Дерзкие операции морской пехоты вов. Пилотесса Мария Уваровская — о работе в мужском коллективе и буднях пилота

Подробное решение параграф § 1 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

1. Назовите причины важнейших перемен в экономическом развитии в начале XX в.

1. Завершение создания системы мировой торговли и почтовой связи.

2. Вторая промышленно-технологическая революция - ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологии.

3. Увеличение числа людей занятых в промышленности и сокращение работников в сельскохозяйственном производстве.

4. Бурное развитие машиностроения, в том числе автомобильной, электрической и нефтехимической промышленности.

5. Конкуренция, которая способствовала внедрению новых технологий.

2. Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной индустриализации?

Технологической зрелости достигли Великобритания, Германия, Франция, США, Бельгия.

На путь ускоренной индустриализации стали Россия, Швеция, Италия, часть Австро-Венгрии, Канада, Япония.

3. Как процессы увеличения занятости в промышленности проходили в различных странах?

Число занятых в промышленности в Великобритании, а затем в США и Германии уже в начале XX в. превысило численность работающих в сельском хозяйстве. Великобритания была впереди всех - 9% населения было занято в сельском хозяйстве в 1911 г. Этот важнейший показатель степени индустриализации страны был иным для Франции и Италии, где большая часть населения продолжала работать в сельском хозяйстве (43% населения во Франции). Около 80% населения России жило сельскохозяйственным трудом.

4. Почему в начале XX в. быстро росли города?

Развитие промышленности требовало большого количества рабочих рук. Начал происходить отток населения из сельской местности в города.

5. Назовите основные черты развития индустриального общества. Обсудите, какие из них были главными и как они были связаны между собой.

Начало массового производства промышленных товаров, концентрация производства и капитала, усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно расширение социальных функций государства стали в начале века наиболее важными чертами развития индустриального общества.

Развитие промышленности способствовало урбанизации. Конкуренция способствовала развитию и внедрению новых технологий. Основными потребителями промышленных товаров были жители города. Для удовлетворения спроса начинается массовое производство промышленных товаров. Массовое производство привело к концентрации производства, что приводило к производству стандартизированной унифицированной продукции. Крупные банки обслуживали промышленные предприятия, которым были необходимы инвестиции. Государственное регулирование появилось в результате концентрации производства: руководители корпораций и трестов искусственно завышали цены, ограничивали конкуренцию для получения большей прибыли. Государство путем принятия соответствующих законов начинает регулировать отношения в экономике, участвовать в разрешении конфликтов между рабочими и нанимателями.

6. Как массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей в начале XX в.?

В домах рабочих в Англии появляются газовые плиты, в многоэтажных домах - лифты, массовым становится производство швейных и пишущих машинок. Телефоны появляются не только в конторах, но и в квартирах, в США их уже миллионы. Америка была охвачена бумом строительства небоскребов. В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Будапеште и других крупных городах массовым видом транспорта становится метрополитен. Миллионными тиражами издаются газеты. На улицах, уже освещаемых электрическими фонарями, появляется все больше трамваев и автомобилей. В годы Первой мировой войны ежегодное производство автомобилей уже измеряется миллионами штук.

7. Каковы причины процессов концентрации в экономике? Как они протекали в различных странах?

Концентрация производства была вызвана конкуренцией, концентрация капитала – необходимостью финансирования развивающей промышленности.

Концентрация шла неодинаковыми темпами в разных странах и приобретала различные формы. В США это были корпорации, тресты, контролировавшие значительную часть добычи угля, нефти, производства стали. В рамках треста объединялись отдельные предприятия, которые становились держателями части акций единого треста. Так происходила концентрация промышленного капитала. В европейских странах, и прежде всего в Германии, концентрация в экономике проходила в форме создания координирующих структур, определявших общие правила поведения на рынке,- синдикатов и картелей. Синдикаты обеспечивали возможности прежде всего сбыта однотипной продукции большого числа различных предприятий.

В начале XX в. усилились процессы концентрации банковского капитала. Появились гигантские акционерные банки, способные обслуживать крупнейшие предприятия.

Начался настоящий бум создания крупных акционерных обществ. Около трети всех предприятий в США были акционерными обществами. Фондовая биржа, где продавались и покупались акции предприятий, стала регулятором экономического развития.

8. Чем была вызвана к жизни антимонопольная (антитрестовская) политика? Каковы ее цели?

Некоторые тресты начали самовольно завышать цены на свои товары или услуги. Установленные по сговору цены ограничивали конкуренцию.

