Предмет социальной философии понятие социального. Теория социальной мобильности

Предмет социальной философии и базовые понятия.

Предисловие критики политической экономии – нужно знать, а то 2 на экзамене.

4. Людвиг Фейербах раздел 3,4

5. Энгельс письмо Глоху Т37 стр.394-396

6. Ленин ʼʼМатериализм глава 6, параграф 2

7. Т.23 Ленин

8. Гобозов ʼʼФилософия как постижение эпохиʼʼ

9. Кражевов ʼʼматериалистическое понимание историиʼʼ №1

10 .Семенов журнал новое и новейшее история №3

11. Даведюк ʼʼСоциологический законʼʼ 2001 год, №6

12. Орлов материалистическое понимании истории №4

13. глава 4, параграф 1 Мусаелян

14. Значение философии Маркса сегодня

15. Нужен ли нам Маркс №11,12

16. Бердяев ʼʼистоки русского коммунизмаʼʼ, ʼʼсмысл историиʼʼ

17. Арон ʼʼэтапы развития исторической мыслиʼʼ

18. Рассл ʼʼИстории философии западной цивилизацииʼʼ глава про Маркса

19. Поппер ʼʼоткрытое общество и его врагиʼʼ

20. История цивилизации. Предисловие, введение и глава 1.

Есть разные подходы к пониманию предмета социальной философии. Предмет социальной философии – изучает предельно общие законы функционирования и развития общество как целостной системы. Философский взгляд - это изучение в общем. Философия изучает общество в целом.

Базовые понятия социальной философии:

1. Общество - есть высшая социальная форма материи, субстратной-функциональной единицей которой является человек. Общество - ϶ᴛᴏ обособившейся часть от материального мира, представляющего собой исторически развивающиеся. Общество возникает естественным путем. Более узкий смысл - ϶ᴛᴏ конкретный исторический этап в развитии человечества. Общество - ϶ᴛᴏ конкретное социальное образование, как государственное образование.

Общество есть не сумма людей, общество это сложный коллектив людей, где каждый выполняет определœенную функцию. Аристотель говорил – что ʼʼчеловек не самодостаточное существо, он может существовать только в коллективеʼʼ: ʼʼчеловек – есть политическое животноеʼʼ.

Гегель общество – ʼʼэто где всœе зависят от всœехʼʼ, Маркс ʼʼобщество - ϶ᴛᴏ сложный коллектив людей (соц. организации), объединœенное разными видами социальной связи, обусловленное специфических для данного общество существованием.ʼʼ

Что объединяет людей в эту соц. организацию, что дает назвать социумом обществом? Их способ существования - ϶ᴛᴏ деятельностный способ существования – который помогает людям объединяться, это связи объединяет людей в сложный социальный механизм, это их родовой социальный признак. Деятельность сама их разная (охота͵ земледелие), с одной стороны объединяет, но с другой стороны у каждого народа свой – связи у людей приобретает свою особенность.

Общество - ϶ᴛᴏ сложный коллектив людей. Общество есть сложная социальная организация людей.

Подсистема общество – сфера общественной жизни - ϶ᴛᴏ область жизнедеятельности людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обусловлено разделœением людей общественной и потребностям обеспечения.

Производственная сфера, социальная, политическая, духовная основные сферы общественной жизни, каждая из них имеет сложный характер и имеет следующие элементы: люди, деятельность, отношения, вещные элементы этой сферы, учреждения, в рамках которой происходит организация данной деятельности.

Роль этих сфер неодинакова, одни духовную выделяют, другие политическую, с точки зрения Маркса – материальная сфера является важнейшей. Недостаточное внимание духовной сфере окажется и на материальной сфере.

Маркс определяющая роль материальная сфера - ϶ᴛᴏ методологический прием: право, гос-во, политические отношения, особенности идеологии.

Что есть человек?? Человек – есть социальное существо, в связи с этим он имеет родовые социальные признаки:

1. деятельность (труд как способ существования человека);

2. сознание (разум);

3. это отношение (определœенные отношение к другим), Маркс ʼʼу животных нет сознательного отношенияʼʼ;

4. свобода – тоже родовой сущностный признак человека;

5. характерно коллективность – он может жить только в общество;

6. человек обладает индивидуальностью, он должен иметь возможность обособляться.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, есть много признаков, которые помогают относится человеку как соц. существу. Человек существует через отдельного человека.

