Сколько у России союзников? Театр боевых действий. Главный враг – это Запад

В преддверии новой большой схватки за будущее планеты, когда делаются заявки на создание новых союзов стран (так, Збигнев Бжезинский озвучил информацию об «Атлантическом союзе», а Владимир Путин о «Евразийском союзе»), крепятся старые блоки, происходит перегруппировка сил, необходимо подумать, чем это всё грозит России. Что Москва может противопоставить стремительно меняющейся внешнеполитической ситуации? Задуматься над тем, кто враги, а кто может быть союзником или даже другом.

Вот характерная , которая говорит о грядущем. Американский президент Барак Обама и австралийский премьер-министр Джулия Гиллард подписали соглашение об увеличении военного контингента США в Австралии с нынешних 200 человек до 2,5 тыс. штыков за шесть лет с целью создания группировки быстрого реагирования, которая сможет реагировать на угрозы в юго-восточной Азии. Группировка будет размещена в городе Дарвин - это 820 километров от Индонезии и рядом с Южно-Китайским морем, т. е. около региона, где регулярно возникают разного рода споры (например, территориальный спор за Парасельские острова и архипелаг Спратли). На базе также разместят бомбардировщики B52, истребители F/A-18, а также военные транспортники C17 и самолеты-топливозаправщики.

Уже в 2012 году Соединенные Штаты увеличат свои силы в Австралии более чем вдвое. Заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс заявил, что этот договор «является абсолютно своевременным». Ещё раньше появилась информация о том, что Пентагон разработал новую военную концепцию против КНР, которая выдержана в духе «холодной войны». В ней Вашингтон делает ставку на военно-морские силы, включая морскую пехоту, развитие противоспутникового , кибертехнологий, атомного подводного флота, новых самолетов (включая создание нового малозаметного стратегического бомбардировщика, который сможет наносить удары по самым удалённым китайским районам) . Стратегия не исключает возможности локальных операций на территории Китая.

Кроме того, Австралия в последние годы также быстро увеличивает военный бюджет, приняла масштабные программы перевооружения вооруженных сил, ставку делают на развитие Военно-морских сил, ВВС и сил быстрого реагирования.

Официальный представитель МИД Китая Лю Вэйминь сделал заявление, что американо-австралийское соглашение не соответствует интересам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По мнению китайского дипломата, Пекин в разгар мирового финансового кризиса выступает за мирное развитие и сотрудничество в АТР, поэтому и другие державы должны выстраивать свою политику в регионе на тех же принципах.

Китайский политолог Су Хао, который является директором азиатско-тихоокеанского исследовательского центра и внешнеполитических связей, сообщил, что этот шаг Соединенных Штатов сделан с целью попытки укрепления своего военного взаимодействия с государствами региона, прежде всего с Австралией и Японией, «с ясным намерением создать противовес КНР».

В настоящее время США фактически реанимировали АНЗЮС (англ. ANZUS Security Treaty - Australia, New Zealand, United States), военный блок Австралии, Новой Зеландии и США времён «холодной войны». На основе этого договора Австралия и Новая Зеландия участвовали в войне против Ирака в 1991 году, в миротворческой операции в Восточном Тиморе в 1999-2002 годах, в афганской кампании и во второй войне против Ирака.

Россия и постсоветские республики

Хотя все республики бывшего Союза до сих пор находятся в «русском поле», т. е. значительная (или большая) часть их населения воспитаны на русской (советской) культуре, говорят и думают по-русски, но их отношение к России нельзя назвать однозначным.

Можно сказать с большой долей уверенности, что связывают своё будущее с Россией только Белоруссия и Казахстан (и только как «суверенные части» будущего «Евразийского союза»). К тому же не всё гладко в отношениях с этими странами – Александр Лукашенко регулярно артачится, то с Евросоюзом заигрывает, то с Китаем. В Казахстане набирает силу казахский национализм, то улицы и населенные пункты переименовывают, то с русским языком хотят покончить. Пока эти процессы сдерживает Назарбаев, но он не вечен. Надежда только на глобальный кризис, который заставит белорусскую и казахскую элиту сделать правильный выбор. Возможно, что в целом положительные ответы Лукашенко и Назарбаева на статью Путина о «Евразийском союзе» это и есть ответ.

К тому же у Белоруссии и Казахстана есть веские причины ориентироваться на Москву. У Минска плохие отношения с Западом (США и ЕС), его уже предлагают записать в диктаторы и судить в международном трибунале. Конгрессмен Кристофер Смит, председатель Хельсинкской комиссии США, на слушаниях комиссии по делу Белоруссии сделал заявление, что сообщит администрации американского президента о необходимости выдвижения против А. Лукашенко обвинений в Гаагском международном уголовном суде. А белорусский Комитет госбезопасности он обозвал «извращением». Хотя это не белорусские спецслужбы устаивали секретные тюрьмы по всему миру и пытали там «исламских террористов».

Астане грозит или исламизация, или китаизация. Обе перспективы казахов не радуют. А дружить с Западом особого смысла нет. Все видели, как поступили с лидерами, которые пытались налаживать «конструктивные» отношения с США, достаточно вспомнить судьбу Саддама Хусейна. Запад в любой миг может поменять одну марионетку («друга и партнёра») на другую. Стать самостоятельным центром силы Астана не сможет, нет ни людских ресурсов, ни большого научно-технологического потенциала, ни военных возможностей. Быть только источником сырья и периферией Китая или вотчиной исламских радикалов желания нет. Учитывается и тот фактор, что между Казахстаном и Россией - 7 тыс. км границы, где нет серьёзных природных препятствий (рек, гор, морей, озёр), на обустройство которой нужны огромные средства и ресурсы. Если Москва бросит казахов на произвол судьбы, мы можем получить на этой границе Китай или отряды исламских радикалов (плюс базы НАТО).

Для России эти республики, а особенно Белая Русь (коренная русская земля) крайне важны, уступать их нельзя ни в коем случае.

На Россию также ориентируются несколько непризнанных мировым сообществом стран - Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия и Южная Осетия. Без поддержки Москвы эти территории ждёт печальная участь: в Приднестровье – румынизация (в долгосрочной перспективе, учитывая стремление Румынии присоединить Молдавию), а абхазов и осетин - этногеноцид в мягкой или жесткой форме (если учесть факт, что Тбилиси выстраивает моноэтническое государство). Прибытку от этих республик немного (ни развитых экономик, ни стратегических природных ресурсов, ни людских ресурсов), а вот расходов и проблем много. Так, Абхазия и Южная Осетия фактически на содержании у России. Но и уступать их нельзя.

Критически важной для будущего России республикой является Украина (Малая Русь) , без неё русский народ потеряет значительную часть своего населения, свою историческую область, которая является неотъемлемой частью Русской цивилизации. Это отлично знают на Западе, поэтому всячески стараются вбивать клинья между двумя обломками единой цивилизации.

В настоящее время с Киевом отношения хоть и не союзнические, но всё же лучше, чем при Кучме или Ющенко. Команда Виктора Януковича старается выстраивать прагматичные отношения с Россией. По последней информации, Москва и Киев согласовали условия снижения цены российского газа для украинского государства. За это Россия получит преференций для своих инвесторов, компаний в случае их участия в приватизации украинских предприятий. Кроме того, между украинским Национальным банком, Минфином и Банком России, «Газпромом» достигнуто соглашение о том, что «Нафтогаз» сможет с уже декабря платить за поставляемый из РФ газ в рублях. Одновременно российский «Газпромбанк» дал «Нафтогазу Украины» кредит в 550 млн долларов для расчетов за поставленный «Газпромом» природный газ.