В США были приняты антитрестовские законы. В результате ряд трестов был расформирован, в том числе и гигантский нефтяной трест Рокфеллера - «Стандарт ойл компани» - в 1911 г. Железнодорожные тарифы не могли быть подняты выше того предела, который отныне устанавливало правительство. Антимонопольное законодательство США имело целью регулирование конкуренции, создание возможностей для состязания между крупными корпорациями, а также обеспечение возможности доступа на рынок новых поставщиков.

9. Почему усилилась роль государства в экономике в начале XX в.? Каковы главные направления государственного регулирования?

К началу XX столетия исчерпал себя частнохозяйственный вариант рыночного саморегулирования. Идеи классического либерализма о невмешательстве государства в экономику пришлось оставить прошлой эпохе. Постепенно (с конца XIX в.) стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.

При содействии или активном участии государства формировалась инфраструктура индустриального общества, т. е. те базовые системы, которые обеспечивают все отрасли экономики и сами условия жизни общества: транспортная система - дороги, финансовая система - стабильная национальная валюта, энергетическая система - производство электроэнергии, социальная система - социальное страхование, образование, медицина и т. д. Важной сферой государственного регулирования становится антимонопольное законодательство и охрана природы.

Государство путем принятия законов и создания специальных органов государственного управления стало активно регулировать экономические отношения, устанавливая правила поведения на рынке для коммерческих банков и корпораций, мелкого бизнеса и индивидуальных предприятий, поставщиков и потребителей. Государство начинает активно участвовать в разрешении конкретных трудовых конфликтов между бастующими рабочими и капиталистами. Таким образом, государственное регулирование становится одним из важнейших факторов развития капиталистической экономики.

10. Расскажите об основных направлениях социальных реформ в начале XX в.

К 1914 г. во всех европейских странах были приняты законы о компенсации за производственный травматизм, различные системы страхования и вспомоществования (по случаю болезни, инвалидности и др.). Начала складываться система помощи малоимущим. Был введен 8-часовой рабочий день для отдельных категорий рабочих (в Великобритании - для горняков, работающих в ночную смену). Во многих европейских государствах в начале века был запрещен детский труд, были приняты законы о пенсиях по старости для рабочих. Однако возраст для получения пенсий был установлен высокий - с 70 лет, во Франции - с 65 лет. Пенсионное страхование для всего населения страны было введено в 1913 г. только в Швеции. В США реформы, предусматривающие ограничение труда женщин и детей, установление 8-часового рабочего дня, действовали лишь в некоторых штатах.

Важным направлением в социальной политике индустриальных стран стало развитие образования, науки, здравоохранения. В странах с католическими традициями, прежде всего Франции, Италии, Испании, в начале века был ликвидирован контроль церкви над школьным образованием. Государственная обязательная светская школа с бесплатными завтраками стала общим явлением для развитых стран Европы.

11. Какие два пути открывались перед индустриальными странами в начале XX в.?

В начале XX в. определились два пути реализации накопленного экономического потенциала. Один путь - социальные реформы, перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды и т. д. Другой путь - военная и внешнеэкономическая экспансия, милитаризация. Такой путь избрали Германия, Япония. В канун войны все ведущие индустриальные страны (кроме Швеции, США и др.) были вовлечены в гонку вооружений

ЕДИНСТВО МИРА И ЭКОНОМИКА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В НАЧАЛЕ XX в.

Вопросы и задания к таблицам.

1. Как менялось соотношение сил между ведущими индустриальными державами?

В промышленном производстве ведущие позиции к 1913 г. стали занимать США и Германия. Им уступили Англия и Франция, объемы производства которых снизились. Россия незначительно увеличила объемы промышленного производства. Австро-Венгрия и Италия остались на прежнем уровне.

2. Какие страны вышли на первые места в индустриальном развитии в начале XX в.?

США и Германия.

3. Составьте список стран в соответствии с местом, которое они заняли накануне Первой мировой войны по уровню экономической мощи (в порядке убывания).

США, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.

4. Какие страны стали отставать в своем развитии?

Великобритания, Франция. Незначительно Италия.

5. В каких странах население росло наиболее быстрыми темпами?

США, Россия,

6. В каких странах рост населения замедлился?

Великобритания, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.

1. Назовите главные причины формирования единой мировой экономики и мировой торговли в начале XX в.

1. Формирование системы мировой торговли.

2. Вывоз капитала.

3. Действие золотого стандарта.

4. Появление новых средств связи.

2. Почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, приступили к широкому вывозу капитала?

Появление филиалов предприятий в других странах способствовало расширению рынка сбыта производимых товаров. А денежные займы другим государствам увеличивали капитал кредиторов.

3. Какие причины обусловили рывок в экономическом развитии США в начале XX в.?

1. Большой и растущий внутренний рынок, который создавал условия для постоянного увеличения производства промышленных и сельскохозяйственных товаров.

