Раздавленные кремлевской стеной 53. Раздавленные кремлёвской стеной(президентский полк)(55) - luden1

На самой большой площади Кремля проветренная пустота - прямо аэродромный простор. Недаром воздушный насмешник и хулиган Руст, нарушив все возможные границы, именно сюда вначале примеривался посадить свой аэроплан. Так пустынно здесь было не всегда. Относительно недавно примерно на этом месте красовались два самых известных русских монастыря. Их взорвали, чтобы не мозолили глаза правительству Cтраны Советов.

С противогазом - в глубь веков

В самом центре Кремля, в углу Соборной площади, стоит церковь Ризположения (ХV век). В ее подклете есть Фонд архитектурного декора. Как он выглядит? Под низкими сводчатыми потолками - металлические стеллажи . На них - архитектурные детали из белого камня. Зачастую это все, что осталось от когда-то знаменитых, а теперь исчезнувших местных дворцов, соборов, монастырей, царских палат и пр.

Заведует фондом старший научный сотрудник-хранитель музея-заповедника "Московский Кремль" Александр Гращенков. На ответственной службе уже более тридцати лет. И началась она давным-давно не очень складно. Однажды юного хранителя чуть не отравили.

Тогда, спустя некоторое время после возведения бетонной махины Дворца съездов (КДС), стали неожиданно происходить окрест неприятные чудеса. По-видимому, что-то произошло с грунтовыми водами, и соседние здания подозрительно затрещали и стали оседать. Вначале Патриаршие палаты, затем Успенский собор и церковь Ризположения.

Пришла пора укреплять фундамент церкви Ризположения. Спецы принялись копать-перекапывать, затем стали закачивать в грунты какие-то растворы: смолы, жидкое стекло или еще что-то. И это "что-то" под давлением в двести атмосфер прорвалось в подклет. Вонь - хоть буквально святых из церкви выноси.

Гращенков вспоминает:

Работать нельзя, слезы и сопли ручьем. Точно после атаки слезоточивым газом. Не войти. Жду, чем кончится. Вызывает главный хранитель: "Почему не работаете? Отчего покинули рабочее место?" - "Так и так, - говорю, - туда и заглянуть-то невозможно". - "Ага, просто ищете повод лишь бы не работать?!" Ладно. Натянул я противогаз и отправился в нем в подклет. Только замечаю - толку мало. Дышать трудно, все равно воняет жутко, и стекла запотели - ничего не видно. Взял и выбросил противогаз. Так, заливаясь слезами, и трудился месяца два. Затем была дезинфекция, тянулась она долго - около года.

Расстрел цитадели

С полвека назад подклет церкви Ризположения был завален мусором. И еще здесь, помимо прочего, держали картошку для кремлевской столовой. Хранитель считает: вообще Кремлю особенно не повезло из-за того, что сюда в 1918-м переехало из Питера советское правительство. Мол, не стань он правительственной резиденцией, глядишь - и остались бы в целости и сохранности все его бесценные памятники. А так...

В год переезда Кремль представлял печальное зрелище, - рассказывает Гращенков. - Виной всему - варварский обстрел его большевиками в 1917-м. Штаб белых был в Малом Николаевском дворце, неподалеку от Спасской башни. Снаряды летели и во дворец, и в Спасскую башню, и в Сенат. Досталось Никольской башне. И в колокольню Ивана Великого попало несколько снарядов.

Вместе с хранителем рассматриваем старые фотографии пробоин. Вероятно, недаром Фонд архитектурного декора возник в 1918-м. После революционных обстрелов он сразу пополнился первыми деталями. Но битый декор складировался здесь не только благодаря артналетам. Каменная коллекция - уникальный лапидарий (лапидус (лат.) - камень) - собиралась постепенно. Что-то обнаруживали во время земляных и строительных работ - в котлованах, шурфах, траншеях. Что-то попало сюда после энергичных реставраций башен, дворцов, соборов. И, наконец, здесь же покоятся останки снесенных памятников. Их убирали с глаз долой с конца 20-х годов. Последней снесли старую Оружейную палату - освобождали пространство для КДС.

Очень надеюсь, - замечает хранитель, - если новостройку когда-либо разберут, вновь откроется замечательный вид на Теремной дворец. А то ведь сейчас даже коренные москвичи и те зачастую не догадываются о его существовании - так старинный дворец застроен и спрятан за бетонной громадой...

Могильное молчание

Стандартная метафора "камни заговорили" в церковном подклете не работает. В лапидарии абсолютная тишина, как на погосте. Можно только догадываться, каких трудов стоит хранителю расшифровка каменного молчания. Надо определить достоверно памятник, которому принадлежала та или иная деталь, ее датировку, когда и как она попала в фонд, подобрать все возможные архивные данные и т.д.

Аналогия с кладбищем неслучайна. На видном месте покоятся два древних саркофага, а рядом пристроились гипсовые гербы почившего в бозе СССР. Тоже, как оказалось, ныне полноправные музейные экспонаты.

Как и полагается, древние саркофаги окружены массой тайн.

Когда я принимал фонд, - рассказывает Гращенков, - они уже здесь стояли. Прямо с останками двух неизвестных внутри, со скелетами. Кости - в ужасном состоянии, навалом. Но черепа сохранились хорошо. Оставалось загадкой - как, когда и откуда они оказались в подклете. Поговаривали - из усыпальницы взорванного здесь же, в Кремле, монастыря. И еще существовала легенда, что один из скелетов принадлежит самому Стефану Пермскому (1345-1396 гг.) - знаменитому русскому миссионеру-просветителю.

Пригласили известного судмедэксперта Сергея Никитина. Того самого, что с успехом занимается пластической реконструкцией по черепам. Сергей все аккуратно по косточкам разложил, систематизировал, уточнил: да, останки двух древних мужчин. Весьма вероятно, они занимали высокий ранг в духовной иерархии. Но восстанавливать реальный облик по останкам не пришлось. К тому времени достоверно установили - саркофаги сооружены позже, лишь в ХVI-XVII веках.

Спрашиваю у хранителя: а для чего на саркофаге надпись: "Руками не трогать"? Кому придет охота щупать дом мертвых?

Да это я для рабочих писал, - объясняет Гращенков. - Грузчики каких-то вещей не понимают. Регулярно под крышки саркофагов окурки засовывали, бросали прочий мусор. Говорил - без толку. Тогда объяснил: чумные бактерии сохраняются веками, даже тысячелетиями. А кто здесь внутри лежит и от чего скончался - кто знает? Напугал, одним словом. На свою голову. Мусор бросать, правда, перестали. Но когда пришла пора саркофаги передвигать на другое место, ни один из работяг к ним и близко не подошел...

Чудо исчезло!

Пустынна Ивановская площадь Кремля. Теперь взглянем на старое фото. Тa же площадь, но застроена. Что за сооружение? А это и есть один из самых известных и славных русских монастырей - Чудов. Называли его и просто Чудо. Простоял в Кремле без малого шестьсот лет. И вдруг, точно оправдывая имя, исчез. Вернее, сперва улетучился его главный храм - Чудо Архангела Михаила.

Главный храм взорвали воровски, ночью. Еще вечером Чудо стояло. А наутро - ни вещей, ни храма

Раньше Спасские ворота считались святыми, - рассказывает Гращенков. - Существовал обычай: в ворота полагалось входить, обнажив голову, крестясь. И обязательно пешим порядком. Почему? А потому что за воротами сразу стояли два известнейших на Руси монастыря: Вознесенский и Чудов. В ноябре 1929 года разрушили Вознесенский, а потом и Чудов. Тут ворота суть своей святости и потеряли...

Справка "РГ"

Чудов монастырь основан в 1365 году. И с первых же лет, говоря нашим языком, стал кузницей кадров. Историк Забелин: "Примечательно, что это значение за монастырем сохранялось в течение всей его истории и было подтверждено даже Петром Великим, который указом 4 генв. 1723 года повелевал "в Чудове монастыре монахов иметь, которые бы достойны были к производству в духовные наставники". Задолго до учреждения известной Славяно-греко-латинской академии, оказывается, в Чудове уже была открыта Греко-латинская школа.

Со времен царя Ивана Грозного вошло в обычай крестить здесь новорожденных царских чад. В Чудове был крещен и Петр Великий.

Монастырь слыл исправительным заведением. Не тюрьмой, но чем-то вроде того. 12.ХII.1666 года здесь совершился суд над патриархом Никоном.

Дьякон Чудова монастыря Г.Б. Отрепьев обернулся, судя по всему, русским царем (на год) Лжедмитрием I. Финал: его растерзанный голый труп протащили мимо стен родного Чуда на Красную площадь и бросили там, натянув на голову маску шута и вставив в разбитый рот дудку.

Непроверенное утверждение: именно в Чудовом монастыре, в его обширных химических (алхимических) лабораториях накануне 1500-летия и открыт секрет производства московской водки.

Ночной взрыв

А с Чудом вышло вот что... - продолжил Гращенков. - Правительство перебралось в Москву, видит: Кремль-то не обустроен для государственного центра. Помещений для чиновников не хватает, столовой нет и т.д. Принялись сносить старину, освобождать пространство для новых административных зданий. Монастыри оказались под прицелом в первую очередь. Помните лозунг: "Религия - опиум для народа!"

