Понятие психоанализа фрейда. Психоанализ

Введение

Психодинамическая теория личности как основа психоанализа

Психосексуальные стадии развития

Психоаналитическая терапия

Развитие психоанализа

Список использованной литературы

Введение

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата (“Психосексуальные стадии развития”). На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда – Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей – Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др. Краткому описанию взглядов представителей этого направления психоанализа также отведена отдельная глава моего реферата (“Развитие психоанализа”).

1. Психодинамическая теория личности з. Фрейда

Вкратце рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу психоанализа и психоаналитической терапии.

Термин “психоанализ” имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Рассмотрю сначала взгляды Фрейда на организацию психики. Согласно его структурной модели, в психической жизни можно выделить три основные структуры: ид (Оно), эго (Я) и суперэго (сверх Я). Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами, придавая огромное значение этому делению как предпосылке психоаналитической теории.

Ид (от латинского “оно”) означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности и наполняет поведение человека энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений. Являясь исходной структурой психики, “Оно” выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, Ид может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.

Фрейд также описал два процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия не всегда эти действия приводят к снятию напряжения, и тогда вступают в действия первичные процессы, формирующие психические образы, связанные с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. С момента осознания существования внешнего мира человеком, возникает следующая структура – эго.

Эго (от латинского “я”) – это компонент психики человека, отвечающий за принятие решений. Эго черпает из Ид часть энергии для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом. Одной из основных целей психоаналитической терапии является освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики.

Суперэго (“сверх-Я”) – последний компонент развивающейся личности – система ценностей, норм и этики, разумно совместимые с принятыми в окружении человека. Суер-Эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей. Суперэго подразделяется на две подсистемы – совесть и эго-идеал, и считается сформировавшимся, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Движущими силами поведения Фрейд считал инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Каждый человек имеет ограниченное количество психической энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Фрейд выделял две группы инстинктов – инстинкты жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например, сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название либидо. Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы. Вторая группа – инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

Высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.

Одной из функций эго является тревога, и её назначение состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, давая возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно. Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги. Реалистическая тревогаэто эмоциональный ответ на угрозу и понимание реальных опасностей внешнего мира. Невротическая тревога – эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда.

Помогают избегать неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме так называемые защитные механизмы эго: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание и сублимация. Согласно Фрейду, серьезные психологические проблемы возникают тогда, когда способы защиты эго приводят к искажению реальности.

Психоаналитическая теория Фрейда – это пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека зависимым от внутренних психологических конфликтов. Из анализа теории следует, что Фрейд был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии.

Личность - одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) - вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) - это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность - это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.

Личность по У. Джеймсу

По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную лич­ность и духовную личность. См.→

Личность в бихевиоризме

«Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций» (Дж.Б. Уотсон).

Личность в психоанализе

По З.Фрейду, личность - ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика - это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх-Я (представленными в сознании требованиями общества).

Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Ни о каком личностном росте в психоанализе не может быть и речь: в видении З.Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача - минимизировать внутренний конфликт.

Личность в когнитивном подходе

Гомеостатическая теория, ориентированная на согласие.

Принцип гомеостаза, лежащий в основе теории, не допускает свободы личности.

Личность - система, моделирующая внешний мир с целью адаптации к нему.

Основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека – это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним.

Личность в деятельностном подходе

Естественная сущность личности – постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Процесс усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления обозначается термином «личностный рост». Кризисные ситуации и конфликты служат дополнительными механизмами развития. Личность оказывается постоянно незавершенным проектом. Этот проект не задан изначально, а формируется в различных деятельностях личности. Ответственность за проект развития и исход его реализации возлагается исключительно на самого человека. См.→

Личность в гуманистической психологии

Гетеростатическая теория, ориентированная на согласие.

Оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь: человек по природе хорош, а общество искажает его позитивную сущность. Неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Естественная сущность личности – «бескорыстная» (неадаптивная) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект, заданный изначально (модели самореализации).

Теории личности в психологии

В зависимости от того, в чём именно усматривается такое интегрирующее начало, теории личности подразделяют на:


Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 Литература 17 Введение Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире является одной из основных и важнейших философских проблем. Истории научной мысли известно множество различных концепций природы человека, которые постоянно дополняются новыми и модифицированными идеями. Важное место среди других направлений социальной мысли, формулирующих и объясняющих проблему природы человека, принадлежит психоанализу. Исследование и анализ учений о человеке в различных направлениях психоанализа содействует созданию более полных представлений о проблеме природы человека в философии, социальной мысли и антропологии. Изучение проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции способствует, таким образом, дополнению и созданию адекватной целостной картины развития отечественных философских, антропологических и психоаналитических представлений о природе человека. Для целей реферирования мы выберем особенности российской психоаналитики и рассмотрим проблемы человека в психоанализе именно в рамках данного положения. Это, несомненно, важно и актуально, поскольку до настоящего времени было достаточно мало изучено. Следует принять во внимание, что развитие российской психоаналитической традиции в силу действия ряда факторов внешнего и внутреннего порядка, осуществлялось крайне неравномерно и в определенные периоды российской истории реализовывалось в латентных формах. При этом именно данный сегмент исследования, для нас, как для граждан России представляет особенную практическую значимость Для выработки представления о российской психоаналитической традиции и истолковании в ней проблемы природы человека, пожалуй, наибольший интерес представляют начальные фазисы ее эволюции, поскольку именно в эти периоды специфика российской психоаналитической традиции проявилась наиболее определенно. 1. Человек в психоанализе 1.1 Исследование вопроса в мировой науке Проблема природы человека, как одна из центральных философских проблем, хорошо освещена в философской литературе. В то время как психоанализ занял определенное место среди других направлений философской мысли XX века, в западной научной литературе появился ряд публикаций посвященных философскому анализу работ 3. Фрейда и других лидеров психоанализа и постфрейдизма, обращенных к проблеме природы человека. Критическому и философскому исследованию психоаналитической антропологии, современному состоянию психоанализа, месту психоанализа в философии и социальной жизни посвящены работы К.-Х. Брауна, И. Бреса, И. Великовского, Б. Гройса, А. Грюнбаума, Д. Клайтона, Г. Маркузе, Э. Мунье, К. Поппера, Д. Ранкур-Лаферрьера, Ж.-П. Сартра, З.Фрейда и т.д. Философская и антропологическая природа классического и реформированного психоанализа так или иначе отмечается и акцентируется в работах по истории психоанализа, выполненных западными исследователями (Ф. Александер, Р. Дадун, Э. Джонс, Ж. Марта, Э. Рудинеско и др.). 1.2 Особенности психоанализа в России Прослеживая формирование проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, отметим, что адаптация и развитие психоаналитических идей в России происходили одновременно по трем направлениям: 1) использование и распространение психоанализа как метода психотерапии; 2) изучение, критика и творческая разработка психоанализа как теоретического направления психологии; 3) осмысление и анализ отдельных компонентов психоанализа, эклектическое развитие их в русле философских теорий и морально-этических концепций, использование психоаналитических идей в разных направлениях социальной и антропологической мысли. Отметим, что столь четкое разграничение данных направлений не успело сформироваться, хотя определенные тенденции к такому формированию имелись. Становление российской психоаналитической традиции происходило по трем названным направлениям одновременно. Врачи-психотерапевты, наряду с практическим использованием психоанализа как нового метода психотерапии, часто занимались теоретическим развитием психоаналитических гипотез, выходившим за рамки традиционных медицинских исследований и рассматривали идеи 3. Фрейда как философско-антропологическое учение; философы, публицисты, общественные деятели, ориентируясь на теоретическое осмысление и критическое использование психоаналитических идей, обращались к их практическому применению и интересовались их клинической историей. 2. Психоаналитическая философия и антропология 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека В своем органическом единстве психоаналитические представления о психической реальности и бытии человека в мире образовали своеобразную психоаналитическую философию, ориентированную на решение ряда важных философских проблем, в том числе и проблемы природы человека. Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека нашла соответствующее отражение и развитие в российской психоаналитической традиции, которая в значительной мере формировалась на основе данной проблемы, причем проблема природы человека с течением времени заняла доминирующее положение в российской психоаналитической традиции. Отмечен большой интерес, проявляемый в современной российской философии и антропологи к различным аспектам психоанализа (обусловленный некоторыми возможностями синтеза различных методов индивидуально-личностых и соцокультурных феноменов, сциентистских и антисциентистских подходов к исследованию бытия и природы человека), что предполагает и необходимость последовательного изучения российской психоаналитической традиции. Отмечено, что психоаналитические идеи все чаще органически вливаются в различные направления современной философской мысли, и оказывают значительное воздействие на развитие философии и антропологии. Проблема природы человека в российской психоаналитической традиции характеризуется как своеобразием в отражении идей 3. Фрейда и лидеров других направлений психоанализа, так и выделением специфических проблемных полей, представляющих особый интерес для российских последователей и исследователей психоанализа. В ряду наиболее существенных оснований, характеризующих своеобразие отражения проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, установлено наличие в рамках психоаналитических исследований разного рода воззрений о природе человека в целом, структуре человеческой психики и организма, построенных на базе междисциплинарных связей, включающих в себя метафизические и социально-философские положения. Природа человека рассматривалась в российской психоаналитической традиции в сочетании концепций различных психоаналитических школ, а также направлений, сформировавшихся в русской философии, психологии, социологии и русской классической литературе. Психоаналитические представления о человеческой природе в российской психоаналитической традиции нередко приобретали метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа носила отчетливо выраженный гуманитарно-экспериментальный характер. 