Сознание функция человеческого мозга философия. Сознание и мозг человека

Человеческий мозг — поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание — функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания. Сознание -это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях.

Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения. Но поскольку сознание можно совершенствовать, то можно и найти неочевидное решение. Один из самых распространенных примеров – обучение математике. Чьё сознание гибче, тот быстрее находит решение.

Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа. Часто это называют еще силой воли. Как трудно бывает заставить себя по утрам что — либо делать, так как не проснувшись мы не можем полностью «включить» сознание, а, значит, и контролировать себя.

Когда необходимо осознать и найти выход из какой — либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может. Это суждение вытекает из первых двух.

Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий. Здесь уже сознание должно действовать в унисон с бессознательным инстинктом сохранения.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Но ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Известно, что загипнотизированный человек какое-то время удерживает под порогом своего сознания весьма сложной инструкцией и реализует их, если наступают те объективные условия, при которых 55 они должны быть, по указанию гипнотизера, выполнены. Во время нормального сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму - ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически.

По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств - навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др.

Сознание, как идеальная реальность проявляется через материальные формы. Такой материальной формой сознания является язык. Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим. Сам по себе язык представляет собой систему знаков, которыми обозначаются предметы, представленные в словах. Язык не только выполняет роль знака, но также и играет роль в понимании человеком мира.

Язык в реализации своих функций составляет органическое единство с сознанием, проявляет себя следующим образом:

– развитость сознания предполагает одновременно и развитость языка и наоборот;

– наличие у человека определенных знаний по какому-либо вопросу означает возможность и способность выразить эти знания в словесной форме;

– начало формирования сознания означает одновременно и формирование языка и наоборот

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, они человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Существует несколько слов, характеризующих непричастность сознания к происходящему. Например, надсознательное, подсознательное, предсознательное – разные приставки в них означают влияние бессознательного на разные стороны жизни. Между этими терминами есть некоторые различия, которые будут упоминаться при их употреблении.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительном и слуховом центрах нервной системы. Другими словами, это проявление биологической составляющей человека. Ему свойственны рефлексы и инстинкты, страхи и влечения, агрессия и подавленность.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

В область бессознательного входят:

Психические явления, возникающие во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние характеризуется отключенностью сознания. Истолкованием снов занимались очень многие люди – от гадалок до психоаналитиков, так как в снах содержится неискаженная сущность человека, правда, завуалированная различными образами. Психоанализом снов занимался З. Фрейд. В своих книгах он рассматривал практически любые сны как следствие сексуальной дисгармонии. Со столь нетрадиционным подходом, он был не понят при жизни, однако со временем интерес к его трудам стал нарастать, и сегодня его теория является одной из самых известных. Более подробно эта тема рассмотрена в разделе «Основные направления в психологии».

Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции). Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.

Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.

Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые. Сюда относятся сложные профессиональные движения машинистки, художника или пианиста.

Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Они могут возникать при сильных воздействиях на нервную систему – болезнью, психотропным или галлюциногенным веществом.

Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями, например навязчивые мысли. Это состояние испытывал каждый человек. Об таких состояниях говорят, что «мысли сами лезут в голову». Например, перед экзаменом постоянно думаешь о возможном течении событий; все могут сказать, что иногда к нам «привязываются мелодии» и т.д.

Было бы не верно сказать, что бессознательное — это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как неконтролируемые, полностью или частично неосознаваемые действия.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях так называемых постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении, деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. Поэтому в разные времена и в разных странах существуют множество направлений в изобразительном искусстве и поэзии. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их бессознательное. Есть немало примеров относительно науки, религии и их взаимовлияний. Например, в XIV-XVI вв., в эпоху возрождения, жил и работал ученый Николай Коперник. Про него говорят, «Остановив солнце, двинул землю». Несмотря на качественно новый подход в науке, он был не признан религией, проповедовавшей теорию о Земле как центре Вселенной. За долгие века существования этой выгодной точки зрения, она просто не вызывало сомнений и понималось как само собой разумеющееся. Поскольку религия в то время имела гораздо больше полномочий, то Николая, верному своему открытию, сожгли на костре. Естественно, со временем, взгляды поменялись, и сегодня эта история звучит более чем абсурдно, хотя в то время по — другому и быть не могло. «Истинная религиозная позиция зависит от непоколебимого чувства его ценности, а не от логических доводов» (Джозеф Хендерсон). А Коперник своей научной теорией пытался подорвать её.

Продолжая тему, можно отметить, что бессознательное — это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, во многом определяющей жизнь и поступки людей.

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно – психические явления органически включены в субъективную реальность.

Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий. Интуиция предчувствие – другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

На понимании космической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного. Подробнее об этом в соответствующем разделе.

К сфере бессознательно — психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки.

В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую значимость.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.

Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

2. Принцип универсального эволюционизма

Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма. Принцип эволюции получил наиболее полную разработку в рамках биологии. Однако до наших дней он не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной выступала физика. Парадигмальная несовместимость классической физики и биологии обнаружилась в XIX столетии как противоречие между положениями эволюционной теории Дарвина и второго начала термодинамики.

Согласно эволюционной теории, в мире происходит непрерывное появление все более сложно организованных живых систем. Второе начало термодинамики демонстрировало, что эволюция физических систем приводит к ситуации, когда изолированная система целеустремленно и необратимо смещается к состоянию равновесия.

Универсальный эволюционизм характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, на все сферы действительности и рассмотрение материи как единого универсального эволюционного процесса.

Универсальный эволюционизм представляет собой соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. Определяющее значение сыграли три направления: теория нестационарной Вселенной; синергетика; теория биологической эволюции. Антропный принцип: предположение о существовании множества Вселенных, а жизнь возникает там, где складываются для этого особые условия. Согласно одному из вариантов антропного принципа, «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас уже нет практически ни одной «чистой» науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса начатого Большим взрывом.

Самоорганизация - наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

Эти принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.

Однако есть еще одна особенность современной научной картины мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, и принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной часть» включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру.

Принципы глобального (универсального) эволюционизма позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе. Эта концепция базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав ряд мировоззренческих установок.

Универсальный (глобальный) эволюционизм часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Это действительно очень важный аспект в понимании глобального эволюционизма. Но он не исчерпывает содержания данного принципа.

Возникновение в 40-50-х годах нашего столетия общей теории систем и становление системного подхода внесло принципиально новое содержание в концепции эволюционизма. Системное рассмотрение объекта предполагает, прежде всего, выявление целостности исследуемой системы, ее взаимосвязей с окружающей средой, анализ в рамках целостной системы свойств составляющих ее элементов и их взаимосвязей между собой.

Практически все объекты, которые современная наука включает в сферу своего исследования, носят системный и эволюционный характер. Предметом научного исследования становятся не отдельные, выделенные части целого, которые раньше исследовались изолированно, а целостные комплексы, которые в качестве неотъемлемого компонента включают человека.

Системное познание и преобразование мира предполагает:

– рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов;

– определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними.

– выявление внешних связей системы, выделения из них главных;

– определение функции системы и ее роли среди других систем;

– анализ диалектики структуры и функции системы;

– обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Таким образом, для изучения объектов в рамках системного подхода оказывается недостаточно поэлементного анализа, поскольку в процессе исследования может быть обнаружен такой уровень объектов, где экспериментирование над частью с неизбежностью затрагивает целое, что приводит к радикальной трансформации целостной системы в направлении, идущем не на сохранение данной системы, и ставит под вопрос возможность существования человека.

Все это означает, что в процессе исследования объектов, необходимо анализировать их не изолированно, а как часть более широкой целостной системы, учитывая, что от манипулирования с этой частью зависит сохранение целостной системы.

Совокупность связей между элементами образует структуру системы, устойчивые связи определяют упорядоченность системы. Связи по горизонтали – координирующие, обеспечивают корреляцию системы, ни одна часть системы не может измениться без изменения других. Связи по вертикали – связи субординации, одни элементы системы являются более значимыми, чем другие, и подчиняются им.

Система обладает признаком целостности – это означает что все ее составные части, соединяясь в единое целое, образуют нечто обладающее качествами, не сводимыми к качествам отдельных элементов.

Согласно современным научным взглядам все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы.

Возникновение концепции глобального эволюционизма во многом связано с расширением границ эволюционного подхода, принятого в биологической и социальных науках. Сам факт исторического появления и эволюции этих систем (или, как их называют некоторые ученые, видов движения) заставляет усомниться в абсолютной статичности и вечности других систем. Загадочность качественных скачков к биологическому и от биологического к социальному миру, наверняка можно постичь только исходя из допущения необходимости подобных переходов между другими системами. То есть, исходя из факта наличия эволюции мира на последних этапах его истории, можно сделать предположение, что он в целом является эволюционной системой, то есть и все другие системы (помимо биологической и социальной) сформировались в результате эволюции. Это высказывание и есть самая общая формулировка парадигмы глобального эволюционизма.

Эволюционный подход к существующим эволюционным системам не подразумевает, что все они находятся в постоянном процессе эволюции, а наоборот констатирует необходимость их последовательного формирования на определенных этапах истории. Вообще эволюция, как процесс, относящийся ко всей Вселенной в каждый момент времени реализуется локально только в одном виде движения. То есть всегда существует только одна локальная система (то есть не тождественная всему миру), которую можно назвать эволюционной, в которой происходит появление принципиально новых, уникальных определений мира.