Индивид – выделяется по родовым социальным признакам, по этим же признаком выделяется и социальный индивид, эти признаки есть у каждого человека в особенностях, это и делает его индивидом, который обладает определœенными социальными признаками.

Человек является носителœем определœенных сущностный сил, это и дает выделять его социального существа.

Сущностные силы – формы выражения субъективности человек, его активном отношении человека к другим людям. Свобода есть форма выражения. В этом смысле он само утверждает самого себя и само выражает самого себя. Человек вообще индивидуалист. Индивида выделяют биологическом смысле. Сущность человека

Социальные качества личности:

1. это деятельность;

2. это установки;

3. социальный статус;

4. социальная роль.

Личность - ϶ᴛᴏ определœенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых качеств.

Структура личности:

1. это знание или память;

2. культура;

3. деятельность;

4. свобода;

6. самосознание.

Труд и деятельность .

Труд (Маркс) – есть процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредует. Изменяя природу, человек и изменяется и сам.

Деятельность есть родовое сущностная черта человека, деятельность есть ничто иное, как выражение поведения, форма активного отношения к миру, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражено генетически. Пределы определяются наследственным кодом. Деятельность у людей имеет несколько иной характер, деятельность - ϶ᴛᴏ есть человеческого форма активного отношения к миру, содержание которого определяется способностями потребностями обусловленное уровнями его культуры.

Могла ли возникнуть желание у античного человека сходить и купить компьютер??? такой потребности не было. В случае если уровень не совпадает с уровнем, то говорят не цивилизованный, сама культура определяет его способности и потребности.

Понятие деятельность более широкое, чем труд, это активное отношение, труд это базовый вид деятельности, который обуславливает. Я человек и ничего человеческого мне не чуждо.ё

Предмет социальной философии и базовые понятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Предмет социальной философии и базовые понятия." 2017, 2018.

В качестве объекта социально-философского анализа выступает общество - локальное или человечество. Общество является объектом анализа разных наук: истории, социологии, философии истории, социальной философии и др. Но каждая из них имеет свой предмет исследования, т.е. свой аспект в изучении общества, а значит, общие и специфические методы социального познания.

Предмет социальной философии - это отношение между обществом людей и общественным человеком. В этом отношении общество выступает в качестве общественного бытия, а человек в форме общественного сознания. Последнее означает, что общественный человек - это люди, объединенные в род, этнос, народ, цивилизацию и т.п., а не индивид. При таком подходе общество, его познание и общественное сознание, а также общественная практика приобретают очевидную специфику по сравнению с другими науками и формами мировоззрения, изучающими общество. Таким образом, социальная философия - это составная часть философии, изучающая взаимоотношение между обществом и человеком в форме взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

Предмет социальной философии - это отношения между общественным человеком, с одной стороны, и социальными институтами, общественными сферами, общественными формациями, общественными цивилизациями и т.п. - с другой. Сущностью общественного человека в этом случае выступает общественное сознание и общественная практика, которые осуществляются в перечисленных общественных формах. В этой связи уместно подчеркнуть, что социальная философия изучает не общественное бытие и общественное сознание в их раздельности, а процесс их функционирования и развития в различных общественных формах (институтах, сферах, формациях и т.п.). Поэтому важной проблемой социальной философии является изучение общества как целостной природно-социальной системы, важнейшими элементами которой являются общественное бытие и общественное сознание человека.

Прежде всего, социальная философия изучает общественное бытие, которое трактуется в разных социально-философских системах по-разному. Общественное бытие представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального), что затрудняет его понимание и интерпретацию. Приходится конкретизировать методы философского познания: общественная связь и общественное развитие, общественные противоречия, общественные законы, соотношение общественной необходимости и свободы и т.п. И дело здесь не только в соответствующем прилагательном "общественное", но главным образом в выявлении сути новых социально-философских понятий. Поэтому анализ особенностей общественного познания должен предшествовать анализу других проблем социальной философии.

