Что мы знаем о православии. Почему каждому образованному человеку необходимо узнать православие

«Христианство - губительный принцип,..

который рушит сознание, ставя ему рамки».

Академик В.И.Вернадский. Дневники.

«Поклонение кресту, позорному орудию казни,

отобрало христианству самых внутренне свободных людей».

Священник Александр Ельчанинов. Записи.

На чем ты медитируешь, подруга светлых дней?

Какую мантру дашь душе измученной моей?

Так поет Борис Гребенщиков. И множество людей в возрасте от пятнадцати до сорока понимают его: знают, что такое мантра, что значит медитировать.

Впрочем, речь здесь пойдет не о буддизме. Сейчас об этой религии многие говорят. Но говорят и знают сейчас, в основном, о буддизме, о йоге, о Рерихах, о Блаватской. О политике.О науке. О спорте. О вещах очень или не очень далеких... Но что мы знаем о том, что всегда было и есть РЯДОМ с нами? Что мы знаем о Православии?

Мы (я буду говорить «мы», потому что Православие не учит делить живых людей на своих и чужих, на спасенных и не спасенных, не ставит крещеного выше некрещеного; каждый может погибнуть, и каждый может обрести спасение) - мы жаждем свободы. Это главная ценность современной цивилизации - свобода. «Пусть мне ничего не навязывают, пусть мне покажут, и я сам стану выбирать все лучшее» - вот наш девиз.

Что же, пусть будет так. Но из чего выбирать и что выбрать? Если, например, выбор заключается в том, чтобы выбрать между Кока- и Пепси-колой, то это, согласитесь, не более чем профанация выбора. Или если наша свобода предполагается в пределах двух измерений, и никак не хочет учитывать третьего - то это свобода... ползать по плоскости.

Наконец, если решая вопрос «как жить», мы заранее отказываемся рассматривать православный ответ как одну из серьезных альтернатив - то, значит, и выбор наш является менее свободным.

Какая же это свобода выбора, если у нас с вами знаний о вере отцов значительно меньше, чем о тибетской Шамбале?

Кто-то из нас скажет: «Да знаем мы эту самую веру! Знаем мы эти свечки, иконы и поклоны, эти стращания адом за «грехи» и обещания райских кущ

А все-таки - знаем ли? Помним ли?

Россия, начало 20-х годов. Один из тысяч эпизодов тогдашней жестокой действительности: на краю братской могилы выстроены сорок арестованных. Это сорок «церковников» -как их тогда называли - совершенно разных по возрасту и образованию людей.

Работник ВЧК приставляет к голове очередного «церковника» револьвер и спрашивает: «Есть Бог? Если скажешь «нет» - мы тебя отпустим». И вот каждый из этих, в жизни своей очень разных людей, коротко отвечает: «Есть»… Их расстреляли.

Но зачем они решили умереть? Допустим, все они примитивные, дремучие фанатики, верящие всяким «бредням». Но ведь почему-то из-за этих "бредней» безоружных, и, по существу, ничем не способных помешать новой власти людей понадобилось арестовывать, допрашивать, охранять, держать в камерах, а потом расстреливать!

В то время обвиняли либо в «контрреволюционной деятельности» - за призыв сохранять личную, веру в Бога и воспитывать в Православии детей. Либо - «за сопротивление изъятию церковных ценностей».

С первым обвинением, как говорится, все ясно. А что касается второго- Многие ведь и сегодня считают священников и клириков просто хитрыми (или не очень хитрыми) приобретателями - типа отца Федора из «Двенадцати стульев». Такие люди, конечно же, есть среди тысяч церковников.

Но О.Федор, который кажется таким “типичным” батюшкой, вряд ли стал бы так упорствовать в богословском споре, если спор этот окончится не обретением стула с бриллиантами, а пулей в лоб?

Однако в сотнях, да теперь уже тысячах известных случаев мучительства и уничтожения священников, диаконов, просто верующих - все они оказались готовы погибнуть не за богатства, не за капиталы, а за свою веру.

Вот другой пример. Профессор Войно-Ясенецкий (с 20-х годов - архиепископ Лука), замечательный хирург и ученый и, одновременно, священнослужитель, был в 30-е годы арестован. Он выжил вновь оперировал и даже удостоился Сталинской премии за книгу "Очерки гнойной хирургии». И тем не менее, и до, и после своих злоключений профессор упорно отказывался приступать к операции без молитвы и крестного знамения! И более.того - упорно не желал выступать на научных конференциях и лекциях в мирской одежде! - Почему?

Хорошо ли мы понимаем причины, заставившие людей делать выбор в пользу Православия?

Когда-то в древности жил (не у нас - в Сирии) христианин Авраамий. Он пошел проповедовать свою веру жителям одного языческого поселка - а они его избили и вывезли вон. Авраамий лишь только чуть-чуть поправился - снова пошел в поселок, и его избили буквально до полусмерти и пообещали в следующий раз просто убить. Но прошло недолгое время, и старец опять был в поселке - чтобы рассказать людям о своей вере или умереть от их рук.- И тогда язычники задумались: что же это за вера такая, что человек готов умереть ради возможности рассказать о ней? Решили выслушать Авраамия. Выслушали. Стали спрашивать еще и еще. Стали обдумывать каждое слово... и, в конечном итоге, приняли христианство.

У тех язычников были свои, собственные «боги», много полезных и удобных «богов», на все случаи жизни. Мы чем-то похожи на них. Наша свобода - это многобожие, поклонение сотне кумиров сразу. Нам нравится и Христос, и Будда, и Лев Толстой, и Маркс, и Ницше.

В нашем «пантеоне» много личностей и теорий, часто взаимоисключающих - ведь мы современные, образованные люди, мы смотрим на вещи широко.

Но вот мы, знатоки философий и сторонники свободы выбора, вдруг отвергаем Православие! Не потрудившись вникнуть в его суть, вопреки собственной же логике (ведь выбор наш из-за такого «вычеркивания» становится неполным.

Это же явный изъян нашей «свободы»! Мы читаем «навороченные» книги о культах Востока, продираемся сквозь тома Марксова «Капитала»,.. а прочесть жизнеописания святых (причем уже есть замечательные книги о подвижниках нынешнего, XX века!), открыть труды если не древних «отцов Церкви», то хотя бы наших современников: митрополита Антония Сурожского, диакона Андрея Кураева, иеромонаха Серафима (Роуза) или.по крайней мере, книги, специально написанные для всех священником Александром Менем - нам почему-то кажется «ненужным», «неважным», лишним...

И в храм войти нам помешает что или кто угодно, включая «злую старушку» - это поистине опаснейшее существо, перед которым меркнет жуткий образ современного рэкетира!

Ну давайте же, наконец, вдумаемся: разве особенность церковно-славянского языка, «красивости» духовной литературы, отсутствие навыка к восприятию иконы или, наконец, пресловутое раздражение на «злую старушку» - настолько серьезные причины, чтобы отказаться познать веру, которая говорит нам о смысле жизни и готова ответить на вечный и главный вопрос «зачем мы живем»?