Чтобы отличить эту систему от других, уже прошедших эволюцию, можно ввести термин «авангард эволюции». Естественно, что авангардом эволюции всегда является последнее по времени появившееся в мире форма движения (сейчас социальная система). Все предыдущие виды движений, пройдя эволюционный этап и достигнув равновесного состояния (не статичного, а, скорее всего состояния медленного изменения параметров, либо повторяющегося процесса развития отдельных элементов) служат основой для формирования и эволюции нового движения. Возможны появления и новых характеристик у «предыдущих» движений, но они необходимо связаны с эволюцией последнего по времени появления типа движения (системы) – авангарда эволюции.

Принцип эволюции получил наиболее полную разработку в рамках биологии и стал ее фундаментальным принципом со времен Ч.Дарвина. Однако вплоть до наших дней он не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной выступала физика, которая транслировала свои идеалы и нормы в другие отрасли знания.

Согласно эволюционной теории Дарвина, в мире происходит непрерывное появление все более сложно организованных живых систем, упорядоченных форм и состояний живого.

Иначе говоря, биологическая теория говорит о созидании в процессе эволюции все более сложных и упорядоченных живых систем.

Здесь необходимо выделить важную характеристику направленности самоорганизующихся процессов, которую можно обозначить как принцип экономии энтропии, дающей «преимущество» сложным системам по сравнению с простыми. Этот принцип звучит так: если в данных условиях возможны несколько типов организации материи, не противоречащих законам сохранения и другим принципам, то реализуется и сохранит наибольшие шансы на стабильность и последующее развитие именно тот, который позволяет утилизировать внешнюю энергию в наибольших масштабах, наиболее эффективно.

Формирование самоорганизующихся систем при этом можно рассматривать в качестве особой стадии развивающегося объекта, своего рода «синхронный срез» некоторого этапа его эволюции. Сама же эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другому («диахронный срез»). В результате анализ эволюционных характеристик оказывается неразрывно связанным с системным рассмотрением объектов. Универсальный эволюционизм как раз и представляет собой соединение идеи эволюции с идеями системного подхода.

В классической науке (XIX в.) господствовало убеждение, что материи изначально присуща тенденция к разрушению всякой упорядоченности, стремление к исходному равновесию, что энергетическом смысле и означало неупорядоченность, т.е. хаос. Такой взгляд на вещи сформировался под воздействием равновесной термодинамики.

Эта наука занимается процессами взаимопревращения различных видов энергии. Ею установлено, что взаимные превращения тепла и работы неравнозначны. Работа может полностью превратиться в тепло трением или другими способами, а вот тепло полностью превратить в работу принципиально не возможно. Это означает, что во взаимных переходах одних видов энергии в другие существует выделенная самой природой направленность. Знаменитое второе начало термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так «Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему». Закон сохранения и превращения энергии в принципе не запрещает такого перехода, лишь бы количество энергии сохранялось в прежнем объеме. Но в реальности такого никогда не происходит. Вот эту-то односторонность, однонаправленность перераспределения энергии в замкнутых системах и подчеркивает второе начало.

Для отражения этого процесса в термодинамику было введено новое понятие - энтропия. Под энтропией стали понимать меру беспорядка системы. Более точная формулировка второго начала термодинамики приняла такой вид: «При самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает». Физический смысл возрастания энтропии сводится к тому, что состоящая из некоторого множества частиц изолированная (с постоянной энергией) система стремится перейти в состояние с наименьшей упорядоченностью движения частиц. Это - наиболее простое состояние системы, или состояние термодинамического равновесия, при котором движение частиц хаотично. Максимальная энтропия означает полное термодинамическое равновесие, что эквивалентно полному хаосу.

Общий итог достаточно печален: необратимая направленность процессов преобразования энергии в изолированных системах рано или поздно приведет к превращению всех видов энергии в тепловую, которая рассеется, т.е. в среднем равномерно распределится между всеми элементами системы, что и будет означать термодинамическое равновесие, или полный хаос. Если наша Вселенная - замкнута, то ее ждет именно такая незавидная участь. Из хаоса, как утверждали древние греки, она родилась, в хаос же, как предполагает классическая термодинамика, и возвратится.

Возникает, правда, любопытный вопрос: если Вселенная эволюционирует только к хаосу, то, как же она могла возникнуть и сорганизоваться до нынешнего упорядоченного состояния? Однако этим вопросом классическая термодинамика не задавалась, ибо формировалась в эпоху, когда нестационарный характер Вселенной даже не обсуждался. В это время единственным немым укором термодинамике служила дарвиновская теория эволюции. Ведь предполагаемый этой теорией процесс развития растительного и животного мира характеризовался его непрерывным усложнением, нарастанием высоты организации и порядка. Живая природа почему-то стремилась прочь от термодинамического равновесия и хаоса, Такая явная «нестыковка» законов развития неживой и живой природы, по меньшей мере, удивляла.