В силу сложности изучаемого объекта в истории социальной философии возникло несколько направлений анализа: исторический идеализм, исторический материализм, исторический реализм. Они по-разному решают проблему взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания и другие смежные проблемы. Все эти направления равноценны с точки зрения общественной истинности, т.е. являются гипотезами, имеющими свою познавательную ценность в разных обществах и в разные исторические периоды. Например, исторический материализм господствовал в социалистических обществах, а исторический идеализм в буржуазных. Сейчас и человечество, и социальная философия поднимаются на новую ступень социального познания.

Социальная философия изучает человечество как совокупность локальных (отдельных) обществ, находящихся между собой во взаимной связи. В этом случае понятия "человечество" и "общества", из которых оно состоит, различаются. Общества представляют собой целостные системы, своеобразные природно-социальные организмы, состоящие из множества сфер-систем: географической, демографической, экономической и т.п. Эти общественные системы анализируются со стороны составных частей и функций в составе общественных организмов. Уже при изучении этой части социальной философии становится ясно, какое сложное образование представляет собой общество, и как мало мы о нем знаем.

Одной из проблем социальной философии является процесс развития обществ и человечества. Здесь анализируются основные субъекты социального развития (личности, элиты, классы и нации); типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное); особенности процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный); общественный прогресс во всей сложности его протекания (критерии, необходимость, цена и т.п.), движущие силы и перспективы общественного прогресса, соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии.

Важной проблемой социальной философии является изучение форм связи между основными сферами общественного организма, т.е. изучение способов интеграции элементов общественного бытия. Такими формами интеграции являются формации обществ (общественные формации), выступающие своеобразными метасистемами. Мы выделяем три типа таких метасистем: политические, экономические, смешанные. Им соответствуют и такие же общества. В рамках этих формаций обществ возникают соответствующие им формы общественного сознания, в которых познается экономическое, политическое, смешанное бытие.

Социальная философия издавна занимается проблемой качественных этапов в развитии обществ и человечества, что связано с понятием культуры и цивилизации. В культурологии проблема культуры изучается более подробно, как самостоятельная характеристика человеческого общества и человека. В рамках социальной философии культура рассматривается как качественная характеристика общества, многообразия и этапов развития культуры - цивилизаций. В этой части цивилизации изучаются и как характеристики локальных обществ (египетская, западноевропейская, китайская, российская и т.п.), и как характеристики этапов развития человечества: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

мировоззрение античный философия пространство

Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире. Социальная философия имеет давнюю предысторию, но относительно недавнюю историю. Если философия истории как самостоятельная дисциплина выделилась в комплексе философских наук в конце XVIII - начале XIX вв., то для социальной философии временем самоопределения стала вторая треть ХХ в. Социальная философия берет своё начало в Античности. Ее появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу философского осмысления общества и отдельных его сфер. Что же касается философии истории, то ее начало в Европе заложил Августин Аврелий (IV в. н. э.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Августиновское толкование исторического процесса в европейской философии господствовало до XVIII века. Но формирование социальной философии как отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время происходит становление социологии и психологии. Ученые отказываются от «спекулятивного», основанного только на размышлении, рассудочного познания мира в пользу опытного, рационального знания. Они выделяют активную роль человека, который овладевает тайнами мироздания не с помощью метафизических, оторванных от реальной жизни умопостроений, а за счет точных научных методов. Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему сущности как философии в целом, так и социальной философии, в частности. И по сей день в литературе нет единства в определении социальной философии и ее предмета.

За рубежом социальная философия понимается как философское исследование вопросов социального поведения человека: от роли индивидуальных мнений до легитимности законов, от общественного договора до критериев революций, от функций повседневных действий до влияния науки на культуру, от демографических изменений до коллективного порядка в осином гнезде. В России социальная философия определяется как автономная исследовательская область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий.

Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие. В задачи социальной философии входят также исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и, насколько это возможно, ее основных тенденций. Особое внимание социальная философия уделяет изучению современного общества и перспектив его развития в обозримом будущем. Современная социальная философия должна давать также анализ и критику существующих социальных концепций, подобных либерализму, консерватизму и социализму. И наконец, социальная философия очерчивает место среди других наук об обществе, исследует особенности социального познания в целом и возможности достижения объективного знания об обществе и его истории.

