Слепая вера. Вера бывает разной

Итак, как воспитывалась слепая вера в коммунизм — рассмотрим на примере драматической повести Бориса Васильева «Завтра была война» — о детях, оказавшихся на пороге взрослой жизни.

Б. Васильев родился в 1924 году. Советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). По его произведениям сняты такие известные фильмы, как «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972, 2005), «Не стреляйте белых лебедей» (1980), «Аты-баты, шли солдаты» (1976), «Вы чьё, старичьё?» (1988), а также киноповесть по одноименному названию: «Завтра была война».

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» впервые вышла в журнале «Юность», 1984 г., № 6. В повести автор пишет о своих сверстниках. Он сам закончил 9-й класс накануне войны, поэтому хорошо знал и жизнь, и проблемы своего времени, которые и отразил в книге.

Именно с детей и подростков начиналось формирование так называемого «советского человека» — такого человека, который должен слепо верить в коммунизм и не жалеть ни себя, ни тем более других, ради этой веры. Картина жизни советского человека настолько неприглядна, что без слепой веры поверить в её правильность и справедливость невозможно.

Во многих советских фильмах можно проследить некий душевный «надрыв». Такое состояние было свойственно многим советским людям. Например, советский сериал «Вечный зов», по произведению Анатолия Иванова, наполнен бесконечными страданиями главных героев. Или другой сериал «Тени исчезают в полдень», в котором герои с детства до старости сражаются с классовыми врагами.

Вся жизнь советского человека — это перманентная борьба: с врагами явными, с врагами скрытыми, с обстоятельствами, с разрухой, с голодом, и пр. Даже если в какие-то минуты наступает просветление, и вроде как становится немного лучше — это явление временное, потому что в следующий момент снова придётся бороться, во всём себе отказывая, не на жизнь, а на смерть, ради некоего «светлого будущего», которое неизвестно, кто и когда дождётся.

Кто довёл страну до разрухи? Царь-батюшка? Попы и монахи? Буржуи? Да нет, разрушали «старый мир» как раз большевики, и следовательно, именно они — виновники разрухи и всего того, с чем не жалея жизни боролся советский человек в этих произведениях.

«Старый мир», который так старательно разрушали большевики, совершенно не заслуживал того, чтобы его рушить. В целом, борьба, которая привела к 1917 году, была борьбой за власть. Кучка людей, которые несмотря на численное меньшинство, стали гордо величать себя «большевиками», никогда бы не выиграла, если бы общее падение нравов в России не подготовило почву для их победы. А дальше им нужно было свою победу удержать. И для того, чтобы закрепиться, понадобилось насадить в людях веру в коммунизм — гораздо более слепую, чем вера в Бога.

Проще подобная вера прививается молодому поколению, с детства. И вот примеры этой слепой веры можно найти в произведении Васильева «Завтра была война».

Искра спрашивает у матери, существуют ли абсолютные истины. Мать требует конкретизировать вопрос, потому что в подобном контексте на него сложно ответить.

«- Значит, человек живет во имя истины?

— Мы — да. Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия. За нее пролито столько крови и принято столько мук, что спорить с нею, а тем более сомневаться — значит предавать тех, кто погиб и… и еще погибнет. Эта истина — наша сила и наша гордость. Искра. Я правильно поняла твой вопрос?»


кадр из фильма

Примечательно, что мать Искры просила её конкретизировать вопрос. Но сама дала не конкретный ответ, а напротив, абсолютно абстрактный. И как раз такой абстрактный ответ подразумевает необходимость именно слепой веры — в коммунистические идеалы. Существует некая истина, которую сама «товарищ Полякова» определить не может. И доказательства этой некой истины, которая так и не называется конкретно, искать по мнению Поляковой-старшей не следует.

«- Надо учить самой истине, а не способам ее доказательства. Это казуистика. Человек, преданный нашей истине, будет, если понадобится, защищать ее с оружием в руках. Вот чему надо учить».

Получается слепая вера, в некую «истину», которую открыли большевики. Всю нелепость такого заявления иллюстрирует своим ответом Зиночка, обладающая простым и незатейливым умом:

«- Кто объявляет, что истина — это и есть истина? Ну, кто? Кто?

— Старшие, — сказала Зиночка. — А старшим — их начальники…»

Зиночка, несмотря на некоторую легкомысленность, как раз и являет собой настоящий продукт той идеологии, которую так старательно вселяют в мозги своих граждан большевики. Для Зиночки всё ясно. И для многих ей подобных, скорее всего, тоже. Эту веру в то, что большевики знают некую «истину», которая просто существует и не требует доказательств, прививают детям. И никто не отвечает на прямой вопрос, что же это за «истина».

Такая позиция закономерна потому, что если на место абстрактной «истины», в которую требуется безоговорочно верить, поставить нечто конкретное, то у мыслящего человека может возникнуть желание подумать: а действительно ли «истина», которую ему предлагают — является истиной?

Люберецкий, отец Вики, задумывается — и это кончается его арестом и разрушением его семьи.

Вероятно, эта истина гласит, что коммунистическая партия всегда права. Это яркий пример того, что коммунизм должен приниматься слепо, на веру, любые доказательства запрещены, а потому объявлено, что они не требуются. Либо ты принимаешь коммунистические истины бездоказательно, либо ты — классовый враг, независимо от того, женщина ты или мужчина. Кстати, у словосочетания «классовый враг» нет женского рода.