2. Бум рождаемости и огромный приток населения из-за океана.

3. Отсутствие традиций всевластия чиновников и жесткой регламентации экономической и общественной жизни.

4. Сложившаяся традиция причастности населения ко всему, что происходит – от строительства дорого и жилья до формирования структур местной власти и их полномочий.

4. Выделите главные факторы, которые способствовали бурному экономическому росту в Германии.

1. Объединение страны, которые привело к формированию большого внутреннего рынка.

2. Быстрыми темпами росло население.

3. Присоединение Эльзаса и Лотарингии, богатых железной рудой.

4. Курс на милитаризацию и заказ государства на производство вооружений.

5. Отсутствие колоний, что заставляло сфокусироваться на развитии внутреннего рынка.

6. Патриотический подъем, трудолюбие, дисциплинированность.

5. Почему Великобритания стала отставать от растущей мощи Германии в начале XX в.? Что мешало, а что помогало развитию британской экономики?

Экономика Великобритании зависела от ресурсов колониальной империи и ее внутреннего рынка. Скопившийся капитал был направлен на экспорт, а не на развитие промышленности. А также поступление на внутренний рынок более дешевых товаров из-за границы привели к отставанию экономики страны. Германия сосредоточилась на развитии внутреннего рынка.

Однако, наличие колоний предоставляло доступ к природным ресурсам, что подпитывало экономику Великобритании. Также наличие крепкой валюты способствовало экспорту капитала. Британская экономика была построена на широких взаимосвязях с заморскими рынками.

6. Назовите причины отсутствия динамизма во французской экономике в начале XX в. Обсудите, какие из них были главными.

Главные причины отставания Франции были вызваны спецификой ее экономического развития. Франция в начале XX в. была страной мелких собственников в городе и деревне. Преобладание аграрного населения и медленные темпы формирования широкого слоя покупателей массовых товаров - жителей городов - сказывались на экономическом развитии. Налицо была узость внутреннего рынка. В то же время крупный банковский капитал, имевший давнюю традицию во Франции, был оторван от капитала промышленного. Промышленники руководствовались лозунгом «Производить мало, но дорого». А банкиры предпочитали вкладывать деньги за рубежом в виде займов правительствам различных стран, среди которых была и Россия. Такие вложения считались более надежными по сравнению с вложениями капитала в производство.

7. В чем отличия экономического развития Австро-Венгрии и Италии от других великих держав?

В отличие от других ведущих стран Европы, она была многонациональным государством. Нарастание межнациональных противоречий ослабляло австро-венгерскую монархию. В австрийских, чешских и отчасти венгерских землях начались процессы ускоренной индустриализации. В то же время в сельскохозяйственных районах украинских, словацких, хорватских, румынских земель царили застой и нищета. В отдельных сельских регионах сохранялись полуфеодальные отношения.

8. Почему из Италии и Австро-Венгрии в начале XX в. выезжали миллионы людей?

Разница в развитии регионов: В Италии южные регионы были беднее, в Австро-Венгрии - сельскохозяйственные районы украинских, словацких, хорватских, румынских земель. Царившая в этих регионах нищета заставляла людей выезжать в другие страны. В Австро-Венгрии этому способствовали и национальные притеснения.

Новые страны появляются с пугающей регулярностью. В начале 20-го века на планете было всего несколько дюжин независимых суверенных государств. А на сегодняшний день их уже почти 200! Если уж страна образовалась, то это надолго, поэтому исчезновение страны встречается крайне редко. За прошлый век таких случаев было совсем немного. Но если уж какая-то страна распадается, то она полностью исчезает с лица Земли: вместе с флагом, правительством и всем остальным. Ниже приведены десять самых известных стран, которые когда-то существовали и процветали, но прекратили своё существование по той или иной причине.

10. Германская Демократическая Республика (ГДР), 1949-1990

Созданная после Второй Мировой войны в секторе, контролируемом Советским Союзом, Германская Демократическая Республика была лучше всего известна своей Стеной и тенденцией отстреливать людей, которые пытались перебраться через неё.

Стена была снесена с распадом Советского союза в 1990 году. После её сноса Германия объединилась и снова стала целым государством. Однако вначале, из-за того что Германская Демократическая Республика была довольно бедной, объединение с остальной Германией чуть не разорило страну. На данный момент в Германии всё наладилось.

9. Чехословакия, 1918-1992


Созданная на развалинах старой Австро-Венгерской империи, за время своего существования Чехословакия была одним из самых ярких демократических государств в Европе до Второй Мировой войны. Преданная Англией и Францией в 1938 году в Мюнхене, она была полностью оккупирована Германией и исчезла с карты мира к марту 1939 года. Позже она была занята Советами, которые сделали её одним из вассалов СССР. Она входила в сферу влияния Советского Союза до его распада в 1991 году. После распада она опять стала процветающим демократическим государством.