Или мы боимся получить ответ, который нас не устроит?..

Вероятно, так называемая православная христианская «миссия» действительно парадоксально слаба на нашей российской земле. Парадоксально - потому что сейчас «нашу» веру начинают узнавать, понимать и принимать англичане и американцы, укрепляются православные церкви в Японии, Индии!), во многих африканских странах.

Возможно, церковные общины у нас здорово замкнулись после целых эпох государственных гонений и запретов, и никак не подберут ключей к сердцу тех, кто о вере не знает.

Но создается впечатление, что главная причина отказа -все же не в этом, а в нас самих.

Православие либо сводят к форме (обрядам, одеждам. языку), либо искажают и отвергают самую суть веры, ничего толком еще не поняв (точно так же, впрочем, действуют и многие «принимающие» как православие, так и религии Востока).

В наполненном мифами общественном сознании Церковь предстает либо этнографическим заповедником, либо очень крупной и фанатичной сектой. Сектой, считающей всех вокруг «грешниками», судящей, осуждающей и стращающей всех «своими» адскими муками. Христианство представляется «губительным принципом», который, по словам ученого, «рушит сознание, ставя ему рамки».

Естественно, для многих людей усиление Православия кажется опасным явлением, представляющим реальную угрозу «идеалам современной жизни» и в целом - избранному курсу на «свободу» и «плюрализм». Кроме того, растет число тех, кто считает «фанатичность» православного христианства источником конфликтов и нестабильности в обществе, потерявшем единство в вере.

И в этом - удивительная параллель между нашей эпохой и древностью: теми веками истории Римской Империи, когда христиан гнали, боялись и ненавидели.

Многие ли сегодня знают, а в чем, собственно, обвиняли римские власти христиан? За что пытали и убивали? Как объясняли необходимость тотального искоренения этой религии?

Ведь Римская Империя (как это ни покажется кому-то странным) - это классическое правовое государство (недаром римское право является обязательным предметом в юридических ВУЗах). С четко очерченными правами и. обязанностями граждан. С широчайшим религиозным и идейным плюрализмом. С очень сильной судебной системой. Поэтому, например, когда иудеи попытались устроить расправу над христианином - апостолом Павлом, власти вывели его из Иерусалима под мощной охраной: разве можно было допустить бессудное убийство римского гражданина!

И, однако же, римский суд в конечном итоге осудил и ап.Павла, и тысячи других христиан на мучительную смерть. А еще тысячи погибли во время римских гонений II - III веков и вовсе без суда - как и в России первой половины XX века.

Это противоречило человеческой логике - большинство осужденных являлись лояльными подданными, хорошими труженниками, воинами, учеными людьми. Среди казненных во времена Римской империи было много государственных деятелей, военачальников, даже членов императорских семей (например, святая великомученица Екатерина)! Причем они даже не были непосредственно опасны - а были лишь опасны потенциально, т.е. считалось, что эти люди угрожали «общественной безопасности», «солидарности» империи.

А империя в то же самое время признавала законными всех почитавшихся на ее территории богов. Включая и Единого Бога древних иудеев!

Римские императоры вообще боялись государственной нестабильности намного больше, нежели Бога. И поэтому их не устраивал именно Христос. До мифологических, маленьких божков, им не было дела. Они оказались достаточно «широки», чтобы стать идолами римского Пантеона, а вот Христос был недостаточно широк для язычников, и при этой своей «узости» в римский Пантеон... не вмещался!

Христос был опасен. Языческие «боги», в отличие от Христа, не требовали от каждого человека подлинного духовного и нравственного выбора. А значит - не подрывали пусть построенную на лицемерии и неправде, но внешне стабильную имперскую систему, не противоречили государственной идее (которую точнее всего можно было бы выразить поэтической строкой «паситесь, мирные народы»).

Идея провозглашала Рим великим, вечным, незыблемым, а римского императора - пастыря послушных народов - ставила как бы НАД нравственными понятиями, оправдывала все его деяния и преступления, лишь бы они укрепляли «вечное» царство...

И против тех, кто смел открыто верить иначе, против тех, чей Бог даже в «унижении» казнимого, даже в распятии продолжал проповедовать и раскрывать Царство Высшее - устраивались беспрецедентные по тогдашнему масштабу гонения.

Ведь если есть действительно Вечное, подлинно Всеобщее Царство, значит земная империя Рима - невечная, не незыблемая?! Значит, ее император ответит за все содеянное - перед Богом; по единому для всех нравственному закону; в этом самом Царстве Божием, где, по словам апостола Павла, «нет ни эллина. ни иудея, ни раба, ни свободного»,.. т.е. там, где все равны?!

Это была та идея за которую императоры готовы были убивать... А христиане - умереть. Потому что для римских язычников их религия являлась неким культурным досугом, а для христиан вера была больше, чем вопросом жизни и смерти: делом спасения души.

Рим веками боялся христиан, долгие годы благоволил гражданам-язычникам, а гибель встретил под ударами совершенно неизведанного врага - язычников-варваров. От былого могущества ничего не осталось. И единственной реальной, живой и необходимой людям традицией, связывающей нас с тем далеким миром, оказалось... христианство!

Идея Царства Божьего как будто бы победила идею «вечного» человеческого царства. Но в широком общественном сознании все осталось по-прежнему. Возникали и исподволь «нависали» над христианством новые империи, гибли, уступая место новым государствам - уже без Христа.

Идея власти мельчала, дробилась, и теперь уже каждый человек хочет сам быть пусть не царем - так хоть «маленьким принцем» на своей «планете». Только, если проводить аналогии со сказкой Экзюпери, из нас получаются не маленькие принцы, а все больше незадачливые короли, «повелевающие» Солнцем, биржевики, закладывающие звезды в банк, или просто горькие пьяницы…

Человек вновь создал себе пантеон богов и героев, где, как и в римские времена, стоят рядом Венера, Астарта и Иисус Христос (были и такие сочетания в императорских молельнях!). И опять (простите за это неудобоваримое слово) плюрализм развязывает нам руки, ставит нас выше Закона, «освобождает» на свой лад.

Причем эта «свобода», в отличие от Православия, действительно не ставит сознанию рамки. И таким образом... рушит наше «неограниченное», слепое сознание.

Ведь без рамок свобода хороша на равнине. А если нет

барьеров на крутой горной дороге?

Ведь сознание - вещь аморфная; оно рушится, если его не

структурировать, если не поставить рамки!

Православие своими «рамками» пытается предупредить от падения, но не загородить путь, не лишить свободы двигаться. Более того. Именно в Православии открывается

новая степень свободы - ведь движение здесь не налево-направо, а вверх!..

Но тут-то мы и говорим «стоп». Мы не терпим, чтобы нас поучали. Именно поэтому если нас самих пытаются предупредить о том, что «жить как хочется» не синоним свободы, что свобода не в том, чтобы побольше набрать, а в том, чтобы ВЫБРАТЬ - наше самолюбие восстает, и мы затыкаем уши.