Понятно, что до союзнических отношений далеко, но всё же определённые положительные подвижки есть. Опять же глобальный кризис будет толкать РФ и Украину к воссоединению. Иначе просто не выжить, по отдельности всех сломают. Приговор Тимошенко и новые дела против неё только подтверждают эти выводы. Европейскому Союзу не до проблем Украины, ему бы самому выжить, достаточно вспомнить последние события вокруг Греции и Италии. ЕС даже Турцию не собирается принимать в свои ряды, хотя турецкая экономика показывает хорошие результаты. Ясно, что если Турцию не принимают, то у Украины шансов вообще нет (разве что только при реализации «югославского сценария» - дробление Малой России на мелкие куски, а затем их постепенное поглощение).

Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан – это основа для «Евразийского союза» (новой империи, «Союза-2»). Вместе они смогут выстоять в надвигающейся буре. Нынешние катаклизмы - это ещё не высшая точка мирового кризиса, человечество накопило слишком мощные противоречия, «ягодки» ещё впереди.

Молдавия. В целом население Молдавии довольно близко к российскому – одна религия, во многом сохранена русская культура, язык. Для Молдавии было бы лучше присоединиться к будущему «Евразийскому союзу». Присоединение к Румынии больших выгод не даст, а вот проблем может прибавить, особенно при реализации плана «Великой Румынии». Для Москвы эта маленькая страна на периферии особого стратегического значения не имеет. Но, с другой стороны, усиливать за счёт неё Румынию также не стоит. Плюс приднестровская проблема. Сдавать Приднестровье нельзя, хотя бы из принципа. Любая уступка воспринимается Западом и мировым сообществом как слабость.

Страны Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва)

Эти страны являются с 2004 года членами Организации Североатлантического договора - нашего потенциального врага. НАТО регулярно проводит в Балтике военные учения, которые явно носят агрессивный характер (в отношении России и Белоруссии). Эти республики стали возможными плацдармами для удара по северо-западной части России, Петербургу, Белоруссии. НАТО проводит на их территории работы по развитию инфраструктуры, которую можно будут использовать для высадки и переброски ударной группировки. Хотя сами республики в военном отношении угрозы не представляют, их армии незначительны.

Населению этих республик стоило бы задуматься над своим возможным будущим в случае войны с Россией – их территории станут полем боя. Прибалтика всегда была периферией великих держав Запада или России. И наибольшие выгоды эти земли получили от нахождения в составе Российской империи и СССР – численность населения росла, инфраструктура и культура (духовная и материальная) развивались.

В настоящее время эти земли в составе Запада: численность населения падает, люди оттуда просто бегут, экономика разрушена, наиболее важные активы распроданы, страны в долгах, радужных перспектив не видать. К тому же западники считают прибалтов, как и славян Европы, ряд других народов, людьми «второго сорта». Будущего в составе Запада у этих республик нет. Эстонцам, латышам и литовцам пора задуматься о восстановлении нормальных отношений с Россией.

Южный Кавказ

У Армении без России будущего нет. Конечно, если нет желания стать турками и мусульманами. Слава Богу, пока в Ереване это понимают. Об этом говорит продление функционирования 102-ой российской военной базы в Гюмри до 2044 года, причём без денежных компенсаций со стороны России. Эта база и союз с Россией – залог выживания армянского народа. Этот же фактор до сих пор сдерживает начало новой войны за Нагорный Карабах (ещё одна непризнанная республика на постсоветском пространстве) между Арменией и Азербайджаном, которому де-юре принадлежит эта территория. Учитывая факт особых отношений Баку с Анкарой, Турция может стать активным участником этой войны.

Именно поэтому премьер-министр Армении Тигран Саркисян, отвечая на вопросы журналистов в Санкт-Петербурге, сказал, что Армения позитивно оценивает и поддерживает идею Евразийского союза, которую предложил Владимир Путин. По словам армянского премьера, создание подобного союза является перспективным направлением, которое продиктовано временем. Армения собирается участвовать в этом проекте, добавил Саркисян.

Азербайджан для нас сейчас не враг, но и не союзник. Баку признаёт Россию как полноценного посредника в переговорах по Нагорному Карабаху, поддерживает экономические отношения, покупает оружие, но не более. Баку ориентируется на Турцию, в рамках идеологии пантюркизма, и на Запад (военно-техническое сотрудничество с США, энергетические проекты). Азербайджан имеет, за счёт углеводородов, хорошо развитую экономику, которая позволяет играть в самостоятельность. В 2003-2008 годах ВВП республики вырос в 2,6 раза. Азербайджан по состоянию на 2010 год лидировал среди стран СНГ по темпам экономического роста. Это позволяет вкладывать большие средства в модернизацию армии, развитие своего Военно-промышленного комплекса.

Но перспективы республики как у самостоятельного государства также плачевны – проблема Карабаха рано или поздно приведёт к новой войне. Под боком Иран, отношения с которым не самые лучшие из-за прозападного и протурецкого курса Баку. Республику ждёт, при сохранении нынешнего курса, постепенное слияние с Турцией. А это не выгодно ни Ирану, ни России, т.к. турки исторические и потенциальные противники этих держав. Анкара с запасами углеводородов Азербайджана и выходом к Каспийскому морю нам не нужна.

Грузия в настоящее время из-за политики Саакашвили наш враг. Тбилиси благодаря «многовекторной политике» (ориентации на США) дошел до войны, которую проиграл,со своими окраинами и Россией. Но и этот урок не пошёл на благо, армия перевооружена, и курс на сотрудничество с Западом продолжен. Да и внутренняя политика по созданию моноэтнического грузинского государства не изменилась. Поэтому Грузию ждёт дальнейшее дробление и поглощение соседними странами – Турцией (Аджария), Арменией, Азербайджаном, Россией. При самом неблагоприятном сценарии грузины будут полностью отуречены и исламизированы.

Выход в такой ситуации один: грузинский народ должен найти в себе силы покаяться в своих ошибках перед Россией, Абхазией, Южной Осетией и участвовать в строительстве общего будущего.

Средняя Азия

Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения не имеют для России такого значения, как Казахстан. Нельзя забывать и отношение этих народов, их элит к русским, которые остались на территории этих республик после развала СССР.

Туркмения среди них стоит особняком – страна имеет хорошую экономическую базу из-за больших запасов углеводородов и небольшого населения (чуть более 5 млн человек). Пока в мире относительная стабильность, Ашхабад может жить самостоятельно. Но перед внешними факторами, а соседями республики являются Иран и Афганистан, да и факт обладания огромными запасами природного газа и нефти не даёт гарантии неприкосновенности, Туркмения беззащитна.

Среднеазиатские республики объединят несколько проблем:

1)проблема Афганистана (от угрозы военного вторжения талибов и подпольной деятельности радикальных исламистов до наркотрафика и территориальных претензий);

2) китайская экономическая и демографическая экспансия (угроза территориальных потерь для Казахстана, Киргизии, Таджикистана);

3) крупные социально-экономические проблемы у Таджикистана, Киргизии, да и у других республик есть проблемы, решить которые самостоятельно практически невозможно;

4) водная проблема, особенно остро она стоит для Туркмении, Узбекистана, Казахстана. Усугубляет ситуацию политика Киргизии, Таджикистана, Китая, которые строят свои гидротехнические сооружения без учёта интересов соседей. Некоторые эксперты даже говорят о возможности войн за воду в Средней Азии в долгосрочной перспективе;

5) внешнее вмешательство, свои интересы в регионе есть у Китая, США, Евросоюза, Турции, Саудовской Аравии. Особенно сильное негативное влияние оказывает политика США, которые своими действиями в Афганистане, Пакистане могут взорвать всю Центральную и Среднюю Азию.