В качестве объекта социально-философского анализа выступает общество - локальное или человечество. Общество является объектом анализа разных наук: истории, социологии, философии истории, социальной философии и др. Но каждая из них имеет свой предмет исследования, т.е. свой аспект в изучении общества, а значит, общие и специфические методы социального познания.

Предметом социальной философии является отношение между обществом людей и общественным человеком. В этом отношении общество выступает в качестве общественного бытия, а человек в форме общественного сознания. Последнее означает, что общественный человек - это люди, объединенные в род, этнос, народ, цивилизацию и т.п., а не индивид. При таком подходе общество, его познание и общественное сознание, а также общественная практика приобретают очевидную специфику по сравнению с другими науками и формами мировоззрения, изучающими общество. Таким образом, социальная философия - это составная часть философии, изучающая взаимоотношение между обществом и человеком в форме взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

Предметом социальной философии являются отношения между общественным человеком, с одной стороны, и социальными институтами, общественными сферами, общественными формациями, общественными цивилизациями и т.п. - с другой. Сущностью общественного человека в этом случае выступает общественное сознание и общественная практика, которые осуществляются в перечисленных общественных формах. В этой связи уместно подчеркнуть, что социальная философия изучает не общественное бытие и общественное сознание в их раздельности, а процесс их функционирования и развития в различных общественных формах (институтах, сферах, формациях и т.п.). Поэтому важной проблемой социальной философии является изучение общества как целостной природно-социальной системы, важнейшими элементами которой являются общественное бытие и общественное сознание человека.

Прежде всего, социальная философия изучает общественное бытие, которое трактуется в разных социально-философских системах по-разному. Общественное бытие представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального), что затрудняет его понимание и интерпретацию. Приходится конкретизировать методы философского познания: общественная связь и общественное развитие, общественные противоречия, общественные законы, соотношение общественной необходимости и свободы и т.п. И дело здесь не только в соответствующем прилагательном «общественное», но главным образом в выявлении сути новых социально-философских понятий. Поэтому анализ особенностей общественного познания должен предшествовать анализу других проблем социальной философии.

В силу сложности изучаемого объекта в истории социальной философии возникло несколько направлений анализа: исторический идеализм, исторический материализм, исторический реализм. Они по-разному решают проблему взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания и другие смежные проблемы. Все эти направления равноценны с точки зрения общественной истинности, т.е. являются гипотезами, имеющими свою познавательную ценность в разных обществах и в разные исторические периоды. Например, исторический материализм господствовал в социалистических обществах, а исторический идеализм в буржуазных. Сейчас и человечество, и социальная философия поднимаются на новую ступень социального познания.

Социальная философия изучает человечество как совокупность локальных (отдельных) обществ, находящихся между собой во взаимной связи. В этом случае понятия «человечество» и «общества», из которых оно состоит, различаются. Общества представляют собой целостные системы, своеобразные природно-социальные организмы, состоящие из множества сфер-систем: географической, демографической, экономической и т.п. Эти общественные системы анализируются со стороны составных частей и функций в составе общественных организмов. Уже при изучении этой части социальной философии становится ясно, какое сложное образование представляет собой общество, и как мало мы о нем знаем.

Одной из проблем социальной философии является процесс развития обществ и человечества. Здесь анализируются основные субъекты социального развития (личности, элиты, классы и нации); типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное); особенности процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный); общественный прогресс во всей сложности его протекания (критерии, необходимость, цена и т.п.), движущие силы и перспективы общественного прогресса, соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии.

Важной проблемой социальной философии является изучение форм связи между основными сферами общественного организма, т.е. изучение способов интеграции элементов общественного бытия. Такими формами интеграции являются формации обществ (общественные формации), выступающие своеобразными метасистемами. Мы выделяем три типа таких метасистем: политические, экономические, смешанные. Им соответствуют и такие же общества. В рамках этих формаций обществ возникают соответствующие им формы общественного сознания, в которых познается экономическое, политическое, смешанное бытие.

