Практика гаятри мантры. Красивая Гаятри мантра: перевод и значение

Практика медитации и произнесения мантр набирает всё больше популярности по всему миру. Мантры – священные тексты (особые слова) в восточных религиях, таких как индуизм и буддизм. Чтение этих текстов позволяет медитирующему исцелить своё физическое тело от болезней, очистить разум от негативных мыслей, соединиться со своим духовным началом, обрести мудрость.

Мантры помогают исцелить душу и тело

Суть песнопения

Гаятри-мантра – одна из самых сильных и известных среди всех существующих ведийских мантр.

Она занесена в писания индуизма на древнем литературном языке Индии (санскрите). Эти писания называются Веды. Упоминания о Гаятри-мантре также появляются в таких индуистских религиозных текстах, как:

  1. Бхагавадгита — основное писание индийской философии, состоящее из 18 глав, построенных на философских беседах Бога Кришны и героя Арджуны на поле битвы двух кланов;
  2. Хариванша — важный религиозный текст на санскрите величайшего ведийского мудреца Вьясе;
  3. Ману-смрити — собрание моральных законов и предписаний индийцев, созданное первым царём мира Ману.

Индуисты считают, что мантра Гаятри является обращением к божеству Савитару, потому что его имя упоминается в тексте. В ведийской мифологии Савитар – бог Солнца. По его имени мантру часто называют Савитари. Но также существует мнение, что воплощением мантры является индуистская богиня Гаятри – одна из жён бога творения Брахмы.

Мантра представляет собой 24 слога, взятых из собрания религиозных гимнов Ригведы. Стихотворный размер священного текста имеет одноимённое название Гаятри и, согласно канонам, состоит из трёх строк по восемь слогов.

Издревле структура индийского общества строилась на сословиях. Сословий или, так называемых, варн существовало четыре: три высшие варны (жрецы брахманы, правители и воины кшатрии, ремесленники вайшьи) и одна низшая варна слуг – шудры. Длительный период в истории Индии пение мантры Гаятри было частью упанаяны. Упанаяна – церемония посвящения юноши из высших варн во взрослую жизнь и изучение Вед. Однако спустя время воспевание священных текстов стало возможным для женщин и представителей низшей варны. В современном мире читать мантры может любой человек, вне зависимости от возраста, пола и веры.

Высшей целью воспевания Гаятри-мантры является очищение своего сознания, освобождение от привязанности к материальному.

Гаятри-мантра на санскрите

Появление

Возникновение священной песни Гаятри связывают с именем одного из ведийских мудрецов Вишвамитре. Он входит в семёрку самых великих риши – мудрецов, которым боги открыли ведийские гимны.

В древнеиндийских текстах Пуранах, описывающих историю мира от создания до исчезновения, говорится, что за всё время только 24 мудреца смогли познать смысл мантры Гаятри и использовать всю её мощь.

С помощью силы, обретённой благодаря вере и мантре Гаятри, риши Вишвамитре мог создать копию-двойник нашей вселенной и подчинить себе любое оружие.

Значение и смысл

Перед началом основной мантры следует сакральный слог Om, который в индуистских и ведийских канонах является «словом силы». За ним произносится формула маха-вьяхрити, которая звучит как Bhur Bhuvah Svaha и является возвышенным обращением к земле, воздуху и небесам.

Оригинальный текст мантры Гаятри звучит следующим образом:

  1. Om Bhur Bhuvah Svaha
  2. Tat Savitur Varenyam
  3. Bhargo Devasya Dheemahi
  4. Dhiyo Yo Nah Prachodayat.

Транскрипция кириллицей:

  1. Ом бхур бхувах суваха
  2. Тат савитур вареньям
  3. Бхарго Дэвасья Дхимахи
  4. Дхийо йо нах прачодаят.

Дословный перевод отдельных частей мантры и их значение:

  • Om – базовая звуковая вибрация, сакральный слог;
  • Bhur – физический, материальный мир;
  • Bhuvah – астральный, тонкий мир;
  • Svaha – небесный мир или земля Богов;
  • Tat – Высшее существо;
  • Savitur – источник жизни, солнечное божество;
  • Varenyam – почтенный, желанный;
  • Bhargo –духовный свет;
  • Devasya – божественный;
  • Dheemahi – мы медитируем;
  • Dhiyo – разум или духовный разум;
  • Yo- который;
  • Nah – наш;
  • Prachodayat – просветит.

Так как древний язык санскрит имеет очень сложную синтетическую грамматику, существуют разные варианты перевода того, что означает текст мантры Гаятри. Вот некоторые возможные варианты значений мантры:

  1. «Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»;
  2. «Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает мой ум пребывающим в Его божественном «Я” во всех действиях и делах и во все времена!»;
  3. «Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал небеса, землю и нижний мир, и Кто направляет наш разум!».

Результативность

Индуисты считают Гаятри-мантру универсальной и совершенной. Её текст содержит в себе огромную духовную силу. На что же способна эта мантра:

  1. Приводит человека к истине и просветлению, развивает шестое чувство – интуицию.
  2. Оздоравливает физическое тело, придаёт ему красоту, продлевает жизнь.
  3. Помогает избежать порчи или сглаз, очищает карму.
  4. Избавляет ум и сознание от негативной энергетики, развивает интеллект.
  5. Дарит благополучие.