Мы, на поверку, чрезвычайно нетерпимы. Поэтому как и прежде в нашей кумирне никто: ни Христос - придуманный нами, такой, какой нам нужен, ни Маркс, ни Фрейд, ни Бакунин - не добьются от нас покаяния, отчета в своей дурной жизни.

Это - и есть свобода в нашем нынешнем понимании, коварная и неверная. Она подразумевает бесконечное самооправдывание и осуждение всех, кроме себя. Она предлагает огромный выбор самых безыдейных идей, самых бесполезных предметов, самых безнравственных мыслей и поступков. Она оправдывает, угождает, лакействует, ведет в «заветные» тупики, заводит в «живописные» расщелины - пока не изведет человека до конца. До болезни, несчастья, смерти, когда никакой возможности двигаться, никакой «свободы» не будет и в помине.

Модная псевдосвобода отступит, чтобы предать своего «клиента», оставить его страдать в одиночку.

И человек может умереть, так и не понявши, что свобода есть не выбор удобств. Что всю жизнь ему нужна была только одна, настоящая Истина, которая и есть подлинная свобода! Которая не предаст...

Он поймет это потом, после самой своей смерти”… А рядышком, в соседнем храме, в непрочитанной Книге, в сердце незнакомого верующего человека, вокруг и внутри его - продолжит жить мир тысячелетней православной веры. Этот мир открывает тайны бытия, отвечает на самые страшные вопросы, он освобождает и он не дает умереть - потому что Бог однажды победил смерть...

Так давайте же прежде чем сделать «свободный выбор», узнаем, что такое православие И, возможно, именно эта вера не оставит нас никогда.

Ваши отзывы

Состоялся объявленный нами ранее «прямой провод» с благочинным Выгоничского церковного округа, настоятелем Храма во имя Святителя Николая Иереем Иоанном. Что интересовало граждан, о чем говорил с прихожанами и просто интересующимися священнослужитель, о православном и мирском предлагаем материал.

— Отец Иоанн, до нашей встречи в редакцию поступил ряд звонков. Вот что интересовало первого звонившего – «Что означает выражение «не воспоминай Господа всуе?» Ведь мы часто, бывает по несколько раз в день, произносим имя Всевышнего. Сделали дело – «Слава тебе, Господи!», отправляется родной человек в дорогу – «Иди с Богом!» или «Спаси и сохрани его, Господи!», хлопнула форточка «Ой, Господи, испугала!»… Должны или не должны мы говорить так?

— Выражение – «не вспоминай Господа всуе», означает не упоминай Бога в обычном разговоре, для связи слов, предложений. Например, «Господи, как ты мне надоел, успокойся уж!», «Господи, да что ты так делаешь?», «О, Господи, кто это идет?» и так далее. Совсем другое, когда мы благодарим Бога за помощь и содействие в делах и решении проблем наших.

— Второй вопрос звучит так: «Нашел крестик, стоит ли его поднимать?»

— «Возьми крест и следуй за мной», — говорит Господь. Нашедшие святыню сразу думают о том, что, раз она кому то принадлежала, то я перенимаю судьбу прежнего обладателя крестика. Это элемент суеверия. Крестик обязательно нужно поднять, чтобы его не оскверняли, наступая или пиная шаркающими ногами. Если нашедший все же не может взять святыню себе, ее обязательно надо отнести в Церковь.

Вот первый звонок. «Отец Иоанн, ответьте, пожалуйста, на вопрос «Считается ли грехом работа в праздник по незнанию, что он сегодня отмечается? Спасибо!».

— «Шесть дней трудись - седьмой Богу отдай» — гласит одна из заповедей Господних. Вообще, настоящий христианин живет, соблюдая православные каноны и праздники. Всем, я думаю, надо знать хотя бы те из них, которые именуются Великими. Грех ли трудиться?… Грех бывает разный. Помочь кому-то – дело благое. Если уж случилось так, как задано в вопросе, то попросите у Бога прощения и помолитесь. А простить или наказывать - это воля Всевышнего.

«Скажите, отец Иоанн, в чем грех присутствия женщины в Храме с непокрытой головой?» — сразу за первым последовал второй звонок.

— Если коротко, то волосы украшение женщины, а в церковь мы должны приходить скромно. В прежние времена женщина всегда ходила, покрывая голову платком. Она признавала тем самым главенство мужчины, мужа, проявляя знак смирения, кротости. В Греции, например, женщины заходят в Храм с непокрытой головой. Но там случай другой. Эта страна долгое время была под мусульманским игом и своей открытостью она как бы показывает протест против засилья иноверия. Это сохранилось до наших дней.

Еще один звонок. «Можно ли освещение дома, другого имущества проводить без священника, зажегши свечу и самостоятельно окропив святой водой?».

— Нет. Освящение, это одно из таинств, которые проводит только священнослужитель. Господь через него действует, давая при этом ангела хранителя. То же касается вещей, которые должны служить потом для благих дел. Окропить можно и мирянину святой водой. Это будет лишь свидетельство его веры в Господню поддержку и защиту. Но выше святости христианина – святость священника.

— Слушаю Вас,- снова отвечает по телефону отец Иоанн. — Можете не представляться. Что вас интересует?

«Уважаемый Отец Иоанн! Вот мы, обращаясь к Господу, произносим «Прости, Господи, за наши грехи вольные и не вольные». Какие грехи считаются не вольными»?

— Это когда поведение является проявлением наших чувств. Гневаемся ни с того, ни с чего, переедаем. Да-да, это тоже не вольный грех. Чем-то чрезмерно наслаждаемся, осуждаем кого-то или что-либо, изрекаемся многословно, а еще хуже, используем бранные слова, сквернословим. Отмечу, что нет человека, который проживает день без грехов, но надо стараться подавлять в себе такие проявления, или допускать их, как можно меньше.

— Слушаю, говорите.

«Отец Иоанн, скажите, пожалуйста, каков, если можно так сказать, набор обязательных молитв»?

— В идеале, надо соблюдать утренние и вечерние молитвенные правила обращения к Богу. Есть Молитвослов, куда надо заглядывать и читать.

— Говорите, я Вас слушаю.

«Какие православные праздники нас еще ожидают в августе»?

— 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.
— 29 августа – праздник нерукотворного образа Спасителя. После литургии в Храме Святителя Николая состоится молебен на начало учения отроков. 30 — праздник Иконы Божьей Матери «Свенская». Литургия по этому поводу, которую будет вести Митрополит Александр, начнется в 9 часов утра в Свенском монастыре. Потом состоится крестный ход до Кафедрального Собора в Брянске.

— Спасибо, Отец Иоанн, что поддержали наш почин. Спасибо за ответы.

— Спасибо вам, что пригласили, и мне удалось поговорить с православными посредством районной газеты.