Когда Искра говорит о презумпции невиновности, о том, что каждый человек не виновен до тех пор, пока его вина не будет доказана, мать Искры горячо возражает этому и говорит по сути, что доказательства запрещены и что от всех требуется только слепая и безоговорочная вера. Именно поэтому понятие «презумпции невиновности» — есть нечто, против чего восстаёт правоверная коммунистка. Ведь «презумпция невиновности» предполагает, что надо доказывать вину. А коммунистам надо, чтобы они сказали: «это враг!» — и им поверили на слово, не требуя никаких доказательств.

Эта вера прививается в школе, потому что дети более податливы.

Вот речь истинного, убеждённого коммуниста, директора школы, который говорит про мальчика, который ударил девочку:

«Я не знаю, кто стоит перед вами. Может, это будущий преступник, а может, отец семейства и примерный человек. Но знаю одно: сейчас перед вами стоит не мужчина. Парни и девчата, запомните это и будьте с ним поосторожнее. С ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной».


кадр из фильма

Это хорошо сказано! В это хочется верить, более того, это весьма полезно подрастающему поколению. Но что происходит дальше? А дальше директор начинает объяснять, что такое настоящий мужчина:

«А чтоб ему было понятно, что такое настоящий мужчина, я ему напомню. Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!»

Эти слова составлены из красивых лозунгов, и идеологии, построенной на лжи, с помощью которой как раз и насаждается слепая вера. Самое неприятное сочетание: «правда, приправленная ложью».

Директор школы произносит слова: «Настоящий мужчина должен любить только двух женщин: свою мать и мать своих детей». Разве можно с этим согласиться? Если бы директор сказал: «Должен любить только одну женщину: свою жену», всё было бы понятно — речь идёт о плотской любви. Это означало бы, что мужчина должен быть верен своей жене, иными словами, речь шла бы об интимных отношениях, браке. Но он говорит и о матери, следовательно, понятие «любви» заключает в себе более широкий смысл.

Но тогда почему мужчина должен любить всего двух женщин? Чисто по-человечески, он должен любить всех женщин. Как быть с дочерьми, сестрами, тетями, родственницами, просто знакомыми? Он должен их ненавидеть или быть к ним равнодушен?

В библии говорится: «Возлюби ближнего своего…» Но в словах директора мы видим слишком узкий, конкретный смысл. Мужчина должен любить двух женщин, а с остальными он может делать все, что ему прикажет партия и правительство, потому что других он любить не обязан, а значит, по приказу должен ненавидеть, пытать, расстреливать (как классовых врагов).

На этом примере мы видим воспитание советского школьника сталинской эпохи, которому лишний раз подчёркивается, что он ни в коем случае не должен «любить ближнего своего». А вдруг ближний окажется классовым врагом, или ненадёжным с точки зрения компартии человеком? И для женщин тут тоже не делается исключений. А если и можно сделать исключение, то только для двух — не больше.

Можно даже объяснить, почему речь идёт именно о матери и жене. Заставить человека ненавидеть свою мать очень сложно. Так же, как жену — женщину, к которой у него есть не только душевное, но и плотское влечение, в которой он нуждается, как мужчина. Поэтому и допускается любовь к этим двум категориям женщин. Тем более, что никто не станет спорить с заявлением, что нужно любить мать, или жену.

«Только двух женщин» — подчёркивает директор. «Только»! А если мужчина любит ещё и сестру или дочь — значит, он уже не «настоящий мужчина»? По речи директора выходит, что так. Правда, возникает другой вопрос: а почему тогда считается, что мальчик поступил плохо, ударив девочку? Она-то ему не мать и не жена, и её он любить не обязан. Кто знает, может быть он «прозрел» в ней будущего «врага народа». Но задаться такими вопросами школьники вряд ли смогут. Им проще поверить директору на слово, потому что он — авторитет.

Но это не всё. Как быть со следующей фразой: «Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей»? Первое утверждение противоречит второму. Всех людей — значит, уже не «только» двух женщин. «Ненавидит врагов» — а кто эти враги, если любить надо всех? Или в понятие «всех людей» входят только мать, жена и другие мужчины? Но тогда в категорию «врагов этих людей» попадают все прочие женщины: сёстры, знакомые, родственницы, сослуживицы и пр.

Если искать ответ на вопрос, кого же «всех» обязан любить мужчина, можно прийти к выводу, что наверное, под «людьми» имеются в виду только те, кто верен советской идеологии. Остальные, наверное, и составляют тех самых «врагов этих людей», которых и людьми-то директор школы признавать не желает.

Нелогичность фраз директора подразумевает, что дети должны просто ему поверить. Некритично поверить, потому что критики его слова не выдерживают.

Вера в коммунизм подразумевает, что человек должен во всём следовать заветам коммунистической партии, если требуется — давить и душить классовых врагов, кем бы они ни являлись: родными, близкими, знакомыми, незнакомыми. И уж если кого-то любить — то это родную партию и идеи коммунизма.