Медитировать может любой желающий человек. Нет правил, ограничивающих или запрещающих медитацию. Ей можно заниматься в любое время дня в любом удобном месте. Но для улучшения эффекта существует ряд рекомендаций, которые практикуют индуисты и буддисты, посвятившие себя и свою жизнь связи с Божественным началом.

  1. Пожалуй, самое важное условие – это эмоциональное и душевное состояние во время медитации. Необходимо произносить святой текст с чувством любви и благодарности Богу; многим это даётся не сразу, поэтому опытные монахи советуют продолжать медитировать в спокойном состоянии, прислушиваясь к своим чувствам, а любовь и благодарность придут со временем;
  2. Идеальное время для медитации – это время, когда встречаются день и ночь (Сандхья Каалам), то есть перед восходом солнца и перед закатом.
  3. Медитация перед приёмом пищи позволит вам очистить её от негативной энергии.
  4. Читать священный текст можно и вслух, и мысленно. Для мысленной медитации необходимо овладеть искусством очищения сознания, чтобы ничто не отвлекало от процесса, поэтому начинающим советуют произносить слова мантры вслух – таким образом намного легче сосредоточиться на ней.
  5. Согласно сложившимся традициям для медитации используют различные чётки со 108 бусинами.

Для медитации используются четки со 108 бусинами

Использование четок

Использование такого духовного атрибута, как чётки, пришло из древней индийской культуры. При произнесении мантры нужно перебирать в руке по одной бусине после каждого повторения сакрального текста. Таким образом, произнесение 108 раз мантры – это один круг медитации. Исключением является бусина Меру, которая служит для соединения чёток. Обычно она намного больше остальных и не учитывается при их переборе.

Буддисты и индуисты считают число 108 сакральным, так как оно обладает рядом духовных значений. Например:

  • Бог имеет 108 различных имён и каждое означает что-то особенное;
  • существует 108 основных Упанишад (древние религиозные трактаты в индуизме);
  • число 108 также означает бесконечность;
  • у Бога есть 108 преданных ему гопи.

В зависимости от материала и специфики религии существует большое количество разновидностей чёток для медитации. Наиболее популярные из них — Вайшнавские чётки, произведённые в Туласе или Ниме (предпочтительный материал – сандал, можжевельник и прочее) и чётки Шивы из семян рудракши. Существуют чётки, сделанные из костей человека или животных.

В современном мире существует техническая аналогия классических чёток из бусин – электронные чётки или, как их ещё называют, электронный счётчик.

Это маленькое приспособление, которое надевается на палец. У электронных чёток есть дисплей, показывающий количество произнесённых молитв, кнопка для их отсчитывания и кнопка для сброса.

Поза

Особое значение во время медитации уделяется положению тела, потому что от этого зависит циркуляция энергии в организме. Благодаря гармоничному распределению напряжения по всему телу можно научиться управлять энергиями внутри него.

В медитации существует множество асан, то есть позиций, но есть свод правил, которым стоит следовать при выборе любой из асан:

  • спина должна находиться в прямом положении — не стоит горбиться или сильно прогибаться в пояснице;
  • шея должна быть прямой;
  • подбородок немного опустить;
  • за редкими исключениями, колени должны касаться пола;
  • мышцы лица должны находиться в расслабленном состоянии.

Главная и самая мощная асана – Сиддхасана. Индуисты считают, что тем, кто освоил эту асану в идеале, не нужно изучать остальные десятки тысяч асан. Ноги скрещиваются таким образом, чтобы половые органы оказались между ступней. Это образец совершенного положения тела во время медитации.

Второй по популярности является поза Лотоса или Падмасана, во время которой ступни ног кладутся на противоположные от них бедра. Выполнение данной позы на первых этапах может вызывать неудобство, особенно при плохой растяжке, но боль проходит через некоторое время после начала практик.

Третья асана – Вирасана. В переводе с санскрита звучит «как поза героя». Данная позиция заключается в том, что человек садится на колени и немного раздвигает ступни, опускаясь ягодицами между ними.

Для каждой из этих асан существует своя, так называемая облегчённая версия для начинающих практиковать медитацию. Например, поза Полулотоса или Ардха Падмасана, при которой только одна нога помещается на противоположное бедро, а вторая остаётся на полу. Или упрощённая версия Вирасаны – Ваджрасана, во время которой человек сидит ягодицами на пятках.

Падмасана — поза лотоса

Великие исполнения

Так как Гаятри является самой известной мантрой, то её неоднократно исполняли как духовные лидеры, так и музыканты.

Саи Баба

В индуистской философии есть такое понятие, как Аватара — так называют снизошедшее на землю божество в человеческом обличии. Аватарой нашего времени считают Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Умер он в 2011, и множество людей со всего мира приезжают в его ашрамы, чтобы постигнуть учения религиозного лидера и чудотворца.

Дэва Премал

Ещё одно из величайших исполнений Гаятри-мантры принадлежит немецкой певице Иоланте Фрис, известной под псевдонимом Дэва Премал. Особенность творчества Иоланты заключается в объединении традиционной медитативной и современной музыки.