Пользуясь случаем приглашаю посещать Храмы, обращаться к священнослужителям со всеми своими вопросами и нуждами, а, главное, молиться и принимать святые таинства в церкви. Тем самым мы обретем благодать, мир и покой в душах наших при содействии Отца и Сына, и Духа Святого.

Между читателями статьи "Чем вредна столь удобная для власти религия?" на КОНТЕ случился интереснейший спор. Направление этому спору задал некто "Воин светлый", который написал: "Православие и Христианство ничего общего между собой не имеют! Православие было на Руси задолго до христианства и до крещения Руси. Православие - от слов "Славить Правь" (Мир Богов). А христианство возникло на Ближнем Востоке задолго до Иисуса. Иоанн Креститель заставлял евреев умываться в Иордане и креститься. Иисус пришёл к евреям сказать, что они живут неправильно и не тому Богу поклоняются! За это они его и замочили!"

На этот комментарий был написан другой комментарий, и далее понеслось!

Иваныч → Воин светлый: по-гречески православие выражается словом «ортодоксия». В греческом языке это не только "православие", но также "правомыслие". Надо учиться правильно мыслить! Правильно мыслить может только тот, кто имеет связь с Богом, который есть Истина. Целостный подход – важный признак, условие правомыслия.

Perchik Perchik → Иваныч: не правомыслие, а правоверие! Само же слово "ортодоксия", означает – «прямое мнение», «прямое учение», «правоверие». Как по вашему грек-христианин может сказать о себе: "я православный"? Ортодокс? Допустим. А как тогда перевести на русский язык выражения "ортодоксальный иудей" или "ортодоксальный ислам"? "Православный иудей" или "православный ислам"?!

Антон Благин → Иваныч: по вашему получается, что нынешнее "Православие" – религия мудрецов? Не заметил у большинства наших верующих такого качества.

Иваныч → Антон Благин: "не заметили", поскольку Божий дар с яичницей опять нарочно перепутали, ибо это характеристика феномена, а не человека. В отличие от вас, мне известны многие великие русские православные учёные, философы, художники, поэты, писатели, музыканты и даже полководцы. Все они составляют великую историю и культуру нашего народа. Но я не знаю ни одного "великого" русского язычника и варвара. Впрочем, и вам они тоже не известны...

Perchik Perchik → Иваныч: почему же нет? Можно назвать множество полководцев времен Великой отечественной войны – атеистов, коих, конечно, не назовешь варварами (с какой стати?), но православными назвать вполне можно, но только не в христианском смысле. Поскольку настоящее Православие – это не религия! Скорее философское учение, мировоззрение. Наподобии Конфуцианства.

Иваныч → Perchik Perchikc: «Православие» – это «калька», то есть точнейший перевод греческого слова «ὀρθοδοξία» (ортодоксия). Слово «ортодоксия» состоит из двух частей: «ὀρθός» (ортос) – «правильный, правый » и «δόξα» (докса), что в дословном переводе означает «мнение, суждение, учение», хотя может переводиться и как «слава , честь».

Слово «ортодоксия» вошло в христианский лексикон в эпоху Вселенских Соборов и употреблялось отцами Церкви как антоним различных еретических учений – «гетеродоксий» (в дословном переводе – «разные мнения, суждения» ). Слово «православие» также имеет два корня. Корень «прав» вопросов не вызывает, однозначная его семантика – «правильное, верное». Вторая часть – «славие» – имеет тот же корень, что и слово «слава», одно из значений которого также «мнение, суждение, учение» , например: «об этих людях идёт дурная слава» . Таким образом, словосочетание «православное христианство» означает «правильное христианское учение» . Источник: pravoslavie.ru/77663.html

Вроде, вы не похожи на жертву болонской системы образования, но рассуждаете почему-то аналогично... Религия (от лат. religio – "благочестие, набожность, святыня, предмет культа") – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, “священного”, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного».

Таким образом, любая религия насчитывает пять основных признаков:

1) мировоззрение;
2) мироощущение;
3) соответствующее поведение;
4) специфические действия (культ);
5) вера в существование богов (одного или нескольких) и сверхъестественное («священное») – вера, которая является основанием первых четырех признаков.

Perchik Perchik → Иваныч: слова "слава" и "мнение" или "учение" и "суждение" совершенно разные по значению и не являются синонимами! Что-либо славить, прославлять – совершенно не равно по смыслу – "иметь по поводу чего-либо мнение". В любом случае вы не можете корректно перевести на русский язык выражения "ортодоксальный ислам", "ортодоксальный иудаизм" или тот же "ортодоксальный коммунизм".

Иваныч → Perchik Perchik: именно поэтому для меня существуют такие понятия, как эталон, точка отсчёта, истина, догма. Только пытаясь им неукоснительно следовать и можно строить логику, а прочие методы мышления – "трясина" сплошного релятивизма, чреватого весьма распространённым диагнозом...

Perchik Perchik → Иваныч: Это софистика! С переводом проблема, не так ли? Может быть с вашей точкой отчёта что-то не в порядке?

Иваныч → Perchik: с чего это вы взяли, что я решил тут блистать филологическим "талантом"? Первый перевод – от профессора МГИМО, а второй – с официального православного сайта, на который я привёл ссылку...

Perchik Perchik → Иваныч: если вы человек разумный, вы должны, как минимум, задуматься о достоверности своих источников. С приходом христианства, русский язык приобрел несколько слов иностранного происхождения религиозно-церковного содержания: церковь, евангелия, синод, кафолическая и т. п. Но слово "православие" русский язык не приобрёл. Это только русское слово! Вы хотите сказать что русские не знали его до прихода христианства?! Разве славянам до этого не приходилось славить богов? Разве славяне не считали своих богов правильными? Разве правильно славить Бога было странно славянину?

Это я пытаюсь намекнуть вам, что нет ничего алогичного в том, что Православие отнюдь не диковинка для дохристианского славянина!

Мусульманин может сказать о себе – "я ортодокс"! Иудей может так сказать! Христианин может так заявить! Но мусульманин не может сказать – "я православный мусульманин" . Иудей тоже не может! ПОТОМУ ЧТО ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!

Иваныч → Perchik Perchik: в отличие от вас, как я уже показал, мои источники являются фундаментальными, т.е. лежащими в основе специфического мировоззрения. Каким образом попытки придать иное значение словам, или их интерпретации, противоречат сказанному мною? Поэтому повторяю, для меня русский = православный. «Русский» - это единственная национальность, которая обозначается прилагательным. Все остальные национальности отвечают на вопрос «кто?»: немец, англичанин, француз. И только русский - это «какой». Потому что русскость - это качество человеческой Души. Русский - это прилагательное. И русский человек всегда прилагается к Богу. Тот, кто прилагается к Богу, - тот русский. (Н. Бердяев)

Perchik Perchik → Иваныч: "русский человек – православный" . Могу согласиться. Вся русская материальная культура об этом свидетельствует. Только христианство тут ни при чём! Христианство прежде всего было навязано княжеской верхушке! Крестьянство же, несмотря на навязываемое сверху христианство, осталось православным! Масленница, колядки, святки – это православные праздники. Даже Рождество (25 декабря) приходится на начало подъёма Солнца над линией горизонта. Рождество – языческий праздник.