На этом и должна была окончиться эта история, и, наверное, государство было бы целостным и по сей день, если бы этнические словаки, живущие в восточной половине страны, не потребовали отделения в независимое государство, разделив Чехословакию надвое в 1992 году.

На сегодняшний день Чехословакии больше нет, на её месте есть Чехия на западе и Словакия на востоке. Хотя, учитывая тот факт, что экономика Чехии процветает, Словакия, у которой дела идут не так хорошо, наверное, сожалеет об отделении.

8. Югославия, 1918-1992

Также как и Чехословакия, Югославия была продуктом распада Австро-Венгерской империи в результате Второй Мировой войны. Состоящая в основном из частей Венгрии и изначальной территории Сербии, Югославия, к сожалению, не последовала более интеллигентному примеру Чехословакии. Вместо этого, она была чем-то вроде самодержавной монархии до того как нацисты вторглись в страну в 1941 году. После этого она находилась под оккупацией Германии. После разгрома нацистов в 1945 году, Югославия не вошла в состав СССР, но стала коммунистической страной под руководством диктатора-социалиста Иосипа Броз Тито (Marshal Josip Tito), лидера армии партизанов во время Второй Мировой войны. Югославия оставалась неприсоединившейся авторитарной социалистической республикой до 1992 года, когда внутренние конфликты и непримиримый национализм вылились в гражданскую войну. После неё страна распалась на шесть маленьких государств (Словению, Хорватию, Боснию, Македонию и Черногорию), став наглядным примером того, что может случиться, если культурная, этническая и религиозная ассимиляция пойдёт не так.

7. Австро-Венгерская империя, 1867-1918

В то время как все страны, оказавшиеся на стороне проигравших после Первой Мировой войны, оказались в неприглядном экономическом и географическом положении, ни одна из них не потеряла больше, чем Австро-Венгерская империя, которая была обглодана как жареная индейка в приюте для бездомных. Из распада когда-то огромной империи появились такие современные страны как Австрия, Венгрия, Чехословакия и Югославия, а часть земель империи отошли Италии, Польше и Румынии.

Так почему же она распалась, в то время как её соседка, Германия, осталась целой? Да потому что у неё не было общности языка и самоопределения, вместо этого в ней жили различные этнические и религиозные группы, которые мягко говоря, не ладили друг с другом. В целом, Австро-Венгерская империя перенесла то, что претерпела Югославия, только в гораздо большем масштабе, когда её разорвала на части межнациональная ненависть. Разница состояла лишь в том, что Австро-Венгерскую империю разорвали на части победители, а распад Югославии был внутренним и спонтанным.

6. Тибет, 1913-1951

Хотя территория, известная как Тибет, существовала более тысячи лет, она не смогла стать независимым государством до 1913 года. Однако, будучи под мирной опекой целого ряда Далай-лам, он, в конце концов, столкнулся с коммунистическим Китаем в 1951 году и был оккупирован силами Мао, завершив, таким образом, своё краткое существование в качестве суверенного государства. В 50-х годах Китай оккупировал Тибет, в котором росло всё больше и больше волнений, до тех пор, пока в 1959 году Тибет, наконец, не взбунтовался. Это привело к тому, что Китай аннексировал регион и распустил тибетское правительство. Таким образом, Тибет перестал существовать как страна и вместо этого превратился в «регион», вместо страны. На сегодняшний день, Тибет является огромной туристической достопримечательностью для китайского правительства, даже несмотря на то, что между Пекином и Тибетом существует распри, из-за того, что Тибет опять требует вернуть ему независимость.

5. Южный Вьетнам, 1955-1975


Южный Вьетнам был создан путём насильного изгнания французов из Индокитая в 1954 году. Кто-то решил, что разделить Вьетнам на две части примерно по 17-й параллели будет хорошей идеей, оставив Коммунистический Вьетнам на севере и псевдодемократический Вьетнам на юге. Как и в случае с Кореей, ничего хорошего из этого не вышло. Ситуация привела к войне между южным и северным Вьетнамом, в которую, в конце концов, были вовлечены Соединённые Штаты. Эта война стала для Соединённых Штатов Америки одной из самых опустошающих и дорогих войн, в которых Америка когда-либо принимала участие. В итоге, раздираемая внутренними разногласиями, Америка вывела войска из Вьетнама и предоставила его самому себе в 1973 году. В течение двух лет, Вьетнам, разделённый на две части, воевал, пока Северный Вьетнам, поддерживаемый Советским Союзом, не захватил власть над страной, навсегда устранив Южный Вьетнам. Столица бывшего Южного Вьетнама - Сайгон (Saigon), была переименована в Хошимин (Ho Chi Minh City). С тех пор Вьетнам является социалистической утопией.