По рассказам Гращенкова, музейные работники (а было их в ту пору всего ничего - человек десять) пытались спасти что можно из обреченных памятников, отсрочить снос. Реставраторы, торопясь, планировали снять кое-что из фресок собора Чуда, детали порталов и архитектурного декора. Но... Пришла раз утром бригада реставраторов - и глазам не верит. Нет храма, одни руины!..

Его взорвали воровски, ночью. Еще вечером Чудо стояло, когда реставраторы уходили, оставив там даже некоторые личные вещи. А тут глядь - ни вещей, ни храма. Бог с ними, с вещами! Страшнее другое. Вместе с храмом исчезли все чертежи, которые архитекторы успели снять к тому времени с Чуда накануне сноса. Чертежи лежали в мастерской на чердаке и погибли вместе с собором. Получается, что Чудов монастырь уничтожили без следа?

Не совсем так, - уточняет Гращенков. - Был такой Николай Николаевич Померанцев, первый заведующий отделом "Памятники Кремля". После взрыва он на двух возах вывез, спасая, кое-какие остатки взорванного собора и спрятал их где-то на кремлевской территории. По-видимому, спецслужбам Померанцев не приглянулся. Его имя вдруг исчезло из всех музейных документов в 1931 году. Затем арест и ссылка на Север. Он мне потом рассказывал, что накануне ареста кто-то пытался его спасти, спешно перевел из опасного Кремля на работу в Наркомпрос. Без толку. Так и лежали осколки монастыря здесь по подвалам и чердакам. А в 1949-м все ж попали сюда, в подклет. Да вот они, перед вами - последние детали Чуда...

Запах шашлыка

Много ли откапывают в Кремле таинственных подземелий, что в них и как?

Иногда встречаются какие-то камеры, подвалы, - рассказывает Гращенков. - Обычно они засыпаны землей, попасть внутрь невозможно. Меня, к примеру, больше интересует ход в кремлевских стенах. Первоначально вся стена в своей толще имела обходную галерею. Часть ее я видел и прошел - до угловой Собакиной башни. Ход довольно просторный. Раньше были бойницы, теперь их заделали...

Когда разговор шел о подземельях да о подвалах, хранитель неожиданно припомнил: "...а в подклете знаменитой Грановитой палаты была кухня, которая обслуживала ту самую злополучную столовую. И когда начался процесс сноса столовой, я туда в подвал впервые и попал. Там стоял запах жареного мяса. Им все стены были пропитаны, точно в шашлычной..."

Интересно, какая такая столовая и почему "злополучная"?

В начале тридцатых годов принялись в Кремле налаживать общепит. Решили строить столовую. Огляделись - нет места на Соборной площади. Старина все оккупировала, не развернуться. Тогда сломали Красное крыльцо. И на его месте поставили бетонное сооружение в два этажа. У коллег-завистников оно получило ласковое прозвище "уродец", зато оказалось страшно функциональным. Несколько десятков лет исправно кормило и поило.

"В Кремле просто так ничего не делается"

В конце 80-х стали мы, музейные работники, хлопотать - пора, мол, восстановить крыльцо, - вспоминает Гращенков. - Написали всюду, как положено, письма с предложениями. На том все и заглохло. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Дальше - чистая политика. Помните, противостояние Ельцина и парламента, расстрел Белого дома. И вот в процессе этой схватки (я так думаю) решили утеснять депутатов, где бы они ни находились. В Белом доме перед штурмом перво-наперво у сидельцев отключили канализацию. А в Кремле чуть позже прикрыли столовую.

И вот иду как-то на работу мимо злополучной столовой, - рассказывает Гращенков, - гляжу, а на ее крыше спешно прожектора демонтируют (по ночам они освещали колокольню Ивана Великого). Надо сказать, в Кремле просто так ничего не делается. И точно! Вскоре принялись столовую разбирать. Действовали аккуратно, не то что в советское время. Тогда все разбивали ядром либо и вовсе взрывали. Тут же рядом стояли бесценные Благовещенский собор, Грановитая палата... А на следующий год Красное крыльцо полностью восстановили. Пришлось строить все заново, от старого ничего не осталось. Так что нынешняя красота - чистый новодел: и белокаменная резьба, и львы, и державный орел тоже.

Кремлевские звери

О древних львах с Красного крыльца, о приключениях с ними мне рассказывали очевидцы, старые работники нашего музея, - вспоминает Гращенков. - Когда крыльцо в 1934-м стремительно крушили, музейщики попытались своими силами спасти львов. Вручную оттащили от крыльца подальше, на паперть Архангельского собора. Тяжесть немыслимая, еле отдышались. А тем временем рабочий день закончился, наступила ночь, все ушли. Утром глянули - нет львов! Кинулись в комендатуру: куда звери подевались? Те говорят: львы старые, нам они мешали, и мы их выкинули. Куда? В комендатуре назвали какой-то подмосковный колхоз. Дескать, есть там пустая силосная яма. Ее предстояло засыпать. Туда львов и сбросили. Ну, сотрудники музея отправились на поиски - пустое дело. Все перерыли, перекопали - нет львов! Вот и лежит где-то теперь на свалке бесценное сокровище.

Самые любимые кремлевские звери Гращенкова сидят на Спасской башне. Вернее, сидели. Сейчас наверху, после многочисленных реконструкций, расположились холеные каменные копии. А уникальные старожилы как раз и нашли покой в фонде-лапидарии. Их можно рассмотреть вблизи и даже потрогать выщербленные бока со следами вековых жестких ураганов, ливней и революционных осколков. В лапах они почему-то просительно держат нечто сродни пушечным ядрам. Для чего?

Гращенков растолковал:

Теперь скульптуры зверей на Спасской башне укреплены под часами. Раньше часы были устроены ниже (и всего два циферблата вместо четырех), а на месте современных часов на голубом фоне располагались позолоченные знаки Зодиака. Вот к ним-то и протягивали звери сферу власти - земной шар.

А у входа в Фонд архитектурного декора горестно прикорнул еще один лев. Часть морды у него отбита. В свое время он охранял по соседству крыльцо сказочного Теремного дворца. И охранял здорово, потому что дворец аж ХVII века выглядит как новый, в сиянии старины царства первых Романовых.

Справка "РГ"

Красное крыльцо на протяжении почти пяти веков - одна из самых известных кремлевских "замечательностей и святынь". Долгое время - парадный вход в древний царский дворец, в знаменитую Грановитую палату. Здесь же цари торжественно являлись собственному народу и принимали почести. По Красной (Золотой) лестнице крыльца (помимо нее были еще две лестницы, менее значимые) совершались большие царские выходы в Успенский собор - в день венчания на царство и во время высочайших бракосочетаний.

Лестницы крыльца запирались на ночь золотыми решетками, и во всеоружии стоял караул. Случалось, не помогало. Однажды кровавой бойней здесь разрядился стрелецкий бунт. Мятежники требовали показать: царевичи не задушены ли? Патриарх приказал вынести на Красное крыльцо малолетних Петра и Ивана...

Финал: особо ненавистных бояр и князей стрельцы все ж в охотку порубили кривыми саблями. Расслабляясь, кого-то скинули с верхотуры крыльца на копья. Поглядев на такую жуть, Петруша (будущий Великий, император) от страха надолго сделался заикой.

Красное крыльцо снесли в 1934-м и поставили столовую.