Естественно, Россия не может в такой ситуации быть просто наблюдателем, ограничившись интеграцией с Казахстаном. Мы должны, как минимум, не допустить расширения военного присутствия НАТО в Средней Азии, не дать поглотить эту территорию Китаю и не дать ей стать подобием Афганистана. Иначе мы получим ещё больший приток наркотиков, новые миллионы мигрантов (а с ними эпидемии, рост преступности, исламизацию России и пр. «радости»), необходимость милитаризации южных границ и регионов.

Главный враг – это Запад

Западная цивилизация всегда была врагом Руси, и эту аксиому забывать нельзя. «Европейский выбор» России – это бред или сознательная провокация. Особенно враждебной России является англо-саксонская часть Западного мира. Все заигрывания Соединенных Штатов с Москвой направлены на одно – усыпить бдительность, а затем за счёт России построить своё «счастливое будущее».

Особенно показательно в этом отношении событие, которое произошло на саммите АТЭС. Американская сторона сообщила, что США намерены развернуть системы Противоракетной обороны по всему периметру границ России. Изначальный аргумент о защите Западной Европы от мифических иранских ракет здесь даже и не приводился. Размещать американскую ПРО в северных морях можно только против баллистических ракет РФ (других просто нет).

В принципе, то, что Вашингтон изначально открыто врал про свою европейскую ПРО, понимали все. Но тот факт, что теперь в открытую говорится о создании системы ПРО вокруг российской территории, может говорить о том, что её проектирование прошло все этапы разработки и согласований (от технических до финансовых). И теперь Штаты просто информируют Россию о свершившемся факте. Можно назвать это событие ультиматумом Москве – она должна во внешней политике возобновить курс Козырева (Министр иностранных дел Российской Федерации в 1990 - 1996 годы) или…

Ещё одним «звоночком» (вернее уже гулом набата) для Москвы должно стать заявление нового заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Уэнди Шерман. По её словам, Белый Дом отказывается давать Российской Федерации юридически обязывающие гарантии ненаправленности своей ПРО против Российского государства , хотя и готов предоставить гарантии политические. Шерман считает, что «это был бы неправильный шаг» в отношении стран-членов НАТО.

Исходя из этого, надо понимать, что США и его союзники будут стараться развалить Россию, чтобы затем поглощать её частями, как бывшую Югославию. Для этого есть и внешние сценарии и внутренние, некоторые уже в процессе осуществления.

Западная Европа. Тут есть откровенные вражеские центры, такие как Лондон (Британия), Ватикан, Польша (инструмент Вашингтона и Ватикана). Есть страны, с которыми мы можем сотрудничать и быть в целом нейтральными. Это Швеция, Норвегия, Финляндия (если не пойдёт по пути возрождения планов «Великой Финляндии» за наш счёт), Австрия, Болгария, Чехия, Франция, Италия, Испания, Португалия и др.

С Германией необходим стратегический союз , как минимум в том плане, что немцы не участвуют в планах, направленных против нас, а мы помогаем Берлину стать «головой» Евросоюза. В настоящее время немцы ведут себя довольно разумно. Уроки двух поражений в Первой и Второй мировых войнах пошли им на пользу.

Очень осторожными надо быть в настоящее время в отношении Сербии и Греции. Есть мнение, что нас ещё раз хотят поймать на любви к «братьям» по вере и крови и втянуть, таким образом, в ряд конфликтов, чреватых большими проблемами. С помощью Косова (Сербия) и Греции (конфликт с турками) столкнуть нас с мусульманским миром.

Показательно в этом отношении заявление Дмитрия Рогозина. Постпред России при НАТО сообщил, что он обсудил с главой Минобороны Анатолием Сердюковым возможность создания в России так называемых «славянских батальонов». И предложил использовать опыт Иностранного французского легиона: после службы в нём сербы, болгары и др. славяне смогли бы получить российское гражданство. Рогозин также заявил, что Россия могла бы вспомнить свой исторический опыт, когда империя «спасала и вывозила близких по духу и вере людей на свою территорию».

В целом, если мировой кризис похоронит Европейский союз и приведёт к серии новых конфликтов, войн в Европе, то Россия (при успехе Евразийского проекта) может вспомнить об идеях панславизма. Объединить все славянские республики вокруг Суперэтноса Русов, провести декатолизацию, деисламизацию славян Европы. Восстановить их славянскую матрицу. Но это в весьма далёкой перспективе и при массе сопутствующих благоприятных событий.

Исламский мир

Он весьма неоднороден и не представляет общей силы. Основные центры силы современного исламского мира – это Саудовская Аравия, Катар, Турция, Иран, Пакистан (из-за ядерного арсенала). Откровенно враждебны нам суннитские, ваххабитские монархии, их основной центр – Саудовская Аравия. Это враг, который воевал против нас в Афганистане и Чечне, поддерживает исламистское подполье в настоящее время, является союзником Запада.

Поэтому логично и разумно поддерживать их противников – светскую Сирию и Исламскую Республику Иран. Сирия в настоящее время де-факто наш союзник, т. к. противостоит Западу и монархиям Персидского залива. К тому же через Сирию мы сохраняем единственную возможность для своего военного присутствия в Средиземноморье.

Иран сейчас наш потенциальный союзник, т. к. расположен на первой линии внешней обороны, как и Сирия. Если будут разрушены Сирия и Иран, граница войны будет проходить по Кавказу и Средней Азии. Да и выгодно сотрудничать с иранцами, они могут оплачивать проекты в области мирного атома, освоения Ближнего Космоса, строительства железных дорог, покупать гражданские самолёты, оборонительное вооружение и т. д.

Дружбы ждать от арабских или исламских стран не стоит. Всё решают интересы, позиции, возможность или невозможность свои интересы отстаивать, временное совпадение или несовпадение интересов. Сильные государства, у которых есть финансы, оружие, технологии, пользуются уважением.

России более выгодны авторитарные светские диктаторские режимы вроде падшего режима Каддафи или нынешнего Асада. Они более предсказуемы. Им нет смысла оказывать помощь радикальным исламистам, которые для них враги. Если же на их место приходят исламисты – это однозначно плохо, это война от Центральной Африки до границ Индии, Китая и России (да и внутри РФ). Надо помнить, что исламисты – это инструмент англо-саксов.

К примеру, когда в Египте правил президент Египта Хосни Мубарак, он ориентировался на Запад, но был выгоден и Москве и другим странам, т.к. при нём в стране был порядок, страна стала русской туристической Меккой. Исламисты были в подполье, газопровод в Израиль регулярно не взрывали, туристы были спокойны за свою жизнь, христиан-коптов притесняли, но не так жёстко, как в настоящее время, когда они десятками тысяч бегут из страны.

Турция - наш крупный торговый партнёр, как и мы у них. Но Анкара нам не друг и не союзник – она поддержала агрессию против Ливии, выступает против Сирии, согласилась разместить американскую базу ПРО, это с учётом того, что на турецкой территории и так есть база ВВС США. В итоге, если неоосманские амбиции Турции возобладают над здравым смыслом, то мы окажемся перед перспективой новой русско-турецкой войны, как минимум «холодной».

Израиль

Тут ситуация зависит больше от самого еврейского государства. Если Иерусалим и дальше будет идти на поводу у США, быть его союзником, тогда, видимо, Израиль мировой кризис не переживёт. Евреев ждёт новое рассеяние.