Вера в коммунизм подразумевает, что для того, чтобы разбить классовых врагов, можно лжесвидетельствовать. Иначе как объяснить множество репрессированных по чьему-то доносу, часто не соответствующему истине? Чужое имущество — для коммунистов вообще не существует. Продразвёрстчики шли раскулачивать и отбирали всё, что было, не оставляя ни грамма и ни крошки. И никого при этом не мучила совесть, что он отбирает добро своего ближнего.

Всегда и во все времена находились люди, которые убивали, грабили, лжесвидетельствовали и пр. Но это не было нормой, это не было правильным. Убивая, человек понимал, что совершает грех, преступление. Вор, отбирая чужое, понимал, что он — вор.

Во все времена осуждалось и убийство, и воровство. А если кому-то нужно было оправдать убийство и воровство, он ставили себя в некую «исключительную» позицию, пользуясь верой как самым удобным средством.

Например, католическая инквизиция в средневековье придумала «охоту на ведьм», которую им якобы «заповедал» Сам Бог, а коммунисты придумали охоту на «врагов народа», которую якобы надо вести для «светлого будущего». И инквизицию, и коммунистов объединяет то, что убийство и воровство они сделали нормой, более того, вменили в обязанность своим согражданам.

Если ты видишь кого-то, кто отступает от догматов коммунистов, то он — враг! И ты обязан донести на него, по приказу убить его, отобрать его имущество. Наверное, коммунистам не следовало так критиковать средневековую инквизицию. Они (коммунисты) действовали исходя из тех же принципов, что и «отцы-инквизиторы», только в более широких масштабах.

Коммунизм — это вера. Слепая вера, которая не терпит критики. И в произведении Б. Васильева хорошо обозначено, как эта вера насаждалась поколению советских людей, и как страдали те, кто делал попытки спорить со слепой верой и искать доказательства, подвергаясь арестам и теряя своих близких.

Васильев в своей повести рисует тот же душевный надрыв, что и другие произведения. Надрыва, в котором жил советский человек. Он вынужден был не только постоянно преодолевать бытовые сложности, но ещё и жить в постоянном страхе перед тем, что приедет ночью чёрная машина и увезёт кого-то из твоих близких, а ты обязан будешь верить в то, что они — «враги народа» и всенародно отречься от них. Даже если твои собственные глаза, твои чувства твердят тебе о том, что всё это — ложь.

Я не считаю себя религиозным человеком, все таковые праздники для меня постольку, поскольку… С детства была приучена говорить стандартные фразы-ответы на то или иное высказывание, посему сильно не сопротивляюсь и не кричу каждому встречному, что мне, в общем-то, безразличны все подобные мероприятия… Единственное, что на Пасху - мама всегда готовит очень вкусные куличи, а еще можно проявить себя в творческом деле, как покраска яиц =)

Ничего не имею против людей, которые ходят в церковь и соблюдают все посты с молитвами и зажиганием свеч... Лишь бы это, действительно, все шло от души, лишь бы человек, в самом деле, Верил в это... К сожалению, все чаще стали встречаться личности, так воспевающие Бога, и при этом напиваются, как нелюди, тут же матерятся на чем свет стоит и бьют своих близких... А потом идут в церковь, якобы искупают свои грехи и в тот же день начинают по новой... Противно смотреть на таких... Или просто на тех, кто сквернословит в чью-либо сторону - сейчас особенно молодежь в этом поднаторела. Мы все такие праведные, крестим детишек и т.п. Ну да, как же... Не верю не единому слову на таком крещении!! Опять же, допускаю, что есть процент пристойных граждан (сейчас многие себя таковыми почувствовали, наверное, а как же иначе?! мы не можем быть плохими!), вот тех я очень ценю... и бабушек всяких... иной раз, им просто больше не во что верить... остается только на Бога уповать...

Джон К. П. Смит

Концепция «слепой веры» - недавно изобретенное понятие, отсутствующее в Писании. Обратившись к Божьему Слову, вы увидите, что в послании к Евреям само слово «вера», по определению, обозначает логическую, разумную и непоколебимую уверенность в истине.

Христиан, в особенности верующих в шесть дней сотворения, часто обвиняют в том, что их вера слепа. Насколько это справедливо? Что означает понятие «слепая вера»? И что такое вера вообще?

В послании к Евреям дается такое определение слова «вера»: «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1). Как объяснил Иисус Фоме, «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29). Итак, вера, как представлено в Божьем Слове – это уверенность в том, чего не видел собственными глазами (в том числе сотворение, Евреям 11:3), в том, что невозможно увидеть сейчас, или в том, что еще будет открыто.

В соответствии с данным определением, любая вера слепа! Если мы можем что-то увидеть, то тогда вера уже не нужна.

Факт в том, что каждый человек во что-то верит. Эволюционисты верят в собственную версию происхождения жизни, пассажиры метро верят, что у машиниста есть все необходимые навыки, а дети верят в то, что получат подарки к Рождеству. Всем мы полагаемся на нечто невидимое.

