Из чего сделать компрессор. Делаем компрессор из холодильника своими руками

Самодельный компрессор из холодильника наиболее часто используют в паре с аэрографом или пульверизатором, так как он работает почти бесшумно, занимает мало места и создает достаточное давление воздуха. Подойдёт он и для того, чтобы накачивать колёса машины. Далее мы расскажем, как сделать компрессор своими руками.

Материалы и инструменты для самодельного компрессора из холодильника

Компрессор. Мотор из старого холодильника и называется компрессором, он - центральный элемент нашего изделия. Как он выглядит, можно посмотреть на фото: деталях разные модели могут отличатся, но в общем схожи между собой. К компрессору прилагается пусковое реле (чёрная коробочка, присоединённая сбоку), из которого выходит провод питания с вилкой.

Ресивер. Емкость, в которую будет закачиваться воздух компрессором. Здесь возможны варианты: подходит любая плотно закрывающаяся емкость объёмом от 3 до 10 литров из железа или пластмассы. Это может быть пустой огнетушитель, маленькие цистерны, различные ресиверы от грузовых автомобилей, канистры от строительных жидкостей.

Шланги. Потребуются три отрезка шланга. Два длиной по 10 см и один - 30-70 см в зависимости от формы ресивера и предполагаемого крепления. Удобно использовать шланги для топлива в автомобиле, так как они будут соединяться с автомобильными фильтрами.

Также потребуется один шланг или трубочка, чтобы соединить готовый самодельный компрессор из холодильника с самим потребителем воздуха. Здесь длина, материал зависит от конкретных нужд. Если вы будете использовать компрессор с аэрографом, то подойдет любой тонкий поливиниловый шланг (или тот, который прилагается к аэрографу). При использовании компрессора на улице лучше поискать шланг потолще.

  • Хомуты. 5 штук, размер 16 или 20 мм.
  • Трубочки. Две штуки - медные или железные, диаметром 6 мм или другим - главное, чтобы налезли шланги.
  • Длиной одна 10 см, вторая 20-50 в зависимости от размера ресивера, подробней далее.
  • Автомобильные топливные фильтры. Один бензиновый, и один дизельный.
  • Манометр (по желанию).
  • Эпоксидная смола, если используется ресивер из пластмассы.
  • Кусок деревянной доски (основа). Размер зависит от размера ресивера и мотора. Они должны разместится на доске рядом.
  • Стальная лента или проволока. Нужна, чтобы закрепить ресивер.
  • Саморезы по дереву.

Инструменты:

  • Острый нож
  • Отвёртка
  • Дрель
  • Плоскогубцы.
  • Пилочка по металлу (не обязательно).

Как сделать компрессор своими руками

Теперь непосредственно о том, как сделать компрессор своими руками.

Из компрессора от холодильника выходит три трубочки: две открытых и одна короткая, запаянная. Включите компрессор в розетку и проведите пальцем возле выходов трубочек. Та, из которой дует воздух будет выходом, а та, которая втягивает - входом. Запомните, где какая, и выключайте из розетки компрессор. Пилочкой по металлу обрежьте две трубочки, оставляя по 10 см или больше, чтобы было удобно подключать шланги. Можно откусить плоскогубцами, но нужно следить, чтобы опилки не попали внутрь трубочек. Далее крепим компрессор на доске-основе, прикручивая ножки саморезами (можно использовать болты, так надёжней). Важно: компрессор крепим в том же положении, в котором он был закреплён в холодильнике. Дело в том, что пусковое реле на моторе работает за счёт сил гравитации, на корпусе реле есть стрелочка, указывающая вверх. Закрепив компрессор, переходим к ресиверу.

Делаем ресивер. Вариант если у вас пластмассовая емкость. Сверлим в крышке два отверстия под наши трубочки. Вставляем их туда, как показано на рисунке, и крепим эпоксидной смолой. Сверху оставляем концы длиной 2-4 см. Теперь о длине трубочек. Короткая (10 см) будет выходной. Вторая будет входной, её делаем как можно больше, чтобы она не доставала несколько сантиметров до дна ресивера. Это делается, чтобы как можно больше расставить между собой входное и выходное отверстия внутри ресивера для большего перемешивания воздуха.

Если у вас железный ресивер, делаем то же, но не клеим трубочки, а паяем или привариваем. Также можно приварить гайки, а в них потом закрутить штуцера под шланги.

Манометр возможно установить только в металлическом ресивере. Для этого сверлим в любом удобном месте на ресивере отверстие и припаиваем в нём манометр. Более предпочтительный вариант: привариваем на отверстие гайку и закручиваем манометр уже в гайку. Так в случае выхода из строя манометра вы с лёгкостью его замените.

Теперь берем отрезок шланга (10 см) и одеваем его на бензиновый фильтр. Если вы используете шланги для бензина то проблем не должно быть, если используете поливиниловые трубки то возможно придётся нагреть её спичкой или подержать в кипятке что бы она налезла на штуцер фильтра. Второй конец шланга надеваем на входную трубочку компрессора. Данный фильтр на входе нужен, чтобы отфильтровывать пыль. Здесь на соединениях использование хомутов не обязательно, так как давления здесь нет.