В случае, если Израиль будет выстраивать более конструктивную линию, искать союзника в России, других центрах силы, тогда шансы на сохранение еврейского государства есть. К тому же логично сохранить еврейское государство на нынешней территории – у арабов своих государств много, не обязательно ещё одно создавать (явно нежизнеспособное). Коренная земля арабов – Аравийский полуостров, их претензии на Палестину исторически необоснованы. Москве надо помнить, что значительная часть населения Израиля – это бывшие советские и российские граждане, этот фактор необходимо использовать. Израиль – это своего рода противовес для арабской пассионарности.

От Латинской Америки в силу её удалённости неприятностей ждать не стоит. Практически со всеми странами можно развивать конструктивные экономические, культурные, научные, туристические связи. Куба, Венесуэла и другие страны социалистической ориентации должны быть для нас союзниками, которые под боком у нашего главного геополитического врага и приносят ему неприятности. Но при этом необходимо не повторить ошибок СССР – впустую людей, ресурсы не разбазаривать.

Индия. Эта держава вместе с Россией и Китаем должна поддерживать стабильность в Евразии. Мы являлись стратегическими партнёрами во времена Советского Союза и сейчас сохранили хорошие отношения. Поэтому курс на всесторонне военно-техническое, научное, экономическое сотрудничество верен. Необходимо вместе реализовывать большие инфраструктурные проекты в Центральной Азии, решать проблему Афганистана, препятствовать распространению исламского радикализма.

Китай. В целом сказанное про Индию верно и в отношении Поднебесной, но есть некоторые отличия. У нас общие с Китаем враги – исламский радикализм и англо-саксы, которые собираются уничтожить Русскую, Индийскую и Китайскую цивилизации. Но надо помнить, что у Китая есть свои национальные интересы, китайская экспансия (в основном экономическая) направлена и на Россию, республики Средней Азии. Китайская военная машина у нас под боком, Москве надо найти адекватный политический, военный ответ.

Япония в настоящее время наш враг, официальный союзник США. Но мы можем сформировать свой Тихоокеанский союз, который не даст Токио возможности реализовать свои планы в отношении Курильских островов. Япония -потенциальный враг Китаю и КНДР как союзник Соединенных Штатов. Союз России, КНДР и КНР сможет парировать устремления США и Японии в АТР.

Азиатско-Тихоокеанский регион. Практически со всеми странами можно развивать нормальные отношения. Особенную роль могут сыграть связи с Вьетнамом. Союз с этой державой может стать противовесом для КНР, как и хорошие отношения с Индией. То есть, если Пекин зарвётся, Россия, Вьетнам и Индия смогут его «остудить», без войны. Большую роль Россия может сыграть в восстановлении единства корейского народа, став после этого его стратегическим партнёром.


Голосование по проекту резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой крымскому вопросу, отчётливо показало отношение мирового сообщества к РФ и поделило мир на два лагеря. Из 193 голосовавших стран 100 проголосовали за, остальные же 93 делегации отдали свой голос против, либо воздержались, либо уклонились от голосования. Запад сумел всё же протащить свою резолюцию под названием «Территориальная целостность Украины» с незначительным перевесом всего лишь в восемь голосов.

Смысл резолюции состоит в отказе населению Крыма в праве на самоопределение, что гарантировано статьей I Устава ООН. Однако этот документ имеет лишь рекомендательный характер. Не считая России, следующие страны отдали свои голоса против резолюции: Северная Корея, Боливия, Белоруссия, Сирия, Венесуэла, Никарагуа, Армения, Судан, Зимбабве, Куба. 58 стран воздержались. Более двадцати делегаций не голосовали – это, например, Сербия, Таджикистан, Киргизия, Израиль, Иран, Арабские Эмираты.

Анализируя поведение голосовавших стран, возникают некоторые вопросы, как, например, почему же воздержался Казахстан. Против резолюции также не проголосовали Таджикистан, Узбекистан, Киргизия (эти страны не принимали участия в голосовании). Разве мало им Россия помогает? По-видимому, слишком много.

Касательно стран, которые поддержали РФ, вряд ли их можно отнести к «друзьям» России. Они, скорее, враги Запада, не воспринимающие модели Западного государственного устройства.

Так мы наблюдаем глубокий конфликт Белоруссии с Западом. Запад предрекает Белоруссии «цветную революцию», а западные каналы транслируют митинги оппозиционеров, которые призывают к белорусскому майдану. По отношению же к крымскому референдуму президент Белоруссии Лукашенко занял довольно-таки скользкую позицию. Он изощрённо воздерживается от любых юридических оценок и признаёт Крым частью России лишь «де факто» - не юридически: «Крым сегодня – это часть территории России. Можно признавать или не признавать, от этого ничего не изменится» - сказал Александр Лукашенко. Как видим, Лукашенко, хотя и поддерживает присоединение Крыма, но и старается по возможности сохранить отношения с Украиной. После заявления Лукашенко о признании Крыма частью России Киев отозвал своего посла из Минска, на что Лукашенко заявил, что не собирается отвечать тем же образом, а двусторонние отношения намерен поддерживать через посольство в Киеве. Кроме того, ясно, что цель Лукашенко – сделать всё возможное, чтобы санкции в отношении России не затронули Белоруссию, особенно этого нельзя допустить в преддверии проведения в Минске чемпионата мира по хоккею.

Никарагуа, Венесуэла, Боливия и Куба имеют общие мотивы поддержки РФ. Дело в том, что эти страны входят в альянс ALBA, цель которого состоит в борьбе против американского империализма и развитии участников на основе социализма и коллективной защиты независимости. Члены ALBA уже многие годы имеют тесные взаимоотношения с Россией. Стоит также вспомнить, что президент Никарагуа Даниэль Ортега, президент Боливии Эво Моралес и бывший президент Венесуэлы Уго Чавес также признали независимость Абхазии и Южной Осетии, потому данные страны можно считать действительными союзниками России. Тем не менее, остаётся вопрос, почему же воздержался Эквадор, который также входит в данный блок ALBA. Возможно, есть давление по линии Ассанжа. Вспомним, что правительство Эквадора было подвергнуто серьёзному экономическому шантажу, когда зашла речь о предоставлении политического убежища Сноудену. Экономика страны, ориентированная на американский рынок, не смогла бы пережить введение санкций.

На сторону России стала и Сирия , позиция которой ясна – эта страна, как никакая другая, знает, как Запад избавляется от неугодных, борясь за ресурсы и политическое влияние. На всех голосованиях в ООН сирийцы открыто и смело демонстрируют свою позицию, и недавний развал дипломатических отношений с США их нисколько не пугает. Российские позиции на газовом рынке Европы будут прочны до тех пор, пока РФ сохраняет дружественные отношения с Сирией и Ираном. Маловероятно, что США сумеют нарастить поставки газа в Европу, поскольку катарские трубопроводы проходят по территории Сирии, а другие методы транспортировки газа в Европу просто нерентабельны.

Действия России по вмешательству в Крым поддержала и Северная Корея , проголосовав против резолюции за территориальную целостность Украины. Немногим ранее посол КНДР в Москве Ким Ён Дже сказал, что события в Украине спровоцированы «по заранее подготовленным заговорщицким сценариям США и стран Запада и при их подстрекательстве», и именно США «является зачинщиком всех бед на нашей планете», и виноваты в «жестоком попрании прав народов на самоопределение». Россия является одной из немногих стран, которая стремится к тесным дипломатическим отношениям со страной «изгоем» - Северной Кореей, хотя в 2009 и 2013 годах россияне были солидарны с санкциями в отношении КНДР за отказ от сотрудничества с международным сообществом по вопросу её ядерной программы. Однако во время сочинской олимпиады (КНДР не имела там своих представителей) Владимир Путин принял премьер-министра Ким Ён Нама. В 2012 году Россия простила Северной Корее 11 млрд. долларов, что составляет 90% северокорейского госдолга, как было заявлено, это должно усилить отношения с новым лидером Ким Чен Ыном.

