Современный опыт реконструкции объектов промышленной архитектуры под здания жилого назначения. Реконструкция зданий и сооружений от артели олва-реставрация

Письменным источникам (напр., реконструкция памятника архитектуры).3) Реконструкция лингвистическая - гипотетическое воссоздание исчезнувших языковых форм и систем на основе их позднейших отражений и с учетом возможных путей языкового развития.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РЕКОНСТРУКЦИЯ" в других словарях:

    Реконструкция - Изменение конструкции пути, вызывающее необходимость корректировки его паспорта Источник: РД 10 117 95: Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов Реконструкция комплекс строительн … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (от лат. re приставка, означающая повторение, возобновление, и constructio построение), 1) перестройка здания для улучшения его функционирования (например, реконструкция театральных зданий в соответствии с требованиями современной… … Художественная энциклопедия

    Реконструкция: Реконструкция процесс изменение объектов настоящего с целью придания новых свойств в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования. Реконструкция воспроизведение процессов,… … Википедия

    Современная энциклопедия

    - (ново лат., от лат. re вновь, и construere строить, созидать). Перестройка, восстановление здания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКОНСТРУКЦИЯ новолатинск., от лат. re, вновь, и construere,… … Словарь иностранных слов русского языка

    реконструкция - и, ж. reconstruction f., нем. Rekonstruktion. Не верю в нее <твою философию> потому что знаю твою реконструкцию жизни и распространение амнистии на нас самих. 1867. Герц. 30 29 (1) 158. 1. Коренная перестройка, переоборудование чего л.;… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Реконструкция - – обновление, модернизация, перестройка зданий, улиц, площадей, городов. [Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969 1978] Реконструкция – значительное переустройство, перестройка чего л.(зданий, сооружения) с… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Реконструкция - (от ре... и латинского constructio построение), 1) коренное переустройство, перестройка чего либо с целью улучшения, усовершенствования (например, реконструкция предприятий, реконструкция города). 2) Восстановление первоначального вида, облика… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Восстановление, возрождение, реставрация; перестройка, переделка, реорганизация, преобразование, переустройство, реформа, изменение; воссоздание, пересоздание, обновление Словарь русских синонимов. реконструкция 1. см. перестройка. 2. см … Словарь синонимов

    РЕКОНСТРУКЦИЯ, реконструкции, мн. нет, жен. (лат. reconstructio) (книжн.). Действие по гл. реконструировать и реконструироваться; переделка, коренная перестройка чего нибудь, организация по совершенно новым принципам. Реконструкция Москвы по… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Реконструкция , Антонио Орехудо , Елена Антропова , Легендарное "мюнстерское восстание" - первая попытка германских реформаторов победить в войне с католической церковью - потоплено в крови. Его предводители убиты. Однако восемнадцать лет… Категория: Детективы, триллеры Издатель: АСТ Москва,Транзиткнига,АСТ ,
  • Реконструкция , Юрий Адамов , В первую книгу Юрия Ляамопа пошли повести и рассказы, написанные на "рабочую тему". В повести "Реконструкция" действие разворачивается в провинции на крупном электромеханическом заводе,… Категория: Классическая проза Издатель:

ОАО «Моспроект-2» им. М. В. Посохина специализируется на капитальном ремонте зданий, отделке фасадов, восстановлении сооружений любого назначения в Москве, России и за рубежом. Одними из основных направлений деятельности компании считаются реставрация и реконструкция объектов культуры и памятников старины. Многие воспринимают эти два строительных термина практически одинаково, однако они имеют разное значение.

Реставрация

Слово «реставрация» означает восстановление (укрепление) разрушенных или поврежденных памятников искусства, объектов исторического и культурного наследия.

Причинами искажения первозданного облика могут стать:

Влияние времени;

Экстремальные условия эксплуатации;

Неосторожное (умышленное) варварское воздействие и многие другие факторы.

