Московская сретенская духовная семинария. Бесы и демоны: падшие ангелы или духи умерших людей? IV

, .
Страсти, их сущность и пути преодоления: , .
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: , .
Связь грехов, страстей и болезней: , .
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: , .
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести": , .
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: , .
О спасении в миру: ; .
Масонство и глобализм: , .

Текст лекции

Почему эта тема так важна? - Потому что мы все в той или иной степени подвергаемся воздействию со стороны мира падших духов. Мы с вами говорили в предыдущей лекции о том. что каждому человеку дан Ангел-Хранитель от Бога, который получает большую силу помогать человеку после его крещения. Так же и злокозненный дьявол пытается приставить к человеку, с момента его рождения некоего беса-искусителя, задачей которого является соблазнение человека, порабощение его своему влиянию, если этого возможно, то вселение в него, завладение его душой и погибель этого человека.


Почему это происходит и кто же такой изначальник всякого зла? «На небе совершилось несчаст¬ное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, соделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господствий, начал и властей (Еф.6:12) » . Святитель Кирилл Иерусалимский: «… Первый виновник греха и отец зла (Ин. 8, 44) есть диавол. Это сказал Господь, а не я. Яко диавол исперва согрешает (1 Ин. 3, 8). Прежде его никто не согрешил. Согрешил же он не потому, что от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха падала бы на того, кто таковым сотворил его); он, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался Диаволом («диавол» в переводе с древнегреческого означает «клеветник»), от действий получив это наименование. Ибо, будучи Архангелом, после уже, по причине клеветы своей, назван диаволом, и быв добрым служителем Божиим, получил себе свойственное имя сатаны, поскольку сатана означает противника. Это не мое учение, но духоносного Пророка Иезекииля. Он, оплакивая его, так говорит: Ты печать уподобления и венец доброты, в раю Божием был ecи (Иез. 28, 12-13). — И несколько после: Был ecи ты непорочен во днех твоих, от коегоже дне создан ecи, дондеже обретошася неправды в те6е (Иез. 28, 15); весьма хорошо сказано: обретошася в тебе, поскольку не отвне привзошло в тебя зло, но сам ты родил его. После он сказал и причину сему: Вознесеся сердце твое в доброте твоей множества ради грехов твоих; и за грехи твои уязвлен ты, и на землю повергох тя (Иез. 28, 17). Согласно с этим говорит Господь в Евангелии: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лк. 10, 18). Видишь сходство Ветхого Завета с Новым. Он, ниспадши, вместе с собою увлек многих; он возбуждает похоти в тех, которые повинуются ему. От него прелюбодеяние, блуд и всякое другое зло. Чрез него праотец наш Адам изгнан, и вместо рая, приносившего без возделывания дивные плоды, получил землю, произращающую терния ...» . Пророк Исайя о падшем херувиме говорит: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней » Ис.14:12-15.
Итак, мы видим из данных свидетельств пророков, что сатана желает :
1) быть подобным Всевышнему ;
2) преданности и поклонения себе ;
3) чтобы ему служили люди, которые призваны служить Богу ;
4) чтобы люди поверили, что он добр, а Бог зол .

Хотя злые духи и невидимы нашими телесными очами, но, как говорил св. Антоний Великий: «Злые духи видимы бывают только в наших грехах. Они — существа духовные, но существа, удалившиеся от Бога и получившие различные имена сообразно беззаконным свойствам и делам их. Имена сии следующие: сатана, диавол, веельзевул, князь власти воздушной и прочие, подобные сим » .