Удивление это многократно возросло после замены модели стационарной Вселенной на модель развивающейся Вселенной, в которой ясно просматривалось нарастающее усложнение организации материальных объектов - от элементарных и субэлементарных частиц в первые мгновения после Большого взрыва до наблюдаемых ныне звездных и галактических систем. Ведь если принцип возрастания энтропии столь универсален, как же могли возникнуть такие сложные структуры? Случайным «возмущением» в целом равновесной Вселенной их уже не объяснить. Стало ясно, что для сохранения непротиворечивости общей картины мира необходимо постулировать наличие у материи в целом не только разрушительной, но и созидательной тенденции.

Эти противоречия привели к формированию синергетики.

Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции.

Принципы универсального эволюционизма демонстрируют свою ценность именно сейчас, когда наука перешла к изучению саморазвивающихся систем. На современном этапе общенаучная картина мира, базирующаяся на принципах глобального эволюционизма, выступает в качестве основания будущей науки, объединяющего науки о природе и науки о духе.

Тест

  1. Инерциальными системами отсчета ……
    Основополагающие жизненные системы Естественнонаучная и гуманитарная культуры. История развития естествознания ТЕОРИЯ ОПАРИНА-ХЭЙЛДЕНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ

Возникновение и развитие мышления тесно связано с эта­пами становления человека, его трудовой деятельностью, появ­лением членораздельной речи и совершенствованием языка. Именно этим он стал отличаться от животного.

Первоначально общение и обмен информацией происходили с помощью сочетания отдельных слов с жестами, мимикой, пока­зом. Каждое вводимое в обиход слово содержало в себе некое обобщение, определённый смысл. Словами обозначались как предметы, процессы и явления, так и взаимосвязи, их различия. Накапливавшийся набор слов способствовал формированию сиг­нальной системы в условно-рефлекторной деятельности. Люди начали представлять, воспроизводить то, что раньше видели, ощущали, восприняли из другого опыта. Они приобрели спо­собность с помощью лексики размышлять, думать, воображать, планировать, предвидеть события, запоминать, передавать зна­ния.

Психическое отражение действительности утверждалось на протяжении 2,5-3 миллионов лет и стало продуктом развития мозга и нервных клеток, образовавших своеобразную систему. Наряду с органами чувств они позволяли организму запоминать ситуацию и находить ранее пройденный путь к пище, воде, вы­страивать своё поведение.

Первым проводить опыты, связанные с анализом деятельно­сти головного мозга, начал основоположник русской физиологии И. М. Сеченов. Он установил и доказал, что в мозгу существуют участки, особые «центры», нервные механизмы, из которых исхо­дят тормозящие влияния на непроизвольные или рефлекторные движения животных и людей. Их он назвал «задерживающими центрами». Первоначальную причину поступков он усмотрел не в душе как божественном даре, не в мыслях, воле, как лживо заяв­ляли идеалисты, а во внешнем чувственном возбуждении, в кон­кретных условиях жизнедеятельности. Новатор заметил, что реф­лексы невозможны без внешних раздражителей, что они, воздей­ствуя на органы чувств, стимулируют психическую деятельность. Сохранение следов в центральной нервной системе выступало как основа памяти, а торможение - как механизм избирательной на­правленности поведения, работа мозга - как субстрат мотивации. Практику он поставил во главу угла мышления.

Учение об условных рефлексах (наивысшей форме приспо­собления организма к среде) превратилось в теоретический фун­дамент для изучения высших функций мозга. Новую главу в фи­зиологии мозга подготовил И. П. Павлов. Исследуя сущность «психического слюноотделения», он обнаружил интересный факт: наряду с выделением слюны у животных в ответ на раздра­жение полости рта пищей можно добиться аналогичного резуль­тата на любой раздражитель (свет, звук и т. д.), если его подкреп­лять последующим кормлением. Рефлексы первого рода (посто­янные связи организма со средой, которые передаются по наслед­ству генетическим путём в виде кода, инстинкта) он назвал безус­ловными, второго - условными, которые появляются на основе безусловных, т. е. в процессе индивидуальной жизни, и регули­руют действия в меняющейся ситуации. Это позволило выявить важные закономерности нервной деятельности. Он заметил, что образование и разрушение временных связей, т. е. условных реф­лексов, в коре полушарий головного мозга, а также аналитиче­ские навыки дают животным возможность ориентироваться в сложной действительности. Внешние и внутренние раздражители, идущие от главных органов, мускулатуры, костей, связочного ап­парата, сигнализируют в мозг о благоприятных или неблагопри­ятных для них условиях, возбуждают или тормозят определённые участки, вызывают целесообразные действия. Сон есть следствие торможения коры больших полушарий мозга.

Условные рефлексы возникают из-за психических образов. Вследствие этого они есть явление и физиологическое (неотде­лимы от рефлексов мозга), и порождённое им психическое.

У людей в дополнение к первой сигнальной системе (реак­ции на непосредственное воздействие внешнего мира) вырабо­талась вторая сигнальная система - речь. Огромное значение в развитии мышления имеет оперирование различными понятиями. Эти системы тесно взаимосвязаны.