Антон Благин: добавлю к этому: раньше на Руси славяне отмечали 25 декабря праздник "Рождество Солнца" , а после реформы Петра I, которую он устроил 317 лет назад, обрезав у славянского календаря аж 5508 лет, 25 декабря стали отмечать "Рождество Христа" , которого иудеи обрезали на 8-й день и сделали для славян Новым Богом (Gott -ом) аккурат к 1 января. (Считайте! 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 декабря + 1 января = на восьмой день!).

Кстати, поздравление "с Новым Годом!", вероятно, придумал сам Пётр I, вложивший в это словосочетание издёвку над славянами - "с Новым Богом!". Появившееся в русском языке слово "Год" - это новодел, образованный от немецкого слова "Gott" (Бог) или английского слова "God" (Бог).

Что касается происхождения слова ПРАВОСЛАВИЕ и его истинного значения, то я поддерживаю точку зрения читателя с ником "Воин светлый", который сказал, что "Православие было на Руси задолго до христианства и крещения Руси", и точку зрения "Perchik Perchik", который сказал, что "ортодоксальный" и "православный" это не одно и то же!" И что "с приходом христианства, русский язык приобрёл несколько слов иностранного происхождения религиозно-церковного содержания: церковь, евангелия, синод, кафолическая и т. п. Но слово "православие" русский язык не приобрёл. Это только русское слово!"

Оно действительно состоит из двух корней "право" и "славить", смысл которых, вроде бы, предельно ясен. Но раскрывается этот смысл в полной мере лишь в случае, если мы обратим своё внимание на древнюю славянскую традицию - отмечать на Русском Севере 25 декабря зимний праздник Солнца ("Рождество Коляды").

Читатель Perchik Perchik написал выше: "Рождество приходится на начало подъёма Солнца над линией горизонта" . Я уточню: Рождество Солнца наши далёкие предки отмечали на третий день после наступления самого короткого дня в году, которое ежегодно приходится на 22 декабря. В этот день в Заполярье (за линией Полярного круга) "умирало" старое, осенне-зимнее Солнце, которое имело у древних славян своё собственное имя - Хорс или Хорст. А 25 декабря, через три дня, нарождалось новое Солнце, Солнце-младенец, которому славяне дали имя - Коляда . Младенцем его называли потому, что это "вновь рождённое" Солнце давало свет, но тепла от него исходило ещё мало. А весеннее Солнце, уже набравшее силу, которое пробуждало природу после зимней спячки, древние славяне окрестили Ярилом . Ярый - значит сильный.

Итак, славяне в древности использовали в течение года три разных имени Солнца, указывающих на его "разный возраст" и разную силу:

Вот она - самая древняя "языческая вера" славян! А если перевести на современный русский язык древнеславянское слово "языцы" (что значит - "народы"), то из словосочетания "языческая вера" полностью уйдёт негативный смысл, внедрённый в массовое сознание христианскими священниками, ибо мы получим в результате - "народная вера" славян! Что же здесь плохого?

Народная - кроме всего прочего значит - простая по смыслу.

Кого же славили наши далёкие православные предки, какого Бога?

Разумеется, Солнце они славили, без тепла и света которого на Земле не было бы жизни! Зимой, с наступлением холодов, это особенно отчётливо понимаешь, особенно если в доме отключили центральное отопление!

25 декабря, в Рождество Солнца, на Руси была традиция разводить большой костёр, имитирующий огонь Солнца, и устраивать вокруг него хоровод - движение по кругу.

Это движение вокруг костра обязательно устраивалось, как принято сейчас говорить, "по часовой стрелке". То есть, народ совершал "правое вращение" вокруг костра. Это и было право-славием !

Почему именно это направление движение вокруг костра наши предки выбрали? И почему не обратное?

Объяснение этому тоже простое.

Если вы живёте в Северном полушарии Земли, в России или другой европейской стране, или в Англии, или в Северной Америке, понаблюдайте сами, как ходит по небу Солнце. В Северном полушарии земли видимое глазами движение Солнца по небу происходит слева направо, а в Южном полушарии земли - в противоположную сторону, справа налево. Это обусловлено небесной механикой, которую объясняет вот этот рисунок, представленный ниже. На самом деле это планета Земля вращается вокруг Солнца, причём против часовой стрелки, а поскольку мы не ощущаем движения нашей планеты, то нам кажется, что это Солнце движется относительно Земли.

Летом, когда после 22 июня наступает летнее солнцестояние, а за линией северного Полярного круга начинается Полярный день, жители Заполярья имеют возможность наблюдать уникальное явление - Солнце сутки напролёт не заходит за горизонт и просто ходит по небу по принципу хоровода. При этом чётко видно, что оно движется слева-направо.

Повторять это движение Солнца, двигаясь в хороводе вокруг праздничного костра, было в традиции древних славян. Как я уже сказал, это и было традиционным ПРАВОСЛАВИЕМ. А само это направление движения людей в хороводе называлось ПОСОЛОНЬ, что значит "по Солнцу".

У древних славян был даже знак, символ, тождественный слову ПОСОЛОНЬ, вот он:

Это не свастика! Это Посолонь! Этот знак символизирует вращение и указывает направление вращения - по часовой стрелке.

Знак ПОСОЛОНЬ и ПРАВОСЛАВИЕ имели друг с другом неразрывную смысловую связь!

Всё это было у нашего народа в древности, но за века всё это было извращено библейскими "врагами рода человеческого"!

Самое последнее извращение РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ попытались сделать нацисты , которые в начале ХХ века из подлости и коварства решили оседлать эту "арийскую", нордическую тему, чтобы ещё сильнее очернить наше прошлое.

Посмотрите на эти две исторические фотографии. Это Берлин, 1936 год, стадион, проведение Олимийских игр. Украшением спортивного праздника стало "свастичное шествие" вокруг традиционного "арийского" костра, который на фото ещё не зажжён. Обратите внимание, в какую сторону маршируют нацисты.

В левую! Против движения Солнца!



Это ЛЕВОСЛАВИЕ, чуждое древнеславянской, так называемой "арийской" культуре! Иначе говоря, это извращение арийского культа!

Зачем это делалось, я рассказал в отдельной статье: "Нацизм породили евреи, которые для маскировки называли себя "арийцами"!"

Это я рассказал о новейшем, самом известном случае извращения РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ, а ранее подобное извращение "языческой веры" делалось христианизаторами Руси.

Мало того, что эти христианизаторы Руси стали подменять древние славянские праздники на церковные иудо-христианские праздники, как, например, праздник "Рождество Солнца" они подменили на "Рождество Христа" , так они ещё в рамках фальшивого "Христианства" подменили ПРАВОСЛАВИЕ на ЛЕВОСЛАВИЕ!