В девяностых годах девушка жила в ашраме Ошо, изучая рефлексологию и массаж. Там она познакомилась с известным британским певцом по имени Энди Митен. Она начала петь на его концертах при ашрамах в качестве бэк-вокалистки, а после исполнения Гаятри-мантры ощутила, что в ней достаточно сил, чтобы начать собственную музыкальную карьеру. Благодаря мантре Гаятри на свет появилась необыкновенная музыка Дэвы Премал, которая прививает любовь к индуистской культуре.

Заключение

Гаятри-мантра – универсальная ведийская мантра, обладающая большой духовной силой и получившая свою популярность за пределами Индии. Является обращением к солнечному божеству. Для лучшего эффекта рекомендуется повторять эту мантру каждый день.

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

П ервое упоминание об этой мантре стало известно миру из древнего ведического писания «Ригведа» (3.62.10), «Веда гимнов», написанного на священном санскрите - протоязыке всей индоарийской культуры и индоевропейской языковой семьи. В этой статье мы постараемся приблизиться к пониманию Гаятри с точки зрения образного восприятия санскрита и русского языка, заглянем в историю прихода мантры в наш мир и осветим основные аспекты практики мантры.

Традиционно считается, что знания, содержащиеся в Ведах, были записаны древними мудрецами для сохранения и передачи потомкам, однако изначально они переходили от учителя к ученику много поколений и передавались устно. Так кто же создатель Гаятри-мантры? Кто впервые произнёс её? Некогда Вишвамитра, один из махариши (Великих мудрецов), в результате длительных аскез и медитативных практик смог впервые изречь и постичь истинный смысл Гаятри-мантры. Благодаря этому он смог воспользоваться всей её мощью и духовной силой.

Шри Гаятри мантра: текст

Om Bhur Bhuvah Svaha
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

«Ригведа» (Мандала 3, глава 62, гимн 10)

Гимны этой мандалы по традиции приписываются Вишвамитре, сыну Гатхина, внуку Кушики.

Чтобы разобраться в глубинном смысле этой мантры, необходимо знать историю её зарождения, проникнуться величием её творца и попытаться прочувствовать всю её всеобъемлемость.

История Гаятри мантры

В Маркандея-пуране (глава 45 «Порядок Творения») говорится:

«…Для жертвоприношений Брахма создал из своего переднего (восточного) рта Гаятри и строфу Трич , гимны восхваления Три-врита , Ратхантара-саманы и Агништому . Из правого (южного) рта он создал гимны Яджус , размер Триштубх , священные гимны Чандас и пятнадцать гимнов Стома, и Брихат-саман , и стихи Уктха . Из заднего (западного) рта создал гимны Саман, размер Джагати и пятнадцать гимнов восхваления Стобха, Вайрупа-саманы , и стихи Атиратра . Из левого (северного) рта создал он двадцать один Атхарва-гимн , жертвенный стих Аптор-яман и размер Ануштубх , и размер Вирадж . Могучий Брахма создал в начале кальпы грозы, с молниями и тучами, а также румяную радугу и птиц. И большие и маленькие существа были созданы из его конечностей…»

Мы видим, что Брахма «создал Гаятри из своего рта». Эта образная формулировка может означать, что Брахма произнёс Гаятри-мантру и другие гимны, стихи, придав им соответствующую для них правильную форму, строфу, ритм и размер. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Гаятри существовала изначально как тонкая энергия в форме космических вибраций, подобно самому Брахме. Что подразумевается под Гаятри в этом тексте? Можно разобраться в этом, взглянув на само слово «Гаятри». Оно состоит из двух основных корней: «гаяте», что означает «песнь», и «траяте», что означает «защита». Следовательно, в совокупности мы получаем «защитную песнь», или оберегающий, сохраняющий звук - мантру. По дальнейшему контексту мы видим логическое соответствие этого заключения.


Нужно иметь ввиду, что Гаятри не просто мантра, она является эталоном, некой божественной формулой и порождает целый класс Гаятри-мантр, которые посвящены различным божествам. Все эти мантры сохраняют стихотворный размер Гаятри и имеют 24 слога. Вишвамитра, благодаря своим аскезам и глубокой упорной медитации, смог постичь и воспроизвести эту мантру, тем самым подарив её миру. Что же сподвигло Вишвамитру пойти таким нелёгким путём и добиться столь высокой реализации?

Ответ мы можем найти в древних ведических эпосах «Рамаяне» и «Махабхарате», авторы которых повествуют об одной и той же истории борьбы между высоким духом мудреца Васиштхи и гордыней Вишвамитры.

Некогда Вишвамитра был царём-кшатрием по имени Вишваратха. Храбрый и честолюбивый, он, посетив ашрам мудреца Васиштхи, который был сыном самого Брахмы, отведал угощений и возжелал заполучить чудесную корову Нандини, которая жила в ашраме мудреца и помогала ему в служении. Мудрец Васиштха отказал ему, и Вишваратха захотел забрать её силой. Но корова не желала покидать Васиштху и, будучи божественным существом, в ярости своей уничтожила всё войско Вишваратхи.