Из африканских стран Россию поддержали Судан и Зимбабве. Судан в 2011 году по указу США был разделён на Южный Судан и Северный. Никто не заявлял о нелегитимности прошедшего там референдума, несмотря на то, что в стране разгорелась кровавая гражданская война. На Судан были наложены санкции. РФ призывает мировое сообщество снять санкции с Судана и оказать финансовую помощь стране, хотя такой призыв экономически невыгоден России, ведь высокую цену на нефть поддерживают как раз конфликты в нефтедобывающих странах. Но дело в том, что Россия понимает, что санкции – это не конструктивное решение. Например, санкции против Кубы только сплотили народ вокруг Фиделя Кастро и укрепили его позицию. Кроме того, понятие «справедливость» для России – не пустой звук, тогда как справедливость совершенно не имеет смысла на западе.

Зимбабве – страна, находящаяся в тяжелой экономической ситуации, против которой введены экономические санкции, и МВФ отказывается финансировать экономику этой страны. Более 30 лет у руля стоит лидер национально-освободительного движения Роберт Мугабе, соратник Нельсона Манделы. Он активно выступает против гомосексуализма в стране, за что получил осуждение на Западе. После кровопролитных президентских выборов в стране ООН намеревалась наложить санкции, против которых возражала именно Россия.

И, наконец, Армения поддержала РФ, потому что она наряду с Россией входит в Организацию Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), которая гарантирует участникам, что нападение на территорию какой-либо из стран Договора является нападением на все государства-члены. Поддержка Армении очень важна, поскольку эта страна вступает в Таможенный союз, так что у РФ, наконец, появился несомненный союзник. Депутат от правящей Республиканской партии Армении Айк Бабуханян в своём выступлении сказал, что интеграция с Россией имеет большое значение для Армении. Как он считает, вопрос пресечения двойных стандартов стоит довольно остро. «К сожалению, попытки создать в мире гармонию, то есть попытки развивать сбалансированные отношения и с Россией, и с западными странами, натолкнулись на определённые сложности. Эти сложности заключаются в том, что, если ранее были заключены соглашения о том, что НАТО не будет развиваться на Восток, и не будет развиваться к границам России, то после нарушения этого соглашения произошло смещение акцентов в мире. И совершенно естественно, что Россия, её союзники не смогли остаться безучастными в этом вопросе", - отметил депутат.

Овцынова Светлана Владимировна

Это один из любимых вопросов-упрёков, бросаемых Путину современной российской квазилиберальной оппозицией. Вопрос является одновременно и упрёком, потому что ответ на него предполагается такой: ни одного. Ну а далее следуют многократно повторенные тезисы о том, что Россия находится в международной изоляции, что "мы восстановили весь мир (вариант: все цивилизованные страны) против себя", и прочее в том же духе.

Но я буду исходить из того, что вопрос задаётся людьми, действительно пытающимися понять, почему у США союзников "целая НАТО" и даже больше, а у России - то ли раз-два и обчёлся, то ли вовсе нет.

Наши официальные лица либо не любят отвечать на этот вопрос, либо отвечают как-то неубедительно. Я не отношусь к числу тех, кто считает, что официальные лица - самые умные, и если они не знают ответа на поставленный в лоб вопрос, то и никто его не знает. А посему хочу дать свой ответ. Честный и исчерпывающий.

Можно пойти по пути формальной реакции на этот вопрос, и тогда ответ будет таков: действительно, союзников у современной России не очень много, а кто они - легко определить, посмотрев на состав двух основных межгосударственных организаций, существующих на постсоветском пространстве: экономической — ЕАЭС и военной — ОДКБ.

Если исходить из этих реалий, то невозможно не прийти к выводу, что у России не просто мало союзников (политических, экономических и военных). Их гораздо меньше, чем у США, военными союзниками которых только в Европе являются как минимум все члены НАТО, а политическими союзниками — как минимум все члены Евросоюза.

На этом можно было бы и поставить точку, добавив разве что только банальное: у России практически нет союзников, а те, что формально есть, во-первых, ненадежны, а во-вторых, не являются значимыми ни в экономическом, ни в собственно военном плане. Именно это не без злорадства ставят в упрёк Путину и проводимой им внутренней и особенно внешней политике: дескать, путинская Россия одинока в этом мире. И в случае необходимости никто не встанет не то что на её защиту, но даже и просто на её сторону.

Внешне так, а в реальности и по сути совсем не так. Замечу, прежде всего, что, строго говоря, неправилен сам вопрос. Как неправилен, например, вопрос — "Кто является союзником льва в схватке с тигром?" Или, если кому-то угодно быть ближе к русским реалиям, несколько иначе: "Кто является союзником медведя (русского) в схватке со львом или тигром?" Здесь-то ответ, думаю, очевиден: никто. Медведь может рассчитывать только на собственные силы, а если ему их для победы не хватит, то никакие союзники не спасут, хотя они и могут помочь оттянуть печальный исход, то есть поражение.

Всем нам хорошо известен по форме иной, но по сути такой же ответ, который дал на именно этот вопрос (без всяких зоологических метафор) русский император Александр III. Его, между прочим, называли миротворцем за то, что за 13 лет его царствования Россия не участвовала ни в одной войне, хотя и всячески укрепляла свою военную мощь. Этот ответ звучит так: у России только два верных союзника - её армия и флот.

Более детально логику рассуждений, приведших Александра III к такому категоричному выводу, описывает в своих воспоминаниях его двоюродный брат, великий князь Александр Михайлович:

"Во всем свете у нас только два верных союзника, — любил он (Александр III - В.Т.) говорить своим министрам, — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас <…>

Горький опыт XIX века научил царя, что каждый раз, когда Россия принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось впоследствии горько об этом сожалеть. Александр I спас Европу от Наполеона I, и следствием этого явилось создание на западных границах Российской империи могучих Германии и Австро-Венгрии. Его дед Николай I послал Русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 г. и восстановления Габсбургов на венгерском престоле, и в благодарность за эту услугу император Франц-Иосиф потребовал себе политических компенсаций за свое невмешательство во время Крымской войны. Император Александр II остался в 1870 году нейтральным, сдержав таким образом слово, данное императору Вильгельму I, а восемь лет спустя на Берлинском конгрессе Бисмарк лишил Россию плодов ее побед над турками.

Французы, англичане, немцы, австрийцы — все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей".

Строго говоря, этой цитатой можно было бы и ограничиться, ибо тут сказано почти всё. Относительно исторического опыта России в ХIХ веке — определённо всё. Можно, конечно, добавить к этому и аналогичный опыт ХХ века, или примеры поведения даже не Франции, Англии и Германии (Пруссии), а более мелких европейских стран, некоторые из которых самой своей государственностью обязаны России (например, Болгарии или Черногории, первая из которых давно уже в НАТО, а вторая втаскивается туда в наши дни усилиями её правящей верхушки). Но это ничего не меняет по сути.

Дело в том, что вопрос о наличии союзников и их числе для России либо вообще не стоит, либо стоит совсем не так, как он стоит в других странах, которые привыкли быть чьими-то союзниками в ранге вассалов. А как?