2.2 Эрос в психоаналитике С учетом выделения в российской психоаналитической традиции Эроса и Танатоса, любви и деструктивности, в качестве наиболее существенных компонентов природы человека, одной из наиболее значимых содержательных особенностей российской психоаналитической традиции было критическое отношение части российских психоаналитиков, российских психоаналтических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа к теории сексуальности 3. Фреда или избегание обсуждения проблем либидо и сексуальности. На начальном этапе это проявлялось в предположении о влиянии сексуальности не как инстинкта, а как фактора, обусловленного социальными нормами и запретами, далее - в переходе от исследования сексуализированного либидо к поиску иных, движущих человеком сил. В числе важнейших содержательных особенностей российской психоаналитической традиции отмечено внимание к вопросам смерти и деструктивного поведения. Тема смерти в российском психоанализе восходит своими корнями к русской философии (работам В. С. Соловьева и В. И. Иванова и др.), к русской классической литературе, своеобразию духовного содержания русской культуры. Имеются основания полагать, что отличительной чертой российской психоаналитической традиции являются явное и латентное критическое отношение к классическим и реформистским психоаналитическим учениям, стремление к их модификации. Анализ российской психоаналитической литературы в сопоставлении с работами 3. Фрейда позволил выделить существенные различия в понимании проблем любви и Эроса. Проблемы любви и Эроса в российской психоаналитической литературе вызывали наиболее противоречивые оценки и высказывания и претерпели наибольшие изменения. Более того, есть основания предположить, что в толковании и обосновании именно сексуальных проблем, вопросов о месте Эроса и любви в жизни человека проявилась одна из черт самостоятельности российской психоаналитической традиции. Даже в работах по психотерапии и психиатрии российские психоаналитически ориентированные ученые обращались к темам любви и Эроса, отмечали их глобальное вселенское значение. В работах российских психоаналитиков, обращенных к анализу Эроса и сексуальности, проявилось непосредственное влияние русской религиозной философии, русского космизма и других течений российской социальной мысли. Исследования показали, что внимание российских психоаналитиков к проблемам любви и Эроса было обусловлено интересом как к мифическим и литературным образам, так и возможностью их изучения в контексте социальной и педагогической деятельности. Вместе с тем, при отсутствии в российской психоаналитической литературе конкретных ссылок на разделение понятий любви и Эроса в их понимании можно выделить некоторые смысловые и ситуативные различия. Любовь трактовалось преимущественно как некая, еще не изученная, сила и как духовное чувство. Эрос характеризовался главным образом как внутренняя сила, источник сексуальной энергии и сексуальных влечений. Примечательной типологической особенностью российской психоаналитической традиции было то, что в ней любовь представлялась как филогенетическое явление, в то время - Эрос выступал как явление онтогенетического порядка. Данная особенность принята во внимание с учетом её статистического характера и того, что в ряде работ российских психоаналитиков «сексуальное» и «эротическое» употреблялись как синонимы. В контексте проблем, связанных с пониманием любви и Эроса, обозначены также вопросы, обращенные к сексуальности, либидо, проблемам детской сексуальности, влиянию Эроса на развитие внутриличностных конфликтов. 2.3 Деструктивность в психоанализе В психоаналитической традиции сексуальное, как правило, исследовалось в непосредственной взаимосвязи с деструктивным, созидательное - во взаимодействии с разрушительным, понятия «Эрос» и «Танатос», жизнь и смерть, рассматривались в едином комплексе. В российской психоаналитической литературе деструктивным компонентам в психике и поведении человека уделялось особое внимание. Так или иначе, к этой проблеме обращалось большинство первых российских психоаналитиков. С. Н. Шпильрейн в работах, посвященных комплексу проблем, связанных с деструктивным поведением, не только опередила 3. Фрейда, но и повлияла на его дальнейшие разработки в этой области. Уже в период первого знакомства российских авторов с психоаналитическим учением 3. Фрейда появился ряд публикаций, обращенных к психоаналитическому исследованию ненависти, самоубийств, агрессивного поведения и других деструктивных проявлений. В работах первых российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа отмечается, что к проблемам смерти в России существует особый, вероятно, духовно обусловленный интерес. Возможно, акцентированному вниманию российских психоаналитиков к комплексу проблем, связанных с деструктивным поведением, действительно способствовали определенные особенности российской ментальности и социальной мысли, отраженные в русской художественной литературе. В произведениях русских классиков встречается глубокий художественный и философский анализ тем смерти, разрушения, саморазрушения. Причем именно в русской классической литературе тема взаимодействия любви и смерти получила мощное звучание и отчасти через творчество Ф. М. Достоевского повлияла на формирование аналогичных психоаналитических идей. 