…Под натиском полчищ свирепых, порождённых коровой воинов, которые были надёжно закованы в доспехи и вооружены всеми видами оружия, великое войско Вишваратхи стало рассеиваться у него на глазах. На каждого из его воинов приходилось от пяти до семи вражеских, всё его войско гнали так же, как оно пыталось гнать корову, и на глазах у царя его войско было окончательно рассеяно могучими ливнями стрел, метательных копий и другого оружия. Однако благородный Бхарата, ни один из яростных воинов Васиштхи не убил ни одного воина Вишваратхи. Кричащее от страха войско Вишваратхи было отогнано на три йоджаны , и никто не пришёл им на помощь. Столь поразительное проявление брахманского могущества повергло Вишваратху в полное смятение, породило в нём глубокое разочарование в его принадлежности к сословию воинов…

«Махабхарата». Книга 18. Сваргароханикапарва

Вишваратха решил во что бы то ни стало обрести благие заслуги, чтобы овладеть божественным оружием. Для этого он удалился в лес и поселился на склонах Гималаев, где длительное время держал суровые аскезы, чтобы добиться благосклонности Шивы.

«…– О царь, почему ты подвергаешь себя аскезе? Чего ты хочешь? Я дарую тебе благословение и исполню всё, что ты пожелаешь!

Вишваратха в ответ распростёрся ниц перед Шивой и сказал:

– Если я снискал твою милость, о Махадева, о безупречный, то наставь меня в Дханурведе , в ангах и упангах Упанишад и в арчанах . Пусть оружие данавов , якшей , асуров , ракшасов , великих риши и гандхарвов по твоей милости откроется мне!

– Быть тому! – отвечал бог богов и удалился в свою обитель…»

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 55.

Вишваратха, получив божественное оружие, вступил в поединок с Васиштхой, но был повержен его духовной силой. Ни одно из оружий не достигло цели.

«…Будь проклята сила воина! Истинное могущество - духовное. Одним посохом Брахмы в руке ты уничтожил всё моё оружие! С этого дня я, подчинив себе чувства и сердце, посвящаю себя великой епитимье, дабы обрести брахманическое могущество…»

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 56.


«…В течение тысячи лет он молчал, оставаясь верным исключительно суровым и беспримерным аскезам. Спустя миллион лет тело его стало подобно дереву. Неподвластный даже самым сильным искушениям, он освободился от гнева; о, Рама, ничто не могло поколебать этого аскета, твёрдого в своих намерениях. Срок его аскезы истёк, и благословенный мудрец пожелал принять немного пищи. Но в этот момент Индра в одеждах брахмана приблизился к Вишвамитре и попросил еды. Муни , поверив, что перед ним мудрец, отдал ему всё, что приготовил. Не проронив ни слова, он продолжал хранить молчание. В течение следующей тысячи лет он, продолжая аскезу, задержал дыхание, и дым, вырвавшийся из его головы, опалил и устрашил все три мира …»

«Брахма, глава всех богов, предстал перед ним и, желая умилостивить его, сказал:

– О Брахмариши, мы почтительно кланяемся тебе, аскезы твои доставили нам великое удовлетворение. Силой своих исключительных аскез ты обрёл брахманическое могущество, о, сын Каушики. Я в присутствии сонмов Марутов дарую тебе долголетие, о, брахман. Будь счастлив, о, великий, и иди, куда желаешь! Знаменитый муни в ответ на слова Брахмы и богов склонился в великой радости и сказал:

– Поскольку мне дарованы сан брахмариши и долгая жизнь, я хочу обрести знание Брахмана! Пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне! Пусть я стану главным толкователем Кшатраведы и Брахмаведы, и пусть сын Брахмы Васиштха выразит мне почтение, о, боги! Если вы готовы исполнить это моё последнее желание, то пусть первый среди богов дарует мне своё благословение. По просьбе богов Васиштха, лучший среди молящихся, помирился с Вишвамитрой.

– Воистину, ты – брахмариши, ты всего достиг! – сказал он».

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 65.

В этом отрывке мы видим, что Вишвамитра просит Брахму: «пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне…» - эта просьба значит нечто большее, нежели просто знание этих слогов и Вед. Вишвамитра осознал, что корнем всех страданий является неведение. Таким образом, Вишвамитра попросил о постижении мудрости Вед, и потому ему явилась богиня Гаятри.


Гаятри-мантра: как практиковать

Гаятри - это сама суть Вед и Шастр . Исходя из Ригведы, Вишвамитра открыл Гаятри-мантру, обращаясь в молитвах и славлениях ко всем Богам. Тогда он познал единство всего сущего. «Сарва Девата Сварупини», где «сарва» - ‘весь’, «девата» - ‘божественный’, «сварупа» - ‘собственная форма, качество’. Таким образом, всё вокруг имеет качества Бога. Эта простая истина вечна, она ведёт к недвойственному восприятию, гармонии и единству с Богом. Ему открылась Гаятри и явилась сама Сарасвати (жена Брахмы), её другое имя - Гаятри, а также Савитри. Она хранительница и мать четырёх Вед, богиня знания, мудрости, красноречия и искусства. Появившись пред ним, она нарекла его Вишвамитрой, что значит «друг всех живых существ».

В Атхарваведе (19.71.1) сказано, что этот гимн есть Веда-мата, Мать Вед. Гаятри, Сарасвати, Савитри - это символ шакти Брахмы, знания, чистоты и добродетели. Сама же Гаятри-мантра с Пранавой (священный звук ОМ), Вьяхрити и Ширас является сущностью всех Вед. Ширас - головная мантра, которая, согласно Дхармашастрам, является почитаемой формулой и произносится вместе с Гаятри:

«Паро Раджасе’савад Ом» - ‘пребывающий вне тьмы Ом’.