Берем второй отрезок шланга и соединяем ним выходную трубочку на компрессоре с входной на ресивере. В местах соединения ставим хомуты.

Теперь третий отрезок шланга (10 см) одним концом надеваем на выходную трубочку ресивера, а второй конец одеваем на дизельный фильтр. Надеваем хомуты. На фильтрах (дизельном и бензиновом) нарисована стрелочка, указывающая правильное направления движения через фильтр воздуха. Подсоединяйте оба фильтра правильно. Дизельный фильтр на выходе нужен для фильтрования воды из воздуха.

На выходящий штуцер дизельного фильтра надеваем наш рабочий шланг идущий непосредственно к аэрографу, пульверизатору и т.д.

На нижнюю сторону доски-основы прикручиваем резиновые ножки или клеим войлочные прокладки для мебели. Если этого не сделать, компрессор при работе может царапать пол - он вибрирует. Уровень вибрации и шума зависят от модели добытого вами компрессора холодильника. Моторы от импортных холодильников почти не слышны, советские также тихие, но есть исключения.

Создаваемое давление также зависит от модели. Древние моторы более мощные. Большинство советских компрессоров способны накачать давление до 2-2,5 бар. Компрессор на фото создает давление в 3,5 бар.

Обслуживание самодельного компрессора из холодильника

Обслуживание компрессора состоит в том, чтобы регулярно менять оба фильтра и сливать собравшееся масло в ресивере. Но главный фактор, влияющий на срок службы компрессора, - это частота замены масла. Первый раз лучше его поменять перед сборкой компрессора. На моторе есть третья запаянная трубочка. Отрезаем от нее запаянный конец и сливаем из него масло, перевернув мотор. Выльется около стакана масла. Теперь шприцом через эту же трубочку заливаем свежее моторное масло, чуть больше того количества, что слили.

После, чтобы не запаивать сливную трубочку, закручиваем в неё болтик подходящего размера. При следующей замене масла просто выкручиваем болтик.

Купить или не купить? Вот в чём вопрос. Но у имеющих старый неисправный холодильник с рабочим компрессором этот вопрос отпадает — конечно же сделать компрессор для покраски используя имеющиеся материалы самому!

Собственноручная сборка компрессора не настолько сложная, как кажется на первый взгляд, особенно если знать принцип его действия. Для сборки компрессора понадобится двигатель гонящий воздух в емкость, где этот же воздух будет находиться под давлением. Механизм устроен так, что излишки воздуха, из-за которых давление в емкости может превышать необходимое, выходят через специальный спускной клапан. Это нужно для того, чтобы в процессе покраски автомобиля (или чего там ещё нужно) краска ложилась равномерно на всю поверхность, а такого эффекта можно добиться лишь когда в распылителе постоянное давление.

Компрессор может быть использован в самых различных областях - для подкачки шин, аэрографии, покраски запчастей и так далее. Обладая необходимыми инструментами и определенными знаниями, вполне можно самостоятельно изготовить данный агрегат на основе обычного холодильника. Самодельный компрессор дает порядка 7 атмосфер, что достаточно для рядовой гаражной мастерской. Компрессор из холодильниковского получится довольно тихий и, что самое главное, дешевый по себестоимости.

Что лучше - самодельный или покупной?

Всего можно выделить несколько основных отличий между ними:

  1. В конструкции заводского компрессора присутствует электрический двигатель, передающий крутящий момент к рабочей камере через ременную передачу. Что касается самодельного компрессора, то он состоит из корпуса и самого двигателя, без ремней.
  2. В заводском варианте уже установлены автоматические системы сброса давления, входной и выходной фильтры, измерители показателей давления и т.д. В компрессоре из холодильника придется устанавливать регулировочное оборудование самостоятельно, учитывая все особенности.
  3. Несмотря на то, что большинство заводских компрессоров оборудовано автоматическими системами, в некоторых бюджетных моделях такая особенность не реализована. Иными словами, данные агрегаты придется выключать самостоятельно, засекая время по часам. Самодельные компрессоры, в основном, оборудованы защитным реле, выключающий двигатель при возникновении риска перегрева.
  4. В некоторых заводских моделях может напрочь отсутствовать какая-либо смазка. Конечно у них маленький, но зато отсутствуют различные выхлопы. Данное обстоятельство очень важно, особенно если краскопульт ведет себя довольно капризно, не терпя различных примесей. Что касается самодельных компрессоров, то тут масла предостаточно.
  5. Главная особенность самодельного компрессора - он очень тихо работает, особенно если надеть на него все трубки правильно, соблюдая герметичность. Что касается заводских компрессоров, то они ведут себя более шумно, поэтому его использование возможно только вне дома.
  6. Стоимость изготовления самодельного компрессора очень низкая, ведь основные комплектующие берутся от старой техники, а регулировочная аппаратура обойдется максимум в 1000 рублей.
  7. В заводской компрессор невозможно вносить какие-нибудь технические изменения. Иными словами, если агрегат недостаточно мощный, то использовать его можно только как насос для подкачки шин, не более. Самодельные варианты хороши тем, что к ним можно добавлять некоторые детали, например, большой ресивер, благодаря чему можно существенно увеличить мощность устройства.