Обозреватель Forbes: никто не может изолировать Россию Нравится это кому-то или нет, Россия имеет значение, и такое значение, которое не многие страны имеют. Изоляция такой большой и мощной страны невозможна, считает обозреватель Forbes.

Во-первых, Россия - это союзообразующая страна, при этом такая союзообразующая страна, вокруг которой всегда складывались союзы тех, кто нуждается в её защите, а не тех, в чьей защите нуждается она. Причём Россия не просто страна, а страна стран. Когда она называлась Российская империя, или Советский Союз, в неё входили те, кто ныне получил государственную независимость. Когда-то они именно Россией были спасены от османского (Армения, Грузия), польского (Белоруссия, часть Украины), румынского (Молдавия), немецкого (Украина, Латвия) владычества.
Во-вторых, Россия в силу своей истории, в том числе более чем полутысячелетней истории своей непрерывной государственной независимости, а также своей военной мощи, географической обширности и многих других причин никогда не участвовала ни в одном военном или военно-политическом союзе на правах подчинённого члена. Она была либо руководителем (лидером) такого союза, либо одним из 3-4-х ключевых его членов (наиболее яркие примеры — Священный союз в постнаполеоновской Европе, Антанта перед Первой мировой войной и в ходе её, антигитлеровская коалиция во время Второй мировой войны).

Вот, в частности, почему не мог рассматриваться всерьёз план (если он даже существовал в головах каких-то фантазёров) вступления России в НАТО. США прекрасно понимают, что на подчинённые роли Россия никогда не согласится, а равную с ними самими роль американцы никогда в своём личном военно-политическом союзе не готовы отдавать даже Великобритании, не говоря уже о России.

В-третьих, никто и никогда не защищал Россию от военной опасности военным путём. Она всегда справлялась с этими опасностями сама, получая союзников (если их не было в начале этого пути) по мере приближения своей победы над агрессором (война с гитлеровской Германией — самый яркий тому пример).

И, разумеется, никто и никогда не освобождал территорию России, если на эту территорию вступал иностранный солдат - это всегда делала она сама, освобождая попутно и другие страны. Противоположные факты истории просто неизвестны.

Можно предположить, что так будет и в будущем, если вдруг (чего, надеюсь, не будет), кто-то вновь рискнёт пойти по пути Наполеона или Гитлера с запада, по пути османских султанов с юга, Карла XII с севера. Это относится и к востоку, то есть к Тихоокеанскому региону, или к Дальнему Востоку, как мы его называем. По мере продвижения России к победе союзники у неё, причём во множестве, появятся. А если не появятся (но появятся обязательно, хотя и не все искренние), то Россия доведёт дело до победного конца сама, в одиночку.

Пушков о предложениях США: замучились изолировать? Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков в ответ на предложения Вашингтона об обмене разведданными о террористах напомнил американским партнерам о "глупостях насчет изоляции России".


Финляндия

Первым международным актом, положившим начало формированию блока стран-агрессоров, стал военно-политический союз Германии и Италии, получивший название «ось Берлин - Рим». Позже - во время войны - так и будут говорить: «страны оси». Документ был подписан в Берлине 25 октября 1936 г., но в целом стороны лишь констатировали совпадение позиций в области внешней политики, разграничили сферы влияния на Балканах и на Дунае, а также признали генерала Франциско Франко Баамонде в качестве главы испанского правительства и договорились о помощи ему.

Следующим, уже более серьезным шагом к формированию мощного союза стало заключение в Берлине 25 ноября 1936 г. т.н. Антикоминтерновского пакта. Его подписали сначала представители Германии и Японии. В 1-й статье стороны обязались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести борьбу против его происков. 2-я статья приглашала присоединиться к пакту другие страны. Статья 3-я устанавливала срок действия пакта - 5 лет. Протокол подписания обязывал стороны принять меры против тех, кто «внутри или вне страны прямо или косвенно действует в пользу Коммунистического Интернационала». Этот пакт стал уже юридическим оформлением блока стран, поддерживающих «ось» Германия - Италия - Япония. 6 ноября 1937 г. к пакту присоединилась Италия, 24 февраля 1939 г. - Венгрия и Маньчжоу-Го, 27 марта 1939 г. - Испания. 25 ноября 1941 г. Антикоминтерновский пакт был продлен еще на 5 лет, тогда же к нему присоединились Финляндия, Хорватия, Дания, Румыния, Словакия и Болгария, а также китайское правительство Ван Цзинвея.

Наконец, 27 сентября 1940 г. в Берлине в торжественной обстановке фон Риббентроп (от имени Германии), граф Чиано (от Италии) и Курусу (от Японии) подписали пакт, получивший название «Берлинского». Стороны обязались оказывать друг другу политическую, экономическую и военную помощь. Срок пакта был установлен в 10 лет. Это уже был полноценный агрессивный блок. Вскоре к «отцам-основателям» присоединились и другие страны: Венгрия (20 ноября 1940 г.), Румыния (23 ноября 1940 г.), Словакия (24 ноября 1940 г.), Болгария (1 марта 1941 г.). 25 марта 1941 г. о присоединении к пакту объявило югославское правительство Цветковича (через два дня в Югославии произошел государственный переворот, и новое правительство генерала Симовича под шумное одобрение народа отказалось утвердить акт о присоединении). Кроме того, в разное время к пакту присоединились Финляндия, Испания, Таиланд, Хорватия, Маньчжоу-Го и Китай (правительство Ван Цзинвея).

Всех союзников Германии можно очень условно разделить на несколько «категорий». К первой можно отнести тех, кто в рамках сотрудничества обладал возможностью для маневра и в целом считался почти что полноправным партнером. Это прежде всего Япония, которая смогла вести тяжелейшую войну против США и Великобритании без всякой прямой помощи (если не считать того, что действия Германии оттянули на себя значительную часть ресурсов этих стран). Затем, конечно, Италия, претендовавшая чуть ли не на роль «старшего партнера» в итало-германском союзе. Но, несмотря на все претензии Бенито Муссолини, получилось, что почти 3-миллионная итальянская армия, оказалась мало на что способной, а ее экономический потенциал был вообще ниже всякой критики. Тем не менее именно Италия - колыбель фашизма. И, наконец, третья - Финляндия. Хотя, быть может, здесь сказалась ее удаленность от главного сосредоточия власти Германии - Центральной Европы. Но факт остается фактом: сколько бы ни называли Финляндию германским сателлитом, она всегда проводила собственную политику и, в отличие от других, ей это удавалось.

На следующей ступени стоят суверенные государства, имевшие достаточно длительную историю, которые в силу своего экономического и политического положения были вынуждены пойти на соглашение с Германией и превратиться в ее сателлитов. Прежде всего сюда можно отнести страны «Балканского блока» - Болгарию, Румынию и Венгрию. Им просто некуда было деваться: в страхе перед великим агрессивным восточным соседом, победа которого грозила их правящим кругам только полным уничтожением, они были вынуждены постоянно укреплять свои связи с Германией и даже допустить на свою территорию ее вооруженные силы. (Кстати, Финляндия также дала разрешение на размещение в Лапландии германской 20-й горной армии, но все же это был лишь небольшой регион, и части вермахта отнюдь не контролировали территорию страны.) В Азии также была подобная страна, получившая большие выгоды от войны, но тем не менее сумевшая благополучно выйти из нее без особых потрясений. Это - Таиланд.