Вьяхрити - это «огненные» слова, или «рождённые огнём». Священные изречения семи высших миров, каждое из которых отражает суть своего мира: первые три - махавьяхрити: «бхур», «бхуваха», «сваха», затем остальные вьяхрити: «манар», «джанар», «тапар», «сатья». После пранавы (ОМ) в ритуале используют первые три - махавьяхрити, но есть варианты исполнения всех семи.

Для того чтобы углубиться в практике пения Гаятри мантры, необходимо не только изрекать звуки мантры, знать значение слов, но и осознавать глубинный смысл каждого сказанного слова, и тогда в сознании зазвучат очень знакомые нашей душе родные вибрации. Постичь смысл, заложенный в слогах мантры не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. К тому же, если этому предшествовал длительный период практики мантры с достаточным усердием, любовью и концентрацией, то она открывается в своей истинной природе и даёт плоды. При чтении любой ведической мантры, человек должен знать четыре следующих вещи:

  • того, кто является провидцем, риши данной мантры, помнить его имя - простой знак благодарности;
  • девату, аспект Бога, к которому обращаются в данной мантре;
  • тон или размер, в котором следует декламировать мантру;
  • особую цель ритуала, в котором необходимо использовать данную мантру.

Давно известно о связи санскрита с русским языком, это две формы одного и того же языка, чья фонетика изменилась со временем и в связи с обстоятельствами, которые сопровождали носителей этого языка. Однако само словообразование осталось настолько неизменным, что это подтверждают санскритологи. Единая корневая основа сохранилась также в языках латинской группы, которая, в свою очередь, является дочерней в индоевропейской языковой семье. Таким образом, на каком бы языке ни мыслил человек, пропевание мантры на санскрите будет иметь отклик сначала в его уме, затем в сознании и, наконец, в интуитивном беЗсознательном.


Smriti parisuddhau svarupa sunya iva artha matra nirbhasa nirvitarka

Когда память очищена и имеет свою собственную природу, она пуста, как суть самого объекта. Это сияющее самадхи без рассуждения

Йога-сутры Патанджали. Самадхипада. Сутра 43

Составляющие Гаятри-мантры

Aum - пранава, или священный звук, символизирующий всё сущее.

Махавьяхрити - три качества трёх миров, отражающие природу Бога.

Bhur - ‘существование’. Эта вьяхрити означает земной проявленный материальный мир, мир Яви . Бурный поток, говорим мы, подразумевая энергичное движение, бурение,

бурление; даже сама земля имеет бурый цвет. Таким образом, это движение жизни, прана , Природа или сама жизнь, поддерживаемая Богом.

Bhuvaha - ‘пребывание’. Эта вьяхрити означает атмосферный небесный мир. Здесь подразумевается само бытие, без границ. Это невидимый мир Нави . Мы слышим корень «быв»: бывать, бывание, бывность, пребывание, бхава, бывший, выше небес и пространства. Над материальным миром, над Майей (иллюзией), над миром страстей. То, что существует параллельно с материальным миром, но не проявлено в нём в грубой форме.

Svaha - ‘свет’. Эта вьяхрити означает следующий уровень мироздания в форме света - Сварга . Миры Слави и Прави . Тонкоматериальный мир, на котором Всевышний являет собою сияние всех живатм и имеет всепроникающую природу. Он наполняет собою все формы мироздания, при этом не имея своей собственной формы, его свет течёт во всём. На этом уровне Бог управляет всем, так как он и является всем.

Tat - ‘тот’. Указательное местоимение. Обозначает Всевышнего. Это не просто местоимение, и использовано неслучайно. Обращение к Богу с помощью относительного местоимения (тот), а не личного (ты, он), имеет очень важный смысл. Отношение к Богу, как к «тому», указывает на его безличность, т. к. он проявлен во всех формах. Здесь мы видим правильное отношение и восприятие Всевышнего - видеть его во всех и во всём, а не представлять себе некую отдельную божественную Персону.

Savitur - ‘живитель’. Ещё одно качество Всевышнего. Здесь прослеживается корень «vita», что значит жизнь, «sa» или «su» означает участие, именно здесь участие в обеспечении энергией жизни. Таким образом, мы обращаемся к Богу, как животворящему источнику жизненных сил природы. В материальном мире люди всегда видели источник жизни в воде и в солнце. В мифологии индусов Савитар приобрёл отдельную персонализацию как солярное божество, при этом имеющее особое превосходство над Сурьей, Варуной, Индрой и другими божествами. Это говорит нам о том, что дар жизни, её непосредственное творение осуществляется только по воле Бога, но для этого необходимо сформировать множество благоприятных обстоятельств: тепло солнца, влага, день и ночь, ветер и дождь... В Индии садху неспроста произносят утренние молитвы, повернувшись лицом к восходящему солнцу и набрав в ладони воду из священной реки Ганг, принимают омовение. Для выполнения своей Дхармы необходима жизнь.