«В Библии мы находим следующие наименования падших духов: диавол (Иов. 1, 6-9; 12, 1-7; Пс. 106, 6; Зах. З, 1-2; Прем. 2, 24; 1 Цар. 21, 1; 1 Мак. 1, 36; Мф. 4, 1, 5, 8,11; 13, 19. 39; 25, 41; Лк. 4, 2-3, 5-6, 13; 3, 12, 22, 31; Иов. б, 70; 8, 44; Деян. 10, 38; 19,13,15; 1 Пет. 5, 8; 1 Ин. 3, 8, 10; 2 Кор. 12, 7; 1 Сол. 2, 18; 1 Тим. 3, 6-7; Алок. 12, 9, 12; 2, 10 и др.). Слово «диавол» с греческого значит «клеветник», «наветник», «обольститель». «Сатана» в переводе с еврейского («сатан») — «противник», «коварный», «враждебный», «обольститель», «губитель». Под этим именем иногда вообще разумеются падшие духи, иначе они называются духами злыми, или ду¬хами злобы (Лк. 8, 2; Еф. 6, 12; Деян. 19, 13, 15), нечистыми (Мф. 12, 43-45; 10, 1), бесами (Мф. 12, 24-28; Мк. 16, 17; Иак. 2, 19), духами бесовскими (Алок. 16, 13-14), падшими ангелами (2 Пет. 2, 4; Иуд. 6 и др.).
Но преимущественно имя диавола присваивается в Писании одному, главному из злых духов и их начальнику — Люциферу (Мф. 9, 34; 25,41; Ин. 8,44; 1 Ин. 3, 8; Алок. 12,9; 20. 2), который иногда называется и другими именами, например, диаволом и сатаною (Алок. 12, 7-12), искусителем (Мф. 4, 3) и обольстителем (Алок. 12, 9), веельзевулом (Лк. 11, 15), Велиаром (2 Кор. 6, 15), Асмодеем (Тов. 3, 8), отцом лжи (Мк. 8,44), аввадоном (Иов. 28, 22), господином смерти (Евр. 2, 14), князем мира сего (Ин. 12, 31), князем, господствующим в воздухе (Еф. 2, 1-2), князем бесовским (Мф. 9, 34; 12, 24,), злодеем (1 Ин. 2,13). Называются иногдадетьми диавола и сатаною и люди по злым качествам души их (Ин. 6, 70; 8, 44; Ин. 2, 10; 3 Дар. 11, 14, 23, 25).
Другое наименование — слово «демон». Демон (Тов. 6, 8,15,18; 8, 3; Втор. 32,17) — это злой дух, диавол. Еврейское слово «шедим» означает господ, властителей (имеет смысл «обладать», «господствовать») или опустошителей (означает «быть сильным», «насильственно действовать», «повелевать», «грабить», «опустошать»)
» . В этом выражена вся его суть. Он может только опустошать, уничтожать и разрушать, но он абсолютно не способен к созиданию, ибо созидание и творчество - свойства Бога. А свойства зла - это всегда разрушение и уничтожение.
«Употребляется слово «велиал» (Пс. 40, 9), означающее «негодный», «нечестивый», «злой». Велиар (2 Кор. 6,15) — слово это с еврейского значит «негодяй», «развратный», «нечестивый», «злой» (Втор. 12,13; Суд. 19, 22; 20, 13; 1 Цар. 1, 16; 2, 12; 10, 27; 25, 17; 30, 22; 2 Цар. 20,1; 17,7; 3 Цар. 21,10). Одновременно — «виновник нечестия, всякого зла и бедствия» (Пс. 17, 5; 40, 9). Подобным образом в Новом Завете у апостола Павла название это присваивается диаволу, виновнику идолослужения и всех злодеяний (2 Кор. 6, 15) и темных культов.
В сирском переводе вместо «Велиал» стоит «Велиар», что также значит «начальник ничтожества, всякого зла и нечестия.
Слово «веельзевул» встречается в Новом Завете (Мф. 10, 25; 12, 24, 27; Мк. 3,22;Лк. 11, 15, 18, 19), и под ним нужно понимать начальника злых духов, или главного из них, которого иудеи называли князем бесовским и которого Сам Господь называет сатаною (Мк. 3, 21-26). Впрочем, дословный перевод этого имени означает «повелитель мух» <…>
После ниспадения злых духов с неба в область поднебесную, или воздушную (Еф. 6,12), для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому все их злостное внимание обращено исключительно на близкую им землю, с тем чтобы здесь между людьми сеять зло. Зло, таким образом, составляет насущную потребность демонов, которые ни о чем не мыслят, кроме зла, ни в чем не находят успокоения или наслаждения, кроме злой деятельности. Чувство добра, как и Царствие Божие, ненавистно им
» .
Их природа есть зло. Вот это, дорогие мои, мы должны помнить. Они могут обманывать, обещать человеку, создавать иллюзию добра, но в конце концов, они всегда уничтожают тех людей, которые подчиняются им и связываются с ними.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «падшие духи низошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плотское мудрование более, нежели человеки. Человеки имеют возможность переходить от плотского мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Человеки не подвержены столько сильному влиянию плотского мудрования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением. В человеках добро смешано со злом, и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло » . Один и тот же человек способен и на добрый поступок, а через некоторое время на злой. Он может и помочь голодному, и избить, накричать на ближнего. Но в человеке, пока он жив, всегда есть возможность покаяния, т.е. метанойи - изменения ума, и приложения к добру. Пока человек жив. В дьяволе, в нечистых духах этого нет. Там есть только одно зло. И не потому что Бог не хочет принять его обратно в Царствие Небесное, а потому что дьявол не способен покаяться. Он настолько углубился во зло, он настолько с ним сросся, что ему невозможно покаяться. Он не хочет этого, и никогда не захочет этого. Вот это очень важный момент. Если бы он покаялся, Бог простил бы и его, и мог бы вернуть ему его прежнее достоинство. Но нет. Зло стало его второй натурой, которое усилилось после соблазна первого человека Адама и вовлечения его в грех. С это поры его пребывание во зле стало необратимым.