Социальная философия издавна занимается проблемой качественных этапов в развитии обществ и человечества, что связано с понятием культуры и цивилизации. В культурологии проблема культуры изучается более подробно, как самостоятельная характеристика человеческого общества и человека. В рамках социальной философии культура рассматривается как качественная характеристика общества, многообразия и этапов развития культуры - цивилизаций. В этой части цивилизации изучаются и как характеристики локальных обществ (египетская, западноевропейская, китайская, российская и т.п.), и как характеристики этапов развития человечества: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

Краткий итог: предмет социальной философии - это предмет социально-философской деятельности (т.е. деятельности социальных философов как субъектов социальной философии). Определение предмета социальной философии должно осуществляться только в комплексе с определением других элементов социально-философской деятельности (ее субъектом, целью, методом и пр.). Решающее значение для определения предмета социальной философии имеет развитие тех отраслей философской деятельности, которые являются предпосылочными для социальной философии. Соответственно, предмет социальной философии определяется в категориях тех философских учений (направлений), которые достигают такой степени разработки, что в своем составе формируют специализированную область социально-философских исследований.

Функции социальной философии нужно рассматривать по отношению к обществу, в котором она существует, и студенту, который ее изучает: эти функции близки, но не тождественны. Основные функции социальной философии: познавательная, диагностическая, прогностическая, образовательная, проективная.

Важнейшей функцией социальной философии является, прежде всего, познавательная. Она состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия, в разработке социально-философской теории, в которой нуждается общество. Эту работу ведут социальные философы. Разработка теории включает в себя определение основных категорий и понятий социальной философии, таких, как общество, формация общества, экономика, цивилизация и др., а также приведение их в определенную систему, построенную на основе каких-то принципов.

Диагностическая функция социальной философии состоит в анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценки вариантов развития, их причин, способов и планов.

Диагностическая функция социальной философии позволяет проанализировать причины возникновения конфликтов в различных сферах общества, понять их причины и наметить социально-философский путь их разрешения.

Прогностическая функция социальной философии выражается в выработке обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Это предполагает анализ тенденций развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т.п. Такая возможность дается реализацией познавательной и диагностической функций социальной философии. Результатом прогностической функции является прогноз, в котором излагаются возможные (реальные и формальные) сценарии развития данного общества и человечества. Эти сценарии включают в себя обоснованные цели общественного развития и реальные способы их реализации.

Образовательная функция социальной философии выражается в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание основ социальной философии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания основных тенденций развития общества и человечества.

Проективная функция социальной философии заключается в разработке проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, страта, нации). Это преобразование может касаться изменения социального института, государства, формации, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований (например, марксистско-ленинский проект социалистического переустройства России). В этом случае социальная философия приобретает идеологический характер, играет роль оправдательной инстанции для каких-то политических решений.

Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них так или иначе включает их в свое содержание. Т.е., социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций.

Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум. Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.

Объект социальной философии - социальная жизнь и соци­альные процессы. Однако сам термин «социальный» употребля­ется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, индивидуально-психологические явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономичес­кие, и политические, и национальные и множество других явлений жизни общества.

Достаточно обоснована точка зрения, согласно кото­рой социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общес­тва - это совместное бытие людей, это их «со-бытие». Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различ­ные стороны общественной жизни: экономическую, политичес­кую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. Ведь социальное действие - это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.

В современном социогуманитарном знании за рубежом и у нас все чаще для обозначения общественного применяют две категории: «социетальный» и «социальный». Категорией «социетальный» обозначают процессы «первого уровня», т.е. процессы, относящиеся к обществу в целом: экономические, собственно социальные, политические, регулятивные, духовные. Категория «социальный» относится к непосредственным отношениям «второго уровня» - между социальными общностями и внутри их, т.е. эта категория чаще всего относится к социологической науке.



Поэтому основным субъектом социального действия и соци­альных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социаль­ной жизни - ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы.

Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образу­ют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнооб­разный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обес­печивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни - социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.

На основе изложенного можно дать следующее определение: социальная философия - это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия, функционирования и развития элементов общества, целостного про­цесса социальной жизни.