В процессе реставрации происходит исправление деформированных частей, укрепление их структуры. При этом часто применяются современные материалы, подобные первоначальным, но имеющие лучшие свойства. Химически изменившиеся детали, не подлежащие восстановлению, удаляются и заменяются. Нередко приходится устранять позднейшие дополнения.

Обычно объектами реставрации становятся:

Памятники архитектуры;

Фасады исторических зданий разного назначения;

Деревянная архитектура (церковные сооружения, старинные особняки и т. д.);

Отдельные элементы фасадных конструкций, интерьеров памятников.

Реконструкция

Под этим термином (от латинского – «построение») понимается весь комплекс строительных, а также отделочных работ, направленных на качественное изменение функциональных показателей объекта. Главной целью реконструкции является восстановление не внешнего вида здания, а его технико-экономических качеств. На первый план выходит повышение комфортности эксплуатации ремонтируемого сооружения.

В ходе реконструкции сохраняются лишь несущие элементы здания: капитальные стены, перекрытия, лестничные марши и площадки. Все остальное подлежит полной или частичной замене. Здесь предусматривается проведение следующих работ:

Кардинальная реорганизация структуры объекта, в том числе изменение технических характеристик и габаритных размеров сооружения;

Изменение назначения помещений;

Оформление пристроек и надстроек;

Полное переоборудование инженерных коммуникаций;

Укрепление несущих конструкций;

Замена полов, потолков, промежуточных стен и перегородок;

Дополнительные мероприятия по благоустройству чердачных помещений, подвалов, кровли, выполнению наружной отделки.

Компания предлагает услугу воссоздания исторических строений по сохранившимся фрагментам, письменным и устным упоминаниям. Большее количество данных поможет достовернее восстановить объект. Также возможно завершение работ в недостроенном здании.

Перед началом реконструкции составляется проект, в котором учитывается техническое состояние объекта, эксплуатационные недостатки и выявленные дефекты. На основе документа прогнозируются предстоящие объемы работ, их стоимость и сроки исполнения. Клиенту предоставляется право на проведение самостоятельной специальной строительной экспертизы.

Почему клиенты обращаются в ОАО «Моспроект-2» им. М. В. Посохина?

Высокий профессиональный уровень сотрудников компании гарантирует:

  • грамотное проектирование предстоящей реконструкции или реставрации;
  • четкую последовательность выполняемых действий, вплоть до мельчайших деталей;
  • полное восстановление первоначального облика;
  • выполнение задач любой сложности;
  • тщательную экспертную оценку технического состояния сооружения, позволяющую определиться с точными расходами;
  • использование только качественных материалов;
  • применение при реставрации современных технологий, сочетающихся с древними способами зодчества;
  • индивидуальный подход к клиенту и безусловное выполнение всех пожеланий заказчика.

Поскольку мы установили, что общество востребует в качестве актуальных ценностей не только сами материальные памятники, но и значения, которыми они наделяются, постольку возникает необходимость определить понятия о реконструкции и воссоздании объектов в системе реставрационной деятельности. Практически оба термина обозначают схожие действия. Однако все же следует различать их на основе коренного словарного смысла термина. Реконструировать — значит коренным образом переустроить что-либо с целью улучшения, усовершенствования.

Именно в этом значении термин используется, когда говорят о реконструкции здания. В этом случае смысл вполне понятен и однозначен. Использование же его в другом значении, а именно в том, в каком он традиционно применяется для определения действий по восстановлению в былом виде утраченной формы практически или теоретически, является не точным. Хотя легко заметить в этом действии желание «улучшить» оригинал. Так, Ханна Ендржеевска (Erdrzejewska) определяет реконструкцию как дополненение недостающих элементов формы памятника путем воссоздания их из нового материала в тех случаях, когда требуется творческое вмешательство 5 . Такое толкование, исходно примененное и в настоящем тексте ради соответствия общепринятой терминологии, ведет ко многим недоразумениям. Поэтому единственно правильным будет ограничить понятие реконструкции действительно переустройством объекта либо посредством реального вмешательства в его материальную структуру, либо путем создания теоретической (проект) или практической (копия) модели, что вполне согласуется с толкованием, предложенным в свое время Б.Н. Засыпкиным.