«Главнейший грех их - исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным, непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду <…> Существенная страсть их - гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии7). Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми между человеками. Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человеков с целью и жаждою погубления их » .
Демонические сущности имеют своего рода специализации. Они любят все виды греха и все виды страстей. Но каждому из них какоё-то определённый вид греха нравится больше, и он стараются пребывать в нём. Ещё один важный момент - не имея тела, они не могут полностью ощутить сладость греха. Чтобы полностью погрузиться в грех, им нужно тело. И такими телами становятся люди. Люди, которые предаются греху становятся людьми бесоодержимыми, они становятся вместилищами падших духов. «В частности, блаженный Августин указывает на бесов, называемых инкубами и суккубами, которые, принимая соответственно образ мужчины или женщины » . Они стараются во сне войти в некоторые отношения с человеком, вызвать его похоть, вызвать его страсть, и если человек им предаётся, они во всё большей степени им овладевая, могут вовлечь человека в такие неестественные пороки как гомосексуализм, скотоложество и т.д. Нечистые духи используют человеческое тело для своего услаждения. И между собой они таких людей называют «скорлупой» или «такси» - т.е. тем на чём они ездят, в чём они живут. И все пороки, которые мы знаем, всячески развиваются падшими духами в людях. Люди, которые идут у них на поводу становятся бесообладаемыми, бесоодержимыми, а зачастую и просто бесноватыми. Количество таких бесноватых людей в наше время, к сожалению, становится всё больше и больше.
Как указывает преподобный Нил Мироточивый: «бесы безвозвратно погибают не оттого, чтобы для них не было прощения, но оттого, что они не только не каются, но еще и гордятся своими богомерзкими делами ...» . Богу они ничего не могут сделать. Ну что может сделать горшок горшечнику? Зато всю свою ненависть к Богу они выражают в своих нападках на образ Божий. На человека. Они хотят отнять у Бога людей, покорить себе, и образ Божий, превратить в некую образину, подобие себе. Потому и сказано, что нечистый дух не отступает от человека до тех пор, пока или не уподобят себе, или не доведут до самоубийства. В обоих случаях человек начинает принадлежать им. «В реальной жизни сатана делает все, чтобы отвлечь человека от горнего мира, погрузить его в море чувственных страстей. Воздействуя на чувственную сферу человека, он побуждает его к страсти к спиртному, табакокурению, наркомании, блуду, сребролюбию и т. п. » . Дьявол «подталкивает к созданию ложных религий и еретических учений, всячески способствует самообману человека, ибо, исповедуя ложную веру, прельщенный, по сути дела, воздает поклонение диаволу » . Сейчас очень много различного рода сект. И сект не только сатанинских (а сейчас очень много и прямых сатанинских сект, и в Петербурге существует около сотни таких сект, в которых напрямую воздаётся поклонение…), а просто сект, где исповедуются ложные представление о Боге. Например, секта Виссариона, в которой Виссариона почитают за воплощение Христа и воздают ему божеские почести. Тысячи людей, которые вовлекаются в эти секты, по сути дела, служат дьяволу. Служа вымышленному богу, они служат непосредственно падшему духу, который это учение воздвигает и уводит человека от спасения.
«Сатана также пытается внушить людям, что он всесилен, как и Бог. Для этого используются различного рода иллюзии и миражи. Так, например, колдуны и экстрасенсы с помощью демонических чар могут создать картину воскрешения покойного, но на самом деле это будет только иллюзия, обман, зачастую — явление беса в виде покойного.
Явление диавола и его действия были известны среди всех народов мира
» . Всегда во всём мире, какой бы народ ни находили, там есть знание о том. что существует Высшая сила - Бог, там обязательно существует знание о том, что есть некая злая сила, которая стремится погубить человека. «Не случайно слово «диавол» встречается во всех мировых языках. Так, на арабском — это «шайтан», египетском — «сет», японском — «о-яма», персидском — «дев», английском — «сейтн», сирийском — «бехерит», валлийском — «пувкка» и т. д. » .