Varenyam - ‘принятие, приятный, желательный’. В этом слове звучит самый распространённый корень «var»: Сварга, сварганить, творец, сотворить, сварить, переварить, удовлетворить, говорить, варна, Варуна, вартана, париврита, ворота. Как часто мы говорим, что «не перевариваем» кого-то или что-то, т. е. это нам не по нутру, это для нас вредно и не соответствует нашей природе. В таком контексте становится ясно, что «вареньям» - это качество Бога, отражающее его благоприятность для нас. Он тот, кого мы лучше всего примем своим нутром, а точнее душой, живатмой; он тот, кто лучше всего нами может быть усвоен, чистейший прасад , если можно так выразиться. Только источник духовной пищи может насытить нас наиболее полноценно.

Bhargo - ‘очищающий, лучезарный, чистый, светлый’. Такой перевод весьма образный, но корневая основа подсказывает нам истинный смысл. Bh - это приставка; очень часто в санскрите с этих звуков начинаются слова, и она означает «Бог, божественный, великий, благой». Argo - это известный нам корень, его мы встречаем среди греческих и латинских наименований, например, корабль всем известного Ясона «Арго», герой «Аргус» - тысячеокий; здесь это перекликается с Арджуной (героем-лучником, которого его учитель Дрона считал лучшим, так как тот обладал уникальным зрением и всегда попадал в цель), и наконец, «аргентум» - ‘серебро, металл’, издревле считающийся священным и назван так неспроста. В действительности ионы серебра обладают антисептическими, бактерицидными свойствами. Серебро используют для очищения в медицине и технике. Но всё это уже вторичные термины, первично же само слово, означающее луч света, стремящегося поразить тьму. Божественный свет, который устраняет тьму неведения, очищает сознание и исцеляет душу от невежества. Свет, который являет собой божью любовь, силу и величие, источающее чистоту.

Devasya - ‘Абсолют’. Это слово образовано от санскритского «deva» - ‘Бог’ и «devata» - ‘божество’. Однако эта форма слова имеет более глубокий смысл. Девами в индуизме называют многих богов, каждый из которых обладает определёнными качествами (Агнидев - бог огня, Павандев - бог ветра, Сурьядев - бог солнца, Ямадев - бог смерти и т. д.). У славян это были дивы, каждый из которых имел свою вотчину, в которой творил чудеса. Слово «девасья», как и другие слова в санскрите, имеет общую с русским языком фонетику и порядок словообразования. Нас интересует окончание «sya». Мы можем поискать в русском языке похожие формы: например - колосья, братья, кутья, гостья, третья, харатья, сватья и т. д. «Т» и «С» - взаимозаменяемые звуки, часто сливаются, образуя звук «Ц», потому у нас много глаголов, оканчивающихся на «тся», а произносим всегда «ца», так и получается, что глагол «дивиться» и существительное «девица» звучат одинаково. Как у нас, так и в санскрите, мы можем встретить этот дифтонг, например, «матсья» - рыба, и здесь мы тоже при правильном произношении услышим «Ц». В санскрите нет буквы, обозначающей звук «Ц», однако сам звук есть, и используются то «С», то «Т», то обе буквы вместе - всё как в русском языке. Получается, что в окончаниях «Т» и «С» могут меняться в зависимости от самих слов. Мы обращаем внимание на то, что слово «deva» в санскрите мужского рода; если поискать среди приведённых выше примеров русских слов, то мы увидим, что большинство из них женского рода и лишь два (братья и колосья) имеют мужской род и множественное число, что как раз и образует такое окончание. Следовательно, мы можем сделать вывод, что devasya - это божества. Божество или Бог во множественном числе, т. е. множественная форма Бога. Как братья рождаются от одного отца, как колосья в поле все одного рода, так и все божества вышли из единого источника - основы и первопричины всего, содержащей в себе качества всех богов. Мы можем почувствовать в этом слове истинный абсолютизм Бога.

Dhimahi - ‘медитация’. «Dhi» - ‘интеллект, ум, разум’; «mahi» - ‘максимум, великий, большой’. Т. е. дословно мы получаем максимальную работу разума над самим собой, образно говоря, околопредельные способности мозга. Это и есть концентрация. В контексте мантры это слово означает предельную концентрацию на Боге, направление всей ментальной энергии к высшему источнику существования.

Dhiyo yo - «dhi» означает ‘ум’; «yo» - ‘дискомфорт, укрощение, ограничение, аскеза’.

Например, йога (где «га» - ‘движение’) - путь аскез, движение к контролю, управлению. В русском языке звук «йо», а проще «ё», занимает особое место. Во всех словах, где он образует корневую основу и не заменяется более мягкой «е», везде мы можем заметить аспект аскезы, болезненности, неприятных ощущений. Например, ёж, ёлка, ёрш, йод (хотя слово уже появилось позднее), мёд (без укуса пчел в старину было не добыть), лёд (обжигает в мороз не хуже огня), лён (льняная пряжа состоит из лубяных волокон, сильно заостряющихся на концах, грубое полотно). В общем, этот список можно продолжать, но чаще всего звук «ё» русский человек произносит сквозь зубы, когда внезапно ударяется или испытывает боль, а также использует дозволенные ругательства: «ё-моё», «ёлки-палки», «ёжкин кот», «ёкэлэмэнэ» и т. д.

Nah - ‘наш, нас’ (местоимение).

Prachodayat - ‘просветит, даст просвещение’.