Как показывает практика, самодельный компрессор для покраски автомобиля ломается гораздо реже, чем его заграничные и отечественные заводские аналоги. В интернете можно найти много инструкций по сооружению компрессоров своими руками. Так что обсудим несколько вариантов, которые могут помочь в этом деле.

Схемы изготовления самодельного компрессора

Вот несколько вариантов схем сборки устройства — выбирайте какой лучше подходит для ваших целей:

Детали для сборки компрессора

  • реле давления;
  • манометр;
  • редуктор с масловлагоотделителем;
  • фильтр масловлагоотделитель;
  • переходники;
  • крестовина;
  • штуцер и гайка;
  • муфта;
  • ниппель;
  • трубка;
  • автомобильные хомуты;
  • ресивер;
  • гайки, шпильки, шайбы;
  • мебельные колеса;
  • автомобильное масло;
  • тумблер;
  • вилка и шнур;
  • топливный фильтр;
  • фанерные панели (ДСП);
  • компрессор от холодильника;
  • маслобензостойкий шланг, шурупы, «Эпоксилин», герметик, краска, лента фум, сниматель ржавчины и прочая мелочевка.

В своих вариантах проверил несколько разных контрольных клапанов. После нескольких попыток заказал обратный клапан RUCK14IAMSV, он не жужжит и может прекрасно подойти на строительство компрессора от холодильных установок. Также надо купить предохранительный клапан (MINI SVM14-12). Бак берите от порошкового огнетушителя 16 кг. Давление в баке составляет 9,5 бар, срок хранения — 2 месяца.

Важно: обратите внимание, какое именно масло заливать - синтетика очень плохо сочетается с обычным, поэтому не нужно лить все, что попало.

  1. Между компрессором и резервуаром должен быть установлен масляный сепаратор.
  2. Масло следует добавить через третью паяную трубку.
  3. Лучше всего припаять разъем и завинтить винтом или металлической заглушкой.
  4. Установите обезвоживатель, он также захватывает масло.

В связи с внезапным выходом из строя холодильника, стал владельцем эффективного агрегата на 110 Вт. Конечно его можно преобразовать в компрессор. Имеется автомобильная аэрография, которую ранее использовали с 12-ватным компрессором, а также с компрессором большой мощности. Эти устройства являются шумными и недолговечными. Так что пришлось делать самодельный.

Инструкция по сборке компрессора

Важно выполнить правильный демонтаж компрессора, чтобы не повредить его. Сначала используя кусачки перекусите трубки, выходящие из двигателя, ведущие к радиаторной решетке. Далее перекусываются провода от реле, но их длина должна остаться примерно 20 см. Перед тем как открутить компрессор, необходимо сделать пометку на крышке реле.

После того как контур нагнетателя компрессора от холодильника будет разорван, на веретенку окажет воздействие атмосфера, что приведет к потере ее свойств. Если в нагнетателе не заменить заводское масло, его поршни быстро износятся, вследствие чего двигатель выйдет из строя. Поэтому рекомендуется первым делом заменить на моторное полусинтетическое. как из авто.

Помимо выходной и входной трубки, компрессор из обычного холодильника оснащен третьей трубкой с запаянным концом. Чтобы в будущем использовать его для покраски авто, необходимо устранить закупоренную часть. Для этого, используя ножовку по металлу, следует по кругу трубки сделать аккуратный надрез, но до конца не пропиливая, после чего отломать надпиленный кусочек. Важно, чтобы металлическая стружка не попала внутрь.

Оставшийся патрубок надо развальцевать и слить старое масло, затем залить в него полусинтетику в том же количестве. После чего патрубок закупоривают при помощи винта обмотанного фум-лентой.

Корпус огнетушителя отличной пойдёт для ресивера. Важно чтобы он был литой, бесшовный и обладал объемом от 10 литров. Прежде чем использовать его, требуется осмотреть огнетушитель изнутри на предмет коррозии. Для осмотра используется фонарик. Если коррозия все же присутствует, от нее необходимо избавиться при помощи специальной жидкости.

Этапы сборочных работ

Сделать компрессор из холодильника – значит выполнить простую последовательность шагов:

  1. Взять плоскогубцы, накидной ключ на 12, 2 отвертки - на плюс и на минус. В нижней части задней панели перекусить пассатижами трубки, соединяющие компрессор с системой охлаждения. Открутить пусковое реле, предварительно пометив на нём верхнюю и нижнюю стороны. Отсоединить реле от вилки. Весь крепёж забираем с собой.
  2. Проверка работоспособности: подсоединить назад реле, обеспечить доступ воздуха в компрессор по трубкам, подключить к сети. Если всё сделано правильно, то аппарат работает. В одну трубку будет поступать воздух, а из другой выходить. Пометить эти трубки.
  3. Прикрепить компрессор саморезами к деревянной доске.
  4. Берём старый огнетушитель, 1 шланг длиной 600 мм, 2 других – 100 мм, фильтр для топлива, хомуты, манометр, герметик. Дрель, отвёртка, плоскогубцы у нас уже есть.
  5. Если нет огнетушителя, то сделаем пластиковую емкость. Для этого надо взять тару объемом более 3 л. Сделать 2 отверстия. Вставить в 1 отверстие входную трубку на расстоянии 2 см от дна ёмкости. Выходной трубопровод опускаем вглубь на 10 см. На пластиковый резервуар установить манометр невозможно.
  6. Если есть железный резервуар, то фиксировать трубки можно сваркой. На железный ресивер устанавливаем манометр.
    Скрепляем ресивер и компрессор между собой.
  7. На шланг длиной 10 см надеть фильтр, присоединить свободный конец трубки на входное отверстие сконструированного аппарата. Другим шлангом соединяем вход ресивера с выходом компрессора. Места стыковки фиксируем хомутами. На последний шланг крепится дизельный фильтр, а свободный конец его вставляется в выходное отверстие ресивера. На оставшийся конец трубки можно одеть при необходимости оборудование, чтобы стали доступны аэрография, покраска.