Необходимо выделить следующее содержание предметной области социальной философии :

Источники развития общества;

Движущие силы и источники общественного развития;

Цель, направленность и тенденции исторического процесса;

Прогнозирование будущего.

Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмот­рения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе.

Социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. При этом она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами,социальная философия анализирует целостный процесс изменения общественной жизни и развития социальных систем.

Предмет и специфику социальной философии как науки нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о еефункциях. Можно выделить основные из них.

Гносеологическая функция социальной философии связана с тем, что она исследует и объясняет наиболее общие закономерности и тенденции развития всего общества и социальные процессы на уровне больших социальных групп.

Методологическая функция социальной философии заключается в том, что она выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих Подходах к их изучению. Именно на социально-философском уровне зарождается общая постановка той или иной социальной проблемы и основные пути ее решения. Социально-философская теория в силу большой степени общности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других общественных наук.

В этом же ряду находится и такая функция, как интеграция и синтез социального знания , установление всеобщих связей общес­твенного бытия. Интегративная функция социальной философии проявляется в ее направленности, прежде всего, на интеграцию и консолидацию человеческого общества. Именно ей принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлю­щих концепций, призванных объединить человечество для достижения коллективных целей.

Здесь же следует выделить и прогностическую функцию социальной философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше социальная философия опирается на науку.

Необходимо отметить и мировоззренческую функцию социальной философии. В отличие от других исторических форм мировоззрения (мифологии, религии) социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира.

Критическая функция социальной философии - принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему социальному знанию и социокультурным ценностям. Такой подход играет антидогматическую роль в развитии социального знания. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании, конструктивная крити­ка, а не абстрактный нигилизм.

С критической тесно связана и аксиологическая (ценностная) функция социальной философии. Любая социально-философская концепция содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных социальных ценностей. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что из старых ценностей сохранить.

Социальная функция социальной философии - довольно многоплановая по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. В наиболее широком смысле социальная философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно его хорошо объяснить.

С социальной функцией тесно связана функция, которую можно назвать гуманитарной . Речь идет о том, что социальная философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль не только для каждого народа, но и каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы рушатся, а новые не успели сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор, который порой приводит к трагической развязке..

Следует отметить, что все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методо­логическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и другие функции. И только через их целостное единство проявляется специфика и сущность социально-философского знания.

1.2 Предмет и функции социальной философии

История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой представляет – мировоззрение, науку, идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения философии:

1) философия – это сложившиеся убеждения по поводу чего-либо (например, жизненная философия, студенческая философия);

2) отвлеченные, общие, не относящиеся к делу рассуж дения (например, разводить философию).

Одно из самых распространенных определений философии, которое несколько десятилетий было принято в СССР, исходило из тезиса К. Маркса о необходимости создания новой философской науки, вооруженной современными, точными методами исследования бытия, общества и человека: философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

Нередко под философией понимается чье-либо учение о мире (например, античная философия, философия Гегеля и т. п.)

Термином “философия” часто называют методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки, области знания (например, философия истории, философия математики и т. д.)

Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире. Социальная философия берет своё начало в Античности. Ее появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу философского осмысления общества и отдельных его сфер.

Что же касается философии истории, то ее начало в Европе заложил Августин Аврелий (IV в. н. э.) своим знаменитым трудом “О граде Божьем”. Августиновское толкование исторического процесса в европейской философии господствовало до XVIII века. Но формирование социальной философии как отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время происходит становление социологии и психологии. Ученые отказываются от “спекулятивного”, основанного только на размышлении, рассудочного познания мира в пользу опытного, рационального знания. Они выделяют активную роль человека, который овладевает тайнами мироздания не с помощью метафизических, оторванных от реальной жизни умопостроений, а за счет точных научных методов.

Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему сущности как философии в целом, так и социальной философии, в частности. И по сей день в литературе нет единства в определении социальной философии и ее предмета. Более того, в научном мире отсутствует даже единое понимании одной из основных категорий – “социальное”, – хотя объектом социальной философии являются социальная жизнь и социальные процессы.