Однако иногда вера может быть беспочвенной/безосновательной, и, без сомнения, именно это и подразумевает термин «слепая вера» . Но вопреки этому, христианская вера логична и оправданна. Она основывается, прежде всего, на последовательном и достоверном Божьем Слове. И хотя Писание и не нуждается во внешних доказательствах, оно полностью соответствует физическим данным. Возможно, самого Бога и невозможно увидеть, но Его качества отчетливо видны в природе (Римлянам 1:20)

Сам язык Ветхого Завета (иврит) открывает нам, что вера неразрывно связана с истиной. Эти два слова – «вера» и «истина» (emunah и emet ) - в различных версиях Библии даже иногда используются при переводе как взаимозаменяемые термины. Оба слова на иврите происходят от одного корня aman , что означает «твердость, уверенность, достоверность» . Поэтому библейская вера вовсе не расплывчата, а, подобно истине, тверда и определенна.

Неотъемлемым значением слова emet является достоверность и надежность, несмотря на то, что, чаще всего, это слово переводится как «истина». Библейская истина прочно стоит, подобно колоннам храма, omnot (“крепкая основа”), - еще одно слово, производное от aman (см. 4 книга Царств 18:16).

Как ни парадоксально, но туманными являются, скорее, человеческие философии и теории, а не библейская вера. Иисус сказал, что человек, игнорирующий Его учения в своих мыслях или в поведении, подобен дому, построенному на песке, которому предстоит упасть (Матфея 7:24–27). И наоборот: тот, кто живет в соответствии с «истиной» (Иоанна 14:6), подобен дому, построенному на камне, и сможет с верой выдержать трудности.

Фактически, ключевым элементом понятия emunah (часто переводимого словом «вера») является полнота веры: немеркнущее доверие Богу и Его обетованиям, невзирая на обстоятельства. Мы видим emunah на примеры женщины, долго страдавшей кровотечением (Матфея 9:22), женщины-ханаанки, чья дочь была бесноватой (Матфея 15:28), и слепого Вартимея (Марк 10:52). Они верили и проявляли стойкость.

Иисус заповедовал иметь такую веру. Он сравнил веру с горчичным зерном (Матфея 17:20), ведь оно может быть маленьким сначала, а с подпиткой веры может вырасти и вершить великие дела для славы Божьей.

Еще одним производным от слова aman является слово «аминь ». Произнося слово «Аминь» после молитвы или какого-то заявления, мы подтверждаем его верность и заявляем о своем согласии со сказанным. Хорошим переводом данного слова будет слово «Конечно!»

Господь – скала; Он не изменяется (Малахия 3:6). Он полностью достоин доверия и всегда исполняет Свои обетования. Он - El emunah (Второзаконие 32:4) и El emet (Псалом 31:5)- «Бог правды» и «Бог истины». А значит, вера в надежного Бога и в истину Его слова вполне обоснована и разумна. Аминь!


Джон С.П. Смит получил степень бакалавра по ивриту и истории Иудеи в Университетском колледже в Лондоне. Он является автором периодического издания по изучению Божьего Слова на иврите для организации «Христиане-друзья Израиля».

Часто можно слышать, что Бог специально искушает нас: специально раскидал останки животных и растений в геологических пластах так, чтобы все точно соответствовало теории эволюции, сделал человека похожим на обезьяну, устраивает пожары в храмах, стихийные бедствия, болезни от которых страдают невинные дети - делает все, чтобы показать, что его нет.

Если основные цели Бога - любовь, добро, счастье, соблюдение заповедей, то почему Бог не явится всем, чтобы все были уверены в существовании и, как следствие, гораздо охотнее выполняли заповеди?

Создается впечатление, что главное, что Богу ценит в человеке, - это слепая безосновательная вера.

Некоторые оправдывают это тем, что если бы бог открыл себя, то люди бы верили из-за страха наказания, это был бы несвободный выбор.

Как-будто сейчас верующие свободны и не боятся наказания. Если человек верит библии, в которой множество угроз наказания за ослушание, то для него нет свободы.

По иконам видно, что не боятся.


Не понятно, как отсутствие информации, отсутствие уверенности в чем-либо может дать свободу? Неужели люди были бы свободнее, если бы уголовный кодекс излагался только через слухи? Ходили бы легенды про полицейских, про тюрьмы, про наказания. Некоторые люди бы сомневались в существовании уголовного кодекса и полицейских. Причем в разных городах были бы свои толкования слухов об уголовном кодексе. Появились бы слухи, запрещающие есть сладкое, соленое или вставать с правой ноги. Некоторые люди бы утверждали, что лично общались с главным прокурором и их пересказ уголовного кодекса самый правильный. Другие бы называли себя сыном главного прокурора, за что верующие в другой пересказ его бы избили. Самое смешное, в уголовном кодексе была бы предусмотрено поощрение за веру в существование главного прокурора и статья за неверие.

Согласно библейским мифам, раньше Христос не стеснялся показывать чудеса для увеличения паствы:

41 Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня .
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него .
(От Иоанна 11:41-45)

Иисус был распят лишь потому, что был похож на обычного человека. Его распяли по законам того времени, обвинив в ереси и богохульстве.

Основную суть христианства выражают известные слова одного из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов Тертуллиана: "Верую, ибо это нелепо" .

Это хорошо отражено и в библии:

"Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16,16)

"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть , и ищущим Его воздает" (Евр.11,6)

"Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие " (Иоанна 20:29)

Почему слепая вера в свое существование так важна для Бога? Почему слепая вера стала самоцелью для христианина?

Слепая вера людей нужна только различным обманщикам, мошенникам вроде МММ и т.п., а также церкви. Извиняюсь за такое сравнение, но это очень странное соседство, наводящее на мысли о том, кому на самом деле нужна слепая вера.