4. Объединённая Арабская Республика, 1958-1971


Это ещё одна неудавшаяся попытка объединить арабский мир. Египетский президент, ярый социалист, Гамаль Абдель Насер (Gamel Abdel Nasser), счел, что объединение с дальним соседом Египта, Сирией, приведёт к тому, что их общий враг - Израиль, будет окружён со всех сторон, и что объединённая страна станет супер-силой региона. Таким образом, была создана недолго просуществовавшая Объединённая Арабская Республика - эксперимент, который был обречён на провал с самого начала. Будучи разделённым несколькими сотнями километров создание централизованного правительства представлялось невыполнимой задачей, плюс ко всему, Сирия и Египет никогда не могли договориться о том, в чём же состояли национальные приоритеты.

Проблема разрешилась бы, если бы Сирия и Египет объединились и уничтожили Израиль. Но их планам помешала неуместно начавшаяся Шестидневная война 1967 года, разрушившая их планы о совместной границе и превратившая Объединённую Арабскую Республику в поражение библейского масштаба. После этого дни союза были сочтены, и, в конце концов, ОАР распалась со смертью Насера в 1970 году. Без харизматичного египетского президента, который поддерживал хрупкий альянс, ОАР быстро распалась, восстановив Египет и Сирию как отдельные государства.

3. Османская империя, 1299-1922


Одна из самых великих империй за всю историю человечества, Османская империя развалилась в ноябре 1922 года, после своего довольно продолжительного срока существования в течение более 600 лет. Когда-то она простиралась от Марокко до Персидского залива и от Судана до Венгрии. Её распад был результатом долгого процесса дезинтеграции в течение многих столетий, к началу 20-го века от неё осталась лишь тень былой славы.

Но даже тогда она оставалась влиятельной силой на среднем Востоке и Северной Африке, и, скорее всего, оставалась бы ею и сегодня, если бы не участвовала в Первой мировой войне на стороне проигравших. После первой Мировой войны она была расформирована, самая большая её часть (Египет, Судан и Палестина) отошли Англии. В 1922 году, она стала бесполезной и, в конце концов, полностью распалась, когда турки победили в своей войне за независимость в 1922 году и устрашили султанат, попутно создав современную Турцию. Тем не менее, Османская империя заслуживает уважение, за свое, столь продолжительное существование несмотря ни на что.

2. Сикким (Sikkim), 8 век н.э.-1975

Неужели вы никогда не слышали об этой стране? Где же вы были всё это время? Ну, серьёзно, как можно было не знать о маленьком, не имеющем выхода к морю Сиккиме, надёжно притулившимся в Гималаях между Индией и Тибетом...то есть, Китаем. Размером с ларёк по продаже хот-догов, это была одна из тех неизвестных, забытых монархий, которым удалось продержаться до 20-го века, до тех пор, пока её граждане не поняли, что у них нет особой причины оставаться независимым государством, и не решили объединиться с современной Индией в 1975 году.

Чем же было примечательно это маленькое государство? Да тем, что, несмотря на свой невероятно маленький размер, у него было одиннадцать официальных языков, которые, наверное, создавали хаос при подписании дорожных знаков - это если предполагать что в Сиккиме были дороги.

1. Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз), 1922-1991


Сложно представить историю мира без участия в ней Советского Союза. Одна из мощнейших стран на планете, которая распалась в 1991 году, семь десятилетий она являлась символом дружбы народов. Она была образована после распада Российской империи после Первой Мировой войны и процветала в течение многих десятилетий. Советский Союз разгромил нацистов тогда, когда усилия всех остальных стран оказались недостаточными, чтобы остановить Гитлера. Советский Союз едва не начал войну с США в 1962 году, это событие получило название «Карибский кризис».

После того как Советский Союз распался, после падения Берлинской стены в 1989 году, он разделился на пятнадцать суверенных государств, создав, таким образом, самый большой блок стран с распада Австро-Венгерской империи в 1918 году. Сейчас основным преемником Советского Союза является демократическая Россия.