Второй вариант пошаговой инструкции:

  1. Высверливаем специальное отверстие для переходника, который нужно закрепить. Можно выбирать разные способы, к примеру, самый доступный – холодное сваривание (с использованием «Эпоксилина»).
  2. Тщательно зачищаем дно ресивера от загрязнений – налета и ржавчины. Это необходимо для того, чтобы «Эпоксилин» хорошо сцепился с поверхностью для прочного склеивания. Ну и, конечно же, чтобы краска не загрязнялась и не сбивалась в комочки с мусором. Достичь этого можно зачистив дно огнетушителя до металлического блеска вращательно-круговыми движениями наждачной бумагой.
  3. Закрепляем переходник, зажимая его с лицевой стороны гайкой, и даем время застыть «Эпоксилину» согласно инструкции.
  4. Переходим к основанию под компрессор, для чего нужно обзавестись тремя деревянными досками или же куском фанеры размером 30 на 30 см. для удобства дальнейшего перемещения нашего устройства к основе можно прикрутить мобильные колесики для мебели. Мы специально не описываем размеры отверстий и прочие мелочи, поскольку это все будет сугубо индивидуально, так как зависит от выбранного материала, типа компрессора и так далее.
  5. Высверливаем отверстия для компрессора и шпилек и монтируем их. Шпильки закрепляются при помощи гаек и шайб.
    Надеваем на вдох компрессора автомобильный фильтр со специальной бумажной сердцевиной. Это поможет избежать попадания внутрь компрессора пыли и других мелких загрязнений.
  6. Далее займемся электрикой. Чтобы наш самодельный компрессор для покраски автомобиля был удобным в использовании, оборудуем его реле давления (например, РМ5 либо РДМ5), а также тумблером отключения. Первое устройство, реле давления, необходимо нам для того, чтобы отключать компрессор в процессе накачивания воздуха в ресивер, когда давления достигает допустимого максимума, и наоборот, включать его, когда давление падает ниже допустимого минимума. Настроить значение величин максимального и минимального давлений можно прямо на реле при помощи пружин, причем большая пружина отвечает за минимальное давление (и соответственное включение компрессора), а маленькая – за разницу между максимальным и минимальным значением давления.
  7. Присмотритесь внимательнее и увидите на реле 2 контакта, предназначенные специально для подключения его к сети. Поскольку изначально такие реле использовались в системе водоснабжения, то мы немного изменим его предназначение и особенности подключения. Наша задача – подключить первый контакт к сети, а второй – к компрессору.
  8. Тумблер общего отключения ставим на разрыв между реле давления и сетью 220V. Это поможет обесточить всю установку, чтобы не бегать постоянно для включения-выключения.
  9. Красим ресивер и приступаем к окончательной сборке.
  10. Навинчиваем гайку со штуцером на фильтр-масловлагоотделитель.
  11. Берем шланг и одеваем его одним концом на штуцер, а другим натягиваем на трубку компрессора и зажимаем все это хомутами. Для этого шланг берем армированный, маслостойкий. Каждое резьбовое соединение следует уплотнить фум-лентой.
  12. Прикручиваем фильтр ко дну ресивера и обрабатываем силиконовое соединение герметиком.
  13. Прикручиваем чугунную крышку, но предварительно обрабатываем ее резьбовое соединение все тем же герметиком. Чтобы улучшить герметизацию можно подложить под крышку резиновую прокладку.
  14. На крышку нужно прикрутить трубку, резьба которой должна составлять четверть дюйма, а на нее – прикрутить крестовину.

Монтаж деталей устройства

Для удобства хранения и перемещения лучше всего расположить все детали компрессора компактно на одной базе. В качестве основы будем использовать деревянную доску, на ней мы надежно закрепляем двигатель – нагнетатель и корпус огнетушителя.

Двигатель компрессора фиксируем при помощи резьбовых шпилек, продетых в заранее просверленные отверстия, и гаек с шайбами. Ресивер располагаем вертикально, используя для закрепления три листа фанеры, в одном из которых вырезаем отверстие под баллон.

Два других, с помощью саморезов, прикрепляем к несущей доске и склеиваем с удерживающим ресивер листом. Под дно ресивера, в основании, выдалбливаем соответствующую по размерам выемку. Для маневренности прикручиваем к нашей базе колесики из мебельной фурнитуры. Далее выполняем следующие операции:

Обеспечиваем защиту нашей системы от попадания пыли и грубых частиц, для чего, в качестве воздухозаборника, используем фильтр грубой очистки топлива бензиновых двигателей. Используем для этой цели резиновый шланг, плотно обжимающий штуцер фильтра и входную трубочку нагнетателя. На входе компрессора низкое давление и усиление контакта при помощи автомобильных хомутиков не требуется. Таким образом, мы сделали входной фильтр для компрессора своими руками.