При этом их "институт Бога" поныне называется в России "Русской Православной Церковью", несмотря на уже устоявшуюся за века традицию ЛЕВОСЛАВИЯ!

Как делалась подмена "народной славянской веры" на псевдо-христианскую , рассказал знаменитый советский и российский филолог, семиотик, историк языка и культуры Борис Андреевич Успенский .

"...Необходимо напомнить, что целый ряд обрядов и символов христианской Церкви имеет совершенно явное и, несомненно, языческое происхождение ..."

По словам современного историка Церкви, христианство восприняло и сделало своими многие формы "языческой религии", потому что весь замысел христианства в том и состоят, чтобы все формы в этом мире не заменять новыми, а наполнить новым...содержанием!

"Крещение водой, религиозная трапеза, помазывание маслом - все эти основоположные религиозные акты Церковь не выдумала, не создала, все они уже имелись в религиозном обиходе человечества. Церковь обратила на служение христианству многие формы религии, бывшие обычными для "язычества".

Как язычники праздновали 25 декабря рождение непобедимого Солнца, так и христиане к этому дню приурочили празднование Рождества Христова, научившее людей поклоняться "Солнцу правды". Эта же дата стала датой и "богоявления". Церковный культ бессребреников, как известно, имеет много общего с языческим культом диоскуров.

Говоря о приспособлении христианских праздников к языческим, можно указать далее, что праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи под 29 августа установлен Александрийской Церковью в противовес празднествам александрийского Нового года .

Праздники Рождества Богородицы , 8 сентября, и Зачатия Богородицы, 12 января, были установлены в Азии в противовес Олимпийским играм .

Праздник Преображения Господня , 6 августа, - армяно-каппадокийского происхождения, установлен в Армении в противовес языческому празднику Росс .

День Архангела Михаила, 8 ноября, - александрийского происхождения, заменил собой древнейший праздник Крещения Господня, установленный Египетской Церковью в противовес торжествам в честь египетской богини.

Таким образом, Церковь как бы давала христианское освещение народным празднествам, естественно, при этом должны были сохраняться те или иные языческие обряды, которые получали, однако, новое содержание, переосмысляясь в плане христианских представлений.

И в точности так же Церкви ставились на месте "языческих капищ", и языческие жрецы по мере распространения христианства становились (заменялись) христианскими священнослужителями.

Практика "воцерковления язычества", восходящая, как мы видели, к первым векам христианства, сохранялась в Византийской, а затем и в Русской Церкви. Соответственно целый ряд обрядов, как общих, так и местных, и вообще целый ряд моментов культового поведения обнаруживает в Христианстве несомненное языческое происхождение..." .

Практика "воцерковления язычества", как показала история, свелась у христианизаторов к тому, что все народные славянские традиции и верования они извращали, наполняли их не истинным (как они всех убеждали), а противоестественным (противоположным) смыслом.

И самый наглядный пример такого извращения народного ("языческого") верования - смена ПРАВОСЛАВИЯ на ЛЕВОСЛАВИЕ!

Вот история, вошедшая во многие энциклопедии.

"12 августа 1479 года Московский митрополит Геронтий освятил главный кафедральный храм Русской церкви - Успенский собор в городе Москва. Во время его освящения митрополит совершил крестный ход противосолонь , то есть, он повёл народ вокруг собора против движения Солнца .

(В 1936 году так же ходили на стадионе в Берлине нацисты, изображавшие из себя "арийцев"! - комментарий А.Б.)

Когда об этом узнал великий князь Иван III, он остался недоволен этим и разгневан на митрополита. Естественно, между князем и митрополитом начался спор. Для разрешения спора священники-книжники стали искать в своих книгах запись, как правильно совершать движение во время богослужения , однако, они ничего в них не нашли. Тогда в защиту митрополита выступили архимандриты и игумены. Один игумен, оправдывая митрополита, говорил, что он видел совершения крестного хода противосолонь на горе Афон в Греции.

Князь же для поддержки своего мнения позвал архиепископа Ростовского Вассиана и архимандрита Чудова монастыря Геннадия, ибо оба были русского происхождения . В противовес их мнению митрополит Геронтий приводил тот факт, что диакон совершает "каждение" вокруг престола "против Солнца". Приглашённые князем Иваном III архиепископ и архимандрит в подтверждение своей точки зрения говорили следующее: «Солнце праведное - Христос, на смерть наступи и ад связа, и души свободи, и того ради, рече, исходят на Пасху, тоже прообразуют на Утрени».

Так при поддержке двух священников князь остался при своём мнении и запретил митрополиту Геннадию освящать вновь построенные церкви, которых к тому времени было достаточно много в Москве.

После нашествия Ахмата в 1480 году религиозный спор был возобновлён в 1481 году, 22 июля. На стороне великого князя было всего два человека: архиепископ Ростовский Иоасаф (Вассиан уже умер) и архимандрит Геннадий. Все остальные были на стороне митрополита.

Князь упорно стоял на своём, из-за чего митрополит уехал в Симонов монастырь и объявил князю, что совсем оставит митрополичью кафедру, если князь не покорится...

Далее, согласно повествованию, приведенному в энциклопедии, "князь Иван III смирился, послал своего сына к митрополиту с просьбой вернуться на свой престол. Митрополит не вернулся. Тогда князь сам поехал к митрополиту, объявил себя во всём виноватым, обещал слушаться митрополита во всём, а что касается направления движения, то отдавал это в волю митрополита, как он прикажет и как это было в старину..."

В середине XVII века предпринятая патриархом Никоном церковная реформа затронула все церкви на Руси и унифицировала все обряды "по греческим образцам". Однако, нововедения Никона не были приняты частью русского народа. Произошёл церковный раскол. Те, кто продолжал чтить старые русские ("языческие" или "арийские") традиции и ходить во время "крестных ходов" по ходу движения Солнца ("посолонь") и остался таким образом русским православным , тех стали называть "старообрядцами". А "новообрядцы" стали послушно ходить во время "крестных ходов" за священниками против движения Солнца , то есть, против часовой стрелки, и стали таким образом...левославными христианами.

Зачем нужно ходить против Солнца ? Кого они таким образом славят ? - верующие люди, одураченные иудо-христианскими священниками, уже не понимают, но, как говорится, сказано ходить, вот и ходят за ними..., сами не зная зачем!

Чем ценна для нас, славян, новая якобы "христианская" традиция, о которой в христианских Евангелиях не сказано ни слова?

Очевидно, она "ценна" только тем, что наш народ ходит теперь на поводу у священников-жидов, которые для обмана верующих нареклись "последователями Христа-Спасителя" и оделись в придуманную ими униформу, а сами в душе своей являются ненавистниками всего русского, славянского , как тот же Кирилл Гундяев, нынешний глава "РПЦ", сказавший в 2012 году: https://youtu.be/VYvPHTYGwVs

"А кто такие были славяне? Это варвары! Барбары! Люди, которые говорят непонятные вещи. Это люди второго сорта! Это почти звери! И вот к ним пошли просвещённые мужи..."