«Святой Макарий Великий говорит, что ангелы имеют образ и вид, так как и душа имеет свой образ и вид, и что этот образ, наружный вид, как ангела, так и души есть образ и вид внешнего человека в его теле (Беседа 7). Тот же угодник Божий научает, что ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако, при всей тонкости своей, суть тела. Они тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы. Грубое человеческое тело служит одеждой для тонкого тела — души. На глаза, уши, руки, ноги, принадлежащие душе, надеты подобные члены тела (Беседа 4, гл. 9. Слово 5, гл. 6. » . «В собственном смысле — невещественен Один, необъемлемый пространством — Бог. Духи сотворенные бесплотны по отношению к нам. Но естество их, как и естество души, пребывает не определенным для нас по невозможности определить его » . «Ангелы подобны душе: имеют члены, главу, очи, уста, перси, руки, ноги, власы — словом, полное подобие видимого человека в его теле. Красота добродетели и Божия благодать сияют на лицах святых Ангелов <…> Отчаянная злоба составляет характер падших ангелов; лица их похожи на безобразные лица злодеев и преступников между людьми » . Конечно, вот это зло отразилось на внешнем виде падших ангелов. Если кто-то видел своего Ангела-Хранителя, то убедился в том, что его вид соответствует изображениям на иконах ангелов, где мы видим прекрасных юношей, с прекрасными светлыми ликами, исполненные счастья и добра. А мир демонический выражается в виде злобных, искажённых, уродливых, страшных лиц. Причём, как свидетельствуют Святые Отцы, бесы, в зависимости от своей специализации (а мы говорили, что у них есть свои специализации: одни больше любят блуд, другие - гордость, третьи - тщеславие), они и приобретают вид, характерный их страсти. Бес чревоугодия похож на уродливого, распухшего бегемота, блудный бес имеет свой специфический отвратный вид и т.д. и т.п. Надо сказать, что и те люди, которые служат нечистому духу, они также несут на своём лице отражение этого зла. Мы знаем, как изображают Бабу Ягу - скорченная, старая, беззубая, злобное выражение лица… Колдуньи, у которых длительные занятия колдовством отражаются на лице, несущем печать зла. Был фильм про экстрасенса Джуну, которая является потомственной колдуньей во многих поколениях. Помимо того, что вся её судьба несчастна, её лицо несёт на себе отпечаток тьмы. А в старости это особенно видно и запечатляется. Говорят, что лицо - это зеркало души. В особенности это проявляется в глазах. У людей добрых и светлых глаза излучают любовь и свет, а у людей злобных глаза бегающие, маслянистые, излучают энергию зла. Каждый из нас может испытать это на себе, посмотреть как демон проявляется в нас. Попробуйте сфотографировать себя в состоянии раздражения, возьмите мобильник и сфотографируйте, а потом на досуге рассмотрите снимок. И вы увидите, как из вашего симпатичного лица выглядывает образина: безумный взгляд, искажённое злобой лицо… «Это не я» - скажете вы. Не может быть, чтобы я был таким. Этот тот, к который в вас, или нашёл на вас, в этот момент и проявился.
«По мнению св. Игнатия Брянчанинова, "духи в своих действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди". В деянии Святых Апостолов указано, что Ангел Господень "восхитил Филиппа" и отнёс его в Азот [Деян. 8, 39-40]. В книге пророка Даниила мы читаем о том, что Ангел принёс пророка Авакума из дальнего места, чтобы тот накормил пророка Даниила, томящегося во рву со львами [Даниил. 14, 31-39]. Способность быстро преодолевать пространство имеют не только Ангелы, но и демоны » . Надо сказать, что нечистые духи сохранили те силы и, отчасти, способности, которыми они обладали, когда находились в ангельском состоянии, и в зависимости от того, они сохранили соответствующие силы и способности. Те, кто относились к Херувимам, как Денница, обладают очень большими возможностями по воздействию на землю и на человека. А другие обладают меньшей силой, но их возможности соотносятся с их бывшем положении в ангельской иерархии. «Имеют бесы и возможность переносить с места на место, как грубое земное вещество, так и людей » . Но не мгновенно. «В житии св. Иоанна, архиепископа Новгородского, написано о путешествии, проделанном им верхом на бесе из Новгорода в Иерусалим и обратно. Причём всё путешествие совершилось во вторую половину ночи, то есть заняло около 2-3 часов. Это свидетельствует о том, что скорость передвижения падших духов, хоть и очень велика, но далеко не беспредельна » .
«Демоны, подобно Ангелам, также имеют способность производить поразительные изменения в видимой природе. В книге Иова мы читаем о том, как под действием диавола огонь, представлявшийся человеческим взорам обрушенным с неба, пожег принадлежащие Иову стада овец вмести с пастухами. Здесь же мы узнаём о том, как в результате манипуляций нечистого духа начался ураган, который разрушил дом, где собрались дети Иова, и они погибли [Иов. 1, 9]. В книге Товита написано о демоне Асмодее, убившем семерых мужей, за которых поочерёдно была выдаваема Сарра, дочь Рагуила [Тов. 3, 8]. Действие духов на вещество посредством вещества нам неизвестного, равно как и многие другие свойства ангелов, изображены в следующей повести Священного Писания. Ангел явился будущему израильскому судье Гедеону и когда тот приготовил жертвоприношение, "Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его" [Суд. 6, 21].
Как мы видим из этого вышеприведенного, бесплотные духи, сотворённые из более тонкого вещества, чем человек, изначально наделены силами, позволяющими им оказывать мощное влияние на материальный мир; кроме того, они имеют несравненно большие знания об устроении и законах вселенной; владеют средствами, позволяющими преодолевать законы видимого мира
» .
«Местом пребывания падших ангелов соделалось поднебесное пространство, которое иначе называется воздухом, земной поверхностью, и бездной или адом.
По свидетельству св. Игнатия Брянчанинова, <<…пространство между небом и землёй, вся видимая нами лазуревая бездна, воздух, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. В книге Иова падший ангел уже представляется блуждающим в неизмеримом пространстве, поднебесной; он скитался по ней, быстро пролетал её, томимый ненасытною злобою к роду человеческому [Иов. 1, 7]. Св. апостол Павел называет падших ангелов <<духами злобы поднебесной>>[Ефес. 6, 12], а главу их - князем власти воздушной [Ефес. 2, 2]. Итак, падшие ангелы рассеяны во множестве в воздушном пространстве>>.
Пребывание демонов на земле ясно свидетельствуется евангельскими повествованиями, в которых рассказывается об их различных действиях и злодеяниях. Они являются источниками различных болезней и недугов, могут входить в людей и животных и мучить их [Лук. 8, 33; Лук. 13, 16 и т. д.]. Демоны живут и в воде, это видно из учения Православной церкви, которая в день Богоявления Господня, в своих <<молитвах на освящение воды>> просит Бога об очищении воды то возможного присутствия там падших духов
» .
«В настоящее время местопребыванием для диавола, главы падших ангелов, служит ад или иначе бездна, тартар, преисподняя, внутренность земли. Предвозвестил это жилище падшему духу св. пророк Исайя: << Во ад снидеши, сказал он ему, в во основания земли>> 1>> [Ис. 14,15]. Совершилось предсказанное князю воздушной власти, силою и властию Иисуса Христа. Связал Господь сатану на всё пространство времени между двумя пришествиями Своими, и, как сказано в Апокалипсисе, <<низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать>>[Апок. 20, 3]. Перед вторым пришествием Господа <<сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли>>[Апок. 20, 7]. Из жизнеописания святых также явствует, что глава падших ангелов - сатана пребывает во аде <…> Демоны нисходят во ад для получения приказаний и наставлений от сатаны, доносят ему о своих действиях и о всём совершающимся на поверхности земной. Также в аду, согласно учению Церкви, находятся души грешников, которые претерпевают от демонов лютые мучения » .
Как могут воздействовать нечистые духи на людей? «<<Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов{12}, - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что не защищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить… Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло) или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью>>. О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и св. Апостол Павел, говоря, <<что сам сатана принимает вид ангела света, а потому невеликое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их>>.
В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы
» . Больше всего и чаще всего нечистые духи воздействуют на человека через его подсознание.