Если же посмотреть на религию как на меметический вирус, такая догматика христианства, где вера есть самоцель, является необходимым механизмом саморепликации этого меметического вируса.

ГЛАВА 1. Не слепая вера

Свет. Цвет. Движение. Форма. Перспектива.

Зрение человека - явление гораздо более сложное, чем кажется на первый взгляд. Каждый раз, открывая глаза, мы должны преобразовывать массу необычайно сложной информации в значимые образы. Мы воспринимаем зрительные образы разумом. И то, что мы видим, может даже помочь нам поверить.

Многие современные люди заявляют, что они верят только тому, что видят собственными глазами. Как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Представьте себе, что вы находитесь в комнате. Внезапно гаснет свет. Вы знаете, что все предметы находятся на своих местах. Но поверите вы этому только тогда, когда увидите их.

Итак, этот стол такой же прочный и реальный, как и всегда. Но глазу он представляется нечетким и каким-то нереальным без одного, самого важного элемента. Библия на столе столь же увесиста и реальна, как и всегда. Но она не кажется таковой, если в комнате нет света. Разве не интересно, что все эти конкретные физические предметы приобретают для нас реальность лишь под воздействием такого нематериального, или духовного, явления, как свет? Растения принимают определенную форму при свете. Дерево проявляет свою фактуру и форму при свете. Стены становятся реальностью при свете. Комната принимает свои привычные очертания при свете.

Когда включен свет, все кажется реальным, не так ли? Теперь мы видим. Без света мы не видим и не верим. А вы когда-нибудь задумывались, почему это так? Вы когда-нибудь задумывались над тем, как видит глаз человека? Он что, как фотоаппарат, делает снимки и посылает их в мозг? Или ведет электрическую запись увиденного? Давайте для начала рассмотрим взаимодействие между светом и человеческим глазом.

Вначале свет попадает на прозрачную роговую оболочку. Радужная оболочка, расположенная за роговицей, дозирует свет, проникающий в глаз, изменяя размер зрачка - того отверстия в центре глаза, которое кажется черным.

После того, как свет достигает глаза, он должен преломиться, чтобы быть сфокусированным. Роговица, вследствие своей выпуклой поверхности, резко преломляет свет в направлении центра. Затем световой луч попадает в крошечный хрусталик - линзу, которая по размеру и форме похожа на маленькую фасолину. Этот хрусталик состоит из более, чем 2000 слоев тончайшего прозрачного волокна.

Далее. Хрусталик, в отличие от линзы фотоаппарата, пластичен. Он может слегка выгибаться или сплющиваться. Это меняет угол преломления света и тем самым помогает нам очень точно навести на резкость. Зрение человека необычайно гибко. Мы можем резко видеть предметы в нескольких сантиметрах от носа и затем моментально переключиться на четкое, резкое изображение далекой горы или звезды.

Если следить за дальнейшим продвижением света, то обнаружим, что после фокусировки с помощью хрусталика луч проходит через бесцветное, желеобразное вещество, которое заполняет большую часть внутренней полости глаза. Это стекловидное тело подстраивается к хрусталику таким образом, что направляет свет по той же сфокусированной дорожке.

Наконец свет попадает на сетчатку, розовую оболочку, покрывающую заднюю стенку глаза. Сетчатку можно сравнить с пленкой в фотоаппарате. В сетчатке находится множество так называемых палочек и колбочек. Это фоторецепторы, содержащие сверхчувствительные пигменты.

Палочки и колбочки подобны разным видам фотопленки. Округлые колбочки наиболее активны на ярком свету. Они обеспечивают нам передачу всей цветовой гаммы и резкость зрения. Тонкие палочки предназначены для тусклого света. Подобно сверхчувствительной черно-белой фотопленке он дает нечто вроде монохромного изображения в условиях слабой освещенности. Вот почему создается впечатление, что ночью свет исчезает, и мы видим в основном только разные оттенки серого цвета.

Палочки и колбочки расположены в сетчатке вперемешку. Хотите верьте, хотите нет, но их около 130 миллионов на пространстве, не превышающем размер почтовой марки. Это позволяет глазу относительно легко переключаться с яркого света на слабый, едва заметный.

Наши фоторецепторы, палочки и колбочки выполняют также и другую важную функцию. Они трансформируют воспринимаемый ими свет в сигналы частично электрической, частично химической природы. Эти закодированные сигналы и поступают, в конечном счете, в мозг.

Для передачи этих сигналов необходимы нервные волокна сетчатки. Они образуют сложную взаимосвязанную сеть, которая располагается над сетчаткой. Это, если хотите, система сбора информации, которая сводит воедино все сигналы. Нервные волокна сплетены в один пучок, как кабель, и образуют зрительный нерв.

А вот теперь все начинает усложняться. Зрительные нервы из обоих глаз пересекаются в головном мозге. Каким-то образом они обмениваются информацией так, что зрительные образы двух глаз координируются в одно стереоскопическое изображение. Затем еще один вид особых нервных волокон подхватывает эти сигналы и переносит их на зрительный участок коры головного мозга, где и происходит это чудо - видение. Миллиарды клеток в зрительном участке коры головного мозга расположены несколькими слоями. У всех этих клеток есть свои особые функции. Некоторые из них посылают проекции на другие участки головного мозга, ответственные за память и ассоциации. Большинство этих клеток суммируют, комбинируют, перегруппировывают и организуют зрительную информацию, а как это происходит», нам еще предстоит выяснить. Результатом является восприятие и фиксация в мозгу зрительного образа.