Таким образом, мы получаем высказывание о том, что в укрощённом уме через аскезу и есть наше просветление. Эта часть является одновременно и мантрой, и молитвой, в которой практик обращается к высшим силам с просьбой о помощи в проведении по пути аскез к свету истины.


Гаятри-мантра: что она дает. Сила и могущество Гаятри-мантры

В этой статье были разобраны все составляющие Гаятри-мантры, однако заключительный перевод может быть понят только посредством усердной практики пения этой мантры, размышлением и/или отсутствием размышления. Результат всегда зависит от цели, поэтому честно осознавайте истинную цель практики.

Иногда может наступить такое время, когда наше сознание под воздействием окружающих нас энергий становится нестабильным, легко управляемой марионеткой страстей; асаны могут оказаться малоэффективными, пранаямы - неактуальными в данное время, а медитация - не по зубам. Именно в такое время мантра становится «палочкой-выручалочкой». Благодаря мантре происходит сонастройка вектора сознания (которое всегда стремится наружу) с вектором души (которая всегда стремится внутрь, к живатме, к Богу). С помощью Гаятри-мантры, где грань между мантрой и молитвой весьма размыта, можно обрести избавление от невежества, найти вдохновение и силы на преодоление своих страстей, преобразовав их в позитивные качества. Она приносит Великие плоды - это знание и мудрость, так как раскрывает в нашем сознании высшее «Я» (частицу Абсолюта), которое является всем сущим, всей энергией и всей истиной - это «Я» всего. Согласно писаниям, человек, познавший это, всегда будет мудр, а значит, будет жить в соответствии с Дхармой, с волей

Всевышнего, его здоровье не иссякнет, как не иссякнет сила и энергия. Когда-то эту простую истину осознал Вишвамитра, так последуем же его примеру.

Гаятри-мантра - инструмент дающий возможность расти духовно. При ежедневной практике позволяет зарядиться жизненной силой и притянуть к себе необходимые потоки.

Молитва для очищения кармы

Мантра способна изменить их жизнь. Хотя одна из самых популярных молитв, и наверняка о ней слышал каждый. Гаятри-мантра универсальный инструмент, ежедневно используемый практиками.

Благодаря подобным песням, человек может обратиться к солнечной энергии. У каждого народа свои славословия и молитвы, например, у .

Гаятри очищает от плохих мыслей, ненужной информации, защищает от негативного воздействия окружающих, обнуляет карму. При ежедневных практиках можно выйти из колеса Сансары, то есть постоянного перерождения.

Покинув цикл попадаешь в новый мир. Особенность в том, что все предыдущие жизни не забываются, и человеку остается его накопленный опыт.

Духовные наставники утверждали, Гаятри-мантра - самая сильная. Её используют, когда чувствуют необходимость. Одни перед едой, другие во время водных процедур. Напевая молитву, очищается человек, а вместе с ним и окружающее его пространство. Мантра читается 108 раз. Практикующие говорят, что так можно приблизиться к всевышней супруге Бога Брахмы — богине Гаятри.

Духовное развитие, к которому стремится каждый из нас, невозможно без первоначального очищения сознания, мыслей и тела от всякого негатива. Прежде, чем наполнить сосуд новым и чистым, необходимо вылить из него содержимое и дочиста отмыть. В очищении души поможет Гаятри мантра.

Мантры издавна считаются сильнейшими молитвами-обращениями, только в отличие от молитв, мантры требуют четкого и многократного повторения. Изменение даже одного звука дает не те результаты, которые ожидаются от прочтения мантры. Мантра – это непосредственный контакт, связь с запредельным, с божеством, к которому обращен текст «заклинания». Существуют тысячи мантр для достижения важных целей и решения болезненных проблем. Главное – вера в божество, к которому обращаешься посредством мантры, концентрация разума, умиротворение и спокойствие. И опять же – четкое повторение звуков, слов или слогов мантры, громко и с выражением. Тонкие звуковые частоты наряду с ярко-выраженной вибрацией голоса при произношении – все это в комплексе с концентрацией достигает той самой желанной связи с божеством.

Сильнейшая и главнейшая из ведических мантр, обладающая огромным могуществом – Гаятри мантра. Она пришла в мир честь бога Савитара. Существует также мнение, что богиня Гаятри – это воплощение данной молитвенной вибрации.

Текст Гаятри мантры начинается со звукосочетания ОМ (АУМ). Мистическая фраза, открывающая вход в Абсолют, во Всеобъемлющее. Текст мантры написан на языке Деванагари, считающимся праязыком всех землян. Первоначальный текст мантры Гаятри сохранился до сегодняшних дней в древнейшем священном писании человечества – в Ведах. Вообще, Гаятри – это мать Вед.

Индийские брахманы, все правоверные индуисты начинают каждый свой день рано утром на рассвете именно с Гаятри мантры. Она способна дать человеку множество благ, начиная с глубокого очищения и заканчивая наполнением невиданной мудростью. Ежедневное повторение мантры «вытягивает» из души и тела всю «грязь» и весь «мусор». Мантра обладает могущественной силой очищения. Тело становится легким как облако, как пушинка. Душа отрывается от земли и летит вверх, движется вперед к солнцу, свету, всеобъемлющему теплу и доброте. Мантра Гаятри очищает карму, отбеливает её начисто, и на этом чистом холсте Вы напишете то, что пожелаете, достигнув высшего уровня взаимодействия со Вселенной. Гаятри наделяет очищенные Ум, Сознание и Подсознание вселенской мудростью, гармонией и совершенством. Защищает душу от внешнего и внутреннего негатива, и ведет к спасению. Сила Гаятри мантры так велика, что она избавляет от порчи и сглаза, обнуляет карму и очищает от грехов. Результатом станет духовное просветление, возрождение интуиции и способности увидеть истину.