Однако реконструкция может предполагать такое переустройство объекта или его части, которое ведет в результате к восстановлению первоначальной формы как она представляется автору реконструкции. Очевидно, что такого рода переделки связаны с нарушением status-quo памятника и ведут к уничтожению некоторых исторически ценных в большей или меньшей мере образований. Подобные работы по реконструкции (в прямом смысле) практически запрещены Венецианской хартией, которая отдает предпочтение сохранению исторических памятников.

Необходимо согласиться с мнением о том, что реконструкция, особенно в отношении движимых памятников, является нежелательной акцией и предпочтительно должна иметь место в виде самостоятельной модели. Реконструкции могут подвергаться лишь элементы поддержки или технической конструкции, изменения в которых обеспечивают сохранность произведения. Например, перевод живописи на новую основу практически является реконструкцией. Полностью запретить такие операции, как предлагают некоторые специалисты, по всей видимости, невозможно, так как перевод живописи на новую основу или перенос стенописей из разрушенных зданий иногда спасает произведение от гибели. Кроме того, существует специальная методология реконструкции разрушенных зданий, когда упавшие, но подлинные блоки или камни устанавливаются на свое место, то есть здание или его фрагмент возводится вновь. Такая практика получила название «анастилоз». При анастилозе, широко применяемом во всем мире, дополнения новой кладки ограничены рамками консервационных задач. Яркий пример из этой практики — реставрация Эрехтейона и Парфенона на афинском Акрополе. Однако подобным методом собираются из разрозненных фрагментов многие другие произведения искусства: например, античные амфоры, произведения скульптуры и т.п. Одним из самых замечательных образцов анастилоза в реставрации древнерусской живописи является опыт Александра Петровича Грекова (1910 — 1995) по собиранию из обломков фресок XIV века церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде. Значение термина, образованного от греческого «подбирать», «высоко поднимать», вполне позволяет применять его в реставрации в качестве определения специфической формы реконструкции фрагментаризированных объектов, как движимых, так и недвижимых.

Сохранение исторических зданий - вещь для европейской градостроительной политики привычная. Иногда они настолько щепетильны в этом вопросе, что способны сохранить единственный оставшийся аутентичный кирпич в полностью восстановленном историческом здании, будто в этом камне сосредоточены вся энергия и смысл архитектурного памятника. Чаще всё-таки реконструкция более полноценна, и во многих городах Европы есть примеры прекрасных решений в области реновации исторических зданий и районов.

Два корпуса бывшей сельскохозяйственной фермы в польском городе Лешно - известная картина обветшалых и полузаброшенных зданий где-нибудь на окраине старого города. Усилиями архитекторов из бюро NA NO WO Architekci «морально устаревшая» территория ожила и теперь здесь современный центр для пожилых людей, включающий апартаменты, ресторан, реабилитационный и медицинский центр с сопутствующей инфраструктурой.

Проект курировался архитекторами от концепции до сдачи объекта в эксплуатацию. Помимо восстановленных исторических зданий, построенных в разное время, в комплекс было включено ещё два корпуса. Весь ансамбль пришлось стилистически связать, что архитекторы сделали при помощи дизайнерских перфорированных стальных листов Cor-Ten. Ржавый цвет пластин создаёт эффект «налета старины», как бы уравнивая историческое и современное, перекликаясь по колориту с центральным корпусом из красного кирпича.

Эти же листы образуют балюстраду просторной террасы на крыше бывшей конюшни.

Исторически сложившееся пространство было существенно расширено. Во внутреннем дворе организовали фонтан и рекреационный сад с зелёными участками для отдыха и досуга.

Во французском городе Монруж есть образец другого типа реновации исторических сооружений, ставший достаточно популярным в последнее десятилетие. От здания бывших конюшен второй половины XIX в. сохранились одни стены, да и те долгое время стояли руинами посреди исторической застройки.