В литературе термин “социальный” употребляется в разных смыслах. Пожалуй, наиболее часто используется определение, данное П. А. Сорокиным, по мнению многих, самым выдающимся социологом первой половины ХХ века. “Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного – в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов”, – пи– сал этот американский ученый (Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 527.).

Рассмотрим определения социальной философии. Одним из самых известных определений является следующее: “Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды, встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего” (Очерки социальной философии. М., 1994. С. 3.).

Не будем анализировать столь сложную дефиницию (толкование слова), видимо, она может быть достаточно полезной для ученого-теоретика, но мы попробуем найти более простое определение: “Социальная философия – это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни” (Социальная философия. М., 1995. С. 13-14.).

Автором еще одного определения является известный отечественный ученый В. С. Барулин. Он считает, что “социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе” (Барулин В. С. Социальная философия. Ч. 1. М., 1993. С. 90.)

Студент может взять на вооружение любое из приведенных определений. Он может также каким-то образом попытаться их синтезировать, или даже попробовать сконструировать свое собственное определение. Но для этого надо знать, что многообразие и различие определений социальной философии во многом связано с тем, что до сих пор не ясен проблемно-предметный статус социальной философии. Причины этого разнообразны. Сказывается нигилистический (отрицающий полностью все прошлые достижения) разрыв с “истматовским” прошлым. Влияет утверждение с середины 80-х годов “плюрализма мыслей, а не знаний”. Сказываются и трудности в освоении современной западной литературы.

На последней причине остановимся более подробно. Несколько десятилетий даже советские философы-профессионалы, не говоря уже о тех, кто изучал философию в высших учебных заведениях или просто интересовался ею, были лишены возможности общаться с зарубежными коллегами-немарксистами и читать зарубежную философскую литературу. Следствием этого, помимо всего прочего, явилось то, что с конца 80-х годов книжный рынок обрушил на читателей такой объем ранее неизвестной литературы, который просто трудно было освоить. Но дело не только в этом. В России стало модным многое из того, что за рубежом уже было историей философии.

Если на западе термин “социальная философия” стал весьма распространенным в середине ХХ века, то в России – лишь в завершающие его 90-е годы. Справедливости ради следует отметить, что и на Западе нет единого мнения о сущности социальной философии. Так, учебник для студентов Оксфорда (Грэхем Г. Современная социальная философия. Оксфорд, 1988.) содержит разделы о сущности общества, личности, социальной справедливости, социальном равенстве и его поддержании, здравоохранении, моральных нормах и праве. Другой учебник, изданный в Дармштадте (Форшнер М. Человек и общество: основные понятия социальной философии. Дармштадт, 1989), рассматривает концепции общества, идею свободы воли и ответственности человека, проблемы наказания, власти, политические системы, теории справедливых войн и т. д. Этот список можно продолжить.

Отметим, что подходы отечественных авторов так же различны и все они имеют право на существование, так как не являются альтернативными, а лишь дополняют друг друга, рассматривая сложный социальный мир с различных сторон философского мировоззрения.

Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.

1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей);

2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);

4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества.

Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям:

1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения – мифологии и религии – социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

6) аксиологическая или ценностная функция (любая со– циально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

7) социальная функция (в наиболее широком смысле со– циальная философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.

Известный философ К. Х. Момджян справедливо отмечает, что, в отличие от конкретных наук, каждая из которых разрабатывает свою “делянку”, у философии хватает дерзости попробовать осмыслить мир в его тотальности, универсальности, всеобщности. Эта тотальность раскрывается ею в двух взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать “субстанциальным” и “функциональным”. В первом случае речь идет о поиске существенных и неслучайных сходств между подсистемами целостного мира (примером которого может служить их подчиненность универсальным принципам каузально-функциональной связи, на существовании которых настаивают концепции философского детерминизма). Во втором случае речь идет о попытках объяснения подобных сходств путем раскрытия существенных и неслучайных связей, реальных опосредований между соотносимыми “царства бытия” (Момджян К. Х. Социум. Общество. История. М., 1994. С. 68.).

Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.

Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.

В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов, социальная философия выступает и как методология для других общественных наук.



Loading...Loading...