ДИАВОЛ-РЕАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ЗЛОЙ ДУХ, ПРОТИВОПОСТАВИВШИЙ СЕБЯ БОГУ

В конце XX века, когда в познании тайн мироздания человек сделал неизмеримый скачок по сравнению с эпохой Средневековья, можно ли говорить всерьез о падших ангелах, о диаволе как реальном существе, реальной силе, действующей в мире? Все разговоры о диаволе в наши дни - это не пережиток ли далекого прошлого, не порождение ли больного воображения или расстроенной психики?

Многие люди, услышав что-нибудь о диаволе и его кознях, принимают это за сказку. Но что бы люди ни говорили и ни думали о диаволе, он есть на самом деле, это неоспоримо. Диавол существует, его пагубные действия проявляются повсюду в мире. По мнению одного французского писателя, величайшей победой диавола было то, что он смог внушить людям, будто его нет.

Под диаволом Св. Писание понимает личность, свободноразумное и бесплотное существо, отпавшее от Бога по своей собственной воле. Некоторые философы пытаются превратно истолковать слово Божие и говорят, будто бы в тех местах Священного Писания, где речь идет о злых духах, надо иносказательно подразумевать человеческие грехи, пороки, страсти, нечистые пожелания. Но это в корне неверно . В Св. Библии злому духу даются такие наименования, которые явно изображают его как личность - «лукавый», «сатана», «искуситель», «человекоубийца» и т. п. Кто заменяет личное имя диавола безличным словом «зло», тот отрицает реальное существование злого духа, и таковой человек не может быть истинным христианином-последователем Христа Спасителя, воплотившегося с целью разрушения дел диавола.

До того времени, пока диавол был ангелом светлым и святым, он обитал на небе. На небе совершилось несчастное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, соделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господств, начал и властей (см. Еф. 6:12). Вот что об этом говорит святой Кирилл Иерусалимский: «Итак, первый виновник греха и родоначальник зол есть диавол. Не я говорю это, но Господь сказал: потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8). Прежде него никто не грешил. Согрешил же он не от природы - по необходимости, получив наклонность ко греху; иначе вина греха падала бы опять на Того, Кто устроил его таким. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению сделался диаволом, от дел своих получив себе имя («диавол» в переводе означает «клеветник»). Быв архангелом, впоследствии назван диаволом за клевету; быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении сего имени, потому что «сатана» значит «противник». И это - не моё учение, но духоносного пророка Иезекииля. Он, творя плач о сатане, говорит: Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием (Иез. 28:12-13). И через несколько слов: Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иез. 28:15). Весьма хорошо сказано не нашлось в тебе ; не отвне привнесено зло, но сам ты породил его. В следующих словах пророк сказал и причину: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю (Иез. 28:17). Согласно также с сим говорит Господь в Евангелии: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10:18). Видишь согласие Ветхого Завета с Новым. Диавол пал и многих увлёк с собою в отступление. Он влагает похотения в покоряющихся ему. От него прелюбодеяние, блуд и всё, что есть худого. Через него праотец наш Адам низринут и тот рай, который сам собою приносит чудные плоды, променял на приносящую терния землю» .

Другой пророк, Исаия, говоря о падшем херувиме, сатане, пишет: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12-15).

Как мы видим из Библии и данного свидетельства пророка, сатана желает:

1. Быть подобным Всевышнему.

2. Желает поклонения.

3. Преданности.

4. Желает, чтобы ему служили люди, призванные служить Богу.

5. Желает, чтобы люди поверили, что он добр, а Бог зол. Хотя злые духи невидимы нашими телесными очами, но они, говорит Антоний Великий, «видимы бывают в наших грехах. Они существа духовные, но существа, удалившиеся от Бога, получившие различные имена, сообразно беззаконным свойствам и делам их» .