Для того чтобы не восстанавливать здание полностью и не сносить оставшуюся часть, архитекторы из бюро Aedificare решили вписать современное здание в сохранившийся остов. Решение оказалось весьма удачным - экономичное и практичное жильё не требует декорирования, а восстановление исторической кирпичной кладки стен не было столь трудоёмким и затратным.

Современная постройка была облицована цинком, и красноватый тон гармонично сочетается с перекрытиями и карнизами стен и крышами окружающих домов.

Порой хватает небольших деталей, чтобы оживить и освежить самое старое здание. Тому пример - церковь Сан-Франческо в испанском городке Санпедор. Проект реновации разрабатывался архитектором Давидом Клосесом (David Closes) и готовился как каталонский павильон на Венецианскую биеннале 2014 года.

В бывшем женском монастыре, построенном в начале XVIII в., историческое наследие сталкивается с современными динамическими формами, которые открыто характеризуют нашу эпоху. Резкие линии, углы и кубические объёмы из стекла и стали, казалось, должны были вносить дисгармонию, но благодаря аккуратной и ненавязчивой расстановке, они не разрушают впечатление целостности архитектурного произведения.

В ходе реконструкции архитектор оставил многочисленные следы разрушения - швы и трещины в стенах, даже обвалившийся купол.

В этом диалоге раскрывается преемственность, но не пассивная, - разговор идёт от лица двух эпох. В споре с современным актуализируется былое, его «голос» становится более звучным. Здесь образец реконструкции, которая не консервирует, но продлевает и обновляет жизнь архитектурного памятника.

Продолжая тему, хотелось бы отметить ещё 2 проекта, удивляющих необычностью решений реновации архитектурного наследия.

Замок Матрера в испанском городе Вильямартин был построен ещё в IX веке и за более чем 1000 лет значительно износился, частично рухнув в 2013 году и оставив за собой почти бесформенную каменную гору руин. В этот же год за реконструкцию памятника взялись архитекторы из Carquero Arquitectura.

Замок стоял на ландшафтной границе, где долина переходит в горный хребет, отчего роль его ландшафтного ориентира была значительна. Поэтому главной задачей архитекторов было восстановление утерянного объёма.

Так как законом запрещены так называемые миметические реконструкции (то есть современное восстановление первоначального вида), архитекторы решили построить массивный объём, который служил бы опорой и фоном сохранившимся фрагментам.

Суть такой реставрации сами архитекторы видели в том, чтобы, избегая ложной исторической фальсификации, отменяющей все следы времени, создать проект, который отражает своё собственное прошлое в его физической последовательности, сохраняя эстетическое и историческое значение.

Несмотря на негодование со стороны местного архнадзора и жителей, проект удостоился первой премии Architizer A+Award в 2016 году.

Если сравнивать с недалёким прошлым, современность располагает куда большими средствами восстановления и реставрации. И не только в материале, но и в области методов и решений. Так, в Утрехте, на одной из центральных площадей, произвели историческую реновацию при помощи световой визуализации.

Для того чтобы показать, что в этом месте, под землёй, проходит древняя, времён Римской империи, крепостная стена, архитекторы из OKRA маркировали эту часть световой инсталляцией, которая меняет цвет в течение дня и во время праздников. Вдоль линии света был установлен ряд ржавых железных листов, где нанесены очертания и линии крепости и крепостных стен.

Реновация в области исторического архитектурного наследия требует очень деликатного отношения. Кроме того, часто перед архитекторами и градостроителями встают проблемы, которые решить традиционными и привычными методами не всегда возможно. Для этого необходимо изменить угол зрения и искать нетривиальные подходы. И чем нестандартнее решение, тем выше риск ошибиться и быть непонятым, но результат часто оправдывает риск. Иногда самые безнадёжные, с точки зрения восстановления, объекты можно оживить при помощи самых разнообразных подходов. Поэтому никогда не надо спешить списывать старое архитектурное произведение в утиль, решение найдётся, что мы и попытались показать на вышеуказанных примерах.