Я был жесток всего лишь в своих мыслях. Старьё же, зализав свои раны, вспомнило, что служить осталось считанные дни и решило напоследок отвести душу. Решено было провести обряд, популярный среди военнослужащих Президентского Полка, именуемый «Катанием На Жопе». Главными участниками катания предстояло стать убогим старикам, суть же происходящего сводилась к следующему: в больших сорокалитровых ведрах, называемых, как помнит читатель, «ракетами», набивалась пена, которой заливалась вся взлётка. После этого убогого старика брали за ноги и за руки и с разбегу бросали на пену, дабы он скользил в каком-нибудь направлении.
Выбрав подходящий день, уверенные старики прокатили на мыльной пене нескольких убоганов. Смотреть на унизительную процедуру было неприятно, но не отворачиваться же? Особенно обидно было смотреть на то, как прокатили Сашу Курчевского. Тот перенёс экзекуцию стоически и как только его оставили в покое, отошёл в кубрик, снял мокрую одежду, переоделся, после чего начал с невозмутимым видом ковыряться в тумбочке. Я выбрал момент, подошёл к Саше и как мог выразил сочувствие:
- Ну как ты, Саш? Достали тебя эти козлы? Не парься. Все нормальные люди понимают, что ты человек, а они – ушлепаны. Мерещится им, что они что-то из себя представляют.
- Спасибо тебе… Да я не парюсь. Мне одна забота – домой побыстрее уехать. У меня там жизнь, друзья, родные. Мнение этих ублюдков меня не интересует. Странно конечно: что я им сделал? Бабок не занимал, не стучал, не подставлял. Служил спокойно, ни на что не претендовал. То, что я из другой роты?.. Странно – взяли, прокатили.
-Ну так мозгов то нет ни у кого. Для того чтобы что-то понимать, это же мозги нужны. А их то как раз и нет.
Я видел, что Саша Курчевский и впрямь не слишком парился. Но кое-кто из стариков был очень обескуражен. Заодно с убогими стариками по мыльной пене проехался убогий брусок Берников Денис. Он тоже не стушевался из-за этого, даже выражение лица не поменял. Наверно у Дениса выработался иммунитет на разнообразные унижения, ему постоянно перепадало по шее, на заднице он катался не в первый раз. Так же его неоднократно «заливали», была и такая процедура для опускания убогих: ночью в сапоги солдата заливалось по ведру воды. Так же водой поливалась лежащая на табурете одежда, иногда могли до кучи вылить ведро воды прямо на голову. В особо тяжких случаях вода заменялась мочой, для чего всем слонам роты приходилось мочиться в ведро. Правда, до такой жести доходило редко.
После катания, убогие почти каждый день заливались. Старьё принялось усиленно бухать, где-то доставали травку, курили её и потом бегали по располаге с дикими воплями. Андрей Баранов любил затянуться косячком и заорать в полный голос:
- Дурка!!!
Казалось бы, уверенным пора успокоиться, но не тут то было. Тем более, что в самом разгаре была так называемая «стодневка»: когда служить старью оставалось ровно сто дней, в силу входили некоторые правила, порождаемые, как это водится дибильными традициями Президентского Полка. Так например, если повседневно старики требовали от молодых для себя сигареты «Золотая Ява», иногда «Уинстон» или «Честерфилд», то с началом стодневки каждому уверенному старику полагалась одна дорогая сигарета: «Собрани», «Кофе крем», ну или какая-нибудь подобная дрянь. Такую сигарету полагалось подписать особым образом, ручкой с золотыми чернилами. Не помню, что именно следовало писать на сигарете, но там точно было количество оставшихся дней. Один-два старика так полюбили дорогие сигареты, что потребовали их для себя на каждый раз, вместо «Золотой Явы». И было это очень накладно.
Помимо дорогих сигарет, уверенные требовали для себя энное количество банок сгущёнки, подшивать их требовалось особого рода подшивой, представляющей собой кусок подшивочной ткани, размером с приличное полотенце. Ткань эта сворачивалась много раз, в верхний край как обычно вставлялась проволока, именуемая жилкой. Я уже описывал этот нелепый процесс, поэтому скажу только, что на вышиваемую обычно по углам подшивы паутинку, требовалось сажать теперь, ни много, ни мало, а паучков. Паучки вышивались красными нитками, особой реалистичности при их изображении не требовалось, но сам ткацкий процесс с появлением этих членистоногих усложнился очень сильно. Количество паучков должно было быть равным количеству оставшихся дней службы. Вот сидишь бывало, вышиваешь 80, 90 или 100 паучков и диву даёшься сам на себя и на окружающий сумасшедший детский сад.
На стодневку заметно возросло количество разных мероприятий и традиционных безумий. В обычной армии старьё, насколько я знаю, отбирает сливочное масло у молодых, в столовой. В Президентском Полку масло никому нужно не было, а на стодневку и того пуще: все старики собирали положенные им масляные кружочки, нанизывали их на столовый нож, как на шампур и заставляли всё это сожрать одного из уверенных пузырей. Вот хочу я спросить читателя: доводилось ли вам блевать сливочным маслом? Вряд ли. А вот уверенным пузырям из нашего полка доводилось прямо-таки прекрасно блевать сливочным маслом. Тут уж, как сказал бы лесничий Хагрид из знаменитого фильма «Гарри Поттер»: "…хорошо, что не застревает…"
Весьма примечательным событием стал «День Пузыря», являвшийся частью стодневки. Обычный был день, приходился он то ли на стодневное начало, то ли на какое-то другое время. Суть заключалась в следующем: старьё и пузыри менялись местами на один день. Старики готовились к этому дню изо всех сил: заранее заготавливали блоки «Золотой Явы», много жвачек, сгущёнки и всякого такого. Во время Дня Пузыря было на что поглядеть: старьё и отжималось, и рожало, и порядок наводило… Правда, по настоящему унижать кого-то пузыри побаивались: День Пузыря, это всего лишь один день… Спешу заметить, что полноценного Дня Пузыря у нас в роте не получилось: старьё потерпело до обеда, поражало и поржало чуть, затем старики шизанули и всё собственно на этом. Пузыри очень обиделись из-за такого сокращённого Дня Пузыря, говорили, что это убого, недостойно и т.д. Должен был быть ещё «День Слона», но его тоже отменили. Пузыри после всех этих отмен перешёптывались, говорили, что старьё-то – убогое.
Оставалось чуть меньше месяца службы старикам, когда в роту приехали младшие сержанты из Купавны. Дело было в том, что те немногие, отправленные полгода назад на Полковую Школу, учиться на сержантов, возвращались в родной батальон тогда, когда в Купавну прибывали молодые солдаты.
Так совпало, что младшие - это были ни много, ни мало, а пузыри. И пузырями им предстояло оставаться около трёх недель. Разумеется, старьё сразу же вспомнило об этом и решило отыграться на сержантах по полной программе. Младшим надлежало проставиться, попытавшись за три недели как-то возместить весь недостаток внимания к старикам, возникший за полгода. Ещё младшие должны были особенно люто следить за порядком в роте, гораздо лютее, чем остальные пузыри. Последний пункт обязанностей, очень отразился на нас, слонах. За полгода мы попривыкли к пузырям, порядок наводили быстро и, как говорится, эффективно. Били нас конечно, качали и всё такое, но новые сержанты обрушились на наши головы, как гром среди ясного неба. Мы забегали в пять раз быстрее обычного.
В моём, первом взводе, был младшой, приехавший в роту с травмой. Не помню, что именно с ним случилось, но батальонная врачиха настояла на постельном режиме. Звали парня Сергеем Кротковым. Так вот, этот Сергей, прямо лёжа на шконке, ухитрялся рулить порядком в своём взводе. Спрятаться от него было невозможно, он крутился на своей кровати волчком, видел всё и везде. Правда, ударить табуретом как все остальные уважающие себя пузыри он мог только с известной оговоркой: к нему надо было подойти, подать табурет, потом подставить башку и отхватить как следует по черепу.
От старья младшие получали по полной программе. Стоило старику увидеть соринку под какой-нибудь шконкой, младших тут же заставляли ползать под кроватями кругами, начищая пол собственной одеждой. Что после такого ползания случалось с нами, слонами, думаю ясно. Наши черепа трещали так, что мозги готовы были вытечь через уши. За всё, что только можно придумать, младшие вечно проставлялись. Копчёные куры, рулеты и газировка с прочей глутаматовой дрянью, заменили старью привычную человеческую пищу.
Апофеозом старьёвской ненависти к младшим стало избиение Колесниковым Сашей, мегауверенным старым, несчастного убогого младшого, Солкина Сергея. Чем последний прогневил Сашу, я забыл, помню только, что Сергей в тот день был дежурным по роте. Может Колесников остался недоволен тем, как сержант следит за порядком в роте?.. Саша зажал Солкина в угол и как следует избил, орудуя кулаками изо всех сил. Ну избил и избил, казалось бы ничего особенного в этом нет. Любого слона возьми, так его обязательно кто-то только что избил. Да и пузырям избиения не были в диковинку. Но в случае с Сергеем всё пошло не по плану: он после экзекуции почему-то побледнел, потом даже посинел, а затем и вовсе начал терять сознание. Отволокли страдальца в санчасть, откуда он отправился на "скорой" в госпиталь. Там ему поставили диагноз "разрыв селезёнки". Селезёнку вырезали, Серёжу комиссовали.
Уверенный Саша Колесников после случая с Солкиным сперва ходил гоголем, смеялся всё время. Через пару - тройку дней он помрачнел, а ещё через несколько дней уехал в Дисциплинарный Батальон. Есть такое жуткое место, дисбат, о котором очень дурная слава идёт. Там Колесникову надлежало отбыть, в качестве наказания пару лет. Напомню, что на тот момент Саше и всему прочему старью оставалось служить две недели. В принципе, с точки зрения вечности, что две недели, что два года - всё одно. Но меня факт отъезда в дисбат, фактически за несколько дней до дембеля, поверг в состояние шока. Честно сказать, даже рваная селезёнка несчастного Солкина померкла в моих глазах на фоне такого наказания, хотя, это конечно от малодушия.
После случившегося с Солкиным и Колесниковым, младших, равно как и всех остальных, старьё больше не трогало. Ну разве что прокатили на попе по взлётке того самого Сергея Кроткова, которому прописан был постельный режим. В чём-то там Серёжа провинился перед старичками, чем-то насолил. Напомню, что целью катания по взлётке было унижение, а прокатившийся считался опущенным. В случае с Кротковым всё было запутанно: старьё его вроде как и опустило, но собратья по призыву, т.е. бруски, опущенцем его после катания решили не считать. Был он взвешен и найден достаточно тяжёлым. Почему-то мне запомнилось это зрелище: Серёгу прокатили на мыльной пене, запустив за руки и за ноги, он проехался, потом встал с пола, весь в мыльной пене, и что-то довольно бормоча себе под нос, с улыбкой побрёл в умывальник. Честно сказать, такое катание, да ещё с не засчитанным результатом, было далеко не самым ярким происшествием армейских будней. Но мне врезался в память мыльный Кротков, встающий с пола и довольно улыбающийся. Что-то он собой в этот момент олицетворял, а вот что именно, непонятно. Квинтэссенция неизвестно чего...продолжение следует Все знают, что Кремль – это самая старая часть Москвы. Ведь ему не меньше 500 лет. Но если присмотреться, то он совсем не выглядит древним. Оказывается это и другие чудеса древности сотворила неутомимая официальная пропаганда...
Кстати, выше представленное изображение XIX века показывает полное отсутствие (по-крайней мере части) Кремлёвской стены.