В Библии мы находим следующие наименования падших духов: диавол (Иов. 1:6-9; 12:1-7; Пс. 106:6; Зах. 3:1-2; Прем. 2:24; 1 Цар. 21:1; 1 Мак. 1:36; Мф. 4:1, 5, 8, 11; 13:19, 39; 25:41; Лк. 4:2-3, 5-6, 13; 3:12, 22, 31; Иов. 6:70; 8:44; Деян. 10:38; 19:13, 15; 1 Пет. 5:8; 1 Ин. 3:8, 10; 2 Кор. 12:7; 1 Сол. 2:18; 1 Тим. 3:6-7; Апок. 12:9, 12; 2:10 и др.). Слово «диавол» с греческого значит «клеветник», «наветник», «обольститель». «Сатана» в переводе с еврейского («сатан») - «противник», «коварный», «враждебный», «обольститель», «губитель». Под этим именем иногда вообще разумеются падшие духи, иначе они называются духами злыми, или духами злобы (Лк. 8:2; Еф. 6:12; Деян. 19:13, 15), нечистыми (Мф. 12:43-45; 10:1), бесами (Мф. 12:24-28; Мк. 16:17; Иак. 2:19), духами бесовскими (Апок. 16:13-14), падшими ангелами (2 Пет. 2:4; Иуд. 6 и др.).

Но преимущественно имя диавола присваивается в Писании одному, главному из злых духов и их начальнику - Люциферу (Мф. 9:34; 25:41; Ин. 8:44; 1 Ин. 3:8; Апок. 12:9; 20:2), который иногда называется и другими именами, например, диаволом_и сатаною (Апок. 12:7-12), искусителем (Мф. 4:3) и обольстителем (Апок. 12:9), веельзевулом (Лк. 11:15), Велиаром (2 Кор. 6:15), Асмодеем (Тов. 3:8), отцом лжи (Мк. 8:44), аввадоном (Иов. 28:22), господином смерти (Евр. 2:14), князем мира сего (Ин. 12:31), князем, господствующим в воздухе (Еф. 2:1-2), князем бесовским (Мф. 9:34; 12:24), злодеем (1 Ин. 2:13). Называются иногда детьми диавола и сатаною и люди по злым качествам души их (Ин. 6:70; 8:44; Ин. 2:10; 3 Цар. 11:14, 23, 25) .

Другое наименование - слово «демон». Демон (Тов. 6:8, 15, 18; 8:3; Втор. 32:17) - это злой дух, диавол. Еврейское слово «шедим» означает господ, властителей (имеет смысл «обладать», «господствовать») или опустошителей (означает «быть сильным», «насильственно действовать», «повелевать», «грабить», «опустошать») . Употребляется слово «велиал» (Пс. 40:9), означающее «негодный», «нечестивый», «злой». Велиар (2 Кор. 6:15) -словоэтосеврейского значит «негодяй», «развратный», «нечестивый», «злой» (Втор. 12:13; Суд. 19:22; 20:13; 1 Цар. 1:16; 2:12; 10:27; 25:17; 30:22; 2 Цар. 20:1; 17:7; 3 Цар. 21:10). Одновременно- «виновник нечестия, всякого зла и бедствия» (Пс. 17:5; 40:9). Подобным образом в Новом Завете у апостола Павла название это присваивается диаволу, виновнику идолослужения и всех злодеяний (2 Кор. 6:15) и тёмных культов.

В сирском переводе вместо «Велиал» стоит «Велиар», что также значит «начальник ничтожества, всякого зла и нечестия».

Слово «веельзевул» встречается в Новом Завете (Мф. 10:25; 12:24, 27; Мк. 3:22; Лк. 11:15, 18, 19), и под ним нужно понимать начальника злых духов, или главного из них, которого иудеи называли князем бесовским и которого Сам Господь называет сатаною (Мк. 3:21-26). Впрочем, дословный перевод этого имени означает «господин мух». Часто в Новом Завете употребляются слова «бес», «бесы», «беси», «демоны», «духи нечистые» (Мф. 7:22; 8:31; 9:34; 10:8; 12:24-29; 17:18; Мк. 1:34; 5:12; 7:26, 29-30; Лк. 4:41; 8:27; 10:17; 13:16; Ин. 10:20-21; 1 Кор. 10:20-21; Апок. 9:20; 16:13-14 и др.). Бесами и демонами в Священном Писании называются злые духи, составляющие вместе с их князем, диаволом, тёмное бесовское царство.

После ниспадения злых духов с неба в область поднебесную, или воздушную (Еф. 6:12), для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому всё их злостное внимание обращено исключительно на близкую им землю, с тем,чтобыздесьмеждулюдьмисеятьзло. Зло, такимобразом, составляетнасущнуюпотребностьдемонов, которыениочём не мыслят, кроме зла, ни в чём не находят успокоения или наслаждения, кроме злой деятельности. Чувство добра, как и Царствие Божие, ненавистно им.

Согласно учению святителя Игнатия Брянчанинова, «падшие духи низошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плотское мудрствование более, нежели человеки. Люди имеют возможность переходить от плотского мудрствования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Люди не подвержены столь сильному влиянию плотского мудрствования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением.

В людях добро смешано со злом и потому непотребно, в падших духах господствует и действует одно - зло. Плотское мудрствование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший их грех - исступлённая ненависть к Богу, выражающаяся страшным непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. Оттого падение их глубоко, и язва вечной смерти, которою они поражены, неисцелима. Существенная страсть их - гордость; они обладают чудовищным и глупым тщеславием, находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъедении, и в прелюбодеянии. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развиты между людьми.

Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи людей с целью и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти и корыстолюбие, славолюбие, живописуя перед нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью» .

Как указывает преподобный Нил Мироточивый, «бесы безвозвратно погибают не оттого, чтобы для них не было прощения, но оттого, что они не только не каются, но ещё и гордятся своими богомерзкими делами» .