На третью строчку «турнирной таблицы» можно поставить формально суверенные государства, созданные под непосредственной опекой Германии и Японии. Эти страны имели свои правительства, внешнеполитические ведомства, национальные армии, но не имели права и шагу ступить без ведома своих «опекунов». Это - «независимые государства» Хорватия и Словакия. Кроме того, до 1942 г. Дания теоретически считалась не оккупированным государством, а «запятым», и довоенное правительство продолжало исправно функционировать и сотрудничать с Германией. В Азии такими «союзниками» стали империя Маньчжоу-Го и две республики - Бирма и Филиппины, а также «правительство свободной Индии» во главе с Бос Чандрой. Здесь надо сказать еще об одном «государственном образовании», которое находится где-то на стыке - это правительство Франции во главе с маршалом Петэном в Виши. Назвать его просто коллаборационистским кабинетом на оккупированной территории - слишком грубо. Правительство Виши контролировало на первом этапе не только южную часть Франции, ей подчинялась и администрация ряда французских колоний, и, что еще важнее, основные силы французского флота. Именно последний факт заставлял Германию считаться с правительством Виши - ведь французский флот перед войной был вторым по силе в Европе. После британского. И начни он активные действия против Великобритании, неизвестно, что бы стало с «туманным Альбионом».

И, наконец, в конце списка идут коллаборационистские правительства, созданные немцами (или их союзниками «первой категории») в оккупированных ими странах. Фактически в любой стране, захваченной странами «оси», создавались органы местного самоуправления, в т.ч. центральные. Это и Греция, и Дания (после 1942 года), и Норвегия, и Албания, и Бельгия, и Голландия, и Китай, и Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония, и «имперский протекторат Богемии и Моравии»...

СССР и союзники во Второй Мировой войне


Введение

Всё дальше и дальше в историю уходит героическая эпопея Великой Отечественной войны - самой жестокой из всех войн, которые пережила наша страна. Вторая мировая война 1939-1945 гг. - крупнейшая в истории человечества война, развязанная фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В войну было втянуто 61 государство (более 80% населения земного шара), военные действия велись на территории 40 государств. Погибло больше 20 млн. человек.

Накануне войны была проведена коренная перестройка наших вооружённых сил. Сухопутные войска включали в себя стрелковые (пехоту), бронетанковые и механизированные войска, артиллерию и кавалерию. В их состав также входили специальные войска: связи, инженерные, противовоздушной обороны, противохимической защиты и другие. Организационно они объединились в ЗЗ стрелковые, танковые, моторизированные и кавалерийские дивизии, 170 из которых находились в западных военных округах. В сухопутных войсках проходило службу свыше 80% личного состава Вооружённых Сил. Значительно были усиленные Военно-воздушные силы и Военно-Морской флот.

Мирные усилия Советского Союза по обузданию фашистской агрессии не были поддержаны Англией, Францией и США. Франция вскоре была завоёвана Германией и капитулировала, а правительство Великобритании, опасаясь высадки немецких войск на острова, делало всё, чтобы подтолкнуть германский фашизм на Восток, к войне против СССР. И они добились этого. 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на Советский Союз. В войну против СССР вступили и европейские союзники Германии - Италия, Венгрия, Румыния и Финляндия.

Мы считаем, что тема, которую мы выбрали, является очень актуальной и по сей день.

Мы поставили перед собой следующую задачу: изучить какова роль СССР в достижении победы во 2-й Мировой войне.

Цели нашей работы заключаются в следующем:

Определение степени участия СССР во 2-й Мировой войне

Определение степени участия союзников во 2-й Мировой войне

Совместные действия СССР и союзников во 2-й Мировой войне.

На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей работе.


1. Складывание антигитлеровской коалиции


Сразу после начала Великой Отечественной войны правительства Англии и США, учитывая резко возросшую угрозу безопасности собственных стран, выступили с заявлениями о поддержке справедливой борьбы народов СССР.

«За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я, сказал премьер-министр Великобритании У. Черчилль в радиообращении к соотечественникам 22 июня 1941 г. - Я не возьму обратно ни одного слова. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумством и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих, на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся - да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры… Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии… Если Гитлер воображает, будто его нападение на Советскую Россию вызовет хоть малейшее расхождение в целях или ослабление усилий великих демократий, которые решили уничтожить его, то он глубоко заблуждается».

12 июля 1941 г. в Москве было заключено советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии и её союзников. Оно явилось первым шагом на пути создания антигитлеровской коалиции. Юридически коалиция оформилась в январе 1942 г., когда в Вашингтоне - столице США, вступивших в войну с Японией и Германией после удара японских вооруженных сил по американской базе Перл - Харбор на Гавайских островах в декабре 1941 г., - была подписана представителями 26 государств Декларация Объединения Наций о борьбе против агрессора. В течение войны к этой Декларации присоединилось еще более 20 стран.

В октябре 1941 г. СССР, Англия и США достигли договоренности об англо-американских поставках в нашу страну вооружений и продовольствия в обмен на стратегическое сырье. В мае 1942 г., заключен договор с Англией о союзе в войне и сотрудничестве после её окончания, в июле - соглашение с США о помощи по ленд-лизу (передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др.) В сентябре того же года советское правительство признало генерала Ш. де Голля, возглавившего движение «Свободная Франция», как руководителя «всех свободных французов, где бы они ни находились».

Общий объем поставок по ленд-лизу оценивался в 11,3 млрд. долларов. Четверть всех грузов приходилась на продовольствие (тушенка, жиры и т.п.), остальное - на боевую технику, снаряжение и сырье. По отдельным их видам цифры были весьма впечатляющими: 10% от отечественного производства танков, 12%-самолетов, 50%-автомобилей, свыше 90%-паровозов, 36%-цветных металлов. В целом же, по подсчетам экономистов, союзнические поставки не превышали трех процентов от советского производства продовольственных товаров, 4% от выпускаемой промышленной продукции, включая оборонную. Как позднее отмечал министр труда в военном правительстве У. Черчилля Эрнест Бевин, «вся помощь, которую мы были в состоянии оказать, была незначительной по сравнению с громадными усилиями советских людей. Наши потомки, изучая историю, будут с восхищением и благодарностью вспоминать героизм великого русского народа».

Камнем преткновения во взаимоотношениях «большой тройки» (США, Англия и СССР) был вопрос об открытии второго фронта против фашисткой Германии в Западной Европе, что позволило бы отвлечь значительную часть немецких войск с Восточного фронта и приблизить окончание войны. Первоначально достигнутую договоренность о его развертывании в 1942 г., правящие круги Англии и США не выполнили. Их активность ограничивалась в основном периферией театра военных действий (в 1941-1943 гг. - сражения в Северной Африке, в 1943 г. - высадка на Сицилии и в Южной Италии).