Значение формулы

Вообще Гаятри имеет 3 разных смысла и 3 имени. Все они живут в нас.

Гаятри – повелитель чувственной сферы,

Савитри – повелитель жизненной энергии (означает Истину),

Сарасвати – повелитель речи.

То есть, читая Гаятри мантру, человек очищает свои словесные потоки, мысли и дела, он приводит все три смысловых составляющий к гармонии и взаимодействию.

«ОМ БХУР БХУВА СУВАХА ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ ДХЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ».

Данная звуковая формула условно делиться на 3 части, первая из которых состоит из «ОМ» (вибрирующий звук, вхождение в Абсолют, во Вселенную), а также из трех слов-мантр. Это «БХУР БХУВА СУВАХА», обозначающие физический, астральный и ментальный миры. Это словосочетание означают также трех божеств, которые отвечают за эти миры. Вообще первые четыре слова мантры произносит каждый брахман вначале молитвы, преклоняясь, таким образом, пред Божественной реальностью.

Вторая часть мантры - ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ – акцентирует очознанный взор читающего на Боге Ишвара, на его безграничной силе. Через мысленную связь молящегося и Ишвары, тот, кто произносит данную формулу, ощущает на себе Милость Божества. Ударение приходится на слово "дхимахи", употребленное здесь во множественном числе и переводится как «медитируем». Означает, что просящий заботится не только о собственном благе, а молится от имени всех живых на Земле.

ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ - заключительная часть молитвы Гаятри, которая и доносит до Ишвары просьбу-молитву. В ней прошение наделить читающего просветлением, божественной интуицией (буддхи), озарением разума. И опять же, "дхийяс" звучит как «наши умы», то есть, используется множественное число, что еще раз подчеркивает заботу просящего обо всех живущих, а не только о себе.

Ввиду того, что Веды, а также мантры написаны на ведийском языке санскрите (древний Индийский литературный язык), переводов дословных и литературных существует великое множество. Двумя словами, каждый переводит, как хочет. Однако, все переводы одинаковы по своей сути, хотя на чтение или пение мантры это не должно влиять. Ведь главное – доскональное повторение каждого звука мантры.

Гаятри мантра, значение которой может быть разным, говорит о том, что всепроникающая божественная истина коснется души и сознания во время медитации. Читающий мантру просит божество ниспослать на него свет совершенной мудрости.

Применение мантры

Для начала нужно выбрать уединенное тихое место, где не будете отвлекаться. Садитесь с ровной спиной лицом к Востоку или Северу. Расслабьте тело, отпустите абсолютно все мысли, начните визуализировать. Представьте, что прямо перед собой, на уровне груди, видите Солнце, и начинайте чтение. Можно вслух и громко, можно шепотом или мысленно. Последний вариант считается самым эффективным, но в то же время – самым сложным. Нелегко сконцентрироваться на чтении мантры, если не слышать её звуки. Так что для начала, лучше все-таки, читать громко и четко.

Вкладывайте в слова любовь и веру в божество, так эффективнее и быстрее подействует сила мысли и обращения. Ведь если Вы не верите, то нет никакого смысла что-то просить у того, в существовании которого Вы даже не уверены. Если Вы верите, но любви недостаточно, подумайте о том, за что Вы благодарны своей жизни. Вы можете в текст мантры вкладывать благодарность наряду с верой. Любовь придет позже, на следующем этапе духовного развития, когда Вы почувствуете положительные изменения в себе и в своей жизни.

Лучшее время для пения или чтения мантры Гаятри - это Сандхья Каалам - (время перед рассветом, после заката, а так же полдень. . В эти моменты происходит встреча четырех времен.

Гаятри мантра используется ежедневно и с верой в сердце, желательно пять мал (кругов). Каждый мал – это 108 повторений мантры, один круг. Существуют четки, состоящие из ста восьми камней или бусин, как раз для того, чтобы отсчитать один мал чтения или песнопения. Если Вы упорны в своем желании достичь очищения и просветления – пойте Гаятри десять мал, это около двух с половиной часов. Максимальный результат – беспрерывное чтение в течение сорока дней по десять мал утром, днем и вечером. Кроме этого, стоит повторять мантру 9 или 18 раз перед принятием пищи и ванны или душа. Не лишним будет умерить потребление пищи и усилить чистоплотность.

Медицина или физические упражнения действуют лишь на оболочку, на верхушку айсберга, и надолго не помогают. Первопричина, корень любого дисбаланса или заболевание находится внутри нас. Поэтом всегда нужно заботиться о чистоте внутреннего, духовного тела. Чистое энергетическое поле всегда притягивает положительную энергетику. Ежедневно читая мантры, очищаясь, насыщаясь Вселенской гармонией и мудростью, Вы непременно приведете свою жизнь к успеху.



Loading...Loading...