Демоны ничего не могут сделать Творцу, Который, являясь Всемогущим Богом, находится в недосягаемости для всякого воздействия со стороны твари. Поэтому всю свою злобу они обратили на человека, являющегося образом Божиим, и, зная, что Господь любит Своё создание, стремятся как можно больше навредить предмету Его любви.

В реальной жизни сатана делает всё, чтобы отвлечь человека от горнего мира, погрузить его в море чувственных страстей. Воздействуя на чувственную сферу человека, он побуждает его к пьянству, наркомании, блуду, сребролюбию и т. п. Падший дух знает: до той поры, пока грешник пресмыкается в прахе своих страстей, он не в состоянии внять призывам Всевышнего. И также, если человек удовлетворён окружающим его материальным миром, он не будет искать мира духовного, то есть Бога.

Стремясь подражать Богу, диавол постоянно занимается своего рода подлогами и подделками. Так, он подталкивает к созданию ложных религий и еретических учений, всячески способствует самообману человека, ибо, исповедуя ложную веру, прельщённый, по сути дела, воздаёт поклонение диаволу.

Сатана также пытается внушить людям, что он всесилен, как и Бог. Для этого используются различного рода иллюзии и миражи. Так, например, колдуны и экстрасенсы с помощью демонических чар могут создать картину воскрешения покойного, но на самом деле это будет только иллюзия, обман, зачастую - явление беса в виде покойного.

Явление диавола и его действия были известны среди всех народов мира. Не случайно слово «диавол» встречается во всех мировых языках. Так, на арабском - это «шайтан», египетском - «сет», японском - «о-яма», персидском - «дев», английском - «сейтн», сирийском - «бехерит», валлийском - «пувкка» и т. д.

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. 2-е огласительное слово, п. 4 // «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». №2. 1990. С. 64.

Преподобный Антоний Великий // «Христианское чтение», 1826. С. 484-485.

Цитируется по: Святитиль Игнатий Брянчанинов . Прибавление к слову о смерти. СПб., 1881. С. 208.

Протоиерей П. Солярский. Опыт библейского словаря. СПб., 1879. С. 473.

Святитель Игнатий Брянчанинов . О Православии // «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». № 2. 1990. С. 83.

Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Изд. Благовещенской обители старца Парфения на Афоне, 1912. С. 32.

Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12)

Битва архангела Михаила с сатаной. Якопо Тинторетто

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня на Литургии читался отрывок из Евангелия, в котором Господь изгоняет беса немоты из больного человека. Увидев это чудо, иудеи начинают обличать Христа в том, что он изгоняет бесов силой бесовского князя. В этом Евангельском фрагменте Господь объясняет нам всю пагубность положения человека, оказавшегося во власти падших духов, и указывает настоящую силу, которая способна избавить человека от подобного рабства. Послушаем же внимательно, чтобы знать, как уберечься от этой напасти.

Однажды Господь изгнал беса из немого. Когда бес вышел, немой стал говорить. Некоторые иудеи, ставшие свидетелями чуда, сочли Христа колдуном, который действует силой бесовского князя.

Почему иудеи считают, что можно кого-то исцелять силой бесовского князя? Уже само возникновение этого вопроса говорит о том, что такие исцеления встречались. Встречаются они и сегодня, в противном случае люди не обращались бы так часто к колдунам и экстрасенсам. Но какова действительная духовная природа подобных явлений?

Когда в человеке пребывает не Царство Божие, а царство бесовское? Когда он дал власть бесам над собой своими грехами и страстями

Церковь давно боролась с колдунами и целителями. Еще в ветхозаветной книге Левит говорится: Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них (Лев. 20:27) Сегодня Церковь не призывает их убивать, но настоятельно не рекомендует обращаться к таким людям за помощью. Гадание и обращение к темным силам – тяжелый грех. Если цена достижения здоровья – вхождение с противоборствующими Богу силами, то лучше болеть.

Господь объяснил иудеям, что бесовской силой бесы из человека не изгоняются: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет (Лк. 11:17).

Когда в человеке пребывает не Царство Божие, а царство бесовское? Когда он дал власть бесам над собой своими грехами и страстями. Как же бесы будут сами лишать себя царства и разрушать свой дом?

И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями (Лк. 11:19).

И каким тогда образом апостолы именем Христа изгоняют бесов, если допустить, что Сам Он пользуется бесовской силой?

Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие (Лк. 11:20).

Истинная сила, которой Христос изгоняет бесов – «перст Божий», Святой Дух.

Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него (Лк. 11:21).

Вера, покаяние и добрые дела – вот что удерживает нас от власти бесов

Святитель Феофан Затворник поясняет: «Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет свой дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душею такого. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире» .

Святитель Феофан также говорит, что нужно делать, чтобы бесы не владели человеком: «Если б у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру» .

Вера, покаяние и добрые дела – вот что удерживает нас от власти бесов.

Заканчивается Евангельское зачало словами Христа, подводящими итог рассуждению о борьбе с бесами: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23). В этих словах Христос призывает собирать вместе с Ним, а не расточать, как это делают его враги.