На выходе компрессора следует установить масловлогоотделитель, он не позволит пройти частицам жидкости. В качестве этого элемента защиты используем фильтр системы питания дизельных двигателей. Его присоединяем к нагнетателю при помощи маслостойкого шланга. Так как давление на выходе компрессора увеличенное, здесь и везде далее, для укрепления контакта применяем автомобильные хомутики с затягивающимися при помощи винта креплениями.

Масловлагоотделительный фильтр соединяем со входом редуктора. Редуктор нам нужен, чтобы развязать по давлению ресивер и выход нагнетателя. Его выход высокого давления мы вворачиваем в водопроводную крестовину слева или справа.

С противоположного входа четверника прикручиваем манометр, по нему мы будем контролировать давление сжатого воздуха в баллоне. Сверху крестовины наворачиваем регулировочное реле. Все соединения уплотняем фум лентой и герметиком.

Реле позволит задавать широкий диапазон уровней давления в ресивере, своевременно прерывая цепь питания нагнетателя. В качестве исполнительного механизма можно выбрать РМ5 или РДМ5. Эти устройства будут включать компрессор, если давление сжатого воздуха в ресивере упадет ниже выставленной отметки, и выключать при превышении заданного диапазона. Необходимое давление настраивается на реле при помощи двух пружин. Большая пружина задает минимальный уровень давления, а маленькая регулирует верхний предел, задавая границу отключения компрессора. РДМ5 и РМ5 изначально выпускались для использования в сети водоснабжения и электрически пассивны, то есть представляют собой обычные выключатели с двумя контактами. Один контакт мы соединяем с нулем сети 220 В, а второй с нагнетателем.

Фазный провод сети через тумблер подключаем ко второму сетевому входу компрессора. Введение в электрическую схему тумблера позволяет быстро отключать систему от питания, не бегая каждый раз к розетке. Все электрические соединения пропаиваем и тщательно изолируем.

Испытание и настройка компрессора

Теперь осталось только окрасить весь компрессор и переходить к полевым испытаниям.

Собрав конструкцию, следует проверить её работоспособность. Подключаем к выходу компрессора краскопульт или пистолет для подкачки шин. После этого, при выключенном тумблере, включаем штепсельную вилку в сеть. Выставляем регулировочное реле на минимальное давление и затем подаем питание на нагнетатель. Создаваемое в ресивере давление контролируем при помощи манометра. Убедившись, что при достижении некоторого уровня реле отключает двигатель, проверяем герметичность воздуховодов и соединений. Это легко сделать при помощи мыльного раствора.

Убедившись в том, что сжатый воздух не выходит из системы, стравливаем его из камеры ресивера. Как только давление в баллоне упадет ниже выставленной отметки, реле должно сработать и запустить компрессор. Если все функционирует исправно, можно попробовать окрасить какую-нибудь ненужную деталь. Предварительные работы по подготовке поверхности к нанесению эмали тут не требуются – нам важно выработать навыки и определить, какое давление потребуется на покраску изделия. Экспериментальным путем определяем величину в атмосферах, при которой избыточного давления хватает на окрас всей детали равномерным слоем при минимальном количестве срабатывания нагнетателя.

Регулировка и испытание

Главная проверка самодельного компрессора – определение возможности эффективного регулирования давления, которое создаётся в собранной системе. Проще всего это сделать при пробной покраске какой-либо поверхности. При этом последовательно производят следующее:

  1. Выставляют реле на 4…5 атмосфер.
  2. Подключают компрессор к сети.
  3. По манометру следят за стабильностью параметра. Если реле работоспособно, то при превышении давления оно отключит компрессор, в противном случае открывают вентиль сброса, и немедленно отключают агрегат.
  4. Проверяют систему на отсутствие самопроизвольного стравливания энергоносителя, для чего можно использовать обычный мыльный раствор.
  5. При снижении давления до уровня, ниже минимально допустимого, реле должно автоматически включить компрессор.
  6. После окрашивания какой-либо поверхности необходимо проверить качество нанесения на неё краски – при внешнем осмотре не должны быть выявлены следы влаги, посторонние частицы и грязь. Если подобные дефекты всё же возникли, следует дополнительно проверить работу выходного фильтра – масловлагоотделителя.

Видео инструкция по компрессору

Работа собранного агрегата будет длительной и надёжной, если периодически проводить ему регламентное обслуживание. Оно сводится к замене входных фильтров, периодической продувке всех воздухопроводов, а также заменой масла в компрессоре.

Нагружать компрессор более чем на 75% от мощности нежелательно. Но достаточно сложно понять, где находится черта, за которую нельзя заступать, спрогнозировать какое давление будет показывать компрессор. Это зависит от того, когда был выпущен холодильник, какой он марки. На старых моделях этот показатель будет лучше. Тогда для комфортной качественной работы понадобится только замена расходных фильтров.