Зрение - вещь очень сложная. Органы, обеспечивающие этот процесс, являются чудом природы. Ученые утверждают, что в сравнении с тонким механизмом роговицы и хрусталика большинство самых современных фотоаппаратов выглядят детскими игрушками. Крошечные палочки и колбочки сетчатки глаза преобразуют свет в электрические импульсы и вызывают химическую реакцию посредством процессов, которые невозможно воспроизвести ни в одной самой передовой лаборатории. И, наконец, клетки головного мозга синтезируют такую массу разнообразной информации, которую не смог бы обработать никакой самый совершенный компьютер.

Механика, химические процессы, обработка информации - все это включается всякий раз, когда мы открываем глаза. Все это свидетельствует о необыкновенной сложности устройства глаза. Чем тщательней мы изучаем глаз, тем труднее приписать его хитроумное устройство воле случая. Несомненно, глаз обязан своим существованием Создателю.

Мы должны задаться вопросом, а мог ли глаз человека путем простой эволюции чего-то примитивного дойти до его нынешней сложности? Послушайте, что говорил об этом Чарльз Дарвин - ученый, который, если Вы помните, первым выступил с теорией эволюции. Так вот, он как-то признался, что когда он задумывается о природе глаза и о том как он мог явиться результатом естественного отбора, ему становится просто дурно.

Существуют очень веские причины, которые так угнетали ученого-эволюциониста, почему, собственно, глаз и является камнем преткновения в теории естественного отбора. Дело в том, что теория эволюции утверждает, что живые организмы изменяются путем естественного отбора. Это означает, например, что сильные, здоровые животные имеют больше шансов выжить по сравнению с более слабыми особями. Известно, что они лучше приспособлены к окружающей среде. И постепенно животные приспосабливаются все лучше и лучше. Полезные изменения закрепляются, вредные - отбрасываются. Все это происходит, как предполагают, на протяжении миллионов лет в результате миллионов мелких генетических изменений. Эти мутации постепенно накапливаются и в результате появляются более сложные живые существа.

Но вот в чем загвоздка. Человеческий глаз изначально абсолютно совершенен. Он просто не мог эволюционировать постепенно. Ни одна отдельная составная часть глаза никоим образом не может быть полезной ни одному животному. Дело в том, что естественный отбор отбросил бы, а не сохранил любые частично развитые органы глаза.

Хрусталик, фокусирующий свет, был бы бесполезен без сетчатки, которая улавливает его. Весь воспринятый свет был бы ни к чему без тех тончайших волокон, которые передают сигналы в головной мозг. А эти сигналы, в свою очередь, были бы бесполезны без зрительного участка коры головного мозга, который интерпретирует их.

Зрение обеспечивается сложным взаимодействием нервных окончаний, мышц, жидкостей и клеток коры головного мозга. Для того, чтобы человек видел, все должно быть полностью отрегулировано и сбалансировано. Все должно действовать, иначе вся система окажется напрасной.

Так что, как видите, крайне сложно представить себе, как что-либо подобное глазу могло явиться результатом постепенного развития. При мысли об этом Дарвину становилось плохо. Однако, нам не обязательно должно становиться плохо от этого. Глаз - это не просто удивительная загадка. Это - замечательное творение искусства - если смотреть на него как на творение Всемогущего Создателя.

Да, мы верим тому, что видим. Нам всего лишь надо открыть глаза на чудо зрения. Зрение может помочь нам увидеть Бога Создателя.

Интересно, что о Создателе в Писании часто говорится как о Свете. Свет - это ведь общепринятый символ того, кто рассеивает тьму.

Послушайте это восклицание в Псалме 26, стих I: «Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться?.."

А когда псалмопевец ощущает особую необходимость в присутствии Бога, то он молится так (Псалом 4, стих 7): «Яви нам свет лица Твоего, Господи!»

И когда Бог отвечает, псалмопевец выражает свою радость (Псалом 35, стих 10):

«Ибо у тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет».

Когда Мессия Иисус пришел в Израиль, он возвестил: «Я свет миру». Его ученики были с ним согласны в этом. Матфей писал, что на горе Преображения он воочию видел, как лицо Его просияло как солнце, а одежды Его стали белыми и блистающими как свет.

Мы с вами видели, как зрение и глаз указывают на Творца, или Создателя. Библия также учит нас, что сам свет может указывать на него. Бог есть свет. Он освещает. Он согревает. Он делает все реальным. Символика совершенно ясна, не так ли? Но дело в том, что научные открытия природы света еще более убедительно показали, почему этот символ является в высшей степени подходящим. Свет поначалу кажется чем-то очень простым. Посмотрите на любой источник света, и вы увидите поток белого цвета. А если вы пропустите луч света через призму, то увидите нечто совершенно иное. Стекло призмы вызывает рефракцию, или преломление света, и преломляет луч по разным длинам волн. Появляется весь цветовой спектр.