И пришли. И всё, что можно было извратить, извратили!

— Андрей, зачем православные освящают офисы, квартиры, машины?

– Обычно на данный вопрос можно услышать следующий ответ: православные освящают свои жилища и автомобили, чтобы сохранить их (или же самих себя) от действия бесовских сил. Однако такое объяснение вовсе не ограничивает всю суть указанного священнодействия. Православный христианин отличается от прочих людей прежде всего тем, что в центре его жизни всегда находится Христос. Именно поэтому православные освящают свои жилища, офисы, автомобили. Не оттого, что боятся какого-нибудь стихийного бедствия, неудачи в бизнесе или дорожного происшествия. Вовсе нет. Мы освящаем свои квартиры, так как хотим, чтобы Сам Господь, как видно это из слов молитв чинопоследования освящения, вошел в него, почтил его Своим присутствием, подобно тому, как некогда вошел в дом мытаря Закхея. И мы помним, какая разительная перемена произошла с бывшим начальником мытарей после встречи со Спасителем. Он стал другим – более человечным, когда принял Господа в свое сердце. Возможно, мы этого и не замечаем (или же не хотим замечать), но нам очень не хватает в нашей жизни ощущения Божественного присутствия. Мы настолько привыкли к суете, что зачастую боимся оставаться наедине с самими собой. Статистика показывает, что большинство людей, приходя домой, автоматически, на уровне подсознания, сразу же стараются включить телевизор, чтобы посмотреть, например, ту или иную телепередачу или же какой-нибудь фильм, другие предпочитают слушать музыку, но так или иначе немногие желают оставаться в тишине. Однако если мы живем в освященном доме, работаем в освященном офисе, ездим на освященном автомобиле, то всегда должны помнить, что мы уже не одни, что с момента освящения жилища, офиса, авто рядом с нами всегда находится Кто-то еще, и этот Кто-то желает, чтобы мы становились только лучше.

— Почему мужчины снимают головной убор, заходя в храм, а женщины должны быть с покрытой головой? Почему не наоборот?

– Для мужчины молитва в храме (то есть общественная молитва) в головном уборе издревле считалась недопустимой, неуважительной по отношению к Богу. Обнажение головы мужчинами всегда являлось признаком уважения и покорности перед начальствующими (например, при приветствии императора или царя). Данная практика укоренилась и в религиозных церемониях, ведь если человек проявляет соответствующее уважение к власти земной, то, бесспорно, подобное уважение должно быть и к Богу как Единому Истинному Царю и Владыке.

Указание же на необходимость женщине молиться с покрытой головой мы находим в Первом Послании святого апостола Павла к коринфянам. Мало кто обращает на это внимание, но апостол раскрывает и причины подобной практики. Итак, святой апостол Павел пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову… Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Кор. 11:2–10). Таким образом, мы видим, что обычай покрывать голову во время молитвы является не чем иным, как церковным преданием, на что указывают слова «все мое помните и держите предания…», которое берет свое начало еще в ветхозаветных традициях. Кроме того, следует указать, что покрытие головы, согласно мнению апостола, является обязательным только для замужних женщин, потому что покрывало – это некий образ, «знак власти» над нею мужа. Сегодня же подобный «знак» мы можем видеть в практике ношения супругами колец.

— Почему православные такие мрачные? И в храме, и в обычной жизни.

– В Новом Завете сказано: «…Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10). Если наша печаль действительно вызвана осознанием собственных грехов, собственного недостоинства и исполнена надежды и упования на всесильную помощь Божию, единственно могущую нас спасти, в ней нет ничего плохого. Однако если мы только создаем вид печальных, угрюмых людей, которые ни в чем не видят радости и других заражают подобным настроением, то это уже далеко не христианское состояние.

Дело в том, что практика «мрачности» и «неулыбчивости» некоторых «ультраправославных» идет вразрез со словами Священного Писания. Так, святой апостол Павел заповедует солунским христианам, а в их лице – и всем нам: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16). Но, к сожалению, не все «ультраправославные» любят читать Священное Писание. Православие, по замечанию святых отцов, и есть религия именно радости. Радости о том, что Господь спас каждого из нас от власти диавола и духовной смерти. Радости о том, что отныне мы не враги, но дети Божии (см. Гал. 3:26), усыновленные Творцу жертвой Его Единородного Сына. По словам митрополита Антония Сурожского, никто и никогда не смог бы стать христианином, если бы не увидел в глазах другого христианина свет Божественной радости. Примером данных слов может послужить великий подвижник позапрошлого века преподобный Серафим Саровский. Всякий приходящий к нему в первую очередь слышал слова: «Радость моя! Христос воскресе!», а его глаза источали такой свет Божественной благодати, что смотревшие в них сами переполнялись радостью.

— Почему больше всего людей присутствует в православных храмах на такие праздники, как Крещение, Троица, Преображение (Яблочный Спас)? Важны вещественные доказательства веры?

– Дело, скорее всего, не в необходимости каких-либо вещественных доказательств нашей веры. Такие праздники, как Крещение, Троица, Преображение, – это величайшие (двунадесятые) праздники православной традиции и потому особо почитались во все времена, не исключая и периода богоборческой власти. А то, что к этим праздникам приурочены те или иные обычаи, как, например, освящение воды или винограда и яблок, – вовсе не повод обвинить православных в некой меркантильности и приземленности. Бесспорно, плохо, когда человек идет в храм только потому, что там что-то освящается. Каждый из нас должен стремиться в храм, на Божественную литургию, но не для того, чтобы вынести оттуда что-то материальное, ту же воду или яблоки, а чтобы вселить в свое сердце Того, Кто выше любой материи.

— Зачем нужен пост?

– Пост – это некая подготовка к чему-то важному, поэтому Церковью он установлен перед особо великими праздниками, как, например, Пасха или Рождество Христово. Пост помогает человеку разобраться в себе, разложить в своей душе все, так сказать, «по полочкам». Кроме того, пост – это время усиленной молитвы, а молитва, как мы знаем, это общение с Богом. Чем чаще мы будем прибегать к молитве, тем лучше будем видеть, что с нами не так в духовной жизни. В результате, конечно же, постараемся исправиться.

— Зачем нужны церковные обряды? Возникает ощущение, что они все усложняют, куда легче бы было без них.

– Все отнюдь не так: церковные обряды вовсе не усложняют духовную жизнь человека, а как раз наоборот – помогают ему сформировать правильное отношение к тем или иным вещам. Внешний церковный обряд является, прежде всего, видимым выражением того, что несравненно больше, а именно: как Божественная благодать преподается человеку. Если бы человек был только духовным существом, то, скорее всего, благодать Божия передавалась бы ему каким-либо нематериальным, духовным способом. Однако человек – существо двусоставное, имеющее как духовную, так и материальную природу, и потому в процессе его духовного возрастания материальная составляющая не может быть исключена.