В некоторых случаях для выполнения различных работ по дому не обойтись без воздушного компрессора. При наличии достаточных навыков, а также некоторых исходных узлов и деталей подобный агрегат можно изготовить самостоятельно.

В каких случаях для домашних дел нужен компрессор?

В первую очередь, он понадобится владельцам индивидуального автотранспорта. Покраска машины, очистка салона и двигателя от грязи и пыли, доведение давления в шинах до требуемого значения – только малый перечень операций, которые сможет выполнить самодельный компрессор. Сфера применения агрегата резко увеличится, если в хозяйстве появятся пневматические инструменты. Например, на даче их применение во многих ситуациях оказывается более выгодным, чем электрических: нет привязки к стационарной линии питания, да и конструкции, основанные на использовании пневматики, зачастую оказываются более надёжными.

Перед тем, как приняться за изготовление домашнего воздушного компрессора, следует составить исходное техническое задание, в котором прояснить следующие требования:

  1. какое избыточное давление воздуха потребуется;
  2. от чего и каким образом будет производиться привод;
  3. из каких составляющих возможно собрать устройство;
  4. сколько времени компрессор будет работать безостановочно;
  5. каким должен быть минимально приемлемый расход энергоносителя;
  6. критичны ли качественные показатели энергоносителя: его влажность и температура.

Для выполнения большинства работ по дому достаточно 4…6 ат, однако следует отметить, что при продолжительном использовании компрессора, его подвижные детали нагреваются, из-за чего данная характеристика со временем может падать на 20…30%. Производительность определяется только техническими характеристиками пневмоинструмента. Минимален расход обычно для дрелей, гайковёртов и дюбельных монтажных пистолетов (до 100…120 л/мин). Вместе с тем для инструмента ударного действия или шлифовальных машин потребуется расход до 350…400 л/мин. При выполнении наружных работ (в частности, покраски), могут потребоваться и более высокие значения производительности, поэтому необходимо предусмотреть запас по данному параметру в 20…30%. Такой же подход необходим и к оценке мощности, потребляемой агрегатом.

Любой компрессор нуждается в ресивере – накопительной ёмкости, которая поддерживает давление воздуха в необходимых для стабильной работы инструмента пределах. С увеличением объёма ёмкости функциональность воздушного компрессора возрастает, хотя и габаритные размеры установки увеличатся. Тем не менее, объём не может быть менее 10 л. Следует учитывать, что для целей покраски длина трубопроводов (а, следовательно, и потери) возрастёт.

Как сделать компрессор, и в какой последовательности производить работы?

Компоненты будущего компрессора

Чтобы сделать компрессор своими руками, потребуются:


Порядок монтажа

Как сделать компрессор? Рекомендуется следующая последовательность подготовки и сборки элементов: входной заборный шланг с патрубком→фильтр предварительной очистки→фильтр окончательной очистки→жёсткая входная трубка к компрессору→компрессор→трубопровод для замены масла→выходной трубопровод на ресивер→тройник→ресивер→реле РД с аварийным предохранительным клапаном→тройник с манометром→регулятор с вентилем→комбинированный выходной фильтр→шланг с самозапирающейся пневматической розеткой.

На начальном этапе предстоит подготовить к монтажу компрессор от холодильника. Его очищают изнутри от грязи и примесей, подвергают покраске, и сливают масло (более, чем вероятно, что за всё время работы подобное не производилось; впрочем, для холодильника и нужды особой в том нет). На компрессоре уже имеется настроенное на его параметры пусковое реле, и менять его не рекомендуется. Запаянное отверстие в нижней части корпуса предназначено для слива масла. Это отверстие аккуратно вскрывают (частицы стружки не должны попасть вовнутрь) после чего при помощи шприца удаляют старое масло, и заполняют полость свежим (подойдёт любое синтетическое или полусинтетическое масло, характеристики которого практически постоянны). Масла необходимо залить на 30…40% больше, учитывая естественную убыль, например, при непрерывной покраске значительных поверхностей.

Следующий этап – подготовка воздушного накопителя. Внутренний объём корпуса огнетушителя необходимо тщательно очистить, используя преобразователь ржавчины. После этого в нижней части корпуса получают резьбовое отверстие, которое заглушают пробкой: она необходима для периодического слива конденсата. К выходному отверстию присоединяют тройник. Возможная проблема – несоответствие резьбы – решается её перенарезанием. К противоположным концам тройника присоединяются предохранительный клапан (его параметры подбираются с учётом потребностей) и второй тройник, также снабжённый манометром. Накопительная ёмкость подлежит обязательной покраске.

Завершается монтаж присоединением к выходному отверстию второго тройника фильтра–масловлагоотделителя. Этот тройник следует оборудовать ручным вентилем и манометром результирующего контроля. Присоединением к последнему выходного шланга процесс сборки будет завершён.

Остаётся только установить все собранные компоненты на раму. Лучше для этих целей использовать алюминиевые уголки или толстолистовую фанеру. Рекомендуется компрессор устанавливать сверху: так облегчается последующее применение агрегата. Во избежание лишнего шума и вибраций всё узлы должны быть жёстко закреплены на раме, за исключением самого компрессора: он должен допускать некоторые колебания. Для этого лучше не демонтировать оставшиеся на нём крепёжные детали, либо, при их отсутствии, предусмотреть монтаж компрессора на пружинных компенсаторах.