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» Бессознательное поведение в российской психоаналитической традиции воспринималось как один из компонентов человеческой природы. При этом в российском психоанализе допускалось свободное, выходящее за рамки классического психоанализа объяснение бессознательного и его роли в поведении человека, при отсутствии четкого разграничения между понятиями «бессознательное» и «подсознательное». Установлено, что большое внимание в российской психоаналитической традиции уделялось феномену социального бессознательного и регулятивной функции бессознательного в общественной и приватной деятельности человека. Социально ориентированные психоаналитические исследования включали в себя не только частный анализ событий (например, в период политический борьбы за места в Государственную Думу), но и вскрытие причин разного рода асоциального и девиантного поведения, исследование вопросов, касающихся политики и власти. Вместе с тем, в анализе бессознательного как компонента природы человека российские психоаналитики, российские психоаналитические просветители, российские исследователи и критики психоанализа особое внимание уделяли изучению внутриличностных конфликтов как наиболее существенных моментов и факторов психической жизни и поведения человек особое внимание в российской психоаналитической традиции уделялось психоаналитическому исследованию проблем творчества и объяснению процессов творческой деятельности исходя из природной сущности человека. Одним из ведущих положений таких исследований являлось представление о том, что сублимация имеет своим источником не только (и не столько) сексуальность, но и другие «силы человеческого организма». Установлено, что важное значение творческой деятельности как компонента человеческой природы в российской психоаналитической традиции объяснялось взаимодействием творческого процесса с силой воли и «духовной энергией» человека. Объяснение творческой деятельности, источников таланта и способностей происходило в эклектическом смешении психоаналитических и философских положений. В процессе исследования творческой деятельности большое внимание уделялось патографическим исследованиям, произведениям русской классической литературы и изучению возможностей применения психоанализа в практической и теоретической педагогике. 2.5 Краткие выводы В классическом психоанализе и в российской психоаналитической традиции проблема природы человека формулировалась и исследовалась в соответствии с теоретическими, прикладными и эмпирическими целями и задачами психоанализа. Более того, психоанализ был первым направлением современной психологии, в котором была осознана принципиальная невозможность решения частнонаучных и клинических проблем без создания общей картины природы человека. Однако, создание такой картины в границах психоаналитической парадигмы, в силу её специфики, естественно, должно было отличаться и отличалось от традиционной философский формы постановки и решения данной проблемы. Тем не менее, как картина природы человека, она неизбежно несла в себе существенное философское содержание и в значительной мере на нем основывалась. Тождество, сопряженность и параллели психоаналитической и философской постановки решения проблемы природы человека отчетливо проявились в методологии исследования, специфике формулировки и развития рабочих гипотез, определений, проблемных полей, созданий категориально-проблемных комплексов и интерпретации полученных результатов. Концептуальные представления российских психоаналитиков о человеке и его природе (часто выходящие за рамки классического психоанализа) представляли собой изложение их собственных философских, психологических и социологических воззрений. Вместе с тем, в российской психоаналитической традиции были выделены и исследованы принципиально важные компоненты природы и поведения человека, среди которых наиболее существенное место занимали проблемы Эроса и Танатоса, инстинктов и влечений, соотношения сознательного и бессознательного в организации человеческого поведения (в норме и патологии) и творческая деятельность человека - как акт и процесс, наиболее полно отражающий сущность природы человека. Заключение Итак, мы выяснили, что анализ человека как личности в работах российских психоаналитически ориентированных ученых представляется в его амбивалентном, а именно, философском, антропологическом и психологическом понимании. С одной стороны, личность выступает как воплощение морально-этических качеств конкретного индивида, где биологические и бессознательные компоненты остаются за рамками проблемы. С другой стороны, как и в общей психологии, под личностью, чаще всего, подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность, устойчивость и социальность. Определенным вкладом в развитие представлений о личности предположение «о формировании личности из ряда комплексов, неразрывно связанных общими жизненными интересами. Если в классическом психоанализе обозначение и понимание бессознательного как системы, сформулированы и показаны достаточно определенно, то в российской психоаналитической традиции отмечена разнородность такого понимания, и даже сформировано мнение о невозможности создать универсальное определение бессознательного. Это объяснялось существованием у каждого конкретного индивида своей иррациональной стороны души, не допускающей выражения в константных ночных терминах. В таком подходе выражено стремление отразить явления во всей их многомерности и многозначности, что в некотором роде отличалось от фрейдовского, стремления к формированию конкретных определений. Одной из отличительных черт интерпретации бессознательного в российской психоаналитической традиции является отсутствие четкого разграничения между понятием «бессознательное» и «подсознательное», что может быть объяснено как ориентацией на многомерность в изучении и толковании психических явлений, так и часто недостаточным уровнем ночной проработки изучаемой проблемы. В отношении социального «бессознательного» российские психоаналитики и психоаналитически ориентированные исследователи отмечали, что социальное и политическое тесно связаны с бессознательным. Отдельные случаи девиантного поведения и асоциальные поступки считались ими одним из показателей социального здоровья общества. Таким образом, в российской психоаналитической традиции было подтверждено, что бессознательное выступает в роли фактора, активно влияющего на поведение человека в социуме, одновременно отмечалась и обратная тенденция - влияние состояния общества на индивидуальное, групповое и социальное бессознательное. Литература 1.Авербух Р.А. Проблемы человека в психоанализе. – М.: Медицинская литература. 1998. – 240 с. 2. Гармония смерти: Сабина Шпильрейн впереди Зигмунда Фрейда // Новости медицины и фармации. Яринвест Медикал, 1997 № 1, с. 48 - 50. 3. Залкинд В.Ф. Введение в психоанализ. –М.: Наука. 2001. – 340 с. 4. Проблема взаимодействия социального и бессознательного в работах первых российских психоаналитиков / Социальное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. Сб. научных статей. М.: Изд. МГУ, 1997, с. 121- 125. 5. Психоанализ. Популярная энциклопедия / сост., науч. ред. П. С. Гуревич. - М.: Олимп, 1998, 620 с. 6. Социальное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. Сб. научных статей. М.: Наука, 1997, - 340 с 7. Творчество и психоанализ. // Теория История Методика детского движения. Инф. бюллетень. IV выпуск. М., 1998, с. 91 - 98. 8. Фрейд З. «Избранные произведения» - СПб.: Питер. 1996. – 520 с.