Часть 1
Что такое московский Кремль? Это символ патриотизма и отражение власти в умах многих жителей России. Да что России, это шаблонный образ «русской угрозы» во всём «цивилизованном» мире. Но образ этот соткан глобальной пропагандой. А всё-таки, что такое Кремль, физически? Для освобождения от ментального сна, это важно знать.

Сегодня будет простое волшебство. Никаких фантазий и сомнительных догадок. Ознакомимся с несколькими доступными источниками, и Кремль сразу помолодеет на300…350 лет. Итак, приступим.

Начнём с того, что в 1485 году началось и в 1495 закончилось строительство «ныне существующих» (именно так написано во всех официальных источниках) кремлёвских стен. Они были построены вместо старых, белокаменных. После завершения строительства московский Кремль пережил многое. Всё-таки 500 лет прошло. Как это отразилось на его стенах и 20-ти башнях? Пройдёмся поимённо по некоторым из них.


(Рис. 1. План московского Кремля)

Водовзводная (Свиблова) башня 1488 года постройки.
«В 1805 году древнюю башню, которая угрожала падением, разобрали до фундамента, а в 1807 году возвели вновь. В 1812-м её полностью взорвали французы, а в 1816-1819 годах архитектор Осип Бове восстановил башню с некоторыми отклонениями от прежних форм, а позже её опять восстанавливали после удара молнии».

Так, башня помолодела и преобразилась. Было ей 500 лет, а стало меньше чем 200.

Тайницкая башня 1485 года постройки.
«В 1770-1771 годах эту часть кремлёвской стены вместе с четырьмя башнями (Тайницкой, Петровской, и двумя Безымянными) разобрали, чтобы освободить место для нового Кремлёвского дворца по проекту архитектора Василия Баженова. Когда же, несколько лет спустя, императрица Екатерина II отказалась от дорогостоящего проекта, Тайницкую башню восстановили в прежнем виде по чертежам Матвея Казакова…»

Петровская башня 1480 года постройки.
Кроме вышеуказанного сноса 1771 года – «Во время Отечественной войны 1812 года башню взорвали отступавшие французы. Через шесть лет в нынешнем виде (не в прежнем, – авт.) её отстроил архитектор Осип Бове…»

Теперь понятно, что большая часть стен и башен вдоль набережной Москвы-реки по официальным данным не старше 250 лет, и выглядят не такими, какими были до 18 века.

Спасская башня 1491 года постройки.
Если вы внимательно посмотрите на (Рис. 2), то увидите, что форма Спасских ворот и часы отличаются от нынешних. И правильно, так оно и есть: «Вначале башня была четырёхугольная и вдвое ниже. В 1624-1625 годах русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром, и установили часы… в 1706-1707 годах на башне установили грандиозные голландские часы… В 1770 году голландскую диковину заменили английскими курантами, которые в середине 19 века капитально ремонтировали братья Бутеноп. Тогда часы и приобрели нынешний облик…»


Рис. 2. Отличия между Спасскими башнями до и после...

Получается, как будто, что она стоит с 15 века, и только верхняя половина башни возведена на 150 лет позже. Возраст основных деталей сегодняшних часов только 150 лет. К сожалению, эта информация не кажется полной и достоверной. Как минимум, Спасские ворота перестраивались.

Никольская башня 1491 года постройки.
«В 1812 году французы, отступая из Москвы, взорвали башню… Восстановил башню четыре года спустя архитектор Осип Бове…»

Вот и эта башня оказалась не старше 200 лет. Все вышеприведённые цитаты взяты из книги «Московский Кремль. Красная площадь» (Национальное географическое общество, издательство «Вече», Москва 2010 г.), купленной автором во время экскурсии в Оружейную палату Кремля. Впрочем, эта информация доступна и из других источников.

Официально, полностью новоделом оказались 4 из 20-ти башен и значительная часть стены, а верхние ярусы всех башен имеют заявленный возраст, примерно, 380 лет. Это уже далеко не 500, но и кладка остальных 16-ти башен, которые как будто бы не подвергались разрушению, выглядит не менее современной (кроме нижней части Кутафьей башни).

Стена на всём своём протяжении пестрит следами ремонта разных времён. Даже слева от якобы 500-летней Спасской башни хорошо виден большой участок заново положенной стены. Однако, наблюдая с расстояния 15 метров, сложно определить, когда это происходило, может при Хрущёве, а может при Александре I.

Состояние кирпичной кладки в наших широтах больше всего зависит от морозного выветривания. Дело в том, что камень или кирпич, на которые непосредственно попадают осадки, подвергается разрушению. Вода, попадая в мельчайшие поры, замерзает зимой и, расширяясь, раскалывает камень. Несколько сотен циклов такого выветривания делают вот что (Рис. 3), (Рис. 4). Это смоленский Кремль, который на 100 лет моложе московского.


Рис.3. Обветшавшие зубцы Смоленского кремля.


Рис.4. Образец морозного выветривания; Смоленский кремль

По сути, то же самое должно было происходить и с московским Кремлём. Но посмотрите, как прекрасно сохранились зубцы стен практически по всему периметру (Рис. 5).


Рис. 5. Зубцы московского Кремля как новенькие

Разве что о них очень тщательно заботились. Как это могли делать? Можно ли избежать разрушительного действия морозного выветривания? Да, можно, для этого кладку нужно защитить от осадков, как минимум, сверху.
Если на башнях Кремля какие-никакие крыши имеются, и то, прикрывающие лишь сами шатры, то зубцы стен открыты всем дождям и снегам. Многие считают, что так было и раньше. Посмотрите гравюру Пикара 17 века (Рис. 6).


Рис.6. Кремлёвские стены без кровли - гравюра 17 века.

А вот ещё одна гравюра, выполненная по рисунку того же 17 века (Рис. 7), и там совсем другие стены.

Рис.7. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.

Хорошо виден выступ на верху стены, которого сегодня нет и в помине. То есть, просто другие стены на том же месте. Зато это одна из немногих гравюр и рисунков, где они имеют кровлю.

Есть ещё альбом Мейерберга (Рис. 8, Рис. 9, Рис. 10): «Виды и бытовые картины России 17 века». Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведённые с подлинника в натуральную величину (1661-62 гг. – Издание А. С. Суворина, 1903). И здесь тоже кровля, но теперь нет выступа в верхней части стены, как мы видим и сегодня.


Рис.8. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.


Рис.9. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.


Рис.10. Кремлёвские стены с кровлей - гравюра 17 века.

Не мог же Кремль в одном и том же столетии позировать всем художникам по-разному. Выходит, кто-то из них не прав, либо нам случайно забыли рассказать о масштабной перестройке стен в 17 веке. Например, вместе с надстройкой шатров на башнях. И какая, интересно, была в этом необходимость, спустя всего 150 лет их службы? Сами-то они вряд ли упали.

Это ещё предстоит со временем выяснить, но ясно одно – уже в 18 веке никто не изображает крыши над стенами Кремля. С тех пор в течение 300 лет они и должны были разрушаться. Должны появляться скругления кирпича на гранях, выкрашивание горизонтальных площадок зубцов и бойниц.

Ремонтировать это можно только заменой повреждённых участков. Выцарапывать по несколько кирпичей, пытаясь сохранить окружающую кладку, трудоёмко, и вид будет сильно отличаться. Проще, по мере обветшания, переложить заново участок стены, несколько изменив в соответствии с реалиями детали, но сохранив общий стиль – эти М-образные зубцы. Результат таких работ мы сегодня и наблюдаем по всему периметру сооружения. Видимо, в 18 веке, как и теперь, новые хозяева Москвы напрочь перестали понимать, почему зубцы на стенах имеют такую специфическую форму. Сохранение общего стиля стало играть решающую роль. А между тем, ответ этот вопрос не только лежит на поверхности, но и однозначно приводит к интереснейшим выводам, которые заслуживают отдельного рассмотрения и будут показаны во второй части статьи.

Итак, пока можно сделать следующие выводы:

– Значительная часть стен и 4 башни Кремля по официальным данным являютсяноводелом, а остальные, которые нам показывают сегодня как древние, перестроены не позже 200 лет назад, да и с тех пор неоднократно участками ремонтировались. Старые элементы там, вероятно, можно отыскать только в фундаментах и в забутовке.

– Официальная пропаганда сознательно поддерживает миф о древности Кремлёвских стен и башен, вопреки установленным фактам, хотя во многих городах России есть значительно более старые, и не менее исторические сооружения. Видимо, цель этого – не только привлечь туристов, но и поддержать ещё один миф. Миф о Москве, как собирательнице земель на пустом месте, и родоначальнице Российского государства.