Во всех подразделениях у командира взвода есть помощники, которые вмести с ним, должны руководить и воспитывать своих подчиненных. Командиры отделения и заместитель командира взвода как показывает опыт, являются опорой командира. И от их подготовленности к руководству подчиненными, умению проводить занятия, зависит как отделение, и взвод выполнят поставленную задачу. Однако приходиться говорить, что на сегодняшний день мало подготовленных сержантов, которые отвечают требованиям младших командиров в полном объеме. Это зависит и от отсутствия учебных подразделений, где готовили командиров отделений, и сама готовность молодого человека психологически быть руководителем, такого же как он сам. Не случайно сейчас можно услышать в адрес командира отделения, который не справляется со своими обязанностями - «лычко носитель». Это определение командиру отделению, который не в состоянии выполнять свои обязанности, согласно общевоинского и боевого устава.

Командир отделения - воинское звание - младший сержант, сержант. Деятельность командира отделения осуществляется в ходе выполнения повседневных и боевых задач в составе взвода подразделений морской пехоты и заключается в руководстве действиями личного состава отделения и в поддержании устойчивой связи с командиром в бою. Командиру отделения подчинен весь личный состав отделения.

При выполнении своих обязанностей командир отделения обязан:
- твердо знать свои обязанности, положения воинских уставов, наставлений и других документов, регламентирующих порядок выполнения задач отделения;
- осуществлять обучение и воспитание подчиненных;
- нать основы общевойскового боя и тактики морского десанта, организацию, вооружение и тактику действий вероятного противника, основные способы ведения разведки;
- постоянно поддерживать технику и вооружение в готовности к боевому применению, проводить на них планово-предупредительные работы, быстро устранять возникающие неисправности;
- умело применять личное стрелковое оружие, владеть приемами рукопашного боя, минирования и разминирования; - уметь обращаться со взрывчатыми веществами, знать виды боеприпасов, находящихся на вооружении в подразделении;
- уметь ориентироваться на местности по карте и без нее, работать на радиостанции;
- хорошо плавать;
- управлять действиями личного состава отделения (командовать) во всех видах боя;
- проявлять разумную инициативу в экстремальных ситуациях и при действии отделения в отрыве от основного подразделения;
- самостоятельно обнаруживать цели и уничтожать их огнем отделения.

Он должен хорошо ориентироваться в бою, осуществлять взаимодействие с соседями. Деятельность командира отделения осуществляется в напряженном, навязанном условиями боевой обстановки темпе при воздействии различных статических и динамических нагрузок. Объем перерабатываемой информации средний. Эмоциональные и нервно-психические нагрузки высокие. Деятельность с большим объемом самостоятельных действий и личной инициативы. Деловые контакты частые, осуществляются непосредственно и с помощью технических устройств. Командиру отделения приходится выполнять свои функциональные обязанности как непосредственно на десантном корабле, так и на местности, в любое время суток и при любых погодных условиях, что требует от него хорошей физической выносливости.

В ходе учебно-боевой деятельности командир отделения участвует с отделением в батальонных и ротных тактических учениях, выполнении учебных и контрольных стрельб из всех видов оружия, в занятиях по физической подготовке, осуществлении учебного десантирования личного состава и боевой техники. Наиболее напряженными моментами в деятельности командира отделения являются высадка на морское побережье противника, прыжки с парашютом, боевые действия в отрыве от основного подразделения, наблюдение за полем боя, бой в окружении, организация и эвакуация раненых. Командир отделения в ходе своей боевой и учебно-боевой деятельности осуществляет подготовку материальной части, военной техники и оружия, боезапаса, горючего, запчастей, воды, продовольствия, индивидуальных средств защиты, личного оружия и др. к десантированию и десантирование; марш в составе подразделения или самостоятельно; подготовку боевой позиции, ее маскировку; ориентирование на местности и по карте, ведение переговоров с помощью радиосредств; ведение огня из различных видов оружия.

Основными орудиями труда командира отделения являются вооружение отделения, оптические приборы наблюдения, шанцевый инструмент. Командиру отделения необходимы дисциплинированность, умение принять решение в очень короткие сроки, исполнительность, высокий уровень ответственности, требовательность, смелость, решительность и инициатива, способность четко и лаконично формулировать распоряжения и сообщения, быстрое запоминание зрительной и слуховой информации, умение выделить в информации главное, умение действовать нешаблонно, быстро принимать решения в изменяющейся обстановке, правильная глазомерная оценка величины предметов (расстояний), способностью не ослаблять внимание под влиянием испуга или неожиданных внешних воздействий, навыки воспитательной работы.

Специфика служебных обязанностей требует, чтобы командир отделения обладал эмоциональной устойчивостью, физической подготовленностью, способностью выдерживать длительные физические нагрузки, сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях. Для овладения специальностью необходимы среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Должности командиров отделений морской пехоты должны комплектоваться военнослужащими, прошедшими специальную подготовку в учебной воинской части. У командира отделения имеются возможности продвижения по службе и назначения на должность заместителя командира взвода, а также повышения классной квалификации. Родственные гражданские специальности: администратор, воспитатель, воспитатель профессионально-технического учебного заведения, дежурный по вокзалу, диспетчер, инструктор-парашютист, мастер производственного обучения, менеджер, методист внешкольного учреждения, парашютист-спасатель, помощник мастера, распределитель работ, руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы), тренер.