Реконструкция в архитектуре это :

  • перестройка здания для улучшения его функционирования (например, театральных зданий для удобств зрителей) или для использования его по новому назначению (дворцовых и культовых зданий для размещения музейных и выставочных экспозиций).
  • воссоздание нарушенного (утраченного) первоначального облика населенного пункта, ансамбля или отдельной постройки, скульптуры или искусства, которое создается из частей или фрагментов памятника, на основе сохранившихся частей.

Реставрация и реконструкция памятников

За долгое время эксплуатации конструктивные элементы зданий подвергаются воздействию внешних и внутренних факторов. В результате этого происходит изнашивание, разрушение и даже утрата элементов декора, архитектурных деталей. Продлить “жизнь” архитектурных зданий можно проведя реконструкцию, выполняя всё правила безопасности и этапов работ. Перед началом проведения работ стоит изучить архивные материалы по “объекту”. Выявить облик здания, определить историческую ценность архитектурного памятника. Так же можно извлечь из этих архивов, какие материалы использовались, этапность постройки и многое другое, что может пригодиться при анализе работ.

Реконструкция памятников архитектуры. Этапы.

Первым этапом производят земляные работы , для исследования фундамента и подошвы строения. Отметим, что земляные работы при реконструкции зданий-памятников архитектуры обычно проводятся в стеснённых условиях, при которых не всегда применимы новейшие технологии и методы, что существенно замедляет и осложняет процесс. Основание памятников архитектуры и других видов строений, наиболее подвержены неблагоприятным воздействиям. Сильное разрушение оказывает вода. Поднятие грунтовых вод или по другим факторам. В зимнее время избыточно влажные грунты могут сильно и неравномерно промерзать, что вызывает процесс пучения. При оттаивании весной у таких грунтов ухудшаются физико-механические свойства, что неизменно приводит к частичной потере несущей способности оснований. При реконструкции оснований используется метод укрепления грунтов химическим, термическим или физико-механическим способом. Далее производиться укрепление фундамента .

Восстановление стен. Стены являются одним из основных конструктивных элементов зданий. Они также и наиболее подвержены воздействию внешних факторов. В случаях разрушения или потери частей стен их заменяют или реставрируют. Так же производятся другие виды работ по укреплению. Существует такая распространенная проблема, как протечки или "влажные" стены. Они ликвидируются путём гидроизоляции балконов и гидрофобизации стен снаружи. Однако при наличии правильно смонтированной качественной фасадной системы такой проблемы обычно не возникает.

Следующий этап усиление перекрытий . После усилений фундамента и стен переходим к перекрытиям. В реконструкции, исходя из оценки состояния элементов здания, и если они требую полной замены, целесообразнее разрушить старое здание и построить новое. Конструктивные элементы исторических зданий выполнены из материалов разной степени прочности: каменные стены и фундамент большинства памятников архитектуры рассчитаны на довольно долгий срок службы (100-150 лет), в то время как деревянные перекрытия без ремонта могут эксплуатироваться не многим более 60 лет. В разных ситуациях и различных состояний здания можно заменить деревянные перекрытия на железобетонные, что увеличить сроки эксплуатации. При плохом состоянии стен и фундамента лучше поменять на деревянные.

Реконструкция крыши. Наиболее распространённые причины неудовлетворительного состояния крыши заключаются в неисправности или неправильном устройстве системы вентиляции, нарушении гидроизоляции и низком уровне теплозащиты. В зданиях-памятниках архитектуры нередко отсутствует устроенная надлежащим образом система вентиляции. Реконструкция памятников архитектуры - ответственный процесс, требующий значительного объема финансовых вложений, тщательного сбора и анализа данных о здании, чёткой последовательности работ. Основной целью модернизации является не только сохранение исторически значимого здания, но и возможность эксплуатации его. Новые разработки в области оборудования и материалов способствуют не только продлению срока «жизни» памятника архитектуры, но и позволяют избежать дополнительных затрат на повторный ремонт.

Цитата СП 13-102-2003:

В действующем Своде правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятом Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. N 153 под реконструкцией здания понимается «комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания».



Loading...Loading...