Именно благодаря такого рода опытам ученые давным-давно обнаружили, что свет, оказывается, несет в себе все цвета. Свет, который мы называем белым, содержит все цвета радуги.

Обычно мы думаем о цвете предмета как о чем-то, ему присущем, о чем-то, во что он выкрашен. Красный цвет яблока, например, представляется его неотъемлемой частью. Оранжевый цвет кажется неотъемлемой принадлежностью апельсина. Но на самом деле цвет этим предметам дает тот свет, который падает на них. Когда все цвета в белом свете достигают этого яблока, оно отражает глазу только одну часть спектра - красный цвет. Поверхность апельсина отражает другую часть спектра - оранжевый цвет. Хотите верьте, хотите нет, но все эти цвета создает свет!

Посмотрите внимательно на эти фасолины. При слабом освещении кажется, что они бесцветны. Но вот мы направляем пучок яркого света на фасолины в середине. Какими яркими кажутся цвета теперь! Каждая из фасолин отражает определенную часть цветового спектра, заключенного в белом свете. Обратите внимание на то, что фасолины по краям, все еще слабо освещенные, кажутся или неярко окрашенными или совсем бесцветными.

Да, свет создает цвет. Свет наполняет мир красками. И знаете, я думаю, это кое-что говорит о нашем Создателе Боге. Мы только что процитировали некоторые места из Писания, где Бог описывается как свет, истинный свет, озаряющий мир. Разве не интересно при этом задуматься о том, что в Божественном свете также присутствуют все цвета радуги?

У некоторых людей, к сожалению, очень узкий взгляд на Бога и на Его свет. Они видят только белое. Наверняка, они воспитаны в очень строгой религиозной среде. И когда они смотрят на Бога, то у них возникает мысль только о запретах. Вера для них приобретает характер невыразительной чистоты, напрочь лишенной всякой прелести.

Слишком для многих людей религия, по-видимому, делает жизнь бесцветной. Она ограничивает их во всем, разрешая им лишь некоторые добрые дела и избранные чистые занятия. Все должно быть окрашено только в оттенки белого цвета.

Но послушайте, друзья мои. У меня есть для вас новость. Бог - это не просто тонкий ломтик жизни. У нашего Создателя целый спектр благодатей. Пора перестать видеть только белое. В Божьем свете красок гораздо больше. В Его свете перед нашими глазами открывается чудесный мир красок.

Послушайте, что Христос обещал своим последователям. Иоанн в главе 10, стих 10, рассказывает: «… Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».

Жизнь с избытком. Вот что есть Бог, истинный Свет. Видеть мир во всем его многоцветьи - как вы могли сомневаться в этом?

Свет Бога наполняет наш мир красками.

Посмотрите на блестящую листву, переливающуюся сотнями оттенков великолепного зеленого цвета. На морскую зыбь, голубые просторы неба. На цветы, зовущие ярким, буйным многоцветьем красного, желтого, лилового. На поблескивающие волны пшеницы, перекатывающиеся на широких полях. На величественный заход солнца, завершающий день яркими оранжевыми и пурпурными мазками облаков.

Вы только посмотрите на все эти краски!

На все эти яркие картины нашего мира! Лавина образов. Спектр, раздробленный на тысячи полутонов и оттенков. Какое изобилие, какая игра цвета!

Тот, кто придумал изумительно сложное устройство нашего глаза, расстилает перед нами и захватывающую панораму цвета. И делает Он все это посредством своего света. Света, который у Него есть в избытке.

А теперь позвольте рассказать об одном человеке, который пережил довольно драматическое столкновение с этим светом. Молодой фарисей, ученый по имени Савл, жил до поры до времени в черно-белом мире. Он смотрел на жизнь сквозь призму еврейского закона Торы. Все ему представлялось каким-то образом привязанным к тому или иному постулату или ритуалу. Ум Савла быстро постиг всю сложность законов Израиля. Он стал экспертом в толковании и соблюдении многочисленных обрядов своей религии. Его жизнь сводилась лишь к делам, которые были призваны укреплять обрядовую чистоту.

Так что Савл не очень обрадовался, когда появилась новая еврейская секта, бросившая вызов столь чтимым им традициям. Последователи проповедника Иисуса представлялись ему всего лишь смутьянами. Их динамичное движение Духа не вписывалось в тесный черно-белый мир Савла.

И тогда Савл-ученый превратился в Савла-гонителя. Он прослышал об активной группе христиан в Дамаске и решил возглавить поход туда, чтобы заключить их в тюрьму. Слишком опасно было терпеть еретиков.

Но по дороге в Дамаск Савл вдруг остановился как вкопанный. Внезапно его ослепил чудесный свет, и он был пригвожден к земле. И ревностный фарисей услышал голос:

«Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» И Савл ответил: «Кто ты, Господи?» Голос ответил:

«Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деяния 9:4 - 6).

От яркого света Савл ослеп. Спутники привели его в Дамаск, и там он встретил одного христианина по имени Анания. От него Савл узнал намного больше о Христе, том Свете, который встал на его пути.