О каком собирании идет речь? И что мы можем расточить? Вот как поясняет эти слова свт. Лука (Войно-Ясенецкий): «Что же расточает такой человек? Драгоценные сокровища своей души: то, что единственно потребно, всё то, что угодно Богу. Веры он не углубляет, надежды не умножает, любви не стяжает, ибо в научных знаниях нет источника любви. Тот, кто занят собой, кто полагается на себя, тот не имеет истинной надежды в ее высшей форме, надежды на Бога. Кто занят стремлениями жизни своей без Христа, расточает всё, что мог бы иметь. Кто не со Христом - тот против Него. Страшные слова: «Быть против Христа - быть врагом Его». А что может быть гибельнее и страшнее для человека, чем попасть в число врагов Христовых?

Мы призваны собирать великие сокровища духовные со Христом, с Его благодатной помощью

Есть только два пути: один направо, другой - налево. Направо путь указанный Господом, путь налево - путь, отводящий от Него. А Он есть Путь, Истина и Жизнь, и если не идем направо за Ним, по пути, который Он нам указал, - следовательно, отходим от Него. Противоположен Христу Антихрист. Идя налево - идем за Антихристом. Среднего пути нет. Надо избрать один путь: надо идти направо, за Господом Иисусом Христом, быть вместе с Ним.

Мы призваны собирать великие сокровища духовные со Христом, с Его благодатной помощью. Идущие другим путем расточают все эти сокровища, умножают самомнение свое, свою самонадеянность, гордость свою, а гордость - основное свойство диавола. Кто не идет за Христом, неизбежно, хотя люди этого не понимают, идет за диаволом»

   Существуют совершенно разные подходы к проблеме зла, проблеме сатаны. Как верующий должен относиться к проявлению сатаны и диким зверствам, о которых мы знаем, что они творились и творятся? Зло в какой-то степени и в нас сидит внутри. Помимо молитвы - какой может быть интеллектуальный подход, какое представление?
    У меня нет сомнения, что существует дьявол, что это реальная личность, а не просто как бы разлившаяся по миру зараза. Я не верю, что зло может быть иначе как личное, потому что если оно не личное, то оно сотворено Богом, нет другого выхода. Это падшая тварь. Для меня совершенно нет в этом проблемы, просто потому, что пережил лично раз или два с такой силой, что никакого сомнения нет.
    Когда лет в пятнадцать я впервые обнаружил, что Бог существует, и начал молиться (мне подарили молитвенник, который я с большим трудом читал, потому что по-славянски не умел читать), я стоял на коленях, и был такой ужас: я чувствовал, что надо мной вот так висит присутствие сатаны и что-то мне говорит (знаете, как в гоголевском рассказе о Вие): не оглядывайся, только молись... Это же я переживал, уже став священником, когда ежегодно в течение нескольких лет совершал панихиду по одному определенному человеку, который действительно был погружен в зло. Всякий раз, что я совершал эту панихиду, было чувство, что вот-вот накинется, и что-то мне говорило: молись, не поворачивайся, не думай ни о чем, только совершай панихиду... Поэтому у меня лично, как бы кровно есть убеждение в том, что существует дьявол, а не то что неопределенное зло.
    С другой стороны, вы наверно помните у Достоевского слова старца Зосимы: «Не говори, что люди злы, - люди хорошие, а нехорошо поступали». И я глубоко убежден, что человек злой или творящий зло является жертвой (так же как человек может заразиться какой-нибудь болезнью) какой-то силы. Мы можем ненавидеть зло, мы можем с ужасом думать о том, что такая мера зла овладела человеком, но не имеем права сказать, что этот человек и зло совпадают, что он зол. Есть высказывание французского писателя Сартра: «мы не должны говорить, что Иуда предатель, потому что он предал Христа, - он предал Христа, потому что был предателем»... Вот это ужас, этого мы не имеем права говорить, потому что это означает, что человек есть зло, то есть сатана, в конечном итоге. Этого я не видел за довольно-таки долгую теперь жизнь. Я видел людей самого разного рода и в мирное время, и на войне, и я не встречал ни одного человека, о ком можно было сказать: он совпадает с тем злом, которое делает. В результате этого, когда мы встречаемся со злом, мы можем смотреть на творящего зло как на жертву, которая требует сострадания и молитвы.
    Как это объяснить человеку? Я думаю, что, если человек не знает чего-нибудь вовсе, ему не объяснишь. Как действует зло в нас? Оно пользуется всем, что удобосовратимо в нас, чтобы это совращать. Любая страсть, любое злое чувство может быть вздуто.
   С другой стороны, я думаю, не всегда верно упрекать сатану в том неладном, что мы делаем. Есть рассказ в жизни кого-то из Оптинских старцев: он идет по дорожке, видит, что на заборе сидит бес и болтает ногами. Старец спрашивает: «Что ты делаешь? разве мало тебе работы на земле?» А бес ему отвечает: «Я теперь могу отдохнуть, люди всю работу сами за меня делают». Есть тоже рассказ о том, как монах варил яйцо на свече. Вошел игумен, монах в ужасе уронил яйцо (потому что был пост, значит, не до яйца было), пал на колени перед игуменом: бес меня смутил! А из-за печки чертенок высунулся, отзывается: «Он врет, батюшка, я никогда не видел, как варят яйцо на свечах, и все смотрел, что дальше будет».

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православная энциклопедия «Азбука веры»." (http://azbyka.ru/).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир..



Loading...Loading...