Исследовал человеческий разум более тщательно, чем все его предшественники. Его вклад в научную психологию бесценен: теория Фрейда стала величайшим открытием для своего времени. Кроме того, многие из введенных этим ученым терминов мы используем в своей повседневной жизни и сегодня: либидо, отрицание, подавление, «оговорочка по Фрейду».

Его называют отцом психоанализа. Его труды читают и цитируют, его превозносят, но вместе с тем жестко критикуют и по сей день. Поистине, Зигмунд Фрейд - одна из самых неоднозначных личностей в мировой науке.

Как все начиналось: случай Анны О.

Психоаналитическая теория Фрейда зарождалась в конце XIX века. Немаловажное значение для ее формирования имел один конкретный случай.

К доктору Фрейду обратилась молодая женщина Берта Паппенхайм. Пациентка жаловалась на появление у нее симптомов неведомой болезни, которые то появлялись, то исчезали. Время от времени Берта испытывала страшные мигрени, у нее немели и как будто отнимались руки, возникали проблемы со зрением, а иногда ей казалось, что стены вот-вот обрушатся прямо на ее голову. Видимой физической причины всему происходящему не было.

Учитель Фрейда, доктор Брейер, взялся за лечение этой пациентки. Он помогал девушке вспомнить и как будто еще раз пережить некоторые травмирующие события ее жизни. В ходе такой терапии отмечались определенные успехи, и доктор Брейер направил Берту к своему коллеге и ученику - Зигмунду Фрейду. Эта история болезни впоследствии вошла в книгу «Исследование истерии», которая увидела свет в 1895 году. По этическим причинам, настоящее имя пациентки было изменено на псевдоним - Анна О.

Так зарождалась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.

Что такое истерия

Берте Паппенхайм был поставлен диагноз истерия. Все мучившие ее симптомы стали следствием не болезни тела, а тревожного состояния души. Молодая женщина очень тяжело переживала перемены в отношениях с отцом, а затем и его смерть, и Фрейд сделал вывод, что все тягостные мысли отразились на ее телесном состоянии.

Однако ученый не был бы ученым, если бы на описании одной истории «популярной» в те времена болезни все и закончилось. Фрейд пошел дальше и на основании нескольких клинических случаев заключил, что человеческая психика существует на нескольких уровнях. Так возникла теория личности Фрейда.

«Айсберг» психической реальности

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же - надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга - сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же - большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Как в случае с Бертой Паппенхайм, возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом - сделать бессознательное сознательным.

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Это не какие-либо определенные области мозга или психики, а скорее гипотетические образования, соответствующие важным психическим функциям.

Так, «Ид» - полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов - инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос - инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» - удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Защитные механизмы

Иногда «Эго» по каким-либо причинам не может удовлетворить извечный спор между «Ид» и «Супер-Эго». Возникает состояние глубокой тревожности, которое можно перебороть только лишь с помощью так называемых механизмов психологической защиты.

Теория психоанализа Фрейда гласит, что защищаться человек стремится от тех чувств и мыслей, которые становятся невыносимыми для его сознания. Все механизмы психологических защит можно разделить на патологические, невротические, незрелые и зрелые. Остановимся на них более подробно.

Патологические механизмы иногда проявляются в сновидениях и измененных состояниях сознания. Но присутствуют они и в реальной жизни, при этом окружающие воспринимают человека, который их проявляет, как сумасшедшего. Примерами таких защит могут служить бредовые проекции и искажения, когда кто-то воспринимает реальность не такой, как она есть. Кроме того, патологическим механизмом является и отрицание: когда человек не хочет признавать, что определенные события в его жизни все же произошли.

Незрелые психологические защиты характерны для подростков. Проявляются они в уходе от тяжелой объективной реальности в свой выдуманный мир. К примеру, человек может идеализировать другого, в глубине души осознавая, что на деле тот не так уж и хорош. Незрелым механизмом защиты является проекция. Это приписывание другому человеку своих чувств, мыслей, переживаний. Теория Фрейда, к слову, стала первым психологическим учением, в котором был раскрыт механизм проекции.

Невротические механизмы защит признаются психологами эффективными, однако лишь на короткий срок. В дальнейшем они как бы входят в привычку и приносят человеку одни неприятности. Примерами могут служить механизмы регрессии, смещения, интеллектуализации. Что это такое? Регрессия приводит человека на более ранний уровень развития, и он реагирует на какие-либо проблемы так, как вел себя в детстве. Смещение проявляется, когда агрессия перемещается с одного объекта на другой, более доступный. К примеру, женщина может сердиться на мужа, а накричать на ребенка. С помощью интеллектуализации человек старается заменить собственные нежелательные мысли или эмоции другими, теми, которые он считает более приемлемыми.

Зрелые психологические защиты называются так, потому что используются взрослыми, сформировавшимися личностями. Эти механизмы помогают человеку интегрировать противоречивые эмоции и мысли, оставаясь при этом добродетельным в глазах других людей. К зрелым психологическим защитам относятся юмор, альтруизм, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Альтруизм - это бескорыстное служение другим, от которого и сам человек получает моральное удовлетворение. Юмор позволяет высказать свои истинные мысли, однако при этом завуалировать их, перевести в шутку. Идентификация - это подражание другому человеку, принятие его как истинного эталона. Отдельного внимания заслуживает сублимация.

Сублимация по Фрейду

Отец психоанализа считал, что этот механизм психологической защиты способствовал появлению многих произведений искусства. Как уже было сказано выше, сублимация относится к разряду зрелых психологических защит.

В чем же заключается понятие сублимации? Психоаналитическая теория Фрейда трактует его следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.

Фрейд полагал, что наше общество может считаться развитым и зрелым лишь потому, что в нем присутствует сублимация как механизм психологической защиты. Сам ученый уделил большое внимание концепции влияния культуры на социум, а также развитию последнего. Но не оставил без внимания и развитие личности.

Теория развития Фрейда

Фрейд жил в обществе, которое призывало своих членов подавлять собственные сексуальные инстинкты. Во многих случаях результатом этого становились неврозы. Доктор Фрейд исследовал истории болезней своих невротических пациентов, изучал и аспекты их личной жизни. В результате он пришел к выводу, что заболевание психики является следствием не сексуального опыта как такового, а тех чувств, которые он с собой принес: ненависти, стыда, вины, страха.

Это понимание привело к тому, что теория Фрейда обогатилась наиболее противоречиво воспринимаемой и в наше время концепцией - стадий психосексуального развития.

Что такое психосексуальность?

Фрейд считал, что младенец с рождения наделен сексуальностью. Для первой половины XX века такое заявление было неслыханной дерзостью, и именно оно стало одной из причин, по которым психоаналитическая теория Фрейда была раскритикована великими умами того времени.