Когда к Савлу вернулось зрение, его черно-белый мир исчез навсегда. Фанатик Савл стал другим человеком. Мы знаем его как апостола Павла. Он вступил в мир Божьего света и мир живых красок. Исчезли узкие шоры предрассудков, все человечество слилось воедино в Иисусе Христе. Не было больше мелочных запретов, Павлу открылся смысл всеобъемлющей любви. Не существовало больше обрядных ограничений, главным для него стала теперь жизнь Духа. В Божьем свете Павел увидел, что религия вмещает целый спектр духовных качеств: любовь, радость, безмятежность, терпение, мягкость, самообладание.

Когда мы читаем послания Павла в Новом Завете, мы понимаем, насколько вырос этот некогда ограниченный фанатик. Его большое сердце теперь вмещало любовь и к Филиппийцам, и к Фессалоникийцам, и к Ефесянам, и к Галатам. И он любил их всех необычайно сильно. Павел отдал за них свою жизнь. Послушайте его замечательные слова, обращенные к Коринфянам. Людям, испытавшим серьезные моральные трудности, он написал следующее (Второе Послание к Коринфянам, глава 7 стих 3): «Не в осуждение говорю: ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить».

Какой разительный контраст с Савлом, высокомерным фарисеем. Как круто изменил его жизнь чудесный Божественный свет. Этот свет может изменить нашу жизнь и сегодня. Ничто не принуждает нас жить в тесных рамках черно-белого мира. Не надо сводить религию к одним ограничениям. Божественный свет может наполнить нашу жизнь живыми красками. Он ведь обещал нам избыток жизни.

Поверьте, мы можем довериться Ему в этом. Вера должны уметь видеть. Мы вполне можем довериться Тому, Кто придумал всю сложность человеческого глаза. Для Него нет таких сложных проблем, которые Он не смог бы решить. Мы можем довериться Тому, Кто наполнил этот мир таким богатством красок. Для Него нет жизни настолько унылой, чтобы Он не смог наполнить ее новым содержанием; для Него нет угла настолько темного, чтобы Он не смог его осветить. Да, мы вполне можем целиком доверить нашу жизнь этому чудесному Создателю. Мы можем всей душой откликнуться на приглашение пророка Исайи (Исайя, 2:5): «Придите, и будем ходить во свете Господнем».

Из книги Немедленно измениться автора Джидду Кришнамурти

Из книги Мысли о религии автора Балашов Лев Евдокимович

Из книги Православие автора Иванов Юрий Николаевич (2)

Глава I. Доверие и вера Как мы познаем мир? В первую очередь с помощью органов чувств. Они предоставляют нам ощущения, дающие представление об окружающем мире. Мы видим, пробуем, обоняем, слышим мир цветным, горячим, громким, горьким – тысячью оттенков, отзвуков и ощущений.

Из книги Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров автора Шэн-янь

День 5. Вера в себя, вера в метод, вера в Дхарму Царь Дхармы – самый высший в этом мире; Сознанье, что бесчисленные сонмы Татхагат тождественны друг другу. Сейчас я покажу вам жемчуг всевершащий; Кто верит, тот [от Дхармы] не отходит. В этой строфе есть два специальных

д. Заключение: вера Авраама и наша вера (23 - 25) В заключение Павел преподает своим читателям урок Авраамовой веры. Он говорит, что библейские слова …вменилось ему не в отношении к нему одному написаны (23), но и в отношении к нам сегодня. Вся история Авраама, как и все

Из книги Человек среди религий автора Кротов Виктор Гаврилович

Глава 1. Вера христианская

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Глава 4. Вера Определения Что говорит нам о вере "Многотолковый словарь"?Вера – это…– безоговорочное принятие того, что люди незнающие рассказывают о вещах небывалых. (Амброз Бирс)– больница душ, израненных обществом. (Жан Пети-Сенн)– вежливый синоним суеверия. (Э.

автора Кукушкин С. А.

б. Вера, неверие и частичная вера Слова Иисуса и ответ отца (23, 24) поднимают важный вопрос. Означают ли слова Иисуса «все возможно верующему», что «Я, Иисус, могу сделать все в соответствии с количеством и качеством Моей веры», или же «все возможно тебе, если у тебя есть

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Из книги Отец Александр Мень: «Люди ждут Слова...» автора Аман Ив

Слепая вера Будда разрушал авторитеты, с горькой иронией бичевал он книжную премудрость, как пустой вздор или же дерзкое сумасбродство; к кастовому высокомерию браминов он относился с неменьшей строгостью: " Кто, повторяя песни и изречения древних мудрецов, вообразит

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Глава 8 «В чем моя вера» Незадолго до смерти отец Александр прочитал лекцию о христианстве. Вот как он ее закончил:«И если мы еще раз зададим себе вопрос, в чем же заключается сущность христианства, мы должны будем ответить: это Богочеловечество, соединение ограниченного и

Из книги "Дети небесного града" и другие рассказы автора Зоберн Владимир Михайлович

Вера Иисуса Христа и Русская вера Один из представителей объединения «Всеясветная грамота» в период празднования 7 500-летия её обретения поведал мимоходом, что в одной из древних книг, хранимых носителями этой традиции, сообщается следующее: «Иисусе Христе, сын

Из книги автора

Слепая корзинщица Елизавета была слепа от рождения. Она не имела никакого понятия о том, что люди подразумевают, когда говорят о высоком голубом небе, о тучах и ярком солнечном лучике, о свежей весенней зелени и цветах или когда восклицают: «Как прекрасен этот сад,



Loading...Loading...