P.S.
Всё это, несмотря на историчность самого Боровицкого холма, не даёт оснований называть нынешний Кремль древним. Но он хранит ещё немало загадок. Место, которое сейчас занимает мавзолей, и каменные трибуны, раньше было глубоким рвом (до 13 м глубиной и 34 м шириной), заполненным водой. Этот ров был искусственно вырыт в 1508 году и простирался от Угловой Арсенальной башни до Беклемишевской, соединяя речку Неглинную с Москвой рекой. Он был сложным инженерным сооружением и имел не меньше 4 шлюзов, мосты и дополнительные защитные стены. Совсем непонятно, как он вообще наполнялся водой. Лишь 1813 году ров был засыпан по непонятным причинам. На территории кремля находится Царь-пушка, как образец гигантской и бесцельной бутафории и Царь-колокол, официальная история создания которого поражает своей нелепостью. Всё это стоит рассмотреть более пристально…

Часть 2
Так получилось, что к моменту написания второй части статьи, я получил некоторые прямые и косвенные отклики, а также ссылки от читателей первой части. В них часто звучал вопрос: «Какова цель написания статьи?». Это требует пояснения. Наше время действительно слишком ценно, чтобы писать и читать впустую.

Предлагая читателям статьи о Кремле, я, конечно, не преследовал цель ослабить патриотические порывы граждан России, и вовсе не угрожал тем самым её целостности. Просто рано или поздно здраво рассуждающий человек должен задать себе вопрос: «Что это такое, Россия?». Важно ответить на этот вопрос самому и нестандартно.

Тогда этот человек с удивлением может узнать, что он неофициально живёт в России, как бы в скобках.

Официально наша страна называется Российской Федерацией, и это совсем не мелочь. Может быть, тогда этот человек задаст себе вопрос: «Почему в просто РОССИИ нельзя жить официально, а лишь в некой федерации?». Откуда тогда взялось слово «Россия», если наше государство никогда официально им не называлось – ни 100 лет назад, ни 300, ни 500? Если ты патриот, то, прежде всего, разберись – патриот чего?! Если ты не считаешь себя русом, то хотя бы разъясни себе, на каком основании ты хочешь быть именно россиянином, а не россофедеранином!

Московский Кремль сделали символом нашей Родины. Подчёркиваю, что официально только Московский Кремль пишется с большой буквы, хотя у нас полно и других кремлей. И вовсе не потому, что он самый древний или большой, а потому что это символ. Не наша ли обязанность, как патриотов, понять, что это такое на самом деле? По этому поводу имеется ещё одно любопытное замечание читателей: «Кремль нельзя называть новоделом, даже если он недавно построен, но на старых фундаментах и с использованием элементов предыдущей конструкции. Само место, на протяжении столетий защищённое стенами, пускай и разными, даёт Кремлю право называться древним».

Что же, именно это я и называю манипуляцией. Да, я действительно считаю, что 19 век, по сравнению с 15 веком, это недавно. Я настаиваю на том, что, если в 19 веке на старом фундаменте построили нечто, отличное от прежнего (а это факт), и в забутовку заложили строительный мусор в виде обломков старой кладки, то это НОВОДЕЛ. И если, например, вы про это знаете, то будьте добры не кричать на каждом углу, что эти стены видели Ивана Грозного, потому что это враньё.

И, наконец, когда кто-нибудь призывает всех граждан России проникнуться особым почтением к древности Боровицкого холма, на котором Кремль и расположен, то не худо было бы понимать, что это косвенно говорит о его некоторой исключительности. И это тоже неправда. Пора уже осознать – у нас здесь почти каждый холм на крутом берегу при слиянии рек, это историческое место, я уже не говорю о старых городах, которые живут по сей день.

Ссылки, присланные читателями (благодарю всех за материалы), показали действительно большое число ремонтных работ в Кремле, даже в последнее время. Интересно, что проводились специальные работы по осушению кладки посредством бурения вентиляционных отверстий. Значит, проблема такая есть, и была на протяжении последних 200 лет. В целом, эти материалы дополняют, и не опровергают написанного в первой части. А теперь продолжим изучение под микроскопом «сердца нашей Родины».

Когда господа учёные не могут объяснить, почему здание, оружие и т.д. имеет ту или иную форму, то у них всегда готово стандартное объяснение – это сделано для красоты. Пусть даже «для красоты» надо было поднять по воздуху 50 тонную колонну на высоту 10 этажного здания, строя немыслимо хитроумные приспособления, расходуя впустую огромные ресурсы и обрекая на голодную смерть тысячи людей. Это их не смущает. И с Кремлёвскими стенами получилось то же самое – вместо объяснения, звучит трогательный рассказ о том, как этот замечательный профиль визуально связывает отдельные зубцы в единую линию. Чудесно! Ну, разве это не стоит дополнительного миллиона кирпичей.

Вот цитата из труда В.В. Косточкина «Русское оборонное зодчество конца 13 начала 16 веков», издательство «Наука», Москва 1962 год:

«…Чёткая «гребёнка» зубцов в виде ласточкина хвоста зрительно облегчала верхние части крепостных стен оборонительных сооружений и свидетельствовала о их непосредственной связи друг с другом. Больше того, отделённые друг от друга небольшими промежутками, зубцы в виде ласточкина хвоста, свободно сочетаясь с широким шагом арок крепостных стен, как бы дополняли и поддерживали их чёткий ритм… Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их чёткая форма образно говорила о неразрывной связи различных укреплённых пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплочённости русских земель…»

А ведь Владимир Владимирович Косточкин был доктором исторических наук с 1964 года, профессором Московского архитектурного института, заслуженным архитектором РСФСР (1990 г.), заведующим кафедрой архитектурной реставрации в Московском архитектурном институте в 1971-1977 гг. А также, что характерно, заместителем председателя президиума научно-методического совета по охране памятников культуры при Министерстве культуры СССР, руководителем секции реставрации. Ну, разве не авторитет?

В Интернете люди тоже обсуждают этот вопрос. Интересно не лишённое разумности мнение о том, что зубцы построили с ложбинкой сверху для того, чтобы почаще осваивать бюджетные средства на их ремонт. А как же, ведь там зимой скапливается наледь, которая, оттаивая, промачивает всю кладку зубца, и при летней грозе это тоже замечательный водосток, размывающий раствор. Это, разумеется, ирония, но вопрос остаётся.

Забудем о красоте и подумаем о рациональности, раз уж учёные, вместо своей работы (им ведь за это деньги платят), занялись изящными искусствами. Зубец на стене, это, прежде всего, дёшево и эффективно организованная бойница. Посмотрим, как она формируется. Основание стены всегда толстое, чтобы сопротивляться стенобитным устройствам. Эта толщина позволяет, не доложив с внутренней части наверху стены кирпича, организовать защищённую площадку. И высота стены сохраняется, и кирпич экономится. Но защитники крепости должны ещё и стрелять с этой площадки, или что-нибудь кидать вниз. Тут дилемма. Если построишь высокую отбортовку, в рост человека или даже по грудь, то не сможешь ничего тяжёлого перекинуть, да и стрелять неудобно. Построишь низкую, по пояс – будешь при осаде по-пластунски на стене перемещаться, иначе подстрелят. Выход есть. Строишь высокую отбортовку и оставляешь в ней щели. Экономится кирпич и получаются зубцы, за которыми легко укрыться в полный рост, и удобно вести обстрел.

Вроде несложно, и доктора исторических наук всё это тоже понимают. Но высота Кремлёвских зубцов – не в рост человека (175 см), а 2,5-3 метра. Изложенного выше недостаточно, чтобы объяснить это, и сразу возникает вопрос: зачем сделан дополнительный метр высоты? На великанов рассчитывали? Конечно, нет, была вполне понятная причина.

Для красочной иллюстрации вспомним сказочную батальную кинокартину «Властелин колец». Жители Рохана укрылись в крепости Хельмова Падь и, наконец, защитники выстроились на стенах для отражения атаки. Стоят шеренгой в полный рост, и глядят оттуда на неприятеля. Зубцы-то им по грудь. Когда начался обстрел, только гнома эти стены и защитили. Но вот, в самый напряжённый момент пошёл дождь. Все промокли до нитки. Как они после этого показывали чудеса боевого искусства, мне лично непонятно. Ну ладно, атакующая сторона терпит неудобства, ведь на приступ с зонтиком не пойдёшь. А на стене-то можно, понимаешь, и с зонтиком, и с навесом, а уж под крышей – вообще красота. Но что взять с Роханцев – пастухи, коневоды. И вообще, это сказка, но наши предки были не такими.

У нас на Руси над каждой стеной была заботливо пристроена крыша. Учитывая климат с распутицами, очень удобная опция. Пусть там внизу неприятель сырыми онучами по грязи чавкает весь мокрый до портов, а мы тут на стене под крышей в сухости постоим, а потом ещё в башенке погреемся.

Как убеждают нас гравюры, Кремлёвские стены на протяжении всего периода использования по назначению (до середины 18 века) тоже имели крышу. А именно:

«Московский Кремль не должен вводить в заблуждение – сегодня он выглядит совсем не так, как раньше: двускатная деревянная кровля на стенах сгорела в 1737 г. и больше не восстанавливалась…» (Бартенев С. П. «Московский Кремль в старину и теперь». М., 1912. Т. 1.С. 57, 58).