Однако вернемся же к учению о психосексуальности. Фрейд утверждал, что психическое развитие личности связано с прохождением определенных этапов, на каждом из которых ребенок получает удовлетворение от нового для себя предмета или явления. Ученым были выделены 5 таких фаз: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

С рождения либидо ребенка направлено на грудь матери, удовольствие он получает от сосания молока. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной. Затем ребенок начинает ходить, его приучают к горшку. Когда у него все начинает получаться, мать его хвалит, и малыш счастлив. Это анальная стадия развития. Когда ребенок начинает больше общаться с другими детьми обоих полов, сравнивать себя с ними - наступает фаллическая фаза развития. В это время малыш также старается как можно лучше изучить свое тело. Затем интерес к сексуальности немного угасает, наступает латентная фаза развития. И вместе с половым созреванием приходит генитальная его фаза.

Теория Фрейда о стадиях психосексуального развития была передовой для своего времени. Однако сейчас ее взяли на вооружение не только психологи, но и сексологи, и даже врачи-андрологи и сексопатологи.

Теория мотивации Фрейда

Интересно, что понятие мотивации в психологии основывается именно на представлении Зигмунда Фрейда об этом феномене. Именно этот ученый одним из первых отверг христианское видение морали, доброты и милосердия как движущих сил человеческого поведения. Он назвал три основных мотива, значимых для любого представителя рода человеческого: чувственность, тревога и агрессия. Именно они «живут» внутри «Ид».

Как мы уже знаем, согласно представлениям психоаналитиков, внутренняя реальность человека находится в состоянии постоянного конфликта между «Ид» и «Супер-Эго», а «Эго» выступает арбитром этой схватки. Именно поэтому мотивы поведения личности часто очень противоречивы. Иногда верх одерживает «Супер-Эго» - и человек совершает высокоморальные поступки, а время от времени «Эго» не в силах сдержать «Ид», и тогда на свободу вырываются потайные темные желания, которые раньше прятались глубоко в бессознательном.

Значение теорий доктора Фрейда для психологической науки

Такими смелыми и интересными были основные теории Фрейда, предложенные им в начале прошлого века. Однако они не теряют своей актуальности и поныне.

Именно благодаря доктору Фрейду исследователи души человеческой стали, наконец, уделять должное внимание переживаниям, которые человек испытал в детстве. Именно благодаря Фрейду сегодня мы знаем о существовании бессознательного и понимаем, насколько оно значимо для нашей психологии. И именно благодаря этому ученому нам открылись механизмы психологических защит, которые помогают справляться с трудностями повседневной жизни.

Однако и сейчас психоанализ постоянно критикуется самими психологами и людьми, никак не связанными с этой наукой. Затрагивается как само учение, так и личность его основателя. Однако какой бы неоднозначной не казалась теория Фрейда, психология без нее вряд ли была бы психологией.

Даже если человек не имеет никакого отношения к психологии, то имя одного психолога он точно знает. Это Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа – направления в психологии, о котором тоже все слышали.

Психоаналитические теории Фрейда известны далеко за пределами психологии, они оказали сильное влияние на искусство, литературу, социологию и культуру XX века в целом. Однако, как показывает мой преподавательский опыт, 90 % студентов на вопрос о сущности психоанализа смогли вспомнить только два понятия: «сексуальный инстинкт» и «сублимация». Причем, что значит второе слово, представляли довольно смутно.

Поэтому, думаю, стоит познакомиться с этим направлением в психологии подробнее.

В настоящее время психоанализ существует как 3 взаимосвязанных, но относительно самостоятельных области.

  1. Психологическая и философская теория .
  2. Совокупность принципов и методик изучения неосознанных психических процессов и явлений.
  3. Направление в психотерапии, целью которого является помощь в преодолении , фобий и комплексов.

Основоположником психоанализа, как философско-психологического учения, является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Поэтому философскую часть его учения называют еще фрейдизмом.

Родилось это учение на рубеже XIX и XX веков и сразу нашло поддержку в широких научных кругах. Как оказалось, идеи Фрейда помогли найти ответы на многие сложные вопросы не только психологии и психиатрии, но и других наук о человеке – антропологии, социологии, культурологии. Правда, и критиков теории Фрейда было не меньше, чем его восторженных последователей. В том числе и потому, что слишком много человеческих проблем этот венский психиатр связывал с неудовлетворенными сексуальными .

Современный психоанализ значительно шире первоначальных теорий его основателя. Уже ближайшие ученики и соратники Фрейда (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др.) внесли много нового в учение своего предшественника.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Изучая особенности поведения людей, имеющих разнообразные психические проблемы ( , психозы, фобии, ), З. Фрейд пришел к выводу, что причиной этих проблем являются неудовлетворенные потребности, противоречащие нормам общества. Главным образом речь шла о сексуальных потребностях и инстинктах, которые под давлением общественной морали индивид загоняет вглубь сознания. Но они не исчезают и могут влиять на поведение человека, вызывать состояние и немотивированной или, наоборот, .

Потребность в снятии внутреннего конфликта между желаемым и запретным приводит к тому, что Фрейд назвал сублимацией. Это трансформация, изменение и перенос нереализованной энергии желаний в другие сферы жизни и . Так, неудовлетворенные сексуальные потребности (либидо) могут сублимироваться в занятия творчеством, политикой или в социальной агрессии. Хорошим примером являются одинокие женщины, увлеченные общественной деятельностью или стремящиеся сделать карьеру в политике.

Кстати, в современном психоанализе речь идет не только о сексуальных желаниях, хоть они и наиболее показательны. Например, неудовлетворенное желание власти может проявляться в домашнем насилии, а нереализованная потребность в душевном, дружеском общении сублимируется в увлечение котиками и другими домашними питомцами.