Регулировка и испытание

Главная проверка самодельного компрессора – определение возможности эффективного регулирования давления, которое создаётся в собранной системе. Проще всего это сделать при пробной покраске какой-либо поверхности. При этом последовательно производят следующее:

  1. Выставляют реле на 4…5 ат.
  2. Подключают компрессор к сети.
  3. По манометру следят за стабильностью параметра. Если реле работоспособно, то при превышении давления оно отключит компрессор, в противном случае открывают вентиль сброса, и немедленно отключают агрегат.
  4. Проверяют систему на отсутствие самопроизвольного стравливания энергоносителя, для чего можно использовать обычный мыльный раствор.
  5. При снижении давления до уровня, ниже минимально допустимого, реле должно автоматически включить компрессор.
  6. После окрашивания какой-либо поверхности необходимо проверить качество нанесения на неё краски – при внешнем осмотре не должны быть выявлены следы влаги, посторонние частицы и грязь. Если подобные дефекты всё же возникли, следует дополнительно проверить работу выходного фильтра – масловлагоотделителя.

Работа собранного своими руками агрегата будет длительной и надёжной, если периодически проводить ему регламентное обслуживание. Оно сводится к замене входных фильтров, периодической продувке всех воздухопроводов, а также заменой масла в компрессоре.

С помощью компрессора на 12 Вольт можно подкачивать шины, удалять мусор и пыль, продувать (очищать) решетчатые элементы, накачивать мячи, подавать сжатый воздух в краскопульт и т. д.
Если компрессор снабдить ресивером, то облегчится режим его работы. Ведь такая емкость создает запас сжатого воздуха, что позволяет делать перерывы в работе компрессора.

При этом возрастет качество подаваемого воздуха, поскольку ресивер выравнивает давление, сглаживает пульсации, охлаждает поступающий от компрессора сжатый воздух, и собирает конденсат.

Необходимые принадлежности

Наша установка будет состоять из двух основных частей: компрессора и ресивера – корпуса огнетушителя. Для безопасной и надежной работы устройства важно, чтобы давление, создаваемое компрессором (140 psi ≈ 10 bar ≈ 10 кг/кв.см), не было больше давления, на которое рассчитан корпус огнетушителя (20 bar ≈ 20 кг/ кв.см).




Для создания установки, работающей в автоматическом режиме, нам понадобятся следующие принадлежности:
  • запорный узел на ресивере с системой каналов с резьбой;
  • предохранительный клапан;
  • манометр со шкалой в барах;
  • switch-реле давления;
  • вентиль в виде шарового крана;
  • спиральный и линейный шланги;
  • пневмопистолет;
  • аккумулятор на 12 Вольт;
  • фитинги, штуцеры и переходники.
Для сборки отдельных узлов в единое целое нам будут нужны:
  • ключи и плоскогубцы;
  • дрель и кримпер (средство для обжима наконечников проводов);
  • ножовка и ножницы;
  • уплотнительные кольца и ФУМ-лента;
  • проволока вязальная и скотч двухсторонний;
  • кусок пластиковой трубы.

Изготовление ресивера из корпуса огнетушителя для компрессора 12 В


Под ресивер лучше выбрать огнетушитель с большим объемом. В этом случае его эффективность при работе в паре с компрессором будет выше.
Далее выкручиваем запорный вентиль со шлангом, вытряхиваем из корпуса его содержимое (обычно это вещество на основе фосфатов аммония, как наиболее дешевое, но могут быть и другие составы).



Затем промываем корпус огнетушителя изнутри чистой водой несколько раз. Обтираем емкость снаружи чистой тряпкой и высушиваем внутренний объем с помощью фена для сушки волос.

Комплектация ресивера

Перед данным этапом работ еще раз сравниваем характеристики компрессора и бывшего корпуса огнетушителя, и убеждаемся в том, что наш ресивер по всем параметрам будет соответствовать возможностям компрессора.


Вворачиваем в горловину металлической емкости запорный узел с центральным каналом и четырьмя боковыми сверлениями с резьбой.



В один из боковых каналов вворачиваем предохранительный клапан, отрегулировав его на меньшее давление открытия.




Из двух имеющихся в наличии манометров, выбираем тот, который проградуирован в единицах давления бар, и также вворачиваем его в другой боковой канал на запорном узле.





В два оставшихся канала вворачиваем переходник и switch-реле давления – основной элемент системы автоматики, включающий компрессор, когда давление в ресивере станет меньше рабочего.



Сверху в запорный узел вворачиваем шаровой кран подачи сжатого воздуха из ресивера или его перекрытия.



Далее с помощью набора резиновых колец, ФУМ-ленты и ключей герметизируем и упрочняем места соединений всех элементов с запорным узлом и последний – с корпусом будущего ресивера.



Остается навернуть на шаровой кран, также используя уплотнительное кольцо и ФУМ-ленту, переходник для установки спирального шланга, на другом конце которого будет прикреплен через такой же переходник инструмент, работающий от сжатого воздуха (у нас – пневмопистолет).