И понятно, что высота крыши (зубцов) должна быть порядка 2,5 метров, чтобы алебардами за переводы не цепляться. А вот и разгадка страшной тайны М-образных зубцов (Рис.11).

Это фотография сделана в Новгородском кремле. В тот самый «ласточкин хвост» уложено стропило. Вернее, должно было быть уложено по всем законам строительного искусства, подзабытого современными реставраторами. Эстетика «чёткой «гребёнки» зубцов» здесь не имеет никакого значения. Красоты просто не видно из-за нависающего ската крыши.

И такие зубцы имело большинство каменных стен на Руси (укрепления Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Ивангорода и Зарайска), но вовсе не из-за солидарности с Москвой, а из-за дождика. Если с неба часто капает, то нужна крыша – для крыши необходим каркас из стропил – стропила требуется уложить в гнёзда. Вывод – делай зубец типа «ласточкин хвост». И такая форма очень удобна, так как позволяет использовать стропила произвольного диаметра, а значит, быстро восстанавливать повреждения кровли подручными материалами.

У этой истории академической ограниченности есть продолжение. В поисках околонаучных объяснений очевидного, договорились до того, что такая форма зубцов это:

«ГИБЕЛЛИНОВЫ ЗУБЦЫ – характерный элемент оборонительных сооружений европейского Средневековья… Название возникло от партии гибеллинов (итал. Ghibellini), противников гвельфов, сторонников германских императоров и аристократической формы правления… Предводитель гибеллинов – подеста (итал. podesta – "властитель") строил неприступные крепости с высокими стенами и башнями с характерными зубцами… При возведении новых стен и башен Московского Кремля под руководством итальянских архитекторов в 1485-1516 гг. они были также увенчаны "гибеллиновыми зубцами"» (Власов В.Г. «Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства»: В 10 т. – Спб.: Азбука-классика, 2004-2009).

Весь научный мир считает украшение стен подобными зубцами чем-то вроде пароля «свой-чужой». Дескать, рыцари издалека видели, чей это замок – гибеллинов или гвельфов. Что: три замка наизусть выучить не могли? Ведь замки с такими зубцами есть только в северной Италии, и их действительно только три. Во всяком случае, такой опознавательный знак не имеет смысла, проще флаги повесить. Что делать, например, если замок захватили противники, зубцы ломать? Мы-то понимаем, что речь о традиционных конструктивных решениях, применяемых при строительстве оборонительных сооружений, пусть даже и в данных кланах и семьях. Речь о сооружениях с зубцами типа «ласточкин хвост» – значит разговор о крышах на стенах – следовательно, о дождливой погоде.

Тем более, что в северных провинциях Италии, как и везде на Руси, этой «ласточкиной красоты» было попросту не видно. Смотрите замок Сфорцо в Милане (Рис. 12), который считают прототипом Московского Кремля.

Что, много вы там «ласточкиных хвостов» разглядели? И это, стоя под самыми стенами, а уж из далека… Замок Россо (красный) недалеко от Турина (Рис. 13).

Как видите, здесь также предусмотрены крыши. Все более южные крепости на апеннинском полуострове прекрасно обходились квадратными зубцами, и крыш не имели никогда. То есть, особенные зубцы в наличии там, где в ходу были крыши на стенах.

Мог ли такой архитектурный стиль сложиться в Италии, где в основном сухо и жарко, а 2/3 года солнечно? Действительно мог, но лишь на севере полуострова, где тип климата переходит от субтропического к умеренно континентальному. Это могли быть как раз Милан, Венеция и Турин. Оказывается, хотя там и теплее, чем у нас, но годовая норма осадков даже больше, чем в Москве. И хотя поначалу у меня были сомнения по поводу итальянского происхождения кремлёвских архитекторов, просмотрев Никоновскую летопись, я лично убедился, что это так (если, конечно, хоть немного доверять поздним копиям утерянных летописей).

Чтобы логически завершить картину с зубцами типа «ласточкин хвост», стоит отметить, что и до 15 века каменные крепости на Руси имели крыши, но особенности каменной кладки диктуют предпочтение иным архитектурным формам. Зубцы там более крупные и упрощённой формы. Взгляните, например, на Псковский кремль (Рис. 14),(рис. 15).


Однако есть и единственное на свете исключение – итальянский замок Фенис (Рис. 16), который, хотя и построен из камня, но имеет ту же форму зубцов.

Его стены сегодня не имеют кровли, но расположен он в той же северной части Италии, где и остальные замки с особенными зубцами и крышами. Поэтому можно предположить, что и на его стенах крыши имелись. Конечно, эти сложные формы возможно выполнить из камня, но удобнее, всё таки из кирпича. Поэтому то, что не прижилось в Италии (там всего 3 таких замка, и они маленькие по сравнению с нашими кремлями), продолжали использовать на Руси.

Конечно, могут существовать и другие версии использования особой формы зубцов, разумеется, кроме простой красоты. Например, особенности техники штурма и защиты крепостных стен того времени. Но, к сожалению, такие версии из авторитетных источников сегодня не звучат. Вообще не звучат.

Интересно разобраться, как могло такое получиться? Жила была Русь, строили мастера крепости, города возводили, соборы. И вдруг понадобились какие-то иностранцы. Куда свои-то делись? Историки в этот момент всегда затягивают одну и ту же заунывную песню про тяжкое татаро-монгольское иго и упадок ремёсел. Но археологические данные говорят о другом – в эти столетия многие ремёсла здесь, наоборот, возродились и развились после провала в начале тысячелетия, который странным образом совпал с насильственным крещением Руси.

Ответить на этот вопрос можно одним словом – «раскол». Когда Московское княжество отделилось от Великой Тартарии (Куликовская битва), то прервались культурные и хозяйственные связи с Империей. Многие мастера не пожелали принять нового положения и покинули Московию, либо просто отказывались работать. Империя тоже не спешила помогать потенциальному врагу. На мой взгляд, такая же ситуация сложилась при Петре I. Он привозил из-за границы инженерные и управленческие кадры вовсе не потому, что своих не было. Свои, как правило, служить ему не хотели. Это ведь люди не рядовые. Они должны были понимать, что происходило вокруг.

Лучшее доказательство этому, так называемые, мастера-самородки, которых в 18 веке много можно назвать. Например:

«В 1718 г. крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казённой верфи, в челобитной Петру I писал, что берётся сделать судно, которое может идти в воде "потаённо" и подходить к вражеским кораблям "под самое дно", а также "из снаряду разбивать корабли". Петр I оценил предложение и приказал, "таясь от чужого глазу", приступить к работе, а Адмиралтейств-коллегий произвести Никонова в "мастера потаённых судов". Вначале была построена модель, которая успешно держалась на плаву, погружалась и двигалась под водой. В августе 1720 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая в мире подводная лодка… Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. Позднее Никонов довооружил лодку "огненными медными трубами", сведений о принципе действия которых до нас не дошло…»

Хорош крестьянин – и с помпами на ты, и с водолазной техникой. А если надо, так нате вам и огненные медные трубы. Видно, он эти специфические знания на посевной приобрёл. На самом деле, Никонов – из той самой параллельной культурно-инженерной элиты, которая в петровских академиях не училась. Не учился заморским наукам и знаменитый Левша, но это не значит, что он не учился вообще. Уверен, что некая преемственность знаний сохранялась.

И здесь следует отметить, какова была архитектурная традиция наших мастеров до конца 15 века. Крепости на Руси строили в основном каменные. Кирпич был хорошо известен и более доступен, ведь глина, в отличие от камня, есть везде. Однако, он менее надёжен по части влаги и мороза, поэтому и применялся в менее ответственных строениях. Даже когда мода на итальянскую дешёвую кирпичную технологию в 16 веке возобладала, наши строители всё равно предпочитали облицовывать белым камнем цоколь стен и башен на высоту 1-1,5 метра. Это было намного дороже, но оправдывало себя в условиях суровых снежных зим, и влажной почвы. То есть, ничему особенно новому иностранцы нас не научили. В основном, внедрили технологии эконом класса.

Это поясняет саму интонацию выражения «Москва белокаменная». Речь опять не о красоте, во всяком случае, не только о ней. Интонация эта уважительная, ведь строения из камня, обычно, дорогие и более долговечные. И поэтому кирпичные строения у нас достаточно часто белили. Во-первых, это действительно радует глаз, а во-вторых выглядит более похожим на камень (выглядит более ценно), и разумеется, в некоторой степени защищает кладку от разрушения. Не избежал этого и Московский Кремль:

«В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля "не белены", а Спасские ворота "прописаны были черленью и белилом в кирпичь" (Бартенев СП. Указ. соч. Т. 1. С. 57). В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать "в кирпич" как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью… Со временем кирпично-каменные крепости стали белить, и их отличие от итальянской фортификации стало ещё разительнее. Первое явное указание на побелку всех стен Московского Кремля относится к 1680 году, хотя отдельные его части, очевидно, начали белить ещё раньше. С 1680 года до начала XX века стены Кремля и Китай-города были покрыты побелкой. Отсюда и название Москвы – Белокаменная…» (Военно-исторический журнал, № 5, Май 2009, C. 46-51).