В годы Великой Отечественной войны было много героинь, но женщина-героиня- командир морской пехоты всего лишь одна. Евдокия Завалий начала войну простой санитаркой, а закончила полковником гвардии с целой россыпью орденов и медалей.

"Враги сожгли родную хату…"

Война обрушилась на родное село совсем юной Евдокии как снег на голову. 15-летняя девушка работала в поле, заготавливала сено и вдруг, как позже вспоминала она, "на белом небе над нами появились черные пятна … бомбардировщики". Вокруг стали рваться снаряды, а прямо около ее дома лежал в луже крови молодой пограничник из соседнего штаба. Как перевязала его и втащила в дом, помнила смутно, но движения были четкие, будто бы всю жизнь до этого тренировалась. Вот тут-то она и решила во что бы ни стало попасть на фронт. Упросив отступающего командира 2-го кавалерийского корпуса взять ее с собой, она запрыгнула в последний автомобиль с ранеными.

Первый орден

Месяц Евдокия служила санитаркой, за этот срок успела закалить душу и тело. Раненых бойцов на себе перетаскала не один десяток, но не переставала проситься на передовую с автоматом в руках. Солдаты научили ее обращаться с оружием, а ездить верхом она сама умела лучше многих - в родном селе часто объезжала лошадей.

Первое свое ранение она получила недалеко от острова Хортица, когда волочила за собой очередного раненого. Проникающее ранение в живот, недели в госпитале и опять на передовую. Буквально на следующий день Завалий, рискуя жизнью, вытащила из-под бомбежки офицера. Позже писала:

"Через несколько дней отряд морской пехоты, в котором сражалась и я, посетили представители командования. Слышу - вызывают Евдокию Завалий. Все у меня в голове помутилось: "Что, - думаю, - такое? Неправильно перевязку сделала? Но от того, что услышала, голова еще больше кругом пошла. "За спасение командира... наградить орденом Красной Звезды".

Старший сержант Завалий Евдок

Ее "перевоплощение" в красноармейца произошло случайно. В запасной полк, к которому была приписана санитарка Завалий, прибыли офицеры из морской пехоты - набирали новых солдат. Один из таких бравых и бывалых вояк увидел в толпе юношу, совсем еще мальчика, со светлым лицом и смелыми глазами. Как это было, вспоминала в мемуарах Завалий:

"Подозвал к себе: "Гвардии старший сержант, покажите ваши документы!"

Раскрывает мой литер и читает: "Старший сержант Завалий Евдок." Это в госпитале имя мое так сократили. "Завалий Евдоким?"

Так точно, товарищ командир! Завалий Евдоким Николаевич!"

- "Даю пятнадцать минут на сборы!" - ответил он мне."

Этот эпизод спустя годы женщина рассказывала с улыбкой. Но как командиру было разглядеть в ней девушку? Гимнастерка, солдатская выправка, да волосы подстрижены под 3 миллиметра - защита от вшей. Евдокия выглядела как молодой солдат.

"Хрупкие" женские плечи

За подвиг, который далеко не всем опытным воякам под силу, ее назначили командиром отделением разведки. А ведь поначалу ситуация была просто ужасна. Недалеко от Моздока осенью 1942 года Евдокия и ее боевые товарищи получили приказ удерживать стратегически важную высоту. Ситуация осложнялась полным окружением бойцов, а провизии и боеприпасов после нескольких дней ожесточенных боев уже не было.

Тут смекалку проявила наш "мастер перевоплощений" Завалий. Ранним утром, переправившись на другой берег, который был занят фашистами, она - миниатюрная и ловкая - насобирала среди убитых врагов несколько десятков гранат и патронных лент. Сгибаясь под их грузом, она вернулась к друзьям-десантникам, но только для того, чтобы плыть на вражеский берег снова, теперь уже за провизией. Приблизилась к дороге, накинула на себя немецкий дорожный плащ, каску и вот перед нами уставший часовой "вермахта". Мимо проезжали колонны техники, но все не те - то пополнение солдат, то самоходки и танки. И вот после долгого ожидания Евдокия увидела на дороге грузовик с провизией. Очередь из автомата в лобовое стекло и два немца погибли на месте. В грузовике оказалась тушенка и хлеб - "манна небесная" для изголодавшихся друзей на том берегу. Быстро наполнила плащ-палатку ценным грузом и поплыла домой, к своим, а спохватившийся противник еще долго и безуспешно палил по водной глади.