Опираясь на достижения биологии, физиологии, психоло­гии, материалисты пришли к выводу, что мышление есть функция телесного мозга, активный процесс отражения действитель­ности в представлениях, понятиях, суждениях. При серьёзном повреждении отдельных участков мозга нарушается и психика, ориентировка в пространстве, координация движения.

Аналитическому, логическому мышлению предшествовали менее совершенные формы отражения, ощущений. Вещи, их свойства, взаимоотношения воздействуют на органы чувств. По­лученные раздражения передаются по нервным каналам в кору больших полушарий мозга. Возникающие физиологические про­цессы являются материальной основой ощущений, восприятий. Идеальные образы - это результаты взаимодействия объекта с органами чувств, субъективная реальность (осознанное бытие), символы, то, что отразилось и осталось в памяти. По К. Марксу, «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (т. 23, с. 21). Но образ не обладает материальными свойствами ни отображаемого предмета, ни нервной системы и мозга. Представление о каком- либо фрукте не имеет ни веса, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Зна­ние о землетрясении, извержении вулкана, цунами не может раз­рушить город. Понятия - это образы объектов, а не они сами.

Растения реагируют на изменения температуры, смену дня и ночи, времени года, амёбы и другие одноклеточные организмы - на пищевой раздражитель. Это допсихическая форма отраже­ния, физиологическая реакция. Начальной формой психики явля­ется способность отражать качества и свойства объектов по­средством ощущений. Многие виды животных способны к неко­торой рассудочности. В определённой мере у них развиты ин­стинкты, ситуативная целесообразность в приспособленческих действиях, которая является предпосылкой к логическим поступ­кам. Но подчёркивая сходство между умственной деятельностью у животных и людей, учёные различают её. Животные не осоз­нают своих действий. У них не сложилась логика. Только люди могут мыслить абстрактно, оценивать, обладают сознанием. Диалектическое мышление присуще лишь развитым личностям.

Мышление неразрывно связано с трудом и языком, с сово­купностью накопленных терминов и фраз. Оголённых мыслей, свободных от лексики, нет. Вне образов, восприятий, представ­лений мысль лишена содержания, т. е. отсутствует. Язык жестов, мимики, картин вне слов не в состоянии отражать многое в еди­ном, хранить и передавать информацию. Слова позволяют обме­ниваться опытом, знаниями, общаться. Каждому уровню органи­зации труда соответствовала степень пополнения словарного за­паса, хотя далеко не все используют его в полном объёме.

Люди осознают окружающее и происходящее при помощи мозга, в котором непрерывно работает, как теперь признано, свыше 100 миллиардов нервных клеток (нейронов). Каждая из них обменивается информацией и сигналами еще с 10 тысячами других клеток. Не зря он потребляет около 20 процентов всей энергии, получаемой из пищи, хотя масса его составляет всего 2-3 процента массы тела. Мыслительные операции и эмоциональные реакции исходят из нейронных кодов ряда подкорковых ядер. Особыми способностями обладают квантово-полевые структуры. Кожная чувствительность (синестезия) - это отражение свойств внешнего раздражителя: ощущения прикосновения, давления и вибрации, тепла и холода, боли.

Одним из главных принципов организации психических функций является сопоставление и синтез в мозгу информации о наличном стимуле и извлечённых из памяти сведений. Но созна­ние как способность превращать объективное содержание отра­жаемого мира в субъективное мнение индивида, в цель жизнедея­тельности, обдумывание средств и способов её достижения не есть функция мозга самого по себе, хотя и не обнаруживает себя в отрыве от него. В нём таятся неиссякаемые возможности, но не заложена какая-либо программа сознания. Оно возникает и разви­вается в общественной жизни, с самого начала вплетено в произ­водство и общение, в обучение, культуру. Нельзя чувственно по­знать мир без прошлого опыта или актуализировать его без внеш­него сигнала, который сначала кодируется в виде последователь­ных нервных импульсов и затем возникает в сознании как точное его отражение. Дети усваивают язык родителей. Благодаря ему они знакомятся с достижениями, учатся мыслить, формировать свои убеждения, ценностные ориентации, идеалы, правовые и нравственные нормы. В личности аккумулируется вся совокуп­ность отношений. Известны редкие случаи, когда маленькие дети, выросшие среди диких животных, имели вполне нормальный мозг, но приобретали их привычки: спали днём, ходили на четве­реньках, ели без помощи рук, не умели говорить, мыслить и т. д. Требовались годы, чтобы привить им элементы человеческого поведения.

Из этого следует, что сознание не дано от природы и рож­дения, есть плод всех высокоразвитых материальных систем, традиций и обычаев, усвоенного из увиденного, услышанного и прочитанного в книгах. Оно обусловлено самими условиями жиз­ни, осмыслением природной и социокультурной среды. Работая, обеспечивая быт семьи, участвуя в выборах и политических акци­ях, реализуя свои интересы, люди развивают своё собственное сознание, без которого не может быть ни производительных сил и производственных отношений, ни власти, ни культуры взаимоот­ношений.