Выводы
Если бы современные реставраторы хотели восстановить именно тот старый образ Кремля, им стоило бы его выбелить и покрыть стены кровлей. Такой он был бы мне милее. Но нам предлагается для почитания некий сплав псевдодревности с наследием иудейского режима (красный кирпич). Причём, трудно сказать, что в этом образе преобладает. Понятно, что в попытке вскрыть эту иллюзию, многим может видеться угроза патриотизму. Но вопрос в качестве и ценности такого чувства. Этот искусственно созданный, неосмысленный порыв народных масс, более похож на религию. Чего стоит эта игра с живыми людьми? Патриотизм, любовь к своей Родине могут и должны быть осмысленными.

Алексей Артемьев, Ижевск


Первое полугодие потихоньку шло к завершению, а служба шла своим чередом. Но происходили в жизни роты существенные перемены. Так однажды, после дождичка в четверг, старьё снова поссорилось с брусками. Это если мягко выразиться. История ссоры была запутанной и началась со странных событий. Средне уверенный брусок, Саша Ручников, имеющий прозвище Рядовой Сруч, решил сблизиться со старьём. Сближение происходило по примитивной схеме: вечерами Саша подходил к старью, имея при себе всякие ништяки в виде бисквитных рулетов, копчёных кур и прочих вкуснях. Благодаря подношениям, Ручникова не прогоняли: старьё относилось к Сашиным попыткам сближения холодно, иногда даже откровенно высмеивало его, но вкусняшки делали своё дело. Зачем Ручникову нужно было это сближение? Ну, наверно таким образом он рассчитывал обрести полную уверенность, которой ему так не хватало(напомню, что у Саши был статус частично расслабленного бруска). Вообще Сруч был довольно глуп: несложно догадаться, что вместо роли уверенного бруска, ему пришлось примерить на себя странную роль старьёвской шестёрки. Старьё-то стало относиться к нему довольно терпимо, а собратья-бруски начали Сашу почти презирать.
По прошествии некоторого времени Ручников осознал, что всё пошло не так: вместо обретения уверенности, получилась козья морда. Эта ситуация его сильно разозлила, он начал ссориться с брусками, объясняя им что-то невнятное. Бруски в ответ огрызались, называя его «подлизой». Ситуация разрешилась сама собой, неожиданно для всех. К тому времени бедный Саша стал жутко раздражённым, продолжал с хмурой настойчивостью сидеть со старьём, но всё его откровенно бесило: и старьё, и бруски, и вся эта ни к чему не приводящая суета. И надо же было в эту пору Заливкину повздорить с другим средне-уверенным бруском, Домниным Андреем. Ссора была основана на том, что вышеупомянутый брусок ближе к концу полугодия обрёл некую уверенность среди своих собратьев и стал вести себя соответственно. Старьё Домнина не расслабляло, поэтому обратилось сразу ко всем брускам с претензией. Предъявителем претензии выступил Дима Заливкин и произошло всё во время очередной посиделки с участием Сруча.
Конфликт начался с болтовни, в ходе которой старики высказывали полушутливые претензии за расслабленных брусков, в том числе, за Домнина. В принципе, никому не хотелось обострять ситуацию, учитывая близость неизбежного дембеля. Никому, кроме Заливкина, не отличавшегося остротой ума. Дима незаметно распалил себя и многих остальных, разнервничался, раскричался и докричался до того, что решено было провести общий сбор старья и брусков, с обсуждением назревших проблем. Ручников что-то бормотал, пытаясь как-то оправдать Домнина, но у него ничего не выходило. К тому же, представлять брусков Саша не был уполномочен, уверенности не хватало.
Так незаметно, полушутливая перепалка переросла в серьёзную разборку, требующую собрания всех брусков и стариков. Происходило сие действо прямо в кубрике роты. Молодняк и убогие, как раз сидели на взлётке и подшивались. Пестун обратился к Борщенёву, считавшемуся основным из брусков:
- Вася, на каком основании расслабили Домнина?- на это Вася вежливо ответил:
-Ну как… На Андрюху не рожают, но это пока. Мы относимся к вам с уважением, но в будущем мы его расслабим, потому что он нормальный чувак…
- Да? Это ваше право, в будущем. Но он уже и сейчас вон, расслабленный весь, - заявил Заливкин,- я вот думаю, что вы все просто охренели! – распалялся Дима. Слово за слово, старьё изрядно разозлилось на брусков, хотя те и были предельно вежливы. Повторюсь, большая часть старья не хотела этого конфликта: Атронюк, Ерасов, Колесников и Цукатин так и вовсе ушли с «собрания», усевшись неподалёку на шконках и изредка со смехом комментируя происходящее. Заливкин распалялся всё сильнее, Пестун с Барановым почему-то решили его поддержать. Секрет Диминой злобы был прост: он сам непонятно как стал уверенным, за счёт врождённой агрессии и командирско-собачьих навыков, поэтому завидовал Домнину.
Короче говоря, конфликт созрел, словно чирей и неожиданно для всех прорвался. Безмозглый Заливкин вдруг обратил взор на Ручникова:
- Саша, вот ты нормальный малый, ты как скажешь – Домнин не при..уел ли?
- Да ладно, Дима, Андрюха нормальный, что тут говорить… Ну мож мы и расслабились, ну мы теперь всё поняли и будем жить попроще…
- Да? – недовольно сказал Дима, - а мне кажется всё не совсем так, - Заливкин выдержал паузу и выдал то, что от него никто не ожидал:
- Давай, Саша, тащи сюда гриф от штанги и как следует нае…ашь Домнину по ногам, - почему-то Заливкину надо было долбануть именно по Домниновским ногам. Неясно, как именно эта идея зародилась в Диминой голове, учитывая то, что бить кого-то грифом от штанги по ногам, пожалуй было слишком круто. Даже Пестун, державшийся до того гоголем, вдруг растерялся и хотел что-то сказать, но не успел. Вместо него снова высказался Заливкин:
- Давай, Саша! Бегом за грифом! А ты, - он грубо указал на Домнина, - жди здесь, ща будем тебе ноги ломать…
Наверное, Пестун с Барановым не позволили бы Диме ломать чьи-то ноги, да он и сам наверное не стал бы. В любом случае, Ручников не пошёл никуда, ни за грифом, ни за гантелей. Вместо этого он издал крик, глядя на Заливкина бешеными глазами:
- Что, бля, старьё, в шизу решили ввести, да?! Вам шиза нужна?! -уверенный Дима уже осознал свою ошибку и готов был, имея на своём лице гордо-покровительственное выражение, простить всех, пока не поздно. Но к этому моменту время для «пока не поздно» уже вышло и вместо привычной вычурной мимики, главное место на лице Заливкина занял прилетевший невесть откуда кулак Сруча.
Удар у Саши Ручникова был очень силён, по скромным солдатским меркам, поэтому Дима улетел, словно воробышек куда-то вглубь кубрика, скрылся из виду и долго после этого не показывался.
В назревший конфликт тем временем вмешался Андрей Баранов. Напомню, что этот тупой старший сержант был громилой, двух метров ростом, с широченными плечами и красной круглой мордой. Визуально он казался намного крупнее Саши. Поэтому, получив причитающийся ему удар по роже, Андрей не улетел никуда подобно Заливкину, а просто повалился на грядушки шконок и аккуратно сполз на пол.
Сидевшие в стороне и не вмешивавшиеся в конфликт старики, активизировались, поняв, что дело приняло серьёзный оборот, ведь политика невмешательства могла стать причиной подрыва авторитета. Сделав выбор в пользу сохранения уверенности, первым в драку вмешался Сергей Атронюк. Собственно, боевого рвения у него заметно не было, скорее он пытался мирно разрулить конфликт. Сергей подошёл к Ручникову с серьёзным выражением лица и хотел сказать что-то, наверняка очень важное и нужное. Но Саша не был настроен на диалог, поэтому, едва заприметив движение со стороны Атронюка, сразу же сделал боксёрский выпад в его сторону. Сергей, как ни странно, увернулся и всё закончилось бы хорошо, не нанеси Сруч второй удар. Не могу сказать, куда именно целился Ручинский, но попал он Атронюку в затылок, правда чуть сбоку, вскользь. Не знаю уж, что за талантище такой был у Ручинского, но каждый его удар, достигший цели, оставлял после себя впечатляющие последствия. Так несчастный Сергей, получив по затылку, крутанулся на месте и плашмя упал на пол. Ноги его затряслись мелкой дрожью, изо рта повалила пена. Со стороны казалось, что Атронюк вот-вот отдаст Богу душу.
Мне так понравилась эта битва, что я сидел(напомню, что во время описываемых событий я подшивался вместе со всеми слонами, пузырями и всякими убогими) молча, широко раскрыв рот. Кроме меня болельщиков хватало: многим понравилось избиение опостылевших стариков. Правда, пузыри скоро опомнились, запретили слонам смотреть на дерущихся, ну и сами отвернулись.
Почему-то никто больше из «нейтральной» компании в драку не полез. Зато к Ручинскому рискнул сунуться Пестун. Ему повезло больше других: Саша ударил не по роже, а всего лишь в грудь. После этого, остальные бруски подбежали и кое-как утихомирили Ручинского. Инцидент сошёл на нет.