2. Встреча в Тегеране


Тегеранская конференция стала первой за годы Второй мировой войны конференцией «Большой тройки» - лидеров трёх стран: Ф.Д. Рузвельта (США), У. Черчилля (Великобритания) и И.В. Сталина (СССР), состоявшаяся в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 года. Успех красной армии в разгроме общего противника был дополнен высадкой в конце июля 1943 г. в Италии союзных англо-американских войск. Однако советское руководство ждало выполнения обещания союзников - высадки их войск во Франции, что значительно ускорило бы победу над Германией. В ноябре - декабре 1943 г. состоялась встреча лидеров СССР, США и Англии («Большой тройки») в Тегеране. Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились об открытии второго фронта в Европе в мае - июне 1944 г., о создании после войны ООН, о послевоенном мировом устройстве, о судьбе Германии после её военного поражения и т.п. СССР обещал вступить в войну против Японии после окончания войны в Европе. Историческое значение конференции трудно переоценить - это была первая встреча «Большой Тройки», на которой решались судьбы миллионов людей, будущее мира. Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против Германии и её союзников, она стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира. Основным вопросом было открытие второго фронта в Западной Европе. Было принято предложение У. Черчилля о том, что претензии Польши на земли Западной Белоруссии и Западной Украины будут удовлетворены за счет Германии, а в качестве границы на востоке должна быть линия Керзона. Президент США Рузвельт изложил на конференции американскую точку зрения относительно создания в будущем международной организации безопасности, о чём он в общих чертах уже говорил народному комиссару иностранных дел СССР В.М. Молотову во время его пребывания в Вашингтоне летом 1942 года и что было предметом обсуждения между Рузвельтом и английским министром иностранных дел Энтони Иденом в марте 1943 года. После окончания войны предлагалось создать мировую организацию на принципах Объединённых Наций, причём в число её занятий не входили военные вопросы, то есть она не должна быть похожа на Лигу Наций.


3. Встреча в Ялте


В 1943 году в Тегеране Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом, в Потсдаме в июле-августе 1945 года союзники решали вопросы мирного обустройства и раздела Германии, а в Ялте принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победительницами. К тому моменту крах нацизма сомнений уже не вызывал, и победа над Германией была лишь вопросом времени - в результате мощных наступательных ударов советских войск военные действия были перенесены на германскую территорию, и война вступила в завершающую стадию. Судьба Японии тоже не вызывала особых вопросов, поскольку США уже контролировали почти весь Тихий океан. Союзники понимали, что у них уникальный шанс распорядиться историей Европы по-своему, поскольку впервые в истории практически вся Европа находилась в руках всего трёх государств. Все решения Ялты, в общем и целом касались двух проблем. Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников - дело, которое было начато ещё в Тегеране. Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий. В вопросе передела границ Рузвельту, Черчиллю и Сталину удалось найти общий язык практически по всем вопросам. Очертания Польши после Второй мировой войны кардинально изменились - перед войной она была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. Было принято принципиальное решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и о выделении Франции своей зоны. Был обсуждён и извечный балканский вопрос - в частности, ситуация в Югославии и Греции. В Ялте была также подписана Декларация об освобождённой Европе, определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях. Она предполагала, в частности, восстановление суверенных прав народов этих территорий, а также право союзников совместно «помогать» этим народам «улучшать условия» для осуществления этих самых прав. В очередной раз был поднят вопрос о репарациях. Однако союзники так и не смогли окончательно определить сумму компенсаций. Было решено лишь, что США и Великобритания отдадут Москве 50 процентов всех репараций. Отдельным документом была принципиально решена судьба Дальнего Востока. В обмен на участие советских войск в войне против Японии Сталин получил от США и Великобритании существенные уступки. Во-первых, СССР получал Курилы и Южный Сахалин, потерянный ещё в русско-японской войне. Кроме того, за Монголией признавался статус независимого государства. Советской стороне также были обещаны Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога. Ялтинская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений вновь показало возможность сотрудничества государств с различным общественным строем. Это была одна из последних конференций доатомной эпохи. Созданный в Ялте биполярный мир и раздел Европы на восток и запад сохранились более чем на 40 лет, до конца 1980-х годов. В ходе конференции было заключено ещё одно соглашение, которое было очень важно для советской стороны, а именно соглашение по репатриации военных и гражданских лиц, то есть перемещенных лиц - лиц, освобожденных (плененных) на территориях, захваченных союзниками.


. Потсдамская конференция


Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Это была третья и последняя встреча «большой тройки» антигитлеровской коалиции. Первые две состоялись в конце 1943 года в Тегеране (Иран) и в начале 1945 года в Ялте (Советский Союз). 36 из 176 помещений дворца были отведены для проведения конференции. Делегации размещались не в Цецилиенхофе, а на виллах в Потсдамском районе Бабельсберг - советская делегация разместилась на вилле, ранее принадлежавшей генералу Людендорфу. Рабочей комнатой американцев служил бывший салон кронпринца, бывший кабинет кронпринца служил рабочей комнатой советской делегации. Сейчас во дворце Цецилиенхоф размещены гостиница и ресторан, а также мемориальный музей Потсдамской конференции.

Целями оккупации Германии союзниками провозглашались её денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация. Была провозглашена также цель сохранения единства Германии. По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Нейсе, что сократило её территорию на 25% по сравнению с 1937 годом. Территории к востоку от новой границы состояли из Восточной Пруссии, Силезии, Западной Пруссии, и две трети Померании. Это в основном сельскохозяйственные районы, за исключением Верхней Силезии, которая являлась вторым по величине центром немецкой тяжелой промышленности. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом (который в следующем году был переименован в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кёнигсбергская (с марта 1946 - Калининградская) область РСФСР. Небольшая часть, включавшая часть Куршской косы и город Клайпеда (Клайпедский или Мемельский край, т. н. «Мемельский сектор» ), была передана руководством Советского Союза в 1945 году Литовской ССР. На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции.

Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося флота Германии. 22-23 июля Сталин и Молотов представили на конференции территориальные претензии СССР к Турции и требование благоприятного режима для СССР в Черноморских проливах. Эти претензии не были поддержаны британской и американской стороной (хотя заключительный протокол конференции упоминает пересмотр конвенции Монтрё с учётом мнения турецкой стороны). В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренные 7 августа 1945 года с определёнными оговорками Францией, не приглашённой на конференцию. В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.

5. Создание ООН

àíòèãèòëåðîâñêèé ñîþçíèê êîàëèöèÿ ïîñòäàìñêèé

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами. Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока. Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке «Думбартон-Оукс». На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации. 11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности». 25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место. На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в «Думбартон-Оуксе», на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств. 25 июня 1945 г. Устав из 111 статей был единогласно принят.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем. ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.


Заключение


Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто её развязал. Победа в войне имела всемирно-историческое значение. Были разгромлены огромные военные силы стран-агрессоров. Военное поражение Германии, Италии и Японии, других держав гитлеровской оси означало крушение жестоких диктаторских режимов. Победа усилила симпатии к СССР во всем мире, неизмеримо подняла авторитет нашей страны.

В антигитлеровской коалиции СССР играл главнейшую роль. Открытие второго фронта было затянуто до лета 1944 г. и поэтому основные силы противника СССР принял на себя. Роль союзников нельзя отрицать. Антигитлеровская коалиция сложилась в 1941 году. В Тегеране важными вопросами были: послевоенное устройство мира, открытие второго фронта, создание ООН после войны, дальнейшая судьба Германии. В феврале 1945 года обсуждались те же вопросы и СССР давало обещание в войну против Японии через 2-3 месяца после разгрома Германии. На конференции в Потсдаме «Большая Тройка» была представлена уже в обновленном составе - Черчилля заменил Этли, победив на выборах в Великобритании, а американскую делегацию возглавил Г. Трумэн. На конференции установили новые границы в Европе, обсуждался польский вопрос и предстоящая война с Японией.

Разгромом Японии завершилась Вторая Мировая война и 2 сентября 1945 на крейсере «Миссури» была подписана капитуляция Японии.


Список использованных источников и литературы


1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3CD)»

Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинюк Ю.А. Ключ к истории Отечества - М: Изд-во Моск.ун-та.

Великая Отечественная война. Воениздат.М.1989 г.

Великая Отечественная война: вопросы и ответы / Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. - М: Политиздат.

История России, ХХ - начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 381 с.,

Россия в ХХ веке: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 368 с.,


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Loading...Loading...