И. П. Павлов выделил три основные врождённые свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность воз­будимого и тормозного процессов. Её своеобразие подразделяет людей на экстравертов, предрасположенных к общительности, активности, в т. ч. двигательной и речевой, импульсивности, риску, шуткам, неконтролируемым эмоциям, тяготеющим к пе­ременам и новым впечатлениям, и интровертов, которым при­сущи замкнутость, заторможенность, сдержанность, самоанализ и самоконтроль, спокойствие, преобладание негативного настрое­ния, пессимизм. Оно предопределяет темпераменты, характе­ризующие психофизиологические особенности. Детерминиру­ются они, по Айзенку, степенью, балансом возбуждения и тор­можения в центральной нервной системе. Темперамент зависит от конституции организма, выражает темп, ритм, интенсивность, выносливость отдельных перечисленных процессов и состояний. В его структуре выделяют три компонента: общую активность (от вялости, инертности до предельной энергичности), открытость индивида, его двигательные проявления (быстрота, сила, рез­кость, амплитуда), его эмоциональность (специфика возникнове­ния, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений). В. С. Мерлин обозначил девять показателей.

Человеческий мозг – поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание – функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания. Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.


Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная , а сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции – духовную и материальную.

Сознание и объективный мир – противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

41. УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ .

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.(полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Органом, координирующим и регулирующим психическую деятельность человека, является головной мозг. Все движения, чувства, желания и мысли людей связаны с работой мозга и если его функционирование нарушается, это сказывается на состоянии человека: утрачивается его способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.
Головной мозг представляет собой симметричную структуру, состоящую из двух полушарий, поверхность которых покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры - наружного слоя мозга. Сзади расположен мозжечок, а ниже больших полушарий находится ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Головной мозг новорожденного человека весит в среднем 0,3 кг, а взрослого - 1.5 кг. Хотя это и составляет примерно 2,5% вес тела, к мозгу постоянно поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно - кислорода. Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты - синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших мыслей, чувств, эмоций и памяти.
Важная роль головного мозга в функционировании психики, дает повод к появлению учений, полагающих, что мозг продуцирует, вырабатывает сознание и что именно в строении и особенностях головного мозга кроется загадка сознания. В XIX веке немецкий ученый Вагнер попытался доказать зависимость между гениальностью некоторых людей и особенностями их головного мозга. Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга невозможно что-либо сказать определенное о личности. У И.С.Тургенева мозг весил 2000 грамм, а у Анатоля Франса - 1000 грамм. Луи Пастер в возрасте 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. И все же он активно жил и работал еще 27 лет.
Механизм работы мозга давно выявлен и может быть пояснен с помощью простого примера. Когда мы берем пальцами ручку, лежащую на столе, свет, отраженный от ручки, фокусируется в хрусталике глаза и передается на сетчатку, где возникает изображение ручки. Затем оно воспринимается соответствующими нервными клетками, передающими сигнал в чувствительные ядра головного мозга, расположенные в зрительном бугре (таламусе). Там, в свою очередь, активизируются многочисленные нейроны, реагирующие на распределение света и темноты. В затылочной доле полушарий головного мозга расположена первичная зрительная кора. Импульсы, пришедшие в неё из таламуса, в сложную последовательность разрядов корковых нейронов, одни из которых реагируют на границу между ручкой и столом, другие - на углы в изображении ручки и т.д. Из первичной зрительной коры информация поступает в ассоциативную зрительную кору, где происходит распознавание образа ручки. Это распознавание основывается на предварительно накопленных знаниях о внешних очертаниях предметов. На стадии планирования движения, в данном случае взятия ручки, двигательные нейроны, расположенные в лобной части головного мозга, отдают команду мышцам руки и пальцев. Приближение руки к ручке контролируется зрительной системой. Когда мы берем ручку в руку, рецепторы в кончиках пальцев, воспринимающие давление, сообщают, хорошо ли пальцы обхватили ручку и каким должно быть усилие, чтобы её удержать. Если мы захотим написать ручкой свое имя, потребуется активация другой хранящейся в мозге информации, обеспечивающей это более сложное движение, а зрительный контроль будет способствовать повышению его точности.
Таким образом, выполнение простейшего действия связано с довольно сложной работой мозга. При более сложных формах поведения, связанных с речью или мышлением, активируются другие нейронные цепи, охватывающие еще более обширные области мозга.
В XIX веке были популярны материалистические концепции, пытающиеся свести сознание к мозговой активности человека. Немецкий врач и естествоиспытатель Людвиг Бюхнер настаивал на том, что сознание тождественно физико-химическому движению вещества мозга. Его соотечественник Якоб Молешотт сравнивал мысль с движением света и утверждал, что сознание имеет физиологическую природу. Карл Фохт в "Физиологических письмах" писал о том, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени". В соответствие с этими взглядами, получившими название "вульгарного материализма", сознание есть ничто иное, как подкласс физических процессов, протекающих в мозгу.
В ХХ столетии, на волне достижений в таких отраслях науки, как физиология, психология, математическая логика, нейробиология и кибернетика, в западной философии появилось течение, названное "научным материализмом". Основная его проблема - соотношение материи и сознания, которая решается в традициях материализма XIX века. То есть, все психические явления сводятся в "научном материализме" к физиологическим процессам. Однако степень жесткости такого сведения, различается в зависимости от научной специализации представителей "научного материализма". В этой связи выделяют следующие его разновидности:
"Редуктивный" материализм (от лат. reductio: возвращение, отодвигание назад) сводит психические явления, состоянии и процессы к подклассу физических явлений, состояний и процессов.
"Элиминативный" материализм (лат. eliminare - выносить за порог, выгонять) считает, что сознание есть ничто иное, как мозг, который выступает в качестве посредника внешних или внутренних для организма стимулов и моторных, эмоциональных и идеальных реакций человека. Психические процессы (и сознание в том числе) - это то, что возникает в человеке в результате воздействия определенных стимулов. Один из представителей "элиминативного" материализма австралийский философ Дэвид Армстронг предложил теорию, в которой психические явления трактуются как формы языкового описания нейрофизиологических процессов.
"Кибернетический" материализм предлагает рассматривать психические явления как абстрактные функциональные свойства и состояния живой системы по аналогии с функционированием ЭВМ.
"Эмерджентный" материализм (от англ. Emergence - возникновение, появление нового) допускает самостоятельность психики и сознания в качестве атрибутов материальной субстанции. Так, аргентинский философ и физик Марио Бунге считает, что психика является системным свойством нейронных структур мозга, а американец Джозеф Марголис полагает, что сознание является неотъемлемым свойством материи, которое в процессе эволюции приобретает культурные свойства.
Успехи современной науки в объяснении механизмов функционирования головного мозга человека, нашли воплощение в стремительном развитии кибернетики. Современное производство и повседневная жизнь людей немыслимы без "умных" машин и устройств, облегчающих труд человека или заменяющих его. Это дало повод для утверждений, что в перспективе возможно создание "искусственного сознания", ничем не отличающегося от человеческого сознания. С философской точки зрения, почвой для этих утверждений является неверная трактовка связи между сознанием и мозгом.
Философия считает, что высокоразвитый мозг человека является одной из предпосылок формирования и функционирования сознания. К другим предпосылкам, не менее важным, чем развитый мозг, относятся социальное окружение, язык и труд.

Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животного и человека. И в силу этого иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. Но сознание человека возникло и развивалось в тесной зависимости, с возникновение и развитием человеческого мозга, на это указывает тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательной способности сознания.

Главная функция мозга человека - хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Мозг человека симметричен (полушария), но в функциональном отношении между полушариями существует большое различие.

Левое полушарие отвечает за все виды речевой деятельности (понимание, говорение), обеспечивает процессы речи и письма, чтения, осуществляет счетные операции, относит объект к определенным классам.

Правое полушарие контролирует ориентировку в собственном теле (восприятие пространственных отношений, правильная координация).

Сознание не только отражает действительность, но и позволяет высказать к ней определенные отношения. Поэтому в структуру сознания входят: память, эмоции, чувство, воля, мотивация.

Концепция Спиркина

Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

Сознание - это не просто образ, а психическая (идеальная) форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование действительности.

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и преобразовании действительности, а также в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов.

Концепция Иванова (сознание по Иванову)

Иванов представляет поле сознания в виде круга. Каждый сектор отвечает за определенную функцию.

Первый сектор: сфера телесно - перцептивных способностей и получаемых на их основе знаний. К этим способностям относятся: ощущения, восприятие, конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы познания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных, человеческих тел.



Второй сектор: логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственного чувственного данного в сущностные уровни познаваемых объектов. В эту сферу входят: общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Главной целью является истина.

1 и 2 сектор образуют внешне-познавательную составляющую сознания.

Третий сектор: его связывают с эмоциональным компонентом сознания. Она лишена непосредственно связи с внешним миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. В эту сферу входят:

· Инстинктивно-аффектные состояния (предчувствие, неотчетливые переживания, стрессы, галлюцинации)

· Эмоции (гнев, страх, восторг)

· Чувства, которые отличаются большей отчетливостью (наслаждение, любовь, симпатия, антипатия)

Главной целью сферы является принцип удовольствия.

Четвертый сектор: ценностно-мотивационный компонент. Здесь содержатся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, воображения. Главной целью сектора является красота, правда и справедливость.

3 и 4 сектор образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания.

Проблема сознания связана с вопросом о самосознании. Считается, что предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, цели, действия, положение в семье и коллективе.