Как ни странно, тупой Саша Ручинский добился поставленной цели: ему удалось завоевать долгожданный авторитет. Собратья простили Саше все грехи, полюбили его. Старьё тоже простило Сруча, но в посиделках он больше не участвовал. Состоялся очередной, ставший уже привычным, сбор старья с брусками, на котором что-то было решено, был достигнут какой-то нейтралитет.
После побоища старьё присмирело, зализывая раны. Баранов постоянно заступал на “Хижину”, где отлёживался целыми днями. Он был похож на того Терминатора, который был в конце второй части знаменитого одноимённого фильма: одна половина лица нормальная, человеческая, а вторая – похожая на чёрт знает что. Правда, если у Терминатора чёрт знает что, торчащее из-под лица, было металлическим скелетом, то у Андрея оно было просто распухшим, посиневшим мясом. Глаз скрылся в глубине ужасных синюшно-красных складок, нос заплыл, верхняя губа уродливым козырьком нависала над нижней. Заступать с Барановым в караул стало хорошо. Он лежал и думал всё время, забыл даже о всех своих привилегиях уверенного старого. Такова сила волшебных люлей.
Атронюк отделался кратковременной потерей памяти и обычными для сотрясения мозга проблемами. Непосредственно после побоища, очнувшийся Сергей долго не мог понять, где он, кто он и зачем он, а потом ещё в течении нескольких дней не мог вспомнить самой драки со Сручем, если это избиение можно назвать дракой.
Заливкину и Пестуну удалось обойтись синяками и униженным достоинством. Они так же как и Баранов стали молчаливыми, задумчивыми, как бы говоря всем своим видом: « мы для вас – жизни положили, себя не жалели, жили по понятиям, а вы – вон как с нами…» Тут стоит сказать, что среди младших призывов мнения по поводу драки разделились: кто-то сочувствовал старью, кто-то брускам. Лично я никому не сочувствовал. Мне нравилось, что старьёвские рожи были разбиты, это грело мне душу, но и брускам я не симпатизировал. Вот если бы Ручинский так же настучал по лицам брусков, это было бы и впрямь замечательно. А если бы Сруч вообще поубивал всех вышеупомянутых, а потом покончил с собой… Конечно, такое пожелание было чрезмерно жестоким, не говорящим в мою пользу, но этот расклад мне подходил больше всего...продолжение следует

Уважаемые читатели! Я рад тому, что повесть привлекла к себе внимание. На разных сайтах я прочёл много отзывов, как одобрительных, так и не одобрительных. Отзывы - хорошая вещь, но вчера я обнаружил вдруг, что за всё время повествования не рассказал как следует о том, что такое "вспышка с тыла!"
"...Если б знала ты, малышка,
Что такое с тыла вспышка!
Вспышка справа, вспышка слева,
Ты б наверно... удивилась..."
Был такой стишок, в самые разные времена, в самых разных родах войск.
Меня и удивило: как это никто не заметил столь важное упущение в моём повествовании? Сам то я знаю, почему не рассказал миру про вспышку: после армии понятие вспышки с тыла столь надёжно закрепилось в моём мозгу, что я не представляю, как это кто-то может про неё не знать?

В один из первых дней службы, мы познакомились со старшиной Бубенцовым. Помнится, младшие только и говорили, что про приезд этого самого старшины. Как выяснилось, приехать он должен был с вступительных экзаменов в личную охрану президента. Вечером одного дня, Бубенцов приехал. Это был не слишком высокий человек, очень спортивного телосложения. Он прошёлся перед ротой и все могли наблюдать его разбитое вдребезги лицо, говорящее о том, что экзамены прошли успешно. Позже я узнал, что критерии отбора в личную охрану президента примерно такие же, как и в краповые береты.
Для нас, черепов, приезд Бубенцова ознаменовался довольно-таки приятным событием: этот человек был очень увлечённым спортсменом, потому отлежавшись пару дней после экзаменов, он принялся ежедневно, самостоятельно проводить утреннюю зарядку. Само собой, остальным сержантам это не слишком понравилось, так как Бубенцов настаивал, чтобы во время зарядки присутствовали все, без исключения. Так что, на зарядку мы выходили не по взводам, а сразу всей ротой. Начинал Бубенцов всегда с пробежки, причём всякого рода гусино-лягушачии хождения он не приветствовал. Сам старшина бежал впереди всех. После того, как мы прибегали на плац, он выстраивал роту и все должны были повторять те упражнения, которые делал он. Так например, он мог отжиматься, при этом громко считая вслух: «раз, два, три, четыре и т.д.», соответственно, все должны были повторять за ним.
Примерно в эти же дни, во время теоретической подготовки нам дали под запись конспект по стрельбе и тактико-техническим характеристикам автомата АК-74. Необходимо было наизусть выучить в первую очередь меры безопасности при стрельбе. «… Не приобретать привычки целиться в людей и не позволять, чтобы целились в вас…» Помню, два сержанта всерьёз поссорились, один утверждал, что говорить надо: «шутя целиться в людей», а другой считал, что говорить надо просто: «целиться в людей».
Вообще, скоро я заметил, что сержанты живут друг с другом кое-как. Так младшой из соседнего взвода, по фамилии Бугорков, по кличке Буга, третировал всех без исключения, в том числе и многих младших. Правда, младшие старались устраивать свои разборки с глазу на глаз, так чтобы ни мы, ни старые не видели. Но утаить всё им конечно же не удавалось.
Раз уж я упомянул Бугоркова, значит стоит немного описать эту колоритную личность. Этого младшого терпеть не могли почти все, в том числе и другие младшие, что же до нас, самых молодых – мы его просто ненавидели. Я даже сегодня, по прошествии десяти лет, благодарю Бога за то, что в первые мои 20 дней, Буга был не в моём взводе. Это был, а скорее всего где-то есть и сейчас, совершенно аморальный, патологически грубый и злобный тип. Весь второй взвод сошёлся во мнении, что этот человек воспитывался в конюшне, а может и в свинарнике. Грубое, свирепое лицо Буги, без малейших признаков интеллекта, я не забуду никогда. Лицо той девушки, первой юношеской любви, давным-давно стёрлось из моей памяти, за ненадобностью, но эта харя, с выдающимися вперёд челюстями и носом, низким, скошенным лбом, ещё не скоро покинет просторы моего мозга. Буга был похож на злобного, карикатурного бабуина, на которого напялили военную форму… Если ему что-то в ком-то не нравилось, то он подходил к несчастному, неугодному ему человеку, весьма своеобразно кривляясь, переваливаясь с ноги на ногу, раскачивая из стороны в сторону своей тупой башкой, при этом злобно пыхтя и проводил жестокую экзекуцию. По сравнению с Бугой, Забелин был нежным мальчиком, с ангельским характером.
Прослужив в армии всего несколько дней, я стал замечать за младшими из своего взвода, что те часто и встревоженно шепчутся о чём-то между собой. Конечно, мне всегда были интересны секреты младших, я пытался прислушиваться к их перешёптываниям, впрочем совершенно безрезультатно. Из разговоров младших я понял лишь одно – чаще всего обсуждают Нехлюдова и Бугу. Мало того, как то раз, отпросившись в туалет во время изучения строевой песни и обязанностей дневального(Лаврухин часто в качестве поощрения, за хорошо выученную писанину, отпускал солдат в туалет на три минуты), я стал свидетелем сцены избиения Сваровского Бугой. Буга зажал несчастного в углу возле раковины и повторяя без конца:
- Что, пи…р, любишь черепов расслаблять, да? Жалеешь черепов, да, пи…р? – сажал ему удар за ударом в печень.
Я сделал вид, что ничего не вижу и проскользнул мимо младших к унитазам, благо те находились в отдельной от умывальников комнате. Когда я шёл обратно, Буги в комнате для умывания не было. Там стоял только Сваровский, полоща рот в раковине и умываясь. Я снова захотел проскользнуть мимо, «ничего не видя», но младшой окликнул меня:
- Воробей! Поди сюда… - я подбежал к Сваровскому и собирался уже отрапортовать привычным образом, но тот сморщился и замахал на меня рукой.
- Не надо… не надо… При всех и во взводе – чтобы всё по уставу, а то п…ды получишь, а наедине можешь нормально со мной говорить. Ты короче, о том, что видел – никому чтобы ни слова, понял? Буга у нас считает себя самым уверенным, пи…р вонючий, здоровый сука, бычара вонючий!!! Я на него срать хотел, если я вижу, что ты нормальный пацан, делаешь всё чётко, я тебя лишний раз опиз…лять не буду, без причины. Ты только х..р не забивай, на то что я тебе говорю, делай всё побыстрее и всё будет хорошо…
- Да, - ответил я, - я заметил, у тебя всё по справедливости.
- Ну вот, - продолжил Сваровский, - а этот вонючий Буга, считает что я должен быть таким же пи…ром, как он. Короче – никому ничего не говори. Это наши разборки.
Я уверил Сваровского, что никто не узнает о том, что я видел и побежал во взвод...(продолжение следует)



Loading...Loading...