне альянс Аун Сан Су Чжи и военной элиты неудивителен. Как бы это не было горько, для них вопрос рохинья до 25-го августа был абсолютно не приоритетен. А теперь остается только гадать, насколько радикально они готовы его решать".
<...>

Каренская национально-освободительная армия, представляющая собой ветвь Каренского Национального союза, ведёт борьбу за создание независимого государства Котхолей (Kawthoolei, «Зелёная страна», другой вариант перевода - «Отвоёванная земля») на территории бирманского штата Карен и в других районах Бирмы с большой численностью каренского населения.

Начавшаяся в 1947-м году Гражданская война в Бирме как конфликт между каренами и бирманцами продолжается до сих пор. Война ведётся как национально-освободительная, так и за контроль и сбыт опиумной продукции.

(Всего 16 фото)

Спонсор поста: Отдых в Карелии : Для вас экскурсионные туры по Карелии на Кижи, Валаам, Соловки, наполненные историческим прошлым, организация активного отдыха в Карелии, аренда коттеджей и турбаз на берегах озер.

1. Напряжённость между бирманцами и каренами имеет давние корни. Ещё во время Второй мировой войны Армия независимости Бирмы (англ. Burma Independence Army - BIA), оказывавшая поддержку японской армии, отличилась такой жестокостью в борьбе с пособниками англичан из числа каренов, что пришлось вмешаться японскому командующему BIA полковнику Судзуки Кейджи

На фото: Снайпер 101-го батальона армии НОАК на позиции на линии фронта, находящейся под контролем НОАК возле тайско-бирманской границы.

2. Во время объявления независимости Бирмы от британцев в 1948 года возникла значительная напряженность в отношениях между каренами и новыми властями страны, а также внутри каренской общины.

На фото: Солдаты из повстанческих армий ДБАК и НОАК готовятся к битве в лагере повстанцев около тайско-бирманской границы.

3. Некоторые карены стремились к независимости, обещанной им британцами за помощь в отражении японской агрессии, в то время как другие старались сосуществовать в пределах границ Бирмы.

На фото: Повстанцы из пятой бригады Демократической буддийской армии каренов (ДБАК) внутри грузовика в лагере боевиков, неподалеку от тайско-бирманской границы.

5. В начале 1949 года части социалистической политической милиции, сформированные центральным правительством, стали подавлять волнения в областях где проживают карены.

На фото: Минометы, которые используют повстанцы.

6. Тогда же начальник штаба армии генерал Дан Смит, карен по национальности, был отстранен от должности и заключен в тюрьму. Новым начальником штаба стал бирманский националист У Не Вин, занимавший ряд командных постов в BIA.

На фото: Солдаты 101-го батальона КНОА на передовой.

7. После этого Каренская национальная оборонная организация, созданная в июле 1947 года, подняла восстание, к которому присоединились многие карены служившие в армии. Так началась гражданская война, которая не закончилась до сих пор.

На фото: Подростки-солдаты 101-го батальона КНОА на своем посту на линии фронта неподалеку от тайско-бирманской границы.

8. В начале боевых действий, каренские войска сумели вторгнуться в Северную Бирму и даже закрепиться в Инсейне, в 9 км от Рангуна.

9. После 112-дневной осады в конце мая карены были вынуждены отступить от столицы Бирмы.

На фото: Этот повстанец КНОА потерял ногу, подорвавшись на мине, когда совершал патрулирование в джунглях.

10. На фото: Солдат из армии Студенческого демократического фронта Бирмы (ABSDF) ослепший после взрыва фугаса в джунглях.

11. КНОА была крупнейшней группировкой ведущей борьбу против военной диктатуры в Бирме. В 1970-80-х годах КНОА насчитывала более 20 тысяч бойцов.

На фото: Партизаны спецбатальона из штаб-квартиры КНОА патрулируют деревни, расположенные в пределах территории на юге Бирмы, находящейся под контролем повстанцев.

12. В 90-х могущество каренских вооружённых сил было подорвано несколькими тяжёлыми поражениями, нанесёнными войсками центрального правительства Бирмы. Ситуация осложнилась конфликтом внутри КНОА, из-за которого в 1994-95 годах буддийское меньшинство образовало группу под названием Демократическая каренская буддистская армия и перешли на сторону военной хунты.

На фото: Партизан из штаб-квартиры Каренской национальной освободительной армии демонстрирует свое оружие. Он является главой одной из организаций, обеспечивающих поставки оружия повстанцам.

13. Как полагают, именно раскол привёл к падению штаба КНс в Манепло в январе 1995 года. К тому же изменилась и позиция властей соседнего Таиланда, которые перестали оказывать КНС и КНОА поддержку.

На фото: из 101-го батальона Каренской национально-освободительной армии на своем посту на линии фронта около тайско-бирманской границы.

14. Снизилась популярность партизан и среди карен, уставших от многолетней войны. В результате к 2006 году численность КНОА сократилась до менее чем 4 000 бойцов.

15. Каренскую национально-освободительную армию не раз обвиняли в вербовке солдат из числа несовершеннолетних.

На фото: Дети, принадлежащие к этническому меньшинству карен играют в бамбуковой хижине, в то время как солдаты спецбатальона партизанской армии НОАК отдыхают.

16. События гражданской войны в Бирме отражены в художественном фильме Рэмбо 4, который хоть и не является серьезным и достоверным источником, но дает представление о положении дел в стране, где с 1947-го года продолжается война.

На фото: Бойцу партизанского специального батальона делают татуировку в штаб-квартире Каренской национально-освободительной армии.



Loading...Loading...