Беседовала Наталья Горошкова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Червак Фёдор

Номинация «Традиционный кроссворд» Одной из важнейших задач модуля «Основы православной культуры» является воспитание учащихся в традициях русского православия. Учебник по данному предмету содержит догматические основы, которые представлены в простой и понятной для учащихся форме.Так как учащиеся 4-х классов легче воспринимают визуальные образы и элементы игры в работе, то глоссарий основных понятий целесообразно представить в виде кроссворда. Предполагается создание презентации с элементами анимации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннотация

Тема представленного кроссворда «Что мы знаем о православной культуре?»

Предмет : Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64 г. Томска

Номинация «Традиционный кроссворд» Одной из важнейших задач модуля «Основы православной культуры» является воспитание учащихся в традициях русского православия. Учебник по данному предмету содержит догматические основы, которые представлены в простой и понятной для учащихся форме.Так как учащиеся 4-х классов легче воспринимают визуальные образы и элементы игры в работе, то глоссарий основных понятий целесообразно представить в виде кроссворда. Предполагается создание презентации с элементами анимации.

Тема была выбрана, с тем чтобы использовать данный кроссворд на одном из заключительных уроков (Урок 16. Творческие работы учащихся. Подведение итогов), так как конкретное содержание этого занятия отсутствует и учащиеся с учителем могут планировать его самостоятельно. По предмету «Основы религиозных культур и светской этики» учащиеся не получают отметок, но при этом необходимо повысить уровень мотивации ребят на выбор правильного осознанного поведения, дать представление о культуре православия и закрепить интерес к изучаемому предмету. Эти задачи можно успешно решать, подбирая занимательные формы работы, основанные на глубоком познавательном материале. Кроссворд – одна из таких форм. Необходимо также предусмотреть систему поощрений учащихся с учётом возрастной категории, чтобы занятие стало запоминающимся во всех отношениях. Перед заключительным уроком ребятам необходимо повторить основные понятия, изученные в течение полугода, которые должны быть записаны в рабочих тетрадях. Данный кроссворд может стать для учеников образцом для создания собственной творческой работы с использованием ИКТ. Основная цель занятия: формирование у учащихся представления о морали и нравственности с точки зрения православия, а также углубленная работа над понятийным аппаратом.

КРОССВОРД «Что мы знаем о православной культуре?»

(задание)

В.Л.Боровиковский

«Архангел Гавриил»

Вопросы к кроссворду «Что мы знаем о православной культуре?» По вертикали:

  1. Святое Христово Воскресение, главный христианский праздник в честь воскресения Иисус Христа (Пасха )Урок 8, стр. 28 – 31
  2. Принятое Церковью и освящённое изображение Иисус Христа, Богоматери и разных событий из Священной и церковной истории. Слово в переводе означает «образ» (Икона ) Урок 15, стр. 52 – 55
  1. Обращение человека к Богу, Богородице или святым (Молитва ) Урок 4, стр. 12 – 15
  1. Свод книг, составляющих Священное Писание и написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. В переводе с греческого языка слово означает «книги» (Библия ) Урок 5, стр. 16 – 19
  2. Вид молитвы, самая высокая молитва, в которой человек переживает радость от встречи с Богом, ликует (Славословие ) Урок 4, стр. 12 – 15
  3. Общее название первых четырёх книг Нового Завета, благовествующих о жизни и учении Иисуса Христа, явившегося для спасения человека. Главная Священная книга всех христиан. Слово в переводе с греческого языка означает «благая весть» (Евангелие ) Урок 5, стр. 16 – 19
  4. Слово, близкое по значению к слову «Родина» (Отечество ) Урок 1, стр. 4- 5)
  1. Высшая духовная личность, создатель мира и человеческого рода (Творец ) Урок 3, стр. 8 – 11
  1. Дом Божий, здание, предназначенное для богослужения и имеющее престол. Слова, близкие по значению: церковь, собор (Храм ) Урок 14, стр. 48 – 51
  1. Жертвенник (лат.), восточная часть храма, в которой находится престол (Алтарь ) Урок 14, стр. 48 – 51
  2. Праздник, посвящённый воспоминанию о великом событии в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения, показал ученикам славу Своего Божества. На Руси по давней традиции в этот день совершают освящение яблок и других плодов нового урожая, отчего в народе праздник именуется «Яблочным Спасом» (Преображение )

Вопросы к кроссворду «Что мы знаемо православной культуре?»

По горизонтали:

  1. Небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной форме (Притча )
  2. В храме перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы располагаются в несколько рядов (Иконостас ) Урок 14, стр. 48 -51
  3. Сияние вокруг головы: знак Божьей благодати в виде диска или световых лучей, изображаемых на иконах как символ духовной славы (Нимб ) Урок 15, стр. 52 – 55

5. Пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось (Благословение )

10.Люди, которые под воздействием благодати Божией изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь (Святые ) Урок 4, стр. 12 – 15

12. Недоброе чувство, мысль или дело (Грех ) Урок 10, стр. 36 – 39

14. Высочайшая добродетель: деятельное сострадание по отношению к нуждающимся (Милосердие ) Урок 12, стр. 42 – 45

17. Церковное наставление, преподаваемое в храме, имеющее задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисус Христа (Проповедь ) Урок 6, стр. 20 – 23

18. Единственное исповедание христианской веры, которое хранит учение Иисус Христа и апостолов неизменно, в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании. «Правильное прославление Бога», «верное учение» (Православие ) Урок 2, стр. 6 – 7

19. Самая распространённая молитва, прошение у Бога помощи и разных благ (Просьба ) Урок 4, стр. 12 – 15

В. Л. Боровиковский «Спас Нерукотворный»

Инструкция по заполнению кроссворда

При заполнении кроссворда необходимо выполнить последовательно следующие действия:

  1. Положите перед собой чистую сетку кроссворда, а также задание к нему.
  2. Выполните сначала задания по вертикали, затем - по горизонтали.
  3. В задании представлено лексическое значение слов, составляющих глоссарий основных понятий. Определите понятие по лексическому значению и запишите под соответствующей цифрой.
  4. Все элементы кроссворда приведены в соответствие. Если Вы неправильно сделали запись, проверьте свой ответ по учебнику (страницы указаны в задании).

Желаем Вам успеха!

При подборе необходимого материала использовалась следующая литература :

  1. А. В. Кураев. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, Просвещение, 2010
  2. Храм Святого Феодосия Черниговского (http://www.hram – feodosy.Kiev.ua)

Данные источники содержат точную, познавательную, интересную, доступную информацию, отвечающую целям и задачам предмета.

Во время заполнения кроссворда рекомендуется просмотр мультфильма в режиме онлайн «Притча о добром самарянине» (задание №1 по горизонтали) (Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека.Нравственные христианские притчи: http://www.smisl – zhizni.ru)



Loading...Loading...