Обвязка компрессора

Предварительно проверяем его работоспособность, подключая к 12-вольтовому аккумулятору, и убеждаемся, что с ним все в порядке.
На выходной штуцер компрессора надеваем переходник для шланга. Уплотняем с помощью ФУМ-ленты и прочно затягиваем ключами шестигранный соединитель.



Устанавливаем компрессор на ресивер в то место, где он будет позже закреплен. Отрезаем ножницами шланг на выходе, оставляя небольшой отросток, на который надеваем пластиковый прямоугольный фитинг. Он необходим для придания нужного направления шлангу, который будет выходить из него, и соединяться с переходником на ресивере. Между двумя последними деталями в шланг врезается шестигранный соединитель - он же обратный клапан.






Установка компрессора на ресивер

Наклеиваем на опорные поверхности основания компрессора полоски двухстороннего скотча. Это позволит предварительно зафиксировать узлы относительно друг друга, а в дальнейшем способствовать прочности соединения.
Затем с помощью плоскогубцев и вязальной проволоки, которую пропускаем через отверстия в основании, прочно прикручиваем компрессор к ресиверу.

Изготовление опорной части установки

Для этого понадобится кусок пластиковой трубы, по размеру сопоставимый с наружным диаметром ресивера. С помощью ножовки отрезаем от трубы три кольца равной ширины.


В двух кольцах делаем поперечный разрез, чтобы их было можно надеть на ресивер. Третье кольцо разрезаем на две равные части. Они, собственно, и будут «ножками» нашей установки.


В двух кольцах в диаметрально противоположных разрезам точках сверлим отверстия с помощью дрели. То же самое делаем и в полукольцах по их центру.
Соединяем попарно кольца с полукольцами посредством шурупов и дрели, вворачивая метизы со стороны разрезного полного кольца.
На внутреннюю часть разрезных колец, прикрывая головки шурупов, приклеиваем по полоске двухстороннего скотча для фиксации колец на корпусе ресивера снизу.


Устанавливаем кольца на ресивер, разжимая их по разрезу. Для прочности фиксации колец на поверхности ресивера под каждый конец кольца, начиная от разреза и ниже, также приклеиваем по полоске.

Выбор давления в ресивере и настройка реле


После подсоединения шлангов и включения компрессора, проверяем нарастание давления в ресивере по манометру и работоспособность установки с помощью пневмопистолета при отключенном питании. Стравливаем давление в ресивере с помощью предохранительного клапана, потянув за кольцо на штоке.



Разрезаем одну жилу провода от компрессора и подсоединяем ее концы к реле давления с помощью наконечников и кримпера. Снова включаем компрессор и убеждаемся, что давление в ресивере нарастет.

Не обязательно покупать компрессор для покрасочных работ или подкачки колёс - вы можете сделать его своими руками из бывших в употреблении деталей и узлов, снятых со старой техники.

Мы расскажем вам о конструкциях, которые собираются из подручных материалов.

Для того чтобы смастерить компрессор из деталей и узлов бывших в употреблении, нужно хорошо подготовиться: изучить схему, найти в хозяйстве или докупить некоторые детали. Рассмотрим несколько возможных вариантов для самостоятельного конструирования воздушного компрессора.

Воздушный компрессор из деталей холодильника и огнетушителя

Этот агрегат работает практически бесшумно. Рассмотрим схему будущей конструкции и составим список необходимых узлов и деталей.

1 - трубка для заливки масла; 2 - пусковое реле; 3 - компрессор; 4 - медные трубки; 5 - шланги; 6 - дизельный фильтр; 7 - бензиновый фильтр; 8 - вход воздуха; 9 - реле давления; 10 - крестовина; 11 - предохранительный клапан; 12 - тройник; 13 - ресивер из огнетушителя; 14 - редуктор давления с манометром; 15 - влагомаслоуловитель; 16 - пневморозетка

Необходимые детали, материалы и инструменты

В качестве основных элементов берутся: мотор-компрессор от холодильника (лучше производства СССР) и баллон огнетушителя, который будет использован в качестве ресивера. Если в наличии их нет, то компрессор от неработающего холодильника можно поискать в мастерских по ремонту или в пунктах приёма металла. Огнетушитель можно приобрести на вторичном рынке или привлечь к поискам знакомых, на работе у которых могут быть списанные ОХП, ОВП, ОУ на 10 л. Баллон огнетушителя должен быть безопасно опорожнён.

Кроме этого потребуются:

  • манометр (как для насоса, водонагревателя);
  • фильтр для дизеля;
  • фильтр для бензинового мотора;
  • реле давления;
  • тумблер электрический;
  • регулятор давления (редуктор) с манометром;
  • армированный шланг;
  • водопроводные отводы, тройники, переходники, штуцеры + хомуты, метизы;
  • материалы для создания рамы - металлической или деревянной + мебельные колёсики;
  • предохранительный клапан (для сброса избыточного давления);
  • пневморозетка с самозапиранием (для подсоединения, например, к аэрографу).

Ещё один жизнеспособный ресивер получился из автомобильного бескамерного колеса. Чрезвычайно бюджетная, хотя и не слишком производительная модель.

Ресивер из колеса

Об этом опыте предлагаем вам посмотреть видео от автора конструкции.



Loading...Loading...