"В атаку!"

Целых восемь месяцев скрывала свою самую большую тайну командир Дуня Завалий. Но всему приходит конец. Весной 1943 года шли ожесточенные бои на Кубани, станица Крымская была вся в огне - никто не хотел отступать. Ротный командир - косая сажень в плечах - напутствовал бойцов перед боем. Среди солдат была и наша героиня. Зычный крик ротного "В атаку!" прервался на полуслове - мужчину сразила вражеская пуля. Тогда, чувствуя, что еще немного и дрогнут боевые товарищи, Евдокия встала во весь рост из окопа и звонко отправила роту в атаку! Правда, и сама она в этом бою получила ранение, второе из четырех. Хирурги госпиталя были немало удивлены, когда выяснилось, что командир взвода, бравый солдат Евдоким Завалий совсем не Евдоким…

Признание командира

После ранения и нескольких газетных статей про Евдокию узнала вся армия. Никакого наказания от командования не последовало. Где это видано, наказывать отважных и смекалистых бойцов, пускай и женщин?

После учебы на офицерских курсах она была назначена командиром взвода отдельной роты автоматчиков 83-й бригады морской пехоты. Не все бойцы были готовы принять командование от женщины, были и бунтари. Завалий вспоминала: "Был такой Ваня Посевных, когда появился во взводе, посмотрел на меня презрительно и сказал, что не станет подчиняться бабе". Но спустя некоторое время все признали талант нового командира, ведь "Дунькин взвод" был всегда в числе лучших, а его бойцы получали награды за наградой.

"Я понимала свою обязанность как командира взвода вести ребят в атаку,- поднимаюсь и кричу: "За Родину! За Сталина! В атаку! Вперед!" И они все поднимаются за мной, догоняют и обгоняют меня, чтобы прикрыть от пуль. Кстати, в боях за Будапешт Ваня Посевных закрыл меня грудью от снайперского выстрела".

Ее военные подвиги не остались без внимания и немецких солдат и офицеров: "Фрау "Черная смерть" - именно так они прозвали Дуню и ее образцовый взвод.

Трудности - не помеха

Весной 1945 года шли упорные городские бои в венгерском Будапеште. Морская пехота во главе с Евдокией глубоко вклинились в немецкие позиции, но впереди их бункер, пушки и танки - так сходу не прорваться. Тут в очередной раз русская смекалка взяла верх над немецкой прагматичностью. Ведь если все речные и наземные подступы охраняли как Рейхстаг, то канализационные каналы оставались пусты. Врагу и в голову не могло прийти, что кто-то вздумает ползти по этим зловонным коридорам. Но морпехам не привыкать к трудностям, открыли один из люков, осмотрелись, и командир Завалий дала добро. Тут им пригодились трофейные кислородные подушки, 15 штук на 30 человек - вдох и передай другому.

Несколько сотен метров канализации и вот он люк, с обратной его стороны самый тыл вражеских войск. По команде выскочили и бесшумно "успокоили" часовых. Дальше почти без сопротивления, тихо и строем ворвались в бункер. Несколько автоматных очередей морпехов и все немцы, кроме генерала лежат на полу. Тут же схватили противотанковые орудия и уже из бункера стали наводить панику среди ничего не понимающих фашистов. Трофеем стали карты расположения войск. А особенно приятной была реакция генерала, который все никак не мог поверить, что его взяла в плен женщина.

Всего же за свою долгую службу Евдокия Завалий стала кавалером пяти боевых орденов и более десятка различных медалей.

После окончания войны её хотели направить на учёбу в военное училище, но сказались 4 ранения и 2 контузии, полученные ею во время войны. В 1947 году она демобилизовалась и уехала в Киев.

Я после войны ещё долго по ночам ходила в атаку. Кричала так, что соседи пугались. А бабушка молилась и говорила маме: «Это нечистый дух из неё выходит!» Наверное, благодаря этим её молитвам живу до сих пор, хотя трижды была похоронена…
- вспоминала полковник в отставке.

В Киеве она познакомилась со своим будущим мужем. У неё было 2 детей, 4 внуков и 4 правнука. Работала директором гастронома.

Вела активную работу среди молодёжи. Объездила множество городов, воинских частей, кораблей и подводных лодок с рассказами о своём взводе морской пехоты. В мае 2009 года участвовала в торжествах по случаю Дня Победы и 65-летия освобождения Севастополя, а осенью с делегацией украинских ветеранов посетила Азербайджан. Всего в 2009 году она провела более 130 встреч с разными аудиториями на Украине, в России, Азербайджане и Молдавии
Скончалась 5 мая 2010 года в Киеве.



Loading...Loading...