Источники сознания

1. Внешний предметный и духовный мир, природные социальные и духовные явления, которые отражаются в сознании в виде понятийных образов

2. Социокультурная среда, общие понятия, этические и эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания

3. Духовный вид индивида, его собственный уникальный опыт жизни, переживаний, т.е. в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, контролировать свое будущее

4. Мозг. Химико-биологическое состояние мозга - это один из факторов, воздействующих на характер восприятия мира.

5. Космическое информационно-смысловое поле (мозг берет информацию из космоса)

Бессознательное

сознание мозг душевный человеческий

Наряду с сознанием, в психике человека существует сфера бессознательного.

Бессознательное - это совокупность психических явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающиеся (в данный момент) контролю со стороны знания. К бессознательному относится:

Гипнотическое состояние

Состояние невменяемости

Оговорки, описки

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.

Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, но позже могут попасть в сферу сознания, а может произойти наоборот. Так называемые «Автоматизмы» и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом перейти в сферу бессознательною.

Бессознательное по Фрейду.

З.Фрейд пришел к выводу о существенно важной, а порой даже решающей роли бессознательного. Психика человека по Фрейду имеет три сферы: «Оно», «Я», «сверх-ая».

«Оно» - сфера бессознательного, в которой сосредоточены различные биологические влияния: влечения сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Здесь главенствует принципы удовольствия, наслаждения.

«Я» - сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влияниями человека и внешней реальностью, кот. включает в себя природное и социальное окружение. Уровень «Я» стремится заменить принцип наслаждения принципом реальности, хотя это ему не всегда удается.

«Сверх-ая» - внутриличностная совесть, установки общества, идеалы, нормы, ценности, т.е. своего рода моральная цензура.

«Я» стремится быть посредником между миром и «Оно» и для мира «Оно».

Фрейд преувеличил значение бессознательного. Фрейд преувеличил значение «Оно» по отношению к «Я» и говорил, что человек вынужден постоянно терзаться и разрываться между биологическими влияниями и осознаваемыми социальными нормами. По Фрейду биологическое бессознательное является определяющим.

Г. Юнг в сфере бессознательного выделил так называемые «архетипы». Если комплексы переживаний, вытесняемые из сознания в бессознательное у Фрейда является результатом индивидуальной жизни, то архетипы Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в жизни человека, передаваясь из поколения в поколение.

Архетип «Тень» - представляет собой образ низменного и антисоциального в человеке.

Архетип «Персона» - маска, под ней скрывается архетип «тень», её очень часто пользуется человек, чтобы скрыть антисоциальную сущность.

Архетип «Аниме» - женское начало мужчины.

Архетип «Анимус» - мужское начало женщины

Ведут как к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут приводить к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком.

Архетип «Самость» - предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение ценностей и единства составных его частей.

Бессознательно и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психологической реальности человека. Между ними часто возникают противоречия, конфликты, но они все же взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.

Язык и мышление

Язык - специфический способ человека- способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мысли. Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Можно выделить 2 ф-ции языка:

мышление

Мышление - сложный многогранный психический процесс, имеющий свою структуру. С точки зрения способа своего внешнего выражения в нем выделяют 2 формы:

немая внутренняя речь, бессловесное размышление, внешне выраженное молчанием.

Физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид, формы слов, жестов и мимики (вербальный и невербальный)

Мышление может классифицироваться и в зависимости от характера тех объектов, кот-ые оно отражает:

конкретное мышление, которое выраженно в терминах, словах,знаках, обозначающие отдельные конкретные вещи. Данный вид мышления связан с материальной реальностью.

Абстрактное мышление, выраженное в обобщающих, отвлеченных понятиях, обозначающие невидимые связи между видами, родами, классами предметов и явлений. Он отделен от материальной реальности.

И абстрактное и конкретное мышление выражается в знаках, символах, словах, в устной и письменной речи, в языке.

Язык - материальное ср-во выражения идеального духа, сознания, мышления.

Виды языков:

речевая форма - устная и письменная речь

неречевая - мимика, жесты, телодвижения.

Специальные языки - язык наук (мат., хим.)

Различные системы сигнализации - дорожные знаки, морские сигналы, схемы.

Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Язык, как средство общения играет важную роль в общественно трудовой деятельности людей.

Общее между сознанием и языком, состоит в том, что они 1) исторически возникли одновременно, т.е. идеи не могут существовать отдельно от языка. 2) и мышление и язык явл-ся продуктом длительного социально-исторического процесса. Язык и мышление не тождественны.

слово отражает лишь сущность предмета, не весь предмет, со всеми его многообразными свойствами. Мысль охватывает большее число свойств предмета.

В тройке сознание, слово, реальность, слово занимает срединную позицию, связывая сознание с реальностью. Таким образом, слово влияет и на мышление (поясняя его), и на реальность (преобразование).

Мысль - мимолетное, неустойчивое, смертное. Слово - более устойчиво, стабильно и бессмертно. Слово - воробей - вылетит - не поймаешь.



Loading...Loading...