Наличие у человека неудовлетворенных, подавленных потребностей можно заметить в неконтролируемых поведенческих актах: оговорках, опечатках, импульсивных движениях, экспрессивных реакциях и, конечно, в сновидениях. Изучению образов наших снов, несущих информацию о бессознательном, З. Фрейд уделял особое внимание.

Три уровня психики

Особенности психических процессов и поведения человека с точки зрения основателя психоанализа связаны с устройством психики, которая состоит из трех уровней.

  • Ego – «Я» – это средний уровень, собственно, сознание, которое управляет поведением человека. На этом уровне содержатся представления, опыт, знания, убеждения, которые формируются под влиянием общества.
  • Id – «Оно» – нижний уровень, бессознательное, где хранятся вытесненные из сознания запретные желания, биологические потребности и . На этом уровне протекают неосознанные процессы, которые человек не контролирует.
  • Super-Ego – «Сверх-Я» - высший уровень психики, здесь находятся ограничения поведения, нормы морали, запреты и табу. Это, по сути, совесть человека.

Поэтому наше сознание постоянно находится в состоянии конфликта и стремится уладить противоречие между желающим чувственных удовольствий «Оно» и отстаивающим нравственные нормы «Сверх-Я». Если побеждает бессознательное и человек поддается соблазну запретных желаний, то он переживает чувства , которые могут перерасти в неврозы, психозы и другие психические заболевания. Эта же опасность грозит человеку, когда он, подчиняясь «Сверх-Я», сдерживает свои желания и страдает от состояния фрустрации – тяжелого эмоционального переживания, возникающего на фоне невозможности получить желаемое.

Выход из этого конфликта в сублимации – преобразовании энергии влечений и направление ее на другие виды активности: на , науку, политику, воспитание детей и т. д. Но если желания долго сдерживаются и не находят выхода, то это приводит к образованию комплексов.

Понятие «комплекс» в психоанализе

С теорией З. Фрейда часто связывается понятие комплексов. Обычно говорят о , когда речь идет о робком, нерешительном человеке с заниженной . Но к самому Фрейду учение о комплексах отношение не имеет. Появилось оно в психоанализе благодаря А. Адлеру – одному из последователей знаменитого австрийского психиатра.

Под комплексом понимается совокупность переживаний человека, связанных с неразрешенным конфликтом между собственными желаниями и давлением общества. Комплекс неполноценности формируется как ощущение собственной ущербности, бессилия, неспособности достичь желаемого. Причем человек наблюдает успех других или, по крайней мере, их субъективное переживание успеха. Поэтому ему начинает казаться, что он хуже окружающих. Это ощущение может привести к развитию депрессии или даже склонности к самоубийству.

Чтобы снять внутреннее эмоциональное напряжение и избавиться хоть на время от отрицательных переживаний, люди, отягощенные комплексом неполноценности, часто проявляют повышенную агрессивность, начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Также одним из способов компенсации комплекса неполноценности является принятие человеком , так как позиция обиженного воспринимается более приемлемой, чем позиция никчемного неудачника. К тому же жалость окружающих хоть как-то восполняет в сознании недостаток уважения к себе.

Комплекс неполноценности хоть и самый известный, но не единственный. Есть, например, связанный с ним комплекс

Проявляется он в том, что индивид не просто компенсирует ощущение неполноценности демонстрацией силы и агрессии, а делает это основой своего поведения. Кстати, часто такой комплекс наблюдается у подростков.

В работах А. Адлера и его последователей встречается упоминание и о других комплексах.

  • Эдипов комплекс, названный так по имени древнегреческого царя Эдипа, который женился на матери, убив своего отца. Комплекс этот проявляется в неосознанном сексуальном влечении сыновей к матери.
  • Комплекс Электры – женский вариант Эдипова комплекса, связан с отношением дочери к отцу.
  • Комплекс Федры – чрезмерная, необузданная любовь матери к сыну и гиперопека его.
  • Комплекс Поликрата – проявляется в чрезмерной тревоге успешного человека, которого пугает его слишком быстрый успех.
  • Комплекс Ионы – сомнения в себе, в своих силах и возможности достичь успеха. Имеющий эти проблемы человек даже отказывается признавать свои очевидные для других достижения.

В настоящее время список комплексов значительно расширился. В психологической литературе встречаются такие понятия, как «комплекс вины», «комплекс отличницы», «комплекс внешности» и т. д. Все они так или иначе связаны с неправильной оценкой собственной роли в социуме и отношения к себе окружающих.

Защитные механизмы

Важное место в теории З. Фрейда играет учение о . Когда человек неосознанно пытается преодолеть конфликт между «Оно» и Сверх-Я», между инстинктами и нормативным поведением, предписанным обществом, то эти попытки могут принимать разные формы. Одна из них – сублимация, но происходит она далеко не всегда. Процесс разрешения конфликта часто бывает болезненным, несет индивиду отрицательные эмоции, и он тоже неосознанно защищается от них. Фрейд описал различные способы или механизмы психологической защиты:

  • Вытеснение желаний. Когда невозможно ни удовлетворение желаний, ни избавление от них, то они вытесняются на уровень бессознательного. Желания не исчезают и продолжают оказывать скрытое влияние на поведение человека. На их сдерживание тратятся силы организма, который реагирует на это болезненно, в буквальном смысле слова. Следствием вытеснения могут быть не только неврозы, но и сердечно-сосудистые заболевания, артриты, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.
  • Отрицание. Один из распространенных механизмов, когда избавление от негативных переживаний, вызванных какими-то событиями, происходит через их отрицание: «ничего этого не было», «мне только показалось» и т. д.
  • Рационализация. Совершая неблаговидные, осуждаемые обществом и собственной совестью поступки, человек старается объяснить это рациональными причинами, невозможностью поступить иначе. Объяснения могут выглядеть логично, но истинная причина поступка иная, и она человеком часто не осознается.
  • . Перенесение своих аморальных желаний и нехороших мыслей на других людей, то есть наделение их собственными негативными качествами. Трусливый человек любит обвинять в нерешительности других, любитель выпить – клеймить знакомых пьяниц, а безответственный сетовать на халатность коллег.
  • Замещение. Переадресация агрессивного поведения с более сильного объекта (задираться и скандалить с ним слишком опасно, но очень хочется) на более слабый. Так, в раздражении на начальника мужчина может срывать свою злость на жене.
  • Инверсия. Замена неудовлетворенного желания на прямо противоположное. Например, не добившись любви, человек начинает искать, за что можно возненавидеть объект своей влюбленности. («Не больно-то и хотелось»).
  • Регрессия. Если рациональное, «взрослое» поведение не обеспечивает получение желаемого, то человек заменяет его на более примитивное, «детское». Формами такой регрессии в психоанализе считается не только стремление всем пожаловаться, но и алкоголизм, курение, «заедание» неприятностей и т. д.

Защитные механизмы присущи всем людям. И это нормальные, естественные реакции, если только человек ими не злоупотребляет. Тогда они начинают доминировать в поведении, что отрицательно на него влияет.

Прикладной аспект психоанализа

Идеи З. Фрейда стали основой целого направления в психологии. И оно включает не только теорию, но и практику. И в настоящее время психоанализ в большей степени понимается именно как совокупность приемов психодиагностики и психотерапии, объединенных в общее понятие «психоаналитический сеанс».

Психоанализ как диагностика психического состояния личности

Цель психоаналитика – выявление скрытых в бессознательном причин поведения и переживаний человека, преодоление внутренних конфликтов, которые являются источником , фрустраций, фобий, неврозов и т. д.

Первая задача, которая решается в процессе психоанализа, это поиск причин психологических проблем. А так как они хранятся глубоко на уровне подсознания и часто скрыты под слоем комплексов и психологических защит, то добраться до них непросто. В психоанализе разработан ряд способов, позволяющих «вытащить» из подсознания загнанные туда воспоминания, желания и инстинкты. Все эти приемы можно объединить в 3 группы:

  • Методы интерпретации. Они основаны на осмыслении, анализе того, что говорит психоаналитику пациент. Чаще всего имеют в виду спонтанную речь, оговорки, случайно вылетевшие фразы, речевые ошибки и т. д. Но это далеко не все. По сути дела, психоаналитик просто беседует с человеком о его прошлом и настоящем, о его планах и тревогах. Но одновременно «вытаскивает» с уровня подсознания все, что там скрыто, подавлено, но создает мучительные проблемы и порождает кризисы.
  • Метод свободных ассоциаций. Это уже более организованный прием, в котором используются специальные фразы, слова, картинки. Ассоциации, которые рождаются у человека в ответ на них, - это каналы доступа к бессознательному, к тайным желаниям, скрытым комплексам, вытесненным воспоминаниям.
  • Толкование сновидений. З. Фрейд и его ближайшие последователи (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) придавали этому методу большое значение и написали много работ о толковании образов сновидений, об архетипах бессознательного, проявляющихся в снах.

Но в настоящее время последний метод не столь популярен и используется реже, чем первые два. Если только речь не идет о навязчивых, болезненных сновидениях.

Терапевтическая составляющая психоанализа

Психоанализ и психотерапия – это разные направления и разные подходы к воздействию на психику человека. Однако терапевтическая составляющая есть и у психоанализа.

Психоаналитик не оказывает давления на индивида, не формирует у него стереотипы «правильного» поведения, не предлагает готовых решений. Он помогает человеку выговориться и самому разобраться в причинах собственных проблем и внутренних конфликтов. С точки зрения психоанализа, этого достаточно, чтобы почувствовать облегчение, освобождение от давления бессознательного и, главное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Но во время сеанса психоанализа, когда человек выговаривается и раскрывается, происходит еще ряд процессов, которые оказывают на клиента сильное психотерапевтическое действие. Психоаналитик не просто позволяет человеку свободно, не смущаясь, рассказать о своих проблемах, но и направляет этот процесс таким образом, что перед пациентом раскрывается давно скрытое в подсознании. И он постигает истину о самом себе. Не всегда это приятная истина, поэтому сознание сопротивляется, выстраивает разные психологические блоки, затрачивая на это немало энергии.

Задача психоаналитика – мягко преодолеть это сопротивление, побудить человека самостоятельно разрушить психологические блоки. Сеанс психоанализа должен быть построен так, что человек не только получает возможность увидеть корни своих проблем, но и обретает уверенность в их преодолении. Поэтому под руководством хорошего, опытного психоаналитика в сознании человека происходят существенные позитивные изменения.

В Западной Европе и в США, где это направление успешно развивалось многие десятилетия, сеансы психоанализа очень популярны. И несмотря на многочисленных критиков, они приносят явную пользу, ведь люди после них чувствуют повышение эмоционального тонуса, уверенность в собственных силах и готовность решить свои внутренние и внешние проблемы.



Loading...Loading...